Руководство игровой деятельности детей дошкольного возраста
Игровая деятельность как никакая другая способствует формированию основных личностных качеств дошкольника.
В игре развиваются психические процессы ребенка, формируются его способности, умения и некоторые виды навыков.
Именно игра способствует воспитанию самостоятельной и креативной личности.
Игровой деятельностью детей в детском саду можно и нужно руководить. Чтобы получить наиболее видимый эффект развивающего потенциала игровой деятельности, воспитатель должен разработать комплект игр, расписать все развивающие свойства каждой игры.
Можно скомпановать игры по целям развития. Только тогда игровая деятельность принесет большую пользу детям, если в ней будут элементы обучения и воспитания.
Содержание
- Руководство игрой
- Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевых игр
- Требования к игре
- Руководство воспитателя игрой
Руководство игрой
Комплексный метод руководства игровой деятельностью предполагает два основных этапа:
- возникновение игры на основе впечатлений детей в процессе ознакомления с общественными явлениями, углубление и развитие ее с помощью игрушек и заменителей;
- активизация педагогически целесообразного содержания игр – знаний, нравственных представлений, творчества, самостоятельности – с помощью ролевого общения воспитателя с детьми, введение правил коллективной игры.
Для обеспечения правильной организации и проведения сюжетно-ролевой игры, необходимы:
- четкость и последовательность планирования учебно-воспитательной работы по руководству творческими играми;связь между обучением на занятиях, творческими играми и трудом, направленными на удовлетворение потребности игры;
- составление перспективного планирования подготовки сюжетно-ролевых игр на год;
- конкретизация игровой ситуации, непосредственно воспитателем в период игры, опираясь на знания и возрастные особенности детей, конкретную ситуацию, опыт, такт, педагогическое мастерство.
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевых игр
Требования к игре
- каждый ребенок должен уметь выполнять любую роль той или иной игры (меняться ролями);
- употреблять вежливые слова – необходимое условие культуры общения;
- включать в сюжетно-ролевые игры счет и измерение, переходя от конкретных форм к более абстрактным;
- игровой материал должен быть привлекателен и расположен в доступных для детей местах.
Руководство воспитателя игрой
- знать психологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста, индивидуальные – на каждого ребенка;
- завоевывать доверие у воспитанников, понимать игровые замыслы детей, их переживания, уметь устанавливать с ними дружеские контакты;
- уметь пробудить у ребенка интерес, интерес к игре, желание играть в коллективе сверстников;
- хорошо знать структуру ролевой игры, ее четыре компонента (распределение ролей, игровые действия ролей, игровое применение предметов и их условную замену другими предметами, отношения между игроками);
- проводить работу с детьми по ознакомлению с окружающей жизнью, трудом взрослых в разных сферах, чтобы дети имели определенные конкретные знания об окружающей действительности, которые бы они могли использовать в игре;
- развивать в процессе игры у дошкольников творчество, фантазию, воображение, используя разнообразные приемы: вопросы, поощрения, реплику, указание, оценку отдельных персонажей;
- держать в поле зрения всех участников игры, а порой самому быть ее участником (с младшими играть вместе, у старших дошкольников, развивать самостоятельность, целеустремленность, настойчивость);
- способствовать организации детского коллектива в игре, воспитанию дружеских чувств, положительных нравственных качеств.
Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.
- Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
- Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
- Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
- Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
- Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
- Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
- Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
- Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
- Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
- Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
- Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
- Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.
- Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
- Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
- Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
- Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
- Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
- Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
- Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
- В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
- Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
- Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
- Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
- Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
- Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста
(старшие, подготовительные группы).
- Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
- Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
- Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
- Воспитатель поощряет детскую инициативу.
- Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
- Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
- Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
- Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
- Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
- Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
- Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
- Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
- Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
- Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
- Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
- Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.
Рекомендации по планированию игровой деятельности.
|
Календарное планирование |
I. Самостоятельные игры |
|
1. Игра – экспериментирование (2-3 игры) 2. Сюжетно – ролевая игра 3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление). 4. Театрализованные игры |
Ежедневно вечером 1 игра Ежедневно вечером Ежедневно вечером Ежедневно вечером |
II. Обучающие игры: 1. Дидактические игры 2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей). 3. Словесные, ТРИЗ игры. 4. Пальчиковые, хороводные 5. Подвижные с правилами. 6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры) |
Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером |
III. Игры национальные: 1. Дидактические 2. Подвижные игры с правилами |
В средних, старших, подготовительных группах В средних, старших, подготовительных группах |
Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.
