Реорганизация снт в форме выделения пошаговая инструкция

Реорганизация путем выделения: пошаговый алгоритм с комментариями

Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Хочу поделиться с вами личным опытом сопровождения процедуры реорганизации в форме выделения, и соответственно, помочь новичкам в этом непростом деле. Обращаю внимание, что реорганизация была абсолютно белой, и цель ее — отделение операционной деятельности и основных активов бизнеса.

Бухгалтеры постоянно сталкиваются с договорами

На курсе повышения квалификации 

«Работа с договорами: правовые навыки для бухгалтера» мы даем самые нужные бухгалтеру знания: как использовать и формулировать условия договора, определять подсудность, избегать вопросов налоговиков и обезопаситься от претензий контрагентов и силовых структур.

Супер-акция до 13 августа: обучение с удостоврением ФИС ФРДО за 4990 руб. Успейте записаться со скидкой

Итак, поехали!

I. Этап первый — подготовительный

Знакомясь с материалами коллег на данном сайте столкнулся с тем, что для многих процедуры реорганизации интересны с чисто технической точки зрения. Но, так как в моем реорганизационном проекте, цели были абсолютно белые и предполагали не только отделение операционной деятельности и основных активов бизнеса, но и соответствущую безналоговую передачу недвижимого имущества, то и данному этапу я придал особое значение.

  • Анализ информации о финансово-хозяйственной деятельности Общества.

  • Разработка концепции процедуры реорганизации. Принятие единственным участником бизнес-решения по вопросу распределения активов реорганизуемого общества.

  • Разработка устава Общества, создаваемого в результатате реорганизации путем выделения.

В условиях массовых отказывов регистрирующих органов рекомендую финализировать данный этап неким заключением в письменной форме о «деловой цели» данной процедуры. Подписи юриста и бухгалтера на проектах документов об их утверждении и подписи на письменном заключении очень помогут вам при общении с регистрирующим органом в случае приостановления реорганизации, в силу опять же директивных методов работы наших налоговых и формального подхода к подобным процедурам.

II. Этап второй — подготовка корпоративного решения и уведомление регистрирующего органа

  • Принятие единственным участником (общим собранием участников) Общества решения о реорганизации Общества.

  • Подготвка и подача в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации Общества в форме выделения по форме Р12003.

  • Получение листа записи о начале процедуры реорганизации.

На мой взгляд самы скучный и неинтересный этап) Но, тем не менее, основнополагающий.

На данном этапе мы руководствуемся п. 1 ст. 13 Закона о госрегистрации ЮЛ и ИП, в котором указано, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.

Заявление по указанной выше форме подписывается исполнительным органом общества, в отношении которого принято решение о реорганизации.

III. Этап третитий — уведомление кредиторов реорганизуемого общества и публикация в СМИ сообщения о реорганизации

  • Уведомление кредиторов.

  • Проведение сверок с кредиторами и отражение результатов в бухгалтерском учете.

  • Получение ЭЦП.

  • Публикация сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».

  • Публикация сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».

На мой взгляд конечно и с учетом требований закона письменное уведомление кредиторов хоть и требуется, но с учетом того, что публикация является формой уведомления кредиторов, то оставляю этот пункт на Ваше усмотрение. Но, повторюсь еще раз, так проводимая реорганизация была абсолютно белой, то я принял решение руководствоваться тем, что «реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами». Данное положение содержится в п.2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП.

Тем же пунктом и той же статьей предусмотрено, реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

Все процессы сверок с кредиторами и подачу публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» предлагаю запускать одновременно.

ЭЦП мы использовали для подачи сообщения для публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» в электронной форме. Очень удобно и самое главное, ускоряет процесс подачи)

IV. Этап четвертый — сверка с ФНС и томное ожидание

  • Проведение сверки с ФНС.

  • Предоставление отчетности в ПФР.

  • Подготовка передаточного акта.

  • Получение справки из ПФР (опционально).

Хотя мы и утвердили решением передаточный акт, но на момент принятия решения остутствовало понимание о составе передваемого имущества, поэтому вместо второго этапа я отнес его к четвертому этапу.

С учетом абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», при реорганизации страхователя — юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 — 2.3 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Норма пугающая, но на самом деле не все так страшно. Пп. ж) п.1 ст. 14 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП предусмотрено, что в порядке межведомственного обмне ПФР самостоятельно представляет такую справку в регистрирующий орган. Мы же пошли классическим путем и для подстраховки решили все-таки получить такую справку, чтобы удостовериться в отсутствии возможных препятствий для завершения реорганизации.

V. Этап пятый — «финишная прямая»

  • Подача в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме Р12001.

  • Получение в листа записи о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения.

И вот наконец, прошел месяц после второй публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», и заявление по форме Р12001 с приложением устава создаваемого юридического лица, передаточного акта, квитанции об уплате госпошлины и справки из ПФР мы успешно подали в регистрирующий орган. По истечении пяти рябочих дней мы получили лист записи.

VI. Этап шестой — технический

  • Подготовка и подача пакета документов при регистрации перехода права собственности на передаваемое недвижимое имущество

  • Получение выписки из ЕГРН о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество

  • Организация документооборота в созданном Обществе.

  • Организация бухгалтерского и налогового учета в созданном Обществе.

Общество создано. Активы переданы. Кстати, безналоговым способом. Вот и все.

1. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, изменение организационно-правовой формы) осуществляется в соответствии с решением общего собрания членов такого объединения на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов.

2. При реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вносятся соответствующие изменения в его устав или принимается новый устав.

3. При реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения права и обязанности его членов переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного объединения перед его кредиторами и должниками.

4. Передаточный акт или разделительный баланс садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения утверждается общим собранием членов такого объединения и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в устав такого объединения.

5. Члены реорганизованного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения становятся членами вновь создаваемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.

6. Если разделительный баланс садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не дает возможности определить его правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного либо реорганизуемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения перед его кредиторами.

7. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь создаваемого некоммерческого объединения, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

8. При государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в форме присоединения к нему другого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного объединения.

9. Государственная регистрация вновь созданных в результате реорганизации садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей о прекращении деятельности реорганизованных садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений осуществляются в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

(Московская обл. ) 30.10.2018 Рубрика: Другое

Ликвидация юридического лица

СНТ расположено в зоне минимально допустимых расстояний до газопровода высокого давления Москва-Ставрополь. Лицам, желающим вести капитальное строительство, Мострансгаз письменно отказывает в разрешении. В соответствии с законодательством половина территории СНТ, не стоящая на кадастровом учете, подпадает под категорию земель, предназначенных для ведения огородничества без права возводить капитальные строения. Как законно ликвидировать СНТ и сформировать два юрлица с различным разрешенным использованием земли?

Дмитрий Щеглов

Дмитрий Щеглов

Консультаций: 35

Согласно положениям Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ) реорганизация СНТ осуществляется и на основе Гражданского кодекса РФ.

Так, реорганизация может быть произведена в форме выделения или разделения.

1. Реорганизация проводится на основе решения общего собрания членов СНТ (ст. 21, 39 Закона № 66-ФЗ).

1.1. Общее собрание членов СНТ проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередное собрание членов СНТ проводится на основании решения правления СНТ, которое может инициировать данную процедуру самостоятельно либо на основании требования о проведении указанного собрания не менее чем одной пятой членов СНТ. Собрание должно быть проведено не позднее 30 дней с момента поступления предложения или требования о его проведении.

1.2. Члены СНТ уведомляются о проведении общего собрания, которое может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в СМИ, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Такое уведомление должно быть направлено не позднее чем за две недели до проведения общего собрания членов СНТ и содержать вынесенные на обсуждение вопросы. Общее собрание членов СНТ является правомочным, если в нем участвует более 50% от общего количества членов СНТ. При этом решение о проведении реорганизации, внесении изменений в устав может быть принято только путем очного голосования (за исключением случая, если при проведении общего собрания членов СНТ, на котором выносились указанные вопросы, не был собран необходимый кворум (50% и более от общего количества участников СНТ), в таком случае возможно заочное голосование, порядок и сроки проведения которого предусмотрены уставом, регламентами СНТ). Решения о внесении изменений в устав СНТ и дополнений к уставу или об утверждении устава в новой редакции, решение о реорганизации СНТ принимаются общим собранием членов СНТ квалифицированным (большинством в две трети голосов), при меньшем количестве голосов предложение считается непринятым.

2. В случае положительного решения общего собрания членов СНТ о реорганизации СНТ, готовится передаточный акт или разделительный баланс, который также утверждается на общем собрании членов СНТ.

3. После принятия решения о реорганизации СНТ обязано в течение трех рабочих дней с момента принятия указанного решения направить в регистрирующий орган (соответствующая территориальная инспекция ФНС России) уведомление о реорганизации с приложением решения о реорганизации, а также в течение пяти рабочих дней уведомить о проведении реорганизации известных СНТ кредиторов (в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

4. Для государственной регистрации в соответствующую территориальную инспекцию ФНС России представляются следующие документы (ст. 14 Закона № 129-ФЗ):

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица (и заверенное нотариально), создаваемого путем реорганизации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками) соответствуют требованиям текущего законодательства;

2) устав;

3) передаточный акт или разделительный баланс

4) документ об уплате государственной пошлины (ст. 333.33 Налогового кодекса РФ);

В тоже время, в случае сохранения первого юридического лица (реорганизация в форме выделения), для внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении этого юридического лица в
регистрирующий орган представляются следующие документы (ст. 17 Закона № 129-ФЗ).

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации изменений (заверенное нотариально);

2) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;

3) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;

4) документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Таким образом, в результате реорганизации образуются два юридических лица, на территории которых будут находиться земли с различным разрешенным использованием. Более точный ответ на вопрос дать невозможно в силу недостаточности данных.

Можно ли по действующему законодательству выделиться из СНТ и создать новое садовое товарищество?

Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которого долго ждали, призван был внести ясность во многие проблемные юридические вопросы, которые возникают на практике в связи с осуществлением гражданами садоводческой и огороднической деятельности. С моей точки зрения, в целом этот закон оправдал себя и действительно стал весьма удобным регулятором общественных отношений, складывающихся в столь чувствительной для российского гражданина области как садоводство. Собственно, в плане урегулирования вопросов, касающихся оформления земельных отношений на садовые участки и участки общего пользования, нормы законы оказались весьма лаконичными. И это вполне закономерно, ведь урегулировать огромный пласт сложных общественных отношений, связанных с приобретением гражданами прав на садовые земельные участки в первое десятилетие постсоветской России, когда формировался новый класс собственников земли, призван был ранее действовавший Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2019 года. К моменту принятия действующего закона в данной области был достигнут должный уровень упорядоченности и ясности, в связи с чем в подробном регламентировании вопросов, касающихся приобретения прав на землю, «с нуля», уже не было никакой необходимости.

