Проекты по классному руководству темы

Тематика классных часов

Фамилия.

Имя. Отчество

П р о е к т

Я – человек

Я – гражданин

Я и культура

Я и природа

Я и труд

Я и здоровье

Праздник «Начало нового учебного года. Наши планы» (сентябрь)

Беседа «Что такое ответственность» (октябрь)

Игра «Ребята, давайте жить дружно!» (октябрь)

Проект «Пишем письмо Деду Морозу» (декабрь)

Беседа «Хорошие и плохие черты характера» (январь)

Презентация «Планета толерант-ности» (ноябрь)

Проект ко дню юно-го героя анти-фашиста (январь)

Праздник «День защитников Оте-чества» (февраль)

Игра, презентация «Первые космонав-ты» (апрель)

Проект «Нет лучше дружка, чем родная матушка!» (посв. Дню Мате-ри)(ноябрь)

Беседа «Какого человека можно назвать культур-ным?» (декабрь)

Праздник «В прекрасный день 8-е Марта!» (март)

Викторина «Пу-тешествие в Книжкино царство» (март)

Беседа «Заповеди класса. Выбор актива класса» (сент.)

Игра, викторина«Учить-ся–это интересно» (апрель)

Проект «Мои достижения»(май

Праздник «Итоги учебного года»

(май)

Беседа «Откуда берутся лен-тяи» (январь)

Игра «Что такое ЗОЖ» (февраль)

Беседа «Что такое поручение?» (сентябрь)

Беседа «Что такое самостоятельность?» (октябрь)

КВН «Вот и стали мы на год взрослее» (май)

Презентация «Россия – Родина моя» (февраль)

Викторина «О сол-датах и генералах» (февраль)

Беседа «О тех, кто мир нам подарил» (март)

Игра «Первый полет» (апрель)

Устный журнал «Праздник всей страны»

Праздник День Знаний (сентябрь)

Выставка рисунка «Расскажи нам о себе» (октябрь)

Беседа «Взаимо-отношения между мальчиками и девочками» (ноябрь)

Игра «Учимся дружить» (декабрь)

Игра «О правилах хорошего тона, правилах поведе-ния в школе» (январь)

Беседа «Влияние характера на поступки и пове-дение человека» (январь)

Игра «Как научиться дружить» (март)

Праздник «День улыбок) (апрель)

Беседа «Гигиена и ее значение» (декабрь)

Праздник «Я – талант. Путешествие по океа-ну Знаний» (сентябрь)

Волонтерская дея-тельность «Все в на-ших руках» (ноябрь)

Занятие с психологом «Правила жизни честного человека» (январь)

Игра «Путешествие в мир занимательной грамматики»(февраль

Игра «Шутки Весельчака – шарады» (апрель)

Праздник «До сви-данья, 3 класс!» (май)

Презентация «День народного единства» (ноябрь)

Воспитательский час «День Конституции. Права человека» (ноябрь)

Проект «Есть такая профессия – Родину защищать» (февраль)

Презентация «Поко-рение космоса» (апрель)

Проект «Никто не забыт. Ничто не забыто» (май)

Беседа «Всемирный день пожилых людей» (октябрь)

Проект «Труд людей осенью» (октябрь)

Беседа «Всемирный День Земли» (март)

Проект-игра «Путешествие в мир профес-сий»(сен-тябрь)

Викторина «Здоровому – здорово» (январь)

Беседа, игра «Телевизор, компьютер и дети» (март)

Спортивная игра «Всемир-ный день Здоровья» (апрель)

Проект «Кто лучше и быстрее (интелл. соревн.) (октябрь)

Проект «Мои увлечения» (январь)

Волонтерская деятельность «Мы помним наших ветеранов» (март)

Беседа «уважай себя, уважай других»(март)

Проект «Мои люби-мые уроки» (март)

Проект «Расскажи о своих успехах» (май)

Проект-игра «Что такое толерант-ность» (ноябрь)

Презентация «О людях нашей страны» (январь)

Праздник «День Защитников Оте-чества» (февраль)

Экскурсия «О героях былых времен…» (май)

Проект «Мои любимые книж-ки» (сентябрь)

Беседа «Как надо вести себя в школе. Выборы актива класса» (сентябрь)

Воспитательский час «Произве-дения Осеевой. Толстого о пос-тупках» (ноябрь)

Проект-игра «Мои добрые поступки. Как лучше посту-пить?» (декабрь)

Беседа «Славит человека труд» (октябрь)

Беседа с врачом «Как научиться быть внимательным» (февраль)

Презентация «Где нас подстерегают опасности?» (апрель)

Ролевая игра «Мы выбираем. Нас выбирают» (сентябрь)

Праздник «8 Марта. История и традиции праздника» (март)

Интерактивная беседа «Очень важ-но ставить перед собой цель!» (сент.)

Интерактивная беседа «День На-родного Единства. История праздника» (ноябрь)

Экскурсия «Ору-жейные истории разных стран и народов» (ноябрь)

Презентация «Люди, прославив-шие Россию. Лев Яшин» (декабрь)

Презентация «Вели-кие люди России. Петр 1» (декабрь)

Интерак. беседа «Ленинград – город мужества и славы» (январь)

Гагаринский урок «Космос – это мы!» (апрель)

Беседа «Поле рус-ской славы – Курская дуга» (май)

Библиотечный час «Междуна-родный день музеев» (май)

Экскурсия в худо-жественный музей «Весна в произведениях вели-ких масте-ров»(март)

Творческая мас-терская «Рисование с по-мощью различных пред-метов (рисование нит-ками)» (октябрь)

Беседа «Что такое гало-терапия или спелеотерапия?» (октябрь)

Беседа «Будем здоровы!«Что такое сколи-оз?» (декабрь)

Презентация «Сладости. Вред или польза?» (декабрь)

Соревнование «День Защит-ника Отечест-ва» (февраль)

Спортивный семейный праздник

«Я, ты, он, она – мы здоровая страна!» (апрель)

Презентация «Тво-рите добрые дела» (сентябрь)

Презентация «Что значит быть добры-ми» (сентябрь)

Проект «Жизнь виртуальная и реальная» (ноябрь)

Праздник «8 Марта – Международный женский день» (март)

Круглый стол «Пра-вила дорожные знать каждому положено» (май)

Презентация «То-лерантность и мы» (октябрь)

Проект «Государст-венная символика России» (ноябрь)

Экскурсия «Защит-ники Отечества» (февраль)

Презентация «Права и обязанности граж-дан России» (март)

Викторина «Я имею право (Конвенция о правах ребенка) (март)

Проект «Уроки По-

Беды (май)

Беседа, презентация «Правила эти-кета» (декабрь)

Презентация «Семья и семей-ные традиции» (январь)

