Рауш де траубенберг н к тест роршаха практическое руководство

Тест Роршаха, Практическое руководство, Рауш де Траубенберг Н.К., 2005.

    Тест чернильных пятен Роршаха — один из самых известных и широко применяемых психодиагностических инструментов для изучения личности в ее нормальных и патологических проявлениях. Практическое использование этого теста невозможно без глубокой теоретической подготовки и овладения системой описания и кодирования ответов испытуемых. Предлагаемое российскому читателю руководство к тесту Роршаха написано почетным профессором Парижского университета имени Рене Декарта, доктором Ниной Константиновной Рауш де Траубенберг. Эта книга выдержала 9 изданий во Франции, была переведена на несколько языков и в течение уже более 30 лет служит незаменимым пособием для многих европейских психологов. Руководство охватывает все показатели теста и снабжено сводными таблицами систем шифровки ответов по тесту, составленными на основе разных источников.
Настоящее издание будет полезно клиническим психологам, психиатрам, научным работникам, а также студентам и аспирантам, изучающим проективные психодиагностические методы.

Тест Роршаха, Практическое руководство, Рауш де Траубенберг Н.К., 2005

ТИПЫ УСВОЕНИЯ ТЕСТА.
Реакции испытуемого на предъявление таблиц чрезвычайно различны; они представляют собой широкий спектр типов поведения. Еще до произнесения первых слов можно наблюдать изменение мимики или положения тела. Первым высказыванием испытуемого может быть простое восклицание («Ого! Вот это да!») или субъективная оценка («Мне нравится», «Какой ужас!»). В нем может содержаться некоторая критика: «Какую уродливую картину вы мне показываете!» Иногда испытуемый сразу дает отчетливую интерпретацию, например, отдельное существительное («бабочка», «герб» при предъявлении таблицы I), или более или менее развернутое высказывание («Тут возникает такое впечатление, кажется, будто это что-то открытое, распахнутые крылья, летящая птица, сфотографированная во время полета»).

Очень важно взять на заметку различные способы усвоения задания. Они могут быть спорадическими, призванными всего лишь замаскировать некоторое замешательство при виде той или иной таблицы или постоянными, отражающими свойственную испытуемому манеру поведения. Например, стараясь лучше справиться с заданием, некоторые испытуемые ведут себя слишком субъективно, иные же, избегая персонального участия, ищут спасения в нейтральном клише (например, ответ «бабочка»).

Купить
.

По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Дата публикации:

Теги:

учебник по психологии :: психология :: Рауш де Траубенберг


Следующие учебники и книги:

  • Законы естественного развития ребенка, или Каких успехов можно добиться, если просто их знать, Альварес С., 2018
  • Диагностика креативности, Тест Е. Торренса, Туник Е.Е., 1998
  • Тесты, тесты, тесты, Куланова О., 1990
  • Законы естественного развития ребенка или Каких успехов можно добиться, если просто их знать, Альварес С., 2018

Предыдущие статьи:

  • Проверьте развитие ребенка, 105 психологических тестов, Чередникова Т.В., 2007
  • Психовампиры. О позитивном общении с теми, кто крадет у нас энергию, Пезешкиан Хамид, Конни Фойгт
  • Радость изнутри, Источник счастья, доступный каждому, Чед-Менг Тан, 2018
  • Ошибки семейной жизни, Понять и исправить, Рахимова И.А., 2018

Тест чернильных пятен Роршаха — один из самых известных и широко применяемых психодиагностических инструментов для изучения личности в ее нормальных и патологических проявлениях. Практическое использование этого теста невозможно без глубокой теоретической подготовки и овладения системой описания и кодирования ответов испытуемых. Предлагаемое российскому читателю руководство к тесту Роршаха написано почетным профессором Парижского университета имени Рене Декарта, доктором Ниной Константиновной Рауш де Траубенберг. Эта книга выдержала 8 изданий во Франции, была переведена на несколько языков и в течение уже более 30 лет служит незаменимым пособием для многих европейских психологов. Руководство охватывает все показатели теста и снабжено сводными таблицами систем шифровки ответов по тесту, составленными на основе разных источников. Настоящее издание будет полезно клиническим психологам, психиатрам, научным работникам, а также студентам и аспирантам, изучающим проективные психодиагностические методы.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ ….9
ПРЕДИСЛОВИЕ ….13

