Приучение упражнение руководство деятельностью пример

Упражнение
— это планомерно организованное выполнение

воспитанниками
различных действий, практических дел
с целью

формирования
и развития их личности.

Приучение
— это организация планомерного и
регулярного

выполнения
воспитанниками определённых действий,
формирования

хороших
привычек.

Или, говоря по-другому: приучение — это
упражнение с целью выработки хороших
привычек. Привычки, как отмечал К.Д.
Ушинский, укореняются путём повторения
какого-либо действия до тех пор, пока
«не установится наклонность к этому
действию. Повторение одних и тех же
действий есть, следовательно, необходимое
условие становления привычки».
А.С.Макаренко призывал «стремиться
к тому, чтобы у детей как можно крепче
складывались хорошие привычки, а для
этой цели наиболее важным является
постоянное упражнение в правильном
поступке».

Упражнение
занимает большое место в обучении, так
как лежит в основе формирования умений
и выработки навыков на всех его этапах.

Упражнение
(приучение) как метод педагогического
воздействия применяется для решения
самых разнообразных задач гражданского,
нравственного, физического и эстетического
развития.

В
практике воспитательной работы
применяется в основном три типа
упражнений:

1)
упражнения в полезной деятельности;

2)
режимные упражнения;

3)
специальные упражнения.

Упражнения
в разнообразной полезной деятельности
имеют целью выработать привычки в труде,
в общении воспитанников со старшими и
друг с другом. Главное в этом виде
упражнений состоит в том, чтобы его
польза осознавалась воспитанником,
чтобы он, испытывал радость и удовлетворение
от результата, привыкал само утверждаться
в труде и через труд.

Режимные
упражнения — это такие упражнения,
главный педагогический эффект от
применения которых даёт не результат,
а хорошо организованный процесс — режим.

Специальные
упражнения — это упражнения тренировочного
характера, имеющие целью выработку и
закрепление умения и навыков. В учебном
процессе все упражнения — специальные,
а в воспитательной работе — это приучение
к выполнению элементарных правил
поведения, связанных с внешней культурой.

Таким
образом, упражнения направлены, прежде
всего, на организацию и руководство
деятельностью и поведением воспитанников.
Упражнение лишь на самых ранних стадиях
можно рассматривать как простое
повторение. В дальнейшем упражнение —
это совершенствование, которое идёт
нарастающим шагом.

3) Методы стимулирования.

Стимулировать
— значит побуждать, давать импульс,
толчок мысли, чувству и действию.
Определенное стимулирующее действие
уже заложено внутри каждого метода. Но
есть методы, главное которых — оказывать
дополнительное стимулирующее влияние
как бы усиливать действие других методов,
которые по отношению к стимулирующим
принято называть основными. Рассмотрим
методы стимулирования.

Соревнование.
Стремление к первенству, приоритету,
самоутверждение свойственно всем людям,
но особенно молодёжи. Соревнование в
учебных заведениях сродни лучшим
образцам соперничества спортивного.
Главная задача педагога — не дать
соревнованию выродиться в жестокую
конкуренцию и в стремление к первенству
любой ценой.

Поощрение.
Поощрение — это сигнал о состоявшемся
самоутверждении, потому что в нем
содержится общественное признание того
подхода, того образа действия и того
отношения к действию, которые избраны
и реализуются учащимися. Важнейшее
условие педагогической эффективности
поощрения — принципиальность, объективность,
понятность для всех, поддержка общественным
мнением, учет возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников.

Наказание.
Наказание — один из самых старейших
методов воспитания. Обосновывая
правомерность наказания, как метода
воспитания, А.С.Макаренко писал: «Разумная
система взысканий не только законна,
но и не обходима. Она помогает оформиться
крепкому человеческому характеру,
воспитывает чувство ответственности,
тренирует волю, человеческое достоинство,
умение сопротивляться соблазнам и
преодолевать их. » Наказание корректирует
поведение воспитанника, заставляет его
задуматься, где и в чём он поступил
неправильно, вызывает чувство
неудовлетворенности, стыда, дискомфорта.
Педагогические требования к применению
мер наказания суть следующие:

1)
нельзя наказывать за неумышленные
поступки;

2)
нельзя наказывать наспех, без достаточных
оснований, по подозрению: лучше простить
десять виновных, чем наказать одного
невиновного;

3)
сочетать наказание с убеждением и
другими методами воспитания;

4)
строго соблюдать педагогический такт;

5)
опора на понимание и поддержку
общественного мнения;

6)
учет возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников.

Заканчивая
рассмотрение общих методов и средств
воспитания, следует подчеркнуть, что
только умелое применение всей совокупности
методов воспитания обеспечивает успех
в развитии у учащихся в целом и в
формировании у них личностных качеств
в частности. Вот почему всегда нужно
помнить положение А.С. Макаренко о том,
что никакое средство нельзя рассматривать
отдельно, вне системы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 904 города Москвы

Учебный корпус № 6 « Семицветик»

Тема статьи:

« Методика нравственного воспитания»

                                                                                          Автор: Воспитатель Саблина Анжелика Евгеньевна

                                                            Москва 2021 г.

                                                  Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………….. 3

Методика нравственного воспитания ………………………………………………………… 6

Заключение …………………………………………………………………………………………….. 16

Список использованных источников ……………………………………………………….. 17

                                                     Введение

Нравственное воспитание – одна из главнейших сторон многогранного движения развития личности, овладение индивидом нравственных ценностей, формирование им нравственных качеств, возможности ориентироваться на эталон, жить согласованно принципам, общепризнанным меркам и правилам морали, когда взгляды и представления о должном материализуются в реальных поступках и действии.