Беседа «Учимся решать конф-ликты» (январь)

Презентация «Берегите язык (нецензурная брань: почему она получила распро-странение)» (февраль)

Проект «Мир моих увлечений» (октябрь)

Проект «Кем я хочу быть и почему? (декабрь)

Проект «Что значит быть здоровым?» (апрель)

Презентация «Тво-рите добрые дела — год добровольца» (сентябрь)

Проект «Междуна-родный день толе-рантности» (ноябрь)

Презентация «Космос и мы» (апрель)

Экскурсия «День пожарной охраны» (апрель)

Презентация «День солидарности в борьбе с терро-ризмом» (сентябрь)

Викторина «День Конституции РФ. Права человека» (декабрь)

Беседа «Междуна-родный день памяти жертв Холокоста» (январь)

Презентация «Ко Дню полного осво-бождения Ленинг-рада от фашистской блокады» (январь)

Встреча с ветера-нами Великой Оте-чественной войны (май)

Лекция «Жизнь и творчество И. С. Тургенева» (октябрь)

Библиотечный час «Междуна-родный день родного языка» (февраль)

Праздник «День защитника Оте-чества» (февраль)

Праздник «Меж-дународный женский день» (март)

Праздник «Здравствуй, Масленица!» (март)

Проект «День славянской письменности и культуры» (май)

Встреча с вра-чом «Безопас-ность школь-ников в сети интернет» (октябрь)

Беседа «Прави-ла гигиены. Чистота – залог здоровья» (ноябрь)

Встреча с врачом «Международный день борь-бы с наркома-нией и нарко-бизнесом» (март)

Беседа «Самосовер-шенствование лич-ности. Воспитать себя – это непросто, но возможно» (сентябрь)

Круглый стол «Итоги четверти: радуют или огорчают?» (октябрь)

Беседа «В мире наших увлечений» (декабрь)

Беседа «Самосовер-шенствование лич-ности: Создание своего имиджа» (март)

КТД «Школа светофорных наук» (апрель)

Беседа, презентация «Наши планы на каникулы.

Безопасность поведения на природе в летний период

Подведение итогов года» (май)

Диспут «Культура поведения. Выборы актива класса» (сентябрь)

Викторина «День народного единства и согласия» (ноябрь)

Урок мужества «Подвиг Русского народа», посвя-щённый Дню Победы» (май)

Стендовая презентация «Художественная книга в моей жизни» (октябрь)

Беседа с элемен-тами игры «Этич-ность вашего по-ведения» (ноябрь)

Праздник «День защитника Оте-чества» (февраль)

КТД «8 марта. Как поздравить маму?» (март)

Беседа «Семья – это то, что с тобою всегда» (апрель)

Беседа, презентация «Как выработать у себя силу воли?» (ноябрь)

Беседа «Что каждому из нас мешает лучше учиться? Что может помочь в учёбе?» (апрель)

Мастер-класс «В здоровом теле – здоро-вый дух» (сентябрь)

Стендовая презентация «Ещё раз о ЗОЖ» (декабрь)

Диспут «Ку-рить или жить?» (апрель)

Беседа-диалог «Мои увлечения и интересы» (ноябрь)

Тренинг «Что такое счастье?» (январь)

Тренинг «Само-контроль, как его достичь?» (апрель)

Беседа-диалог «Мы в ответе за тех, кого приручили» (декабрь)

Викторина «Герои России» (февраль)

Круглый стол «Школа вежли-вости. Культура поведения и ты» (сентябрь)

Рассказ, презен-тация «Моя семья мое богатство» (ноябрь)

Час общения «Как ладить с людьми. Взаимо-понимание» (декабрь)

Диалог «Вирус сквернословия» (февраль)

Практикум «Шко-ла вежливости (комплимент)» (март)

Презентация с об-суждением «Что такое имидж» (март)

Диалог, стендовая презентация «Эколо-гические проблемы современности» (апрель)

Беседа-диалог «Что нужно знать при вы-боре про-фессии» (октябрь)

Рассказ-беседа «Талант и труд» (май)

Диспут «Интернет, «за» и «про-тив» (сентябрь)

Встреча с врачом «Здо-ровье главное условие чело-веческого счастья» (октябрь)

Познавательная беседа «Грипп и прос-туда. Закаляем организм» (январь)

Рассказ-пре-зентация «Спортивные достижения России» (май)

Встреча с психологом «Как стать успешным человеком» (октябрь)

Просмотр фильма. Экскурсия «Е. Д. Ста-сова – страницы жизни» (октябрь)

Практическая работа «Правовой практи-кум» (январь)

Презентация «История волон-терского движения» (сентябрь)

Беседа «Урок гражданственности» (сентябрь)

Диспут «Урок толерантности» (ноябрь)

Презентация «Достижения России в космосе» (апрель)

Проект «Собаки войны (Участие собак в военных действиях)» (май)

Диспут «О красоте, моде и хорошем вкусе» (декабрь)

Беседа «Будьте любезны!» (январь)

Игра «Жанры речи. Поздрави-тельная речь» (февраль)

Презентация, викто-рина «И станет мачехой Земля» (ноябрь)

Презентация, беседа «Заст-рявшие в сети» (декабрь)

Устный жур-нал «Как побе-дить дракона или Удержись от вредной привычки» (февраль)

Встреча с диет. сестрой «Пита-ние современ-ных подрост-ков (Рациона-льное питание) (март)

Беседа «Опасное селфи» (март)

Презентация. Анкетирование «Пыль и ее влияние на человека» (апрель)

Презентация «Влияние рек-ламы на пси-хику человека» (май)

Тренинг «Быть толе-рантным – пра-вильно!» (ноябрь)

Тренинг «Твоя безопасность в твоих руках» (январь)

Беседа «Привычки и воля» (февраль)

Беседа «В нашей жизни есть место подвигу» (май)

Беседа «Кто такие волонтеры, и чем они занимаются?» (сентябрь)

Игра «Каким ты выглядишь в глазах людей» (октябрь)

Беседа «Школа нравственности. Мораль» (январь)

Тренинг «Всегда ли нужно следо-вать моде?»(март)

Игра «Культура общения:сотовый телефон» (май)

Экологический квест «В нашем парке» (декабрь)

Дискуссия «Про-фессии, которые мы выби-раем» (декабрь)

Беседа «Удивительный мир про-фессий» (апрель)

Дискуссия «Здоровые дети в здоро-вой семье» (сентябрь)

Проект «Суд над сигаретой» (октябрь)

Игра «Компью-тер – друг или враг?» (апрель)

Беседа «Твоя безопасность в твоих руках» (сентябрь)

Презентация «Что значит быть толе-рантным» (ноябрь)

Форум «Волонтерство в нашей стране» (декабрь)

