Роль руководства в стратегическом управление

Глава 5

РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЦУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ

Основные профессиональные качества менеджера. Результаты проведенных в Украине исследований показывают, что одна из при чин продолжающегося в стране кризиса — пребывание на стратегичес ком уровне управленцев, не обладающих стратегическим мышлением.

Исследования по выявлению и анализу профессиональных ка честв менеджеров высшей квалификации, проведенные Институтом прикладных исследований в США в течение 18 лет и охватившие около 1500 человек, выявили, что наиболее важными для менеджера являются 10 качеств, первое из которых требует стратегической под готовки:

1)ярко выраженная способность к стратегическому планирова нию и прогнозированию;

2)принятие правильных и своевременных перспективных реше ний о выделении и распределении ресурсов;

3)стремление расширить круг своих обязанностей за счет увели чения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;

4)незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях высокой степени риска, избегание продолжи тельного пребывания в “зоне комфорта”;

146

5)исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы;

6)стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;

7)ярко выраженные склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных процессов и критических ситуаций;

8) понимание работы как главной ценности, в которую вклады ваются все способности и силы; обладание чувством “внутренней оценки” своих действий, которые не всегда согласуются с действиями окружающих;

9)концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявле нии виновников; желание работать с такими подчиненными, которые не боятся рисковать и умеют самостоятельно принимать решения;

10)собственническое отношение к реализуемым идеям и резуль татам их внедрения.

При опросе большого количества руководителей высшего звена из высокоприбыльных компаний было выявлено несколько сотен частных характеристик управленческой деятельности [348], которые были классифицированы в 37 категорий, охватывающих базовые на выки, умения и качества, присущие руководителям, добившимся вы соких показателей. Так, продуктивность менеджеров различных уровней управления обеспечивается следующими характерными ка чествами персонала управления:

для высших руководителей — развитость концептуального мыш ления;

для средних — умение обеспечить соответствующую мотивацию исполнителей и психологический климат;

для низших — деятельное знание технических аспектов выполня емых задач.

Аналитическую группу качеств составляют такие основные спо

собности:

вырабатывать долгосрочные и краткосрочные цели;

выявлять существенно важные характеристики окружающей среды;

вовремя осознавать необходимость принципиальных изменений. Исходя из приведенной классификации качеств выдающихся ме

неджеров, менеджер на стратегическом уровне должен обладать

147

стратегическим мышлением, иметь аналитические способности; на каждом иерархическом уровне управленцы должны иметь профес сиональные и личные качества, соответствующие этому уровню.

Влаконичной форме выразили характерные для лидера качества

Б.Карлоф и С. Седерберг [131]:

способность “взглянуть с вертолета”;

здравый смысл;

фантазия;

способность анализировать;

эффективность.

Способность “взглянуть с вертолета” необходима для определе

ния направления движения в перспективе. Для периодической свер ки курса (после понимания действительности, творческого восприя тия перемен в окружающем мире, использования фантазии) любому менеджеру необходимо уметь абстрагироваться, увидеть свою дея тельность с более высокого уровня управленческой иерархии.

Исследователи заинтересовались временным горизонтом человека. По их мнению, эта характеристика человека не связана с интеллек том. Каждый рождается с заданной кривой, где ось Y описывает про должительность временного горизонта, ось X — продолжительность жизни. С годами временной горизонт расширяется или появляется способность обозревать продолжительные временные периоды. Ис следования показали, что у части испытуемых отмечался короткий временной горизонт. Таким людям трудно представить, что с ними может произойти через несколько лет. Они способны только к крат косрочной ориентации.

У других испытуемых временной горизонт более отдаленный, на несколько десятилетий. Работа менеджера требует наличия опреде ленного минимального временного горизонта, обязательного для его успеха. Требования уровня управленческой иерархии и кривая вре менного горизонта человека должны совпадать, в противном случае специалист потерпит фиаско.

Поскольку временной горизонт не связан с интеллектом, то воз можны кадровые ошибки, когда высококвалифицированный специ алист, не имеющий необходимого временного горизонта, может за няться деятельностью, с которой не справится. Разработанные в Брунельском университете (Великобритания) тесты позволяют ра ботникам кадров измерять этот параметр.

148

Менеджер как стратег. Реализация стратегической функции тре бует целенаправленной подготовки человека. Попытаемся выявить, какие качества необходимы стратегу и как они формируются.

