Роль руководства для достижения целей организации

#статьи


  • 0

Кто такой руководитель, какие задачи он выполняет и какие навыки ему нужны

Рассказываем, чем руководитель отличается от лидера, как он организует работу коллектива и чему нужно научиться, если вы хотите карьерного роста.

Кадр: мультфильм «Гадкий я 2» / Universal Pictures

Анна Кузьмина

Кандидат экономических наук, доцент Электротехнического университета «ЛЭТИ». 10 лет опыта в маркетинге и связях с общественностью в IT, СМИ, диджитал- и ивент-агентствах, телекоммуникациях в должностях от специалиста до PR-директора.

Руководители необходимы любому бизнесу. А чтобы научиться руководить, нужно разобраться в функциях руководителя и освоить соответствующие навыки.

В этом материале Skillbox Media рассказываем главное о руководителях — знать это полезно всем, кто планирует карьерный рост.

  • Кто такой руководитель
  • Зачем компании руководитель
  • Какие функции он выполняет
  • Какие навыки нужны руководителю
  • Как узнать больше об управлении

Руководитель — это человек, который управляет частью работы организации. Например, финансами, логистикой, продажами, кадровой политикой. Руководитель принимает управленческие решения: решает, как и что нужно делать, чтобы компания достигла целей.

У любого руководителя в подчинении есть сотрудники. Например, на уровне топ-менеджмента руководители — это директор по производству, директор по развитию, генеральный директор и его заместители. На уровне среднего и линейного менеджмента это руководители службы, рабочей группы, лаборатории, отдела.

Руководитель, начальник и лидер — это одно и то же? Об этом много спорят. Например, можно сказать, что начальник — это статус, а руководитель — это роль. Но это частное мнение.

В русском языке слова «начальник» и «руководитель» — синонимы. Начальник или руководитель — это человек, занимающий какую-то должность, наделённый полномочиями и имеющий в подчинении штат сотрудников.

Лидер — не то же самое, что руководитель и начальник. Лидер — человек, способный повести команду за собой. У него может не быть формальной власти, но он способен влиять на коллектив. Подробнее об этом — в статье про лидерство.

Курсы Skillbox для тех, кто хочет занять руководящую должность

  • «Эффективный руководитель» — получить навыки управления командами, процессами и ресурсами.
  • «Управление командами» — узнать, как мотивировать, развивать команду, правильно ставить цели и управлять конфликтами.
  • «Управление проектами» — научиться запускать проекты в любых сферах бизнеса: от IT до производства.

Иногда подчинённым кажется, что всю работу они выполняют самостоятельно, а руководитель — лишнее звено с завышенной зарплатой. Возможно, иногда так и происходит. Но чаще всего без руководителей компания просто не сможет работать.

Почему? Перечислим только несколько причин.

  • У руководителя есть системное представление о целях и задачах фирмы, её ресурсах и ограничениях. У рядовых сотрудников такого представления нет, поэтому они могут принимать неправильные решения. Например, инженер может потратить полугодовой бюджет на покупку ПО. Он не учитывает, что у компании есть внешние угрозы и ресурсы лучше было направить на устранение этих угроз.
  • Руководитель делает так, чтобы всё работало максимально эффективно. Он знает, как распределять задачи и кому их делегировать, чтобы они были выполнены в срок и качественно.
  • Руководитель контролирует сотрудников. Мало кто из сотрудников ответственен и автономен — большинству нужен контроль. Без него сотрудники могут работать некачественно или не работать вовсе.
  • Руководитель обладает большей экспертностью в своей области. Он может подсказать сотруднику способ решения проблемы, с которой тот раньше не сталкивался.

Без руководителя коллектив не будет работать слаженно. А значит, не сможет достичь целей — и компания заработает меньше денег, чем могла бы, или вообще прекратит существование.

Задачи руководителя зависят от должности, отрасли, размера компании, её организационно-правовой формы, организационной структуры и других факторов. Но есть четыре функции, которые выполняют все руководители. Это планирование, мотивация, организация и контроль — в менеджменте их называют базовыми функциями.

Планирование. Это постановка целей и создание плана действий по их достижению, а также распределение ресурсов — например, кадровых, информационных и материальных.

Руководитель составляет план действий и на длинный, и на короткий период. Обычно чем выше неопределённость внешней среды, тем меньше горизонт планирования. В СССР обычным был среднесрочный горизонт — «пятилетка». Сейчас компании чаще используют краткосрочный горизонт планирования — до пяти лет.

Чтобы составить план, руководитель может использовать разные инструменты и методики. Например, метод SMART, чтобы определить цели, и метод SWOT-анализа — чтобы понять, что влияет на компанию или направление и как можно их развивать.

Мотивация. Мотивация в целом — внутреннее стремление человека совершить какое-либо действие для удовлетворения своей потребности. Если говорить о мотивации как о функции руководителя, то это побуждение сотрудников к выполнению работы.

Чтобы добиться успеха, руководитель должен понимать, какие именно стимулы действуют на сотрудников. Для одних важны премии, для других — признание, для третьих — возможность раньше уходить с работы, чтобы забирать ребёнка из садика. Когда руководитель знает приоритеты своих сотрудников — какое вознаграждение для них наиболее ценно, — он может мотивировать команду.

Мотивация всегда интересовала управленцев. Свои теории мотивации выдвигали профессор бизнес-школы Йельской школы менеджмента Виктор Врум, американские психологи Фредерик Герцберг и Дэвид Макклелланд. Самая популярная — теория мотивации Абрахама Маслоу.

Организация. В рамках этой функции выделяют два направления действий: организационное проектирование и организация процесса работы. Организационное проектирование — создание «каркаса» организации: установление иерархии и полномочий отделов, схем их взаимодействия. Организация процесса работы — постановка задач и наделение сотрудников ресурсами, которые нужны для выполнения этих задач.

За организационную структуру отвечают не все руководители. Обычно проектированием занимается генеральный директор и другие топ-менеджеры. Они развивают структуру, решают, что будет входить в должностные обязанности сотрудников и как будут взаимодействовать отделы. Остальные руководители отвечают за организацию процесса работы.

Контроль. Это проверка результатов работы и сравнение с ожиданиями и поставленными целями. Вот что относится к функции контроля:

  • определение желаемого результата (эталона);
  • проверка результата работы;
  • сравнение с эталоном;
  • в случае отклонения — анализ причин и корректирующие действия.

То есть руководитель следит, чтобы всё шло по плану, и принимает меры, если что-то не получается. Например, перераспределяет задачи и ресурсы, оптимизирует процессы или корректирует планы.

При контроле важно точно определить ожидаемый результат и донести это до сотрудника. Если этого не сделать, сотрудника легко демотивировать. Он не поймёт, чего от него ожидают и какой результат будет хорошим, а какой — плохим.

Есть и другие важные функции руководителя. Например, французский управленец и учёный Анри Файоль в 1916 году назвал пять функций руководителя: к четырём базовым он добавил функцию координации. Современные исследователи часто включают в этот список ещё одну — функцию коммуникации.

