Психологический тренинг руководство

Общие положения

Чем в большей степени терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем в меньшей степени он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и конструктивно «продвинется».

Групповая психотерапия — специфический метод, в котором основную роль играет групповая динамика, т. е. совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы. Группа при этом рассматривается как общность людей, участвующих в групповом процессе с его непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими нормами и целями, а также более или менее постоянным составом.

Групповая терапия, как и индивидуальная, базируется на трех основных теоретических подходах. По теории социального научения человек при рождении не имеет сущности, его поведение и симптомы определяются воздействием средовых факторов и дефицитом научения. Эта теория легла в основу когнитивно-поведенческой терапии, целью которой является приведение намеченного поведения в соответствие с заданными критериями: при дефиците следует обучить, при эксцессе — отучить. Данный подход используется при проведении различных тренингов, телесно-ориентированных и двигательных групп, арт-терапии и трансактного анализа.

Психоаналитический подход рассматривает человека как управляемого своими инстинктами. Причина заболевания видится в подавлении Суперэго сексуальных и враждебных инфантильных влечений. Цель терапии состоит в превращении бессознательного в сознательное, преодолении детской амнезии, раскрытии вытесненных воспоминаний. Данный подход является теоретической основой группового психоанализа и психодрамы.

Согласно личностноориентированному подходу человек от рождения является хорошим, неиспорченным и обладает самоактуализирующимся «Я». Психические расстройства объясняются чрезмерным старанием соответствовать внешним требованиям и обязательствам, неспособностью включить опыт в Я-концепцию. Цель терапии — дать человеку возможность сознательно и глубоко прочувствовать свое истинное, хорошее «Я». На этом подходе основана идеология гештальт-групп, групп встреч, экзистенциальных и кризисных групп.

Групповая психотерапия используется в комплексном лечении самых разнообразных контингентов больных. Так, изолированные фобии служат показанием для поведенческой терапии, зависимости — недирективной терапии по модели «Анонимных Алкоголиков», кризисные состояния купируются в кризисных группах, характерологические расстройства лучше корригируются методами гештальт-терапии и психодрамы.

С учетом фокусирования работы различают три направления. Первое фокусировано на «здесь и сейчас» (актуальные проблемы в группе) и «там и сейчас» (такие же проблемы в текущей жизни). Такой подход характерен, в частности, для поддерживающей, проблемноориентированной и кризисной терапии. Второе направление связывает актуальные проблемы («здесь и сейчас») с детскими травмами («там и тогда»). Оно применяется в аналитической терапии. Третье направление — «здесь, теперь, с нами» — фокусируется исключительно на материале, появляющемся во время сессии. Такой подход свойственен группе встреч.

Принцип «здесь и сейчас» подразумевает, что взаимодействия участников группы и их переживания в процессе группового общения отражают особенности их общения вне группы. Анализируя эти особенности во время их непосредственного проявления на занятиях группы, участники получают возможность осознать и изменить их. Этот принцип эффективен, когда участники группы не просто вместе «проживают» различные ситуации, но ищут и находят ответы на вопросы: «Что происходит? Как происходит? Для чего происходит?»

Принцип «здесь и сейчас» представляет основу работы психотерапевтической группы, однако это не исключает одновременного использования материала в рамках «там и тогда» (прошлое участников) и «там и теперь» (текущие ситуации участников вне группы). Это усиливает групповую сплоченность, повышает степень доверия в группе, принятия участниками друг друга, а также способствует осознанию содержания обратной связи, позволяя участнику соотнести свое актуальное поведение с поведением в обыденной жизни и прошлым опытом.

Выделяются три стиля руководства группой: авторитарный — руководитель единолично определяет групповые события; демократический — через коллективное обсуждение и попустительский — руководитель отдает власть группе, не пытаясь оценивать происходящие события и влиять на них.

Авторитарный, директивный стиль руководства применяется при проведении тренинга навыков, аналитических групп, трансактного анализа, гештальт-групп, психодрамы. Ведущие, проявляющие чрезмерную авторитарность и агрессию, вступающие в конфронтацию с участниками или эмоционально отдаляющиеся от группы, оказываются малоэффективными и провоцируют ухудшение состояния пациентов или уход их из группы.

Демократический стиль руководства заключается в том, что психотерапевт предоставляет участникам свободу выбора тем и направления дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает норм и интерпретаций, а использует в основном техники отражения и прояснения. Демократический стиль применяется в группе встреч, в экзистенциальной и супервизорской группе.

Существуют разнообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного вмешательства психотерапевта. Ведущий группы встреч, экзистенциальной и гештальт-группы не планирует содержания занятий, не использует заранее подготовленные игры и упражнения, не объясняет участникам, чем они должны заниматься. Чаще всего он лишь делится с участниками своими реакциями, установками, чувствами, задавая тон группе образом своего бытия и характером собственного становления в группе. Основная функция терапевта состоит в том, чтобы помочь членам группы осознать свои конфликты через переживание значимых отношений с ведущим группы и ее участниками. Психоаналитический подход рассматривает терапевта как технического эксперта, интерпретирующего внутрипсихические и межличностные процессы.

Когнитивно-поведенческая терапия и трансактный анализ построены на модели научения. При этом терапевт в качестве учителя обучает членов группы различным навыкам и обеспечивает им когнитивную схему, позволяющую им изменить их поведение. Например, руководитель тренинга эмпатии фокусируется на таких вопросах, как обратная связь, сохранение группы и ее сплоченность, выделение подгрупп и «козла отпущения» в группе. Он сосредоточивается на группе в целом и на взаимодействии ее членов друг с другом, помогает участникам понять себя и других через понимание группового процесса. В группе коллегиальной супервизии (интервизии) руководитель может поочередно выбираться группой из числа участников. Его роль сводится при этом к тому, чтобы следить за соблюдением правил и регламента.

Требования к ведущему

Хороший ведущий сам делает все вместе со всеми, открывает свои подлинные чувства и переживания, подавая пример остальным. Он ведет себя как активный, общительный, откровенный, ясно выражающийся человек, живо реагирующий, теплый, мягкий и дружелюбный. От остальных участников он отличается отказом от того, чтобы «грузить» группу своими личными проблемами и своей профессиональной подготовкой. В нее в первую очередь входит натренированность следующих черт личности.

• Психологическое присутствие предполагает способность к сопереживанию, эмоциональной вовлеченности в общение, способность жить «здесь и сейчас, с нами», не отвлекаясь на что-то постороннее.

• Личная сила подразумевает уверенность в себе и осознание своего влияния на других. Это избавляет от компенсаторной потребности доминировать, позволяет видеть потенциал участников и дает им образец уверенного поведения.

• Смелость нужна, чтобы идти на риск открытия своих чувств, быть готовым совершать ошибки и признавать их. Смелость также помогает терапевту обсуждать враждебные реакции участников группы вместо того, чтобы пытаться им понравиться.

• Искренность заключается в умении прямо и доброжелательно говорить участникам группы даже то, что они не хотят слышать, чтобы они могли осознать те стороны своей жизни, которые они отрицают.

• Способность быть самим собой, откровенным настолько, насколько это может быть полезным для группы. При этом лишь такой ведущий, который продолжает изменять собственные установки, может поддержать в этом и других.

• Вера в групповой процесс и энтузиазм помогают ведущему получать удовольствие от своей работы, заражают участников группы, вдохновляют их и внушают оптимизм.

• Изобретательность и находчивость позволяют находить неожиданные решения для трудных ситуаций и избегать надуманности и скуки.

• Навыки невербального общения помогают выразить чувства лучше всяких слов.

• Честность проявляется в способности задавать себе следующие вопросы.

— Зачем я работаю с группой? Что я получаю от этого?

— Не веду ли я группу для того, чтобы удовлетворить собственные потребности в ущерб потребностям членов группы?

— Почему я веду себя в группе именно так?

— Какое влияние на членов группы оказывают мое отношение, ценности, чувства и поступки?

Групповой ведущий должен пройти курс применения теории и методов групповой психотерапии, иметь личный опыт участия в тренинговых и терапевтических группах, опыт наблюдения за работой групп под руководством опытных специалистов и опыт самостоятельного ведения группы под профессиональной супервизией.

Отношение ко мне как к руководителю группы и к моему поведению меняется в разных фазах групповой динамики. С одной стороны, группа нуждается в опоре и руководстве, с другой — испытывает потребность в самостоятельности и выражает протест против авторитетов. В первой фазе я не иду навстречу иждивенческим ожиданиям участников, прерываю попытки искусственно разрядить напряжение и направляю общение в русло «здесь и сейчас». Во второй фазе я ускоряю возникновение столкновения группы со мной, что приводит к ее объединению вокруг появляющегося неформального лидера. В третьей фазе я занимаю позицию эксперта, своими замечаниями помогая группе распределить роли и выработать групповые нормы.

Групповой психотерапевт часто работает в сотрудничестве с котерапевтом, выполняющим три основные функции:

1) интенсифицирующую (в марафоне — поочередно с ведущим);

2) дополняющую (врач и психолог, мужчина и женщина, тренер и ассистент, вмешательство и эмпатическая поддержка, групповой и индивидуальный уровень);

3) супервизорскую (обратная связь после сессии или, при необходимости, контролирующее вмешательство во время нее).