1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).
2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:
- воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
- трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
- использование художественного слова и художественной деятельности;
- развитие речи и активизация словаря.
3. Методические приёмы по руководству игрой.
Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.
4. Подготовка материала к данной игре.
5. Подготовка воспитателя к данной игре:
- изучение методической литературы;
- составление плана игры, конспекта;
- приготовление атрибутов детьми с родителями.
Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.
6. Деятельность детей в игре.
Распределение по игровым группам.
Перечень правил о каждой игре.
7. Ход игры.
8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.
Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.
- Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
- Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
- Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
- Проведение экскурсии по теме игры.
- Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
- Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
- Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
- Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
- Совместная с детьми игра.
- Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
- Постановка проблемных игровых задач.
- Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
- Рассказ воспитателя об играх другой группы.
- Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
- Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
- Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
- Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
- Составление с детьми альбома по тематике игры.
- Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
- Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
- Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
- Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.
Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками.
1. Тема игры.
2. Цель игры.
3. Задачи игры (примерные):
- Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.
- Развивать умение сюжетосложения.
- Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.
- Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
- Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.
4. Игровое оборудование.
5. Ход игры:
- Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).
- Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)
6. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).
Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 42»
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
для воспитателей
по организации
игровой деятельности детей
дошкольного
возраста
Подготовила:
старший
воспитатель
Хорина Елена
Викторовна
Воронеж
С 1 января 2014 года вступил в силу
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В
качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает
«полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме
того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна
осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в
стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от
возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами
Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении,
игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах
развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год — 3 года) таким
содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и
пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей
раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и
направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование
ключевых компетенций
Данное содержание может быть реализовано при
помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.),
которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для
организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо
самостоятельной деятельности малышей.
Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период
быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических
процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей
раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте
опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми
связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в
процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды
деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность
ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра
занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением,
занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему
много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется
от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со
взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов,
при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время
игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие
важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач.
Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками:
интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные
игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей
складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со
взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают
тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают
проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются
к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой
самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов
работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка,
умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно.
Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет
лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического
развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности
развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду
обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать
игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется
решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры
как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и
обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение
содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение
приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в
течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в
группе раннего возраста может быть организована следующим образом:
1. УГОЛОК ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – УГОЛОК РЯЖЕНЬЯ
Красивая ширма для показа представлений,
игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь),
настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки,
маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.
2. УГОЛОК СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Материал для освоения малышами представлений о
форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки,
коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие»,
мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения
действиями с определенными предметами, обучения культуре общения
3. УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ
Различный строительный материал: мягкие
модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
4. СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК
Яркие разноцветные мячи разного размера,
кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают
или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных
шариков. Спортивный надувной комплекс.
5. УГОЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Здесь ребенок может самостоятельно лепить,
рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей,
посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки,
фломастеры и «волшебный экран»
6. МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
Погремушки, маракасы (так же сделанные из
«киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка,
пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
7. ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ УГОЛОК
Яркие картинки, книжки.
8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УГОЛОК
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с
песком, с мелкими игрушками, камушками.
Содержание указанных в стандарте 5
образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр,
которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:
§
дидактические игры;
§
сюжетно-ролевые игры;
§
подвижные игры;
§
пальчиковые игры;
§
сюжетное конструирование и
др.
Тогда комплексный метод руководства
игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие
компоненты как:
§
планомерное обогащение
жизненного опыта детей;
§
совместные обучающие игры
педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
§
своевременное изменение
игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
§
активизирующее общение
взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и
самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на
отражение в игре новых сторон жизни.
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
Г р у п п а р а н н е г о в о з р а с т а ( о т
2 д о 3 л е т )
В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде
становления, дети еще только обучаются игровым действиям.
