Реформа управления государственной деревней 1837 1841 гг проводилась под руководством

Автор статьи

Дмитрий Сергеевич Занков

Эксперт по предмету «История России»

Стать автором

Реформа государственных крестьян (реформа Киселёва) – реформа управления государственными крестьянами, проведенная в 1837-1841 гг. по проекту П. Д. Киселева.

Замечание 1

Государственные крестьяне представляли собой категорию лично свободных, но прикрепленных к земле крестьян. Они не принадлежали частным владельцам, однако формально их владельцем выступало государство, в пользу которого они несли необходимые повинности.

В первой половине XIX в. возникла необходимость реформирования существующей системы.

Подготовка

Николай I поручил проект разработки реформы министру государственных имуществ П.Д. Киселеву. Под руководством последнего было сформировано V отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

П.Д. Киселев был сторонником отмены крепостного права, но хотел решить этот вопрос не радикально, а путем поэтапного реформирования крепостнической системы без потрясений государства. Преобразования он хотел начать с Петербургской губернии, поэтому сначала была создана Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, куда из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах этой области.

Однако, для реализации комплексной программы преобразований Киселеву надо было заведовать ресурсами больше, чем одной области, поэтому в мае 1836 г. он направил Николаю I прошение направить в Московскую, Псковскую, Курскую, Тамбовскую губернии чиновников, чтобы они провели ревизию (перепись) государственных имуществ и крестьян. После проверки каждый чиновник должен был предоставить копию официального донесения губернатору, который делал необходимые замечания и правки.

Киселев, подходя к делу ответственно, считал нужным лично ознакомиться с положением крестьян и удостовериться в необходимости применения предлагаемых методов. Он объехал Санкт-Петербургскую, Псковскую, Курскую и Московскую губернии, предоставив по возвращению Николаю краткий доклад с основными положениями разработки реформы. Киселев полагал, что необходимо создать особое управление государственными имуществами и крестьянами.

«Реформа государственных крестьян» 👇

В мае 1837 г. Киселев представил Николаю I проект планируемых преобразований. Этот проект предполагал учреждение:

  • министерства госимуществ;
  • губернских палат госимуществ;
  • окружного управления;
  • волостного управления;
  • сельского управления;
  • сельского полицейского устава;
  • сельского судебного устава;
  • главных оснований хозяйственного устава;
  • учреждения штатов.

27 декабря 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которому были подвластны казенные, заселенные, пустопорожние земли, казенные оброчные статьи, леса казенного ведомства.

Реформа

Реформа системы управления государственными крестьянами состояла из создания особой системы управления государственными крестьянами (учреждения центрального органа, местных палат, окружных, волостных и сельский управлений), предоставления им минимума прав самоуправления, а также планировалось наделить землей тех, у кого ее было недостаточно, найти источники для дополнительных поступлений в казну и установить контроль над порядком в селе.

Таким образом, основными мероприятиями этой реформы были:

  • создание округов государственных имуществ
  • создание института сельских старейшин;
  • строительство школ и больниц на селе;
  • переселение малоземельных крестьян в незаселенные районы (например, Сибирь);
  • передача части крестьянских земель в «государственную запашку», в которой должен быть создан пример для образцового хозяйствования и произведены запасы продовольствия на случай непредвиденных ситуаций;
  • обучение крестьян возделыванию новых перспективных культур.

Новый порядок был создан для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами и заведывания сельским хозяйством.

В каждой губернии устанавливались Палаты государственных имуществ, состоявшие из хозяйственного и лесного отделений каждая, а во главе округа находился окружной начальник.

В зависимости от количества государственных крестьян округ государственных имуществ охватывал один или больше уездов. Округа же делились на волости, в каждой из которых было волостное правление, избираемое сроком на три года и состоявшее из волостного главы и двух «заседателей» по полицейской и хозяйственной части.

Волости делились на сельские общества, включавшие в себя одно или несколько селений. Управление осуществлял сельский сход, состоявший из представителей хозяев от каждых пяти дворов и каждые три года избиравший сельского старейшину, а также сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов) для исполнения полицейских функций. Для разрешения мелких тяжб и проступков государственных крестьян избирались волостные и сельские «расправы».