Взаимоотношения терапевтов служат членам группы моделью поведения; терапевты оказывают друг другу поддержку, что в трудные моменты предохраняет от симптомов «выгорания»; наконец, при болезни или отъезде одного из них можно избежать прекращения работы.

Совместное ведение группы может вызвать и ряд проблем: расхождения в восприятии групповой динамики и в терапевтической тактике, борьба за власть над группой, создание коалиции с участниками против коллеги, близкие отношения между разнополыми ведущими.

Преодоление трудностей

Монополист постоянно говорит, при этом он сам не вступает в конструктивный диалог и мешает сделать это другим. Обычно он не замечает воздействия, оказываемого на других, и их реакции. Когда группа не выдерживает и дает ему резкую отповедь, он может с обидой покинуть группу. Если группа долго воспринимает себя пассивной жертвой монополиста, я интересуюсь, почему она позволяет одному участнику нести на себе тяжесть всей дискуссии. Предлагаю группе предоставлять монополисту постоянную обратную связь, чтобы улучшить его внимание к другим.

Я стараюсь помочь монополисту осознать порочный круг: чем упорнее он пытается быть принятым и уважаемым, тем больше раздражает других и становится отверженным, из-за чего еще настойчивее возобновляет прежние попытки. Для этого спрашиваю его: какую реакцию он ожидал встретить в группе в начале работы? А что произошло в действительности? Каким образом он объясняет это расхождение? Удовлетворяет ли его реакция группы? Таким образом удается связать поведение монополиста в группе с его проблемами общения: эмоциональной изоляцией, отсутствием близких людей, нежеланием других выслушивать его и т. п.

Формирование сопротивляющейся подгруппы вокруг отрицательного лидера может заблокировать работу группы и привести к ее распаду. Участники подгруппы постоянно опаздывают на занятия, спорят с психотерапевтом или молча демонстрируют свое несогласие с ним, ведут себя враждебно, саркастически. В такой ситуации я предпринимаю следующие действия.

• То игнорирую, то неожиданно ставлю на обсуждение соперничество доминирующего участника со мной.

• Вступаю в открытую конфронтацию с отрицательным лидером, чтобы обнаружить его притязания на власть в группе.

• Привлекаю внимание группы к происходящему и открыто обсуждаю проблему.

• Показываю группе свое чувство дискомфорта в расчете, что это обезоружит «противника».

• При проявлении отрицательным лидером агрессии прошу его сесть спиной к группе, которая обсуждает его проблемы с этической и психологической точек зрения.

• Говорю с отрицательным лидером один на один, чтобы лучше понять мотивы его поведения.

Если часть группы отказывается выполнять упражнение, я прошу сомневающихся поделиться своими сомнениями; выясняю отношение к упражнению остальных участников; предлагаю отказавшимся побыть в роли наблюдателей. Могу также настоять на выполнении упражнения всеми, отложив обсуждение «на потом»; пойти на конфронтацию с группой, напомнив участникам об их обычной манере избегать риска; предложить несколько других упражнений на выбор.

Нежелание участника говорить о своих чувствах служит основанием для обсуждения целей и задач групповой терапии и упоминания о механизме сопротивления. Если участник прячет свои чувства и проблемы за навязыванием помощи членам группы, я предлагаю ему выбрать один из следующих вариантов.

• Подойдите к каждому из присутствующих и скажите: «Я мог бы помочь тебе следующим образом…»

• Выберите нескольких человек, которым вы хотите помочь в том, о чем они рассказали, и постарайтесь максимально преувеличить свое стремление помочь им.

• Если в вашей жизни присутствовал кто-то, кто имел обыкновение всем помогать, представьте себя этим человеком и обойдите членов группы по кругу, помогая так, как помог бы он.

• Выберите кого-нибудь, кто как-то напоминает вам члена вашей семьи, которому вы говорите, что устали помогать. Расскажите этому человеку, что вы испытываете, помогая ему или ей и так мало получая взамен.

• Попросите у каждого члена группы что-нибудь для себя.

Молчание участника может объясняться рядом причин, из которых можно выделить следующие: страх самораскрытия, риск самоутверждения, опасение неправильно выразиться, потребность в безопасном дистанцировании и контроле, боязнь определенного члена группы или большой компании, неуверенность в возможности справиться со своими тяжелыми переживаниями, способ обратить на себя внимание или за что-то наказать группу.

Я использую молчание пассивного участника как способ показать ему роль его активности в групповом процессе, осознать собственную ответственность за него. Я вовлекаю его в разговор, комментируя его невербальные реакции — например, когда тот жестом или мимикой выражает заинтересованность, напряжение или печаль, показывает, что ему скучно или смешно.

Спрашиваю его: «Вам хочется, чтобы вас сегодня подталкивали? Могли бы вы объяснить, когда из-за наших разговоров вам стало неуютно? Что помогло бы вам сейчас влиться в общение?» Иногда предлагаю членам группы поделиться своими впечатлениями от поведения молчуна, а затем прошу его отреагировать. Если эти приемы мало помогают, предлагаю участнику параллельную индивидуальную терапию.

Молчание в группе рассматривается как продуктивное, если оно вызывает оптимальный уровень напряжения в группе. Продуктивное молчание характеризуется тем, что в дальнейшем участники говорят о своих чувствах, возникших в этот период, анализируют их и обсуждают их причины и причины молчания. Обычно я не прерываю молчания, особенно в начале занятия. Использую его в качестве приема для достижения оптимального уровня группового напряжения, остановки дискуссии, чтобы участники могли обдумать новую информацию, зафиксировать внимание на собственных переживаниях, что-то переосмыслить, переоценить и пр.

Молчание в группе может быть также выражением протеста или усталости, оно может способствовать росту напряжения или расслаблению. Продолжительное молчание вызывает рост напряжения, пассивность, замкнутость, агрессивность. Оно, как правило, свидетельствует о наличии внутригрупповых проблем и конфликтов и может быть использовано в качестве ценного материала для группового обсуждения.

Слишком длительное, более 10 минут, молчание демобилизует, так как участники в конце концов отвлекаются от актуальной групповой ситуации, погружаются в собственные мысли, воспоминания, переживания, не связанные с групповым процессом, или просто расслабляются и ни о чем не думают.

Я стараюсь контролировать периоды молчания, понимать его смысл, значение и причины, а также четко представлять собственные цели и задачи при использовании молчания в качестве приема. Могу попросить группу объяснить, что она хочет выразить с помощью молчания. Могу поделиться своей эмоциональной реакцией на затянувшееся молчание группы и выяснить, как реагируют на него остальные.

Поиск «козла отпущения» служит обычно разрядке накопившейся групповой агрессии. Не каждый участник, оказавшийся в этой роли, способен справиться с враждебным отношением группы. Для преодоления такой ситуации я решаю следующие задачи.

• Тщательно отбираю участников, чтобы по возможности избежать попадания в группу потенциальной жертвы.

• Оберегаю и защищаю потенциального «козла отпущения» в начале работы группы.

• Помогаю «козлу отпущения» понять свое поведение и действия, которые «толкают» его на такое положение в группе.

• Помогаю «козлу отпущения» открыть свои чувства группе, чтобы она приняла решение о своих дальнейших действиях.

• Обращаю внимание участников на моменты поиска «козла отпущения».

• Организую дискуссию о происходящем в группе.

• Объясняю процесс поиска «козла отпущения» в группе.

• Предлагаю ролевые игры, чтобы найти альтернативные способы удовлетворения тех потребностей группы, которые стимулируют поиски «козла отпущения».

• Направляю внимание группы на другие проблемы.

• Предлагаю участникам группы контролировать свое поведение.

• Временно блокирую общение участников с потенциальной жертвой.

• Решительно прекращаю травлю, используя свой авторитет.

• Предлагаю группе сделать небольшой перерыв.

• Если нет иного варианта — предлагаю «козлу отпущения» покинуть группу и затем участвую в обсуждении произошедшего, критически рассматривая собственное поведение.

Образование пар. В продуктивный период работы группы некоторые участники могут образовать тайную коалицию для наслаждения комфортом близких и безопасных отношений. Кто-то из участников может покинуть группу из-за опасности возникновения близких отношений. Образование пар в группе носит защитный характер, когда участники изолируются от группы и меня. Я предлагаю обсудить подобное поведение как форму отказа от групповой работы.

Чтобы справиться с этой проблемой, я предпринимаю следующие действия.

• Перед началом работы заключаю с группой договор, согласно которому все участники будут следить за тем, чтобы ничего подобного не происходило.

• Игнорирую поведение пары в расчете на ее спонтанный распад.

• Вовлекаю одного из членов пары в общую дискуссию, при этом пара распадается хотя бы временно.

• Призываю пару участвовать в общей работе группы, хотя это может вызвать у участников воспоминание об авторитарном школьном учителе.

