Влияние
– любое поведение одного индивида,
которое вносит изменения в поведение,
отношение, ощущения другого индивида.
Руководитель должен оказывать влияние
таким образом, чтобы исполнитель не
только принял идею руководителя, но и
начал действовать для осуществления
данной идеи. Для того, чтобы сделать
влияние эффективным руководитель должен
принять власть. Чтобы руководить
необходима власть.
Влияние
будет более сильным, когда исполнитель
очень высоко ценит ту потребность, к
которой апеллирует руководитель, считает
удовлетворение или неудовлетворение
потребности определенным результатом
подчинения или неподчинения, и думает,
что существует большая вероятность,
что его усилие оправдает ожидания
руководителя.
Власть
– способность одних людей подчинять
других своей воле, оказывая на них
влияние, т.е. воздействие, изменяющее
поведение в нужную для организации
сторону, побуждающее более эффективно
работать. В то же вр власть м.б.
разрушительной
Власть бывает
формальной и реальной.Формальная
власть – это
власть должности. Она обусловлена
официальным местом ее обладателя в
структуре управления организацией, а
ее масштаб измеряется совокупностью
служебных полномочий. Реальная
власть – это
власть авторитета. Она обусловлена
местом человека в неофициальной системе
отношений и измеряется степенью
готовности окружающих ему (авторитету)
подчиняться
Власть —
возможность и способность осуществлять
свою волю,
воздействовать на деятельность и
поведение других людей даже вопреки
сопротивлению. Власть может быть основана
на 3-ех принципах: 1. сила; 2. авторитет;
3. влияние. Власть может быть структурной,
чел-ек в данном случае обладает властью
в силу своего нахождения на вершине
соц-ой иерархии. Латентная власть –
чел. В данном случае не явл. Формальным,
официальным руководителем, его власть
заключается в возможности влияния на
людей в силу своего авторитета. Ресурсы
власти -это те принципы, которые
заставляют людей подчиняться: 1.
вознаграждение,
(не материальные)есть ( грамоты,
благодарности и др.) и материальные
(премия, вознаграждения и др.); 2. принуждение
– может выражаться в угрозе наказания;
3. власть связей – проявляется в ссылке
на авторитетного начальника; 4. нормативная
власть-власть вышестоящего по
организационной иерархии по отношению
нижестоящего; 5. власть референтная –
власть заключается в том, что авторитетный
человек может дать распоряжение
сотруднику который не находится у него
в подчинении и тот выполняет данное
распоряжение поскольку не только уважает
его, но и стремиться быть на него похожим;
6. власть информационная -имеет латентный
характер, ей может обладать подчиненный
по отношению к своему начальнику; 7.
власть эксперта-мнение профессионала
всегда будет учитываться даже если он
не явл. Непосредственным руководителем.
Влияние и власть тесно связаны друг с
другом. Поэтому можно предложить
следующую классификация видов власти
и влияния:
Власть, основанная
на принуждении / влияние через страх
(эффективны только при условии, что они
подкрепляются отличной системой
контроля, которая, как правило, требует
больших затрат.);
Власть, основанная
на вознаграждении / влияние через
положительное подкрепление
(более предпочтительны, чем страх, потому
что они дают положительные стимулы для
более качественного выполнения работы.
Иногда трудно определить какая награда
будет иметь эффект);
Законная власть
/ влияние через традиции власть и
влияние через привитые культурой
ценности – самый распространенный тип
власти. Но иногда можно заметить, что
эффективность традиции исчезает из-за
меняющихся ценностей;
Власть примера
/ Влияние с помощью харизмы-это
то, что люди ассоциируют с динамичными
лидерами. Исполнитель, находящийся под
влияние харизмы руководителя либо
отождествляет себя с ним, или испытывает
к нему сильную симпатию и слепо верит
в его способности.
Экспертная власть
/ влияние через разумную веру; Убеждение
/ участие –
влияние через разумную веру –
распространяется все больше и становится
эффективной благодаря возрастающей
сложности технологий и размера
организаций.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
27.09.2019205.82 Кб3шп.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Юлия Лайши
Эксперт по предмету «Организационное развитие»
преподавательский стаж — 5 лет
Предложить статью
Влияние менеджера на подчиненных
Определение 1
Влияние менеджера на подчиненных — это такое взаимодействие, при котором одно лицо обладает большей властью, чем другое, за счет чего и оказывается воздействие.
Власть — это основной компонент управленческой деятельности. То, как руководитель распоряжается своей властью, влияет на функционирование компании. Одни руководители могут выстроить сильную власть и распространить свой авторитет на всех сотрудников. Другие, несмотря на свои полномочия, остаются без уважения и признания коллектива. Обладание властью является мощным фактором влияния на коллектив.
Формами проявления власти являются:
- Принуждение.
- Влияние.
- Компетенция.
- Информация.
- Должностное положение.
- Авторитет.
- Вознаграждение.
Принуждение выражается в побуждении сотрудников к труду вопреки их желанию. Движущим фактором в данном случае выступает страх перед наказанием. Влияние распространяется на всех сотрудников по вертикали. То есть при взаимодействии подчиненного с начальством первый испытывает влияние всех вышестоящих начальников. Компетенция — это квалификация менеджера. Чем выше квалификация руководителя, тем больше доверия к нему со стороны сотрудников. Менеджер обладает информацией, регулирует её, распространяет среди персонала. Его должностное положение определяет степень влияния на коллег и подчиненных. Менеджер имеет право поощрять и наказывать сотрудников.
Влияние на персонал невозможно без авторитета. Если у руководителя его нет, то организовать работу коллектива ему будет достаточно сложно. Стоит отметить, что в коллективе может появиться неформальный лидер, с мнением которого менеджеру придется считаться при принятии ключевых решений.
Руководители имеют множество каналов для распространения власти. Важно, чтобы они пользовались властью осмотрительно. Их полномочия необходимы не для того, чтобы реализовывать собственные амбиции, а для организации деловых процессов.
«Средства и тактика влияния менеджера на подчиненных» 👇
Тактика влияния менеджера
Менеджеру важно изначально наметить направление, по которому движется организация. Понимание общих целей и стратегии компании во многом определить деятельность менеджера вне зависимости от положения, которое он занимает в фирме.
Руководитель должен уметь разделять власть, иначе количество зависящих от него дело будет только расти. Ему необходимо научиться делегировать свои полномочия. Грамотное делегирование позволяет создать более сплоченный и дружный коллектив, что позволяет достичь более высоких результатов в работе.
