Просчеты советского руководства в национальной политике

Ошибки и недоработки в советской национальной политике.

Вследствие догматизированности советской идеологии советская
национальная политика не получила достаточно развитого научного
основания. То, что расходилось с переставшей развиваться идеоло-
гией, но вроде как, по не очень глубокому разумению, требовалось
на практике, — делалось негласно, но, конечно же, рано или
поздно становилось явным и воспринмалось как проявление лживости
руководства.

Ошибки и недоработки в советской национальной политике:

1. Определение Москвы как столицы многонационального государства.
Следовало оставить Москву главным городом русской части Рос-
сии, а столицу СССР построить на пустом месте и установить
национальные квоты для её заселения (может быть, даже выделить
в этом городе национальные районы и застраивать их с элементами
национального стиля). Русские сохранили бы за собой Москву, а
в столице СССР были бы представлены на равных правах все
советские нации. Кстати, таким образом удалось бы вдобавок
избежать чрезмерной концентрации населения в Москве.

2. Подселение русскоязычных (русских, обрусевших, «полукровок») в
«национальные республики» — с целью изменить в них этническую
раскладку и привязать их к России. Это вызывало справедливое
раздражение местных, потому что каждый здоровый народ хочет
оставаться самим собой и жить в собственной культурной среде.

3. Неясность позиции в отношении этногенеза. Непонятно было, как
относиться к тенденции смешения народов, к стиранию культурных
различий.

4. Неопределённость статуса русских. С одной стороны, все народы
в СССР имели равные права (если не считать неравнозначности
национальных административных образований: союзных республик,
автономных республик, автономных областей), и СССР номинально
не был русским государством. С другой, русские являлись самым
крупным народом — и единственным, на который можно было
вполне опереться в защите целостности СССР. Фактически СССР
был немножко империей русских с частично примкнувшими к ним
украинцами и белорусами. Следующими по степени доверия были
кавказцы. Последними шли евреи и прибалты.

Инфоурок


История России

ПрезентацииПрезентация на тему: Советская национальная политика 1930 г.

Скачать материал

 СОВЕТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В 1930-е гг. История России
10 класс

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •  СОВЕТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В 1930-е гг. История России
10 класс

    1 слайд

    СОВЕТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В 1930-е гг.
    История России
    10 класс

  • ВОПРОСЫ УРОКАОбщие черты и особенности индустриализации в национальных образо...

    2 слайд

    ВОПРОСЫ УРОКА
    Общие черты и особенности индустриализации в национальных образованиях.
    Ход индустриализации.
    Итоги индустриализации в национальных образованиях.
    Национально-государственное строительство.
    Направления национальной политики.

  • Общие черты и особенности индустриализации в национальных образованиях.

    3 слайд

    Общие черты и особенности индустриализации в национальных образованиях.

  • II. Ход индустриализации.

    5 слайд

    II. Ход индустриализации.

  • При размещении промышленных предприятий учитывались факторы: развитая 
инфрас...

    6 слайд

    При размещении промышленных предприятий учитывались факторы:
    развитая
    инфраструктура
    наличие
    кадров
    сырьевые ресурсы

  • в Караганде создали третью угольную базу СССР 
Казахстан выдвинулся как одна...

    8 слайд

    в Караганде создали третью угольную базу СССР
    Казахстан выдвинулся как одна из основных баз цветной металлургии
    Индустриализация в национальных регионах проводилась более ускоренными темпами, чем в целом по стране.

  • III. Итоги индустриализации в национальных образованиях.

    9 слайд

    III. Итоги индустриализации в национальных образованиях.

  • изменению всей структуры экономики, что обеспечило технико-экономическую неза...

    10 слайд

    изменению всей структуры экономики, что обеспечило технико-экономическую независимость страны
    отставание эк-ки нац. регионов было в основном преодолено

    задача индустриализации промышленного производства была в целом решена
    не был завершён процесс индустриализации в с/х, строительстве, сфере обслуживания

    различия между республиками по ряду показателей сохранялись
    по стране процесс индустриализации завершился к концу первых пятилеток, а в некоторых республиках (Киргизская, Таджикская, Туркменская, Казахская) отдельные задачи решались уже позже

  • IV. Национально-государственное строительство.

    11 слайд

    IV. Национально-государственное строительство.

  • 1930-е гг. в СССРВозникли Казахская и Киргизская ССР, 
упраздняется ЗСФСР, 
Г...

    12 слайд

    1930-е гг. в СССР
    Возникли Казахская и Киргизская ССР,
    упраздняется ЗСФСР,
    Грузия, Армения и Азербайджан вошли в
    СССР на правах союзных республик
    создана Еврейская автономная область,
    созданы 8 национальных округов и
    14 национальных районов на Крайнем Севере.

