Лекционный материал на тему: «Специфика педагогического руководства развитием режиссерской игры».
Составила воспитатель ГБДОУ № 60 Семенова С. А.
IIpeждe чем раскрыть сущность этого вида игровой деятельности и роль педагога, хочу обратиться к словам австрийского писателя Германа Броха из новеллы II Офелия».
«Так вырастает дитя — оно непременно станет прекрасным и добрым, если не найдется тот, кто этому мешает… Есть дети, которые тянутся к людям и нуждаются в любви, а их обрекают на засыхание, и есть другие – гордые одиночки, способные давать редкие плоды, а их принуждают спариваться и скучиваться… и они становятся убоги и кривы с гримасой отвращения на лице. Кому же посчастливилось не отклониться от логики своего существа, тому посылается счастье уверенности в своих силах»
Эти строки невероятно созвучны с таким принципом всей нашей с Вами педагогической деятельности, как личностно – ориентированный подход к детям.
Приоритетные направления в действиях педагога по конструированию
игрового пространства и учебной зоны с учетом индивидуально — психологических особенностей детей своей группы:
- Изучение анамнеза по медкарте ребенка
- Проведение педагогической диагностики
- Учет рекомендаций психолога, если отсутствует такой специалист в Вашем
д/саду, самостоятельное изучение практических советов психологов в методической литературе по конкретному возрасту детей
- Учет полового фактора, с целью избирательности игровых и познавательных интересов детей Вашей группы
- Насыщение предметно — развивающей среды, наличие «корзины либо сундучка» с бросовым материалом — обязательный элемент
- Магнитофон с аудиотекой, как релаксационный, обучающий, развивающий инструментарии
И так, условия для всесторонне — развивающейся личности ребенка определены. Ребенок начинает заниматься самым любимым видом деятельности — он играет. Концептуальность игры как основного вида деятельности детей дошкольного возраста и характеристику игр Вам раскроют на других встречах. Мы остановимся на «режиссерской игре».
Режиссерской игрой ее назвали психологии. В чем сходство в ней с деятельностью режиссера фильма или спектакля?
- Ребенок сам создает сюжет — сценарий.
- Именно он придумывает, чем что будет
- Ребенок придумывает мизансцены, т.е. представляет в пространстве, кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами, что в результате этого произойдёте на сцене»
- Ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру « дикторским» текстом
Надо отметить, что подобное действо, производимое детьми, педагоги наблюдают на разных возрастных ступенях.
Теперь определим, что такое «режиссерская игра»?
Определение понятия «Режиссерская игра» — это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность извне, как режиссер строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.
Само название игры в наш игровой терминологический словарь вошло не так давно. А специфичность, актуальность режиссерской игры, то, что способствует освоению ребенком позиции субъекта данной игры, не раскрыты в каких либо педагогических технологиях. Тем не менее, игра имеет место. Я как педагог ее наблюдаю, поощряю и отмечаю в ней психотерапевтическую ценность.
Многие исследователи и сейчас подвергают сомнению существование режиссерской игры. Ее трудно увидеть со стороны.
Особенности режиссерской игры:
- Она практически индивидуальна ; партнеры – игрушки и их заместители
- Роль педагога – зритель, уточняющий, спрашивающий, в отличии от с.р.игры, где педагог может быть равноправным партнером
- Режиссерская игра как инструментарий диагностики
- Ребенок очень старается сохранить для себя, и вмешательство взрослого и других детей ведет к тому, что игра прерывается
- Играть ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый, не всегда может заглянуть, вмешаться
Как следствие, это и увело нас от данной игры, и долгое время она не только не развивалась, но и не приветствовалась, как любая индивидуальная деятельность
- Роль педагога – это зритель, уточняющий, спрашивающий
Примерная возрастная периодичность возникновения игровой деятельности в дошкольном возрасте
- Режиссерская -3-4г.
- Образно — ролевая 4-5 л.
- Сюжетно — ролевая 5-6 л.
- Игра с правилами 6- 7 л.
- Режиссерская игра 6- 7 л.
Значение режиссерской игры в формировании у ребенка позиции субъекта игровой
деятельности и творческой личности в целом:
- Ребенок — режиссер, владеющий режиссерской игрой сумеет подыграть
реальному партнеру в сюжетно — ролевой игре
- Ребенок может играть в одну и ту же игру по — разному, придумывая
все новые события и повороты в сюжете, осмыслять и переосмысливать различные ситуации, встречающиеся в его жизни
- Ребенок обладает хорошо развитым воображением, т.к. одна из характеристик режиссерской Игры совпадает со спецификой воображения. А
конкретнее, способность видеть целое раньше частей — вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не станет творческой личностью.
