Роль воспитателя в руководстве сюжетно ролевой игрой

Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). Сюда входят:

• наблюдения;

• целевые прогулки;

• экскурсии

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;

• изобразительная деятельность;

• игры-имитации;

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай» ;

• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом»).

Прямое руководство (с вмешательством в игру).

Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи, как ко всему коллективу, так и к отдельным детям.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.

Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ.

Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. «Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу». Такие советы обогащают замысел игры.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах. При непосредственном участии в играх, часто совсем не главную, эпизодическую роль занимает воспитатель.. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре спрашивать, где продаются билеты, и таким образом наводить на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине спрашивать о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

Еще один важный компонент сюжетно-ролевой игры — использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.

В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Ранний возраст.

Приемы прямого руководства. — эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

— показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

— совместные с воспитателем игровые действия

— включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

— демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

— применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

— подсказывающие вопросы

Приемы косвенного руководства:

— подбор игрушек с определенными свойствами

— рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении

— наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения

— разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)

— подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)

— рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций

— создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)

— изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)

— постановка педагогом проблемной ситуации.

Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит  ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

Младший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

Вторая младшая группа

Обучение способам игрового отражения действительности:

— включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

— обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

— вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

— поощрение

-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

— помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

Средняя группа

— включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

— вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

Приемы косвенного руководства.

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

— чтение художественных произведений, драматизация сказок

— наблюдение за играми других детей

-напоминания об интересных фактах из жизни.

Организация предметно-игровой среды

— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

— внесение в среду новой игрушки

— изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Организация воспитателем игр обучающего характера:

— театрализованные игры

— игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »

— дидактические игры «Кому что нужно для работы»…

Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

— поощрение

— привлечение в игру малоактивных детей.

Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

Старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

— спланировать ход игры, последовательность действий

— распределить роли, согласовать замысел,

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

— наблюдение за игрой детей,

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

— создать игровую ситуацию,

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Вывод: к семи годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

Рекомендации:

Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, творил.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

Характер игры – придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:

1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки («Иван Царевич и Серый волк», «Царевна – лягушка», «По щучьему веленью»);

2) частичное преобразование известной сказки (Царю захотелось получить не жар-птицу, а новогоднюю елку);

3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов (У Емели была сестра, и родители попросили ее отвезти в детский сад. Вдруг поднялась вьюга, и они заблудились);

4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров» (Две Быбы Яги звонят друг другу и обсуждают что купить в магазине. Первая Баба Яга – воспитатель, вторая – ребенок);

5) придумывание новых историй на основе реалистических событий «Натоящие истории» ((В одном доме жила семья – мама, папа и девочка, которую звали Юля. Как – то раз Юля заболела. Мама пошла в аптеку за лекарством, папа был на работе, а Юля осталась дома одна…).

Вопросы:

1) Может ли воспитатель вмешиваться в игру? У него есть такое право, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить созданный ребенком образ Воспитатель обязан направлять игру, не разрушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры

2) Какие методы можно использовать для корректировки или развития сюжета игры, когда она уже  началась?

Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно обязательно следить за развитием игры, наблюдать за общением детей, очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

3) Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения:

— Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели.  Что должен сделать педагог? Как научить играть, не разрушая игру соседа?

— Витя и Паша играют с машинами. Они шоферы. В перерыве между поездками два шофера обсуждают свои машины. «Моя машина лучше твоей!» — говорит Витя. «Почему?» — спрашивает  Паша. «Моя мощнее, вон сколько у меня колес, больше, чем у тебя…» — ответил Витя. Паша нахмурился, «нет..…» выкрикнул он «мощнее та, которая больше», он  отвернулся и стал бессмысленно передвигать свою машину вперед-назад. (Такие споры полезны для уточнения представлений детей, для воспитания их любознательности)

— Воспитатель организовал игру «Автобус». Дети сели, купили билеты и поехали. В ходе игры автобус останавливался на двух остановках, где вышли больше половины детей и стояли смотрели, как  оставшиеся дети готовятся на третьей остановке выйти. Через минуту автобус оказался пуст, шофер огорчился, что везти ему некого, а остальные дети разбрелись по группе. Почему не получилась игра? (нет сопутствующих игр, сюжет не соответствует возрасту детей, отсутствие руководства педагога, недостаточно полная предшествующая работа…). Как должен был поступить воспитатель?

— Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением художественно-эстетического развития детей №117»

« Роль воспитателя в организации

 сюжетно-ролевых игр»

(сообщение для педагогов)

Воспитатель:  Логинова Т.П.

Оренбург, 2017г.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит
ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные
качества.

Советы
и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре,
помогают
довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников
настойчивости, целенаправленности.
Особенно нуждаются в такой поддержке дети с
неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком
подвижные. Нужно
стараться внушить им, что трудности преодолимы, стараться поднять их веру в
свои силы.

Влияя на содержание
игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми. Но даже при
сильном увлечении игрой ребенок не
утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому возможно
и нужно устанавливать некоторые правила,
поведение в творческой игре,
воспитывать у детей чувство ответственности
перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки. Дети стремятся в игре к
жизненной правде и в то же время нарушают
эту правду, по-своему изменяют события жизни. Ребенок, любящий и умеющий играть
в коллективе, иногда в игре
уединяется.