• Привлекаю внимание группы к поведению пары, чтобы группа сама решила эту проблему.

Участника, покидающего группу, я прошу сообщить о своем решении группе и обосновать его. Для этого разговора выбираю окончание сессии, чтобы избежать более широкого и травматичного обсуждения. Не допускаю давление на участника с целью убедить его продолжать работу, просто приглашаю его на следующую сессию. В случае отказа на индивидуальной сессии предлагаю ему обсудить вопрос о дальнейшей работе в группе. Поскольку участники группы в такой ситуации испытывают болезненные чувства, я вскрываю и анализирую их на следующей групповой сессии.

Причины прекращения работы, за которые ответственен сам участник:

• ярко выраженная интровертированность;

• неспособность выдержать давление других участников, их негативные реакции;

• боязнь возможного негативного воздействия проблем и нарушений других участников;

• ригидные психологические защиты;

• усилившийся страх самораскрытия и возникновения близких отношений;

• несовместимость групповой работы с продолжающейся в это время индивидуальной или семейной терапией;

• интенсивные (психо)соматические жалобы;

• критические обстоятельства в жизни участника.

Причины неудач, за которые ответственен ведущий:

• неудачный отбор участников в группу и недостаточная подготовка их к работе;

• непригодный стиль руководства группой;

• нарушение правил конфиденциальности;

• необъективность по отношению к участникам группы;

• стремление любой ценой угодить участникам, чтобы понравиться им.

Причины неудач, связанные со взаимоотношениями участника и ведущего:

• неприязнь ведущего к участнику или участника к нему;

• слишком агрессивное межличностное взаимодействие между участником и ведущим.

Причины, связанные с групповым процессом:

• появление подгрупп, особенно направленных против какого-либо участника;

• «провокатор» в группе, постоянно вызывающий тревогу у кого-либо из участников, особенно когда ведущий терпимо относится к такому поведению;

• дезорганизация работы группы нерешаемыми конфликтами.

Уменьшить потери помогает тщательный подбор участников, правильная подготовка их к групповой работе, постоянное обеспечение баланса «получения и отдачи» каждого участника, своевременное выявление и решение конфликтов и неотложная работа с негативными чувствами.

Исключение участника из группы может быть связано как с угрозой его состоянию, так и с опасностью для других участников. Ведущему надо решить этот вопрос самостоятельно, не привлекая к обсуждению группу, объяснить свое решение участнику тем, что ему больше подойдет другая форма терапии, и организовать соответствующую помощь. Следует объяснить свою тактику группе и проанализировать негативные чувства, вызванные этой ситуацией.

Исправление ошибок

Эффективный групповой ведущий

• Обладает высокой степенью доверия групповому процессу и убежден, что группа способна двигаться вперед без директивного вмешательства с его стороны.

• Внимательно и чутко слушает каждого члена группы.

• Делает все, что возможно, чтобы внести свой вклад в создание атмосферы психологической безопасности для членов группы.

• Пытается проявлять эмпатическое понимание и принимать как отдельного индивида, так и группу в целом. Помогает группе продвинуться на более высокий уровень.

• Действует в согласии с собственным опытом и собственными чувствами, что означает выражение своих реакций «здесь и сейчас».

• Предлагает членам группы обратную связь и, если это соответствует моменту, сталкивает членов группы с особенностями их поведения; избегает осуждающих высказываний и говорит о том, как на него влияет поведение группы.

Неэффективный ведущий

• Манипулирует группой для достижения конкретной, но не заявленной цели.

• Использует плановые упражнения, предназначенные для того, чтобы вызвать конкретные эмоции.

• Позволяет членам группы нападать друг на друга или постоянно настаивать на выражении враждебности.

• Давит на членов группы, чтобы они принимали участие в групповых упражнениях.

• Постоянно комментирует групповой процесс.

• Прячется за ролью «ведущего эксперта», эмоциональной отчужденностью и анонимностью.

Типичные ошибки начинающего группового ведущего

• Встречи начинаются и заканчиваются не вовремя.

• Ведущий утомлен и плохо концентрируется на работе.

• Отказывается от личного эмоционального участия в группе, формально реагирует, когда группа ожидает его личного мнения.

• Не устанавливает достаточный личный контакт с участниками, не помнит их имен.

• Отсутствует живая связь с участниками, ведущий не устанавливает зрительный контакт, говорит монотонно и не приобщает участников к работе.

• Ведущий недостаточно чуток, не чувствует сопротивления некоторых участников.

• Уделяет слишком много или недостаточно внимания к какой-либо проблеме участника или группы.

• Позволяет одному или двум участникам все время доминировать в группе.

• Идентифицируется с проблемами участников или недостаточно контролирует свои тревожные, враждебные и эротические чувства по отношению к участникам.

• Предпочитает единомышленников, представителей своего пола и другие объекты идентификации.

• Враждебно относится к оппонентам или к лицам противоположного пола, молчаливо поддерживая такое отношение у членов группы.

• Будучи отягощен собственными тяжелыми переживаниями, центрирует группу на себе.

• Пытается утаить какие-то собственные цели или нечетко их формулирует.

• Стремится поддерживать отношения с участниками группы за ее пределами.

• Использует группу в собственных интересах (достичь популярности, утвердить свой авторитет, удовлетворить свою потребность в любви и т. п.).

• Пытается шутить, когда это не соответствует настроению группы, которой может показаться, что ведущий хочет избежать обсуждения серьезного вопроса.

• Отсутствует баланс между когнитивной и эмоциональной составляющей, участники начинают скучать.

• Не задумывается о последствиях своих вмешательств, недостаточно продумывает последовательность своих действий или расписывает тренинг по минутам.

• Ориентируется лишь на одну стратегию или метод.

• Не учитывает уникальности своей группы, действует по шаблону, пытается применить в группе метод, успешно использованный в другой группе, без учета ее отличия, полагая, что методы срабатывают сами по себе.

• Спешит применить тот или иной метод без учета того, готовы ли участники его принять, или долго подготавливает применение метода, вызывая апатию.

• Оценивая результаты применения метода, стремится подогнать их к ожидаемым, не принимая во внимание то, что происходит в действительности.

• Преждевременно применяет какую-либо технику, не выяснив, что хотят участники на самом деле и в каком направлении он собирается двигаться вместе с группой.

• Слишком детально или туманно что-то объясняет, дает слишком сложные, длительные или невнятные инструкции и комментарии, его речь изобилует ненужными терминами и профессиональным жаргоном.

• Планирует слишком много тем для одной встречи, следует своей собственной программе и не учитывает желаний и настроения участников.

• Спешит решить или проинтерпретировать возникшую проблему, блокируя групповую дискуссию.

• Задает слишком много вопросов, навязывает свои советы, лишает себя и других права на ошибку.

• Поспешно и слишком горячо защищается от упреков и нападок, хвалится и самоутверждается за счет других.

• Игнорирует групповую динамику, не заботится об организации взаимодействия участников, вследствие чего у них слабо развито чувство «мы».

Во избежание перечисленных ошибок ведущий должен пройти курс применения теории и методов групповой психотерапии, иметь личный опыт участия в тренинговых и терапевтических группах, опыт наблюдения за работой групп под руководством опытных специалистов и опыт самостоятельного ведения группы под профессиональной супервизией.

Упражнения

Консенсус

Мне нужны двое добровольцев, которых я попрошу сыграть роль руководителей. Кто желает быть главным? Отлично, спасибо, а теперь вы по очереди будете отбирать людей в свою команду, чтобы почувствовать процесс достижения консенсуса в действии.

Теперь, когда вы разбились на две команды с руководителем во главе каждой, я хочу посмотреть, как команды решат поставленную перед ними задачу. Каждая группа должна договориться о том, какой подарок она подарит второй группе. Вам дается тридцать минут на обсуждение подарка, который надо подарить по-настоящему. А придя к согласию, вы просто вручите ваш подарок. Интересно, как вы договоритесь. Через тридцать минут мы снова соберемся вместе и в праздничной обстановке обменяемся подарками. Мы также вернемся к обсуждению других тонкостей вопроса, например, к тому, какой опыт вы приобрели в ходе поиска общего решения.

Подведение итогов.

• Какой опыт вы приобрели в качестве руководителя маленькой экспериментальной группы?

• Что вам удалось?

• Какие навыки вы бы хотели у себя развить?

• Как вы чувствовали себя в качестве члена группы?

• Были ли вы довольны процессом поиска консенсуса?

• Что вам понравилось в поведении руководителя группы?

• Какие мысли и мнения относительно достижения консенсуса выработались у вас в жизни до этого занятия?

• Знаете ли вы лично людей, которые достигли особого мастерства в поисках общего решения разных задач?

• Какую роль играет поиск консенсуса в жизни вашей семьи?

• Когда консенсус, по вашему мнению, неуместен?