Стоит отметить, что власть есть не только у руководителя, но и у подчиненных. Группа определяет своего лидера. Если руководитель будет злоупотреблять властью, что подчиненные могут в ответ применить свою власть.
Власть менеджера может быть утилитарной, авторитарно-нормативной, объединенной. Утилитарная власть строится на сильных мотивах. Исполнитель задания знает, что за выполнение он получит определенное поощрение. Авторитарно-нормативная власть является законной властью. В этом случае исполнитель верит в то, что менеджер, оказывающий на него влияние может отдавать приказы. Подчиненный выполняет их без колебаний и размышлений. Объединенная власть или власть группы часто бывает неосознанной.
Проявление власти подразумевает определенную степень воздействия руководителя на подчиненного. Менеджмент называет такое давление влиянием.
Средства влияния менеджера
Менеджеры могут использовать разные инструменты влияния. Всего выделяют две большие группы инструментов воздействия. Влияние может быть эмоциональным или рассудочным. Эмоциональными средствами виляния выступают заражение и подражание.
Заражение представляет собой неосознанную передачу подчиненному своего эмоционального состояния. Благодаря заражению формируется благоприятная атмосфера в коллективе, повышается сплоченность, мобилизуются силы каждого сотрудника.
Подражание представляет собой усвоение действий, манеры, способа мышления другого лица. Если менеджер является авторитетом для подчиненных, то подражание может стать действенным инструментом влияния.
Рассудочное влияние включает в себя внушение и убеждение. Внушение представляет собой особое воздействие на подчиненных, которое достигается за счет личных качеств руководителя в том числе. Руководитель может быть внушающим, занимать активную позицию. Подчиненный становится внушаемым, он занимает пассивную позицию.
Менеджер может использовать убеждение. Процесс убеждения представляет собой дискуссию, в ходе которой руководитель и сотрудник могут достигнуть определенного компромисса. Просьба является способом достижения результата, основанным на добровольных, непринудительных мотивах.
Еще одной формой влияния может стать угроза. Угроза представляет собой запугивание, обещание причинить вред. Известно, что страх является одним из мотиваторов для большинства людей. Подкуп позволяет склонить одного из сотрудников в пользу предлагаемого менеджером решения.
Официальным инструментом влияния является приказ. Приказы обычно не подвергаются обсуждению, а строго исполняются. Использование методов влияния должно быть уместным и своевременным. Руководитель волен применять любые инструменты для достижения цели, важно, чтобы это не разрушало коллектив и не вызывало дополнительных конфликтов.
Таким образом, влияние менеджера на персонал — это комплексное воздействие, осуществляемое благодаря имеющимся у него полномочиям и возможностям влияния. Если менеджер обладает авторитетом в коллективе, то могут применяться психологические способы воздействия, которые сокращают время доведения информации и исполнения распоряжений руководителя.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.
Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать.
Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия. Но в жизни так бывает не всегда. Даже при более или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий. Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.
1. Влияние
Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т.д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.
Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.
Здравый смысл подсказывает, что для того чтобы обладать влиянием необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя. То, что создает его зависимость от вас и заставляет его действовать так, как желаете вы. Это «что-то» — основные потребности исполнителя.
Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.
Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние. Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег. Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции.
Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.
2. Власть
Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т.д.
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т.д.
Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.
3. Формы власти
Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:
- Власть, основанная на принуждении;
- Власть, основанная на вознаграждении;
- Должностная (традиционная) власть;
- Власть авторитета.
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей. У каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.
3.1. Власть, основанная на принуждении
Это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.
Обычно страх ассоциируется с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен, кажется, всем.
В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.
Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.
Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля.
Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.
3.2. Власть, основанная на вознаграждении
Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых действенных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения.
Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.
Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. Поэтому успешный руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния.
3.3. Должностная власть
Должностная власть определяется существующей системой субординации (соподчинения) и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.
Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы.
Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.
Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.
Традиция особенно важна для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений.
Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности.
3.4. Власть, основанная на авторитете
Одной из форм осуществления власти является авторитет — положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.
Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.
Авторитет основан на двух источниках:
- на вере в личностные особенности человека, его престиж;
- на вере в способности человека, его деловые качества.
Реальный авторитет складывается как единство специалиста, должности и личности. Его завоевывает сам руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, волей, принципиальностью, как человек требовательный, но справедливый, нравственно чистоплотный.
Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.
Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:
- на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
- на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
- на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.
Авторитет личности. Авторитет личности — это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере (греч. «харизма» «милость», «божественный дар», «слепая вера». Это влияние примера.
Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.
Вот некоторые характеристики харизматических личностей:
- Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;
- Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;
- Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;
- Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;
- Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие;
- Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.
Авторитет специалиста. Авторитет специалиста — это власть, основанная на разумной вере. Исполнители верят в компетенцию руководителя.
Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.
Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.
Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.
В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного. По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя. Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.
4. Влияние путем сотрудничества
Все более высокий образовательный уровень исполнителей во многих случаях ликвидировал интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненными. С годами социальные и финансовые различия между людьми также уменьшились. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции или авторитете.
Две формы влияния, которые могут побудить подчиненного к активному сотрудничеству, — убеждение и участие. Современные руководители могут стать более успешными руководителями, если они будут совершенствовать свои навыки в этих двух формах влияния.
4.1. Влияние путем убеждения
Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения другому. Руководитель заставляет подчиненного поверить в необходимость выполнения работы самостоятельно. Он признает квалификацию подчиненного, доверяет ему как специалисту и выражает уверенность, что все будет сделано в срок и качественно.
Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что подчиненный обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает свою зависимость от подчиненного.
Убеждение влияет тем, что доводит до сознания подчиненного тот факт, что, выполнив желание руководителя, он удовлетворяет как специалист свою собственную потребность. Для убеждения руководитель использует логику и эмоции в зависимости от ситуации и расположенности подчиненного.
Некоторые методы влияния путем убеждения можно схематично представить следующим образом:
- постарайтесь точно определить потребности подчиненного и апеллируйте к этим потребностям;
- говорите, сообразуясь с интересами подчиненного, а не своими собственными;
- при разговоре постарайтесь вызвать доверие и ощущение надежности.