     В игре всегда видны результаты
педагогической работы. Отражение жизни в игре становится все более полным,
реалистическим, действия ребенка, выражаемые им чувства делаются более
осознанными, отношение к изображаемому более
определенным. Воображение приобретает все более
творческий характер,
направляется на достижение поставленной цели, на выбор наилучших средств для
этого. Все заметнее проявляется «радость победы», о которой говорил А.С.
Макаренко, удовлетворение от достигаемых
результатов, критическое отношение к своей деятельности.
Действия
участников игры, их роли становятся согласованными, организуются объединяемые
общими интересами дружные игровые коллективы.

Такого уровня
игрового творчества дети достигают только благодаря воспитанию, благодаря
систематическому, обдуманному руководству играми со стороны воспитателя.

 Наблюдая за самостоятельными игра­ми
младших дошкольников я
отметила много­кратное повторение однообразных
действий. Заметив, что мальчик длительное время возит машину, стараюсь,
включается в игру:
беру на себя какую-либо роль (например, «ма­ма»
куклы) и выполняю игровые действия, ко­торые знакомы ребенку и передают смысло­вые
связи между предметами. Например, про­сит водителя подвезти ее с
«дочкой» до мага­зина, сажает куклу в кузов, вынимает из маши­ны
(«идут в магазин»), опять сажает («возвра­щаются домой»).
Затем стараюсь под каким-либо предлогом выходить из игры и наблюдаю за детьми.
Большинство малышей с удовольст­вием повторяют действия воспитателя.

Участие
в игре взрослого способствует зарождению первых проявлений ролевого поведения.
Девочку, молча кормящую кук­лу, воспитатель побуждает к высказываниям
вопросами: «Это твоя дочка? Как ее зовут? Она любит кашу?» И т.д.

Еще
один важный компонент сюжетно-ролевой игры — использование предме­тов,
представляющих уменьшенную ко­пию реальных вещей и созданных специ­ально для
организации игры ребенка, и предметов-заместителей.

В
младшем возрасте
дети,
играя само­стоятельно, отдают предпочтение реальным игрушкам. В организованных
играх я использую предметы-заместители. Напри­мер, сообщаю ребенку, что его
машину сле­дует помыть (заправить бензином), и пока­зываю, как можно
воспользоваться корот­ким шнуром-«шлангом». Или, перемешивая в
тарелке кусочки цветной бумаги, привле­кает внимание девочки и предлагает угос­тить
куклу «салатом».

Малыши,
впервые пришедшие в детский сад, получают много новых впечатлений, но вначале они мало отражаются в игре. Игра в «детский
сад» ограничивается тем, что ребята только кормят своих кукол, укладывают их
спать.
Причина бедности этих игр, как показывают наблюдения, в том, что представления о детском саде у детей нечеткие,
отрывочные. Впечатлений много, а разобраться в них трудно. Главное, у детей нет
представлений о
деятельности сотрудников детского сада, а игра возникает
в том случае, когда они видят действия людей, которым подражают, понимают их
значение. Детей систематически знакомлю с работой повара, няни, медсестры. Все
это дает материал для игры. Интересные занятия вызывают у детей желание,
подражая воспитателю, рассказывать куклам сказки, проводить с ними
дидактические игры.

У
детей
II младшей
группы поводом к игре часто служат случайные
ассоциации. В этом должен помогать
воспитатель, подбирая игрушки и разные предметы. Так, наглядно напоминая детям
об увиденном, воспитатель все же не
определяет тему игры. Одна и та же игрушка может
вызвать разные
ассоциации. Например, с пианино можно играть не в «музыкальное занятие», а в «праздник», с игрушечными животными можно разыграть
знакомую сказку.

Одна
из основных тенденций развития игры — формирование ее целенаправленности, что
требует длительной систематической работы
воспитателя.

Способность идти от
мысли к действию начинает проявляться у детей уже на четвертом году жизни, это
дает право воспитателю учить их ставить в
игре определенную цель. Опыт показывает, что это достигается довольно быстро.
Вопросы воспитателя: «Во что будешь играть? Кем будешь? Какие
игрушки
хочешь взять на прогулку? Что будешь строить?» — заставляют ребенка задуматься,
определить тему игры. Я наблюдаю, выполняют ли дети задуманное и стараюсь
поддержать интерес к выбранной теме своим

одобрением, подходящей игрушкой, а иногда
и своим участием. Однако я не настаиваю на том, чтобы задуманная игра была
всегда доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали
более интересную. Очень важно поддержать
усилия детей, дать им возможность
пережить радость от достижения игровой
цели.

С усложнением
содержания игры возникает необходимость наметить, хотя бы в общих чертах, что будет делать каждый. Вначале детям трудно решать
это самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать его с другими
они еще не умеют. Тут особенно нужна помощь воспитателя. Влияя на распределение
ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель
выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и
способствует
организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.

Особенно сложна роль
воспитателя в ходе развития сюжета игры. Во время
подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет
игры еще только начинается, воспитатель с
уважением относится к замыслу
участников, может давать им советы,
руководить их поведением, как взрослый детьми.