Лидер

Вам предстоит в течение 10 минут обсудить роль лидера группы. Какие, по вашему мнению, задачи должен решать лидер, какими качествами он должен обладать и какими проблемами ему предстоит заниматься впоследствии. Это может звучать примерно так: «Я полагаю, что Иван очень хорошо понимает, как координировать действия других. Поскольку в этом я вижу очень важную задачу, которая стоит перед руководителем, я рассматриваю его кандидатуру как подходящую для роли лидера нашей группы». Или: «Я доверяю Марии, потому что она не настраивает остальных друг против друга. Именно поэтому я серьезно рассматриваю ее как нашего лидера».

Десять минут прошли. Сейчас я раздам вам по металлическому рублю, с помощью этих монет вы сможете выбрать лидера. Вы можете передавать вашему кандидату не только ваши монеты, но и те, которые положили перед вами другие участники. Вы можете не только принимать деньги от других, но просить их отдать вам свои деньги. Все ваши деньги должны открыто лежать перед вами. Это нужно для того, чтобы остальные игроки в любой момент смогли оценить ваши и свои шансы на победу. Лидером станет тот, кто через 15 минут после начала игры будет обладать наибольшим «капиталом».

Пятнадцать минут прошли, игра закончена. У кого сколько монет, кто стал лидером? Довольны ли вы итогами? Действительно ли выбранный лидер является лучшим руководителем для группы? Хочет ли лидер сохранить свою «власть» или хочет ее отдать, вернув деньги остальным участникам?

Примерные вопросы для общего обсуждения.

• Как лично вы чувствовали себя во время игры и как вы чувствуете себя сейчас?

• Как во время игры вы реагировали на аргументы лидера и группы?

• Какую роль сыграли лично вы в выборе лидера?

• Каким образом вы и другие участники стремились к власти: путем изложения понятных и убедительных аргументов, ошарашивая других, торгуясь, оказывая давление?

• Насколько активно вы сами включались в процесс?

• Какие чувства вы испытываете к лидеру группы?

• Каких участников вы ни в коем случае не хотели бы видеть в качестве лидера? Почему?

• Какую роль играли деньги в этой игре лично для вас?

• Насколько сильным стимулом для вас являются деньги как источник власти?

• В чем разница между этой игрой во власть и реальными отношениями в группе?

• Кто на самом деле является лидером группы и каким образом он осуществляет свои лидерские функции?

• Какой долей власти обладаете в этой группе вы?

• Как вы ее используете?

Цена власти

Все, включая ведущего, выкладывают мелочь из кошелька на раскрытую ладонь. Каждый может подойти к другому, взять у него сколько-то монет или положить ему сколько-то своих. В заключение участники сообщают о своих расходах и доходах, рассказывают, от чего зависело, кому и сколько монет они дали, как каждый чувствовал себя, получая монеты от других, что значило дать монету ведущему и получить от него.

Подведение итогов.

• Узнали ли вы что-нибудь новое о себе? А о ком-то из ваших партнеров по игре?

• Какие стратегии использовались во время игры?

• Кому, по вашему мнению, удалось провести все возможные маневры?

• Наблюдался ли в последние годы прогресс в вашем обращении с властью?

• Подумайте, от кого вы больше всего научились оперировать властью?

• Какую цену вы платили за власть до этого?

• Какую цену вы не будете платить за власть ни при каких обстоятельствах?

Интервью у двойника ведущего

Доброволец играет роль ведущего, остальные берут у него интервью. Он отвечает в стиле ведущего, как он его воспринимал до сих пор.

Проекция на ведущего

Каждый участник записывает на одном листке вопрос, который он хотели бы задать ведущему, а на другом листке — предполагаемый ответ ведущего. Листок с вопросами отдается ведущему и затем его ответ сравнивается с предполагаемым. Вариант. Ведущий рассказывает о себе незаконченную историю. Каждый участник дописывает ее, затем ведущий заканчивает свой рассказ.

Общение с ведущим

Участники представляют, что бы каждый из них мог делать вместе с ведущим вне группы, и описывают это одной фразой на листочке, подписывают его и передают ведущему. Тот зачитывает записи вслух, высказывает свои реакции и проводит групповое обсуждение.

Викторина ведущего

Каждый пишет два вопроса, которые хотел бы задать ведущему. Они могут быть связаны с интересами самого участника. Когда вопросы сформулированы, участник закрывает глаза и представляет, как подходит к ведущему и задает оба вопроса, а ведущий отвечает. Воображаемые ответы записываются. Во время самой викторины каждый может задать один вопрос. Ведущий коротко отвечает, а участник читает вслух ожидаемый ответ.

Вопросы к ведущему

Запишите какой-нибудь вопрос личного характера. Может быть, этот вопрос вы давно хотели задать ведущему, а может быть, он только сейчас пришел вам в голову. Теперь закройте глаза и представьте себе, что вы подходите к ведущему и задаете ему этот вопрос. Он вам отвечает. Внимательно вслушайтесь в то, что он говорит. Обратите внимание на выражение его лица, на его жесты, прислушайтесь к тону его голоса. Получив ответ, откройте глаза и запишите его на листочке.

После того как все записали ответы, желающий может на самом деле задать вопрос ведущему. Тот старается ответить на этот вопрос как можно более искренне и обстоятельно. Если он не хочет отвечать, то говорит об этом прямо, при этом он не обязан объяснять причины своего отказа.

После этого задавший вопрос зачитывает тот ответ, который записан на его листочке. Затем свой вопрос задает следующий член группы и т. д. В заключение обсуждается следующее.

1. Как чувствовали себя члены группы, получив возможность задать свои личные вопросы?

2. Каких тем касались заданные вопросы?

3. Каким образом вопросы затрагивали важные проблемы жизни коллектива?

4. О чем говорят расхождения между реальными и предполагаемыми ответами?

После этого следует второй круг, в котором каждый из членов группы и ведущий придумывают вопросы, адресованные любому человеку (включая ведущего), представляют себе ответ, а затем реально задают вопросы и получают ответы. Обсуждение сосредоточивается вокруг тех же вопросов, которые приведены выше.

Говорим и слушаем

Предложите членам группы подумать о том, какой стиль поведения каждый может проявить в этой группе. Есть ли участники, которые хотели бы говорить чаще? Есть ли те, кто хотел бы больше слушать? Раздайте участникам по пять спичек, и пусть каждый раз тот, кто берет слово, кладет спичку обратно в коробок. В конце подсчитывается количество спичек, и группа обсуждает следующие вопросы.

• Насколько каждый доволен своим результатом?

• У кого остались спички?

• Хотели ли эти участники говорить чаще?

• Повлияло ли это упражнение на поведение отдельных участников?

• Может быть, некоторых участников мы слышим слишком редко?

• А кого-то, наоборот, слишком часто?

• Говорит ли ведущий слишком много или слишком мало?

Говоруны и молчуны

Предложите молчаливым участникам образовать свой маленький кружок внутри большого круга и поговорить между собой о том, как они ощущают ситуацию в группе. Это может оказаться для них отличной возможностью установить контакт с себе подобными и ощутить взаимную солидарность. Кроме того, внешний круг может услышать и понять их проблемы. Затем внутренний и внешний круг меняются ролями, и в заключение проводится общее обсуждение.

Сообщение о помехах

Объясните участникам правило: «Помехи в работе должны прорабатываться в первую очередь. Если меня что-то отвлекает или я по какой-то причине не могу сосредоточиться на совместной работе, то я сообщаю об этом группе». Договоритесь с группой, что, если кто-то чувствует какие-то помехи, начинает мечтать, скучать, раздражаться или «отсутствует» по каким-то другим причинам, он должен поднять руку. Задача остальных — увидеть этот сигнал и прореагировать на него. Каждый участник получает по две спички. Тот, кто сообщил о «помехе» условленным сигналом, может вернуть спичку обратно. В конце проводится обсуждение.

Отсутствие опыта позволяет молодости совершать то, что старость считает невозможным.

Жан Дюш

Процент людей, которые принимают участие в психологических группах, возрастает во всем мире. У нас в стране это явление тоже довольно распространенное. Что вполне объяснимо, —  жизнь в наше время требует переработки больших объемов информации, повышенной устойчивости к стрессу, умения адаптироваться к новым и не всегда благоприятным условиям социальной и природной окружающей среды. Между тем, подобно тому, как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым, так и работа над собственной психикой необходима для того, чтобы оставаться в хорошем психологическом тонусе.

Элементы психологии также добавляют в самые разноплановые тренинговые программы. Практически ни один тренинг для взрослых не обходится без психологических упражнений или игр. Они решают как специализированные, так и общие задачи, связанные с развитием личности.

Рассмотрим эти формы работы над развитием собственного потенциала, а также некоторые психологические упражнения, полезные для развития различных психологических способностей человека более детально.

Содержание

  • Чему обучают в психологических тренингах
  • Базовые методы
  • Примеры упражнений и игр
  • Видео по теме
  • Комментарии

Чему обучают в психологических тренингах

Участники психологического тренинга сидят по кругуПсихологический тренинг представляет собой групповую форму работы над собой – со своим поведением, возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. В нем участники учатся адекватно воспринимать себя, адаптироваться к условиям общества, развивать собственный потенциал и способности, взаимодействовать с окружающими. Целевая аудитория таких занятий очень разнообразна. Психологические тренинги проводятся для:

  1. лиц с зависимостями, соматическими болезнями, неврозами — в пределах клинической психотерапии;
  2. психически здоровых людей — с целью помощи в саморазвитии и независимо от возраста (в детском саду, школе, в организации).