По мнению китайского мыслителя Сунь цзы, центральный эле мент стратегии — это полководец, который командует, организует, снабжает всем необходимым. Полководец — это ум, беспристраст ность, гуманность, мужество и строгость. Один из исследователей наследия Сунь цзы так разъяснил необходимость этих качеств:

если у полководца нет ума, он не может оценить противника и выработать нужную тактику;

если он не беспристрастен (справедлив), то не может приказы вать другим и вести за собой подчиненных;

если он не гуманен, то не может привлекать массы и притягивать к себе своих воинов;

если у него нет мужества, он не может решиться на какие либо действия и вступить в бой;

если он не строг, то не может подчинить себе сильного и управ лять массой.

Кто обладает всеми пятью свойствами, тот — воплощение полко

водца [146].

Исходя из сказанного, современному менеджеру можно дать та кие рекомендации:

ум необходим для анализа ситуаций, оценки обстановки, поста новки задач подчиненным;

беспристрастность нужна для подчинения персонала организа ции логике решения задач;

гуманность необходима для учета моральных факторов, возмож ных слабостей подчиненных и выбора соответствующих форм воздействия;

мужество нужно для сохранения личной стойкости, готовности корректировать свое состояние, сообразуясь с логикой развития событий;

строгость необходима для поддержания дисциплины и порядка в организации.

ВXVII ст. с учетом изменившихся тогда представлений один из японских исследователей так комментировал Сунь цзы: “Ум полко водца — это умение предвидеть с самого начала, еще до того, как де ло примет дурной оборот, чем оно закончится; это умение не обма

149

нываться, не поддаваться никакой клевете; это умение до того, как дело примет дурной оборот, найти средство против этого; не придер живаясь раз и навсегда определенных правил, выбирать как раз то, что нужно для данного момента; умение справляться с несчастьем и превращать его в счастье — вот что такое ум полководца” [146].

Однако мыслители древности к обязательным качествам для стратега добавляли еще одно: все качества должны существовать вместе, взаимно дополнять и контролировать друг друга. Если иметь только ум — станешь разбойником; если руководствоваться только гуманностью — получится косность; если придерживаться только правдивости — получится глупость; если опираться только на муже ство и силу — получится насилие; если быть чрезмерно строгим — получится жестокость.

Согласно Сунь цзы, стратег должен руководствоваться сущност ной стороной дела, применять знание о сущности в любых ситуациях. Для реализации этой задачи самоорганизация полководца охватыва ет интеллектуальную, психическую сферы и самоопределение.

Из VI ст. до н. э., когда в период правления китайского государя Сунь цзы в военной области осуществлялось стратегическое управ ление, перенесемся в XIX ст. Систематизируем взгляды на характе ристики, которым должен соответствовать стратег, и технологию их формирования, проанализировав труды мыслителей и военных ру ководителей того времени.

К. Клаузевиц принципиально разделил роль и место стратега и тактика. Стратег должен заниматься использованием боев в целях войны. Может показаться странным, что для принятия важного решения в стратегии требуется гораздо больше силы воли, чем в тактике [135]. Стратег связан в своих решениях с большими систе мами, обществом в целом, использует государственный механизм управления.

Стратег, выполняя заказ политиков о проведении войны, исходит из внешней политической цели и трансформирует ее в удобную для тактика форму. Тактик исходит в своих действиях из внутренней сущности борьбы и строго конкретных целей. Для тактика цель зада на извне стратегом. Стратег строит абстрактные цели и планы, а так тик корректирует их. “Иначе говоря, базовый слой стратегического мышления состоит в конструировании абстракций, абстрактных норм (планов войны, проектов компаний)… Стратег — это, прежде

150

всего, абстрактный мыслитель в кооперации с тактиком как конкре тизирующим абстрактные нормы управленцем” [14].

По К. Клаузевицу [135], логика боя и логика войны различаются принципиально. Тактик настроен на актуальное, фиксированное и целедостижимое действие, стратег — на сущностность войны, руко водствуясь абстрактными целями. В тактике война представлена инструментальной функцией боя, а в стратегии инструментальная функция соединена с целевой. Инструментальные и целевые функ ции имеют разные способы достижения результатов. Например, можно выиграть бой, но потерпеть поражение в сражении и в войне в целом. Тактик решает задачи, стратег — проблемы.

Современные психологи и акмеологи в текстах К. Клаузевица нахо дят действие закона развития: “…лишь на почве постоянной деятель ности и напряжения создается зародыш доблести при условии, что его согревают солнечные лучи победы” [135]. Закон развития утверждает: развитие способностей предполагает перенапряжение, связанное с от ходом от прежнего стабильного состояния способностей [14].

Особенность профессионализма стратега и стратегического уп равления заключается в способе порождения и контроля реализации стратегии. Стратег — реализатор проектировочной функции на уровне макроуправления и ответствен за это перед заказчиком (по литиком). В рамках своего функционального пространства стратег контролирует, корректирует и конкретизирует стратегию, является исходным иерархическим звеном в пирамиде ответственности.

