Разрабатываются ли должностные инструкции на руководителей организаций

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Кто должен разрабатывать должностные инструкции

Кто должен разрабатывать должностные инструкции

Подборка наиболее важных документов по запросу Кто должен разрабатывать должностные инструкции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по кадровым вопросам. Как принять на работуКто должен разрабатывать должностные инструкции, законодательством не определено. На практике это чаще всего делают руководители профильных подразделений, юристы или кадровики. Кому поручить эту работу и как оформить должностную инструкцию, решает работодатель.

Нормативные акты

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Должностная инструкция гендиректора – не пустая формальность

Именно этот документ позволит собственнику бизнеса регулировать работу наемного топ-менеджера, отвечать на его манипуляции, избежать проблем в случае его увольнения и минимизировать свои риски

Должностная инструкция гендиректора – не пустая формальность

На генерального директора возлагаются стратегические задачи по управлению и развитию компании. Его статус вызывает уважение, а потому порой при приеме на работу собственники и HR о многом договариваются с ним устно – что должен делать директор, за что будет отвечать.

Но представьте, что учредители решили поменять гендиректора и он потребовал «золотой парашют» (такое название получила компенсация, выплачиваемая руководителю при увольнении). А денег на это в бюджете нет. Или, допустим, руководителя подозревают в краже, но не могут доказать. Он готов уйти, но по соглашению сторон и с огромной компенсацией.

В подобных сложных ситуациях на помощь приходит должностная инструкция.

Должностная инструкция – документ нужный

Генеральный директор – такой же сотрудник, как и все, с точки зрения трудового законодательства. К нему применяются те же нормы, оформляются такие же документы. Но негативные последствия действий первого лица компании – это не только его риски, но и бизнеса. Потому так важно фиксировать достигнутые с ним договоренности.

Кроме того, если директор – наемный менеджер, а не учредитель, необходимо провести грань, где он действует по своей инициативе, а где выполняет поручения собственников. Гендиректор часто оказывается между двух огней: с одной стороны, проверяющие органы приглядывают за его деятельностью; с другой стороны, владельцы бизнеса рассчитывают на решение поставленных задач, причем порой для них неважно, как директор должен этого добиться. Договориться о зонах ответственности важно для обеих сторон трудового договора.

Статья 57 ТК РФ говорит, что в трудовом договоре нужно зафиксировать трудовую функцию работника. При этом под функцией понимаются прежде всего должность по штатному расписанию и вид поручаемой работы. У директора это управление предприятием.

Обычно в трудовом договоре перечисляют обязанности работника. Однако их, как и ответственность директора, лучше указать в должностной инструкции. Если ее сразу сделать правильной и четкой, она может быть одной для всех будущих генеральных директоров. И не придется каждый раз согласовывать изменения в трудовом договоре.

Должностная инструкция не является обязательным документом, но именно она позволит контролировать работу топ-менеджера и наказывать его за проступки, как любого другого сотрудника.

При составлении инструкции ориентируемся на требования законов и устав организации

Общей формы должностной инструкции нет. При ее составлении нужно опираться на условия работы, задачи и правила вашей компании. Идеальный вариант – сделать инструкцию не слишком конкретной и не слишком общей. Например, не стоит писать, что директор изучает отчеты финансового департамента по вторникам и улучшает позицию компании на рынке.

1. Распишите в должностной инструкции ключевые моменты, руководствуясь требованиями федеральных законов. Прежде всего директор должен:

  • организовать ведение бухучета и хранение бухгалтерских документов (ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете»);
  • обеспечить защиту и сохранность конфиденциальной информации и коммерческой тайны (ст. 11 Закона «О коммерческой тайне»);
  • согласовать с учредителями или советом директоров сделку, если ее сумма превышает 25% стоимости имущества или активов компании (законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах»);
  • возместить по требованию учредителей убытки компании, причиненные по его вине (ст. 53.1 ГК РФ).

2. Перенесите в должностную инструкцию обязанности директора, определенные в уставе организации.

