Приемы руководства речью детей

Методы и приемы развития речи

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.

В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Методы и приемы
развития речи
.

Актуальность.

Речь
– неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования
человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда
человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму —
 четырём основным видам речевой деятельности.

Речь
является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей,
познаний, а с другой — средством к их обогащению и расширению. Владеть, по
возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть
могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и
культуры человечества.    Ничто не отражается так отрицательно на
общем развитии, как отсталость языка.

Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:


является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности
человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передаёт их);


является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм
поведения, формирования вкусов (т.е. речь используется для того, что бы
повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и
т.д.);


используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования
усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;


является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в
приобщении в определённой группе лиц (человек, как существо социальное не может
жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями,
переживать и сопереживать).   Поэтому тема « 
Методы и приемы
развития речи
  в детском саду»
актуальна.      

   Цель работы: воспитание инициативности и
самостоятельности в речевом общении детей. 

Задачи развития речи:

1.Воспитание
звуковой культуры речи.

2.
Обогащение и активизация словаря воспитанников.

3.
Формирование грамматического строя речи.

4.
Обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных
методов в работе по развитию речи.

Система работы по развитию речи в детском саду:

Роль
развития речи

Детсадовский
возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической,
грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от
ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является
речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его
природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии,
формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает
 духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными
нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом
активным субъектом взаимодействия.

        Ребёнок
с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он
может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками,
родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который
приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия,
для воспитания  гуманного отношения к окружающему его природному,
предметному и социальному миру.            
                     
           

Это
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи,
тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.      
                     
                     
                     
           

Методы
развития речи.

Современный
ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может
сориентироваться в нем. «Переработать» ребёнку всю информацию часто
оказывается весьма сложной задачей. Поэтому занятия по развитию речи является
важной составляющей общего развития воспитанников.

Развитие
речи
 — (или онтогенез речи, от англ. Language
development
) 
процесс
формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека
,  связанных с овладением
средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою
очередь развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного
творчества.

Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение
формирование у детей речевых
навыков и умений.

В методике обучения
родному языку условно можно выделить три группы методов 
наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются
в детском саду гораздо чаще,  нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные
методы.
 Если изучаемые
объекты могут наблюдаться детьми непосредственно,
воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения,
экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на
накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. 
Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит
с ними детей опосредованным
путем
, чаще всего применяя изобразительные средства — это рассматривание
игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание
по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов
и диафильмов.

Опосредованные
наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с
объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей
функции слова, обучения связной речи. С
этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым
детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих
окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и
игрушек, придумывание сюжетных рассказов.

Словесные методы в детском саду используются реже,
чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые
связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные
произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы:
заучивание наизусть, пересказ, рассказывание
без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего
возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных,
героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах)), обобщающая беседа (старших дошкольном
возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к
коллективному разговору).

Данные
методы требуют опоры на
наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные
приемы обучения: показ предметов,
игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или
демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов,
загадок и т. д.).

Практические методы направлены на:

обучение
детей применять полученные знания на практике;


усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.

В
детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. 

К
практическим методам относятся различные дидактические
игры
 (игры с наглядным материалом
и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она
используется для решения всех задач развития речи), игры-драматизации (работа со знакомым литературным
текстом), игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление
умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная
задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно
важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки
разговорной речи.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно
условно выделить репродуктивные и
продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого
материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в
словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при
формировании грамматических навыков и связной
речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его 
разновидности,
рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучи­вание наизусть, игры-драматизации по содержанию
литературных произведений, многие 
дидактические
игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их 
сочетания, фразеологические обороты, некоторые
грамматические явления, например 
управление
многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают 
близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение
детьми собственных связных 
высказываний,
когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а
выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации
общения. В 
этом и заключается творческий характер речевой
деятельности. Отсюда очевидно, что 
продуктивные
методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести 
обобщающую
беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на
развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Резкой границы между продуктивными и
репродуктивными методами также нет. 
Элементы творчества
есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в про­дуктивных. Соотношение их колеблется. Например,
если в словарном упражнении дети
выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее
слово для характеристики 
предмета,
то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед
за 
воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое
задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании
творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в
рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных
методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать
их в практике работы с детьми.

Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение
формирование у детей речевых
навыков и умений.

Приёмы
развития речи
.

Прием является основным элементом
метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой
классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно
разделить на словесные,
наглядные, практические (игровые)

Наиболее
широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы. К
ним относятся:  речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка
детской речи, вопрос.

Речевой образец — правильная, заранее отработанная
речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания
детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко,
громко и неторопливо.

Повторное
проговаривание
 — преднамеренное, многократное
повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с
целью его запоминания. Практикуются
повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком,
совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое.
Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно
предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа
действия. Широко используется в словарной работе — для раскрытия значений
слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в
процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания 
разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.
Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера,
организационные и дисциплинирующие.

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми
определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений
и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой,
вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка,
раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не
просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все
дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

В
условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь
некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи,
она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах
другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были
отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться
исправить свой ответ.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку,
предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему
содержанию вопросы разделяются на:

·        
основные (требующие констатации (репродуктивные),
отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда?)

·        
вспомогательные (поисковые, требующими
установления связей и отношений между явлениями, отвечающие на вопросы: почему?
зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и
подсказывающими.

Каждый вид вопроса по-своему
ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического
ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее
основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки,
движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ
положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.— также обычно
сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ
картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Усиливают эмоциональное
воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух
картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают
интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования
(«Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна
атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Практические методы ( игровые приемы ) направлены на применение речевых навыков и
умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные
дидактические игры, игры-драматизации,
инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды,
также показ
положения органов артикуляции, при произнесения звуков, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых
задач.

Вывод: Приёмы,
предлагаемые методикой, направлены на:

— накопление содержания
речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;

— воспитание культуры
поведения детей;

— развитие речи, обогащение
словаря и закрепление навыков разговорной речи.

Интегрированный метод обучения является
для дошкольников инновационным.
Он направлен на развитие
личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий
объединена основной проблемой. Например, на занятиях художественного —
эстетического цикла — с образами домашних животных в произведениях писателей,
поэтов, с передачей этих образов в народно — прикладном искусстве и творчестве
художников- иллюстраторов. Вариативность интегрированного метода довольно
многообразна:

— Полная интеграция (экологическое
воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

— Частичная интеграция (худ. литература и
изодеятельность)

— Интеграция на основе единого проекта, в
основе которого лежит проблема.

   Интегрированный метод
включает в себя проектную деятельность.   Исследовательская
деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Работая над
проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и
активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.

   Очень часто для запоминания
незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике
используют мнемонику.

Мнемоника, или мнемотехника — это система
различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования дополнительных ассоциаций.

Метод наглядного моделирования помогает
ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение,
текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников,
поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью
внешних  средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и
усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил
укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы,
черти графики». Применяя графическую аналогию дети учатся видеть главное,
систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от
индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы
наглядного моделирования:

—   Пиктограмма – символическое
изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать
слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

—  Мнемотаблица – это схема, в
которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание
придумывается картинка (изображение). Таким образом весь текст зарисовывается
схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

—  Замещение – это вид моделирования,
при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве
заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы,
различающиеся по цвету и величине.  Замещение основывается на каком — либо
различие между предметами, их признаками.

Дети, владеющие средствами наглядного
моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе
общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

Нам важно ваше мнение

Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту edu@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Ученые предполагают, что ребенок даже во время внутриутробного развития реагирует на звуки речи. Если будущая мама громко кричит или ругается, у плода может наблюдаться возбужденное состояние. С первых месяцев жизни младенец проявляет интерес к речи окружающих. Уже на первом-втором месяце ребенок различным образом реагирует на звуковые сигналы. Он может оживиться, начинать активно двигаться или же, наоборот, успокоиться, перестать плакать, если слышит ласковый голос мамы. Ребенок отвечает на слова улыбкой и поворачивает голову в сторону говорящего.

Вот почему так важно заниматься развитием речи с самого раннего возраста. Звучащее слово ведет к формированию всех высших психических способностей. Не случайно такие выдающиеся педагоги, как Л. Н. Толстой и А. С. Макаренко полагали, что основа личности человека закладывается в первые пять лет жизни. И значение речи здесь сложно переоценить.