Формирование растущего человека как развитие развитой личности составляет одну из ключевых задач сегодняшнего общества. Формирование этических норм поведения у ребёнка считается нравственной задачей, которая имеет не только общественную, но и педагогическую важность. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Нравственное воспитание обусловлено тем, что ребёнок вырабатывает самые первые нравственные оценки и суждения, он начинает сознавать, что такое нравственная норма, и вырабатывает своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда гарантирует соблюдение её в реальных действиях. Общественно-нравственное воспитание детей совершается на всём протяжении их жизни, и устанавливающее значение в становлении морали ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт. В процессе нравственного воспитания используются специальные методы.

 Цель данной работы заключается в изучении методов, применяемых в процессе нравственного воспитания.

Для достижения поставленной цели следует ответить на следующие вопросы:

— дать определение понятию «нравственное воспитание», ознакомиться с точкой зрения ученых по данному определению;

— рассмотреть основные направления нравственного воспитания

— изучить мнения ученых классификации методологии нравственного воспитания

— проанализировать методы нравственного воспитания

В нашей работе мы обратились к трудам известных ученых: Логинова В.И., Марьенко И.С., Ноткина Н.А. и другие Рожков М.И., Щукина Г.М.

                           Методика нравственного воспитания

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. «Нравственное воспитание» — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали»[1].

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

На основе знаний у ребенка складываются представления о сущности нравственного качества (например, доброты). У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством (мотивы). Должно быть сформировано отношение к качеству (социальные чувства). Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации (поведение). Каждый компонент механизма важен и не может быть исключен.

Выделяют следующие направления нравственного воспитания у детей.

1. Воспитание гуманных чувств и отношений. Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

2. Воспитание коллективизма. Коллективистическая направленность поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.

3. Воспитание дружеских взаимоотношений. Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.

Личностное становление ребенка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого.

Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями.

Методы нравственного воспитания – это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога.

Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом.

При помощи методов нравственного воспитания осуществляется:

— целенаправленное воздействие на учащихся,

— организуется и направляется их жизнедеятельность,

— обогащается их нравственный опыт.

Ни один метод нельзя считать универсальным. В работе возникают ситуации, требующие сочетания способов педагогического влияния, которые учитывают особенности возраста, индивидуальности, уровень воспитанности отдельных детей, всего класса (группы) в целом.

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста детей и их жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Для достижения успеха важно, чтобы семья, детский сад, школа действовали в едином направлении. Отсутствие консенсуса между ними приводит к раздвоению личности воспитуемого, т.к. ему приходится приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых.

Какой бы метод ни выбрал воспитатель, он будет эффективен лишь при соблюдении условий:

— не унижать ребенка, не наступать на его права;

-применение метода должно быть осуществимо, иметь логическое завершение;

— условия для него готовят заблаговременно;

— недопустимы однотипность, шаблонность;

— от педагога требуется такт, ребенку нельзя чувствовать себя объектом воспитания;

— выбирая метод, ориентируются на степень сложности того качества, которое предстоит сформировать;

— мудрость учителя в предвидении, как может повлиять его воздействие на конкретного воспитанника;

— нравственное воспитание опирается не только на сознание, во главе должны идти практические методы;

— ждать моментального результата не стоит, он также может не совпадать с планируемым, поэтому методы используются комплексно, меняются в зависимости от воспитательных задач, индивидуальности ученика.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как «методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно — репродуктивные и проблемно-ситуативные»[2]. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера)[3].

В.Г.Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание[4].

Классификация, предложенная В.И.Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, – на активизации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания)[5].

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания: убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

3. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

4. Методы воспитания следует применять тактично. Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наилучший эффект дает опосредованное воздействие – это большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

5. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться.

6. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. В дошкольном возрасте нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Нужно с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той, форме, какой мы ожидаем. (Например, воспитание правильной речи у заикающихся дошкольников).

7. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.

8. Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе.

Наиболее последовательной и современной представляется, на наш взгляд, классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

— методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

— методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

— методы стимулирования поведения и деятельности[6].

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия  пример.

Часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

У рассказа на этическую тему несколько функций:

— служить источником знаний,

— обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,

— служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

— рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

— рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев.

Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа  метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

— беседа должна носить проблемный характер;

— нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов;

— нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения;

— нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.

Разъяснение  метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа,  ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

Разъяснение применяется:

а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.

Пример  воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово  второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Психологической основой примера служит подражательность. Подражательность  деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно.

В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

                                                   Заключение

Нравственное воспитание растущего поколения — один из основных вопросов общества. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Список использованных источников

1. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 4-е, испр. и доп. – М., 2008. 128 с.

2. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, — СПб: Детство-Пресс, 2004. — 244с.

3. Марьенко И. С.Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. — М. : Педагогика, 1985. — 103 с

4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., «Просвещение», 1983г. 3-е изд., испр. и доп. Москва, Просвещение, 1983 г., 207 с

5. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. –330

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с

7. Щукина, Галина Ивановна. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Г. И. Щукина. — М. : Просвещение, 1979. — 160 с.


[1] Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 4-е, испр. и доп. – М., 2008. с. 58

[2] Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. — М. : Педагогика, 1985. — . 48с

[3] Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С 115

[4] Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., «Просвещение», 1983г. 3-е изд., испр. и доп. Москва, Просвещение, 1983 г., с. 127

[5] Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, — СПб: Детство-Пресс, 2004. – с. 165.

[6] Щукина, Галина Ивановна. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Г. И. Щукина. — М. : Просвещение, 1979. – с. 75.

Муниципальное автономное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями
здоровья

«Кувинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная

школа — интернат  VIII вида»

                            Доклад

«Нравственное воспитание: средства, методы и
приемы»

                                                                                                 
Выполнила:

                                                                                
                 Вавилина В. В.

