Продолжите предложение специфика осуществления классного руководства

  1. Типы классного руководства.

  2. Функции классного руководителя.

  3. Основные направления деятельности
    классного руководителя в современной
    школе.

В любой школе основным организационным
элементом является класс. Организационной
деятельностью занимается классный
руководитель. Отличительной особенностью
деятельности классного руководителя
в современной школе является вариативность
типов классного руководства.

Существует несколько вариантов:

  1. Традиционный. Педагог имеет полную
    учебную нагрузку + классное руководство
    в одном из классов, организует совместную
    деятельность с родителями и учениками
    в этом классе.

  2. Освобожденный классный руководитель
    – воспитатель. Обычно не ведет уроков
    или ведет 1 урок в своем классе, может
    быть классным руководителем и в
    параллели. Этот воспитатель организует
    воспитательные дела, работу с родителями
    на основе изучения школьников классного
    коллектива, организуя индивидуальную
    работу с детьми. Так же занимается
    исследовательской деятельностью.

  3. Вальдорфский вариант. Классный
    руководитель ведет все предметы, он
    организует полностью и воспитательный
    процесс в этом классе.

  4. Клубный вариант. Классный руководитель
    является организатором клуба по
    какому-либо воспитательному направлению.
    Как и все осуществляет защиту детей,
    заботу об их здоровье, организует работу
    по самоуправлению в классе.

Вариативность типов классного руководства
определяется запросами, интересами
учеников и родителей, условиями класса,
школы, социума, а так же возможностями
самого педагога.

Тип классного руководства может меняться
в зависимости от возраста детей и опыта
самоуправления. Может определяться
видом совместной деятельности. Однако,
основными задачами классного руководителя
в любом случае являются:

  • Защита ребенка и его прав.

  • Изучение личности каждого ребенка для
    выявления воспитательных приемов,
    правильной оценки воспитательных
    ситуаций и своих собственных действий.

  • Организация и коррекция межличностных
    взаимоотношений. Помощь детям в вопросе
    взаимоотношений.

  • Формирование коллектива класса, помощь
    в организации и самоорганизации
    различной творческой деятельности.

  • Помощь каждому школьнику в его
    самоопределении, саморазвитии,
    саморегуляции.

  • Координация усилий семьи, педагогов,
    руководителей школы, педагогов
    дополнительного образования, с которыми
    взаимодействует данный классный
    коллектив для организации развивающей
    деятельности и деятельности по
    формированию культуры личности.

Основные функции классного руководителя.

  • Диагностическая функция. Владеть
    способами, методами диагностики личности
    и коллектива, для коррекции и помощи
    детям. Так же классный руководитель
    анализирует собственную деятельность
    и деятельность класса для совершенствования
    и коррекции.

  • Организаторская функция. Классный
    руководитель организует коллективную
    творческую деятельность в классе,
    выбирает оптимальные формы и методы
    работы с детьми и родителями, владеет
    разнообразными способами организации
    деятельности детей.

  • Коммуникативная функция. Классный
    руководитель умеет устанавливать
    контакты, налаживать взаимопонимание
    со школьниками, учителями и родителями,
    корректируя разнообразные отношения:
    ученик-учитель, ученик-родитель,
    ученик-ученик и т.д.

  • Методическая функция. Классный
    руководитель разрабатывает методики
    для проведения разнообразных дел со
    школьниками, родителями, находит
    оптимальный вариант.

Таким образом, в центре внимания классного
руководителя находится ребенок. Сейчас
в школе распространен подход через
организацию деятельности классного
руководителя по основным программам:
«здоровье», «учение», «досуг», «образ
жизни», «общение и нравственность»,
«труд», «семья».

Соседние файлы в папке Gosy

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Специфика работы классного руководителя,

его основные функции и
обязанности

Лякишева Ирина
Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия
г.Раменское»

 Московской области

     
Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь
учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так
и во внеурочное время.  Это объясняется психологическими особенностями
младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность.

      Сочетание слов «классный
руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще
учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или
иначе связаны с именем классного руководителя.