  • Всего во второй половине 1930-х гг. в СССР входило: 
11 союзных республик, 
2...

    13 слайд

    Всего во второй половине 1930-х гг. в СССР входило:
    11 союзных республик,
    22 автономные республики,
    9 автономных округов,
    9 национальных округов.
    в 1940 г. в состав СССР входили 16 республик:.
    РСФСР,
    УССР,
    БССР,
    Узбекистан,
    Туркменистан,
    Таджикистан,
    Азербайджан,
    Армения,
    Грузинская,
    Казахская,
    Киргизская,
    Карело-Финская,
    Латвийская,
    Литовская,
    Эстонская
    Молдавская

  • Конституции 1936 г. за каждой республикой сохранялось 
     право свободного...

    14 слайд

    Конституции 1936 г. 
    за каждой республикой сохранялось
    право свободного выхода из СССР,
    территория союзных республик не могла
    меняться без их согласия,
    закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик,
    для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство,
    не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов

  • 3-6 августа 1940 г.в состав СССР вошли:
Латвия, 
Литва, 
Эстония.

    15 слайд

    3-6 августа 1940 г.
    в состав СССР вошли:
    Латвия,
    Литва,
    Эстония.

  • Просчёты советского руководства 
     в национальной политике:По...

    16 слайд

    Просчёты советского руководства
    в национальной политике:
    Под видом федерации в СССР утверждается жёсткое централизованное унитарное государство
    Право свободного выхода из СССР носило формальный характер
    Ни одна советская республика не обладала правом принимать любые решения без согласования с Центром
    Введение советских порядков проводилось силовыми методами, без учёта местных особенностей
    Не были чётко оформлены пограничные линии

  •  V. Направления 
национальной политики

    17 слайд

    V. Направления
    национальной политики

  • Особенности  политики «коренизации» в 1930-е гг.

    18 слайд

    Особенности политики «коренизации» в 1930-е гг.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 492 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «История России (базовый уровень) (в 2 частях)», Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

    «История России (базовый уровень) (в 2 частях)», Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

    Тема

    Советская национальная политика в 1930-е гг.

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

  • 02.02.2022
  • 521
  • 20

Рабочая программа по истории

  • Учебник: «История России. XVI–XVIII века», Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С., Рогожкин В.А.
  • Тема: Раздел (модуль) 1. Самобытный путь Московского царства
  • 02.02.2022
  • 115
  • 0

«История России. XVI–XVIII века», Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С., Рогожкин В.А.

  • 02.02.2022
  • 148
  • 0

«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Рабочая программа по истории

  • Учебник: «История России конец XVII- XVIII век», Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В., Артасов И.А., Фёдоров И.Н
  • Тема: Глава 1. Рождение Российской империи
  • 02.02.2022
  • 162
  • 7

«История России конец XVII- XVIII век», Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В., Артасов И.А., Фёдоров И.Н

  • 02.02.2022
  • 207
  • 3
  • 02.02.2022
  • 171
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория русской культуры»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Скачать материал


    • 02.02.2022


      12425
    • PPTX
      17.6 мбайт
    • 1388
      скачиваний
    • Рейтинг:
      5 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Колупаева Марина Валериевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Колупаева Марина Валериевна

    • На сайте: 6 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 675238
    • Всего материалов:

      282

Как известно, в национальных республиках СССР в определенный момент начали пробуждаться новые силы, стали формироваться опасные для верховной власти течения, с которыми надо было вести кропотливую и вдумчивую работу, вырабатывая качественно новые модели отношений между центром и республиками. Скорее всего, если бы этот сигнал был оценен правильно, то удалось бы избежать многих трагических страниц из истории позднего СССР: от Тбилиси до Баку.

Однако новые вызовы и риски остались без должного внимания, а, точнее сказать, решались в традиционной аппаратной манере, которая, к тому моменту, уже не могла обеспечить необходимой стабильности в огромной стране, на окраинах которой, один за другим, начали возникать очаги национальной напряженности.

Одним из таких очагов был Азербайджан, в котором развернулось движение, организованное Народным фронтом республики. 20 января по указу генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева в Баку было введено чрезвычайное положение. Примечательно, что указ стал грубым нарушением Конституции СССР, согласно которой обязательным условием введения чрезвычайного положения являлось разрешение Президиума Верховного совета союзной республики. Отметим, что никакого разрешения со стороны руководства республики не было, о чем в тот же день по радио сообщила глава Президиума Верховного совета Азербайджана Эльмира Кафарова.

