Птрк фагот руководство по эксплуатации

птрк фагот

«Фагот» (индекс ГРАУ — 9К111, по классификации МО США и НАТО — AT-4 Spigot, англ. Кран (втулка) — советский / российский переносной противотанковый ракетный комплекс с полуавтоматическим командным наведением по проводам.

Предназначен для поражения визуально наблюдаемых неподвижных и движущихся со скоростями до 60 км/ч целей (бронированной техники противника, укрытий и огневых средств) на дальностях до 2 км, а ракетой 9М113 — до 4 км.

Эта видео статья составлена из общедоступных видео роликов найденных в сети (и краткого описания из википедии), мы исполняем и уважаем законы РФ, и предостерегаем от их нарушения! Мы также не являемся экспертами и не занимаемся обучением, материал создан в познавательных целях, мы постарались собрать наиболее важную информацию о данной теме в одном месте, пользуясь обще доступной информацией. Цель материала в помощи настоящим или будущим Zащитникам Родины.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

ПТРК срабатывает по следующим шагам:

  1. Оператор визуально наводит комплекс на цель по оптическому прицелу. Сам ПТРК не умеет обнаруживать и сопровождать цели, поэтому считается полуавтоматическим.
  2. Оператор отдаёт команду на пуск ПТУР и срабатывает вышибной двигатель.
  3. Ракета, покинув ПТРК, расправляет рули из тонкой нержавеющей стали, которые просто за счёт их упругости сворачиваются при вставке в ТПК.
  4. За ракетой начинает из катушки разматываться провод управления.
  5. После того как ПТУР покинул ПТРК, открывается защитная шторка с лампой в хвостовой части ракеты.
  6. Оптический приёмник 9Ш119М1 на ПТРК обнаруживает угловые координаты ПТУР по работе лампы и начинает по проводу отдавать команды по удерживанию ПТУР на линии прицеливания. Приёмник 9Ш119М1 также может сообщить оператору, если цель пытается ставить световые помехи при полёте ПТУР.
  7. Команды, принимаемые от ПТРК, ракета отдаёт на рули электромагнитными приводами. При этом при отдаче команд ракета использует также данные встроенного в неё гироскопа для учёта своей текущей угловой ориентации в пространстве. Траектория полёта ракеты — спираль.
  8. Поскольку ПТРК не видит саму цель, а только следует за прицелом оператора, то оператору необходимо самому удерживать цель в прицеле, если она двигается, что требует специальной подготовки.

Ракеты

  • 9М111 Фагот (НАТО: AT-4 Spigot и AT-4A Spigot A) — на вооружении с 1970 года. Калибр ракеты 120 мм
  • 9М111-2 Фагот (НАТО: AT-4B Spigot B) — ракета с модернизированной ДУ. Калибр ракеты 120 мм. Максимальная дальность стрельбы — 2000 м. Бронепробивемость БЧ — до 460 мм гомогенной брони.
  • 9М111М Фактория / Фагот-М (НАТО: AT-4C Spigot C) — изменена конструкция корпуса и воронки боевой части для размещения заряда увеличенной массы и бронепробиваемости. Максимальная дальность стрельбы — 2500 м
  • 9М113 Конкурс — калибр ракеты 135 мм. Максимальная дальность стрельбы — 75—3000 м. Бронепробиваемость кумулятивной БЧ — до 600 мм.
  • 9М113М Конкурс-М — калибр ракеты 135 мм. Дальность стрельбы — 75—4000 м. Бронепробивемость тандемно-кумулятивной БЧ — до 800 мм за ДЗ.

Пусковые устройства

  • 9П135 — масса ПУ 22,5 кг. Может использоваться только с ракетами серии 9М111 Фагот.
  • 9П135М — может применяться для стрельбы и наведения как ракет 9М111 Фагот, так и 9М113 Конкурс.
  • 9П135М1 — модернизированная версия 9П135.
  • 9П135М2 — модернизированная версия 9П135.
  • 9П135М3 — поступила на вооружение в начале 1990-х годов. Имеет 13 кг тепловизор с дальностью наведения до 2500 м (ночью).
  • 9С451М2 — разрабатываемое ПУ с ночным прицелом, снабжённым системой автоматического затемнения.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПТРК «ФАГОТ» и «КОНКУРС»

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРТК ФАГОТ

ВИДЕО С УЧЕНИЙ

Дополнительно для более детального понимания имеет смысл посмотреть видео противника (у нас более детального не нашёл) с акцентом на некоторых нюансах: ссылка 1, ссылка 2

ДРУГИЕ ВИДЕО В ТЕМУ

5
3
голоса

Рейтинг статьи

Post Views: 5 607

4.4. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ КОМПЛЕКС

Противотанковый комплекс включает в себя ПТУР, ПУ машины и ПУ 9П135М.

4.4.1. Пусковая установка машины

ПУ машины (рис. 44) предназначена для наведения на цель, производства пуска и управления полетом ПТУР до цели. Она расположена на крыше башни между люками оператора и командира и состоит из направляющей 4, колпака 11 с при­бором 20 9Ш119М1, погонного устройства, приводов наведения, коробки 1 (рис. 48) управления и блока 2 контроля.

Направляющая (рис. 45) предназначена для установки и фиксации ПТУР, амортизации сил отката и наката при пуске и электрической стыковки ПТУР с ПУ 9П135М. Она состоит из корпуса 1, каретки 4, амортизатора 2, зацепов 5 и вилки 6.

Заходные части а, г и прямоугольные пазы б служат для установки ПТУР.

Каретка 4 служит для закрепления ПТУР с помощью за­цепов 5 и вместе с ними может перемещаться вдоль направляю­щей по пазам в.

Амортизатор 2 служит для торможения возникающего отката и наката контейнера с кареткой.

Отверстие д в корпусе направляющей предназначено для установки трубки ТХП-7-195 при выверке направляющей с линией визирования прибора 9Ш119М1.

Направляющая 4 (рис. 44) установлена на колпаке 11 шарнирно и фиксируется в двух положениях (в рабочем и для за­ряжания) с помощью стопоров 6 и 10.

Колпак 11 с заслонкой 31 предохраняет от повреждений прибор 9Ш119М1 и крепится болтами к шахте 13, установлен­ной на цапфах в погонном устройстве. Открывается заслон­ка 31 рукояткой 23 через тросовый привод 33.

Погонное устройство представляет собой шариковую опору и обеспечивает поворот ПУ примерно на 185°.

Подъемный механизм (рис. 46) служит для придания ПУ углов возвышения и склонения и состоит из корпуса 5, вала-шестерни 6, маховика 9 с рукояткой и винтовой пары.

Корпус подъемного механизма установлен в кронштей­не 22 (рис. 44) и через кронштейн 26 и стойки жестко крепит­ся к внутреннему погону, а проушина 16 через кронштейн 15 соединена с шахтой 13.

Вращением маховика за рукоятку 24 осуществляется гру­бое наведение по вертикали, а вращение маховика за ободок при сложенной рукоятке — точное наведение.

Поворотный механизм представляет собой двухскоростной редуктор с инерционным механизмом; он служит для поворота в горизонтальной плоскости и состоит из ручного привода и редуктора, соединенных проставкой 16 (рис. 47).

Ручной привод состоит из корпуса 6, маховика 13 с ру­кояткой 12 и инерционного механизма, который включает в се­бя маховик 7, водила 8 и 10, сателлиты 9 и служит для повы­шения плавности работы поворотного механизма.

Редуктор состоит из корпуса 3, червячной пары и бло­ка 17 шестерен.

Поворотный механизм крепится в серьге 38 (рис. 44) и под­жимается к зубчатому венцу 14 пружиной 42.

