Приемы руководства сюжетно ролевой игрой детей младшего возраста

Мастер класс для педагогов

 «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста».

Цель: 

совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой.

Задачи:

1.Кратко познакомить с особенностями сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.

2.Отработать наиболее эффективные приёмы руководства (от простого к сложному).

3.Развивать рефлексию, аналитические умения.

Ход работы

1. Введение (приветствие, актуальность)

2. Теоретическая часть (формулировка понятия, выделение составляющих)

3. Практическая часть:

Моделирование ситуации и их анализ.

Цель: развитие коммуникативных и аналитических умений.

Итог основной части.

4. Рефлексия.

1-й этап

1. Вступление (сообщение цели, актуальность проблемы)

Приветствие

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер класс по сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста.

Надеюсь, что тема, которую мы сегодня затронем, будет для вас интересной, а материал, который я приготовила, окажется полезным для вашей профессиональной деятельности.

Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый ее компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущения своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.

Овладение игрой на уровне самодеятельности открывает воспитанникам возможность играть и рядом, не мешая друг другу (в младших группах), и коллективно (уже в средней группе), начиная с совместного определения замысла. Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры. Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:

во – первых, ее нужно организовывать так, чтобы в игре (в каждом ее виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает ее как свою цель;

во – вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героям, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения и т.д.).

в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибким, жестоким в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью.  

                                                                         (С.И.Гессен).

Для того, чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этой игры, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.

Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников развивается не спонтанно, а постепенно и характеризуется следующими особенностями:

-На 1-м этапе: ребёнок в совместной игре с взрослыми подражает его действиям с игрушками.

-2-й этап: дети самостоятельно начинают выполнять усвоенные действия с игрушками, а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы.

-3-й этап: появление изобразительной игры. Её содержание — условно-орудийные действия. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни.

Постановка проблемы

Для воспитателя и родителя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребёнка, не подавляя его интересов и инициативы. Зачастую педагог даёт конкретный образец действия, игра схематична и похожа друг на друга. Чтобы этого избежать, можно использовать следующие приёмы:  

А теперь представьте себя ребёнком.

1 этап: Прямая инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: стол с плитой, кастрюля, овощи, посуда.

Таня, сначала надо взять посуду (обращается к ребенку, …возьми кастрюлю… возьми большую ложку. Теперь поставь кастрюлю на плиту. Как будем варить?  Налей воды, нарежь овощи и положи в кастрюлю.

Рефлексия

Вы чувствовали самостоятельность сейчас? Нет, ребёнок слышит чёткую инструкцию, алгоритм действий.

Анализ ситуации

Итак, это было прямое руководство действиями, инструкция, которая раскрывает способ действия. Прямые инструкции подходят на начальном этапе работы с детьми.

2 этап. Косвенная инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: стол с плитой, кастрюля, овощи, посуда.

Танечка, Посмотри куклу и зайку, они, наверное, проголодались. Чем же нам их накормить? Правильно, можно сварить суп. Что нужно взять, чтоб сварить суп?

Рефлексия

-А сейчас выполняли вы четкую инструкцию? Нет.

-В какой ситуации вы были (чувствовали) себя более самостоятельными?

Анализ ситуации

Итак, это было косвенное руководство: использование художественного слова для привлечения внимания. Тем самым я спровоцировала на действия ребёнка.

3 этап. Проблемная ситуация.

Демонстрация приёма

Ребята, кукла и зайка проголодались. Чем же нам их накормить?

Рефлексия

-Вы выполняли какую-либо инструкцию? Нет. Я поставила проблему.

-А раскрывался ли способ действия? Нет. Ребёнок сам выбирал способ действия.

Таким образом, были применены руководства сюжетно-ролевой игрой младшего дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций.

Хотела бы узнать ваше мнение, насколько эти приёмы эффективны и считаете ли вы их применимыми?

Итог

Сегодня мы познакомились с некоторыми приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой:

-выполнение прямых инструкций;

-косвенные инструкции;

-создание проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации особенно эффективны, так как предоставляют детям проявлять инициативу, действовать по интересам.