Наиболее специфичным для стратега, стратегического руководи теля является его мышление, подчиненное макроуправлению и обес печивающее выполнение проектировочной, проблематизирующей, снабженческой, контролирующей и корректирующей функций.

Стратег организует деятельность нижестоящих руководителей, обеспечивающих достижение стратегической цели. Он знает, что ус пех на нижестоящем уровне может стать для более высокого уровня поражением. Все цели тактического уровня включены в целедости жение и реализацию проекта стратега. Здесь обнаруживается пара докс множественности содержания и значимости целей нижестоя щих управленцев, раскрывающийся не в деятельном измерении, а в мыслительном. “Если про одно и то же может быть несколько представлений и каждое из них зависит от “уровня высоты” точки рассмотрения, то чем более высоким является этот уровень, тем

151

более абстрактным становится содержание представления” [14]. Это следствие принципа “восхождения от абстрактного к конкретному”, который открыл Г. Гегель.

Стратег сохраняет содержание цели и способ ее достижения ни жестоящими уровнями лишь в форме перехода к более абстрактно му его замещению [14]. До тех пор, пока действуют абстрактная цель или способ ее достижения, нижестоящие управленцы обязаны сле довать ее требованиям или ждать коррекции со стороны стратега. Это делает необходимой для стратега организацию соответствую щей мыслительной культуры в мыслекоммуникациях во всей иерар хической управленческой системе. Он реализует три главные, исход ные рефлексивные функции: “познания”, или реконструкции того, что произошло, “критики”, или реконструкции причин затруднения в действиях исполнителей, и “нормирования”, или конструирования видоизмененных проектов исполнительской деятельности [14].

Для организации рефлексивных мыслительных процессов мыс литель вводит соответствующие критерии: интеллектуальные (концеп ции, понятия, категории) и оценочно духовные (идеалы, ценности). Критерии требуют реализации сущностной стороны системной дея тельности людей в организации. Нижестоящий управленец должен организовывать мыслительные процессы в рамках целостности реф лексивной самоорганизации в деятельности.

Если критика и ее основная часть — проблематизация — включа ют содержание одного уровня, то критика вышестоящего руководи теля, его проблематизирующее мыследействие предполагают пере ходы к более абстрактному уровню содержаний и их расширению в пределах соответствующего объема управляемого объекта [14]. При этом стратег рассматривает нижестоящих руководителей как своих исполнителей; он оперирует задачами и проблемами всей организа ции, выполняя заказ. Стратег реализует предельно абстрактную нор му (стратегию), обеспечивая поведение людей в подчиненной систе ме в рамках понятого, принятого, согласованного заказа.

Стратегический управленец непосредственно строит целостность (системы), используя соответствующие ресурсы и согласовывая свои действия с необходимыми инстанциями. Построение стратегии заканчивается, когда запланированная целостность достигается, когда она соответствует определенным критериям потенциальных и акту альных возможностей созданной организации.

152

Стратег в процессе реализации принятого решения корректирует проект действий с учетом складывающейся ситуации и сущности стратегии. Сущностные представления не совпадают с ситуацион ными, так как находятся на абстрактном уровне иерархии. Для учета сущности стратег должен уловить ситуации, в которых будут реали зованы принципы, законы борьбы. Логически это означает нахожде ние того конкретного содержания, которое может быть “подведено” под абстракцию. Абстракция предопределяет “зону” многообразия конкретных подводимых под нее представлений [14].

Анализ конкретных случаев практики управления и использова ние в нем сущностных представлений (в условиях неудач, затрудне ний), выявление сущностного в прошлом или в планируемом буду щем — основной процесс в проблематизации и критике в целом. Сог ласно К. Клаузевицу, критика приводит к выделению того, что не следует использовать, сохранять. Теория, сущностные представле ния применяются как средство определения границ сущностно зна чимого и незначимого в полученном результате. При этом для вос становления непрерывно следственной цепи в событии необходимо критическое мышление.

Человек, как отмечалось выше, является центральным элементом системы деятельности. В СКМ он в этой деятельности — материал, из которого надо сформировать стратега. Согласно К. Марксу, “чело век — это совокупность общественных отношений”. Человек — это биосоциальная, духовная система. Из этого следует, что он не толь ко связан в социуме социальными связями и отношениями, но он — элемент биосоциальной и духовной культуры. Элемент здесь отли чается от части. Человек как элемент — это часть целого мира, где он функционирует, существует в структуре связей биологической соци альной и духовной природы.