Конструкция поворотного механизма позволяет производить грубое наведение по горизонту путем поворота ПУ вручную. Для этого необходимо, нажав на клин 37 и повернув рукоятку

36, вывести выходной вал 1 (рис. 47) с шестерней из зацеп­ления с зубчатым венцом.

При повороте маховика 13 вращение передается через вал-шестерню 14, блок 17 шестерен и червячную пару (червяк 18, червячное колесо 4) на выходной вал 1 с шестерней.

Переключение скоростей производится передвижением вала-шестерни 14, который фиксируется в двух положениях шари­ком 5 с пружиной 15.

При вытянутом вале-шестерне обеспечивается большая ско­рость поворота, при утопленном — меньшая.

На кронштейне 22 (рис. 44) закреплена коробка 1 (рис. 48) управления с кнопкой ПУСК и лампой ГОТОВНОСТЬ.

Кнопка ПУСК предназначена для подачи импульсов напря­жения на вышибную двигательную установку ПТУР.

Лампа ГОТОВНОСТЬ информирует оператора о готовности пусковых цепей.

Блок 2 контроля расположен на крыше башни и служит для проверок функционирования цепей пуска ПУ.

Направляющая и прибор 9Ш119М1 соединены с аппаратур­ным блоком ПУ 9П135М кабельным узлом.

4.4.2. Проверка работы поворотного и подъемного механизмов

Для проверки необходимо:

вывести шестерню поворотного механизма из зацепления, нажав на клин 37 (рис. 44), и повернуть рукоятку 36;

повернуть ПУ по два-три раза в каждую сторону до упора;

отпустить рукоятку 36 и, вращая маховик поворотного ме­ханизма (пять-десять оборотов в каждую сторону), убедиться в отсутствии заедания при повороте ПУ с разными скоростями;

вращая маховик подъемного механизма за рукоятку 24 в обе стороны, убедиться в отсутствии заеданий при прокачке ПУ, не доходя до крайних положений на два-три оборота махо­вика.

4.4.3. Проверка выверки и выверка линии визирования прибора 9Ш119М1 относительно направляющей ПУ машины

Инструмент и принадлежности: ТХП-7-195, выверочная ми­шень,

Установить машину на площадку, соответствующую требова­ниям, предъявленным к площадке при пристрелке пушки (п. 4.2.8).

Установить щит с выверочной мишенью (рис. 49) на расстоя­нии (100 ± 0,1) м от среза дульного тормоза пушки.

Выставить мишень вертикально по установочной вертикаль­ной линии и перпендикулярно линии визирования, а по высоте так, чтобы линия визирования была приблизительно горизон­тальна.

Придать пушке максимальный угол склонения.

Открыть заслонку, снять верхнюю крышку колпака прибора 9Ш119М1.

Снять чехол с защитного стекла прибора и уложить его так, чтобы не перекрывался визирный канал.

Установить крышку колпака и закрыть все люки корпуса.

Включить выключатель ПТР на БУ-25-2С и ручкой потен­циометра регулировки яркости отрегулировать яркость светя­щегося перекрестия прибора 9Ш119М1 (рис. 50).

Вставить ТХП в отверстие в направляющей ПУ и проверить несовпадение оптической и механической осей ТХП (не более 1 т. д.).

Проверить выверку линии визирования прибора 9Ш119М1 относительно направляющей ПУ, для чего совместить светя­щееся перекрестие прибора с отметкой «9Ш119М1» на мишени. При этом перекрестие ТХП не должно выходить за пределы прямоугольника.
Если перекрестие ТХП выходит за габариты прямоугольника, надо совместить светящееся перекрестие при­бора 9Ш119М1 и перекрестие ТХП с соответствующими отмет­ками на мишени.

При этом регулировку по горизонту производить поворотом корпуса прибора с помощью регулировочного винта 46 (рис. 44), а по вертикали — поворотом направляющей с по­мощью гайки 9 выверочного механизма.

Расконтрить винт 47, завернуть его до упора и отвернуть на 3 —3,5 оборота. Законтрить гайку 9, винты 46 и 47 гайками 8, 45 и 48 и проверить выверку.

Допускается проверка линии визирования прибора 9Ш119М1 относительно направляющей ПУ по удаленной точке, для чего:

выбрать на местности неподвижную, четко различимую точ­ку (вершину столба, точку тригонометрической вышки, дерева, трубы здания и т. п.) на расстоянии не менее 500 м;

вращая маховик подъемного и поворотного механизмов пус­ковой установки, совместить центр светящегося перекрестия при­бора 9Ш119М1 с выбранной точкой;

по делениям шкалы ТХП (цена деления 5′) определить ве­личину углов схождения линии визирования прибора 9Ш119М1 с направляющей пусковой установки машины. Величина углов схождения должна быть по вертикали

— 1°± 10′, а по горизон­ту 0° ± 20′.

В случае если углы схождения превышают допустимые зна­чения, произвести регулировку углов схождения, как указано выше.

4.4.4. Смазка каретки и амортизатора

Инструмент и принадлежности: ветошь, кисть, смазка Литол-24.

Смазку производить в следующем порядке:

удалить сухой чистой ветошью старую смазку из направляю­щих пазов амортизатора каретки;

нанести смазку с помощью ветоши или кисти тонким слоем на направляющие пазы и на пружину амортизатора.

4.4.5. Замена лампы осветителя прибора 9Ш119М1

Инструмент и принадлежности: лампа СМ-28-4,5, замазка № 235 (в ящике для хранения приборов и ЗИП).

Замена производится в следующем порядке:

установить направляющую 4 (рис. 44) на стопор W и снять крышку 1 колпака;

повернуть кулачок 17 и откинуть наметку 25 крепления при­бора;

нажав на рычаг 51, освободить прибор и приподнять его для удобства доступа к осветителю 3 (рис. 51);

поддерживая прибор, вывернуть вручную осветитель из фланца, закрепленного на корпусе прибора, и заменить неис­правную лампу;

нанести на резьбовую часть фланца замазку и навернуть осветитель на фланец вручную до отказа;

нажав на рычаг 51 (рис. 44), установить прибор до упора верхнего бурта в торец кронштейна и, повернув его до упора в левый винт 46, отпустить рычаг 51 и закрепить прибор;

установить крышку 1 на место и закрепить;

поставить направляющую на стопор 6.

4.4.6. Возможные неисправности пусковой установки машины
Неисправность Причина неисправности Способ устранения неисправности
При нажатии на кноп­ку ПУСК не происходит пуска ПТУР Сгорел предохранитель Пр-12 на БУ-25-2С Заменить предохрани­тель

Окончание

Неисправность Причина неисправности Способ устранения неисправности
Сгорел предохранитель Пр-13 в цепи пуска на БУ-25-2С Заменить предохрани­тель
Сгорел предохранитель Пр-17 в силовом щитке корпуса машины Заменить предохрани­тель
Не горит лампа осве­тителя светящегося пере­крестия прибора 9Ш119М1 Неисправна лампа осве­тителя Заменить лампу осве­тителя прибора 9Ш119М1 согласно п. 4.4.5
4.4.7. Пусковая установка 9П135М

Пусковая установка 9П135М (ПУ 9П135 М-1) предназначена для обеспечения пусков ПТУР при выносе комплекса из маши­ны и последующего управления полетом ПТУР до цели.

ПУ 9П135М (рис. 52) состоит из станка, наземной аппарату­ры управления, механизма пуска.

Станок предназначен для крепления наземной аппаратуры

управления и механизма пуска, установки и закрепления снаря­да, наведения его по горизонту и вертикали.

