Проект русской конституции уставная грамота российской империи создан под руководством

Проект Государственной уставной грамоты Российской империи. 1818-1820 гг.

Предлагаемый проект был составлен по поручению императора Александра I под руководством его полномочного делегата при Правительственном совете царства Польского Н.Н.Новосильцева. Автором текста документа, написанного по-французски, был французский юрист П.И.Пешар-Дешан. Русский перевод с редакционной доработкой сделал известный поэт кн. П.А. Вяземский.

Уставная грамота составлена на основе конституции царства Польского 1815 г. Проектируется разделение России на области (наместничества), включающие несколько губерний каждая. В каждом наместничестве, а также в империи в целом должен быть создан двухпалатный сейм. Его верхняя палата которого включала бы великих князей и сенаторов по назначению императора, а члены нижней должны были бы назначаться императором из кандидатов, выдвинутых избирателями (в сеймы наместничеств) или сеймами наместничеств (в Государственный сейм). Избирательными правами должны были пользоваться лишь дворяне и состоятельные горожане. Император сохранял за собой руководство исполнительной властью, исключительное право законодательной инициативы и право абсолютное вето на одобренные сеймами законы. Устанавливались некоторые права подданных, крепостное право при этом не затрагивалось.

Уставная грамота является более консервативной по сравнению с проектом М.М.Сперанского (см. М.М.Сперанский. Введение к уложению государственных законов. 1809 г.). В частности, она предусматривает отбор депутатов правительством (вместо выборов), назначаемую верхнюю палату (вместо однопалатной системы у Сперанского), а также непредоставление избирательных прав однодворцам, государственным крестьянам и иудеям.

Уставная грамота, как и проект Сперанского, не была утверждена. Возможно, Александр I, бывший сторонником конституционного строя, понял вредность введения конституции при сохранении крепостного права, т.к. при господстве в обществе поместного дворянства его представители неизбежно будут преобладать и в парламенте, который будет отстаивать сохранение и укрепления закрепощения крестьян. Отменить же крепостное право император боялся из-за угрозы дворцового переворота.

Публикуется русский перевод Государственной уставной грамоты с сокращением повторов и некоторых второстепенных постановлений.

Глава I. Предварительные распоряжения

Статья 1

Российское государство, со всеми владениями, присоединенными к нему, под каким бы наименованием то не было, разделяется, сообразно с расписанием у сего приложенным[1], на большие области, называемые наместничества.

Статья 8

Из сего разграничения исключаются столицы, Санкт-Петербург и Москва, равно как и их губернии.

Глава II. О правлении Российской империи

Отделение I. О государе или державной власти

<…>

Статья 10

Основания державной власти и образ действия оной определяются сею Государственною уставною грамотою, жалуемою нам любезным нашим верноподданным на вечные времена.

Статья 11

Державная власть неразделима: она сосредоточивается в лице монарха.

Статья 12

Государь есть единственный источник всех в империи властей гражданских, политических, законодательных и военных. Он управляет исполнительною частию во всем ее пространстве. Каждое начальство исполнительное, управительное и судебное им одним постановляется.

Статья 13

Но законодательной власти государя содействует государственный сейм, о котором ниже упомянуто будет, на основании уставной грамоты и особенных учреждений.

Статья 14

Особа государя священна и неприкосновенна.

Статья 15

Государь есть верховный глава общего управления империи. Он печется о внутренней и внешней безопасности государства. Он бдит о своих правах и владениях.

Статья 16

Право объявлять войну и заключать договоры и условия всякого рода принадлежит одному государю.

Статья 17

Предводительство военною силою, сухопутною и морскою, как в мирное, так и в военное время, равно как и назначение главнокомандующих и производство генералов и офицеров принадлежит монарху без исключения.

Статья 18

Государь назначает послов, посланников и других уполномоченных чиновников для переговоров политических и торговых.

Статья 19

Государь на все места гражданские, управительные и судебные назначает непосредственно или через тех, коим вверит таковую власть.

Статья 20

Как верховный глава православной греко-российской церкви, государь возводит во все достоинства духовной иерархии.

Статья 21

Право помилования принадлежит исключительно государю. Он может преступника простить или облегчить его наказание.

Статья 22

Дела по всем судебным и всяким другим присутственным местам производятся и приговоры оных, равно как и всякого рода публичные акты, объявляются именем его императорского величества.

Статья 23

Учреждение орденов, постановления оным статутов и награждения военными и гражданскими орденами, принадлежит государю, равно как и право возведения на степень дворянства и высших оного достоинства, принятие в подданство и пожалование в чины и классы.

Статья 24

Государь располагает доходами государства сообразно с утвержденными им частными расписаниями доходов и расходов (бюджетами) наместничеств и с общим расписанием доходов и расходов всего государства.

Статья 25

Первое же общее расписание доходов и расходов, имеющее быть составлено в силу настоящей грамоты, на основании ли частных расписаний доходов и расходов наместничеств, или по соображениям министерств, предоставляется в особенности единственному распоряжению государя императора.

Статья 26

Для определения законодательных действий государя общие основания права в империи делятся на три разряда:

В первом заключаются законы;

Во втором уставы и учреждения;

В третьем указы, повеления, рескрипты и постановления.

Статья 27

Под именем законов разумеются все законодательные распоряжения, кои основаны на началах по существу своему непременных и кои не могут быть иначе ни отменены, ни преобразованы, как с соблюдением ненарушимости оных начал и тогда только, когда впоследствии времени оных покажет необходимость изменений, или когда вынуждены будут причинами важными и решительными.

Статья 28

Под словом уставы и учреждения должно разуметь все распоряжения, требуемые обстоятельствами или для защиты государства и охранения целости его границы, или для устройства разных предметов, по части внутреннего управления, или, наконец, по делам, до порядка службы и до усовершенствования общего и частного благосостояния касающимся.

Статья 29

Наконец, под именем указов, повелений, рескриптов и постановлений должно разуметь все, что предписывается к исполнению по частным и случайным обстоятельствам, в различных отделениях государственного управления встречающимся, или что относится до какого-либо начальства, чиновника военного, гражданского или частного лица и по свойству своему, смотря по надобности, может подвергаться разным изменениям.

Статья 30

Законы разделяются на общие государственные законы и на особенные или местные. Общие законы составляют общее право и применяются во всех случаях, в коих местные законы недостаточны.

Статья 31

Общие законы постановляются государем при содействии общего государственного сейма, о коем ниже будет упомянуто.

Статья 32

Особенные или местные законы постановляются государем при содействии сеймов наместнических.

Статья 33

Право издавать уставы, учреждения, указы, рескрипты и постановления принадлежат исключительно государю. Он может вверить оное в совокупности или в частностях месту или лицу по своему благоусмотрению.

Статья 34

Общие и особенные или местные законы скрепляются министром, начальником управления юстиции. Уставы, учреждения, указы, повеления и постановления должны быть за скрепою того из министерств, до которого они, по содержанию своему, будут принадлежать. Он отвечает за все, что в сих уставах, учреждениях, указах, повелениях, рескриптах и постановлениях могло бы заключаться противного правилам уставной грамоты и законам.

Отделение II. О Государственном Совете

Статья 35

Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, членов Государственного Совета, государственных докладчиков или статс-секретарей и из особ, коих угодно будет его императорскому величеству в него призвать.

Статья 36

Государственный Совет разделяется на общее собрание и на правительный совет или комитет министров.