      Он является ближайшим и
непосредственным воспитателем и наставником учащихся, организует и направляет
воспитательный процесс в классе, объединяет усилия учителей, родителей и
общества. В его деятельности органично сочетаются идейно-воспитательная,
организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о
всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о
повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

     
Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс.
Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные
отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления
школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота
о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения
коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором
деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на
ученика является классный руководитель. Классный руководитель — учитель,
организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Именно он
непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.

     
В качестве важнейших функций классного руководителя выступают следующие:

Аналитическая — изучение индивидуальных
особенностей учащихся, сформировавшихся под влиянием (или без влияния) семьи;
выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива;
изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ученика; изучение
и анализ воспитательных возможностей окружающей среды на учащихся класса,
воспитательных возможностей педагогического коллектива.

Прогностическая — прогнозирование уровней
индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива;
предвидение результата намеченного дела; построение модели воспитательной
педсистемы, соответствующей воспитательной системе учреждения в целом;
определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, класса;
предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений.

Организационно-координирующая — организация и
стимулирование разнообразной деятельности детей; помощь и сотрудничество в
планировании общественно значимой деятельности детей, в организации
деятельности органов самоуправления; установление связей семьи и школы, школы и
социума; содействие воспитанникам в получении дополнительного образования в
школе и вне ее; защита прав и свобод учащихся; индивидуальная работа с
воспитанниками; участие в работе педсоветов, административных и методических
совещаниях; ведение документации; участие в создании оптимальных
материально-бытовых условий для внеурочной деятельности; ответственность за
жизнь и здоровье учащихся во время внеурочных мероприятий; формирование
классного коллектива.

Коммуникативная — развитие и регулирование
межличностных отношений между детьми, детьми и взрослыми; помощь в адаптации
каждого ученика в коллективе; содействие общему благоприятному психологическому
климату в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника; помощь
учащимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.

      
Рассмотренные функций определяют задачи и содержание деятельности классного
руководителя.

Классный
руководитель — административное лицо. Он имеет право:


получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;


контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;


контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью
оказания своевременной помощи;


координировать работу учителей-предметников, меру проведения педагогических
консилиумов, формы коррекции;


выносить на рассмотрение администрации, педсовета  предложения, согласованные с
коллективом класса;


получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от
руководства учреждения, от объединений, работающих в нем;


разрабатывать (совместно с социально-психологической службой, медиками)
программы индивидуальной работы с детьми и их родителями;


приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;


создавать собственные воспитательные системы и программы, не нарушающие
основные принципы и подходы к организации воспитывающей деятельности в
образовательном учреждении;


вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам
воспитания;


выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему преподавания
в школе, округе, городе;


определять свободно-индивидуальный режим работы с детьми;


определять форму плана воспитательной работы с классом (с учетом принципов
общешкольного планирования);


отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные
обязанности поручений;


защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его
воспитательной работы в классном коллективе.

Классный руководитель
обязан:


систематически анализировать состояние успеваемости и динамику общего развития
своих воспитанников;


организовывать учебно-воспитательный процесс класса; вовлекать учащихся класса
в систематическую деятельность классных и школьных коллективов;


изучать детей, условия их жизнедеятельности в школе и в семье;


фиксировать отклонения в развитии и поведении учащихся, осуществлять
необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных
случаях информировать об этом администрацию;


оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;


содействовать их социальной и правовой защите;


вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в классе,
родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства, спорта;


пропагандировать здоровый образ жизни;


информировать родителей (лиц, их заменяющих) об успехах или неуспехах учащихся,
собирать плановые и, в исключительных случаях, внеплановые родительские
собрания, заседания родительского комитета;


осуществлять диагностику воспитанности учащихся, эффективности своих
воспитательных воздействий;


планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с
алгоритмами планирования, установленными в учреждении;


вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы
(личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся) и документацию,
требуемую администрацией учреждения (планы, отчеты, справки, карты изучения
личности учащегося, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.);


повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии,
теории и практики воспитания в стенах образовательного учреждения и за его
пределами.