Профессор менеджмента Макгилльского университета Генри Минцберг выделяет 10 ролей руководителя. Они делятся на три категории: межличностные, информационные и связанные с принятием решений.

Например, в роли связующего звена руководитель отвечает за отношения с внешним окружением фирмы — их нужно установить и поддерживать. В роли предпринимателя — ищет идеи и ресурсы для их реализации, следит за их воплощением в жизнь.

В небольших компаниях руководитель может заниматься не только управленческими функциями, но и текучкой. Например, обзвоном клиентов, подготовкой финансовых отчётов, созданием рекламных материалов. Это частое явление на начальных этапах развития бизнеса.

Руководителям, которые заняты текучкой, важно вовремя сложить с себя операционные задачи — делегировать их или отдать на аутсорс. Так они смогут сосредоточиться на стратегических целях. Если этого не сделать, бизнес будет стагнировать вместо масштабирования и развития.

Руководители должны обладать разными навыками. Американский социальный и организационный психолог Роберт Кац считает, что навыки руководителя делятся на технические, концептуальные и межличностные:

  • Технические — те, что относятся к работе. Например, для руководителя отдела продаж это навыки продаж, а для руководителя производственного цеха — знание технологий и оборудования.
  • Концептуальные — это навыки системно и критически мыслить, видеть организацию как одно целое.
  • Межличностные — это навыки коммуникации: руководитель должен уметь находить общий язык с командой в целом и с каждым сотрудником отдельно.

Важность этих навыков подтверждают другие эксперты и исследования. Например, согласно исследованию Ancor, руководители считают, что для успеха бизнеса нужны софт-скиллы: навыки переговоров, коммуникативные навыки, критическое мышление и другие.

Все эти навыки можно развить. Сделать это можно самостоятельно или получив формальное образование. Например, руководитель может окончить:

  • бакалавриат специальности и магистратуру по менеджменту;
  • технический специалитет и MBA;
  • программу среднего специального технического образования и тренинги или курсы по менеджменту.

Техническое образование нужно, чтобы получить хард-скиллы — разобраться в специфике направления, которым предстоит руководить. Курсы, программы MBA или образование по направлению «Менеджмент» нужны, чтобы развить концептуальные и межличностные навыки, научиться управлять персоналом, ресурсами, процессами.

Есть ли курсы для руководителей в Skillbox? Получить нужные навыки можно на курсе Skillbox «Эффективный руководитель». Он подходит тем, кто планирует карьерный рост, тем, кто недавно получил повышение, и руководителям с опытом.

На курсе учат работать с тем, с чем руководители сталкиваются каждый день. Ставить цели и задачи, прогнозировать результаты, анализировать данные и принимать решения, работать с вовлечённостью и мотивацией сотрудников, выстраивать операционную стратегию и так далее. Все эти навыки можно закрепить на практике — в курсе 42 практических задания, которые будут проверять кураторы и преподаватели: основатели компаний и руководители.

  • Руководитель — человек, который управляет частью работы организации. Он решает, что и как делать, чтобы компания достигла поставленных целей.
  • Без руководителя компания не сможет работать или будет работать менее эффективно. Руководитель знает, как и кому делегировать задачи, может помочь сотрудникам в решении проблем, системно видит компанию.
  • Руководитель выполняет разные функции. Базовые — планирование, мотивация, организация и контроль. Также руководитель может искать идеи или заниматься «текучкой».
  • Руководителям нужны три группы навыков: технические, концептуальные и межличностные. Получить их можно самостоятельно, в вузе, на курсах или на программах MBA.
  • Каждый руководитель — менеджер: он управляет людьми, процессами и ресурсами. Менеджмент — обширная академическая дисциплина. В Skillbox Media есть статья о менеджменте, с которой можно начать изучать тему. Из неё вы узнаете, какие есть направления в менеджменте, и поймёте, какое может подойти вам.
  • Также в Skillbox Media есть отдельные статьи о разных направлениях менеджмента. Это материалы про управление изменениями, проектное управление, управление персоналом, операционный менеджмент. Прочитайте статьи, чтобы подробнее узнать о каждом направлении.
  • Мотивировать сотрудников нужно не только деньгами. Прочитайте статью о мотивации персонала, чтобы узнать, какие ещё методы работают и почему деньги — не самое важное.
  • Курс Skillbox «Эффективный руководитель» подойдёт тем, кто хочет занять руководящую должность. На нём изучают основы менеджмента, учат создавать презентации и аргументировать позицию, помогают на практике освоить управление командами, ресурсами и процессами.

Эффективный руководитель

Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.

Узнать про курс

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

Ключевые обязанности руководителя по организации эффективного управления

Фото Ольги Панковой, Кублог

В работе руководителя любого уровня можно выделить такие функции, как:

  • управление подчиненными: все действия, которые руководитель должен предпринять для того, чтобы сотрудники правильно выполнили весь необходимый объем работ;

  • взаимодействие с компанией: встречи, собрания, совещания и переписка с коллегами и вышестоящими руководителями;

  • производство результата: все действия руководителя, которые не связаны ни с управлением подчиненными, ни с взаимодействием с компанией, когда он работает в качестве скорее менеджера-специалиста, пусть и высококвалифицированного;

  • осмысление: анализ и синтез информации, необходимой для выработки эффективных управленческих решений.

Как должно распределяться время руководителя между производством результата и остальными зонами ответственности? Это зависит от следующих факторов:

  • Специфика работы. Если работа носит узкоспециальный характер (например, вы являетесь руководителем научного направления и у вас два лаборанта-помощника), то вам придется более всего заниматься производством результата. Если работа требует тех уникальных знаний/умений, которых нет ни у кого другого, то и заниматься вам суждено более работой, чем управлением как таковым. При этом, поскольку именно вы отвечаете за квалификацию ваших подчиненных, есть смысл обучить их тому, что вам приходится делать.

  • Уровень корпоративной иерархии. Чем ниже ваш уровень, тем больше вам предстоит заниматься производством результата. Проблема же в том, что и по мере своего продвижения по служебной лестнице и укрупнения задач руководители сохраняют эту вредную привычку.

  • Сила власти. Чем слабее ваша власть, тем больше вам работать; ваш удел — производство результата.

  • Квалификация подчиненных. Чем ниже их профессиональный уровень, тем больше вам работать.

  • Мотивированность подчиненных. Чем менее подчиненные заинтересованы в результатах работы, тем больше работы придется делать самому руководителю.

Если искомые обязанности представить в виде перечня, то он будет выглядеть так.

  1. Постановка задачи и организация выполнения.

  2. Распределение обязанностей.

  3. Обеспечение взаимодействия.

  4. Выстраивание межличностных взаимоотношений.

  5. Анализ результатов.

  6. Аудит эффективности процессов.

Рассмотрим каждый из пунктов подробно.

Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах

Уметь настраивать и вести управленку — значит быть полезным для руководителей. Научитесь понимать, откуда приходят и куда уходят деньги компании на курсе повышения квалификации от «Клерка».

Посмотреть бесплатный урок и записаться

1. Обязанность «Организация выполнения»

Хорошая работа начинается с тщательной организации. Если вы хотите, чтобы работа была выполнена с должным качеством и в необходимые сроки, необходимо уделить самое пристальное внимание именно организации этого процесса.

Мы должны провести декомпозицию нашей задачи до уровня простейших рабочих заданий, при этом учесть целый ряд условий — от уровня квалификации подчиненных до приоритетности конкретной задачи в рамках общего поля.

Нам также необходимо определиться с приоритетами, оптимальной последовательностью выполнения работ, выстроить график и отметить на нем как необходимые места контроля, так и точки для принятия решения об уточнении дальнейшего хода работ. Возможно, характер задачи предполагает уместность оценки внутренних/внешних рисков и разработку соответствующих профилактических либо реактивных мероприятий.

Все эти процедуры должны быть согласованы как с содержанием самой задачи, так и со сроками ее выполнения. В противном случае после быстрого старта участники начинают спотыкаться о неучтенные препятствия, что резко замедляет ход выполнения задачи. Недостаток планирования в этой области также может привести к тому, что часть важных составляющих не исполняется вовсе или о них вспоминают в последний момент. В итоге задачи решаются долго, дорого и некачественно.

Если же поступать не так, как принято, а так, как правильно, то время, затраченное на организацию выполнения, многократно окупается управляемостью процесса, оптимальностью использования ресурсов структуры и качеством самой работы.

Если у вас нет времени на качественную организацию работы, то вы находитесь в очередной «самозатягивающейся петле», пытаясь сделать за счет скорости то, что следует решать посредством изменения подхода. Конечно, для этого вначале потребуется инвестировать дополнительное время, которого и так не хватает. Но иначе этот замкнутый на первый взгляд круг никак не разорвать.

Хорошо организованная работа выполняется быстро, интенсивно и… незаметно. В свою очередь, крики и суета свидетельствуют скорее не об энтузиазме подчиненных, а о низком качестве управления.

2. Обязанность «Распределение обязанностей»

Эта часть работы руководителя наиболее понятна по своему содержанию. Одной из причин перегрузки руководителей как и является тот факт, что руководитель не распределяет обязанности.

Кроме того, нельзя обязывать, не оговаривая права. Те или иные полномочия оговорены в должностных инструкциях, но полномочия конкретного сотрудника в рамках выполнения актуального задания в стандартном регламенте содержаться не могут. Не стоит также надеяться на то, что подчиненный, взяв за основу перечень своих служебных обязанностей, самостоятельно определит набор своих полномочий в рамках конкретной работы.

Вывод: если вы не уделили достаточного внимания постановке задачи и организации выполнения, то у вас практически нет шансов адекватно распределить работу между подчиненными. Попадая в эту ситуацию, руководитель интуитивно выбирает одну из двух моделей.

  • Модель 1. Основная часть работы выполняется самостоятельно, подчиненных работают исключительно в режиме «подай—принеси». Если не получается все выполнить самому, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор хороших подчиненных.

  • Модель 2. «Перебрасываем» подчиненным работу в том виде, как есть, при этом понимая, что в результате все окажется совсем не так, как надо. Когда предчувствия сбываются, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор «хороших» подчиненных.

3. Обязанность «Обеспечение взаимодействия»

Как бы тщательно вы все ни организовали, на пути к цели обязательно появятся некие препятствия, неучтенные на предварительной стадии или новые факторы. Все они требуют рассмотрения, дополнительной информации, а то и внесения коррекций в изначальную диспозицию.

Ранее распределенные полномочия не могут учитывать неизвестное, а право самостоятельно решать вновь возникающие вопросы может быть делегировано только проверенным и надежным. Поэтому сотрудникам необходим периодический контакт с руководителем.

Кроме того, вашим подчиненным необходимо взаимодействовать со своими коллегами на «горизонтальном» уровне как внутри своей структуры, так и с выходом на другие подразделения.

Если ваши подчиненные обладают высоким уровнем исполнительской дисциплины задача несколько упрощается. По завершении процесса распределения обязанностей достаточно договориться о том, что при столкновении с любым препятствием и/или неожиданным фактором они немедленно сигнализируют об этом вам. Но и об этом надо не забыть договориться.

Также необходимо помнить о том, что любую работу необходимо контролировать — даже ту, при выполнении которой изначально не возникает неожиданностей и не требуется совместных действий. Если же руководитель склонен этим пренебрегать, то конечный или промежуточный результат может попросту отсутствовать, даже по самым объективным причинам. Методы и интенсивность контроля зависят от квалификации и дисциплинированности подчиненных, а кроме того — от характеристик поставленной задачи.

4. Обязанность «Выстраивание межличностных взаимоотношений»

В зависимости от целей и характера задач, стоящих перед компанией, тот или иной тип взаимоотношений в коллективе может быть как хорошим, так и плохим. Параметр этот относительный и зависит от того, насколько эти отношения способствуют эффективной работе. Поэтому ошибкой является стремление к некоему мифическому хорошему климату в коллективе. Пожалуй, еще большей ошибкой было бы считать, что чем лучше взаимоотношения, тем эффективнее будет идти работа.

Почему же у нас зачастую возникает подобная иллюзия? Считается, что если сотрудники находятся между собой в хороших отношениях, то они легко будут общаться по рабочим вопросам, спокойно и конструктивно договариваться по спорным моментам, в коллективе не будет ссор и сплетен, всем будет приятно и радостно работать, люди будут меньше уставать, и никто не захочет увольняться. Однако в коллективах, где складывается подобный стиль отношений, неизбежно возникают дополнительные факторы:

  • снижается взаимная требовательность.

  • взаимные обязательства становятся более значимыми, чем перед компанией и непосредственным руководителем.

  • информация скрывается от руководителя, а если руководитель является частью «содружества», то — от вышестоящих инстанций (организаций).

  • процветает круговая порука.

Мы вовсе не хотим сказать, что отношения в коллективе должны быть плохими. Это тоже не принесет ничего хорошего. Где же выход?

Руководитель обязан уметь поддерживать в коллективе должный баланс между сотрудничеством и соперничеством. Межличностные взаимоотношения — не данность, а управляемая субстанция; понятия же «хорошо» и «плохо» достаточно условны. Весь вопрос в рейтинге ваших собственных или же корпоративных критериев, при отсутствии которых вы будете использовать собственные.

5. Обязанность «Анализ результатов»

Выполнение этой обязанности кажется само собой разумеющимся делом. Однако результаты своей работы далеко не всегда подвергаются осознанному анализу. Во многом это связано с изначальным отсутствием правильно сформулированных целей работы. Но даже там, где цели были установлены, анализ промежуточных и итоговых результатов часто отсутствует. Анализ результатов деятельности, конечно, проводится по ходу дела, но нигде не фиксируется.