Замечание 2

Таким образом, положение крестьян не сильно менялось, поскольку землю они не получали, а за работу на ней они должны были отрабатывать по факту прежние повинности хозяину, но имея при этом личную свободу.

Результаты

Реформа имела определенно положительные результаты:

  • было введено самоуправление крестьян в деревне;
  • появились такие полезные институты в деревне как школы и больницы;
  • в случае необходимости принималось решение о переселении крестьян в другие области страны на свободные земли;
  • судопроизводство получило более либеральный и всесословный характер.

При этом поставленной Киселевым цели не получилось достичь, так как в результате изменения аппарата была создана еще большая «опека» государства над крестьянами и, как следствие, рост крестьянских повинностей и налогов, а внедрение насильственной культивации неизвестных крестьянам культур вызвало массовые волнения государственных крестьян 1841-1843 гг. известные как «картофельные бунты». Крестьянский вопрос эта реформа не решила, потому положение крестьян осталось, в целом, таким же, как и до реформы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Реформа государственной деревни


Реформа государственной деревни

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 259.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 259.

Реформа государственной деревни была проведена в царствование императора Николая I и датируется 1837–1841 годами. Она стала одним из шагов власти по решению крестьянского вопроса. Вопрос реформ некоторых сфер общественной жизни был ключевым в правление Николая I.

Предыстория и причины реформы

Крестьяне в Российской империи были не только крепостные, то есть те, кто принадлежал помещикам, но и казенные. Ими владело государство, но они все равно были прикреплены к земле.

Павел Дмитриевич Киселев

Рис. 1. Павел Дмитриевич Киселев.

Государственные крестьяне также страдали от малоземелья и роста податей и повинностей. В первой трети XIX века в ряде мест шел процесс обеднения этой категории земледельцев. Из-за сокращения наделов и размеров оброка они бунтовали, например, в 1830-е годы прошли Холерные и Картофельные бунты.

Главой правительства Российской империи в период проведения крестьянской реформы был престарелый Николай Николаевич Новосильцев. Этот граф в молодости был сподвижником императора Александра I и входил в Негласный комитет. В 1821 году он готовил проект отмены крепостного права. С 1838 по 1847 год правительство Российской империи возглавлял Илларион Васильчиков.

В 1835 году граф Павел Киселев был назначен руководителем V отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Он начал работать над проектом реформы, например, отправлять чиновников в различные губернии для проведения ревизии государственных имуществ. Сам он также знакомился с ситуацией на местах. В декабре 1837 года появилось Министерство государственных имуществ.

Павел Дмитриевич Киселев родился в 1788 году. Он был хорошо образован и принимал участие в войнах с Наполеоном и Османской империей. С проектом отмены крепостного права он обращался еще к императору Александру I в 1816 году. В 1834 году он вернулся из Дунайских княжеств в Санкт-Петербург и вскоре стал министром.

Государственные крестьяне

Рис. 2. Государственные крестьяне.

Итоги реформы

Усилиями министерства была создана новая система по управлению казенным имуществом и введено крестьянское самоуправление в деревне. В каждой губернии Российской империи появились Палаты государственных имуществ. Они включали в себя два отделения, хозяйственное и лесное. Несколько уездов подчинялись одному округу государственных крестьян. Его возглавлял окружной начальник. Округа делились на волости, которыми руководили волостные правления. Волости делились на сельские общества, и ими управляли избранные сходом сельские старейшины.

Государственных крестьян стали переселять на пустующие земли в разные регионы Российской империи. Для них появилась система денежных ссуд, что привело к снижению уровня бедности. Также выросли доходы казны и была усовершенствована система сбора налогов. Подушную подать заменили поземельным налогом. Последнее привело к выступлениям государственных крестьян в начале 1840-х.

В деревнях стали появляться больницы, школы, строились церкви, а количество питейных домов уменьшилось. Также вырос штат чиновников по управлению крестьянами, как и расходы на их содержание.

Реформа Киселева совпала с проведением денежной реформы Канкрина в 1839–1843 годах. Таким образом, в Российской империи на короткий период до Крымской войны установилась стабильная финансовая система и улучшилось положение государственных крестьян. Однако, отмена крепостного права произошла на 20 лет позже реформы Киселева.

Император Николай I

Рис. 3. Император Николай I.