Классный
руководитель
не имеет право:

— унижать личные достоинства воспитанника,
оскорблять его словом или действием;

— использовать оценку (школьный балл) для
наказания ученика;

— злоупотреблять доверием ребенка,
нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение;

— использовать семью (родителей или
родственников) для наказания ребенка;

— обсуждать за глаза своих коллег,
представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего
педагогического коллектива.    

      
Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного
развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и
их возрастными потребностями.

      
Режим работы классного руководителя

      
Общие правила организации работы педагогического коллектива вытекают из Кодекса
законов о труде и Устава образовательного учреждения.

      
Рабочее время классного руководителя определяется ставкой классного
руководителя. В среднем это 7,5 учебных часа, которые классный руководитель
обязан посвятить детям в течение недели.

      
Час классного руководителя (классный час) — один раз в неделю — может
проводиться в различной форме: тематический классный час, классное собрание,
подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии, подготовка к классному или
общешкольному мероприятию, мероприятие творческого характера и т.д.

     
Количество воспитательных мероприятий (КТД) — не менее двух дел в месяц (одно
из которых может быть общешкольным).

     
Количество классных родительских собраний — не менее одного в четверть. Кроме
этого, классный руководитель должен организовывать консультации для родителей,
дни открытых дверей, привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу в
классе.

     
В каникулярное время классный руководитель работает по специальному плану и
режиму, согласно его нагрузке.

     
Отчеты о проделанной работе классный руководитель обязан предъявлять по
требованию администрации в различной форме (письменный отчет, устное
собеседование, анкетирование учащихся и т.д.).

     
Классный руководитель должен принимать активное участие в работе школьных
методических объединений классных руководителей.

    
Координацию деятельности классных руководителей осуществляет заместитель
директора по воспитательной работе.

Направления
работы классного руководителя.

       В своей деятельности классный
руководитель может использовать четыре направления в работе с учащимися и их
родителями.

      Первое направление – проблема
физического здоровья учащихся
, так как именно от качества здоровья зависят
успехи в учебе и общего развития. Для обеспечения нормального физического
здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:
просвещение детей по программе “Здоровье”, привлечение к этому виду
деятельности учителей физической культуры, родителей, проведение классных
мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья,
привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями
учащихся и самими учениками.

       Второе направление – общение.
Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности
ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование
общепризнанных ценностей. Решение проблемы общения приводит учащихся к
пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся:

1.     Высшая
ценность – человеческая жизнь.

2.     Понимание
и восприятие человека как личности.

3.     Культурные
ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование
понимания их необходимости и важности в жизни.

Главная роль учителя — стать регулятором
норм общения между людьми, оценки поступков человека.

       Третье направление – это
познавательная сфера жизни ребенка
. Защита ученика в этой области означает
разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

  • на выработку совместно с семьей
    единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной
    активности, его будущего и профессионального определения;
  • на осуществление мероприятий,
    расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих
    любознательность и развитие мышления;
  • на проведение
    психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции
    общеучебных умений отдельных учащихся;
  • на организацию классных часов по
    совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

      Четвертое направление – это семья,
в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель
должен помнить, что воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал
семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не
родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается
его взаимодействие с родителями. Учителю необходимо знать, какова сфера
материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи.
Необходимо учитывать следующие пункты:

1.     Изучение
атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.

2.     Психолого-педагогическое
просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

3.     Организация
и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

4.     Защита
интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.     

 Основные
принципы деятельности классного руководителя

Гуманистическая направленность:
в центре внимания классного руководителя — личность каждого воспитанника,
принимаемая за наивысшую ценность (личностно-ориентированный подход к
воспитанию).

Принцип коллегиальности:    участие
в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей,
педагогов, работающих в классе.

Принцип системности: взаимодействие
всех участников воспитательного процесса  в системе (исходя из предполагаемых
конечных результатов (цели) воспитания).

Принцип целесообразности и
природообразности:
выбор конкретных форм деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, ценностных и целевых
ориентаций, уровня развития коллектива.