4.2. Влияние через участие
Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей подчиненного. Здесь руководитель просто направляет усилия на совместную работу. Это способствует обмену информацией и объединению усилий в единую позицию, в которую оба искренне будут верить.
Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.
Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня — потребностям власти, компетенции, успеха, самовыражения.
Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что подчиненный будет работать на решение задачи, которую он сам выбрал.
К сожалению, исследования показали, что участие в управлении подходит не для всех ситуаций. Исполнители, которые не любят неясности, не очень склонны к индивидуализму и предпочитают четко регламентированные задания, лучше всего работают в более контролируемых условиях. Одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть и тот факт, что руководители не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.
5. Практическое использование влияния
Чтобы побудить других к работе (особенно творческой и вдохновенной), руководителю бывает недостаточно только власти. Чтобы влияние через власть было достаточно сильным, необходимо наличие следующих условий:
- подчиненный должен рассматривать влияние как источник удовлетворения (неудовлетворения) какой-то своей потребности;
- подчиненный должен высоко ценить ту потребность, к которой апеллирует руководитель;
- подчиненный должен считать достаточно высокой вероятность удовлетворения потребности в случае решения поставленной задачи;
- подчиненный должен верить, что его усилие будет справедливо оценено руководителем.
Вы хоть раз задумывались над скоростью принятия решений человеком вообще? Скорость обработки информации у сознательного мышления 2 Кбит информации в секунду, для сравнения та же скорость у подсознания доходит до 4 Гбит информации в секунду. Ощущение боли, по сути, наступает мгновенно, когда вы касаетесь чего-то горячего или укалываетесь иголкой. Благодаря нашей высокоразвитой нервной системе мы можем реагировать менее чем за миллисекунду на вещи, от которых нам следует держаться подальше. Нервные импульсы настолько быстрые, что электрические сигналы, отвечающие за ощущения, путешествуют в мозг и из мозга со средней скоростью 402 километра в час.
Продолжим?
Сначала важно познакомиться со статьями: «Время», «Начало», «Активация», «Предзапуск», «Верификация», «Ответственность».
Давайте разберёмся в основах влияния, особенно, если Вы руководитель. Для руководителя основой влияния на своих сотрудников выступают инструменты в виде пяти основных функций по Файолю: планирование, организация, мотивирование, контроль и развитие, обратная связь. Ещё раз напомню, что это не есть цель руководителя – это инструменты, с помощью которых руководитель достигает целей. При использовании инструментов мы, в том числе, занимаемся делегированием задач и полномочий. И вот тут возникают риски.
Что касается делегирования, то оно может осуществляться вниз, в сторону и вверх. Вниз – это, как правило, и есть постановка задач. В сторону, как правило, это достигнутые договорённости об оказании помощи, содействия, в решении собственных задач. А вот когда происходит делегирование вверх – то чистейшей воды манипулирование.
Сотрудница своему начальнику: «Семён Семёнович! У меня сейчас так много работы, а ещё необходимо сделать сквозной доклад по востребованности нашей продукции! Я в этом совершенно не разбираюсь, а Вы высокопрофессиональный эксперт в этой области! Вы справитесь с этим сквозным докладом за считанные минуты!…»
И Семён Семёнович соглашается взять на себя доклад своей сотрудницы, позднее осознав, что стал типичной жертвой манипуляции.
Что же такое манипуляция:
- это скрытое управление людьми;
- это целенаправленное воздействие на человека, чьи слабости манипулятор использует для своих целей;
- это игра;
- это когда человек делает то, что не хотел делать, а ему навязали.
Но при этом, манипуляция не всегда является негативным воздействием. Манипуляция может носить и положительный окрас, когда мы подталкиваем с помощью манипулятивного воздействия наших подчинённых к развитию или решительным действиям.
Предлагаю разобраться в основах манипулирования, приёмах и техниках. А также освоить методы защиты от манипуляций, чтобы не попадать в ситуацию «Семён Семёныча».
Иногда игра в манипуляцию стоит свеч! И очень даже стоит! Но, хочу очень Вас попросить, чтобы Вы использовали предлагаемые тут инструменты только во благо!
У каждого человека есть интуиция! Научного объяснения интуиции дать не может никто. Но есть один бесспорный факт, что интуиция – это связь сознательного с бессознательным, накопленным нашим родовым знанием (генетическим опытом). Интуиция не может нам дать образ или мысль. Она работает только на уровне ощущений.
Например: Вы проводите собеседование или просто общаетесь с кем-то. В определённый момент беседы, вдруг, ни с того, ни с сего, у Вас нестерпимо зачесалось между лопатками или Вас нестерпимо захотелось поменять позу. Это вовсе не значит, что у Вас крылья начинают расти за спиной или под Вами разверзлось Эльдорадо! Вовсе нет! Это, как раз, Ваша интуиция, долбит в Вас же с неистовой силой, говоря: «Стой! Остановись! Откати назад!!! Не совпадает то, что говорит Ваш оппонент с тем, как он это говорит!!!» То есть не совпадает сознательное восприятие с бессознательной оценкой. Наша интуиция не ошибается никогда! И ей надо пользоваться! К ней необходимо прислушиваться!
Так, например, один из 19 способов принятия решения – интуитивный. И он один из самых основных. Вы разрабатываете план неких действий по достижению каких-то целей. И этот план Вы рисуете на бумаге. Вы его нарисовали. И если хоть что-то внутри Вас вызывает сомнение – значит рвите рисунок и рисуйте заново. Пока Вас не настигнет внутреннее удовлетворение от Вашего творения. Тогда действительно всё получится. Также и с манипуляцией. На интуитивном уровне человек всегда понимает, что его использовали против его воли. С ним сыграли в игру. И если эта игра приемлема для человека и сулит ему определённую выгоду, то он включится в неё. Если же эта игра подспудно доставляет человеку определённые неудобства, то, рано или поздно, человек всё равно распознает манипуляцию.
Итак. Есть три ключевые роли манипулятора:
1. Доминирующая роль
Определяется, прежде всего, силой и активностью. Такой манипулятор — указывает, помыкает, распоряжается, оценивает, давит, контролирует, злоупотребляет свой властью. При чём это необязательно начальник. Это и охранник в какой-то фирме, который может впустить, а может и не впустить. Это и консьержка в подъезде. Это и уборщица, которая в жёсткой форме просит вытирать ноги. Это и дворник, который может требовательно указать, где нужно ставить машину или выгуливать собаку. Они все упиваются своей властью над вами.