Особенности развития речи у детей

На каждом этапе развития ребенок осваивает новые элементы речевой культуры. Медики и педагоги выделили возрастные нормы и речевые навыки, которые должны им соответствовать, чтобы становление личности шло без отклонений.

Первые 3 месяца жизни: гуканье, формирование гуления, преобладание гласных звуков (а, и, у), простые реакции на речь.

От 3 до 6 месяцев: активное гуление, разнообразие звуков, переход к лепету; появляется смех, как ответная реакция на действия взрослых.

С 6 по 9 месяц: лепет становится все более частым, возникают первые слоги (ма, ба, па, ня), которые начинают повторяться (ма-ма, ба-ба, па-па, ня-ня), отмечаются элементы звукоподражания.

С 9 до 12 месяцев: возникают односложные слова, формируется способность при помощи голоса передавать эмоции, понимать и совершать простые действия (дай, на, поцелуй маму).

1-2 года: дети произносят первые слова, которые становятся средством взаимодействия с окружающими, активный словарный запас увеличивается до 200-300 слов.

2-3 года: возникают простые фразы и первые предложения, словарный запас достигает 800-1000 слов, речь ребенка уже достаточно понятна окружающим.

Адаптация ребенка к детскому саду

Психологи рассказывают о простых правилах, которые помогут успешной адаптации малыша

подробнее

3-4 года: предложения становятся все длиннее, их смысл усложняется, ребенок задает много вопросов, запас слов увеличивается до 2000.

4-5 лет: высказывания приобретают форму короткого рассказа, ребенок уже правильно отвечает на вопросы, может пересказать сказку, его речь часто имеет яркий и эмоциональный характер, так как он хочет рассказать окружающим о важных для него событиях.

6-7 лет: речь становится связной и логичной, используются сложные предложения, ребенок дает развернутые ответы на вопросы, у него уже большой словарный запас, может сравнивать предметы, пересказывать истории и сюжеты 40-50 предложениями. Все эти навыки необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Полезные факты о развитии речи у детей

Слуховое внимание У ребенка развивается несколько видов слуха, в том числе речевой и музыкальный. Стремительное развитие речи может тормозить формирование музыкального слуха. Для гармоничного развития ребенка родителям следует включать для него музыку, напевать. 
Эмоциональное общение Процесс формирования речи у детей во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми. Если существует эмоциональный контакт, малыши старательно повторяют слова и действия родителей. Бедный эмоциональный фон препятствует речевому развитию.
Моторное развитие Речь тесно связана с моторикой. В процессе игры задействуются мышцы и органы чувств ребенка. Активно двигающийся малыш лучше развивается, в том числе и в речевом общении.
Интеллектуальный рост Ребенок может произносить фразы, непонятные родителям. Это не является показателем слабо развитого интеллекта: малыш стремится выразить свои желания имеющимся словарным запасом. Развитие мышления ребенка происходит в тесной связи с формированием речи.
Различные виды общения Речь возникает из потребности в общении. Чем больше малыш вовлекается в различные формы взаимодействия с другими людьми, тем легче и быстрее развивается его речь.

11+ способов развития речи у детей

Мы собрали для вас лучшие советы, которые помогут развить речь вашего ребенка. 

Пошаговая инструкция для развития речи у детей младшего дошкольного возраста

У детей младшего дошкольного возраста формирование речи происходит особенно активно. Вот почему специалисты уделяют повышенное внимание именно этому периоду. Впереди малышей ждет школьное обучение, которое потребует достаточно высокого уровня развития речевой культуры. В этой связи можно предложить следующие эффективные упражнения.

Используйте наглядность

Огромную роль играет наглядность – детям важно видеть, что происходит вокруг, и чем разнообразнее будет окружающий мир перед глазами, тем быстрее будет развиваться речь. Научите малыша наблюдать за предметами и явлениями вокруг – не просто смотреть, а обращать внимание на детали, пытаться словами описать увиденное. Совместный поход в магазин, прогулка в ближайшем парке, новая книжка и даже старая игрушка станут отличным тренажером речи – просто попросите ребенка рассказать, что он видит. Задавайте вопросы «что это?», «кто это?», «что делает?», «что с ним можно сделать?»