Станок состоит из съемной треноги 24, вертлюга 12, люль­ки 8, кронштейна 4 визира, поворотного 13 и подъемного 36 ме­ханизмов и кабеля 11.

Тренога является основанием станка и обеспечивает ус­тойчивое положение ПУ на грунте.

Вертлюг 12 является вращающейся частью станка. На нем закреплены подъемный 36 и поворотный 13 механизмы. Люлька 8 с кронштейном 4 визира соединена с вертлюгом шарнирно и может поворачиваться в вертикальной плоскости.

Поворотный и подъемный механизмы служат для наведения снаряда на цель по горизонту и вертикали перед пуском и слежения за целью после пуска. Поворотный меха­низм — двухскоростной. Переключение скоростей производится утапливанием или вытягиванием штока 16. При вытянутом што­ке обеспечивается большая скорость поворота вращающейся части, при утопленном штоке — меньшая.

Конструкция станка позволяет производить грубое (быстрое) и точное наведение по горизонту и вертикали. Грубое наведе­ние ПУ по горизонту осуществляется поворотом вращающейся части вручную в нужном направлении при отведенной назад до отказа ручке 27, а точное наведение — поворотным механизмом.

Грубое наведение по вертикали осуществляется вращением маховика подъемного механизма за рукоятку 25, а точное — за ободок маховика.

Наземная аппаратура управления предназначена для визу­ального обнаружения цели, обеспечения пуска снаряда и полу­автоматического наведения его.

Наземная аппаратура управления состоит из прибора 9Ш119М1 и аппаратурного блока 37.

Прибор 9Ш119М1 закреплен с помощью накидных лент 45 на кронштейне 4 визира, а аппаратурный блок 37 кре­пится к вертлюгу.

Механизм 35 пуска крепится к аппаратурному блоку: он предназначен для выдачи команды на пуск снаряда и представ­ляет собой электромеханическое устройство, смонтированное в отдельном корпусе,

4.4.8. Укладка пусковой установки 9П135М

Прибор 9Ш119М1 установлен в пусковой установке машины.

Аппаратурный блок 4 (рис. 48) с вращающейся частью станка и механизмом пуска закреплен за сиденьем командира на водиле с помощью ремня 5 и кронштейна 8 с откидной ско­бой 10 и гайкой 3.

Тренога размещается в укладке на левом борту десантного отделения.

4.4.9. Перевод противотанкового комплекса из машинного варианта в выносной

Перевод противотанкового комплекса из машинного ва­рианта в выносной производить силами двух членов экипажа в такой последовательности:

извлечь треногу из укладки на левом борту десантного от­деления и установить на ровной площадке на опоры;

отсоединить кабельные узлы машины от ПУ 9П135М и на­вернуть на заглушки;

отвернуть гайку 3 (рис. 48), откинуть скобу 10, снять ремень 5;

вынести аппаратурный блок через люк оператора или через десантное отделение, не допуская при этом падений и ударов аппаратуры, соединить с треногой, вставив штырь 46 (рис. 52) в основание треноги, и закрепить навинчиванием гайки 49 на втулку 50;

снять прицел 9Ш119М1 с ПУ машины, для чего перевести направляющую 4 (рис. 44) на стопор 10, снять крышку 1 колпака, отсоединить от вилки Ш1 прибора 9Ш119М1 розетку кабельного узла машины, свободный разъем кабеля машины навинтить на заглушку на крыше башни, извлечь прибор через верхнее окно колпака, предварительно откинув наметку 25 и на­жав на рычаг 51; после этого закрыть крышку 1 колпака, установить направляющую на стопор 6, закрыть вилку Ш6 направляющей заглушкой и поставить ПУ машины на стопор;

установить прибор 9Ш119М1 в ПУ 9П135М, для чего расконтрить левый регулировочный винт фиксации прибора 9Ш119М1 и вывернуть его на два-три оборота, вывинтить два винта 44 (рис. 52), открыть ленты 45, установить прибор 9Ш119М1 в гнездо кронштейна 4 и закрепить ленты винтами, после чего завернуть и законтрить левый регулировочный винт фиксации прибора и подсоединить кабельный узел аппа­ратурного блока к прибору 9Ш119М1;

снять чехол с прибора 9Ш119М1;

установить рукоятки маховиков поворотного и подъемного механизмов в рабочее положение поворотом на 90°;

снять заглушку с вилки Ш6 люльки и надеть ее на сектор, расположенный с правой стороны люльки;

извлечь ПТУР из укладки;

при температуре ниже 0°С наружные оптические поверх­ности смочить спиртоглицериновой смесью и протереть флане­левой салфеткой кругообразными движениями;

для улучшения видимости светящейся марки прибора 9Ш119М1 на светлых фонах ввести нейтральный светофильтр, установив ручку переключателя светофильтров на приборе 9Ш119М1 в положение ВКЛ;

установить переключатель блока регулировки яркости на приборе 9Ш119М1 в положение, соответствующее времени суток;

установить ПУ в положение, удобное для наблюдения, для чего повернуть вручную вращающуюся часть ПУ в заданный сек­тор, отведя рукоятку 26 назад до упора и удерживая ее во время поворота, отпустить рукоятку и дослать до упора, придать ка­чающейся части ПУ необходимый угол возвышения или склоне­ния вращением маховика подъемного механизма;

в случае ведения стрельбы при углах возвышения от ми­нус 8 до минус 20° необходимо левую и правую опоры ПУ 9П135М повернуть вниз до отказа и закрепить; переднюю опору установить так, чтобы она составляла одну прямую с основанием треноги и закрепить.

При необходимости переноса ПУ 9П135М на большие рас­стояния от машины упаковать ее во вьючное устройство, нахо­дящееся в ЗИП (на правом борту в боевом отделении).

4.4.10. Возможные неисправности пусковой установки 9П135М

При устранении неисправностей пусковой установки пользо­ваться инструкцией по обслуживанию 9П135М.00.000.ИО

Схема соединений при проверке параметров пусковой уста­новки 9П135М аппаратурой 9В812М приведена на рис. 53.

«УТВЕРЖДАЮ» Начальник военной кафедры ВГУ Полковник А.Щербаков. « __» ____________2005 года

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения занятия по конструкции ПТУР и СУ.

ТЕМА №10. «Эксплуатация ПТУР»

Занятие №1. «Правила хранения и сбережения ПТУР. Периодичность регламентных проверок и технических осмотров. Транспортировка ПТУР».

Занятие №2. «Окраска, маркировка и укупорка ПТУР. Назначение и особенности устройства учебных ракет. Правила ведения формуляра».

Занятие №3. «Практическое проведение регламентных проверок и технических осмотров ПТУР. Ведение формуляра (проводится на учебном сборе)».

Учебная и воспитательная цель:

научить обучаемых правильно вести формуляр изделия;

• знать правила

хранения и сбережения

ПТУР и

периодичность

проведения регламентных

работ;

уметь читать маркировку ракет и укупорки;

прививать обучаемым бережное отношение к отечественному вооружению.

Время: 6 часов. Занятие №1:2 часа. Занятие №2: 2 часа.

Занятие №3: 2 часа на учебном сборе. Место: класс.

Метод: групповое со взводом.

Материальное обеспечение: 1.ТОиИЭ ПТУР 9М17

2.ТО и ИЭ ПТУР 9М113

3.Учебные ракеты 9М17, 9М113

4.Укупорка ПТУР 9М17, 9М113

5.формуляр изделий

Руководства и пособия:

1.ТО и ИЭ ПТУР 9М17 стр. 67-79 2.ТО и ИЭ ПТУР 9М113 стр. 73-81

Организационно — методические указания:

1.3 а 1-2 дня проинструктировать учебного мастера о порядке проведения занятия и подготовке учебно-материальной базы.