Планирование
работы классного руководителя.

Воспитательная работа классного
руководителя ведётся по плану. План работы классного руководителя —
конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих
стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда — целесообразность
органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов
конкретных воспитательных мероприятий.
Лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь
учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебные
четверти. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися
традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления
образованием.  Классный руководитель должен начинать работу над планом в
конце предшествующего учебного года, когда становится известным распределение
учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год.

      В конце учебного года
целесообразно провести с помощью школьного психолога диагностические
«срезы» в классе с целью выявления психологической атмосферы,
сплоченности, ценностно-ориентационного единства и других существенных
параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие
отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе,
искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности.
Таким образом, подготовительный этап к составлению плана воспитательной
работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном
коллективе и отдельных воспитанниках, которая определит характер доминирующих
воспитательных задач.  

       Подготовка
к составлению плана работы классного руководителя завершается составлением
характеристики классного коллектива и отдельных учащихся. Это начальный этап
развертывания технологической цепочки разработки  программы  жизнедеятельности
класса и учащихся на предстоящий период.
Следующий этап предполагает знакомство классного руководителя с общешкольным
планом воспитательной работы, который, как правило, готов к началу нового
учебного года. Будучи соотнесенными с конкретными датами, эти мероприятия
заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Опытные педагоги
после этих двух этапов приступают к формулированию конкретных задач
воспитательной работы с классом на учебный год, продумыванию системы
мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных дел.

       В целях обеспечения
гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание,
классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный
педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую,
физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности.
При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось
достаточное разнообразие их конкретных видов.
       Заключительный этап создания плана воспитательной работы — это его
обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех
или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным
воспитанникам.
       В реальной школьной практике планы работы классных руководителей имеют
различную структуру. Это связано с различными условиями функционирования школ
и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а
следовательно, и сами формы планов работы зависят и от уровня педагогической
квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться
кратким планом работы, то начинающим учителям целесообразно рекомендовать
составление подробных, развернутых планов.
Традиционная структура плана работы классного руководителя имеет следующий
вид:
1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.
2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы
деятельности классного руководителя.
4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.

5. Работа с родителями и
общественностью.

       Все планы классного
руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной
работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает
уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а
также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность,
организованность, общественная активность и др. Анализируется структура
межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы),
преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций,
определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных
воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения,
отстающих в учебе и др.
      Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные
задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного,
чтобы гарантировалось их действенное, а не формальное, выполнение. Важно,
чтобы задачи учитывали состояние классного коллектива, уровень его развития,
а также общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов,
то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах. Во многом
они зависят и от опытности, и квалификации классного руководителя.
       Третий раздел несет основную содержательную нагрузку, определяя
главные направления деятельности и способы решения воспитательных задач.
Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нем
отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.
      В четвертом раздел плана намечаются конкретные мероприятия по координации
воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть
педагогические совещания, специальные консилиумы, индивидуальные беседы с
отдельными учителями и другие формы работы.
Заключительный раздел «Работа с родителями» содержит круг вопросов,
предполагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и
бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств;
намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания
детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с
родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни
класса и школы.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ

Классный руководитель — педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.

Основная задача классного руководителя — скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

Педагог-воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции:

организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам);

воспитательную (формирование личности и коллектива)

коммуникативную (организация общения);

координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

коррекционную (преобразование, изменение личности);

экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)

Постановка воспитательных задач («перспектив») общих для класса или отдельных групп, учеников класса.

Планирование воспитательной работы — составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.

Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.

Специфика работы классного руководителя в начальной школе.


«Покинут счастьем будет тот, 
Кого ребенком плохо воспитали. 
Побег зеленый выпрямить легко, 
Сухую ветвь один огонь исправит».
Саади

Все знают, что работа учителя трудная и многогранная. И одна из этих граней – быть классным руководителем. Он вмещает в себя сразу множество профессий. Классный руководитель должен быть педагогом, психологом, воспитателем, артистом, новатором, контролёром, адвокатом, другом и наставником одновременно. Сложность в том, что за всем этим стоит один человек. Сколько сил, здоровья, знаний, энергии, терпения отдаёт учитель, работая с детьми, не считаясь со своим личным временем. Учитель — классный руководитель – это не профессия, это образ жизни!

