Принципы руководства образовательной организацией

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом соответствующей образовательной организации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. К компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом образовательной организации высшего образования к компетенции наблюдательного совета.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

5.2. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формируются попечительские советы. Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Управление
педагогическими системами основывается
на соблюдении ряда принципов. Принципы
управления —
это
основополагающие идеи по осуществлению
управленческих функций. Принципы
отражают закономерности управления.

К
основным принципам внутришкольного
управления относятся:

Демократизация
и гуманизация управления.
Принцип
демократизации и гуманизации управления
предполагает развитие самодеятельности
и ини­циативы всех участников
образовательного процесса (руководителей,
учи­телей, учащихся и родителей),
привлечение их к открытому обсуждению
и коллективной подготовке управленческих
решений. Демократизация школьной жизни
начинается с внедрения в практику
выборности руково­дителей школы,
введения механизма конкурсного избрания
и контрактной системы в отборе руководящих
и педагогических кадров. Гласность в
управ­лении школой основывается на
открытости, доступности информации,
когда каждый участник образовательного
процесса не только знает о делах и
проблемах школы, но и принимает участие
в их обсуждении и высказы­вает свою
точку зрения по вопросам школьной жизни.
Демократизация управления школой
реализуется через регулярные отчеты
администрации, совета школы перед
общешкольным коллективом и общественностью,
че­рез гласность принимаемых решений.

Управление
образовательными процессами в последние
годы обретает тенденцию перехода от
субъектно-объектных к субъектно-субъектным
от­ношениям, от монолога к диалогу
между управляющей и управляемой
под­системами.

Системность
и целостность в управлении педагогическими
системами
определяются
системной природой педагогического
процесса и создают ре­альные предпосылки
для эффективного управления им.

Системный
подход в управлении педагогическими
системами побужда­ет руководителя
образовательного учреждения и других
участников управ­ленческой деятельности
осуществлять ее в системе, в единстве
и целостно­сти всех взаимодействующих
компонентов и подсистем.

Реализация
данного принципа способствует приданию
управленческой деятельности
последовательности, логичности,
гармоничности и в конеч­ном счете
эффективности.

Рассматривая
школу как целостную систему, имеют в
виду, что она со­стоит из частей
(компонентов), которыми могут выступать
коллективы учителей, учащихся, родителей.
Можно эту же систему представлять через
процессы.

Например,
процесс обучения является подсистемой
целостного педаго­гического процесса,
а урок — подсистемой процесса обучения.
В то же са­мое время сам урок — это
сложная динамическая система, структурным
элементом которой является
учебно-воспитательный процесс,
воплощаю­щий в себе учебно-воспитательную
задачу, подобранные под нее методы
обучения и воспитания, содержание
учебного материала и формы органи­зации
познавательной деятельности учащихся.
Чтобы установить точное приложение
управленческого воздействия, необходимо
уметь расчленят), систему на части,
блоки, подсистемы и структурообразующие
элементы.

Оценкой
действенности системы выступает реальный
результат. Если педагог правильно
сформулировал учебно-воспитательную
задачу на том или ином учебно-воспитательном
моменте занятия, но не сумел отобран,
под нее учебный материал, соответствующее
содержание, то какие бы ме­тоды обучения
и формы организации познавательной
деятельности он ни применял, получить
высокий положительный результат
невозможно.

Таким
образом, уровень целостности системы
зависит от ее целеустрем­ленности,
полноты набора компонентов, качества
каждого компонента и плотности
взаимосвязей как между компонентами,
так и между каждым из них и целым.

Изучение
сущности социально-педагогических
систем невозможно без комплексного
подхода. Комплексный подход при изучении
системы обра­зования предполагает:

  • системный
    и всесторонний анализ результатов
    управленческой и пе­дагогической
    деятельности;

  • выявление
    закономерных связей (по вертикали и
    горизонтали);

  • определение
    специфических условий и проблем социума;

  • разработку
    динамической структуры и технологии
    управления;

  • обоснование
    содержания управления.

Рациональное
сочетание централизации и децентрализации.
Чрезмерная
централизация управленческой деятельности
неизбежно ведет к усилению администрирования,
сковывает инициативу управляемых
подсистем (руководителей нижних уровней,
учителей и учащихся), которые в данном
слу­чае становятся простыми исполнителями
чужой управленческой воли. В условиях
излишней централизации часто происходит
дублирование управленческих функций,
что приводит к потерям временных,
финансовых и иных ресурсов, перегрузке
всех участников образовательного
процесса от руководителей школы до
учащихся.