А. Правительный совет

Статья 37

Правительный совет, под председательством государя, состоит из министров, начальников управления и других особ, призванных в него по воле государя.

Статья 38

Члены правительного совета имеют голоса совещательные. Один государь решит. Его величество может сие право вверить в совокупности или в частях наместнику[2] в правительном совете, или кому заблагорассудит. Сей обязан решить в совете согласно с уставными правилами государства и законами.

Статья 39

Правительный государственный совет или комитет министров имеет право уничтожать постановления, изданные наместниками в наместническом совете, когда они противны законам, учреждениям, указам, повелениям и рескриптам, на имя их писанным или им данным. В подобных сему случаях он уничтожает также постановления и определения нижних присутственных мест, когда упущением посредних начальств того не учинено.

Статья 40

Если сии постановления и определения нарушают общественную безопасность или общественное спокойствие, то за исключением одних наместников комитет министров в праве удалять по управительной части всякого рода чиновников, с обязанностью неотлагательно доносить о том государю и входить с представлением в общее собрание Государственного Совета, буде удаление от должности относится до чиновников, коих предание суду подлежит его ведомству.

Статья 41

Если по случаю, упомянутому в предыдущей статье, следовало бы удалить наместника, то комитет министров доносит о том государю и входит с представлением в сенат, до коего принадлежит предание суду наместников, как о том ниже в ст.145 сказано будет.

В. Общее собрание государственного совета

Статья 42

Общее собрание Государственного Совета, под председательством государя, наместника его, или другого уполномоченного его величеством, или под председательством старшего из членов, составляется, как означено в ст.35.

Дела, ведению Государственного Совета подлежащие, за исключением тех, которые возложены на него по образованию, учрежденному 1809 года[3], суть следующие:

1. Рассматривать и составлять проекты законов или уставов и учреждений, относящихся до общего управления империи.

2. Разрешать споры, произойти могущие от присвоения какою-либо властью непринадлежащего себе ведомства или соткновения ведомств.

3. Определять предание суду, по предложению правительного совета или комитета министров, чиновников управления, по назначению его императорского величества определенных, за злоупотребления в отправлении их должностей и в случаях, подвергающих их ответственности, за исключением тех чиновников, коих предание суду предоставлено сенату или наместническим советам (ст.60).

4. Ежегодно рассматривать и поверять отчеты, поданные каждым главным начальством управления.

5. Делать замечания на все существующие или вкрадывающиеся злоупотребления в управление, равно как и на все нарушения государственной уставной грамоты и законов, и составлять из них общий доклад для поднесения его императорскому величеству. Принятие мер вследствие доклада и распределение предметов, смотря по существу их, для препровождения в сейм, в сенат или к другим властям, будет зависеть от благоусмотрения его величества.

Статья 43

Общее собрание Государственного Совета занимается также рассуждениями о предметах вообще, поступающих в оное по воле императора или по предложению одного из министров, на основании существующих общих и частных учреждений министерств.

Статья 44

Определения Государственного Совета подносятся на утверждение государя или особы, им уполномоченной. Из сего исключаются определения, относящиеся до предания суду (ст.42, пункт 3) чиновников и соткновения ведомств (ст.42, пункт 2), по коим исполняются непосредственно.

Отделение III. О министерствах или главных управлениях

<…>

Статья 46

Министры, начальники управлений, директоры департаментов и правители дел подлежат ответственности за всякое нарушение уставной грамоты, законов, равно как указов и повелений, от государя императора последовавших, и буде бы оказались в том виновными, то предаются верховному государственному суду.

Отделение IV. О наместниках и советах наместничеств

Статья 47

В каждой области, устроенной по образу наместничеств, имеет быть постановлен наместник и учрежден совет наместничества, присутствующие в назначенном местопребывании.

Статья 48

Наместник купно с советом, на основании предписанного порядка, печется о благосостоянии вверенных ему губерний и блюдет за точным исполнением законов и повелений высшего начальства по всем частям управления.

Статья 49

Совет состоит под председательством наместника и разделяется на правительный совет и общее собрание.

А. Правительный совет

Статья 50

Правительный совет составляется из наместника, определенного числа членов и всех других лиц, по высочайшей воле в него призванных. Сверх того находится при нем еще член правитель дел.

Статья 51

Члены правительного совета, в качестве начальников отделений по совету наместничеств и в виде отряженных чиновников от каждого министерства или главного государственного управления, заведывают по губерниям, составляющим область наместничества, на основании особенных учреждений, всеми делами, до вверенной им части касающимися.

Статья 52

Члены совета имеют голоса совещательные; решит один наместник. Он обязан решить в совете сообразно с уставными правилами государства, законами и в мере данного ему полномочия.

Статья 53

Каждый член совета, заведующий какою-либо частью, должен скреплять все решения и постановления наместника по своей части. Буде бы не согласен был с его решением, то в таком случае имеет право записать свое мнение в протокол и тогда отстраняется от всякой ответственности.

Статья 54

Наместник в совете имеет право, по управительной части, уничтожать все решения и определения губернских начальств, когда они окажутся противными законам, учреждениям, указам и предписаниям высшей власти. Буде-бы сии решения угрожали общественной безопасности, общественному спокойствию или заключали в себе явные злоупотребления, то наместник в совете имеет право сам отрешать и предавать суду виновных, чиновников по всем присутственным местам, за исключением губернаторов, вице-губернаторов, членов губернского правления и казенных палат и других лиц, особенному ведомству подлежащих, о коих представляет комитету министров.

Статья 55

Определения и постановления наместников тогда только становятся обязательными, когда последуют из совета и за скрепою того из членов, до коего тот предмет относится, или другого, на место его призванного.

<…>

Б. Общее собрание совета наместничества

Статья 58

Общее собрание совета наместничества состоит из членов, означенных выше в ст.50, и из членов, выбранных в разных губерниях, лежащих в области наместничества, и, по представлениям комитета министров, государем императором утвержденных.

Статья 59

Общее собрание совета наместничества имеет свои непременные заседания токмо при выборах и созывании сеймов. В прочес время оно собирается по повелению государя и востребованию наместника. Общее собрание рассуждает вообще о всех предметах, до управления наместничества касающихся и по высочайшей воле государя императора или по предложениям комитета министров и наместника в него вносимых, в особенности же о раскладке и взимании податей, установлении земских повинностей, сбережении государственных расходов по области наместничества, умножении с оной доходов, распространении земледелия, промышленности и торговли и тому подобном.

Статья 60

Сверх сего к непременной обязанности оного принадлежит:

1. Рассматривать и обрабатывать все проекты частных законов и учреждений, относящихся к области каждого наместничества.

2. В особенности же: определять по представлениям правительного совета предание суду чиновников управления за злоупотребление по их должности и в других случаях, подвергающих их ответственности. Из сего исключаются те чиновники, коих предание суду зависит от Сената и Государственного Совета.

3. Рассматривать и поверять ежегодные ответы, представляемые в конце года каждым управляющим членом по своей части, и составлять из частных ведомостей одну общую по всем вверенным совету наместничества губерниям, для доставления оной через наместника в комитет министров.

4. Делая замечания на подаваемые отчеты и на все существующие или вкрадывающиеся в управления злоупотребления, равно как и на все испытываемые нарушения государственной уставной грамоты и законов, составляя из всего оного общий всеподданнейший доклад, для представления его государю императору чрез посредство наместника и Государственного Совета.