Как правило, в уставе сказано, в какие сроки руководитель должен совершать определенные действия, например предоставлять собственникам отчеты и информацию. Там могут быть отражены и другие обязанности директора. В числе ключевых – письменно делегировать полномочия на время своего отпуска, нести ответственность за решения, принятые сверх своих полномочий. И понятно, что руководитель отвечает за пропажу крупных сумм в компании, но это также лучше зафиксировать в инструкции.

3. Сошлитесь в должностной инструкции на нормы Трудового кодекса.

В инструкции стоит прямо указать, что директор должен выполнять внутренние правила компании и соблюдать нормы ТК РФ, а также что он несет ответственность за нарушение установленных законом правил.

В первую очередь мы говорим о ст. 81 ТК РФ, в которой перечислены основания увольнения работника, в том числе гендиректора, по инициативе работодателя. Например, можно уволить директора за однократное грубое нарушение им своих трудовых обязанностей. В инструкции лучше назвать критерии этой «грубости». Чаще таким нарушением является неисполнение обязанностей, которое привело к причинению вреда здоровью работников или ущербу компании.

И не забудьте сослаться на ст. 278 ТК РФ, в которой даны дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации. Эта статья разрешает уволить директора, например если собственник решит прекратить с ним трудовой договор или если его отстранят от должности в соответствии со ст. 69 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

***

Должностная инструкция нужна для того, чтобы вы смогли регулировать деятельность наемного топ-менеджера. Она же станет доказательством, если директор нарушит установленные правила или вы вынуждены будете его уволить. Направления работы и задачи в инструкции можно указать произвольно. Но вы должны четко понимать: что станете делать, если директор не выполнит поставленные перед ним задачи; как будете расторгать с ним трудовой договор; как отреагируете на его манипуляции или требование о «золотом парашюте» в ситуации, когда он виноват, и т.д.

Если обязанности и ответственность генерального директора в должностной инструкции описать детально и четко, он будет понимать правила и сможет их соблюдать. А вы получите возможность контролировать его работу и свести до минимума свои риски.

Фотобанк Freepik/@gstudioimagen

Должностная инструкция

Редактор: Дмитрий Комаров

Документ, в котором прописаны обязанности сотрудника


Поделиться

Документ, в котором прописаны обязанности сотрудника


Поделиться

Зачастую в трудовом договоре указывают лишь название должности и самые общие обязанности, а большинство обязанностей руководитель объясняет сотруднику лично. Это может работать, пока бизнес сталкивается с лояльными и ответственными людьми.

Если сотрудник решит проигнорировать распоряжение начальника и откажется выполнять работу, которой нет в трудовом договоре, бизнес ничего не сможет сделать: ведь нигде такая обязанность не указана.

Чтобы этого не произошло, работодатель может составить должностную инструкцию. Рассказываем, зачем она нужна и как ее оформить.

Должностная инструкция — это не обязательный документ, в трудовом кодексе она не упоминается. Трудовое право рассматривает ее как локальный нормативный акт, который помогает сделать отношения между работником и работодателем более конкретными.

В должностной инструкции указывают, какие у работника есть обязанности, кому он подчиняется, на что имеет право и какую ответственность несет за нарушение трудовой дисциплины.

Наличие такой инструкции выгодно обеим сторонам: работник понимает, что может и чего не может требовать от него работодатель, а работодатель застрахован на случай, если сотрудник решит уклоняться от выполнения должностных обязанностей.

Должностная инструкция может быть индивидуальной и типовой.

Индивидуальная инструкция. В ней пишут имя конкретного работника и обязанности, которые он должен выполнять на рабочем месте. Такая инструкция пригодится, если несколько сотрудников работают на одинаковых должностях, но выполняют разные задачи.

Олег и Денис — рабочие в автомастерской, в трудовых книжках у обоих написано «автомеханик». Но Олег специализируется на шиномонтажных работах, а Денис — на ремонте двигателей и электроники. Олег не может ремонтировать двигатели — не хватает квалификации, а отправлять Дениса менять шины нерационально: его рабочее время стоит дороже.

Чтобы было понятно, кто чем занимается, для каждого из них нужно составить отдельную должностную инструкцию. В таком случае Олега не заставят лезть под капот, а Дениса не уволят, если он откажется переставлять колеса.