Тем не менее в ночь с 19 на 20 января в Баку имел место чудовищный акт насилия. В чем причины, в чем истоки той трагической ошибки, которая, с точки зрения многих современных политиков, хуже, чем ошибка – скорее, преступление. На поверхности лежит глубокий методологический просчет. Напрашивается аналогия с факторами экономического кризиса советской системы — несовместимостью плановой экономики с необходимостью к началу 1980-х кардинального обновления основных фондов большинства предприятий, требованием модернизации на уровне современных технологий, что привело бы к их системной остановке, а, значит, срыву программы выполнения плановых обязательств. Между ответственностью за план и претензиями со стороны министерств за недостаточное техническое обновление фондов предприятий, директора неизбежно выбирали легкий выговор по второй позиции. Ибо срыв плана означал неизбежную перемену участи.

Так и в ситуации с формированием новой национальной политики власти предпочитали сохранять внешнюю стабильность, избегая резких движений, диалога с национальной интеллигенцией, работы с молодежью. Проблемы, которые реально существовали уже несколько десятилетий, загонялись внутрь системы, хотя единственный способ их «излечения» требовал совершенно иных по характеру действий. Нарыв, рано или поздно, должен был вскрыться, но даже тогда масштабы и характер «болезни» так и не были оценены в необходимой степени.

Национальная политика в СССР, осуществлявшаяся по «остаточному принципу», была противоречива по определению. Сейчас многие современники тех событий, бывшие партийные начальники, сотрудники специальных служб, журналисты и писатели, пытаются найти внешнее объяснение фактору обострения национальных противоречий. Не будем вдаваться в разбор конспирологических теорий. Вместо этого попытаемся сформулировать свой вариант ответа на вопрос, который часто задают на бытовом уровне: «Как можно было так стремительно перейти от дружбы к вражде, если на уровне общения простых советских людей практически никогда не проявлялись столь характерные для современных обществ явления национальной вражды и нетерпимости?»

Национальный вопрос — материя столь тонкая, что существуют только два пути его урегулирования. Либо жесткое подавление любых форм и попыток его переосмысления в направлении, отличном от официальной идеологии — советский народ как новая историческая общность. Либо максимальный учет всех специфических черт развития каждого народа, населяющего территорию страны. До тех пор, пока сталинская система жестко подавляла любые проявления «буржуазного национализма», механизм национальных отношений функционировал в рамках этой логики. «Оттепель» и последующий «застой» ослабили жесткие тиски, но ничего не предложили взамен, кроме реанимирования методов подавления в том случае, если национальная элита или интеллигенция в союзных республиках нарушала установленные правила игры.

Простых людей это обстоятельство абсолютно не касалось, они строили свои отношения как соседи, а не как жители замкнутых анклавов. При этом сохранялась их идентичность, хотя и была утрачена значительная доля национальных обычаев, культуры, традиций, языка (где-то в большей, где-то в меньшей степени). Но в то же время национальный фактор никуда не исчезал, он сохранялся в многонациональной среде, но никак не проявлялся «публично» до определенного времени. Так же и национальное переустройство страны происходило хаотично, без учета реальной этнополитической ситуации в различных регионах, что в конечном итоге привело к возникновению локальных вооруженных конфликтов на межэтнической почве. Складывается ощущение, что события в январе 1990 года — это уже окончательный крест, поставленный на мирном реформировании системы, а, в конечном счете, на самой возможности сохранения Союза.

Об этом надо помнить и стремиться понять ошибки и просчеты тогдашнего руководства страны, чтобы в нынешней практике наших государств избежать их повторения.

Алексей Власов, «Вестник Кавказа» 

1.

СОВЕТСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА В 1930-Е ГГ.
История России
10 класс

2.

ВОПРОСЫ УРОКА
I.
Общие черты и особенности индустриализации в
национальных образованиях.
II. Ход индустриализации.
III. Итоги индустриализации в национальных
образованиях.
IV. Национально-государственное строительство.
V. Направления национальной политики.

3.

I. Общие черты и особенности
индустриализации в
национальных образованиях.

4.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
ОСОБЕННОСТИ
1. создание и развитие крупной индустрии
1. исходный уровень развития промышленности
был очень незначительный
2. высокие темпы пром. строительства
2. на окраинах не существовало современной пром.
3. изменение структуры экономики на
основе реконструкции всех отраслей н/х
3. экономика носила резко выраженный аграрный
характер
4. рост производительности труда
4. сохранялись черты патриархально-феодальных
отношений
5. формирование и рост численности и
культурно-технич. уровня рабочего класса
5. различные сроки и темпы осуществления
индустриализации
6. рациональное размещение
производительных сил по территории
6. В республиках очень низок % рабочего класса и
инженерно-технического состава
7. осуществление за счёт внутренних
источников
7. преобладали отрасли лёгкой и пищевой
промышленности

5.