Заключение

Что мы узнали?

Кратко проведение киселевской реформы управления государственными крестьянами в России проходят в школьном курсе истории 8 и 10 классов. Вследствие реформы улучшилось положение государственных крестьян, снизился уровень бедности, было введено самоуправление в деревнях.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 259.


А какая ваша оценка?

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном «Комитете 6-го декабря 1826 г.» и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых.

В составе класса государственных крестьян были прежние «черносошные» крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне «экономические», бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем — однодворцы и прочие «ландмилицкие» люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В «Комитете 6-го декабря 1826 г.» Сперанский заговорил о необходимости «лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных» и высказал мнение, что такое управление «послужило бы образцом для частных владельцев». Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать «палаты» (теперь «управления») государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои «сходы», избирали для управления волостными и сельскими делами «голов» и «старшин», а для суда (волостной и сельской «расправы») – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим «начальником штаба по крестьянской части».

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl22

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ

[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.

Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля 1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ, чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика воспользовались этим законом.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec85.htm

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ

В 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837–1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Суть реформы

В апреле 1836 года начало работу 5 Отделение при Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Возглавил его Киселев, а работу контролировал лично Николай 1. Подготовка заняла меньше года, и уже в 1837 году началась реализация.

Реформа Киселева предполагала следующие изменения в деревне:

  • Управление деревней перешло под контроль Министерства Государственного имущества. До этого деревней управляло Министерство Финансов.
  • Создание системы крестьянского самоуправления на местах. Избирались старшины, сотские и десятские, которые должны были решать важнейшие для деревни и ее жителей вопросы.
  • Размежевание земли. Главное — должны были исчезнуть малоземельные крестьяне. Киселев планировал, чтобы у всех крестьян были примерно равные возможности.
  • Систематизация начисления и сбора налогов в деревне.
  • Создание семейных фондов (складов). Создавались на случай неурожая.
  • Запрет продажи крестьян в розницу.
  • Строительство больниц, школ, церквей, дорог. Но только за счет деревни.

Таблица: Этапы реформы Киселева

Этап Описание Значение
1 этап: 1837 год Государственные деревни перешли из подчинения Министерства Финансов под контроль Министерства государственных имуществ. Киселев, занимавший пост Министра госимуществ до 1856 года, и его Министерство получили безграничную власть над государственными деревнями.
2 этап: 1838-1839 годы В губерниях созданы казенные палаты, а в уездах казенные окружные управления. Завершили формирование все органы деревенского управления. После этого можно было приступать к реализации реформы.
3 этап: 1840-1841 годы Реформа добралась до деревень. Созданы органы местного управления (волостной сход, уездный сход, правление, расправа). Теоретически в деревне началось самоуправление, но практически вся власть находилась у Министерства госимущества.

Заметки

Генерал, реформатор эпохи Николая I, сторонник освобождения крестьян.

Граф (с 1839) Па́вел Дми́триевич Киселёв (1788—1872) — русский государственный деятель, генерал от инфантерии (1834). Во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов — командующий российскими войсками в Дунайских княжествах. В 1829—1834 годах управлял Дунайскими княжествами, находившимися под протекторатом России, под его руководством были приняты первые конституции Молдавии и Валахии — органические регламенты. Последовательный сторонник отмены крепостного права. Первый министр государственных имуществ (1837—1856), реформировавший быт государственных крестьян (1837—1841). После Крымской войны — российский посол во Франции (1856—1862).

Ближайшие предки и потомки

Прародители

Анастасья Васильевна Урусова
брак: Семён Иванович Татищев

Александр Васильевич Урусов рождение: 3 октябрь 1729, Российская империятитул: Российская империя, Князьcaste: Российская империя, Генерал-майорбрак: Анна Андреевна Волкова (Муравьёва, Урусова) , ІІсмерть: 11 май 1813, Российская империяпохороны: Донской монастырь, Москва, Российская империя

Алексей Васильевич Урусов рождение: 1722титул: князьвойсковое звание: ]брак: Екатерина Борисовна Шереметева (Урусова) смерть: 1796

Сергей Васильевич Урусов рождение: 1719титул: князьбрак: Ирина Даниловна Друцкая-Соколинская (Урусова) смерть: 1787