Элемент обладает атрибутивными свойствами и свойствами функциями. Свойства функции появляются у части людей, когда их включают в определенную структуру, и исчезают при удалении их из этой структуры. Атрибутивные же свойства остаются у элемента не зависимо от того, находится он в какой то системе или нет [332]. Свойства функции человека определяются связями, а атрибутивные — это его личные качества. Человек на месте стратега обретает свой ства, которые позволяют ему реализовывать стратегическую функ цию управления через многочисленные структурные связи и строго

153

определенные отношения в системе деятельности. Естественно, при этом его личные качества должны соответствовать месту, которое он занимает. Кстати, между этими свойствами существует зависимость. Человек результатами своей деятельности может создать себе место в истории, например села, партии, человечества.

Атрибутивные и функциональные свойства должны соответ ствовать целям, поставленным перед организацией. Если эти харак теристики не соответствуют провозглашенным целям, то они и не достигаются. Классическим примером этого стало исполнение обя занностей президента СССР М. Горбачева. Для любой перестройки требуется соответствующий лидер, имеющий необходимые каче ства индивидуума, личности, субъекта, функциональное место ко торого имеет связи с механизмом управления организации.

История насчитывает множество фактов, когда связи изменяли атрибутивные свойства человека. Часто это было следствием воздей ствия элементов системы, с которыми стратегический управленец соединен различными связями. И, следовательно, связи способны создавать свойства элементов.

Материально связи можно представить информационными пото ками, циркулирующими в системах управления (биологической, со циальной, духовной). Каковы характеристики этих потоков, таков и управленец, таков и человек. Стратегическая функция управления организацией требует формирования этих информационных пото ков, руководства и управления ими. Эти потоки меняют и функции должностного лица, и функции человека, и его характеристики (свойства).

Таким образом, стратег организует систему управления, где цир кулируют информационные потоки, соответствующие целевой структуре организации, созданные им в соответствии с заказом по литика. Организация этих потоков, количественно качественные ха рактеристики информации в них определяются стратегией. В этом плане стратегия реализуется через организацию информационных потоков.

154

Соседние файлы в папке література

  • #
  • #
  • #
  • #

    16.02.20163.25 Mб35Психология управления.pdf

  • #

    16.02.20162.44 Mб28словник з соц роботи.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    16.02.20164.82 Mб31як ефективно упр людьми.PDF

#статьи


  • 0

Что такое стратегический менеджмент, зачем он нужен руководителю и где его изучать

Профессор Ричард Дафт считает, что стратегический менеджмент нужен всем топ-менеджерам. Рассказываем главное о создании стратегий.

Кадр: сериал «Ход королевы» / Flitcraft Ltd / Wonderful Films / Netflix

Анна Кузьмина

Кандидат экономических наук, доцент Электротехнического университета «ЛЭТИ». 10 лет опыта в маркетинге и связях с общественностью в IT, СМИ, диджитал- и ивент-агентствах, телекоммуникациях в должностях от специалиста до PR-директора.

В вакансиях для руководителей высшего звена часто упоминают стратегический менеджмент. Только на HeadHunter о нём пишут в 300 вакансиях, а ещё в 8 тысячах вакансий сказано, что от руководителей ожидают навыков «стратегического управления».

Разбираться в стратегическом менеджменте и уметь пользоваться его инструментами полезно не только топ-менеджерам, но и руководителям отделов, директорам подразделений и рядовым менеджерам.

В этом материале Skillbox Media рассказываем главное о стратегическом менеджменте.

  • Что такое стратегический менеджмент
  • Как навыки в этой области влияют на карьеру и доход
  • Что изучают в стратегическом менеджменте
  • Где освоить стратегический менеджмент
  • Как узнать больше о нём

Стратегический менеджмент — область знаний о приёмах, инструментах, методологии составления стратегий и их реализации. Его изучают везде, где изучают менеджмент. Разбираться в стратегическом менеджменте нужно всем руководителям.

Есть и другие определения стратегического менеджмента. Можно сказать, что это также управленческая функция. Руководитель создаёт стратегию действий компании на долгосрочный период — например, на пять или десять лет. Эта стратегия нужна, чтобы компания достигла намеченных целей. Например, смогла выйти на международный рынок или увеличила выручку в три раза.

Стратегический менеджмент изучают в вузах и на дополнительных программах обучения.

В вузах приёмы, инструменты и методологии составления стратегий изучают те, кто поступил на специальность «Менеджмент». Она относится к направлению «Экономика и управление». Неважно, бакалавриат это или магистратура, — студенты, поступившие на «Менеджмент», почти гарантированно будут изучать стратегический менеджмент как одну из дисциплин.

