Ремонт кпп газель руководство по ремонту

Работать удобнее вдвоем

Снимаем коробку передач. Смотрим статью – «Как снять и поставить коробку передач автомобиля Газель».

Заворачиваем на место заливную и сливную пробки.

Снимаем опору силового агрегата.

Снимаем выключатель света заднего хода.

Снимаем привод спидометра.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем муфту с подшипником и поролоновые кольца передней крышки.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Ключом «на 12» отворачиваем три болта крепления крышки подшипника (болты установлены на герметике).

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем крышку с прокладкой.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

При последующей ее установке обратите внимание на совпадение масляного дренажного канала в крышке и отверстия в картере.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Поддев отверткой, вынимаем из крышки манжету первичного вала (при разборке коробки передач заменяем все манжеты независимо от их состояния).

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Оправкой или подходящей по диаметру головкой запрессовываем новую манжету.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Ключом «на 13» отворачиваем и вынимаем болт крепления втулки оси шестерни заднего хода к переднему картеру

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Тонкой отверткой поддеваем и снимаем стопорное кольцо подшипника первичного вала

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Ключом «на 12» отворачиваем и снимаем сапун.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Ключом «на 12» отворачиваем десять болтов, соединяющих передний и задний картеры (два болта, проходящие через установочные втулки, длиннее остальных).

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Осторожно постукивая молотком через латунную оправку, расстыковываем передний и задний картеры.

При этом нельзя наносить удары по торцу первичного вала, так как будут повреждены синхронизаторы.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Разъединяем картеры коробки передач

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Осторожно, стараясь не повредить, снимаем уплотнительную прокладку

Вынимаем из расточки под подшипник промежуточного вала в переднем картере регулировочные прокладки (их может и не быть).

В этом случае осевой зазор в подшипниках устанавливается только межкартерной уплотнительной прокладкой.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Проворачивая первичный вал, включаем передачу заднего хода (продвигаем вперед шток V передачи и заднего хода).

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Ключом «на 10» отворачиваем болты крепления трех вилок переключения передач.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления корпуса рычага переключения передач.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем корпус рычага с прокладкой.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Ключом «на 12» отворачиваем болты крепления пластины фиксаторов штоков.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем пластину с прокладкой.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Вынимаем три пружины и три шарика фиксаторов включения передач (их можно вынуть намагниченной отверткой или перевернув коробку).

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Вынимаем шток I–II передачи (чтобы не перепутать при сборке, сразу надеваем на шток вилку и крепим ее болтом).

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Вынимаем шток V передачи и передачи заднего хода, надев на него соответствующую вилку.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Вынимаем шток III–IV передач. Из штока извлекаем штифт блокиратора.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Чтобы не выпали плунжеры блокиратора, вставляем в отверстия штоков трубочки, свернутые из плотной бумаги.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Ключом «на 13» отворачиваем болт крепления оси шестерни заднего хода к заднему картеру.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Щипцами раздвигаем усики стопорного кольца заднего подшипника вторичного вала и, постукивая медным молотком по заднему торцу вторичного вала, вынимаем комплект валов вместе с осью и шестерней заднего хода

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Разъединяем первичный и вторичные валы.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем синхронизатор IV передачи и вынимаем 14 роликов передней опоры вторичного вала.

Шестерни, синхронизаторы и другие детали, расположенные на первичном и вторичном валах, похожи друг на друга, поэтому для облегчения последующей сборки следует аккуратно раскладывать их в порядке снятия.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Двумя тонкими отвертками или специальными щипцами разжимаем и снимаем с первичного вала стопорное и пружинное кольца.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Бородком (двумя монтажными лопатками или специальным съемником) спрессовываем подшипник первичного вала

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Аналогично снимаем оба подшипника промежуточного вала

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Установив вторичный вал вертикально в тисках через мягкие прокладки снимаем стопорное и пружинное кольца ступицы муфты включения III–IV передач

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем муфту в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Этот комплект лучше не разбирать, но если такая необходимость возникла, пометьте взаимное положение деталей.

Муфты включения передач не симметричны, поэтому они устанавливаются только в одном положении.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем кольцо синхронизатора и шестерню III передачи вместе с пластмассовым сепаратором и роликами

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Отверткой поддеваем и снимаем стопорное кольцо и два упорных полукольца.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Намагниченной отверткой вынимаем стопорный шарик полуколец.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем шестерню II передачи с подшипником.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем кольцо синхронизатора II передачи.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем стопорное кольцо.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем муфту включения I–II передач

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

…и кольцо синхронизатора I передачи

Снимаем шестерню I передачи с подшипником.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Дальнейшую разборку вторичного вала проводим с другого конца.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Поддев тонкой отверткой, снимаем стопорное и пружинное кольца

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем ведущую шестерню привода спидометра и вынимаем ее стопорный шарик.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Двумя монтажными лопатками или специальным съемником снимаем задний подшипник вторичного вала

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем упорную шайбу.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Вынимаем плоскогубцами штифт.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем шестерню V передачи с подшипником и синхронизатором

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем дистанционное кольцо.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Специальными щипцами и отвертками снимаем пружинное кольцо и затем муфту включения V передачи и заднего хода

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем кольцо синхронизатора.

Как разобрать и собрать КПП автомобиля Газель

Снимаем шестерню передачи заднего хода с подшипником

Извлекаем из удлинителя заднего картера две манжеты (информация на первой странице)

Перед сборкой проверьте состояние деталей коробки передач.

На деталях картера не допускается наличие трещин любой формы и длины.

Гнезда подшипников, отверстия под штоки переключения передач и сталебаббитовая втулка удлинителя заднего картера должны быть гладкими, без забоин, следов задиров и заметного износа.

Подшипники должны входить в гнезда плотно, от усилия руки или при легком постукивании через проставку.

Прокладки картера должны быть целыми, без разрывов, расслоений и надломов.

Валы, оси и штоки проверяем на отсутствие трещин, заметных следов изнашивания, задиров и наволакивания металла.

Это относится и к шлицевым частям валов, ответные детали должны двигаться на валах легко, без ощутимых люфтов и заеданий.

Незначительные следы задиров, а также возможной коррозии (на шлицах) устраните бархатным напильником, очень мелкой шкуркой, а шейки валов отполируйте тонкой пастой ГОИ или алмазной пастой.

На зубьях шестерен и муфт синхронизаторов не допускаются сколы, следы заедания и выкрашивания, на конусах синхронизаторов также не должно быть следов заедания, сильного износа и наволакивания бронзы на сталь.

Шариковые и роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии.

Их вращение должно быть легким, без заеданий, щелчков, люфта и вибраций.

На дорожках качения, шариках и роликах (иглах) не допускаются усталостное выкрашивание (питтинг), заметный износ и сколы.

Сепараторы шарикоподшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы.

Вообще, после пробега около 100 тыс. км шариковые подшипники лучше заменить, независимо от их состояния.

Манжеты скользящей вилки карданного вала и манжету первичного вала также заменяем независимо от их состояния.

Перед сборкой тщательно промываем все детали в керосине или дизельном топливе, резьбовые отверстия картера обезжириваем ацетоном или растворителем для нитрокрасок.

Трущиеся поверхности механизма переключения передач, сталебаббитовую втулку, манжеты и шлицы вторичного вала покрываем смазкой ШРУС-4, остальные – трансмиссионным маслом.

Подшипники и их гнезда перед сборкой следует также смазать трансмиссионным маслом.

Собираем коробку в обратной последовательности.

Для обеспечения сборки бессепараторных подшипников их ролики обильно покрываем любой пластичной смазкой.

При сборке все валы устанавливаем в задний картер коробки передач одновременно. Для облегчения этой операции валы можно связать шнуром.

ВНИМАНИЕ Толщина прокладки между картерами коробки передач определяет величину осевого зазора в подшипниках промежуточного вала.

Поэтому устанавливаем ее обязательно, смазав для надежности тонким слоем герметика.

Герметиком следует смазать и все другие картонные прокладки коробки передач.

Болты, соединяющие детали картера, при сборке следует обезжирить и покрыть резьбу герметиком.

После установки агрегата на автомобиль не забудьте залить в коробку 1,2 л трансмиссионного масла (до уровня заливного отверстия).