А теперь давайте с вами поиграем.

Приложение №1

Конспект занятия в младшей группе (сюжетно-ролевая игра) «Варим суп».

Цель: привлечь детей к совместной деятельности со взрослым.

Задачи:

1. Учить отвечать на вопросы педагога

2. Расширять кругозор детей в области знаний об овощах

3. Формировать предпосылки сюжетно – ролевой игры через совместную деятельность с педагогом.

4. Учить выполнять простейшие трудовые поручения

Предварительная работа: рассматривание муляжей овощей, обыгрывание потешек, совместная деятельность с использованием игровых модулей.

Материалы: игровой модуль «кухня», муляжи овощей, кукла, игрушка Зайчик, картина «Урожай на грядке».

Ход:

Воспитатель: ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними

Воспитатель: к нам в гости пришла кукла Катя. Посмотрите, кукла принесла нам корзину. Расскажи нам Катя, где ты была?

Кукла: я гостила у бабушки в деревне. Там летом в огороде, на грядках выросло много вкусных и полезных овощей. Я вам принесла их. Воспитатель достает из корзины муляжи овощей. Спрашивает у детей какой это овощ, какого он цвета.

Дети: это помидор, он красный. Это лук, он желтый. Это морковь, она красная. Это капуста, она зеленая.

Воспитатель: Детки, кукла устала и проголодалась, как мы можем ей помочь?  (ответы детей).

Воспитатель: правильно, давайте сварим суп из овощей? Но сначала покажем, Кате как наши пальчики умеют готовить.

Пальчиковая игра «Капуста»:

Мы капусту рубим, рубим.

(удары ребром ладони по коленям)

Мы морковку трем, трем.

(потереть кулак о ладошку)

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

(имитация действий согласно тексту).

Воспитатель с детьми подходят к игровому модулю «Кухня». Там сидит зайчик.

Воспитатель: ребята смотрите, к нам в гости ещё и зайчик пришёл, он, наверное, тоже хочет помочь нам варить суп. Смотри зайчик внимательно! Что нам нужно взять вначале чтоб сварить суп? (ответы детей). Верно, нам надо взять посуду. Какую посуду ты возьмёшь, Таня?

Да, нам нужна кастрюля и большая ложка. Дети берут кастрюлю и ставят на плиту.

Воспитатель: Таня, что ещё нам нужно сделать чтоб сварить суп? (ответы детей) Правильно, нам нужно положить овощи в кастрюлю, налить воды и включить плиту. Зайчик, а ты любишь кушать суп?

Зайчик: я люблю кушать морковку, а суп я никогда не ел. А еще я люблю играть с ребятами.

Воспитатель: пока суп варится, давайте поиграем с зайчиком.

Физминутка «Зайка скачет»:

Зайка скачет скок, скок, скок.

На зеленый на лужок.

Травку щиплет, кушает,

Осторожно слушает

Не идет ли волк.

(имитация тексту)

—  Понюхайте, как у нас вкусно пахнет. – 

 – Всё суп готов!

 Давайте посадим куклу и зайчика поудобнее и покормим их супом. Берите тарелки ложки. Суп у нас горячий, кастрюлю нужно брать прихваткой, чтоб не обжечься. Таня, куда ты будешь наливать суп? -Да, нам нужны тарелочки. Умница Танечка, аккуратно разлила черпаком суп! Давайте будем, есть суп понарошку (показываю, как делается). Дети кормят своих гостей. Суп овощной вкусный. Кукле и зайчику очень нравится!

—  А теперь давайте вспомним из чего мы с вами варили овощной суп. (берём корзину, в которую складываем муляжи овощей, называя каждый овощ).

Морковка –

Капуста –

Картошка –

Лучок –

Помидор – И суп овощной

Оказался неплох.

Дети, скажите пожалуйста-в чём вы варили сегодня суп? (ответы детей). Правильно в кастрюле.

-А на чём варили? (ответы детей). На плите, отлично!

А как вы брали горячую кастрюлю чтоб разлить суп? (ответы детей). Прихватками, замечательно!

