Валентина Николаевна Норина
Эксперт по предмету «Психология»
преподавательский стаж — 38 лет
Стать автором
Психологическая сущность управления
Определение 1
Управление – это совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.
Управление существует столько, сколько живут и трудятся люди, поэтому является древней областью деятельности человека. Развиваться и создавать материальные и социальные ценности люди смогли благодаря скоординированным действиям. Процессы управления затрагивают сферу психологической организации личности, руководителя, исполнителя, потому что существуют и реализуются в межсубъектном пространстве.
Рисунок 1. Сущность управленческой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психологическая организация и субъекта, и объекта управления определяет эффективность управляющего воздействия. Управление всегда направлено на других людей, это особенность управленческой деятельности, которая имеет решающее психологическое значение.
Замечание 1
Кроме того, управление – это не просто воздействие на одного человека, а и специфический вид межличностного взаимодействия.
С психологической точки зрения термины руководство и управление не являются синонимами, потому что вполне возможно одновременно быть лидером группы и плохим управленцем. А бывает и наоборот – некоторые подчиненные успешно управляют своим начальником и, не имея формальной власти, определяют стратегию фирмы.
Управление или руководство людьми позволяет рациональным и эффективным путем достигать поставленных целей. В управлении важным моментом является соотношение управленческой техники, культуры и управленческого искусства. При подготовке менеджеров-профессионалов обязательным требованием является владение управленческой техникой и искусством.
«Психологические факторы эффективности деятельности руководителя» 👇
Возникает управленческое искусство на основе управленческой техники. Если управленческую деятельность рассматривать с точки зрения психологии, то можно назвать следующие её особенности:
- имеет направление на человека, побуждает и организует действия людей;
- является специфическим видом межличностного взаимодействия.
Управленческая деятельность состоит из операционных компонентов, рефлексивных компонентов, креативных компонентов, которые находятся в тесной связи.
Психология управления имеет свои законы – неопределенность отклика, неадекватность взаимного восприятия, неадекватность самооценки, искажение информации, самосохранения, компенсации. Данные законы психологии управления являются основными.
Социально-психологические факторы эффективности деятельности руководителя
В деятельности руководителя выделяется несколько групп факторов, которые оказывают влияние на эффективность управления. Все эти факторы условно делят на внешние и внутренние. В свою очередь, внешние факторы делят на три уровня – общегосударственный, отраслевой, организационный.
Внешние факторы на государственном уровне представлены экономикой страны, её политикой, изменениями, которые происходят в законодательстве и в демографической политике. Факторы на общегосударственном уровне оказывают постоянное влияние на деятельность организации, в то время как руководитель влиять на них не может. Это условия, в которых осуществляется деятельность. На данном уровне эффективность руководителя будет связана с его умением и способностью действовать в тех обстоятельствах, которые предлагаются.
Отраслевой уровень внешних факторов – это уровень взаимодействия компании с партнерами, потребителями, конкурентами, местными властями, надзорными органами. Руководитель на этом уровне имеет уже больше возможностей для того, чтобы сократить влияние отрицательных факторов, до минимума. Большое значение на этом уровне будет иметь разработка и реализация руководителем стратегии организации.
Организационный уровень представляет структуру, коммуникации в организации, её внутреннюю жизнь, уровень развития и др. Эти факторы очень тесно связаны с деятельностью руководителя и оказывают на него свое влияние, точно также, как и руководитель влияет на организационные факторы.
Замечание 2
Таким образом, для деятельности руководителя значимость внешних факторов является очевидной.
Второй, внутренней группе факторов посвящено большое количество исследований. К этой группе относится личность руководителя и стиль его управления, а также особенности построения взаимоотношений с людьми. Надо сказать, что исследования этой группы факторов начались в начале XX века в США. Здесь условно выделяют три подхода. Первый подход базировался на положении, что эффективный руководитель обладает набором определенных личностных качеств – уровнем интеллекта, знаниями, честностью, инициативностью, образованием, уверенностью в себе.
Исследуя личностные качества успешных руководителей, Р. М. Стогдилл обнаружил, что для той или иной ситуации необходимы различные способности и качества. Индивидуум, обеспеченный способностями и характеристиками, признанными и одобренными членами группы, проявляется как лидер. Такой подход в научной литературе критикуется. Причиной критики является то, что он основывается на совокупности конкретных качеств как фактора эффективности руководителя. Однако исследователи находили эффективных руководителей, не имевших этих «необходимых» качеств.
