Коллегиальность
Предмет
Конфликтология
Разместил
🤓 nadezhda.zhukova.91
👍 Проверено Автор24
принцип управления, при котором руководство осуществляется группой уполномоченных лиц (коллегией), каждое из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности. К. в сочетании с единоначалием является одним из эффективных способов организации руководства. Диалектическое сочетание К. и единоначалия – важное условие профилактики и конструктивного завершения конфликтов в организации.
Научные статьи на тему «Коллегиальность»
Принципы коллегиальности
Сущность коллегиальности
Определение 1
Коллегиальность – это разновидность метода управления,…
Коллегиальные органы управления присутствуют в системе коммерческих и некоммерческих организаций….
В число этих принципов включаются следующие:
Разумное сочетание единоначалия и коллегиальности….
Противоположностью коллегиальности выступает единоначалие, которое в сочетании с принципом коллегиальности…
Соотношение коллегиальности и единоначалия
Задачи сочетания коллегиальности и единоначалия состоят в
Статья от экспертов
О сочетании единоначалия и коллегиальности в университетском управлении
Системы управления в университетах должны развиваться с учетом особенностей работы в условиях рынка образовательных услуг. Это требует профессионализации университетского менеджмента при сохранении традиций коллегиального принятия стратегических решений. В статье рассмотрены проблемы и опыт реализации принципа сочетания единоначалия и коллегиальности в Алтайском государственном аграрном университете.
Коллегиальная готика
Сущность коллегиальной готики
Определение 1
Коллегиальной готикой называют архитектурное ответвление…
Логично, что коллегиальная готика опирается на средневековые готические соборы….
Многие крупные университеты в начале XX века начали пристраивать кампусы в стиле коллегиальной готики…
Закатом коллегиальной готики принято считать начало Великой депрессии….
Термин «коллегиальная готика» впервые употребил архитектор Чарльз Клаудер в своей книге «Архитектура
Статья от экспертов
Принцип коллегиальности в деятельности внутренних войск
В статье рассмотрена коллегиальность как организационный и функционирующий принцип права, которым должны руководствоваться в своей деятельности совещательные органы МВД России. Автором показано, каким образом принцип коллегиальности отражаются в деятельности внутренних войск.
Еще термины по предмету «Конфликтология»
Анннулирование
форма психологической защиты, представляющая собой поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущих акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины. Правило А. — «отмени это».
Деструктивные функции конфликта
разрушающее воздействие конфликта на социальную систему, включая психику личности. Д. ф. к., как правило, наиболее очевидны и поэтому чаще всего фиксируются в индивидуальном и массовом сознании. По отношению к оппонентам Д. ф. к. проявляются следующим образом: 1) большинство конфликтов оказывают выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников; 2) эскалирующие конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. Большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты; 3) конфликт обычно сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта; 4) конфликт – это деструкция межличностных отношений. Особенно ухудшаются отношения между оппонентами в ходе конфликта. В большинстве случаев после завершения конфликтов между госслужащими их отношения еще более ухудшаются. Это связано с тем, что часто один из оппонентов вынужден увольняться (Д. Л. Моисеев, 1997); 5) конфликт формирует негативный образ другого, который способствует закреплению негативной установки по отношению к нему. Отсюда – предвзятость, готовность действовать в ущерб ему; 6) конфликты могут негативно отражаться на эффективности деятельности оппонентов; 7) конфликт закрепляет в социальном опыте личности (группы) насильственные способы решения проблем. Победив с помощью насилия, человек воспроизводит этот опыт в др. ситуациях социального взаимодействия; конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они способствуют формированию у человека неверия в торжество справедливости. Конфликт оказывает воздействие на микро– и макросоциальную среду. Влияние конфликта на социальную группу, где он происходит, зависит от рангов участников, отстаиваемых интересов, интенсивности противоборства: а) конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе; б) конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения, на социально-психологический климат группы. Исследования показывают, что в результате деструктивного завершения конфликтов ухудшаются взаимоотношения в 20–30 % случаев; в) частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности; г) почти в каждом третьем конфликте ухудшается качество совместной деятельности. После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15–16 % ситуаций. Это происходит в случаях, когда: конфликт не разрешился; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт был длительным, а победа правого оппонента оказалась пирровой; в конфликт оказались втянутыми многие члены социальной группы.
Дефицит ресурсов
(от лат. defcit – недостает) – недостаток, нехватка материальных, организационных средств для удовлетворения материальных потребностей, являющийся, наряду с дефицитом власти, источником конфликтов.
-
Коллегиальное решение
-
Решение коллегиальное
-
Коллегиальная модель
-
Принцип коллегиальности
-
Модель коллегиального типа
-
Издание «Социальный конфликт»
-
Агент влияния
-
Агрессивное поведение животных
-
Агрессия враждебная
-
Анекдот
-
Беспринципность
-
Борьба идеологическая
-
Деструктивные функции конфликта
-
Кесарево безумие
-
Конфликт абсолютный
-
Конфликт вертикальный
-
Социобиология
-
Унижение
-
Управление конфликтом
-
Утечка мозгов
Смотреть больше терминов
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
-
Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
карточек
принцип управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. При совещательной форме К. предполагается коллективное обсуждение вопросов и коллективная выработка рекомендации по тому или иному вопросу, решение же принимается единолично руководителем коллегии.