Беседа «Сквер-нословие и здоровье» (март)

Выход в ВУЗ, День открытых дверей «Профессиональное самоопределение «Я хочу, я могу» (март)

Встреча, беседа «Успехи и неудачи: анализ причин» (апрель)

Ролевая игра «Классное само-управление. Выбо-ры актива класса» (сентябрь)

Экскурсия в следст-венный комитет Ив. области «Знакомст-во с профессией «Следователь» (октябрь)

Экскурсия в школь-ный музей «Школа, в которой я учусь. Ко дню Рождения Е. Д. Стасовой» (октябрь)

Диспут «Сто дорог – одна твоя» (февраль)

Встреча с интересными людь-ми « За преступ-лением следует на-казание» (февраль)

Беседа «Умеем ли мы общаться?» (январь)

Проект «Поко-рители космоса» (апрель)

Выездное куль-турно-массовое мероприятие «Как организо-вать свой досуг» (май)

Беседа «Здоровый летний от-дых» (май)

Презентация«Про-фессии, которые мы выби-раем» (январь)

Встреча с волонтерами-медиками «Здоровый образ жизни. «Знать, уметь, предупредить!» (ноябрь)

Беседа «Нау-чись говорить «нет» (декабрь)

Круглый стол «2018г – год волонтера» (сентябрь)

Диалог «Я живу среди людей» (март)

Жизненная траектория. Само презентация «Про-фессиональный выбор» (март)

Беседа «Положение о формах и порядке проведения ОГЭ»(май

Презентация в науч. библиотеке «Тер-роризм всемирная угроза» (сентябрь)

Размышления «Язык, мимика, жесты как средст-ва общения» (октябрь)

Спектакль «Мышеловка» (ноябрь)

Праздник «Последний звонок» (май)

Экскурс.ИГХТУ, ИЭК (ноябрь)

Экскурс.ИКЛП (декабрь)

Экскурс. ИПК (январь)

Экскурс. ИАТК (февраль

Экскурс.ИМК (март)

Экскурс. ИПЭК (апрель)

Алко-квест. Выход в нар-кодиспансер (декабрь)

Лекция Экономика успеха» (октябрь)

10а

10б

Воспитательный час «Безопасность в пов-седневной жизни» (сентябрь)

Диспут «Что значит быть взрослым?» (октябрь)

Тренинг «Расскажи мне обо мне» (октябрь)

Диалог «Самовоспи-тание, как «расши-рить » сознание?» (ноябрь)

Соц. опрос, «Каким я вижу свое будущее через 5, 10 лет» (январь)

Воспитательский час «Оптимизм, песси-мизм и реальность» (февраль)

Круглый стол «Доро-га, которую мы вы-бираем» (май)

Встреча с интересными людьми «Год волон-тера» (сентябрь)

Беседа «Семья. Отношение детей и взрослых. Идеал семьи» (декабрь)

Тренинг «Конфликт и пути его решения» (февраль)

Диспут «Деньги — это счастье?» (апр.)

Командный тренинг «Дружба-это…? Умеешь ли ты дружить?» (май)

Воспитательский час «Десять запо-ведей творческой личности» (декабрь)

Вечер опросов и ответов «Трудности про-фессионального самоопределения» (ноябрь)

Информационный вестник «Куда пойти учиться? Учебные заведения нашего города» (январь)

Беседа «Успех — реальность» (апрель) или мечта?

Час здоровья «Твое здоровье, твое богатство» (март)

Беседа «Интернет зависимость» (март)

11а

11б

Встреча с интерес-ными людьми (Зам. директора МЦО Белов С.Е.)Воспита-тельский час «145-летию Е.Д.Стасовой посвящается» (октябрь)

Нравственная беседа «Ко Дню полного ос-вобождения Ленинг-рада от фашистской блокады» (январь)

Круглый стол «Ко Дню памяти россиян, исполнявших служеб-ный долг за предела-ми Отечества» (февраль)

Диалог «День воссоединения Крыма с Россией» (март)

Просмотр фильма «Космос – это мы».

Презентация «Ис-тория становления волонтерского дви-жения в России» (сентябрь)

Нравственно-психологический практикум «Между-народный день то-лерантности»(ноябр

Проект «День героев Отечества» (декабрь)

Викторина «День Конституции Рос-сийской Федера-ции» (декабрь)

Устный журнал «Международный день памяти жертв Холокоста» (январь)

Тем. классный час «День Победы со-ветского народа в Великой Отечест-венной войне» (май)

Лекция «К 185-летию со дня рождения Д. И. Менделеева» (февраль)

Волонтерская деятельность «Всероссийская неделя детской и юношеской книги» (март)

Библиотечный час «День сла-вянской письмен-ности и культу-ры» (май)

Дискуссия «Интернет: за и против» (октябрь)

Практикум «День пожар-ной охраны» (апрель)

12

Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского

« Новое образование»

 «Совершенствование деятельности классного

 руководителя»

     Выполнила : Алыкова Людмила Вадимовна

                                                                    Должность :  учитель физики

                                                                           Место работы :  МБОУ лицей №4

                                                                Территория:   г.о. Коломна

Г. Коломна

2014

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………………………..1

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ГЛАВА 1. Работа классного руководителя с родителями:  цели, принципы , основные формы и методы …………….………………………….……………………………………………………….2-8


ГЛАВА 2.Взаимодействие с родителями ( из опыта работы)……………………………………..8-11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………… 11


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы проекта:

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Данный проект  посвящен  именно этой теме ,теме сотрудничества родителей  и  школы. Он содержит две главы:

  1. В первой ,  на основе изучения литературы, определяются  задачи, функции  и основные формы  и методы работы классного руководителя с родителями
  2. Во второй главе рассматривается  собственный опыт работы по взаимодействию с родителями,  на примере проведенного родительского собрания .

Практическая значимость проекта заключается в возможности сформулировать пути улучшения работы по взаимодействию с родителями, пропагандировать использование нетрадиционных формы, построенных на диалогических основаниях для выстраивания партнерских отношений.

Цель:

Построение  траектории   профессионального развития классного руководителя.

Ожидаемые результаты:
 Повышение квалификации классных руководителей  в работе с родителями и развитие профессионально- педагогических  потребностей  и способностей учителя.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Работа классного руководителя с родителями: цели, принципы , основные формы  и методы .
Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества.
Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.
Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом  и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

  • Обращение к чувству родительской любви и уважение её;
  • Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся должна быть представлена  следующими направлениями и формами:

  • Изучение семей и условий семейного воспитания;
  • Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • Взаимодействие с родительским комитетом;
  • Совместная деятельность родителей и учащихся.