Всем привет кого занесло сюда.Будет много букАв и картинок, пока не знаю может придётся на две части разбивать).И так, столкнулся я по роду деятельности с ремонтом кпп на нексте, коробка нового образца, типа усиленная…так вот эта усиленная завыла и загудела на 85000км. 85000-КАРЛ!Да как так-то блин?Старые спокойно 200000 выхаживали…Ну да ладно об этом…Начнём!Сразу скажу разобрать и поменять подшипники без пресса и резака будет не то что геморно, а не возможно!
1.Снятие как и на всех авто:отворачиваем и снимаем кардан, тут он прикручен и к каробке и к мосту, соответсвенно и подвесной.Отворачиваем траверсу и саму коробку от колокола, опускаем.Добираемся до тросов, опустив кпп нам проще будет отвернуть кронштейн с тросами(3 болта)и отворачиваем кулиску от механизма выбора(центральный от выбора передач, и 2 от «нейтралки»), сбиваем с вала выбора и отволим в сторону всю «приблуду», соответственно отсоединяем спидометр и датчик ЗХ, снимаем кпп.

Я устанавливал кпп для разбора на стол, на шпильки за кронштейн задней подушки…

2.Разборка.Снимаем крышку выбора передач, переднюю крышку она же опора выжимного, вынимаем стопорное кольцо подшипника первичного вала, и раскручиваем корпуса.Вся кпп склеена на клее, но половинится легко.Снимаем передний картер.

Отворачивает фланец кардана, снимаем его.Отворачиваем болт крепления задней передачи, датчик ЗХ и вынимаем из под него сухарик, отворачиваем вилки1-2 и 3-4 передач, отворачиваем крышку шариковых фиксаторов и вынимаем бочонки с пружинами.

Отворачиваем лапку 5-ЗХ, и снимаем с фиксатором и пружиной.После вынимаем штока 1-2, после 3-4 передач(не потеряйте ползунок в штоке 3-4).Ну и соответсвенно магнитиком вынимаем сухари…

Ну в принципе всё, вынимаем валы со средней проставкой из заднего картера.

И тут я столкнулся с вопросом:-А как чёрт-побери я их разбирать буду?На скорую руку был смонтирован стол, и вся трибуха с лёгкость установилась для дальнейшего разбора и сбора.

3.Разборка валов.После того как вы придумали где будите разбирать, начинаем их «патрашить», от не знания у меня заняло это почти весь день.И так, в первую очередь сбиваем задний опорный подшипник вторичного вала, без резака зубила и молотка будет проблема, можно более жестоким способом-распилить болгаркой)))После снимаем стопор с подшипника промвала и трёхлапым съёмником стягиваем вместе с шестерней 5-ой передачи, снимаем шестерню с промвала ЗХ, снимам паразитку ЗХ.Отворачиваем вилку 5-ЗХ и снимаем со штоком.Т.к., подшипник снят со вторичного вала, снимаем шестерню5-ой(обязательно запоминайте или раскладывайте шайбы, проставки, шестерёнки в той последовательности в какой разбираете)после муфту синхрона и шестерню ЗХ.Все шестерни снимаем с игольчатыми подшипниками.После как всё снято, кроме стопора и упорно кольца среднего подшипника переворачиваем валы.Промвал не вытащится пока не разбирёте дальше вторичный вал.Аккуратно вынимаем первичный вал, что бы не растирять ролики с первички, ну и дальше всё по накатанной, стопор, синхрон, шестерёнки и т.д., Как доберётесь до последнего синхрона с шестерней1-ой передачи, аккуратно снимайте стопор, придерживая вторичный вал, иначе выпадет.Ну вот и всё КПП разобранна.
Немного отступлю, производители видать курили какую-то дрянь, иначе я не могу объяснить этот тупизм…они подшипник первичного вала и задний промвала поставили skf, средний вторичного вала испанский(забыл название), а все остальные запихнули Волжские!Ну что разве нельзя было поставить все SKF?И кпп была бы реально тяжело убиваема.Я же не мог себе позволить потратить время на поиски skf-подшипников, а заказ ждать 3 недели, пришлось ставить такие же.Но подшипники заказал, т.к., ещё одна кпп на подходе.
4.Замена подшипников и регулировка валов.Как вы всё разобрали, продефектовали, заменили шестерни и синхроны, если им пршла хана.Встаёт вопрос о замене подшипников, их менять надо ВСЕ!И так, на пром вале не проблема, нагрел и выбил, или спелил)))кому как удобно…

на вторичном снимаем стопора и шайбы с центрального подшипника и выприсоваваем.Ставим на место заднюю шайбу со стопором и запресовываем подшипник до упора, ставим переднюю шайбу и стопор.С центральной части картера нужно обоймы выпресовать аккуратно не сместив кольца обойм подшипников.Не в коем случае не стучать, только пресс!

Но если вдруг кольца сместились не проблема, отрегулируете.После как процедура с заменой подшипников и обойм закончена, нужно отрегулировать натяг в валах.Ставим промвал в передний картер и зарываем средней проставкой, стягиваем болтами по диагонали, вал должен легко крутиться но не люфтить по оси.Если вдруг есть люфт, то можно немного поддавить кольцом среднего подшипника, ну и соответсвенно если зажали, то немного передавить в другую сторону.Но скажу сразу это не рекомендуется, надо регулировать упорным кольцом под обоймой в переднем картере.

Вторичный вал регулируется наоборот, ставим в среднюю часть втор.вал и закрываем задний картер, да кстати забыл под обоймой заднего подшипника регулировочные шайбы ими и отрегулируйте натяг, вал крутится легко но без осевого люфта.

5.Сборка.Ну вот мы и выходим на финишную прямую.Вставляем валы в среднюю опору так что бы вал вторичный вставлялся снизу, а промвал сверху, кто-то придерживает вал, а вы собирайте всё в обратной последовательности разборки, обязательно все игольчатые подшипники и синхроны мажатся маслом.Вставляем первичный вал.Аккуратно переворачиваем.Вкидываем шестерни ЗХ, синхрон, 5-ую передачу.На промвал одеваем шестерню ЗХ и 5-ой, не забудьте поставить паразитку ЗХ.И всё это добро прёте на пресс запресовывать задние два подшипника)))))

После всех процедур ставим шток и вилку 5-ЗХ.

Выкавыриваем задний сальник, и закрываем задний картер.Не забываем поставить шестерню спидометра, забиваем новый сальник и ставим фланец кардана.

Картера можно собирать на герметике, прокладок для этих кпп нету.Как опустили картер, по диагонали стягиваем болтами и собираем вилки и штока 1-2 и 3-4 передач, не забываем поставить сухарики)

Ну и закрываем передний картер, стягиваем болтами, ставим болт паразитки ЗХ, шариковые фиксаторы, стопор подшипника первичного вала, переднюю крышку, и механизм выбора.Механизм выбора нужно ставить аккуратно, что бы штырьком немного оттянуть фиксатор ЗХ вперёд.Ах да меня поразил заводской стопор, что бы болтик не открутился…блин Россииия)))))

Ну вот как то так, мог что-то забыть, если есть вопросы спрашайте)))Всем респектос кто дочитал!И, ни когда не просил, если не трудно репостите, реально инфы по ремонту этой кпп неееетууууу!Может кому будет полезно…описал как смог, если что, не пинайте сильно)))))

6.2.4 Ремонт коробки передач

6.2.3. Ремонт коробки передач

Снятие коробки передач

Снятие коробки необходимо производить в следующем порядке:

— установить автомобиль на эстакаду, подъемник или смотровую яму, чтобы обеспечить удобный доступ к коробке передач снизу;

— отсоединить от коробки передач рычаг переключения передач, для чего изнутри кузова поднять к рукоятке рычага наружный резиновый уплотнитель пола, снять резиновый защитный уплотнитель с колпака горловины механизма переключения передач, отвернуть колпак и вынуть рычаг из горловины вверх;

— слить масло из коробки передач;

— отсоединить от коробки передач карданный вал (см. «Карданная передача»);

— отсоединить от коробки передач гибкий трос провода выключателя света заднего хода и датчика скорости, если нет троса;

— отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления, поднять вверх рабочий цилиндр с толкателем, не отсоединяя его от трубопровода;

— снять вилку выключения сцепления;

— отвернуть болты крепления к картеру коробки передач и трубам глушителя и снять соединительный кронштейн подвески глушителя;

— отвернуть гайки крепления задней опоры к коробке передач;

— отсоединить поперечину от кронштейнов лонжеронов;

— отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с подшипником выключения сцепления.