Главная цель воспитательной работы в современной школе — всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Для достижения этой цели необходимо: развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности  учащихся.

В настоящее время ученик начальных классов находится в школе большую часть времени. Воспитание ложится на плечи тех, кто находится рядом, а это чаще всего учитель – классный руководитель! Социально-бытовые проблемы не позволяют родителям уделять должного внимания детям по формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности. Да и школа всецело поглощена задачами обучения, подготовки к экзаменам, заботой о повышении качества знаний, показателях, выполнении множества отчётов. Времени на всё не хватает! Когда сталкиваешься с некорректным поведением учащихся в той или иной жизненной ситуации, слышишь возмущённые голоса взрослых: «Чему вас только в школе учат?» Но мы — то понимаем, что в школе их учим мы, учителя, и учим хорошо. Так что, хотим мы или не хотим, можем или нет, но школе действительно не обойтись без классного наставника!

         В работе классного руководителя начальной школы есть своя специфика.

1. Младший школьный возраст – это возраст, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: ученик, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

2. Школа для учащихся младших  классов, особенно на первых порах, — это прежде всего учитель, за работой, за словами и поступками которого непрестанно следят дети. Они замечают все: как он одет, как он общается с людьми, как он относится к разным ребятам — отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение, выполняет ли свои обещания, может ли признать свою неправоту. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности. Воспитательная работа классного руководителя  начинается с установления правильных взаимоотношений с учащимися, которые  должны быть основаны  на глубоком взаимоуважении.

Главной целью для классного руководителя является создание психологического комфорта в классе и основы для формирования дружного сплочённого коллектива. Прежде чем этого достигнуть, нужно пройти ряд важных этапов. Условно, первым этапом можно считать первое полугодие 1 класса. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни. Класс впервые собирает вместе разных детей. Задача учителя познакомить их и научить общаться друг с другом. Учитель рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом. На начальном этапе классный руководитель сам управляет, и это правильно.

На втором этапе, а это второе полугодие 1-ого класса и весь второй класс, учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности коллектива. Он изучает интересы каждого ребёнка, его потребности, характер. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми, начинает сплачивать коллектив, чтобы дети не чувствовали себя разрозненно.           Нередко, ребенок, переступивший порог школы, с трудом адаптируется к новым условиям жизни, испытывает трудности в отношениях  с  детьми. Поэтому перед классным руководителем стоит важная задача — формирование дружного сплоченного коллектива. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия — вот главное условие успешного воспитания.  

Третий этап начинается с 3 класса. В этот период создаются условия для развития личности, творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются явные лидеры. Теперь нужно развивать самоуправление, прислушиваться к мнению, интересам, потребностям детей. Актив класса – большая опора для учителя в этот период. Воспитанию отводится большая роль.

В 4 классе, на четвёртом этапе, дети открывают в себе своё собственное «Я», могут смело проявлять себя. Класс что-то может делать самостоятельно, распределяя между собой обязанности, что-то под руководством учителя. На этом этапе учитель сотрудничает со своими детьми. Формы работы с классом самые разнообразные. Это тематические экскурсии, праздники, конкурсы, викторины, интересные проекты, коллективно-творческие дела. Все эти мероприятия способствуют сплочению класса. При проведении классных часов и бесед учитель должен стараться учитывать актуальные проблемы класса или отдельных учеников.

3. Классный руководитель должен быть сам увлечён своим делом, чтобы дети с удовольствием следовали за ним и помогали во всём. Дети не любят пустых надуманных занятий, им важно чувствовать результат и поощрение. Перед ними лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и подвигала к деятельности. Сплочению коллектива способствует любая совместная деятельность, которая организует их свободное время. Будь то живое общение, подвижные игры, выездные экскурсии, прогулки, трудовые поручения, приносящие пользу окружающим.