А чем и куда вы разливали суп? (ответы детей).

Правильно, черпачком в тарелочки!

—  Теперь предлагаю пойти в кухонный уголок и напоить куклу и зайчика чаем.

Молодцы ребята, из вас получились радушные хозяева.

 А теперь давайте скажем нашим гостям до свидания.

Всем спасибо!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 15»

«Методы и приемы руководства

сюжетно – ролевой игры детей 3-4 лет»

(выступление на семинаре «Психолого-педагогические и средовые условия для сюжетно-ролевых игр дошкольников» 01.12.2021 г.)

воспитатель

высшей квалификационной категории

Паромова Н.А.

Чернушка, 2021

Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

На основе глубокого изучения сюжетно-ролевой игры детей 3—7 лет, Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития.

Первый уровень. Соответствует возрасту 3-4 лет. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры.

Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры — действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Р.И. Жуковская, Н.Ф. Комарова, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, П. Г. Саморукова и др.). Сегодня термин «руководство игрой» заменен в дошкольной педагогике понятием «развитие» игры дошкольников.

Понимая, что игра – творческая и самостоятельная деятельность детей, признаю необходимость развития игровых умений детей при участии взрослого. Только в этом случае игры детей интересны, многообразны, а игровая деятельность выполняет роль ведущей деятельности в развитии детей этого возрастного периода. Вместе с тем влияние взрослого должно быть тактичным, корректным, вызывающим у детей положительные эмоции.

Приемы развития игры можно условно разделить на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков.

Прямые педагогические приемы: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей, помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов, обучение ролевому поведению.

Перечисленные приемы руководства дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих.

Приемы косвенного воздействия на ход детских игр без непосредственного вмешательства в игру очень разнообразны: обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций; формирование знаний о структуре конкретной игровой деятельности, ее цели, средства, последовательность действий, результат, взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда, распределение между ними обязанностей; использование игрушек и создание игровой обстановки; напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре.

При выборе методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать, что по мере роста активности и самостоятельности детей нужно использовать больше косвенных приемов. Чем младше дети, тем чаще педагог уделяет внимания организации игры.

В тех случаях, когда взрослый берет на себя полностью организацию игр, у некоторых детей наблюдается такая игровая деятельность, которую можно назвать совместной или неполной совместной. Реализация сюжета игры носит неустойчивый характер, зависит от случайных ассоциаций. Такая картина состояния сюжетной игры соответствует первому уровню развития игры, по классификации Д.Б. Эльконина (1978) и характеризует уровень элементарного игрового поведения. Следует отметить, что первый уровень развития игры у нормально развивающихся детей отмечается в возрасте 3-х лет.

Группа ученых-педагогов (С.Л. Новоселова, Н.Ф. Комарова, Е. Зворыгина) предложила для младших дошкольников комплексный метод руководства игрой, который включает следующие компоненты:

— обогащение впечатлений об окружающем мире;

— обучающие дидактические игры;

— своевременное изменение игровой среды;

— проблемное (активизирующее) общение в процессе игры.

Н.Ф. Тарловская, автор раздела в программе «Радуга», по которой мы работаем, посвященного игре, предлагает на третьем году жизни усложнять тактику педагога, постепенно научая детей ставить игровые цели самостоятельно. По мнению автора, целеполагание является стержнем игры. Во 2-й младшей группе основной прием, по мнению Н.Ф. Тарловской, — прием параллельной игры, когда педагог берет на себя по согласованию с играющим ребенком ту же роль, что и ребенок, и в этой роли непринужденно руководит игрой, подсказывает, предлагает новые повороты сюжета. Предлагается учить детей ролевым диалогам, педагог дает образцы таких диалогов с минимумом игровых действий.

Поставила перед собой задачу определить эффективные методы и приемы на каждом этапе развития игровой деятельности.

План

руководства сюжетно-ролевой игры «Больница» в младшей группе.

Этапы

Программное содержание

Методы и приемы

1 этап

Формировать представление о профессии врача (профессиональной одежде, инструментах, профессиональных действиях)

Косвенные приемы: Рассматривание иллюстрации о докторах, врачах.