Разборка коробки передач

Разборку коробки передач необходимо производить в следующем порядке:

— снять муфту с подшипником выключения сцепления с передней крышки коробки передач;

— снять поролоновые кольца с передней крышки;

— отсоединить и снять заднюю опору двигателя с поперечиной;

— вывернуть выключатель света заднего хода с прокладкой;

— вывернуть сапун;

Отворачивание болта крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере

Рис. 5.16. Отворачивание болта крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере

— отвернуть болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода, расположенной с левой стороны переднего картера (рис. 5.16);

Коробка передач (продольный разрез)

Рис. 5.13. Коробка передач (продольный разрез): А — двухконусный синхронизатор; 1 — первичный вал; 2 — крышка подшипника первичного вала; 3 — сальник; 4 — шариковый подшипник первичного вала; 5 — стопорное кольцо; 6 — роликовый подшипник вторичного вала; 7 — сапун; 8 — блокирующее кольцо; 9 — муфта включения; 10 — сухарь синхронизатора; 11 — ступица муфты включения 3-й, 4-й передач; 12 — шестерня 3-й передачи; 13 — игольчатый подшипник шестерни; 14 — стопорное кольцо полуколец; 15 — полукольцо; 16 — шестерня второй передачи; 17 — стопорное кольцо; 18 — шестерня 1-й передачи; 19 — вторичный вал; 20 — шестерня заднего хода; 21 — вилка включения 5-й передачи и заднего хода; 22 — ступица муфты включения 5-й передачи и заднего хода; 23 — болт крепления пластины фиксатора; 24 — пластина; 25 — пружина фиксаторов; 26 — шарик фиксаторов; 27 — пружина блокировочной втулки; 28 — втулка блокировочная; 29 — головка штока включения 5-й передачи и заднего хода; 30 — корпус рычага переключения; 31 — шестерня 5-й передачи; 32 — шайба упорная; 33 — втулка распорная; 34 — картер коробки передач задний; 35 — сальник; 36 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 37 — игольчатый подшипник промежуточной шестерни заднего хода; 38 — промежуточная шестерня заднего хода; 39 — штифт; 40 — болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода; 41 — втулка оси промежуточной шестерни заднего хода; 42 — шариковый подшипник вторичного вала; 43 — кольцо стопорное подшипника вторичного вала; 44 — кольцо стопорное; 45 — подшипник; 46 — пробка маслосливная; 47 — блок шестерен; 48 — пробка маслоналивная; 49 — картер коробки передач передний; 50 — регулировочные прокладки

— отвернуть болты крышки подшипника первичного вала 2 (см. рис. 5.13) и снять крышку;

— снять прокладку между крышкой и картером коробки передач;

— снять стопорное кольцо подшипника первичного вала;

— отвернуть болты крепления переднего и заднего картеров;

Разъединение переднего и заднего картеров

Рис. 5.17. Разъединение переднего и заднего картеров

— разъединить передний и задний картеры коробки передач, удерживая задний и перемещая передний картер (воздействуя на ушки крепления к картеру сцепления) (рис. 5.17). При разъединении картеров ни в коем случае не воздействовать на торец носка первичного вала, так как это приводит к повреждению синхронизатора;

— снять прокладку между передним и задним картерами;

— вынуть из гнезда в переднем картере наружную обойму конического подшипника;

— вынуть из гнезда под подшипник блока шестерен в переднем картере регулировочные прокладки;

— вывернуть из переднего картера маслоналивную и маслосливные пробки;

— передвинуть шток включения 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода;

— вывернуть стопорные болты крепления трех вилок переключения передач;

— вывернуть болты крепления и снять корпус рычага переключения передач;

— снять прокладку корпуса рычага переключения передач. Штифты в горловине корпуса рычага переключения и в левой боковой стенке, а также пружины и предохранители без надобности вынимать не следует. Если предохранители заедают и плохо возвращаются под действием пружин, то следует выбить их заглушки и вынуть пружины и предохранители из корпуса;

— вывернуть болты крепления и снять пластину фиксаторов штоков;

— снять прокладку пластины фиксаторов;

— вынуть три пружины и три шарика фиксаторов штоков переключения передач;

— вынуть заглушку отверстия под стопорные плунжеры с левой стороны заднего картера коробки передач;

— вынуть шток включения 5-й передачи и заднего хода с головкой;

— снять вилку с сухарями;

— вынуть стопорный плунжер;

— вывернуть стопорный болт и снять со штока включения 5-й передачи и заднего хода головку, втулку блокировочную и пружину блокировочной втулки;

— вынуть шток включения 1-й и 2-й передач с головкой;

— снять вилку с сухарями;

— вывернуть стопорный болт и снять со штока головку выключения 1-й и 2-й передач;

— вынуть шток включения 3-й и 4-й передач со стопорным пальцем;

— снять вилку с сухарями;

— вынуть стопорный палец;

— вынуть стопорный плунжер из заднего картера;

— вынуть вилки переключения передач из пазов муфт;

— отвернуть болт и снять стопор крепления штуцера ведомой шестерни привода спидометра;

— вынуть из заднего картера штуцер и ведомую шестерню привода спидометра;

Отворачивание болта крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на заднем картере

Рис. 5.18. Отворачивание болта крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на заднем картере

— вывернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода с левой стороны заднего картера (рис. 5.18);

Демонтаж комплекта валов и шестерен из заднего картера

Рис. 5.19. Демонтаж комплекта валов и шестерен из заднего картера

— через отверстие под корпус рычага переключения передач (с помощью щипцов) развести усы стопорного кольца шарикового подшипника вторичного вала (при этом кольцо утопится в выточке заднего картера) и выпрессовать вторичный вал в сборе с подшипником из гнезда в заднем картере, воздействуя на задний торец вторичного вала (рис. 5.19). При этом одновременно из заднего кратера произойдет выпрессовка блока шестерен с шариковыми подшипниками (или с внутренними обоймами конических подшипников) и оси промежуточной шестерни заднего хода в сборе;

— вынуть из заднего картера наружную обойму из конического подшипника;

— вынуть из комплекта блока шестерен промежуточную шестерню с осью в сборе, вторичный и первичный вал в сборе.

Разборка первичного вала

Разборку первичного вала необходимо производить в следующем порядке:

— пометить блокирующее кольцо синхронизатора, чтобы при сборке установить его на прежнее место;

— вынуть ролики из носка первичного вала;

— снять стопорное и пружинное кольца шарикового подшипника первичного вала;

— снять шариковый подшипник первичного вала.

Разборка блока шестерен

Для разборки блока шестерен необходимо спрессовать с концов промежуточного вала блока шестерен шариковые подшипники или внутренние обоймы конических подшипников.

Разборка оси промежуточной шестерни заднего хода

Для разборки оси промежуточной шестерни заднего хода необходимо:

— выпрессовать пружинный штифт из оси и втулки оси;

— снять с оси промежуточную шестерню с иглами подшипника.

Разборка вторичного вала

Разборку вторичного вала производить в следующем порядке:

— снять стопорное и пружинное кольца ступицы 3-й и 4-й передач;

— снять с вторичного вала ступицу и муфту включения 3-й и 4-й передач в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить торцом носка вала по деревянной подкладке;

— проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения 3-й и 4-й передач и, если их нет, нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;

— снять со ступицы муфту включения 3-й и 4-й передач;

— вынуть сухари синхронизатора (3 шт.);

— вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.);

— снять шестерню 3-й передачи с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником;

— снять блокирующее кольцо с шестерни 3-й передачи;

— пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;

— вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе;

— пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;

— снять стопорное кольцо полуколец вторичного вала;

— снять два упорных полукольца;

— вынуть стопорный штиф;

— снять шестерню 2-й передачи с игольчатым подшипником и 3 кольцами синхронизатора;

— вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе и пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;

— снять с вторичного вала стопорное кольцо;

— снять с вторичного вала ступицу и муфту включения 1-й и 2-й передач в сборе с сухарями, пружинами синхронизатора и с наружными, внутренними и средними кольцами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить его носком по деревянной подкладке;

— проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения 1-й и 2-й передач, и если их нет, нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;

— снять со ступицы муфту включения 1-й и 2-й передач;

— вынуть сухари синхронизатора;

— вынуть из ступицы пружины синхронизатора;

— снять шестерню 1-й передачи с игольчатым подшипником;

— вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе;

— пометить подшипник, чтобы при сборке установить его на прежнее место;

— снять стопорное и пружинное кольца ведущей шестерни привода спидометра;

— снять с вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра;

— вынуть стопорный шарик ведущей шестерни привода спидометра;

— снять шариковый подшипник;

— снять упорную шайбу шарикового подшипника;

— снять с вторичного вала шестерню 5-й передачи с блокирующим кольцом синхронизатора, игольчатым подшипником в пластмассовом сепараторе и распорной втулкой;

— снять блокирующее кольцо с шестерни 5-й передачи; пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;

— вынуть игольчатый подшипник;

— снять стопорное кольцо ступицы муфты включения 5-й передачи и заднего хода;

— снять с вторичного вала ступицу и муфту включения 5-й передачи и заднего хода в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить торцом вторичного вала по деревянной подкладке;

— проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения 5-й передачи и заднего хода, и если их нет, то нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;

— снять со ступицы муфту включения 5-й передачи и заднего хода;

— вынуть сухари синхронизатора (3 шт.);

— вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.);

— снять шестерню заднего хода с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником;

— снять блокирующее кольцо с шестерни заднего хода; пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;

— вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе;

— пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место.