Михаил Васильевич Урусов титул: князьвойсковое звание: ]брак: Фелициата Алексеевна Алябьева (Урусова) смерть: 1795

Анна Васильевна Урусова (Зиновьева) рождение: 1731титул: княжнабрак: Фёдор Васильевич Зиновьев смерть: 1819

Андрей Васильевич Урусов рождение: 1721, Российская империясмерть: 1755, Российская империя

Параскева Василівна Урусова смерть: 1793, Російська імперія

Фёдор Васильевич Урусов рождение: 1727, Российская империясмерть: 1793, Российская империя

Ирина Васильевна Урусова рождение: 1734, Российская империясмерть: после 1756, Российская империя

Прародители
Родители

Александр Петрович Урусов рождение: 1768титул: князьбрак: Мария Семёновна Пустошкина (Урусова) войсковое звание: 16 февраль 1790, полковниквойсковое звание: 4 сентябрь 1805, генерал-майорсмерть: 17 октябрь 1835, Москва

Вера Петровна Урусова рождение: 1765титул: княжнабрак: Яков Леонович Грузинский смерть: 1835

Владимир Петрович Урусов титул: князь

Варвара Петровна Урусова титул: княжна

Елизавета Дмитриевна Киселёва (Милютина) рождение: 1794брак: Алексей Михайлович Милютин смерть: 1838

Варвара Дмитриевна Киселёва (Полторацкая)
брак: Алексей Маркович Полторацкий

Сергей Дмитриевич Киселёв рождение: 1793брак: Елизавета Николаевна Ушакова (Киселёва) смерть: 1851

Николай Дмитриевич Киселёв рождение: 24 апрель 1802, Москвабрак: Франческа Русполи смерть: 26 ноябрь 1869, Флоренция

Александр Дмитриевич Киселёв

София Станиславовна Потоцкая (Киселёва) рождение: 1801, Тульчин, Подольская губерния, Российская империябрак: Павел Дмитриевич Киселёв смерть: 2 январь 1875, Париж, Третья французская республика

София Иосифовна де Витт (Киселева)
брак: Павел Дмитриевич Киселёв

== 3 ==
Дети

Дети

Итоги реформы Киселева и ее последствия

Реформа Киселева 1837-1841 годов это пример неудачного начинания. Генерал планировал изменить деревню и решить проблемы крестьян только на дисциплине и организации. Получилось все наоборот. Результаты реформы управления государственными крестьянами можно свести к следующему:

  • Управление деревней сильно расширило чиновничий аппарат. Деревни должны были сами его содержать.
  • Налоги, как и предполагалось, были систематизированы, но очень сильно вросли. Как следствие крестьянские бунты государственных деревнях в 1841-1843 годы.
  • Полнейший контроль полицейского-бюрократического аппарата за деревнями.
  • Начался чиновничий произвол и взяточничество, особенно в период размежевания земли.

Здесь очень важно понимать, что после реформы Киселева местные чиновники заменили крестьянам помещика. Были при этом и некоторые положительные моменты:

  1. Исчезли малоземельные крестьяне. После реформы земельные наделы крестьян были приблизительно равны.
  2. Земли крестьян были полностью защищены от разграбления помещиками. Но от чиновничьего произвола защиты не было.
  3. Появилась теоретическая возможность формирования зажиточных крестьян.

Главный же итог реформы 1837-1841 годов в том, что она пыталась решить очень сложный вопрос без кардинальной перестройки системы. Эта же проблема возникла и при отмене крепостного права 1861 года. Решение крестьянского вопроса без пересмотра системы управления ими и системы жизни крестьян — это была утопия. Формально систему управления Киселев попробовал изменить, но создание новых Министерств и замена помещиков на чиновников, проблему не решало. Наоборот, проблема только усугублялась.

Рефо́рма Киселёва 1837–1841, реформа управления государственными крестьянами в Российской империи, проведённая графом (с 1839) П. Д. Киселёвым. Распространялась на более чем 8 млн душ мужского пола (по ревизии 1835–1836) различных категорий незакрепощённых крестьян: свыше 5,1 млн государственных крестьян, свыше 1,2 млн однодворцев и около 11 тыс. принадлежавших им крестьян, около 554 тыс. «малороссийских казаков», около 374 тыс. «войсковых обывателей», около 651 тыс. крестьян западных губерний, около 188,6 тыс. крестьян Крыма и Кавказа. По отношению к остальному населению Российской империи эти категории крестьян составили 34,6 %.