2. Пассивная роль
Манипулятор, играющий пассивную роль, прикидывается жертвой, незнайкой, неумехой, простачком. У него одна задача – переложить всю свою ответственность на окружающих его людей. На вид пассивный манипулятор «белый и пушистый». Он все время принижает свою значимость и мастерство. Он, абсолютно не стесняясь, просит о помощи окружающих людей: «Ах, у меня так никогда в жизни не получится, ты не можешь мне помочь?» И вы, как просто «хороший человек», сами того не замечая, уже выполняете вместо него какую-то работу по собственному желанию.
3. Безразличная роль
Манипулятор разыгрывает полное безразличие ко всему происходящему вокруг. Он осторожен и холоден. Он сам выбирает, с кем и когда вступать в контакт. Он никому никогда не будет сопереживать. «Пожалуйста», — холодно отвечает такой манипулятор на все наши просьбы и предложения. И мы понимаем, что попались в сети манипулятора, поскольку его «пожалуйста» для нас совсем не означает «да». А что делать дальше, непонятно.
Теперь о струнах, на которые «давит» манипулятор (они приведены в таблице, которую Вы можете скачать здесь):
У каждого человека есть комплексы, привитые родителями-«селекционерами» с детства. Это наши струны, на которых может сыграть каждый. Сначала это было выгодно родителям – так им легче было управлять. Потом это закрепилось и осталось на всю жизнь.
В дополнение для Вас алгоритм противостояния манипуляциям:
- Выявить факт манипуляции
- Сказать манипулятору о вашем нежелании, испытывать манипулятивное воздействие
- Предложить ему отказаться от такого способа влияния
- В случае, если манипуляция продолжается, ответить цивилизованной конфронтацией или встречной манипуляцией.
И ещё раз прошу Вас, уважаемые читатели, используйте манипуляции только в крайнем случае! Помните, что всё плохое имеет эффект бумеранга с удвоенной силой. Старайтесь обходиться договорённостями!
С уважением,
Управляющий партнёр по организационному развитию
Oxford-Консалтинг
Павел Бормотов
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Проблема соотношения власти и лидерства в организации была актуальна всегда. Обладать властью — значит уметь оказывать влияние на людей, изменять их поведение и отношение человека и группы. А лидерство — это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. У одних людей власти много, а у других мало. Люди борются сначала за то, чтобы приобрести власть, а затем еще более яростно за то, чтобы ее удержать. Считаться с этим приходится и руководителям, и подчиненным. Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть. И не будем забывать, что власть –этовозможность влиять на поведение людей.
Власть и лидерство взаимосвязаны и разделены одновременно.
В последние годы появилось большое количество исследований, посвященных политическому лидерству. В работах М.А. Василика, А.С. Панарина, Д.П. Зеркина и многих других рассмотрены теоретические аспекты данной проблемы, обобщены основные теории политического лидерства. Работы Г.П. Зинченко, Н.С. Слепцова, В.В. Смолякова, С.Е. Гржейщак и других посвящены выявлению особенностей российского регионального политического лидерства в современных условиях.
Однако необходимо признать, что проблема взаимосвязи лидерства и управления предприятием (организацией) в литературе освещена недостаточно. Эта проблема затронута в работах О.С. Виханского, А.И. Наумова, З.П. Румянцевой и некоторых других.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов
эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства
достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в
организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.
Понятия «лидерство» и «власть» тесно взаимосвязаны между собой. Лидеры пользуются властью, чтобы достичь своих целей. Вместе с тем между этими двумя понятиями имеются и существенные различия. Лидерство предполагает необходимость достижения целей, в то время как проявление власти не всегда будет основано на этом предположении. Лидерство, как правило, обращено к более низкому уровню — подчиненным. Власть же может распространяться во всех направлениях.
Другими словами говоря, лидерство — это есть возможность вести за собой людей. И в то же время лидерство так же является способностью оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия для достижения цели организации.
Говоря о влиянии, мы имеем в виду ситуацию, когда один человек вносит изменения в поведение другого. Как правило, влияние может оказываться только с помощью идей1.
Лидерство2 как поведение человека в соответствующих условиях. Часто лидерство рассматривается как многофункциональная модель руководителя (третий подход). В современной литературе называются такие качества лидеров, как интеллигентность, харизма, решительность, воля, энтузиазм.
Власть — означает способность (возможность) влиять на поведение других людей, с целью подчинить их своей воле.
Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников и более эффективной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.
Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее3:
Власть существует у того, кто может ее использовать потенциально, т.е. она существует не только тогда, когда используется.
Власть является функцией взаимозависимости, т.е. между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость.
Власти не является абсолютной, т.е. тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Виды власти
В любой компании должен существовать баланс власти. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Власть всегда зависит от личности и ситуации. Существует власть подчиненных над руководством (например, контракты, которые могут получить артисты и спортсмены).
Основные виды власти:
Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
Власть, основанная на вознаграждении. Положительное подкрепление, но ограничения в ресурсах при выдаче вознаграждения.
Экспертная — разумная вера. Исполнитель верит, что руководитель обладает исключительными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. Данный тип власти менее устойчив, чем харизматическая.
Харизматическая власть. Слепая вера в личные качества руководителя. Свойства руководителя могут быть просто привлекательны для исполнителя (он хочет быть таким же, власть примера).
Законная власть — исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы. Она основана на традициях. Может вредить организации. Подчиненные не хотят менять уклад руководства, структуру.
Власть должности возникает не из самой должности, а делегирует ее обладателю теми, кому он подотчетен. Основными формами проявления власти в этом случае будет выступать принуждение, вознаграждение, власть над ресурсами, власть связей.
Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости их целей. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера, право на власть.
Формальная и реальная власть
Понятие «власть» и «влияние» взаимосвязаны, но это одно и тоже. Руководитель может иметь власть, но не имеет влияния. И, напротив, сотрудник может не обладать властью, но иметь большое влияние. Власть бывает формальной и реальной.
Формальная власть — это власть должности, обусловленная официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией, и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемам материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими. В этом случае власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают всю систему управления любой организации.
Реальная власть — это власть, как должности, так и влияние и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.
Из выше сказанного можно понять, что власть и лидерство тесно связаны между собой.
В основе лидерства лежит отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и наиболее эффективным.