Увеличивайте природоведческий словарь

Развитие речи у детей

На прогулке обсуждайте с ребенком все, что видите вокруг, — это хороший способ расширить словарный запас. Фото: James Wheeler, unsplash.com

На прогулке обсудите с ребенком объекты и явления живой и неживой природы – посмотрите, как плавают утки на пруду в парке или как голуби клюют семечки, как идет дождь, светит солнце и так далее. Так ребенок научится не только наблюдать, но и заметно расширит словарный запас и получит первые природоведческие знания, которые впоследствии пригодятся для учебы в школе. К тому же это прекрасный способ сделать прогулку нескучной, привить интерес и любовь к природе.

Кроме простого наблюдения есть и специальные игры для развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Попробуйте поиграть с ребенком в каждую из них – это не только полезно, но и может оказаться веселым занятием для всей семьи.

Театрализованные игры

Разыграйте с ребенком в лицах сюжет литературного произведения (сказки, басни, рассказа). Для этого не нужно репетировать или заучивать роли наизусть, можно придумывать диалоги на ходу. Главное – сделать их эмоционально окрашенными (голосом, интонацией) и как можно более полными, а не односложными. В результате таких игр речь становится выразительной, а диалоги и монологи развернутыми. Благодаря театрализованным играм дети развиваются и эмоционально. Они знакомятся с чувствами и настроениями героев, осваивают их способы словесного выражения.

Дидактическая игра «На птичьем дворе»

Покажите ребенку картинки с изображением домашней птицы – курицы, утки, гуся, цыпленка и так далее. Спросите, кто это, как называется птица. Затем – как эта птица кричит, «разговаривает». Эта игра учит правильно произносить звуки. 

Дидактическая игра «Угадай игрушку»

Игра учит малышей находить предмет по его признакам и описанию. Покажите ребенку несколько знакомых игрушек. Опишите одну из них и попросите ребенка отгадать, о какой игрушке вы говорили. Сначала назовите один-два признака. Если малыш не отгадал, дополните описание. Например, «эта игрушка круглая, как шар, и резиновая, хорошо прыгает, мы ею играем в футбол». Наверняка ребенок угадает и назовет мяч.

Как научить ребенка читать по слогам

Проверенные и эффективные способы обучения чтению

Подробнее

Пошаговая инструкция для развития речи у детей старшего школьного возраста

У детей старшего школьного возраста речь как навык уже давно сформирована. Теперь школьный курс русского языка направлен на развитие речевой культуры и совершенствование коммуникативных навыков. С этими задачами помогут справиться следующие упражнения.

Изменение слов

Это упражнение отлично подойдет ученикам средней школы – 11-14 лет. Оно заключается в изменении форм слов – существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Это позволит лучше усвоить нормы русского языка и избежать ошибок в согласовании слов. Предложите просклонять существительные («человек», «родитель», «педагог», «облако», «речка») по падежам. Назвать формы глагола («бегать», «летать», «перемещать») в различных родах и числах. Произнести прилагательные («высокий», «красивый», «солнечный») в мужском, женском, среднем роде, в единственном и множественном числе. Упражнения выполняются вслух.

Толкование пословиц

Это упражнение развивает логику, пространственное мышление и учит правильно трактовать слова в прямом и переносном смысле. Попросите дать собственное толкование известным пословицам и поговоркам: «Цыплят по осени считают», «Поспешай медленно», «Лес рубят – щепки летят» и прочим. После этого вместе обсудите верное значение. Задача со звездочкой – привести несколько сходных по смыслу пословиц.

Чтение по ролям

Это упражнение тренирует дикцию и интонацию. Для старшеклассников подойдут классические пьесы. Текст нужно читать вслух, подражая голосам персонажей. Желательно имитировать женские, мужские и детские голоса.

Логические интонационные паузы

Чтобы научить школьника оптимальному темпу речи, попросите делать логические интонационные паузы во время чтения. Для этого отлично подходят классические стихотворения. Чтобы было проще справиться с упражнением, попросите ребенка поставить знак «/» в местах логических интонационных пауз в стихотворении. Пусть поставит знак там, где, по его мнению, он нужен. После этого проверьте, исправьте при необходимости и обсудите со школьником правильный вариант. Попросите старшеклассника прочитать это же стихотворение с учетом всех логических пауз.

Знакомство с разной литературой

Чтение расширяет словарных запас школьников, знакомит их с различными грамматическими и речевыми конструкциями, обучает правильному произношению слов, повышает грамотность. Нужно читать не только про себя, но и вслух. Полезно не только читать, но и обсуждать: обмен мнениями повышает речевую культуру.