II. Ход индустриализации.

6.

При размещении промышленных предприятий учитывались
факторы:
развитая
инфраструктура
сырьевые
ресурсы
наличие
кадров

7.

Украина



Белоруссия ♦


Грузия ◊

Ново-Краматорский з-д тяж. машиностроения,
Запорожсталь
Азовсталь,
Днепропетровский алюминиевый завод и т.д.
возникли машиностроительная,
химическая,
топливная (торфяная),
швейная,
трикотажная и др. отрасли промышленности
новые месторождения угля,
добыча марганца в Чиатурах,
построен машиностроительный завод в Тбилиси

8.

• реконструированы с увеличением мощности
предприятия цветной металлургии,
Армения • сооружён крупный цементный завод
♦ завершилась коренная реконструкция нефтяной
промышленности
Азербайджан
◊ создали своё машиностроение,
Средняя Азия ◊ усиленно развивали горную и хим. промышл.
в Карагандецветную
создалиметаллургию
третью угольную базу
Казахстан ◊ развивали
◊ вСССР
Казахстане Джезказганский медный завод,
Индустриализация
в национальных
◊ вКазахстан
выдвинулся
как одна изпроводилась
основных баз
Чимкенте
свинцовый регионах
завод,
более ускоренными
темпами,
металлургии
чем в целом завод.
по стране.
◊ цветной
Балхашский
медеплавильный

9.

III. Итоги индустриализации в
национальных образованиях.

10.

• изменению всей структуры экономики, что обеспечило техникоэкономическую независимость страны
• отставание эк-ки нац. регионов было в основном преодолено
• задача индустриализации промышленного производства была в
целом решена
• не был завершён процесс индустриализации в с/х, строительстве,
сфере обслуживания
• различия между республиками по ряду показателей сохранялись
• по стране процесс индустриализации завершился к концу первых
пятилеток, а в некоторых республиках (Киргизская, Таджикская,
Туркменская, Казахская) отдельные задачи решались уже позже

11.

IV. Национально-государственное
строительство.

12.

1930-е гг. в СССР
♦ Возникли Казахская и Киргизская ССР,
♦ упраздняется ЗСФСР,
♦ Грузия, Армения и Азербайджан вошли в
СССР на правах союзных республик
♦ создана Еврейская автономная область,
♦ созданы 8 национальных округов и
14 национальных районов на Крайнем Севере.

13.

Всего во второй половине 1930-х гг. в СССР входило:
— 11 союзных республик,
— 22 автономные республики,
— 9 автономных округов,
— 9 национальных округов.
в 1940 г. в состав СССР входили 16 республик:.
o РСФСР, ♦ Туркменистан,
Грузинская, • Латвийская,
o УССР, ♦ Таджикистан, Казахская, • Литовская,
o БССР, ♦ Азербайджан,
Киргизская, • Эстонская
♦ Армения, Карело-Финская,
o Узбекистан,
• Молдавская

14.

Конституции 1936 г.
♦ за каждой республикой сохранялось
право свободного выхода из СССР,
♦ территория союзных республик не могла
меняться без их согласия,
♦ закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных
законов на территории всех союзных республик,
♦ для граждан СССР устанавливалось единое союзное
гражданство,
♦ не предусматривалось право республиканских органов
приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов

15.

3-6 августа 1940 г.
в состав СССР вошли:
— Латвия,
— Литва,
— Эстония.

16.

Просчёты советского руководства
в национальной политике:
1. Под видом федерации в СССР утверждается жёсткое
централизованное унитарное государство
2. Право свободного выхода из СССР носило формальный
характер
3. Ни одна советская республика не обладала правом
принимать любые решения без согласования с Центром
4. Введение советских порядков проводилось силовыми
методами, без учёта местных особенностей
5. Не были чётко оформлены пограничные линии

17.

V. Направления
национальной политики

18.

Особенности политики «коренизации» в 1930-е гг.

Общеизвестно, что в СССР царило подлинное национальное равноправие. В отличие от других империй у нас не было экономически и политически господствующей нации; и не один народ, даже самый малочисленный, не исчез. Поэтому, безусловно, достижений в советской национальной политике было немало. Однако наряду с этим были допущены и серьезные стратегические просчеты.

Главной ошибкой в национальной политике ВКП (б) – КПСС была установка на постепенное выравнивание всех этносов под один шаблон – «советский народ». То есть безнациональный какой-то народ. Эта установка вытекала из идеологии марксизма, в которой на первом месте были классы, а нации уже потом, поскольку после мировой революции все народы на планете должны были слиться в одну братскую космополитическую семью. (Поэтому современные «фининтерновские» глобалисты к левому глобалисту Марксу относятся весьма благосклонно.)