- Дети, Пробуя себя в роли «режиссера» на разных возрастных этапах, играя с небольшим набором игрушек и Предметов — заместителей, способны гибко использовать раннее полученные знания и творчески применять их в зависимости от конкретных условий и обстоятельств. В частности, это говорит о высоком уровне развития воображения ребенка, т.к. эта особенность обеспечивает одно из его важнейших свойств — умение мысленно выделять некоторую функцию в одном
предмете и переносить ее на другой предмет.
- В раннем возрасте 2-3 г. Предметная игра как начало рождения режиссерской Игры происходит на фоне оречевления и в дальнейшем ребенок обучается придумывать сюжет, соединяя отдельные предметы в одном рассказе.
- Наличие индивидуального пространства как условие сюжетосложения в режиссерской Игре обеспечивают ребенку эмоциональную разгрузку.
О вопросе обучения составления рассказа мы поговорим позже.
Истоки рождения режиссерской игры мы находим на рубеже 2 -3 лет.
Давайте вспомни ролевую игру с элементами конструирования. Педагог выполняет примитивные действия с конструктором, к примеру, строит кроватку для куклы, выкладывает дорожку для прогулки, при этом обыгрывает данное действо, сопровождая его небольшим рассказом. Как важен этот момент! Не пропустите его. Педагог превращается в сказочника, а в ребенке рождается волшебник.
Мы педагоги знаем, что основа основ всего психического развития (в том числе и воображения) — это общение ребенка с окружающими, и, прежде всего с взрослыми. Мы не будем говорить о детях, испытавших психологическую депривацию в силу разных причин. Как Правило, общение малыша с взрослым всегда эмоционально окрашено, это дает возможность самые будничные дела возвести в ранг события. Поэтому они хорошо запоминаются. Ребенок постепенно начинает их воспроизводить и таким образом накапливает собственный опыт. Все эти моменты — активное участие в событиях, направленность на их смысл, эмоциональная окрашенность – и являются кирпичиками фундамента, истоками воображения.
Известный психолог В.В. Давыдов считает, что воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей. Ребенок принес в группу, какую-то деталь, то ли предмет не ясного происхождения, которым беспредельно дорожит, более того он с ним играет. Эта вещь вдруг для него обрела смысл, и малыш с ней представляет целостную ситуацию. Это же качество — видеть целое раньше частей — лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их. У ребенка появляется способность идентифицироваться, т.е.
ставить себя на позицию другого, Представлять себя тем или иным персонажем, или даже его частью. Оперируя игрушками — животными в режиссерской Игре, Ваши дети овладевают наиболее распространенной операцией воображения — наделением животных человеческими мыслями, чувствами, и качествами. Эта операция называется
антропоморфизм.
Вот так рождается игра режиссерская.
Условия организации режиссерской Игры в младшем возрасте и роль педагога
- Создание предметной среды
- Наличие у детей определенного уровня развития социального опыта
- Позиция педагога
В лексиконе педагога обязательно должны звучать «Волшебные» слова
детства — «понарошку», «как будто»!
Эти «волшебные» слова должны присутствовать всегда, как только дети вошли в игровую зону. Потому что они являются своеобразной палочкой — выручалочкой для педагога на протяжении всего дошкольного возраста. И, конечно, данные слова должны перейти в активный словарь Ваших детей.
Предметная среда
Предметная среда должна быть разнообразной и должна быть не только многообразной по количеству, но и полифункциональной по смысловой нагрузке, т.е. подразумевается наличие как хорошо известных предметов, вещей, конкретно игрушек, так и малоизвестные и неспецифические, которые можно использовать по-разному. Помните, нашу «любимую» корзину с бросовым материалом? На каком-то этапе курирования игровой деятельностью она вводилась достаточно интенсивно, затем ее забросили за ненадобностью. А зря! Содержимое «корзины» надо просто вовремя
извлекать и помнить, что оно является такой же палочкой – выручалочкой, как и слова —
» понарошку и как будто».
Врач – физиолог Сеченов говорил: «Познавательные действия рук ребенка, которые хватают предмет, ощупывают его края, контур, обучают глаза такой же стратегии поведения.