С
другой стороны, децентрализация
управления, понимаемая как пере­дача
ряда функций и полномочий от высших
органов управления к низшим, при
неумеренности ее исполнения, как правило,
приводит к сниже­нию эффективности
деятельности педагогической системы.
Это выражается в следующих негативизмах:
снижение роли управляющей подсистемы
(руководителя и администрации в целом),
полная или частичная утрата аналитических
и контролирующих функции, осуществляемых
органами управления. Чрезмерное увлечение
децентрализацией приводит к возникновению
серьезных проблем в деятельности
коллектива, к возникновению межличностных
и межуровневых конфликтов и недоразумений,
неоправданному противостоянию
административных и общественных органон
управления образовательным учреждением.

Разумное,
основанное на последних достижениях
науки сочетание централизации и
децентрализации в управлении школой
обеспечивает опти­мальное взаимодействие
управляющей и управляемой подсистем
образовательного учреждения,
административных и общественных его
органон в интересах достижения цели.
Оптимальное сочетание централизации
и де­централизации создает необходимые
условия для демократического,
заинтересованного и квалифицированного
обсуждения, принятия и последую­щей
реализации управленческих решений на
профессиональном уровне, исключения
дублирования управленческих функций
и повышения эффек­тивности взаимодействия
всех структурных подразделений системы.

Проблема
сочетания централизации и децентрализации
в управлении состоит в оптимальном
делегировании
(распределении) полномочий
при
при­нятии управленческих решений.
Практика делегирования полномочий
предполагает следующие виды управленческой
ответственности: общую — за создание
необходимых условий деятельности,
функциональную — за конкретные действия.
Полномочия делегируются должности, а
не индиви­ду, который се занимает в
данный момент. Выделяют следующие виды
управленческих полномочий: согласительные
(предостерегающие), распо­рядительные
(линейные, функциональные), консультативные,
контрольно-отчетные, координационные.

Подлежат
делегированию
:
рутинная работа, специализированная
деятель­ность; частные вопросы;
подготовительная работа. Не
подлежат делегирова­нию:
функции
руководителя, установление целей,
принятие решений по вы­работке
стратегии школы, контроль результатов;
руководство сотрудниками, их мотивация;
задачи особой важности; задачи высокой
степени риска; нео­бычные, исключительные
дела; срочные дела, не оставляющие
времени для объяснения и перепроверки;
задачи строго доверительного характера.

Пределы
полномочий определяются политикой,
процедурами, правила­ми и должностными
инструкциями. Причиной нарушений
полномочий чаще всего бывает превышение
власти.

Взаимосвязь
единоначалия и коллегиальности.
Одним
из условий эффек­тивного осуществления
управленческой деятельности является
опора на опыт и знания непосредственных
организаторов учебно-воспитательного
процесса (учителей, воспитателей),
умелое, тактичное привлечение их к
разработке, обсуждению и принятию
оптимальных управленческих реше­ний
на основе сопоставления разных, в том
числе и противоположных, то­чек зрения.
Однако при этом надо четко представлять,
что коллегиальность должна иметь свои
границы, особенно когда речь идет о
личной ответ­ственности каждого члена
коллектива за исполнение принятого
колле­гиальным путем решения.

С
другой стороны, единоначалие в управлении
призвано обеспечивать дисциплину и
порядок, четкое разграничение полномочий
участников пе­дагогического процесса,
занимающих различные уровни управления.
Кро­ме того, руководитель осуществляет
контроль за соблюдением и поддержа­нием
статуса каждого члена педагогического
коллектива. Вся деятельность руководителя
образовательной системы основывается
не столько на фор­мальном, административном
авторитете, сколько на опыте работы с
людь­ми, высоком профессионализме,
основанном на глубоком знании педаго­гики,
психологии, социальной психологии и
философии, управления, а также учете им
индивидуально-психологических
особенностей учителей, учащихся,
родителей.

Если
коллегиальность приоритетна на
стратегическом этапе (обсужде­ние и
принятие решений), то единоначалие
необходимо прежде всего на этапе
реализации принятых решений (на этапе
тактических действий).