                         
                          2013г

Нравственное
воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Метод
воспитания

— это путь достижения заданной цели воспитания. Метод— это способы воздействия
на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них
заданных целью воспитания качеств.

Средство
воспитания

— это совокупность приемов.

Факторы,
определяющие выбор методов воспитания:

·       
Цели
и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

·       
Содержание
воспитания.

·       
Возрастные
особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в
зависимости от возраста воспитанников.

·       
Уровень
сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления
методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления
— необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

·       
Индивидуальные
и личностные особенности воспитанников.

·       
Условия
воспитания — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

·       
Средства
воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают
компонентами воспитательного процесса.

·       
Уровень
педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми
он знаком, которыми владеет.

·       
Время
воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие»
методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

·       
Ожидаемые
последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого
необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

В
педагогике существует несколько подходов классификации методов воспитания. Классификация
методов
— это выстроенная по определенному признаку система методов.
Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное
и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их
осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Чаще всего предполагается
объединить все методы в три группы.

1
группа:

методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство
деятельностью).

2
группа:

методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение,
беседа).

3
группа:

методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).

Как
бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных
условиях:

1.Любой
метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.

2.
Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

3.
Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.

4.
Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в
любой ситуации.

5.
Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен
чувствовать, что его воспитывают.

6.
При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.

7.
Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия
их на конкретного ребенка.

8.
Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости.
Когда дело касается ребенка школьного возраста нельзя рассчитывать на
моментальный и постоянный результат. Следует повторять уже использованные
методы и подбирать новые, с пониманием относясь к тому, что результат будет достигнут
не сразу, и возможно не в той форме и не в том качестве как мы планировали.

9.
Преобладающими в нравственном воспитании школьников должны быть практические
методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.

10.
Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основанием
для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе,
служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Под
методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на
воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания
выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития
моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Выбор методов
нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного
опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от
развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель
предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только
заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы
меняется. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на
привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем
сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные
навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в
процессе обучения и воспитания.

Каждый
из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся
простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической
квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы
словесно-эмоционального воздействия.

Убеждение

один из методов первой группы, направленных на формирование сознания.
Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа
воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения,
устойчивые знания определяют поступки людей. Этот метод обращен к сознанию
личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. И как бы
порой ни сложна была эта задача, в силу сложности тex конкретных социальных
условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее
решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми
(близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в
обществе.Основные инструменты метода убеждения — вербальные. Это может быть
лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам.

Разъяснение метод
эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая
разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную
группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные
приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

Разъяснение
применяется:

а)
чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б)
для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку,
который уже совершен.

В
практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение.
Внушение,
проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки
и мотивы поведения.Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении
рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как
известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у
воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой
убеждения.

В
работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется
этическая
беседа

метод
систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие
обеих сторон – воспитателя и воспитанников.
Эффективность
этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

Беседа
должна носить проблемный характер
. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа
развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или
подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к
мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку
зрения. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал
для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Правильное
руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам
самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь
смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и
связанные с ней чувства.

Пример

воспитательный метод исключительной силы.  Пример действует на уровне первой
сигнальной системы, а слово – второй. Когда говорят о примере, подразумевают,
прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Психологической
основой примера служит подражательность. Подражательность – деятельность
индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и
где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном,
своеобразном подражании. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них
наиболее сильное впечатление.  Вовремя к месту приведенный негативный пример
помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о
безнравственном. Естественно, что воспитание зависит и от личного примера
воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых
качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет
учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного
примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом
действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и
делом, доброжелательно.

Диспут

метод формирования сознания личности
. Он представляет
собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты
ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и
сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в
основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать
как прием, например, в этической беседе. Но без соответственного подкрепления
другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение,
замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Универсальным
методом формирования необходимых навыков поведения является
метод
упражнений-
это
многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся
основой поведения.
Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в
обучении. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на
выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма.
Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот
лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вос- питанием
привычках.

Однако
ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут
надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов
поощрения
и наказания
,
образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых
методами
стимулирования.

Поощрение

это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения,
действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на
возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих
силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения
весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком.
Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное
действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке,
в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако
при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например,
противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с
индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение
группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие,
ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во
многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой
коллектив.

Наказание

это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков,
противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода
состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания
стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к
исправлению допущенной ошибки. Метод наказания следует применять в
исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя
причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы
тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его
достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень
велика. Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы
могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует,
однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем
правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем
неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком
случае,  карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В
процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и
приемов.


Целевые прогулки и экскурсии.


Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в
облике города, улицы и т.д.).


Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.


Беседа о родном городе, поселке и т.п.


Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание
и обсуждение).


Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок,
прослушивание музыкальных произведений.


Ознакомление с произведениями народного творчества (росписи, скульптура,
вышивка и т.п.).


Обогащение и стимулирование детского творчества.


Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.


Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать школьникам
о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением
ветеранов войны, героев труда.

Формы работы с детьми:

  • Беседы, игры нравственного и
    духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой
    художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников
    школы и общественности.
  •  Использование аудиозаписей и
    технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки
    (району, в областной центр).
  • Детская благотворительность
    Акция «посылка солдату», акция Милосерия  )
  • Тематические вечера эстетической
    направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная
    деятельность детей и родителей).
  • Организация совместного
    переживания событий взрослыми и детьми.