Исходя из этого, их первоочередное задание – совершенствовать человека в плане социальной адаптации, коммуникативных навыков, привить личностные социально-полезные индивидуальные навыки. В связи с чем приходить на них стоит лишь добровольно и с установкой «осознать-измениться».

Вести работу над собой можно по очень многим направлениям, причем и в личностном, и в профессиональном плане. Выделяют следующие направления психологических тренингов:

  1. «Я – Я» — направлены на изменение на уровне личности.
  2. «Я – Другие» — предполагают изменения в межличностных отношениях. Участников поощряют к поиску данных, касающихся, например, воздействия их поведения на других, или манеры, в которой они общаются с другими людьми.
  3. «Я – Группа» — ориентированы на изменение личности каждого участника как члена социального общества.
  4. «Я – Организация» — сфокусированы на конкретном индивиде — члене большой организации. Рассматривается его опыт межличностного взаимодействия (общения) в условиях межгруппового соревнования, конфликта и кооперации.
  5. «Я – Профессия» — ориентированы на субъекта конкретного вида деятельности – исследуют его чувства, стремления, жизненные ценности, которые он получает и реализует в условиях своей профессиональной деятельности.

В рамках такой типологии в специализированной литературе встречается множество классификаций психологических тренингов. Они различаются как по решаемым задачам, так и по методам проведения. Вот лишь некоторые их виды.

  1. Тренинг развития навыков саморегуляции. К ним относят аутотренинги и тренинги биологической обратной связи, широко применяемые в реабилитации различных патологий. Они развивают умение контролировать и управлять состоянием собственного организма и эмоциями.
  2. Коммуникативные тренинги. В них учат решать проблемы, возникающие в процессе общения – межличностного или делового, и обучают поведению в различных ситуациях. Так, тем, кто испытывает трудности во время собеседования при приеме на работу, или знает, что пора бы уже повысить зарплату, но стесняется заявить об этом начальству, нужно именно сюда.
  3. Тренинги, стимулирующие личностный рост. Принципы их проведения были заложены в 50-х годах в США, при работе с группами зависимых и эмоционально неустойчивых людей. Им помогали повысить самооценку, раскрепоститься, развить харизму и т.д. Сегодняшние их участники также осознают и преодолевают свои комплексы. Здесь с них «вытянут» наружу все неосознанные страхи, избавят от внутренних барьеров, после чего научат более адекватно оценивать свои способности, замечать свои промахи при общении, а также помогут развить отдельные грани личности вроде самопонимания и умения воспринимать других людей.
  4. Обучающие тренинги. Развивают конкретные навыки, необходимые в первую очередь для профессий, связанных с общением с людьми. Это тренинги для педагогов, психотерапевтов, тренеров, менеджеров, а также тренинги продаж, переговоров, командообразования.
  5. Социально-психологический тренинги. Это своего рода уроки жизни в смягченной форме. Здесь обучают тонкостям взаимодействия в социальной среде и учат справляться с трудными жизненными ситуациями.
  6. Бизнес-тренинги. Направлены на модификацию или развитие деловых знаний, умений и установок для успешного выполнения бизнес-заданий, повышения эффективности производственной деятельности, делового взаимодействия, увеличения прибыли организации. Среди них выделяют тренинги профессиональных умений, или корпоративные тренинги, которые нацелены на усовершенствование профессиональных навыков работников — как с опытом, так и новичков; а также тренинги профессионально-личностного роста, направленные на выявление внешних и внутренних ресурсов профессионального саморазвития сотрудников.

В конечном счете, участникам группы помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также научиться понимать других, исправить свое поведение, стать успешней в профессиональной деятельности или жизни в целом.

Базовые методы

Ключевым принципом психологических тренингов выступает сочетание различных видов деятельности в процессе занятий. В них много общения:

  • дискуссий, в которых участники групповой работы могут высказать свои мысли по тому или иному вопросу на основании своих знаний и предыдущего опыта, а также расширить, углубить, а иногда, переосмыслить и изменить их;
  • ситуационных заданий, которые представляют собой групповой поиск решения в той или иной предложенной ситуации;
  • опросов, во время которых участники не только активно участвуют в обсуждении, но и учатся анализировать;
  • мозговых штурмов, в которых высказываются и обсуждаются самые смелые идеи по рассматриваемому вопросу.

Но главная особенность тренинга — в использовании большого количества психологических упражнений и игр. Они нужны для отдыха, переключения внимания, приобретения определенных знаний и навыков, создания комфортной атмосферы. Также они могут быть направлены на поиск выхода из непростых ситуаций в общения с другими участниками, развитие конкретных коммуникативных навыков. Кроме того, психологические игры и упражнения служат инструментом для управления групповым процессом, и всегда имеют четкую определенную цель, которая отвечает потребностям группы и тематике тренинга.

Количество упражнений и игр исчисляется сотнями. Некоторые из них довольно известны, другие просто интересные, но все они моделируют какую-либо жизненную ситуацию, проживая которую, участники сами обнаруживают то, как можно по-другому воспринимать себя и окружающих, что изменить в своем поведении для достижения нужных результатов. Таким образом, участников психологических тренингов не учат, как надо жить – они приобретают необходимые знания и умения в процессе упражнений и игр.

Виды и типы используемых в тренингах психологических упражнений и игр.

  1. На знакомство. Не продолжительные упражнения, во время которых группа и тренер могут познакомиться и получить дополнительную информацию об участнике, например, узнать его профессию, чем любит заниматься в свободное время, какой он по темпераменту, и т.д. Подобные упражнения также создают атмосферу доверия в группе, обеспечивают эмоционально-вербальный контакт между участниками и ведущим.
  2. Для разминки — короткие игры и упражнения с большим содержанием активных движений (прыжки, движения головой, руками, ногами и пр.), используемые на всех этапах тренинга для «разогрева» группы за счет изменения психологического и физиологического состояния каждого участника. Также стимулируют мышление, способствуют концентрации внимания, улучшают настроение.
  3. На сплоченность группы — проводятся в случае появления нескольких неформальных групп, которые могут мешать процессу, или если в группе наметилась пара лидеров, которые пытаются демонстрировать свои приоритеты, либо, если возникла необходимость преодоления барьеров в общении между участниками, или когда необходимо сплотить участников группы.
  4. Психодиагностические — позволяют «прощупать» личностные особенности, эмоциональное состояние, развитие психических процессов участников.
  5. Коммуникативные – развивают навыки коммуникации, необходимые для адаптации к социальной среде:
    • умение сглаживать конфликты;
    • легко и убедительно говорить;
    • слушать и слышать;
    • обладать развитой интуицией в общении;
    • эффектно себя представить.
  6. На необходимые личностные изменения. Это условное обозначение для основных, наиболее многочисленных упражнений, ориентированных на развитие или демонстрацию тех базовых психологических качеств или навыков, за которыми пришли участники тренинга:
    • развивающих – для развития психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, сенсорное восприятие) и личностных свойств (способность к сопереживанию (эмпатии), повышение самооценки, терпимости к другим, уверенности в себе и пр.);
    • коррекционных – направлены на исправление поведения и коррекцию личностных особенностей (агрессия, ревность, жадность и пр.), которые препятствуют социальной адаптации (особенно в детском возрасте);
    • психотехнических (психотехники) – содержат системы приемов и методы саморегуляции для управления психическими и психосоматическими процессами.
  7. Телесно-ориентированные. Среди них можно выделить релаксационные упражнения – для расслабления в момент групповой усталости, дыхательные (тренируют навыки правильного дыхания), упражнения для глаз, танцевально-двигательные и танцевально-песенные упражнения (снимают страх заявить о себе и выделиться), а также невербальные и пантомимические упражнения, которые помогают в установлении социальных контактов.
  8. Развлекательные – не несут смысловой нагрузки, но способствуют снятию напряжения и высвобождению эмоций.
  9. Ритуалы начала и завершения групповой работы – помогают поддерживать общность участников, отделяют занятия друг от друга, создают особую атмосферу тренинга, не похожую на обычную жизнь.

Кроме общения, коммуникативных упражнений и игр в психологические тренинги часто включают ролевые игры, которые помогают выявить ошибки в общении поведении, проанализировать их. Они бывают спонтанными – проводятся без подготовки и бывают ориентированы на актуальные в данный момент проблемы, и сюжетные – решают задачи общего плана. В том и другом случае участникам приходится исполнять определенные роли, что помимо прочего, способствует развитию творческого потенциала.

В специализированной литературе существует термин «психогимнастика», который имеет узкое и широкое значение. В первом случае под ним подразумевают все используемые в тренинге игры и упражнения, в которых участники общаются посредством движения. Они направлены на решение задач управления групповой динамики, т.е. это – всем известные разминки.