В результатом слияния стратегии поведения рук и глаз, в 2-3 г. у детей развивается предметно — манипулятивная деятельность, что является условием возникновения воображения. В процессе манипуляций с предметом у ребенка появляется способность выделять самое главное — ключевое действие с тем или иным предметом. Он «откроет» для себя его назначение, способ употребления. Это очень важный момент, т. к. без этого наши дети не научатся воображать (помните перенос функции с одного предмета на другой), об этом говорилось выше. Предметно – манипулятивная деятельность детей есть, не что иное, как экспериментирование, так назвал такую деятельность психолог Н. Н. Подъяков. Ребенок пробует, экспериментирует, что можно сделать с предметом, на что он пригоден. Обогатите детский опыт перцептивной деятельности с предметом, чтобы действия ребенка с предметом не были однообразны и жестко регламентированы. Вот сейчас нам и помогут как никогда предметы — заместители из корзины с бросовым материалом и волшебные слова. Брусок деревянный из корзины «как будто» становится утюгом и «понарошку» начинает гладить. Можно возразить, что есть ведь настоящий детский утюг, зачем надо все выдумывать?
Мы сейчас говорим о первом этапе — условии организации режиссерской Игры. А одновременно о воображении, поскольку этот процесс взаимообусловленный. Для детей 3-4 лет характерен такой уровень развития воображения, при котором пусковым моментом является предметная среда. «Волшебные слова» делают то, что Л. С. Выготский назвал «расхождением смыслового и видимого поля», т.е. видишь одно, а представляешь другое.
И так, первое, что необходимо — это наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Пример – « домики» с очерченным на земле кругом, наши игры в» дочки — матери» из далекого детства с границей своих владений. А в более зрелом возрасте эта необходимость ощущения автономного пространства, так что данная потребность с точки зрения психологии легко объяснима.
Как создать свои владения?
- Ширмы как готовые, так и сделанные
- Занавес
- Книжки — раскладушки
- Гибкий материал, принимающий при необходимости разные формы
- На полу, выстроенная из крупного строителя граница
- Картонные коробки из — под обуви
- Макет
- Подвижный фланелеграф
При этом надо договориться с нянечкой о том, чтобы макеты, всевозможные укрытия, «рабочее поле», все то, что служило ребятам основой для режиссерской Игры ни
в коем случае убирать нельзя.
Второе, наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала. Его должно быть много, чтобы не ограничивать фантазию, а, наоборот, побуждать его к созданию новых сюжетов и новых смысловых связей. Психологом Е.М. Гаспаровой предложены простые кубики и кубики с личиком (Констр. материал и обклеенные коробки из — под молочных продуктов небольших размеров).
Третье, Позиция педагога:
Поначалу ребенку отводится роль зрителя. Затем педагог заинтересованный, любознательный и любопытствующий, обращающийся к ребенку либо детям, уже в ст. возрасте, с заданием: «Покажи, что видел на прогулке, гуляя с мамой», «Придумай историю о своем любимом мультгерое».
В 3-4 г. Социальный опыт и общая осведомленность достаточны низки, тем не менее, постоянно обращайтесь к богатству памяти, в частности эмоциональной, ее образы в дошкольном возрасте очень ярки и долговременны.
Педагог берет какой — либо предмет, игрушку и начинает рассказывать историю (полифункциональные предметы — пока ребенок не научился воображать; кубики, коробочки, крупные пуговицы, небьющиеся пузырьки, детали конструкторов).
Вот тут мы и остановимся на одном из важнейших аспекте — речевом. Рассказывая историю, обязательно давайте речевой образец с полной структурой рассказа. Подобная работа педагога выполняет коррекционно — речевую функцию. Ваша история должна быть короткой по объему, но структурно выдержана по трем компонентам (начало, середина, конец). Тут же, придумывая разные истории, (Ваш речевой образец и личная заинтересованность в формировании р. Игры как обязательное условие возникновения этого вида игры), Предлагайте разные формы зачинов (как- то раз, однажды, жили -были, дело было зимой). И еще важный момент – в Вашей коротенькой истории должны присутствовать необходимые средства связи между фразами, а также интонационная выразительность. Таким образом, играя с детьми, а как говорят исследователи игровой деятельности — хотите, чтобы Ваши дети играли, играйте с ними, Вы обучаете их навыкам связной речи. Пр. сказки зачитать.