Лидеры используют власть как орудие для ускорения достижения каких-то своих целей. Сама же власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Власть — это двусторонние отношения между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником.
Существует несколько подходов к проблеме лидерства:
Поведенческий подход — стиль руководства как манера поведения. Автократичное и демократичное руководство. Первое не имеет успеха у зрелых подчиненных, второе по сути означает децентрализацию.
Ситуационный подход — наличие ситуационных факторов обусловливает различное поведение в различных ситуациях. Возможно переформировывать группы для психологической совместимости.
Адаптивное руководство. Менять стиль руководства на протяжении карьеры. К. Арджирис: «Лучший стиль руководства адаптивный, т. е. ориентированный на реальность».
Последнее время наблюдается снижение разрыва в образовании между руководителем и подчиненными. Убеждение — эффективная передача своей точки зрения. К исполнителю переходит часть власти руководителя. Но убеждение медленно воздействует на объект. Участие — привлечение к управлению. Исполнители вдохновляются потребностями более высокого уровня.
Распорядительство можно представить как прямое руководство. Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. В него входят постановка обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений, инструкции о порядке выполнения заданий.
Распоряжение по своей сути должны соответствовать стратегии организации; быть обоснованными и четко сформулированными, обеспеченными необходимыми материальными, организационными ресурсами; позволять проверять и оценивать результаты действий.
По способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными и смешанными.
По форме распоряжения могут быть приказами, указаниями, поручениями, советами4
Распоряжения могут усиливаться рядом мер воздействия на исполнителя: убеждением, апелляцией к логике, пожеланием или просьбой, обещанием вознаграждения, угрозами.
Неправильное пользование способами реализации власти может порождать конфликтные ситуации.
Конфликт— это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Функциональный конфликт повышает эффективность организации.
Типы конфликтов:
Внутриличностный — два несовместимых распоряжения от руководителя.
Межличностный, например, из-за ограниченности ресурсов.
Между личностью и группой.
Межгрупповой, например, профсоюз и администрация.
Причины конфликтов:
распределение ресурсов,
взаимосвязь задач,
различия в целях, ценностях, жизненном опыте, манере поведения,
плохие коммуникации.
Управление конфликтами:
Структурные методы. Разъяснение требований, координационные механизмы — цепь команд, общие для организации цели (синергия, призыв не раскачивать лодку), эффективное вознаграждение по верным критериям (не выручка, а прибыль).
Межличностные методы. Уклонение, сглаживание (девиз: «мы все — одна команда»), принуждение (любой ценой добиться своего), компромисс (частичное принятие точки зрения другой стороны).
Итак, анализируя все вышесказанное можно сделать краткий вывод раздела:
Лидерство5 — это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Власть — это способность влиять на поведение других людей, с целью подчинения их своей воле. А так же эти понятия тесно между собой связаны. К тому можно привести множество примеров лидерства. Ведь история знает немало примеров лидерства. Рассмотрим один из самых ярких примеров лидерства – это персону Александра Македонского. Сила Александра была в том, что он ставил себя на уровень со своими солдатами, его слова армия вдыхала как воздух, для них он был всем, воплощением победы.
6Вспомним его поход в Персию через пустыню, стремление к власти и жажда власти ослепила его, 25 тысяч погибших солдат, да и те оставшиеся 15 тысяч человек больше подходили к мертвому составу.
Самой большой проблемой, с которой столкнулась армия во время перехода через пустыню, явился дефицит воды. Желание утолить жажду было настолько велико, что солдаты кидались в воду в полном вооружении и тонули, а затем уже мертвые поднимались на поверхность воды и заражали инфекцией других солдат. В связи с этим лагеря разбивали на расстоянии 2 километров от источников воды.
Александр в этой безнадежном и безвыходном положении проявил качества настоящего лидера, он ставит себя на один уровень со своими солдатами. Его легендарная фраза – «для одного слишком много, а для всех – слишком мало», относится к случаю с водой. Когда армия еле передвигалась по жаре, появился солдат со шлемом воды для Александра. Александр выжидает момент, когда солдаты под влиянием любопытства окружают его кольцом и на глазах у всех он принимает шлем полный свежей воды и выливает на песок, чем приводит своих солдат в изумление. Так и родилась легендарная фраза, которая подняла дух солдат. Это самый известный момент из недолгой жизни полководца.
Примеры лидерства были всегда и везде. Еще один из примеров лидерства – Робин Гуд. Личность незаурядная, смог сплотить вокруг себя народ, боролся за справедливость и против угнетения народных масс. Забирал у богатых и отдавал бедным. По тем временам это были криминальные действия, но и по нашим меркам он тоже бы считался преступником. Робин Гуд был лидером для своей «банды», он дорожил каждым звеном своей группы.
Примеров такого рода в прошлом и настоящем — великое множество. В наше же время хороший руководитель организации — это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.
НОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА И ВЛАСТИ
Лидерство изучается учеными уже в течение многих десятилетий. Уже проведены тысячи исследований, и все равно ощущается недостаток единодушия во мнениях экспертов по поводу того, что же есть лидерство и как его анализировать.
Первые исследования пытались выявить те качества, которые отличают выдающихся, «великих» людей в истории от масс, что позволяет первым становиться лидерами. Исследователи считали, что лидеры имеют какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличающих их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.
В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских качеств. 7Ральф Стогдилл в 1948 г. попытался обобщить и группировать все ранее выделенные лидерские качества. Он пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:
· ум, или интеллектуальные способности;
· господство или преобладание над другими; 1 уверенность в себе;
· активность и энергичность;
· знание дела
Однако эти пять качеств не объясняют, почему и как человек становится лидером. Многие люди с этими качествами так и остались последователями других, выступавших лидерами8.
Интересный результат был получен известным американским консультантом по управлению Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:
· управление вниманием или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;
· управление значением или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
· управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
· управление собой или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные и личностно-деловые.
К физиологическим относятся такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, далеко не всегда дает основания стать в ней лидером,
Психологические, или эмоциональные качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению длинного списка этих качеств.
Изучение умственных, или интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. К этому, видимо привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения.
Личностно-деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено9.
В литературе отмечается, что теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Так, в качестве основного недостатка данной теории является то, что перечень потенциально важных лидерских качеств может стать практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а, следовательно, заложить какие-то основы теории10.
Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес особой пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке ситуационных основ лидерства.