2.Занятия начинать с контрольного опроса по ранее пройденному материалу.

3.Основные положения данного занятия дать обучаемым под запись.

4.После изложения материала провести контрольный опрос обучаемых и задать задания на самостоятельную подготовку.

Занятие №1. «Правила хранения и сбережения ПТУР. Периодичность регламентных проверок и технических осмотров. Транспортировка ПТУР».

Цель занятия:

научить личный состав правильно проводить регламентные проверки и технический осмотр ПТУР;

знать правила хранения и сбережения ПТУР;

уметь правильно готовить и осуществлять транспортировку ПТУР.

Время: 2 часа. Место: класс. Метод: групповое.

Материальное обеспечение:

1.ТО и ИЭ ПТУР 9М17 2.ТО и ИЭ ПТУР 9М113 3.Учебные ракеты 9М17, 9М113 4.Укупорка ПТУР 9М17, 9М113. 5.формуляр изделий

Руководства и пособия:

1.ТО и ИЭ ПТУР 9М17 стр. 67-79 2.ТО и ИЭ ПТУР 9М113 стр. 73-81

Организационно — методические указания:

1.3 а 1-2 дня проинструктировать учебного мастера о порядке проведения занятия и подготовке учебно-материальной базы.

2.Занятия начинать с контрольного опроса по ранее пройденному материалу.

3.Основные положения данного занятия дать обучаемым под запись.

4.После изложения материала провести контрольный опрос обучаемых и задать задания на самостоятельную подготовку.

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ ПТУР.

А. Общие требования по хранению и сбережению ПТУР.

Хранение и сбережение ПТУР 9М113(9М17) в войсках организуются и проводятся в соответствии с требованиями „Руководства для арсеналов,

баз, складов по хранению и сбережению б/пр » и инструкции изложенной в ТО и ИЭ на данное изделие.

Ракеты в войсках должны содержаться в полной боевой готовности к немедленному применению. Постоянная готовность ракет должна обеспечиваться надлежащим уходом, своевременно проведенным осмотрам и устранению обнаруженных недостатков.

Требования безопасности при обращении с ПТУР.

При обращении с ракетами ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1)Производить разборку снаряженной ракеты.

2)Производить регламентные работы непосредственно в хранилище.

3)Присутствовать посторонним лицам при проведении проверок.

4)Допускать к работе с ракетами личный состав, не изучивший устройство

иправила обращения с ракетами.

5)Производить какие-либо электромонтажные работы на снаряженной ракете.

6)Применять боевые и практические ракеты на учебных занятиях.

7)Переносить и перевозить ракеты в неисправной укупорке (без нее), крышкой вниз, бросать и кантовать их.

8)Устанавливать ракету на подставку не предназначенную для этого.

9)Устанавливать ракету на переднюю или заднюю крышку (для ракет

9м111 и 9м113).

10)Оставлять укупорку не защищенной от осадков и солнца.

11)Перевозить ракеты автотранспортом, штабелируя ящики высотой более 3 штук. А железнодорожным транспортом — не более 5 ящиков ракеты 9м 17, не более 6 ящиков ракеты 9м 111 и 9м 113.

12)Производить погрузочно-разгрузочные работы на незаторможенном транспорте и на транспорте с работающим двигателем.

13)Перевозить вместе с ракетами взрывчатые вещества, горюче-смазочные материалы и различные химически активные вещества.Хранить и применять ракеты ПТУР 9м113, упавшие с высоты 0,5 — 1,5 метра без укупорки и с высоты 1,5 — 3 метра в укупорке (в этих случаях делается соответствующая пометка в формуляре). Ракеты 9м17 — упавшие с высоты более 0,5 метра.

14)Проверять бортовую аппаратуру управления с электрически подсоединенными трассер лампой и электровоспламенителями двигательной установки (для ракеты 9м17).

15)Вынимать ракету из укупорки за крылья, стабилизаторы и трассер лампу (для ракеты 9м17).

Б. Правила хранения и сбережения ПТУР.

ХРАНЕНИЕ:

Ракеты 9М113(9М17П) должны храниться в штатных укупорках 9Я684 (9Я635) под пломбами, как в полевых условиях так и в помещениях. Условия и порядок хранения ракет должен соответствовать правилам и требованиям, установленным для хранения боеприпасов.

Ящики с ракетами должны храниться в не отапливаемых хранилищах, влажность воздуха в хранилищах не должна быть выше влажности атмосферного воздуха. Для предохранения от сырости хранилища необходимо регулярно проветривать. Ящики располагают по партиям и литерам.

В полевых условиях хранение ракет производится под навесом или на специально оборудованных площадках (хранение б/пр в полевых условиях в мирное время допускается в исключительных случаях и должно быть организованно в соответствии с правилами хранения б/пр на открытом

воздухе). Оборудованные площадки должны быть очищены от растительного покрова и посыпаны гравием, щебнем или шлаком (толщина слоя не менее 5 см.) и окопаны рвами для стока воды. Поверх насыпанного слоя должны быть уложены деревянные бруски толщиной 15-20 см. Ящики должны быть уложены на брусках и находиться под навесом или брезентовым покрытием. После дождя необходимо удалять воду из складок брезента, в ясную погоду проветривать штабеля, при выпадении снега удалять его со штабелей и очищать площадь вокруг штабелей в радиусе 2 м.

Кроме этого должны обеспечивать меры по защите ракет от биологических вредителей.

Ракета 9М113:

Ракета 9М17:

Ракеты в ящиках укладываются в

Ракеты в ящиках укладываются в

штабеля высотой не более 6 ящиков,

штабеля: в полевых условиях — не

а ящики в штабелях должны быть

более 4-х, в хранилищах не более 6-

уложены так, чтобы был свободный

ти. Ящики в штабелях должны быть

доступ к формулярам.

уложены так, чтобы осушительные

патроны с силикагелем были

обращены в сторону прохода.

Проход между штабелями должен быть не менее 0,75 м., основной проход — не менее 1,5м.

Гарантийные сроки хранения

Для ракет 9м113(9м111) гарантийный срок хранения составляет 7 лет, из них 2 года на направляющих или в полевых условиях. В отдельных случаях, при благоприятных условиях, срок хранения может быть продлен до 15 лет.

Для ракет 9м17 гарантийный срок хранения составляет:

вне отапливаемых помещениях — 5 лет;

вполевых условиях — 1 год;

на направляющих или в боевой укладке — 6 месяцев.

Если ракеты хранятся сначала в полевых условиях или на направляющих, а затем снова помещаются на склад, то сроки хранения пересчитываются в расчете:

1 месяц в полевых условиях равен 5 месяцам на складе; 1 месяц на направляющих равен 10 месяцев на складе.

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ РЕГЛАМЕНТНЫХ ПРОВЕРОК И ТЕХНИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ. ТРАНСПОРТИРОВКА ПТУР.

А. При хранении и эксплуатации ракет 9М113 (9М17) в зависимости от условий и сроков хранения необходимо периодически производить их осмотр и проверку в соответствии с перечнем регламентных работ:

Сроки

Объем регламентных работ

проведения

при хранении в

при хранении в

при нахождении на

после транспортиров

регламент.

не

полевых условиях

направляющих и в

ания в БМ или автом

работ

отапливаемом

боеукладке БМ

обильным трансп-ом

9М113

9М17

9М113

9М17

9М113

9М17

9М113

9М17

1 раз в 2

Внешний

недели

осмотр,

удаление

пыли,

грязи,

воды,

снега с

ракет без

снятия их с

направ

ляющих и

без извле

чения их из

боеукладки

1 раз в

Внешний

месяц

осмотр и

проверка

функцион-

ирования

100% ракет

Объем регламентных работ

Сроки

при хранении в

при нахождении на

после транспортиров

проведения

при хранении в

не

направляющих и в

ания в БМ или автом

регламент.