И в это верили не только ортодоксальные марксисты-теоретики, но и многие советские руководители сталинской эпохи. У Молотова, когда он уже был на пенсии, писатель Ф. Чуев как-то спросил: «А при коммунизме сохранятся национальные особенности? – Ну, это сотрется. – Но это же плохо! – Почему плохо? Обогатимся!..». А ведь Молотов был долгое время вторым человеком после Сталина. У Сталина, заметим, подобных высказываний нет.

Установка на нивелирование этносов по социальному шаблону привела к серьезным перекосам в советской национальной политике. В первые годы после революции был нанесен удар по всем религиям и национальным обычаям (т. е. этнической традиции), которые были объявлены пережитками феодализма. Это коснулось и православных, и буддистов, и шаманистов, и, в частности, мусульман, которые, в большинстве своем, жили до революции по законам шариата. Например, зачем надо было «освобождать женщин Востока», если они вовсе не нуждались в освобождении. Или ставить вне закона религиозные праздники и посты, или запрещать калым – плату за невесту? Зачем надо было отнимать детей у северных народов и помещать их в школы-интернаты, где они, отрываясь от векового кочевническо-охотничьего уклада, теряли навыки и зачастую превращались в поселковых бомжей.

Это была, заранее обреченная на неудачу, попытка с помощью декретов исправить (снивелировать) этнический стереотип поведения и ментальность, которые, как мы знаем, являются результатом длительного природного процесса – этногенеза. И которые «исправлению» не поддаются.

Кроме того, с первых лет советской власти всячески поощрялось перемешивание народов внутри СССР. В первую очередь – практика переселения русских, украинцев, белорусов на национальные окраины – в республики Средней Азии, Кавказа, затем – в Прибалтику, на Западную Украину и в Молдавию.

Такая национальная политика компартии вызывала естественное недовольство национальных меньшинств и ассоциировались с русской властью. И все эти обиды они запомнили. Потом это всплывет в конце 1980-х годов. (Строго говоря, местные националисты были недовольны не столько «русификацией», сколько унификацией своих народов. Хотя и могли называть это русификацией.)

Незадолго до распада СССР Гумилёв в одном из интервью говорил: «Не нужно навязывать людям других этносов не свойственный им образ жизни. Не нужно обижать людей потому, что их поведение отличается от нашего… Не нужно заставлять всех жить вместе. Лучше жить отдельно, зато в мире».

Теперь надо особо сказать о положении русского этноса в СССР. Ведь что получилось? Во-первых, в результате «интернациональной политики» проводимой ВКП(б), русские потеряли значительную часть своих земель. Границы между РСФСР и союзными республиками, так же как границы внутри РСФСР, были проведены очень вольно, по принципу – нарисуем, будем жить. В итоге от России оторвали не только Новороссию с Донбассом и (позже) Крым, но и Северный Казахстан, земли терского и уральского казачества, и отдельные территории внутри России. При этом русские даже не получили своей собственной государственности!

Во-вторых, и это главное, при образовании СССР по ленинскому плану национальным республикам было дано право на отделение от империи. А это уже противоречило логике существования самой империи! Мало кто знает, но знаменитое ленинское «право наций на самоопределение» вытекало отнюдь не из стремления защитить малые нации, а из-за стратегической установки на мировую революцию, в перспективу которой в 1922 году Ленин еще продолжал верить.

Уже после образования СССР, в начале 1923 г. Ленин предлагал пойти на еще большие уступки национальным республикам, и вместо Союза создать Конфедерацию, лишь с военным и дипломатическим центром. Боясь, что раскол в партии повредит продвижению мировой революции, Ленин готов был пойти навстречу требованиям «национал-уклонистов», среди которых самыми рьяными были грузинские и украинские партийные руководители. (За 100 лет ничего не изменилось!) Ленин обещал выступить в их поддержку на ближайшем съезде. И выступил бы, но помешала болезнь; после третьего инсульта Ленин уже не оправился.

Еще одним негативным результатом политики «интернационалистов» в руководстве ВКП (б) стала установка на коренизацию национальных окраин, которая была официально провозглашена в апреле 1923 года. Это было целенаправленным ударом по так называемому «русскому шовинизму». На первом этапе коренизации планировалось заменить русский язык национальными языками в администрациях, школах и учреждениях культуры. Например, на Украине эта программа получила название украинизации. Все служащие госучреждений до 1 января 1926 г. должны были выучить украинский язык под угрозой увольнения с работы. Решено было украинизировать газеты, книжные издательства, театры, вывески, надписи и прочее. То есть, все, на что ложится глаз.