Задачи воспитателя:
— в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и
игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
— развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые
действия с игрушками в новые игровые ситуации;
— развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;
— развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна
содержать готовые игровые зоны:
Спальня |
Столовая |
Кухня |
Ванная |
Магазин |
Парикмахерская |
Зона конструирования |
Транспортные |
Игрушки-животные |
— — для — — — |
— — — — — |
— — — — — — |
— — -веревка |
— — — — -сумочки, |
— — Рядом |
— — — — |
— — — — — — — |
— |
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
В т о р а я м л а д ш а я г р у п п а
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых
навыков.
Задачи воспитателя:
— способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни,
литературных произведений;
— в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать
несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных
действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в
совместной игре со сверстниками;
— в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах
с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками
выполнять роль и за себя и за игрушку;
— поощрять попытки детей
самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку
недостающими предметами и игрушками;
— учить детей использовать в играх строительный материал.
Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые
игровые зоны, но они значительно обогащаются.
«Семья» |
Магазин |
Парикмахерская |
Больница |
Игровые |
Транспортные |
Игрушки-животные |
Предметы-заместители |
— куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы в конвертах, наборы Оборудование для игр с куклами: — постельные принадлежности; — коляски; санки и качели для кукол; — мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров); — стиральные наборы; — утюги; — телефон со звонком; — наборы кукольной, чайной и столовой посуды. |
— прилавок или витрина; — несколько различных — кассовый аппарат; — сумочки разные. |
— зеркало; — расчески и — игрушечные — различные |
— игрушечные |
— напольный — напольные строительные — крупные — мелкие пластиковые |
— автомобили грузовые — автобусы; — паровозы — самолеты, вертолеты. |
— наборы диких и |
Для разных сюжетов |
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
С р е д н я я г р у п п а
Задачи воспитателя:
— в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей,
совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять
игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
— учить детей готовить обстановку для игры – подбирать предметы и
атрибуты, выбирать удобное место;
— развивать у детей умение
создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала,
пластмассовых и деревянных конструкторов;
— развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с задачами здесь уже не нужны такие четко выраженные
игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же
атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница». Важно учить
детей взаимопроникновению сюжетов.
Куклы и все атрибуты для игр в кукол — наборы одежды и обуви; — мебель для кукол – столы и стулья, диван, — коляски, санки и качели для кукол. Посуда Кухонная, столовая и чайная; различные кухонные |
Магазин: — прилавок; — «Продуктовый магазин»: — «Магазин одежды и — «Магазин игрушек». |
Магазин продуктов: — маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов — игровые наборы пластмассовых игрушек – овощей — таблички, на которых нарисованы наборы продуктов — кассовый аппарат; — сумочки, корзиночки разные. |
Парикмахерская: — самодельные альбомы с образцами причесок; — зеркало; — кукольные расчески и щетки; — игрушечные фены, бигуди, щипцы для завивки; — небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в |
Ателье: — «рулоны ткани», выкройки одежды, самодельные журналы мод (здесь же |
Больница, Аптека: Ни в коем случае не должно быть среди атрибутов |
Зона конструирования: — большой напольный конструктор — строитель деревянный; — настольный строительный материал; — различные пластиковые конструкторы; — небольшие игрушки для обыгрывания |
Транспорт — автомобили грузовые и легковые; — автомобили специального назначения; — автобусы; — лодочки и катера разных размеров; — самолеты и вертолеты; — рули из картона или фанеры, таблички с изображением разных видов. |
Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных |
Игруш- ки для маль-чиков: роботы, транс-формеры, солда- тики |
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
С т а р ш а я и п о д г о т о в и т е л ь н а я г
р у п п ы
Задачи
воспитателя:
— развивать умение
самостоятельно выбирать тему для игры;
— развивать сюжет
на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных
произведений;
— учить
согласовывать тему для начала игры; распределять роли, подготавливать
необходимые условия;
— учить коллективно
возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую
работу, сообща выполнять задуманное;
— развивать умение
использовать предметы-заместители.