Вместе с тем, несмотря на свою безусловную успешность, Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ, как и любой другой нормативный правовой акт, оставляет пространство для дискуссий относительно некоторых злободневных вопросов, которые на практике представляют немалую значимость для целевой аудитории, то есть граждан, правоотношения с участием  которых и урегулированы данным нормативным правовым актом.

Поводом к написанию этой статьи стал вопрос одной из моих клиенток следующего содержания: «Можно ли выделиться из СНТ и создать собственное садовое товарищество?»

Исходя из своего практического опыта, могу сказать, что в таких организациях как гаражные общества и садовые товарищества действительно часто возникают распри между отдельными членами и правлением. Причиной, как правило, становится неудовлетворённость размером членских взносов, а также недовольство качеством содержания мест общего пользования. Само собой разумеется, что наиболее напрашивающимся желанием в таком случае становится желание выделиться в самостоятельную организацию. В этой связи отмечу, что такого рода бунты не устраивают ни саму «материнскую» организацию, ни органы местного самоуправления, которые заинтересованы в том, чтобы подконтрольной им территорией можно было как можно легче управлять. Если говорить о чиновниках в особенности, то здесь действует правило «с одного спросить легче, чем с нескольких». Именно поэтому администрации так редко согласовывают схемы раздела земельных участков разного рода гаражных обществ и водомоторных клубов, если таковые находятся в муниципальной собственности.

По всей видимости, законодатель, разрабатывая положения Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, также решил встать на сторону органов местного самоуправления и создал рамочные условия, которые препятствуют оппортунизму отдельных садоводов, недовольных деятельностью председателя и самого правления.

Если мы обратимся непосредственно к тексту закону, то мы обнаружим, что в п. 2 ст. 4 Федельного закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ предусмотрено важное правило, в соответствии с которым для управления имуществом общего пользования собственники садовых или огородных земельных участков вправе создать в границах территории ведения садоводства только одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

Почему законодатель акцентировал внимание именно на имуществе общего пользования? Обусловлено это тем, что, в то время как отдельные садовые земельные участки всегда принадлежали и будут принадлежать садоводам, именно принадлежность имущества общего пользования в садовом товариществе, к которым, в том числе, относятся и земельные участки общего пользования, и определяет, кому принадлежит власть.

Само собой разумеется, что резкое и категоричное «предписание» п. 2 ст. 4 Федельного закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ не может поставить точку в вопросе о том, можно ли в границах СНТ или ОНТ создать отдельное садоводческое или огородническое товарищество. Если бы это было так, то однажды юриспруденция бы закончилась.

В этой связи необходимо обратиться к правовым нормам, которые регулируют порядок установления границы садоводческого и огороднического товарищества. Такую правовую норму мы находим в п. 28 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, которая называется «Переходные положения». По смыслу данной статьи действующая граница территории садоводчества или огородничества определяется или проектом организации и застройки, разработка которых допускалась до 1 января 2018 года, или границами земельного участка, предоставленного садовому или огородническому товариществу до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ. Что касается новой границы садоводческого товарищества, то таковая определяется документацией по планировке территории, то есть проектом планировки или проектом межевания.

Из вышеуказанной правовой нормы следует, что в случае утверждения проекта  планировки или проекта межевания в границах изначальной территории для ведения садоводства или огородничества может быть создано несколько территорий для ведения садоводства или огородничества. Иными словами, проект планировки или проект межевания могут предусматривать, что в границах СНТ или ОНТ создаётся несколько СНТ или ОНТ. Загвоздка состоит только в том, что инициатива разработки документации по планировке территории принадлежит правлению, а одобрение такой документации входит в компетенцию общего собрания (пп. 9 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ). Более того, решение об одобрении документации по планировке территории должно быть принято исключительно квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на собрании членов товарищества.

Таким образом, становится очевидным, что небольшая инициативная группа «несогласных» не в состоянии стать инициатором разработки документации по планировке территории, предусматривающей создание в границах СНТ или ОНТ нескольких территорий для ведения садоводства или огородничества. Если же инициатива исходит от правления СНТ или ОНТ, то создание в границах исконной территории для ведения садоводства или огородничества нескольких СНТ или ОНТ становится вполне возможным.

Помимо правовой нормы п. 2 ст. 4 Федельного закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, которую мы уже подробно проанализировали, существует ещё одно препятствие, существенно затрудняющее перспективу выделения из СНТ или ОНТ самостоятельного садового или огороднического товарищества. Дело в том, что если ранее действовавший Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ предусматривал все возможные формы реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, изменение организационно-правовой формы) (п. 1 ст. 39), то ныне действующий Федеральный закон допускает только одну форму реорганизации СНТ или ОНТпреобразование в потребительский кооператив в случае, если членами СНТ или ОНТ принято решение об изменении вида деятельности на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства или иную деятельность, которая не связана с ведением садоводства и огородничества и для осуществления которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации допускается создание потребительского кооператива.

Таким образом, если по ранее действовавшему закону в случае наличия необходимого большинства голосов из СНТ или ОНТ могло выделиться другое СНТ или ОНТ, что подразумевало передачу прав на имущество общего пользования согласно разделительному балансу, то отныне ни о каком разделе и выделении не может быть и речи, поскольки такого рода формы реорганизации банально не предусмотрены законом.

