Развитие института классного руководства в россии

История становления института
классного руководства в России

Классный руководитель 

  На протяжении XIX–XX вв. по-разному
решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных
учреждениях.

  В ноябре 1804 года (во времена
правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось,
что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания,
но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность
профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности
ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия».

  Циркуляр Министерства просвещения
1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах»
предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в
течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15
воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать
домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и
чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие
французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения.

  Во времена правления Николая I
(1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание
слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения
требований педагога. В 1835 г. была введена должность классных надзирателей,
которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных
местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных
надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного
училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор
вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя,
приглашались иностранцы (немцы).

  В 1871 году в России был введен
институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с
обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом
был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники,
неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских
гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

  После революции 1917 года должности
наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя
входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были
под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве
образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание
осуществлялось по остаточному принципу.

  В 1931 году была введена должность
групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного
руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

Классный руководитель 

  В настоящее время в школах
России наиболее известны следующие институты классного руководства:

  • освобожденный вариант. Воспитатель
не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного
класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями
школьников;

  • организатор параллели
классов.
 Он не является учителем-предметником, а занимается только
воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших
классах;

  • руководитель
разновозрастного детского коллектива.
 Данный вариант организации
воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

  • традиционный вариант
классного руководства
, который используется чаще всего практике образовательных
учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное
руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит
изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с
учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями
учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

  Таким образом, классный
руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского
ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным
классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей.
Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор,
вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор,
информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих
воспитанников.

  Права классного
руководителя.

  Классный руководитель – это
административное  лицо и он имеет право:

  1. Получать информацию о
психическом и физическом здоровье детей.

  2. Контролировать успеваемость
каждого ученика.

  3. Контролировать посещаемость
учебных занятий детьми.

  4. Координировать и направлять в
единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального
педагога).

  5. Организовывать воспитательную
работу с учащимися класса, через проведение «малых педсоветов» педагогических
консилиумов, тематических и других мероприятий.

  6. Приглашать родителей в школу.

  7. Получать помощь от
педагогического коллектива школы.

  8. Решать вопросы, связанные с
воспитанием и обучением учащихся.

  9. Определять индивидуальный режим
работы с детьми.

  10. Обращаться в комиссию по делам
несовершеннолетних, по согласованию с администрацией.

  Обязанности классного
руководителя.

  1. Оказание помощи ученику в
решении острых проблем (с привлечением психолога).

  2. Установление контактов с
родителями и оказание им помощи в воспитании детей (с привлечением психолога и
социального педагога).

  3. Организация в классе
учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно
потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.

  Для этого классному руководителю
необходимо знать:

  а) психолого-педагогические основы
работы с детьми;

  б) владеть новыми информационными
технологиями и различными теориями воспитания;

  в) иметь педагогический такт и быть
коммуникабельным.

  Ведущие роли классного
руководителя.

  1. «Контролер», обеспечивающий
включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением,
поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями,
индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный
процесс).

  2. «Проводник по Стране знаний»,
создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться
(информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к
учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся
в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех
учителей, работающих в классе).

  3. «Нравственный наставник»,
способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих,
конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в
классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые
темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими
нормы поведения образовательном учреждении).

  4. «Носитель культуры», помогающий
освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный
процесс (организация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выставки,
вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).

  5. «Социальный педагог», который
способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных
условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков
социальной жизни).

  6. «Старший товарищ», который
помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об
учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой
деятельности).

Обновлено: 22.09.2023

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьника. И поэтому её рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающими и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Формы работы классного руководителя.

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
  • определить содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критерием: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя: организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся.