Деятельность классного руководителя строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, интересов учащихся, личностно — ориентированного подхода. Ведущие ценности, которыми  руководствуюсь в работе — воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ:

-гражданско-патриотическое направление;

-духовно – нравственное направление;

-правовое направление;

— социально-психологическое;

-художественно — эстетическое направление;

-валеологическое направление;

-ученическое самоуправление;

-семейное воспитание

           Одним из важнейших направлений в воспитательной работе школы является духовно-нравственное воспитание учащихся,  которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, она формируется постепенно, с детства.  Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.

           Одна из составляющих духовно-нравственного воспитания — экологическая культура. Основой всех материальных благ, родником здоровья и духовного богатства людей служит природа. Вечным источником добрых чувств детей назвал природу В.А. Сухомлинский. Природу, как средство эстетического воспитания, высоко ценил К.Д. Ушинский: «…Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

             Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Не случайно в воспитательном процессе начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место. Уже с первых дней в школе провожу экскурсии (очные и заочные), конкурсы рисунков на тему: «Краски осени», «Здравствуй, Зимушка-зима!», «Весна-красна», конкурс на самое красивое предложение или четверостишье. Экскурсии включают в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким необычным явлениям, учит правилам поведения в природной среде, благотворно влияет на развитие мышления, эмоциональной речи, творческих способностей.

            Здоровье школьников — один из элементов экологического воспитания, поэтому уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования  собственного здоровья. Это  физкультминутки, которые позволяют детям отдохнуть и подвигаться на уроке и на перемене, нередко сами дети предлагают физкультминутки, игры; праздники, спортивные эстафеты, соревнования, которые проводятся как в помещении, так и на спортивной площадке школы.  

В 2019-2020 учебном году я набрала первый класс. На сегодняшний день в классе создан благоприятный социально — психологический климат: преобладают доброжелательные отношения между одноклассниками, каждый ученик чувствует себя в коллективе комфортно, занимает благоприятную социальную позицию, так как именно в коллективе у человека развиваются общественно – ценные качества: товарищество, дружба, взаимопомощь, сочувствие.          

 По результатам тестирования школьного психолога (сентябрь), в классе было выявлено 2 дезадаптированных ребёнка. Известно, что дети этой группы испытывают особые трудности адаптации к школьной жизни, которые с течением времени могут усугубляться. Для предотвращения этого с родителями учащихся была проведена беседа, в ходе которых выяснялся следующий круг вопросов:

  • с удовольствием или неохотно ребенок идет в школу;                                

  • как он реагирует на новый режим жизни, на школьные требования;

  • нет ли активного или пассивного протеста;

  • жалуется ли на усталость, не появились ли признаки детской нервозности (повышенная раздражительность, необоснованное беспокойство, тревожность).

          Далее родителям была оказана консультативная помощь по данному вопросу, с детьми проводилась индивидуальная работа классного руководителя, психолога, социального педагога.

4. Важный момент в работе классного руководителя начальной школы – это умение работать с родителями. Для ребёнка, переступившего порог школы, содружество учителя и родителей очень важно для целостного развития. Ему одинаково значимы школа и семья. В начальных классах связь школы с родителями осуществляет учитель. Он делает первый шаг к взаимодействию. Очень важно, чтобы родители стали его единомышленниками и помощниками. Если созданы хорошие, доверительные отношения, в таком коллективе комфортно всем.

Формы работы классного руководителя с родителями:

— родительские собрания, обмен опытом;

— индивидуальные и тематические беседы, консультации;

— анкетирование;

— изучение и посещение семей учащихся;

— помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий (поездки в музеи, театры, экскурсии, походы, праздники);

— работа с родительским комитетом.            

   На протяжении нескольких лет провожу «День открытых дверей». Присутствуя на уроке, родители, сами того не замечая, вовлекаются в учебный процесс, могут увидеть стиль работы учителя, методы, приёмы, современные образовательные технологии, которые я использую в своей педагогической деятельности.