Человеческая психика устроена таким образом, что он всегда подсознательно стремится избежать нежелательного понижения самооценки и потому склонен приписывать огрехи различным внешним причинам. Любые же результаты представляются оптимальными и единственно возможными. В связи с этим рекомендуем вам заниматься анализом промежуточных и конечных результатов на регулярной основе, запланировав это как обязательную процедуру. Такая привычка хотя иногда и портит настроение, но существенно повышает эффективность управления.

6. Обязанность руководителя «Аудит эффективности процессов»

Руководитель обязан замерять и оценивать правильность организации работы, соотносить это с ключевыми параметрами эффективности и, в случае расхождения или прогнозирования такой возможности в перспективе, обеспечивать разработку необходимых изменений. Анализу могут и должны подлежать все технологии, которые влияют на эффективность: от производственных до индивидуальных, используемых самими сотрудниками в процессе работы.

Так, если руководитель обнаруживает, что система мотивации не способствует качественному выполнению поставленных задач, то он должен либо организовать разработку конкретных предложений по изменению ситуации, либо привлечь необходимый для этого внешний ресурс.

Если руководитель сам не использует какой-либо управленческий инструмент, то его подчиненные с высокой вероятностью также этого делать не будут. Если вы сами не пользуетесь управленческой технологией, то контроль ее использования подчиненными будет требовать дополнительных усилий и, скорее всего, постепенно сойдет на нет. Без постоянного контроля технология, вероятнее всего, применяться не будет, а будет только создаваться видимость ее использования.

Выполнение аудита эффективности процессов — не хобби, а обязанность. Результатами его выполнения должны стать перечни объектов анализа, описания методик оценки и возможности ознакомиться с результатами.

Об особенностях практического применения

Прочитав перечень и содержание своих обязанностей, каждый руководитель может с легким сердцем заявить, что все это он, в принципе, делает. Ключевым моментом тут будет являться характерная оговорка «в принципе». Такую формулировку использует тот, кто понимает, что должен это делать, но не готов утверждать со всей уверенностью, что делает.

В единицу времени человек может эффективно заниматься только одной работой. Тот, кто старается одновременно выполнить несколько важных дел, ничего толком не сделает. Поэтому выполнение управленческих обязанностей должно включаться в рабочий график руководителя под соответствующим названием. В рабочий график управленческие обязанности следует включать не просто наравне с прочими делами, а с учетом того, что именно эта область ответственности должна быть приоритетной. Научитесь выделять время в соответствии с приоритетами, чтобы слова с делами не расходились.

Руководитель отвечает за то, чтобы эти действия выполнялись на регулярной основе, состав же участников и их роли — вопрос ситуационный.

Сами ли вы собираетесь детально проработать задачу, после чего сообщить о ней подчиненным, либо собираетесь привлечь их к активному участию в разработке? Может быть, участие будет ограничено сбором данных по сформулированным вами вопросам? Все это можете определить только вы сами. Вы отвечаете за то, чтобы обязанности полноценно исполнялись, каким же ресурсом — вопрос не принципиальный.

Кроме того, вам необходимо учитывать и то, что все обязанности в процессе их исполнения соединены незримой цепочкой обратной связи. В процессе организации выполнения может выясниться, что сама задача требует дополнительного осмысления, а может быть, и переформулирования. Такое часто бывает, например, из-за нехватки ресурсов, чего на стадии постановки задачи не всегда возможно предвидеть.

В наше время руководитель играет ключевую роль в успехе организации. От его профессионализма и умения правильно организовать работу зависит эффективность и эффективность работы команды. Однако, чтобы быть успешным руководителем, необходимо овладеть определенными аспектами и навыками, которые помогут выполнять свои обязанности наилучшим образом.

В этой статье мы рассмотрим основные аспекты работы руководителя и предложим рекомендации по их применению. Во-первых, руководитель должен обладать сильным лидерским потенциалом. Сильный лидер умеет мотивировать свою команду, решать проблемы и принимать стратегические решения. Он также должен быть инициативным и принимать ответственность за результаты работы своей команды.

Во-вторых, руководитель должен обладать хорошими коммуникативными навыками. Коммуникация — это ключевой аспект работы руководителя. Умение четко и ясно выражать свои мысли и идеи, а также слушать и понимать других, критически важно для эффективной командной работы.

Руководитель должен также уметь эффективно управлять временем. В современном мире, где время стоит огромные деньги, умение правильно распределять задачи и контролировать их выполнение является неотъемлемой частью руководящей работы.

В итоге, руководитель, обладающий пониманием важности лидерства, коммуникации и управления временем, сможет эффективно руководить своей командой и обеспечить оптимальные результаты работы.

Содержание

  1. Ключевые аспекты для руководства в работе
  2. Общая роль руководителя в организации
  3. Навыки эффективного руководителя
  4. Важность коммуникации в руководящей деятельности
  5. Организация и планирование работы в роли руководителя
  6. Управление конфликтами и решение проблем

Ключевые аспекты для руководства в работе

Руководство в работе играет ключевую роль в организации и достижении целей. Оно не только определяет стратегию и направление развития компании, но и обеспечивает соблюдение рабочих процессов, мотивацию сотрудников и принятие важных решений.

Первым и одним из важнейших аспектов является четкое понимание своей роли и ответственности в организации. Руководитель должен быть ориентирован на результаты и иметь ясное представление о целях и задачах, которые необходимо достичь. Также важно быть гибким и адаптивным в изменяющихся условиях рынка и бизнес-среды.

Вторым аспектом является эффективное коммуникативное взаимодействие со своей командой. Способность быть хорошим коммуникатором, слушать и понимать других, а также ясно и четко выражать свои мысли и ожидания — это ключевые навыки, которые помогут руководителю эффективно взаимодействовать со своей командой и достигать совместных целей.

Третий аспект — развитие и мотивация сотрудников. Руководитель должен создавать условия для развития своих подчиненных, уделять внимание их профессиональному и личностному росту, а также мотивировать их к достижению высоких результатов. Для этого можно применять различные методики и инструменты, такие как обучение, стимулирование и поощрение достижений.

Четвертый аспект — принятие решений. Руководитель должен обладать навыками анализа данных, оценки рисков и принятия обоснованных решений. Важно уметь учитывать различные факторы и альтернативы, а также принимать ответственность за свои решения.

Наконец, пятый аспект — лидерство и управление изменениями. Успешный руководитель должен обладать лидерскими качествами, уметь мотивировать сотрудников, создавать вдохновляющую рабочую атмосферу и управлять изменениями. Он должен быть готов к преодолению трудностей и преодолевать преграды на пути к достижению поставленных целей.

Таким образом, для руководства в работе имеет большое значение понимание роли и ответственности, коммуникативные навыки, развитие и мотивация сотрудников, принятие решений, а также лидерские качества и управление изменениями.

Общая роль руководителя в организации

Руководитель играет важную роль в организации, оказывая непосредственное влияние на её успех и эффективность. Его обязанности включают в себя различные аспекты управления, такие как планирование, организация, координация и контроль.