Несмотря на все свои недостатки, подход к лидеру с позиции личных качеств все-таки имеет право на существование.
Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснить эффективность лидерства через различные ситуационные переменные. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуацией.
Ни один четко зафиксированный набор характерных черт и особенностей не подойдет ко всем лидерам. К тому же то, что будет эффективным лидерством в одной ситуации, может оказаться совсем неэффективным в другой. Эффективный лидер должен быть достаточно гибким для того, чтобы адаптироваться в различных ситуациях
В основе зарубежных теорий лидерства в настоящее время лежит психологический подход. В России же получил распространение социологический анализ лидерства, который исходит из существования в обществе сложного взаимодействия субъективных и объективных факторов, неравнозначных по силе своего влияния, лидер формируется в системе конкретных социальных условий, не изолированно, а в тесной зависимости от их развития.
Социологический анализ лидерства берет за основу выявление содержания, характера деятельности лидера и используемого им стиля. В соответствии с этим можно выделить несколько типов лидеров:
а) по содержанию деятельности; «лидеры-вдохновители», предлагающие программу поведения; «лидеры-исполнители», организаторы выполнения программ; «лидеры-универсалы», объединяющие качества первой и второй групп.
б) по стилю: авторитарные, демократические или анархические в зависимости от характера лидера как определенного типа личности.
Теория авторитарного и демократического лидера, разработанная немецким философом и социологом Адорно, получила признание и широкое распространение в 50-70-х гг. ХХ века. Согласно его взглядам, авторитарные личности — это сторонники стильного, волевого лидерства, отличающиеся ярко выраженной твердостью характера, стереотипным мышлением и непримиримостью к инакомыслию. Если они становятся лидерами, то требуют беспрекословного себе подчинения11.
Именно таких по преимуществу лидеров порождала административно-командная система. Противоположность авторитарной личности «демократическая» личность (иначе эквалитарная).
в) по характеру деятельности: лидеры «универсальные», постоянно проявляющие свои лидерские качества, и «ситуативные», т.е. способные быть лидерами лишь в определенных ситуациях. С укреплением демократических начал в обществе расширяется круг лидеров как «универсальных», так и ситуативных», тогда как при авторитарных режимах преимущественное распространение получают «ситуативные» лидеры.
Окружающие воспринимают лидера по четырем моделям:
1. «Один из нас». Предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной организации. Лидер, как и все, радуется, переживает, негодует и страдает: жизнь приносит ему приятное и неприятное.
2. «Лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей организации как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится предметом подражания.
3. «Воплощение добродетелей». Считается, что лидер является носителем высших норм морали. Лидер разделяет с организацией ее социальные ценности и готов их отстаивать.
4. «Оправдание наших ожиданий». Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного организацией курса развития12.
Люди хотят, чтобы их лидер не был только и не столько профессионалом технократического толка, ориентированным исключительно на процесс достижения целей организации, а прежде всего руководителем «с человеческим липом», обладающим всей гаммой психических добрых чувств и качеств13.
Лидер влияет на окружающих главным образом по двум социально-психологическим каналам:
а) по каналу авторитета (члены организации признают преимущества лидера перед другими в силу его положения, опыта, мастерства, образования и т.д.);
б) по каналу харизматических свойств (человечность, обходительность, нравственность).
Из вышесказанного можно сделать краткий вывод главы, и тут же нам становится ясно, что в реальной жизни все это выливается в добровольное признание исключительности лидера, что характеризуется в следовании за ним, копировании его действий и в целом его поведения.
Лидерство изучается учеными в течение многих десятилетий.
Первые исследования лидерства пытались выявить те качества, которые отличают выдающихся, «великих» людей в истории от масс, что позволяет первым становиться лидерами. Исследователи считали, что лидеры имеют какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличающих их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров.
Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснить эффективность лидерства через различные ситуационные переменные. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуацией.
В основе зарубежных теорий лидерства в настоящее время лежит психологический подход. В России же получил распространение социологический анализ лидерства, который исходит из существования в обществе сложного взаимодействия субъективных и объективных факторов, неравнозначных по силе своего влияния, лидер формируется в системе конкретных социальных условий, не изолированно, а в тесной зависимости от их развития. Рассмотрев теорию, лидерства перейдем к рассмотрению теории власти.
Теория власти
Рассмотрим теорию власти с точки зрения реляционистских теорий (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение между, как минимум, двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия» 14.
Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти и др. Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории «обмена ресурсов». Согласно этим теориям, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов. В теории раздела «зон влияния» власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг.
Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» – избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».
Согласно системной теории, власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность… осуществлять влияние на различные процессы в системе. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСТВА И ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ.
Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Различие между лидером и руководителем проводится по многим позициям. Эффективный руководитель не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. На данной таблице мы видим четкие различия между руководителем и лидером.
Таблица 1.
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты15. Хороший руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Руководители склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.
Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что руководители видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения16.
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Несмотря на явные различия руководства и лидерства, они имеют немало общего. Р.Л. Кричевский выделяет следующие три общие черты:
1. Руководитель и лидер выполняют роль координаторов, организаторов членов социальной группы;
2. И руководитель, и лидер осуществляют социальное влияние в коллективе, только разными средствами;
3. И руководитель, и лидер используют субординационные отношения, хотя в первом случае они четко регламентированы, во втором заранее не предусмотрены.
Лидер, как правило, не стремится навечно сохранить существующую систему. Лидер считает, что простота — главный принцип успеха. Он стремится научить всех сотрудников наиболее простым способам совершенствования своей деятельности.
В основе работы лидера с «подчиненными» лежит принцип равенства. Очень часто он проявляет особое внимание к своим последователям, указывая им довольно высокие цели. Лидеры часто непредсказуемы, изобретательны, их нововведения достигают целей и устраняют препятствия. При снижении прибыли и низких результатах они обращаются за помощью к членам организации или группы, чтобы они предложили выход из ситуации. Лидеры обычно искренне признают свои ошибки и не боятся открыто принять необходимые меры для их исправления. Для них также имеет значение, что о них думают другие, но это их заботит меньше, чем руководителей. Тем не менее, они ценят уважение коллег. Они обладают репутацией людей с высокой этикой, с уважением относятся к работникам, ценят их, всегда защищают их интересы. В свою очередь работники очень преданы лидерам и даже могут пойти на жертвы ради них.
