Принцип руководство подчинение

Отношения руководства — подчинения

Теперь рассмотрим
ту же проблему стиля в третьем аспекте,
как отноше­ния между руководителем
и подчиненным.

Как
уже отмечалось, руководство — частный
случай управления. Из всех значений,
вкладываемых в данное понятие, выберем
одно: руководство как личное,
персональное воздействие одного
работника на трудовое поведение других,
закрепленное административно-правовыми
средствами. В таком смыс­ле
руководство имеет ряд особенностей.

Отношения
руководства в организациях строятся
на принципе единона­чалия,
согласно которому одному должностному
лицу предоставляется право решения
и ответственность за определенный
контингент других должностных лиц.
Единоначалие — элементарная единица
внутриорганизационной иерар­хии,
строящейся как система соподчинения.
Эти отношения охватывают всю систему
управления, каждый ее уровень, т. е. любой
работник имеет своего руководителя,
последний, в свою очередь, подчинен
другому руководителю и т.
д. Значит, некоторые работники выступают
в роли руководителей и подчи­ненных
одновременно.

Однако
руководство — это особые отношения между
людьми в организа­ции.
Руководство выступает как отношения
между разными статусами, уровнями
административной структуры, имеющие
под собой правовую основу и
проявляющиеся в виде односторонней
зависимости одного работника (долж­ности)
от другого. Руководство — это и отношения
между отдельными рабо­чими
функциями общего
трудового процесса: одной — более «общей»,
другой -более «конкретной». В нем
связываются, с одной стороны, функция
организа­ции,
с другой — исполнение. Наконец, руководство
представляет собой отно­шения
между личностями, специфический
тип общения. В этом случае рас­сматривается
их социально-психологическое содержание
— взаимное призна­ние,
влияние, стиль, интересы и т. д. Понятно,
что перечисленные стороны от­ношений
руководства — подчинения не могут
существовать в отрыве друг от друга,
они переплетены, хотя и имеют относительную
самостоятельность. Для социолога важно
взаимодействие, взаимовлияние этих
сторон. Социология ис­следует
отношения руководства — подчинения как
проявление на межличном уровне более
общих отношений по управлению.

Воздействие
руководителя на подчиненных имеет цель
побуждать их к определенному
трудовому поведению как в соответствии
с требованиями орга­низации,
так и согласно собственным представлениям.
Возможны два основ­ных
способа воздействия:
прямой
(приказ, задание) и опосредованный
(че-рез
стимулы). Именно эти средства используются
на протяжении всего суще­ствования
организаций, однако соотношение между
ними и содержание меня­ются.

В
первом случае руководство направлено
непосредственно на деятельность
подчиненного
и необходимость соответствующего
поведения подкрепляется санкциями
за отклонение от предлагаемой линии.
Результат достигается за счет того,
что для работника «потери» от
возможных санкций за невыполнение
пре­вышают
его «затраты» на выполнение. В своей
крайней форме такие отноше­ния
руководства — подчинения выступают как
принуждение, т. е. цели руко-

вОдСТва
не связываются с интересами исполнителя
или противостоят им. Эф­фективность
этого рода воздействия невелика. И хотя
оно занимает еще более или
менее значительное место в системе
управления производством, в тенден­ции
происходит возрастание роли стимулирования.

Второй
способ предполагает воздействие на
мотивы, а значит, и на потреб­ности
работника. Побуждение к труду происходит
через удовлетворение раз­личных
потребностей личности, что выступает
как компенсация за трудовое усилие
(при прямом воздействии такой компенсацией
служит отсутствие не­гативных
санкций). Ориентация на получение
удовлетворения в целом побуж­дает
человека к определенному поведению
сильнее, чем ориентация на отсут­ствие
неприятностей, поэтому воздействие
через стимулы обычно оказывает­ся
эффективнее прямого воздействия, но по
своей организации сложнее пос­леднего.

Вообще
соотношение этих двух способов воздействия
составляет важную проблему
управления, разработанную еще недостаточно.
Если продолжить на будущее
тенденцию возрастания удельного веса
стимулирования по сравне­нию
с принуждением, то можно предположить,
что по мере развития произ­водственных
отношений и совершенствования управления
способ опосредо­ванного воздействия
станет преобладающим.

Как
известно, все стимулы делятся на
«материальные» и «моральные».
Но всегда
ли возможно их разделение? Премия, пусть
даже символическая по раз­меру,
несомненно, выступает и как акт признания
по отношению к работнику, как проявление
уважения, оценка заслуг. Это повышает
его престиж в коллек­тиве, и часто
трудно сказать, что несет в себе премия
больше — материального или
морального поощрения. Благодарность
объявляется за более производитель­ный
труд, что, в свою очередь, предусматривает
определенное материальное (де­нежное)
вознаграждение, и, кроме того, лучшему
работнику предоставляются льготы.
Иной рабочий стремится больше заработать,
но деньги тратит в основ­ном
на книги, театры, путешествия,. Он
ориентируется на деньги, значит, на
мате­риальные
стимулы, но они ему нужны для собственного
развития — удовлетворе­ния
культурных потребностей. Но тогда вместо
очередной премии ему можно вручить
комплект книг или туристическую путевку
— эффект будет больший.

Работа
состоит в выделении и сопоставлении, с
одной стороны, системы стимулов, с другой
— системы потребностей, на удовлетворение
которых на­правляются
эти стимулы. И в той мере, в какой
состыковываются эти встреч­ные
«потоки», стимулирование будет
эффективным, и наоборот.

Разумеется,
управление не ставит целью удовлетворение
всех потребнос­тей
индивидов, входящих в данную организацию.
Да и сами индивиды, посту­пая в
организацию, рассчитывают на удовлетворение
лишь некоторых потреб­ностей, стремясь
удовлетворить другие во внепроизводственной
сфере (семья, товарищеские,
любительские группы и т. д.). Некоторые
его потребности оста­ются
неудовлетворенными. Следует также
учитывать неравномерность разви­тия
отдельных потребностей у разных
индивидов.

Задача
управления состоит в таком воздействии
стимулами на потребнос­ти,
которое вызывало бы целесообразное для
организации трудовое поведение, начит,
посредством стимулирования достигается
соединение личных потреб­ностей,
интересов и целей организации. Но для
такого соединения необходимо

не
только соответствие стимулирования
целям организации, но и совмещение’
системы
стимулов со структурой потребностей.
Иначе говоря, между стимулов ; и
ожидаемым действием стоит третье звено
— восприятие индивидом каждого стимула
через структуру своих потребностей.
Многообразие потребностей тре-;
бует
сложной и обоснованной системы
стимулирования и в то же время дает
возможность
многостороннего воздействия на поведение
человека в организа­ции.
Известно, что набор стимулов, которыми
располагает управление, сравни­тельно
невелик, однако и имеющиеся возможности
стимулирования на практи­ке реализуются
незначительно. Иногда элементы творчества
в труде значат для работника больше,
чем простое повышение зарплаты.

Но
индивид воспринимает стимулы не абсолютно
индивидуально, а в оп­

ределенной
социальной среде, и оценки среды,
групповое мнение имеют не

последнее
значение. Опыт показывает, что если
премирование какого-либо

работника
противоречит оценке, мнению коллектива,
то он нередко отказыва­

ется
от такого поощрения, дабы не нарушить
свои социально-психологичес­

кие
связи с группой. Иногда ориентация на
общение, принадлежность, пре­

стиж
проявляется сильнее, чем ориентация на
денежное вознаграждение, так

что
социально-психологическая организация
коллектива в некоторых случа­

ях
может «блокировать» управляющее
воздействие. >

Иначе
говоря, стимул должен быть рассчитан
не только на индивидуаль­ные
потребности работника, но и на восприятие
его группой, в т. ч. через систе­му
взаимооценок внутри нее. Принципы
руководящего воздействия на пове­дение
индивида с некоторой условностью можно
свести в ряд «аксиом»:

  • косвенное
    воздействие эффективнее, чем прямое
    (ибо оно усиливается

    положительной
    мотивацией исполнителя), но труднее
    (ибо требует уме­

    ния соединить
    стимулы и мотивы);

  • материальные и
    моральные стимулы взаимозаменяемы;

  • поощрение за
    требуемое поведение эффективнее
    наказания за отклонения;

  • индивид
    так соотносит стимул со своим вкладом,
    как в его представлении1

    стимулирование
    других соотносится с их вкладом.