Чтение художественной литературы «Доктор Айболит»

Презентация «Профессия доктор»

Мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок»

Экскурсия в медицинский кабинет.

2 этап

Обучение детей игровым действиям в сюжетно – ролевой игре «Больница»

Комплексные методы:

Внесение атрибутов к игре; Изготовление игрушек– заместителей (таблетки, лекарство),

Дид. игра «Это кто?», «Загадки движения», «Что делает?», «Кому что нужно?»

3 этап

Обучение ролевому диалогу в сюжетно – ролевой игре «Больница»

Параллельная игра: образцы ролевого диалога «Доктор»: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит? «Больной»:  Я наверно простудилась, у меня высокая температура и кашель. «Доктор»: Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. У вас температура 39 градусов —  это высокая температура. Давайте посмотрим горлышко. Горлышко красное. Нужно послушать дыхание. Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите в аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.

взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда (вежливое обращение доктора к больному и больного к доктору).

Комплексный метод: проблемное (активизирующее) общение в процессе игры (побуждение к ролевому диалогу)

распределение обязанностей (доктор, лечит больного, пациент выполняет предписания доктора.)

4 этап

Формировать умение создавать сюжет сюжетно – ролевой игры «Больница»

Прием параллельной игры новые повороты сюжета (Доктор выписал лекарство, пациент идет в аптеку).

Прямые методы: предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, показ образца игрового действия (Ставит термометр). (Смотрит шпателем горлышко).. (Слушает дыхание).

Комплексный метод: последовательность действий («Доктор принимает больного», «Доктор» выписывает рецепт,

«Больной»  уходит в аптеку покупать лекарство, выполняет лечение дома.

В результате проделанной работы, были составлены планы руководства сюжетно ролевыми играми в младшей группе по темам: «Парикмахерская», «Шофер», «Больница», которые я применяю в практике работы. Данные планы помогают мне оптимально реализовать руководство сюжетно-ролевой игрой. Дети успешно овладевают игровыми действиями, осваивают ролевой диалог, ролевые действия последовательны и разнообразны.

Тема: «Руководство сюжетно – ролевыми
играми младших  дошкольников»

                      (из опыта работы)

                                                                                 
Воспитатель высшей категории:

                                                                               
  Клюшина Ольга Николаевна

Дошкольное детство
– короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок
приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает
формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и
привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид
деятельности детей младшего дошкольного возраста – игра, в процессе которой
развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память,
воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это
своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного
опыта.

В игре формируются
все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике,
подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим
объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают
ведущей деятельностью ребёнка.

Особое место
занимают игры, которые создаются самими детьми – их называют творческими или
сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что
они видят в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно
формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – отражение
жизни. Здесь всё «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке,
которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих
всегда реальны, их чувства переживания подлинны, искренни. Ребёнок знает, что
кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не
«поправдашний» лётчик или  моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым
моряком, который не боится опасностей, по – настоящему гордится своей победой.

Игра –
самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со
сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению,
общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в
тоже время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой
обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять
свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать
целенаправленность.

Игра – важное
средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и
дома, находят  в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя
различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов. Ребёнок размышляет над
тем, что видел, о чём ему читали и говорили: смысл многих явлений, их значение
становится для него более понятным.

В нашей группе 17
детей. Наблюдая за их игровой деятельностью, мы  с первых дней заметили, что
каждый играет со своей игрушкой, для совместной игры ребята не объединяются, а
часть из них вообще не играла, а только наблюдала. Часто возникал конфликт из-
за игрушек: многим хотелось, например, поиграть именно с этой куклой, с
машинкой, которых не хватало для всех.

Эти обстоятельства
выдвинули задачу добиться объединения детей в совместных играх, выработать
доброжелательное отношение друг к другу, умение договориться, во что и как они
будут играть.