           Традиционными мероприятиями с участием родителей стали: «Первый раз в первый класс», «День Матери», «День именинника», «23 февраля», «8 Марта», Прощание с Азбукой», «Прощание с начальной школой».

Также большое значение уделяю изучению ПДД: «Посвящение в пешеходы», беседы «Правила обязательные для всех», «Осторожно, пешеход!» и др.

Принимаем активное участие в общешкольных конкурсах рисунков и поделок.

          Учитель, классный руководитель  — это профессия, которая требует  постоянного роста, самосовершенствования, поиска новых методов и путей обучения и воспитания. Педагог в современном обществе – это тот же ученик. Он постоянно осваивает новые методики и технологии, внедряет в жизнь инновационные педагогические идеи и вносит личный вклад в повышение качества образования.          

     Воспитательная работа требует от учителя постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и любви  к своему делу. Для успешного проведения воспитательной работы учитель должен развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Он должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. А.С. Макаренко писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов…»

Специфика воспитательной работы классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Классный руководитель в воспитательной системе ОО

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

В настоящее время изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас выделяется несколько типов классного руководства:

• учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

• классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);

• в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

Функции классного руководителя. Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно класса в целом и в отношении отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, с учетом индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся. В соответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х.Шакуровым, целесообразно выделить три уровня функций.

К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные к группе целевых.

Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций — социально-психологических, к которым относится прежде всего организаторская.

Главное назначение организаторской функции — классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга.

Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это — управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в инструмент развития индивидуальности ребенка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать следует то, что ведет к цели.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя — это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой — причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя — это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:

• организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

• установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

ФГОС представляет новые роли классного руководителя:

1)      информатор-эксперт,

2)      организатор-фасилитатор (фасилитатор — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи),

3)      консультант, собеседник.

Сопоставительная таблица традиционной системы работы классного руководителя и деятельности по ФГОС второго поколения:

Предмет изменения

Традиционная система

ФГОС

Подготовка

Конспект мероприятия

Технологическая карта (классного часа, внеклассного мероприятия и т.д.)

Основные этапы мероприятия

Объяснение и закрепление материала. Большое количество времени занимает речь классного руководителя.

Самостоятельная деятельность обучающихся.

Главная цель классного руководителя

Успеть выполнить все, что запланировано.

Организовать деятельность детей:

— по поиску и обработке информации;

— обобщению способов действия;

— созданию индивидуального или коллективного творческого продукта;

— постановке задачи внеклассного мероприятия;

и т.д.

Форма мероприятия

Преимущественно фронтальная репродуктивная в административно-командном стиле

Преимущественно групповая или индивидуальная в демократическом стиле

Нестандартное ведение мероприятия

—-

Преимущественно, но осмысленно используются нестандартные формы

Внеклассная досугово-развивающая среда

Создается классным руководителем

Создается учащимися (дети сами готовят материал, проводят презентации). Зонирование классов и аудиторий.

Результаты мероприятия

— образовательные

— развивающие

— воспитательные

— личностные

— метапредметные

Нет портфолио учащихся

Создание портфолио

Основной вывод – вывод классного руководителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Направления деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Свою деятельность классный руководитель реализует по четырем основным направлениям.

Первое направление – укрепление физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам: просвещение детей по программе «Здоровье»; привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей; проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья; привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.

Второе направление – общение. Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Учителю необходимо знать, какова атмосфера жизни ребенка, каков его образ жизни, традиции и обычаи его семьи.

Следовательно, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

Взаимодействие классного руководителя с участниками учебно-воспитательного процесса

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребёнка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Значимым представляется взаимодействие классного руководителя со специалистами разного уровня и различных направлений деятельности (представители администрации школы, учителя-предметники, социальные педагоги и педагоги-психологи, медицинские работника, библиотекари, старшие вожатые, педагоги дополнительного образования и т.д.).

Администрация общеобразовательного учреждения создаёт классному руководителю необходимые условия для работы: материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им учебно-воспитательного процесса, оказывает консультативно-методическую и психолого-педагогическую помощь, организует повышение квалификации и профессионального мастерства через курсовую подготовку, методические семинары, работу школьных методических объединений.