К. — высший принцип руководства КПСС. Принцип коллективности партийного руководства обоснован в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; основами его являются Демократический централизм, организационное строение партии, закрепленные в Уставе Коммунистической партии Советского Союза (См. Устав Коммунистической партии Советского Союза). К. — одна из ленинских норм партийной жизни. Она выражается в широком обмене мнениями на партийных съездах, конференциях, собраниях, заседаниях партийных комитетов, что позволяет перед принятием решения всесторонне анализировать ту или иную проблему и в максимальной степени гарантирует от ошибок. Ленин в строгом соблюдении принципа К. видел гарантию от случайности в принимаемых решениях. К. аккумулирует знания, опыт, единство воли и действий коммунистов, служит средством контроля и своевременного вскрытия недостатков и ошибок в работе. Принцип К. исключает своеволие и самоуправство, игнорирование мнения коллектива, подмену научного руководства волюнтаристскими решениями. К. означает реализацию воли большинства коммунистов, которая выражена в партийных решениях. Свобода обсуждения, критики, отстаивания своего мнения до принятия решения и единство действий после принятия решения, становящегося законом для коммунистов, — в этом суть К. партийного руководства. Опыт КПСС учит, что последовательное соблюдение принципа К. наряду с укреплением сознательной дисциплины, единства действий коммунистов, повышением на этой основе творческой активности партийных масс — непременное и важнейшее условие успешного осуществления партией своей роли коллективного вождя и организатора. Принцип К. действует и в других коммунистических партиях.
В социалистических странах К. — важнейший принцип деятельности государственных органов, а также органов различных общественных организаций трудящихся. В. И. Ленин писал: «Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной ответственности каждого из стоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 37, с. 365). В. И. Ленин связывал принцип К. с принципом единоличной ответственности. Сочетание К. с единоличной ответственностью обеспечивает использование знаний и опыта многих, предотвращает субъективизм и обезличку в процессе принятия решений и их реализации (см. также Единоначалие).
В государственном управлении социалистических стран используются обе формы К. — совещательная и решающая. Коллегиально обсуждают и решают вопросы верховные органы власти (Верховные Советы в СССР, Сейм в Польше, Народное собрание в Болгарии и др.), правительства (Советы Министров, Государственные советы и др.), президиумы Верховных Советов, народных (национальных) собраний; исполкомы местных органов власти. В СССР решающая К. применяется в деятельности некоторых органов отраслевого управления, например государственных комитетов Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Так, в положении о Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике указано, что комитет коллегиально решает вопросы, связанные с определением основных направлений развития науки и техники в СССР, с разработкой межотраслевых научно-технических проблем, повышением эффективности научных исследований и обеспечением быстрого внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство и др.
В ряде социалистических государств (в том числе и в СССР) существуют коллегии министерств, решения которых приобретают силу в том случае, если с ними согласен министр. Будучи председателем коллегии, министр вправе провести в жизнь свое единоличное решение, не совпадающее с решением коллегии (аналогично правовое положение коллегий комитетов при Совете Министров СССР). К. — ведущий принцип деятельности судов социалистических стран. В СССР рекомендательные решения принимают многие коллегиальные органы, действующие на общественных началах: постоянно действующие производственные совещания на предприятиях, научно-технические советы при министерствах, комиссии содействия при районных отделах социального обеспечения и др.
Совершенствование работы государственного аппарата, в том числе аппарата управления хозяйством, в социалистических государствах проводится в плане усиления и совершенствования К. Программа КПСС 1961 придаёт важное значение последовательному осуществлению К. в работе всех звеньев государственного и хозяйственного аппаратов.
А. Е. Лунёв.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.
Коллегиальность в управлении – это принцип, который предполагает участие нескольких членов коллектива в процессе принятия решений и реализации управленческих функций. Он базируется на принципе равноправия и сотрудничества между людьми, имеющими различный уровень компетенции и опыта.
Основными принципами коллегиальности в управлении являются:
- Равенство прав и обязанностей – каждый участник коллектива имеет одинаковое право голоса и возможность выражать свое мнение. Никто не может быть проигнорирован или лишен возможности внести свой вклад.
- Сотрудничество и диалог – решения принимаются через обсуждение и анализ различных точек зрения. Важна способность слушать друг друга, уважать мнение и находить компромиссы.
- Ответственность за результат – каждый участник коллектива несет ответственность за принятые совместные решения и их результаты. Управление осуществляется коллективно, поэтому важно четко определить, кто и как будет отслеживать и контролировать выполнение задач.