Начали работу с
того, чтобы как можно удобнее расположить игровой материал в группе. Игровое
пространство с учётом гендерного  развития  разделили на две зоны: для девочек
и для мальчиков (кукольную комнату и кухню в одном месте, машины и строительный
материал в другом). Игрушки на полках и в шкафах разложила так, чтобы их удобно
было достать и убрать после игры (на уровне детских глаз).

В процессе
наблюдения детских игр наметили приёмы воспитания детей в игре. Поставили
задачи,  как научить распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца
задуманное, оказывать посильную помощь товарищам, уступать игрушку. Но при этом
мы  поставили задачи не только по отношению ко всему коллективу, но и к
отдельным ребятам. Эти задачи старались реализовать в процессе планирования,
организации и проведения сюжетно – ролевых игр.

Мы наметили
основные направления:

·        
обогащение содержания игр,

·        
формирование разнообразных устойчивых
интересов,

·        
 воспитание умений организованно играть в
небольших игровых группировках,

·        
 сговариваться по поводу игры,

·        
поддерживать
в игре дружелюбные отношения.

На основе изучения
литературы, на основе практики мы выделили основные приёмы и методы руководства
сюжетно – ролевыми играми младших дошкольников: совет, предложение темы игры,
вопрос, напоминание о том, что наблюдали, подбор игрового материала, чтение
художественной литературы, беседы, поощрения, участие воспитателя в игре,
обыгрывание игрушек и т. д.

Дети нашей группы
чаще всего любят играть в  игру «Семья». На примере этой игры расскажу, как мы
устанавливали взаимосвязь между сюжетами игр, умением руководить игрой,
усложнять её содержание и т.д.

Начали с того,
что  детям прочитали  книгу «Девочка и кукла», рассмотрели  иллюстрации. После
чтения вместе с детьми провели сравнение, как это всё проводится в их семье:
чем занимаются родители и сами ребята в выходные дни. Женя К. и   Мирон С.
рассказали о членах семьи, кто какие обязанности выполняет (мама готовит,
убирает, папа чинит игрушки, выбивает пыль из ковра и т. д.) Агата П. , Боря
К., Маруся В.  рассказали о том, какая мебель находится в квартире.  Затем
ребятам предложили атрибуты для оборудования спальни, кухни, детской комнаты. 
Желающих оказалось много. Но для начала мы предложили этим заняться  Варе Г.,
Марусе В. И Мирославе К.. Девочки очень старались. По своей инициативе протёрли
все полочки, перемыли посудку, из цветной бумаги сделали коврики. Они
радовались, что так красиво стало в игровом уголке. В игру включились мальчики:
Федя З. , Саша Д. , но игра не получилась. Несмотря на то, что начальный
интерес к игре «Семья» был проявлен многими детьми, они не смогли
сосредоточиться на определённом сюжете и интересно его развивать. Оказалось,
что подготовка материальных условий для игры сама по себе не приводит к
возникновению интересного сюжета.

Чтобы игра
возникла и развивалась, необходим запас ярких и  эмоциональных впечатлений о
труде родителей и их заботе о детях. Таких представлений у детей было ещё не
достаточно. И поэтому в последующей  своей работе мы старались больше уделять
этому внимания. Например:  Алиса Л. пришла в детский сад после болезни,  и я
побеседовала с ней  в присутствии других ребят о том, что у неё болело, как
мама и папа заботились о ней, чем лечили.

 С целью
обогащения знаний детей о труде взрослых, нам пришлось привлечь и самих
родителей. Мы договорились с ними, чтобы они дома давали ребятам поручения.
Потом дети делились  в группе  своими впечатлениями.  Сведения, полученные
детьми на занятиях, в повседневной жизни и дома, безусловно,  отразились в
ролевой игре, пополнили её содержание.

Развитию
содержания игры «Семья» способствовали также дидактические игры и инсценировки:
«Уложим куклу спать», «Одень – раздень куклу», «Искупаем куклу» и т. д.

 Прежде чем начать
какую – либо игру, мы задавали детям вопросы:

·        
Во
что  бы вы хотели поиграть? Кем вы будете в игре? Какие игрушки вы для этого
возьмёте? 