Во-первых, руководитель отвечает за разработку стратегических и тактических планов действий для достижения поставленных целей. Он определяет приоритеты и устанавливает ясные задачи для своей команды, чтобы обеспечить согласованность и единообразие действий всех сотрудников.

Во-вторых, руководитель должен уметь эффективно организовывать работу внутри организации. Он разрабатывает структуру организации, распределяет задачи и полномочия между сотрудниками, а также создает систему коммуникации и сотрудничества внутри коллектива.

В-третьих, руководитель осуществляет координацию деятельности всех отделов и подразделений организации. Он контролирует ход выполнения задач и управляет ресурсами, чтобы достичь намеченных целей. Также руководитель решает возникающие проблемы и принимает стратегические решения.

Наконец, руководитель является образцом для других сотрудников и отвечает за создание положительной рабочей атмосферы. Он мотивирует свою команду, развивает лидерские качества сотрудников и обеспечивает их рост и развитие. Руководитель также принимает участие в принятии решений относительно найма, увольнения и повышения сотрудников.

Важные роли руководителя: Рекомендации:
Стратегическое планирование Определите важные цели и разработайте долгосрочную стратегию для их достижения.
Организация работы Разработайте эффективную структуру организации и распределите задачи среди сотрудников.
Координация деятельности Установите систему контроля и координации действий всех отделов и подразделений организации.
Развитие команды Задайте мотивационные цели и способствуйте развитию навыков и компетенций сотрудников.
Управление ресурсами Обеспечьте эффективное использование ресурсов организации и управляйте ими.

Навыки эффективного руководителя

  1. Лидерство: Эффективный руководитель должен быть харизматичным лидером, который вдохновляет и мотивирует свою команду. Он должен уметь привлечь внимание, создать атмосферу сотрудничества и проявлять уверенность в своих решениях.
  2. Коммуникация: Руководитель должен обладать отличными навыками коммуникации. Он должен быть способен ясно и четко выражать свои идеи, а также уметь слушать и понимать своих подчиненных. Коммуникация должна быть открытой и прозрачной для создания доверительных отношений в команде.
  3. Планирование и организация: Руководитель должен уметь эффективно планировать свою работу и работу команды. Он должен иметь четкие цели и стратегии, а также уметь распределить ресурсы и задачи между членами команды.
  4. Управление временем: Руководитель должен быть хорошо организованным и уметь эффективно распоряжаться своим временем. Он должен уметь приоритезировать задачи, устанавливать сроки выполнения и следить за своими собственными временными ограничениями.
  5. Мотивация: Руководитель должен быть способен мотивировать свою команду. Он должен уметь распознавать индивидуальные мотивационные факторы каждого сотрудника и использовать их для достижения общих целей.
  6. Развитие сотрудников: Руководитель должен уметь развивать своих подчиненных и помогать им расти профессионально. Он должен предоставлять возможности для обучения и развития, а также уметь делегировать задачи для развития навыков команды.
  7. Адаптивность: Руководитель должен быть гибким и адаптивным к меняющимся условиям и требованиям. Он должен уметь принимать решения в неопределенных ситуациях и быстро адаптироваться к новым возможностям и вызовам.

Эффективный руководитель, обладающий этими навыками, сможет успешно руководить своей командой и достигать поставленных целей.

Важность коммуникации в руководящей деятельности

Преимущества коммуникации в руководящей деятельности:

1.

Установление четкой связи: коммуникация позволяет руководителям установить связь с подчиненными, что помогает им лучше понять их потребности, мотивации и ожидания.

2.

Распределение информации: руководитель может использовать коммуникацию для распространения информации о задачах, целях и изменениях в организации. Это помогает подчиненным быть в курсе текущей ситуации и выполнять свои обязанности более эффективно.

3.

Построение доверия: через эффективную коммуникацию руководитель может установить доверие и хорошие отношения с подчиненными. Это способствует повышению мотивации и лояльности, а также созданию сильной команды.

4.

Решение проблем: коммуникация позволяет руководителям лучше понимать проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются их подчиненные. Благодаря этому они могут предлагать решения, давать советы и поддержку для преодоления трудностей.

Хорошие коммуникационные навыки являются важным элементом успешного руководителя. Руководители должны уметь слушать, задавать вопросы, быть ясными и конкретными в выражении своих мыслей и предоставлять обратную связь. Они также должны быть готовыми к диалогу и открытыми для идей и мнений других людей.
Эффективная коммуникация способствует установлению гармоничных отношений и содействует достижению успеха в работе.

Организация и планирование работы в роли руководителя

Руководитель играет ключевую роль в организации и планировании работы. Это важное звено, которое обеспечивает достижение целей и эффективное функционирование команды или организации в целом.

Организация работы начинается с определения целей и задач. Руководитель должен иметь ясное представление о том, что нужно достичь, и разработать план действий для достижения этих целей. План может включать в себя определение ролей и функций каждого члена команды, распределение задач и установление сроков выполнения.

Помимо планирования, руководитель должен также организовать работу своей команды. Это включает в себя выделение ресурсов, таких как время, деньги и материалы, и обеспечение необходимых условий для работы. Руководитель должен также устанавливать и поддерживать эффективную коммуникацию внутри команды, чтобы все члены были информированы о своих задачах и работали согласованно.

Важно также уметь планировать эффективное использование времени. Руководитель должен распределять задачи таким образом, чтобы минимизировать рутинные и незначительные задачи, а также предусмотреть достаточное время для выполнения более важных и стратегических задач.

Руководитель также должен уметь делегировать задачи. Это позволяет распределить нагрузку между членами команды и дает возможность каждому члену проявить свои навыки и качества. Важно распределять задачи с учетом возможностей и потенциала каждого сотрудника, а также поддерживать их в выполнении задачи.

Руководитель должен также быть гибким и готовым к корректировке планов. В ходе работы могут возникать непредвиденные ситуации или изменения внешних условий, которые требуют адаптации и пересмотра планов. Руководитель должен быть готов к этим изменениям и гибко реагировать на новые обстоятельства.

В конечном счете, организация и планирование работы в роли руководителя позволяет обеспечить эффективность и успешность работы команды или организации. Хорошо спланированная и организованная работа позволяет достигать поставленных целей, улучшать процессы и укреплять команду, а также повышать эффективность и результативность деятельности в целом.

Управление конфликтами и решение проблем

В работе руководителя часто возникают ситуации, связанные с конфликтами и проблемами. Умение эффективно управлять конфликтами и находить решения проблем играет важную роль в достижении целей и успехе команды. В этом разделе мы рассмотрим основные аспекты управления конфликтами и предоставим рекомендации для их решения.

Определение конфликта:

Конфликт – это ситуация, в которой возникают противоречия между людьми, группами или организациями в результате различия в интересах, ценностях, мнениях или действиях. Конфликты могут быть открытыми или скрытыми, личными или профессиональными, их масштаб может варьироваться от незначительных недоразумений до серьезных противоречий.