Коллегиальность в управлении способствует повышению эффективности деятельности коллектива, развитию командного духа, расширению горизонтов мышления и принятию взвешенных решений. Вместо одностороннего иерархического подхода, данный принцип позволяет объединить различные идеи и опыт участников, создавая синергетический эффект. Коллегиальность помогает создать условия для роста и развития как индивидуальных способностей, так и организационного потенциала.
Содержание
- Коллегиальность в управлении: смысл и основные принципы
- Определение коллегиальности в управлении
- Почему коллегиальность важна для эффективного управления
- Принципы коллегиальности в управлении
- Преимущества применения коллегиальности в управлении
- Рекомендации по внедрению коллегиальности в управление
- Вопрос-ответ
- Что такое коллегиальность в управлении?
- Какие принципы лежат в основе коллегиальности в управлении?
- Какие преимущества дает коллегиальность в управлении?
Коллегиальность в управлении: смысл и основные принципы
Коллегиальность в управлении – это принцип, основанный на равноправии и сотрудничестве между участниками команды или коллектива. Она предусматривает принятие решений и решение проблем на основе консенсуса и общего диалога.
Основные принципы коллегиальности в управлении включают:
- Равноправие: Все участники имеют равные возможности и права влиять на принимаемые решения и процессы управления. Никто не должен быть проигнорирован или исключен из обсуждения.
- Коммуникация: Открытость и честность в коммуникации между участниками – важный аспект коллегиальности. Все мнения и идеи должны быть выслушаны и уважены, а критика должна быть конструктивной и не нацелена на личности.
- Принятие компромиссов: Коллегиальность предполагает готовность участников прийти к общему соглашению и найти компромиссное решение, учитывающее интересы всех сторон. Решение должно быть достижимым и приемлемым для всех.
- Обратная связь: Критика и обратная связь между участниками команды должны быть конструктивными и способствовать развитию и росту. Каждый должен иметь право высказать свое мнение и быть услышанным.
- Доверие: Коллегиальность требует создания атмосферы доверия и уважения между участниками команды. Это позволяет строить эффективные отношения и совместные действия.
Коллегиальность в управлении является ключевым фактором успешной работы коллектива. Она способствует развитию креативности, взаимодействию и взаимопониманию между участниками, а также улучшает качество принимаемых решений и результативность работы.
Определение коллегиальности в управлении
Коллегиальность в управлении — это принцип организации работы, основанный на сотрудничестве, равноправии и совместном принятии решений коллективом. Он предполагает, что руководство организации или команды осуществляется не одним лидером, а группой людей, которые совместно анализируют проблемы, вырабатывают стратегии и определяют пути достижения поставленных целей.
Коллегиальный подход в управлении предполагает, что все участники команды равноправны и имеют право на свое мнение и высказывание его в процессе обсуждения. При этом принятие решений осуществляется посредством консенсуса или голосования. Важными аспектами коллегиальности являются открытость, взаимное уважение и доверие между членами коллектива.
Основными принципами коллегиальности в управлении являются:
- Сотрудничество и сообщество — активное взаимодействие и обмен информацией между участниками команды, совместное решение задач и достижение результатов;
- Равенство участников — все члены команды имеют равные права и могут вносить свои предложения и идеи, независимо от должности и статуса;
- Совместное принятие решений — решения принимаются коллективно на основе обсуждения и анализа различных точек зрения;
- Открытость и доверие — члены команды открыто выражают свои мысли и идеи, сотрудничают и поддерживают друг друга;
- Принятие ответственности — каждый участник команды несет ответственность за достижение общих целей и результатов, а не только за свою собственную работу.
Внедрение коллегиальности в управление способствует более эффективному принятию решений, инновационному мышлению, развитию командной работы и повышению результативности организации или команды в целом.
Почему коллегиальность важна для эффективного управления
Коллегиальность – это принцип, основанный на сотрудничестве и взаимодействии разных участников в рамках управленческого процесса. Она позволяет создать благоприятную и эффективную рабочую атмосферу, способствует снижению конфликтов и повышению качества принимаемых решений.
Вот несколько основных причин, почему коллегиальность важна для эффективного управления:
- Разнообразие идеи и опыта. Коллегиальный подход позволяет объединить различные точки зрения и опыт участников команды. Каждый из них может внести свой вклад, предложить новые идеи и способы решения проблемы. Разнообразие мнений и опыта обогащает общую картину и позволяет найти более полное и качественное решение.
- Обмен знаниями и навыками. Коллегиальный подход способствует обмену знаниями и навыками между участниками команды. Каждый сотрудник может поделиться своими знаниями и опытом в своей области, что позволяет повысить общий уровень компетенции команды. Это также способствует повышению эффективности работы и достижению общих целей.
- Принятие комплексных решений. Коллегиальность позволяет принимать комплексные решения, учитывая различные факторы и аспекты проблемы. Благодаря взаимодействию и обсуждению различных вариантов решения, можно выбрать наиболее оптимальный вариант, учитывая все возможные последствия и риски.
- Укрепление команды и повышение мотивации. Коллегиальность способствует укреплению команды и повышению уровня мотивации участников. Когда сотрудники видят, что их мнение уважается и их вклад важен, они чувствуют себя более ценными и мотивированными для работы. Это помогает создать единую команду, которая способна достигать поставленных целей вместе.