Изучение семей и  условий семейного воспитания

В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, классные руководители  школы посещают каждую семью и знакомятся с ней в естественной  и неформальной обстановке.

В ходе первого ознакомительного посещения классные руководители  выясняют  условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуются, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения. В ходе беседы с родителями стараются  понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяют уровень педагогической образованности родителей, оценивают их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребёнка.

В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику ребёнка с негативного, не настаивать на раскрытии  всех семейных секретов, не превращаться в сплетника.

После посещения и изучения  семей, классные руководители составляют социальный паспорт класса

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе

На первом же родительском собрании классные руководители знакомят родителей с целью, задачами и программой своей будущей деятельности , с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании.

Также классные руководители информируют родителей об уровне сплочённости и организованности  класса, его успехах и неудачах.

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Не прав тот классный руководитель, который собирает родителей лишь только для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями педагоги должны уделять внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.

Рекомендации по проведению родительских собраний
1.  Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

 Виды собраний :
Классные родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.
Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

 Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Необходимо помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда его планируют, пишут своеобразный сценарий. К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса, школы. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно

Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типографский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. Такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.
Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них. Наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
•          особенности здоровья ребенка;
•          его увлечения, интересы;
•          предпочтения в общении в семье;
•          поведенческие реакции;
•          особенности характера;
•          мотивация учения;
•          моральные ценности семьи.
Взаимодействие с родительской общественностью

Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы.

Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетенцию входит:

  • Оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся;
  • Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
  • Связь с административными, правоохранительными органами;
  • Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися; участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев, оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям, моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию своих детей).

 Совместная деятельность родителей и учащихся

Это направление в настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает следующие важнейшие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей. Естественно, формы этой работы разнообразны: индивидуальные, групповые, коллективные, а содержание должно соответствовать возрасту учащихся, целям и задачам предстоящего дела.

Формы и методы совместной деятельности  по различным направлениям :

1. Воспитание нравственной культуры:

  • беседы о культуре поведения в общественных местах, о взаимоотношениях юношей и девушек;
  • диспуты по вопросам морали и нравственности;
  • традиционные вечера: «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад»;
  • КВН «Алло, мы ищем таланты», « А ну-ка, парни!», шоу «Дочки-матери»;
  • деловые игры, педагогические сценки.

2. Воспитание эстетической культуры:

  • организация выставок рисунков, поделок декоративно-прикладного искусства родителей и детей;
  • музыкальные вечера, художественная самодеятельность, где дети и родители вместе поют, танцуют;
  • совместные экскурсии в музеи, выставки, посещение художественных салонов;

3. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни:

  • туристические походы, «Дни здоровья» — один раз в месяц;
  • спортивные игры, например «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • спортивные турниры, соревнования на открытом воздухе по футболу, пионерболу, лыжам, лёгкой атлетике и т.д.

4. Воспитание трудолюбия и профориентация:

  • рассказы родителей о профессиях и людях этих профессий, условиях работы и требованиях к работникам данных профессий;
  • беседы о выборе жизненного пути;
  • экскурсии на производство, предприятие, фирму;
  • встречи с представителями различных отраслей и профессий.

Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников образовательного процесса в нашей школе нет ни одного учащегося, состоящего на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.

Нетрадиционные формы работы с родителями:
•          тематические консультации
•          родительские чтения
•          родительские вечера
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного.
Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение. Таких родителей приглашают для участия в
тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.
Примерная тематика  
консультаций для родителей 
1.           Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2.           Плохая память ребенка. Как ее развить?
3.           Единственный ребенок  в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4.           Наказания детей. Какими им быть?
5.           Тревожность детей. К чему она может привести?
Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует се. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод  — нужно делать  все вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения.
Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию.
Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

ГЛАВА 2. Взаимодействие с родителями (из опыта работы)
Основной формой совместной работы являются родительские собрания. На них обсуждаются важнейшие решения по вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания детей.
Очень хорошо зарекомендовали себя тематические собрания как более эффективные. Хорошо подготовить тематическое собрание это творческая совместная работа, но многое зависит от самого учителя. Далее приводится конспект одного из родительских собраний проведенных в 2011-2012 уч. году. по теме  : «Сотрудничество семьи и школы – как залог успешного учения ребенка»

Материалы к родительскому собранию

Тема: Сотрудничество семьи и школы – залог успешной учёбы ребёнка.

Цели:

  • обратить внимание родителей на роль семьи в обучении;
  • активизировать педагогическую воспитательную деятельность семей;
  • раскрыть основные функции и содержание деятельности семьи и школы;
  • познакомить с некоторыми причинами, влияющими на обучение ребёнка;
  • познакомиться с опытом воспитания в семьях, где дети успешно учатся.

Ход собрания:

«Школа и семья-два важнейших образовательных института,  которые изначально  призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между    собой”

Вступление.

Ни для кого не секрет, что залогом успешного учения  является сотрудничество и взаимодействие школы и семьи, так как и учителя, и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание  ребёнка.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.

Функции школы и семьи в обучении

Школа – образовательный институт, одной из главных функций которого является обучение (дать  знания о мире, научить применять их на практике, чтобы ребёнок после окончания школы был социально адаптирован, т.е. смог найти своё место в жизни, проявить свои способности и возможности). Может ли школа одна без участия родителей выполнять эту функцию?

 Семья – ячейка школьного коллектива. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности, её социализации.  

В беседе с учителями, были выявлены те функции семьи (родителей), которые они считают необходимыми для успешного учения ребёнка:

1) контролировать выполнение домашних заданий;

2) помогать  ребёнку в  учёбе.

Почему именно эти функции родителей так важны в обучении?

Представим ситуацию. Ребёнок получил новые знания на уроке, пришёл домой, правило не повторил, домашнее задание сделал как попало или вообще не сделал. Приходит на урок – знания дома не закреплены, новая информация не усваивается. Накапливаются пробелы в знаниях, снижается успеваемость, пропадает интерес к учению. И всё потому, что нет контроля со стороны родителей.

Формы контроля бывают разные:

1) Гипер-контроль (у таких учащихся отсутствует самостоятельность, поэтому возникают проблемы на контрольных и самостоятельных работах, малейшая ошибка выбивает из колеи).

2) Внешний контроль (он ограничивается вопросом: сделал д/з? или просто просмотром д/з)

Как, по вашему мнению, надо контролировать выполнение д/з? (ответы родителей).

Помощь родителей в обучении

Успешное обучение – это не всегда «хорошо» и «отлично». Для некоторых детей получить «удовлетворительно» — это успешное обучение.

У нас разные способности и возможности.