Разборка рычага переключения

Разборку рычага переключения производить следующим образом:

— отвернуть рукоятку и снять уплотнитель пола кузова;

— выдернуть шилом пластмассовую запорную втулку и вынуть нижнюю часть рычага переключения передач из верхней;

— снять резиновые и пластмассовые детали антивибрационного устройства;

— снять уплотнитель колпака, колпак, седло пружины и пружину.

Осмотр и контроль технического состояния двигателей

После разборки детали коробки передач необходимо тщательно промыть, после чего внимательно их осмотреть для определения отсутствия разрывов прокладок, забоин и рисок на привалочных поверхностях, сминания и выработки в гнездах под подшипники, погнутости штоков, износов сферической головки рычага, трещин на картере и крышках, повреждения тел качения и сепараторов подшипников, рабочей кромки сальников, задиров на сталебаббитовом подшипнике заднего картера, сколов на боковых поверхностях и торцах зубьев шестерен и зубчатых венцов синхронизаторов, выработки на конусах, питтинга на роликах, шейках вторичного вала, задиров на упорных шайбах и отверстиях в шестернях, погнутости вилок и штоков механизма переключения передачи, значительных износов на лапках вилок переключения, задиров и заусенцев на штоках, разбалтывания штифтов и сминания отверстия под них в горловине механизма переключения передач и т. д.

Поврежденные детали необходимо заменить.

Сборка коробки передач

Сборка коробки передач осуществляется в последовательности, обратной разборке. При сборке необходимо учитывать следующее. Каждая пара шестерен подбирается на заводе по шуму, поэтому замена шестерен может вызвать некоторое увеличение шума коробки передач.

Комплект колец синхронизатора 1-й — 2-й передач

Рис. 5.20. Комплект колец синхронизатора 1-й — 2-й передач: 1 — наружное кольцо; 2 — среднее кольцо; 3 — внутренне кольцо

При подборе колец синхронизатора к конусам шестерен 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач, заднего хода и первичного вала необходимо обратить внимание на то, чтобы кольца плотно прилегали к поверхности конуса. Кольца необходимо притереть к конусам; поверхность контакта кольца с конусом должна быть не менее 80%. Наружное, среднее и внутреннее кольца двухконусного синхронизатора 1-й—2-й передач притираются одновременно и после притирки образуют неразделяемый комплект (также как и притертые шестерни и кольца одноконусных синхронизаторов остальных передач). В сжатом под нагрузкой 10 кг комплекте колец двухконусного синхронизатора несовпадение торцов А и В (pиc. 5.20) наружного и внутреннего кольца от положения в одной плоскости должно быть в пределах 0,1 мм.

Зазор между торцом наружного кольца и торцом прямозубого венца на шестернях 3-й, 5-й передач, заднего хода и на первичном валу для новых деталей должен быть в пределах 1,1—1,5 мм.

Если заменялись конусные зубчатые венцы синхронизатора 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода, то необходимо шлифовкой в сборе с шестерней обеспечить биение конуса относительно внутреннего отверстия шестерни не более 0,025 мм.

Осевые зазоры шестерен 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода находятся в пределах 0,15—0,35 мм. Они обеспечиваются конструктивно и не требуют регулировки.

Осевой зазор блока шестерен должен быть в пределах 0,03—0,11 мм. Он обеспечивается подбором и установкой регулировочных прокладок между торцом наружной обоймы подшипника блока и торцом гнезда под подшипник в переднем картере.

Ступицы муфт переключения напрессовать на вторичный вал в сборе с муфтами, сухарями и пружинами синхронизаторов. При постановке ступиц на вал необходимо подобрать возможно более плотную насадку.

Установка пружин синхронизатора

Рис. 5.21. Установка пружин синхронизатора

Муфты переключения, собранные со ступицами, должны иметь боковой зазор в шлицах 0,01—0,05 мм; этот зазор необходимо получать индивидуальным подбором при сборке, обеспечив при этом легкое осевое перемещение деталей. Отогнутые концы обеих пружин синхронизаторов должны быть расположены в одном сухаре, а витки пружин должны быть направлены в разные стороны (рис. 5.21).

Разномерность диаметров роликов подшипника переднего конца вторичного вала, а также роликов промежуточной шестерни заднего хода должна быть не более 0,005 мм.

Подшипники следует напрессовывать на валы, прикладывая усилие только к внутреннему кольцу подшипника.

Все детали коробки передач должны быть смазаны тонким слоем трансмиссионного масла, пазы головок переключения — коллоидно-графитным препаратом или солидолом, для удобства сборки допускается смазка роликовых подшипников переднего конца вторичного вала и промежуточной шестерни заднего хода, шариковых подшипников, сухарей и пружин синхронизаторов и других деталей солидолом или консталином. Новые подшипники следует устанавливать в заводской консервации.

Перед сборкой в обязательном порядке смазать солидолом или консталином сталебаббитовый подшипник заднего картера и кромку сальников. При сборке прокладки и крепежные болты необходимо смазать тонким слоем пасты «герметик».

Поврежденные прокладки необходимо заменить новыми.

При сборке коробки передач следует учитывать размеры сопрягаемых деталей коробки передач (табл. 5.3).

Размеры сопрягаемых деталей коробки передач, мм

Сборка рычага переключения передач

Для сборки рычага переключения передач необходимо:

— установить на нижнюю часть рычага переключения передач последовательно пружину, седло пружины, колпак, защитный уплотнитель, детали антивибрационного устройства верхней и нижней частей рычага переключения, а именно: запорную втулку, нижнюю резиновую подушку, распорную втулку, верхнюю резиновую подушку и упорный конус;

— вставить подсобранную нижнюю часть рычага переключения в верхнюю и закрепить запорной втулкой;

— надеть на рычаг уплотнитель пола;

— навернуть на рычаг рукоятку.

Сборка первичного вала

Для сборки первичного вала необходимо:

— напрессовать подшипник на шейку первичного вала;

— установить пружинное и стопорное кольца;

— вставить ролики в носок первичного вала (14 шт.);

— установить на конус первичного вала предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора.

Сборка блока шестерен

Для сборки блока шестерен необходимо:

— напрессовать съемные венцы блока шестерен на промежуточный вал. Перед напрессовкой шестерни нагреть в печи до температуры 150° C в течение 30 мин., а промежуточный вал охладить в сухом льду в течение 30 мин.;

— установить стопорное кольцо;

— напрессовать на шейки промежуточного вала шариковые подшипники или внутренние обоймы с роликами конических подшипников, воздействуя при этом на внутреннюю обойму подшипника.

Сборка оси промежуточной шестерни заднего хода

Для сборки оси промежуточной шестерни заднего хода необходимо:

— вставить иглы в отверстие промежуточной шестерни заднего хода (21 шт.);

— установить промежуточную шестерню заднего хода с иглами на ось;

— установить на ось втулку оси;

— повернуть втулку оси таким образом, чтобы заходные отверстия с фаской под болты крепления оси во втулке и оси в головке лежали в одной плоскости, и запрессовать упругий штифт.