Принципы коллегиальности в управлении
Коллегиальность в управлении предполагает совместное принятие решений и обсуждение вопросов, исходя из мнения всех членов коллектива. Принципы коллегиальности помогают обеспечить эффективное функционирование организации и создать благоприятную рабочую атмосферу. Рассмотрим основные принципы коллегиальности в управлении.
- Уважение мнений каждого участника. Каждый сотрудник имеет право на свое мнение и важно учитывать его при принятии решений. Взаимное уважение и уверенность в том, что мнение каждого будет услышано, способствуют развитию коллективного мышления и повышают эффективность работы.
- Открытость и прозрачность. Все члены коллектива должны иметь равный доступ к информации и быть в курсе текущих событий. Только при условии открытого обмена информацией возможно принятие обоснованных решений и предотвращение возможных конфликтов.
- Сотрудничество и кооперация. Коллегиальность в управлении предполагает работу над задачами вместе, сотрудничество и взаимодействие между членами коллектива. Командный дух и совместная работа позволяют достичь более качественных результатов и повысить производительность труда.
- Активное участие и принятие ответственности. Каждый участник коллектива должен принимать активное участие в обсуждении вопросов и принятии решений. При этом необходимо брать на себя ответственность за свои действия и результаты своей работы.
- Горизонтальная структура власти. В коллегиальном управлении каждый член коллектива имеет равные права и возможности для выражения своего мнения. Отсутствие жесткой иерархии способствует свободному обмену идеями и решение проблем на более высоком уровне.
В целом, принципы коллегиальности в управлении способствуют созданию гармоничного рабочего коллектива, где каждый член имеет возможность внести свой вклад в общую деловую деятельность. Они позволяют учитывать разнообразие мнений и точек зрения, что способствует принятию более качественных решений и обеспечивает успех организации в целом.
Преимущества применения коллегиальности в управлении
Коллегиальность в управлении — это подход, при котором решения принимаются коллективно, с участием различных заинтересованных сторон. Этот подход имеет ряд преимуществ, которые могут быть полезны в различных ситуациях.
- Разнообразие идей и опыта
- Снижение риска и ошибок
- Повышение ответственности
- Создание партнерских отношений
- Улучшение качества принятых решений
Коллегиальность позволяет задействовать различные точки зрения, опыт и идеи разных людей. Разнообразие мнений и подходов способствует более глубокому анализу проблемы и нахождению наилучшего решения.
При коллективном принятии решений участвует несколько людей, что позволяет снизить риск неправильных решений и ошибок. Коллаборативное обсуждение и анализ позволяют выявить потенциальные проблемы и учесть различные факторы, которые могут быть пропущены при индивидуальном принятии решений.
Коллегиальность в управлении способствует повышению ответственности каждого члена коллектива. Когда решение принимается коллективно, каждый участник чувствует себя более ответственным за его исполнение и реализацию.
Для успешного применения коллегиальности в управлении необходимо развивать партнерские отношения между участниками коллектива. Это помогает создать доверительную атмосферу и способствует более конструктивному общению и сотрудничеству в решении общих задач.
Коллективное принятие решений позволяет обобщить различные точки зрения и мнения, а также провести более глубокий анализ и оценку возможных вариантов решений. В результате, принимаемые решения становятся более качественными и обоснованными, что способствует достижению поставленных целей.
Коллегиальность в управлении имеет множество преимуществ, но требует тщательной организации и координации работы коллектива. Успешное применение этого подхода позволяет достичь более эффективных и качественных результатов в управлении организацией.
Рекомендации по внедрению коллегиальности в управление
Внедрение принципов коллегиальности в управление организацией может способствовать более эффективному принятию решений, повышению качества работы и укреплению сотрудничества внутри коллектива. Для успешного внедрения коллегиальности в управление рекомендуется следовать следующим практическим рекомендациям:
- Создайте команду руководителей. Сформирование команды руководителей, которые будут принимать участие в коллегиальных процессах, является важным шагом. Команда должна быть представлена различными профессионалами из разных отделов или уровней организации.
- Разработайте принципы коллегиального принятия решений. Важно определить правила и принципы, которые будут управлять коллегиальными процессами. Например, можно определить частоту проведения совещаний, процедуру принятия решений, ответственность за реализацию принятых решений и т.д.
- Обеспечьте открытость и прозрачность. Внедрение коллегиальности требует открытого обмена информацией и прозрачных коммуникаций. Важно создать атмосферу доверия и убедиться, что все участники имеют полный доступ к необходимой информации.
- Постройте систему поддержки участников. Участие в коллегиальных процессах может быть вызовом для многих сотрудников. Важно обеспечить поддержку и обучение участников, чтобы они могли эффективно взаимодействовать и вносить свой вклад в принятие решений.
- Обратите внимание на распределение ответственности. В процессе коллегиального принятия решений необходимо помнить о распределении ответственности. Важно определить, кто будет отвечать за конкретные аспекты реализации решений и как будет контролироваться их выполнение.
