Методы и приемы руководства
самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников
Восприятие окружающей деятельности
лежит в основе самостоятельной деятельности детей. Она возникает, если
ребёнок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку в подарок маме,
воспитателю, изготовить украшение к празднику, пособие для занятия или
сюжетно- ролевой игры или просто поупражняться в умениях и навыках,
полученных на занятиях.
Известны разнообразные виды
самостоятельной изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация,
конструирование. Нередко ребёнок выполняет несколько её видов. Например, при
изготовлении платьев для кукол сначала вырезает, а потом их раскрашивает или
украшает аппликацией.
Самостоятельная творческая
деятельность детей может развиваться и на свежем воздухе, на прогулках, вне
помещения. Это может быть выкладывание узоров из листьев на земле, рисование
на асфальте цветными мелками, палочкой- на мокром песке, лепка из глины,
выкладывание изображений из шишек, камешков, прутиков, поделки из сучьев и
веток растений, зимой- создание поделок из снега и льда.
Вся группа методов- организация
целенаправленного наблюдения, беседа, вопросы (будь то наблюдение
деятельности или непосредственное восприятие натуры, рассматривание
произведений искусства) — направлена на то, чтобы обеспечить развитие
самостоятельной деятельности детей.
Дошкольники зрительно воспринимают
явления деятельности, предметы, изображения (картины, иллюстрации, образы
декоративно- прикладного искусства, игрушки и др). Воспитатель сопровождает
рассматривание словами, оно способствует раскрытию образного содержания,
вызывает интерес к нему. Беседа строится так, чтобы развивать у детей
самостоятельность наблюдения, восприятия, мышления, чему способствуют
сформированные соответствующим образом вопросы, заставляющие подумать, прежде
чем правильно ответить. Воспитатель ставит задачу детей в процессе наблюдений
действительности замечать характерные признаки предметов, анализировать
форму, определять сходство и различие, видеть богатство окружающего мира.
Главная направленность методов заключается в развитие самостоятельных
действий детей. Это происходит на каждом этапе деятельности: при формирование
замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала(
бумага, краски, пастель, цветные мелки), реализация замысла( нахождение
выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки,
аппликации), оценке продукта деятельности( дети самостоятельно решают, что из
выполненного самое выразительное по форме, цвету, композиции).
Говоря о формировании способов
самостоятельных действий детей в изобразительной деятельности, нужно особо
отметить такие методические приемы, как использование иллюстративного
материала и показа способа действия.
На формирование самостоятельной
изобразительной деятельности влияют праздники и развлечения. Можно предложить
детям сделать подарки выпускникам (закладки для книг), а также
пригласительные билеты для гостей.
Формы самостоятельной изобразительной
деятельности детей требуют косвенного руководства воспитателя, особенно в
многообразной деятельности (организация теневого театра, выполнение поделок
для игр- драматизаций, рисование декораций, оформление помещений детского
сада к праздникам и развлечениям и др).
Обогащение самостоятельной
изобразительной деятельности детей происходит за счет приобретенного на
занятиях, поэтому особую важность имеет устойчивость получаемых навыков и
умений. Необходимо давать такой объем знаний по изодеятельности, чтобы дети
могли их усвоить и перенести в самостоятельную деятельность.
Самостоятельность у
дошкольников в изобразительной деятельности не возникает сама по себе, однако
руководство должно носить косвенный характер. Воспитание ее требует соблюдения
определенных педагогических условий, которые помогут
педагогу избежать ошибок, организовать работу с дошкольниками по воспитанию
самостоятельности в изобразительной деятельности наиболее эффективно.
Поэтому, планируя работу с детьми,
воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной
деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь: помогает организовать
игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание,
побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает
оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов,
иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний не
приемлем. Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо
руководить, но тонко, не навязчиво.
Так, необходимо убедиться в том, знает
ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто
бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том,
что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и
снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.
Если в процессе изображения встретятся
затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке
своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует
подписывать и хранить в специальной папке.
Самостоятельная художественная
деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако педагог
может организовать ее и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками,
лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью,
пастелью, цветными карандашами), создание на песке из камушков изображений
(солнышка, животных, людей), изготовление изделий из папье-маше, плетение из
ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой — создание
скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.
Одним из эффективных приёмов подготовки детей к
самостоятельной деятельности отдельно можно выделить освоение навыков
работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения
развивается творчество, воображение. Эта техника предоставляет возможность
достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт
больше шансов для самовыражения, дети получают больше возможностей для
творчества. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может
применять её в самостоятельной деятельности.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Выполнила:
Емерова Надежда
Дмитриевна
Введение
Н.Михайленко, Н.Короткова в методических рекомендациях отмечают важность обеспечения самостоятельной деятельности детей, так как в ее рамках развивается творческая активность в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.) Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В связи с этим, авторы определяют важность разделения педагогического процесса на три составляющих блока, а среди них – блок свободной самостоятельной деятельности детей, имеющий значение для решения задач всестороннего воспитания личности ребенка. В своей свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности со взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности. [9]
Проблемы проявления у детей инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали такие ученые, педагоги как, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, В.А.Езикеева, Т.Г.Казакова, Л.Н.Комиссарова, Л.Я.Панкратова, Л.В.Пантелеева, Г.Н.Пантелеев, А.Е.Шибицкая, Л.С.Фурмина и др. и в 1980 году вышла в свет коллективная монография под редакцией Н.А.Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников». Как отмечает Н.А.Ветлугина: «Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства», и дети, в силу своих возрастных особенностей, «сами находят форму организации своей художественной практики». В связи с этим, авторы
рассматривают самостоятельную художественную деятельность детей как
деятельность по инициативе самих детей, в которой они активно осваивают доступные им виды искусства, организуя свои действия в форме игр, упражнений и придавая им репродуктивный или творческий характер. [10]
Г.Г.Григорьева отмечает, что самостоятельная художественная деятельность различна по содержанию, возникает под влиянием различных мотивов и ребенок проявляет себя в ней как субъект деятельности (самостоятельно ставит цель, определяет средства ее достижения, выполняет работу и получает результат), что представляет особую ценность, так как представляет одну из форм самодеятельности дошкольника. [3]
Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития, самореализации детей в самостоятельной изобразительной деятельности.