Характеристика направлений в системе работы классного руководителя

Цель: освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Цель: создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.
  • Сотрудничество с медицинским персоналом школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
  • Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
  • Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
  • Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
  • Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
  • психическое и физическое здоровье,
  • традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
  • культура сохранения собственного здоровья,
  • ответственность за здоровье других людей,
  • гармония души и тела, режим дня и здоровье,
  • воля и её значение в сохранении здоровья,
  • самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
  • встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
  • походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
  • спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
  • беседы и дискуссии на различные темы;
  • обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Цель: помочь детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные знания законов и правовых норм государства;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • первоначальные навыки коллективной работы;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
  • Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
  • Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
  • Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
  • право,
  • закон,
  • права и обязанности,
  • правонарушения,
  • преступления,
  • ответственность,
  • долг,
  • честь,
  • достоинство,
  • личность,
  • правовые нормы,
  • совесть,
  • справедливость.
  • Формы работы классного руководителя в направлении.
  • Тематические классные часы.
  • Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
  • Конкурсы, викторины по правовой тематике.
  • Праздники, читательские конференции по праву.

Цель: освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
  • Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
  • Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
  • Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
  • умственное развитие,
  • способности,
  • уровни интеллектуального развития,
  • умственные способности,
  • фантазии в жизни человека,
  • способности к творчеству,
  • культура умственного труда.
  • внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
  • интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района, республики;
  • интеллектуальные бои;
  • спецкурсы для интеллектуального развития.

Цель: ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Итак, Педагогическая деятельность предполагает организацию преподавания и воспитательной работы. Организатором воспитательной работы в классе является классный руководитель.

На сегодняшний день известны разные варианты классного руководства: традиционный, когда учитель-предметник попутно осуществляет и функции классного руководителя; должность освобожденного классного руководителя; куратор параллели классов и др.

Можно выделить три основные группы функций классного руководителя:

— функции воздействия на ребенка: изучение индивидуальных особенностей развития, окружения, интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и средств; анализ эффективности воспитательных воздействий;

— функции создания воспитывающей среды: сплочение коллектива; формирование благоприятной психологической атмосферы; включение в разнообразные виды социальной деятельности; развитие детского самоуправления;

— функции коррекции влияния различных субъектов социальных отношений ребенка: педагогическая помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; коррекция воздействия средств массовой коммуникации; нейтрализация негативного воздействия социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В своей работе классный руководитель использует богатый арсенал различных форм деятельности как в работе с учащимися, так и в работе с коллегами-учителями и с родителями учеников.
Список использованной литературы
1. Воронов В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие / В. Воронов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 192 c.

2. Еремина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя / Р.А. Еремина. – М.: Владос, 2008. — 183 с.

3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. — М.: ЦГЛ, 2003. — 220 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:

· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.

Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти ответы на многие вопросы, касающиеся современной системы образования и воспитания. В настоящей статье анализируются модели воспитательной деятельности классного наставника отечественной гимназии, нашедшие отражение в трудах ученого.

Ключевые слова: К. Д. Ушинский, классный наставник, отечественная гимназия, воспитание, модели воспитательной деятельности.

В исследовании феномена классного наставничества в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине ХIХ — начале ХХ в. нами выделены три модели воспитательной деятельности классного наставника. На наш взгляд, все они находят свое отражение во взглядах К. Д. Ушинского. Представим характеристику каждой из них.

Согласно первой — практико-ориентированной — модели, основной целью воспитательной деятельности классного наставника являлось воспитание дисциплинированных, активных, мыслящих людей, служащих на благо Отечества. Наряду с этим, воспитатели призваны осуществлять практическое наставление гимназистов в вопросах дисциплины, учебной деятельности, культуры и норм поведения, соблюдения гигиенических норм, выполнению трудовых обязательств. Для достижения данной цели классным наставником реализовывались следующие направления воспитания:

 трудовое воспитание — нацелено на формирование у воспитанников положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности;

 воспитание навыков учебной деятельности происходит через развитие познавательного интереса и применение полученных знаний на практике, выработку самостоятельности и самоконтроля.