Единоначалие
и коллегиальность в управлении — это
проявление закона единства
противоположностей.

Принцип
взаимосвязи единоначалия и коллегиальности
в управлении образовательной системой
реализуется в деятельности общественных
органов управления (различного рода
комиссий и советов, действующих на
общественных началах; в работе съездов,
слетов, конференций, где необ­ходим
коллективный поиск и персональная
ответственность за принятые решения).
Государственно-общественный характер
управления образова­нием, о котором
мы будем говорить более подробно в
следующей главе, со­здает реальные
возможности в центре и на местах для
утверждения в практике принципа единства
единоначалия и коллегиальности.

От
соблюдения правильного соотношения
между единоначалием и колле­гиальностью
во многом зависит эффективность и
действенность управления.

В
заключение заметим, что реализация
данного принципа направлена на преодоление
субъективности, авторитаризма в
управлении педагогиче­ским процессом.

Научная
обоснованность (научность) управления.
Данный
принцип пред полагает построение системы
управления на новейших достижениях
науки управления. Научное управление
несовместимо с субъективизмом.
Руково­дитель должен понимать и
учитывать закономерности, объективные
тен­денции развития общества,
педагогических систем, принимать решения
с учетом сложившейся обстановки и
научных прогнозов.

Реализация
принципа научной обоснованности
управления во многом определяется
наличием достоверной и полной информации
о состоянии управляемой педагогической
системы.

Объективность,
полнота и регулярность предоставления
информации.
Эффективность
управления педагогическими системами
в значительной мере определяется
наличием достоверной и необходимой
информации.

В
управлении педагогической системой
важна любая информация, но прежде всего
управленческая информация, которая
необходима для опти­мального
функционирования управляемой подсистемы.
Формирование ин­формационных банков
данных, технологий их оперативного
использова­ния повышает научную
организацию управленческого труда.

Управленческая
информация подразделяется: по времени
— на еже­дневную, ежемесячную,
четвертную, годичную; по функциям
управления — на аналитическую, оценочную,
конструктивную, организационную; по
ис­точникам поступления — на
внутришкольную, ведомственную,
вневедом­ственную; по целевому
назначению — на директивную,
ознакомительную, рекомендательную и
др.

В
управлении общеобразовательным
учреждением информация играет такую
же важную роль, как и в любом учреждении.
В деятельности школы прослеживается
довольно значительное количество
информационных взаи­моотношений:
учитель — ученик, учитель — родители,
администрация — учитель, администрация
— учащиеся, администрация — родители
и пр. Кроме того, администрация школы
постоянно находится в информационных
контактах с органами народного
образования, методическими учреждениями,
другими учреждениями и организациями,
занимающимися вое питанием детей и
подростков. Все это свидетельствует об
уникальном многообразии информационных
потоков: входящих, выходящих и движущихся
внутри школы, в связи с чем к ее качеству
(объективности и полноте) предъявляются
высокие требования.

Трудности
с использованием информации в управлении
часто исходят от информационного избытка
или, наоборот, от его недостатка. И то и
дру­гое затрудняет процесс принятия
решений, оперативное регулирование их
выполнения. В педагогических системах
недостаток информации чаще ощущается
в области воспитательной деятельности.

Для
человека, имеющего дело с внутришкольной
информацией, важно знать методы ее
сбора, обработки, хранения и использования.
Школьный руководитель, менеджер в своей
деятельности, активно использует
наблю­дение, анкетирование, тестирование,
работу с инструктивными и методи­ческими
материалами. С внедрением технических
средств и компьютериза­ции существенно
сократились сроки сбора и обработки
материалов. Уси­лия школьной
администрации должны быть сосредоточены
на разработке и внедрении внутришкольной
информационной технологии управления,
использовать которую могли бы как
руководители школы, так и учителя.

Требование
регулярности предоставления информации
связано с цик­личностью процесса
управления школой и вполне определенной
этапностью ее функционирования.
Своевременность подачи в вышестоящие
ин­станции запрашиваемых материалов
составляет один из признаков эффек­тивной
работы школы. Руководитель школы несет
ответственность за исходящую информацию,
куда бы она ни направлялась.