Макеты: Макет средневекового |
Семья: -куклы разные; — наборы кукольной — посуда кухонная, |
Магазин: Магазины делаются |
Парикмахерская самодельные альбомы |
Ателье: «рулоны ткани», |
Больница, Аптека Атрибуты игры, |
Транспорт Грузовые и |
Зона конструирования Большой напольный |
Почта Самодельные посылки |
Игрушки-животные Наборы домашних и |
Школа, Библиотека Самодельные тетради |
|
Содержание |
|||||||||||
Планирование работы по организации
сюжетно-ролевой игры
«ШОФЕРЫ»
(в
группах среднего и старшего дошкольного возраста)
Предварительная по обогащению жизненного |
Проектирование |
Приемы направленные игрового |
Игры- спутники |
1. Рассматривание иллюстраций по теме 2. Рассматривание 3. Экскурсия к 4. Наблюдение за 5. Рассматривание 6. Чтение худ. 7. 8. Подвижные |
-Руль; чехлы на стулья с — автобусная — инструменты для — маленькая — шланг для — небольшое — микрофон; — «деньги», — милицейский — документы |
¨ — — — — — ¨ — — — — — — |
«Семья», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Зоопарк», «Музей», «Театр», «Парикмахерская», «Детский сад». |
Планирование работы по организации
сюжетно-ролевой игры
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
(в
группах среднего и старшего дошкольного возраста)
Предварительная по жизненного |
Проектирование |
Приемы направленные игрового |
Игры- спутники |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
— Чемоданчик — халат и шапочка — рецепты, — чехлы на стулья — инструменты для — |
Роли — врач — — шофер — навещающие — водитель — продавец |
«Шоферы», «Аптека», «Поликлиника», «Семья», «Магазин». |
Планирование работы по организации
сюжетно-ролевой игры
«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
(в
группах детей раннего и дошкольного возраста)
Предварительная по обогащению жизненного |
Проектирование |
Приемы направленные игрового |
Игры- спутники |
1. — были ли они в — какие действия — какие атрибуты 2. 3. Рассматривание 4. Чтение 5. Дидактические |
— — тумбочка для — разные виды — флаконы от — ножницы — бигуди — мисочка и — пелеринка для — фартук-накидка — — заколки, — журналы с |
¨ — после дневного — воспитатель — воспитатель — рассматривание ¨ — парикмахер — ученик — маникюрша, — клиенты, — мамы, |
«Семья» — родители «Магазин» –отдел «Шоферы» – |
Планирование работы по организации
сюжетно-ролевой игры
«МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
(в
группах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)
Предварительная по обогащению жизненного |
Проектирование |
Приемы направленные игрового |
Игры- спутники |
1. Рассматривание иллюстраций, книг, 2. Беседы о труде 3. 4. Экскурсии: — к Неве, — в зоологический 5. Чтение 6. Дидактические |
— — бескозырки, — карты географические; — приборы: — спасательный — трап; — якорь; — «снасти» для — «клад» – — запечатанная |
¨ — вырезанные из — строительство — на море — путешественники — капитан или — путешественники ¨ — капитан — матросы – убирают каюты, моют палубу, ловят рыбу, — пассажиры – прощаются с провожающими, фотографируют достопримечательности, — путешественники, — — — |
«Кухня- камбуз», «Зоопарк», «Музей», «Театр», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Аптека». |
Планирование работы по организации
сюжетно-ролевой игры
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
(в
группах раннего и младшего дошкольного возраста)
Предварительная по обогащению жизненного |
Проектирование |
Приемы направленные игрового |
Игры- спутники |
1. Дидактические Кате красивую 2. Чтение 3. Хороводные 4. Пение песен 5. Рассматривание 6. Беседы с |
— Стол со — наряды для — коробки для — посуда; — угощения — игрушечные музыкальные — — — — |
Роли детей и — именинница — гости – — продавец в — парикмахер; — водитель |
«Семья», «Почта», «Магазин», «Транспорт». |
Планирование работы по организации
сюжетно-ролевой игры
«КОСМОС»
(в
группах старшего дошкольного возраста)
Предварительная по обогащению жизненного |
Проектирование |
Приемы направленные игрового |
Игры- спутники |
1. Чтение художественной литературы: К.Булычев «Тайна 2. Беседы о 3. Рассматривание 4. Разучивание 5. 6. Экскурсия в 7. Подвижная игра |
— Карта звездного — изображения — «панель — приборы — «аптечка»; — инструменты для — космические — элементы космической |
¨ — после рассматривания карты звездного — взрослый — воспитатель — воспитатель — заболевает или — после ¨ — космонавты — работники — врачи, — сотрудники — — |
«Больница», «Библиотека (каюта «Космический зоопарк», |
Список
использованной литературы
1.