Иное
дело, когда в ходе игры неосторожным вмешательством можно
нарушить созданный ребенком образ. Далеко
не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Это право получают
люди, которые хорошо понимают замыслы детей, проявляют искренний интерес к
игре. Воспитатель не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие
матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ летчиков или
моряков об опасностях и трудностях их путешествий. Такой воспитатель может дать
совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его
словам, особенно если к нему обращаются как
к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу, летчикам
напомнить, что
самолеты перевозят не только людей, но и грузы. Такие
советы обогащают содержание игры.

Руководя игрой, воспитатель всегда должен
помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей,
сохранять их непосредственность, радость
игры. Из приемов руководства игрой следует
исключить всякого рода
принуждение, никогда не фантазировать за ребенка,
не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на
развитие
интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно
развивается игровое
творчество.

Чтобы найти
правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать
играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Я изучаю игру, чтобы
лучше руководить ею.

Особенно
важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь
в творческой игре, больше чем во всякой
другой деятельности, он обнаруживает свои
склонности, переживания. Влияние на игры отдельных детей всегда связано с
воспитанием детского коллектива в целом.

Когда дети выбирают
игру, я стараюсь следить, чем они руководствуются
при этом, задумываются ли над тем, во что играть.

Малышу нужно помочь в
выборе игры и потому, что он еще не освоился с обстановкой детского сада,
стесняется воспитателя, не решается взять привлекающую
его игрушку, примкнуть к игре товарищей. В таких случаях
игра помогает педагогу понять ребенка, сблизиться
с ним.

Игра — самая любимая
и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в
том, чтобы делать игру содержанием детской
жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Сюжетные игры вместе
с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых
жизненных ситуаций: «готовим Мишке обед», «купаем куклу», «лечим зайчика».

При обучении детей
сюжетно-ролевой игре перед воспитателем стоят задачи:

   постепенно развивать
игровой опыт каждого ребенка;

   помогать открывать новые возможности
игрового отражения мира;

—  пробуждать интерес
к творческим проявлениям в игре и игровому
общению со сверстниками.

Путь развития игры —
это совместная игра воспитателя с детьми, создание
обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в
свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами,
предметами-заместителями и воспитании доброго отношения
детей друг к
другу.

Воспитатель должен
уделить внимание:

—    обеспечению
условий для возникновения и развития игровой
деятельности (достаточное количество времени
для игры; наличие площади
для развертывания игровых действий,
необходимых игрушек и пособий, и
правильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями и
хорошее их самочувствие);

—      знать методику руководства игровой деятельностью;
методы и приемы,
направленные на поддержание и
улучшение эмоционально-положительного
состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное
переключение с одного вида деятельности на
другой, какими методами и
приемами это достигается направление детей на игру.

Итак, для развития сюжетно
ролевой игры
воспитателю необходимо:

·       
осуществлять
педагогическую поддержку сюжетно — ролевых игр де­тей; поощрять принятие роли,
развертывание ролевого взаимодействия и ролевое общение между детьми;
поддерживать сохраняющуюся игру ря­дом или индивидуальную игру; одобрять
ролевые реплики как средство кратковременного взаимодействия детей, играющих
вместе; участвовать в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения;

·       
поощрять
эмоциональное и словесное обозначение своей роли для партнера, называние словом
игровых действий, связанных с ролью, выде­ление сверстника как возможного
партнера по игре;

·       
следить за
тем, чтобы предметно — игровая среда становилась сред­ством развития
самодеятельной игры; обеспечивать детям свободное ис­пользование образных
игрушек, предметов — заместителей, средообразую-щих игровых модулей;

·       
разыгрывать с
детьми сценки по знакомым сюжетам, поощрять само­стоятельное развитие и
изменение сюжета детьми.

Педагогические рекомендации.

1.   Педагогам необходимо стараться не
занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.

2.   Создать игровую среду в соответствии
с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда
должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в
легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально
установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать
игровую среду самостоятельно.

3.   Эффективным приемом руководства играми
детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре
детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать
индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни
рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

4.   В руководстве детей большое место
занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно
играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени
способствует развитию ребенка.

5.   Руководство игрой должно строиться
на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой
детей.

6.   Педагог должен как можно чаще
ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию
самостоятельности у детей.

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Стать автором

Значение руководства сюжетно-ролевой игрой

Игра является не просто забавой для ребенка дошкольного возраста, а ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется и развивается его личность.

Сюжетно-ролевая игра интересна детям тем, что в процессе игры они могут на время «войти» в мир взрослых, примерить на себе различные роли и профессии, понять их значимость в жизни. Кроме того, сюжетно-ролевые игры развивают у детей творческое отношение к окружающей действительности, дают выход энергии и эмоциям детям, учат общаться с окружающими людьми, обогащают его новыми знаниями, умениями, навыками и практическим опытом.

Замечание 1

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является первой «школой» для ребенка, которая формирует у него качества, необходимые для полноценного существования в окружающем социуме.