Вышеуказанный анализ приводит к одному единственному выводу – создание в границах территории для ведения садоводства и огородничества нового СНТ или ОНТ возможно исключительно при условии, что правлением будет инициирован процесс разработки документации по планировке территории, предусматривающей создание нескольких территорий для ведения садоводства или огородничества. Разработать такую документацию в силу пп. 5 п. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ СНТ или ОНТ вправе самостоятельно, однако такая документация должна быть обязательно утверждена органом местного самоуправления или органом государственной власти (п. 10.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ). В случае утверждения такой градостроительной документации «старому» СНТ придётся передать «новому» СНТ – новой созданной с нуля организации, не являющейся правопреемником «старого» СНТ, часть имущества общего пользования, включая земельные участки общего пользования.

Таким образом, процесс создания в границах территории ведения садоводства или огородничества нового самостоятельного СНТ или ОНТ весьма затруднён. Тем более невозможной представляется перспектива создания нового СНТ по инициативе небольших  групп недовольных садоводов или огородников, поскольку таковые не могут самостоятельно инициировать разработку градостроительной документации. Однако, по смыслу пп. 9 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, в случае наличия квалифицированного большинства в размере 2/3 инициативная группа вправе принять обязательное для правления решение о разработке проекта планировки или проекта межевания, предусматриващее создание новых дополнительных территорий для ведения садоводства или огородничества.

Реорганизация путем выделения: пошаговый алгоритм с комментариями

Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Хочу поделиться с вами личным опытом сопровождения процедуры реорганизации в форме выделения, и соответственно, помочь новичкам в этом непростом деле. Обращаю внимание, что реорганизация была абсолютно белой, и цель ее — отделение операционной деятельности и основных активов бизнеса.

Итак, поехали!

I. Этап первый — подготовительный

Знакомясь с материалами коллег на данном сайте столкнулся с тем, что для многих процедуры реорганизации интересны с чисто технической точки зрения. Но, так как в моем реорганизационном проекте, цели были абсолютно белые и предполагали не только отделение операционной деятельности и основных активов бизнеса, но и соответствущую безналоговую передачу недвижимого имущества, то и данному этапу я придал особое значение.

  • Анализ информации о финансово-хозяйственной деятельности Общества.
  • Разработка концепции процедуры реорганизации. Принятие единственным участником бизнес-решения по вопросу распределения активов реорганизуемого общества.
  • Разработка устава Общества, создаваемого в результатате реорганизации путем выделения.

В условиях массовых отказывов регистрирующих органов рекомендую финализировать данный этап неким заключением в письменной форме о «деловой цели» данной процедуры. Подписи юриста и бухгалтера на проектах документов об их утверждении и подписи на письменном заключении очень помогут вам при общении с регистрирующим органом в случае приостановления реорганизации, в силу опять же директивных методов работы наших налоговых и формального подхода к подобным процедурам.

II. Этап второй — подготовка корпоративного решения и уведомление регистрирующего органа

  • Принятие единственным участником (общим собранием участников) Общества решения о реорганизации Общества.
  • Подготвка и подача в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации Общества в форме выделения по форме Р12003.
  • Получение листа записи о начале процедуры реорганизации.

На мой взгляд самы скучный и неинтересный этап) Но, тем не менее, основнополагающий.

На данном этапе мы руководствуемся п. 1 ст. 13 Закона о госрегистрации ЮЛ и ИП, в котором указано, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.

Заявление по указанной выше форме подписывается исполнительным органом общества, в отношении которого принято решение о реорганизации.

III. Этап третитий — уведомление кредиторов реорганизуемого общества и публикация в СМИ сообщения о реорганизации

  • Уведомление кредиторов.
  • Проведение сверок с кредиторами и отражение результатов в бухгалтерском учете.
  • Получение ЭЦП.
  • Публикация сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».
  • Публикация сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».

На мой взгляд конечно и с учетом требований закона письменное уведомление кредиторов хоть и требуется, но с учетом того, что публикация является формой уведомления кредиторов, то оставляю этот пункт на Ваше усмотрение. Но, повторюсь еще раз, так проводимая реорганизация была абсолютно белой, то я принял решение руководствоваться тем, что «реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами». Данное положение содержится в п.2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП.

Тем же пунктом и той же статьей предусмотрено, реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

Все процессы сверок с кредиторами и подачу публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» предлагаю запускать одновременно.

ЭЦП мы использовали для подачи сообщения для публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» в электронной форме. Очень удобно и самое главное, ускоряет процесс подачи)

IV. Этап четвертый — сверка с ФНС и томное ожидание

  • Проведение сверки с ФНС.
  • Предоставление отчетности в ПФР.
  • Подготовка передаточного акта.
  • Получение справки из ПФР (опционально).

Хотя мы и утвердили решением передаточный акт, но на момент принятия решения остутствовало понимание о составе передваемого имущества, поэтому вместо второго этапа я отнес его к четвертому этапу.

С учетом абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», при реорганизации страхователя — юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 — 2.3 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Норма пугающая, но на самом деле не все так страшно. Пп. ж) п.1 ст. 14 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП предусмотрено, что в порядке межведомственного обмне ПФР самостоятельно представляет такую справку в регистрирующий орган. Мы же пошли классическим путем и для подстраховки решили все-таки получить такую справку, чтобы удостовериться в отсутствии возможных препятствий для завершения реорганизации.