Сборка вторичного вала

Для сборки вторичного вала необходимо:

— собрать ступицы с сухарями, пружинами синхронизаторов и муфтами включения в соответствии с указаниями, приведенными выше;

— запрессовать во вторичный вал штифт упорной шайбы шарикоподшипника вторичного вала. Край штифта должен располагаться ниже поверхности шейки под шестерню 5-й передачи;

— установить на конус шестерни заднего хода предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора;

— установить в отверстие шестерни заднего хода игольчатый подшипник в сепараторе;

— установить шестерню заднего хода с игольчатым подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора на вторичный вал;

— напрессовать на вторичный вал подсобранную ступицу с муфтой включения 5-й передачи и заднего хода; при напрессовке следить, чтобы выступы блокирующего кольца синхронизатора на шестерне заднего хода вошли в пазы ступицы;

— установить стопорное кольцо ступицы 5-й передачи и заднего хода;

— установить на конус шестерни 5-й передачи предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора;

— установить в отверстие шестерни 5-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе и распорную втулку;

— установить шестерню 5-й передачи с игольчатым подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора на вторичный вал, при этом следить, чтобы выступы на блокирующем кольце вошли в пазы ступицы;

— установить на вторичный вал упорную шайбу шарикоподшипника вторичного вала, следя за тем, чтобы запрессованный в вал штифт вошел в пазы упорной шайбы; напрессовать подшипник;

— вставить во вторичный вал стопорный шарик, надеть ведущую шестерню привода спидометра;

— установить пружинное и стопорное кольца;

— установить в отверстие шестерни 1-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе;

— установить шестерню 1-й передачи с игольчатым подшипником на вторичный вал;

— установить на вторичный вал наружное, внутреннее и среднее кольца синхронизатора, подсобранную ступицу с муфтой включения 1-й и 2-й передач, сухарями и пружинами. При установке следить, чтобы:

Двухконусный синхронизатор 1-й — 2-й передач

Рис. 5.14. Двухконусный синхронизатор 1-й — 2-й передач: 1 — муфта; 2 — ступица; 3 — вторичный вал; 4 — шестерня; 5 — сухарь синхронизатора; 7 — шестерня 1-й передачи; 8 — кольцо внутреннее; 9 — кольцо среднее; 10 — зубчатый венец; 11 — кольцо наружное

• выступы среднего кольца вошли в отверстия зубчатого венца (см. рис. 5.14) синхронизатора на шестерне 1-й передачи.

• выступы наружного кольца сннхронизатора вошли в пазы зубчатого венца ступицы;

• усики внутреннего кольца синхронизатора вошли в канавки на торце ступицы;

— установить стопорное кольцо;

— вставить в отверстие шестерни 2-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе;

— установить на вторичный вал наружное, внутреннее и среднее кольца синхронизатора и подсобранную с игольчатым подшипником шестерню 2-й передачи. При установке следить, чтобы:

• усики внутреннего кольца синхронизатора вошли в канавки на торце ступицы;

• выступы среднего кольца вошли и отверстия зубчатого венца синхронизатора на шестерню 1-й передачи;

• выступы наружного кольца синхронизатора вошли на пазы зубчатого венца ступицы;

— вставить во вторичный вал стопорный шарик, вложить в канавку два упорных полукольца (косые срезы полуколец должны быть обращены к шарику) и установить на них стопорное кольцо;

— установить на конус шестерни 3-й передачи предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора;

— установить в отверстие шестерни 3-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе;

— надеть шестерню 3-й передачи с игольчатым подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора на вторичный вал;

— напрессовать на вторичный вал подсобранную ступицу с муфтой включения 3-й и 4-й передач;

— при напрессовке следить, чтобы выступы блокирующего кольца на шестерне 3-й передачи вошли в пазы ступицы;

— установить пружинное и стопорное кольца ступицы муфты включения 3-й и 4-й передач.

Последующая сборка коробки передач

Для последующей сборки коробки передач необходимо:

— запрессовать в задний картер сальники заподлицо с торцом горловины и наружную обойму заднего конического подшипника блока шестерен;

— установить в задний кapтep коробки передач, в канавку, стопорное кольцо шарикового подшипника вторичного вала;

— установить на подсобранном вторичном валу муфту включения 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода;

— надеть на носок подсобранного вторичного вала подсобранный первичный вал; при этом следует следить, чтобы выступы блокирующего кольца синхронизатора на первичном валу вошли в пазы ступицы муфты включения 3-й и 4-й передач;

Валы и шестерни коробки передач после их сборки

Рис. 5.22. Валы и шестерни коробки передач после их сборки

— приложить к венцам шестерен, соединенных первичным и вторичным валами, подсобранные блоки шестерен и ось промежуточной шестерни заднего хода с шестерней, образовав комплект для сборки (рис. 5.22). Ось промежуточной шестерни должна быть обращена лыской внутрь комплекта.

Соединение ремнями в комплект валов и шестерен

Рис. 5.23. Соединение ремнями в комплект валов и шестерен

Для удобства дальнейшего монтажа можно стянуть получившийся комплект ремнями (рис. 5.23);

— установить в тисках вертикально задний картер коробки передач с установленным стопорным кольцом шарикового подшипника вторичного вала;

Установка валов шестерен в задний картер

Рис. 5.24. Установка валов шестерен в задний картер

— вставить в задний картер комплект валов, развести отогнутые концы стопорного кольца и, удерживая их в таком положении, запрессовать в гнезда на заднем картере подшипники вторичного вала и блока шестерен на половину их длины, воздействуя попеременно на торец шестерни 1-й передачи и передний торец промежуточного вала (рис. 5.24);

— освободить отогнутые концы стопорного кольца и допрессовать подшипник вторичного вала в гнездо заднего картера, пока стопорное кольцо не будет располагаться одновременно в канавке в заднем картере и в канавке подшипника. При этом одновременно допрессовать подшипник блока шестерен до упора в стенку гнезда заднего картера;

— установить на постель в заднем картере ось промежуточной шестерни заднего хода в сборе и завернуть (но не до отказа) болт крепления;

— вложить в пазы муфт переключения вилки соответствующих передач с сухарями;

Оправка для установки стопорного плунжера

Рис. 5.25. Оправка для установки стопорного плунжера

— установить стопорный плунжер механизма блокировки между отверстиями штока включения 3-й и 4-й передач и штоком 1-й и 2-й передач; для удобства целесообразно использовать оправку (рис. 5.25), последовательно вставляя ее в отверстия под шток 5-й передачи и заднего хода и в отверстие под шток 3-й и 4-й передач;

— установить в шток включения 3-й и 4-й передач стопорный палец;

— установить шток включения 3-й и 4-й передач с пальцем механизма блокировки в отверстие картера и головку вилки включения 3-й и 4-й передач; закрепить вилку на штоке стопорным болтом;

— установить на шток включения 1-й и 2-й передач головку и закрепить стопорным болтом;

— вставить шток в отверстие картера и в головку вилки включения 1-й и 2-й передач, закрепить вилку на штоке болтом;

Установка стопорного плунжера

Рис. 5.26. Установка стопорного плунжера: 1 — шток; 2 — стопорный палец; 3 — оправка; 4 — задний картер; 5 — бородок; 6 — стопорный плунжер

— установить стопорный плунжер 6 (рис. 5.26) механизма блокировки до упора в шток включения 3-й и 4-й передач; для удобства целесообразно использовать оправку (см. рис. 5.25);

— установить на шток включения 5-й передачи и заднего хода пружину, блокировочную втулку, головку и закрепить стопорным болтом;

— вставить шток включения 5-й передачи с пружиной, блокировочной втулкой и головкой в отверстие картера и головку вилки включения 5-й передачи и заднего хода, закрепить вилку на штоке стопорным болтом; при этом один отогнутый конец пружины блокировочной втулки должен быть вставлен в отверстие в стенке заднего картера коробки передач, а другой заведен в выемку блокировочной втулки так, чтобы ус блокировочной втулки был прижат к головке штока включения 5-й передачи и заднего хода;

— передвинуть шток включения 5-й передачи и заднего хода в нейтральное положение, при котором пазы в головках всех трех штоков совпадают;

— установить три шарика и три пружины фиксаторов штоков;

— установить прокладку и пластинку фиксаторов и закрепить болтами крепления;

— запрессовать заглушку в отверстие под плунжером механизма блокировки (рис. 5.26);

— установить в задний картер штуцер и ведомую шестерню привода спидометра;

— установить стопор штуцера спидометра и закрепить его болтом;

— ввернуть в передний картер магнитную маслоналивную пробку;

— определить пакет регулировочных прокладок блока шестерен.