полевых условиях

отапливаемом

боеукладке БМ

обильным трансп-ом

работ

помещении

9М113

9М17

9М113

9М17

9М113

9М17

9М113

9М17

1 раз в 3

Внешний

месяца

осмотр и

проверка

функцион

ирования

50% ракет;

Замена

силикагеля

без

вскрытия

ящиков

100% ракет

1 раз в 6

Внешний

месяцев

осмотр и

проверка

функцион-

ирования

10% ракет;

Замена

силикагеля

без

вскрытия

ящиков

100% ракет

1 раз в год

Внешний

осмотр и

проверка

герметич-

ности,

функцион-

ирования

50% ракет

1 раз в 2,5

Внешний

года

осмотр и

проверка

герметич-

ности,

функцион-

ирования

10% ракет

После

Внешний

Внешний

2000 км.

осмотр и

осмотр и

проверка

проверка

транспорт-

герметич-

функцион-

ирования

ности,

ирования

функцион-

10% ракет

ирования

100% ракет

По

Итоговые регламентные работы по инструкции «О

истечению

порядке продления гарантийных сроков хранения ПТУР»

гарантий-

ного срока

Б. Транспортировка.

Транспортирование ракет 9М113(9М17) может производиться железнодорожным, водным, воздушным и автомобильными видами транспорта.

Перевозить ракеты 9М113(9М17) разрешается только в исправных укупорочных ящиках. При перевозке автомобильным транспортом необходимо соблюдать действующие правила, установленные для транспортировки б/пр. авто транспортом, при этом укладка укупорочных ящиков с ракетами выше борта автомобиля более чем на половину высоты ящика ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Укупорочные ящики укладываются плотно, надежно закрепляются в кузове и укрываются брезентом. Запрещается одновременно с ракетами перевозить ВВ и горючие материалы. Транспортировка железнодорожным, водным и воздушным транспортом организуется и проводится в соответствии с правилами перевозок, охраны и сопровождения по железным дорогам водным и воздушным путям.

Нормы загрузки ракет принимаются в соответствии с нормами указанными в «Инструкции эксплуатации 9М113(9М17)».

Занятие №2. «Окраска, маркировка и укупорка ПТУР. Назначение и особенности устройства учебных ракет. Правила ведения формуляра».

Цель занятия:

научить личный состав правильно вести формуляр ПТУР;

знать правила окраски и маркировки ПТУР и укупорки;

уметь расшифровывать маркировку ПТУР.

Время: 2 часа. Место: класс. Метод:

групповое.

Материальное обеспечение:

1.ТО и ИЭ ПТУР 9М17

2.ТО и ИЭ ПТУР 9М113

3.Учебные ракеты 9М17, 9М113

4Укупорка ПТУР 9М17, 9М113.

5.формуляр изделий

Руководства и пособия:

1.ТО и ИЭ ПТУР 9М17 стр. 67-79 2.ТО и ИЭ ПТУР 9М113 стр. 73-81

Организационно — методические указания:

1.3а 1-2 дня проинструктировать учебного мастера о порядке проведения занятия и подготовке учебно-материальной базы.

2.Занятия начинать с контрольного опроса по ранее пройденному материалу.

3.Основные положения данного занятия дать обучаемым под запись.

4.После изложения материала провести контрольный опрос обучаемых и задать задания на самостоятельную подготовку.

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС.

ОКРАСКА.

9М113

9М17

Наружные поверхности ракеты

Ракета окрашена краской

(кроме пластмассовых деталей

защитного цвета, при этом могут

ракеты, лопастей и рулей) и

быть расхождения в тонах цвета

укупорочный ящик окрашивается в

корпуса, БЧ, трассеров лампы и

защитный цвет

блока 9Б373.

Маркировочные надписи на ракету и укупорку наносятся черной эмалью.

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС.

УКУПОРКА.

9Я684(9Я692) предназначена для хранения и транспортирования в ней ракеты, она представляет собой прямоугольный деревянный ящик с крышкой, для удобства переноски на торцевых стенках имеются ручки. На одной торцевой стенке расположен карман, для хранения формуляра. Внутри ящика имеются передняя, средняя и задняя опоры, предназначенные для крепления и поперечной амортизации ракеты, два амортизатора предназначены для продольной амортизации ракеты. Крышка соединяется с ящиком шарнирными петлями.

9Я635 многократного использования предназначена для хранения и транспортировки ракеты. Укупорка представляет собой прямоугольный деревянный ящик, состоящий из короба и крышки. Крышка прижимается к коробу замками. Для герметизации и предохранения от прямого попадания влаги внутрь ящика поверхности короба и крышки выложены полиэтиленовой плёнкой. На дне короба установлена опора предназначенная для крепления ракеты со сложенными крыльями, крылья удерживаются струбцинами. Укупорка закрывается крышкой и запирается 10 замками. Формуляр ракеты вкладывается в пенал, расположенный на боковой наружной стенке короба и пломбируется. Для поглощения влаги в закрытой укупорке в торцевой стенке короба закреплён патрон осушки с силикагелем. Для переноски укупорки на торцевых стенках имеются ручки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Федеральное агентство по образованию

Государственное
общеобразовательное учреждение

высшего
профессионального образования

Тульский
государственный университет

Кафедра
«Ракетостроение»

Устройство и функционирование летательных аппаратов Противотанковая управляемая ракета 9м111 “Фагот”

Методические
указания по выполнению лабораторных
работ

Тула 2008

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2

1. НАЗНАЧЕНИЕ И
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 9М111 3

2. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕMЕНТОВ ИЗДЕЛИЯ
9М111 4

2.1. УСТРОЙСТВО
ИЗДЕЛИЯ 9М111 4

2.2. ОБЩЕЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА 14

3. ВЫШИБНАЯ
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 15

4. РАЗГОННО-МАРШЕВАЯ
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 16

5. АППАРАТУРНЫЙ
ОТСЕК 18

5.1. КАТУШКА ПРОВОДНОЙ
ЛИНИИ СВЯЗИ 18

5.2. ИНЕРЦИОННЫЙ
ЗАМЫКАТЕЛЬ 19

6. ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ
КОМАНД УПРАВЛЕНИЯ 20

7. КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ 22

1. Назначение и тактико-технические характеристики ракетного комплекса 9м111

Переносный
ракетный комплекс 9М111 предназначен для
борьбы с бронированными подвижными
целями (танками, бронетранспортёрами,
кораблями речной флотилии, а также
долговременными огневыми точками).
Комплекс состоит из изделия 9M111
и переносной пусковой установки 9П135.
Ракета 9M111-2
запускается с боевой машины 9П148, имеющей
шесть направляющих.

Основные
данные комплекса 9M111:

Максимальная
дальность управляемого полёта

2000 мм

Минимальная
дальность стрельбы

70 мм

Бронепробиваемость
по нормали

400 мм

Средняя скорость
полёта

186 м/с

Скорость вращения

10 об/с

Калибр

120 мм

Длина

871 мм

Размах крыльев

369 мм

Масса ракеты в
боевом состоянии

7,6 кг

Система управления
– полуавтоматическая с проводной линией
связи:

Габариты контейнера

1008×150×201

Масса контейнера

4 кг

Масса пусковой
установки

26 кг

2. Общее устройство и взаимодействие элеmентов изделия 9м111

2.1. Устройство изделия 9м111

Изделие
9M111
состоит из следующих частей: собственно
ракеты 3, контейнера 2
и
вышибной двигательной установки 7
(рис.1).