V. Этап пятый — «финишная прямая»

  • Подача в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме Р12001.
  • Получение в листа записи о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения.

И вот наконец, прошел месяц после второй публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», и заявление по форме Р12001 с приложением устава создаваемого юридического лица, передаточного акта, квитанции об уплате госпошлины и справки из ПФР мы успешно подали в регистрирующий орган. По истечении пяти рябочих дней мы получили лист записи.

VI. Этап шестой — технический

  • Подготовка и подача пакета документов при регистрации перехода права собственности на передаваемое недвижимое имущество
  • Получение выписки из ЕГРН о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество
  • Организация документооборота в созданном Обществе.
  • Организация бухгалтерского и налогового учета в созданном Обществе.

Общество создано. Активы переданы. Кстати, безналоговым способом. Вот и все.

1. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, изменение организационно-правовой формы) осуществляется в соответствии с решением общего собрания членов такого объединения на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов.

2. При реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вносятся соответствующие изменения в его устав или принимается новый устав.

3. При реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения права и обязанности его членов переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного объединения перед его кредиторами и должниками.

4. Передаточный акт или разделительный баланс садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения утверждается общим собранием членов такого объединения и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в устав такого объединения.

5. Члены реорганизованного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения становятся членами вновь создаваемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.

6. Если разделительный баланс садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не дает возможности определить его правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного либо реорганизуемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения перед его кредиторами.

7. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь создаваемого некоммерческого объединения, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

8. При государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в форме присоединения к нему другого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного объединения.

9. Государственная регистрация вновь созданных в результате реорганизации садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей о прекращении деятельности реорганизованных садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений осуществляются в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена пятью способами: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК РФ). В статье мы рассмотрим процесс реорганизации путем выделения.

Публикация

Правовые основы реорганизации

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п.1 ст.55 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 58 ГК РФ). Разделительный баланс, должен содержать сведения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 59 ГК РФ).

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь созданные юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

При этом, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Со своей стороны, кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ).

Шаг 1 – принимаем решение о реорганизации

Первым в цепочке документов должно стать решение о реорганизации, принятое учредителями (участниками) общества. Однако нормами гражданского права единой формы этого документа не предусмотрено. Рекомендуется указывать в документе следующую информацию (п.3 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44Н (далее – Методические указания)):

  • сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • способ оценки передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества и обязательств;
  • порядок формирования уставного капитала вновь созданного общества и его величины;
  • направление (распределение) чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет реорганизуемого общества и т.п.

О принятом решении в письменной форме необходимо известить регистрирующий орган (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ)). Сделать это нужно в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации. Рекомендуемая форма письменного сообщения о начале процедуры реорганизации прилагается к письму Минфина РФ от 23.01.2009 № МН-22-6/64@. К сообщению прикладывается решение о реорганизации. На основании письменного сообщения о начале процедуры реорганизации и приложенных к нему документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации реорганизуемое юридическое лицо дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ, ст. 60 ГК РФ). В настоящее время данные о государственной регистрации юридических лиц опубликовываются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Кроме того о принятом решении нужно известить налоговый орган по месту учета (пп. 4 п.2 ст.23 НК РФ). Сделать это нужно в течение трех рабочих дней со дня принятия решения по форме N С-09-4 «Сообщение о реорганизации или ликвидации юридического лица» (Приложение 4 к Приказу ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@).

Шаг 2 — проводим инвентаризацию

Вторым шагом процесса реорганизации является проведение инвентаризации (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 23.02.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Результаты инвентаризации следует отразить в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация (п.5.5 Методических указаний).

Шаг 3 – формируем разделительный баланс

На следующем этапе реорганизации формируется разделительный баланс, — документ, который отражает передачу активов и обязательств в порядке правопреемства.

Форма разделительного баланса законодательно не утверждена, но он должен содержать информацию, касающуюся реорганизации компании: полное наименование реорганизуемого юридического лица и его правопреемников, организационно-правовая форма, дата и форма реорганизации, правопреемство.

В самом балансе должны быть отражены активы, обязательства и собственный капитал реорганизуемого предприятия, а также распределение балансовых статей между балансами правопреемников.

Основанием для составления разделительного баланса служит бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед оформлением передачи имущества. Эту отчетность нужно приложить к разделительному балансу.

Оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации имущества производится в соответствии с решением учредителей, — по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости: фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др. (п.7 Методических указаний).

Далее приступаем к распределению активов и обязательств между реорганизуемой организацией и выделяемой. При этом следует учесть несколько моментов.

Во-первых, распределять имущество следует в соответствии с уставной деятельностью выделившихся организаций, а также с функциональным назначением имущества, которое им передают.

Во-вторых, надо не забыть про собственный капитал. Например, вместе с передачей переоцененного средства следует передать и соответствующую сумму добавочного капитала. Если передаваемые основные средства были приобретены за счет целевых поступлений, то при их передаче должно быть передано и сальдо по счету 98 «Доходы будущих периодов».