Лидеры всегда признают и награждают своих сотрудников за успешную работу. Лидер выступает за постоянное совершенствование человека и его деятельности.
Лидер ищет единомышленников. Лидер без команды — не лидер. Лидеры — постоянные ученики, и они должны выделяться. Лидеры просто обязаны подниматься со ступени на ступень17.
Хороший руководитель должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом, и лидером, и человеком, умеющим слушать других. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности, возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Руководитель призван хорошо представлять условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью сохранения единства коллектива, эффективности функционирования фирмы.
Различие между лидером и руководителем проводится по многим позициям. Эффективный руководитель не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант также встречается в реальной жизни.
Таким образом, власть — это по сути социальный срок. Социальный срок имеет один индивид в отношении другого, один коллектив в отношении второго и др. Концепция власти строится на взаимодействии людей и коллективов в организации ее используют и руководители, и подчиненные для достижения своих целей и укрепления собственного положения Успех или неудача в применении власти в основном определяется ее пониманием, знанием, как и когда ею пользуются, или предвидеть последствия ее использования.
Власть основывается на отношениях субординации, устанавливается в соответствии с действующей структуры управления и учитывает личности и уровень профессиональной подготовки руководящего состава. Термин «власть» применяется по социальным образованиям.
Власть должности выходит не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подчинен Объем власти зависит от уровня доверия вышестоящего. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти их соотношение зависит от ситуации и личностей.
ЗАДАЧИ И РОЛЬ ЛИДЕРОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Современные организации, независимо в какой сфере хозяйственной, административной или общественной деятельности они специализируются, поставлены в сложные условия. Требующие постоянной реорганизации и модификации и инноваций. Эти требования выдвигаются, прежде всего, такими факторами внешней среды, как жёсткая конкуренция, глобализация бизнеса, изменения в сфере законодательства, перемены в технологиях и сокращения жизненных циклов товаров. Умелое использование новых реалий и адекватная реакция на вызов окружения благоприятствуют развитию, но те же самые факторы, неправильно интерпретируемые руководством организаций и не приводящие к формированию быстрых ответных мер могут приводить к катастрофам. Чтобы выжить компании должны сконцентрировать усилия на достижении наивысшего качества, высокой рыночной мобильности и снижения цен. Овладения только одной или двумя из этих ключевых составляющих обычно не приводит к успеху. Кроме этого, необходимо также принимать во внимание происходящие изменения системы ценностей и интересов современных работников, которые требуют для себя большего участия в делах организации, большей гибкости и большей автономии; они хотят применять на работе не только руки, но и голову.
В этих условиях на первый план выходит работа лидера. В курсовой работе нас так же интересует организационный лидер, т. е. человек, который одновременно является эффективным лидером и руководителем. Его задача — влиять на других так, чтобы они выполняли порученную им организацией работу. Во-первых, руководитель компании должен чётко разъяснить подчинённым направление движения компании. Во-вторых, руководитель выполняет важные задачи по информированию сотрудников о стратегиях и достижениях компании.
Современный лидер должен быть в центре внимания организации, должен вдохновлять сотрудников на достижение общей цели. В-третьих, руководителю необходимо освоить науку создания единого целого из множества талантливых и амбициозных личностей, работающих в компании, что требует высочайшего мастерства от организатора.
Лидер должен научиться понимать, когда слушать, когда действовать и когда остановиться, что позволит ему эффективно работать с каждым человеком и даже с другими профессионалами и лидерами групп.
Эффективное лидерство построено на новом типе отношений «лидер — последователь», когда лидер получает власть от последователей, признающих его ценность и важность для их совместной работы в группе. Таким образом, имеет место осознанное участие последователей в группе. С другой стороны, лидер должен обладать предвидением, гибкостью, высоким доверием в группе и уметь наладить эффективные коммуникации. Данный тип позволяет быстро достигать поставленных целей и предусматривает участие последователей в управлении этим процессом. В группе лидер выполняет роль политика, определяющего цели, координатора, эксперта, арбитра, представителя, стратега, образца для подражания, символа, источника ценностей и норм.
В современных организациях лидер играет главенствующую роль. Без хорошего лидера организации не смогут эффективно функционировать даже при наличии высоких профессионалов. Лидер создаёт сплочённую команду последователей, объединяет специалистов для более эффективной работы. Он выполняет роль «компаса», задаёт направление развития организации. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им своё видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Лидер — это человек (с лидерскими качествами), который обладает знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы обеспечить такое руководство командой, при которым её члены охотно, без принуждения добиваются достижения поставленных целей18. Существует ряд общих личностных качеств, свойственных большинству лидеров:
Увлечённость: невозможно назвать лидера, который не обладает этим качеством!
Целостность: подразумевает как целостность личности лидера, так и его способность придерживаться ценностей, имеющих отношение к внешнему миру, в первую очередь таких как добро и правда. Благодаря этому качеству люди доверяют лидеру.
Требовательность: стремление подчинить себя и вверенных ему сотрудников высоким стандартам; большой запас жизненных сил; настойчивость; стремление заслужить уважение.
Справедливость: непредвзятость; стремление вознаграждать за хорошие и наказывать за плохие результаты, не делая исключений для любимчиков; способность вести себя с людьми по-разному, но в равной степени справедливо.
Душевная теплота: единство души и разума; любовь к тому, что приходиться делать, и забота о людях; бесчувственный, холодный человек не может стать хорошим лидером.
Скромность: качество противоположное высокомерию, умение выслушать собеседника; умеренное самолюбие.
Уверенность: не чрезмерная самоуверенность, граничащая с высокомерием, а уверенность в своих силах, наличие или отсутствие которой люди всегда замечают.
Хороший лидер должен обладать совокупностью этих качеств. Он должен объединять в себе жёсткость и скромность, справедливость и уверенность. Если лидер будет обладать этими качествами, то за ним потянутся люди и у него будет много последователей, что так важно для лидера.
Статус лидера определяет три фактора, или переменные:
Лидер: личностные качества и характеристики.
Ситуация: отчасти стабильная, отчасти изменчивая.
Команда: нужды и ценности её членов.
В данном случае функции лидера рассмотрены в контексте потребностей команд. Последние можно разделить на три взаимосвязанных группы:
Потребности, связанные с выполнением задачи: необходимость обеспечить выполнение поставленной задачи.
Потребности команды: необходимость обеспечить слаженную работу и взаимодействие в рамках команды.