Важным моментом в процессе организации сюжетно-ролевой игры является руководство игрой. В детском саду сюжетно-ролевыми играми дошкольников руководят воспитатели. Во время руководства воспитатель оказывает воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, воля, поведение и т.д.), используя их в целях всестороннего развития ребенка.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игры необходим не только для того, чтобы игра развивалась по сюжету, но и для того чтобы воспитатель мог уточнить и углубить некоторые знания и представления детей. Например, для выполнения роли врача в игре ребенок должен не только иметь представление о работе врача, но и перевести ее игровые действия. Это достигается посредством руководства со стороны воспитателя (объяснение, показ, уточнение и т.д.).
Во время руководства воспитатель помогает детям устанавливать взаимоотношения, учит договариваться друг с другом и т.д.

Замечание 2

Таким образом, сюжетно-ролевая игра под руководством воспитателя не только закрепляет у детей конкретные знания и представления, но и выступает своеобразной формой активной познавательной деятельности по овладению новыми знаниями и умениями.

«Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников » 👇

Виды и направления руководства игрой

Руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников осуществляется в двух направлениях.

Косвенное руководство – осуществляется без непосредственного вмешательства воспитателя в игру детей, направлено на обеспечение получения детьми определенного практического и жизненного опыта.

Основные приемы: наблюдение, целевая прогулка, экскурсия, беседа, чтение, просмотр фильмов, специальные занятия и т.п.

В процессе сюжетно-ролевой игры воспитатель наблюдает за игрой детей, при необходимости он дает им указания, подсказки, направляет игру детей в нужное русло и т.д., но при этом сам он не выполняет игровых действий.

Прямое руководство – осуществляется путем вмешательства воспитателя в игру детей, либо он принимает в ней непосредственное участие.

Основные приемы: роль в игре, показ игрового действия, советы в процессе игры, разъяснения, беседа, различная помощь в ходе игры и т.п.

Данное руководство осуществляется у детей младшего дошкольного возраста, так как они не в полной мере еще овладели умениями играть. Воспитатель принимает непосредственное участие в игре, чаще всего он выполняет определенную роль, то есть играет вместе с детьми и при этом руководит ими.

Роль педагога в руководстве игрой

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей.

Дети младшего дошкольного возраста чаще нуждаются в помощи (руководстве) воспитателя в процессе игры, так как у них еще небольшой игровой опыт. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный игровой опыт и могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Руководство со стороны воспитателя необходимо только в том случае, если у детей возникла спорная или конфликтная ситуация, либо если игра организована воспитателем для усвоения ими конкретных знаний и умений.

Замечание 3

Таким образом, роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников заключается в том, что он выступает как носитель игровых действий и игрового опыта, направленных на сохранение устойчивого игрового замысла.

Задача воспитателя в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей дошкольной группе:

  1. Показать детям необходимые игровые действия.
  2. Описать сюжет и характерные черты персонажа.
  3. Упражнять детей в игровых действиях в различных ситуациях.
  4. Создание проблемных игровых ситуаций, с целью активации деятельности детей.

Таким образом, основная задача воспитателя младшей группы в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой заключается в том, чтобы научить детей играть и развивать у них игровые действия.

В средней дошкольной группе воспитатель в процессе руководства игрой выступает как партнер. Его основная задача заключается в обогащении игрового опыта детей.

Воспитатель средней группы во время руководства сюжетно-ролевой игрой:

  • принимает непосредственное участие в игре;
  • предлагает тему игры, ставить проблемные задачи или вопросы, проводит беседы перед началом игры, распределяет роли и обговаривает действия персонажей;
  • при необходимости дает детям советы;
  • вместе с детьми создает сюжет, следит за его развитием, комбинирует последовательность игровых действий;
  • дает подсказки по ходу игры.

Воспитатель старшей и подготовительной к школе группе выступает в роли наблюдателя. Его основная задача формировать у детей умения и навыки строить и развивать сюжет игры совместными усилиями, понимать партнеров по игре и согласовывать с ними свои игровые действия.

В процессе руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников воспитатель:

  • дает советы перед началом игры;
  • в случае затруднений в ходе игры оказывает помощь (намек, подсказка, совет, наводящий вопрос и т.д.);
  • при необходимости осуществляет прямое вмешательство в игру детей (особенно если она начинает приобретать отрицательное направление, воспитатель находит игровые действия и приемы исправить эту ситуацию и направить игру в нужное русло).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Роль воспитателя в организации
сюжетно-ролевой игры
старших дошкольников

Автор: Ирина Анатольевна Бодрышева

Организация: МБДОУ №90 «Ласточка»

Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

Кто такой «идеальный воспитатель»? Каким он должен быть? В современном мире очень высокие требования к воспитателю. Речь идет не только о внешнем виде, уровне образования или интеллекта педагога, о его стремлении к саморазвитию, но и о внутренних качествах, о понимании степени ответственности за каждого ребенка, за его будущее. Мне кажется, что главный секрет хорошего воспитателя – это любовь к детям, умение понимать, чувствовать каждого ребенка, умение находить подход к каждому из них. Профессия воспитателя – это не работа, это призвание.

Для меня детский сад – это моя жизнь, мой второй дом. Я иду туда с радостью, с нетерпением жду каждого из моих детишек, всегда встречаю их с улыбкой. По-моему, очень важно постоянно общаться, разговаривать с детьми. В любом виде деятельности я стремлюсь быть с воспитанниками наравне, быть вместе с ними, слушать и слышать их, где-то помочь, а где-то успокоить.