Русский язык

Объясняем сложные правила простыми словами

Подробнее

Как развивать речь у детей с логопедическими проблемами 

Существуют различные логопедические и неврологические отклонения: задержка речевого развития, непонимание обращенной к ребенку речи, отсутствие связной речи, нарушение произношения и другие. Такими проблемами занимаются специалисты – логопеды, дефектологи, неврологи. Но и родители могут помочь ребенку с помощью несложных игр и упражнений.

1. Игра «Футбол»

Эта игра развивает речевое дыхание. Постройте на столе подобие футбольных ворот из различных материалов (детские кубики, спичечные коробки). Мячами нам будут небольшие шарики из ваты. Попросите ребенка дуть на мяч и «забивать» голы в ворота. При этом следите, чтобы малыш не раздувал щеки на выдохе.

2. Игра «Хлопни, когда услышишь»

В результате этой игры развивается фонематический слух, способность различать сходные по звучанию звуки. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-то определенный звук. Например, выбираем звук [н] и просим ребенка хлопнуть в ладоши, когда услышит его. Затем произнесите другие согласные звуки ([м], [л], [н], [п], [в]) и наблюдайте за выполнением задания. Обратите внимание, когда ребенок хлопает, при звучании какого звука, какие звуки он путает. Потом это можно обсудить с логопедом. В дальнейшем упражнение можно усложнить, выделяя нужный звук в слогах и словах.

Развитие речи у детей

Попросите ребенка описать свои игрушки — это развивает не только речь, но и мышление. Фото: Paige Cody, unsplash.com

3. Игра «Эхо»

Эта игра развивает силу голоса. Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте малышу мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например, [яи], [оу], [ау], [ио]. Ребенок должен поймать мяч и повторить то же самое сочетание, но тихо. Затем роли меняются. Ребенок бросает мяч и произносит звуки громко, а вы – тихо.

Лайфхаки и советы экспертов

Ангелина Шестакова, доктор остеопатии международного уровня, врач-невролог, эксперт в области здоровья человека

На сегодняшний день все больше родителей сталкивается с проблемами задержки речи у ребенка. Важно знать:

  1. Речь начинается с рождения, а не с момента полноценных слов ребенка. Гуление, гуканье, лепет – первоначальный речевой фундамент.
  2. Физические навыки напрямую влияют на речь. Чем больше ребенок двигается, тем больше создается нейросетей для дальнейшего хорошего говорения.
  3. Моторика влияет на функции речи.

Для развития речевого аппарата используется специальный лого-массаж и упражнения.

Упражнение 1. Удерживайте язык ребенка салфеткой, другой салфеткой прижимайте края языка, пройдитесь так по всему его диаметру. Делаем осторожно, не залезая далеко, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у малыша. Повторить три-четыре раза.

Упражнение 2. Просим ребенка провести языком по всей передней поверхности зубного ряда сверху и снизу, таким образом описывая круг языком. Важно помогать ребенку удерживать нижнюю челюсть, чтобы она оставалась без движения. Повторите по 12 раз по часовой стрелке и затем в обратную сторону.

Популярные вопросы и ответы

Какие задания и игры существуют для развития речи у детей?

Елена Шуляр, логопед-диагност Бэби-клуба, эксперт по раннему развитию и работе с неговорящими детьми

Стимулировать речевое развитие ребенка нужно начиная с раннего возраста. Достичь этого можно, используя такие инструменты как произнесение чистоговорок, совместное проговаривание потешек, чтение стихов Агнии Барто, а также выполнение пальчиковых и артикуляционных упражнений. Кроме того, немаловажным фактором является употребление в рационе твердой пищи, так как жевание стимулирует развитие органов артикуляции, которые важны для четкости речи. А вот вредные привычки, напротив, могут усугубить ситуацию: например, длительное сосание соски приводит к миофункциональным нарушениям и нарушению звукопроизношения.

Ангелина Шестакова

Можно использовать следующие задания и игры для развития речи у детей:

• читать ребенку самостоятельно. Не заменяйте свою речь музыкальными гаджетами. Ребенок должен видеть, как вы это делаете. При этом говорите четко и размеренно;
• с одного-двух месяцев вы можете делать пальчиковый массаж («сорока-ворона…» и другие);
• с трех месяцев можно использовать колючий мячик-ежик;
• давайте ребенку трогать разные предметы и поверхности. Так он улучшает чувствительность и, как следствие, свою речь;
• нельзя переучивать ребенка брать предметы правой рукой, если он левша. Это напрямую влияет на задержку речи и может привести к заиканию.