Толщина пакета прокладок Т должна быть такой, чтобы при сборке был обеспечен натяг конических подшипников блока шестерен в пределах 0,03—0,11 мм:

Т=А+С+Н–В

(или зазор в пределах 0,0—0,2 мм в случае установки шариковых подшипников: Т=А+З–В+С),

— где А — фактический размер от заднего привалочного торца переднего картера до торца гнезда под подшипник в переднем картере, мм;  Н(З) — натяг конических подшипников блока шестерен в пределах 0,03—0,11 мм:

Т=А+С+Н–В

(или зазор в пределах 0,0—0,2 мм в случае установки шариковых подшипников: Т=А+З–В+С); В — фактический размер от привалочного торца заднего картера до торца наружной обоймы переднего подшипника блока шестерен (после установки блока шестерен в задний картер), мм; С — расчетная толщина сжатой между торцами переднего и заднего картеров паронитовой прокладки, равная 0,33 мм.

Далее следует продолжить сборку коробки передач, для чего:

— установить пакет подобранных прокладок в гнездо переднего картера;

— установить наружную обойму переднего конического подшипника блока шестерен в гнездо переднего картера;

— установить в тисках подсобранный с валами задний картер коробки передач в вертикальное положение;

— установить на торец переднего картера паронитовую прокладку;

Установка переднего картера

Рис. 5.27. Установка переднего картера

— удерживая постоянно первичный вал в крайнем верхнем положении (вытягивая его вверх), напрессовать передний картер на шариковые подшипники первичного вала и блока шестерен, совместив установочные втулки-штыри на переднем картере с соответствующими отверстиями в заднем картере коробки передач (рис. 5.27) (эту операцию целесообразно проводить вдвоем);

— завернуть 10 болтов крепления переднего и заднего картеров;

— установить стопорное кольцо в канавку шарикового подшипника первичного вала;

— запрессовать сальник в крышку подшипника первичного вала до упора;

— надеть на бурт крышки шарикового подшипника первичного вала прокладку;

— установить крышку шарикового подшипника с прокладкой первичного вала и закрепить тремя болтами;

— ввернуть в передний картер болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода и затянуть болт крепления ее на заднем картере;

— ввернуть сапун в передний картер;

— установить на включатель света заднего хода прокладку и ввернуть его в передний картер;

— ввернуть маслоналивную пробку;

— установить прокладку и корпус рычага переключения передач и закрепить их болтами.

   
Причина разборки КПП повышенный шум. В гараже при выжимании сцепления (когда в КПП не крутится ничего)
становилось чуть ли не вдвое тише. Также был посторонний скрежет при торможении двигателем, он был
с самой покупки, меня в общем не напрягал, но его устранение было одной их целей переборки КПП.
Другая цель — увеличение динамики разгона. И это не шутка в трансмиссии теряется 20-30 процентов
крутящего момента маховика — это и кпп и дифференциал с главной парой. Так что рассчитываю за
счёт починки коробки выиграть одну десятую, а то и несколько. Также претензии к коробке — зимой
нахолодную не втыкалась на ходу первая передача.

   
Заранее никакие запчасти не брал, так как не знал содержимого коробки. Для разборки в обязательном
порядке понадобятся разжимные гнутые клещи. Стопорные кольца — одни из самых муторных деталей КПП.
Не могу не упомянуть видео с ютуба Василия Харчишина, который довольно подробно рассматривает
коробки передач Газ.

   
Все винты после срыва откручиваются легко трещоткой. Располовинивать строго ударами по корпусу. Если
бить по первичному валу — энергия удара будет передаваться аккурат через синхронизатор 4й передачи.
Все детали раскладывать по кучкам. При наличии симптомов рукожопства не лишним будет сфоткать детали до разборки.
Итак, приступаем к дефектовке.
При осмотре задних сальников выявилась лысина второго сальника. Ставил я их лет 5 назад:

Про втулку будет более подробно в следующей части:

Из моих находок — для проверки износа можно использовать фланец КПП, по которому ходит
выжимной подшипник — его диаметр как раз 38 мм, как у вилки кардана. По уму люфта быть не должно:

Далее снимаем подшипники с промвала. Они поддеваются отвёрками и снимаются без проблем:

Кстати, у меня коробка оказалась с коническими подшипниками, бронзовыми сухарями и синхронизаторами
нового образца.
Формально, на обоймах конических подшипников (они же ступичные передних колёс) промвала износа фатального не было,
имеется ввиду раковин, однако ролики были отполированы с внутренней стороны подшипника:

Таким образом, они были изношены настолько, ушли вглубь, что торцом упирались во внутреннюю обойму. Так явно быть не должно.
Интересно, что сами ролики также конические (10-9,3 мм).

   
Сухари имели довольно малый износ:


   
За счёт эксплуатации на качественной полусинтетике Роснефть гл-4 коробка изнутри моющим средством для посуды отмылась
идеально:

Канал для сапуна был чист:

В посадочных местах подшипников следов проворота не было. Сами подшипники легко достаются и вставляются их лёгким вращением:

Бочонки блокировки включения двух передач одновременно я извлекал магнитом, так как корпус мыл водой и в противном случае
они могли заржаветь:

В задней половинке КПП обнаружилось перепускное отверстие. Благодаря нему и возможен фокус с заливкой масла КПП
черер ручку из салона:

Я думаю его назначение — выравнивать давление воздуха, так как хвостовик кардана работает как поршневой насос
и без амортизации колебанийй давления воздуха основным объёмом КПП коробка бы всасывала в себя грязь с улицы:

   
Подшипники основных валов сбить отвёрткой и молотком не удавалось. Использовал обычный двухлапый съёмник,
удлинив его лапы пластинами из толстой стали. Есть специальные съёмники для этих целей, но я не стал брать,
уж больно редкая задача и вполне решаемая двулапым съёмником. На первичном валу порадовал масляный канал
выходящий под подшипник. В чём прикол, я не понял:

Износа узла сочленения валов не нашёл, но ролики имели бочкообразный износ — по центру были просажены на одну сотку,
по краям на 5. Сами обоймы были без повреждений, а замеры штангеном показали допуск:

   
Часть вала, входящая в коленчатый вал также не имела ощутимого износа:

   
Муфты переключения были изношены на несколько десятых мм:


Наружные шлицы ступиц муфт пусть и были начищены до блеска, но ощутимого люфта не имели:

А вот ступица муфты 1й и 2й передач имела небольшой люфт на вторичном валу и пошла под замену:

Визуально на ней были заметны вмятины:

Для общего развития посчитал число зубъев КПП:

А также геометрические размеры шестерён:

Как провести ремонт КПП Газели

Сравнительная дешевизна вкупе с
вместительностью этого автомобиля, причисляемого к коммерческому транспорту,
сделали его настоящей «рабочей лошадкой». Он востребован и эксплуатируется на
всей территории СНГ. Ещё одним признаком классической рабочей машины считается
лёгкость в поиске запчастей. Когда нужно проводить ремонт КПП Газели, а коробка передач
самая бедовая из узлов этого российского малотоннажного авто, можно без
опаски перебирать всё, начиная
с подшипников и заканчивая синхронизаторами.
В продаже эти детали есть в любом автомагазине.

Разобранная коробка передач Газели

Устройство и принцип работы

Как и на любой машине, коробка передач Газели выполняет
важнейшие функции трансмиссии. Она
преобразует и передаёт крутящий момент к колёсам от двигателя. Поэтому от
качества работы данного узла зависит многое. Например, комфорт и безопасность
людей, ведь любые неисправности КПП
несут риск аварий.

Малолитражный российский автомобиль оборудован механической 5-ступенчатой коробкой передач. Несмотря на заверения производителя, что она долговечна и неприхотлива, большинство владельцев утверждают обратное. Надёжность узла хромает в первую очередь из-за постоянных избыточных нагрузок, ведь коммерческий транспорт может эксплуатироваться и 24 часа подряд.

Конструктивно «газелевская» коробка не сложная: по большинству деталей она унифицирована с КПП «ГАЗ-3110 Волга». Все коробки модификаций «Газели» идентичны, кроме МКПП «Газель-Бизнес» и Next. Здесь тоже применяется 5-скоростная трёхвальная коробка, но она отличается другими передаточными числами. Некоторые версии также могут иметь удлинённый нижний конец рычага и его более высокий кожух.

Основными элементами КПП являются:

  • двойной картер;
  • шестерни;
  • главные валы и промежуточный;
  • синхронизаторы, шарики, пружины;
  • механизм переключения передач.

Картер

Картер сделан из алюминиевого сплава в
целях облегчения. Он состоит из двух частей: передней и задней с удлинителем. Они надёжно соединены 10 болтами
через паронитовую 0,33 мм прокладку. Для обеспечения соосности вальных концов и
штоковых отверстий механизмов переключения, центрируются специальными втулками, запрессованными в картер.