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА ….19
1. Инструкция ….20
2. Ведение протокола ….21
3. Опрос ….23
4. Техника опроса ….25
5. Определение пределов чувствительности ….26
6. Предпочтительный выбор ….27

АНАЛИЗ ОТВЕТОВ ….29

I. ТИПЫ УСВОЕНИЯ ТЕСТА, ВЕРБАЛИЗАЦИЯ, ЧИСЛО И РИТМ ОТВЕТОВ ….29
1. Типы усвоения теста ….29
2. Вербализация ….31
3. Положение таблицы ….32
4. Темпоральные характеристики: быстрота и ритм ….32
5. Шифруемые ответы ….34
6. Нешифруемые ответы ….35
7. Необычные ответы ….35
8. Отсутствие ответа или отказ отвечать ….36
9. Общее количество ответов (R) ….36

II. ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ ….38
Введение ….38
1. Целостные ответы (W) ….40
Анализ процесса обобщения …. 40
A) Структурные особенности стимула и развитие восприятия ….41
Б) Внутренние характеристики W: операциональный и структурирующий уровни ….44
B) Логическая и мотивационная интеграция ассоциаций ….49
2. Детальные ответы (D) ….53
Психологический смысл ответов типа D ….55
3. Ответы на необычные мелкие детали (Dd) ….57
Психологический смысл ответов типа Dd ….59
4. Ответы, относящиеся к фрагментам белого фона (S) ….61
Психологический смысл ответов типа S ….63
5. Ответы типа Do (олигофренические детали), или детали торможения (dl) ….66
Психологический смысл ответов Di ….68
6. Сочетание Dd-S-Di ….68
7. Резюме ….69
Заключение ….70

III. ДЕТЕРМИНАНТЫ ….72
Введение ….72
1. Детерминанты формы F ….73
Детерминант формы F+ ….75
Детерминанты формы F— и F ± ….77
2. Ответы по движению, или кинестезии (М) ….78
Определение ….79
Психологический смысл ….80
Механизм возникновения ответов по движению ….81
Анализ ответов по движению ….87
3. Интерпретации на границе кинестезии ….88
Кинестетический отказ и кинестетический шок ….89
М вытесненные и М подавленные ….91
4. Мелкие кинестезии (тк) ….92
Введение ….92
Несколько классических положений ….94
Французская версия ….99
Обсуждение мелких кинестезии ….100
Заключение …. 103
5. Цветовые ответы ….104
Введение ….104
Механизм возникновения цветовых ответов ….105
Ответы С, CF, FC ….107
Качественные реакции на цвет ….115
Цветовые ответы: подведение итогов ….118
Цветовые ответы: заключение ….119
Ответы С, CF, FC. Ахроматические цветовые ответы ….122
6. Ответы, базирующиеся на значениях света и тени ….124
Введение …. 124
Понятие «светлое—темное» ….125
Французская версия …. 134
7. Тип переживания ….147
Определение типа переживания …. 147
Два параметра типа переживания по Роршаху:
кинестезия и цвет …. 148
Современные взгляды на тип переживания …. 149
Типы переживания …. 151
Распределение и вариации типов переживания ….153
Заключение ….155
8. Вторичная формула типа переживания ….156

IV. СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТОВ …. 159
Отдельные содержания. Категории содержаний ответов
и итоговые формулы …. 160
Содержание как составная часть перцептивного процесса …. 164
Динамическая интерпретация содержания ответов ….165
Шкалы содержаний ответов …. 167
Специфика содержаний ответов по разным таблицам …. 168
Заключение ….169

V. ПОРЯДОК ПОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ: ПОНЯТИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ПОНЯТИЕ КОЛЕБАНИЙ ….170

VI. БАНАЛЬНЫЙ ИЛИ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ОТВЕТОВ ….173

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ….179

АНАЛИЗ ПРЕДЪЯВЛЯЕМОГО СТИМУЛА ….180
Эксплицитные и имплицитные характеристики таблиц ….180
Анализ таблиц ….181
Таблица I ….181
Таблица II ….182
Таблица III ….183
Таблица IV …. 184
Таблица V …. 185
Таблица VI …. 186
Таблица VII …. 186
Таблица VIII ….187
Таблица IX …. 188
Таблица X ….189

ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ПРОТОКОЛОВ РОРШАХА ….192
Методология анализа …. 193
1. Интеллектуальное, или когнитивное, поведение ….195
2. Показатель социализации, или отношения с реальным ….197
3. Динамика аффектов ….198
а) Тип переживания (ТП) ….198
б) Дополнительная формула и RC% ….201
c) Содержание ответов ….204
d) Тревожность и защитные механизмы ….204
Клинический пример ….206
Психограмма Андрэ, 17 лет ….210
Обобщение полученных данных ….216

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ….217
Таблица использованных символов и формул ….217
Положение таблицы, повороты, вращение ….217
Сравнительная таблица символов и формул ….220

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ….225
Основные принципы шифровки протоколов Роршаха ….225
I. Локализации ….226
II. Детерминант ….229
III. Содержание ответов испытуемого ….235
IV. Банальные ответы ….236
V. Частные или редкие случаи шифровки ….236
VI. Психограмма ….238

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ….244
Шкала саморепрезентации ….244

ЛИТЕРАТУРА ….249

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Тест чернильных пятен Роршаха — один из самых известных и широко применяемых психодиагностических инструментов для изучения личности в ее нормальных и патологических проявлениях. Практическое использование этого теста невозможно без глубокой теоретической подготовки и овладения системой описания и кодирования ответов испытуемых. Предлагаемое российскому читателю руководство к тесту Роршаха написано почетным профессором Парижского университета имени Рене Декарта, доктором Ниной Константиновной Рауш де Траубенберг. Эта книга выдержала 9 изданий во Франции, была переведена на несколько языков и в течение уже более 30 лет служит незаменимым пособием для многих европейских психологов. Руководство охватывает все показатели теста и снабжено сводными таблицами систем шифровки ответов по тесту, составленными на основе разных источников.
Настоящее издание будет полезно клиническим психологам, психиатрам, научным работникам, а также студентам и аспирантам, изучающим проективные психодиагностические методы.

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

Тест Роршаха

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Практическое руководство

«КогитоЦентр»
Москва
2005

Тест Роршаха

Практическое руководство

НИНА РАУШ ДЕ ТРАУБЕНБЕРГ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Перевод с французского

УДК 159.9.072
ББК 88
Р 25

Перевод с французского
О. Платоновой

Все права защищены. Любое использование материалов данной книги
полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается

Рауш де Траубенберг Н. К.
Тест Роршаха: Практическое руководство / Пер. с франц. – М.:
«КогитоЦентр», 2005. – 255 с. (Психологический инструментарий)

УДК 159.9.072
ББК 88

Тест чернильных пятен Роршаха — один из самых известных
и широко применяемых психодиагностических инструментов
для изучения личности в ее нормальных и патологических проявлениях. Практическое использование этого теста невозможно без
глубокой теоретической подготовки и овладения системой описания и кодирования ответов испытуемых. Предлагаемое российскому читателю руководство к тесту Роршаха написано почетным
профессором Парижского университета имени Рене Декарта,
доктором Ниной Константиновной Рауш де Траубенберг. Эта книга выдержала 9 изданий во Франции, была переведена на несколько языков и в течение уже более 30 лет служит незаменимым пособием для многих европейских психологов. Руководство
охватывает все показатели теста и снабжено сводными таблицами
систем шифровки ответов по тесту, составленными на основе
разных источников.
Настоящее издание будет полезно клиническим психологам,
психиатрам, научным работникам, а также студентам и аспирантам, изучающим проективные психодиагностические методы.

© Presses Universitaires de France, 1970
© «КогитоЦентр», 2005

ISBN 213045898х 9 (франц.)
ISBN 5893531477 (рус.)

Р 25

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ ............................................. 9

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................. 13

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА ......................................................... 19

1. ИНСТРУКЦИЯ .............................................................................. 20
2. ВЕДЕНИЕ ПРОТОКОЛА ................................................................... 21
3. ОПРОС ...................................................................................... 23
4. ТЕХНИКА ОПРОСА ........................................................................ 25
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ .................................. 26
6. ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР.......................................................... 27

АНАЛИЗ ОТВЕТОВ ........................................................................ 29

I. ТИПЫ УСВОЕНИЯ ТЕСТА, ВЕРБАЛИЗАЦИЯ,
ЧИСЛО И РИТМ ОТВЕТОВ .................................................................. 29