Также стратегический менеджмент изучают в бизнес-школах, на программах MBA и на курсах дополнительного образования и повышения квалификации. Есть курсы, на которых стратегический менеджмент изучают как одну из дисциплин — как в вузе. А есть программы, полностью посвящённые ему.

Есть мнение, что стратегическому менеджменту можно научиться только на практике. Но руководителю очень важно знать и теорию, чтобы не изобретать велосипед и иметь базу лучших практик для сверки.

Знание стратегического менеджмента и навыки создания стратегий обязательны для менеджеров высшего звена. Это люди, которые занимают С-level-должности — например, должность генерального директора, директора по маркетингу, операционного директора. Именно они определяют цели компании и способы их достижения.

Менеджерам среднего и низшего звена тоже будет полезно знание стратегического менеджмента. Оно позволяет продвинуться по карьерной лестнице и получить прибавку к зарплате. Специалистов, которые умеют составлять стратегии, мало, а сами стратегии нужны большинству компаний — и крупным корпорациям, и небольшому бизнесу.

Авторы книги «Стратегический менеджмент по Котлеру» Филип Котлер, Роланд Бергер и Нильс Бикхофф говорят, что «компании нуждаются в стратегии, чтобы верно расставлять приоритеты при распределении ресурсов. Кроме того, она нужна им, чтобы адекватно реагировать на изменения в окружающей среде, на поведение конкурентов, а также чтобы объяснять, в какую сторону они движутся, своим сотрудникам, клиентам и акционерам».

Навыки стратегического менеджмента позволяют дорасти до должности топ-менеджера или увеличить доход.

К топ-менеджерам относят, например, исполнительного директора, операционного директора, директора по развитию. В вакансиях для топ-менеджеров часто упоминают, что от соискателей ждут навыков работы со стратегией или стратегического мышления. Под последним понимают комплекс качеств — способность ставить долгосрочные цели, системный взгляд на рыночные процессы и понимание, как добиться успеха при имеющихся ресурсах.

Вакансия на должность исполнительного директора с доходом 150–300 тысяч рублей. Среди ключевых навыков — стратегический менеджмент и стратегическое мышление
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Но одного умения составлять и реализовывать стратегии будет недостаточно. Чтобы построить карьеру, нужно прокачать и другие скиллы. Теоретик менеджмента, профессор Оуэнской школы управления Ричард Дафт выделяет три группы навыков, необходимых руководителям высшего звена:

  • Концептуальные навыки — умение видеть организацию в целом, расставлять приоритеты и создавать долгосрочные планы. Это и есть навыки стратегического менеджмента.
  • Человеческие навыки — умение коммуницировать, создавать команду, управлять групповой динамикой, мотивировать сотрудников в соответствии с их системой ценностей.
  • Технические навыки — навыки, которые нужны для управления в отдельной функциональной области. Например, для IT-директора это знание языков программирования и системного анализа.

Все их можно получать постепенно. Например, сначала развить навыки коммуникации, потом — технические, потом — концептуальные.

Специальной доплаты за знание стратегического менеджмента не существует. Но руководители, которые освоили навык создания стратегий, могут попросить прибавку к зарплате — например, в 30 тысяч рублей.

Если говорить о зарплатах в целом, то руководители высшего звена, которые умеют разрабатывать стратегии, могут претендовать на зарплату от 150 тысяч рублей в среднем по России. В Москве и Санкт-Петербурге зарплаты больше — 300–400 тысяч рублей в месяц.

В этой вакансии предлагают зарплату от 800 тысяч и ищут человека с опытом создания и реализации стратегий
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Уровень дохода менеджера зависит не только от региона, но и от отрасли. Самые высокие зарплаты — в топливно-энергетической, минерально-сырьевой, строительной отрасли и в IT-индустрии. Также важен размер компании. Руководитель, который умеет составлять стратегии для малого или среднего бизнеса, будет зарабатывать меньше, чем тот, кто работал со стратегиями в крупных корпорациях.

Это зависит от учебной программы. На большинстве программ изучают теорию стратегического менеджмента. В некоторых углублённо разбирают инструменты стратегического менеджмента, в некоторых — разные виды стратегий.

В теории стратегического менеджмента есть множество блоков знаний. В большинстве учебных программ рассматривают:

  • классификации типовых стратегий;
  • стратегический анализ среды организации;
  • стратегический анализ конкурентов;
  • разработку стратегии;
  • реализацию и контроль стратегии.

Также изучают стратегическое планирование, концепции стратегического менеджмента, оценку стратегий, выбор альтернатив и многое другое.

Значимую часть теории занимают инструменты стратегического анализа. Это матрица БКГ, SWOT- и PEST-анализ, модель пяти сил Портера, модель McKinsey 7S и многие другие. Эти инструменты помогают визуализировать положение компании и её конкурентов на рынке, описать сильные и слабые стороны и, в зависимости от результата, наметить стратегию действий.