Вначале ребенок будет просто наблюдать затем, какие действия Вы производите. Затем предложите ему выполнить такие задания совместно с Вами (берете руки малыша в свои и повторяете все действия), но уже лишь задавая схему высказывания. Пр., возьмите стеклянный пузырек зеленого цвета, это будет «елочка» и начните рассказ: «Как -то раз елочке стало так грустно … Покажите это в действии -наклоните «елочку» в одну сторону, в другую, …что ветки ее совсем опустились. Нет у нее ни друзей, ни любимой игрушки… Поводите «елочку» по пустому макету (фон нейтральный). Обратитесь с просьбой к ребенку: «Что надо придумать, чтобы наша «елочка» жила в зимнем лесу?» Обращайтесь к личному опыту детей, учите их оперировать богатством собственной памяти! Мы на это уже обращали внимание. Сказка продолжается… Вдруг, откуда не возьмись, прикатился снежный колобок… У Вас в руках любой предмет круглой формы, желательно белого цвета, он может и др. цвета. Прокатывайте, при этом колобок что — то напевает, конечно, Вы озвучиваете веселого нового персонажа.
Таким игровым приемом, Вы изображаете остов режиссерской игры — Вы их учите объединять различные предметы. Чем больше количество персонажей объедините, а в ст. возрасте оно может достигнуть до 15 -20, тем лучший показатель развития р. Игры и конечно творческого воображения.
Продолжаем рассказывать … Что с тобой, Елочка?.. При этом колобок катается вокруг… Манипулируя елочкой — пузырьком приподнимаем, опускаем его… Елочка вздыхает и говорит, что она совсем одна, а так хочется с кем — нибудь дружить, вместе играть… Колобок забирается по «веткам елочки », напевая, спускается… Круглый предмет по бокам елки скатывается, и предлагает свою дружбу. «Хочешь, я буду с тобой дружить? я прыгну к тебе на ветку. А ты попробуешь меня поймать др. веточкой? » Елочка обрадовалась, и стала ловить колобка. Так и дружат с тех пор снежные колобки с елочками. Не веришь, загляни под ветки, колобок и его друзья там.
Ну, вот и увлекли своих детей новой для них деятельностью. Не следует ограничиваться одним таким показом. Дети будут просить Вас рассказать ту же сказку и другую, новую. Такая, внешне пассивная, позиция ребенка крайне важна для него, т.к. открывает ему дверь в новый еще для него мир — мир режиссерской игры. Я уверена — Ваш опыт удался. Тогда через некоторое время видоизменяйте Вашу игру. Начинайте историю с показом, а вот к придумыванию конца истории привлеките детей.
Помните, что закончить историю всегда трудно детям, поэтому помогайте им, направляете их сочинительство. Затем предложите ребятам придумать зачин, при этом невзначай напоминайте виды зачинов. Вы им читаете, рассказываете, экспериментируете, так используйте этот опосредованный опыт детей. Мы с Вами знаем, что эволюция познавательно – речевого развития детей в дошкольный период не прекращается ни на один миг. Дети учатся слушать и слышать партнера, концентрировать свое внимание, держать в памяти все линии сюжета, учатся воображать.
Научившись подыгрывать своему воспитателю в совместных сочинениях, ребенок переходит к самостоятельной игре. Но первое время формулируйте задания. Пр.: «Расскажи и покажи, что вчера было в передаче «Спокойной ночи, малыши!» Детям этого возраста еще трудно выбрать самим цель и следовать ей в своей деятельности.
Ст. возраст:
Именно режиссерская игра завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения др. разновидностей игр. Р. Игра, возникающая в ст. возрасте мало похожа на ту игру, что мы наблюдали у малышей.
Основа та же;
- Придумывание сюжета, возможно на материале сюжета литературного произведения
- Объединение разных предметов до 15-20
Что отличает:
- Сюжетосложение глубокое и художественно богаче (иной раз предметная представленность только служит пусковым механизмом, т.к. ребенок сопровождает все действия речью)
- Иногда игра проходит и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой — либо игрушкой
- Иногда может быть коллективной, не более 2-3 участников, и они вместе представляют единое целое
- Введение стимула – соревнование
Команде из 3 игроков предлагают набор кубиков (или мелких игрушек) и просят «подружить » их, объединив их единым сюжетом. Выигрывает тот (или та команда), кто сможет объединить большее количество предметов. Если дети будут испытывать трудности, то им нужно помочь включившись в игру в качестве партнера по команде или в качестве соперника. Педагог может предложить начало рассказа. При этом «ключевые» слова повествования будут выделены в виде графического обозначения на кубике. Такое задание ребенок выполняет один, соревнуясь с воображаемым партнером, обучаясь объединять между собой как можно больше предметов, или как участник команды из 2-3 человек. Главный итог нашей работы с детьми — умение объединять по 20- 25 отдельных предметов — картинок в единый сюжет.