Как всем нам хорошо известно, ведущий вид деятельности дошкольников – это игровая деятельность. Игра дает воспитателю невероятное количество возможностей сближения с детьми. В игре, в частности, в сюжетно-ролевой игре, каждый ребенок может раскрыться, а воспитатель имеет возможность лучше узнать каждого из своих воспитанников. Как говорил И.Ф Шиллер, «…в игре детей есть часто смысл глубокий». Именно в игре ребенок может проявить себя, свои творческие способности. Воспитатель, взаимодействуя с ребенком, в свою очередь, может воспитывать, развивать ребенка. Сразу приходят на ум слова В.А. Сухомлинского «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Каждый воспитатель должен уметь организовать игровую деятельность с детьми. При этом не следует ставить сюжетно-ролевую игру в жесткие рамки. Ведь игра – это деятельность, которой присуще свобода действий, творческая направленность. Мы лишь можем задать тему, направление сюжета, события же могут развиваться по абсолютно незапланированному сценарию. Каждый из детей может неосознанно стать настоящим режиссером игры. Задача же педагога – помочь договориться, согласовать действия. Конечно, речь идет о старшем возрасте.в играх младших дошкольников роль педагога несомненно усиливается. Для воспитателя очень важно уметь грамотно направить игру детей, при этом не навязывая своего мнения, помочь услышать друг друга, при этом давая возможность каждому из детей проявить себя. Недопустима критика детей, их предложений. Очень важно уметь отталкиваться от предложений воспитанников, аккуратно их дополнять или развивать. В организации сюжетно-ролевой игры большое значение имеет также и распределение ролей. И здесь очень важна помощь воспитателя. Для детей иногда бывает очень трудно договориться, все хотят быть продавцами, но никто не хочет быть покупателем. Задача педагога – показать, что покупателем быть – тоже очень интересно и увлекательно. Сделать это очень легко, нужно всего лишь самому быть немного «ребенком», как я уже говорила, быть с детками наравне.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра – это огромное поле для деятельности, это возможность для педагога быть к детям ближе, помогать им, решать воспитательные, развивающие задачи.

В своей практике я постоянно организовываю сюжетно-ролевые игры с детьми. Этот процесс будет значимым только при условии, если он будет последовательным, систематическим и постоянным. Я разработала картотеку сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста. Мне бы хотелось представить вам некоторые из этих игр. Возможно, они помогут кому-то в организации игровой деятельности с детьми. Но стоит помнить, что в игре нет жестких рамок. Это лишь вариант развития игрового сюжета.

Сюжетно — ролевая игра «В гости к бабушке»

Задачи: продолжить формировать умение выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры, умение выполнять в игре определенные роли, развивать внимание, воспитывать заботливое отношение к животным, доброе отношение к бабушке.

Ход игры:

У воспитателя звонит мобильный телефон

Воспитатель: Алло? Да, здравствуйте. Хорошо, мы обязательно приедем. До свидания!

Воспитатель: Дети, знаете, кто мне сейчас звонил? Это звонила бабушка Аня. Она живет далеко в деревне, приглашает нас к себе. Недавно у бабушки Ани, у её лошадки Маньки родился жеребёнок. Она хочет нам его показать. Я предлагаю отправиться в деревню. Как вы думаете?

Дети: Да, мы очень хотим поехать в деревню.

Воспитатель: На чем же мы туда отправимся?

Дети: Мы поедем на автобусе.

Воспитатель: Давайте собираться. Что же мы возьмем с собой?

Дети: Нужно взять с собой какие-то угощения.

Воспитатель: Предлагаю вам сделать для бабушки Ани тортик. Проходите на кухню.

Воспитатель и дети проходят к кухне. Выкладывают продукты и посуду.

Воспитатель: Наденьте фартуки и колпаки. Какие продукты нам понадобятся для теста?

Дети: Для теста нам нужны мука, молоко, сахар, яйцо, масло.

Воспитатель: Смешаем все продукты, теперь начинаем делать тортик. Поставим тесто в духовку.

Пальчиковая гимнастика «Торт»

Тесто ручками пожмём,

Сладкий тортик испечем,

Серединку смажем джемом,

А верхушку сладким кремом,

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко.

Воспитатель: Молодцы, торт готов. Пора в дорогу. Кто будет водителем автобуса?

С помощью считалки выбирают водителя автобуса.

Воспитатель: Ну что же, садитесь, а Лёва у нас водитель.

Лёва: Приготовимся, автобус отправляется.

Звучит мотор автобуса

Лёва: автобус приехал. Можете выходить.

Дети с воспитателем выходят из автобуса

Воспитатель: Дети, посмотрите, чтобы пройти к бабушкиному дому, нужно пробираться по сугробам. Как же быть?

Дети: Нужно расчистить дорожку от снега.

Воспитатель: ну что же, берите в руки лопаты. Почистим дорожку.

Дети с воспитателем имитируют соответствующие движения

Из домика появляется бабушка

Бабушка: Ой, ну наконец-то. Здравствуйте, дорогие. Я вас так ждала! Сейчас я покажу вам нашего жеребёнка. Только он еще совсем маленький, всего боится. Проходите, пожалуйста.