Пример 1:

ОАО «Альфа» в ходе реорганизации передает выделенному из нее обществу ЗАО «Бета» объект основных средств (ОС), который ранее был дооценен. При этом уставный капитал ОАО «Альфа» разделяется. В соответствии с решением учредителей оценка передаваемого ЗАО «Бета» имущества производится по остаточной стоимости. Уставный капитал ОАО «Альфа» уменьшается на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта ОС. Восстановительная стоимость объекта ОС равна 144 000 руб. По состоянию на дату передачи остаточная стоимость равна 127 200 руб.; сумма начисленной по данному объекту ОС амортизации (с учетом переоценки) — 16 800 руб. Сумма дооценки, отраженная на счете 83, равна 22 000 руб.

Данные операции отражаются в учете ОАО «Альфа» следующими проводками:

Дебет 80 Кредит 01

144 000 руб. – уменьшено сальдо по счету учета объектов ОС на сумму восстановительной стоимости переданного объекта ОС;

Дебет 02 Кредит 80

16 800 руб. – уменьшено сальдо по счету учета амортизационных отчислений на сумму амортизации, начисленной по переданному объекту ОС;

Дебет 83 Кредит 84

22 000 руб. – уменьшен добавочный капитал на сумму дооценки объекта ОС, переданного организацией ОАО «Альфа» выделенному из нее ЗАО «Бета».

В-третьих, вместе с имуществом должно быть передано и сальдо по регулирующим счетам.

Это означает, что сомнительная дебиторская задолженность передается правопреемнику вместе с соответствующей суммой резерва по сомнительным долгам. А резервы под обесценение финансовых вложений передаются вместе с соответствующими финансовыми вложениями. Кроме того, дебиторскую и кредиторскую задолженность по одному и тому же контрагенту лучше передавать одному из правопреемников.

Как правило, кредиторскую задолженность реорганизуемого предприятия распределяют между правопреемниками пропорционально величине переходящих к ним активов. В таком же порядке распределяется собственный капитал предприятия.

Пример 2

ОАО «Альфа» в ходе реорганизации передает выделенному из нее обществу ЗАО «Бета» дебиторскую задолженность покупателя в сумме 472 000 руб. и равную ей сумму резерва по сомнительным долгам:

Дебет 63 Кредит 62

472 000 руб. – передана дебиторская задолженность.

В отношении передачи данных налогового учета реорганизуемого предприятия необходимо учесть следующее обстоятельство. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает (п. 8 ст. 50 НК РФ).

Шаг 4 — формируем «заключительную» и «переходную» отчетность

Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (п.4 ст.16 Федерального закона N 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации является внесение регистрирующими органами соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

На дату внесения записи в ЕГРЮЛ реорганизуемое предприятие составляет заключительную бухгалтерскую отчетность, в которой отражается имущество и обязательства организации перед их непосредственной передачей вновь созданному юридическому лицу.

Чаще всего данные заключительной отчетности отличаются от данных разделительного баланса, так как с момента составления разделительного баланса до составления заключительной бухгалтерской отчетности предприятие продолжало свою хозяйственную деятельность. Так же расходы, связанные с текущей деятельностью реорганизуемого предприятия (расчеты с кредиторами, с бюджетом и внебюджетными фондами, начисление амортизации по передаваемому имуществу и расходы на его содержание, заработная плата работников) учитываются в составе затрат реорганизуемого предприятия при составлении заключительной бухгалтерской отчетности (п. 36, 37 Методических указаний). А при составлении заключительной бухгалтерской отчетности учитываются расходы, связанные с реорганизацией, и операции по вводу в эксплуатацию основных средств.

Так же на эту дату реорганизуемое предприятие составляет «переходную» бухгалтерскую отчетность. Она должна отражать имущество и обязательства организации после проведенной реорганизации, то есть уже после того, как из ее состава выделилось новое общество.

При составлении «переходной» бухгалтерской отчетности меняются только показатели бухгалтерского баланса. Их нужно отражать в соответствии с уточненными данными разделительного баланса.

Реорганизуемое предприятие может не менять величину уставного капитала. В этом случае имущество, переданное выделившейся организации, отражается в бухгалтерском учете реорганизованного предприятия как финансовые вложения, а у выделяемой организации — как взнос в уставный капитал.

Шаг 5 – формируем «вступительную» отчетность

Вновь созданная организация так же формирует бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации. Эта отчетность называется «вступительной». В ее основе лежит разделительный баланс.

Отразить в бухгалтерской отчетности сведения о реорганизации бухгалтер сможет лишь после того, как получит все необходимые для этого документы (п. 4 Методических указаний):

  • решение о реорганизации предприятия;
  • учредительные документы вновь созданных обществ;
  • свидетельства о государственной регистрации;
  • разделительный баланс.

Во вступительной бухгалтерской отчетности отражают размер уставного капитала новой организации, зафиксированный в решении учредителей о реорганизации. Если реорганизуется акционерное общество, необходимо сравнить величину чистых активов вновь созданного АО с величиной его уставного капитала. Если обе величины равны, то данные в бухгалтерском балансе менять не нужно.

Если размер уставного капитала оказался меньше величины чистых активов, то сумму превышения нужно отразить по строке «Нераспределенная прибыль».

В случае если величина чистых активов окажется меньше размера уставного капитала, то разницу между ними нужно указать в бухгалтерском балансе как непокрытый убыток по строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Наконец, первые самостоятельные балансы сформированы. Можете смело приступать к ведению учета новых юридических лиц.