Статья 61

Все решения общего собрания совета наместничества представляются на утверждение наместника, за исключением одних решений о предании суду, которые исполняются непосредственно.

<…>

Отделение V. О губернском начальстве

Статья 63

Закон постановляет за неизменное и непоколебимое правило, чтобы управительная и судебная части были разделены, и действия оных, яко несовместные, ни в каком случае не сливались…

Статья 65

Губернское начальство, под председательством гражданского губернатора, составляется из вице-губернатора и известного числа членов, управляющих особенными экспедициями.

Статья 69

Общее собрание имеет право уничтожать все решения и определения нижних мест по части управительной, буде усмотрит, что они противны законам, учреждениям, уставам, указам и предписаниям, на имя их данных. Ежели бы сими определениями нарушалось спокойствие и общая безопасность, то в таком случае правитель губернии доносит о том наместнику в правительном совете и предлагает о удалении от должности чиновников, оказавшихся в том виновными.

Статья 70

Члены губернского начальства, как по отделениям, так и в общем оного собрании, имеют голоса совещательные; один председатель решит. Решения его должны быть основаны на правилах государственной уставной грамоты и законах и ничего противного оным в себе не заключать.

Статья 71

Каждый член, управляющий экспедициею, обязан скреплять последовавшие как по отделению, так и по общему собранию по части его решения. Ежели бы который из них был не согласен с сим решением, то должен записать мнение свое в протокол, чем и устраняется от всякой ответственности.

Отделение VI. О уездных, окружных и городских начальствах

Статья 72

Всякий уезд имеет свое уездное начальство. Оно состоит в земском уездном правлении (нижний земский суд) и составляется, под председательством земского уездного исправника, из известного числа заседателей, которое, смотря по обширности уезда, может быть увеличиваемо.

Статья 74

Каждый уезд, смотря по своей обширности и народонаселению, разделяется на несколько округов, которые подведомы окружному начальству. Оно состоит в окружном исправнике или ключ-войте и его помощнике и имеет при себе несколько сотников и десятских, отряжаемых на определенное время от селений, к составу каждого округа принадлежащих.

Статья 75

Окружное начальство есть среднее место между уездным начальством и каждым селением своего округа. Оно доставляет, посредством сотников и десятстких, в каждое селение приказчикам, старостам, сельским начальникам, выборным и всякого другого наименования, составляющим последнее звено управительной власти, все повеления и предписания, имеющие последовать от уездного начальства, и смотрит за строгим оных исполнением. Сверх сего неослабно наблюдает, чтобы везде в округе, под ведением его состоящем, наблюдаем был установленный порядок, обеспечивающий общую безопасность и тишину.

<…>

Глава III. Ручательства державной власти

Статья 78

Православная греко-российская вера пребудет навсегда господствующею верою империи, императора и всего императорского дома. Она непрестанно будет обращать на себя особенную попечительность правительства, без утеснения, однакож, свободы всех прочих исповеданий. Различие христианских вероисповеданий не производит никаких различий в правах гражданских и политических[4].

Статья 79

Священнослужители всех исповеданий вообще состоят, без исключения, под покровительством и надзором законов и правительства.

Статья 80

Закон, без всякого различия, покровительствует равно всем гражданам.

Статья 81

Коренный российский закон: «без суда никто да не накажется», и освященное учреждением о губерниях правило…: «чтобы никто без объявления ему вины и снятия с него допроса в течение 3 дней по задержании не лишался свободы и не содержался в тюрьме», распространяется на всех жителей вообще в следующей силе.

Статья 82

Никто не может быть взят под стражу, обвинен и лишен свободы как только в случаях, законом определенных, и с соблюдением законом предписанных на сей конец правил.

Статья 83

Всякое самопроизвольное задержание вменяется в преступление, подвергающее наказанию, означенному в уголовном праве.

Статья 84

Взятому под стражу должно немедленно объявить причину его задержания.

Статья 85

Каждый задержанный должен быть представлен в течение 3 (в редких же токмо случаях, в которых разыскание потребовало бы отсрочки, не позднее 6) суток в то присутственное место, до которого он принадлежит, для снятия с него допроса или суждения узаконенным порядком. Всякое отступление от сего вменяется в злоупотребление власти. Ежели обвиняемый оправдается при первом следствии, то немедленно освобождается.

Статья 86

Во всех случаях, законом не изъятых, обвиняемый отпускается на поруки.

Статья 87

Никто не должен быть наказан, как в силу закона, постановленного и обнародованного до соделанного преступления, и по приговору того суда, которому он принадлежит.

Статья 88

Право просить о помиловании… предоставляется лицам, осужденным на смертную казнь, на вечную и свыше 15-ти лет продолжиться имеющуюся ссылку, заточение и каторжную работу.

Статья 89

Свобода тиснения[5] обеспечивается. Закон излагает правила к обузданию злоупотреблений.

Статья 90

Каждому российскому подданному вольно переселиться в другое государство и вывезть свое имение[6], лишь бы соблюл законом предписанные па таковые случаи правила.

Статья 91

Да будет российский народ от ныне на всегда иметь народное представительство. Оно должно состоять в государственном сейме (государственной думе), составленном из государя и двух палат. Первую, под именем высшей палаты, образует сенат, а вторую, под именем посольской палаты, земские послы и депутаты окружных городских обществ.

Статья 92

Государственные должности, как гражданские, так и военные, иначе возлагаемы быть не могут как на российских подданных.

Статья 93

Каждый иностранец, предъявивший законные виды, будет пользоваться, наравне с другими жителями государства, покровительством законов и выгодами, законами обеспеченными. Ему вольно будет, на основании учрежденных правил, жить в государстве, выезжать из оного, возвращаться и приобретать в нем недвижимые имения.

Статья 94

Каждый иностранец, укорененный, при беспорочном поведении и после пятилетнего пребывания, научась российскому языку, может допущен быть к отправлению государственных должностей.

Статья 95

Один государь по собственному выбору, или по представлению Государственного Совета, может, в отмену сего правила, допустить к отправлению государственных должностей иностранцев, превосходными дарованиями отличающихся.

Статья 96

Все государственные чиновники по части правительственной отрешаются от должностей тою же властью, которая их определяет, с соблюдением законом предписанных на такой конец правил. Все без исключения подвержены ответственности в отправлении своих должностей.

Статья 97

Всякая собственность, на поверхности ли земли находящаяся, или в недрах оной сокровенная, какого бы рода ни была, в чем бы ни состояла и кому бы ни принадлежала, признается священною и неприкосновенною. Никакая власть и ни под каким предлогом посягнуть па нее не может. Посягающий на чуждую собственность осуждается и наказывается как нарушитель общественного спокойствия.

Статья 98

Правительство имеет однакоже право, по справедливом и предварительном вознаграждении, требовать от частного лица пожертвования его собственностью для употребления оной на пользу общественную. Закон определит особенные случаи употребления сего права и правила, имеющие оным руководствоваться.

Глава IV. О народном представительстве

Отделение I. О государственной думе или сейме

Статья 99

Представительство народное образуется как выше сказано (ст.91).

Статья 100

Государственный сейм (государственная дума) разделяется на частные сеймы (думы) наместнических областей, созываемые каждые три года, и на общую государственную думу или сейм, созываемый каждые пять лет.

<…>

Разряд 1. О частных думах или сеймах наместнических областей

Статья 102

Сеймы наместнических областей составляются из государя и двух палат. Первая, под именем высшей палаты, образуется из одного департамента сената, присутствующего в главном местопребывании наместнического начальства. Вторая, под именем земской посольской палаты, составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, государем утвержденных.