Реализация направлений воспитания обеспечивалась с помощью методов: приучение к труду, дисциплинарное требование, личный пример, наставления, предостережения, напоминания, увещание, совет, самостоятельная работа. Результатом воспитательной деятельности классного наставника с этой точки зрения должно стать уважение старших, дисциплинированность, овладение воспитанниками навыками учебной и трудовой деятельности.

Вторая модель воспитательной деятельности педагога названа нами нравственно-ориентированной, в рамках которой педагог-воспитатель дореволюционных гимназий — это наставник нравственности и патриотических чувств, стремящийся раскрыть индивидуальность и уникальность каждого воспитанника. В основе воспитательной деятельности классных наставников в гимназии лежали такие прогрессивные педагогические принципы как учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, стремление к достижению высокого уровня нравственно-религиозной, эстетической воспитанности. С этой точки зрения, классный наставник должен осуществлять следующие направления воспитания:

 эстетическое воспитание — процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного, предполагающий выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, стремление и умение вносить элементы прекрасного в разные сферы жизни.

Средствами эстетического воспитания, по К. Д. Ушинскому, становятся окружающая природа и эстетика труда, уклад школьной жизни, нравственность отношений между учителем и учащимися (в игре, учении), родной язык (устное народное творчество и художественная литература), различные виды искусства (пение, музыка, живопись). К. Д. Ушинский настаивает на том, что большая роль в эстетическом воспитании детей принадлежит педагогу. Интересно, что автор вносил предложение о необходимости художественного образования учителей и воспитателей.

В рамках нравственно-ориентированной модели К. Д. Ушинским названы такие методы и формы воспитательной работы как нравственная беседа, нравственное чувствование, личный пример, организация культурного досуга. Результатом деятельности наставников являлось формирование нравственно-здоровой личности.

Успешная реализация функций классного руководителя в современных условиях предполагает осмысление и обобщение исторического опыта в решении проблем классного руководства в теории и практике отечественной педагогики. Анализ исторического опыта позволяет выявить теоретические представления о деятельности классного наставника в воспитательной системе дореволюционной гимназии, выделить целевые ориентиры, основные функции и направления его деятельности, сформулировать конструктивные идеи.

1. Ушинский К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии. — М.: Директ-Медиа, 2012.

2. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Собр. пед. соч. в 6 т. — Т.1. — М.: Педагогика, 1988.

3. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Журнал для воспитания. — 1857. № 5. — С.67.

Основные термины (генерируются автоматически): классный наставник, воспитательная деятельность, отечественная гимназия, воспитательная работа, воспитательная система, исторический опыт, классное наставничество, Новгород-Северская гимназия, родной язык, учебная деятельность.

banner

§ 1. Когда педагог начал руководить классом?