Дети подходят к бабушке

Бабушка: посмотрите, вот он, наш красавец.

На экране появляется видео – жеребенок

Бабушка: Вот только мы ему еще имя не придумали. Может, вы мне поможете, подскажете?

Дети: Можно назвать жеребенка Весельчак, ведь он очень весёлый и игривый..

Бабушка: Ой, какое интересное имя, оно ему очень подходит.

Бабушка: Ну ладно, Весельчаку и Маньке пора отдыхать. Вы, наверное, с дороги устали. Пойдемте пить чай, я блинов напекла.

Воспитатель: Ой, бабушка Аня, а мы как раз торт для вас испекли.

Воспитатель и дети проходят к столу.

Бабушка: Ну-ка, девочки, помогите мне на стол накрыть.

Девочки помогают сервировать стол

Воспитатель: А сейчас попробуем блинчики и тортик.

Игра «Чаепитие»

Воспитатель: Спасибо тебе, бабушка Аня, за чай, за то, что Весельчака показала. А нам пора в детский сад отправляться, скоро стемнеет.

Дети: Спасибо, бабушка Аня.

Бабушка: Спасибо вам, внучата, что приехали, навестили. Жду вас снова в гости.

Воспитатель: Ну что же, дети пора нам на остановку. До свидания.

Дети: До свидания.

Бабушка: До свидания.

Воспитатель и дети подходят к остановке. Водитель проходит и садится за руль.

Лёва: Все не забудьте пристегнуться. Автобус отправляется.

Воспитатель: Ну вот мы и приехали. Дети, куда же мы с вами ездили?

Дети: Мы ездили к бабушке Ане в деревню.

Воспитатель: Кого мы там видели?

Дети: Мы там видели жеребенка, которого назвали Весельчак.

Сюжетно – ролевая игра «В поисках сокровищ»

Задачи: формировать умение развивать игровой сюжет, умение действовать в соответствии с игровой ролью, развивать диалогическую речь, воображение, воспитывать умение взаимодействовать друг с другом во время игры, действовать сообща.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это.

Дети: Это письмо.

Воспитатель: Сейчас, посмотрим, от кого оно.

Воспитатель открывает конверт

Воспитатель: Ой, посмотрите, здесь какая-то карта. Как вы думаете, что это за карта?

Дети: Это карта сокровищ. Красным крестиком обозначено место, где они зарыты.

Воспитатель: Да, я тоже так думаю. Здесь написано, что это карта острова «Сказка».

Как же мы туда доберемся?

Дети: На остров можно отправиться на корабле.

Воспитатель: Предлагаю вам его построить. Как будем делать корабль?

Дети: Корабль можно построить из стульев.

Дети с воспитателем строят корабль

Воспитатель: Ну что, кто будет капитаном? Предлагаю выбрать капитана с помощью считалки

Выбирают роль капитана

Воспитатель: А как называется человек, который крутит штурвал?

Дети: Штурвал крутит штурман.

Воспитатель: Милана, посчитай, кто будет штурманом.

Выбирают роль штурмана

Воспитатель: Ну что ж, остальные – матросы. Пора отправляться в путь. Главное – не забыть карту. Максим, я тебе доверяю ее на хранение. Смотри, не потеряй.

Капитан: Приготовьтесь к отплытию. Поднять якорь.

Штурман крутит штурвал.

Капитан следит за порядком, за направлением движения корабля. Матросы приводят в порядок палубу.

Воспитатель: Пора бы нам подкрепиться. Как называется повар на корабле?

Дети: Повар на корабле называется коком.

Воспитатель: Кто хочет быть у нас коком? Кира? Кира, приготовь нам вкусный обед. А

кто поможет Кире?

Воспитатель: Пора подкрепиться.

Кок: Обед готов.

Воспитатель: Посмотрите, а вон и земля. Это и есть остров «Сказка».

Капитан: Всем внимание! Приготовиться к высадке с корабля.

Все выходят на остров

Воспитатель: Максим, где карта. Давайте повнимательнее разглядим ее, куда нам нужно идти.

Все разглядывают карту

Воспитатель: Итак, сначала проходим по кочкам через болото, затем попадаем на мостик. После моста будет пещера. Там придется пройти через препятствия. Дальше мы и найдем сокровища.

Дети с воспитателем выполняют все действия и проходят заранее подготовленные препятствия

После прохождения препятствий дети находят шкатулку. В шкатулке угощения – яблоки и груши.

Воспитатель: Сокровище найдено. Пора возвращаться в наш детский сад.

Возвращаются на корабле в детский сад

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось?

Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»

Задачи: Развивать умение совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников, вызвать положительные эмоции от пребывания в детском саду.

Воспитатель: Все дети ходят в детский сад. Чем мы здесь занимаемся?

Дети: В детском игру мы играем в разные игры, поём песни, занимаемся физкультурой.

Воспитатель: А что вам нравиться делать в детском саду больше всего?

Ответы детей

Воспитатель: А как вы думаете, кто приходит в детский сад самым первым?

Дети: Самым первым в детский сад приходит воспитатель.