Психогимнастика в широком понимании – это один из методов коррекционной работы с детьми, основная задача которого – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Во время психогимнастических занятий детей учат выражать эмоции движениями, мимикой, жестами, преодолевать барьеры в общении, понимать себя. По их завершении дети легче выражают свои чувства и лучше понимают других. Занятия психогимнастикой также способствуют выработке таких черт характера, как уверенность, честность, доброта и пр., и устранению всякого рода страхов, опасений, неуверенности.

Примеры упражнений и игр

Приведенные ниже игры и упражнения отлично демонстрируют — психологические тренинги бывают разноплановыми.

Проективный тест на конфетах. Веселое и показательное упражнение, которое можно использовать для 1) знакомства с группой, 2) психологической разминки в начале нового занятия, 3) наглядной демонстрации по теме тренинга «Знакомство со своей Персоной».

Знакомство.

Ведущий выносит поднос с разложенными конфетами (разной формы, размера, качества, в цветных обертках и без фантиков, леденцы, жевательные резинки), и предлагает каждому из группы выбрать себе одну – больше всего на него похожую. А после выступить с небольшим рассказом, который объяснит, почему он похож на эту конкретную конфету.

Важно, чтобы на подносе было несколько одинаковых конфет – тогда участникам не придется выбирать по принципу «что осталось», и каждому достанется та, которую он желает взять. Да и истории об одной и той же конфете часто бывают очень непохожими.

Разминка.

В случае разминки каждый гость берет конфету, которая лучше всего отражает его настроение в данный момент, и дает пояснение, почему он — это данная конфета, а данная конфета — это он. Также можно предложить участникам выложить выбранные конфеты в круг, и по тому, какой цвет обертки преобладает, диагностировать эмоциональное состояние группы. Если это красный (означает агрессию) или черный (общая подавленность), стоит насторожиться, и задуматься, в каком ключе проводить дальнейшее занятие.

Также это упражнение отлично подводит под тему лекции о юнговской Персоне в тренингах познания себя.

«Диагностика отношения к своей деятельности». Каждому члену группы предлагается указать по 3 вещи, которые он:

  • желает делать чаще в своей жизни;
  • хочет перестать делать,

и назвать причину, почему он не делает первые 3 и делает последние 3.

«Матрешка». Это одна из техник психодрамы, способствующая развитию навыков самоанализа, самораскрытию и самопознанию членов группы. Помогает преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми.

Участнику из числа добровольцев предлагают стать перед аудиторией и разобрать большую матрешку. Со словами «Это я (фамилия, имя участника) каким меня видят окружающие/сослуживцы/семья/любимые» он открывает ее, и добирается до наименьшей куколки, сопровождая всю процедуру чередой высказываний о себе. Каждая новая куколка обозначает то, что скрыто под внешней оболочкой, той, которую видят окружающие. Слой за слоем герой-доброволец раскрывает свои тайные уровни.

Можно задать направление его рассказу, например, попросить высказаться о лидерских качествах, потенциале, удачах и промахах, страхах и ожиданиях, или пусти его на самотек – пускай представляет свою матрешку, исходя из уровня своей открытости.

Важно, чтобы слушатели воздержались от каких-либо комментариев, насмешек и прочих реакций, которые могут спугнуть откровение, обидеть.

«Переправа». Психологическое упражнение, которое способствует сплочению, ломает пространственные барьеры между участниками, помогает выработать уверенное поведение в случае вынужденного физического сближения.

Группа становится плечом к плечу на разложенный на полу канат. Каждому участнику необходимо перейти из одного конца шеренги в другой. При этом ни он, ни остальные члены команды не могут касаться чего-либо за пределами линии, на которой стоят.

По окончании следует обсудить наличие дискомфорта при выполнении, его причины и способы преодоления.

В тренингах командообразования часто используют следующую модификацию этого упражнения. На пол кладут параллельно 2 каната, так чтобы между ними осталось расстояние 4-5 м. Группа становится на один из них и выслушивает вводную: «Все вы — команда, потерпевшая крушение круизного лайнера. К счастью, рядом с местом происшествия оказалось другое судно, и оно готово разместить всех вас у себя на борту. Область за обоими канатами – безопасная зона, в которой вам нужно оказаться. Область между канатами – опасная, ее надо преодолеть. Цель вашей команды – оказаться всем за вторым канатом. При этом вам нельзя касаться ногами пола в опасной зоне, если это случится, вся команда вернется на исходную позицию. Вы также не можете использовать для переправы какие-либо предметы, вроде столов, стульев и пр.».

По завершении обсуждают командную работу, определяют, кто искал решение наиболее активно, а кто самоустранился.

«Восточный рынок». Психологическое упражнение на прокачку коммуникативных способностей; может использоваться в качестве разминки или для тренировки навыков переговоров в тренинге для менеджеров по продажам и работе с клиентами.

Тренер спрашивает об ассоциациях, возникающих при упоминании восточного базара, красочно описывает примерную картину («Крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля»), и предлагает его посетить — после небольшой подготовки. Для этого раздает всем участникам по 8 одинаковых стикеров, просит на каждом разборчиво записать свое имя, и сложить готовые записки (текстом внутрь) в общую кучку на его столе, перемешивает горку листочков.

«Приготовления закончены — можем отправляться на восточный базар. Пускай каждый член команды подойдет к столу и вытянет 8 любых записок с именами. Через 5 минут рынок закроется – за это время каждый участник должен найти и вернуть все 8 листочков со своим именем. Можете уговаривать, спорить, обмениваться».

Начало игры обычно сопровождается смехом, криками и т.д. Чтобы больше «накалить страсти», тренер отсчитывает минуты, оставшиеся до «закрытия рынка». Закрывая рынок, объявляет имена первых трех, быстрее всех собравших записки со своими именами. По окончании обсуждается тактика победителей – как им удалось выиграть (вели активный поиск, ждали встречных предложений, пытались обмануть партера), а также возможные варианты поведения в сходных ситуациях.

«Воспитание взгляда». Все слышали о том, что «Глаза – это зеркало души» и «Взглядом можно убить». Взглядом также можно говорить, управлять, предлагать, влиять, убеждать, разрушать. Взгляд – это наша суть. В нем все отражено: грубость и красота, тупость и ум, благородство и хитрость, сила и слабость. С глаз исходит энергия, которая падает на людей и предметы.

Но есть люди с взглядом пассивным, почти неживым, когда на них смотришь, чувствуешь, как уходят силы. Смотреть – это целая наука, которую надо изучать. И особенно усердно – людям, которые профессионально много общаются с другими людьми.

«Король мимики – это наш взгляд», — к этой аксиоме часто обращаются в тренингах для представителей публичных профессий, и включают в них упражнения, которые учат смотреть содержательно и выразительно.

То, которое мы здесь представим, лучше всего проводить под музыку М. Таривердиева «Двое в кафе».

Группа участников делится поровну. Первой команде выдаются бирки с цифрами – Первый, Второй и т.д. Вторая получает бирки с настоящими именами, а лучше (чтобы не встретились, например, две Наташи) псевдонимами (Нео, Гамлет, Принц Датский и пр.).

Каждый член «команды с никами» записывает свое имя (псевдоним) на небольшом клочке бумаги, сворачивает его и кладет в шляпу. Каждый представитель «команды оцифрованной» подходит к шляпе и берет из нее одну записку, читает имя и прячет листочек в карман.

Далее все «оцифрованные» строятся в ряд и сохраняют безмолвие.

Обладатели ников покидают зал, и также выстраиваются в шеренгу. Затем, по команде «Игра началась» входят в комнату и медленно проходят вдоль ряда «оцифрованных». Каждый «ник» должен на 2-3 секунды задержаться напротив каждой «цифры», обязательно заглянуть ей в глаза. Каждый член «оцифрованной» команды должен встретиться взглядом с каждым представителем «ников» и дать понять глазами – выбрал он его или нет.

Выбрать «Цифре», естественно, надо того, чье имя он вытянул из шляпы. Перед всеми остальными нужно сыграть равнодушие, показать взглядом, мол, проходи дальше, я выбрал не тебя.

При использовании взгляда разрешается вращать глазами, но нельзя моргать, подмигивать, сдвигать или поднимать брови. Также запрещены какие-либо движения туловища и голосовые сигналы.

По команде «Игра окончена» музыка выключается. Каждый «Ник» называет кто, как ему показалось, его выбрал. «Оцифрованные» предъявляют записки с написанными именами.

В заключение стоит отметить, что не всегда люди, которым требуется наша поддержка и одобрение, могут «прочитать» их в выражении наших лиц. И даже близкие люди иногда «считывают» неверную информацию.

Аутотренинг при подготовке к экзаменам. В структуре психологической подготовки к ЕГЭ предусмотрены тренинги, в процессе которых учащиеся получают информацию о сути и содержании Единого госэкзамена, правилах его проведения и своих правах, а также выполняют некоторые упражнения (не только в группе, но и самостоятельно, дома), направленные на создание благоприятного настроя перед испытанием. Ниже примеры нескольких из них.

Учащиеся занимают одну из удобных поз:

  • сидя на стуле в позе кучера;
  • откинувшись назад в кресле;
  • лежа на спине в кровати или на полу,

и отдыхают, проговаривая про себя.