Шестерней в коробке довольно много. Первичный вал имеет свою зубчатку, а передачи коробки, включая заднюю, тоже. Конструктивно сложны косозубые звёздочки, вращающиеся на игольчатых подшипниках, защищены пластиковыми сепараторами. Промежуточная шестерня заднего хода вращается на роликовых подшипниках.

Валы снабжены и другими уникальными деталями. Например, вторичный вал ограничивается от осевых перемещений стопорными кольцами и специальными упорными полукольцами. Предусмотрен также буртик. Первичный вал оснащён ведущей зубчаткой привода спидометра. На все валы, включая промежуточный, насажены шестерни, а с концов — роликовые или шариковые подшипники и стопорные кольца/полукольца. Особое место занимают втулки, фиксационные штифты, пружинные шайбы и регулировочные 0,2 мм прокладки. Ведущий и ведомый валы своими концами соединяются с коленвалом двигателя и картером. Промежуточный вал расположен внутри корпуса коробки.

Инерционные синхронизаторы оборудованы зубчатыми венцами, которые входят в зацеп с шестернями за счёт мелких шлицов. С 2003 года на «Газелях» 3302 и 2705 заменили синхронизатор 1 и 2 передачи. Теперь используется двухконусный вариант двойного действия. Сделано это в целях повышения чёткости включения передач. Такой синхронизатор имеет увеличенный тормозной момент.

Механизм переключения передач, помимо
рычага, оснащён пружинами, седлом, уплотнителями, упорным конусом, втулками.
Здесь много шайб, заглушек, установочных штифтов. Скорости переключаются
посредством вилок — для пятой передачи и заднего хода она отдельная.
Блокировочное устройство или предохранитель состоит из двух плунжеров и
стопорного пальца. Для предотвращения случайного включения задней передачи
предусмотрена отдельная втулка с пружиной.

Наиболее частые признаки и способы устранения неисправностей

Несмотря на конструктивную простоту
узла, ремонт КПП Газели своими руками подразумевает
серьёзную работу. Без надлежащих знаний и навыков лучше агрегат не трогать,
чтобы не сделать хуже. Для замены повреждённых деталей, коробку нужно демонтировать
и разбирать.

Появился шум в коробке

Чаще всего признаком неисправности
механики становится глухой гул или хруст, свидетельствующий о слабой фиксации
или разрушении подшипников. Также возможен неприятный треск, указывающий на
повреждение колец синхронизаторов. Нередко коробка воет, причём совершенно
по-разному. Сила звука и характер зависят от скорости движения, конкретной
передачи, длительности вождения.

Примечательно, что характерный шум не всегда
говорит о неисправностях КПП. Тем более если недавно была проведена замена
элементов коробки. В этом случае вой будет лишь признаком того, что детали ещё
не притёрлись. Зачастую хруст коробки путают с неисправностями сцепления или
других связанных агрегатов. Да и любой опытный водитель «Газели» подтвердит,
что пока не разберешь коробку, конкретную причину шума
можно определить только с вероятностью 50 процентов. А вот грамотная переборка поможет сразу найти проблемное
место. Перед этим, конечно же, надо проверить уровень масла. Если в порядке, нужно КПП разбирать. В
процессе дефектовки может оказаться всё, что угодно. Например, возможно
несоответствие по маркировке подшипников, отсутствие шайб или неправильный их
размер.

Таким образом, шум в КПП «Газели» вызывается износом подшипников, шестерней, синхронизаторов или их разрушением, поломкой, а также низким уровнем MTF или его плохим качеством. Редко нарушается соосность коленвала и картера, но проверить биение посадочного отверстия под коробку не помешает.

Шестеренки и подшипники

Трудности при включении передач

Если переключать скорости стало трудно,
это указывает на одну из проблем:

  • износились синхронизаторы или шестерни определённой передачи;
  • повреждён рычаг или другие механизмы переключения — чаще вилки;
  • проблема со сцеплением — полностью не включается, ослаб приводной трос
    педали, повреждён ведомый диск.

Нередко плохое включение передач связано с конструктивными недостатками синхронизаторов. Когда ведомый диск сцепления прижимается к маховику или корзине, подшипник в коленвале создаёт сопротивление. Этого достаточно, чтобы блокировалось включение скоростей.

Бывает и так, что трудно переключать
скорость на прогретом моторе, а на холодную всё идёт, как по маслу. Дело здесь
в том, что вначале между упорным кольцом синхронизатора и шестернёй слой смазки
густой. После повышения температуры масло разжижается, кольцо с шестернёй
притираются почти насухо, муфта упирается в зубчики кольца. Поможет либо
качественное сцепление — типа HOLA, либо другой состав MTF.

Не включаются скорости

В этом случае надо срочно проверить
уровень жидкости в бачке сцепления. Возможно, что произошла утечка через
повреждённый ГЦС или РЦС. Не исключено, что в систему попал воздух, тогда можно
обойтись малой кровью, выгнав его через штуцер.

Если жидкость в порядке, то проблема уже с
коробкой, точнее, с механизмом переключения. Чаще происходит поломка вилки — её
гнёт или пробивает штоком, и тогда бывает невозможно включить определённую передачу. Не
редкость — стачивание прилива-ограничителя на синхронизаторе.

Коробка выключается (вылетает передача)

Если вылетают скорости, то виной может
стать вилка, сцепление или
изношенные шестерни передачи. Бывает, что лопается пружина, которая прижимает
фиксационный шарик. Также возможно засыхание шлицов первичного вала. Причина
может быть в бронзовых сухарях на вилке третьей и четвёртой передачи — они
ломаются пополам. Возможно также образование заусенцев на блокирующем
устройстве.

Много бракованных деталей ставится на КПП
«Газель» ещё с завода. Например, блокирующие кольца, которые должны иметь зазор
не менее 0,3 мм. На самом деле, встречается много таких элементов с зазором
0,1-2,5 мм.

Ещё хуже бывает, когда производится неправильная сборка после ремонта. Горе-мастера способны так неудачно перебрать сухари и пружины, что через некоторое время определённые передачи не будут включаться вообще.

Капитальный ремонт КПП Газели своими руками

Ширина вторичного вала для Газели

Любые сложности с переключением скоростей,
шумы, самопроизвольное включение скорости требуют срочного ремонта КПП.
Многолетняя эксплуатация «Газели» рано или поздно приводит к одной или
нескольким характерным неисправностям:

  • разрушение подшипников;
  • ослабление фиксационных болтов;
  • износ колец синхронизатора;
  • повреждение шестерён;
  • образование заусениц и другие неисправности.

Ремонт коробки передач
Газели подразумевает демонтаж и разборку. Сначала
нужно подготовить ряд необходимых инструментов. Помимо стандартных
инструментов, нужен бородок, съёмники, надфиль, мелкозернистая шкурка. После
того как автомобиль загоняется на эстакаду, картер освобождается от масла.
Затем снимается кардан,
достаётся рычаг с колпаком. От коробки отсоединяются проводок лампочки заднего
хода и трос спидометра. КПП демонтируется путём отворачивания приёмных труб и
кронштейна. Коробка фиксируется и с картером сцепления — здесь 4 гайки. Снимая
её, нужно быть очень аккуратным, чтобы не повредить головку блока — весит КПП «Газели» 32 кг. По этой причине
ГБЦ следует заранее прикрыть деревянным бруском.

Разборка коробки переключения передач

Поэтапная разборка узла не даст совершить
ошибок, и процедура пройдёт куда проще. Снятую коробку лучше положить на ровный
стол в гараже, чтобы работать было удобнее. Дальнейшие действия по переборке
приведены с одновременной дефектовкой. Перед этим желательно изучить схему КПП Газели.