Поделиться в социальных сетях:

Реорганизация бизнеса осуществляется по разным причинам: изменение масштабов бизнеса, необходимость в его оптимизации, альтернативная ликвидация, вывод активов. Существуют разные формы реорганизации. Одна из них – выделение. Это один из самых удобных способов реорганизации. Рассмотрим подробнее этот метод.

В каких случаях осуществляется реорганизация

Выделение – это форма реорганизации, предполагающая возникновение нового субъекта. Этому субъекту передается часть прав основного субъекта. Возможно появление сразу нескольких организаций. Компания, из которой выделились новые субъекты, продолжает свое функционирование. Реорганизация в форме выделения актуальна при наличии этих обстоятельств:

  • Фирма специализируется сразу на нескольких направлениях деятельности. К примеру, она занимается строительством домов и продажей мебели. Сочетание направлений работы – это не очень эффективно. А потому имеет смысл разделить субъект на строительную компанию и фирму, продающую мебель. Выделение в рассматриваемом случае поможет оптимизировать деятельность. Кроме того, значительно упростится учет.
  • Необходимо провести реструктуризацию задолженностей. Новому субъекту переходит часть долгов. Это позволит оптимизировать задолженности.
  • Между учредителями организации возникли существенные противоречия. Выделение в рассматриваемом случае поможет и сохранить дело, и обеспечить соблюдение интересов управленцев.
  • Есть необходимость в расширении быстроразвивающегося бизнеса. Расширение легче провести через передачу активов другой фирме.
  • Требуется быстро ликвидировать фирму.
  • Потребность в финансовом оздоровлении компании.

Реорганизация в форме выделения может вызвать подозрения со стороны налоговых структур. Связано это с тем, что разделение субъекта может осуществляться с целью ухода от налогов.

Пошаговая инструкция по выделению

Реорганизация в форме выделения – это образование одного или нескольких новых субъектов. Осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим алгоритм проведения процедуры:

  1. Собрание участников. В процессе утверждается постановление о проведении мероприятия. Также устанавливаются дополнительные положения: распределение обязанностей, сроки процедуры, раздел капитала. Принятые решения фиксируются в Протоколе.
  2. Инвентаризация. Нужна для установления общей стоимости фирмы.
  3. Формирование разделительного баланса. Этот баланс представляет собой документ, нужный для разделения активов, финансов и прав между субъектами, возникающими в процессе мероприятия.
  4. Уведомление ФНС. Отправить его нужно в течение 3 суток с даты появления решения о реорганизации.
  5. Уведомление кредиторов. Кредиторы являются заинтересованными лицами, а потому их нужно уведомлять о реорганизации. Сделать это требуется не позднее 5 дней с даты отправки уведомления в ФНС.
  6. Размещение объявления. Публикуется оно в «Вестнике госрегистрации» в течение 60 суток с даты принятии соответствующего решения.
  7. Создание устава для каждого возникающего субъекта. Этот устав нужно утвердить. Кроме того, на этом этапе назначаются органы контроля и управления новых субъектов.
  8. Регистрация субъектов. Необходимо также занести все корректировки в уставные документы.
  9. Организация деятельности нового субъекта. Нужно получить коды статистики для новой фирмы, заказать печать и открыть р/с в банке.

Процедура считается оконченной с даты госрегистрации нового субъекта. Обычно она занимает 2-3 месяца. Однако этот срок может растянуться при возникновении затруднений. Наиболее распространенные проблемы: споры из-за раздела имущества или разделения долгов перед кредиторами.

К СВЕДЕНИЮ! Иногда выделение выполняется по судебному решению. Последнее обычно связано с антимонопольным законодательством.

Какие бумаги нужны для реорганизации

В ФНС предоставляются эти документы:

  • Заявка.
  • Изменения в учредительных бумагах, уставе.
  • Протокол о выделении.
  • Бумага, подтверждающая, что кредиторы уведомлены о реорганизации.
  • Разделительный баланс.

Для регистрации ЮЛ потребуются эти бумаги:

  • Заявка.
  • Устав.
  • Разделительный баланс.
  • Подтверждение того, что в СМИ было размещено объявление о мероприятии.
  • Подтверждение того, что кредиторы уведомлены о реорганизации.

Иногда могут потребоваться другие документы.

Особенности баланса

Разделительный баланс – это главный документ, на основании которого осуществляется реорганизация в форме выделения. В нем фиксируется распределение активов, передача их новой фирме. Законом не установлена форма этого документа. То есть она может быть свободной. Но в балансе должны содержаться эти существенные условия:

  • Наименование основного и возникающего субъекта, их организационные формы.
  • Дата реорганизации.
  • Размер активов, пассивов и прочих элементов финансовой структуры.
  • Порядок распределения активов и обязательств между субъектами.
  • Приложение к балансу отчетности за период, предшествующий реорганизации.

Перед оформлением разделительного баланса осуществляется инвентаризация. Нужна она для учета и оценки стоимости имущества.

Бухучет реорганизации

В абзаце 7 пункта Указаний, установленных Приказом Минфина №44н от 20 мая 2003 года, указано, что реорганизация в форме выделения не предполагает внесение записей в бухучет. Однако на практике записи вносятся. Нужно это для сопоставления данных бухучета до и после выделения. Для учета применяется вспомогательный счет. Обычно это счет 00. По ДТ00 фиксируется передача активов, по КТ – пассивов. Новый субъект, который принимает собственность и обязательства, фиксирует в своем бухучете обратные записи. Правильность учета можно проверить. Для этого обороты по ДТ и КТ соотносятся. Они должны совпадать друг с другом.