Приведём такой пример. Урок физкультуры. Дети прыгают в длину. Необходимо научить их прыгать на 1 метр. Учитель показывает, как нужно сгруппироваться, какие упражнения для разминки выполнить, как прыгать. Один прыгнул сразу на 1 метр, другой – на только на 50 см. Учитель снова объясняет всю технику прыжка, второй ребёнок снова прыгает только на 50 см. Может ли учитель за 45 минут научить второго прыгать на 2 метра? Почему? Способности разные. А что нужно, чтобы этот ребёнок научился всё-таки дальше прыгать? Конечно, дополнительно много заниматься с учителем в школе, дома с родителями. Этот пример показывает, как порой необходима ваша помощь  в обучении, если у ребёнка  возникают проблемы.

Но помощь тоже должна быть правильной. Нельзя выполнять работу за ребёнка или  подменять её «решебниками», необходимо только направлять, наталкивать на правильное решение. Это сложно, потому что необходимы педагогические навыки.

До собрания было проведено анкетирование среди учащихся нашего класса , выявляющее формы контроля и помощи родителей.

Результаты анкетирования

(просмотр слайдов, обсуждение)

1) Проверяют ли родители твоё выполнение домашних заданий?

а) да   б) иногда   в) нет   г) не знаю

2) Как часто твои родители требуют показать дневник?

а) каждый день    б) раз в неделю

в) не требуют никогда   г) раз в месяц или в конце четверти

3) Интересуются ли родители твоими успехами или неуспехами в учёбе?

а) да   б) иногда   в) нет   г) не знаю

4) Как родители проверяют твои письменные домашние задания?

а) просто исправляют ошибки   б) находят ошибки, а исправляю я сам (сама)

в) исправляют ошибки и заставляют переписать работу

г) никак не проверяют

д) просто смотрят, чтобы было написано

5) Как родители проверяют твою подготовку к устным предметам?

а) заставляют пересказать параграф

б) задают вопросы по содержанию параграфа

в) никак не проверяют

г) заставляют читать параграф вслух несколько раз

д) проверяют только тогда, когда я получу «двойку»

6) Требуют ли родители от тебя записи всех домашних заданий в дневник?

а) да   б) нет   в) иногда   г) не знаю

7)  Какой из предложенных вариантов ты отнёс (отнесла)  бы к себе?

а) Я учусь для родителей  б) Я учусь вместе с родителями

в) Я учусь сам, без помощи родителей  г)  За меня учатся родители

Одним из главных факторов успешного учения является желание учиться.

У вашего ребёнка не будет желания учиться, если

  • отсутствует контроль и помощь с вашей стороны (равнодушие к успехам и неуспехам ребёнка рождает равнодушие в самом ребёнке);
  • в семье неблагополучная психологическая атмосфера (не ругайте ребенка утром, — солнце покажется ему серым. Не ругайте днем — небо покажется хмурым. Не ругайте вечером — луна покажется черной. Вообще, по возможности, не ругайте.);
  • вы негативно относитесь к школе, учителям (авторитет учителя потерян, ничто не поможет успешно учиться).

Делимся опытом…

Выступление родителей (Что вы делаете, чтобы ваши дети успешно учились?)

Подводя итоги…

Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество.

Главная цель  школы в работе с родителями заключается в том, чтобы родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло его ребенку, и постоянно заботились бы об этом доме (школе).

Сотрудничество педагогов и семьи приносит пользу детям через хорошее самочувствие, ощущение счастья, чувства сопричастности, наполнения энергией, ощущение полезности.

Просмотр презентации  «Страницы школьной жизни»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект  позволяет прийти к следующему главному выводу -объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.
Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.
Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.
Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
Однако в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей — инвалидов).
И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями — многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТЫ

  1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Топикал, 1994.
    Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984.  
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. — Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.
  3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.                     
  4. Гурьянова Т. Чего ты боишься? /Первое сентября, №110, 1997.
     Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды //Педагогика, №6, 1996.
  5. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980.  Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика, № 4, 1996.
  6. Малинкова Л.И. Теория и методика воспитательной работы. – М., 2002.
  7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2002.
  8. На пороге взрослости. Пособие для руководителей школ, классных руководителей и учителей. – С.-Пб., 1999.
  9. Никишина Г.В., Соломатин А.М. Педагогическое общение. – Омск, 199
  10. Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Г. Петряевской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 120 с.
    Плотниекс И. Психология в семье. – М., 1991.
  11. Социальная педагогика. Курс лекций. Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.
     Сенько В.Г. Учителя и родители. – М., 1988.
  12. Тимченко И.Н. Педагогика сотрудничества. – Новосибирск. 198
  13. Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя и родителей. //Воспитание школьников, №4, 1996.
  • Список проектов, подходящих для проведения внеурочных занятий из цикла «Разговоры о важном»

    • День знаний
    • Наша родина Россия
    • 165-летие со дня рождения К.Э.Циолковского
    • День пожилых людей
    • День учителя
    • День отца
    • День музыки
    • Традиционные семейные ценности
    • День народного единства
    • Мы разные, мы вместе
    • Символы России
    • Волонтёры
    • День героев Отечества
    • День конституции
    • Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
    • Рождество
    • День снятия блокады Ленинграда
    • 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
    • День российской науки
    • День защитника Отечества
    • Международный женский день
    • 110 лет  со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В.Михалкова
    • Всемирный день театра
    • День космонавтики. Мы – первые!
    • День Земли
    • День Труда
    • День Победы. Бессмертный полк
    • День детских общественных организаций
    • Россия – страна возможностей

    В наступившем учебном году первый урок понедельника во всех школах нашей страны посвящён внеурочным занятиям «Разговоры о важном». На этих занятиях школьники смогут поговорить о ключевых аспектах жизни человека в современной России. 

    «ГлобалЛаб» предлагает цифровые проектные задания, которые помогут учителям провести «Разговоры о важном» с вовлечением всего класса. Все задания подобраны в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения и Института стратегии развития образования РАО и посвящены праздничным датам и знаменательным событиям в истории России.

  • 165-летие со дня рождения К.Э.Циолковского

  • Традиционные семейные ценности

  • Тема Нового года. Семейные праздники и мечты

  • День снятия блокады Ленинграда

  • 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского

  • Международный женский день

  • 110 лет  со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В.Михалкова

  • День космонавтики. Мы – первые!

  • День Победы. Бессмертный полк

  • День детских общественных организаций

  • Россия – страна возможностей

Тематика классных воспитательных мероприятий

I четверть

1) День знаний. Урок науки и технологий. Инструктажи по ТБ и ОТ

2) Кл.час «Здоровый образ жизни – это здорово!»

3) История возникновения правил дорожного движения.

4) Кл.час «Что такое толерантность? Как не обидеть человека»

5) Кл.час «Россия — хранительница православия»

6) «День Учителя – профессиональный праздник»

7)Проверка и анализ дневников учащихся. Беседа «Отношение к школе и её имуществу».

