Понятие воинского учета
Под воинским учетом в РФ понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
Основными задачами воинского учета являются:
обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно — обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Функционирование системы воинского учета в РФ обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно — правовой формы.
Воинский учет граждан по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований, а также иными органами, осуществляющими воинский учет граждан по месту жительства.
Воинский учет ведется во всех организациях и должен охватывать все категории граждан, работающих (обучающихся) в организациях.
За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
Понятие бронирования
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, заблаговременное и рациональное распределение их между ВС РФ, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, органами и организациями.
Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, и организациями работающих в них руководителей, специалистов, квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ.
Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы в мирное время.
Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в РФ осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
На территории муниципального образования «Город Калуга» организацию и методическое руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в органах местного самоуправления и подведомственных организациях осуществляет и обеспечивает Комиссия Городской Управы города Калуги по бронированию граждан, пребывающих в запасе.
При проведении работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, работники руководствуются Перечнем, утвержденным Межведомственной комиссией, постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии, регламентирующими условия и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, а также постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии о предоставлении персональных отсрочек и об изменениях и дополнениях в Перечень.
Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Основные требования по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Все организации обязаны состоять на учете в органах местного самоуправления.
Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:
1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
1 освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
2 освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.
Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях.
Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При перемещении и увольнении работников, осуществляющих воинский учет, ответственных за учет и хранение бланков спецучета, в обязательном порядке сверяется наличие бланков, числящихся за организацией, с данными учета в военном комиссариате. По результатам сверки представитель военного комиссариата делает запись в книге по учету бланков спецучета, а работники под этой записью ставят свои подписи и дату приема (сдачи) бланков.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2).
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:
для граждан, пребывающих в запасе — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
для граждан подлежащих призыву на военную службу — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Для ознакомления граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, с положениями нормативных актов по воинскому учету в каждой организации необходимо иметь стенд с информацией по воинскому учету (перечень руководящих документов, обязанности граждан по воинскому учету, таблица предельных возрастов пребывания в запасе граждан, выписки из нормативных документов и т.д.). В связи с тем, что воинский учет в организациях ведут, в основном, работники кадровых органов, стенд можно разместить возле помещения отдела кадров. Изготовить стенд можно в организации или заказать в рекламном агентстве.
БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ |
||||
12 |
Отбор личных карточек граждан, пребывающих в запасе, имеющих право на отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время. |
Постоянно |
||
13 |
Оформление отсрочек от призыва на граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию. |
В 10-дневный срок по истечении испытательного срока |
||
14 |
Аннулирование отсрочек от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, у граждан, пребывающих в запасе, утративших право на отсрочку (снятие со спец. учета) и сообщение в военные комиссариаты об аннулировании отсрочек. |
В 5-дневный срок |
||
15 |
Производство отметок в личных карточках граждан, пребывающих в запасе, о зачислении их на спец. учет и снятии со спец. учета. |
Постоянно |
||
16 |
Сверка удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время с учетными данными личных карточек забронированных граждан, пребывающих в запасе. |
Ежеквартально |
||
17 |
Проверка наличия бланков спец. учета, правильности ведения книги учета бланков специального учета. |
Ежеквартально |
||
18 |
Отправка в военный комиссариат погашенных и испорченных удостоверений и извещений (форма N 4) нарочным. |
Ежеквартально |
||
19 |
Уточнение плана мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. |
1 раз в полугодие |
||
20 |
Проведение инструктивного занятия с уполномоченными по вручению удостоверений об отсрочке от призыва. |
1 раз в полугодие |
Добавить в «Нужное»
Отчетность в военкомат
Абсолютно все организации должны вести воинский учет (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719). И к числу обязанностей, связанных с ведением воинского учета, относится ежегодное представление карточки учета организации (форма 18). Кроме того, организации, бронирующие работников, обязаны еще представлять отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6), и сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) на период мобилизации и на военное время (форма 19).
Срок представления отчета о воинском учете и бронировании
Конкретный срок представления отчетов законодательно не установлен. Срок подачи отчета нужно уточнить в военкомате и комиссии по бронированию. Также информация о сроках подачи отчета о воинском учете может содержаться на официальных сайтах местных властей.
К примеру, в Ангарске прием годовых отчетов по воинскому учету проводится с 04.09.2023 по 17.11.2023 (Информация с официального сайта Ангарского городского округа).
А например, астраханским работодателям нужно представить отчет до 15 октября (Информация с официального сайта администрации МО «Город Астрахань»).
В Мурманске воинскую отчетность в 2023 г. нужно подать до 15.11.2023 (Информация с официального сайта администрации города Мурманска).