Это заставляло ребят задумываться, самим
определять тему игры. После этого наблюдали, как же дети выполняют
задуманное.   Мы старались поддержать интерес выбранной темы своим одобрением,
подобрать соответствующие игрушки, а часто и сами принимали участие в играх.

У ребят игра обычно начинается с того, что
кто – то предлагает тему, остальные это предложение поддерживают, а потом
каждый выбирает себе роль. Например: ребята начали играть в игру «Детский сад»,
то сразу же возник спор между девочками. Оказывается, все хотели быть
воспитателями. Пришлось вмешаться в их спор и объяснить, что в детском саду
работают не одни воспитатели. При  помощи наводящих вопросов выяснили:

·        
А кто же готовит детям обед? Делает
прививки? Убирает в групповой комнате?

И девочки стали  вспоминать то, что они
видели на кухне, в медицинском кабинете, на прачечной во время целевых
экскурсий. Спор утих. Алису Ф.   выбрали на роль воспитателя, Маруся В.
согласилась стать медсестрой, Агата П. Женя К. готовили обед. Вспомнили, как
часто видели на прогулке, что машина привозит в детский сад продукты.  Алёша
включился в игру в качестве водителя.    И оказалось, что в этой игре каждый
может найти себе роль по желанию.

В каждой игре особое внимание уделяем
индивидуальным особенностям детей. Есть дети активные и пассивные. Активные
дети часто берут на себя все ведущие роли. Вот здесь и возникают трудности.
Задача воспитателя здесь состоит в том, чтобы  одни дети не подавляли других –
застенчивых. Некоторые ребята имеют необходимый запас знаний об окружающем, о
какой – либо профессии, имеют необходимые игровые навыки, но в силу природной
застенчивости, робости зачастую остаются в стороне или безропотно соглашаются на
второстепенную роль. Поэтому с такими ребятами мы проводим индивидуальную
работу и вне игры. Чтобы помочь этим детям  прочнее войти в детский коллектив,
мы начали чаще давать им небольшие поручения: полить цветы, помочь  товарищу в
чём – либо, помочь воспитателю, няне и т. д.. После выполнения задания
обязательно обращали  на это внимание других детей, чтобы поднять авторитет
этих детей в глазах сверстников. Чаще использовали такие приёмы как поощрение,
подбадривание. Больше привлекали их к совместным  играм   с детьми. Вначале мы
предлагали им интересные, но несложные роли, которые бы они смогли выполнить. А
со временем эти  роли усложнялись. И в конечном результате у каждого ребёнка
обнаруживаются хорошие качества, способности, умения, которые помогли им завоевать
уважение товарищей.

В начале своей работы мы просто ввели
очерёдность в выполнении главных ролей, но потом поняли, что не каждый ребёнок
может справиться с ролью, что от этого пострадает он сам и совместная игра.
Поэтому мы стали больше уделять внимание интересам детей, особенностям их
характера, творческим возможностям. На основании полученных наблюдений мы
стараемся распределять роли между детьми с чётом их индивидуальных
особенностей.

Очень часто сюжетно – ролевые игры
переплетаются между собой. Например: если дети организовали игру
«Парикмахерская», то целесообразно предложить им ещё одну, например игру
«Семья». Лучше развивается сюжет этих игр:

«Мамы» с  «дочками» приходят в
парикмахерскую, делают причёски, затем возвращаются домой или идут в гости и т.
д.. Если видим, что сюжет игры не разворачивается, то говорим детям: «А у
Машиной дочки сегодня день рождения. Она приглашает вас всех к себе в гости,
правда, Маша?». Девочка соглашается и игра продолжается. Маруся начинает
готовить угощение гостям, другие «идут» в магазин за подарком, в парикмахерскую
привести себя в порядок и т. д.. Такой способ организации мы считаем наиболее
приемлемым. Больше детей вовлекается в игры, игра становится более длительной,
создаются условия для формирования дружеских взаимоотношений.