8) Беседа по интернет-безопасности (30.10 – день Интернета)

9)Кл.час «День народного единства»

10) Наши итоги. Инструктаж по ТБ на дорогах, водоёмах во время осенних каникул. Генеральная уборка класса.

II четверть

1)Беседа с элементами игры «Курение-

коварная ловушка».

2)Презентация «Милые мамы».

3) Беседа по ПДД «Дорожные знаки».

4)Викторина «Государственная символика»

5)Кл.час по ПДД «В новый век безопасности (экологии и транспорта)».

6)Презентация «Мир профессий». Подготовка класса к

Новому году.

7) Наши итоги (классное собрание). Инструктаж по ТБ на дорогах, водоёмах во время зимних каникул.

III четверть

1)  Благотворительная акция «Милосердие»

2) Кл.час «Никогда не поздно поумнеть»

3) Велосипед с подвесным двигателем и мопед.

4) Беседа «Уважение старших – закон жизни людей»

5) Кл. час по профориентации «Хочу – могу — надо».

6) Кл.час «HOMO LEGENS» или «Человек читающий».

7) Технические требования, предъявляемые к велосипеду с подвесным двигателем (мопеду).

8) Интеллектуально-патриотическая игра ко Дню защитника Отечества

9) Практикум. «Дружба всего дороже»

10) Беседа «Здоровье – мое богатство»

IV четверть

1) Кл. час « День смеха: история, традиции и обычаи праздника»

2) Беседа по ПДД «Культура дорожного движения»

3) Викторина по профориентации « Мой выбор»

4) Беседа «Этика поведения в социальных сетях»

5) Кл. час « Мы этот день приближали как могли»

6) Беседа « Гигиена – основа жизни »

7) Кл. час « Наша природа в наших руках »

8) Презентация « Закон и его порядок»

9) Наши итоги. Инструктаж по ТБ на дорогах, водоёмах во время летних каникул.

С тех пор как существует семья, она играет
важную роль в воспитании детей. В.А.Караковский,
А.Н.Тубельский, Н.Е.Щуркова и другие
педагоги-практики считают, что в школе должен
быть налажен тесный контакт с социальным
окружением, в том числе и прежде всего с
родительской общественностью. Именно общение с
родителями через разнообразные формы
деятельности помогает им не только изучить своих
детей, их интересы и привычки, но и осознать
важность взаимодействия.

Ш.А.Амонашвили писал: “Главную обязанность
учителей мы должны видеть не в упреках в адрес
родителей и наставлениях, как им повлиять на
ребенка, а в стремлении гуманизировать
взаимоотношения родителей с детьми”. Названные
выше авторы убеждены, что взаимодействие школы с
семьей – это не замена домашнего воспитания
общественным или наоборот, а их
взаимодополняемость в созидании личности
ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество
должно проявляться во всех видах деятельности.

Семья и школа – это два социальных института,
от согласованности действий которых зависит
эффективность процесса воспитания ребенка.
Никто не сомневается, что влияние семьи на
ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы,
средств массовой информации. Однако в то же время
семья не может обеспечить в полном объеме
воспитание активной, творческой личности.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и
школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа
без семьи, ни семья без школы не способны
справиться с тончайшими и сложнейшими задачами
становления человека. Старый школьный афоризм
гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это
работа с их родителями”. Ведущую роль в
организации сотрудничества семьи и школы играет
классный руководитель. Поэтому главной задачей
классного руководителя является установление
взаимоотношений с семьей.

Cегодня уже никто не будет спорить с тем, что
только коллективное воспитание может принести
желаемые результаты.

Поэтому, рассчитывая именно на родительскую
поддержку, я уже 27 лет стараюсь строить
воспитательную работу в своих классах, так как
считаю, что воспитательная работа в школе не
может строиться без учета того, что
индивидуальность ребенка формируется в семье.

Основа взаимодействия классного руководителя
и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в
изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем
лучших качеств и свойств.

Представим, что семья и школа – это берег и
море. На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни, а потом перед ним
открывается необозримое море знаний, и курс в
этом море прокладывает школа. Это не значит, что
ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега.
Ведь моряки дальнего плавания всегда
возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем
он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею
судеб расположившиеся в одной лодке и во имя
интересов ребенка желающие плыть к вполне
определенному пункту движения – Счастью
ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.

Объединенность усилий школы и семьи и есть
основа моего проекта, которая заключается в
принципе содеянности.

Я, как опытный педагог, осмысливший
воспитательный потенциал общего дела школы и
семьи, всегда планирую и провожу мероприятия
такого характера, вводя в организационную
систему воспитания принцип содеянности.

ДЕЯНИЕ – это и поступок, и действие, и
оформленное дело, и свершенное нечто, изменившее
ситуацию.

СУБЪЕКТАМИ воплощения данного принципа в
реальность повседневности являются педагоги и
родители. Но полноправным субъектом может стать
и сам ребенок. Принцип содеянности
осуществляется благодаря конкретному реальному
делу, которое планируется двумя партнерами.
Здесь учитель, родитель и ребенок выступают в
роли равных субъектов деятельности, и тогда для
ребенка две противостоящие сферы жизни (школа и
семья) вдруг сливаются в нечто единое под
названием “ общество”, “человечество”,
“родина”, “страна”, и дети восходят на ступень
выше в понимании сущности жизни как таковой.

Мой ученик – это не только школьник, а, прежде
всего, человек с многогранными интересами,
запросами, стремлениями.

Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет?

Это не праздные вопросы – это вопросы жизни.
Воспитать гражданина, целеустремленного,
убежденного, творчески мыслящего, доброго и
отзывчивого – это мой долг как
учителя-воспитателя. Решать эту задачу помогает
мне хорошо продуманная система работы не только
с ребятами во внеурочное время, но и с родителями.

Анализируя опыт воспитательной работы и
текущее состояние дел в этой области в настоящее
время, пришла к выводу, что успешно осуществлять
работу в данном направлении можно только при
условии активного взаимодействия и
сотрудничества с семьями своих учеников.

Обоснований тому несколько.

Во-первых, накопленный в педагогике опыт
свидетельствует о том, что успешность и
эффективность учебно-воспитательного процесса
напрямую зависит от степени конструктивности
взаимодействия школы и семьи и от позитивного
воздействия микросреды последней на ребенка.

Во-вторых, уровень позитивного воздействия
семьи на ребенка, в свою очередь, имеет
зависимость от культивации и сохранения в ней
определенных культурных традиций.

В-третьих, идет утрата национальных
культурных традиций и тенденция к обезличиванию
и массовости.