Управляемость
коллектива руководитель может повышать,
используя раз­личные
варианты тактики поведения с подчиненными.
С этой точки зрения1
колебания
в стиле должностного поведения
руководителя чаще всего измеря­ются
шкалой, на одном полюсе которой расположен
«демократический» стиль руководства,
на другом — «авторитарный», а в
промежутке — различные соче11
тания
элементов того и другого.

Первый
принято определять как стиль «советующийся»,
«консультирую­щийся»,
«считающийся» и т. д. Руководитель
избегает навязывания своего решения
подчиненным, обсуждает с ними возможные
варианты решения, пре­доставляет
самостоятельность в том, что касается
сферы действия каждого, использует
их инициативу. Противоположный стиль
характеризуется предель­ной
централизацией инициативы при решении
внутриколлективных дел в руках
руководителя, стремлением максимально
контролировать поведение под­чиненных,
доминированием его воли в функционировании
организации.

Различие
между двумя стилями обнаруживается и
в методах воздействия:* если в первом
случае используются главным образом
убеждение, пример, сти­мулы,
то во втором — преимущественно указания,
санкции. Хотя в реальной* ]

действительности
элементы того и другого стиля чаще всего
встречаются в сочетании,
исследователи считают, что преобладание
«демократического» стиля оказывается
более эффективным.

Другие
особенности стиля руководства проявляются
в степени сохране­ния дистанции между
руководителем и подчиненным. В самом
деле, можно поставить
вопрос: в какой мере руководителю следует
поддерживать или даже подчеркивать
свое формальное положение по отношению
к подчиненным, а в какой
мере это оказывается для него и коллектива
неэффективным и даже вред­ным?
Довольно часто руководителю рекомендуется
вступать со своими под­чиненными в
неформальные отношения, преодолевая
официальные барьеры (совместный
отдых, общение семьями и т. д.).

Универсальных
рецептов здесь быть не может. Но посмотрим
на это с со­циально-психологической
точки зрения. Что дает руководителю
вхождение в неформальную
организацию подчиненного ему коллектива?
Очевидно, что таким
образом он может лучше воздействовать
на социально-психологичес­кие
связи и нормы коллектива, т. е. как бы
«добавить» их к своим официаль­ным
каналам влияния. В результате повышается
управляемость коллективом, эффективность
воздействия на него за счет совмещения
в одном лице руко­водства
и лидерства. Однако, ставя перед собой
задачу войти в социально-пси­хологическую
структуру коллектива, руководитель
невольно подвергает себя некоторому
испытанию: ведь если в формальной
структуре высшее место в организационной
иерархии ему обеспечено, то в неформальной
многое будет зависеть
от восприятия группой его личностных
особенностей; в этой сфере руководитель
неизбежно оказывается в ситуации
многосторонней оценки и его
место на «шкале престижа» зависит
от той меры признания, которым наде­лит
его группа. Верхнее деление на указанной
«шкале» ему отнюдь не гаранти­ровано.
Возможно, реальный престиж окажется и
ниже среднего. Но это со­всем
не означает, что руководитель плох и не
может справиться со своими обя­занностями,
а значит лишь то, что стиль руководства
может быть разным и его выбор
во многом зависит от личных особенностей
руководителя (в т. ч. общи­тельности,
привлекательности и др.). Руководитель
должен представлять ме­ханизмы
своего общения с подчиненным коллективом
и возможности исполь­зования
их. Не исключено, что в некоторых случаях
сохранение официальной дистанции
окажется более действенным с точки
зрения эффективности руко­водства,
чем ее преодоление.

И
все же наибольшая эффективность
руководства коллективом достига­ется
при максимальном совмещении в одном
лице руководителя и лидера. Было немало
экспериментов по выборности руководителей
низовых подразделений, видя в этом один
из способов решения указанной задачи.
Эксперименты пока­зали
эффективность такого пути, когда наиболее
авторитетный работник выд­вигается
на должность руководителя. Однако он
не может считаться универ­сальным.
Ведь известно, что лидер ориентирован
в основном на свою группу, °т нее он
получает признание, на нее направляет
свое влияние. Положение же Руководителя
задает ему двустороннюю ориентацию —
«вниз» и «вверх»: на одчиненный
коллектив и на вышестоящее руководство.
И не всякий лидер, УДучи
«перемещенным» на место руководителя,
оказывается способным уме­ло
сочетать в себе сложность такого
положения,

Но
немалое значение для управляемости
организации имеют и его коли­чественные
параметры. Одна из важнейших проблем
управления — определе­ние
границ влияния руководителя на
организацию, того объема организаци­онного
пространства, который руководитель в
состоянии контролировать. Наиболее
распространенный способ измерения
диапазона руководства -определение
числа работников, непосредственно
подчиненных одному руко­водителю.

Но
структурная сложность и размеры
организации ставят весьма ощути­мые
границы. Отсюда вытекает исходный
принцип: один человек может конт­ролировать
весьма ограниченное число подчиненных.
Необходимо различать следующие категории
подчиненных: формальное, потенциальное
число под­чиненных,
которых данный руководитель мог бы
контролировать, и реальное число
подчиненных, трудовое поведение которых
действительно подотчетно руководителю.

Советы консультанту

Группируя
задания по разным проблемным основаниям,
оценивая их реа­лизуемость,
Вы почти с гарантией сможете дать клиенту
ценную новизну. Надо опасаться
только официальной статистики, которая
на крупных предприятиях ведется
в изобилии. Как она там поставлена? То
ли секретарь, то ли референт, а иногда
и целое бюро контроля за исполнением
решений присылают исполните­лю выписку
из приказа, распоряжения. Если в
обозначенный там срок исполни­тель
не сообщает о его выполнении, то ему
автоматически записывается «неуд»,
точнее «невып». Поэтому работник,
заинтересованный в хорошей репутации,
во избежание
неприятностей в заданный срок сообщает:
«выполнено».

Такая
статистика совершенно недостоверна,
потому что датчиком инфор­мации
о выполнении является сам исполнитель,
а значит, на содержание ее накладывается
личный или групповой интерес исполнителя.
Но еще большая порочность
такого контроля состоит в том, что он
молчаливо предполагает, что
все приказы и распоряжения хороши, и
дело только за тем, чтобы их не­укоснительно
исполнять. А мы-то с Вами видели, что
ошибки в них среди при­чин
неисполнения занимают примерно такой
же объем, как и низкая исполни­тельская
дисциплина. Поэтому достоверную
информацию можно получить только
на месте исполнения: в цехе, отделе, т.
е. по реальному факту.

Хотя
у меня был случай, когда даже по официальной
информации я нахо­дил такие группировки
и данные по реализуемости, которые
производили глу­бокое
впечатление на первого руководителя и
его команду.

Советы руководителю

Предложенные
выше замеры Вы можете делать и сами.
Надо только обес­печить
незаинтересованные оценки. Время от
времени Вы можете предлагать такого
рода оценки тем, кто готовит подписываемые
Вами приказы и распоря­жения,
и вводить оценку их управленческой
эффективности по критерию реа­лизуемости
подготовленных ими решений.