Кроме
рассмотренных выше принципов управления
педагогическими системами, выделяют и
другие
:

  • принцип
    соответствий (выполняемая работа должна
    соответствовать интеллектуальным и
    физическим возможностям исполнителя);

  • принцип
    автоматического замещения отсутствующего;

  • принцип
    первого руководителя (при организации
    выполнения важ­ного задания контроль
    за ходом работы должен быть оставлен
    за первым руководителем);

  • принцип
    новых задач (видение перспектив);

  • принцип
    обратной связи (оценка хода и результатов
    дела);

  • принцип
    нормы управляемости (оптимизация
    количества педагоги­ческих работников,
    подчиненных непосредственно руководителю).

Существуют
и другие классификации и трактовки
принципов педагоги­ческого менеджмента.
В. П. Симонов выделяет следующие принципы:

  • целеполагание
    как основа планирования, организации
    и контроля всей деятельности менеджера
    любого уровня управления;

  • целенаправленность
    управления (умение ставить цели с учетом
    ре­альности, социальной значимости
    и перспективности);

  • кооперация
    и разделение управленческого труда,
    т. е. опора на кол­лективное творчество
    и разум;

  • функциональный
    подход — постоянное обновление,
    уточнение и конкретизация функций
    исполнителей;

• комплексность
не только определения цели и задач, но
и организация выполнения принятых
решений, педагогический контроль,
коррекция деятельности;