Транспортно-пусковой
контейнер.

ТПК предназначен
для производства направленного выстрела,
переноса и транспортировки изделия,
защиты его от механических повреждений,
воздействия метрологических факторов
и биологических вредителей при хранении
и эксплуатации.

ТПК является
изделием одноразовой использования;
использованный ТПК сдается службой РАВ
на склад воинской части установленным
порядком.

На внутренней
поверхности передней крышки ТПК
расположены:

— колодка разъема
Ш-4 15, к ней крепится колодка 13 катушки
ПЛС

— розетка разъема
Ш-6 9 — для электрической связи ракеты с
НАУ и КПА.

— колодка разъема
Ш-1б 1, к которой стыкуется розетка разъема
Ш-1б, установленная на ракете.

При подаче напряжения
на пироболт срабатывает эдектровоспламенитель
и открывается передняя крышка перед
выстрелом, концевой выключатель «КВ»
, исключающий подачу напряжения на ВДУ
до полного открывания передней крышки
контейнера.

Рис.1. Изделие 9М111
в собранном виде:

1 — колодка разъема
Ш1б; 2 — контейнер; 3 — ракета; 4 — плечевой
ремень; 5 — хомут; 6 — опорный стакан; 7
— вышибная двигательная установка; 8 —
задняя крышка контейнера;9 — розетка
разъема Ш6; 10 и 17 — заглушки; 11 — задний
зацеп контейнера; 12 — передний зацеп
контейнера; 13 — колодка разъема Ш4
ракеты; 14 — передняя крышка контейнера:
15 — колодка разъема Ш4 контейнера; 16 —
розетка разъема Ш1а;

Снизу, вдоль всего
контейнера проходит трубка, внутри
которой помещается жгут, соединяющий
колодки электрических контактов передней
крышки с розеткой.

Вышибная
двигательная установка (ВДУ) (рис.2)
предназначена
для сообщения снаряду начальной скорости
полёта. Она представляет собой однокамерный
однорежимный ракетный двигатель,
работающий на твёрдом топливе. ВДУ
размещена в контейнере между опорным
стаканом и задней крышкой контейнера.
Она состоит из камеры 2
с
пороховым зарядом и электровоспламенителя
12. ВДУ
фиксируется
в контейнере в передней части тремя
винтами 18,
соединяющими её стойки 1 со стойками
опорного стакана. С задней стороны ВДУ
центрируется и крепится посредством
приваренного к её обтекателю кольца
15, входящего в кольцевую выточку трубки.

Рис.2.
Вышибная двигательная установка:

1 –
три стойки, 2 – камера ВДУ, 3 – картуз, 4
– пороховой заряд, 5 –воспламеняющийся
состав, 6
– сопловой блок, 7 – прокладка, 8 – задняя
решетка, 9 – обтекатель,10 – киппель,
11
– резиновая прокладка, 12 –электровоспламенитель,
13 – провода электроцепи, 14 – задний
вкладыш, 15 –кольцо, 16 – передняя решетка,
17 – сопла,
18
– винты.

Управляемая
ракета.

Управляемая ракета
предназначена для поражения бронированных
целей и представляет собой малогабаритную
управляемую крылатую ракету,
поворачивающуюся на траектории с рулями,
расположенными под углом 45˚ относительно
крыльев. Управляемая ракета вращается
за счёт установки крыльев под углом
2˚15΄ относительно продольной оси корпуса
по ходу часовой стрелки (смотреть по
направлению полёта) с частотой примерно
10 об/с.

Управляемая ракета
состоит (рис. 3):

— блок рулевого
привода;

— боевая часть;

— разгонно-маршевая
двигательная установка;

— аппаратурный
отсек.

Рис.3. Снаряд 9М111:

1 — электромагнитный
блок рулевого привода; 2 — руль; 3 —
контактный взрыватель; 4 — кумулятивная
воронка; 5 — заряд ВВ; 6 — линза; 7 — компенсатор;
8 — ПДМ; 9 — бронировка; 10 — заряд ТТ; 11 — ТЗП;
12 — электровоспламенитель; 13 — воспламенитель;
14 — сопловая бобышка; 15 — гирокоординатор;
16 — лопасть; 17 — батарея; 18 — блок управления;
19 — намотка провода; 20 — кожух; 21 — лампа-фара.

Блок
рулевого привода (отсек №1)

предназначен для размещения
электромагнитного привода.

Состоит из:

— электромагнитного
привода (рис. 4);

— конуса.

Конус защищает
контактное устройство БЧ от механических
воздействий и от срабатывания при
прохождении ракеты через мелкие ветви
кустарника и экранизирующие устройства,
установленные перед целью.

Электромагнитный
привод предназначен для управления
ракетой в полете по курсу и тангажу с
помощью аэродинамических рулей.

Состоит из:

— электромагнитного
механизма 5;

— колпака 6;

— бортового Ш-16 и
контрольного Ш-1а разъёмов а, б.

Колпак является
обтекателем для электромагнитного
привода. Посредством разъёма Ш-1б
осуществляется электрическая связь
ракеты с контейнером. Контрольный разъем
Ш-1а предназначен для подключения
контрольно-проверочной аппаратуры КПА.

Электромагнитный
механизм состоит из (рис. 5):

— рамки 1;

— двух пар сердечников
о обмотками управления (С-1; С-2; С-3; С-4)
9;

— двух якорей 8;

— четырех рулей 3.

Рис. 4. Электромагнитный
привод:

1 — кольцо; 2 —
розетка разъемов Ш-1а и Ш-1б; 3 — жгут; 4 —
плата; 5 — электромагнитный механизм;
6 — колпак; а — разъем Ш-1б; б — разъем
Ш-1а.

Сердечник с
обмотками и якорями представляют собой
электромагниты. Концы обмоток
электромагнитов соединены с разъёмом
Ш-1а.

Для уменьшения
влияния остаточного магнетизма и для
предупреждения «Залипания» якоря
к полюсам сердечника приклеены немагнитные
накладки 10. Электромагнитный привод
работает в импульсном режиме.

Рис. 5. Электромагнитный
механизм:

1 — рамка; 2 —
регулятор; 3 — руль; 4 — пружина; 5 —
штифт; 6 —подшипник; 7 — втулка; 8 — якорь;
9—сердечник с обмоткой; 10— накладка.

При обесточенных
обмотках электромагнитов якоря с рулями
находятся в нейтральном положении.

При протекании
тока по одной из обмоток возникает
электромагнитное поле, которое
способствует возникновению электромагнитного
момента. Электромагнитный момент
обеспечивает притягивание якоря к
полюсам сердечника. При нахождении
якоря у одного из полюсов на него
действует прямой электромагнитный
момент и обратный момент пружины,
стремящийся вернуть его в исходное
положение.

Переключение
обмоток электромагнитов привода
электромагнитного (ПЭМ) происходит с
частотой 10 ± 1гц и переменной скважностью.

Боевая
часть

9М122 кумулятивного действия предназначена
для поражения бронированных целей. Она
выполнена в виде самостоятельного
отсека, расположенного между отсеком
№1 и РМДУ.

Состоит из (рис.
6):

— корпуса;

— контактного узла;

— кумулятивного
заряда;

— ПДМ.

ПДМ – электрический,
предохранительного типа, мгновенного
действия, с дальним взведением и
самоликвидацией. Боевая часть крепится
к РМДУ посредством четырёх винтов.

Рис.5. Боевая часть:

1 — верхний конус;
2 — изоляционное кольцо; 3 — нижний конус;
4 — стакан; 5- воронка; 6 — взрывчатое
вещество; 7 — линза; 8 — ПДМ; 9 — провода; 10
— розетка; б и в – лепестки.