Текст для медитации

После заряжаются на успех.

Текст для правильного настроя на работуСледующая техника поможет осознать и проработать страхи и тревоги, вызванные ситуацией экзамена.

Будущим испытуемым предлагают придумать байку про ученика, у которого завтра ЕГЭ. Всю ночь перед экзаменом его одолевали страхи. Чего только он не боялся…

Члены группы по очереди называют какой-либо страх и рассказывают эпизод из жизни героя, приведший к его появлению. А после придумывают варианты окончания истории, обязательно с акцентом на положительные стороны решения проблемы, например, ученик разделил свои переживания с друзьями и близкими, или (тоже неплохой вариант) решил пройти психологический тренинг.

«Забавные профессии». Эту игру проводят в рамках социально-психологического тренинга для профориентации учащихся средних классов. Каждый его участник должен «сложить» какую-то новую профессию из двух уже существующих (например, «врач» и «водитель») и описать характер работы нового «специалиста», акцентируя внимание на том, какие именно операции ему придется совершать.

После всей группой выбирают наиболее забавную профессию и обсуждают, почему пока ее не существует. Также стоит выяснить – какую из придуманных профессий хотели бы получить участники.

«Официант, в моем супе муха». Это сюжетная ролевая игра, которая демонстрирует некоторые аспекты общения в конфликтной ситуации. В ней две роли — иностранный турист (роль А) и управляющий рестораном (роль Б).

Текст сюжетно-ролевой игрыВ обсуждении анализируют поведение А (стал ли он жаловаться, если да, то насколько понятно и внятно, отменил ли заказ, согласился заплатить за блюдо) и Б (вник ли он в суть дела, выразил сожаление, принес извинения), а также степень удовлетворения сторон тем, как решена проблема.

«Веселые картинки». Это упражнение взаимопомощи — в нем участники психологического тренинга пытаются помочь друг другу с помощью групповых «веселых картинок». К его проведению стоит запастись 5-ю белыми листами картона (формат А5) и 2-3 наборами фломастеров.

Вначале кто-то один из группы рассказывает о собственной сложной жизненной ситуации (болезнь кого-то из близких, безуспешная борьба с лишним весом, отсутствие денег и т.д.). Перед остальной группой ставится задача: «Вместе, сообща чуть-чуть помочь, вселить в героя немного оптимизма. Возможно, нашими стараниями мы даже поможем решить проблему. Сообща мы нарисуем несколько картинок».

Далее ведущий раздает равномерно по кругу 5 картонок, выкладывает в центре стола фломастеры. Участники, получившие картонку, что-то рисуют на ней, и передают по кругу, остальные дополняют нарисованное чем-то своим, и так со всеми 5-ю открытками. Важно, чтобы свои дополнения в рисунки внесли все члены группы.

Готовые открытки вручаются автору истории. После он делится своими чувствами по поводу результатов «группового творчества», и оставляет одну открытку себе.

Практика показывает – иногда получившиеся картинки кажутся герою обидными, неуместными. Задача тренера – своевременно сказать ему теплые слова, подчеркнуть, что «мы рисовали разобщено, и что-то пошло не так».

Коррекция психосоматических заболеваний. Причинами многих телесных недугов являются нерешенные психологические проблемы и не выраженные эмоции – сегодня это уже доказано. Болезни, которые возникают вследствие реакции на психические факторы, называют психосоматическими (от др.-греч. психо — «дух», «душа», «сознание» и греч. «soma» — тело). Чтобы избавиться от них, нужно одновременно лечить больное тело у врача — чтобы уменьшить проявление симптома, и душу у психолога или психотерапевта – чтобы решить психологические проблемы.

Задача психолога — помочь проанализировать события, предшествующие заболеванию, и обучить психологическим техникам, которые облегчат состояние. Также необходимо выстроить новую стратегию, позволяющую принимать изменения, которые произойдут с исчезновением болезни.

Во многих случаях коррекцию психосоматических болезней ведут в рамках групповой работы. Среди практических упражнений и техник в тренингах по теме психосоматики можно выделить:

  • тематические апперцептивные тесты — исследуют движущие силы личности (внутренние конфликты, влечения, интересы, мотивы);
  • рисуночные проективные тесты;
  • опросники;
  • телесно ориентированные техники и физические упражнения.

Также используются техники гипноза, арт-терапия (например, песочная).

Приведем несколько упражнений и техник, которые помогут выявить проблему.

Тест на стрессоустойчивостьЕще один психологический тест, который помогает оценить удовлетворенность разными сферами жизни и определить области, в которых необходимы изменения – «колесо жизни». Чтобы его пройти, участники вначале оценивают положение дел в той или иной области по 10-балльной шкале, а после прокрашивают оцененные части секторов. Если получившаяся фигура близка к кругу, это хороший знак — в жизни преобладает гармония. Глубокие «впадины» указывают на проблемные сферы, в которых нужно что-то менять.

Тест "колесо жизни"

Чтобы быстрее справиться с психосоматическим расстройством, занятия психоанализом дополняют физическими упражнениями. Среди прочих телесно-ориентированных методик психологи особенно рекомендуют силовые и дыхательные техники. Например, упражнение «Гимнастика Гермеса», приводящее к расслаблению всей мышечной системы; после его выполнения ощущается значительный прилив сил и бодрости (эффект, который должен присутствовать в любом тренинге по психосоматике).

Стать прямо, руки вдоль тела, ноги на ширине плеч, мышцы расслаблены, дыхание свободное. Сделать энергичный вдох в течение 4 секунд, задержать дыхание и напрячь все мышцы в течение 4 секунд. На выдохе полностью расслабиться – возникнет ощущение прилива энергии ко всем частям тела. Через 4 секунды повторить прием. Каждую фазу дыхания постепенно довести до 6 секунд. Выполнять в течение 5 минут.

Таким образом, включаясь в выполнение различных упражнений, участвуя в разнообразных играх, участники тренинга получают возможность разобраться в себе и своих переживаниях, приобретают новые навыки преодоления трудностей и расширяют границы психологического комфорта.

Важную
роль в проведении социально-психологического
тренинга играет поведение психолога
(ведущего), которое в значительной
сте­пени определяется его теоретической
ориентацией. Именно личность психолога
является важнейшим фактором, определяющим
успеш­ность тренинга. Развивающий и
оздоравливающий эффект возникает в
тренинговой группе в результате создания
атмосферы эмпатии, ис­кренности,
самораскрытия и особых теплых
взаимоотношений меж­ду членами группы
и психологом.

Основные
задачи группового психолога в работе
с подростками таковы:

  • побуждение
    подростков к проявлению отношений,
    установок поведения, эмоциональных
    реакций и к их обсуждению и анализу, а
    также разбору предложенных тем;

  • создание
    в группе условий для полного раскрытия
    детьми своих проблем и эмоций в атмосфере
    взаимного принятия, безопасно­сти,
    поддержки и защиты;

  • разработка
    и поддержание в группе определенных
    норм, проявле­ние гибкости в выборе
    директивных или недирективных техник
    воздействия.

Средства
воздействия, используемые групповым
психологом, мож­но условно разделить
на два вида: вербальные и невербальные.

К
вербальным относятся следующие средства
воздействия.

  1. Структурирование
    хода занятий (одна из важнейших функций
    психолога). Имеются в виду все высказывания,
    которые определя­ют ход занятия.
    Например: «О чем вы сегодня хотели бы
    поговорить?»; «Чья сегодня очередь
    рассказывать о себе?»; «Тема сего­дняшнего
    нашего разговора такая-то и такая-то».
    Высказывания направлены на ограничение
    непродуктивной активности группы: «Не
    отвлеклись ли мы от темы?»; «Вы это
    сказали в связи с тем-то и с тем-то» и
    т. д.

  2. Сбор
    информации. Психолог задает свои вопросы
    о разных пара­ метрах субъективной
    модальности или использует вопросы
    других детей из группы.

  3. Интерпретация,
    самый распространенный и неоднозначный
    при­ ем вербального воздействия. Она
    может относиться как к прошло­му, так
    и к настоящему подростка. Это могут
    быть приемы отражения эмоций подростка,
    конфронтация с ним, собственно
    интер­претация как выдвижение гипотез
    о причинах и следствиях поведения
    подростков.

  4. Убеждение и
    переубеждение, которые осуществляются
    непосред­ственно и опосредованно.

  5. Предоставление
    информации.

  6. Постановка
    заданий, которые должны выполнять
    подростки. В дан­ном случае речь идет
    не столько об активности психолога,
    сколько о стимуляции детей к определенному
    виду активности.

Во
время тренинга могут возникнуть некоторые
трудные ситуа­ции, например, следующие.

  • Агрессивный
    подросток в группе. Эффективным может
    быть об­суждение проблематики такого
    подростка, которого необходимо посадить
    спиной к группе вне круга. Психолог
    обсуждает эту си­туацию как этическую
    и психологическую задачу.