Формы работы с родителями:

  • Родительские собрания на
    духовно-нравственные темы
  • Лекторий для родителей
  • Дни открытых дверей
  • Проведение совместных учебных
    мероприятий (выставки, конкурсы)
  • Анкетирование и тестирование 
    родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса
    духовно-нравственного воспитания в семье
  • Индивидуальные беседы

Предлагаемые
ситуации к теме:
«Помогай
окружающим людям
».

1. Вы немного
опоздали на лекцию. Входите в аудиторию…

2. Вы приходите
утром в класс. Видите своих товарищей…

3. За столом сидят
двое. Они беседуют. Вам необходимо обратиться к ним с вопросом. Сделайте это.

4. Видите: стоит
стол, сервированный для чаепития. Подходите, начинайте пить чай.

5. Видите: стоит
стол, сервированный для ужина. Вы хозяин или хозяйка стола. Пригласите
товарищей, приступите к трапезе.

6. Позвоните по
телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор.

7. На столе лежит
яблоко. Вручите его кому-нибудь из находящихся в классе. Найдите повод и слова
для этого.

8. Подойдите к
кому-нибудь и узнайте, как проехать на Тверскую улицу.

9. Начинайте
передвигать стол. Если никто не бросится помогать, попросите помочь сами.

10. Вы идете с
девушкой. Подходите в дверям. Двери на пружине. Покажите, как вы будете себя
вести. Пригласите партнершу для выполнения заданий.

11. Помогите,
пожалуйста, девушке надеть пальто. (Одна из присутствующих играет роль
ассистентки).

12. Вы постучали в
дом. Вам открыли и Вы увидели, что ошиблись адресом.
Как поступаете дальше?

13. Вас двое юношей
и одна девушка. Вы подходите к стойке кафе, чтобы выпить чашечку кофе. Как
будете это делать?

15. Вы пригласили в
гости товарища. Он опаздывает, и Вы нервничаете. Но вот — звонок. Открывается
дверь. Что скажете?

 
Предлагаемые ситуации к  теме:
«Взаимное
уважение
».

Выразить
почтение к старику.

Произнести
комплимент в адрес человека в разной социальной роли.

Произнести
утреннее, дневное и вечернее приветствия.

Произнести
прощальные и добрые пожелания при расставании.

Пригласить к
столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита.

Вручить в знак
памятной даты сувенир и произнести приветствие.

Сервировать стол
на несколько персон.

Обращаться с
просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю.

Возразить собеседнику,
высказавшему спорное суждение.

Сказать
комплимент собеседнику по поводу его суждения.

Встать при входе
в комнату женщины; встать при обращении с вопросом стоящего человека (старшего,
женщины).

Пропустить в
дверях старшего, девочку, женщину.

Преподнести и
принять угощение.

. Подобрать
наилучший костюм для ситуации посещения именинника.

 «Педагогические ситуации». Для
взрослых.

1.Во
время игры Таня (3,5 г) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у
нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведет себя также. Объясните
причину такого поведения и что в этой ситуации делать воспитателю?

2.Володя
любит только главные роли. Сейчас он летчик. Сереже тоже хочется быть летчиком.
Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации?

3.Диалог
двух девочек
«Настя.
Дай мне простыночку. У тебя две 2.
»
«
Нет.
Это одеяльце
». Как
повести себя воспитателю?

4.В
подвижной игре школьник нарушил правило и стал считаться выигрывшим. Другой с
целью стать победителем тоже нарушил правило.

Тренинг
«Педагогические
ситуации
»

Перед вами — ряд затруднительных
педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо
выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой,
который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если
ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать
свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора
альтернатив. Это, чаще всего, будет 7-й и последующие варианты ответов на
ситуацию
».

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все
учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся.
Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на
учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил:
«Мне всегда смешно глядеть на вас, и
хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия
». Как вы отреагируете на это? Выберите и
отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1.
«
Вот
тебе и на!
»

2.
«
А
что тебе смешно?
»

3.
«
Ну,
и ради бога!
»

4.
«
Ты
что, дурачок?
»

5.
«
Люблю
веселых людей
».

6.
«
Я
рад (а), что создаю у тебя веселое настроение
».

7.

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после
того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам:
«Я не думаю, что вы, как педагог,
сможете нас чему-то научить
».

Ваша реакция:

1.
«
Твое
дело — учиться, а не учить учителя
».

2.
«
Таких,
как ты, я, конечно, ничему не смогу научить
».

3.
«
Может
быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?
»

4.
«
Тебе
просто не хочется учиться
».

5.
«
Мне
интересно знать, почему ты так думаешь
».

6.
«
Давай
поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что
наводит тебя на подобную мысль
».

7.

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот
не хочет его выполнять и при этом заявляет:
«Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция
учителя?

1.
«
Не
хочешь — заставим!
»

2.
«
Для
чего же ты тогда пришел учиться?
»

3.
«
Тем
хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека,
который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос
».

4.
«
Ты
отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?
»

5.
«
Не
мог бы ты объяснить, почему?
»

6.
«
Давай
сядем и обсудим — может быть, ты и прав
».

7.

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными
успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся
как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю:
«Как вы думаете, удастся ли мне
когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?
» — Что должен на это ему ответить
учитель?

1.
«
Если
честно сказать — сомневаюсь
».

2.
«
О,
да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться
».

3.
«
У
тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды
».

4.
«
Почему
ты сомневаешься в себе?
»

5.
«
Давай
поговорим и выясним проблемы
».

6.
«
Многое
зависит от того, как мы с тобой будем работать
».

7.

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы
проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного
ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в
качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)
». — Как нужно ответить ему?

1.
«
Попробуй
только!
»

2.
«
В
следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями
».

3.
«
Это
— твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться
за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу
».

4.
«
Ты,
мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям
».