  • систематическое
    самосовершенствование педагогического
    менеджмента на всех уровнях управления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Кулешова Ольга Андреевна,
воспитатель,
МДОУ Детский сад «Солнышко»
Архангельская область, г. Новодвинск
Под принципами управления образовательной системой подразумеваются основные руководящие положения, на которые ориентируется субъект управленческой деятельности (руководитель, менеджер, педагог) в процессе управления. Принципы управления определяют требования к содержанию, структуре, организации этого процесса. Они составляют идейную основу теории и практики управления и используются как фундаментальные аксиомы. Над проблемой классификации принципов управления образовательными системами работали многие авторы (Г. Г. Габдуллин, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, Μ. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.).
Существует три группы управленческих принципов:
·           – общие принципы организации педагогического труда;
·           – принципы социального управления сферой образования;
·           – специфические принципы управления школой.
1. Основные принципы управления образовательными системами. К общим принципам организации педагогического труда относятся:
o а) научность – принцип, реализуемый с опорой на апробированные результаты научных исследований, представленных в форме рекомендаций, теорий, концепций и др. Кроме того, необходимо, чтобы содержание управленческой деятельности соответствовало уровню современной теории управления и основывалось на раскрытии важнейших закономерностей и принципов процесса управления образовательными системами;
o б) системность и целостность. Данный принцип в управлении исключает предпочтение какой-либо из управленческих функций, реализующихся во взаимодействии руководителя учебного заведения с педагогическим коллективом и отвечающих таким требованиям, как последовательность, логичность, равнозначность всех функций;
o в) рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности. Реализация данного принципа в управлении достигается путем продуманного определения сфер подчиненности, тщательной разработки должностных инструкций, где четко определен круг прав и обязанностей каждого члена коллектива учебного заведения и границы его ответственности за невыполнение или некачественное (несвоевременное) выполнение своих функциональных обязанностей;
o г) объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Управленческая информация – это сообщение, содержащее сведения о том, что происходит внутри организации и в ее окружении. Она может быть классифицирована по различным признакам:
§ – по времени – ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;
§ – функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;
§ – источникам поступления – внутришкольная, ведомственная, вневедомственная;
§ – целевому назначению – директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.
Объективность означает независимость содержания управленческой информации от каких-либо интересов ее источников. Полнота информации понимается как такое ее свойство, которое позволяет руководителю школы принять правильное решение, не прибегая к дополнительным данным. Для сбора полной и объективной информации используют наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением компьютеров и расширением масштабов компьютеризации возможности для получения полной и объективной информации существенно увеличились, что способствует повышению эффективности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, других работников школы, связанных с управлением.
2. Принципы социального управления сферой образования. К данной группе принципов относятся:
o  – демократизация и гуманизация управления образовательным учреждением, предполагающая прежде всего развитие самодеятельности и инициативы всех участников образовательного процесса – руководителей, педагогов, учащихся и их родителей. Это возможно при условии открытости (гласности) обсуждения и принятия управленческих решений. В управлении учебным заведением невозможно ограничиться только воздействием управляющей подсистемы (администрации) на управляемую (общешкольный коллектив). Здесь необходимо взаимодействие, сотрудничество, соуправление в сочетании с самоуправлением. Конкретное проявление демократизации и гуманизации процесса управления образовательными системами основано на утверждении субъект-субъектных отношений, переходе от монолога к диалогу, от воздействия к взаимодействию;
o  – единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Оно предполагает, что управление образовательным заведением строится в основном на двух принципах: единоначалии и коллегиальности, которые, дополняя друг друга, создают единую систему управления. Реализация этого принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении общеобразовательным учреждением.
Единоначалие осуществляется администрацией учебного заведения, в которую входят директор, его заместители, а также начальники структурных подразделений. Оно обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса.
Коллегиальность осуществляется в двух формах – непосредственной демократии (к примеру, в форме общешкольной конференции, общих собраний, педагогического совета, когда в них могут участвовать все члены общешкольного или педагогического коллектива) и представительной демократии (в форме совета школы, различных комиссий, комитетов, куда избираются представители тех или иных частей коллектива). Вместе с тем коллегиальность не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело, причем при определении тактических действий целесообразно единоначалие, при разработке стратегических – коллегиальность.
Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.
·           3. Специфические принципы управления образовательным учреждением. К ним относятся:
o  а) педагогическая направленность управления – стремление руководителя оставаться учителем и в своей управленческой деятельности, соблюдая педагогический такт, проявляя терпение к личностным и профессиональным недостаткам своих подчиненных, заинтересованное отношение к созданию ситуации конструктивного диалога, ситуации успеха, поддержки и определенной позитивной соревновательности и взаимопомощи между членами руководимого коллектива. Для руководителя образовательного учреждения важнейшими качествами являются знания и умения, необходимые для организации управления учебно-воспитательным процессом, которые способствуют решению задач постоянного совершенствования условий эффективного протекания этого процесса на основе соблюдения общих принципов обучения и воспитания. Кроме того, как известно, педагогическая деятельность носит управленческий характер. Следовательно, все субъекты педагогической деятельности должны соотносить и адаптировать управленческие и педагогические методы взаимодействия с воспитанниками. Сущность такого управления состоит прежде всего в умелом решении профессионально-педагогических задач по развитию обучения и воспитания;
o  б) нормативность. В качестве принципа управления она предполагает опору на выполнение нормативных требований, содержащихся, во-первых, в образовательных программах, реализуемых данным учебным заведением, и государственных образовательных стандартах, во-вторых, в ведомственных документах, поступающих из вышестоящих уровней управления образованием. Для всех членов коллектива принцип нормативности реализуется через выполнение нормативных требований, содержащихся в документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в целом и каждого его работника в частности;
o  в) единство педагогических позиций. Реализация данного принципа в педагогическом управлении означает, что:
§ – все субъекты педагогической деятельности должны выступать как единое целое, содружество, объединенное общим пониманием цели, способов организации деятельности, отношениями творчества и общей ответственности. Для создания и обеспечения функционирования эффективной образовательной системы необходимы направленная на личностное развитие каждого учащегося цель учебного заведения, принимаемая всеми участниками образовательного процесса и привлекательная для большинства идея, концепция, осмысленная с позиции принципов педагогики;
§ – все требования к организации педагогического процесса, содержащиеся в документах, регламентирующих его (устав, положение об учебном заведении и т.д.), обязательны для любого члена коллектива учебного заведения.
Управление образовательной системой будет эффективно при условии, что все участники педагогического процесса будут едины в своих подходах к его организации. В педагогическом управлении принимают участие разные категории людей – профессиональные педагоги, родители учащихся и в определенной мере сами дети посредством их вовлечения в процессы самоуправления, самовоспитания, самообразования;
г) сочетание интересов детей и взрослых. Как принцип управления оно реализуется через обеспечение приоритетности интересов детей, соблюдение и защиту прав всех участников образовательного процесса, осуществление практических шагов по улучшению положения и самочувствия детей и взрослых в образовательной системе, обеспечение участия родителей в управлении учебным заведением в органах самоуправления.

Демократизация
и гуманизация управления образовательными системами.

Ориентация
внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие
самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Утверждение
гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные
позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Технократическая
парадигма образовательного процесса уступает место гуманистической

направленности
в его управлении. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от
монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления
гуманизации процесса  обучения и воспитания. Гуманизация управления в

образовании
– это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к
нему.