1. ТИПЫ УСВОЕНИЯ ТЕСТА ................................................................. 29
2. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ........................................................................... 31
3. ПОЛОЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ .................................................................. 32
4. ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: БЫСТРОТА И РИТМ ......................... 32
5. ШИФРУЕМЫЕ ОТВЕТЫ .................................................................. 34
6. НЕШИФРУЕМЫЕ ОТВЕТЫ ............................................................... 35
7. НЕОБЫЧНЫЕ ОТВЕТЫ .................................................................... 35
8. ОТСУТСТВИЕ ОТВЕТА ИЛИ ОТКАЗ ОТВЕЧАТЬ ....................................... 36
9. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОТВЕТОВ (R) ................................................. 36

II. ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ....................................................................... 38

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................... 38
1. ЦЕЛОСТНЫЕ ОТВЕТЫ (W).............................................................. 40
Анализ процесса обобщения .......................................................  40

А) Структурные особенности стимула и развитие восприятия.. 41
Б) Внутренние характеристики W: операциональный
и структурирующий уровни .................................................. 44
В) Логическая и мотивационная интеграция ассоциаций .......... 49
2. ДЕТАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (D) ............................................................... 53
Психологический смысл ответов типа D.................................... 55
3. ОТВЕТЫ НА НЕОБЫЧНЫЕ МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ (DD) .................................. 57
Психологический смысл ответов типа Dd ................................. 59
4. ОТВЕТЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ФРАГМЕНТАМ БЕЛОГО ФОНА (S) ................. 61
Психологический смысл ответов типа S .................................... 63
5. ОТВЕТЫ ТИПА DO (ОЛИГОФРЕНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ),

ИЛИ ДЕТАЛИ ТОРМОЖЕНИЯ (DI) ..................................................... 66
Психологический смысл ответов Di ......................................... 68
6. СОЧЕТАНИЕ DD-S-DI .................................................................. 68
7. РЕЗЮМЕ ........................................................................... 69
Заключение .............................................................................. 70

III. ДЕТЕРМИНАНТЫ ........................................................................... 72

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................... 72
1. ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМЫ F ............................................................ 73
Детерминант формы F+ .......................................................... 75
Детерминанты формы F– и F ± .............................................. 77
2. ОТВЕТЫ ПО ДВИЖЕНИЮ, ИЛИ КИНЕСТЕЗИИ (M) ................................ 78
Определение ............................................................................ 79
Психологический смысл ............................................................ 80
Механизм возникновения ответов по движению ...................... 81
Анализ ответов по движению ................................................. 87
3. ИНТЕРПРЕТАЦИИ НА ГРАНИЦЕ КИНЕСТЕЗИИ ....................................... 88
Кинестетический отказ и кинестетический шок .................... 89
M вытесненные и M подавленные ............................................ 91
4. МЕЛКИЕ КИНЕСТЕЗИИ (mk) .......................................................... 92
Введение .................................................................................. 92
Несколько классических положений .......................................... 94
Французская версия ................................................................. 99
Обсуждение мелких кинестезий ............................................. 100
Заключение .......................................................................... 103
5. ЦВЕТОВЫЕ ОТВЕТЫ .................................................................... 104
Введение ................................................................................ 104
Механизм возникновения цветовых ответов ......................... 105
Ответы С, СF, FС .................................................................. 107
Качественные реакции на цвет ............................................. 115
Цветовые ответы: подведение итогов .................................. 118
Цветовые ответы: заключение.............................................. 119
Ответы С’, С’F, FС’. Ахроматические цветовые ответы ....... 122

6. ОТВЕТЫ, БАЗИРУЮЩИЕСЯ НА ЗНАЧЕНИЯХ СВЕТА И ТЕНИ .................... 124
Введение ................................................................................ 124
Понятие «светлое–темное» ................................................. 125
Французская версия ............................................................... 134
7. ТИП ПЕРЕЖИВАНИЯ .................................................................... 147
Определение типа переживания ............................................ 147
Два параметра типа переживания по Роршаху:
кинестезия и цвет ............................................................ 148
Современные взгляды на тип переживания ............................ 149
Типы переживания ................................................................. 151
Распределение и вариации типов переживания ...................... 153
Заключение ............................................................................ 155
8. ВТОРИЧНАЯ ФОРМУЛА ТИПА ПЕРЕЖИВАНИЯ ..................................... 156

IV. СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТОВ .............................................................. 159