Цель проекта: объединение усилий класса и
семей учащихся для оптимизации процесса
воспитания и создание условий для реальных
совместных практических действий, содействующих
счастливому развитию ребенка, для успешной
социализации и самореализации детей.

Задачи:


  • создать оптимальные условия для
    конструктивного взаимодействия с родителями
    учащихся;
  • организовать психолого-педагогическое
    просвещение родителей через систему
    родительских собраний, тематических групповых и
    индивидуальных консультаций;
  • организовать совместное проведение досуга
    детей и родителей через мероприятия
    интеллектуального, спортивного и пр. характера;
  • через формирование социально-бытовых,
    хозяйственно- экономических, правовых,
    общетрудовых и пр. компетенций подготовить
    учащихся к самостоятельной жизни;
  • сформировать у учащихся устойчивую
    гражданско-патриотическую позицию через
    привитие чувства дома, любви и ответственности
    не только по отношению к собственной семье, но и
    по отношению к школе как ко второму дому, к своему
    родному городу, своей малой родине и т.д., и к
    учителям, как к людям, заботящихся о них и несущих
    за них ответственность во время пребывания в
    стенах школы.

В соответствии с целями и задачами проекта были
определены две основных линии проекта, которые
успешно реализованы:

1. Диагностика семьи по направлениям:


  • образ жизни, особенности семейного воспитания и
    место ребенка в системе внутрисемейных
    отношений (анкетирование);
  • готовность родителей к конструктивному диалогу
    и сотрудничеству с классом и классным
    руководителем (аналитическая беседа);

Полученный результат: составлены
характеристики каждой семьи с целью
выстраивания оптимальных путей взаимодействия
семьи и класса.

2. Взаимодействие с родителями учащихся по
направлениям:


  • организация психолого-педагогического
    просвещения семей по разделам:

— культурно-досуговая деятельность ребенка
— здоровьесбережение в семье и школе (в т. ч.
профилактика школьной и социальной
дезадаптации)
— гражданско-патриотическая позиция
— одаренный ребенок

  • организация совместной деятельности с
    родителями в сфере проведения детского досуга, в
    сфере трудового воспитания и т.д. – т.е. включение
    семьи в воспитательный процесс;
  • оказание психологической помощи и поддержки
    родителям и детям в трудной жизненной ситуации,
    предупреждение и разрешение конфликтных
    ситуаций.

Полученный результат:

  • уже к концу 5 класса все родители осознанно
    признали важность приоритета родительского
    воспитания и активно включились в
    учебно-воспитательный процесс;
  • к 11 классу завершено формирование
    взаимоотношений и наблюдался рост
    конструктивного стиля общения и взаимодействия
    в системе ребенок – взрослый, что способствовало
    оптимизации семейного микроклимата;
  • создан и постоянно поддерживался благоприятный
    психологический климат в системе
    взаимоотношений семья – школа, учитель –
    родитель.

Партнеры проекта:


  • учителя-предметники;
  • семейный центр кинотеатр “Космос”;
  • предприятие, где работают родители учащихся.

Имеющиеся необходимые ресурсы:


  1. Опыт педагогической работы классного
    руководителя.
  2. Родители с активной жизненной позицией.
  3. Учащиеся с высокой ответственностью.
  4. Методические и дидактические материалы.
  5. Материально-техническая база (необходимые
    площади, видео и аудиотехника, спортинвентарь,
    расходные материалы и др. оборудование).

Механизм реализации проекта.


  1. Развитие системы отношений: организация
    совместных мероприятий, создание классных
    традиций.
  2. Использование приемов, связанных с применением
    наглядных, дидактических и технических средств,
    игровых форм, сценариев мероприятий, опора на
    семейные традиции.
  3. Использование приемов, учитывающих
    внутриколлективные отношения, организация
    коллективной работы, применение сочетания
    различных форм совместной работы, создание
    ситуации успеха, эмоционального фона.
  4. Использование приемов, стимулирующих
    социальную активность.
  5. Использование средств положительной мотивации
    для предоставления родителям и учащимся
    возможности активного проявления себя в
    различных видах совместной деятельности.
  6. Диагностика участия родителей в
    учебно-воспитательном процессе.

Действия по реализации проекта

Основные направления в работе с
родителями

Наименование направления Наименование деятельности

1.

Повышение
психолого-педагогических знаний.

— составление
характеристик семей обучающихся;

— консультации педагога-психолога;

— индивидуальные беседы;

— тематические консультации;

2.

Вовлечение в
учебно-воспитательный процесс.

— совместные творческие
дела;

— совместная досуговая деятельность;

— родительские собрания;

3.

Активизация и коррекция
семейного воспитания.

— диагностика,
анкетирование;

— круглые столы по обмену опытом;

4.

Обобщение и распространение
опыта семейного воспитания.

— обобщение опыта
семейного воспитания;

— семейные праздники;

5.

Участие родителей в
управленческой деятельности.
— родительский комитет

Реализация совместной деятельности

Родители вместе с детьми и классным
руководителем организуют какое-нибудь
педагогическое значимое дело. Дело организуется
как элемент воспитания. Более того, дело
осуществляется вместе даже не потому, что его
трудно одному исполнить, а потому, что совместная
деятельность, доступная детскому зрительному
восприятию, сохраняющая свою материализованную
форму в виде предметного результата, чрезвычайно
важна ребенку для его развития: он явственно
воспринимает образ “Общества”, а себя самого
видит помещенным в эту новую и широкую сферу –
общество.

Предлагаю организационный алгоритм
совместного с родителями дела в работе в 5-м
классе. Дела – в котором принимают участие дети,
классный руководитель и родители.

Первый шаг – обсудить замысел с детьми и
получить общее согласие детей на такое
грандиозное дело.

Второй шаг – приготовить и переслать через
детей приглашения родителям принять участие в
мероприятии.

Третий шаг – получив положительный отклик,
сообщить о программе деятельности с просьбой
активного индивидуального участия.

Четвертый шаг – определить вместе с детьми
роль, место, объем участия каждого, в том числе и
родителей, а также субъекта задуманного дела.

Пятый шаг – уделить персональное внимание
каждому из родителей , выразить благодарность за
отклик и участие.

Можно отметить, что в данном алгоритме ведущую
роль играет учитель, он как бы вовлекает
родителей в общее с детьми дело. Такой алгоритм
правомерен на первых порах взаимодействия
учителя с родителями. Однако же по происшествии
некоторого времени и обретения соответственного
опыта, что и наблюдалось мною в работе с 5 по 11
классы, позиция родителей и педагога меняется
кардинальным образом. И уже родители выступают
активными организаторами мероприятий. А затем и
сами дети по мере их взросления.

Схема

Предлагаю организационный алгоритм
совместного с родителями дела в работе в 11-м
классе.