Типовая инструкция. Пригодится, если все сотрудники на одной должности взаимозаменяемы и выполняют одни и те же задачи.

На стройке трудятся десять разнорабочих: носят стройматериалы, кабели, штрабят стены и укладывают кирпич. Каждый из них должен уметь делать то же, что и остальные. Для них можно составить типовую инструкцию. Работники будут знать, на что они подписываются, а работодатель сможет отказаться от услуг тех сотрудников, которые не выполняют какой-то из видов работ.

В каких случаях нужна индивидуальная инструкция, а в каких — типовая, решает работодатель.

У должностной инструкции для бизнеса нет строгой формы. Она предусмотрена только для чиновников, военнослужащих и сотрудников госкомпаний.

Чаще всего структура должной инструкции такая:

  • заголовок;
  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность;
  • взаимодействие.

Заголовок. Здесь пишут название организации или фамилию, имя и отчество ИП, дату утверждения инструкции и должность сотрудника, который ее утверждает. Это может сделать ИП, директор компании или любой сотрудник по его приказу.

Общие положения. В этом разделе указывают, кто назначает и увольняет работника, какое у него должно быть образование и опыт, что он должен знать, какие правила трудового распорядка должен соблюдать и кто заменяет его во время отпуска и болезни.

Функции и должностные обязанности. Здесь нужно подробно описать, чем именно сотрудник занимается. Лучше писать конкретно, без общих фраз: кондитер печет торты и делает десерты в соответствии с картами блюд; редактор пишет тексты по тематике, порученной шеф-редактором; офис-менеджер заказывает канцелярские товары и организует рабочие места сотрудников.

Права. Что сотрудник может требовать от других в рамках своих должностных обязанностей. Например, какие канцелярские принадлежности он может попросить у секретаря и какие задачи может ставить людям в других отделах, если непосредственно ему исполнители не подчиняются.

Ответственность. За что работник отвечает: например, своевременный заказ оборудования и комплектующих.

Взаимодействие. К кому и по каким вопросам сотрудник может обращаться и кому он подчиняется. Например, чтобы получить справки, нужно обратиться к помощнику главного бухгалтера, а за разъяснением задач — к руководителю подразделения.

Чтобы утвердить должностную инструкцию, нужны две подписи — работника и работодателя. Так работник соглашается с тем, что будет выполнять прописанные в инструкции обязанности, а работодатель подтверждает, что создаст необходимые условия и не потребует большего.

Часто делают так: на титульной странице в правом верхнем углу ставят гриф «Утверждаю», где подписывается работодатель, а работник подписывается в конце документа. Но это не обязательно: обе стороны могут поставить подписи на последней странице или на каждой странице в должностной инструкции, чтобы никто не мог заменить страницы в документе.

Вместе с юристом мы подготовили для вас несколько шаблонов должностной инструкции. Вы можете скачать универсальный образец или воспользоваться типовой инструкцией:

  • для бухгалтера;
  • для главного бухгалтера;
  • для делопроизводителя;
  • для менеджера по продажам;
  • для специалиста по кадрам;
  • для кассира;
  • для кладовщика;
  • для повара;
  • для специалиста по охране труда;
  • для юриста;
  • для главного инженера;
  • для инженера;
  • для водителя;
  • для учителя;
  • для системного администратора;
  • для экономиста;
  • для заведующего складом;
  • для механика;
  • для воспитателя;
  • для офис-менеджера.
  1. Должностная инструкция — это документ, в котором детально прописаны все обязанности работника.
  2. Инструкция может быть типовой — для должности, или индивидуальной — для конкретного человека.
  3. Чтобы утвердить должностную инструкцию, ее должны подписать два человека: работник, который будет ее выполнять, и руководитель компании или ИП или уполномоченный ими представитель.
  4. Правильно оформленная должностная инструкция может стать решающим аргументом во время спора в трудовой инспекции или в суде.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Настольные часы космос x0712l инструкция по применению
  • Инструкция по эксплуатации стиральной машины bosch logixx 8 varioperfect
  • Инструкция по аварийной остановке газового оборудования
  • Цемидексор инструкция по применению цена таблетки
  • Как открыть розничный магазин пошаговая инструкция