Реформа Киселёва готовилась Секретным комитетом «Об улучшении состояния крестьян разных званий» (1835–1836), а затем 5-м отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии под управлением П. Д. Киселёва (1836–1840). Летом 1836 г. проведена ревизия государственных деревень Курской, Московской, Псковской и Тамбовской губерний, представлявших различные в экономическом отношении регионы. В 1837 г. во всеподданнейшем докладе императору Николаю I Киселёв наметил основные направления реформы: «устройство правильной и справедливой администрации», устранение крестьянского малоземелья, упорядочение податей, создание сельских школ, организация медицинской и ветеринарной помощи и др.

В 1838 г. по инициативе Киселёва было издано «Учреждение об управлении государственным имуществом в губерниях», распространившееся на оброчных государственных крестьян великорусских губерний и послужившее основой для издания других постановлений: об управлении государственными имуществами в западных губерниях (Виленской, Гродненской, Витебской, Могилёвской, Минской, Киевской, Волынской, Подольской) и Белостокской области, об управлении государственными имуществами в Закавказском крае и об управлении государственными имуществами в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерниях. Создавалась 4-ступенчатая система управления: губерния – округ – волость – сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ, состоявшая из хозяйственного и лесного отделений. Округ возглавлял окружной начальник, имевший двух помощников: по заведованию государственными крестьянами и по лесной части. В зависимости от численности государственных крестьян округ государственных имуществ охватывал один или несколько уездов. Округа подразделялись на волости (около 6 тыс. душ мужского пола в каждой). Сохранялись органы крестьянского самоуправления – волостной сход, состоявший из представителей домохозяев (один от каждых 20 дворов), избиравшееся сходом сроком на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух «заседателей» – по хозяйственной и по полицейской части. Волости подразделялись на сельские общества (1,5 тыс. душ мужского пола в каждом). Сельское общество включало одно или несколько селений. Сельский сход состоял из представителей домохозяев от каждых 5 дворов и избирал сроком на 3 года сельского старшину, а для исполнения полицейских функций – сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Для разбора мелких тяжб и проступков крестьян учреждались выборные волостные и сельские «расправы» (суды), которые руководствовались нормами обычного права и состояли из судьи и нескольких заседателей (т. н. добросовестные).

Реформа Киселёва сохраняла общинное землепользование с периодическими переделами земли внутри общины, оброчную повинность с учётом доходности крестьянского надела. Для уравнения оброчных платежей в соответствии с доходностью земли было предусмотрено составление земельных кадастров (при П. Д. Киселёве кадастр был составлен в 19 губерниях, в которых к 1855 оброчная подать была переложена с душ на землю). Для устранения малоземелья в государственной деревне предусматривалось наделение крестьян землёй из государственного резерва, а также переселение в малонаселённые губернии. В западных губерниях у государственных крестьян ликвидирована барщина и к 1848 г. упразднена арендная система (практика сдачи казённых селений арендаторам). К 1843 г. для наделения безземельных крестьян землёй выделено свыше 500 тыс. га, малоземельным отведено свыше 2 млн га, переселено из малоземельных губерний 170 тыс. душ мужского пола, которым передано свыше 2,7 млн га. В больших селениях созданы кассы мелкого кредита, из которых ежегодно выдавалось нуждавшимся крестьянам на льготных условиях до 1,5 млн руб. На случай неурожаев было создано свыше 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов. Реформа Киселёва способствовала становлению крестьянского самоуправления.

Не всё задуманное П. Д. Киселёвым удалось реализовать в срок и в полном объёме [в 1838 перестроено управление в 5 губерниях Центральной России, к 1841 – ещё в 19 (по другим данным, в 18; планировалось в 35 губерниях)]. Опыт реформы Киселёва впоследствии использован при проведении крестьянской реформы 1861 г.

Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2009. Актуализация: редакция отечественной истории, 2023.

Дата публикации:  24 марта 2023 г. в 15:22 (GMT+3)

Реформа государственной деревни


Реформа государственной деревни

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 239.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 239.