Другим подходящим материалом для режиссерской Игры детей ст. возраста могут быть фигурки, вырезанные из бумаги. Педагог готовит необходимый подбор, в который войдут человечек, дом, цветок и др. на Ваш выбор картинки. И, главное, бумага и ножницы, чтобы ребенок мог сам действовать в соответствии с замыслом. Тогда не предметы будут управлять его игрой, его сюжетом, а он сможет придумывать, что ему нужно, опираясь на свою внутреннюю позицию.
Именно к 6- 7 годам у детей четко вырисовывается внутренняя позиция. Обладание такой позицией делает ребенка независимым от конкретной ситуации, он становится внеситуативным и надситуативным, что позволяет ему перейти к контексту, смыслу ситуации. Так ребята могут использовать одну и туже вещь по – разному, в зависимости от своего замысла, причем делать это в одной и тоже сюжетной канве. Ребенку не нужна наглядная ситуация, он умеет управлять своим воображением, воображением
произвольным.
Дети, имея опыт режиссерской Игры, конечно, обладают высоким уровнем РТВ. Не об этом ли мечтает любой педагог, выпуская своих подопечных в школу?
Оно является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА
19.06.2022
1 -
2 слайд
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями.
Режиссёрские игры -разновидность самостоятельных сюжетных игр.
Игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками.
Игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры.
19.06.2022
2 -
3 слайд
Виды режиссерских игр
Игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками.Игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры.
19.06.2022
3 -
4 слайд
Структура режиссерской игры
Воображаемая ситуация
Распределение ролей между игрушками
Моделирование реальных социальных отношений в игровой форме
Результат
19.06.2022
4 -
5 слайд
Этапы становления режиссерской игры.
Становление
-у ребенка уже достаточно жизненного опыта
-развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другойОбразно-ролевая игра
-Ребенок начинает примерять на себя «одежды» различных персонажей жизненного театраСобственно режиссерская игра
-ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле
19.06.2022
5 -
6 слайд
Специфика режиссёрских игр
Своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все
Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;Сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех же детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;
19.06.2022
6 -
7 слайд
Специфика режиссёрских игр
Характерно отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка;Непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;
В качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);
19.06.2022
7 -
8 слайд
Специфика режиссёрских игр
Характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;Ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка
Игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.
19.06.2022
8 -
9 слайд
Педагогическая ценность режиссёрских игр
способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
19.06.2022
9 -
10 слайд
Педагогическая ценность режиссёрских игр
помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной деятельности;
являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки
помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость.
дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству.
19.06.2022
10 -
11 слайд
Что нужно детям для режиссерской игры?
наличие у ребенка индивидуального пространства для игры
наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала для организации режиссерской игры.
умелое руководство игрой.
знания и впечатления об окружающей жизни;
хорошая предметно – развивающая игровая среда;
свободное время;19.06.2022
11 -
12 слайд
Методы руководства режиссерской игрой
«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки
Чтение и совместный анализ сказок
Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением
Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий
Обыгрывание словесных, настольно-печатных и подвижных игр
Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр19.06.2022
12 -
13 слайд
Материалы, необходимые для режиссерской игры
небольшие куколки, звери (до 30 см) и соответствующее им по размеру «хозяйство«
матрешки ;
объемные «сказочные» пазлы ;
наборы для пальчикового театра;
шнуровки с персонажами и элементами ландшафта
классические деревянные наборы «для режиссерской игры«
всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки, веточки и т.п.19.06.2022
13
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 365 367 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
Рейтинг:
4 из 5
- 18.08.2017
- 4123
- 8
- 18.08.2017
- 3884
- 156
- 17.08.2017
- 1030
- 1
- 17.08.2017
- 572
- 0
- 17.08.2017
- 347
- 0
- 17.08.2017
- 1098
- 1
- 17.08.2017
- 838
- 6
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В раннем и младшем дошкольном возрасте они носят преимущественно индивидуальный характер. Режиссерская игра имеет ярко выраженный творческий характер. Она не требует от ребенка координации игровых действий с партнерами. В индивидуальной игре дети меньше подвергаются влиянию сложившихся игровых стереотипов, что позволяет им по своему устремлению развивать сюжет, использовать любые игрушки и предметы-заместители. В таких играх отчетливо проявляются инд. особенности ребенка, его личные качества. Анализ режиссерской игры позволяет судить не только о ее зрелости и сформированности, но и об особенностях представлений ребенка о мире, его отношений к людям, о его собственной жизненной позиции.