Следите
также за тем, что через подготовку
проектов приказов и распоря­жений
Ваши подчиненные стремятся манипулировать
Вами, либо сводя меж­ду
собой счеты с помощью распорядительных
документов, либо навязывая Вам выгодные
им решения. Смотрите об этом главу по
командообразованию, где приведена целая
коллекция тех методов, к которым прибегают
подчиненные для этих целей.

ПОЛЕВЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Анализ
документированных решений




Французский теоретик менеджмента и основатель административной школы управления Анри Файоль утверждал, что компаниям следует придерживаться принципа единоначалия. Это значит, что у каждого сотрудника должен быть только один руководитель.





На практике персонал чаще находится под управлением нескольких менеджеров. Разберёмся, почему так происходит и как избежать связанных с этим проблем.






Что значит «руководить»







Руководитель — это тот, кто управляет деятельностью своих подчинённых. Под управлением подразумевается большое количество задач, которые условно делятся на несколько групп. Первую можно охарактеризовать, как
распоряжение временем сотрудников. Менеджер должен задавать общие и индивидуальные цели, устанавливать границы обязанностей подчинённых, распределять задания и обговаривать конечный результат. Вторую группу задач можно объединить под названием «создание продуктивной среды». Руководитель должен обеспечить подчинённым условия для эффективного выполнения работы. Сюда входит предоставление ресурсов, организация рабочего пространства, построение системы регулярной обратной связи от менеджера, разработка правил и стандартов. Последняя группа включает задачи, связанные с мотивацией персонала. Менеджер должен разработать систему поощрения, состоящую из постоянной обоснованной похвалы, премий и бонусов за понятные сотрудникам достижения. Руководителя, выполняющего эти функции, называют административным или линейным.






Глобально смысл существования административного или линейного руководителя — обеспечить эффективную работу подразделения за счёт управления ресурсом подчинённых и создания продуктивной рабочей среды. По этой причине



исследования вовлечённости и лояльности персонала



оценивают результаты работы именно административного руководителя.






Структура компании, где у каждого подразделения есть только один руководитель, называется линейной. Работа в такой парадигме максимально проста и прозрачна: сотрудники выполняют указания только своего непосредственного руководителя.





Современные компании, чаще всего, строятся по принципу линейно-функционального управления. Это значит, что у подчинённых оказывается больше одного руководителя — линейный и функциональные.





Что значит «руководить»






Управление в рамках «функции»







Функциональные руководители могут «управлять» сотрудниками только в пределах своей «функции». Например,


HR


-специалист вправе обязать персонал участвовать в корпоративном мероприятии, а бухгалтер — заполнить заявления на отпуск. При этом функциональные руководители не могут распоряжаться временем сотрудников и должны согласовывать свои действия с линейным менеджером.





Таким образом, сотрудник выполняет все указания своего непосредственного руководителя и в определённых случаях — функциональных.






Функциональным руководителем может быть как менеджер, так и специалист, ответственный за выполнение определённой функции. Пример — сотрудник охраны труда, направляющий новичков на прохождение медкомиссии.






В компании один и тот же менеджер может быть одновременно, и линейным, и функциональным. Например, руководитель отдела маркетинга управляет непосредственно маркетологами отдела, а функционально — продавцами, во время их обучения продукту или услуге. В свою очередь, обучая продукту нового специалиста по маркетингу, руководитель станет ему, и линейным, и функциональным руководителем в одном лице.






Слабые места







Подчинение персонала сразу нескольким руководителям может выливаться в ряд проблем. Первая опасность — сотрудник будет получать противоречащие друг другу указания от менеджеров. Например, касательно распределения времени на задачи или расстановки приоритетов. Конфликт возникает по причине слабого


межфункционального взаимодействия


: руководители разных подразделений не могут друг с другом договориться. Решить проблему можно в несколько этапов:





  1. Сначала наладить диалог между конфликтующими руководителями с привлечением третьей стороны — модератора. Как правило, модератор — это менеджер, стоящий выше по иерархии. На этом этапе необходимо выяснить цели руководителей и сопоставить их с имеющимися ресурсами — временем сотрудников. В результате должен быть найден компромисс: какое количество времени и когда сотрудники могут уделять задачам функционального менеджера.





  2. Чётко прояснить, что распоряжается ресурсом сотрудников только линейный руководитель, функциональный ставит задачи с одобрения линейного.





  3. Документально зафиксировать статус функционального руководителя — его полномочия относительно сотрудников других подразделений.





  4. Озвучить договорённости между линейным и функциональным руководителями на встрече с сотрудниками.


Управление в рамках «функции»

Также по теме




О том, какие проблемы возникают при взаимодействии нескольких подразделений и как их решить, читайте в материале

«Как выяснить причины конфликтов между подразделениями и устранить их»

.




0



Подробнее


Вторая опасность — сотрудники будут игнорировать задачи функциональных руководителей




. Персонал может считать, что у него есть только один руководитель — непосредственный, а всякие бухгалтеры, «безопасники» или


HR


-специалисты — не указ. Решить проблему можно в два подхода. Во-первых, на встрече с сотрудниками проговорить их обязанности. В частности — подчинение указам функциональных руководителей. Во-вторых, зафиксировать в должностных обязанностях персонала перечень задач от функциональных менеджеров, которые они должны выполнять. Таким образом полномочия функциональных руководителей станут легитимными для сотрудников.





Памятка для компаний с линейно-функциональным типом управления






Памятка для компаний с линейно-функцио­нальным типом управления







  • Необходимо провести руководящему составу лекцию о линейно-функциональном управлении: обратить внимание, что сотрудники компании могут подчиняться сразу нескольким менеджерам. Важно прояснить, что временем сотрудников распоряжается только линейный руководитель, функциональные — с его одобрения.





  • Документально зафиксировать полномочия всех руководителей: зоны ответственности, взаимодействие между менеджерами для достижения целей каждого. Это позволит избежать конфликтов в будущем.





  • В рамках встречи с сотрудниками разъяснить принципы работы «с двумя руководителями».





  • Внести в должностные инструкции сотрудников пункты о подчинении функциональным руководителям.


Понятие «руководство» близко к понятию «управление» и используется для обозначения организационных отношений, работы руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. Во-первых, руководство — это отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Во-вторых, руководство — это отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: организации и исполнения. В-третьих, руководство — это также отношение между личностями, специфический тип общения. В последнем случае рассматривается его социально-психологическое содержание — взаимное признание, влияние, стиль, интересы.

     Перечисленные стороны отношения «руководство-подчинение» не могут существовать в отрыве друг от друга. Воздействие руководства на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению. Возможны два способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы). В первом случае руководство направлено непосредственно на деятельность подчиненных подкрепляется санкциями за отклонение от соответствующего поведения, в крайней форме выступает как принуждение. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад.

     Стиль руководства можно обозначить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Стиль руководства зависит от индивидуальности руководителя, его культуры, установок, характера, опыта, знаний, детерминируются психологическими и социокультурными факторами, присущими данному руководителю, коллективу, региону, социальной категории. Различают следующие разновидности стиля руководства: 1) авторитарный — руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; 2) демократический — подчиненные привлекаются к выработке общих решений; 3) слабый (невмешивающийся) — руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно.

     Стиль руководства проявляется в стимулировании труда. Стимулирование — метод опосредованного воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие. Ориентация на получение удовлетворения сильнее побуждает человека к определенному поведению, чем прямое управленческое воздействие на него. Деление стимулов на «материальные» и «моральные» условно. Так, премия — не только денежное вознаграждение, но и свидетельство признания, уважения. Стимулами могут быть условия труда, гибкая система рабочего времени, отношения в коллективе и т.д., но главным стимулом остается материальная заинтересованность. Стимулирование эффективно в той степени, в какой эти две системы органично сочетаются.