Реформа государственной деревни была проведена в царствование императора Николая I и датируется 1837–1841 годами. Она стала одним из шагов власти по решению крестьянского вопроса. Вопрос реформ некоторых сфер общественной жизни был ключевым в правление Николая I.

Предыстория и причины реформы

Крестьяне в Российской империи были не только крепостные, то есть те, кто принадлежал помещикам, но и казенные. Ими владело государство, но они все равно были прикреплены к земле.

Павел Дмитриевич Киселев

Рис. 1. Павел Дмитриевич Киселев.

Государственные крестьяне также страдали от малоземелья и роста податей и повинностей. В первой трети XIX века в ряде мест шел процесс обеднения этой категории земледельцев. Из-за сокращения наделов и размеров оброка они бунтовали, например, в 1830-е годы прошли Холерные и Картофельные бунты.

Главой правительства Российской империи в период проведения крестьянской реформы был престарелый Николай Николаевич Новосильцев. Этот граф в молодости был сподвижником императора Александра I и входил в Негласный комитет. В 1821 году он готовил проект отмены крепостного права. С 1838 по 1847 год правительство Российской империи возглавлял Илларион Васильчиков.

В 1835 году граф Павел Киселев был назначен руководителем V отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Он начал работать над проектом реформы, например, отправлять чиновников в различные губернии для проведения ревизии государственных имуществ. Сам он также знакомился с ситуацией на местах. В декабре 1837 года появилось Министерство государственных имуществ.

Павел Дмитриевич Киселев родился в 1788 году. Он был хорошо образован и принимал участие в войнах с Наполеоном и Османской империей. С проектом отмены крепостного права он обращался еще к императору Александру I в 1816 году. В 1834 году он вернулся из Дунайских княжеств в Санкт-Петербург и вскоре стал министром.

Государственные крестьяне

Рис. 2. Государственные крестьяне.

Итоги реформы

Усилиями министерства была создана новая система по управлению казенным имуществом и введено крестьянское самоуправление в деревне. В каждой губернии Российской империи появились Палаты государственных имуществ. Они включали в себя два отделения, хозяйственное и лесное. Несколько уездов подчинялись одному округу государственных крестьян. Его возглавлял окружной начальник. Округа делились на волости, которыми руководили волостные правления. Волости делились на сельские общества, и ими управляли избранные сходом сельские старейшины.

Государственных крестьян стали переселять на пустующие земли в разные регионы Российской империи. Для них появилась система денежных ссуд, что привело к снижению уровня бедности. Также выросли доходы казны и была усовершенствована система сбора налогов. Подушную подать заменили поземельным налогом. Последнее привело к выступлениям государственных крестьян в начале 1840-х.

В деревнях стали появляться больницы, школы, строились церкви, а количество питейных домов уменьшилось. Также вырос штат чиновников по управлению крестьянами, как и расходы на их содержание.

Реформа Киселева совпала с проведением денежной реформы Канкрина в 1839–1843 годах. Таким образом, в Российской империи на короткий период до Крымской войны установилась стабильная финансовая система и улучшилось положение государственных крестьян. Однако, отмена крепостного права произошла на 20 лет позже реформы Киселева.

Император Николай I

Рис. 3. Император Николай I.

Заключение

Что мы узнали?

Кратко проведение киселевской реформы управления государственными крестьянами в России проходят в школьном курсе истории 8 и 10 классов. Вследствие реформы улучшилось положение государственных крестьян, снизился уровень бедности, было введено самоуправление в деревнях.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 239.


А какая ваша оценка?

В 1837-1841 гг. на территории Российского государства проводилась реформа управления государственными крестьянами. Инициатором ее осуществления стал министр госимущества П. Киселев.

Подготовительный этап

П. Киселев возглавил учрежденное в апреле 1835 г. 5-е отделение, ставшее структурной единицей Императорской канцелярии. Целью созданной структуры стала работа над проектом проведения преобразований в крестьянской сфере. Являясь сторонником постепенного процесса отмены крепостничества в России, Киселев приступил к деятельности. Для реализации первых мероприятий реформы была выбрана Санкт-Петербургская губерния. Здесь создали Контору казенных имуществ Петербурга, куда направлялись все дела, касающихся государственного крестьянства и имуществ на территории губернии.