Даже серьезные разработки теорий личности не дали ученым ответ на вопрос от чего зависит эффективность деятельности руководителя. Продолжая исследовать этот вопрос, ученые обратили внимание на поведенческие факторы. В разработке этого подхода большую роль сыграла социальная психология. Поведенческий подход основывался на понятии «Стиль руководства».
Определение 2
Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным.
Связующим звеном между внутренними и внешними факторами является ситуационный. На основании изученных факторов эффективности деятельности руководителя огромное количество ситуаций были классифицированы по специально разработанным критериям.
Исследования по этому вопросу подтверждают мысль о том, что на эффективную деятельность руководителя влияние оказывают не только личностные и поведенческие факторы, но и социальные.
Критерии и факторы эффективности руководства
Руководство первичным коллективом и выделение факторов его эффективности позволили выработать научно обоснованные рекомендации, касающиеся совершенствования взаимодействия руководителя с коллективом. Цель изучения этого процесса заключается в росте эффективности деятельности коллектива.
Китов А.И. считает, что нельзя оценивать деятельность руководителя по каким-то собственным её параметрам. Конечный результат труда всего коллектива может служить подлинным критерием её оценки.
По мнению М.Н. Андрощенко, оценка эффективности предполагает системный подход к объекту. Для того чтобы выйти на максимальный выигрыш, необходимо учитывать плюсы и минусы значительного количества факторов. Отсюда, в общем виде, под мерой эффективности надо понимать степень достижения поставленных целей, соотнесенных с затратами.
Цели и функции руководства определяют критерии его эффективности. В отечественной литературе по психологии выделяются традиционные критерии эффективности – продуктивность, вознаграждение работников, авторитет руководителя, удовлетворенность работников своим трудом. Возникает такая оценка в результате совместной деятельности в коллективе и общения между его членами.
Показателем эффективности деятельности руководителя будет и самооценка группы, поскольку важнейшей функцией руководителя, является функция воспитания, которую А.С. Макаренко считал первейшей целью. Коллектив, таким образом, можно рассматривать как продукт деятельности руководителя. Самооценка коллектива является важным показателем эффективности руководства этим коллективом.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
В настоящее время
доказано, что профессиональную
компетентность можно существенно
повысить за счет ее психологической
составляющей.
Достоянием
отечественной психологической науки
является разработанный в ней деятельностный
подход к изучению психических явлений.
Он открыл возможности для содержательного
анализа всех видов человеческой
деятельности, изучения их общего строения
и структурных элементов.
Согласно данному
подходу, становление и развитие человека
происходит в сложном мире, состоящем
из ряда подсистем (семья, различные
социальные группы, общество и т.д.),
имеющих дополняющие или исключающие
друг друга цели. Являясь особым активным
элементом системы и обладая самосознанием,
позволяющим ориентироваться в подсистемах
с различными целевыми установками,
личность сама способна вместить в себя
систему («человек в мире» и «мир в
человеке») и при определенных
обстоятельствах привести к ее изменению.
В качестве системообразующего основания,
обеспечивающего приобщение человека
к тем многочисленным подсистемам, в
которых происходит его становление и
развитие, выступает целенаправленная
совместная деятельность. Развитие и
функционирование человека в процессе
деятельности является исходным пунктом
исследований в русле конкретно – научной
методологии деятельностного подхода
в психологии.
Деятельностный
подход может быть реализован в двух
стратегических направлениях: в русле
одного из них деятельность выступает
как предмет исследования, в русле другого
–
как объяснительный принцип (например,
применительно к анализу психических
процессов, сознания, личности).
Без знания
психологического строения профессиональной
деятельности невозможно ее эффективное
освоение и дальнейшее совершенствование.
В связи с этим в теоретическом и
практическом плане представляется
актуальным произвести анализ
психологического строения профессиональной
таможенной деятельности: непосредственно
таможенной деятельности (на примере
таможенного контроля) и управленческой
деятельности руководителя таможенного
органа.
Любую
профессиональную деятельность можно
рассматривать в двух аспектах:
мотивационном и операционно-техническом.
В первом аспекте открываются причины,
обусловливающие общую направленность
и динамику профессиональной деятельности
в целом (потребности, мотивы, цели,
задачи), во втором –
конкретные пути и способы ее выполнения
(действия, операции).