     Главный продукт управления – это производимые им решения. Управленческое решение есть формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого участвуют и другие члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства — подчинения, т.е. выступает как фактор власти в организации. Принятие управленческого решения означает определение необходимости и цели предлагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленческого решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели.

     Выделяются следующие разновидности управленческих решений: 1) жестко детерминированные решения, на содержании которых индивидуальные особенности руководителя не сказываются; 2) «инициативные» решения (не жестко детерминированные), содержание которых предполагает индивидуальный вклад субъекта. Для исследования управления именно последние представляют основной интерес, так как они включают в себя организационное проектирование и в наибольшей степени связаны с личным вкладом руководителя. Удельный вес таких решений в общем объема управленческих решений сравнительно невелик (от 5% до 30%) от общего числа приказов.

     В соответствии со степенью участия разных категорий работников в принятии решений можно выделить решения единоличные и решения  групповые, между ними существует много разных сочетаний того и другого. В управленческих решениях фокусируются основные цели, интересы, противоречия организации, социальных отношений внутри нее. Анализ управленческих решений чрезвычайно информативен с точки зрения исследования механизмов и эффективности управления предприятием. Для этого используются: анализ документов (приказов, распоряжений, планов, протоколов заседаний), фиксированное наблюдение (фотографии рабочего дня руководителя, совещаний), экспертные оценки (определение эффективности решений и т.д.).

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

«Если в команде нет человека, принимающего решения, то решения никогда не будут приняты»

кому: собственникам, топ-менеджерам, руководителям

Как сделать так, чтобы сотрудники понимали и принимали руководителя? С чего начать грамотное управление персоналом? Просто научитесь правильно играть свою роль.Как сделать так, чтобы сотрудники понимали и принимали руководителя? С чего начать грамотное управление персоналом? Просто научитесь правильно играть свою роль.

Сценарии использования статьи: кому полезна и для чего

Собственникам — научиться правильно взаимодействовать с подчинёнными и выстраивать действительно крепкие деловые отношения без недопонимания и панибратства.

Топ-менеджерам — наладить контакт как с вышестоящим руководством, так и с коллегами, стоящими на более низкой ступени.

Руководителям среднего звена и линейным управленцам — научиться более точно играть роль «Руководителя» и относиться с уважением к своим подчинённым. Найти баланс во взаимодействии с сотрудниками, избегая крайностей панибратства, анархии и авторитарного стиля управления.

Сотрудникам, специалистам — построить конструктивное взаимодействие с руководителем, не создавая конфликтов за счёт «случайного» перехвата управления, повысить вероятность своего карьерного роста.

Оглавление статьи

  • Почему возникают конфликты между руководителем и подчинёнными?
  • Базовые определения в пространстве социальных ролей: роль, ролевой набор и ролевая пара
  • Принципы успешного ролевого взаимодействия «Руководитель — Подчинённый»
  • Принцип №1. Научиться точно играть свою роль и «чувствовать свою правоту» (второй «носитель роли» вынужденно подстраивается)
  • Принцип №2. Наблюдать и прояснять «из какой роли» выполняется действие: как своё, так и второй стороны
  • Принцип №3. При отклонении от «роли» возвращаться самому и экологично возвращать в роль другого. Не давать «перетащить» себя в другую роль (стандартный ход манипуляции)
  • Принцип №4. Переключаться между ролями (разделение через разные названия и суть действий): совещание, мозговой штурм, выполнение задачи
  • Принцип №5. Если «не удаётся совмещать роли», то лучше завершить взаимодействие в «менее ценных» (например: лучше сохранить дружбу/семейные отношения, чем отношения «Руководитель – Подчинённый»)
  • Итоги, системный подход к управлению
  • Тренировка управленческой мышцы

Почему возникают конфликты между руководителем и подчинёнными?

Отношения между руководителем и подчинёнными — больная тема для многих компаний. Размер компании не имеет значения. Хорошо, если разногласия возникают исключительно в рамках решения рабочих задач, однако нередко сотрудники просто перестают подчиняться руководителю и ставят под сомнение его авторитет.

Утрата руководителем авторитета в глазах подчинённых может подорвать не только самооценку, но и весь рабочий процесс. Коллектив, в котором руководитель имеет номинальную власть, но не умеет реализовывать свои полномочия на практике, становится неуправляемым. В то же время команда без руководителя утрачивает способность решать поставленные перед ней задачи, и это не вопрос квалификации отдельных сотрудников, а вопрос управления.

Коллектив во главе с руководителем нередко сравнивают со стадом овец во главе с пастухом. Но мало кто задумывается о том, что овцы нуждаются в пастухе не меньше, чем пастух в овцах. Чтоб будет, если убрать пастуха? Скорее всего овцы разбредутся и в конечном счёте станут добычей удачливых хищников. То же самое происходит в команде, где руководитель перестаёт выполнять свои функции. Рабочий процесс разваливается на глазах: сроки горят, работа выполняется некачественно, растёт напряжённость, возникают конфликты. Согласитесь, работать в таких условиях некомфортно. Так почему же сотрудники могут начать саботировать руководителя?

Причин для такого поведения подчинённых может быть несколько. Самая распространённая из них — ошибки во взаимодействии ролевой пары «Руководитель — Подчинённый». На этой ключевой ролевой паре я остановлюсь более подробно. Вы узнаете, как избежать многих ошибок в отношениях между руководителем и подчинённым и выстраивать конструктивные взаимодействия с коллегами. А с другими базовыми принципами взаимодействия можно познакомиться в статье «Конфликты между руководителем и подчиненными: Как перейти на конструктивное взаимодействие в ролях «Взрослый — Взрослый»».

Базовые определения в пространстве социальных ролей: роль, ролевой набор и ролевая пара

Прежде чем выяснять, чем характеризуются и чем отличаются роли «Руководителя» и «Сотрудника» (буду использовать как синоним для слова «подчинённый»), давайте разберёмся с основами.

  • Социальная роль — это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека. Каждый из нас ежедневно оказывается в десятках, если не сотнях ролевых ситуаций.

Классические примеры: полицейский, врач, учитель, продавец, муж, отец, ребёнок и так далее. Это всё социальные роли. Их много. Начальник, подчинённый, коллега по работе — это тоже социальные роли. Некоторые роли человек может совмещать в рамках своего «ролевого набора».

  • Ролевой набор — это совокупность ролей, выполняемых человеком. Например, я — автор этих строк, но одновременно я тоже руководитель, эксперт, отец для своего ребёнка и сын для своего отца. Когда я еду на велосипеде, я — велосипедист, а когда перехожу дорогу — пешеход.
  • Ролевая пара — это две роли, взаимодействующие и взаимно дополняющие друг друга: «Начальник — Сотрудник», «Кондуктор — Пассажир», «Учитель — Ученик».

Особенность ролевой пары в том, что одна роль дополняет другую. Например, роль «Учителя» и «Ученика».Особенность ролевой пары в том, что одна роль дополняет другую. Например, роль «Учителя» и «Ученика».

Взаимодействия в ролевой паре основаны на взаимной зависимости. От того, насколько точно играет свою роль вторая сторона, часто зависит, насколько точно играю роль я сам. Если я буду плохо играть свою роль, то вторая сторона тоже запросто может выйти из роли. Например, если я как кондуктор вдруг начну хамить пассажирам, то меня могут и «пристрелить».