Воспитание и развитие
детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
2.
Деркунская В.А.
Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. Москва, Педагогическое
общество России, 2006.
3.
Дидактические игры и
занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
4.
Михайленко Н., Короткова
Н. Организация сюжетной игры в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез. 2001.
5.
Носова Е.А. Дидактические
игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
6.
Обучение через игру. Р.Р.
Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
7.
Первые шаги./Сост.
К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
8.
Предметно-пространственная
развивающая среда в детском саду. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007.
9.
Самоукина Н.В. Игры, в
которые играют. – Дубна, 2000.
10.
Скоролупова О.А., Логинова
Л.В. Играем?.. Играем!.. Москва, «Скрипторий 2003», 2005.
11.
Смирнова Е. Ранний
возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. — №4. –
с.22.
12.
Сотникова В.М., Ильина
Т.Е. Контроль, за организацией педагогического процесса в группах раннего
возраста ДОУ. Москва, «Скрипторий 2003», 2005.
Интернет-источники:
1.
http://dohcolonoc.ru/cons/2628-metodicheskaya-razrabotka-na-temu-igrovaya-deyatelnost-v-rannem-vozraste.html
2.
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/statya-formirovanie-igrovoy-deyatelnosti-detey-rannego-vozrasta
3.
http://50ds.ru/metodist/9907-formirovanie-igrovoy-deyatelnosti-u-detey-rannego-vozrasta.html
4.
http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2488-statya-organizaciya-igr-s-detmi-rannego-vozrasta
УДК 373.2
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ: РУКОВОДСТВО ИГРОЙ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Лариса Николаевна Спивак,
преподаватель Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Норильский педагогический колледж»,
г. Норильск
Целью данной статьи является привлечение внимания воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций к проблемам руководства игровой деятельностью дошкольников, а именно педагогического ее сопровождения, основанного на позициях внутри игрового взаимодействия педагога с детьми.
Ключевые слова: игровая деятельность дошкольников, теория игры, руководство игровой деятельностью дошкольников, сопровождение игровой деятельности.
Игра – удивительный феномен детства, издавна привлекающий к себе внимание психологов, педагогов, философов, этнографов, искусствоведов и др.
Многочисленные исследования ученых свидетельствуют о разносторонних подходах к изучению игровой деятельности детей. В их числе высказывания великого педагога и врача, одного из первых теоретиков дошкольного образования Ефима Ароновича Аркина: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре. Игре свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами. Я как врач восхваляю игру не потому только, что в ней ребенок творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому, что она благотворно влияет на его здоровье» [1].
В создании советской теории игры особенно велика роль Н.К. Крупской. Она дала новое решение таким основным вопросам, как причины потребности ребенка в игре, ее сущность, связь игры с трудом, значение игры для всестороннего развития детей [2].
А.С. Макаренко провел глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы» [3].
Д.Б. Эльконин называет игру школой произвольного поведения [4].
А.Н. Леонтьев – школой морали в действии [5].
Д.В. Менджерицкая отмечала, что «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [6].
Можно констатировать единство взглядов всех исследователей на феномен игровой деятельности детей, многомерность ее проявлений, что позволяет выделить ключевые аспекты.
Игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста.
Игра – это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах: в воображаемом – «как будто» и в реальном – «здесь и сейчас».
Игра – это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами — предметами или действиями, замещающими реальные.
Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений.
Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению.
Советская педагогика, глубоко изучая вопросы о происхождении и сущности игры, пришла к выводу о том, что игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общества.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребенка. Руководство играми дошкольников в детском саду либо несет на себе отпечаток излишнего дидактизма, либо отсутствует вовсе. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.
Внедрение образовательного стандарта в систему дошкольного образования способствует оптимизации ситуации. Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования называют «стандартом условий», где основной посыл – амплификация условий развития дошкольников. Для педагога ДОУ становится актуальным поиск иных форм и методов работы с детьми, так как стандарт исключает из образовательного процесса учебную деятельность, как не соответствующую закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. И здесь не стоит «изобретать велосипед», достаточно вспомнить о ведущем виде деятельности дошкольников.