5.
«
Может
быть, тебе вообще лучше оставить школу?
»

6.
«
А
что ты собираешься делать дальше?
»

7.
«
Мне
интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение
соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе
».

8.
«
Я
тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с
друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее,
хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя
».

9.

Ситуация 6 Ученик, увидев
учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы
выглядите очень усталым и утомленным
».
Как
на это должен отреагировать учитель?

1.
«
Я
думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания
».

2.
«
Да,
я плохо себя чувствую
».

3.
«
Не
волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри
».

4.
«
Я
сегодня плохо спал, у меня немало работы
».

5.
«
Не
беспокойся, это не помешает нашим занятиям
».

6.
«
Ты
— очень внимательный, спасибо за заботу!
»

7.

Ситуация 7

«Я
чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне
», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать
учитель?

1.
«
Перестань
говорить глупости!
»

2.
«
Ничего
себе, додумался!
»

3.
«
Может
быть, тебе найти другого учителя?
»

4.
«
Я
хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?
»

5.
«
А
что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?
»

6.
«
Может
быть, твою проблему можно решить как-то иначе?
»

7.

Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя
излишнюю самоуверенность:
«Нет
ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего
не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет
». — Какой должна быть на это реплика
учителя?

1.
«
Ты
слишком хорошо думаешь о себе
».

2.
«
С
твоими-то способностями? — Сомневаюсь!
»

3.
«
Ты,
наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?
»

4.
«
Не
сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится
».

5.
«
Это,
наверное, потребует от тебя большого напряжения
».

6.
«
Излишняя
самоуверенность вредит делу
».

7.

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание
учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не
нужно немало работать:
«Меня
считают достаточно способным человеком
». — Что
должен ответить ему на это учитель?

1.
«
Это
мнение, которому ты вряд ли соответствуешь
».

2.
«
Те
трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об
этом
».

3.
«
Многие
люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми
являются
».

4.
«
Я
рад (а), что ты такого высокого мнения о себе
».

5.
«
Это
тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении
».

6.
«
Это
звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности
».

7.

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь
(выполнить домашнее задание и т.п.)
».
Как
следует на это отреагировать учителю?

1-.
«
Ну
вот, опять!
»

2.
«
Не
кажется ли тебе это проявлением безответственности?
»

3.
«
Думаю,
что тебе пора начать относиться к делу серьезнее
».

4.
«
Я
хотел (а) бы знать, почему?
»

5.
«
У
тебя, вероятно, не было для этого возможности?
»

6.
«
Как
ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?
»

7.

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем
говорит ему:
«Я
хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся
». — Как должен ответить учитель на
такую просьбу ученика?

1.
«
Почему
это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?
»

2.
«
Я
вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!
»

3.
«
Мне
не нравятся люди, которые заявляют так, как ты
».

4.
«
Я
хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных
учеников?
»

5.
«
Если
бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты
чувствовал бы себя от этого лучше?
»

6.
«
Как
ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?
»

7.

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои
сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета,
говорит:
«Я сказал вам о
том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть
дальше?
» — Что должен на
это ответить учитель?

1.
«
У
тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности
».

2.
«
У
тебя нет никаких оснований для беспокойства
».

3.
«
Прежде,
чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в
сути проблемы
».

4.
«
Давай
подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое
время. Я думаю, что нам удастся ее решить
».

5.
«
Я
не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать
».

6.
«
Не
волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось
».

7.

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и
защищаете на занятиях
». — Каким
должен быть ответ учителя?

1.
«
Это
— плохо
».

2.
«
Ты,
наверное, в этом не разбираешься
».

3.
«
Я
надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится
».

4.
«
Почему?»

5.
«
А
что ты сам любишь и готов защищать?
»

6.
«
На
вкус и цвет товарища нет
».

7.
«
Как
ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?
»

8.
Ситуация
14

Учащийся, явно демонстрируя свое
плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит:
«Я не хочу работать (учиться) вместе с
ним
». — Как на это
должен отреагировать учитель?

1.
«
Ну
и что?
»

2.
«
Никуда
не денешься, все равно придется
».

3.
«
Это
глупо с твоей стороны
».

4.
«
Но
он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой
».

5.
«
Почему?»

6.
«
Я
думаю, что ты не прав
».

7.

Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого — выбор им
того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии
с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой
таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа
сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти
ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные
варианты ответов на разные педагогические ситуации.

Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в
баллах различных вариантов ответов на разные ситуации

Порядковый
номер педагогической ситуации

Выбранный
вариант ответа и его оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

3

4

2

5

5

2

2

2

3

3

5

5

—.

3

2

3

4

4

5

5

4

2

3

3

4

5

5

5

2

2

3

3

2

4

5

5

6

2

3

2

4

5

5

7

2

2

3

4

5

5

8

2

2

4

5

4

3

9

2

4

3

4

5

4

10

2

3

4

4

5

5

11

2

2

3

4

5

5

12

2

3

4

5

4

5

. —

13

3

2

4

4

5

4

5

14

2

2

3

4

4

5

Примечание. Свободные
ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме
баллов.

Способность правильно решать
педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по
всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку
выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике)
считаются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5
до
4,4 балла, то педагогические способности считаются
среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла,
то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

Анализ
ситуаций, связанных с учебной деятельностью

Ситуация 1.

Младшая школа. Мама мальчика, недовольная
оценками сына, постоянно приходит к учителю для их обсуждения. Мальчик
интеллектуально развит, но недостаточно внимательный, допускает недочеты,
ошибки в классных работах. Успехи в учебе обычные. Мама хочет, чтобы мальчик
был отличником.

·       
Каковы
должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?