Просмотр содержимого документа
«РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ. Методические рекомендации к организации и руководству.»
Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, «врастания в культуру». Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста исследовались в работах Е. А. Аркина, А.В.Запорожца, Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других авторов.
Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра.
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е. Кравцова).
Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.
Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.
Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.
Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.
Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает коллективный характер. Правда, участников в ней не много – не более двух – четырех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности.
Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.
Существует несколько подходов руководства режиссерской игрой. Рассмотрим каждый из них.
Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В.
В своих работах автор выделяет две технологии организации игр.
1. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).
Этапы педагогической технологии.
1 этап. Обогащение опыта режиссерских игр детей за счет использования готовых игровых сюжетов.
2 этап. Частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру.
3 этап. Создание новых игровых сюжетов и их использование в режиссерских играх.
Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.
Цель: развитие умений сюжетосложения в совместных режиссерских играх на основе готового сюжета и на основе преобразования готового сюжета.
Задачи педагогического взаимодействия |
Содержание педагогического взаимодействия |
Организация игр режиссерского типа на основе готового сюжета. |
Презентация готовых игровых сюжетов: фрагменты литературных произведений, письма с описание сюжета; организация игр по готовым сюжетам. |
Перевод готовых сюжетов (литературные произ-ведения, мультфильмы) в сюжет игры режиссерского типа. |
Совместный пересказ готовых сюжетов (хорошо знакомых детям), выделение в сюжете событий для игры и их фиксирование при помощи записей, пиктограмм, рисунков: написание писем, составление альбомов «Наши игры», моделей сюжета при помощи условных обозначений, запись рассказов на аудиодиск. |
Организация режиссерских игр на основе составленных сюжетов. |
Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета. |
Придумывание части игрового сюжета на основе частично заданного готового содержания. |
Презентация частично готовых игровых сюжетов: получение письма с описанием сюжета, где часть текста отсутствует; модели сюжета игры с пропущенными карточками; ленты мультфильма (картинки) с пропущенными кадрами. Восстановление отсутствующего содержания. |
Организация игр режиссерского типа на основе частично готового сюжета, придумывание и согласование недостающих фрагментов готового сюжета. |
Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета. |
Придумывание игровых сюжетов по аналогии с известными сюжетами литературных произведений или мультфильмов |
Создание рассказов-аналогий, придумывание продолжения и завершения к началу сюжета. Фиксирование продукта сочинения: письмо лента мультфильмов; моделирование. |
Организация игр режиссерского типа на основе созданных сюжетов. |
Наблюдение за самостоятельными играми детей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета. |
2. Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений.
Данная педагогическая технология позволяет организовать режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультсериалов. Продолжительность организации игры по одной сказке – 2-3 месяца. Надо помнить, что совместная с воспитателям деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами. Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей (3-6 человек), реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников.
Для развития субъективной позиции к фантазированию в режиссерской игре целесообразно использовать сказочные сюжеты, так как сказка по своей природе блика к игре – она погружает в атмосферу условности, вымысла, привлекая этим детей. В свою очередь сюжет игры представляет собой последовательность взаимосвязанных событий и в этом смысле аналогичен любому повествовательному тексту.
Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, содержание материала связано со сказочным материалом.
Этапы педагогической технологии.
1 этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
2 этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок. Полифункциональный игровой материал представляет собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события. Это может быть сказочная страна или город (1 часть). Далее полифункциональный игровой материал выступает в роли пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом поле изображается новая сказочная страна или город, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 часть).
3 этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывание новых приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей (3 часть).
Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.
Цель: развитие умений сюжетосложения в режиссерских играх на основе преобразования готового сюжета в новый сюжет; развитие умения совместно создавать новые игровые сюжеты; развитие умения согласовывать замыслы.