Статья 103

Сеймы наместнических областей рассматривают проекты общих законов во всех случаях, в которых государь заблагорассудит повелеть им оные сообщить чрез Государственный Совет. Они рассматривают в особенности все проекты частных законов, до каждой наместнической области касающихся, по повелению государя чрез правительный совет наместничества к ним препровождаемых. Сверх сего они рассуждают, по сообщению же от имени государя, подобно вышесказанному, о увеличении или уменьшении всякого рода сборов, податей и земских повинностей, о средствах к уравнению раскладок, о составлении частных расписаний доходов и расходов наместнических областей (бюджет): одним словом, о всем, что государю благоугодно будет высочайше указать внести к ним на рассуждение.

Статья 104

Сеймы наместничеств рассуждают еще, когда последует на то высочайшая воля, по предметам, содержащимся в всеподданнейших докладах общего собрания наместнических советов, составленных на основании ст.60 из годовых отчетов по каждой отрасли управления. Наконец каждый наместнический сейм, изложив свое мнение по всем сим предметам, приступает к рассмотрению наказов земским послам и депутатам, от их избирателей данных и заключающих в себе их замечания, представления и прошения касательно всего того, что относится до их пользы. Из сих наказов делается самое верное извлечение, которое препровождается в общее собрание наместнического совета, а из оного в Государственный Совет для поднесения Государю императору на высочайшее разрешение и принятия тех мер, к коим таковые представления могут подать повод.

Статья 105

Проекты частных законов, относящихся до каждой области наместничества, составляются в наместническом совете и вносятся на сейм по повелению государя членами означенного совета.

Статья 106

Для рассмотрения и уважения сих проектов в сеймах наместничеств каждая палата назначает по баллам три комиссии. Они состоят в высшей палате из 5-ти членов и суть следующие:

1. Комиссия законодательства.

2. Комиссия управления.

3. Комиссия финансов.

Каждая палата уведомляет правительный совет об учиненном ею выборе. Комиссии находятся в беспрестанных сношениях с советом наместничества.

Статья 107

Проекты, предложенные именем государя, по всем отменам, какие последовать могли бы вследствие замечаний, комиссиями учиненных, исправляются токмо в совете наместничества.

Статья 110

Общий отчет о положении всякой области наместничества, составленный в каждом наместническом совете, за внесением оного предварительно в департамент сената, выслушивается в совокупленных палатах.

Статья 111

Каждая палата поручает своим комиссиям рассмотреть сей отчет. По учиненном рассмотрении, комиссии в общем донесении за подписанием всех членов ее представляют палатам свои на оной замечания. Каждая палата, по выслушании и уважении сих замечаний, излагает мнение свое касательно поданного отчета и подносит оное государю.

Статья 112

При закрытии сейма палата земских послов и депутатов каждого наместничества приступает к выбору земских послов и депутатов, имеющих составить вторую палату общего государственного сейма. Сей выбор производят они из своей среды. Число избранных должно соответствовать четвертой части состоящих налицо послов и депутатов.

Статья 113

На сей конец заготовляется особый протокол, в который вносятся поименно, алфавитным порядком, все избранные члены. Сей акт, законным образом составленный, отсылается к наместнику для поднесения оного государю чрез комитет министров.

Разряд 2. О общем государственном сейме

Статья 114

Общий государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую, под именем высшей палаты, образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух столиц, с совокуплением к нему, единственно на время сейма и по назначению государя, из других департаментов известного числа сенаторов, образовательным учреждением определенного. Вторая, под названием палаты земских послов, составляется, по назначению государя, из половинного числа послов и депутатов, в каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных

Статья 115

Общий государственный сейм, по сообщении от имени государя чрез Государственный Совет, рассматривает все проекты законов гражданских, уголовных и по части управительной, коих действие распространяется на всю империю. Он рассуждает по предложениям, вносимым по высочайшему же повелению, о прибавлении и уменьшении налогов, податей, сборов и всякого рода общественных повинностей, о удобнейших и справедливейших раскладках, о уравнении налогов и податей по всему государству по мере силы и возможности каждой наместнической области, о составлении главного расписания доходов и расходов (бюджет), на основании представленных ему на рассмотрение частных расписаний доходов и расходов, составленных в каждой области наместничества, равно как и о всех других предметах, на рассуждение по воле государя ему отсылаемых.

Статья 116

Общий сейм рассуждает еще по сообщениям, которые государю благоугодно было бы повелеть сделать по предметам, заключающимся в общем государственном отчете, коего составление возложено на общее собрание Государственного Совета в силу ст.42. Наконец, общий государственный сейм, изложив свое мнение по всем сим предметам, приступает к рассмотрению наказов земским послам и депутатам, от их избирателей данных и заключающих в себе их замечания, представления и прошения касательно всего того, что относится до их пользы. Из сих наказов делается самое верное извлечение, которое препровождается в Государственный Совет, а от оного представляется государю императору, на высочайшее разрешение и для принятия тех мер, к коим бы таковы представления могли подать повод.

Статья 117

Проекты законов, составленные в Государственном Совете, взносятся на общий государственный сейм по повелению государя членами означенного совета.

Статья 118

Для рассмотрения и уважения сих проектов на общем государственном сейме каждая палата назначает по баллам три комиссии. Оне состоят в высшей палате из трех. а в посольской палате из пяти членов и суть следующие:

1. Комиссия законодательства.

2. Комиссия управления.

3. Комиссия финансов.

Каждая палата уведомляет Государственный Совет об учиненном ею выборе. Комиссии находятся в беспрестанном сношении с Государственным Советом.

Статья 119

Проекты, предложенные именем государя, по всем отменам, какие последовать могли бы вследствие замечаний, комиссиями учиненных, исправляются токмо в Государственном Совете[7].

Статья 120

Право читать приготовленные речи в обеих палатах предоставляется одним членам Государственного Совета; все прочие объясняются изустно.

Статья 121

Члены Государственного Совета во время рассуждений о проектах законов имеют право присутствовать и говорить в обеих палатах, но те из них, которые не суть сенаторами, земскими послами или депутатами, числа голосов не составляют.

Статья 122

Общий отчет о состоянии государства, составленный в Государственном Совете, выслушивается в совокупленных палатах.

Статья 123

Каждая палата поручает своим комиссиям рассмотреть сей отчет, который дозволяется и напечатать. Донесения комиссий относительно содержания отчетов не иначе должны быть представляемы в палаты, как по единогласию и за общим подписанием всех членов, составляющих комиссии. Каждая палата, по выслушании и уважении сих замечаний, излагает мнение свое касательно поданного отчета и подносить оное государю.

Статья 124

В обеих столицах, в Санкт-Петербурге и Москве, кои не входят в состав наместничества, созываются чрез каждые три года столичные сеймы, действующие на том же основании, как наместнические сеймы. Сии сеймы составляются из двух палат, под председательством государя императора или особы, высочайшею доверенностью для сего назначенной.

Первую палату, под названием верхней, составляет сенатский департамент, заседающий в столице.

Вторая палата, под названием посольской палаты, составляется из двух третей земских послов и депутатов, избранных государем императором из числа выбранных столицею и в уездах ее губернии послов и депутатов.