·       
Предложите
решение данной ситуации с вашей точки зрения.

·       
В
какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем
варианте ее решения.

Ситуация 2.

Мама ученика 7 класса пришла за
консультацией к классному руководителю.

Мама. У моего сына
в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к
младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как
мне кажется, быть лидером.

Наблюдаем с отцом, что агрессивность в
отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у
нас благополучная, все вопросы решаем между собой и с детьми спокойно,
доброжелательно. В чем причина такого поведения сына, не знаем. Помогите.

·       
Каковы
должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?

·       
Предложите
решение данной ситуации с вашей точки зрения

·       
В
какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем
варианте ее решения?

Ситуация 3. Девятиклассник
учится на “3” и“4”, любит школу, уважает и выполняет все требования учителей. С
начала нового учебного года в классе меняется учитель биологии. У ученика с
первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель
не смог включить его в работу, а на одном из уроков, в присутствии всего класса,
дал иронично отрицательную оценку ответа.

Сильно переживая о случившемся,
подросток вначале перестает готовиться, а затем совсем ходить на уроки
биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие все, а он все
равно ответит неправильно. В конце семестра, решает подросток, он сдаст зачет и
получит свою“тройку”.

О сложившейся ситуации знают учитель
биологии и мама ученика.

·       
Каковы
должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?

·       
Предложите
решение данной ситуации с вашей точки зрения

·       
В
какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем
варианте ее решения?

Ситуация 1. Перед началом
классного часа ученик-подросток на приглашение классного руководителя отвечает:
«На фиг нужно», – и уходит. Все это происходит в
коридоре в присутствии других учащихся.

Ситуация 2. Учитель входит
в класс. На доске видит написанное прозвище.

Ситуация 3. Света М.
учиться может только на
«5». Всю
вторую четверть
«валяла
дурака
». На последнем
уроке, завершающем тему, была вызвана к доске. Отвечала еле-еле на
«3». За вторую четверть получила «3». Света и ее подруга начинают
вслух высказывать недовольство, говорят дерзко, жуют жвачку. Удалять из класса
нельзя. Урок вести в такой обстановке тоже нельзя. Что делать?

Ситуация 4. Пятиклассник
Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале
года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик,
будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил
2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл.

Ситуация 5. На уроке
литературы дается задание:
«Описать
внешность человека
». Учащиеся
приступают к работе, а один ученик спрашивает:
«Все надо описывать?». «Да», – отвечает учитель. «А половые органы?» – не унимается ученик.

Ситуация 6. Ученик мешает
вести урок. Ему предложено покинуть класс.
«Не пойду», – отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди».

примеры педагогических ситуаций.

Пример 1. В кабинет
директора вошел расстроенный учитель физкультуры.

Что делать с
Валерием?

А что
случилось?

Перестал
посещать уроки физкультуры, не явился на тренировку школьной баскетбольной
команды, а через неделю – городские соревнования. Я ему при встрече задаю
вопрос:
«Разве тебе не
дорога честь школы?
» – А он
мне в ответ:
«Я
выступаю за честь общества!
»

Что предложил директор? Как
отреагировал педагогический коллектив школы на поведение старшеклассника?

Пример 2. Один из
мальчиков Вашего класса, в других отношениях довольно приличный, постоянно
объект девочек по непонятной причине. Он просто не может видеть девочку и не
ударить ее. Родители возмущены, девочки плачут. Угрозы, наказания не действуют,
от этого становится только хуже. Как быть?

Пример 3. На уроке в 5
классе Вы попросили двух мальчиков дать Вам дневники, но они отказались это
сделать. С одной стороны, идет урок
и жалко терять на них время, с другой
– необходимо обязательно добиться выполнения требования, иначе учащиеся
воспримут этот случай как сигнал к тому, что можно вообще не слушаться Вас. Как
Вы поступите?

Методы организации деятельности, общения и опыта поведения.

         К этим методам относятся: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

         Наши дети осваивают новые понятия, познают окружающий мир в процессе разнообразной деятельности. В совместной деятельности со взрослым у ребёнка складываются интересы и стремления, развиваются их способности, закладываются нравственные качества. Можно сказать, что воспитание ребёнка происходит непосредственно в деятельности. Деятельность сама по себе не будет иметь воспитательного значения, если нет определённого руководства ею, т.е. чтобы было оказано воспитательное воздействие на ребёнка, не следует пускать всё на самотёк, а нужно планировать, организовывать детскую деятельность и контролировать её.

         Итак, рассмотрим данную группу методов более подробно…

         Приучение – метод, который среди других используется наиболее часто. Приучение направлено на выполнение ребёнком определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения, т.е. на формирование привычек. Приучать ребёнка правильно вести себя необходимо уже с раннего возраста. Чтобы данный метод был эффективным Вы должны чётко определить для себя, какие привычки поведения необходимо формировать с каждым возрастным периодом. Необходимо определить для себя минимум привычек для раннего возраста (приблизительно от года до трёх лет), для младшего дошкольного возраста (3-4 года), среднего (5-6 лет) и старшего (6-7 лет). Затем ребёнку даётся образец выполнения определённых действий. Для выполнения определённых действий с помощью приучения требуется определённое время и неоднократное повторение. Сначала Вам необходимо добиться точности выполнения действий, а затем и быстроты.

         Естественно, что приучение связано с контролем со стороны взрослого. Такой контроль требует от Вас внимательного, заботливого отношения к ребёнку, тактичного объяснения. Не ждите, что ребёнок начнёт выполнять требуемые действия сразу же или после однократных повторений, это совсем не так, запаситесь терпением и не отступайте и тогда, скоро Вы увидите результат.