Воспитатель: Правильно воспитатель приходит раньше всех, чтобы всех вас встретить, задумать, в какие игры мы будем играть, чем будем заниматься.

Воспитатель: Я хочу предложить вам поменяться сегодня ролями. Давайте поиграем в «Детский сад». Может быть, кто-то з вас попробует побыть воспитателем.

Дети согласовывают сюжет игры, договариваются о ролях.

Воспитатель: Дети, здравствуйте. Как ваше настроение? Я рада всех вас видеть. Давайте поиграем с мячом.

В это время младший воспитатель накрывает на столы.

Дети играют с «воспитателем» в мяч.

Младший воспитатель: Проходите, садитесь за столы.

Воспитатель: Дети, пора кушать. Проходите мыть руки, садитесь за столы.

Дети имитируют мытьё рук

Завтрак

Воспитатель: Молодцы. Как хорошо вы поели! Каша очень вкусная и полезная! Нам пора на музыкальное занятие.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Подойдите ко мне поближе.

Музыкальный руководитель: Какие детские песни вы знаете?

Дети исполняют знакомые песни

Музыкальный руководитель: Молодцы. Теперь повторим основные танцевальные движения.

Дети выполняют танцевальные движения.

Дети танцуют под музыкальное сопровождение

Музыкальный руководитель: Молодцы. Возвращайтесь в группу.

Дети: До свидания.

Воспитатель: Ребята, немного поиграем, потом отправимся на прогулку.

Дети играют, воспитатель играет с детьми.

Имитация прогулки

Дети самостоятельно развивают игровой сюжет (воспитатель помогает в случае необходимости).

Итак, подведем итог. Игра, в частности, сюжетно-ролевая, играет большое значение в дошкольном возрасте. Организация игры с детьми – дошкольниками дает огромные возможности для воспитания и развития детей, помогает воспитателю быть ближе к детям, узнавать каждого из нас. Играйте с детками и пусть каждый из вас имеет возможность хоть иногда чувствовать себя немного ребенком!

Список используемой литературы

  1. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М.: “ Просвещение”, 2003.
  2. Доронова Т.Н., Каробанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М.: издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2008.
  3. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развивающих игр для детей 5-8 лет. — М.: АСТ Астрель, 2003.
  5. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
  6. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я.Михайленко, Н. А.Короткова. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 96 с.

Приложения:

  1. file0.doc.. 52,0 КБ

Опубликовано: 25.04.2020

Все помнят мультсериал «Маша и медведь», где главная героиня бегает за Медведем и кричит: «Поиграй со мною! Поиграй со мною!» По замыслу авторов, видимо, медведь являет собой образ воспитателя, не желающего играть с ребенком.
А между тем с введением ФГОС детский сад возрождает свои добрые традиции, прежде всего, возвращается игра как ведущий вид деятельности. « Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают… построение вариативного развивающего образования… через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства» (п.3.2.5.)
Психолого-педагогические исследования детской игры показывают: стоит ребенку появиться на свет, как его учат. Чему угодно: считать, читать, различать те или иные геометрические фигуры… Результат очевиден – дети лишаются детства и естественного развития. Конечно, без обучения не обойтись, но его место – второе, на первом должна стоять игра.
По мнению В.М. Григорьева, современные дети «стали играть не меньше, а хуже». В настоящее время, при отсутствии дворов, старших сестер и братьев, кто, как не воспитатель, должен познакомить детей с интересными играми?! Общепринятым стало утверждение “Необходимо учить детей играть” И педагог учит: задает тему, строит игру, распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей. Таким образом, самостоятельность, инициатива и творчество детей вытесняются слишком прямым воздействием взрослого. В группе появляется четко подобранный для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий, дети воспроизводят его, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры перестают вызывать интерес у детей.
Как же сделать так, чтобы дети играли с удовольствием и, при этом, игра выполняла свои обучающие и развивающие функции?
Успешность сюжетно – ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. 
Ведь все знают: чтобы учить детей читать, считать, лепить, рисовать, воспитатель сам должен уметь все это делать. Неграмотному человеку даже не придет в голову учить грамоте другого. Не может и воспитатель научить детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой.
Воспитатель должен уметь вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие, свободно оперировать элементами игровых сюжетов — событиями, персонажами (ролями), их действиями, уметь с детьми каждого возраста развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы формирование игровых умений и навыков органически сочеталось с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого, можно выделить три группы методов:
I группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий; чтение произведений художественной литературы; беседу – рассказ с использованием иллюстраций, фотографий, картин, репродукций; инсценировки литературных произведений; этические беседы, презентации, участие детей в проектах.
II группа методов. Методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре, исполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того педагог помогает детям в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы – разговора по поводу замысла игры, распределение ролей, подведения итогов.
III группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала, обыгрыванию построек и изготовлению игрушек. Это совместное с детьми конструирование построек, рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования, использование фотографий детских построек, схем и рисунков построек.

Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетно – ролевой игры в ДОУ.
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.
Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».
Рассмотрим некоторые приемы на примере игры «КОСМОС» в старшей группе.
Но сначала я предлагаю вам рассмотреть ситуацию, описанную Д. Б. Элькониным.