Как развивать речь у детей старшего дошкольного возраста?

Елена Шуляр

Для детей старшего дошкольного возраста хорошо подойдут беседы-рассуждения. Задайте вопросы ребенку о разных предметах и действиях с ними, добавляйте новые и незнакомые слова. Необходимо задавать косвенные вопросы, чтобы ребенок имел возможность рассуждать самостоятельно, без помощи взрослых.

К примеру, возьмем слово «яблоко». Что можно сделать с яблоком? Порезать на кусочки или дольки, надкусить, погрызть, пожевать, съесть, похрустеть, поделиться с другом, подарить, купить, продать, очистить кожуру, нарисовать.

Что можно сделать из яблок? Яблочный пирог, шарлотку, яблочный сок, пастилу, зефир. 

Составляйте рассказы по серии картинок, сочиняйте интересные истории с новыми необычными словами. Такие задания помогут расширить кругозор ребенка и пополнить словарный запас.

Ангелина Шестакова

Для детей дошкольного возраста есть очень много логопедических упражнений в игровой форме, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, сенсорные игры, уроки чтения и дыхательная гимнастика.

Некоторые варианты таких занятий:

• раскладывание мелких предметов по формочкам,
• переливание воды из разных емкостей,
• собирание пирамидки,
• надувать мыльные пузыри,
• делать пузыри в стакане с водой через соломинку,
• сдувать песок или нарезанную бумагу,
• игра в лошадку — цокать языком.

Где можно получить консультацию по развитию речи детей?

Елена Шуляр

Если у ребенка возникли трудности с развитием речи, важно обратиться за консультацией к учителю-логопеду, чтобы скорректировать речь своевременно, до поступления в первый класс.

Ангелина Шестакова

Для консультации и выявления речевых проблем стоит посмотреть на таких специалистов, как логопед, невролог, остеопат, стоматолог, нейропсихолог, дефектолог.

МДОБУ «Медведеский детский сад №4 «Ромашка» Методы и приёмы  по речевому развитию детей в ДОУ Составитель – учитель-логопед Поздеева Т. Н. п. Медведево март, 2016г.

МДОБУ «Медведеский детский сад №4 «Ромашка»

Методы и приёмы по речевому развитию детей в ДОУ

Составитель – учитель-логопед

Поздеева Т. Н.

п. Медведево

март, 2016г.

Что такое метод и приём в педагогике?   Метод в педагогике  – это система  способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач. Приём в педагогике  – практический механизм  применения воспитательно-образовательных методик и  технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.

Что такое метод и приём в педагогике?

  • Метод в педагогике  – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.
  • Приём в педагогике  – практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и

технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.

  Отличие метода от приёма  Общее направление педагогической деятельности.  Учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности.  Всегда теоретически обоснован и апробирован.  Один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса (частное направление).  Используются как практический инструмент сразу нескольких методов.  Отличается гибкостью и варьированием педагогических задач.

Отличие метода от приёма

  • Общее направление педагогической деятельности.
  • Учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности.
  • Всегда теоретически обоснован и апробирован.
  • Один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса (частное направление).
  • Используются как практический инструмент сразу нескольких методов.
  • Отличается гибкостью и варьированием педагогических задач.

Методы развития речи    НАГЛЯДНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ    Это деление условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.  Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Методы развития речи

НАГЛЯДНЫЕ

СЛОВЕСНЫЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ

Это деление условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы    К  непосредственным  относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения,рассматривание  натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем (зрительной и слуховой).  Опосредованные методы   основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.  Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления  с  объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Наглядные методы 

К  непосредственным  относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения,рассматривание  натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем (зрительной и слуховой).

Опосредованные методы   основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления  с  объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы  В детском саду применяются реже. Это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.   Во всех словесных методах используются наглядные приемы : показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Словесные методы

В детском саду применяются реже. Это

  • чтение и рассказывание художественных произведений,
  • заучивание наизусть,
  • пересказ,
  • обобщающая беседа,
  • рассказывание без опоры на наглядный материал.

Во всех словесных методах используются наглядные приемы : показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы  направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры .  Используются для решения всех речевых задач.

Практические методы

направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные

  • дидактические игры,
  • игры-драматизации,
  • инсценировки,
  • дидактические упражнения,
  • пластические этюды,
  • хороводные игры .

Используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.   Репродуктивные методы  основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи.  К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно

условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы

основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи.

К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы  предполагают построение детьми собственных связных высказываний , когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести  обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Продуктивные методы

предполагают построение детьми собственных связных высказываний , когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести  обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Словесные приёмы 1. Речевой образец — правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть  доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо .      Поскольку образец дается для подражания , он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции . Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Словесные приёмы

1. Речевой образец — правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть  доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо .

Поскольку образец дается для подражания , он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции . Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Словесные приёмы 2.Повторное проговаривание   — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности. 3. Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов. 4. Указания   — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организаци-  онные и дисциплинирующие.

Словесные приёмы

2.Повторное проговаривание   — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

3. Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

4. Указания   — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организаци-

онные и дисциплинирующие.

Словесные приёмы 5.Оценка детской речи   — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов. 6. Вопрос   — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные . Основные могут быть констатирующими —«кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями-«почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими .

Словесные приёмы

5.Оценка детской речи   — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

6. Вопрос   — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные . Основные могут быть констатирующими —«кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями-«почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими .

Другие приёмы Наглядные приёмы   — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приёмы   могут быть словесными и наглядными . Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий . Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Другие приёмы

  • Наглядные приёмы  показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
  • Игровые приёмы   могут быть словесными и наглядными . Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий . Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Любимые приёмы развития речи игра в телефон, магазин и др. развитие мелкой моторики рук  конструкторы ЛЕГО использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация)  сопряженная гимнастика народные игры мнемотехника звукоподражание кукольный театр развитие речевого дыхания др.

Любимые приёмы развития речи

  • игра в телефон, магазин и др.
  • развитие мелкой моторики рук 
  • конструкторы ЛЕГО
  • использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) 
  • сопряженная гимнастика
  • народные игры
  • мнемотехника
  • звукоподражание
  • кукольный театр
  • развитие речевого дыхания
  • др.

Приёмы Ш. А. Амонашвили Закрывание глаз Нашептывание Дорисовывание Диалог Соавторство Яркое день рождения Составление словарей Постановка вопросов учителю Рассеянность учителя Новость от учителя Пакеты с работами детей вместо оценок и др.

Приёмы Ш. А. Амонашвили

  • Закрывание глаз
  • Нашептывание
  • Дорисовывание
  • Диалог
  • Соавторство
  • Яркое день рождения
  • Составление словарей
  • Постановка вопросов учителю
  • Рассеянность учителя
  • Новость от учителя
  • Пакеты с работами детей вместо оценок и др.

Особенности занятий  в младших группах  Дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется  широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном, игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается — будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

Особенности занятий в младших группах

Дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется  широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном, игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается — будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

Особенности занятий  в средних группах  Характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения . Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий : экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин.

Особенности занятий в средних группах

Характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения . Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий : экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин.

Особенности занятий в старшей и подготовительной группах  Повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера : различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30—35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Особенности занятий в старшей и подготовительной группах

Повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера : различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30—35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Успехов в обучении  и воспитании!

Успехов в обучении и воспитании!

Для решения многих
задач звуковой культуры
речи ведущими
являются фронтальные формы работы. В
первую очередь к ним относятся занятия.
Чаще всего это еженедельная (1—2 раза в
неделю) работа на речевых занятиях,
занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц
можно проводить комплексное занятие,
целиком посвященное звуковой культуре
речи. Такие занятия особенно нужны во
второй младшей группе, где очень велик
объем работы по звукопроизношению. В
подготовительной к школе группе
это позволяет делать достаточное
количество речевых занятий в неделю.Большая
часть времени на таком занятии отводится
работе над произношением одного звука
или группы родственных звуков (в
подготовительной к школе группе —
дифференцировке пар звуков, близких по
акустическим признакам: з — ж, с — сь и
др.) Остальное время уделяют воспитанию
других качеств речи (двух-трех).Таким
образом, существующая в детских садах
система занятий для первой и второй
младших, а также средней группы
позволяет воспитателям оказывать
детям планомернуюквалифицированную
помощь в овладении всеми звуками родного
языка (этот процесс должен заканчиваться
к пяти годам).Большое значение имеют
другие формы фронтальной работы, которые
осуществляются вне занятий:
игры-драматизации, хороводы, праздники
и развлечения и др.В младших и средней
группах эффективна речевая гимнастика
(1—2 мин артикуляционных упражнений в
конце утренней гимнастики, 2—3 раза в
неделю).Широко практикуется и работа с
подгруппками детей в удобное для педагога
время (дидактические игры, шутки-чистоговорки
и др.). Таким образом, в календарном плане
почти на каждый день предусматривается
работа по звуковой культуре речи.
Какие
же методы типичны для воспитания звуковой
культуры речи? Это дидактические игры
(«Чей домик?», «Оркестр»), подвижные или
хороводные игры с текстом («Лошадки»,
«Каравай»). Очень полезны дидактические
рассказы с включением учебных заданий
детям (повторять слова с трудным звуком,
менять высоту голоса п т. п.). В младших
и средней группах они часто сопровождаются
показом картинок на фланелеграфе или
демонстрацией игрушек. На столе
воспитателя можно с помощью игрушек
устроить инсценировку, по ходу которой
повторяется учебный материал
(звукосочетания, чистоговорки-песенки)Для
формирования выразительности речи
эффективны занятия по пересказу,
заучиванию стихотворений. Отдельные
элементы интонации (просодемы), речевой
слух и дыхание отрабатываются также и
методом упражнений: заучивание и
повторение знакомых скороговорок,
игровое упражнение «Подуем на пушинки»
и др.
Пользуясь указанными методами,
воспитатель применяет разнообразные
приемы, епосредственно влияющие на
произносительную сторону речи
детей.Ведущим
приемом является образец правильного
произношения, выполнения задания,
который дает педагог. Если педагог
применяет образец на первоначальной
ступени обучения, то зачастую он
подкрепляет этот прием кратким или
развернутым объяснением демонстрируемых
качеств речи или движений рече-двигательного
аппарата («Вы, дети, слышите, что я не
просто говорю слово со звуком р, но
специально выделяю этот звук, произношу
его долго, протяжно: а-р-р-р-буз…»). При
формировании фонематического слуха,
звуко- и словопроизношения рекомендуется
специфичный прием — утрированное (с
подчеркнутой дикцией) произношение или
интонирование звука (ударного слога,
искажаемой детьми части слова).В младших
группах часто используется образное
называние звука или звукосочетания
(ззз — песенка комара; туп-туп-туп —
топает козленок).Показ и объяснение
артикуляции в этих группах часто
включается в игровой сюжет(«Сказка
Веселого Язычка»). Активным приемом
являются хоровые и индивидуальные
повторения. Именно они обеспечивают
тренировку речедвигательного аппарата
детей, так важную в формировании звуковой
культуры речи. Особенно полезны негромкие
проговаривания звуков (звукосочетаний)
небольшими подгруппами, когда дети
могут прислушаться к ответам
товарищей.Повышает качество ответов
такой прием, как обоснование необходимости
выполнить задание педагога. Оно дается
или в эмоционально-шутливой форме
(«Давайте поучим индюка петь веселую
песенку!»), или в деловой («Надо
крепко-крепко запомнить, как произносится
слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить
просто неграмотно, некрасиво — кому же
хочется попасть в смешное положение?»).
Следует
предостеречь педагогов от назойливого,
слишком частого, использования исправлений
и подсказов (звукопроизношения, темпа
и т. д.), так как это нервирует ребенка.
На занятиях может употребляться и такой
специфичный прием — образная физкультурная
пауза, которая благодаря сочетанию
движений детей с произнесением
отрабатываетшх звуков или звукосочетаний
(игровая ситуация ) служит одновременно
и отдыхом, и закреплением учебного
материала (выйти из-за столов, походить,
присесть и показать, как квохчут
курочки).Как уже упоминалось выше, в
процессе работы над звуковой культурой
речи уместны и наглядные приемы — показ
ртикуляционных движений, демонстрация
игрушки или картинки. В играх и упражнениях
часто фигурирует дополнительное
оборудование — «волшебная» палочка
для подачи сигнала к началу или окончанию
ответа, фишки и другой раздаточный
материал, служащий для обозначения
звуковой структуры слова.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Видео инструкция по сборке душевой кабины ниагара
  • Селитра калиевая удобрение инструкция по применению
  • Арбидол инструкция по применению схема приема
  • Как реализовать материнский капитал на ипотеку пошаговая инструкция
  • Как завязать кисти для штор фото инструкции