         Одним из ведущих средств приучения ребёнка к необходимым формам поведения является режим его жизни. Когда целый день ребёнка расписан по минутам, это не только дисциплинирует ребёнка, но и помогает воспитывать определённые нравственные качества, помогает чётко организовать детскую деятельность, и Вам самим проще подстроиться под этот режим жизни и планировать собственную деятельность.

         Можно рассмотреть использование этого метода на наглядном примере. Например, возьмём приучение ребёнка к элементарному действию – мыть руки перед едой. К данной деятельности можно приучать ребёнка уже в раннем детстве. Изо дня в день заводить ребёнка в ванную комнату, показывать, как моет руки мама или папа, затем предлагать ребёнку мыло и намылить им руки, вызвать интерес у ребёнка к воде и мылу. На первых этапах можно использовать детское мыло в виде различных фигурок. В это время для ребёнка не важен результат его деятельности, а важен сам процесс, поэтому необходимо сделать эту деятельность интересной для ребёнка. Показать, как надуваются мыльные пузыри, какая пена образуется от мыла. В более старшем возрасте можно ввести соревновательный элемент, например, у кого пушистее получатся перчатки из мыльной пены и т.д. В дальнейшем следует рассказать ребёнку, для чего нужно мыть руки перед едой. Важно, чтобы процесс приучения был непрерывным, чтобы он повторялся изо дня в день, а не раз или два в неделю, и тогда Вы увидите, что ребёнок сам без напоминания пойдёт в ванную комнату в нужный момент, а ещё и Вам сделает замечание или напомнит, если Вы этого не сделаете.

         Упражнение – метод, который органически связан с методом приучения. Если метод приучения непосредственно связан с процессом, с действием, то при использовании упражнения требуется, чтобы ребёнок проникся пониманием значимости выполняемого действия. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение, в своей основе имеет многократные повторения, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Однако, нельзя представлять упражнение как дрессировку, как механическое выполнение действий. Упражнение как метод воспитания предполагает осознанный подход ребёнка к выполнению определённых действий. Упражнения связаны с организацией жизни ребёнка, с иго разнообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений ребёнок учится поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами.

         Создание воспитывающих ситуаций – это метод воспитания, без которого не обойтись при использовании методов приучения и упражнения.

Воспитывающие ситуации специально создаются, когда необходимо поставить ребёнка перед фактом выбора поступка (например, угостить бабушку конфеткой или съесть её самому; поделиться с другим ребёнком своей игрушкой или играть одному и т.д.). Воспитывающая ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с номами поведения, принятыми в обществе.

Методы воспитания в педагогике

Содержание:

  • Что такое методы воспитания
  • Классификация методов
  • Метод убеждения
  • Метод упражнения
  • Метод примера
  • Метод поощрения
  • Метод принуждения
  • Примеры использования методов

Что такое методы воспитания

Определение

Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — комплекс действий, направленный на достижение целей воспитания.

Признаки метода воспитания:

  • четкое содержание педагогической деятельности;
  • конкретный способ усвоения;
  • выделение определенной формы взаимодействия участников воспитательного процесса.

Воспитательные приемы направлены на формирование практических умений, навыков, ценностей, форм поведения на базе знаний, полученных в процессе обучения. Выбор и эффективность их зависит от содержания воспитания, особенностей воспитанников, возможностей педагога.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Классификация методов

В зависимости от характеристики методов, которая ложится в основу классификации, различают несколько подходов. 

Выделяют группы методов:

  • прямого влияния педагога;
  • косвенного влияния.

Классификация Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова базируется на характере воздействия:

  • убеждение;
  • поощрение;
  • наказание;
  • упражнение.

Система И.С. Марьенко имеет другую структуру:

  • объяснительно-репродуктивные;
  • проблемно-ситуативные;
  • приучения и упражнения;
  • стимулирования;
  • торможения;
  • руководство;
  • самовоспитания.

Некоторые исследователи воспитательные приемы делят на две основные категории:

1. Методы, которые оценивают человеческую деятельность:

  • поощрение;
  • порицание.

2. Методы, которые стимулируют деятельность:

  • убеждение;
  • побуждение.

Распространена классификация Г.И. Щукиной. В её основе лежит направленность:

  1. Методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, лекция, внушение, пример, беседа).
  2. Методы, направленные на формирование поведенческого опыта и организацию деятельности (общественное мнение, поручение, убеждение, приучение).
  3. Стимулирующие методы (поощрение, наказание, соревнование).

О. С. Гребенюк в своей классификации выделил несколько сфер:

  1. Интеллектуальная (убеждение, самоубеждение).
  2. Мотивационная (стимулирование, поощрение, наказание).
  3. Эмоциональная (внушение).
  4. Волевая (требование, приучение).
  5. Сфера саморегуляции (коррекция поведения, саморегулирование).
  6. Предметно-практическая (метод воспитывающих ситуаций, соревнование).
  7. Экзистенциальная (анализ деятельности, рефлексия).

Методы воспитания

 

Метод убеждения

Функция главного педагогического метода состоит в воздействии на сознание словами и делами.

Определение

Убеждение — воспитательный прием, который состоит в передаче точки зрения или сообщения другому человеку.

Посредством этого метода воспитываются общечеловеческие моральные качества при соблюдении условий:

  1. Убеждение основывается на разъяснениях, подкрепленных доказательствами. 
  2. Успех зависит от уверенности воспитателя в своих словах. Фальшь воспитуемые чувствуют сразу.
  3. Для того, чтобы эффективно убеждать, необходимо обладать хорошими коммуникативными навыками (правильно формулировать мысли, владеть техникой речи).
  4. При убеждении нужно провоцировать активизацию деятельности объекта влияния. Например:
  • акцентировать внимание на правильности или ошибочности поведения;
  • создавать условия, при которых действия будут иметь верное направление;
  • поощрять положительные качества;
  • создавать положительное мнение о человеке в коллективе, с которым он взаимодействует;
  • забота и внимание к другим людям не должны выставляться напоказ.