Корпус служит для
размещения и монтажа узлов БЧ.

Контактный узел
предназначен для замыкания электрической
цепи эдектродетонатора ПДМ в момент
встречи ракеты с целью.

Состоит из:

— нижнего контактного
конуса 3;

— верхнего контактного
конуса 1;

— изоляционного
кольца 2;

— винта, скрепляющего
конусы.

Кумулятивный заряд
предназначен для формирования кумулятивной
струи, обеспечивающей поражение цели.

Состоит из:

— основной шашки
6;

— дополнительной
шашки;

— медной воронки
5;

— линзы 7.

ПДМ 9Э234 предназначен
для подрыва кумулятивного заряда (КЗ)
БЧ при встречи ракеты с преградой и для
самоликвидации ракеты в случае промаха.
Взведение ПДМ производится после
выстрела ракеты. При встрече ракеты с
целью контактное устройство замыкается,
и напряжение подается на электродетонатор
ЭД-0,5-9 ПДМ. Электродетонатор срабатывает
и подрывает заряд ПДМ, от которого
инициирует взрывчатое вещество БЧ. В
случае промаха по истечении времени
самоликвидации напряжение попадает на
электродетонатор ПДМ, от которого
инициируется взрывчатое вещество БЧ.
В служебном обращении ПДМ обеспечивает
безопасность в обращении с БЧ.

РМДУ
(рис.6) предназначена
для
обеспечения заданной скорости полета
ракеты
и представляет
собой однокамерный двухрежимный ракетный
двигатель, работающий на твёрдом топливе.
РМДУ расположена между боевой частью
и аппаратурным отсеком. Она состоит из
следующих основных узлов: камеры 4,
заряда 5, и электровоспламенителя 14. Дно
камеры содержит два диаметрально
противоположных сопла,
расположенных
под углом 30° к продольной оси ракеты.

Рис.6. Разгонно-маршевая
двигательная установка:

«а»
– направляющий поясок, 1 – резиновая
прокладка,
2
– крышка, 3 – опора, 4 –камера, 5 – заряд,
6
– пластмассовый экран, 7 – вкладыш,
8
– заглушки,
9
–сопловые бобышки, 10 – воспламенитель,
11 – термоизоляционная прокладка, 12
– штуцер,
13 – провода,
14
– контактный электровоспламенитель,
15 – обкладка,
16 – стойки, 17
– винты.

Пороховой
заряд 9Х145 представляет
собой
цилиндрическую бесканальную
шашку
с глухим центральным отверстием в заднем
торце, бронированную по большей части
поверхности и переднему торцу.
Такая
конструкция заряда обеспечивает два
режима
работы: разгонный
и
маршевый.

Аппаратурный
отсек

(№3)
размещён
за РМДУ
и
является хвостовой частью ракеты
(рис.7). В состав отсека входят: корпус
2, координатор 15, блок управления 5,
катушка 9 проводной линии связи
(ПЛС), лампа-фара 10 и крылья. Блок
управления состоит
из
приёмника, инерционного замыкателя и
бортового блока питания. На корпусе
аппаратурного отсека укреплены скобами
четыре складных крыла
трапециевидной формы. Каждое крыло
состоит из соединенных между собой
упругих гибких металлических пластин.
При
сжатых до
соприкосновения пластинах крылья
сгибаются вокруг корпуса и в таком
сложенном положении
удерживаются хомутом.

Рис. 7. Аппаратурный
отсек:

1—розетка разъема
Ш2; 2 — кор­пус; 3 — крыло; 4 — защелка
5,— блок управления; 6 — кронштейн;7 —
кольцо; 8 — газовый замыкатель; 9 —
катушка, 10 — лампа-фара; 11 — скобы; 12
— плата КП6А: 13 — плата КП5; 14 — жгут; 15
— координатор.

 При
разжатых пластинах крылья приобретают
жесткость и в раскрытом положении
удерживаются защелками. Освобождение
крыльев
от
хомута осуществляется автоматически
после вылета ракеты из контейнера.

Ракета
выполнена по аэродинамической схеме
«утка», при этом
плоскости
рулей установлены относительно плоскостей
крыльев
под углом 45°. Рули
создают
управляющие моменты по курсу и тангажу.
Крылья обеспечивают устойчивость ракеты
в полете и создают подъёмную
силу. Вращение ракеты осуществляется
за счёт расположения
крыльев
относительно её оси под углом 2°15´.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Переносной противотанковый комплекс 9К111 «Фагот». Техническое описание и инструкция по эксплуатации (для расчёта).

Аннотация:

Настоящее Техническое описание и инструкция по эксплуатации предназначено для изучения расчётом правил эксплуатации переносного противотанкового комплекса 9К111 «Фагот». 
В нём изложены тактико-технические характеристики, общее устройство, порядок работы, техническое обслуживание, правила хранения и транспортировки комплекса 9К111, которые являются обязательными для выполнения.

Блокпост методичка ЗСУ

    Методичні  рекомендації  щодо  обладнання  стаціонарних  та  тимчасових блокпостів, проведення перевірки людей і транспортних засобів.  …

  • Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1. Инструкция по эксплуатации 26.11.2017 Скачать  c MEGA …

  • Объект 184 (танк Т-72Б). Руководство по войсковому ремонту 1 часть 08.12.2017 Скачать  c MEGA Скачать  …

  • Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кухня прицепная КП 130.11 17.07.2016 Скачать  с ex.ua …

Отгремели последние залпы Второй Мировой Войны. Страны-победительницы, да и другие государства, продолжали наращивать и восстанавливать военный потенциал армий. Основную скрипку на поле боя играли танковые подразделения. В пику развитию танков совершенствовались и меры противодействия.

Противотанковые артиллерийские орудия, в связи со своей непродолжительной жизнью на поле боя, возросшей маневренностью целей, появлением других бронированных участников сражений, не обеспечивали пехоте полноценную оборону от железных монстров. Выход нашли разработчики управляемых противотанковых средств, к числу которых относится и ПТРК «Фагот».

История

Одним из первых комплексов, принятых на вооружение Советской Армии стала знаменитая «Малютка» (ПТРК 9К11, 1960 года разработки). Но вскоре мотострелковым подразделениям потребовалось более современное вооружение, которое не требовало бы длительного обучения личного состава и имело высокие технические характеристики.

запуск ракеты

Весной 1963 года решением Комиссии по военно-промышленным вопросам при Совете Министров СССР конструкторскому бюро «Приборостроения», расположенному в городе Тула, было поручено приступить к разработке противотанкового ракетного комплекса второго поколения, с управлением боевой частью по проводам.

Целями для изделия должны были быть, визуально наблюдаемые:

  • бронированные объекты в неподвижном состоянии или движущиеся со скоростью менее 60 км/ч;
  • скрытые и защищенные укрытиями огневые средства противника.

Дальность, обеспечивающая эффективное поражение, должна составлять не более 2 км. К 1967 году был готов первый образец, испытания которого с треском провалились.

После проведенного ряда доработок и исправлений в начале 1969 года начался новый этап проверок, но и он завершился плохо. Комплекс был признан не готовым к серийному производству.

Сотрудники КБ оперативно устранили полученные замечания и после успешно сданных экзаменов в начале осени 1970 года ПТРК 9К111 «Фагот» с ракетой 9М111 был принят на вооружение Советской Армии.

К концу 1971 года серийное производство было налажено на Кировском заводе «Маяк».

К 1975 году боевая часть комплекса была модифицирована, в том числе и введением новых моделей ракет:

  • 9М111-2 с повышенной бронепробиваемостью;
  • 9М111М «Фактория» с увеличенной дальностью полета;
  • позднее была добавлена ракета 9М113 «Конкурс».