Задачи педагогического взаимодействия |
Содержание педагогического взаимодействия |
Обогащение содержания режиссерской игры; развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки |
Чтение сказки. Беседы по содержанию сказки, рисование по сюжету сказки, рисование героев, «словесное рисование» героев, игры-этюды по фрагментам сказки. |
Создание игровой обстановки для режиссерской игры по мотивам сказки. |
Выбор эпизодов для игры. Внесение готового полифункционального материала или совместная деятельность воспитателя и детей по созданию полифункционального игрового материала. |
Организация режиссерских игр по эпизодам сказки на основе полифункцио-нального игрового материала |
Совместная игра воспитателя с детьми. Оказание детям педагогической поддержки через игровое взаимодействие: помощь в развитии сюжетной линии, в организации диалогов с партнерами, в установлении договоренностей по поводу распределения игровых персонажей, развития сюжета. |
Развитие воображения на основе полифункци-онального игрового материала. |
Придумывание сюжетов-аналогий и их разыгрывание. «Мозговой штурм» с использованием предметных картинок. Разыгрывание сюжетов на основе «мозгового штурма». |
Развитие способности придумывать новый сюжет, комбинируя эпизоды двух разных сказок при помощи следующей части поли-функционального игрового материала. |
Внесение 2 части полифункционального игрового материала. Рассматривание, определение характеров новых героев игры. Выдвижение игровых гипотез: какие приключения возможны при встрече героев разных сказок. Создание банка игровых идей для новых игр. |
Организация игр на основе самостоятельно придуманных сюжетов. |
Воспитатель оказывает педагогическую поддержку в позиции «вне игры», выступает как комментатор происходящего, помогает в регулировании отношений играющих детей. |
Создание 3 части полифункционального игрового материала. |
Обогащение представлений детей о сказочных и фантастических странах в процессе бесед и рассматривания иллюстраций. Создание банка идей для придумывания новой страны в ходе «мозгового штурма». Совместная деятельность воспитателя и микрогрупп детей по созданию вариантов 3 части игрового материала. |
Организация режиссерских игр на основе 3 части игрового материала. |
Самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации. |
Методика руководства режиссерскими играми Кириллова И.А.
Автор следующей методики выделяет следующие основные составляющие
развития режиссерских игр у старших дошкольников:
1. Чтение художественной литературы.
2. Просмотр разнообразных мультфильмов.
3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой («Солнечный город Незнайки», «Зеленый лес Робин Гуда» и т.п.).
4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия).
И.А. Кириллов в своих исследованиях отмечает важность использования макетов для режиссерских игр детей.
Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.
Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов.
Автор выделяет следующие типы макетов:
1.макет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец).
2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.).
Считается, что на 1 год нужно 4 макета: 2 модуль-макет, 2- макет-карта.
Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е.
Следующая методика руководства режиссерскими играми детей строится по такой схеме:
1. Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.
Материал: настольный кукольный театр, набор мелких одномасштабных игрушек.
2. Придумывание оправдательных сюжетов.
Материал: набор одномасштабных игрушек.
Воспитатель располагает игрушки определенным образом на карте-макете.
Например, справа от нарисованной речки – елочку и девочку, а слева – домик. Потом воспитатель меняет: справа теперь – домик и девочка, а слева – елочка.
3. Придумывание сказки и показ.
Материал: набор мелких игрушек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.,1990.
2. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., Просвещение, 1996.
3. Лекционные материалы с курсов повышения квалификации по теме «Актуальные проблемы детской игры в теории и практики дошкольного образования», Флегонтова Н.П., — М.,2010
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.
6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение Сюжетных игр детей. – СПб. Речь; М. Сфера, 2010
Режиссерские
игры являются разновидностью творческих
игр. В них есть мнимая или
воображаемая
ситуация. Используют игрушки-заместители.
Само
название режиссерской игры указывает
на ее сходство с деятельностью
режиссера спектакля, фильма. Ребенок
сам создает сюжет игры, ее сценарий. В
основе сценария лежит непосредственный
опыт ребенка. Нередко сюжетом игры
становятся знания, почерпнутые
ребенком из мультфильма, книги, рассказов
других людей. Для этих игр свойственны
комбинирование впечатлений из личного
опыта ребенка с тем, что он узнал из
книг, наблюдений, мультфильмов,
причудливое соединение реального и
вымышленного. Сюжеты режиссерских игр
представляют собой цепочки действий.
В игре ребенок придумывает, затем
исполняет, действуя за персонажи. В
режиссерской игре речь — главный
компонент. Часто она звучит как «дикторский
текст за экраном». Помимо описательных,
используются и оценочные высказывания.