Отдельные содержания. Категории содержаний ответов
и итоговые формулы ......................................................... 160
Содержание как составная часть перцептивного процесса.... 164
Динамическая интерпретация содержания ответов ............. 165
Шкалы содержаний ответов .................................................. 167
Специфика содержаний ответов по разным таблицам .......... 168
Заключение ............................................................................ 169

V. ПОРЯДОК ПОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ:
ПОНЯТИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ПОНЯТИЕ КОЛЕБАНИЙ ....... 170

VI. БАНАЛЬНЫЙ ИЛИ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ОТВЕТОВ ............ 173

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ............................................. 179

АНАЛИЗ ПРЕДЪЯВЛЯЕМОГО СТИМУЛА ........................................... 180

ЭКСПЛИЦИТНЫЕ И ИМПЛИЦИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАБЛИЦ .................. 180
АНАЛИЗ ТАБЛИЦ ............................................................................ 181
Таблица 1 ............................................................................... 181
Таблица II ............................................................................... 182
Таблица III.............................................................................. 183
Таблица IV ............................................................................ 184
Таблица V ............................................................................. 185
Таблица VI ............................................................................. 186
Таблица VII ............................................................................ 186
Таблица VIII ........................................................................... 187
Таблица IX ............................................................................. 188
Таблица Х .............................................................................. 189

ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ПРОТОКОЛОВ РОРШАХА .................................. 192

Методология анализа ............................................................ 193

1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ, ИЛИ КОГНИТИВНОЕ, ПОВЕДЕНИЕ ...................... 195
2. ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ИЛИ ОТНОШЕНИЯ С РЕАЛЬНЫМ ............ 197
3. ДИНАМИКА АФФЕКТОВ................................................................ 198
а) Тип переживания (ТП) ........................................................ 198
б) Дополнительная формула и RC% ........................................ 201
с) Содержание ответов ......................................................... 204
d) Тревожность и защитные механизмы ................................ 204
КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ................................................................... 206
Психограмма Андрэ, 17 лет .................................................... 210
Обобщение полученных данных .............................................. 216

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ............................................................................... 217

Таблица использованных символов и формул ........................... 217
Положение таблицы, повороты, вращение ............................. 217
Сравнительная таблица символов и формул........................... 220

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ............................................................................... 225

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ШИФРОВКИ ПРОТОКОЛОВ РОРШАХА .................. 225
I. ЛОКАЛИЗАЦИИ ........................................................................... 226
II. ДЕТЕРМИНАНТ .......................................................................... 229
III. СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТОВ ИСПЫТУЕМОГО .......................................... 235
IV. БАНАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ .................................................................. 236
V. ЧАСТНЫЕ ИЛИ РЕДКИЕ СЛУЧАИ ШИФРОВКИ...................................... 236
VI. ПСИХОГРАММА......................................................................... 238

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ............................................................................... 244

ШКАЛА САМОРЕПРЕЗЕНТАЦИИ .......................................................... 244

ЛИТЕРАТУРА .................................................................................... 249

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Выход в свет этой книги в Москве, на родине моих предков, —
большое событие в моей жизни. Долгое время я не могла себе
представить, что такое издание когданибудь станет возможным.
Надеясь, что мой труд окажется полезным, вверяю его русским
психологам и клиницистам с особой признательностью всем,
кто помог его осуществлению.

Первое издание этой книги в 1970 г. было осуществлено вслед
за созданием в 1968 г. новой кафедры по методике проективных
техник в Институте психологии Парижского университета имени Рене Декарта, кафедры, которую я возглавляла в течение
25 лет. Это учебное пособие имело главной задачей дать точные
основы для проведения теста, а также уяснить психологический
смысл всех данных теста, исходя из источников швейцарской
традиции и пользуясь разработками американских авторов,
таких, как Клопфер, Бек, Рапапорт и Шафер. Последующие
издания книги — теперь готовится десятое — позволили мне
основательно дополнить этот труд. После 25 лет несколько беспорядочного применения теста в самых разнообразных условиях:
в школах, больницах, на предприятиях — стало очевидным,
что невозможно рассматривать тест только как «технику» или
психометрическую процедуру, но что интерпретация его данных
должна быть теоретически обоснована, ибо этот тест дает доступ
к особенностям внутреннего мира и к творческому началу индивидуального мышления.