  • Ролевое ожидание и ролевое поведение. Я ожидаю от моего партнёра по ролевой паре определённого поведения. И если я вижу, что он явно «выпал» из своей роли, то вместо того чтобы «вылетать» из своей, я могу попытаться вернуть его в роль.
  • Вне ролевое поведение и ролевой конфликт. Например, сотрудник устраивает скандал, когда руководитель даёт ему конструктивную обратную связь. Очевидно, что такой человек выходит далеко за рамки роли «сотрудник».
  • Ролевое взаимодействие. Взаимодействие, которое происходит в данный момент. Интересный для нас пример — отношения между руководителем и подчинённым.

Принципы успешного ролевого взаимодействия «Руководитель — Подчинённый»

На мой взгляд, сложно придумать некие универсальные правила эффективного ролевого взаимодействия руководителя и сотрудника, поэтому давайте зададим «ориентиры-принципы». Они более расплывчаты, зато помогают ориентироваться в нестандартный ситуациях, которые происходят, к слову, по десятку в день.

Принцип №1. Научиться точно играть свою роль и «чувствовать свою правоту» (второй «носитель роли» вынужденно подстраивается)

Важно не только научиться точно играть свою роль, но и осознавать, что ваша задача именно в этом и заключается.

Например, мне нередко попадаются руководители, которые мыслят в формате: «Как же я буду угнетать свободные умы других людей?» Друзья, давайте вспомним, что одна из ключевых функций руководителя — разработка правил и поддержание порядка. С участием подчинённых или без их участия — это другой вопрос. Но это обязанность руководителя, и она формирует саму роль руководителя.

Что значит «начинать подчинять себе волю других свободных людей»? Вы это делаете только на локальном участке, во время рабочих процессов, в рамках вашего подразделения. Вы просто не сможете выполнять поставленные задачи и достигать цели, если «свободная воля» каждого подчинённого будет «тащить дело» в свою сторону. Вспомните басню о лебеде, раке и щуке! После работы вы разойдётесь по домам и переключитесь на другие роли: граждан, мужей, отцов и так далее. Но на работе вы играете отведённые вам роли, работаете как «единый организм».

Если вы не точно, а то и плохо играете роль руководителя — вы тем самым провоцируете сотрудника также относиться и к своей роли

Если вы не точно, а то и плохо играете роль руководителя — вы тем самым провоцируете вторую сторону (сотрудника) также относиться и к своей роли. Причём в большинстве случаев это происходит не по злому умыслу, а неосознанно. Например, у руководителя, который из стеснения доделывает задачу сам, а не отправляет на доработку сотруднику-исполнителю, подчинённые предсказуемо работают спустя рукава.

Принцип №2. Наблюдать и прояснять «из какой роли» выполняется действие: как своё, так и второй стороны

Под действиями понимаются слова, поступки. Что значит «наблюдать»? Например, вы встречаете сотрудника в коридоре, и он говорит: «Павел Петрович, как дела? Были ли вы вчера на футболе?» Сейчас он с вами разговаривает как коллега по работе с коллегой, а не как подчинённый с руководителем. И если вы «включите руководителя» и внезапно жёстко «обрежете»: «Слушай, чего ты лезешь, занимайся своими делами!» — это будет не очень хорошо для ваших отношений и будущего взаимодействия. Даже командира в армии, который находится всегда в роли «начальника», называют «тупым и требовательным». Поэтому, прежде чем переключиться на «руководителя», важно логически завершить разговор в предыдущей роли. Достаточно короткой фразы: «Спасибо. Там действительно было интересно. Рекомендую!»

Несоответствие своей роли влечет за собой серьёзные проблемы, вплоть до разрушения отношений между руководителем и подчинёнными.Правильно играть нужную роль чрезвычайно важно. Именно от этого во многом зависит успех всего дела.

Всё, разговор в одной ролевой паре закончен, теперь вы можете перейти в какую-то другую роль. В качестве «маячков» переключения обычно используют смену тона, выражение лица. Например, далее Павел Петрович, более официальным тоном говорит: «Андрей, подскажите, вы выполнили задачу, которую я вам вчера поручил?»

Принцип №3. При отклонении от «роли» возвращаться самому и экологично возвращать в роль другого. Не давать «перетащить» себя в другую роль (стандартный ход манипуляции)

Например, мне говорит сотрудница раздражённо-скандальным тоном: «Да что вы ко мне придираетесь?» Согласитесь, это вопрос явно не из роли подчинённого. Чтобы обнаруживать такие отклонения, важно внимательно следить за тоном, выражением лица, сутью и формой сказанного собеседником.

Тогда я верну её в роль сотрудника и скажу доброжелательно, но твёрдо: «Слушайте, Мария, прошу Вас разговаривать со мной в конструктивном и рабочем тоне». И прежде чем продолжать беседу, я обязательно удостоверюсь, что «переключение» произошло. Если я отреагировал при первых отклонениях — Мария скорее всего будет точно играть свою роль в дальнейшем, а не закатывать производственные истерики в моём кабинете.

Мини-тренинг «Системное управление за 90 минут. Как получать результаты и выполнять задачи руками подчинённых без микро-контроля и нервотрёпки» (автор: Евгений Севастьянов)

banner-mini.jpg

Всего 90 минут и вы узнаете как руководителю с помощью приемов системного управления решить наболевшие проблемы:

  1. как выйти из «беличьего колеса операционки», перестать делать работу за подчинённых и освободить время для развития своего подразделения, хобби и семьи.
  2. как реагировать на некачественную работу, результаты и действия сотрудников, чтобы добиваться требуемых результатов «руками сотрудников».
  3. как с помощью системного подхода к управлению делегировать задачи подчинённым и достигать целей подразделения.

Стоимость мини-тренинга: 4 900 руб.
Бесплатно для читателей моих статей до 02 октября 2023!

Принцип №4. Переключаться между ролями (разделение через разные названия и суть действий): совещание, мозговой штурм, выполнение задачи

Важно не только вовремя возвращаться в требуемую роль самому, но и возвращать другого. Если ситуация подразумевает, что мы должны общаться сейчас как руководитель и подчинённый, я не даю «перетащить» себя в другую роль (коллега, приятель, мужчина и т.д.).

Переключаться между ролями не так просто, как сказать. Это вопрос тренировки. Люди с российским менталитетом не понимают западных коллег, которые могут сегодня вместе пить пиво после работы, а завтра писать друг на друга докладные. Как вам такой пример абсолютного разделения ролей? Я ни в коем случае не призываю к такому поведению. Это, мягко говоря, противоречит нашей культуре. Призываю лишь меньше «смешивать» роли.

Люди с российским менталитетом не понимают западных коллег, которые могут сегодня вместе пить пиво после работы, а завтра писать друг на друга докладныеЛюди с российским менталитетом не понимают западных коллег, которые могут сегодня вместе пить пиво после работы, а завтра писать друг на друга докладные.

Переключению между ролями помогают события, ритуалы, перемещение в пространстве, смена локации действия, изменения стиля, тона и структуры информации, и т.д. Приведу 3 примера:

  1. Я говорю: «Сейчас совещание». Подразумевается, что я руководитель. У нас есть повестка, алгоритм совещания, где каждый высказывает свою позицию, а потом я принимаю решение. Это один формат.
  2. Через 20 минут говорю: «Начинаем мозговой штурм!». Сейчас я не занимаюсь управлением, мы все думаем, накидываем идеи, их фиксирует тот у кого это хорошо получается. И тут неважно, кто руководитель. Мы все в ролях «коллеги по работе».
  3. Во время мозгового штурма раздаётся телефонный звонок моего вышестоящего руководителя. По его итогам мне нужно дать поручение одному из участников. В этом случае я понимаю, что нахожусь в роли руководителя. Мне важно оценивать: понимает ли вторая сторона, что мы перешли к другой роли. Например, можно получить разгорячённую реплику от одного из участников: «Да давайте же сначала завершим мозговой штурм!» — тогда как именно руководитель определяет приоритеты. «Отсутствие понимания» — не всегда может быть манипуляцией. Возможно, человеку сложнее переключаться.