Ракета 9М113, созданная в середине семидесятых годов, имела улучшенную бронепробиваемость и меньший вес. Боевая часть построена по тандемному типу и изначально создавалась как отдельное противотанковое средство.

Боеприпасы переносного «Фагота» и самодвижущегося «Конкурса» взаимозаменяемы.

Состав комплекса

В состав противотанкового ракетного комплекса «Фагот» входит:

  • переносная пусковая установка складывающаяся 9П135;
  • ракеты в пусковых контейнерах;
  • аппаратура для проверки;
  • запасные части и инструменты.

Пусковая установка

Запуск реактивных противотанковых ракет производится при помощи пусковой установки состоящей из:

  1. блока управления 9С451;
  2. визира 9Ш119;
  3. механизма запуска 9П155;
  4. станка 9П56.

Наземный блок управления предназначен для поиска и обнаружения цели, наблюдения за ней, производства выстрела, сопровождения реактивной ракеты до объекта.

птрк фагот

Инфракрасный визир позволяет наводчику-оператору наблюдать точку наводки и держать ракету на линии прицеливания. Он так же снабжен индикатором световых помех, посредством которого наводчику сообщается, что в поле зрения действует помеха, влияющая на процесс наведения.

Механизм запуска имеет механический предохранитель и спусковую скобу, нажатием на которую производится выстрел.

Станок представляет собой треногу с вертлюгом, подъемным и поворотным механизмом, позволяющим вести круговой обстрел. Он сконструирован так, что стреляющему, приходится занимать лежачее положение или проводить стрельбу из окопа.

ПТРК Фагот - пехотный вышибала танков

Но этим уменьшается боевой профиль и повышается живучесть огневого средства на поле боя, что играет главную роль при оборонительных операциях и огневых засадах. Модификация пусковой установки 9П135М имеет возможность установки на боевую технику, в том числе на БМП-2 и БМД-2.

При необходимости два члена экипажа легко переводят комплекс из машинного варианта в переносной.

Ракета в транспортно-пусковом контейнере

Контейнер представляет собой трубу из стекловолокна со съемными крышками.

Ракета состоит из четырех частей:

  • управляющая;
  • боевая;
  • двигательная;
  • вспомогательная.

Управляющая часть создана по специальной аэродинамической схеме «утка» и отвечает за наведение выстрела на цель. В носовой части самой ракеты смонтированы пластмассовые рули, оснащенные электромагнитным приводом.

В хвостовой части закреплено хвостовое оперение в виде раскрывающихся после выстрела лепестков. Сделаны они из гибкой стали, уложены внутри ТПК и раскрываются под действием силы упругости материала, после выхода из контейнера.

Управление осуществляется рулями, расположенными в голове ракеты, а сигнал доставляется от наземной аппаратуры управления по проводам. Хвостовое оперение не дает ракете рыскать и уходить с траектории полета.

Боевая часть состоит из кумулятивного заряда, позволяющего вывести из строя технику или укрытую огневую точку противника. Позволяет пробивать до 400 мм гомогенной брони. Тандемная боевая часть позволяет пробивать до 460 мм брони.

ПТРК Фагот - пехотный вышибала танков

Двигательная часть оснащена двухсопельным реактивным двигателем и пороховым вышибным зарядом. Вышибной заряд предназначался для вывода ракеты из ТПК на линию стрельбы.

Основной двигатель начинал работу после выхода на линию цели и доставлял боевую часть к цели.

Вспомогательная часть размещена в хвостовом оперении и состоит из инерционной катушки с полевым кабелем и лампы-фары с зеркалом. Полевой кабель предназначен для сообщения команд на электромагнитные рули от пусковой установки. При выстреле эти элементы защищены шторкой от воздействия порохового вышибного заряда, выводящего ракету на линию прицеливания.

Элементы сгорания этого заряда одновременно прогревают зеркало, чтобы оно не потело, при отрицательной температуре воздуха, во время полета. Лампа покрыта специальным лаком, защищающим глаза наводчика от бликов в глазах при выстреле.

ПТРК Фагот - пехотный вышибала танков

На первых модификациях применялся трассер, но от него пришлось отказаться, так как иногда пережигался провод управления. Снаряд становился не управляемым и не подчинялся командам стрелка.

Лампа-фара обращена в сторону наводчика и предназначена для точного наведения ракеты и визуального наблюдения за ней. После выхода ракеты на траекторию полета включалась лампа. Наводчик через визир наблюдал за ней и целью одновременно. С помощью подъемного и поворотного механизма совмещал марку с целью и сопровождал объект.

ПТРК Фагот - пехотный вышибала танков

Инфракрасный пеленгатор фиксировал положение ракеты по лампе-фаре выдавал команды на рули и выводил ее на курс сближения с целью до момента попадания.

Стабилизация во время полета осуществляется за счет вращения вокруг своей оси. Комплекс может быть оборудован тепловизионным прицелом «Мулат». Обеспечивающим уверенное обнаружение вражеской техники на дальностях до 3600 м.

Тактико-технические характеристики

Благодаря своим техническим характеристикам «Фагот» может уверенно поражать танки и бронемашины любых армий мира.

ТТХ переносного ПТРК

Характеристика 9М111 9М111М 9М113
дальность стрельбы, м от 70 до 2000 от 75 до 2500 от 75 до 4000
калибр, мм 120 120 120
скорострельность, выстрел/мин. 3 3 3
скорость полета max, м/с 240 240 250
время полета max, с 11 13,5 12
бронепробиваемость, мм до 400 до 460 до 600
бронепробиваемость под углом 60°, мм до 200 до 230 до 250
масса в походном положении, кг 49,4 47,1 47,7
вьюк №1 (пусковая установка), кг 22,5 22,5 22,5
вьюк №2 (две ракеты в контейнерах), кг 26,9 24,6 25,2
масса в боевом положении с контейнером, кг 36 34 34
расчет, чел. 2 2 2
время перевода в боевое положение, с 150 150 150

Простота эксплуатации, небольшие габариты, масса, позволяющая маневрировать по полю боя, высокая точность и эффективность позволяет применять данный вид вооружения практически в любых боевых операциях.

С успехом ПТУР «Фагот» можно использовать против хорошо защищенных и укрытых средств поражения, командных и наблюдательных постов, корректировщиков артиллерийского огня и снайперов, а также не скоростных низколетящих объектов.

Недостатком является, только то, что поразить можно цели, находящиеся в визуальном контакте с наводчиком-оператором.

Пятидесятилетний ветеран боевых действий и службы в различных армиях мира востребован и в настоящее время.

Он используется в ряде гражданских войн и конфликтов по всему земному шару. В новостях из горячих точек то и дело мелькают различные боевые единицы, ставшие жертвой «Фаготов».

Итог

Время идет, техника модернизируется. В передовых армиях мира принимаются или уже стоят на вооружении средства технического противодействия ПТРК.

Использование оптико-электронного подавления сигналов приводит к снижению эффективности управляющего контура на реактивных снарядах второго поколения. Но им на смену приходят новые модели вооружения, с более защищенной от различного типа помех системой управления и мощнейшие кумулятивные заряды тандемного типа.

Это позволяет уверенно и гарантированно поражать цели с динамической защитой и модернизированной броней.

Видео

( 5 оценок, среднее 2.6 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Циклоферон инструкция по применению взрослым для профилактики как принимать таблетки
  • Кагоцел цена в беларуси инструкция по применению
  • Мануал по ремонту акпп u140f
  • Руководство по эксплуатации хендай элантра 2000
  • Ларупро из египта инструкция по применению