***

Послевоенные годы оказались чрезвычайно плодотворными
для психологической науки. В 1947 г. была создана первая
кафедра психологии в Парижском университете; в число преподаваемых дисциплин были включены клиническая психология
и психология поведения. В том же 1947 г. был опубликован
перевод «Психодиагностики» Г. Роршаха на французский язык.
В 1949 г. в Берне было основано Международное Общество
Роршаха, вслед за ним в 1950 г. была создана Французская

ассоциация Роршаха. Возглавил это исследовательское объединение профессор Даниэль Лагаш, занимавший пост преподавателя психологии, клинической психологии и психологии
поведения в университете. Таким образом, с самого начала существовала тесная связь между изучением теста Роршаха и клинической психологией, и именно профессору Лагашу мы обязаны
введением термина «имажинативное сознание», определяющего
образ действий испытуемого при проведении теста Роршаха,
в то время как в тестах способностей задействуется только «перцептивное сознание».

***

Задачей клинической психологии в те времена было прежде
всего измерение способностей и умений, а также оценка нарушений поведения и связанных с ними трудностей, иначе говоря,
определение стратегий поведения и явных конфликтов. Считалось, что тест Роршаха может быть интерпретирован в терминах
явного поведения и что основной его целью является постановка
психиатрического диагноза.
Тест Роршаха, чрезвычайно чувствительный инструмент
клинической психологии, не содержит в себе теоретической
базы, необходимой для его интерпретации; неудивительно,
что такое положение привело к появлению многочисленных
интерпретационных моделей. Сам Роршах принадлежал к немецкой психиатрической школе, к академической психологии;
он руководствовался в своих работах ассоциативной теорией
и считал себя психоаналитиком, был даже председателем швейцарской Школы психоанализа; по существу же, Роршах в наибольшей степени — гений гуманистических идей.

Наиболее подходящую базу для теоретических разработок
интерпретации результатов теста предоставляют феноменология
и психоанализ. Феноменологический взгляд дает нам концептуальный и терминологический аппарат для понимания того,
каким образом возник ответ. Этот подход прежде всего обращает
внимание на перцептивный опыт, основу нашего восприятия мира. Психоанализ предоставляет возможность выявить психологические корни и динамику содержания ответа. Таким образом,
наше внимание должно быть равным образом обращено и на то,
что сказано, и на то, как сказано.

Постепенно сфера приложения клинической психологии
становилась все более широкой: она включала разнообразные
области, уже не относящиеся к психиатрии. Психологи сталкивались с проблемами, связанными с физическими болезнями,
такими, как диабет, раковые заболевания, с трудностями адаптации детейинвалидов, жертв насилия, другими словами, пациенты далеко не всегда относились к ведению психиатрии.
Насущной задачей стало прогнозирование и оценка способности
к изменению. Расширение диапазона применения клинической
психологии привело к появлению целостных теоретических
концепций, и эта дисциплина была переосмыслена в связи с психодинамической концепцией личности; соответственно встал
вопрос о ее отношениях с психоанализом и психоаналитическими теориями. Из всего многообразия психоаналитических подходов лишь динамический, адаптивный и генетический могут
рассматриваться как имеющие точки соприкосновения с клинической психологией.
Таким образом, к тесту Роршаха и проективным методикам
могут быть применены:

• адаптивный подход американской школы Хартмана и Роя
Шафера, чьи концепции широко использована в данной
книге;
• динамический подход, незаменимый при интерпретации
результатов теста Роршаха; он дает возможность выявить
имманентные причины психических конфликтов и проанализировать механизмы защиты, а также вытекающие
из них приспособительные реакции;
• генетический (сравнительный) подход, привлекаемый
в тех случаях, когда речь идет об этапах либидинального
развития.

Пользуясь моделью, предложенной Фрейдом (соотношение
бессознательного, предсознательного и сознательного), можно
сформулировать нашу гипотезу следующим образом: психические
свойства, стоящие за различными факторами теста, позволяют
определить модус психического функционирования испытуемого.

Интерпретация результатов теста, заключение психолога
более не может представлять собой статичную констатацию
проблематики, личностных отклонений, нарушений поведения
пациента. Напротив, наибольшее внимание должно быть уделено
динамике взаимодействия между отклонениями и способностями к восстановлению. Весь комплекс перцептивных и проективных взаимовлияний, взаимодействие между реальным и имажинативным, между процессами познания и проблематикой
конфликтов, между внешним миром и миром внутренним, выраженный в пределах нормы или патологически, — весь этот комплекс определяет модус функционирования личности испытуемого в ее единстве и неповторимости.