Причины конфликтов:

Конфликты могут возникать по разным причинам, таким как неправильное коммуницирование, разное восприятие ролей и ответственности, различия в целях и приоритетах, конкуренция, несогласие по поводу ресурсов и т.д. Важно понимать, что конфликты неизбежны и даже могут быть полезными, если их умело управлять.

Процесс решения конфликтов:

Решение конфликтов – это процесс нахождения компромиссов и подходов, которые удовлетворяют интересы всех сторон и помогают достичь согласия. Этот процесс включает в себя несколько этапов:

  1. Идентификация конфликта: необходимо четко определить суть конфликта и выделить его основные аспекты. Важно понять, какие стороны или группы затронуты конфликтом и какие проблемы возникли.
  2. Анализ причин: следующим шагом является выявление причин конфликта. Разбор причин позволяет понять ее источники и выявить факторы, которые способствуют развитию конфликта.
  3. Поиск решений: на основе выявленных причин необходимо разработать альтернативы решений, предложить компромиссы или урегулирование конфликта с помощью посредника.
  4. Выбор и реализация решения: выбор наиболее подходящего решения осуществляется на основе оценки его эффективности и возможных последствий. После выбора решения необходимо предпринять конкретные шаги для его реализации и следить за достижением ожидаемых результатов.
  5. Оценка и обратная связь: важным этапом процесса решения конфликта является оценка результатов и обратная связь. Успешное разрешение конфликта требует постоянного изучения ситуации и внесения корректировок при необходимости.

Рекомендации по управлению конфликтами:

1. Будьте проактивными: старайтесь предотвращать конфликты, а не только управлять ими после их возникновения. Внимательно прослеживайте состояние взаимоотношений в команде, регулярно общайтесь с сотрудниками и участвуйте в решении проблем.

2. Прослушивайте и уважайте: активное прослушивание и уважение мнений и точек зрения других людей способствуют пониманию и снижению напряжения. Дайте каждому человеку возможность высказаться и выслушайте его внимательно.

3. Используйте конструктивное общение: поощряйте открытость и прямоту в общении. Задавайте вопросы, прояясняйте ситуацию и помогайте людям выражать свои мысли и чувства без обид и агрессии.

4. Объединяйте усилия: стимулируйте сотрудничество и кооперацию между конфликтующими сторонами. Помогайте им найти общие интересы и цели, которые могут быть достигнуты только через сотрудничество.

5. Поощряйте тимбилдинг: проводите различные мероприятия для укрепления командного духа и развития кооперации. Тимбилдинг активизирует взаимодействие и способствует улучшению коммуникации внутри команды.

Управление конфликтами и решение проблем являются важными навыками для руководителя. Они позволяют создать гармоничную рабочую атмосферу, повысить эффективность команды и достигать поставленные цели. Применяйте эти рекомендации в своей работе и постоянно развивайте свои навыки управления конфликтами, чтобы быть успешным руководителем.

Роль руководителя
одна из главных ролей в управленческих
отношениях. Слово руководитель буквально
означает «ведущий за руку». Смысл этого
лучше выражает слово надсмотрщик. Для
организации оказалось нужным иметь
человека, отвечающего за надзор за всем
подразделением в целом, а не только
полностью поглощенного выполнением
специализированных задач. Этот вид
деятельности – следить за целым –
составляет суть работы руководителя.

Слово «менеджер»
первоначально обозначало умение
объезжать лошадей и править ими. Термин
«менеджмент» буквально означает
«руководство людьми». Практически все
известные зарубежные энциклопедии
трактуют понятие «менеджмент» как
процесс достижения цели организации
руками и головой других людей. Функции
и методы деятельности, типы менеджеров
исторически меняются.

Общие ролевые
требования к руководителю (менеджеру)
включают ряд функций, направленных на
отбор, выполнение групповых производственных
задач, а также на поддержание и активизацию
деятельности сотрудников и отдельных
групп.

Ролевая модель
руководителя

заключается в выполнении следующих
задач:

1) определение
целей и задач деятельности организации,
подчиненных;

2) постановка задач
перед подчиненными;

3) стимулирование
работы подчиненных;

4) координация
деятельности внутри организации;

5) контроль за
выполнением работы;

6) оценка исполнения.

Психологические
характеристики деятельности руководителя:

1) большое разнообразие
содержания профессиональной активности;

2) повышенная
ответственность за состояние ресурсов
и результаты деятельности;

3) творческий
характер работы при обычном дефиците
информации, времени и средств;

4) особая роль
коммуникативных функций, поскольку
управленческая деятельность протекает
посредством общения;

5) высокая общая
нервно-психическая напряженность.

Поведенческая
реализация управленческой роли

складывается из двух процессов:

1) управленческое
общение; 2) управление собой как процесс
совершенствования своих личностных
качеств.

Управленческое
общение
, в
свою очередь, может реализовываться в
двух формах:

1) в форме ситуационных
взаимодействий с подчиненными;

2) в форме
производственных совещаний, собраний,
конференций, т.е. формализованных и
организованных встреч руководителей
с коллективом.

Управление собой
предполагает, что руководитель должен
осознавать себя как личность, которой
будут подражать, он должен подвергать
себя самооценке и создавать свой образ,
соответствующий представлениям об
эффективном управляющем, т.е. «Я-концепцию.
Под управлением собой понимают развитие
характерных черт руководителя, позволяющих
ему эффективно трудиться. Эти черты
можно сгруппировать следующим образом:
1) поддержание физического здоровья, 2)
рациональное распределение сил, 3)
преодоление трудностей, 4) рациональное
распределение времени.

Еще одним результатом
управления собой при выполнении роли
руководителя является формирование
управленческого менталитета –
определенного мироощущения, мировосприятия
руководителя. Управленческий
менталитет – определенная система
образов и представлений руководителя
о себе, своих подчиненных, об эффективности
своей работы. Все элементы данной системы
образов тесно взаимосвязаны и выполняют
функцию регулирования поведения
руководителя.

В различные периоды
существования и развития организации
роль руководителя может выполняться
по-разному. Рассмотрим содержание
некоторых ролей.

Разновидности
роли руководителя:

1. Руководитель
как предприниматель-новатор.

Предпринимательские и новаторские
навыки у руководителя должны быть
направлены на решение следующих
организационных задач:

  1. быть первым среди
    равных, а значит предприимчивым.

  2. Помнить, что успех
    на рынке рождается в конкуренции.

  3. Поддерживать
    свободу творчества и энтузиастов в
    коллективе

  4. Уметь учитывать
    коньюктуру рынка и перестраивать
    оргструктуру организации.

2. Руководитель
как коммерсант
.
Ролевая функция выполняет две задачи:

  1. обеспечение
    эффективных коммерческих переговоров
    руководителя с деловыми партнерами.

  2. Формирование у
    торговых сотрудников инновационного
    поведения.