  • Подросток,
    стремящийся к доминированию и
    соперничеству с пси­хологом. Эффективным
    может быть попеременное игнорирование
    некорректных высказываний или
    некорректного поведения и их неожиданное
    обсуждение.

  • Наличие
    в группе пассивных подростков. В этом
    случае обычным бывает длительное
    молчание, которое может быть использовано
    как способ демонстрации подросткам
    роли их собственной актив­ности в
    групповой психокоррекции, как способ
    помощи в осознании своей ответственности
    за протекание групповых процессов.
    Затянувшееся молчание приводит к
    снижению напряжения, кото­рое оно
    создает вначале и снижению мотивации
    к участию в груп­повой психокоррекции.

  • Нежелание
    подростков говорить о себе. Психологу
    необходимо в этом случае стимулировать
    обсуждение в группе целей и задач
    групповой психокоррекции и защитных
    установок.

  • Объединение
    отдельных подростков в подгруппы —
    форма отказа от групповой работы. Эти
    факты психолог использует как матери­ал
    для обсуждения в группе. Подобные
    трудности уменьшаются по мере развития
    отношений в группе, когда активность
    психолога снижается, а активность
    участников растет. Задача психолога
    направлять активность группы, ее
    стимулировать.

В
принципе психолог, с одной стороны,
эмоционально принимает каждого отдельного
подростка в группе, с другой — предъявляет
группе определенные требования. Из
этого следует, что необходимо постоянно
контролировать соотношение сплоченности
и напряжен­ности в группе. Кроме того,
поведение психолога должно служить
своего рода моделью, образцом поведения
в групповой ситуации. Внимательно
слушая, обращая внимание на одно и
игнорируя другое, психолог способствует
созданию условий для изменения сознания
и самосознания подростков.

К
невербальным средствам относятся:
мимика, жестикуляция, интонация,
проксемика.

Требования к
ведущим группы

Групповой психолог,
работающий с детьми, обязан:

  1. Иметь
    четкое представление о типе создаваемой
    группы, ее целях и задачах.

  2. Владеть
    диагностическими средствами отбора
    подростков в группы.

  3. Перенаправлять
    на стадии отбора в группу детей, склонных
    к психическим заболеваниям или
    находящихся в глубокой депрессии, к
    другим специалистам.

  4. Информировать
    участников группы об основополагающих
    правилах, которыми должна руководствоваться
    группа в своей деятель­ности.

  5. Избегать
    таких форм работы в группе, для выполнения
    которых у участников недостаточно
    подготовки и опыта.

  6. Дать
    понять в самом начале работы, на чем
    будет концентрироваться внимание
    группы.

  7. Защищать
    права детей в группе, решать, какой
    материал давать группе, в каких видах
    деятельности участвовать. Быть
    чувстви­тельным к любой форме
    группового давления, к попыткам унизить
    достоинство отдельного человека. Такое
    поведение членов группы психолог обязан
    блокировать.

  8. Логически
    обосновывать для себя необходимость
    использования того или иного приема.
    Быть компетентным в своих действиях.

  9. Создать
    свой неповторимый стиль, основанный
    на теоретических положениях и максимальной
    реализации собственного личност­ного
    потенциала. Использовать в практике
    группового обучения новейшие достижения
    в этой области.

  10. Подчеркивать
    важность принципа конфиденциальности
    в отноше­нии личностного материала,
    принадлежащего подростку в группе.

  11. Избегать
    навязывания своих ценностей и убеждений
    детям в группе. Уважать их способность
    самостоятельно размышлять и прихо­дить
    к определенным выводам на основании
    полученной информации.

  12. Быть
    внимательным к появлению у отдельных
    детей признаков психического истощения.
    Это можно устранить, сделав общий
    пе­рерыв, так как у других переутомление
    может быть менее заметным. Если же по
    ходу занятий станут заметны болезненные
    сим­птомы в поведении, то детей с
    такими симптомами необходимо в
    исключительно тактичной (не травмирующей
    психику) форме от­странить от занятий.

  13. Планировать
    дополнительные (после завершения работы
    группы) встречи с тем, чтобы дети могли
    обсудить свои успехи, а психолог мог
    оценить эффективность группы как
    инструмента изменений (перемен) у
    человека.

  14. Необходимо
    продолжать индивидуальную работу с
    теми детьми, которые после завершения
    основной работы группы чувствуют в
    этом необходимость.

  15. Ведущий
    должен обладать достаточно высоким
    уровнем личностного здо­ровья. Ему
    самому необходимо быть ответственным
    за свою жизнь, иметь адекватную
    самооценку, уметь делать выбор, иметь
    навыки общения и ре­шения своих личных
    проблем — одним словом уметь и иметь
    все то, что мы хотим от детей, с которыми
    работаем. Это важный момент, потому что
    иначе ребенок не сможет овладеть
    необходимыми навыками и решить
    пси­хологические задачи, которые
    ставятся перед ним в ходе работы по
    про­грамме

  16. Ведущий
    должен обладать определенными
    профессиональными навыками, которые
    скорее можно назвать талантами.
    Специалисты, имеющие опыт ведения
    детских и подростковых профилактических
    групп выделяют сле­дующие важные
    способности ведущего

• Умение
войти в мир подростков, не нарушая границ
личности (своей и подростка)

• Умение создать
безопасную и поддерживающую обстановку

• Умение
нести знания «между слов», т.е. умение
пользоваться невер­бальным компонентом
общения

• Помнить
и уважать себя в подростковом возрасте

• Знание подростковых
стилей и способов овладения материалом
и иметь большой багаж различных форм
активности

• Уметь
получать удовольствие от работы с
подростками и веселиться вместе с ними.

Весьма
желательно, чтобы ведущих было несколько
и уж никак не меньше двух. Такая форма
работы как малые группы предполагает
не больше 9-10 участников Соответственно,
если в учебной группе на тренинге 30
человек, то ведущих должно быть не меньше
трех, С другой стороны, это значительно
облегчает работу ведущих и дает
возможность взаимоподдержки, что крайне
необходимо в работе с подростками. Кроме
того, это помогает анализировать работу
ведущих тренинга и, что очень важно,
предлагает подросткам для на­блюдения
здоровых партнерских отношений между
взрослыми людьми (тут, конечно, желательно,
чтобы эти отношения действительно были
здоровыми).

Требования к
помещению

• Помещение
должно быть достаточно просторным для
проведения подвиж­ных игр, но не
слишком большим, т.к. это нарушает
ощущение безопасно­сти

• В помещении не
должно быть ничего лишнего — предметов,
плакатов и т.д.

• Не
должно быть острых и опасных углов,
предметов и т.д.

• Помещение
всегда должно быть одним и тем же, иначе
нарушается ощу­щение безопасности

• Помещение
должно быть не проходным и не просматриваемым
для посто­ронних

• Стулья должны
быть легко перемещаемыми и не скрепленными
друг с дру­гом, иногда их приходится
отодвигать к стенкам

• В помещении
должно быть достаточно светло

• Помещение должно
быть достаточно звукоизолированно —
иногда будет шумно

• В помещение не
должны проникать посторонние звуки

• Дверь должна
быть закрыта на время занятий

• Оптимально, если
есть возможность сидеть и рисовать на
полу

• Должна быть.
возможность крепить ватман к стенам

Примерная
структура каждого занятия

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

Привет­-

ствие

Обозначить
начало занятия, создать особую
атмосферу, подчеркнуть безопасность

Определенные

ритуалы

Обеспечить
для каждого участника максимально
комфортное вхождение в Группу

Начало

работы

5- 10 мин

Самоопределение
участников (с чем они пришли на группу,
как себя сейчас ощущают)

Ритуализированная
форма, которая каждый раз наполняется
новым содержанием

Предоставить
каждому участнику возможность
поделиться своими пере­живаниями,
помочь осознать и принять свои чувства

Разминка

5- 10

мин

1 Объединение,
сплочение группы

2 Развитие
меж­личностных связей

3 Включение в
совместную дея­тельность

Более
или менее подвижные игры с четко
определенными прави­лами

1
Обозначение правил и границ

2.
Обеспечение безопасности участников

Работа
по

теме

30 мин

Задачи
соответст­вуют теме занятия

Самые
разнообразные формы активности (иг­

ры, рисование,
психо-драма и т.д.)

1.
Дать определенную информацию в
доступной форме

2. Предоставить
возможность выразигь свои чув­ства

3.
Помочь овладеть новыми навыками,
основываясь на полученной информации

Разминка

10-15

мин

Работа
по теме

25 мин

Заверше­

ние заня­

тия

10мин

1
Возможность выплеснуть нако­пившееся
напря­жение

2
Завершение ра­боты в позитивном
эмоциональном состоянии

Подвижные
и/или релаксаци­онные игры

Обеспечение
безопасное in

участников

Прощание

Обозначить
конец

занятия

Определенные

ритуалы

Эмоциональная
поддержка

Детей

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кст 22 комбик м инструкция по применению
  • Акеми нано эффект инструкция по применению
  • Автосигнализация шериф с автозапуском инструкция по применению с фото
  • Барабаны практическое руководство
  • Периндоприл инструкция по применению при каком давлении как принимать дозировка