Системность
и целостность в управлении.

Понимание
системной природы

педагогического
процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология
системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь

ясное
представление о школе как системе, ее основных признаках. Системность и
целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и
взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и
педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает
односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается
какая-либо одна из них. Данный принцип

 подчеркивает,
что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все
ее функции в равной степени важны.

Рациональное
сочетание централизации и децентрализации.

В
условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих

функций,
потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей. В равной
степени и интегрированная децентрализация управления может привести к снижению
эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации

в
угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и
администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих функций
управления.
сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении

обеспечивает
деятельность руководителей административных и общественных органов в

интересах
всего коллектива школы.

Единство
единоначалия и коллегиальности в управлении.

Реализация
данного

принципа
направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении

целостным
педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт
и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений,
сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное
решение.

Коллегиальность
вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена

коллектива
за порученное дело.

Единоначалие
в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение

И соблюдение
полномочий участников педагогического процесса.
Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в
управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в
деятельности различного рода комиссий и советов.

Объективность
и полнота информации в управлении образовательными системами.

 Эффективность
управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием
достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены
неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации.
Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с
информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во
внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение
информации.
В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в
области воспитательной деятельности.
В управлении образовательной системой важна любая информация, но
прежде всего —

управленческая
информация, которая необходима для оптимального функционирования

управляемой
подсистемы.

В самом широком понимании, по В.С.Агееву, управление «… есть элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддерживание режима деятельности, реализацию программ, цели деятельности» [1]. В привычной нам теории управления термин «управление» описан как процесс реализации определенного перечня управленческих функций, соответственно, как управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения цели организации.

Исследователи по-разному трактовали процесс управления. Так, В.П. Беспалько описал термин «управление» как систему, которая обеспечивает взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором управляющий объект контролирует работу управляемого объекта относительно ранее расставленных приоритетов [2]. В.Г. Афанасьев считал, что сущность изучаемого процесса заключается не только в стабилизации системы управления, но и в ее непрерывном развитии при помощи ее перехода из одного состояния в другое [3]. По мнению В.С. Лазарева, деятельность по управлению сводится к непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, определяются цели совместной работы, определяются способы их достижения [4].

Современные же подходы к управлению персоналом направлены на решение задач инновационного развития экономики. Они подразумевают: мобильность и разнообразие форм предоставления оказываемых услуг; обеспечение поддержки и максимального использования образовательных возможностей семей, процесс индивидуализации, направленность на получение практического результата. В этом случае особое значение для решения поставленных задач приобретает профессиональная компетентность, которая основана на личностном и профессиональном развитии педагогов и администрации. Трансформация образовательной системы реализуется людьми, в нашем случае педагогическими коллективами. При помощи исследований было выявлено, что только в профессиональном коллективе педагогов, в котором царит атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, формируются и реализуются требования для эффективной деятельности каждого его члена, что повышает уровень и качество предоставляемых образовательных услуг. Помимо этого, исследователи изучали вопрос управления рисками в образовательных учреждениях. Так, Е.А. Александрова и Е.А. Максимова прямо указывают, что «Управление рисками является одним из направлений деятельности руководителей образовательных организаций и объединений» [5].

Таким образом, сейчас мы можем наблюдать противоречивую картину между необходимостью в условиях современной модели образования развития персонала и недостаточно эффективным управлением этим процессом.

Современный подход к управлению образовательных организаций заключается в научно обоснованных действиях администрации и педагогических работников. Их работа направлена рациональное использование таких ресурсов как временя и силы педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе для более углублённого освоения образовательных дисциплин, нравственного воспитания, разностороннего развития личности и подготовки к профессиональной деятельности в будущем. Эти задачи будут успешно реализованы благодаря навыкам руководителя и преподавателей безошибочно применять современные открытия науки и многолетнего опыта, от обстановки в коллективе, от инициативности педагогов и учеников в учебной и воспитательной работе.