Уже с начальной школы в учебно-воспитательном процессе присутствует предметное обучение. Различные предметы ведут учителя-предметники. Классный руководитель знакомится с требованиями к изучаемому предмету, осуществляет систематический контроль успеваемости учащихся по предмету, посещает уроки, организует помощь слабоуспевающим школьникам, своевременно информирует учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся и особенностях семей, обеспечивает взаимодействие родителей и учителей-предметников для решения учебных проблем. Проводятся индивидуальные беседы, консилиумы, мини-педсоветы, родительские собрания с участием учителей-предметников. Одной из результативных форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников является педагогический консилиум, на котором может идти речь как об отдельном ученике, так и о классном коллективе.

Классный руководитель совместно с социальным педагогом посещает семьи учащихся и составляет акт обследования жилищно-бытовых условий, организует правовое просвещение обучающихся, проводит индивидуальную работу: с детьми, оставшимися без попечения родителей, с приёмными и опекаемыми детьми, с воспитанниками из многодетных семей, с трудными детьми по привлечению в спортивные кружки и секции. Принимает участие в заседании совета профилактики. В результате совместной деятельности классного руководителя и социального педагога составляется социальный паспорт класса.

Совместно с педагогом-психологом классный руководитель проводит диагностику развития личности учащегося и ученического коллектива, составляет диагностическую карту класса и индивидуальное портфолио ученика. На основе полученных данных решает вопрос о необходимости коррекционно-развивающей работы как с отдельными учащимися, так и с классным коллективом в целом. Педагог-психолог оказывает консультационную помощь классному руководителю в работе с проблемными семьями, по проведению конкретного родительских собраний или бесед с родителями. Выходит на совещания с целью методического обеспечения классных руководителей психологическими техниками, информирует о результатах проводимой работы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинского работника образовательного учреждения. Такой информацией для классного руководителя является листок здоровья с рекомендациями врача. Проводится профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев, беседы по профилактике различных заболеваний, осуществляется контроль по соблюдению правил личной гигиены учащимися и санитарно-гигиенических норм.

Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека, с помощью которой успешно развиваются интерес к учению и познавательная активность учащихся, формируются исследовательские умения учеников и любовь к книге, отношение к нравственным идеалам и этическим нормам поведения. Школьный библиотекарь оказывает помощь классному руководителю в подборе материала к классным часам, знакомит с новыми поступлениями периодических изданий газет и журналов, организует выездные книжные выставки, проводит с учащимися беседы, конкурсы, библиотечные уроки, устные журналы.

Широкое распространение в общественных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения, их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции. В этом направлении деятельности классному руководителю важно сотрудничество со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодёжных общественных организациях и объединениях. Вожатые младших школьников организуют свободное время учащихся начальных классов в перемены: проводят игры, викторины, конкурсы, а также оказывают помощь учителю в текущей деятельности.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними способствует развитию познавательной активности учащихся и их творческих способностей, расширению зоны общения. Классный руководитель способствует вовлечению учащихся в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

Классный руководитель, организуя досуг учащихся вне школы, сотрудничает с работниками социальных учреждений: Детско-юношеская спортивная школа, Дом культуры, библиотеки, музей, Дом детского творчества, Детская школа искусств с целью проведения внеклассных мероприятий на базе этих учреждений, а также с целью поддержки талантливых детей.

Таким образом, только совместное взаимодействие и установленные контакты со всеми участниками и субъектами учебно-воспитательного процесса, способствуют хорошей психологической обстановке в классе, сплочению классного коллектива, созданию гуманистической атмосферы между детьми, как важнейшего условия духовно-нравственного и интеллектуального развития каждого ребёнка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Gf 08 mms video taking locator инструкция на русском
  • Московский телевизионный завод рубин руководство
  • Руководство для ремонт ноутбука
  • Восстановление кадрового учета пошаговая инструкция для кадровика
  • Пример описания руководства