- Оценивайте эффективность. Для оценки эффективности внедрения коллегиальности в управление можно использовать различные инструменты, например, анализ результативности принятых решений, опросы участников и так далее. Полученные данные могут послужить основой для корректировки процессов и повышения эффективности в будущем.
Внедрение коллегиальности в управление может потребовать времени и усилий, однако оно может значительно улучшить качество работы и сотрудничество внутри организации. Следуя рекомендациям, вы сможете успешно внедрить этот принцип в своей организации и достичь максимальной эффективности.
Вопрос-ответ
Что такое коллегиальность в управлении?
Коллегиальность в управлении — это принцип организационной структуры и принятия решений, при котором управление осуществляется группой коллег равных прав и полномочий. Это означает, что решения принимаются совместно, с учетом мнения и опыта каждого члена коллектива.
Какие принципы лежат в основе коллегиальности в управлении?
Основными принципами коллегиальности в управлении являются: равноправие и равенство всех членов коллектива, принятие решений путем согласования и консенсуса, открытость и прозрачность взаимодействия, активное участие всех членов коллектива в принятии решений и реализации задач, взаимодействие и обмен мнениями между сотрудниками и руководством.
Какие преимущества дает коллегиальность в управлении?
Коллегиальность в управлении дает ряд преимуществ, таких как: более качественное и обоснованное принятие решений, снижение риска ошибок и неправильных решений, улучшение коммуникации и взаимодействия внутри коллектива, повышение мотивации и ответственности участников коллегиального процесса, возможность использования опыта и знаний всех членов коллектива для достижения общих целей.
Коллегиальность – это определенный управленческий метод, с использованием которого функции осуществления руководства определенной организацией, учреждением или даже целой отраслью возлагаются не на одного конкретного человека, а на группу назначаемых либо избираемых лиц, у которых существует одинаковое право голоса.
История возникновения коллегиальности
Обращаясь к истории данного понятия, можно увидеть, что свое начало оно берет еще с Великой Октябрьской революции, когда значение слова «коллегиальность» приравнивалось к универсальному методу управления, вплоть до армии. Однако с 1918 года Лениным была развернута борьба против такого понимания коллегиальности и выбрано направление на единоначалие.
Сегодня коллегиальность – это определяющее начало в организации деятельности различных органов, в том числе и судебных. При этом в любом оперативном аппарате должен быть строго проведен так называемый «принцип единоначалия».
Единство коллегиальности и единоначалия в управлении
Принцип коллегиальности и единоначалия реализуется в направлении преодоления авторитаризма и субъективности в управлении, например, педагогическим процессом. В общей управленческой деятельности очень важно опираться на знания и опыт коллег с соответствующей организацией их деятельности, направленной на разработку правил управления с последующим обсуждением и принятием оптимальных решений.
Взаимодействие коллегиальности и единоначалия
В таком аспекте коллегиальность – это не исключение личной ответственности отдельных членов коллектива за порученное им дело. Посредством единоначалия, с управленческой точки зрения, обеспечиваются дисциплина и порядок с четким разграничением и соблюдением полномочий всех участников любого процесса.
У коллегиальности высокий приоритет на этапе обсуждения с последующим принятием решений. Необходимость в единоначалии возникает на следующем этапе – реализация решений, принятых ранее.
В управлении единоначалие и коллегиальность – это отображение единства противоположностей. Так, при помощи единоначалия удается достичь оперативности в исполнении решений, а коллегиальности свойственна некоторая «медлительность». Таким образом, при осуществлении тактических действий целесообразно использовать единоначалие, а при стратегических – описываемый метод управления.
Принцип коллегиальности
Под принципами управления подразумеваются основополагающие закономерности, идеи и правила поведения руководителей различных уровней для осуществления управленческих функций. Это определенные требования и нормы, которыми руководствуются работники системы, включая руководящий состав организации.
Постулаты в управлении
Основные принципы управления предполагают:
- Умелое использование и сочетание коллегиальности и единоначалия. При этом коллегиальность предусматривает принятие коллективного решения, основываясь на мнениях руководителей различного уровня.
- Научная обоснованность в управлении. Это принцип, использование которого предусматривает осуществление всех управленческих действий на основе использования подходов и научных методов. Опираясь на них, он должен отвечать основным требованиям науки.
- Плановость – это принцип, устанавливающий основные направления, задачи и планы развития организации на перспективу.
- Сочетание ответственности, прав и обязанностей. В рамках данного принципа каждый отдельный субъект в организации может быть наделен определенными полномочиями и нести ответственность за исполнение задач, на него возложенных.
- Мотивация представлена принципом, при котором от тщательности воплощения системы наказаний и поощрений зависит эффективность программы мотивирования и побуждения людей к деятельности путем достижения поставленной для личности и организации цели. При этом она является совокупностью внешних и внутренних сил. Они побуждают человека осуществлять некоторые действия. При этом определяются границы и формы деятельности, которые придают мотивации направленность с ориентацией на достижение конкретных целей. Она же оказывает влияние и на поведение человека посредством использования множества факторов, которые способны изменяться под воздействием обратной связи со стороны индивидуума.