<…>

Разряд 3. Постановления общие, касающиеся как до государственных общих, так и до частных сеймов

Статья 126

Право созвать, распустить, отсрочить и продлить сеймы, как обыкновенные так и чрезвычайные, принадлежит одному государю. Заседание сеймов продолжается тридцать дней.

Статья 127

Сеймы должны заниматься токмо теми предметами, кои заведыванию их предоставлены или находятся означенными в созывной грамоте.

Статья 128

Никто из членов сеймов, во время продолжения оных, не может быть ни задержан, ни судим уголовным судом без ведома той палаты, которой он принадлежит.

Статья 129

От воли государя зависит взносить проекты первоначально в сенат или в посольскую палату. Из сего исключаются проекты законов финансовых, которые имеют быть предварительно взносимы в палату земских послов.

Статья 130

Проекты, по высочайшей воле взносимые на сейм, не почитаются ни одобренными ею, ни утвержденными, почему и предоставляется сеймам полная свобода насчет оных излагать свое мнение.

Статья 131

Обе палаты сеймов рассуждают в заседаниях своих при открытых дверях, т.е. в присутствии посторонних, коим вход не возбраняется. По предложению однакож десятой части наличных членов они могут составить из себя особенный комитет[8].

Статья 132

Проекты во всех сеймах принимаются или отвергаются большинством голосов. Голоса объявляются вслух. Проекты, большинством голосов принятые в одной палате, поступают в другую, которая, последуя тем же правилам, рассуждает и решит. В случае равенства голосов проект почитается принятым.

Статья 133

Проект, принятый одною палатою, не может быть преобразован другою. Он должен быть просто принят ею или отвергнут.

Статья 134

Проект, принятый обеими палатами, подносится на утверждение государю.

Статья 135

Ежели государь утверждает его, то он обращается в закон и обнародывается по учрежденному порядку. Если же государь не соблаговолит его утвердить, то проект уничтожается.

Отделение II. О сенате

Статья 136

Сенат составляется из великих князей императорского дома и всех особ, кои, удовлетворив требуемым условиям, возведены на сенаторское достоинство государем. Звание сенатора сохраняется по смерть.

Статья 137

Число сенаторов определяется государем. Оно не должно превосходить четвертой доли числа земских послов и депутатов всего государства.

Статья 138

Сенат разделяется на несколько департаментов, из коих один присутствует в Санкт-Петербурге, а другой в Москве. Сверх сего назначается для каждого наместничества по одному департаменту, присутствующему в главном местопребывании наместнического начальства.

Статья 139

На достоинство сенатора может быть возведен только тот, который имеет не менее 35 лет от роду, выдержал в нижних чинах предписанные испытания, отправлял с похвалою должности по части военной и гражданской и получает ежегодного дохода с недвижимого имения, собственно ему принадлежащего, не менее 1.000 рублей серебряною монетою. Из сего правила, по необходимости, исключаются первоначальные назначения, имеющие последовать в силу сей грамоты.

Статья 141

Сенат, во время сейма, образует высшую палату и содействует купно с посольскою палатою законодательной власти государя.

Статья 143

Независимо от законодательных действий сенат имеет еще и другие обязанности, особенно определенные.

Статья 145

Сенатский департамент, присутствующий в Санкт-Петербурге, к нему, смотря по нужде, присоединяются и другие сенаторы, государем призванные, определяет по предложению государя или по жалобам сеймов, государем допущенных, о предании суду сенаторов, министров, начальников управления, наместников, членов общего собрания Государственного Совета и членов правительного совета или комитета министров, директоров департамента, государственных докладчиков или статс-секретарей за злоупотребления в отправлении их должностей и всякие действия, подвергающие ответственности.

<…>

Отделение III. О палатах земских послов

Разряд 1. О посольских палатах наместнических сеймов

Статья 149

Половинное число членов посольской палаты наместнического сейма возобновляется при каждом новом сейме. Вследствие чего и единственно на первый раз члены выходят по жребию. Таким образом, одна половина остается в звании своем три года, а другая шесть лет. Члены, вышедшие по жребию, могут быть вновь избраны.

Статья 150

На последующих сеймах наместничеств члены выходят уже не по жребию, но по старшинству. Члены вышедшие могут быть вторично избраны.

<…>

Разряд 2. О посольской палате общего государственного сейма

Статья 152

Посольская палата общего государственного сейма составляется, как выше сказано в ст.114, по назначению государя из числа избранных на сеймах наместничества послов и депутатов.

Статья 153

Половинное число членов общего государственного сейма возобновляется при каждом новом сейме. Вследствие сего и единственно на первый раз члены выходят по жребию. Таким образом одна половина послов и депутатов остается в звании своем пять, а другая десять лет. Вышедшие члены могут быть вновь избираемы.

Статья 154

На последующих общих государственных сеймах члены палаты выходят уже не по жребию, но по старшинству[9].

Разряд 3. Распоряжения общие всем Посольским палатам

Статья 155

В члены посольской палаты может быть избран токмо тот, которому исполнилось уже 30 лет, пользуется правами гражданина и платит поземельные и всякие другие подати не менее той суммы, которая во всякой наместнической области будет для сего определена, смотря по местным обстоятельствам и народонаселению.

Статья 156

Никакой чиновник, ни военный, ни гражданский, не может быть избираем в члены посольской палаты, не получив предварительно на то согласия от своего начальства.

Статья 157

Если кто из послов и депутатов до избрания своего не находился при должности на казенном жаловании и примет оную уже по избрании, то таковой должен быть замещен новым членом.

Статья 158

Государь, или, вследствие высочайшего повеления его, наместник, имеет право распустить посольские палаты. В таком случае палаты расходятся и по последовавшим созывам приступают к новым выборам.

Отделение IV. О дворянских собраниях или сеймиках

Статья 159

Дворяне каждого уезда, владеющие собственными недвижимыми имениями, составляют между собою дворянские собрания, на которых избирают трех земских послов. После чего приступают к другим выборам, особенными учреждениями им предоставленным.

Статья 160

Дворянские собрания не иначе съезжаться могут, как в силу созыва, по высочайшей воле последовавшего. В сем созыве означается день съезда, время продолжению собрания и предмет его занятий.

Статья 161

Никто из дворян не может иметь голоса в дворянском собрании, буде не записан в дворянскую книгу своего уезда, не пользуется правами гражданина, не достиг 25 лет и не владеет недвижимым имением.

Статья 163

Дворянские собрания или сеймики состоят под председательством предводителя, назначенного государем или государевым наместником, буде он на то уполномочен.

Статья 164

Дворянские собрания или сеймики составляют из среды своей особенный комитет для сочинения наказа, заключающего в себе жалобы, ежели бы встретиться могло, на злоупотребления власти, с присовокуплением ясных оному доводов и представлений о всем, что к увеличению благосостояния всех жителей того уезда служить может. Сей наказ подписывается членами собрания, вкладывается в пакет за разными печатями, написывается на имя сейма наместничества и вручается избранным земским послам. Они, в полном присутствии, отдают его предводителю сейма, который в получении расписывается и за целость оного отвечает. Подлинники тех наказов сохраняются при делах дворянского собрания.

Отделение V. О собраниях окружных городских обществ

Статья 165

Градские общества, которые в силу городового положения собираются каждые три года для учинения выборов и представления губернатору о своих нуждах и пользах, имеют составить окружное градское общество, на основании как нижеследующих статей, так и образовательного учреждения, для выбора от окружного общества трех депутатов на сейме.