Как видим, срок подачи отчетов выпадает на осень. Поэтому поспешите уточнить, когда отчеты о воинском учете и бронировании ждут от организаций именно в вашей местности.
Утвержденных форм этой отчетности нет. Поэтому в военкомате/комиссии по бронированию следует уточнить, где взять формы для сдачи отчетности по воинскому учету.
Кстати, на сайтах некоторых местных властей можно найти бланки форм отчетов о воинском учете и бронировании, по которым нужно представить отчеты, а также инструкции по заполнению и по подаче этой отчетности (см., например, информацию на сайте мурманской администрации). В частности, можно узнать, сколько экземпляров того или иного отчета потребуется для сдачи, а также в какое время и по какому адресу принимается отчетность по воинскому учету.
Чтобы иметь общее представление о том, какую же информацию нужно будет указывать в отчетах по воинскому учета и бронированию, можно посмотреть:
- карточку учета организации (форма 18), приведенную в Приложении № 1 к Письму Минкультуры России от 21.10.2015 N 344-01-39-ВА. Кстати, в нашей отдельной консультации мы подробно рассказали о заполнении карточки учета организации.
- отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6), приведенный в Письме Минкультуры РФ от 03.11.2003 N 125-01-16/24;
- сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) на период мобилизации и на военное время (форма 19), приведенные в Приложении № 18 к Инструкции, утв. Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664с.
Также вы можете ознакомиться с образами заполнения этих форм (например, формы 19) в системе КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.
Должен ли ИП вести воинский учет
Нет, индивидуальные предприниматели, в том числе имеющие наемных работников, вести воинский учет не обязаны (Постановление Президиума ВАС от 14.04.2009 № 13798/08).
Другие виды отчетности по воинскому учету
Упомянутые выше формы – это не единственная отчетность по воинскому учету, которую нужно представлять организациям. Приведем в таблице некоторые виды другой воинской отчетности.
Вид отчета | Срок представления |
---|---|
Сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на таком учете (форму подачи этих сведений уточние в военкомате) | В течение 3 рабочих дней (п.1 ст.4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ) |
Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии (поступлении) его на работу (в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) его с работы (из образовательной организации) (Приложение N 2 к Положению о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719*). | 5 дней с даты соответствующего события, к примеру, с даты принятия на работу (пп. «а» п.32 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719) |
*Похожая форма также приведена в Приложении № 9 к Методическим рекомендациям, утвержденным Генштабом ВС РФ 11.07.2017, поэтому имеет смысл уточнить в военкомате, по какой именно форме вам следует отчитаться. | |
Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства (места пребывания), состояния здоровья работника, состоящего на воинском учете (Приложение № 2 к Приложению № 13 к Методическим рекомендациям, утвержденным Генштабом ВС РФ 11.07.2017) | 5 дней со дня изменения соответствующих сведений (пп. «е» п.32 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719). |
План работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (Приложение № 17 к Методическим рекомендациям, утвержденным Генштабом ВС РФ 11.07.2017) | Ежегодно до 31 декабря (п. 37, 39 Методических рекомендаций, утвержденным Генштабом ВС РФ 11.07.2017) |
Обратите внимание! Ранее организации должны были ежегодно (в сентябре) подавать в военкоматы списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году. Однако это требование не действует с 05.08.2023. И как пояснило Министерство обороны РФ, сейчас военкоматы сами запрашивают сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет. Причем только тогда, когда отсутствует техническая возможность получения этой информации из государственного информационного ресурса (Письмо Минобороны России от 23.08.2023 N 308/2/8922). То есть отныне направлять такие сведения в военкомат организации обязаны лишь при получении соответствующего запроса. Кстати, Методические рекомендации, утвержденным Генштабом ВС РФ 11.07.2017, в которых еще содержится обязанность работодателей подавать вышеуказанные сведения, в ближайшее время будут уточнены.
Вам могут быть полезны следующие материалы:
— Какую отчетность, связанную с ведением воинского учета, организации представляют в военкомат;
— Типовая ситуация: Воинский учет: как вести и отчитываться;
— Путеводитель по кадровым вопросам. Воинский учет в организации.
Ознакомиться с этими материалами можно, оформив бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс.
Административная ответственность за нарушения при ведении воинского учета
С 1 октября 2023 г. вступают в силу поправки в КоАП РФ, которыми вводятся новые штрафы за нарушения в области воинского учета, а также увеличиваются уже имеющиеся. Например, за непредставление (несвоевременное представление) сведений, необходимых для ведения воинского учета, должностному лицу организации будет грозить штраф в размере от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (ст.21.4 КоАП РФ (в ред., действ. с 01.10.2023)).
Подробнее об этих поправках в КоАП РФ можно прочитать в нашей статье.