1837-1841. Реформа управления государственными крестьянами

Для претворения в жизнь запланированных преобразований требовалось предварительное изучение сферы имущественных отношений и государственных крестьян в России. В мае 1836 г. император получает прошение Киселева о формировании группы чиновников и направлении их для ревизии государственного имущества. Им поставили задачу провести все указанные работы в Московской, Псковской, Курской и Тамбовской губерниях. Итогом должен был стать сводный доклад на имя губернатора.

Для изучения всех интересующих его вопросов Киселев посетил уезды Санкт-Петербургской губернии, а затем побывал в Псковской, Курской и Московской губерниях. Вернувшись оттуда, он направил императору доклад, где указал основные направления, связанные с разработкой проекта реформ. Киселев считал необходимым ввести особый режим управления казенными имуществами на территории губерний, что создало бы базу для преобразований. В мае 1837 г. он представил Николаю I проект реформирования. В нем предполагалось создать министерство госимущества. Автор предлагал организовать управление в окружном, волостном и сельском разрезах, ввести сельские полицейский и судебный уставы. В проекте обосновывалась необходимость утверждения хозяйственного устава и учреждения соответствующих штатов.

27.12.1837 г. по решению императора было учреждено Министерство государственных имуществ. Этот орган ведал землями казенного, заселенного и пустопорожнего типа. Под его контролем оказались государственные леса и оброчные статьи.

Особенности преобразований

Управление государственными крестьянами было существенно изменено:

  • учреждался центральный орган;
  • открывались местные палаты;
  • принимались государственные имущества;
  • создавались окружные, волостные и сельские управления.

Целью новой системы стала организация более эффективного управления казенным имуществом, попечительство над крестьянским населением, управление сельскохозяйственной деятельностью. В губерниях начали работать Палаты государственных имуществ. Они включали хозяйственное и лесное отделение. Округ контролировался окружным начальником и охватывал от 1 до нескольких уездов. В состав округов входили волости с волостным правлением, избранным на 3 года в составе головы и 2-х заседателей. В структуре каждой волости выделялись сельские общества, объединявшие селения. В сельском сходе участвовали представители от каждых 5-ти дворов. Сход выбирал старейшину и сотских, десятских. Мелкие тяжбы и крестьянские проступки рассматривались волостными либо сельскими расправами.

С 1842 г. по указу о крестьянских обязанностях помещики могли по личному усмотрению освобождать крестьян. С ними подписывался договор, предусматривающий выдачу земельных наделов во владение в обмен на исполнение повинностей. С 1847 г. у крестьян появилось право выкупать на свободу при выставлении поместья помещика на продажу за долги. В 1848 г. крепостных наделили правом покупки незаселенных земель и строений.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном «Комитете 6-го декабря 1826 г.» и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых.

В составе класса государственных крестьян были прежние «черносошные» крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне «экономические», бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем — однодворцы и прочие «ландмилицкие» люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В «Комитете 6-го декабря 1826 г.» Сперанский заговорил о необходимости «лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных» и высказал мнение, что такое управление «послужило бы образцом для частных владельцев». Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать «палаты» (теперь «управления») государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои «сходы», избирали для управления волостными и сельскими делами «голов» и «старшин», а для суда (волостной и сельской «расправы») – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим «начальником штаба по крестьянской части».

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl22

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ

[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.

Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля 1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ, чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика воспользовались этим законом.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec85.htm

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ

В 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837–1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Исторические явления, процессы

Реформа Киселёва 1837–1841

Рефо́рма Киселёва 1837–1841, реформа управления государственными крестьянами в Российской империи, проведённая графом (с 1839) П. Д. Киселёвым. Распространялась на более чем 8 млн душ мужского пола (по ревизии 1835–1836) различных категорий незакрепощённых крестьян: свыше 5,1 млн государственных крестьян, свыше 1,2 млн однодворцев и около 11 тыс. принадлежавших им крестьян, около 554 тыс. «малороссийских казаков», около 374 тыс. «войсковых обывателей», около 651 тыс. крестьян западных губерний, около 188,6 тыс. крестьян Крыма и Кавказа. По отношению к остальному населению Российской империи эти категории крестьян составили 34,6 %.