Статья 166

К выбору депутатов от окружного градского общества допускаются:

1) Настоящие обыватели города, имеющие в нем дома или иные строения, места или земли, равно как и обыватели не из дворян, жительствующие вне города, но в том же уезде, к которому город принадлежит, и имеющие в сем уезде дом или другую недвижимую собственность.

2) Все состояния, известные под именем именитых граждан, как-то: ученые, имеющие академические или университетские аттестаты, художники трех главных художеств: архитектуры, скульптуры и живописи, банкиры, капиталисты и кораблехозяева.

3) Купцы первых двух гильдий, и

4) Цеховые мастера.

Статья 167

Все евреи, не исключая и тех, кои записаны в гильдии или имеют недвижимую собственность, участия в собраниях окружных градских обществ не имеют.

Статья 168

В городах, в которых числится более 8000 жителей, исключая столицы, составляются для выбора депутатов на сейм собрания градского общества в каждой части города, к которым допускаются обыватели всех означенных в ст.166 состояний, жительствующие в той части города. В сих частных собраниях выбираются три гласные, назначаемые в общее градское собрание. Общее собрание, составленное из всех гласных, выбранных в собраниях, по городским частям производившихся, приступит к выбору трех депутатов на сейм. За сим совершаются он оного все прочие делопроизводства в силу особенных постановлений, ему предоставленных.

Статья 169

В городах, в которых числится не более 8000 жителей и менее сего, градское общество приступает без посредства гласных к выбору трех депутатов на сейм, на основании ст.166.

Статья 170

В столицах же, в Санкт-Петербурге и Москве, составляется собрание градского окружного общества по частям, и от каждой городской части назначается по одному депутату на сейм.

Статья 171

В собрании градского общества имеет голос токмо тот, кто записан в градскую обывательскую книгу, пользуется гражданскими правами и имеет не менее 25-ти лет от роду.

Статья 173

В окружных городских собраниях председательствует городской окружной голова, назначенный от государя императора или от того начальства, которому сие назначение высочайшею волею поручено будет.

Статья 174

Окружные городские общества составят из своей среды особенные комитеты для сочинения наказов, заключающих в себе, ежели бы встретиться могло, жалобы на отягощение и злоупотребление власти, основанные на ясных доказательствах, и представления о пользах и нуждах всех состояний окружного градского общества. Сии наказы вручаются депутатам запечатанные, а от них представляются, как сказано выше, в ст.164 о сеймиках или дворянских собраниях.

Глава V. О судебной власти

Отделение 1. О судах вообще

Статья 175

Суды и лица, носящие звания судей, в отправлении обязанности, на них возложенной, действуют по законам и независимо ни от какой власти.

Статья 176

Но поелику действие судов должно быть основано на точной силе законов, то всякое отступление от слов закона и самопроизвольное толкование оных, равно как и каждое злоупотребление судейской власти и выступление из пределов, ей предписанных, подвергают ответственности и взысканиям.

Статья 177

Суды составляются из судей, определенных государем, согласно с предписанными правилами о испытании, и из судей, выбранных согласно с существующими по сему предмету особенными постановлениями.

Статья 178

Судья не иначе от должности отрешается, как за противозаконный поступок и вследствие производившегося над ним, законным порядком, суда. Случаи удаления от должности будут определены в учреждении о судах.

Статья 179

Наблюдение за точным исполнением должности, равно как и отвращение всех злоупотреблений по судебным местам, подлежит ведомству верховных судов и министерства юстиции.

<…>

Убедившись в совести, что вышеизложенные коренные постановления соответствуют отеческим нашим желаниям утвердить благосостояние и спокойствие любезных наших верноподданных, основать неприкосновенность их лиц и собственности и охранить ненарушимость их прав гражданских и политических, мы жалуем им сию уставную грамоту, которую признаем за себя и преемников наших коренным и уставным законом нашего государства, предоставляя себе оную дополнить. Повелеваем всем государственным властям содействовать ее исполнению.

Шильдер Н.К. Император Александр Первый: Его жизнь и царствование. СПб., 1905. С.499-526. 

[1] Указанное расписание отсутствует.[2] Наместник (здесь) – представитель, заместитель.[3] Очевидно, ошибка. Речь идёт об Образовании Государственного совета 1810 г. (см. Документ 24).[4] Показательно, что статья не допускала религиозных ограничений в правах лишь для христиан.[5] Тиснение – книгопечатание.[6] Имение — имущество.[7] Статьи 107 и 119 крайне ограничивали инициативу сеймов. Им запрещалось не только самостоятельно вносить законопроекты, но и принимать поправки без согласия советов наместничеств (для сеймов наместничеств) или Государственного совета (для сейма империи).[8] Т.е. провести закрытое заседание.[9] Во французском тексте Грамоты в конце статьи имеется фраза: «Вышедшие члены могут быть вновь переизбраны».

Государственная уставная грамота Российской империи (фр. Charte constitutionnelle de l’Empire de Russie) — проект конституции Российской империи, разработанный по заданию императора Александра I под общим руководством Н. Н. Новосильцева к 1820 году.

По окончании наполеоновских войн в Россию стали возвращаться из Европы офицеры и ополченцы, насмотревшиеся там на более свободные порядки. На контрасте архаичность абсолютной монархии особенно бросалась в глаза. В надежде на изменения они стали формировать тайные общества. Император видел, что прогрессивная часть дворянства ждёт от него возобновления прерванной конституционной реформы. Ответом на эти чаяния призван был стать проект Новосильцева, ранее участвовавшего в разработке хартии Царства Польского.

«Уставная грамота» предусматривала создание двухпалатного парламента — Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы, — и двухпалатных представительных органов (сеймов) в наместничествах (группах губерний), разделение властей: Верховный государственный суд выделялся из Сената, становившегося верхней палатой законодательного Государственного сейма, а исполнительная власть оставалась в руках монарха.

Разработчики грамоты впервые в истории России предполагали закрепить ряд прав человека и провозгласить свободу печати: «никто не мог быть арестован без предъявления обвинения; никто не мог быть наказан иначе, как по суду»[1].

Французский оригинал текста грамоты был написан юристом П.И.Пешар-Дешаном. Князь Петр Андреевич Вяземский осуществил перевод грамоты на русский язык, редактировал текст и осуществлял его общую доработку. «Уставной грамоте» было суждено стать последним реформаторским проектом александровского царствования. Проект конституции, отвергнутый императором, был опубликован повстанцами во время польского восстания 1830 года.[2]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. История России с начала XVIII до конца XIX века (под ред. А. Н. Сахарова). Институт Российской истории РАН, 1997. Стр. 322.
  2. Минаева Н. В. Потаенные конституции России М.: Посев, 2010. ISBN 978-5-85824-193-5

Литература[править | править вики-текст]

  • Вернадский Г. В. Государственная уставная грамота Российской империи 1820. Историко-юридический очерк. Прага, 1925.
  • Чернов К. С. Государственная Уставная Грамота Российской Империи: к вопросу о российском конституционализме. Диссертация (Введение; автореферат)
  • Усягин А. В. 3.3.1. Государственные и общественные проекты // Усягин А. В., Шишков М. К. Территориальное управление в России: теория, история, современность, проблемы и перспективы
  • Кодан С. В. Последний аккорд конституционных намерений Александра I. Проект Государственной уставной грамоты Российской империи 1820 г. в контексте конституционного развития России // ФЭМИС. Ежегодник истории права и правоведения. — М.: МГИУ, 2006, Вып. 6. — С. 159—185
  • Кодан С. В. Государственная уставная грамота Российской империи 1820 года — первый проект российской конституции // Гражданское общество и правовое государство как факторы модернизации российской правовой системы: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 11-12 декабря 2009 г. В 2 ч.. — С.-Пб.: Астерион, 2009, Ч. I. — С. 290—294

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Статья о ГУГ в БЭКМ
  • Выдержки из ГУГ
⛭

Конституционные проекты в Российской империи XVIII-XIX веков

Д. М. Голицына • Н. И. Панина • Екатерины II • А. Н. Радищева • М. М. Сперанского • Финляндии • Царства Польского • Н. Н. Новосильцева Н. М. Муравьёва • П. И. Пестеля • П. А. Валуева • М. Т. Лорис-Меликова • Н. П. Игнатьева

  1. Конституционный проект н.Н. Новосильцева

В марте 1818 г.
Александр I прибыл в Польшу на открытие
сейма, где произнес речь, которая
произвела впечатление разорвавшейся
бомбы.