Официальное утверждение института классного наставничества в России произошло только в 70-х гг. XIX в. Однако следует заметить, что люди, профессионально занимающиеся воспитанием, существовали и до этого. В дворянских семьях и семьях состоятельных кругов детей воспитывали «дядьки» и «няньки», затем появляются гувернеры и гувернантки, в учебных заведениях обязанности по воспитанию учащихся возлагались на самих учителей.
В начале XIX в. , согласно «Уставу учебных заведений, под-ведомых университетам» 1804 г. , учителя помимо образования учащихся должны были заниматься и их воспитанием — на основе изучения «свойств и нравов» детей, гуманистического подхода к ребенку. «Учителя занимают у своих учеников место родителей и поэтому должны принять их ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми». Вместе с тем не осталась без внимания и проблема взаимодействия учителей с родителями: «Учитель совокупным трудом и советом с родителями должен стараться о наилучшем детей воспитании». Из других функций учителя как воспитателя можно выделить еще приучение к учтивости, правдивости, чести. Основным средством воспитательной работы служил личный пример педагога.
В период правления Николая I воспитанию уделяется особое внимание, поскольку «одно обучение не есть воспитание и даже вредно для возделывания нравственности». Причиной подобного положения вещей явилось восстание декабристов и последующие изменения в общественной жизни. Ориентация русской школы на школу прусскую, распространение педагогической системы Гербарта определили основную цель воспитания того времени: формирование преданного, верноподданного гражданина.
Отсюда и требование к учителям в Уставе гимназий и училищ 1828 г. : воздействовать «на юные души воспитанников, служа для них примером благонравия, трудолюбия, ревностного исполнения долга и строгого соблюдения правил чести». В то же время в Уставе говорилось о необходимости изучения каждого учащегося с целью подбора к нему «приличнейших» средств воспитания, чтобы оно было «истинно действительным и полезным «.
Однако некоторые положения остались только на бумаге. Например, учитель должен был быть снисходительным, «особливо к слабостям, недостатку способностей и к неумышленным поступкам: не всякая неисправность, даже не всякая вина заслуживает строгого взыскания». Однако воспитанием в средних учебных заведениях в этот период кроме учителей занимались и надзиратели, хотя и не имели официального статуса. Их основной задачей было наблюдение за дисциплиной и порядком, а также бдительный надзор за воспитанниками; ведение журнала, где отмечались успехи, проступки, склонности, черты характера учащихся; они должны были занимать детей в свободное время чтением и так далее.
Официально институт классных наставников был утвержден в 1871 г. В Уставе 1871 г. используется понятие «классный наставник в гимназиях и прогимназиях». Назначались они из числа преподавателей, которые вместе с тем проводили и учебные занятия.
Круг обязанностей классных наставников был очень широк: поддержание порядка на уроках; контроль за посещением, наличием учебных пособий; ведение школьной документации; наблюдение за развитием учащихся и его изучение; знание их способностей, прилежания, успехов; проведение ежемесячных совещаний с учителями, работающими в классе; составление письменного отчета. Классный наставник должен был также воспитывать у учащихся чувство уважения к закону и его исполнителям, преданность государю и Отечеству. Особое внимание уделялось укреплению и развитию религиозного чувства.
Однако на практике деятельность классных наставников ограничивалась только наблюдением за порядком и дисциплиной.
Следует отметить и тот факт, что эта должность была непрестижной. Несмотря на то что директором гимназии мог стать только человек, работавший классным наставником, за исполнение данных функций он получал всего 160 рублей в год, тогда как зарплата старшего учителя достигала 2,5 тысячи рублей в год. Кроме того, поскольку акцент в гимназиях был сделан на обучение, у классных наставников, учебная нагрузка которым не снижалась, почти не было времени на организацию и осуществление воспитательной работы.
В конце ХIХ-начале XX в. , в связи с изменениями в обществе, усиливается интерес к личности ребенка, его интересам и потребностям. Однако функции классных наставников остались, по сути дела, теми же, что и по Уставу 1871 г. Важнейшей задачей по-прежнему считалась организация учебного процесса (дисциплина на уроке, посещаемость, организация дополнительных занятий, заданий и др. ).
Серьезное внимание должно было уделяться нравственному и патриотическому воспитанию учащихся в духе христианской морали (православия) и верности царю и Отечеству.
В начале XX в. начинается целенаправленная организация внеклассной работы, досуга учащихся, проводятся дополнительные занятия по различным предметам, литературные вечера, гимнастические кружки и др.
В 1913-1914 гг. появляются новые формы организации внеклассной работы: кружки по языкам, нумизматике, рисованию, лепке, музыке; постановка спектаклей; литературно-музыкальные, танцевальные вечера, выставки, экскурсии.
Контролируя проведение досуга учениками, классный руководитель при этом не являлся его организатором и участником.

Читайте также:

      

  • Монархи 18 века сообщение
  •   

  • Военное дело сарматов сообщение
  •   

  • Губернаторский культурный центр юные дарования кузбасса сообщение
  •   

  • Сообщение о животных нашего края
  •   

  • Корея в 19 веке сообщение

Классный руководитель – это педагог, который имеет особую ответственность за класс, в котором он работает. История классного руководства в России начинается с далеких времен основания первых учебных заведений.