Один из принципов ФГОС ДО – признание самоценности дошкольного детства через ведущую деятельность – игру заслуживает самых положительных оценок и правильной реализации в образовательном процессе детского сада. Остается разобраться в некоторых вопросах: какие игры и в каком возрасте целесообразно использовать в работе с детьми, какие игровые формы и методы образовательной деятельности сегодня актуальны, каким должно быть занятие (занимательное дело), как осуществлять интеграцию образовательных областей в игровой деятельности и т.д. Эти и другие вопросы привлекают внимание современных исследователей в области дошкольного образования [7].
Трудности, которые возникают у воспитателей, обусловлены самой природой этой деятельности. Содействовать развитию игры надо, не стесняя при этом инициативы самих детей. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который привносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Важнейшее условие содействия развитию игры – создание игровой предметно-развивающей среды в группе детского сада.
Многие идеи, которые мы встречаем сейчас в педагогической литературе, выдаются как новые. Между тем подходы к целенаправленному развитию игровой деятельности детей, изложенные в работах Е.И. Тихеевой, были хорошо известны и оказались незаслуженно забытыми. Так же рекомендации по руководству игрой дошкольников даны в работах А.П. Усовой, П.Г. Саморуковой, Е.А. Флериной и т.д.
Перечисленные исследователи внести серьезный вклад в разработку педагогического руководства игровой деятельностью детей. Однако, в соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится понятие психолого-педагогического сопровождения деятельности детей, так как введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации воспитательно-образовательного процесса детского сада [8].
В этом контексте весьма актуальным представляется исследование О.В. Солнцевой, где автор представляет стратегию педагогического сопровождения игровой деятельности детей в противовес стратегии педагогического руководства, полагаясь на природу детской игры как деятельности свободной и самостоятельной [9].
Принципиальная особенность данной технологии заключается в занимаемой педагогом позиции в процессе игрового сотрудничества с детьми, где воспитатель может быть «партнером по игре», «координатором игровой деятельности» и «сторонним наблюдателем», в зависимости от степени проявления детьми игровых умений, самостоятельности и творчества. При таком взаимодействии, как отмечает автор, специально развивать и воспитывать детей, к чему привыкли педагоги, не всегда представляется возможным. Как только появляется «элемент воспитания», позиция педагога сразу перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей», при этом естественность игры разрушается. Следовательно, педагогу необходимо развивать у себя качество, называемое игровой позицией воспитателя, умение быть игроком, партнером ребенка по игре.
Глубокое и всестороннее рассмотрение игровой позиции воспитателя представлено в диссертации Е.В. Груздовой, где автор выстраивает ее на общих принципах игры (прежде всего — самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве и др.), предполагающих овладение внутриигровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике, пластике. К специфическим особенностям игровой позиции воспитателя автор относит: ярко выраженный интерес педагога к играм детей; рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности; инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей; креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели [10].
Сформированная игровая позиция воспитателя (позиция партнера, режиссера, соигрока, координатора) обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие. Игровая позиция значима не только для развития игровой деятельности детей. Это одна из верных тропинок достижения близости с дошкольниками, проникновения в их внутренний мир.
Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. Ведь игра не только любимое занятие дошкольников – это их ведущая деятельность, в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход к следующему возрастному этапу – младшему школьному.
Список литературы
Аркин Е.А. Вопросы советского дошкольного воспитания. – М., 1950, С. 37.
Крупская Н.К. Роль игры в детском саду, /в сб. Игры детей. Под ред. Е.И. Волковой. – М.:
Учпедгиз
; 1948, С.
4-5.
Макаренко А.С. Игра. /В сб. Игры детей. Под ред. Е.И. Волковой. – М.;1.
Учпедгиз
; 1948, С. 5-12.
Эльконин
Д.Б.
Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
Леонтьев А.Н.
Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения в 2-х томах: Т. 1. М.: Педагогика, 1983.
Менджерицкая
Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1988.
Деркунская
В.А.,
Ошкина
А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 368 с.
Бардиер
Г.,
Ромазан
И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев: ВИРТ, СПб
.:
ДОРВАЛЬ, 1993. 96 с.
Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб
.:
Речь; М.:
ТЦ «
Сфера
»
, 201
2
.
Груздова
Е.
В.
Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя.
Автореф
.
дисс
. … канд.
пед
. наук. Архан
гельск, 2001.
© Л.Н. Спивак, 2019
«Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте».