Царь объявил, что
«законно-свободные учреждения», которые
он «даровал» Польше, были предметом его
постоянных «помышлений» и что он надеется
распространить их на всю страну.15

Царь ясно давал
понять, что от успеха польского
эксперимента зависит и судьба конституции
в России. Работа над ней началась в конце
того же года под руководством Н.Н.
Новосильцева — государственного деятеля,
близкого друга Александра I. К октябрю
следующего — 1819 г., а документ был готов
и одобрен Александром I. Затем еще в
течение года шла доработка.

Конституционный
проект получил название «Государственная
Уставная грамота Российской империи».
Для понимания причин появления данного
документа, а также сути его основных
положений большое значение имеет то
обстоятельство, что он был тесно связан
с польской конституцией 1815г. Сопоставление
и анализ этих 2-х документов свидетельствует
о совпадении их наиболее важных положений.
Это совпадение объясняется, во-первых,
тем, что у документов был, по-видимому,
один и тот же автор Н.Н.Новосильцев,
который в 1818-1819г. не только руководил
работой по созданию «Государственной
Уставной грамоте Российской империи»

, но и возглавлял российскую администрацию
в Польше как раз в период учреждения
там конституционных органов (1818-1819).
Во-вторых, многое прояснялось в речи
Александра на торжественном открытии
польского сейма 15 марта 1818 г., в которой
он заявил о своем намерении в дальнейшем
распространить конституционный опыт
Польши на всю империю. Все это говорит
о том, что у Александра 1 и в 1818-1819г.
существовали серьезные намерения по
конституционному переустройству
российской империи, и «Государственная
Уставная грамота Российской империи»
рассматривалась как законодательная
база для этого переустройства. Правда,
в дальнейшем эти, как впрочем, и другие
либеральные проекты эпохи царствования
Александра 1 реализованы не были.16

  1. Основные положения Уставной грамоты

Российское
государство со всеми владениями,
присоединенными к нему, разделяется на
наместничества. Каждое наместничество
делится на определенное число губерний.
Губернии делятся на уезды. Уезды
разделяются на округа: округа состоят
из городов 3-й степени и волостей, сел и
деревень. Города 1-й степени — губернские,
2-й степени — уездные, а 3-й — все прочие .
Корона российского императорского
престола переходит по наследству.
Державная власть неразделима: она
сосредоточена в лице монарха.
Государственный Совет, под председательством
государя, состоит из министров, которых
избирает государь. Исполнение законов
возложено на министерства:. Частные
думы или сеймы наместнических областей
состоят из государя и двух палат: высшей
(образуется из одного департамента
сената), земской посольской палаты
(составляется из двух третей избранного
в области наместничества числа послов
и депутатов, утвержденных государем).
Суды действуют по законам, не зависимо
ни от какой власти.17

По новому проекту
Российская империя должна была приобрести
федеративное устройство и состоять из
10-12 крупных единиц — наместничеств во
главе с генерал-губернаторами. Каждое
наместничество должно было управляться
своим сеймом из двух палат, а законодательная
власть в стране в целом передавалась
общероссийскому, также двухпалатному,
сейму, осуществляющему законодательные
функции совместно с государем. Проект
предусматривал передачу исполнительной
власти

Государственному
совету совместно с министерствами;
судебная же власть окончательно
отделялась от двух прочих.

Работа над проектом
была закончена к концу 1820 г., и он был
вновь одобрен императором. Однако теперь
царь решил, что одной конституции тоже
недостаточно, и она должна, в свою
очередь, стать частью более крупного
свода законов. В результате принятие
конституции было отсрочено на
неопределенное время. Правда, в качестве
эксперимента было создано одно
наместничество, а в 1821 г. возвращенному
в Петербург из ссылки М.М. Сперанскому
царь поручил написать «Проект учреждения
наместничеств». Но к этому времени
император, видимо, и сам стал думать,
что его замыслы неосуществимы и даже
вредны. В этом его убеждали сведения о
существовании тайных революционных
обществ будущих декабристов, волнения
военных поселенцев и солдат Семеновского
полка, революционные события в Южной
Европе, да и оппозиционность самого
Польского сейма. Ему стало казаться,
что введение конституции может послужить
катализатором дальнейших потрясений,
еще более страшных и непредсказуемых.
В результате замыслы Александра I по
внедрению конституционного правления
в Российской империи так и остались
нереализованными. Что касается польского
сейма и конституционного устройства
Польши, то они ненадолго пережили своего
основателя и были ликвидированы после
подавления польского восстания 1830-1831
гг.18

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Государственная уставная грамота Российской империи


Государственная уставная грамота Российской империи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 129.

Обновлено 11 Февраля, 2022

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 129.

Обновлено 11 Февраля, 2022

Государственная уставная грамота Российской империи считается одним из последних реформаторских проектов конца правления императора Александра 1. По-французски современники называли её «Конституционная хартия Российской империи». На практике она не была использована, несмотря на то, что с 1815 года конституцию имело Царство Польское, которое находилось в составе России на привилегированных правах.

Предыстория и исторический фон

Идея о создании уставной грамоты появилась не случайно. Война с Наполеоном и последующий заграничный поход русской армии на недолгий период прервали процесс реформирования Российской империи, начатый с 1801 года, когда Александр I вступил на престол.

Император Александр I

Рис. 1. Император Александр I.

В 1815 году обратно в Россию вернулись офицеры из дворянской среды, и им порядки в своём государстве казались куда более архаичными, чем в Западной и Центральной Европе. Абсолютная монархия вызывала у них негативное отношение. Как следствие, в 1816 году появилась первая декабристская организация — «Союз спасения».

В 1818 году возник ещё более многочисленный «Союз благоденствия».

Александр I знал о деятельности этих тайных обществ. В 1815 году у него уже был опыт конституционного проекта в Царстве Польском. По поручению императора, автором проекта Уставной грамоты Российской империи, завершенного в 1820 году, стал граф Николай Новосильцев.

Николай Новосильцев, который занимался подготовкой уставной грамоты, имел солидный опыт государственного управления. В первые годы правления Александра I он состоял в Негласном комитете. С 1803 по 1810 год возглавлял Российскую Академию наук, а в 1813–1815 годах занимал пост вице-президента временного совета по управлению Варшавским герцогством, превращённым в Царство Польское.

Граф Николай Новосильцев

Рис. 2. Граф Николай Новосильцев.