Священные письмена Древней Руси указывали на необходимость изучения различных наук и навыков, а также на роль учителей, воспитывающих учеников в духе моральных и нравственных ценностей. Однако, идея классного руководства так, как мы её знаем сегодня, не возникла сразу.

Процесс формирования классного руководства в современном понимании начался в XIX веке, во времена Петра I.

Постепенно в России сформировалась система классного руководства, включающая в себя руководителя класса, обеспечивающего психологическую и педагогическую поддержку учащимся. Классный руководитель стал играть важную роль в воспитательном процессе, следя за успехами и проблемами каждого ученика и содействуя их развитию.

На сегодняшний день классный руководитель остается одним из ключевых фигур в образовательном процессе. Он оказывает помощь в учебе и вопросах социализации, помогает поддерживать дисциплину, разрешает конфликты и вовлекает учеников во внеклассные и научные активности.

Содержание

  1. Эволюция роли классных руководителей
  2. Советы и поддержка классных руководителей
  3. Изменение требований к классным руководителям
  4. Современное состояние классного руководства в России

Эволюция роли классных руководителей

Роль классного руководителя в России претерпела значительные изменения на протяжении истории. В прошлом классный руководитель был главным организатором учительского и воспитательного процесса в классе. Он контролировал поведение учеников, оценивал их успехи и помогал решать проблемы, связанные с учебой и воспитанием.

В современной России роль классного руководителя также соответствует требованиям современного образования. Классный руководитель отвечает не только за организацию уроков, но и за общую атмосферу в классе, помогает ученикам адаптироваться в школе, разрешает конфликты и поддерживает дружеские отношения между учениками.

В последние годы роль классного руководителя стала еще более активной и разнообразной. Теперь он должен быть не только организатором учебного процесса, но и психологом, социальным работником, педагогом-психологом и специалистом по воспитанию подростков. Классный руководитель часто проводит индивидуальные и групповые консультации, помогает ученикам разрешить свои проблемы и осуществляет связь с родителями.

Итак, эволюция роли классных руководителей наглядно показывает, как меняются требования к образованию и подходы к воспитанию детей. Классные руководители остаются одними из ключевых фигур в развитии и воспитании школьников и продолжают адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира.

Советы и поддержка классных руководителей

1. Будьте доступными и открытыми

Установите дружеские отношения с учениками, дайте им понять, что они могут обратиться к вам в любое время с любыми вопросами или проблемами. Старайтесь быть присутствующими в школьной жизни, участвовать в мероприятиях и слушать самые разные мнения и идеи.

2. Выведите учеников на театрализованные и практические занятия

Используйте нестандартные методы обучения: театрализацию, игры, проекты. Вовлекайте учеников в практическую деятельность, где они смогут использовать полученные знания на практике и увидеть их применение в реальной жизни.

3. Обратите внимание на индивидуальные потребности учеников

Каждый ученик уникален и имеет свои индивидуальные потребности. Обратите внимание на каждого студента, попытайтесь понять его сильные и слабые стороны, помогайте ему развиваться и достигать своих целей.

4. Сотрудничайте с родителями

Сотрудничество с родителями является важной частью работы классного руководителя. Ведите открытый диалог с родителями, организовывайте встречи и родительские собрания, делитесь информацией о прогрессе учеников и совместно работайте над их благополучием и успехами.

5. Постоянно развивайтесь и обучайтесь

История классного руководства постоянно меняется, поэтому важно постоянно развиваться и обучаться новым методам и подходам. Прочитывайте профессиональную литературу, посещайте семинары и тренинги, обменивайтесь опытом с коллегами, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела.

Надеюсь, эти советы помогут вам стать успешным классным руководителем и создать в классе дружественную и поддерживающую обстановку. Помните, что ваша работа имеет огромное значение для развития и будущего каждого ученика!