Обратите внимание на то, что «переключение между ролями» и «точность выполнения роли» — навыки, которые у каждого человека сформированы совершенно на разном уровне. Кому-то даётся легко, благодаря личностным качествам, а кому-то нужно долго тренировать. Тренируйтесь сами и помогайте другим. Относитесь с пониманием к тем, чьи способности отличаются от ваших.

«Переключение между ролями» и «точность выполнения роли» — навыки, которые у каждого человека сформированы совершенно на разном уровне

Хороший руководитель должен быть Учителем и Наставником для своих подчинённых, а одно из важнейших качество любого Учителя — терпеливость. О других важных для руководителя качествах вы можете узнать из моей статьи «Качества руководителя для успешного управления подчинёнными и развития собственных управленческих компетенций и навыков: чек-лист для оценки и самопроверки».

Если вы замечаете, что ваши коммуникации с подчинёнными не приносят желаемых результатов, часто заканчиваются конфликтами и переходом «на личности», рекомендую пройти мини-тренинг «Взаимодействие руководителя и подчинённого: Базовые принципы и опасные ошибки».

Принцип №5. Если «не удаётся совмещать роли», то лучше завершить взаимодействие в «менее ценных» (например: лучше сохранить дружбу/семейные отношения, чем отношения «Руководитель – Подчинённый»)

Если роли совмещать категорически не удаётся, то логично выбрать менее ценную ролевую пару и от неё отказаться. Например, классическое смешение ролей «родственников» и «Начальник — Подчинённый».

У меня был опыт работы с моим отцом в его компании. Я работал начальником отдела и в какой-то момент увидел, что мои отношения с отцом сильно испортились. На тот момент я бы не сказал, что был человеком, который всегда хорошо разделяет роли. Я и сейчас продолжаю работать над этим.

Стало понятно, что если я останусь работать у отца, то наши отношения совсем «улетят под откос». Как только я это понял, перешёл работать в другую компанию. Потом открыл свой бизнес. Подробности этой истории, как и многих, других вы найдёте в книге «Системное управление на практике: 50 историй из опыта руководителей для развития управленческих навыков».

Встречаются и обратные ситуации, когда люди выбирают карьеру в одной компании. Например, жена работает с мужем, ей тяжело найти такую же удобную и оплачиваемую работу в другом месте, поэтому они остаются коллегами. Конфликт ролей на работе и дома в итоге может разрушить брак. Правда, за этим обычно следует и крах рабочих отношений, ради которых и жертвовали личным счастьем.

Так что делать? Может быть, не стоит совершать опрометчивые шаги, а просто подождать, что всё «само рассосется?» Решение ничего не менять — это тоже вариант решения. Поэтому последствия, которые потом будут, — это последствия моего решения. Важно это осознавать. Дальше каждый решает сам: действовать или наблюдать.

Итоги, системный подход к управлению

  • Для построения конструктивного взаимодействия руководителя и сотрудника важно различать роли. Видеть, в какой роли находитесь сейчас вы, а в какой — ваш визави.
  • Тот, кто выходит за рамки своей роли без согласия второй стороны, закладывает основу для конфликта. Чтобы не дать конфликту развиться, вернитесь в исходную роль сами и помогите это сделать оппоненту.
  • Начните более точно играть свою роль, чтобы повлиять на вторую сторону. Во многих случаях это даёт лучший результат и помогает на более длительный срок, чем предъявление требований к визави.

Тренировка управленческой мышцы

Чтобы закрепить материал и перейти от теории к практике, выполните небольшое практическое упражнение:

  1. Оцените, насколько точно вы играете роль руководителя? Провоцируете ли вы “недостаточной точностью” сотрудников выходить за рамки своих ролей? К чему это приводит и как это можно экологично изменить?
  2. Проанализируйте, насколько точно играют роль “подчинённого” ваши сотрудники? Что можно улучшить и что для этого необходимо сделать?
  3. Вспомните, какие роли вы играете в вашей компании, кроме «руководителя»? Перечислите ролевые пары.
  4. Отметьте, в каких случаях происходит «смешение» ролевых пар и что сделать для их разделения?

Сидельникова Наталия Сергеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»

Аннотация
Данная статья посвящена раскрытию принципов управления Анри Файоля и их применению к анализу организации. Процесс управления непрерывен и направлен на повышение эффективности фирмы, поэтому в условиях современных рыночных отношений большую роль играет система менеджмента в организации и концепции, на которых она основывается. Исследование на данную тематику позволяет понять, насколько результативно применять правила, сформулированные теоретиком.

Sidelnikova Nataliya Sergeevna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The paper contemplates disclosure of Henri Fayol’s principles of management and their application to the analysis of the organization. Management process is continuous and is aimed at improving the efficiency of the company. That’s why the management system of the organization and the concept on which it is based have a great impact on progress in company nowadays.

Библиографическая ссылка на статью:
Сидельникова Н.С. Возможности применения принципов Анри Файоля к анализу организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4462 (дата обращения: 22.08.2023).

Введение

В условиях современных рыночных отношений большую роль играет система управления, или менеджмента, в организации.  Процесс управления непрерывен и направлен на повышение эффективности фирмы.  Функции менеджмента взаимосвязаны, их целью является удовлетворение потребностей рынка с помощью разработки стратегий и их корректировки.

Важно четко осознавать, что требуется от организации в тот или иной момент, как построить управление внутри фирмы и добиться высоких результатов. И именно в этом состоит задача современного менеджера.

Проблема, на которой акцентируется большая часть внимания, – это применение правил менеджмента в современных организациях. Вопрос в том, насколько эффективно использование данных принципов. Объектом являются принципы управления по Анри Файолю, а предметом – система управления в организациях.

Данная тема является актуальной в силу того, что для достижения успеха в условиях ужесточения конкуренции и повышенной неопределенности  внешней среды  компания не может ориентироваться только на способности руководителя, необходимо основываться и на теоретической базе и, прежде всего, на концепциях управления.

Основной целью исследования является ответ на вопрос «Как реализуются принципы А.Файоля на практике и насколько они эффективны?», а задачи ставятся следующие:

— раскрыть сущность правил менеджмента по А.Файолю;

— изучить роль принципов управления в современной организации;

— сравнить применение принципов на примере нескольких компаний.

Для исследования использовались такие методы как личное интервью, глубинное интервью и кейс-стади.

1.     Теоретическая часть 

В своей работе Анри Файоль рассматривал административное управление, подходя к менеджменту на предприятии с научной точки зрения и представив его как систему. Автор считал, что функциями управления обладает каждый работник, а высокое звание – это не привилегия, но увеличение ответственности. Он чаще всего использовал в своей компании представленные принципы, не считая их универсальными, ведь число правил управления не ограничено.

В работе «Общее и промышленное управление»[1] были отражены следующие принципы[2]:

1)    Разделение труда

Производительность труда персонала повышается за счет того, что каждый работник сосредоточен на выполнении конкретной функции или задания, его внимание акцентировано именно на той операции, которая ему поручена. Навыки четко отработаны, действия доведены до автоматизма, а времени на выполнение задания тратится меньше. Кроме того, работнику  не нужно постоянно приспосабливаться и менять поле для деятельности, он находится в привычной для себя среде.

2)    Власть – ответственность

Власть – это ограниченное право давать распоряжения и приказы, использовать ресурсы организации и руководить для достижения поставленных целей и задач. Но после принятия того или иного решения по задействованию возможностей фирмы менеджер несет ответственность за результаты своих действий.