Особенности проекта и его дальнейшая история

Новосильцев предлагал сделать формой правления в России монархию с элементами парламентаризма. Предполагалось, что двухпалатный парламент получит название Государственного сейма. В его состав должны были войти Сенат и Посольская изба.

На местах планировалось создать представительные органы — двухпалатные сеймы — в наместничествах, то есть в административных единицах, состоящих из нескольких губерний. Уставная грамота предусматривала разделение властей:

  • судебная власть. Выделение из Сената Верховного государственного суда;
  • законодательная — Государственный сейм;
  • исполнительная — император.

Местные сеймы Новосильцев планировало сделать двухпалатными:

  • Верхняя палата. Департамент Сената после реорганизации;
  • Нижняя плата. Депутаты по три человека с каждого уезда.

Александр I отверг этот конституционный проект и в последние годы правления, то есть в 1821–1825, потерял интерес к реформированию России. Проект Новосильцева был опубликован в 1830 году польскими повстанцами.

Помимо реорганизации органов власти, уставная грамота провозглашала в России некоторые права человека, например, свободу печати, которая при Александре I и так была на высоком уровне. При следующем императоре, Николае I, стал действовать «Чугунный устав» о цензуре 1826 года.

Государственная уставная грамота Российской империи

Рис. 3. Государственная уставная грамота Российской империи.

Заключение

Что мы узнали?

Для понимания истории России первой четверти XIX века следует знать имя создателя одного из неосуществлённых конституционных проектов. Разработкой проекта уставной грамоты занимался граф Николай Новосильцев. Это один из последних реформаторских проектов времени при Александре I.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 129.


А какая ваша оценка?

Автор статьи

Александр Андреевич Майер

Эксперт по предмету «История России»

Стать автором

История создания Уставной грамоты

Государственная Уставная грамота Российской Империи конституционный проект, преподнесенный императору Н.Н. Новосильцевым в 1820 году является итогом не просто законодательной деятельности Александра I не только в России, но и в Европе, но также венцом его долгих исканий: моральных, интеллектуальных, духовных.

Грамота была найдена случайно, во время Польского восстания 1830 года, когда войска князя Дибича вошли во дворец наместника великого князя Константина. Экземпляров было немного, на французском языке, но все, что находились там, было по приказу императора Николая сожжено.

Н.Н. Новосильцев. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Проект Н.Н. Новосильцева «Государственная Уставная Грамота» имеет несколько источников, подразделяемых на соответствующие редакции. К первой традиционно относят «Precis de la Charte constitutionelle de l’Empire de Russie». Вторая редакция включает в себя «Charte constitutionelle de l’Empire de Russie» и «Государственную Уставную Грамоту Российской империи». Третья редакция дополняет Хартию второй редакции и «Грамоту» регламентом, который окончательно и подводит черту под всем собранием трудов Новосильцева и его комиссии.

О главном назначении Уставной Грамоты читаем из проекта манифеста, который предполагалось издать в случае публикации документа:

«Конституционная Хартия не вносит никакого новшества и изменения в государственное устройство. Она основана на наших государственных учреждениях, она их объединяет, развивает положенные принципы, приводит их в действие и тем самым открывает возможность ввести порядок и гармонию в различные отрасли управления».

Получается, высшим предназначением Конституции действительно является систематизировать и по возможности произвести кодификацию всего законодательства империи.

«Государственная Уставная грамота» 👇

Сущность государственного строя по Уставной грамоте

Проведя анализ юридического положения монарха, определить его роль и в сравнительном анализе определить через его фигуру положение документа в европейской конституционной семье. В ст. 11 сказано:

«Государственная власть неразделима: она сосредотачивается в лице монарха».

Статьи 16-18 оставляют за Государем исключительное право в вопросе военном. 16 вопросы войны и мира, 17 назначения от офицерского до генеральского состава армии, 18 назначение дипломатических лиц. Статья 19 оставляет за государем право назначать на места всех должностных лиц без исключения. «Гражданские, управительные, судебные» привилегии главы государства однозначно подчеркиваются.

Статьи 16-18 оставляют за Государем исключительное право в вопросе военном. 16 вопросы войны и мира, 17 назначения от офицерского до генеральского состава армии, 18 назначение дипломатических лиц. Эти положения повторяют смысл Французской Хартии 1814 года. Так, статья 14 утверждает: Король есть верховный глава государства, он начальствует над сухопутными и морскими силами, объявляет войну, заключает мирные, союзные и торговые договоры, назначает на все должности по государственному управлению и издает распоряжения и указы, необходимые для исполнения законов и для безопасности государства.

Статья 19 оставляет за государем право назначать на места всех должностных лиц без исключения. «Гражданские, управительные, судебные» привилегии главы государства однозначно подчеркиваются.

Статья 20 говорит о статусе государя как главы религиозной власти. Возможно, речь идет о влиянии конституционного закона Вюртембергского королевства: Королю принадлежит высшее право защиты и инспекции церквей.

Статья 24 предоставляет право государю располагать финансами империи.

Статья 31 наделяет государя правом издавать законы «при содействии общего государственного сейма».

Замечание 1

Таким образом, можно сказать, руководствуясь статьями Отделения Первого, положение монарха носит надгосударственный характер. Государю подчинены все сферы политической жизни общества, он есть источник любой власти политической.

Действительно формально они были не следствием единоличной воли монарха, а результатом соглашения его с земскими чинами или прежним сословным представительством, которое специально для этого созывалось. Удивительным образом Уставная Грамота смогла вобрать характер, безусловно, германского конституционализма, но форму французской реакционной эпохи, ведь, подобно Французской Хартии, Государственная Уставная Грамота относится к дарованным конституциям. Более того, многие статьи о судебной системе, о системе народных представительств находятся в тесной смысловой связи именно с Французской Хартией 1815 года.

Демократические свободы в документе и причины отказа от его утверждения

Замечание 2

Отдельной главой выделены «Ручательства Державной власти», то есть тот набор демократических свобод, гарантом и, соответственно, источником которых выступает монарх. Безусловно, гарантии предоставляются государем сословиям (потому что сословия сохраняются, и отмена феодальной системы не вытекает из данного документа), исходят из его воли, следовательно, статус монарха приобретает также характер надсословный.

Статьи главы условно можно поделить по сферам:

  • Ст. 78-79 – церковь
  • Ст. 80 88 закон и равноправие всякого перед ним
  • Ст. 89 свобода слова
  • Ст. 90 свобода передвижения
  • Ст. 91 свобода народного представительства
  • Ст. 92 95 статус подданных
  • Ст. 97 свобода частной собственности

Третья редакция Государственной Уставной Грамоты Российской империи относится к 1824 году. Этапы подготовки к введению Конституционной Хартии не могли быть быстрыми. Социальная фаза подготовки, чтобы не допустить «затруднений, препятствий, противоречий в людях» требовала и средств, и кропотливого труда, и времени.

Было ли оно у Александра? Без проработки тщательнейшим образом всех деталей документа, введение Конституции могло бы обернуться пугачевщиной, катастрофой общеимперского масштаба. Именно эти и другие причины стали препятствием на пути к конституционной монархии в России.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации на русском языке baofeng uv 9r plus
  • 136 инструкция цб рф с изменениями актуальная
  • Инструкция регламентирующая внешний вид сотрудников дресс код опирается на
  • Стг1 1д10 в руководство по эксплуатации
  • Инструкция лизиноприла в таблетках по применению взрослым