Изменение требований к классным руководителям

Роль классного руководителя в российской школе с годами претерпела значительные изменения. Если раньше его основной функцией была поддержка дисциплины и контроль за поведением учащихся, то сегодня требования к классному руководителю гораздо шире и разнообразнее.

Современный классный руководитель должен обладать не только знаниями предмета, которым он преподает, но и педагогическими навыками и навыками работы с детьми различных возрастных групп. Ему необходимо уметь создавать благоприятную и дружескую атмосферу в классе, способствующую развитию учеников.

Также классному руководителю требуется умение организовывать и проводить индивидуальную и коллективную работу с учениками, а также родительскими и старшими школьниками.

Требования к классному руководителю раньше: Требования к классному руководителю сегодня:
Контроль над поведением учащихся Создание благоприятной атмосферы в классе
Поддержка дисциплины Способность организовывать и проводить индивидуальную и коллективную работу с учениками
Навыки работы с детьми различных возрастных групп

Таким образом, значительное изменение требований к классным руководителям отражает ориентацию российской школы на гуманизацию образования и активное вовлечение учащихся в образовательный процесс.

Современное состояние классного руководства в России

Во-первых, классные руководители сейчас имеют больше обязанностей, чем раньше. Они отвечают не только за успеваемость и дисциплину в классе, но также занимаются социально-педагогической работой, помогая ученикам адаптироваться в новых условиях и решать различные проблемы.

Во-вторых, классные руководители должны быть готовы к работе с разнообразными учениками. Сегодня в классах могут быть ученики разных национальностей, социальных групп, разных уровней развития и особенностей. Поэтому классные руководители должны уметь применять различные методы и подходы, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и получал необходимую поддержку.

В-третьих, классные руководители сталкиваются с проблемой недостатка времени. Объем работы по организации внеклассной и воспитательной работы, а также документации, значительно вырос. Это требует от классного руководителя умения планировать свое время и эффективно выполнять свои обязанности.

Необходимо отметить, что в последние годы государство и образовательные организации стараются облегчить работу классных руководителей. Ведется системная работа по совершенствованию их подготовки, предоставлению дополнительных ресурсов и поддержке в решении сложных вопросов.

В целом, современное состояние классного руководства в России требует от классных руководителей профессионализма, гибкости и умения адаптироваться к изменяющимся условиям. Важную роль в этом процессе играют государственная политика в области образования и поддержка образовательных организаций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. учителя помимо обучения должны были заниматься и воспитанием учащихся – на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода. В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В военный период, роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. К основным формам работы классных руководителей относятся: организа-ция помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах,сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной ра-боты», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплин. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руково-дителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружение. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.

По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:

· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.

Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.

Текст: Анастасия Валерьевна Ерофеевская, учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ № 28

Вначале XIX в. Министерство народного просвещения издало постановление, согласно которому в пансионах института должны были присутствовать комнатные надзиратели, акцентирующие внимание на нормах поведения. Комнатным надзирателем мог быть образованный человек, прошедший определённую подготовку, демонстрирующий знание французского и немецкого языков, отличающийся высоконравственным поведением. Основная его задача заключалась в контроле, поэтому педагоги пребывали с учениками буквально круглосуточно, так они смотрели за тем, чтобы учащиеся соблюдали требования учебного заведения.

Комнатные надзиратели не только посещали занятия, следили за подготовкой домашнего задания, планировали деятельность подопечных в свободное время, но и уделяли внимание личностям воспитанников, проверяли книги, к которым дети проявляли интерес (во избежание плохого влияния). В 1862 г. неблагозвучное наименование «надзиратель» заменили на слово «воспитатель». С того времени воспитатель осуществлял ещё и преподавательскую деятельность, максимум 6 часов в неделю, такое ограниченное количество времени объяснялось тем, что педагог должен сохранять силы, чтобы уделять внимание детям.