Ученый-евразиец Н. Алексеев, предчувствуя, чем может обернуться такой избыток национальной свободы, в конце 20-х гг. писал: «Создав в пределах Союза большое количество национальных республик… коммунисты… способствовали пробуждению местного национализма, который не может не угрожать превращением в самостоятельную силу… Это чрезвычайно грозное явление, быть может, одно из самых опасных для судеб не только советского правительства, но и будущей России».

Так и случилось!..

Таким образом, с созданием национальных государственных образований в рамках СССР и введением пункта о самоопределении в декабре 1922 года в структуру СССР была заложена бомба замедленного действия, которая на рубеже 90-х гг. взорвалась. И это ударило в первую очередь по 25 млн. «заграничных» русских, многие из которых оказалось в национальных республиках не по своей воле. Они были или географически отрезаны от России при образовании новых республик (Новороссия, Сев. Казахстан и др.), или выехали в 1930 – 60 гг. по оргнабору – поднимать экономику и социальную сферу национальных окраин (это – помимо эвакуированных во время войны).

Особенно много русских выехало из России при Хрущеве, который, будучи стихийным троцкистом, вообще не понимал, что кроме классового существует еще и национальный подход! Хрущев всерьез собирался построить в СССР коммунизм за двадцать лет (к 1980 г.). А раз так, то смешение разных этносов рассматривалось как шаг к слиянию наций в единый «советский народ» (первоначально – «коммунистическую нацию»), как непременное условие строительства коммунизма.

В конечном счете, все эти искусственные перемещения привели к тому, что был нарушен главный принцип существования народов в полиэтническом государстве, сформулированный Гумилёвым: «Рядом и порознь». Когда этносы живут в мире, не вмешиваясь в дела друг друга (этнический симбиоз, или нейтральный вариант – ксения). При этом, подчеркнем, основной вектор миграций тогда был направлен не в Россию, а из России.

Историческая практика показывает, что национальные конфликты вспыхивают тогда, когда происходят массовые этнические слияния и взаимопроникновения. Именно массовые, когда счет мигрантов идет не на тысячи, а на сотни тысяч и миллионы. И особенно острыми эти конфликты бывают в тех случаях, когда перемешивание этносов происходит на межцивилизационном, суперэтническом уровне. Именно это произошло в Прибалтике (периферия европейского суперэтноса), на Западной Украине (псевдоевропейская этническая химера), на Кавказе (суперэтнический перекресток) и в Средней Азии (мусульманский суперэтнос).

В результате в конце 1980 – нач. 90-х гг. миллионы русских и русскоязычных подверглись гонениям и вынуждены были бежать от «братьев меньших» на историческую родину в Россию. А те, кто убежать не смог оказались в бывших республиках СССР в положении граждан второго сорта.

Говоря о положении русских в СССР, следует обратить внимание еще на один перекос. В последние десятилетия существования Союза уровень жизни русского населения оказался ниже, чем в большинстве республик. Национальные меньшинства на Кавказе, в Прибалтике, да и в отдельных районах Средней Азии жили богаче, чем национальное большинство в вечно нищей Центральной России. И это притом, что национальные окраины были подняты из бедности в основном русскими, и на русские деньги. Огромные средства были брошены на создание местной промышленности, науки, образования, медицины. В Средней Азии, например, все это пришлось поднимать с нуля. В итоге Большой брат стал постепенно превращаться в бедного родственника. И это, естественно, не прибавило уважения к русским со стороны нерусских народов. Ведь стремятся дружить, как известно, с сильными и богатыми.

Почему же русские оказались в таком униженном положении? Корни уходят туда же – в троцкистско-бухаринскую «интернациональную», точнее – русофобскую политику. Известно заявление Бухарина на XII съезде партии в 1923 году: «Мы в качестве бывшей великодержавной нации… должны поставить себя в неравное положение… Только при такой политике, когда мы себя искусственно поставим в положение, более низкое по сравнению с другими, только этой ценой мы сможем купить доверие прежде угнетенных наций».

При этом главной задачей для подобных руководителей-космополитов продолжала оставаться борьба с «великорусским шовинизмом». В том же 1923 году на совещании ЦК с партийным руководством национальных республик было заявлено, что уклон к местному национализму «является реакцией против великорусского шовинизма». Наиболее рьяные участники совещания призывали «заткнуть глотку» «чудищу великодержавничества» (Скрыпник), «вытравить его окончательно, прижечь каленым железом» (Зиновьев), не расслабляться, а настраиваться на длительную борьбу, поскольку «великорусский шовинизм будет, пока будет крестьянство» (Микоян).

К этому следует добавить, что неприязнь к русской нации была заложена в самом марксизме. Маркс Россию (да и всю «славянскую сволочь», как он выражался) не любил. Считал русский народ варварским, «неисторическим», «контрреволюционным», и поэтому обреченным на гибель (!) в огне мировой революции. Он всерьез утверждал: «Ненависть к русским была и продолжает быть первой революционной страстью». (Вот тебе и «Интернационал»!)