***

Таким образом, тест Роршаха должно рассматривать как
методику изучения личности в ее нормальном или патологическом функционировании. Этот уникальный метод, подлинный
шедевр психологического мастерства, требует творческого подхода. Недаром профессор Блейлер после смерти Роршаха написал его жене: «Ваш муж был гением».

***

Приношу благодарность всем, кто помог осуществлению этого
издания: профессору Л. Ф. Бурлачуку, который передал мне
копию моей книги и тем самым пробудил у меня мысль об издании текста на русском языке, моему коллеге Юстину Шлегелю
за очень активную помощь и поощрение, профессору Ушакову
за все предварительные переговоры с русскими издателями;
особая признательность Татьяне Емельяновой за внимание и советы по переводу.
Глубокую благодарность приношу Ольге Платоновой за чуткий и вдумчивый перевод моего текста.

Нина Константиновна
Рауш де Траубенберг
15 июля 2004 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью настоящего труда является изложение основных положений, на которых базируется интерпретация теста Германа
Роршаха. Это должно обеспечить максимальный учет многочисленных и разнообразных данных теста. Ввиду богатства и сложности этих данных их использование зачастую весьма неполно,
а работа интерпретатора ограничивается рамками готовых психологических рецептов и сводится к механическому применению
условных обозначений. Очевидно, что такого рода ограничения
наносят существенный урон прикладной психологии, эмпирическим исследованиям и — в еще большей степени — теоретическим изысканиям.
Сам Роршах настаивал на изучении взаимодействия всех
данных теста, и именно вследствие этого взаимодействия во время тестирования складывается особенная ситуация, при которой
процессы восприятия и аффективные характеристики ответа
возникают одновременно и сменяют друг друга. Думается, здесь
нет необходимости углубляться в содержание многочисленных
научных дискуссий по этому поводу, однако хотелось бы вкратце
напомнить, почему возникла потребность в многофакторном
подходе, и обратиться к некоторым работам, посвященным этому
тесту.
Как врачпсихиатр, ищущий новых путей в терапии, новых
возможностей контакта с пациентом, Роршах серьезно интересовался психоанализом; он был знаком с работами блестящего
психиатра Блейлера, его ученика Юнга и с истоками развития
психоанализа в Швейцарии. Кроме того, будучи человеком художественно одаренным, Роршах впервые поставил проблему
взаимосвязи творческих способностей индивида и их отражения
в динамике личности. В течение десяти лет, работая уединенно,
Роршах готовил психологический эксперимент по «свободной
интерпретации случайных форм», и этот эксперимент, «перцептивный и формалистический», оказался, по словам самого
автора, «ценным во многих отношениях, а именно как экспериментальный подход и как диагностический тест». Он считал,
что выводы следует принимать «как эмпирические данные»,
а не как «теоретические умозаключения». Роршах первым использовал зрительные стимулы при изучении личности, однако

был весьма осторожен в отношении теоретических выводов по результатам своей работы: нигде и никогда Роршах не утверждал,
что его методика позволяет охватить весь комлекс личностных
особенностей. Предложенная им интерпретация теста исходит из
взаимодействия полученных данных между собой, при этом каждый показатель приобретает реальное значение лишь в общем
контексте. Именно эта взаимозависимость факторов и отражает,
по мнению Роршаха, динамическую организацию личности.

В течение довольно долгого времени психиатры и психологи
в процессе психиатрической диагностики применяли исключительно перечень условных обозначений. Считалось, что для
получения достоверных результатов следует максимально стандартизировать как систему шифровки, так и интерпретацию
в целом. Предпринятые попытки определения валидности методики были скорее неудачными, главным образом ввиду использования ограниченного числа переменных. К тому же акцент
на патологии de facto* затруднял изучение механизма ответа.
Использование теста в исследованиях, посвященных развитию теории перцепции, открывает новый подход к процессам
восприятия и проливает свет на взаимоотношения между восприятием, представлением и эмоциональной сферой (Dworetzki,
1939). За нормативными исследованиями применения методики
Роршаха для детей (Ford, 1946; Beizmann, 1961) последовали
лонгитюдные исследования, вклад которых оказался решающим
для выявления глубинных психологических механизмов ответов. Научные поиски в области антропологии подтверждают
необходимость психологического обследования здоровых испытуемых. Экспериментальные и факторные исследования позволяют проверить гипотезы относительно механизма возникновения некоторых ответов, и если тест редко используется как
метод исследования личностных особенностей, то он широко
применяется в работах, касающихся влияния типа личности
на восприятие (Блейк и Рамзи, 1951; Уиткин и др., 1949).
Как мы видим, процессы восприятия как таковые изучены
достаточно глубоко, но можно ли то же самое сказать о динамических процессах, лежащих в основе восприятия?
Именно Роршах указал, каким путем должно идти это изучение. В сделанной «слепым» методом интерпретации протокола
Оберхользера (работа опубликована посмертно) он, ссылаясь

*
Фактически (лат.).