Деятельностный
подход к профессиональной деятельности
позволяет содержательно анализировать
ее строение и структуру, выделять слабые
звенья в управленческой деятельности
конкретного таможенного руководителя
и формировать их заново на базе
прогрессивных образовательных технологий.
На основе разработанной в отечественной
психологии теории планомерного поэтапного
формирования умственных действий и
понятий становится реальным формирование
таких основополагающих действий в
деятельности таможенника, как принятие
решений, визуальная диагностика
психических состояний в управленческом
общении и в общении с подконтрольными
лицами и др.
При
деятельностном подходе открываются
новые возможности для управления
персоналом. Подбор и оценка персонала
–
это рациональный процесс, который, в
первую очередь, требует тщательного
анализа содержания таможенной деятельности
и связанных с ней факторов. На основе
анализа создается критериальная база,
позволяющая определить, кому из
претендентов должна быть предложена
работа в таможенных органах. Анализ
содержания таможенной деятельности
начинает осуществляться на научной
основе, результаты анализа становятся
базой для составления должностных
инструкций, выявляются профессионально
важные для данного вида деятельности
качества, составляется профессиограмма
специалиста таможенного дела,
разрабатываются анкеты для поступления
на службу в таможенные органы и другие
документы, касающиеся требований к
исполнению работы.
Реализация
системного подхода в русле теории
требований, ограничений, альтернатив
при отборе кандидатов на службу в
таможенные органы позволяет осуществлять
подбор и оценку персонала на основе
объективных критериев, что помогает
избежать субъективизма и ошибок.
При анализе работы
целесообразно выделять такие ее аспекты,
как требования, ограничения, альтернативы.
Требования говорят о том, что должен
делать работник. Ограничения, налагаемые
на работника его работой, сообщают нам,
что работник делать не должен. Альтернативы,
доступные работнику, определяют степень
самостоятельности работника в выборе
того, что и каким образом делать. Эти
характеристики работы самым тесным
образом взаимосвязаны.
В
жизнедеятельности таможенной службы
значительное место занимают проблемы
психологии делового общения. Общение
может быть рассмотрено как самостоятельная
психологическая категория, тесно
связанная с
категорией
деятельности. Общение имеет диалогическую
природу, «субъект-субъектную» структуру.
Компетентность в деловом общении
является обязательной составляющей
управленческого труда и благоприятно
влияет на имидж таможенника и таможенной
службы.
Знание закономерностей
делового общения позволяет специалистам
таможенного дела распознавать
манипулятивные модели поведения, учит
ориентироваться на личностно-значимый
уровень общения, на котором закладываются
основы самоактуализации личности в
профессиональной деятельности.
Для
вычленения психологической составляющей
управленческой деятельности полезен
анализ философии западного менеджмента
с его ориентацией на потребителя.
Менеджмент –
нечто большее, чем сумма технических
средств и организационных приемов. В
конечном счете он приводит к развитию
у членов общества ценностей и мотивов,
присущих обществам, живущим в условиях
развитой рыночной экономики: терпимости
к неопределенности, склонности к риску
и предприимчивости, инициативности и
ответственности, трудолюбия и
профессионализма.
Различные
теории менеджмента описывают управленческую
деятельность с разных сторон.
Психологическая теория управленческой
деятельности объединяет эти теории в
органичную целостность, где функции
управления выступают как основные
направления деятельности, принятие
управленческих решений – как действия;
управленческое общение и управление
командой – как виды деятельности,
управленческие роли руководителя
таможенного подразделения – как
психологические характеристики,
отражающие дискретность управленческой
деятельности.
Управленческая
деятельность, как и любая иная деятельность,
может характеризоваться разным уровнем
ее качественных параметров, выполняться
с большей или меньшей эффективностью.
Это определяется многими факторами, но
в первую очередь зависит от тех личностных
и профессиональных качеств руководителя,
необходимость в которых определяется
содержанием и характером управленческой
деятельности.
.
Рис. 2.1. Совершенствование
профессиональной деятельности на основе
ее психологической составляющей (на
примере таможенного контроля)
Иными
словами, главными факторами ее
эффективности выступают специфические
управленческие
способности. Не
только эффективность, но даже сама
возможность реализации управленческих
функций зависит от того, обладает или
нет человек такого рода способностями.
В связи с этим понятие способностей
играет особую роль при изучении
управленческой деятельности.
Структура
управленческих способностей представлена
на рис. 2.2.