Индивидуальные потребности: потребности отдельных членов команды.
Лидер любого уровня обязан заботиться об удовлетворении всех потребностях: задачи, команды и индивидуальных. Чтобы обеспечить выполнение общей задачи и поддержать командную работу, а также удовлетворить индивидуальные потребности членов команды, лидер должен выполнять определённые функции. Функции лидера — это то, что лидер делает, в отличие от качеств лидера, которые говорят о том, каков он есть.
Для любой организации планирование представляет собой ключевой вид деятельности, подразумевающий поиск альтернативных способов выполнения поставленных задач. Процесс планирования наиболее результативен, если осуществляется коллективно и на основании объективного, стимулирующего и творческого подхода. Составляя планы, нужно учесть все случайности, поддающиеся прогнозированию.
Инструктаж, или информирование персонала, это базовая функция лидера, которая, как правило, реализуется на уровне личных встреч с членами организации. Любой инструктаж предоставляет лидеру возможность:
— создать надлежащую атмосферу;
— поддерживать организационную работу;
— лучше узнать членов организации, а также поощрять и мотивировать их действия.
Способность лидера наладить обмен информацией с членами организации (другими словами, умение высказать свою мысль и выслушать мнения других) имеет большое значение для правильной постановки задачи.
Для успешного инструктажа необходимо, чтобы выступление лидера было:
— подготовленным;
— понятным;
— простым;
— ярким;
— естественным.
Таким образом, большое значение для успеха лидера имеет уверенность в себе и возможности достижения поставленных целей. Это качество определяет способность лидера определить направления процесса, а также объяснить роль организации в целом и её отдельных членов, особенно на этапе постановки задачи или в команде с неустойчивым моральным климатом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 512с.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2001. — 283с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики, 2000. — 528с.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2002. — 296с.
5. Гарашов Г.Т. Организационно-управленческие функции профсоюзов и роль профсоюзного лидера в их осуществлении. М.: Академия труда и социальных отношений, 1998. — 24с.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000. — 501с.
7. Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. М.: Воскресенье, ЗАО «Принт-Ателье», 1999. — 216с.
8. Иванова Ю.Н., Титов Ю.А. Зарубежный опыт подготовки управленческих кадров. М., 1995. — 276с.
9. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. — 296с.
10. Ильин Н.И., Лукманова И.Г., Немчин А.Н. и др. Управление проектами. /Под общ. ред. В.Д. Шапиро. М.: Дело, 1996. — 566с.
11. Кишкель Е.Н. Управленческая психология. М.: Высшая школа, 2002. — 270с.
12. Лидерство. Руководство. Предпринимательство: Сборник. М., 1998. -122с.
13. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. /Под ред. П.В. Шеметова. М.: ИНФРА-М, 2001. — 312с.
14. Пищулин Н.П., Ковалевский В.Ф., Анисимов В.М. Кадры — персонал. М.: ИНФРА-М, 1999. -488с.
15. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2001. — 304с.
16. Саакян А.К., Зайцев Г.Г., Лашманова Н.В., Дягилева Н.В. Управление персоналом в организации. СПб.: Питер, 2001. — 176с.
17. Сенге П. Новая работа для лидера: построение самообучающейся организации. М., 1994. — 48с.
18. Социальный менеджмент. /Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М.: Высшая школа, 2001. — 207с.
19. Управление персоналом. /Общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 488с.
20. Управление персоналом. /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2003. — 560с.
21. Управление персоналом. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 396с.
22. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. М.: Издательство «Экзамен», 2003. -368с.
23. Чижов Н.А. Кадровые технологии. М. «Экзамен», 2000. — 296с.
24. Мильнер Б.З. Базовый учебник. Теория организации: Издательство Москва ИНФРА-М 2008, 5-е изд., перераб. И доп.– 480с
Интернет-ресурсы:
-
http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=521
-
http://psyera.ru/2819/ponyatie-lider-i-liderstvo
-
http://ucheba.name/psikhologija/3670-skachat-besplatno-referati-shpori-lekcii-%CF%EE%ED%FF%F2%E8%E5+%EB%E8%E4%E5%F0%F1%F2%E2%E0+%E8+%E5%E3%EE+%EF%F0%EE%FF%E2%EB%E5%ED%E8%E5.html
-
http://www.irina-chuvashiya.ru/index.php/2010-08-20-07-55-42/121-2010-10-18-10-11-28
-
http://www.ippnou.ru/print/000978/
-
http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/vlast.html
-
http://www.dizk.ru/liderstvo-v-organizatsii/ponyatiya-liderstvo-i-vlast.html
1 Карл Маркс.
2 Мильнер Б.З. Базовый учебник. Теория организации: Издательство Москва ИНФРА-М 2008, 5-е изд., перераб. И доп.– 480с
3 Саакян А.К., Зайцев Г.Г., Лашманова Н.В., Дягилева Н.В. Управление персоналом в организации. СПб.: Питер, 2001. — 176с.
4 Пищулин Н.П., Ковалевский В.Ф., Анисимов В.М. Кадры — персонал. М.: ИНФРА-М, 1999. -488с.
5 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики, 2000. — 528с.
6 Максим Теченко: статья «Примеры лидерства» http://maksimtischenko.com/liderstvo/primery-liderstva
7 Иванова Ю.Н., Титов Ю.А. Зарубежный опыт подготовки управленческих кадров. М., 1995. С. 33.
8 Иванова Ю.Н., Титов Ю.А. Зарубежный опыт подготовки управленческих кадров. М., 1995. С. 46.
9 Управление персоналом. — Ростов-на-Дону, 2000. С. 169.
10 Гарашов Г.Т. Организационно-управленческие функции профсоюзов и роль профсоюзного лидера в их осуществлении. М., 1998. С. 13.
11 Лидерство. Руководство. Предпринимательство: Сборник. М., 1998. С.63.
12 Гарашов Г.Т. Организационно-управленческие функции профсоюзов и роль профсоюзного лидера в их осуществлении. М., 1998. С. 16.
13 Кишкель Е.Н. Управленческая психология. М.: Высшая школа, 2002. — 270с.
14 POLITOLOGYYA.RU
15 Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. М.: Воскресенье, ЗАО «Принт-Ателье», 1999. — 216с.
16 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2000. С. 479.
17 Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. Ростов-на-Дону, 2001. С. 296.
18 Управление персоналом. /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2003. — 560с.