В законах нет нормы о том, что общая цена передаваемых активов должна быть равной общей стоимости передаваемых пассивов. В абзаце 4-5 пункта 39 Указаний прописано, что, если стоимость чистых активов субъекта, появившегося в процессе выделения, ниже или выше размера уставного капитала, разница регулируется во вступительном балансе.

Пример

Есть организация с капиталом 10 тысяч рублей. Учредители приняли решение о том, что из нее будет выделена организация с капиталом 10 тысяч рублей. Он образован из нераспределенной прибыли первого субъекта. По балансу второй организации передается сырье стоимостью 20 тысяч рублей, дебиторский долг в размере миллиона рублей, обязательство в размере полмиллиона рублей. В учете фиксируются эти проводки:

  • ДТ00 КТ10. Передача сырья в размере 20 тысяч рублей.
  • ДТ00 КТ62. Передача дебиторской задолженности.
  • ДТ67 КТ00. Передано обязательство по покрытию долга в размере 500 тысяч рублей.
  • ДТ84 КТ00. Списание прибыли на создание капитала.

То есть в учете отражается переход активов и обязательств реорганизуемой фирмы.

Налоговый учет

Передача ОС, активов и прочего имущества не считается реализацией или безвозмездной передачей. То есть, в рамках процедуры не образуется объектом обложения НДС (пункт 3 статьи 39 НК РФ, пункт 2 статьи 146 НК РФ).

Порядок действий

^К началу страницы

Независимо от формы реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) вам необходимо пройти следующую процедуру.

1

Выбираем форму

В течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации нужно в письменной форме уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации с приложением решения о реорганизации.

2

Формируем пакет документов

После того как сведения о реорганизации опубликованы дважды, нужно собрать соответствующие документы и представить их в регистрирующий орган.

Документы, связанные с завершением реорганизации, могут быть представлены в регистрирующий орган после 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», а также истечения трёх месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.

При реорганизации в форме преобразования публиковать сведения о реорганизации не требуется.

3

Определяемся с инспекцией

При присоединении документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения организации, к которой происходит присоединение.

4

Сдаем документы

Подать документы можно одним из нескольких удобных для вас способов.

5

Получаем документы

На 6-й рабочий день заявитель лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности может получить документы о государственной регистрации.

Документы могут направить в ваш адрес и по почте. В пределах территории Москвы документ можно получить также через DHL Express и Pony Express.

Выбор формы

^К началу страницы

В течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации нужно в письменной форме уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации с приложением решения о реорганизации.

Если в реорганизации участвуют более двух компаний, то к уведомлению прилагается решение о реорганизации каждой из них. Уведомление в этом случае направляется юридическим лицом, которое приняло решение последним, либо лицом, указанным в решении о реорганизации.

На основании уведомления регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (лица) находится в процессе реорганизации.

Заявителями при внесении сведений о начале реорганизации могут выступать:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. В случае реорганизации двух и более юридических лиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, последним принявшего решение о реорганизации либо определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Внимание! Уведомление о реорганизации публикуется в «Вестнике государственной регистрации», а также в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. В нем указываются сведения о каждом участнике реорганизации, ее форме, приводятся порядок и условия заявления кредиторами своих требований, а также иные сведения, предусмотренные законом.

Формирование пакета документов

^К началу страницы

После истечения тридцати дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», а также истечения трёх месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации необходимо подготовить и представить в регистрирующий орган следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц) (форма № Р12016);
  • Внимание! Подпись заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, когда документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

  • учредительный документ. Представляется в одном подлинном экземпляре, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава (преобразование, разделение, выделение, слияние);
  • договор о присоединении (присоединение);
  • договор о слиянии (слияние);
  • передаточный акт (разделение, выделение);
  • квитанция об уплате госпошлины в размере 4000 руб. Сформировать квитанцию на уплату госпошлины можно с помощью сервиса «Уплата госпошлины». Квитанция представляется по желанию;
  • Внимание! При направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется!

  • документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда.

Внимание! Документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Нужную информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запросит самостоятельно.

Подача документов

^К началу страницы

  • непосредственно в инспекцию лично
  • через представителя по нотариально удостоверенной доверенности

При формировании электронного пакета образы документов должны быть отсканированы с учетом определенных технических требований и заверены вашей электронной цифровой подписью (ЭП), либо нотариуса.

Перейти
Получить ЭП вы можете в Удостоверяющем центре, аккредитованным Минкомсвязью России

Внимание!
Ключ электронной подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день направления документов в налоговый орган.

Электронные документы упаковываются в транспортный контейнер с описью вложения.

Инспекция примет документы и выдаст (направит) расписку в их получении.

Получение документов

^К началу страницы

На 6-й рабочий день заявитель лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности может получить документы о государственной регистрации:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • один экземпляр учредительного документа с отметкой регистрирующего органа.

Документы в ваш адрес могут быть отправлены по почте.

В пределах территории Москвы документы можно получить также через DHL Express и Pony Express.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство умвд россии по сыктывкару
  • Альтиметр sunroad fr500 инструкция на русском языке
  • Руководства по ремонту toyota previa
  • Миценил инструкция по применению цена отзывы
  • Большом руководстве к этапам пути пробуждения