3. Руководитель
как администратор
.
Эта роль направлена на формирование
персонала фирмы. Процесс планирования
людских ресурсов включает в себя три
этапа: оценка наличных ресурсов, оценка
будущих потребностей, разработка
программы удовлетворения будущих
потребностей.

4. Руководитель
как лидер-мотиватор
.
Задачи этой деятельности:

  1. завоевание
    психологического неформального
    авторитета среди сотрудников.

  2. Умение лучше
    других видеть цель совместной деятельности
    группы.

  3. Выработка
    индивидуального стиля общения и
    руководства подчиненными.

  4. Обеспечение
    эффективной мотивации работников,
    содействующей эффективному достижению
    групповых целей.

5. Руководитель
как практический психолог-воспитатель
.
Деятельность направлена на решение
следующих задач:

  1. познание и
    формирование необходимых деловых и
    личностных качеств сотрудников

  2. обеспечение
    эффективных управленческих воздействий
    на трудовое поведение работников.

  3. Создание условий
    для трудовой самореализации работников.

  4. Развитие персонала
    (в т.ч. оказание помощи по
    самосовершенствованию).

6. Руководитель
как создатель организационной культуры
.
Ролевые задачи:

  1. формирование и
    развитие организационной культуры в
    организации.

  2. обеспечение
    идентификации работников с организационной
    культурой.

  3. Развитие «духа»
    предпринимательства и новаторства в
    коллективе.

7. Руководитель
как координатор

решает следующие задачи:

  1. создание оптимальной
    организационной структуры управления
    предприятием.

  2. Организация
    эффективной совместной трудовой
    деятельности сотрудников в каждом
    первичном коллективе.

  3. Обеспечение
    делегирования подчиненным полномочий
    и ответственности.

  4. Систематическое
    осуществление комплексной и объективной
    оценки результативности трудовой
    деятельности работников.

8. Руководитель
как коммуникатор

обеспечивает эффективное взаимодействие
членов организации. Его роль заключается
в следующем:

  1. организация
    эффективных деловых коммуникаций
    (осуществление приема и распространения
    информации)

  2. обеспечение сбора
    и переработки информации для обоснования.

  3. Развитие
    межличностных коммуникаций.

9. Руководитель
как социальный контролер
.
Эта роль связана с выявлением слабых
мест и ошибок в управлении, а также
своевременным исполнением. Сущность
социального контроля в сфере труда
выражается в следующих функциях:

  1. оценочной,
    заключающейся в оценке социально
    значимых поступков работников и в
    сравнении их с действующими в коллективе
    нормами поведения.

  2. Стимулирующая,
    состоящая в регулировании как позитивной.
    Так и негативной модели поведения
    работников (при этом санкции понимаются
    как антистимул).

10. Руководитель
как дипломат
.
Среди различных навыков и умений
руководителя значимым является умение
налаживать выгодные контакты, умение
ладить с людьми.

Особенности
личностных качеств руководителя,
понимание, усвоение и выполнение им
своей роли определяют и его управленческий
стиль.

Индивидуальный
стиль выполнения роли

складывается из:

1) потребностей,
интересов, мотивов личности;

2) ответственности
личности;

3) уровня притязаний
человека;

4) самооценки
личности.

Выделяют следующие
стили управления. Авторитарный
(директивный) стиль

управления: характеризуется высокой
централизацией руководства, доминированием
единоначалия. Руководитель требует,
чтобы обо всех делах докладывали именно
ему. К мнению коллектива не прислушивается,
решает за коллектив сам. Преобладающими
методами управления являются приказы.
Наказания, замечания, выговоры.

Демократический
(коллегиальный) стиль

управления характеризуется распределением
полномочий, инициативы и ответственности
между руководителем и заместителями,
руководителем и подчиненными. Руководитель
выясняет мнения подчиненных по важным
вопросам. Принимает коллегиальные
решения. Методы управления: просьбы,
пожелания, рекомендации, советы,
поощрения, реже – приказы.

Либеральный
(попустительский) стиль

характеризуется отсутствием активного
участия руководителя в управлении
коллективом. Руководитель «плывет по
течению», предпочитает не рисковать,
стремится уменьшить свою персональную
ответственность. Работу пускает на
самотек. Редко контролирует. Такой стиль
управления предпочтителен в творческих
коллективах, где сотрудники отличаются
самостоятельностью и индивидуальностью.

Подлинным
критерием оценки
деятельности руководителя служит
конечный результат
труда всего коллектива, в котором
органически соединены
результаты труда и руководителя, и
исполнителей.
Результаты труда с экономической точки
зрения проявляются
как прибыль предприятия, качество и
количество
продукции, экономичность (себестоимость),
новизна
продукции. Но помимо указанных критериев,
эффективность
деятельности руководителя

оценивается через пси­хологические
критерии.

Психологические
критерии эффективности деятельности
руководителя:

1)
удовлетворенность членов коллектива
различными аспектами членства в нем
(например,
удовлетворенность отношениями с
коллегами, с руководителем,
условиями труда, заработной платой и
т. д.), что проявляется
в благоприятном либо неблагоприятном
психологическом климате коллектива, в
степени стабильности либо «текучести»
кадров;

2)
мотивация членов коллек­тива
(желание людей трудиться и сохранять
членство в коллективе);

3) авторитет
руководителя в коллективе;

4)
самооценка коллектива своей сплоченности,
своей успешности
функционирования.

Вопросы для
самопроверки:

1. Что такое
«социальная роль»?

2. Какие факторы
влияют на усвоение и выполнение социальной
роли?

3. Каковы основные
задачи ролевой модели руководства?

4. Из каких процессов
складывается поведенческая реализация
управленческой роли?

5. Охарактеризуйте
разновидности роли руководителя в
организации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Библиографическое описание:


Аслаханова, С. А. Роль руководителя в системе управления организацией / С. А. Аслаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 370-372. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24005/ (дата обращения: 23.09.2023).

В данной статье рассматривается актуальная проблема на сегодняшний день — это роль руководителя в системе управления организацией. В связи с нестабильностью экономики России в последнее время, организации и предприятия находятся в крайне сложном положении, за счет чего роль руководителя, как ведущего звена любой организации возрастает. В статье дается определение понятию руководитель, определяется его место в организации, а также некоторые моменты совершаемых ими ошибок в своей деятельности.

Ключевые слова: руководитель, организация, функции, человеческий фактор.

Руководитель (менеджер) — ключевой элемент в системе оценки персонала. Руководитель успешно добивается поставленной задачи, так как приумножает свои физические и интеллектуальные способности за счет совместных сил подчиненных и сознательно использует их. Это задача руководителя любого административного уровня.

Суть работы менеджера это реализовать ряд функций. Среди этих функций должны быть выделены, в первую очередь, в качестве основной стратегической функции, которая заключается в том, чтобы поставить на основе ситуационного анализа и прогнозирования цели организации, координировать разработки стратегии и создания плана.

Одной из основных функций руководителя является административная, состоящая из следующих подфункций:

Во-первых, контрольной, заключающейся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации. На базе полученной информации проводится корректировка, если это необходимо.