Чем больше полномочий, тем выше уровень ответственности. Поэтому важно выбрать «правильного» человека на должность начальника. Он должен стать лидером, обладать личным авторитетом и высоким моральным обликом, чтобы подчиненные выполняли задания с наибольшим результатом.

3)    Дисциплина

Дисциплина – это принцип, который основывается на повиновении, послушании и почете соглашений, принятых между фирмой и работником. Эти соглашения являются внешними знаками уважения, они должны быть ясными и удовлетворять обе стороны (и сотрудника, и предприятие). Возникновение дисциплинарных формальностей, установление справедливых санкций и отражение их в уставе или каком-либо другом документе – одна из главных задач  руководства компании.

4)    Единство распорядительства

Единоначалие предполагает подчинение работника только одному начальнику и исполнение его приказов. По мнению А.Файоля, данный метод управления обеспечивает единство мнения, действия и командования, он не нарушает порядок и сохраняет авторитет власти, не ставя работника в затруднительное положение.

5)    Единство руководства (направления)

Любая группа подчиненных или отдельный сотрудник должны работать в рамках одного проекта или задания и стремиться к выполнению конкретной цели, подчиняясь одному руководителю, объединяя усилия и действуя в определенном направлении.

6)    Подчинение частных интересов общим

Данное правило заключается в том, что интересы всей организации превыше выгоды отдельно взятого работника. Сотрудник – это функциональная единица, которая не должна пренебрегать общими намерениями системы большего масштаба ради своих интересов.

7)    Вознаграждение персонала

За выполненную работу сотрудник должен получать оплату в установленном размере.  Но существует несколько тонкостей – факторов, которые влияют на величину вознаграждения. Помимо принятой формы оплаты труда на ее размере сказываются ценность служащего, состояние дел компании, уровень цен на товары и услуги и т.д.

Вознаграждение должно быть справедливым и в идеале удовлетворять и персонал и предприятие; поощрять усердие, восполняя полезное усилие, но не выходя за рамки разумного.

В своей работе А.Файоль приводит несколько видов оплаты труда (поденная, поурочная, поштучная) и говорит о том, что на производстве необходимо искать компромисс, используя все вышеперечисленные формы.

Помимо этого, необходимо давать работникам дополнительный стимул в виде премии (как поощрение), участия в прибылях и мер по улучшению быта.

8)     Централизация

Автор считает, что централизация – это естественное явление, потому что в любой системе существует центр, который выполняет достаточно важные функции и оставляет за собой наибольшую часть полномочий.

В данном вопросе важна мера концентрации власти в едином центре, которая должна умело изменяться в зависимости от обстоятельств, чтобы обеспечить наилучшие возможные результаты на предприятии.

9)    Иерархия

Иерархия есть ряд лиц, которые занимают руководящие должности, начиная от лица, находящегося на самом высоком положении в компании и заканчивая руководителем низшего звена. Такая цепь позволяет сосредоточить «бразды правления» в руках высшей инстанции, добираясь до которой необходимо пройти все ступени – или звенья – этой цепи.

Данный метод сообщения не самый быстрый, но он позволяет соблюдать  принцип единства распорядительства.

10) Порядок

Соблюдение этого принципа предполагает существование определенного места для вещей, уложенных как на рабочем месте сотрудника, так на складских помещениях (материальный порядок). А так же каждый человек должен находиться на своем месте и выполнять собственные функции, соблюдая регламент фирмы (социальный порядок), для чего важны хорошая организация и верный подбор персонала.

11) Справедливость

Справедливость – это сочетание правосудия с лояльностью. Сотрудник, который чувствует к себе благосклонное отношение, будет работать эффективнее, преданно отдаваясь общему делу предприятия. Поэтому важно укоренить чувство равенства на всех местах в скалярной цепи.

12) Постоянство состава персонала

«Текучесть» кадров является одновременно и следствием, и причиной неэффективного управления. Обеспечение сотрудникам стабильности и уверенности в том, что они не потеряют рабочее место, – одна из главных задач руководителя.

Кроме того, любому новому работнику в течение определенного срока нужно привыкнуть, войти в курс дела. Поэтому по возможности необходимо избегать постоянной смены кадров. Неустойчивость такого рода приводит к шаткому положению всей организации.

13) Инициатива

А. Файоль вкладывал в понятие «инициатива» следующий смысл: возможность составления плана и претворение его в жизнь.

Создание стратегии  и обеспечение ее выполнения – принцип, который требует от менеджера поддерживать активность своих подчиненных.

14) Единение персонала

Если все сотрудники компании – одна большая семья, то людям комфортно работать в привычной и доброжелательной обстановке с коллегами, которых связывает общая цель, гармония и единение.

Кроме того, автор советует использовать устную форму общения между сотрудниками, это сближает и помогает избежать недоразумений, которые возникли бы в деловой переписке.

Условно все вышеперечисленные правила можно разделить на 3 большие группы.

Согласно Анри Файолю, принципы управления, которые он наиболее часто применял в своей организации, необходимо использовать умело, соблюдая баланс и не впадая из крайности в крайность. Итак, в аналитической части речь пойдет о ресторане быстрого питания и организации, которая занимается производством сырья для черной металлургии, анализируя которые мы сравним то, как реализуются менеджерами данные методы.

2. Практическая часть

Для анализа было выбрано две компании, которые работают в абсолютно разных сферах, но достигли успеха и довольно долго «остаются на плаву». Это сеть предприятий быстрого обслуживания, которая уже продолжительное время считается одной из самой больших и прибыльных компаний в отрасли общественного питания и Открытое Акционерное Общество, которое занимается производством железно-рудного сырья, имеет многолетнюю историю, финансовое состояние компании благоприятное, о чем свидетельствуют ежегодные отчетности.

Сравнивая такие разноплановые организации, можно наилучшим образом понять, как используются принципы Файоля на предприятиях и насколько это эффективно.

2.1 Структурные принципы

1) Разделение труда реализуется в полной мере в обеих компаниях, что положительно влияет на их состояние. В сети ресторанов быстрого питания существует строгое распределение обязанностей: сотрудники обслуживают клиентов на прилавке, готовят продукцию (4 вида работы), убирают зал или общаются с посетителями. Это позволяет обслужить гораздо больше клиентов за меньшее количество времени. А на предприятии имеются должностные инструкции, в которых оговариваются обязанности по выполнению работы для каждой специальности, по большей части действия доведены до автоматизма, поэтому процесс производства ускоряется за счет экономии времени.

2) Власть – ответственность. Каждый менеджер отвечает за определенную зону ресторана: прилавок, автораздача, кухня или зал. И в случае, если что-то пойдет не так, он будет отвечать за весь участок, в то время как директор ресторана ручается за весь ресторан. А вот член команды несет ответственность лишь за выполнение своих обязанностей. Чем больше у человека полномочий, тем выше уровень ответственности – принцип, которого придерживаются в компании. К примеру, руководитель несет полную ответственность за весь коллектив. Сотрудник должен заслужить повышение (говоря о принципе иерархии) и доказать, что он достоин занимать место руководителя и справится с доставшейся ему властью правильным образом.

3) Единство распорядительства. В ресторане Члены команды слушают того менеджера, который отвечает за ту его часть, где они работают. Это помогает контролировать процесс приготовления и обслуживания. В то время как на предприятии сотрудник может подчиняться нескольким начальникам одновременно, но их распоряжения передаются через диспетчера, который координирует служащих, заботясь о том, чтобы приказания не противоречили друг другу

Повышение производительности – эффект, который дает принцип единства распорядительства. Работник не затрудняется, чьим указаниям следовать и экономит время всей компании, что является наиболее важным ресурсом.