Игра «Водители» в нашей группе началась с
беседы о транспорте. Поговорили с детьми о том, какие они знают машины, для
чего они предназначены, кто ими управляет. Сообщили детям, что у Бори К. , Миши
Г. Лёни С. папы работают водителями. Беседуя с папой Бори К. ,  предложили ему
рассказать детям о своей профессии. В октябре у нас состоялась встреча. 
Алексей Борисович рассказал ребятам,  как он трудится, что у него трудная, но
интересная профессия. Дети были в восторге, но особенно приятно было самому
Борису. Эта встреча способствовала ещё большему укреплению интереса детей к
этой игре. Не остались в стороне и родители. Они охотно откликнулись на просьбу
изготовить атрибуты и починить поломавшиеся машинки. Папы Бори К.  и Мирославы
К. изготовили рули, родители Агаты П. и Алёши П. смастерили шапочки – маски с
изображением всех видов транспорта.

Игра «Водители» тесно перекликается с
игрой «Строительство», поскольку водители привозят необходимые материалы. Показ
приёмов строительства происходит в повседневной жизни и на занятиях, в игре с
кубиками, мелким строительным материалом. Очень содержательно эти игры проходят
в тёплый период года, на участке в играх с песком. Из мокрого песка ребята
сооружали то, что им больше нравилось и обыгрывали с выносным материалом.

Играют наши дети и в игру
«Парикмахерская». С детьми провели беседу о труде парикмахера, рассмотрели
иллюстрации, необходимые атрибуты (зеркало, ножницы, расчёски, накидка). В
начале игры принимали на себя главную роль, но постепенно на эту роль стали
привлекать и самих ребят. Выбирали самых активных: Варю Г., Женю К.. Не
забывали и про мальчиков. Постоянно напоминали детям, что парикмахер не грубит,
а вежливо обращается к клиенту, выполняет свою работу добросовестно.

Очень часто дети были в больнице, в
кабинете медсестры. Поэтому игру «Больница» дети организовали сами. Мы только
объяснили им, какие функции выполняет врач (слушает, осматривает ребёнка,
советует «маме» как лечить его) и медсестра (выписывает рецепты, взвешивает
детей, измеряет рост, ставит уколы). Для этой игры у нас подобран разнообразный
материал. В ходе этой игры стараемся каждый раз внести новый атрибут.
Объясняем, для чего он нужен и как его используют. Это вызывает к игре ещё 
больший интерес.

Одной из любимых игр ребят является игра
«Магазин». К изготовлению атрибутов для этой игры мы привлекли родителей и
детей. На занятиях по лепке, в свободное время дети лепили из солёного теста
разнообразные овощи и фрукты, бублики и баранки, сладости, раскрашивали
получившиеся изделия. После этого  дети использовали все эти изделия в своей 
игре.

Руководя играми,  мы уделяли наибольшее
внимание воспитанию в детях вежливости, дружбы, умению считаться с коллективом,
в нужную минуту включались в игру и тактично разбирались в конфликте. Чем
дальше и внимательнее мы наблюдали за детьми, тем лучше узнавали каждого,
намечали пути воздействия на поведение детей, с целью развития положительных
сторон личности каждого ребёнка.

Но нужно не только научить детей играть,
но и дать им через игру знания, воспитать в них нравственные качества. Во время
игры мы старались всегда прийти им на помощь: выбрать нужные игрушки, место для
игры, распределить роли. В результате проделанной работы игра стала
неотъемлемой частью жизни и деятельности детей. У них появились такие качества,
как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами, а
главное – дружить.

Литература:

1.      «Воспитание
детей в игре»

Москва «Просвещение»    
1983 год

2.      «Дошкольная
педагогика»

Москва «Просвещение»  
1983 год под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой

3.      «Руководство
играми детей в дошкольном учреждении»

под редакцией М. А.
Васильевой

4.      «Воспитателю
о детской игре»

5.      Москва
«Просвещение2   1982 год под редакцией Д. В. Менджерицкой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сигумир инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Чем можно заменить слово руководство
  • Carel ir33 din инструкция на русском
  • Print camera детский фотоаппарат инструкция на русском
  • Плита teba инструкция к духовке градусы нагрева