Реформа Киселёва готовилась Секретным комитетом «Об улучшении состояния крестьян разных званий» (1835–1836), а затем 5-м отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии под управлением П. Д. Киселёва (1836–1840). Летом 1836 г. проведена ревизия государственных деревень Курской, Московской, Псковской и Тамбовской губерний, представлявших различные в экономическом отношении регионы. В 1837 г. во всеподданнейшем докладе императору Николаю I Киселёв наметил основные направления реформы: «устройство правильной и справедливой администрации», устранение крестьянского малоземелья, упорядочение податей, создание сельских школ, организация медицинской и ветеринарной помощи и др.

В 1838 г. по инициативе Киселёва было издано «Учреждение об управлении государственным имуществом в губерниях», распространившееся на оброчных государственных крестьян великорусских губерний и послужившее основой для издания других постановлений: об управлении государственными имуществами в западных губерниях (Виленской, Гродненской, Витебской, Могилёвской, Минской, Киевской, Волынской, Подольской) и Белостокской области, об управлении государственными имуществами в Закавказском крае и об управлении государственными имуществами в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерниях. Создавалась 4-ступенчатая система управления: губерния – округ – волость – сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ, состоявшая из хозяйственного и лесного отделений. Округ возглавлял окружной начальник, имевший двух помощников: по заведованию государственными крестьянами и по лесной части. В зависимости от численности государственных крестьян округ государственных имуществ охватывал один или несколько уездов. Округа подразделялись на волости (около 6 тыс. душ мужского пола в каждой). Сохранялись органы крестьянского самоуправления – волостной сход, состоявший из представителей домохозяев (один от каждых 20 дворов), избиравшееся сходом сроком на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух «заседателей» – по хозяйственной и по полицейской части. Волости подразделялись на сельские общества (1,5 тыс. душ мужского пола в каждом). Сельское общество включало одно или несколько селений. Сельский сход состоял из представителей домохозяев от каждых 5 дворов и избирал сроком на 3 года сельского старшину, а для исполнения полицейских функций – сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Для разбора мелких тяжб и проступков крестьян учреждались выборные волостные и сельские «расправы» (суды), которые руководствовались нормами обычного права и состояли из судьи и нескольких заседателей (т. н. добросовестные).

Реформа Киселёва сохраняла общинное землепользование с периодическими переделами земли внутри общины, оброчную повинность с учётом доходности крестьянского надела. Для уравнения оброчных платежей в соответствии с доходностью земли было предусмотрено составление земельных кадастров (при П. Д. Киселёве кадастр был составлен в 19 губерниях, в которых к 1855 оброчная подать была переложена с душ на землю). Для устранения малоземелья в государственной деревне предусматривалось наделение крестьян землёй из государственного резерва, а также переселение в малонаселённые губернии. В западных губерниях у государственных крестьян ликвидирована барщина и к 1848 г. упразднена арендная система (практика сдачи казённых селений арендаторам). К 1843 г. для наделения безземельных крестьян землёй выделено свыше 500 тыс. га, малоземельным отведено свыше 2 млн га, переселено из малоземельных губерний 170 тыс. душ мужского пола, которым передано свыше 2,7 млн га. В больших селениях созданы кассы мелкого кредита, из которых ежегодно выдавалось нуждавшимся крестьянам на льготных условиях до 1,5 млн руб. На случай неурожаев было создано свыше 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов. Реформа Киселёва способствовала становлению крестьянского самоуправления.

Не всё задуманное П. Д. Киселёвым удалось реализовать в срок и в полном объёме [в 1838 перестроено управление в 5 губерниях Центральной России, к 1841 – ещё в 19 (по другим данным, в 18; планировалось в 35 губерниях)]. Опыт реформы Киселёва впоследствии использован при проведении крестьянской реформы 1861 г.

Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2009. Актуализация: редакция отечественной истории, 2023.

Опубликовано 24 марта 2023 г. в 15:22 (GMT+3). Последнее обновление  24 марта 2023 г. в 15:22 (GMT+3).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Sunflower lecithin now инструкция по применению
  • Фарингоспрей инструкция по применению для детей
  • Лосьон ретасол инструкция по применению цена
  • Внешнее руководство украиной
  • Руководство пользователя volkswagen touareg