Задачи развития самостоятельной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей различна по своему содержанию: это и театрализованные игры, и художественно-словесное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика. Как отмечает Н.А.Ветлугина, все эти виды искусства выступают как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являют собой синтетическую художественную деятельность. Анализируя труды А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Н.А.Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей как реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, и как то «среднее звено», которое связывает объект (искусство) и субъект (ребенка). [10]
Проблема формирования самостоятельной изобразительной деятельности детей в детском саду широко рассматривается в педагогических трудах, и как отмечает Г.Г.Григорьева, все аспекты в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности. Самостоятельная изобразительная деятельность осуществляется в свободное время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок выбирает тему, ставит цель, определяет средства изображения, выполняет работу и получает результат. Автор отмечает, что смысл самостоятельной деятельности заключается в формировании у детей способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. [3]
Н.А.Ветлугина, анализируя исследования развития самостоятельной деятельности, отмечает сходство ее с игровой, так как и та и другая возникают по инициативе детей в соответствии с индивидуальными интересами детей, осуществляются по самостоятельному замыслу, в них отражаются имеющиеся впечатления детей, их отношение к процессу деятельности. Но у игры и художественно-творческой деятельности имеются
различия. Мотивом художественной деятельности, по мнению Н.А.Ветлугиной, часто выступает стремление детей к усовершенствованию
полученных умений. Коллектив авторов под руководством Н.А.Ветлугиной, опираясь на основные положения А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, сформулировали примерную структуру самостоятельной художественной деятельности [10] :
№ |
Структурный компонент |
Характер проявления |
1 |
возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, обусловленных внутренними мотивами, имеющимся художественным опытом. |
самостоятельный выбор ребенком того или иного вида деятельности, нахождение формы ее организации, привлечение сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению. |
2 |
реализация замысла, качество которой зависит от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия. |
применение адекватных способов действий – воспроизводящих и творческих, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми. |
3 |
самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели. |
совершенствование ребенком своих действий по ходу развития деятельности, высказывание предположений по ее дальнейшему ходу и окончанию. |
Источником самостоятельности являются впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, различные представления, интересы, стремления. Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые необычные условия, где проявляются их интересы, склонности к определенному виду деятельности, к любимой тематике. Искусство также является источником самостоятельной изобразительной деятельности. Различные его виды, живопись, музыка, литература, театр, кино и т.д., обогащают дошкольников различными впечатлениями, способствуют созданию детьми выразительных образов. [8]
Н.П.Сакулина подчеркивает, что в процессе самостоятельной художественной деятельности проявляются различные склонности ребенка. Склонность к изобразительной деятельности говорит о наличии очень
разнообразных по своему характеру способностей, которые в дальнейшем могут найти различное общественное применение. В детской
самостоятельной изобразительной деятельности выражаются художественные склонности – любовь к цветосочетаниям, к созданию ритма узоров, выражение сказочных образов, картин природы.[12]
Таким образом, возникая по собственной инициативе детей, самостоятельная художественная деятельность проходит без непосредственного участия и помощи взрослого. Но исследователи самостоятельной художественной деятельности Н.А.Ветлугина и др. считают этот процесс не спонтанным, а педагогически обусловленным, который
зависит от установления правильного соотношения субъектных и объектных причин. [10] Те художественные интересы, сформированные с помощью взрослого, накопившиеся впечатления, желание закрепить то, что не до конца усвоено – все это способствует проявлению самостоятельности в художественно-творческой деятельности. В связи с исследованиями Н.А.Ветлугиной и ее соавторов, а также из опыта работы Е.Скибиной и С.Косенко [13] можно выделить
задачи развития самостоятельной изобразительной деятельности:
- выявить особенности самостоятельной изобразительной деятельности детей, возникающей по их собственной инициативе;
- определить уровень способов самостоятельных действий, приобретенных детьми в процессе художественно-продуктивных занятий;
- установить состояние предметно-развивающей среды, способствующей самостоятельной деятельности детей;
- создать условия, стимулирующие проявления самостоятельной изобразительной деятельности;
- формировать интерес к самостоятельной изобразительной деятельности, используя наиболее эффективные методические приемы;
- систематизировать планирование работы по самостоятельной художественно-творческой деятельности;
- изучить особенности семейного окружения, укрепляющего или разрушающего стремление ребенка к художественным проявлениям;
- обобщить опыт педагогических приемов, стимулирующих самостоятельные действия детей.
Г.Г.Григорьева отмечает, что уровень самостоятельной деятельности детей
различен в разные возрастные периоды, что связано с возрастными психофизическими возможностями дошкольников в овладении деятельностью и условиями, в которых идет ее развитие. Но при создании благоприятных условий к концу дошкольного детства у детей оформляется довольно высокий уровень самостоятельности изобразительной художественно-творческой деятельности. [3]
В процессе изобразительной деятельности, как отмечает Т.С.Комарова, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получилось. Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает разнообразные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. [6] Поэтому важно обеспечивать самостоятельную изобразительную деятельность детей, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Работы детей, выполненные в свободное от занятий время, могут дать воспитателю информацию, которая поможет определить уровни овладения детьми различными изобразительными навыками, что поможет спланировать индивидуальную работу, тематику художественно-продуктивных занятий, наметить задачи и методы обучения детей. Анализ проявляемого в самостоятельной деятельности индивидуального опыта детей позволяет определить характер познавательной деятельности детей на занятиях, что дает возможность организовать занятия на творческом уровне. [3]
Таким образом, задачи развития самостоятельной изобразительной деятельности позволяют определить характер проявления
самостоятельности детей, их предпочтения, склонности, пути активизации детей, создание условий, обогащения предметно-развивающей среды, а также эффективные приемы руководства данной деятельностью и условия ее организации.
Характер самостоятельной изобразительной деятельности детей.
Самостоятельная деятельность детей, как правило, возникает в свободное от режимных моментов и от занятий время. Н.П.Сакулина отмечает, что самостоятельная художественно-творческая деятельность возникает в игре.
В творческих ролевых играх, отражающих различные стороны жизни, может включаться и изобразительная деятельность – выполнение рисунков, лепки, исполнение песен и т.п. Сам же процесс рисования, лепки и вырезывания и т.п. легко и непосредственно переходит в игру – сделанные детьми поделки служат игрушками, да и сам процесс создания для ребенка уже игра, содержание игры выражается также в речи, движении. [12]
Т.Г.Казакова также определяет, что одной из наиболее ярких форм самостоятельной деятельности является игра, она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Самоорганизация детей приобретает в основном две формы:
- сюжетно-ролевая игра;
- упражнения, которые чаще всего имеют индивидуальный характер.
Эти формы существуют параллельно, имеют место в каждой возрастной группе, но форма упражнений характерна для детей старшего дошкольного возраста. [15]
В самостоятельной изобразительной деятельности дети, как правило, действуют индивидуально. Иногда они объединяются по интересам, действуют коллективно по трое-четверо или большими группами, коллективное творчество обогащает детей. По своей собственной
инициативе дети могут себя проявлять в различных видах художественно-творческой деятельности. Т.Г.Казакова в пособии «Эстетическое воспитание в детском саду» отмечает, что в младшем дошкольном возрасте возникают простейшие формы самостоятельной деятельности (рассматривание иллюстраций в книге, рисование цветными мелками, палочкой на снегу, на песке и т.п.), у старших дошкольников наблюдается более развернутый характер. Самостоятельная художественная
деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и
произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песни или танцевать и т.д. Такое соединение различных видов деятельности дает ребенку возможность полнее
мобилизовать свой художественный опыт, ярче проявить свои склонности и способности. [15]
Самостоятельная изобразительная деятельность постепенно с возрастом обогащается по содержанию, в то же время может быть разнообразна по видам. Сочетание музыки, пения, движения, изобразительной деятельности способствует более яркому воплощению игрового, музыкального, графического образа. Такие проявления говорят о довольно высоком уровне проявления самостоятельной изобразительной деятельности.
Г.Г.Григорьева определяет высокий уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности детей в следующих проявлениях [3] :
- Специфические мотивы.
— Ребенком движет стремление выразить мысли, чувства, свои впечатления о мире, ребенок в своем творчестве желает быть понятым и принятым взрослыми и детьми, стремиться получить одобрение, адресует им свою работу, т.е. деятельность вызывается общественно-направленными мотивами.
— Интерес, склонность к данному виду деятельности – важный и часто встречающийся побудитель самостоятельной деятельности, в свою очередь, вызываются различными причинами: ощущение успеха и наличием соответствующих способностей, потребность в творчестве, пока еще
неосознанная, но формирующаяся. Эти специфические мотивы деятельность весьма ценны для формирования общей направленности личности ребенка, так как они входят в общую структуру мотивационно-потребностной сферы дошкольника и влияют на его поведение в целом.
- Целеполагание.
Проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей согласно
впечатлениям, которые его волнуют. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления определения темы изображения.
- Способность под влиянием действенных мотивов искать и находить средства для достижения цели.
Проявляется в деятельности когда дошкольник относительно свободно владеет способами изображения, не боится поисковой деятельности при отсутствии каких-то изобразительных решений, тогда детское «хочу» объединяется с «могу» и ребенок испытывает радость от деятельности.
Г.Г.Григорьева отмечает, что «очень важно, чтобы операционально-техническая сторона деятельности, реализующее это «могу», выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне». [3] Яркое впечатление, осмысленное, анализирующее восприятие, способность к переносу, варьированию, поиску способов изображения при
соответствующем контроле (сравнение получаемого результата с представлением и корректировка образа) – это все и есть, по мнению Г.Г.Григорьевой моменты творческого поиска в деятельности. Проявляется в том, что ребенок самостоятельно отбирает материал, ярко представляет себе образ, находит способы изображения, комбинируя известные, видоизменяет, дополняет их и изобретает новые.
- Получение удовлетворяющего ребенка результата.
Проявляется в отношении ребенка к продукту своей деятельности: стремление применить его в соответствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания, бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного).
Под влиянием формирования мотивационно-потребностной сферы личности в самостоятельной художественной деятельности у детей возникает инициатива в выборе тем, разработка замыслов, активный поиск способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы. [3]
Но, как отмечает Т.Г.Казакова, может быть и более низкий уровень самостоятельности, если ребенок не освоил нужных способов действий в
процессе специально-организованной или совместной со взрослым деятельности. Следовательно, чтобы дети по своему желанию и интересам
могли выбирать различные виды художественной деятельности, необходимо
дать им достаточные знания, сформировать определенные навыки и умения. [15]
Источниками самостоятельной изобразительную деятельности детей могут выступать следующие явления:
- Впечатления от восприятия окружающей действительности, разнообразные жизненные ситуации (прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, новые игрушки) оставляют след в памяти ребенка, вызывая, как правило, положительные эмоции.
- Изобразительное искусство является также источником детской
самостоятельной деятельности. Различные его виды оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, так как они имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.
- Значительно обогащает самостоятельную изобразительную деятельность детей произведения художественной литературы, в частности стихи классиков детской литературы и сказки.
- Праздничные утренники и развлечения с яркими интересными сценариями – это волнующее и радостное событие для каждого ребенка. Активное участие ребенка в них находит отражение в самостоятельной художественно-творческой деятельности. Дети
передают свои впечатления в соответствии с опытом и умениями.
- Наиболее сильным побудителем, по мнению Т.Г.Казаковой [15], является художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Систематическое обучение в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем знаний,
умений и навыков в области музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности. Желание поупражняться в способах
действий, полученных на занятиях, часто возникает у детей, они изображают то, что особенно им близко.
- Также одним из особенных условий возникновения у детей желания самостоятельно действовать – это предметно-развивающая среда, оснащение групповой комнаты необходимым материалом, оборудованием и пособиями. Оборудованная зона изобразительной деятельности соответствующими материалами, где ребенок имеет возможность пользоваться разнообразными пособиями, способствует созданию творческого настроения.
Пожалуй, наиболее характерным проявлением самостоятельной художественно-творческой деятельности детей является рисование. Н.Аллахвердова в книге «Дети рисуют» отмечает, что все виды художественного творчества, кроме рисования, требуют времени для
овладения определенными формами самовыражения, а пока ребенок этими формами овладевает, он, обычно, уже вырастает и не способен передать в них необычность своего детского восприятия мира. [1] Только в рисовании дети с самого начала свободны от ограничений, и поэтому рисование им ближе всего. Это та область творчества и труда, где ребенок выступает наравне со взрослыми, а порой и превосходит их. Как пишет Н.Сергеева, в рисунках детей проявляется сложнейший мир души, который малыш открывает внимательному наблюдателю: «рисунок – это откровение детской души, рассказ ребенка о самом себе, о своей боли и радости, о том, о чем не скажешь словами, о том, что еще не понимаешь, не осознаешь, но остро чувствуешь». [11] Поэтому очень важно давать возможность ребенку выражать себя в различных видах изобразительной деятельности,
действовать самостоятельно, проявлять инициативу в выборе той деятельности, которая отвечает его потребностям, способностям, желаниям.
Итак, самостоятельная изобразительная деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, она развитие творческих способностей, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, развития мотивационно-потребностной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного
возраста. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей.
Современные требования к условиям организации самостоятельной изобразительной деятельности.
Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью требует от воспитателя внимательного отношения и тонкого руководства. Г.Г.Григорьева отмечает, что инициативу ребенка легко нейтрализовать, и даже можно невольно разрушить замыслы детей и разрушить саму деятельность, поэтому в целях сохранения самостоятельности и активизации творчества детей, руководство такой деятельностью должно быть косвенным. [3] Н.А.Ветлугина определяет, что особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогическое условия. [15]
Г.Г.Григорьева отмечает, следующее: «Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня». Также определяет специфику руководства [3] :
- Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов деятельности.
Здесь предполагается, что обучение на художественных занятиях нужно построить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию или показу воспитателя, но и без его помощи. Руководство изобразительной
деятельностью, по мнению Т.С.Комаровой, требует от воспитателя умения тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. [6] Г.Г.Григорьева отмечает, что содержание самостоятельной изобразительной деятельности определяет эмоционально-интеллектуальный опыт детей, который может быть тесно связан с содержанием соответствующих занятий. Увлеченность темой – наиболее ценный побудитель самостоятельной деятельности. Оборудование, материал, работы, поделки детей, выполненные на занятиях, введенный педагогом в зону самостоятельной деятельности, позволяют обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью.[3]
- Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников, развлечений.
Любой вид художественного творчества, по словам Т.Г.Казаковой, основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения. Все это способствует обогащению деятельности – любой, в том числе и самостоятельной. Благодаря восприятию произведений изобразительного искусства, народного творчества меняется установка на конечный результат деятельности, появляется внимание к изобразительному материалу, его особенностям. Особенно яркое впечатление производят изделия народного декоративно-прикладного творчества. [5]
Дети, также получают массу впечатлений от праздников и развлечений, от звучания музыки, песен, красочного художественно-оформленного помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. По мнению Н.А.Ветлугиной, дети приобщаются к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающем у них желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце и т.д. [15]
- Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.
Г.В.Лабунская отмечает, что важную роль играет семья в эстетическом воспитании, эстетической восприимчивости ко всему окружающему, художественном развитии во всестороннем развитии личности ребенка. Автор отмечает важность воспитания у детей наблюдательности, умения видеть, рассматривать, анализировать. Интерес родителей к искусству способствует развитию интереса и у детей, способствует обогащению
содержания самостоятельной изобразительной деятельности, чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. [7] Поэтому, отмечает Г.Г.Григорьева, родителям необходимо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье, раскрыть смысл изобразительной деятельности, значение ее для общего развития детей, объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей, чем могут помочь ему родители. [3]
- Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную изобразительную деятельность.
Принципы построения предметно-развивающей среды, направленной на решение задач формирования творческого начала личности ребенка, развития его индивидуальности, активизации личностно-ориентированной модели воспитания определены В.А.Петровским, для развития самостоятельной художественно-творческой деятельности из них Г.Г.Григорьева выделяет следующие [3]:
- Принцип дистанции и сближения позиции взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. Размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять желание ребенка уединиться в творчестве, в то же время, способствовать доверительному общению со взрослым. То есть необходимо иметь в групповом помещении место, которое может быть отделено (условное зонирование) от пространства групповой комнаты, но в то же время иметь доступ и место для коллективного творчества.
- Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.
Предметная среда, оснащение зоны все должно побуждать у детей инициативу, давать простор для творчества, следовательно, в размещении оборудования необходима вариативность. Для детей младшего дошкольного возраста предлагается рисование на длинной полосе бумаги, на доске, на стене, что способствует сближению детей, объединению их рисунков. Для более старших дошкольников предлагается размещение на ленточных столах, стол-«пятилистник», что способствует общению детей, обмену впечатлениями. В зоне изобразительной деятельности необходимо иметь доску, а еще лучше мольберты, которые дети могут передвигать по мере необходимости.
- Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Данный принцип реализуется в смене и обогащении предметного содержания, его разумной смене, рациональном расположении, позволяющего реализовывать замыслы в любое время, в любой обстановке. Дети должны иметь возможность изменять среду по своему усмотрению, если этого требуют их замыслы, интересы, настроение. Также необходимо предусмотреть, чтобы место для самостоятельной деятельности было хорошо освещено, имелись шкафы или полки для размещения изобразительного материала, к которым дети имеют свободный доступ. Важно предоставить в распоряжение детей бумагу различного цвета, фактуры, формата, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, сангину, мел, краски, кисти для рисования и аппликации, глину, пластилин, природный и бросовый материал, всевозможные детские музыкальные и шумовые инструменты, атрибуты к театрализованным играм, костюмы, маски, наборы для конструирования и игрушки для обыгрывания построек и т.п. Качество и количество меняются в зависимости от возрастной группы. В групповой комнате также необходимо иметь место для демонстрации детских работ (паспарту, рамки, стенды), а также использовать детские работы в качестве украшения групповой комнаты. В зонах изобразительной деятельности полезно иметь альбом, папки с репродукциями картин, фотографиями предметов декоративно-прикладного искусства и т.п.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Данный принцип воплощается в определении специального места и расположения материала по изобразительной деятельности, это может быть комната-
Студия или уголок в групповой комнате. Место для самостоятельной изобразительной деятельности может быть обозначено информативной и функциональной эмблемой. В местах, специально предусмотренных для изобразительной деятельности, можно использовать соответствующую музыку, магнитофонные записи звуков живой природы. Также необходимо предусмотреть выносной материал для изобразительной деятельности на прогулке в соответствии с сезоном. В групповой комнате, в помещении ДОУ целесообразно устраивать мини-галереи для демонстрации как детских работ, так и репродукций картин известных художников.
Таким образом, современные требования к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности требует от воспитателя следующего: создания благоприятных педагогических условий — чуткого косвенного руководства, в случае, если ребенок отдает предпочтение какой-либо деятельности, необходим индивидуальный подход, внимание взрослого к продуктам детской деятельности, создания благоприятной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор деятельности, в соответствии с его интересами, а самое главное, имеющей развивающий характер.
Заключение
Итак, педагогический процесс в ДОУ, условно разделенный на три блока, обеспечивает в рамках блока свободной самостоятельной деятельности детей возможность саморазвития ребенка, свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям, склонностям, интересам. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребенок получает возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет важное значение для развития полноценной личности ребенка.
Такие авторы, как Г.Г.Григорьева, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, одним из важных условий развития и активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с детьми в данном виде деятельности.
Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путем выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности. Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию окружающего пространства путем оформления интерьера, его части с использованием результатов собственной продуктивной деятельности.
Таким образом, в самостоятельной изобразительной деятельности дошкольники приобщаются к художественному опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и др., необходимых для всестороннего развития личности дошкольника.
Особенности проявления детьми интереса к самостоятельной изобразительной деятельности.
Анализ ситуации в группе показал, что большинство детей отдают предпочтение в самостоятельной изобразительной деятельности рисованию, особый интерес вызывает рисование гуашью, которая дает яркий, контрастный след на листе бумаги, а также интерес к действиями с данным изобразительным материалом связан с тем, что у детей имеются сформированные навыки в работе с ним. Но имеется категория детей, которые не проявляют интерес к какой-либо художественно-творческой деятельности.
Показатели проявлений предпочтений детей в процессе самостоятельной изобразительной деятельности.
Как правило, желание рисовать самостоятельно у детей группы возникало после занятий изобразительной деятельностью. Учитывая это, занятия по рисованию старались планировать с учетом того, чтобы у детей было достаточно времени для проявлений самостоятельности в данном виде деятельности. В своих рисунках дети чаще изображают то, что видели в окружающем мире, при рассматривании иллюстраций, различные предметы,
явления.
Также данный анализ выявил, что дети группы не интересуются аппликацией, конструированием из бумаги в процессе самостоятельной
деятельности. Что позволило определить перспективу дальнейших задач воспитательной деятельности по обогащению содержания самостоятельной деятельности детей в аппликации и конструировании из бумаги.
На данном же этапе была намечена работа по насыщению эмоционального опыта детей, самостоятельно выбирать из уже освоенных средств выразительности и способов выражения своих впечатлений на задуманную тему. А также по обогащению в процессе занятий умений и навыков детей, необходимых для воплощения своих замыслов.
Работа по формированию навыков самостоятельной изобразительной деятельности детей группы.
Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей требует от воспитателя знания того, что представляет из себя детское творчество, особенно детское, знания, умения и навыки изобразительной деятельности детей, умение тонко и тактично поддерживать инициативу и самостоятельность, а также способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. Для развития самостоятельной художественно-творческой деятельности, к которой дети проявляют огромный интерес, им необходимы навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами овладеть не могут, а также наличие развивающей и побуждающей к деятельности предметно-развивающей среды.
В связи с интересами детей, работа по развитию самостоятельной художественной деятельности была проведена следующим образом:
Пополнен уголок изобразительной деятельности разнообразными изобразительными материалами и оборудованием, соответственно возрасту. По возможности, было спланировано нахождение его в непосредственной близости с природным и книжным уголком.
Были подобраны и составлены конспекты занятий, тематика которых отвечала интересам детей.
В связи с тем, что понятны и близки детям образы сказочных героев, впечатления от окружающей действительности, в тематику занятий художественно-продуктивной деятельности были включены занятия на следующие темы:
Проведена индивидуальная работа с теми детьми, которые проявляют наибольший интерес к самостоятельному рисованию.
Индивидуальная работа проводилась с детьми группы, особое внимание уделялось детям, проявлявшим интерес к рисованию. Данная работа заключалась в вызывании у ребенка интереса к изобразительным материалам, желание действовать, побуждении потребности посильно вносить элементы изображения в свои игры. Укрепление в каждом ребенке веры в свои силы, желания добиваться результата и всячески помогать ему в этом. Способствование переносу усвоенных приемов работы с материалами в свободную самостоятельную деятельность, побуждение к вариативному их использованию. Проведение индивидуальных выставок работ детей
Анализ проделанной работы.
В процессе проведения работы по развитию самостоятельной художественно-творческой деятельности дети группы активно пользовались изобразительными материалами, в основном использовали для рисования гуашевые краски, цветные карандаши.
Анализируя уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности, был получен следующий результат:
- повысилось количество детей, предпочитающих самостоятельное рисование в свободное время;
- на момент окончания работы, в группе не осталось детей, которые не имели каких-либо определенных увлечений, каждый из них смог реализовать себя в каком-либо виде художественно-продуктивном виде
деятельности;
- у детей сформировался интерес к рисованию, появление замысла, а также его реализация доступными средствами выразительности;
- полученные в ходе занятий навыки рисования оказывали влияние на развитие самостоятельной изобразительной деятельности, на воплощение замыслов детей, а также повысили уровень самостоятельности, активности в использовании изобразительного материала;
- но, по-прежнему, к таким видам деятельности как, аппликация и конструирование из бумаги, дети не проявляли интереса, следовательно, следующий этап работы будет направлен на развитие данных видов деятельности.
Показатели проявлений предпочтений детей в процессе самостоятельной изобразительной деятельности по завершении работы.
Таким образом, на развитие самостоятельной изобразительной деятельности большое влияние оказывает чуткое руководство со стороны воспитателя, индивидуальная работа с детьми, а также занятия по изобразительной деятельности с учетом интересов и склонностей детей.
Заключение.
Являясь одним из любимых и доступных видов детской деятельности, рисование развивает изобразительные способности ребенка, способствует его художественному развитию, помогает передать свое отношение к окружающей действительности с помощью доступных ему выразительных средств. Рисование способствует развитию эстетического восприятия, формирует у детей чувство формы, цвета.
Изобразительные возможности ребенка 4 – 5 лет еще весьма ограничены и связаны с развитием различных комплексов умений, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться материалами. А художественное творчество напрямую связано с развитием данных умений у детей. Поэтому большое значение имеет развитие изобразительных умений в самостоятельной деятельности детей, создание условий в которых ребенок он испытывает радость от процесса и результата собственной деятельности.
Рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Самоценным в самостоятельном рисовании является формирование уверенности в себе и своих возможностях, целенаправленность деятельности, самоопределение себя ребенком-дошкольником.
Литература
- Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М. : Знание, 1980. – 96 с.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999. – 344 с.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М. : Просвещение, 2006. – 192 с.
- Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 7.
- Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 2.
- Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М. : Педагогика, 1970. – 47 с.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
- Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. // Дошкольное воспитание. – 1992. — № 5 – 6.
- Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Н.А.Ветлугина. – М. : Педагогика, 1980. – 208 с.
- Сергеева Н. Рисунки – откровения детской души. // Обруч. – 2006. -№1.
- Система эстетического воспитания в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М., 1962. – 370 с.
- Скибина Е., Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей. // Дошкольное воспитание. – 1984.- № 12.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. – М. : Владос, 2000. – 144 с.
- Эстетическое воспитание в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1978. – 207 с.
З.Особенности педагогического руководства самостоятельной изобразительной деятельностью
В
процессе непосредственного общения с
детьми педагог выбирает главным
образом позицию сотрудничества, партнера.
Выбор позиции подчиняется
цели руководства самостоятельной
деятельностью. Цель: развитие
личности ребенка и в первую очередь
развитие инициативы, творческой
сущности личности. Поэтому в руководстве
деятельностью надо идти от интересов
ребенка, его инициативы.
Любая
деятельность, возникающая по инициативе
ребенка, требует особенно
внимательного отношения и тонкого
руководства, так как инициативу
ребенка легко нейтрализовать, более
того, можно невольно разрушить
замыслы детей и даже разрушить
деятельность. Дети не всегда принимают
взрослого в свою игру, часто не позволяют
вмешиваться в изобразительный
замысел. Поэтому в целях сохранения
самостоятельности и активизации
творчества детей руководство такой
деятельностью должно быть
косвенным.
Наблюдая
за деятельностью, возникающей по
инициативе дошкольников,
педагог очень осторожно может
«подключиться» к детским замыслам:
сначала в роли благодарного зрителя,
умеющего удивляться, радоваться,
сопереживать. На фоне такого эмоционального
соучастия, обыгрывания
образа, его эстетического восприятия
возможны вопросы, побуждающие
ребенка к развитию замысла, поиску
способов действия; советы,
если ребенок нуждается в них.
Педагог,
ежедневно общаясь с детьми, может
формировать у них позицию
активного отражения впечатлений. Так,
наблюдая, отмечая с детьми яркие
события, явления и т.п., он может подсказать
им идею: рассказать об увиденном
в рисунке. «Какой чудесный закат сегодня..
.давайте посмотрим… Как
необычны краски неба… Сейчас все
исчезнет, а как хочется, чтобы другие
люди заметили, увидели эту красоту. А
что, если нам попробовать
нарисовать такой закат?»
Наблюдая
с детьми необычные явления, переписывая
яркие чувства, воспитатель
безотносительно к занятию может спросить:
«Дети, в как это можно
нарисовать?» так дети приучаются к мысли
о том, что волнующие события
могут быть отражены в стихах, танцах,
музыке, рисунках, придуманных
ими самими. В нужный момент такие
подсказки, идеи могут актуализироваться
в деятельности детей. Очень часть педагог
ведет беседы с детьми
о том, что они видели в воскресные дни,
куда ходили, как провели отпуск
с родителями и т.п. А ведь можно предложить
дошкольникам рассказать
об интересных событиях в рисунке, а
потом вместе с другими детьми
посмотреть их.
Рисунки,
поделки, выполненные детьми вне занятий,
дают богатую информацию воспитателю
об интересах ребенка, о том, что его
волнует, о способах изображения, которыми
он владеет. Такая информация позволяет
педагогу
более точно планировать работу на
специальных занятиях: отбирать любимые
темы, более точно определять задачи,
характер методов обучения и т.
п.
Анализ
содержания самостоятельной изобразительной
деятельности существенным
образом помогает воспитателю определить
характер познавательной
деятельности детей на занятиях,
проявляемый в самостоятельной
деятельности индивидуальный опыт детей
может быть таким,
что позволит организовать изобразительную
деятельность на занятии на
репродуктивно вариативном и даже
творческом уровне, минуя этап сообщения
детям готовых знаний и способов
деятельности. Возможно, наоборот,
в самостоятельной деятельности
обнаружится полная беспомощность детей
в изображении каких-то явлений при
одновременно ярко выраженной потребности
воплотить эти впечатления в рисунке
(лепке). Это послужит основой
постановки соответствующих учебных
задач на занятии.
Особого
подхода требует самостоятельная
коллективная деятельность.
В
этом случае руководство выражается:
во-первых,
в
наблюдении, выяснении, а то и в предложении
мотивов деятельности;
во-вторых,
в
наблюдении за процессом коллективного
замысливания, распределения
и планирования последовательности
работы, помощи в случае необходимости;
в-третъих,
в
наблюдении за процессом реализации
замысла, корректировке,
согласовании действий на правах участника
или заинтересованного
зрителя;
в-четвертых,
в
положительном принятии результата
деятельности и его
применении.
Самостоятельной
деятельности детей должно быть отведено
место и
время в режиме дня. Специфика
руководства самостоятельной деятельностью
такова:
1. Обучение
на занятиях и развитие при этом
самостоятельных способов
действий.
-
Ознакомление
детей с окружающим миром и формирование
ярких впечатлений,
в том числе и художественных, от
восприятия произведений искусства,
предметов народного творчества,
праздников и развлечений.
-
Работа
с семьей с целью создания благоприятных
условий для этой деятельности
в домашнем кругу.
-
Создание
материальной среды, стимулирующей и
обеспечивающейсамостоятельную
художественную деятельность.
Таким
образом, зная цель, задачи, принципы,
примерное содержание,
формы и методы руководства самостоятельной
художественной
деятельностью, педагог творчески их
использует в конкретном
педагогическом процессе.
Главное
— сохранять и развивать индивидуальность
ребенка. Безусловно,
что одаренные дети потребуют особого
внимания не в плане выделения
их перед другими, а чуткого наблюдения
за их индивидуальностью,
понимания взрослыми их особого видения
и отражения
мира. Полезнее идти за ребенком, не
разрушать то, чем наделила его природа.
В то же время нужно чувствовать, в чем
он нуждается, в чем его слабости. Развитие
наблюдательности, стимулирование
творчества, более широкое введение
ребенка в мир изобразительного искусства
(посещение выставок,
музеев и пр.) обогащает детей, не разрушая
их индивидуальности.
В
настоящее время широко распространены
такие формы
работы с
детьми, как кружковая, студийная и пр.
Как правило, в кружках, изостудиях
занимаются дети, имеющие склонность,
особый интерес к данному виду деятельности,
сочетающиеся нередко с ярко выраженными
способностями. Однако
посещение студий, кружков должно быть
доступно любому ребенку независимо от
его способностей.
Принципиальных
отличий в методике работы с детьми при
таких формах
ее организации нет. Главное требование
— это создать все условия, чтобы ребенку
хотелось посещать студию (кружок), чтобы
он испытывал радость от процесса и
результатов деятельности, чтобы он
глубже и полнее открывал
для себя мир людей, природы, искусства.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста.
Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности, поиск резервов и эффективных путей ее воспитания – одна из центральных в психолого-педагогической науке. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности ребенка.
В педагогике — самостоятельность определяется, как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений.
В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности в изобразительной деятельности уделено особое место. Совокупный анализ исследований по данной проблеме свидетельствует, что самостоятельность рассматривается в постановке дошкольниками цели деятельности, которая в свою очередь конкретизируется в определении темы изображения, выборе изобразительных средств, способов для создания образа в зависимости от вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру.
Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.
Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка
-
развиваются инициатива, самостоятельность, активность;
-
процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;
-
в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;
-
совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;
-
в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;
Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей
-
она возникает по инициативе детей;
-
ребёнок сам определяет цель;
-
сам находит средства для её воплощения;
-
планирует деятельность, добиваясь желаемого результата
-
в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.
Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о том что, эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности, в частности, зависит от соблюдения педагогом определенных условий.
Опыт показывает, что одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т.д.).
Другим важным условием выступает
опора изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные дошкольниками от реальной действительности. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.
Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает
индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который базируется на знании специфических особенностей каждого малыша, учете уровня развития изобразительных умений и навыков, что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей.
Немаловажным выступает и
организация личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Оно должно быть направлено на позицию партнерства, сотрудничества с ребенком, на признание взрослым его самостоятельности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.
Организация игровой формы изобразительной деятельности, также способствует проявлению самостоятельности у дошкольников (процессуальная игра, игровые упражнения, игровые ситуации и т.п.). Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется необходимость установления связи между ними. Оба вида деятельности основываются на впечатлениях, которые получают дети из окружающей жизни. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создает лично значимый мотив деятельности, так как изображать ход игры, создавать игровые образы значительно интереснее, чем просто рисовать, лепить или наклеивать что-либо.
Кроме того, игровая форма организации способствует формированию у дошкольника умения ставить цель, планировать действия, овладевать способами изображения, контролировать ход выполнения, давать оценку, а значит проявлять самостоятельность на всех этапах изобразительной деятельности.
Тесный контакт педагога с семьями детей — является еще одним немаловажным условием для развития художественно — творческого развития детей.
Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями, братьями, сестрами, тоже находит своё отображение в рисунке, лепке, в игровом творчестве. Особенно сильные впечатления оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных театров, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят дома с родителями, затем изображают по — своему. В месте с родителями ребёнок отдыхает на природе, путешествует, посещает выставки, музеи и т.д., а полученные впечатления переносят в собственную художественную деятельность.
Для более тесного контакта с семьёй проводятся Мастер – классы, консультации для родителей, анкетирование. Родителям предоставляется перечень игр, которые можно провести с детьми дома, на природе.
Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности.
Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной художественной деятельности дошкольников, рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности. В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности — детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, элементы костюмов к праздникам, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы), ребенок может рисовать карандашами, фломастерами, красками, мелками, углем, пальчиками, ладошками и т.п. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.
Организация художественно-эстетической развивающей среды
Младшая группа:
-
предметы быта: Вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки (дымковская), игрушки из дерева (семёновская, матрёшки, грибки, кони-каталки) игрушки из соломы.
-
книжная иллюстрация. Художники: Ю. Васнецов, В. Лебедев, В. Сутеев, Е. Чарушин.
-
художественные картины. Натюрморты, изображающие цветы, фрукты и овощи: П. Кончаловский. Сирень в корзине; И. Левитан. Васильки; И. Репин. Яблоки.
-
скульптура малых форм, изображающая животных
Средняя группа
-
натюрморт. П. Кончаловский. Персики; И. Левитан. Белая сирень; Одуванчики; Машков. Синие сливы; И. Репин. Яблоки.
-
пейзаж. И. Айвазовский. Волна; А. Куинджи. Берёзовая роща; Шишкин. Сосновый бор.
-
портрет. И. Репин. Стрекоза; В. Суриков. Смеющийся солдат; А. Архипов. Девушка с кувшином. ( живопись).
-
книжная графика. Иллюстрации художников: В. Лебедева, Л.Токмакова, Л. Владимирского.
-
скульптура. Малые формы: анималистическая, несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера)
Старшая, подготовительная группы
Живопись
-
натюрморт. Ю. Васнецов. Цветущий луг; М. Кончаловский. Поднос и овощи; К. Коровин. Цветы и фрукты.
-
пейзаж. В. Васнецов. Затишье; И. Левитан. Вечерний звон; В. Мешков. Сказ об Урале; А. Саврасов. Рожь; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.
-
портрет. И. Айвазовский. Пушкин у моря; З. Серебрякова. Портрет сына; В. Серов. Девочка с персиками.
-
жанровая живопись. К. Васильев. Русалка; В. Васнецов. Сказка о спящей царевне; О. Ефимова. Кот-Баюн.
Графика
-
книжная графика:
-
иллюстрации художников-сказочников;
-
художников «весёлой книги»;
-
художники, иллюстрирующие стихи и рассказы о детях;
-
рассказы о животных;
-
рассказы с нравственной тематикой;
фольклор.
-
прикладная графика: этикетки, марки, оформление продуктов питания.
-
плакаты: о цирке, охране природы и животных, праздниках.
Скульптура
-
скульптура малых форм
-
монументальная скульптура: М. Аникушин. Памятник А.С. Пушкину; П. Клодт. Укротители коней.
-
декоративная скульптура: Фонтаны, лепные украшения, барельефы дворцов, зданий в городах России.
-
станковая скульптура: бюсты, портреты, жанровая скульптура.
Архитектура
-
Общественно-гражданская, промышленная, культовая, жилищная и декоративная архитектура.
Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей
Рисование:
-
репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.
-
фоны разного цвета, размера и формы.
-
изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши. (в соответствии с возрастом детей).
-
кисти разных размеров, «тычки».
-
подставки для кисточек.
-
стаканчики для воды.
-
салфетки для кисточек.
-
палитры для смешивания красок.
-
вата, газеты.
-
инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.
Лепка
-
глина, пластилин, соленое тесто.
-
скульптуры малых форм, иллюстрации.
-
скалка для раскатывания глины.
-
стеки.
-
стаканчики для воды.
-
салфетки для рук.
-
инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.
-
материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки).
Аппликация
-
иллюстративный материал по ближайшей теме.
-
фоны разных размеров (картинки из цветных журналов, обои).
-
бумага, картон разного качества и размера.
-
лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусины, наклейки, фантики.
-
подставки для кистей и кисти.
-
клеёночки.
-
салфетки для разглаживания деталей и для рук.
-
ножницы на подставке.
-
ведро и тазик для обрезков.
-
клей.
-
инвентарь для уборки
Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности
-
разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действий);
-
потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;
-
бескорыстное удовольствие от процесса и результата;
-
потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию.
Формы самостоятельной изобразительной деятельности
-
подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день);
-
упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);
-
игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры);
-
воплощение собственных замыслов ребёнка
Самостоятельность у дошкольников в изобразительной деятельности не возникает сама по себе, однако руководство должно носить косвенный характер. Воспитание ее требует соблюдения определенных педагогических условий, которые помогут педагогу избежать ошибок, организовать работу с дошкольниками по воспитанию самостоятельности в изобразительной деятельности наиболее эффективно.
Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь: помогает организовать игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание, побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов, иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний не приемлем.
Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво.
Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.
Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако педагог может организовать ее и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами), создание на песке из камушков изображений (солнышка, животных, людей), изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой — создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.
Одним из эффективных приёмов подготовки детей к самостоятельной деятельности отдельно можно выделить освоение навыков работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения развивается творчество, воображение. Эта техника предоставляет возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт больше шансов для самовыражения, дети получают больше возможностей для творчества. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может применять её в самостоятельной деятельности.
В младших группах используются самые простые техники: рисование пальчиками, оттиск поролоном, печать по трафарету
В старшей группе в самостоятельной деятельности дети могут использовать более сложные техники: монотипия, кляксография, создание коллажей, печать разными материалами, рисование свечой, восковыми мелками, как по отдельности, так и совмещая несколько в одной работе.
В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.
Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.
Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка, развивается и обогащается на основе переноса в нее усвоенных на занятиях навыков рисования, лепки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство.
Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребенка. Даже если не все хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитии интереса к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных ее видах.
Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
«Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью
старших дошкольников»
Подготовила Нечаева С.Ю.
2023г
Сл.2 Педагогическое руководство изобразительной деятельностью, возникающей по инициативе ребенка в свободное от занятий время, представляет некоторую сложность. Она объясняется тем, что воспитатель не осуществляет прямого обучения, а использует главным образом приемы косвенного руководства. Эти приемы во многом определяются содержанием самостоятельной изобразительной деятельности ребенка, основой которой является образное отражение окружающей действительности, мира сказок.
Рассмотрим факторы, влияющие на возникновение самостоятельной художественной деятельности — Личностные особенности
(Фантазия, воображение, активность, воля), навыки, мотивация, изобразительные средства и материалы, жизненный опыт детей, тема недели, проводимая в детском саду.
Сл. 3 Для того чтобы ребенок смог самостоятельно передавать впечатления об окружающем, он должен свободно владеть изобразительно-выразительными навыками рисования, лепки, аппликации и конструирования.
Процесс приобретения знаний, умений, навыков происходит на занятиях, а также в повседневной жизни. Если на занятиях передача художественного опыта осуществляется взрослым, то в повседневной жизни ребенок должен самостоятельно использовать приобретенные знания, умения.
Сл. 4 Следует уделить большое внимание и оборудованию для самостоятельной деятельности. Необходимо выделить место для ее развертывания, шкафчик для хранения материалов (они располагаются так, чтобы детям удобно было их брать). Разнообразие изобразительных материалов и оборудования привлекает внимание детей, желание попробовать нарисовать. Использование более широкого ассортимента материалов обогатит самостоятельную изобразительную деятельность. Применение гуаши, акварели, темперы, туши, цветной пастели, введение в работу детей тканей, керамической глины и плиточки, цветной синтетической пленки требует, с одной стороны, освоения незнакомых приемов, с другой – открывает новые возможности образного воплощения.
Сл.5 Следует иметь в группе произведения изобразительного искусства (репродукции, эстампы, альбомы, открытки), а также изделия декоративно-прикладного искусства: городецкая роспись, хохлома, дымковские игрушки. Эти произведения могут оформлять зону изобразительной деятельности и служить примером для самостоятельной деятельности.
Сл. 6 Воспитатель также способствует тому, чтобы дети в процессе наблюдений окружающей действительности получили разнообразные впечатления, сопоставляет образы действительности с созданными на занятиях, направляет внимание на возможность обогащения изображений. Например, после рассматривания осенних листьев у детей может возникнуть желание их нарисовать.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть те предметы, которые они хотят сами нарисовать. Так, если ребенок выразил желание нарисовать машины, самолеты, воспитатель может спросить его, знает ли он. как их рисовать. Он может предложить ребенку рассмотреть в иллюстрациях различные виды транспорта, при этом обратить его внимание на характерные особенности каждого из них. Такое предложение не должно быть навязчивым, оно возникает в зависимости от содержания детского замысла.
Сл. 7 Детей часто привлекает рисование несложных декоративных композиций (ковриков, салфеточек, платочков и т.д.), поэтому для рассматривания вне занятий воспитатель дает детям игрушки, картинки, в которых четко изображается форма предмета. Декоративные росписи, доступные детям по композиции узора (дымковская роспись), помогут им обогатить свои рисунки.
Сл. 8 Когда дети вне занятий создают сюжетные композиции, воспитатель может напомнить им, как располагаются предметы на листе.
В это время Воспитатель выступает в роли советчика, заинтересованного будущим рисунком. Он не диктует ребенку, как и, что делать, а живо обсуждает с ним ход работы.
Сл. 9 Побуждают к самостоятельной деятельности и выставки детского творчества, когда возникает желание увидеть на выставке свою работу или нарисовать не хуже, чем кто-то из детей.
-
СЛ. 10 Методом косвенного руководства также выступает мотивация детей к самостоятельной деятельности это такие виды ситуаций как:
-
Создание образов на основе заданных элементов
-
Необычные кляксы
-
Удивительная ладонь
-
Силуэты фигур
-
Создание самостоятельных образов
-
Творческая мастерская
-
Взгляд в будущее
-
Ожившие мифы
-
Чего на свете не бывает
-
Проблемные ситуации
-
Поможем художнику
-
Модельеры
-
Спрятанные рисунки
Игровые ситуации
-
Коврик в домик для кукол
-
Посуда для кукол
Творческие задания
-
Изготовление открыток, подарков
Сл. 11 В часы игр наряду с рисованием большое место занимают лепка, аппликация, а также игры со строительным материалом, мозаикой. Дети особенно любят играть вылепленными фигурками – они выполняют роль игрушек.
Для организации конструирования из строительного материала в часы, отведенные для игр, воспитатель прежде всего заботится об устройстве в каждой возрастной группе строительного уголка. Здесь он помещает наборы строительных материалов (крупных и мелких), соответствующих возможностям детей данного возраста, различные конструкторы и разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, полиэтиленовые, изображающие людей, животных, растения, транспорт. В уголках для детей старшего дошкольного возраста желательно иметь альбом с фотографиями построек, сделанных как самим воспитателем, так и детьми. Фотографии, собранные в одном альбоме, могут отражать разную тематику или разные варианты одной и той же темы (мосты, транспорт, здания и т.д.)
Сл. 12 Воспитатель должен помнить о том, что изобразительная деятельность вне занятий не обязательна для всех, что заниматься ею могут только те, кто любит рисовать, лепить, вырезывать.