Ребенок использует речевые выразительные
средства для создания образа каждого
персонажа. В режиссерской игре часто
используется много персонажей, но
«активно действующих» обычно бывает
не более 3-4. Их количество возрастает в
совместной режиссерской игре, возникающей
у детей в среднем и преимущественно в
старшем дошкольном возрасте. В такой
игре каждый из участников действует
за 1-2 персонажей. В жизни ребенка
режиссерская игра возникает раньше,
чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой
общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная
игра, в процессе которой ребенок раннего
возраста усваивает способы действия с
предметами, овладевает последовательностью
игровых действий при изображении
какого-либо знакомого ему по личному
опыту события . С помощью взрослых
ребенок обогащается простейшими игровыми
сюжетами, начинает отражать не только
действия с предметами, но и такие,
которые связаны с выполнением роли.
Таким образом создаются предпосылки
для перехода к сюжетно-ролевой игре со
сверстниками. Но он еще не умеет
договариваться о содержании игры,
распределять роли, учитывая желания и
интересы других детей; вступать в
ролевые отношения и т. п. Потому и
возникают режиссерские игры, в которых
ребенок от действия с отдельной игрушкой
переходит к игре по своему замыслу,
включая в его канву несколько персонажей,
связанных определенными отношениями.
Особенностью
режиссерской игры является
то, что партнеры (игрушки, их заместители)
— неодушевленные
предметы и
не имеют своих желаний, интересов,
претензий. Естественно, что такое
игровое общение для маленького ребенка
легче, чем общение со сверстниками, в
котором необходимо учитывать позицию,
настроение партнеров, искать с ними
общий язык: «ребенок
учится
распоряжаться
своими
силами»,
немаловажно
умение
посмотреть на игровую ситуацию с разных
позиций. Именно
таким образом глазами разных персонажей
ребенок видит событие, отображаемое в
режиссерской игре, потому что исполняет
не одну роль, а несколько. Овладев
режиссерской игрой, он сумеет
взаимодействовать и с реальным партнером
в сюжетно-ролевой игре. У детей
4-5лет содержание
отражает знакомые сказки, мультфильмы,
а вот события личной жизни используются
реже. Появляются новые персонажи (герои
мультфильмов), возрастает их число,
более отчетливо выделяются главные
и второстепенные действующие лица. У
детей
6-7лет
содержание
игр динамичное, с преобладанием
собственного литературного творчества.
Дети любят обыгрывать измененные
собственной фантазией знакомые
сказки, мультфильмы, вносят в содержание
игры много вымышленного.
Режиссерские
игры возникают как индивидуальная
деятельность и
остаются такими в раннем и младшем
дошкольном возрасте. Режиссерские
игры в одиночку наблюдаются и у
старших дошкольников, особенно когда
ребенок мало контактирует со сверстниками.
В среднем и особенно старшем дошкольном
возрасте возникают совместные
режиссерские игры. Объединения
детей обычно немногочисленны — 2-3
человека.
Руководство
режиссерскими играми затрудняется в
силу преобладания индивидуальных форм,
а также присущего им интимного характера.
Обычно ребенок ищет для игры уголок,
защищенный от взоров наблюдателей. Во
многих ДОУ предпринимаются попытки
организации соответствующих условий
для развития игры: единое пространство
групповой комнаты «разбивают» специальной
расстановкой мебели; вносят легкие
ширмы, экраны, которые дети ставят
по своему желанию. Внедряются и
некоторые архитектурные новации. Педагог
прибегает к опосредованному руководству
деятельностью ребенка. Умелым
подбором игрового материала, внесением
новой игрушки, которая отвечает
интересам малыша, стимулируется
возникновение игры. целесообразно
вовлекать их в сотворчество с педагогом.
Подбор
игрового материла для режиссерских игр
— необходимое условие для их развития.
Сюжетные
игрушки, близость их содержания детскому
опыту, оперативное внесение новых
игрушек в зависимости от впечатлений
ребенка. Целесообразно
воздерживаться от прямых указаний,
замечаний в адрес играющего ребенка.
Лучше
прибегать к постановке проблемного
задания («Подумай,
как твой Незнайка может оказаться на
Луне?»), наводящего
вопроса («Не
пора ли кукле Маше ложиться спать?»).
Однако следует помнить, что и такое
вмешательство в режиссерскую игру
должно быть тактичным, учитывающим
особенности ребенка, чтобы не привести
его игру к разрушению.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #