С 1 сентября 2020 года во всех школах России началось внедрение примерной программы воспитания. В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения по вопросам воспитания, а на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по общему образованию был принят проект программы. Она построена по принципу конструктора: школы смогут сами выбирать ее компоненты.
«В базовом законе об образовании понятие „воспитание“ употребляется очень много раз, но до принятия изменений в нем не было указано, что каждая образовательная организация обязана иметь некую норму по проведению воспитательной работы, — рассказывает ректор МГПУ Игорь Реморенко. — Теперь же отдельная программа воспитательной работы будет во всех образовательных организациях (исключение — магистратура и аспирантура)».
Для чего нужна новая программа
Новая программа воспитания разработана в Институте стратегии развития образования РАО по заданию Минпросвещения России. В 2019 году она прошла апробацию в 730 российских школах.
Цифровизация, интернет и мультикультурность современного общества требуют нового системного подхода к воспитательной работе в школе. Поэтому разработчикам пришлось пересмотреть накопленные знания в этой сфере и обновить устоявшийся взгляд на проблемы воспитания. Особенности новой программы — краткость, доступность, модульность и демократичность.
«Основой изменений могут стать документы, которые позволяли бы школе выстраивать воспитательный процесс системно, но с максимальным учетом ее особенностей и максимально просто, — поясняет главный научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО Наталия Селиванова. — Таким документом мы постарались сделать примерную программу воспитания. Что лежит в основе ее создания? Первое — это основные положения и принципы научной школы Людмилы Ивановны Новиковой, второе — богатейший опыт воспитания отечественных образовательных организаций и знание опыта зарубежных школ. С помощью новой программы мы хотели решить центральные проблемы — имитацию воспитания и бюрократизацию воспитания».
Задача примерной программы воспитания — помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, которые помогут детям успешно социализироваться и наладить гармоничные взаимоотношения с окружающими.
«Примерная программа показывает, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель, куратор, наставник, тьютор) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией», — написано в пояснительной записке документа.
Примерная программа воспитания задумана как гибкая система. Это не перечень обязательных мероприятий, а описание возможных форм и способов работы с детьми. На предлагаемой основе школы разрабатывают собственные рабочие программы воспитания, используя разделы примерной программы как конструктор. Они могут добавлять нужные и удалять неактуальные материалы.
Четыре основных раздела
Тем не менее воспитательная программа каждой школы должна включать в себя обязательные разделы.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Он посвящен специфике самой школы: особенностям расположения и социального окружения, источникам положительного или отрицательного влияния на детей, значимым партнерам школы, описанию контингента учащихся, оригинальных воспитательных находок школы, а также важным для школы принципам и традициям воспитания.
Цель и задачи воспитания
В этом разделе формулируются цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для их достижения. Основные направления при этом прописаны в примерной программе.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) приоритет отдается созданию благоприятных условий для усвоения знаний основных норм и традиций общества.
В воспитании подростков (уровень основного общего образования) основные усилия, по мнению создателей программы, необходимо направить на развитие ценностных отношений к семье, труду, отечеству, природе.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) особое внимание уделяется приобретению школьниками опыта участия в социально значимых делах, заботе о семье, родном городе или селе, стране в целом.
Виды, формы и содержание деятельности
Данный раздел описывает способы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели и задачи воспитания. Он может состоять из нескольких модулей, одни из которых изменять нельзя (инвариантные модули), а другие — можно (вариативные). Каждый модуль ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантные модули: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Анализ своей воспитательной работы школа проводит собственными силами. В четвертом разделе описывается этот процесс с указанием направлений самоанализа. Он необходим для выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Основными направлениями анализа могут быть результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников и состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Один из главных факторов, на основе которого проводится анализ, — это наличие в школе интересной, насыщенной и развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
У каждой школы свои возможности
При разработке собственной рабочей программы воспитания школа имеет право включать в нее те вариативные модули, которые зависят от кадровых и материальных ресурсов школы, воспитательных целей и задач.
Поскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, каждая школа по заданному в примерной программе образцу сможет добавлять в свою рабочую программу собственные модули.
Выбор нового модуля школы проводят с учетом определенных условий:
- он отражает реальную деятельность школьников и педагогов;
- эта деятельность является значимой для школьников и педагогов;
- она не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.
Разработчики документа настаивают, что рабочая программа воспитания, которую образовательная организация создает на основе примерной, должна быть краткой и ясной, содержать конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.
Создатели примерной программы напоминают, что сама по себе она не инструмент воспитания: ребенка воспитывает не документ, а педагог — своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.
Фото: Коллекция/iStock
Федеральная рабочая программ воспитания в составе Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
1. Федеральная образовательная программа начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372.
Пункт 28.
2. Федеральная образовательная программа основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370.
Пункт 30.
3. Федеральная образовательная программа среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371.
Пункт 30.
Программа воспитания
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная Институтом изучения семьи, детства и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ, одобрена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 23 июня 2022 года. Документ рекомендован к использованию в российских школах.
В программу внесены изменения. Рекомендуем актуализировать программу, действующую в вашей организации, и привести её в соответствие с документом, представленным ниже в двух форматах.
0.21 Мб
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.pdf
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ишимская основная общеобразовательная школа»
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
(ПРОЕКТ)
Разработчики:
Рыжкова Анна Сергеевна
старшая вожатая
с.Ишим
2020
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Здание муниципального казенного образовательного учреждения «Ишимская основная общеобразовательная школа» расположено в центре
с. Ишим Яйского муниципального округа Кемеровской области. На территории села имеется Сельский Дом Культуры и сельская библиотека, с которыми школа активно сотрудничает.
Обучение в образовательной организации ведется с 1 по 9 классы. Численность обучающихся составляет 55 человек, из них на уровне начального общего образования (1-4 кл.) — 33 человека, на уровне основного общего образования (5-9кл.) — 22 человека. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды отсутствуют. Осуществляется подвоз обучающихся из д.Медведчиково, д.Тихеевка, с.Верх-Великосельское в количестве 15 человек.
В школе имеется 14 учебных кабинетов с оборудованными рабочими местами (библиотекой, спортивным залом). Школа имеет приусадебный участок, на котором выращиваются ежегодно овощи для питания детей.
В школе-12 человек педагогических работников, 83% процента педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, 6 педагогов, работающих в школе, являются выпускниками школы разных лет, что является традицией.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на взаимодействии школы с общественными и культурными организациями, урочной и внеурочной деятельности.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе — статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
— быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
— быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
— знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
— беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
— проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
— стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
— быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
— соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
— уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
— быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
— к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
— к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
— к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
— к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
— к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
— к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
— к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
— к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
— к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
— к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
Для достижения поставленной цели воспитания обучающихся решаются следующие задачи:
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм, занятий с учащимися ;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Инвариантные модули
Модуль «Классное руководство»
Блоки |
Виды деятельности |
Формы работы |
Работа с классом |
Организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, с учащимися вверенного ему класса. Проведение классных часов. Сплочение коллектива класса. Выработка совместно со школьниками законов класса. |
Часы общения, диспуты, круглые столы, беседа, праздник, КТД, планирование общеклассных дел. |
Индивидуальная работа с учащимися |
Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы, индивидуальная помощь ребенку наблюдение за поведением ребенка, изучение особенностей личностного развития. |
Индивидуальные беседы, консультации. Работа с портфолио. |
Работа с учителями, преподающими в классе |
Регулярные консультации классного руководителя с учителями – предметниками. Проведение мини-педсоветов. Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах. Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса. |
Консультации классного руководителя с учителями-предметниками, проведение педагогических советов, индивидуальные беседы. |
Работа с родителями учащихся или их законными представителя ми |
Регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом. Помощь родителям (законным представителям) школьников в регулировании отношений между ними. Организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников. Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей. Привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса. Организация на базе класса семейных праздников. |
Организация и проведение семейных праздников, индивидуальные консультации, родительские собрания. |
Модуль «Школьный урок»
Целевые приоритеты |
Методы и приемы |
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками |
Поощрение, поддержка, похвала, просьба учителя, поручение. |
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения |
Индивидуальные и групповые беседы, соблюдение учебной дисциплины |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета |
Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе |
Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся |
Интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; круглые столы, дискуссии, групповая работа или работа в парах |
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников |
Реализация учащимися индивидуальных и групповых исследовательских проектов |
Модуль «Внеурочная деятельность»
Направления развития личности |
Курсы внеурочной деятельности |
Наименования рабочей программы |
Общеинтеллектуальное |
Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора. |
«Инфографика» «Решение нестандартных задач по химии» «Избранные вопросы геометрии» «Финансовая грамотность» |
Социальное |
Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности. |
«Удивительное рядом» «Спеши делать добро» «Моя безопасность» |
Спортивно-оздоровительное |
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. |
«Спортивные игры» «Подвижные игры» «Шахматная школа» |
Духовно-нравственное |
Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа. |
«Волшебный карандаш» «В мире квилленга» |
Общекультурное |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. |
«Волшебный мир бумаги» «Профессия и личность» |
Модуль «Работа с родителями»
Уровни |
Виды и формы деятельности |
|
На групповом уровне: |
Совет школы, участвующий в управлении школы и решении вопросов воспитания и социализации их детей |
Работа классных родительских комитетов, родительского комитета школы |
Информирование родителей об успеваемости и проблемах детей. |
Родительские собрания, индивидуальные беседы. |
|
Включение родителей в совместную творческую деятельность, организацию детского досуга |
Коллективно творческие дела. Диагностика и мониторинг. Анкетирование |
|
На индивидуальном уровне: |
Участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка |
Совет профилактики |
Информирование родителей о проблемах обучения и воспитания детей |
Индивидуальное консультирование родителей, патронаж семей. |
|
Система психолого-педагогического сопровождения проблемных семей. |
Индивидуальная работа классных руководителей с семьями «группы риска» Патронаж неблагополучных, опекаемых детей Индивидуальные беседы |
Вариативные модули
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Уровни |
Мероприятия |
Формы |
На внешкольном уровне |
ГТО – всегда готовы! |
Муниципальный этап ГТО фестиваля |
На школьном уровне |
«Здравствуй, школа!» |
Торжественная линейка |
«Осенний бал» |
Праздник осени |
|
«День пожилого человека» |
Изготовление поздравительных открыток, поздравление ветеранов педагогического труда |
|
«За всё спасибо, дорогие педагоги!» |
Концертная программа |
|
«День матери» |
Праздничный концерт |
|
«Новый год» |
Театрализованные новогодние праздники для 1-9 классов |
|
«День защитника Отечества» |
Смотр-конкурс строя и песни |
|
«Международный женский день» |
Концертная программа |
|
«Посвящение в юнармейцы» |
Торжественная линейка |
|
«День Здоровья» |
Спортивное мероприятие |
|
«День Победы» |
Вахта Памяти |
|
«Последний звонок» |
Праздник последнего звонка для 9 классов |
|
«Прощай, начальная школа» |
Праздник, посвященный окончанию начальной школы |
Модуль «Детские общественные объединения»
№ |
Название объединения |
Деятельность |
1 |
Отряд ЮИД «Весёлый светофорчик» |
Формирование навыков безопасного поведения на дороге, здоровьесбережения. Подготовка агитбригады по соблюдению ПДД «Правила дорожные детям знать положено!». Участие в акциях «Безопасное колесо», «Письмо водителю и пешеходу», «Стань заметнее» Участие в конкурсах: «Дорожный знак на новогодней елке», «Безопасное колесо», «Школа безопасности» и тд. |
2 |
Юнармейцы «Патриот» |
Формирование активной гражданской позиции. Участие в военно-спортивных играх «Во славу Отечества», «Отчизны верные сыны». Участие в конкурсе смотра строя и песни «Будущие защитники Родины» и тд. |
3 |
Детско-юношеская организация «Город Мастеров» |
Формирование у подростков «организационной культуры», активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества. Заседания, акции, субботники, организация мероприятий. |
Волонтерский отряд «Добрые сердца» |
Участие во Всероссийских акциях «Георгиевская ленточка», волонтерское сопровождение народного шествия «Бессмертный полк», оказание адресной помощи ветеранам, труженикам тыла, участие в акции «Весенняя неделя добра», «Скажи спасибо ветерану» и др. |
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Направления работы |
Мероприятия |
Оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) |
Оформление школы к традиционным мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Победы), лагерь дневного пребывания, мотивационные плакаты, уголок безопасности |
Озеленение пришкольной территории, разбивка клумб |
Акции «Аллея выпускников», проект «Школьный двор» (проектирование и разбивка клумб) |
Благоустройство классных кабинетов |
Оформление классных уголков |
Акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. |
Оформление здания школы (Новый год, День Победы, День государственного флага), конкурс плакатов, создание Знамени Победы, календарь отсчета событий до 300-летия Кузбасса) |
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы в МКОУ «Ишимская ООШ» проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения, осуществляется ежегодно силами экспертов самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основные направления самоанализа воспитательной работы:
- охват внеурочной деятельностью и дополнительны образованием на уровне класса и школы;
- анализ работы с учащимися «группы риска» (отсутствие правонарушений, профилактическая работа);
- мониторинг уровня воспитанности (таблица по классам);
- мониторинг физического потенциала школьника (статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика, выполнение и анализ контрольных нормативов);
- сформированность нравственных качеств личности (метод неоконченных предложений);
- сформированность физического потенциала школьника (статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика, выполнение и анализ контрольных нормативов);
- сформированность экологической культуры у младших школьников;
- сформированность познавательного потенциала (анализ текущей и итоговой успеваемости);
- диагностика личностного роста обучающихся (методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева);
- результативность участия в районных и областных мероприятиях;
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
— результативность участия в районных и областных мероприятиях.
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
5. Ежегодный план-сетка мероприятий на 2020-2021 учебный год
Уровень НОО |
|||
Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей) |
|||
Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников) |
|||
Курсы внеурочной деятельности |
|||
Название курса |
Классы |
Количество часов в неделю |
Ответственные |
«Удивительное рядом» |
1-4 |
2 |
Байдина М.Г. |
«Волшебный мир бумаги» |
1-4 |
2 |
Рыжкова А.С. |
«Инфографика» |
1-4 |
2 |
Некрасова А.М. |
«Волшебный карандаш» |
1-4 |
2 |
Загаина Н.А. |
«Спортивные игры» |
1-4 |
2 |
Загаина Н.А. |
«Подвижные игры» |
1-4 |
2 |
Антонова Л.В. |
Работа с родителями |
|||
Дела, события, мероприятия |
Классы |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
Классные родительские собрания |
1-4 |
1 раз в четверть |
Классные руководители |
Индивидуальные беседы с родителями: -об обязанностях по воспитанию и содержанию детей, -о взаимоотношениях в семье, -о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении. |
1-4 |
В течение года |
Классные руководители |
Привлечение родителей к организации классных, школьных мероприятий |
1-4 |
В течение года |
Старшая вожатая, классные руководители |
Практикум для родителей (законных представителей) «Организация внеурочной деятельности» |
1-4 |
1 раз в год |
Зам директора по УВР |
Совместные Дни здоровья |
1-4 |
2 раза в год |
Учитель физкультуры, классные руководители |
Анкетирование родителей «Удовлетворённость учебно — воспитательным процессом в школе» |
1-4 |
март |
Директор школы, Зам директора по УВР, классные руководители |
Участие родителей в мероприятиях, посвящённых Дню семьи. |
1-4 классы. |
апрель — май |
Зам директора по ВР, Соц. педагог, Классные руководители |
Праздник «Прощай, начальная школа» |
4 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Акция «Кормушка», «Помоги птице зимой» |
1-4 |
В течение года |
Классные руководители, старшая вожатая |
Ключевые общешкольные дела |
|||
Дела |
Классы |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
Линейка «Первого звонка», «Классное собрание» |
1-4 |
1 сентября |
Старшая вожатая, классные руководители |
День солидарности в борьбе с терроризмом |
1-4 |
сентябрь |
Классные руководители |
Участие в школьной акции День солидарности по борьбе с терроризмом: «С памятью в сердце» |
1-4 |
сентябрь |
Старшая вожатая, классные руководители |
Неделя безопасности |
1-4 |
сентябрь |
Старшая вожатая, классные руководители |
Тематические классные часы, посвященные Дню уважения к старшему поколению |
1-4 |
октябрь |
Классные руководители |
Праздничный концерт «Бабушка рядышком с дедушкой» |
1-4 |
октябрь |
Старшая вожатая, классные руководители |
Всероссийский урок безопасности «Безопасный интернет» |
1-4 |
октябрь |
Классные руководители |
Библиотечные уроки |
1- 4 |
В течение года |
Заведующая библиотекой |
Тематические классные часы, посвященные Дню народного единства |
1-4 |
октябрь |
Классные руководители |
Тематические классные часы, посвященные Дню матери |
1-4 |
ноябрь |
Классные руководители |
«Веселые старты» |
1-4 |
ноябрь |
Учителя физической культуры |
Тематические классные часы, посвященные Всемирному дню ребенка |
1-4 |
ноябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Акция «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» |
1-4 |
ноябрь |
Учителя физической культуры |
Новогодние праздники |
1-4 |
декабрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Тематические классные часы, посвященные Дню памяти жертв Холокоста |
1-4 |
январь |
Классные руководители |
Тематические классные часы, посвященные снятию блокады Ленинграда |
1-4 |
январь |
Классные руководители |
Акция «Кормушка» |
1-4 |
ноябрь — март |
старшая вожатая, классные руководители |
Тематические классные часы, посвященные 75-летию Сталинградской битвы |
1-4 |
февраль |
Классные руководители, старшая вожатая |
Тематические классные часы, посвященные Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества |
1-4 |
февраль |
Классные руководители, старшая вожатая |
Тематические классные часы, посвященные Дню защитников отечества |
1-4 |
февраль |
Классные руководители, старшая вожатая |
Смотр песни и строя, в честь дня Защитника Отечества |
1-4 |
февраль |
Старшая вожатая, классные руководители |
Участие в выставке рисунков «Сохраним первоцветы Кузбасса!» |
1-4 |
март |
Классные руководители, старшая вожатая, учителя ИЗО |
Участие в праздничном концерте, посвященному 8 марта |
1-4 |
март |
Классные руководители, старшая вожатая |
Весёлые старты |
1-4 |
апрель |
Учителя физической культуры |
Уроки Здоровья, уроки ПДД |
1-4 |
В течение года |
Классные руководители, старшая вожатая |
Праздник «Прощай, начальная школа!» |
4 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Участие в школьном этапе акции «Бессмертный полк» |
1-4 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Участие в праздничном концерте, посвященному Великой Победе |
1-4 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Участие в акции «Георгиевская ленточка» |
1-4 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Детские общественные объединения |
|||
Дела |
Классы |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
День пожилого человека. Изготовление поздравительной открытки. |
1-4 |
октябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Субботники |
1-4 |
В течение года |
Классные руководители |
Акция «Дом без одиночества» (поздравление ветеранов педагогического труда с календарными праздниками) |
1-4 |
В течение года |
Классные руководители, старшая вожатая |
Акция «Помоги птицам зимой» |
1-4 классы |
октябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Акция «Помоги птицам зимой» |
1-4 |
ноябрь — март |
Классные руководители, старшая вожатая |
Акция «Подарок маме» |
1-4 |
ноябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Акция «Ветеран» |
1-4 |
в течение года |
Классные руководители, старшая вожатая |
Акция «Стань заметнее» |
1-4 |
в течение года |
Отряд ЮИД «Патриот» |
Организация предметно-эстетической среды |
|||
Дела |
Классы |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
Конкурс фоторабот «Красота природы Кузбасса» |
1-4 |
сентябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Выпуск стенгазеты «День учителя» |
1-4 |
сентябрь |
Классные руководители |
Оформление классного уголка |
1-4 |
сентябрь |
Классные руководители |
Выставка поделок из природного материала «И снова в моем крае пора золотая» |
1-4 |
сентябрь |
Классные руководители |
Выпуск стенгазеты «С днем учителя!» |
1-4 |
октябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Конкурс рисунков «Семейный портрет» |
1-4 |
ноябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Фото выставка «Мамина улыбка, мамины глаза» |
1-4 |
ноябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
|
1-4 |
декабрь |
Классные руководители |
Оформление листовок «Сохраним ёлочку» |
1-4 |
декабрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Участие в конкурсе «Дорожный знак на новогодней ёлке» |
1-4 |
декабрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Фото — выставка «Я и спорт» |
1-4 |
декабрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Оформление школы к Новому году |
1-4 |
декабрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Выставка детского рисунка, посвященная Блокаде Ленинграда. |
1-4 |
январь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Выставка открыток и плакатов «С днем рождения Кузбасс» |
1-4 |
январь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Фотовыставка «Они сражались за Родину» |
1-4 |
февраль |
Классные руководители, старшая вожатая |
Изготовление поздравительных открыток к 8 марта |
1-4 |
март |
Классные руководители |
Выставка работ декоративно — прикладного искусства «Мы родом из Кузбасса» |
1-4 |
март |
Классные руководители |
Конкурс рисунков «Мы и космос» |
1-4 |
апрель |
Классные руководители, старшая вожатая |
Конкурс плакатов и рисунков «Пусть не будет войны никогда!» |
1-4 |
апрель |
Классные руководители, старшая вожатая |
Выпуск стенгазеты «До свидания, начальная школа!» |
1-4 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Конкурс открыток «Этих дней не смолкнет слава» |
1-4 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Уровень ООО |
|||
Классное руководство и наставничество (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей и наставников) |
|||
Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей предметников) |
|||
Курсы внеурочной деятельности |
|||
Название курса |
Классы |
Кол-во часов в неделю |
Ответственные |
«Шахматная школа» |
5-9 |
2 |
Байдиина М.Г. |
«Спортивные игры» |
5-9 |
2 |
Антонова Л.В. |
«Спеши делать добро» |
5-9 |
2 |
Попова В.Г. |
«Моя безопасность» |
5-9 |
2 |
Попова В.Г. |
«Решение нестандартных задач по химии» |
5-9 |
2 |
Туркеева А.П. |
«Избранные вопросы геометрии» |
5-9 |
2 |
Некрасова А.М. |
«Финансовая грамотность» |
5-9 |
2 |
Антонов А.С. |
«В мире квилленга» |
5-9 |
2 |
Туркеева А.П. |
«Профессия и личность» |
5-9 |
2 |
Антонова Т.Б. |
Работа с родителями |
|||
Дела, события, мероприятия |
Классы |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
Общешкольные родительские собрания |
5 – 9 |
1 раз в четверть |
Директор школы Зам директора по УВР |
Классные родительские собрания |
5 – 9 |
1 раз в четверть |
Классные руководители |
Практикум для родителей (законных представителей) «Организация внеурочной деятельности» |
5 – 9 |
1 раз в год |
Зам директора по УВР |
Индивидуальные беседы с родителями: -об обязанностях по воспитанию и содержанию детей, -о взаимоотношениях в семье, -о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении. |
5 – 9 |
В течение года |
Классные руководители |
Привлечение родителей к организации классных, школьных мероприятий |
5 – 9 |
1 раз в месяц |
Классные руководители, старшая вожатая |
Совместные Дни здоровья |
5 – 9 |
1 раз в год |
Классные руководители, старшая вожатая |
Привлечение родителей (законных представителей) к организации классных и школьных мероприятий |
5 – 9 |
В течение года |
Классные руководители, старшая вожатая |
Совместные Дни здоровья |
5 – 9 |
2 раза в год |
Учитель физкультуры Классные руководители |
Анкетирование родителей (законных представителей) «Удовлетворённость учебно – воспитательной деятельностью в школе» |
5 – 9 |
март |
Директор школы Зам директора по УВР, классные руководители |
Классные праздники, посвященные Международному женскому дню |
5 – 9 |
март |
Классные руководители, старшая вожатая |
Мероприятия, посвященные Дню Победы |
5 – 9 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Праздник Последнего звонка |
9 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Ключевые общешкольные дела |
|||
Дела |
Классы |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
Линейка «Первого звонка», «Классное собрание» |
5 – 9 |
1 сентября |
Классные руководители, старшая вожатая |
День солидарности в борьбе с терроризмом |
5 – 9 |
сентябрь |
Классные руководители |
Кросс «Золотая осень» |
5 – 9 |
сентябрь |
Учителя физической культуры |
Международный день грамотности |
5 – 9 |
сентябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Неделя безопасности |
5 – 9 |
сентябрь |
Учитель ОБЖ |
Всемирный день трезвости (с приглашением работников больницы) |
5 – 9 |
сентябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Уроки безопасности |
5 – 9 |
в течение года |
Классные руководители, учитель ОБЖ |
Посвящение в юнармейцы |
5 – 9 |
сентябрь |
Старшая вожатая юнармейского движения |
Концерт ко Дню пожилого человека «Бабушка рядышком с дедушкой» |
5 – 9 |
сентябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Акция «Стань заметней» |
5 – 9 |
сентябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
День самоуправления «С любовью к Вам, Учителя!» |
5 – 9 |
октябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Всероссийский урок безопасности |
5 – 9 |
октябрь |
Классные руководители |
Уроки Здоровья |
5 – 9 |
в течение года |
Классные руководители |
Проведение Интернет — уроков антинаркотической направленности |
5 – 9 |
октябрь |
Учитель информатики |
Тематические классные часы, посвященные Дню народного единства |
5 – 9 |
октябрь |
Классные руководители |
Тематические классные часы, посвященные Дню матери |
5 – 9 |
ноябрь |
Классные руководители |
Тематические классные часы, посвященные Всемирному дню ребенка |
5 – 9 |
ноябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Акция «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» |
5 – 9 |
ноябрь |
Учителя физической культуры |
Классные часы и беседы, посвящённые Международному Дню толерантности. |
5 – 9 |
ноябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Проведение месячника правовых знаний, акций: «Мы за здоровый образ жизни» |
5 – 9 |
ноябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
День борьбы со СПИДом. |
5 – 9 |
ноябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Тематические классные часы по вопросам профилактики и разрешения конфликтов |
5 – 9 |
декабрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Всероссийская акция «Час кода». Тематический урок информатики |
5 – 9 |
декабрь |
Учитель информатики |
Конкурс новогодних открыток, стенгазет |
5 – 9 |
декабрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Новогодние праздники |
5 – 9 |
декабрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Участие в конкурсе юных поэтов «И лаской, и душой к тебе, Кузбасс!» |
5 – 9 |
февраль |
Классные руководители |
Участие в конкурсе детской эстрадной песни «Музыкальный лабиринт» |
5 – 9 |
февраль |
Классные руководители |
Участие в районном конкурсе народной песни и фольклора «Сибирская звонница» |
5 – 9 |
март |
Классные руководители |
Уроки Здоровья, уроки ПДД |
5 – 9 |
в течение года |
Классные руководители, старшая вожатая |
Участие в районном конкурсе ЮИДД «Безопасное колесо» |
5 – 9 |
май |
Учитель ОБЖ |
Уроки мужества, с ветеранами войны, тружениками тыла, детьми войны, воинами-интернационалистами. |
5 – 9 |
В течение года |
Классные руководители |
Участие в акции «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» |
5 – 9 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Праздник Последнего звонка |
9 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Детские общественные объединения |
|||
Дела |
Классы |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
Операция «Внимание, дети!» |
5 – 9 |
сентябрь |
отряд ЮИД |
День пожилого человека. Изготовление поздравительной открытки. |
5 – 9 |
октябрь |
Отряд волонтеров |
День учителя. Концерт для учителей |
5 – 9 |
октябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Школьный конкурс инсценированной военно — патриотической песни |
5 – 9 |
февраль |
Классные руководители, старшая вожатая |
Смотр песни и строя, в честь дня Защитника Отечества |
5 – 9 |
февраль |
Классные руководители, старшая вожатая |
Акция «Чистая школа- чистое село» |
5 – 9 |
апрель-май |
Волонтерский отряд |
Безопасное колесо |
5 – 9 |
апрель |
отряд ЮИД |
Участие в акции «Бессмертный полк» |
5 – 9 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Участие в акции «Георгиевская ленточка» |
5 – 9 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
Организация предметно-эстетической среды |
|||
Дела |
Классы |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
Конкурс фоторабот «Красота природы Кузбасса» |
5 – 9 |
сентябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Выпуск стенгазеты «День учителя» |
5 – 9 |
сентябрь |
Классные руководители |
Оформление классного уголка |
5 – 9 к |
сентябрь |
Классные руководители |
Выставка поделок из природного материала |
5 – 9 |
сентябрь |
Классные руководители |
Выпуск стенгазеты «С днем учителя!» |
5 – 9 |
октябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Конкурс рисунков «Семейный портрет» |
5 – 9 |
ноябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Фото выставка «Мамина улыбка, мамины глаза» |
5 – 9 |
ноябрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Конкурс рисунков на тему «Герой России! Какой он?» |
5 – 9 |
декабрь |
Классные руководители |
Оформление листовок «Сохраним ёлочку» |
5 – 9 |
декабрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Участие в конкурсе «Дорожный знак на новогодней ёлке» |
5 – 9 |
декабрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Оформление школы к Новому году |
5 – 9 |
декабрь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Выставка детского рисунка, посвященная Блокаде Ленинграда. |
5 – 9 |
январь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Выставка открыток и плакатов «С днем рождения Кузбасс» |
5 – 9 |
январь |
Классные руководители, старшая вожатая |
Фотовыставка «Они сражались за Родину» |
5 – 9 |
февраль |
Классные руководители, старшая вожатая |
Изготовление поздравительных открыток к 8 марта |
5 – 9 |
март |
Классные руководители |
Конкурс рисунков «Мы и космос» |
5 – 9 |
апрель |
Классные руководители, старшая вожатая |
Конкурс плакатов и рисунков «Пусть не будет войны никогда!» |
5 – 9 |
апрель |
Классные руководители, старшая вожатая |
Конкурс открыток «Этих дней не смолкнет слава» |
5 – 9 |
май |
Классные руководители, старшая вожатая |
На заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию одобрена обновленная Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная в федеральном Институте изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования. Документ единогласно утвержден экспертами и рекомендован к использованию в российских школах.
Пресс-служба Минпросвещения России
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций опубликована на сайте институтвоспитания.рф.
«Одобрен стратегически важный документ, который призван стать опорой для педагогов в их ежедневной работе и послужить основой рабочих программ воспитания во всех школах страны. Программа разработана с учетом государственной политики в области воспитания, в основе которой – приоритет общенациональных российских ценностей, единство и преемственность образовательного процесса на всех уровнях образования. Инвариантное содержание программы отражает положения ФГОС о необходимости оценивания личностных результатов обучающихся в контексте основных направлений воспитания. Фундаментом программы является уклад образовательной организации, основы которого были заложены учеными и педагогами более 100 лет назад. Тем самым мы возвращаемся к истокам российской классической педагогики, наследуя ее лучшие традиции», – прокомментировала директор Института воспитания РАО Наталья Агре.
Программа является преемственной с примерной программой воспитания, принятой в 2020 году, и актуализирована с учетом значимых для системы образования, воспитания детей и молодежи изменений законодательства в 2020–2022 годы: принятие существенных поправок в Конституцию России, обновление законодательства об образовании, федеральных государственных образовательных стандартов.
Справочно
Согласно Федеральному закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и обновленным федеральным государственным стандартам (ФГОС) программа воспитания становится частью основных образовательных программ общего образования, а в процесс воспитания детей в образовательных организациях в качестве его основы включаются конституционные и национальные ценности российского общества.
Примерная программа воспитания предусматривает инвариантную и вариативную составляющую. Обязательная (инвариантная) часть прописана в Примерной программе, а вариативная формируется в самой общеобразовательной организации с опорой на особенности региона, мнение родительского сообщества и традиции конкретной школы.
Фундаментальной основой программы воспитания является уклад образовательной организации, который определяет специфику и конкретные формы организации жизни школы. В сущности, уклад – это договор между учащимися, родителями, педагогами и другими сотрудниками организации, задающий культуру поведения всех участников процесса воспитания, описывающий запланированные деятельности и социокультурный контекст воспитательной работы. Особенно важно, чтобы ценности, прописанные в укладе, разделялись не только сотрудниками образовательных организаций, но и учащимися и их родителями.
Согласно Примерной программе главные ценности, которые должны быть сформированы у современного школьника, – это ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Они находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы образовательных организаций: гражданском, патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом, воспитании ценностей научного познания, физическом воспитании и формировании культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Чтобы осуществить главную цель воспитания – полноценное личностное развитие школьников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей, педагогам нужно будет не только заниматься обучением и воспитанием учащихся, но и конструктивно общаться на эти темы с родителями, объяснять им, к каким результатам может прийти в своем развитии ребенок того или иного возраста. А для обеспечения выполнения главных задач воспитания по каждому из направлений школы будут взаимодействовать с другими организациями региона на основе социального партнерства.