на психоаналитический подход к интерпретации, особое внимание уделяет различию между явным и латентым содержанием
ответов.
Психолог Лагаш (Lagachе, 1957) делает упор на специфику
ситуации проведения теста, на создание атмосферы мечтательности и полета фантазии, когда испытуемый дает волю воображению, что, по его мнению, позволяет достичь состояния «дереализации» во время проведения обследования. Ф. Минковска
(Minkowska, 1956) освещает интерпретативную роль языка,
рассматривая тест как «экзистенциальный опыт».
С другой стороны, интерпретация, называемая «динамической», слишком часто ограничивается рассмотрением символического содержания отдельных ответов, что скорее вредно, чем полезно, для понимания всего комплекса результатов тестирования.
Роршах утверждал, что все ответы испытуемого представляют собой «сенсорные перцепции, дополненные субъективно».
Однако они могут дополняться на разных уровнях: от простых
ассоциаций на основе внешнего сходства до сложных ассоциаций, базирующихся на реальных переживаниях (erlebt) эмоционального характера, на скрытых желаниях или страхах.
Различные детерминанты, используемые испытуемыми в ответах, позволяют оценить, в какой мере испытуемый способен
адаптироваться к предъявляемому объекту и к его перцептивным свойствам или, напротив, отвлечься от стимула и обратиться
к своему собственному опыту. При наличии патологии этот опыт,
как правило, оказывается дереализующим, что, соответственно,
либо блокирует усвоение стимула, либо задерживает, либо ускоряет его. Предполагается, что, работая с таблицами, испытуемый
незаметным образом проходит три последовательные фазы в отношении к стимульному материалу, которые не всегда удается
разграничить. Исследователю же для вынесения суждения о нормальном или патологическом характере конечного результата
тестирования крайне важно нащупать эту специфику внутренней
регуляции ответов. Ее можно распознать даже в одном отдельно
взятом ответе, причем с тем большей легкостью, чем больше этот
ответ претерпевает спонтанных изменений; эта регуляция проявляется также и в быстрой смене ответов, во взаимодействии
различных факторов между собой, т. е. в динамике того «проективного дискурса», каким, собственно, и является проведение
теста.
Ответы представляют собой широкий спектр аттитюдов,
идущих от перцептивного к проективному, от воспринятого

О товаре

Тест чернильных пятен Роршаха — один из самых известных и широко применяемых психодиагностических инструментов для изучения личности в ее нормальных и патологических проявлениях. Практическое использование этого теста невозможно без глубокой теоретической подготовки и овладения системой описания и кодирования ответов испытуемых. Предлагаемое российскому читателю руководство к тесту Роршаха написано почетным профессором Парижского университета имени Рене Декарта, доктором Ниной Константиновной Рауш де Траубенберг. Эта книга выдержала 9 изданий во Франции, была переведена на несколько языков и в течение уже более 30 лет служит незаменимым пособием для многих европейских психологов. Руководство охватывает все показатели теста и снабжено сводными таблицами систем шифровки ответов по тесту, составленными на основе разных источников. Настоящее издание будет полезно клиническим психологам, психиатрам, научным работникам, а также студентам и аспирантам, изучающим проективные психодиагностические методы.

Характеристики

Автор:
Рауш де Траубенберг Н.

Серия:
Психологический инструментарий

Раздел:
Психологические тесты

Издательство:
Когито-Центр

Год издания:
2005

Количество страниц:
255

Формат:
140×214 мм

Вес:
0.26 кг

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать индикатор для мт4 пошаговая инструкция
  • Мелоксикам таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки взрослым
  • Creative sound blaster z инструкция подключение
  • Дицинон 250 таблетки как принимать инструкция по применению
  • Главный штаб вмф руководство