Что касается Ленина, то он в подобные русофобские крайности не впадал. Когда требовалось, Ленин называл себя «великоруссом», когда требовалось – клеймил «русский шовинизм». Но чаще все-таки клеймил. Особенно выделяется в этом отношении его статья «К вопросу о национальностях и «автономизации», датированная 30 декабря 1922 г. (день образования СССР). В ней Ленин берет под защиту национализм угнетенных «малых наций» и гневно осуждает национализм «больших наций». (Хотя в истории бывало и наоборот: малые нации угнетали большие нации.) Помимо нападок на «русский национализм» в статье говорится о «роковой роли Сталина». К нему относится выражение «шовинистическая великорусская шваль» (!), поясняется, что и грузин может быть «грубым великорусским держимордой». Заодно достается и стороннику Сталина поляку Дзержинскому… По этому поводу Сталин позже скажет: «Это не Ленин говорит – это болезнь его говорит».

Надо заметить, что такой болезнью – под названием синдром мировой революции – болел не только Ленин, ею болели почти все «старые большевики».

Войдя в силу в 1930-х гг. Сталин начал проводить прямо противоположную национальную политику. Это проявилось и в расстановке кадров (главное!), и в экономике, и в культуре. Антирусский перекос 20-х гг. был преодолен, программа коренизации свернута, нападки на «русский шовинизм» прекратились. Незадолго до войны Сталин так обозначил свою позицию: «Нужно развивать идеи сочетания здорового, правильно понятого национализма с пролетарским интернационализмом. Пролетарский интернационализм должен опираться на этот национализм». (См. ст. «О национализме и интернационализме».)

В целом это было возвращение к традиционной национальной политике, проводимой в Российской империи с XVI века. Разумеется, настолько, насколько это было возможно в советских идеологических рамках. А царская национальная политика, заметим, была достаточно взвешенной. Во всяком случае, она оставалась таковой до второй половины XIX в., когда под воздействием западных идей, была предпринята попытка русификации Польши, Прибалтики и Бессарабии. Но даже с учетом этих либерально-консервативных перегибов (особенно при Александре III) можно утверждать, что Российская империя вовсе не была «тюрьмой народов». Ограничены в правах были лишь два этноса: евреи (вначале по экономическим и религиозным причинам, а потом и по политическим), и поляки (по политическим). Остальные народы фактически имели те же права, что и русские.

Более того, царское правительство предоставляла национальным окраинам определенные льготы (по налогам, военной службе и т. д.) и давала полную свободу в сфере культуры, религии и традиционного бытового уклада. То есть – не пыталось переделать нерусские народы в какую-то «общность». Принцип был простой: политический и административный контроль при невмешательстве в «личную жизнь» той или иной нации.

Таким образом, национальная политика «Белого царя», в целом проводилась в русле евразийской полиэтничной традиции, унаследованной Россией от древних кочевых империй гуннов, тюрок и монголов. Красный император Сталин стал продолжателем этой традиционной имперской политики в экстремальных условиях русского надлома. Но – ненадолго…

При Хрущеве вновь оживились разного рода «космополиты». Опять возобладала прямолинейная установка на формирование химерной этнической конструкции под названием «коммунистическая нация». В результате РСФСР стала превращаться в дойную корову для многочисленных меньших братьев. (В СССР было четыре республики-донора: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан. Все остальные – дотационные.) Это естественно, привело к нарастанию недовольства русского населения: «Ну, сколько можно их кормить!». И стало одной из причин той индифферентности, которую проявило населения России после распада СССР в 1991 г.

Таким образом, получилось, что партийные власти, проводившие даже не интернациональную, а какую-то сверхинтернациональную политику, помогли бедным и слабым соседям стать богаче и сильнее. И сформировать свою национальную элиту, которая, естественно, захотела получить больше власти и денег, и поэтому ударилась в крайний национализм. Вот вам еще одна причина нарастающего сепаратизма. Ведь те же номенклатурные узбеки или грузины к 80-тым годам как рассуждали? – Мы и так живем хорошо, а без русских, которые уже надоели, заживем еще лучше! Дружба дружбой, а хочется пожить самостоятельно, ведь это все-таки наша земля…. И их, кстати, можно понять – всякому народу хочется пожить самостоятельно. Вопрос в другом – а кто же тебе даст?! В мире стало очень тесно. Поэтому, «покровитель» для небольшого, беспризорного этноса всегда найдется, тем более, если он проживает в экономически и стратегически важном регионе.