В дошкольном детстве все занятия с детьми и большинство мероприятий строятся на игровых методах. Такой подход, как известно, основывается на сензитивном виде деятельности ребёнка – игре. Значимость игры трудно переоценить. Игра учит, развлекает, позволяет легче пережить трудности, «отыграть» травмирующие ситуации, осознать многие моменты и события, позволяет почувствовать что-то, увидеть ситуацию со стороны. Если ребёнок не играет – это один из самых тревожных сигналов, указывающих на то, что с ним что-то не так: заболел, сильно переживает или подавлен, развивается дисгармонично. Наблюдая детскую игру, можно многое узнать. Об интересах и потребностях, о стилях общения и воспитания ребёнка, отношении к нему близких взрослых, об ожиданиях от окружающего, специфики времени, культуре и традициях общества в целом и т.д. Не напрасно одним из диагностических критериев среди специалистов является игра. А в современном мире игру используют при работе и со взрослыми.
Установка контакта между детьми – дошкольниками тоже, как правило, сразу после знакомства переходит в игру. Так дети, знающие много игр и умеющие их организовать, вовлечь, способные придумать и поддержать игру и игровые действия, почти всегда пользуются большой популярностью не только среди сверстников, но и среди старших и тем более, младших.
Споры взрослых, особенно педагогов , о том, нужно ли учить детей играть, то затихают, то вспыхивают с новой силой. Дело в том, что за последние десятилетия намечена тенденция особенностей развития и физических состояний детей и подростков, выраженная в увеличении и разно плановости психологических и психических трудностей, поведенческих и эмоционально-деструктивных расстройств, заставляющих специалистов снова и снова искать причины и связывать их со следствиями. Переход к цифровизации и роста повсеместного использования технических средств сыграл в этом не последнюю роль. Между тем, практика показывает, что непосредственное общение межу детьми, детьми и взрослыми, в том числе в игре, требует особой внимательности со стороны взрослого, осторожности в выборе темы, подборе методов и направлений.
Самостоятельная игра детей важна, но участие взрослого не только значительно обогащает сам процесс, иногда являясь непременным условием сохранности игры как процесса, но и может способствовать развитию социально – коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер ребёнка, а так же психических функций в целом.
Ориентируясь на возрастные особенности детей, включение в игру детей взрослого различается. В таблице приведены основные приёмы и методы руководства детской игрой, приведённые в ознакомительных целях, что бы помочь педагогу в выборе и использовании для конкретной возрастной категории.
Таблица 1. Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте.
Методы возраст |
2-3года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6лет |
6-7 лет |
Прямые |
Внесение игрушки, поручение Совместная игра, показ, диалог, вопросы, эмоциональность |
Распределение участия, включение |
Распределение участия, включение |
Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации |
Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации, изменение сюжета, задачи, привнесения , |
косвенные |
Обстановка, атрибуты, совместное наблюдение, рассматривание, подключение, проблемная ситуация, игровая обстановка |
Внесение игрушки, поручение, экскурсия, наблюдение, включение педагога, обучение, поощрение, вопросы |
Внесение игрушки, поручение Похвала, поддержка, наблюдения, рассказы, факты из жизни, проблемные ситуации |
атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки, |
атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки |
комплексные |
Похвала, поддержка, заинтересованность |
Похвала, поддержка, заинтересованность |
Похвала, поддержка, заинтересованность |
Похвала, поддержка, заинтересованность |
Похвала, поддержка, заинтересованность |
Таблица 2. Циклограмма организации разных видов игр детей в режиме дня.
№ |
Режим.моменты |
Виды игр |
1 |
1.пол.дня |
Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, словесные |
2 |
прогулка |
Подвижные, сюжетно-ролевые, проблемно-поисковые |
3 |
2 пол.дня |
Театрализованные, коммуникативные |
4 |
прогулка |
Подвижные, сюжетно-ролевые, развлекательные |
Литература:
1.Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном
учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. — М.: Просвещение,
2006. — 112 с
2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного
возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия»,
2005. — 320 с.
3. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации
жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. — М.: Юрайт, 2010. — 288 с.
4. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика
наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. — СПб., 2008. — 126 с.
5. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. — М.:
Просвещение, 2001. — 136 с
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491981-metody-i-priemy-rukovodstva-igroj-doshkolniko