Метод упражнения

Универсальный путь для формирования различных поведенческих навыков.

Определение

Упражнение — многоразовое повторение и усовершенствование способов действий, на которых основано поведение.

В воспитательном процессе упражнения направлены на оттачивание до автоматизма привычек в поведении, умений и навыков. На привычках и правилах, сформированных воспитанием, основываются такие качества, как самоконтроль, дисциплина, выдержка, культура общения, организованность. Чем сложнее качество, тем больше упражнений потребуется для выработки привычки. 

Для формирования и развития моральных, волевых качеств личности необходим системный подход.

Для эффективности метода упражнений следует учитывать физические, психологические особенности человека.

Метод примера

Усиливает эффективность убеждения. Суть примера состоит в предоставлении воспитанникам образцов положительных поступков, схем поведения. Каждый пример описывает определенный социальный опыт, деятельность других людей. Позитивный пример отражает идейные, высокоморальные ценности и может служить образцом для подражания. Дети часто отождествляют себя с героями, своими идеалами, пытаются быть похожими на них. Иногда у ребенка наблюдается отрицательное отношение к подражанию. Когда оно воспринимается как механическое повторение чьих-то действий.

В зависимости от типа воздействия делятся на:

  1. Примеры непосредственного влияния (личный пример учителей, друзей, родителей и других людей, контактирующих с ребенком).
  2. Примеры опосредованного влияния (основанные на исторических событиях, героизме, литературе, искусстве, жизни других людей).

Метод поощрения

Приемы поощрения и порицания используются для оценки деятельности человека. Поощрение положительно влияет на человека и на сплоченность в коллективе. Формы его могут быть различными — от одобрительной улыбки до вручения награды. 

Необходимость и эффективность поощрения диктуется потребностью человека в оценке своего труда. Каждый хочет получить за старания одобрение. Это служит хорошей мотивацией для дальнейших действий. 

Для того, чтобы поощрение приносило результаты, нужно соблюдать условия:

  • поощряемый должен четко осознавать, за какие его заслуги высказывается одобрение;
  • поощрение не должно быть платой за обычное поведение, поступки;
  • важна своевременность поощрения, не стоит переносить его на будущее;
  • должны учитываться личностные характеристики, достижения воспитанника;
  • гласность.

В совокупности поощрение и порицание (наказание) составляют метод стимулирования

Порицание представляет собой реакцию на отрицательное поведение и поступки. Оно воспитывает характер, волю, помогает формироваться чувству ответственности. 

К порицанию есть определенный ряд требований:

  • высказывается только за определенный поступок или поведение;
  • мера порицания рассчитывается исходя из серьезности проступка, сопутствующих обстоятельств;
  • осуществляется в спокойном состоянии, без раздражения;
  • не должно откладываться по времени или отменяться;
  • коллектив не должен отвечать (нести наказание) за поступок отдельного человека.

Метод принуждения

Определение

Принуждение — комплекс мер, побуждающий воспитанников вопреки нежеланию выполнять свои обязанности или корректировать поведение.

Принуждение обязательно должно основываться на убеждении или других воспитательных методах. Требования педагога должны быть аргументированными и обоснованными. Проступки, оставшиеся без наказания или невыполнение обязанностей приводят к чувству безответственности. 

Применению метода принуждения должны предшествовать другие, более мягкие приемы и меры (личный контроль обучения, проведение беседы в присутствии коллектива, установление конкретных сроков для выполнения задачи, осуждение коллективом). Воздействуя на воспитанника принудительными мерами, необходимо поощрять изменения поведения, выделять успехи, стремления ученика к положительным переменам.

Примеры использования методов

Примерами приема убеждения выступают:

  1. Рассказ. Изложение фактов в форме повествования. Рассказ должен соответствовать требованиям: логичность, четкость, эмоциональность, образность, последовательность, учет возрастной группы слушателей. 
  2. Беседа. Взаимодействие педагога с воспитанниками в форме вопросов и ответов. Для достижения успеха комплекс вопросов, которые будут подводить учеников к определенным выводам, необходимо продумать заранее. Беседы бывают: эвристические, этические, познавательные, политические. Материал и тема должны вызывать интерес. Не допускается острое осуждение неверных мнений, воспитанников необходимо исподволь подводить к правильным выводам.
  3. Диспут. Такая форма подразумевает отстаивание воспитанниками своих мнений в коллективном обсуждении. Оттачиваются навыки ведения полемики, уважение к мнению других. Для эффективности диспута необходима предварительная подготовка вопросов и наличие в коллективе диаметрально противоположных мнений.

Примеры наказаний:

  • моральное порицание;
  • словесное осуждение;
  • ограничение прав;
  • исключение из школы;
  • снижение оценки за поведение;
  • изменение отношения к провинившемуся.

Недопустимы наказания в виде:

  • физического воздействия;
  • оскорбления личности;
  • лишения еды.

Образцом метода примера являются: пример родителей, педагога, героев, сверстников. Грубые окрики, рукоприкладство служат негативным примером для подражания. 

Прием требований выражается в таких формах:

  • совет;
  • порицание;
  • напоминание-просьба;
  • намек;
  • распоряжение;
  • предостережение;
  • установка;
  • запрещение;
  • требование-угроза.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Духовой шкаф электрический встраиваемый самсунг bts14d4t инструкция
  • Пс5 руководство пользователя
  • Торт из сладостей пошагово инструкция как делать
  • Ибуклин 400 миллиграмм инструкция по применению
  • Общее руководство по уходу за ребенком