Первый шаг – дети предлагают и обсуждают с
классным руководителем замысел совместного
дела.

Второй шаг – дети приглашают своих родителей
принять участие в задуманном мероприятии.

Третий шаг – на родительском собрании
определяется объем участия каждого в данном
мероприятии.

Четвертый шаг – за отклик, помощь или участие
в мероприятии каждому родителю и учащемуся
выражается благодарность или поощрение.

Большое внимание уделяю
психолого-педагогическому просвещению
родителей учащихся класса. Ведь умело
организованное и продуманное педагогическое
просвещение родителей способствует развитию
педагогического мышления и воспитательных
умений родителей, изменению восприятия
собственного ребенка в их глазах.

Родительские собрания проходят в
нестандартной форме – это круглые столы, обмен
опытом, беседы, родительский капустник,
посиделки “Приглашение к чаю”.

На родительских собраниях мы обсуждаем задачи
учебно-воспитательного процесса в классе,
планируем и обсуждаем построение
воспитательного процесса, определяем планы
сотрудничества родителей и школы, решаем
проблемы классного коллектива, подводим итоги
работы за год. Такие встречи помогают во многом
разобраться, создать атмосферу доверия,
установить психологический контакт. Беседы с
родителями провожу и после родительских
собраний, и планирую по мере необходимости.
Разговор о каждом ребенке ведется индивидуально.

Во внеклассной работе, а это проведение и
организация праздников, чаепития, экскурсий,
поездок, встреч, участие родителей необходимо и
обязательно. Видя, что, как классный
руководитель, я много делаю для их детей, они в
свою очередь оказывают всестороннюю поддержку
во всех моих начинаниях. Будь то автобус для
экскурсионной поездки в город Красноярск или
классный праздник, цветочные горшки для кабинета
или общий ремонт классной комнаты,
интеллектуальная игра или спортивные
соревнования, написание сценария или
организация похода – “мои” родители всегда
рядом со мной и “нашими” детьми.

За довольно большой период работы с одним
классом хорошо узнаешь не только учеников, но и
их родителей. Поэтому вся наша совместная
деятельность строится как деятельность одной
слаженной и дружной большой семьи.

Мероприятия, проведенные совместно,
вспоминаются после окончания школы
и
учащимися, и их родителями. Например:

5-й класс

  • праздник “Посвящение в пятиклассники”;
  • конкурс букетов и цветочных композиций;
  • классный час “Семейное хобби”;
  • мини-спектакль “Про удалого туриста и посла”;
  • конкурсная программа “Мамы и дочки”.

6-й класс

  • осенний поход “Насладимся осенью”;
  • выездные классные часы “В гостях у
    коллекционеров”;
  • праздник “Самый нежный день”;
  • родительское собрание “Семейные праздники”,
    “Только раз в году” (совместное празднование
    дней рождений).

7-й класс

  • классный час “Народные промыслы”;
  • новогодний концерт “Гороскоп”;
  • мини-спектакль “Как царь дочку замуж отдавал”;
  • праздник “Мама и я – спортивная семья!”;
  • родительское собрание “Домашнее задание: за и
    против”.

8-й класс

  • вечер “Новогодний калейдоскоп”;
  • классный час “Русская красавица на все руки
    мастерица”;
  • родительское собрание “Суд над пассивностью”.

9-й класс

  • классный час “Наши любимые мамы”;
  • выставка “Славим руки мамы”;
  • родительское собрание за чашкой чая “И мы
    когда-то были молодыми…”;
  • веселый капустник “Прощай, 9 класс!”.

10-й класс

  • вечер “Хеллоуин”;
  • вечер гаданий у одноклассницы “Раз в
    крещенский вечерок…”;
  • конкурсная программа “Настоящие рыцари”.

11-й класс

  • выезд за город “Дым костра и шашлыки”;
  • вечер “Как-то раз под Новый год…”;
  • классный час “Поговорим о том о сем…”;
  • последний классный час “Дорогие наши учителя”;
  • последний школьный поход “Прощание с
    детством”.

Активная жизненная позиция родителей,
безусловно, сказывается и на позиции их детей. За
последние три года учащиеся моего класса были
победителями школьного конкурса “Самый
классный класс”
.

В течение всех лет работы с классом веду
наблюдения за деятельностью учащихся и их
родителей. Разработанная мною система
рейтинговой оценки помогает видеть результаты
моего труда, что позволяет своевременно
корректировать работу с учащимися и их
родителями и с учетом возникающих проблем
составлять планирование на следующий учебный
год.

Итак, позитивные результаты моей
деятельности как классного руководителя исходят
из определенных составляющих:

  • школа (классный руководитель) информирует
    семью о планах работы, семья оценивает
    влияние данной работы на детей,
  • школа (классный руководитель) раскрывает
    сложные проблемы, семья определяет меру
    содействия решению их,
  • школа (класс) приглашает принять участие, семья
    откликается на приглашение, участвует,
  • школа (классный руководитель) сообщает о
    необходимости помощи, семья предлагает
    помощь, выдвигает предложения,
  • школа (класс) организует общее дело, семья участвует
    в общих делах.

Реализация поставленных задач отражена в
проведенных мероприятиях, из которых видно, что
моя задача, как классного руководителя, сделать
семью помощником и другом как для самого ребенка,
так и для класса и классного руководителя,
осуществима. Только вместе с родителями общими
усилиями можно добиться того, чтобы ребенок
раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы
умел наслаждаться красотой, умел любить и быть
любимым. И в этом я и окружающие убедились,
увидев, какими стали мои учащиеся на выпуске из
школы: у них развиты нравственные качества, они
добры и с уважением относятся к своим родителем,
учителям, одноклассникам, мои выпускники были
готовы и всегда желали участвовать в
общественной деятельности, проявляли
ответственность, исполнительность, показывая
активную жизненную позицию.

В свою очередь родители заинтересованно
относились к результатам учебы, участию детей в
различных делах. Родители почувствовали себя
коллективом, коллективом взрослых людей,
заинтересованных в том, чтобы детям их класса в
школе жилось хорошо и интересно; приобщение
родителей к школьным заботам в хорошем смысле
слова повлияло на взаимоотношения детей и
взрослых в семье и во многих семьях укрепились
доверительные отношения детей и родителей.

Классное руководство – это не работа, это образ
жизни. Считаю, что силы и время, потраченные на
организацию насыщенной классной жизни, на
культурное развитие учеников, на работу с
родителями никогда не будут потрачены напрасно.

Презентация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция уборщицы в аптеке готовых форм
  • Найти инструкцию по фото на русском языке бесплатно
  • Билл хилтон полное руководство по изготовлению стильной мебели для дома скачать pdf
  • Руководство дом ру телефон
  • Колларгол инструкция по применению цена капли в нос