- Стимулирование – процесс поощрения мотивации людей. Является одним из средств, с использованием которого может непосредственно осуществляться мотивирование.
- Демократизация управления представлена принципом участия всех сотрудников в руководстве предприятием. Данный принцип осуществления коллегиальной деятельности обеспечивает равноправное и активное участие в ней работников и всех остальных членов коллектива.
- Системность – это принцип, предполагающий тесную взаимосвязь экономических, социально-культурных и технологических управленческих решений. Он является основой принятия решений и взамодействий. Системность представляет собой единство, имеющее закономерную расположенность.
-
Эффективность базируется на принципе достижения целей в достаточно короткие сроки и с малыми потерями.
- Основное звено – это принцип решения и нахождения важнейшей задачи среди множества аналогичных.
- Оптимальность служит принципом соотношения централизации с демократизацией, соединением творческой активности работников низшего ранга и непосредственно руководства (известный под названием «демократический централизм»).
- Ответственность и контроль исполнения решений являются принципом проверки и постоянных наблюдений с целью надзора или проверки.
Вывод
Необходимо отметить, что коллегиальность способна повысить объективность и обоснованность всех принимаемых решений. Однако принятие их может осуществляться достаточно медленно. Поэтому самым верным решением может быть объединение коллегиальности с единоначалием.
Коллегиальность
- Коллегиа́льность (лат. collegium — товарищество) — принцип управления исполнительного органа, при котором принятие решения по выполнению поставленных задач, устранению какой-либо проблемы, по организации работы и другим вопросам осуществляется на совещании группой должностных или уполномоченных лиц.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Подробнее: Полномочие (право)
Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя. Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица как исполнители готовы предоставить консолидированную информацию непосредственному руководителю.
Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.
Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Прерогати́ва (от лат. centuria praerogativa — центурия, имевшая право предложения законов) — в узком смысле — преимущественное право короны, которым она пользуется помимо парламента. Так, прерогатива короны — созывать и распускать парламент, открывать и закрывать сессию, миловать преступников и т. д. В широком смысле — преимущественное право вообще; исключительное право осуществлять какую-либо деятельность, принадлежащее определённому государственному органу или должностному лицу; право кого-либо…
Упоминания в литературе
Республика представляет форму правления, при которой власть реализуется не единолично, а коллегиально, на основе выборов с соблюдением установленных процедур, что закреплено законодательно. Выборы и сменяемость главы государства по установленному порядку, коллегиальность правления – основные признаки, принципиально отличающие республику от монархии. Кроме того, при республиканской форме правления высшие органы государственной власти избираются, как и глава государства, на определенный законодательно обозначенный срок. Источником власти является народ, то есть власть принадлежит именно народу. Власть главы государства, других должностных лиц, возглавляющих ветви власти, проистекает из народного суверенитета. Республика в том виде, в котором она сложилась в современных условиях, есть достояние народа, сумевшего добиться закрепления и реализации своих прав. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную присуще республике. Дж. Локк в свое время выдвинул необходимость разделения властей, но он представил такое разделение без выделения судебной власти в отдельную независимую ветвь и при наличии федеративной власти. Ш. Монтескье (1689–1755) оформил идею необходимости разделения властей, показав ее три равнозначные ветви. Идея сдержек и противовесов, реализуемая через самодостаточность, независимость трех ветвей власти, имеет своей целью, по мнению Ш. Монтескье, достижение личной и политической свободы. Республика в зависимости от компетенции и характера, способов взаимодействия высших органов государственной власти может быть президентской, парламентской, смешанной.
Деятельность органов государства, осуществляющих свои полномочия единолично, часто обеспечивается деятельностью их аппаратов (Администрация Президента РФ, Аппарат Уполномоченного по правам человека), однако это не говорит о присутствии в форме осуществления их деятельности элемента коллегиальности, поскольку все решения и ответственность в данном случае ложатся на плечи именно лица, возглавляющего государственный орган.
Можно сделать вывод, что хотя на современном этапе демократические партии занимают важное место в политической системе КНР, но они выполняют функции консультативного органа, обеспечивающего коллегиальность при принятии наиболее важных решений. КПК же пользуется консультациями, которые ей предоставляют демократические партии, но окончательное решение принимает самостоятельно.
Коллегиальность предполагает выработку коллегиального или коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
Анализ выявленных правовых текстов за XVIII в. и первую половину XIX в. позволил мне сделать следующие наблюдения. Судя по всему, огромная территория страны, удаленность центра от окраин вынуждала самодержцев делегировать губернаторам часть своих полномочий. Географический фактор Российский империи обусловил зависимость центральной власти от эффективности местного управления. В силу неразвитости механизмов рекрутирования населения во властные структуры эта зависимость, в свою очередь, приводила к жесткому контролю и лимитированию самостоятельности губернаторов. Поэтому, начиная с преобразований Петра I, стали апробироваться различные формы взаимоотношений центра и регионов, осуществлялись попытки соотношения централизации с тенденциями децентрализации, единоначалия и коллегиальности, сочетания территориального и отраслевого подходов[76].