В 1864 г. появились классные наставники (дамы). Они выполняли воспитательную функцию, осуществляя тесную связь с семьёй, посещая занятия. Следили за выполнением домашней работы, уделяли внимание неуспевающим детям, помогали родителям. Задачу надзора передали помощнику классного наставника. После революции появилась идеологическая составляющая. Чтобы дети проявляли себя активнее, начали функционировать пионерская и комсомольская организации, взявшие на себя воспитательные задачи. На смену классным надзирателям и классным дамам пришли «групповоды», которые отвечали за следующее:
■ организовывали работу самоуправления школьников,
■ контролировали посещаемость,
■ взаимодействовали с родителями подопечных.

Воспитанницы с классными дамами, 1909 г.

28 июня 1934 г. группы переименовали в классы, а групповод превратился в классного руководителя, закреплённого за определённым классом и осуществляющего педагогическое сопровождение развития каждого ребёнка.

Классный руководитель проводил воспитательную работу коммунистической направленности в системе, сотрудничал с пионерской организацией, взаимодействовал с родителями и учителями, был заинтересован в высоком проценте успеваемости.
С 1941 г. усилилось воспитание учащихся в патриотическом ключе. Этому способствовало привлечение учащихся к общественно полезному труду, к организации помощи фронту.

В 1947 г. перед классными руководителями возникла новая задача – вести работу над сплочением ученического коллектива. Продолжая прививать любовь к Родине, классный руководитель был призван:
■ обращать внимание класса на важность труда на благо общества;
■ участвовать в заседаниях советов и сборах пионерского отряда;
■ вести работу с родителями, осуществлять помощь в системе;
■ проводить с учащимися класса оборонно-спортивные мероприятия;
■ наблюдать за здоровьем подопечных;
■ осуществлять профориентационную работу;
■ повышать квалификацию.

В 1960 г. с принятием «Положения о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением» стали ясны основные функциональные обязанности:
■ всестороннее изучение учеников;
■ выявление их запросов, склонностей и интересов;
■ организация деятельности класса;
■ решение вопросов успеваемости и дисциплины;
■ содействие участию учащихся в производительном труде;
■ решение вопросов профориентации и внеурочной деятельности;
■ осуществление связи с родителями.

В 1965 г. (после официального введения должности классного руководителя) были указаны его функциональные обязанности. Появились различные формы работы. В 1985 г. формы деятельности классного руководителя упростились. В семьях снизилось внимание к воспитанию, проявилась дистанцированность учащихся от родителей, из-за чего классные руководители часто выполняли функцию социальной защиты.

Благодаря появившимся в 1998 г. в школах педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования и др. был отмечен подъём воспитательной работы. Усилия упомянутых специалистов был призван объединять классный руководитель. Воспитание стало главным направлением.

С 2001 г. начала осуществляться нормативная поддержка классных руководителей, многие позиции были отражены на государственном уровне:
■ системная реализация воспитательной деятельности;
■ использование проектно-программных механизмов деятельности;
■ применение современных воспитательных технологий;
■ несение персональной ответственности за результативность.
С появлением ФГОС классный руководитель, выступающий в качестве главного организатора воспитательной деятельности, стал обеспечивать развитие и воспитание личности каждого ученика. На данный момент о правах и обязанностях классных руководителей можно узнать, ознакомившись с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Таким образом, на протяжении нескольких столетий происходило и происходит совершенствование форм работы классного руководителя, который всегда является ключевой фигурой, носителем культуры, организатором, помощником и наставником.


Список источников

  1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2007. 496 с.
  2. Демушкина К. В. Развитие института классного руководства в советской школе (1917–1984) : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. СПб., 2005. 188 с.
  3. Корябкина Е. В. Становление и развитие института классного руководства в России // Человек и образование. 2011. № 3 (28). С. 123–128.1

1 Фото в статье: https://citifox.ru/2016/03/04/gimnazistki-19-veka-krasivye-devushki-ca/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство пользователя по arduino ide
  • Eloprine инструкция по применению на русском
  • Суслина варакин клиническое руководство
  • Руководство торговой сети перекресток
  • Кэп для ип для налоговой бесплатно пошаговая инструкция