В некоторых программах много времени уделяют изучению стратегий и их классификаций. Стратегии — это концепции, которые описывают, как компания будет действовать на рынке и вести себя по отношению к конкурентам.

Классификаций стратегий много. Например, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер называет четыре типа стратегий: лидерства по издержкам, фокуса на сегменте рынка, дифференциации и фокуса на издержках. Американский экономист и маркетолог Филип Котлер подразделяет стратегии на другие четыре вида: «лидера», «бросающего вызов лидеру», «следующего за лидером» и «специалиста».

В реальной жизни основная задача стратегического менеджмента — суметь реализовать выбранную стратегию в условиях ограниченных ресурсов и турбулентной внешней среды. Знание теории поможет, потому что менеджер сможет подобрать подходящую стратегию, исходя из положения компании на рынке и стадии её жизненного цикла.

Некоторые изучают стратегический менеджмент самостоятельно — по книгам, лекциям, учебным пособиям. Но также можно получать системные знания — в вузах, на курсах или на программах MBA. Разберём каждый вариант подробнее.

Обучение в вузе по специальности «Менеджмент» занимает четыре или пять лет. Четыре года — бакалавриат, пять лет — специалитет. После бакалавриата можно поступить на программу магистратуры — двухгодичную. Курс стратегического менеджмента обычно занимает один-два семестра.

Поступить в вуз можно на бюджетные места. Но их мало — в большинстве вузов бесплатных мест в несколько раз меньше, чем платных. Кроме того, бесплатное обучение в бакалавриате или магистратуре доступно только тем, кто поступает на программу этой ступени образования впервые. Например, нельзя поступить бесплатно на бакалавриат по менеджменту, если уже есть диплом бакалавра по экономике.

Платное обучение стоит в среднем от 150 000 рублей в год. Чем престижнее вуз, тем больше стоит обучение. Например, в Высшей школе менеджмента СПбГУ стоимость доходит до 569 300 рублей в год.

Есть вузы, в которых обучение стоит 700 000 рублей в год
Скриншот: Vuzoteka / Skillbox Media

Я советую выбирать вузовские программы, которые дают возможность попрактиковаться — например, участвовать в кейс-турнирах и предпринимательских чемпионатах. Также важен преподавательский состав — в нём должны быть не только теоретики, но и люди с опытом работы в бизнесе на руководящих должностях.

Обучение на курсах длится меньше, обычно несколько месяцев. Оно посвящено только стратегическому менеджменту. Это хороший вариант для состоявшихся руководителей, которым не хватает навыков работы со стратегией.

Стоимость курсов обычно меньше, чем стоимость года обучения в вузе. Есть и полностью бесплатные программы, подготовленные вузами. Например, Финансовый университет при правительстве РФ предоставляет бесплатные видеоуроки. А НИУ «Высшая школа экономики» проводит онлайн-курс длительностью десять недель. Обе программы предназначены для всех желающих — требований к участникам нет.

В этом курсе от Финансового университета при Правительстве РФ — девять модулей, посвящённых разработке и реализации стратегии
Скриншот: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации / Skillbox Media

Программы MBA длятся в среднем два года. Они предназначены для руководителей, которые хотят систематизировать знания и опыт и зарабатывать больше.

Обучение на программах MBA в среднем стоит дороже обучения в вузе. Но оно позволяет увеличить доходы. Согласно исследованию портала MBA.SU, в течение 2–4 лет после завершения обучения прирост доходов выпускников российских бизнес-школ составил в среднем 78%.

Особенность программ MBA — именитые лекторы-практики и обучение, основанное на разборе реальных бизнес-кейсов. Кроме того, на программах MBA развита система нетворкинга и среди сокурсников могут оказаться потенциальные партнёры.

Учат ли стратегическому менеджменту в Skillbox? Да, в Skillbox есть программа «MBA. Лидеры изменений», разработанная совместно с Высшей школой менеджмента СПбГУ. На ней изучают не только стратегический менеджмент, но и многое другое — например, HR-менеджмент, управление бизнес-процессами и экономику фирмы.

На программе «MBA. Лидеры изменений» дают системные знания и разбирают бизнес-кейсы. В процессе обучения каждый разработает стратегию развития, маркетинговую стратегию или стратегию цифровой трансформации для реальной компании.