Связанные понятия (продолжение)
Единоначалие — в вооружённых силах основополагающий принцип руководства, при котором командир (начальник) наделён всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и несёт полную ответственность за все стороны функционирования и жизнедеятельности войск.
О́рган управле́ния — общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.
Колле́гия (лат. collegium) — многозначное слово, произошедшее от древнеримских коллегий, которое может обозначать…
Комитет (от лат. comitatus — сопровождающий, сопутствующий) — 1) совет, собрание, съезд, коллегиальный орган, сформированный для работы в какой-нибудь специальной области, обычно имеющей отношение к руководству или управлению, а также государственный орган исполнительной власти или структурная единица в системе органов законодательной власти.
Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят…
Распоряжение — в государственном и административном праве — вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.
Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой…
Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.
Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Понятие судебной инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности.
Парла́ментская процеду́ра — это комплекс процедурных, этических и традиционных правил, используемых при проведении митингов и в повседневной работе общественных организаций, политических партий, клубов, религиозных общин, законодательных собраний и других общественных собраний. Парламентская процедура — это отрасль обычного права, берущая начало в практиках работы Палаты общин Парламента Соединённого королевства.
Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное…
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.
Трудовой коллектив — все граждане, которые своим трудом участвуют в деятельности предприятия (учреждения, организации) на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.
Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам), означающий наличие у определённых лиц особых прав. Точнее, для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности…
Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять…
Конституционный надзор — правоохранительная деятельность по обнаружению законов и иных нормативных актов, не соответствующих Конституции. Конституционный надзор выносит требование отменить акт, признанный неконституционным, органу, принявшему данный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу).
Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства . Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства .
Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Собрание (греч. Συνάντηση «синантиси») — совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
Государственный строй — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране. Понятие «государственный строй» является более широким, чем «конституционный строй», который представляет собой систему отношений…
Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.
Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.
Коопта́ция (лат. cooptatio — дополнительное избрание) — введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов собственным решением данного органа без проведения дополнительных выборов. Кооптация может в дальнейшем утверждаться на общем собрании соответствующей организации, если того требуют её учредительные документы.
Правотворчество — это действия уполномоченных органов по подготовке, принятию, изменению (совершенствованию) и отмене нормативных правовых актов; завершающая часть процесса правообразования.
Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Законность — политико-правовой или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Судебная власть — одна из ветвей государственной власти (не всегда, например Суд Европейского союза, надгосударственный).
Прави́тельство — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления.
Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организаций, предприятия, учреждения и так далее.
Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.
Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.
Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.
До́лжность (в административном праве) — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями, в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.
Военная политика (иностр. Национальная оборонная политика) — термин, который в России имеет следующие значения…
Министе́рство СССР (от лат. ministro — «служу», «управляю») — центральный орган государственного управления в СССР, осуществлявший отраслевое управление в период с 1946 по 1992 годы. Наряду с государственными комитетами и агентствами министерства осуществляли свою деятельность в рамках правительства СССР.
Судоустро́йство (но́рмы) — совокупность правовых норм, определяющих задачи и принципы организации и деятельности, структуру и компетенцию судов.
Суд чести — обычно неформальный орган, рассматривающий проступки членов человеческого сообщества или организации.
Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.
Подсу́дность — распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами — установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому или другому суду, постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.
Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.
Вое́нное пра́во (военное законодательство) — отрасль права, которая в широком понимании охватывает все правовые вопросы, связанные с военным делом, система установленных государством правовых норм, закрепляющих принципы и формы устройства вооружённых сил, регулирующих отношения в области их строительства, жизни, быта и деятельности и определяющих обязанности, права и ответственность военнослужащих, военнообязанных и других участников обществ, отношений в области военного дела государства.
Ведомство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать») — орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.
Упоминания в литературе (продолжение)
Структура представительного органа может включать комитеты и (или) комиссии. Включение депутатов в состав комитетов и комиссий осуществляется на основе их волеизъявления. Комитеты (комиссии) являются постоянно действующими структурными подразделениями представительного органа и осуществляют свою деятельность на принципах коллегиальности, свободы обсуждения, гласности. На их заседания могут приглашаться представители средств массовой информации. Основные цели образования комитетов (комиссий):
Механизм государства – это система органов, через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть. Система органов базируется на общих принципах работы, которые, как правило, закреплены в конституции. К ним относятся: приоритет прав и свобод человека и гражданина, демократизм, разделение властей, законность, гласность, федерализм, профессионализм, сочетание единоначалия и коллегиальности, сочетание выборности и назначаемости.