  1. Вытащить рычаг с кронштейном, если он не был снят на стадии демонтажа. Проверить подпружиненные стаканчики, которые отвечают за стабилизацию переключателя. Не должно быть сильного люфта в нижней части штока, обе пружины должны быть на месте, в хорошем состоянии. Проконтролировать, плотно ли сидят оба фиксационных штифта по бокам верхней части кожуха, куда непосредственно входит переключатель скоростей. Протестировать нижнюю часть ручки и её посадочное место в КПП на выработку — металл не должен быть сильно изъеден.
  2. Проверить состояние оконечности первичного вала, на которую вдевается опорный подшипник маховика. Канавки, ступеньки и другие признаки выработки на металлической поверхности укажут на конкретную неисправность. Это и будет причина сильного люфта, вызывающего дрожания, шум и иные проблемы коробки. Снять фланец, закрывающий внутреннюю часть коробки со стороны первичного вала. Вытащить оба стопорных кольца — бородок, отвёртка с плоским жалом и молоток в помощь. Проверить подшипник ведущего вала на люфт. Сработанную деталь при сборке заменить на новую.
  3. Располовинить коробку. На модели «Газель-Бизнес» предусмотрен дополнительный стопорный кронштейн, который тоже надо откручивать. Обе части КПП старого образца просто соединены болтами. Открутить шестерню привода спидометра и шестерню привода задней передачи промежуточного вала.
  4. Снять переднюю крышку корпуса, обратить внимание на состояние сливной пробки с магнитом. Как правило, в этом месте собирается много пыли, стружки и других элементов износа. Протестировать внешнюю обойму роликового подшипника — должна сидеть плотно, не люфтить, а также дорожку — идеальная без раковин и выпуклостей. Почистить, отшлифовать мелкой наждачкой все неровности.
  5. Проверить состояние подшипника первичного вала — учтите, что здесь имеется не только осевое, но и радиальное смещение. Заменить, если он в ходе работы перемещается на шестерню 4-й передачи — это легко определяется по повреждённым частям зубчатки.
  6. Проверить синхронизаторы всех передач. Исключён плотный контакт с кольцами шестерёнок, без зазора, другими словами, не должно быть сильного утоньшения. В противном случае проблемный синхронизатор надо менять. Специалисты также рекомендуют менять элементы, зубья которых имеют сточенные конусы. На синхронизаторах имеется специальный прилив, который служит ограничителем. Если он будет тоже выработан (заводская толщина отлива не менее 6 мм), скорость на коробке может включаться самопроизвольно или будут наблюдаться сложности с включением.
  7. Проверить шестерни на наличие раковин, следы износа.
  8. Протестировать состояние вилок и колец муфты синхронизатора. Толщина посадочного места под вилку со сменными сухарями в нормальном состоянии должна составлять около 9 мм. Если больше, то это уже говорит о выработке и люфте. Решается проблема заменой элементов — сухарей, колец.
  9. Проверить состояние промвала. Он не должен цепляться за кольца синхронизатора главных передач, иначе это укажет на его смещение. Следы контакта отчётливо заметны на поверхностях зубьев. Проблема решается грамотной регулировкой вала.
  10. Снять первичный вал. Замерить диаметры оконечности вторичного вала и отверстия главного вала. Вычесть из большего числа меньшее, разделить полученную сумму на два. Измерить окружность одного из роликов, расположенных в месте соединения валов. Сравнить показатели — если они сильно отличаются, можно судить о большом люфте.
  11. Ослабить и вытащить заднюю часть корпуса коробки — в ней расположен вторичный вал. Делать аккуратно, осторожно снимать тяги!
  12. Тщательно осмотреть внутреннюю часть заднего корпуса. Очистить от грязи, проверить опорные посадочные места, подшипник. В удлинённой зоне кожуха или хвостовике рекомендуется проверить втулку — должна быть нормально установлена, не закрывать сливное отверстие, иначе детали коробки не будут хорошо смазываться.
  13. Проверить детали вторичного вала. Заменить те, которые имеют сильную выработку. Особенно страдает шестерня 5-й передачи. Это происходит у водителей, постоянно перегружающих свою «Газель».

Внимание! Если разрушается подшипник вторичного вала, это всегда чревато тяжёлыми последствиями. Задняя часть коробки может полностью выйти из строя. В случае повреждения подшипника первичного вала ситуация не настолько критична.

Промежуточный вал

Промвал или промежуточный вал

Остаётся проверить состояние промвала. Здесь
ничего сложного — визуально осмотреть косозубые шестерни на свету. На них не
должно быть следов выработки. Чтобы снять подшипники с данного вала, нужно
вооружиться двумя большими отвёртками или короткими монтировками. Инструменты
ставятся по обе стороны подшипника, промвал — вертикально. Затем аккуратно
надавить на обе отвёртки. Обойма от усилия легко выскочит наверх.

Сборка и подключение КПП

Сборку коробки легче проводить, когда
задняя часть корпуса КПП прикручена саморезами к тяжёлому деревянному бруску.
Она никуда не заваливается, остаётся неподвижной, и валы быстро вставляются.

Запрессовку подшипника на вторичный вал
также рекомендуется проводить на основании с упором. Надо просверлить в
деревянном бруске перьевым сверлом на 18 мм отверстие, куда и вставить вал.
Теперь надевать подшипник намного легче. Установку и
насадку новых элементов желательно проводить с помощью мягкой выколотки нужного
размера.

Уже другим сверлом на 16 мм в аналогичном бруске сделать новое отверстие для первичного вала. В таком положении на него проще собрать детали, а также соединить его со вторичным валом. Остальное собирается так же, как и снималось, только в обратном порядке.

Несколько полезных рекомендаций
напоследок:

  • датчик заднего хода вкручивается после установки коробки на машину;
  • после вдевания рычага в механизм переключения скоростей, проводится важная диагностика — прокручивая первичный вал, надо контролировать скорость и направление вращения вторичного вала;
  • на первичном валу следует обязательно смазать посадочное место для подшипника коленвала;
  • масло заливается в количестве 1,2 литра через отверстие для рычага переключения скоростей (через стандартное заливное отверстие лучше проводить контроль).

Завершающий тест-проверка работы КПП:

  • вывесить задние колёса «Газели»;
  • запустить мотор;
  • поочерёдно переключать скорости, создав имитацию движения;
  • тестировать каждую передачу не меньше 1 минуты.

Почему этот тест надо проводить именно
без нагрузки, то есть с вывешенными
колёсами? Дело в том, что первоначальная работа коробки будет на сухую, даже
если масло заранее заправлено. Оно просто не успеет  попасть во все
зазоры, и только промежуточный вал будет находиться в
масляной ванне.

Рекомендации по продлению срока службы агрегата

Без должного ухода КПП «Газели» быстро
выходит из строя. Некоторые объясняют это несоответствием агрегата под грузовой
автомобиль. Как известно, здесь используется, хотя и доработанная, но коробка
от легкового авто. Поэтому малейший перегруз или длительная эксплуатация крайне
отрицательно влияют на ресурс. Уже к 80-тысячному пробегу начинают вылетать
передачи, появляется треск и шум.

В первую очередь надо правильно и своевременно менять масло. Интервал замены производителем определяется 50-тысячным пробегом, но лучше это делать в два раза чаще. Заливать надо не ту смазку, которая идёт с завода (дешёвый ТАД 17), а более качественные аналоги. Например, GL-4 или 5 с вязкостью 75W-90.

Трансмиссионное масло

Другие рекомендации:

  • не загружать автомобиль выше нормы в 1,5 тонны;
  • ездить по хорошим дорогам, избегая гравия и полного бездорожья;
  • следить за сцеплением, вовремя заправлять технические жидкости.

Ремонт и разборка коробки переключения передач Газели — дело непростое,
но действуя по инструкции, можно
справиться с операцией самостоятельно. Если что-то не получится, коробку всегда
можно отвезти в сервис или вызвать специалиста на дом.

Таблица: неисправности коробки Газели по характеру шума

Положение Характер шума Неисправность
Нейтральная скорость, выжато сцепление
или когда отпускается муфта
после переключения какой-либо передачи, не задней или пятой
Вой Причиной этого в большинстве случаев
становится изношенный подшипник первичного вала или подшипник ведущей
шестерни
В движении, когда переключаются скорости Хруст Скорее всего, износ выжимного подшипника
сцепления, но причина может скрываться в синхронизаторах — износ или
разрушение блокирующих колец на валу
В движении выбивает передача Стук, толчок Проблемы с вилкой КПП
Холодный мотор, трудно включить пятую
передачу
Гул, что пропадает после прогрева Слишком густое масло или смазка плохого
качества
В движении переключаются скорости Стуки Масляное голодание, недостаточный
уровень MTF
Только в момент включения различных
передач
Вой Проблемы с отдельными шестеренками
На четвёртой или пятой передаче Треск «Подгуливает» промвал, нужна регулировка
При разгонах и сбросе скорости Тарахтение Смещено кольцо синхронизатора
относительно промежуточного вала

Теперь вы
знаете, как самостоятельно снять и перебрать коробку передач Газели.

Делитесь
своими мнениями в комментариях.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Авиакомпания скат руководство
  • Руководство по оптом
  • Что представляет собой авторитарный стиль руководства
  • Руководства по фотографированию
  • Руководство по эксплуатации снегохода bombardier ski doo