4) Единство руководства. Главная задача корпорации – увеличение прибыли от продажи продукции, над этим трудится каждый сотрудник, от простого члена бригады до руководителя, выполняя свои обязанности. В фирме задания выполняются по мере поступления после завершения предыдущей цели. В любом случае, персонал и начальство преследуют одну и ту же цель, координируя все усилия, чтобы ее добиться.

5) Централизация. В сети ресторанов руководство предпочитает принимать все решения, которые касаются работы отдельного сотрудника или целого представительства. Распоряжения и постановления рассылаются из головного штаба в каждый офис, а потом идут обратно с отчетами проделанной работы. На заводе по большей части власть сконцентрирована в руках вышестоящих сотрудников. Если проблема глобальная, то решается на уровне ген. директора.

Уровень на предприятиях централизации достаточно высокий, что позволяет сконцентрировать власть и решение проблем в руках руководителей.

6) Иерархия. В компаниях присутствует структурированная цепь, которая характеризует положение сотрудников и позволяет им добиваться высшего поста не просто так, а путем хорошей и качественной работы.

Карьерная лестница в сети быстрого питания позволяет члену команды достичь должности директора ресторана, но для этого надо обладать особыми качествами, которые выделяли бы его из толпы, выполняя свои обязанности наилучшим образом.

На предприятии в должностной инструкции оговаривается подчинение по иерархии, соблюдается принцип цепи. Чтобы решить некоторые вопросы, необходимо, чтобы они в письменной форме прошли путь от рядового работника к высшестоящему, а потом вернулись с ответом или распоряжением.Что касается карьерной лестницы, то при наличии опыта работы человека могут взять сразу на должность руководителя. В ином случае необходимо «дослужиться» до повышения, показывая свои компетенции в той или иной сфере.

2.2 Принципы процесса

1) Дисциплина. В ресторанах контролирует качество обслуживания свит – менеджер. Есть такое понятие как «Контрольные листы наблюдений», в которых отмечаются все стадии работы и в процентном выражении подводится итог.

На комбинате существует отдел техники безопасности,  который следит за выполнением всех правил и проводит различные мероприятия, чтобы поддерживать дисциплину.

Фирмы заботятся о своем имидже и о мнении клиентов и покупателей, поэтому следят за тем за качеством продукции и обслуживания.

2) Подчинение частных интересов общим. Индивидуальность каждого сотрудника, его амбиции и потребности учитываются на предприятии, но ни в коем случае не ставятся выше основной цели и интересов всей сети ресторанов. Интересы отдельной группы или работника ни в коем случае не ставятся выше интересов всего комбината.

Вывод понятен: для выполнения плана и реализации стратегии порой необходимо жертвовать личной корыстью и выгодой, чтобы предприятие добилось успеха.

3) Вознаграждение персонала. В обеих компаниях принята почасовая оплата, но в сети ресторанов быстрого питания можно варьировать свои рабочий график, а на комбинате этого делать нельзя, рабочая смена зафиксирована. Здесь гибкий график является, безусловно, плюсом для сотрудника. Также существуют системы премирования и поощрения сотрудников.

4) Справедливость. Работники ресторана – одна семья, все равны. В компании ценятся преданность делу и рвение, что активно поощряется, чаще всего материально.

Респондент комбината заявил, что порой не чувствует равенства между сотрудниками различного уровня иерархии (что не очень приятно), но справедливое отношение – то, что отличает руководство предприятия.

Эффективному руководителю необходимо беспристрастно относиться к своим подчиненным, чтобы не вызывать чувство дискомфорта или розни в коллективе.

5) Единение персонала. Для сплочения работников сети ресторанов регулярно проводятся корпоративные мероприятия (например, выезды на природу, вечеринки или футбольные матчи). Более того, предпочтителен устный вид общения, который выражается в форме «вопрос-ответ».

На предприятии корпоративный дух поддерживается в проф. конкурсах, спортивных и культурных мероприятиях.

Очевидно, что руководители предприятий беспокоятся о психологическом «климате» внутри коллектива. Сплочение – важная составляющая удачной работы команды, поэтому данный принцип является одним из самых нужных и полезных.

2.3 Принципы конечного результата

1) Порядок. Безусловно, важное место уделяется чистоте, так как корпорация работает в пищевой сфере. Для удобства сотрудников рабочие места оборудованы всем необходимым, а для каждого приспособления или товара есть отведенное место, положение которого необходимо соблюдать. Сам процесс обслуживания клиентов похож на конвейер: сотрудники четко выполняют свои функции, находясь на отведенных для себя рабочих местах, что помогает не сталкиваться с путаницей или неразберихой.

«Место по работнику и работник по месту»,  – правило, которого придерживаются на комбинате. Что касается вещей, то каждому инструменту или приспособлению выделено положенное ему место.

Правило порядка позволяет избежать потраченного на поиски какой-либо вещи времени, что, конечно, положительно сказывается на эффективности производства и продажи.

2) Постоянство состава. Слишком частая смена персонала всегда вредит бизнесу, поэтому компании пытаются разными способами поддерживать постоянный кадровый состав. Менеджеры сети ресторанов считают, что смена кадров, – явление неизбежное, и в связи с этим проводят политику удержания работников.

На заводе штат меняется не часто, потому что предприятие обеспечивает стабильную заработную плату, но «текучесть кадров» в небольшом количестве имеет место быть.

3) Инициатива. В корпорации очень ценится разного рода активность, деятельность по улучшению качества обслуживания и продукции, поэтому инициатива и творческий подход к работе только приветствуются.

Рядовые сотрудники принимают участие в составлении коллективного договора, также  существует профсоюзный комитет и  рабочие собрания коллективов. Точка зрения сотрудников – важная составляющая бизнеса, ведь обычным служащим на местах, внутри предприятия, виднее, что можно улучшить, чтобы повысить эффективность производства.

Заключение

Подводя итог, хотелось бы сказать еще раз о важности правильного выбора развития компании со стороны руководства. В любом случае при выборе курса начальник должен стать лидером и вести свое предприятие к поставленной цели. Этого можно добиться, соблюдая баланс между вышеперечисленными принципами и собственной интуицией.

Применение правил менеджмента Анри Файоля является очень эффективным, если уметь вовремя перестроиться и всегда владеть ситуацией. Во многих компаниях успешно применяются данные принципы и позволяют удерживать на рынке многие фирмы.


[1] Файоль А. Общее и промышленное управление //М.: Контроллинг. – 1992. – С. 34.

[2] Rodrigues C. A. Fayol’s 14 principles of management then and now: a framework for managing today’s organizations effectively //Management Decision. – 2001. – Т. 39. – №. 10. – С. 880-889.

Библиографический список

  1. Файоль А. Общее и промышленное управление //М.: Контроллинг. – 1992. – С. 34.
  2. Rodrigues C. A. Fayol’s 14 principles of management then and now: a framework for managing today’s organizations effectively //Management Decision. – 2001. – Т. 39. – №. 10. – С. 880-889.
  3. McNamara D. E. From Fayol’s Mechanistic To Today’s Organic Functions Of Management //American Journal of Business Education (AJBE). – 2011. – Т. 2. – №. 1.
  4. Fells M. J. Fayol stands the test of time //Journal of Management History (Archive). – 2000. – Т. 6. – №. 8. – С. 345-360.
  5. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. – МГУ, 1991.
  6. Griffin R. W., Moorehead G. Organizational behavior: Managing people and organizations. – CengageBrain. com, 2011.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сидельникова Наталия Сергеевна»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лактобактерин свечи инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Липобейз крем для тела инструкция по применению цена
  • Смена основного оквэд ооо пошаговая инструкция 2022 образец
  • Должностная инструкция заведующего складом гсм в сельском хозяйстве
  • Детская кроватка с маятником сборка инструкция видео по сборке