Таким
образом, общая структура управленческих
способностей
основана на взаимодополнительном
использовании двух критериев
–
функционально-деятельностного и
структурно-психологического.
В ходе реализации управленческой
деятельности способности воплощаются
в качества руководителя, определяющие
его управленческую компетентность.
Рис. 2.2. Структура
управленческих способностей
Соседние файлы в папке УТДоснова
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Одной из основных проблем психологии управления является проблема эффективности менеджеров. Эффективные, актуальные и правильные решения — залог существования и процветания любого бизнеса.
Руководитель — это наемный работник, занимающийся профессиональной организационной деятельностью, наделенный объектом собственности, определенными полномочиями, включая право принимать решения в пределах своей компетенции.
Вопрос оценки эффективности работы в современных условиях, несомненно, важен и актуален. Проблема в том, какого менеджера можно считать эффективным. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала разделить понятия эффективности и результативности. Под эффективностью мы понимаем достижение поставленных перед организацией целей, независимо от способа их достижения, затраченного времени и усилий. Деятельность любого менеджера эффективна, поскольку он достигает «конечного результата», хотя со стороны довольно сложно оценить затраченные на него ресурсы. Поэтому «удовлетворенность собой и удовлетворенность» можно наблюдать у многих менеджеров. Возможно, такой подход был допустим в условиях планового ведения хозяйства (при неограниченном времени, кадрах и стабильном финансировании). Современные социально-экономические условия развития общества устанавливают иные критерии оценки управленческой деятельности, прежде всего, критерий эффективности.
Под эффективностью мы понимаем оптимальное сочетание достигнутого результата с учетом затраченных усилий. Р.М. Стюарт, описывая эти понятия, пишет, что эффективность означает способность «делать правильные вещи», а результативность — способность «делать вещи правильно», т.е. достигать результатов с наименьшими затратами ресурсов. Эффективность является основной предпосылкой эффективности. Лидер должен обладать обоими качествами, то есть добиваться желаемых результатов наиболее квалифицированным способом.
Психология управления, изучая структуру, специфику и особенности управленческой деятельности, показывает пути и способы превращения ее в эффективный инструмент для решения различных задач. Овладение управленческой деятельностью означает умение организовать каждый из ее компонентов наиболее эффективным образом. Овладение своей деятельностью, или, как говорят психологи, превращение себя в субъекта деятельности, означает овладение каждым из ее психологически значимых компонентов. Для того чтобы овладеть каждым компонентом деятельности, необходимо знать психологическую структуру деятельности в целом и лидерской деятельности в частности.
Руководитель, знающий основные компоненты психологической структуры деятельности, имеет следующие преимущества:
- Видит основные действия, которые необходимо предпринять для решения любой проблемы;
- можно в любой момент увидеть, на каком этапе находится решение той или иной проблемы;
- способен своевременно вносить коррективы в решение любой управленческой задачи;
- достигает желаемого результата наиболее рациональным способом.
Деятельность в психологии
Сегодня существует множество различных определений активности, в том числе и в психологии.
Одним из наиболее удачных, по мнению А.В. Карпова, является следующее определение деятельности: «Деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием социально значимых ценностей или совладанием с социальным опытом» [с.52]. Преимущество данного определения в том, что оно отражает основные психологические характеристики деятельности (активность, продуктивность (эффективность), сознательность, социальная обусловленность) и четко прослеживает психологическую структуру деятельности.
В психологии профессиональной деятельности сложились два основных подхода к содержанию (структуре) деятельности. Первая из них условно называется структурно-морфологической парадигмой психологического анализа деятельности. Основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности интерпретируется как иерархия систем действий разной степени сложности. Второй подход — это функционально-динамическая парадигма. Согласно этому подходу, деятельность требует нескольких качественно различных психологических компонентов — ее единиц, то есть в основе деятельности не лежит один компонент, например, действие. Эта структура динамична, а ее функционирование — это процесс деятельности.
Согласно второму подходу, психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Основными компонентами структуры деятельности являются: Мотивация, формирование цели, информационная база деятельности, прогнозирование ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных характеристик субъекта и совокупность исполнительных действий.
Деятельность — это система, набор или совокупность действий, выполняемых в определенном порядке. Это, конечно, верно, но структура деятельности имеет некоторые компоненты, которые скрыты от внешнего наблюдателя. Они настолько важны, что без них деятельность вообще невозможна. Понятно, что эти компоненты представляют интерес с психологической точки зрения.