Мы живем во время, направленное на формирование условий для реализации потенциала человека, повышения значимости защиты его прав и свобод, усовершенствования рыночных отношений, формирования новых социальных систем и форм управления, поэтому вопрос о процессе управления коллективом выходит на центральную позицию. Вследствие этого, руководителю необходимо глубоко освоить базовые знания об организации и управлении, современные подходы к решению данных вопросов для того, чтобы эффективно влиять на работу подчиненных, чтобы те, в свою очередь, четко выполняли план намеченных целей и задач. И пусть данных о них в современном управлении образовательной организацией пока немного, но уже известные достижения научных исследований позволяют руководителю создавать условия, благоприятствующие формированию у членов коллектива интереса в продуктивной и эффективной работе образовательной организации.

Исследуем общие и специфические принципы управления образовательной организацией. Принцип управления заключается в системообразующих, фундаментальных правилах, соблюдение которых необходимо при реализации управления, обеспечения достижения заданных целей. Всякий труд, в том числе и преподавательский, вне зависимости от его области, структуры и содержания, подчиняется конкретным принципам, базируется на ряде общих положений. Этими принципами являются: нормативность, объективность, сочетание государственных и общественных начал.

Принцип нормативности. Процесс управления построен на общепринятой определенной документально-нормативной базе, в соответствии с рекомендациями, согласовывающими всестороннюю учебно-воспитательную работу, положения, устав, инструкции, методические указания, письма министерств образования и здравоохранения.

Согласно принципу объективности необходимо четко выполнять все требования и предписания учебно-воспитательной работы, учитывать осуществимые возможности педагогических работников в исходных условиях, реальный вклад каждого члена коллектива.

Принцип сочетания государственных и общественных начал. Необходимо исключить не только обособленность образовательного учреждения от процессов, протекающих в общественной жизни, но и узость корпоративности профессиональных интересов педагогических работников. Для этого необходимо прививать сотрудникам ценность непрерывного развития в профессиональной области, поощрять участие в различных конкурсах и мероприятиях, организованных во внешней среде.

Современный управленческий подход можно представить в виде сбалансированного сочетания человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывной адаптации к преобразованиям внешней среды. В настоящее время система управления должна отличаться простотой и мобильностью. Система управления должна соответствовать следующим требованиям: иметь минимальный набор уровней управления; иметь в составе компактные подразделения, которые укомплектованы квалифицированными специалистами; основываться на гибких структурах, базирующихся на ряде команд специалистов. При помощи обоснованности методологии решения проблем, подходов, принципов и методов можно определить эффективность и качество управления, что помогает руководителю сделать анализ управляемой организации. В настоящее время на помощь руководителю приходит более четырнадцати научных подходов. На основе данных позиций изучим основные положения управления персоналом.

Комплексный подход предусматривает в процессе принятия управленческих решений учет значимых взаимосвязанных и взаимозависимых факторов внешней и внутренней среды организации – технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические.

Направленность интеграционного подхода в управлении заключается в исследовании и усилении взаимосвязей и взаимодействий между:

  • отдельными подсистемами и элементами системы управления;
  • стадиями жизненного цикла объекта менеджмента;
  • уровнями управления по вертикали и горизонтали.

Интеграция – это углубление в сотрудничестве между субъектами, управление компонентами системы управления, их взаимодействием и взаимосвязями. Интеграцию можно так же охарактеризовать как взаимообмен компонентов одной организации с другой.

Согласно маркетинговому подходу, управляющая подсистема при решении задач должна быть направлена на потребителя, поскольку чаще всего всякий выполняемый труд направлен на удовлетворение человеческих потребностей.

Функциональный подход к менеджменту заключается в рассмотрении потребности в виде совокупности функций, необходимых для выполнения ее удовлетворения. Как только они были выявлены руководителем, ему необходимо создать некоторое количество альтернативных объектов для выполнения этих функций. Выбор осуществляется в пользу того из них, в котором минимальны совокупные затраты за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

В динамическом подходе объект управления изучается в постоянном непрерывном динамическом развитии, причинно-следственных связях и соподчиненности, осуществляется ретроспективный анализ как минимум за пять лет и перспективный анализ, т.е. прогноз.

Воспроизводственный подход подразумевает непрерывное возобновление производства товаров или услуг с целью удовлетворения потребностей рынка с меньшими, в сравнении с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Процессный подход гласит, что управление представляет собой взаимосвязанные и универсальные управленческие процессы (разработка планов, организация, контроль и связующие процессы – процесс коммуникации и процесс принятия решения). Эти процессы в менеджменте именуются как управленческие функции, а процесс управления является суммой перечисленных управленческих функций.

Нормативный подход –это установление нормативов управления во всех подсистемах управления. По таким элементам как целевая подсистема, функциональная подсистема и обеспечивающая подсистема устанавливаются нормативы с целью упорядоченной работы каждой из подсистем.

Количественный подход означает переход от качественных оценок к количественным. Количественный анализ более эффективен, поскольку имея численные данные руководитель может наблюдать прирост или спад в той или иной подсистеме менеджмента, отследить эффективность работы каждого отдела. Этот подход осуществляется при помощи применения математических статистических методов, расчетов, экспертных оценок, балльной системы и других.

Сущность административного подхода состоит в регламентациях, то есть определении функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Цель поведенческого подхода – оказать помощь работнику в выявлении и реализации собственных амбиций. Сотрудник и его личностный потенциал – ключевая фигура в этом подходе, поэтому главной задачей подхода является повышение эффективности организации за счет повышения роли человеческих ресурсов.

Ситуационный подход заключается в том, что в конкретной ситуации применяются различные методы управления, поскольку организация – это открытая система, постоянно взаимодействующая с внешней средой, поэтому главные причины того, что происходит внутри организации (во внутренней среде), следует искать в ситуации, в которой эта организация вынуждена действовать.

Теория ситуационного подхода основана на четырех положениях:

  • руководитель должен быть ознакомлен и владеть эффективными средствами профессионального управления. Для этого необходимо понимать сущность процесса управления, особенности индивидуального и группового поведения и мышления, владеть навыками системного анализа, знать методы планирования и контроля;
  • руководитель должен прогнозировать вероятные последствия от применения в исходной ситуации каждого из управленческих методов, которые имеют как преимущества, так и недостатки, а также определенные сравнительные характеристики;
  • руководитель должен верно истолковывать ситуацию, определять самые важные факторы в данной конкретной ситуации, прогнозировать вероятный результат от изменения каких-либо показателей;
  • руководитель должен комбинировать конкретные приемы, благодаря которым был получен минимальный негативный эффект, с конкретными ситуациями для того, чтобы обеспечить максимальную результативность в достижении целей организации.

При системном подходе любая система (объект) представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющих выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. Система «вход» перерабатывается в «выход».

Программно-целевой подход базируется на четком определении и выполнении целей учреждения и разработке программ по максимально возможному достижению этих целей с учетом ресурсов, необходимых для их реализации. С помощью данного подхода можно найти ответы на самые важные вопросы развития объекта планирования, если они не могут быть найдены при помощи классических средств планирования и менеджмента.

Фреймовый подход находит применение в процессе воспроизведения общей модели образовательного учреждения. Создать фрейм – значит создать «идеальную картинку» исследуемого объекта, что является отправной точкой для объяснения непосредственно наблюдаемых, «реальных» ситуаций.

В своей статье Е.А. Максимова указала на то, что «Создание руководителем фрейма – это создание «идеальной картинки» образовательного учреждения, которая может являться исходной для интерпретации реальных ситуаций, наблюдаемых и переживаемых в повседневной практике. Фреймовый подход даёт видение структуры объекта, стимулирует генерацию идей, облегчает нахождение различных способов решения проблемы, показывает руководителю, от чего и к чему ему следует двигаться» [6, с. 230]; «Создание фрейма – это создание «идеальной картинки» изучаемого объекта, что служит точкой отсчета для интерпретации непосредственно наблюдаемых, «реальных» ситуаций, имеющих место в действительности» [7, с. 61].

Для того, чтобы познать и выявить закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе следует использовать в управленческой деятельности новые методы и подходы к совершенствованию развитием персонала образовательной организации в условиях инноваций. Помимо этого, необходимо учитывать современные тенденции в системе управления персоналом, направлять процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом современных подходов к управлению персоналом, объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать востребованные современной образовательной практикой новшества. Так же большую значимость при этом имеет уровень профессиональной компетенции руководителя образовательной организации, поскольку именно он влияет на процесс управления педагогическим коллективом. Успешным руководителем можно считать такого руководителя, демонстрирующий в процессе осуществления какой-либо управленческой задачи исключительно положительные качества как личности, применяя при этом эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Органы руководства культурным строительством
  • No bark collar инструкция на русском языке
  • Classic solution руководство
  • Выращивание кристаллов инструкция из набора лори алхимик
  • Руководство производственной практики производственной практикой