  • Стратегический менеджмент — область знаний о приёмах, инструментах, методологии составления стратегий и их реализации. Также можно сказать, что это управленческая функция. Менеджер создаёт стратегии и реализует их.
  • Навыки стратегического менеджмента помогают продвинуться по карьерной лестнице и увеличить доход. Например, имея их, можно претендовать на позицию руководителя или директора с зарплатой 300 тысяч рублей.
  • В стратегическом менеджменте изучают теорию — например, классификации типовых стратегий, стратегический анализ среды организации и стратегический анализ конкурентов. Много времени уделяют изучению методов анализа и готовых стратегий.
  • Освоить стратегический менеджмент можно в вузе, на курсе или на программе MBA. В вузе можно освоить менеджмент с нуля, на курсе — прокачать навык. Программы MBA подходят состоявшимся руководителям, которые хотят увеличить доход.
  • В Skillbox Media много материалов об инструментах и методах стратегического анализа: матрице БКГ, SWOT-анализе, PEST-анализе, модели пяти сил Портера. Также есть статья об управлении изменениями с помощью модели 7S консалтинговой компании McKinsey и других инструментов.
  • Если интересуетесь менеджментом, прочитайте этот материал о менеджменте. Рассказали в нём о направлениях, которые есть в менеджменте, и о том, какие функции должен выполнять руководитель.
  • Для состоявшихся руководителей, которые хотят увеличить доход, в Skillbox есть программа «MBA. Лидеры изменений». Программа разработана совместно с ВШМ СПбГУ. Она позволяет систематизировать управленческий опыт, научиться внедрять изменения и принимать сложные вызовы.
  • Также в Skillbox есть курс «Бизнес-план: от идеи до реализации». Он подойдёт тем, кто хочет освоить или прокачать навык стратегического менеджмента. На курсе учат создавать стратегию развития компании, планировать ресурсы и управлять рисками.

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

Роль руководства фирмы в управлении стратегией

Роль руководства фирмы в управлении стратегией

Помимо поощрения и мониторинга реализации личной стратегии партнеров и стратегии управляемых ими направлений, основной вопрос руководства компании заключается в том, что фирма должна делать, чтобы помочь руководителям направлений обеспечить конкурентоспособность.

В процессе разработки стратегии у руководства есть две ключевые задачи. Первая – разработать внутрифирменные политики, касающиеся «правил игры» и вторая задача – определить уровень и правила инвестирования.

Часть работы руководства заключается в том, чтобы спрашивать: «Как мы добьемся иного поведения, чтобы стать более конкурентоспособными? Уверены ли мы в том, что наши люди достаточно мотивированы, чтобы выполнить все задуманное? Могут ли быть какие-либо важные задачи не выполнены, потому что наши люди считают, что потраченное на них время будет не в их интересах?».

Многие компании определяют своими целями маркетинг для существующих клиентов. И в это же время партнеры говорят о том, что вознаграждение (денежное или эмоциональное) за завоевание нового клиента гораздо выше, чем за получение заказа на такую же сумму от уже существующего клиента. Таким же образом фирмы заявляют о приверженности использованию большего рычага, при этом, продолжая оценивать партнеров, исходят из их собственного уровня оплаченных часов, а не из того, за какой объем бизнеса они отвечают. Таким образом, эти примеры свидетельствуют о том, что глупо требовать одного, а вознаграждать за другое, что на самом деле является весьма распространенной практикой.

Соответственно, руководство компании должно проверить, предоставляется ли партнерам лучшая обстановка для развития конкурентных преимуществ сегодня и в будущем. Необходимо спрашивать себя, правильно ли построена система мотивации и вознаграждения. Можно всего лишь с небольшими ограничениями принять утверждение: «Скажи мне, как ты оцениваешь и вознаграждаешь своих партнеров, и я скажу, какая у тебя стратегия, потому что это позволит мне узнать, как партнеры развивают свою практику».

Исполняя свои обязанности по разработке стратегии, руководство компании должно отслеживать следующие политики, определяющие правила игры:

Оценка производительности/эффективности (Что мы спрашиваем с людей?)

Прибыльность и прочие системы измерения эффективности (Как мы ведем учет эффективности?)

Система начисления зарплаты, бонусов и распределения прибыли (Что стимулирует деятельность наших сотрудников?)

Отбор, определение должностных обязанностей и оценка руководителей практик

Процедуры, обеспечивающие соблюдение надлежащего качества

В качестве примера принятия стратегического решения для аудиторской компании можно рассмотреть внедрение обязательной процедуры получения обратной связи от клиента для всех проектов больше определенной суммы. Это позволило получить внутреннюю оценку качества оказываемых услуг. И это более мудрая стратегия, направленная на улучшение качества, чем любая программа тренингов и призывные речи. Возьмем другой пример из практики фирмы, оказывающей актуарные услуги и имеющей несколько отделений, решившей ежегодно проводить исследование удовлетворенности персонала. Результаты этого исследования служат основанием для оценки руководителей офисов. Таким образом, мы в очередной раз убеждаемся, что изменение критериев оценки гораздо больше влияет на результат (и достижение стратегических улучшений), чем утверждения важности управления персоналом или профессионального отношения к работе, обозначенного в миссии компании.