Рассмотрим психологическую структуру деятельности немного подробнее:
Мотив — Цель — Задача — Действие — Контроль — Результат — Отражение.
Это универсальная структура любой деятельности, которая включает в себя как внешние (объективно-субъективные), так и внутренние (субъективно-психологические) компоненты.
Таким образом, деятельность всегда имеет субъективно-психологический компонент, так называемый внутренний план. Благодаря внутреннему плану деятельность становится осмысленной, упорядоченной и в конечном итоге эффективной.
Психологические особенности управленческой деятельности
Управленческая деятельность — это не прямое действие субъекта на объект деятельности, а обязательно организация субъектом деятельности других людей, а также иерархия их соподчинения.
«Управленческая деятельность — это класс профессиональной деятельности, специфика которой определяется ее основной задачей — необходимостью организовать людей по иерархическому принципу для достижения общих целей.
Эта деятельность характеризуется рядом психологических особенностей:
- Опосредованно, а не напрямую связаны с конечными результатами функционирования конкретной организации. Руководитель, как правило, не должен сам участвовать в подготовке окончательных результатов;
- Объектом деятельности являются другие люди. Субъект и объект деятельности не только идентичны по своей сложности, но и тождественны по своим основным, прежде всего психологическим, характеристикам;
- Процесс деятельности — это организация деятельности других людей, то есть это «деятельность по организации деятельности» (деятельность второго порядка). Это свойство рассматривается в теории как основной атрибут лидерской деятельности, и поэтому его можно назвать мета-деятельностью;
- Содержание деятельности включает реализацию определенных универсальных управленческих функций (компонентов) (целеполагание, планирование, прогнозирование, мотивация, принятие решений, контроль и т.д.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее характера, хотя степень их выраженности может быть различной в каждом конкретном случае. Совокупность этих компонентов выражает инвариантную психологическую структуру лидерской деятельности [**Психология лидерства].
Определение функционального характера управленческой деятельности является наиболее важным в современной психологии управления, и именно это свойство является уникальной и определяющей чертой управленческой деятельности. Поэтому психологическое содержание этой деятельности, ее структура и организация обычно раскрываются через характеристики системы основных управленческих функций.
Эта структура основана на сочетании трех основных критериев: измерение деятельности-администрации, измерение персонала и измерение производства-технологии.
Они также являются основой для выделения трех основных категорий функций управления. Кроме того, их реальная взаимосвязь и сложность требуют еще одной категории функций — синтетических сложных функций, то есть функций, являющихся результатом взаимодействия трех упомянутых категорий.
Все управленческие функции образуют структуру, включающую четыре основные группы функций:
- Активно-административные: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация работы, мотивация, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция;
- Человеческие ресурсы: Управление персоналом, дисциплинарные взыскания, обучение, медиация, психотерапия.
- Производство и инжиниринг: управление операциями, логистика, инновации, маркетинг;
- Производные (синтетические, комплексные): интеграция, стратегические, представительские, профессиональные и консультационные, стабилизация.
Фактор личности руководителя
Важнейшим фактором качества управления является личность самого руководителя, его навыки, социально-психологические характеристики, уровень коммуникабельности, умение находить общий язык с подчиненными и организовывать их работу. На функционирование менеджеров и эффективность организационного управления влияют оценка их деятельности, имеющийся опыт работы, мотивация и уровень поставленных задач.
Эффективность деятельности менеджера зависит от его способностей. Однако успех менеджера также зависит от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от его личностных качеств.
Сильный руководитель характеризуется высокой степенью разнообразия методов и приемов управления, лидерскими качествами.
Другими важными чертами личности и характеристиками лидера являются:
Его способность доминировать в команде.
Уверенность в себе.
Эмоциональное равновесие;
Ответственность.
Общительность и независимость.
Эффективность управления во многом зависит от полномочий руководителя. «Авторитет — это власть, возникшая на формальной основе, данная кому-то и принятая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным».
Сильная поддержка сотрудников — залог эффективного руководства. Быть хорошим руководителем — это, прежде всего, хорошо ладить с подчиненными. Они имеют наилучшее представление о стиле руководства. То, как лидер смотрит им в глаза и объясняет все свои успехи и неудачи. Подчиненные хорошо понимают разницу в работе с плохим и хорошим руководителем. Хороший руководитель делает их работу более интересной, а достигнутые результаты усиливают чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные выполняют свою работу.