Анализ ситуации (Экспериментальная ситуация, описанная Д. Б. Элькониным) 
«Воспитатель подготовительной группы организовала для детей экскурсию в зоопарк, в ходе которой знакомила ребят с разными животными – с их внешним видом, повадками, образом жизни т.д. По окончании экскурсии она побеседовала с детьми о тех животных, которых они наблюдали в зоопарке, ввела в группу игрушки этих животных, ожидая, что они начнут играть в «Зоопарк». Однако дети ни в первый, ни в последующие дни в запланированную воспитателем игру не играли. 
Тогда воспитатель повторила экскурсию в тот же зоопарк. Но в ходе второй экскурсии она знакомила детей не только с животными, но и с деятельностью сотрудников зоопарка: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, сотрудники, которые осуществляют кормление и уход за животными, ветеринар лечит заболевших животных, ставит им прививки, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. В этот же день дети организовали игру в «Зоопарк» в группе Постепенно в игру вводились новые персонажи, усложнялся сюжет» 

— Как вы думаете, почему игры не получилось после первой экскурсии?
Первая — это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений. 
На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Однако не всякое ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например, наблюдение за растениями, явлениями природы, животными, транспортом, машинами развивают у детей представления об окружающем, но существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и развивается, прежде всего, в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения (человек ухаживает за животными, кормит их, лечит; заботится о других людях, управляет транспортом и т.п.) 

Поэтому на подготовительном этапе мы старались больше беседовать об игровых действиях каждой роли: 
— капитан корабля — набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;
— космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;
— инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;
— инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;
— репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;
— мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;
— родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.
— бортинженер – внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
-диспетчер – принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.

Немаловажную роль играет обогащение речи детей ролевыми диалогами.
Например:
Руководитель полета Капитан корабля
— Космонавты, занять свои места! — Есть занять свои места!
— Пристегнуть ремни! — Есть пристегнуть ремни!
— Экипаж к полету в космос готов? — Экипаж готов к полету в космос!
— Внимание! До пуска осталось 5 минут. 5-4-3-2-1 Пуск! — Есть «пуск»! 2 минуты — полет нормальный! 5 минут – полет нормальный!

— Внимание! Внимание! Доложите, что вы видите.

У воспитателя всегда должны быть наготове несколько вариантов развития игры: поломка корабля, заболел космонавт, выход в открытый космос, встреча с инопланетянами.
На каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетно – ролевой игры, как условное действие с игрушками, ролевое поведение. Что же нужно для дальнейшего развития детской игры? Одна из линий развития сюжетной игры старшего дошкольника – игра-фантазирование.

По мнению экспертов, слово, чаще всего встречающееся в ФГОС – инициативность.
И что лучше, чем игра – фантазирование сможет развить воображение, творчество, инициативность? Как писал Л. С. Выготский, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
В игре на тему «Космос» пространство для фантазии безгранично. Выйдя прогуляться по планете, с нами могут произойти встречи с неземными существами, удивительные приключения. Но чтобы сюжет оказался завершенным, надо правильно построить работу с детьми. В этом мне помогает программа ТРИЗ.
Раздел пособия № 4 «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания» содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов. Предлагаются различные модели составления сказок:
• модель составления сказки с помощью метода «Каталога»,
• модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»,
• модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»,
• модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника»
• модель составления сказки с помощью ТПФ (типовых приемов фантазирования)

Я пользуюсь такой моделью сочинения сюжета:

Жил — был Кто?
Он был Какой?
Герой пошел Куда?
Встретил там Кого?
Сделали вместе Что?
Узнали О чем?
Вместе пошли Куда?
Все закончилось Хорошо

Игра продолжается 10-15 минут. Воспитатель должен вести игру эмоционально. В таких играх присутствуют и наблюдатели, которые частично усваивают умения. От сказочных сюжетов можно перейти к реальным событиям из жизни. Полученные умения ребенок использует в самостоятельных играх, делая их согласованными и разнообразными.
Очень важно правильно закончить игру. Ряд исследователей проблем детской игры придерживаются мнения, что педагогическая ценность игры в значительной мере зависит от обеспечения возможности «доиграть», то есть не прерывать игру до тех пор, пока задача не будет разрешена (корабль «приплыл» в порт, космонавты «приземлились» и т. д.). В противном случае у детей остается чувство неудовлетворенности, неразрешимого напряжения, которое может препятствовать формированию ценных нравственных мотивов и свести на нет все положительные воздействия игры на личность.
Нельзя забывать про последний этап – оценка игры. Узнать мнение детей: что понравилось, что нет. Как будем играть в следующий раз.
Так, возвращаясь из космического путешествия, нас встречают журналисты. Расспрашивают нас о том, что интересного мы видели, как наше самочувствие и т.п. 

Если ребенок организовал игру на определенный сюжет, значит, полученные представления оказались яркими, вызвали эмоциональный отклик. Значит, вы все сделали правильно!
Успехов вам!!!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свечи проктоседил аналоги инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Руководство для нянь фильм смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве на русском языке без рекламы
  • Скачать руководство для мазда демио
  • Оплата квартплаты по qr коду сбербанк онлайн инструкция
  • Беневрон таблетки инструкция по применению для детей