Второй ключевой обязанностью руководства компании является установка правил для инвестирования. Разработка стратегии – это процесс, целиком базирующийся на инвестициях. Конкурентные преимущества не достаются даром. И, если фирма хочет быть в лучшей позиции завтра, ей нужно позаботиться об этом уже сегодня. И здесь речь не обязательно идет о деньгах, фирма может инвестировать свое собственное неоплаченное клиентами время. Так как у фирмы всегда существуют ограничения по возможности инвестирования, необходимо устанавливать приоритеты.

Как мы уже отметили ранее, лучше всех такие приоритеты могут определить те, кто ответственен за разработку стратегии, а именно руководители подразделений. Однако задача руководства – установить общие правила для рассмотрения всех предложений. Что может быть еще более важным, так это стимулировать и добиваться, чтобы такие предложения были сделаны.

Одна из наиболее сложных проблем, связанных с учетом времени фирм, оказывающих профессиональные услуги, заключается в том, что наиболее важные стратегические задачи, такие как: обучение, получение специального опыта, разработка новой методологии и т. д., отражаются в отчетах не как инвестиции, а как снижение загрузки персонала и доходов. Как говорится: «если кто-то инвестирует, кто-то теряет». Поэтому партнеры склонны откладывать или вовсе избегать таких действий под угрозой быть осужденными за недостижение финансовых целей.

Таким образом, важной задачей руководства является создание возможностей для инвестиций. Принимая при этом во внимания нормальные процедуры учета, одобряя или не одобряя предложения на основании вероятности получения выгод в будущем. И только вариант разработки стратегии снизу-вверх, описанный здесь, сможет обеспечить такой процесс.

Приступая к разработке стратегии, я обнаружил два вопроса, имеющих наибольшую ценность. Я всегда задавал их исполнительному комитету, лидерам региональных практик, а еще лучше всем партнерам.

Если бы у вас была возможность инвестировать $X млн. свыше вашего текущего уровня инвестирования, чтобы улучшить свою конкурентную позицию, то куда бы вы направили эти инвестиции?

Если бы для достижения лучшей конкурентоспособности вы могли исправить только один аспект управления фирмой (систему оценки, вознаграждения, организационную схему, систему выбора и оценки партнеров и т. д.), что бы вы изменили?

Полученные ответы представляют собой отличную площадку для обсуждения основных вопросов стратегии, а именно: «Как мы сможем быть завтра лучше, чем вчера».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Роль государственных служащих в управлении современным обществом

Роль государственных служащих в управлении современным обществом
Более широкое признание влияния государственных служащих на качество нашей жизни – вот одно из тех ключевых изменений, в которых нуждается наше общество. Государственные служащие – это люди, от которых

6.1. Роль и значение информационных технологий в управлении человеческими ресурсами

6.1. Роль и значение информационных технологий в управлении человеческими ресурсами

Рис. 6.1.1. Модели – основа автоматизации управления Этот раздел написан не с позиций специалиста по информационным технологиям, но с позиций конечного пользователя – HR-менеджера.

10.1. Роль коммуникации в управлении персоналом. Коммуникационный процесс

10.1. Роль коммуникации в управлении персоналом. Коммуникационный процесс
Коммуникация, или процесс передачи информации от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации, лежит в основе функционирования любого предприятия и пронизывает все

1. Понятие и роль коммуникаций в управлении

1. Понятие и роль коммуникаций в управлении
Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на него. Цель коммуникационного процесса – обеспечение

22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении

22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении
Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на

9. Роль государства в антикризисном управлении

9. Роль государства в антикризисном управлении
Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного

1. Роль стратегии в антикризисном управлении

1. Роль стратегии в антикризисном управлении
В жизненном цикле любого предприятия возможно наступление кризиса, причем он может возникнуть абсолютно на всех этапах развития. Кризисы могут быть различными, но если ситуация на предприятии в целом и без этого носит

8. Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении

8. Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении
На процесс формирования инновационной системы влияет уровень инновационного потенциала предприятия, т. е. его возможности в достижении поставленных целей. Реализация этих целей выступает как

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Парус 12 1п исп 1 инструкция
  • Тенотен инструкция по применению детский инструкция по применению отзывы врачей
  • Тиогамма инструкция по применению цена таблетки для чего назначают взрослым
  • Повышение квалификации руководства культуры
  • Тнс энерго кубань контакты руководства