Но тогда наши меньшие братья об этом не думали. Так же как не думали о том, что нефть, газ, электричество, стройматериалы Россия посылала им почти бесплатно. А они свои абрикосы и персики продавали в России задорого. Они привыкли к этому, как привыкают дышать воздухом. Но когда этот кислород перекрыли, националистический угар начала 90-х пошел на спад.

Правда, это случилось не у всех. Дело в том, что среди множества этносов проживавших в СССР была своя, так сказать, пятая колонна. В нее входили те этносы, которые, формально входя в состав Советской империи, в российский суперэтнос не только не входили, но и были отрицательно комплиментарны на суперэтническом уровне. Они являлись инородным элементом в суперэтнической системе. Это, в первую очередь, – прибалты и западные украинцы. Не случайно, что во время войны эти народы, в большинстве своем, поддержали Гитлера. (Да и не только они.) За что и были по законам военного времени репрессированы Сталиным. И не случайно, что именно там, в конце 80-х годов произошел самый сильный взрыв национализма, даже больше – шовинизма! (Заметим, что СССР в этом отношении не являлся каким-то исключением: например, в китайский суперэтнос не входят (и отрицательно комплиментарны) тибетцы и уйгуры, в европейский – сербы и греки, в индийский – кашмирцы и т.д.)

Однако в мировой истории всегда было так: все империи в период пассионарного подъема выходили за пределы своих суперэтносов (этносов). Сначала новая этническая конструкция выглядела благополучно, но по мере снижения пассионарности (имперской мощи) на окраинах, в первую очередь некомплиментарных, вспыхивали сепаратизмы. Что, наряду с другими причинами и приводило к краху все империи без исключения. Одни распадались в фазах перегрева-надлома: Монгольская, Арабский халифат, Османская, Российская. Другие – в последней фазе обскурации: Римская, Византийская. Третьи (колониальные) – в фазе инерции: Испанская, Британская. (См. Кривую этногенеза Л. Гумилёва.)

Эта природная этнологическая закономерность имеет прямое отношение к вопросу, почему распался Советский Союз.

При этом следует еще раз подчеркнуть, что кроме рассмотренного фактора – этнического – на рост местного национализма повлиял и другой фактор – идеологический (коммунистический). Сепаратистские устремления малых наций были естественной защитной реакцией множества национальных идентичностей на попытку лишить их собственного «Я», то есть, своей, оберегаемой каждым народом, непохожести. Это была закономерная реакция на планомерную политику (отчасти удавшуюся) по соединению всех народов СССР в одну большую этническую химеру!

Гумилёв говорил в памятном 1991 году: ««Парад суверенитетов» не был запрограммирован в ходе этногенеза. Его вполне можно было избежать, если бы не проводимая коммунистическим правительством «линия партии». Она сознательно игнорировала сам факт существования в стране этносов со своими традициями и стереотипами поведения и тем самым провоцировала эти народы к отделению».

Делаем вывод. Если мы объективно посмотрим на советскую национальную политику, то увидим, что в СССР объединительный принцип (евразийской интеграции), в целом, соблюдался. И в этом была сила Красной империи. Но не соблюдался другой принцип: «быть самими собой». И в этом была её слабость!

В одной из последних своих статей Гумилёв писал: «Местными национальными движениями политика коммунистов воспринимается как русская национальная политика. Такая аберрация рождает величайшее заблуждение, ибо русские с октября 1917 г. точно также были лишены возможности проводить свою национальную политику, как и все другие народы». Как сказал по этому поводу академик Панченко: «всех обидели, и русских тоже обидели».

При этом сильнейший удар по всему русскому, повторим, пришелся на правление большевиков первой волны – троцкистов (1920-е гг.), которые, в большинстве своем, будучи евреями по рождению, вообще не относили себя ни к какой нации. Они были безнациональны и безрелигиозны, как и полагается глобалистам (марксистам). Вспомним известное определение Троцкого – «кочевники революции» и высказывание Мехлиса: «Я не еврей, я коммунист».

Поэтому, справедливости ради, заметим, что надо разделять советскую национальную политику до и после Сталина… И, кроме того, не надо забывать, что советская национальная политика проводилась в тяжелейших условиях этнического надлома, т. е. в то время, когда любая этническая система несет невосполнимые потери. Независимо от гимна и флага. В такие «шизофренические» периоды часто приходится выбирать из плохого и очень плохого. И радоваться, что хоть что-то традиционное удалось спасти… (См. в моей кн. гл. «Фаза надлома».)

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Расторжение договора в еис инструкция по 223 фз
  • Валетон gp 100 инструкция по эксплуатации
  • Должностная инструкция фрезеровщика на производстве образец
  • Препарат медян экстра инструкция по применению
  • Сироп ибуклин от температуры для детей инструкция