Во-вторых, организационной, связанной с созданием необходимых условий деятельности организации: распределением полномочий среди исполнителей, задач, ресурсов, инструктированием.

В-третьих, направляющей, с помощью которой происходит координация работы подчинённых.

В-четвёртых, кадровой, заключающейся в организации подбора, расстановки, обучение и развитие персонала.

В-пятых, стимулирующей, направленной на поощрение за успешно выполненную работу или наказание за выполненную плохо.

Важную роль играет функция связи. Она включает в себя различные деловые встречи, осуществлению совещаний, заседаний, принятием посетителей, телефонные звонки, ответы на письма, осуществлению деловых переговоров, бизнес-истеблишмента.

Возрастающая роль человеческого фактора проводит на одно из первых мест по значимости социальную функцию, главной чертой которой является создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и объединении.

Первостепенное место в системе управления завладевают функции, реализованные руководителем: разработать общий план действий в рамках всей организации; координирование всех подкомплексов управления; влияние на единицы низшего уровня управления и их руководителей; набор персонала в разнообразных областях управления. [1]

В то же время все руководители подразделяются на три категории:

                    Операционные руководители — самый низкий элемент в управленческой структуре. Они назначены для роли выполнения функций управления процессом производства, с применением потребных ресурсов. Эта категория включает в себя заведующего лабораторией, мастер цеха и т. д.

                    Менеджеры среднего звена призваны контролировать работу операционных руководителей. Вся информация, полученная ими, передается наверх — в руки руководителям высшего звена. Это может быть менеджер отдела, декан, и.т.п. Пост руководителя среднего уровня уже определяет нешуточную ответственность.

                    Руководители высшего уровня. Эта группа является самой наименьшей. Она подотчетна за все операции происходящие в организации достижению результатов. Высшее руководство осуществляет или одобряет все остроактуальные значимые решения в любой организации или предприятии. Этот тип включает в себя лидеров — президента, председателя правления, министров. Работа высшего руководства подразумевает большущую ответственность, значительные объемы, интенсивный темп. [2]

Одним из повседневных вопросов, реализуемых, можно сказать, большинством компаний является кадровый, а именно, менеджеров нижнего уровня и менеджеров среднего уровня. Еще недавно новоназначенный руководитель был высококвалифицированным специалистом, экспертом, умельцем и компания, находясь в заблуждении, что заняв более высокую должность, он организует высокую работу подчиненных, присваивает ему лидирующие позиции. Но не факт, что новый руководитель имеет знания и навыки управления. Управлению, тоже необходимо учиться.

Одной из значимых оплошностей при работе с подчиненными у приступающих к новым обязанностям руководителей является то, что они определяют всех по себе, полагая, что подчиненные думают так же, как они думают. Вполне может быть, что в свое время менеджеры время показали чудеса геройства на работе, выполняли по собственной воле весьма непростые задачи. Может быть они были промотивированы вызовом, однако ошибочным является дело искать новых героев. Работник обязан осуществлять только поставленные перед ним цели. Работник должен быть активным и целенаправленным, чтобы реализовать задачу, и руководитель не должен забывать их поставить. Необходим дисциплинированный персонал готовый мыслить за себя, а не менеджера. Глава компании надзирает за деятельностью работников, а не забрасывает их задачами иногда не совсем понятными и внятными. Чем наиболее точно определяется цель, тем более вероятно, что она будет доходчива для работников, разработана и реализована. Люди противятся, когда не лицезрят пути к осуществлению целей и задач.

Фактически цель — это способ показать человеку его путь. Сформулировать цель — это задача руководителя. При этом он должен четко описать ожидаемый результат, определить ресурсы, обговорить действия с клиентами, обсудить вопросы использования продуктовой линейки и т. п. Понимание возможности достижения цели делает сотрудника в целом лояльнее. При назначении нескольких ответственных по достижению цели обязательно назначается «старший». Ошибочным является предубеждение руководителя, что остальные сотрудники, кроме назначенного старшим, обидятся. А если даже и обидятся, это не повод оставлять группу подчиненных в безвластии. Не могут быть сотрудники равно ответственными. Один должен быть старшим на период выполнения задач по достижению цели. Стандартная ошибка — это фраза руководителя: «Вы теперь вдвоем (втроем, вчетвером и т. п.) должны это сделать». А дальше начинается некоторое подобие волчьей стаи, в которой выигрывает не самый профессиональный, а самый наглый, возможно самый ленивый. Сами в стае не разберутся. Будут проблемы взаимодействия. За достижение цели отвечают все и никто. Цель вряд ли будет достигнута и это не раз доказывается практикой. Нужно планирование работы. Как известно, час планирования экономит четыре часа пустой работы — это закон тайм-менеджмента. Нельзя экономить время на организации выполнения задач по достижению целей.

Подчиненным выгодно иметь систему хаоса в выполнении поручения. В ней он всегда найдет причину не выполнения задач по достижению целей. Систему хаоса создает сам руководитель, своевременно не обозначивший систему приоритетов. Любому руководителю надо научиться работать рационально и производительно. Первое, что нужно сделать, это разработать режим рабочего дня. Необходимо определить правильную очерёдность различных видов работы. В первую очередь следует делать самую важную работу и использовать время наиболее продуктивно для решения действительно важных задач. Это и есть управление взаимосвязанными задачами.

Грамотное управление основывается на знаниях по управлению и практическом опыте руководителя. Практический опыт накапливается в ходе ежедневной деятельности, а вот приобретению знаний по управлению надо уделять достаточное внимание, особенно начинающим руководителям. [3]

Таким образом, роль руководителя очень высока, так как он направляет работу других и несёт персональную ответственность за её результаты, вносит порядок и последовательность в работу. Руководитель непременно должен обладать высоким профессионализмом, способностями, и умениями, он концентрирует в любых сферах деятельности и управления организацией для достижения поставленных целей.

Также в системе управления каждый руководитель должен соблюдать правила этикета труда и работать в согласии с каждым работником организации. Всё это приведёт к отличному морально-психологическому климату на работе и быстрому достижению поставленных целей.

Литература:

  1.                Вязгин А. В. Оценка персонала высшего и среднего звена. — М.: Вершина, 2010
  2.                Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». — М., 2009
  3.                Шапиро С. А. Основы управления персоналом в современной организации.- М.: Гросс-Медиа, 2012
  4.                http://www.rusnauka.com/36_PWMN_2010/Economics/76859.doc.ht
  5.                http://timesnet.ru/management/29/

Основные термины (генерируются автоматически): руководитель, достижение цели, роль руководителя, время, высшее руководство, достижение целей, задача, система управления, система хаоса, управление организацией.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Списание материалов в строительстве по форме м 29 пошаговая инструкция
  • Флунол 150 инструкция по применению цена
  • Полифильтрин таблетки инструкция по применению взрослым от чего назначают
  • Как манипулировать руководством
  • Биол 5мг таблетки инструкция по применению