Большое влияние на авторитет руководителя оказывает высокая культура общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся:
Демократизм общения начальника с подчиненными, коллегами по работе.
Его доступность, внимательность.
Способность создавать атмосферу доверия.
Вежливость и корректность в обращении.
Точность и ответственное использование слова.
Менеджер — это не только хороший специалист, но и организатор работы своих подчиненных. Организация работы других людей означает распределение между ними определенных задач. Такая форма взаимоотношений между руководителем и подчиненным называется делегированием полномочий. Эффективность работы подчиненного ему подразделения и, следовательно, качество работы самого лидера зависит от того, насколько хорошо лидер овладел искусством делегирования.
Эффективность использования методов делегирования зависит от способности менеджера избежать следующих ошибок:
Неспособность объяснить. От того, насколько хорошо подчиненный усвоит первичную информацию, зависит, сможет ли он справиться с поставленной задачей. Поэтому после объяснения руководитель должен проверить, все ли понял подчиненный.
Неспособность использовать обратную связь.
Ворчание руководителя по поводу недовольства подчиненного своей работой действует ему на нервы. Поэтому, прежде чем высказывать недовольство, следует внести конкретные предложения по изменению ситуации.
Страх потери авторитета. Правдивое признание менеджера в том, что он чего-то не знает, не является сильным ударом по его авторитету, но если он говорит, что знает единственное приемлемое решение проблем, ему легче поверить.
Потеря контроля. Руководитель никогда не должен терять контроль над собой, даже в тех (обязательно редких) случаях, когда он инициирует ругань подчиненных с целью предотвращения.
Эффективное делегирование обеспечивается, когда руководитель четко представляет, каких результатов он ожидает от подчиненных и в какой форме и в какие сроки эти результаты должны быть достигнуты. Исходя из этого, он должен организовать контроль, который, наряду со строгой дисциплиной, является главным условием эффективного делегирования.
Критерии эффективности руководства
Можно только согласиться с А.И. Китовым, который считает, что «деятельность руководителя можно оценивать не только по каким-то его собственным параметрам. Реальным критерием его оценки является конечный результат работы всего коллектива, который органично соединяет результаты работы руководителя и исполнителей».
В самом общем виде все возможные критерии эффективности делятся на два класса:
- психологический
- непсихологический
Психологические критерии (переменные) включают:
(a) удовлетворенность членов команды различными аспектами членства в команде (например, отношениями с коллегами и начальством, условиями труда, заработной платой и т.д.);
(б) мотивация членов команды (речь идет об их желании работать и желании сохранить членство в команде);
(c) авторитет лидера в коллективе;
г) самооценка коллектива (касается ряда его важных характеристик и представляет собой некий общий результат успешности его функционирования).
Китов А.И. обращает внимание на непсихологические критерии эффективности. На (рис.1) они представлены в обобщенном виде как коллективная эффективность. К ним он относит: соответствие команды и лидера целям и задачам; распределение времени в соответствии с целями и задачами; работа над качеством и т.д.
Материал, приведенный в этом разделе, позволяет уточнить, кого (с научной точки зрения) можно считать эффективным лидером. Краткое определение дает Р.Л. Кричевский. Руководитель считается эффективным, если возглавляемая им команда имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.
Л.Н. Пономорев формулирует принципы, позволяющие определить как общую эффективность всей команды, так и эффективность работы ее лидера. Эти принципы включают:
- результаты работы команды отражают эффект от работы руководителя;
- разграничение ответственности лидера, в равной степени между подчиненными и им самим;
- сплоченная работа всей команды под руководством начальника — это больше, чем деятельность каждого в отдельности;
- распределение ответственности между старшими сотрудниками в соответствии с общими функциями управления (администрирование, производство, консультирование, представительская деятельность, формирование команды).
- соподчиненность и взаимосвязь показателей производственной деятельности.
Выделенные критерии и принципы позволяют в той или иной степени обозначить, как сделать работу менеджера наиболее эффективной.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
- Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Групповая эффективность
- Инструментальные методы диагностики психических состояний
- Закономерности восприятия
- Основы психокоррекции
- Лечение депрессий
- Ассертивный и социально-психологический тренинг как методы работы с аддиктивным поведением
- Связь психоэмоциональных особенностей с детско-родительскими отношениями у детей из полных и неполных семей
- Педагогическая система С.Ю. Курганова
- Квантовая психология
- Расстройства пищевого поведения