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О политических партиях» установлен ряд требований к организационной структуре политических партий. Это выборность и коллегиальность работы руководящих органов, обязательность наличия контрольно-ревизионных структур, периодическое проведение партийных съездов, предельные сроки полномочий руководящих органов партии (4 года) и ее региональных отделений (2 года). Вместе с тем ряд принципиально важных вопросов закон относит на усмотрение уставов самих партий. В их числе структура руководящих органов партии, распределение объема полномочий и принципов взаимодействия между ними, определение структуры партийных организаций, взаимодействие между центральными органами партии, ее региональными и местными организациями, степень организационной жесткости и внутрипартийной иерархии, а также связанность члена партии решениями, принимаемыми партией.
– сочетания единоначалия и коллегиальности: коллегиальность предполагает выработку коллегиального или коллективного решения на основе мнений руководителей разных уровней и исполнителей конкретных решений; единоначалие подразумевает единоличное управление, единый орган власти и властных полномочий;
Коллегиальность представительной ветви власти раскрывается, как представляется, не только в множественности ее членов (депутатов, сенаторов), но и в структуре – в двухпалатности. С теоретической точки зрения, принцип двухпалатности парламентской системы изначально связан с принципом разделения властей. Карл Ловенштайн описывает двухпалатную систему как подсистему горизонтального разделения властей, где основное внимание уделяется взаимному контролю и балансу палат парламента. Разделение власти – один из основных принципов демократической организации парламента.
С. Д. Шестакова раскрывает эту систему принципов применительно к состязательному типу уголовного судопроизводства. К принципам, конституирующим форму процесса, она относит осуществление юстиционной деятельности только судом; осуществление уголовного преследования только стороной обвинения; обеспечение обвиняемому права на защиту и равноправия сторон. Среди принципов-гарантий, обеспечивающих реализацию принципов, конституирующих форму процесса, она выделяет: независимость судей и подчинение их только закону; оценку доказательств по внутреннему убеждению; неприкосновенность личности; неприкосновенность жилища, частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; презумпцию невиновности; устность, гласность судопроизводства, непосредственность исследования обстоятельств дела. А категорию принципов, индифферентных к форме процесса и придающих ей конкретно-исторический облик, по мнению С. Д. Шестаковой, составляют такие принципы, как сочетание единоначалия и коллегиальности, осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом и др.65 В целом мы разделяем данную позицию.
Коллегиальность. Конституционный суд есть коллегиальный орган и принятие им решений происходит коллегиально. Организационные формы коллегиального разрешения дел в конституционном судопроизводстве могут быть различны (пленарные заседания суда, заседания коллегий – сенатов, палат, секций). На определенных этапах конституционного судопроизводства, в частности при первичном рассмотрении обращений заявителей, количественный состав коллегий (секций, групп) может быть небольшим, однако в случае расхождения судей во мнениях решение вопроса передается на рассмотрение более крупного структурного подразделения или даже на пленарное заседание, в котором участвуют все члены конституционного суда.
Основанием к подаче жалобы могло послужить принятие органами власти и управления (кроме ВЦИК, СНК и Съезда Советов) любого акта, противоречащего законам, декретам, а также общим направлениям политики центральной власти. Жалоба могла быть подана на канцелярскую волокиту, злоупотребления властью, грубое обращение представителя власти; даже нецелесообразность могла стать основанием для жалобы. В распоряжении бюро жалоб имелся собственный аппарат для расследования дела по жалобе. В 1921 г. в правовом статусе бюро жалоб наметилась тенденция к обособлению данного органа от действующей администрации. По совместному циркуляру народных комиссаров юстиции и РКИ[137] бюро жалоб были переданы полномочия самостоятельного разрешения жалоб по существу, без передачи их в органы власти и управления. Жалобы рассматривались бюро жалоб без специальных процессуальных правил, однако действовал принцип коллегиальности, лицо, подавшее жалобу, допускалось к даче объяснений с разрешения председателя комиссии бюро.
Специфические черты представительных органов государственной власти – коллегиальность и обязательность. К числу представляемых лиц, чьи интересы призваны выражать представители в рамках представительной демократии субъекта Российской Федерации, можно отнести: гражданское общество субъекта Российской Федерации; социальные, профессиональные, возрастные группы в составе гражданского общества; политические партии и общественные объединения; трудовые коллективы; территориальные коллективы в лице собраний (сходов) граждан по месту жительства; органы территориального общественного самоуправления.
После воссоединения Германии новые федеральные земли, созданные в бывшей ГДР, в своем большинстве приняли Южногерманский устав муниципального совета или смешанную модель Южногерманского устава с уставом магистрата. Устав магистрата является традиционной формой управления прусских городов. Характерным признаком этого устава является коллегиальность административного органа управления (магистрата) под председательством бургомистра. Решения магистрата принимаются большинством голосов, в результате чего бургомистр может остаться в меньшинстве[13].
Не менее важную роль в управлении Рима играли магистратуры. Магистратурами в Риме именовались государственные должности, принципами замещения магистратур были такие: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.
К организационным относятся принципы сочетания единоначалия и коллегиальности; двойного подчинения; оперативности; территориальности; рациональности и функциональности. К государственному управлению следует отнести также и принципы государственной службы: