Приемы руководства подвижными играми в разных возрастных группах

Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах

          Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

         Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре. 

Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ): 

        В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:

Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.

Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).

Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.

Выбор игры

  • Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
  • Принимается во внимание  место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
  • Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
  • Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру

Собрать детей на игру можно разными приемами:

  • В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
  •  С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре

       Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

 План объяснения игры

  • название игры ,
  • цель игры ,
  • ход игры,
  • роль играющих и расположение их на площадке,
  • правила игры,
  • объяснение игры нужно сопровождать показом.

Организация играющих, объяснение игры

  • Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Выбор водящих

    Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

    Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
  • способ выбора по жребию (считалка)
  • по выбору играющих (коллективное желание детей,  обычно выбирают наиболее достойных.)
  • по результатам предыдущих игр

      Распределение на команды:

  • по усмотрению воспитателя,
  • путем расчета на 1-2,
  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
  • по назначению капитанов.

     Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

     Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

      Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею

         Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).

Воспитатель:

  • подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
  • делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
  • подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
  • следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
  • регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..

        Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры

      Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.

Подведение итогов п/игры

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

фон чистый.png

Методика проведения подвижных игр в
разных возрастных группах

Подготовила:

воспитатель-методист

Дегтярёва Ю.В.

Методика
проведения подвижных игр в раннем возрасте

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

С детьми первого года жизни проводятся
игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали»,
«Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость,
удовольствие.

На втором году жизни используются
бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч»,
«Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до
погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля
бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети
выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но
постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.
В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений
увеличивается.

Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры
для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются
домой, автомобили едут и останавливаются).

Количество ролей в играх детей младшего
возраста незначительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши
изображают одинаковые персонажи, например педагог — кот, все дети — мыши («Кот
и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается
(до 3-4).

Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси
(«Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.

Постепенно увеличивается количество правил,
усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень
просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1—2), они
связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к
действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой —
возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать
в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.
В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто
раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная
ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего
коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся
соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу
не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Подвижные игры
детей младшего возраста часто сопровождаются словами
стихами, песнями, речитативом,
которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и
как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм
и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся
текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором
(«Мы — веселые ребята» и др.)

Текст задает ритм движению. Окончание текста
служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с
тем произнесение слов — это отдых после интенсивных движений.

Методика проведения подвижных игр

в младших, средних группах ДОУ

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе
воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются
остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку
(зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

Создание интереса к
игре.
Прежде всего, нужно создать у детей интерес к
игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения,
испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню
на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в
игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В
частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят:
«Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит воспитатель. — Сегодня мы будем
играть в игру «Перелет птиц». Детям младшей группы можно показать флажок,
зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

Хороший результат дает и короткий рассказ,
прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация
играющих, объяснение игры.
Объясняя игру важно
правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит
так, как это нужно для игры (в круг). В младшей группе все объяснения делаются,
как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и
перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах
педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до
начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать
подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а
потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном
проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать
их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким,
точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя,
особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе
игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его
выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как
прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит
от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей:
застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но
подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные
роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти
роли.

В играх с детьми младшего возраста
воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в
игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой,
поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и
ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть
использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе
заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и
размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а
потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо
группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть
элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).

Разметить площадку для игры можно заранее
либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты
раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и
дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и
руководство ею.
Игровой деятельностью детей руководит
воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и
возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей,
тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует
наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой.

Методика проведения подвижных игр в старших, подготовительных
группах ДОУ

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок,
договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу
ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей
группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям
собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям,
предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее
(отметить, какое звено скорее собралось).

Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому
что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к
игре
. Прежде всего, нужно
создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко
будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например,
прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы,
игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем
вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня
рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит
воспитатель. — Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц».

Организация
играющих, объяснение игры
. Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать
около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом
к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в
круг).

Проведение игры и
руководство ею.

В средней и старшей группах воспитатель
вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он
участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).
Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее
эмоциональнее.
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры:
удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах
цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими:
сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания, как в ходе
игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако
не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений:
замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе
игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение,
поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у
детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как целесообразнее
выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно
проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что
читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

Воспитатель следит за действиями детей и не
допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной
ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и
нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого
ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку,
которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении
игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают
нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на
пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения
движений.

Игры большой подвижности повторяются 3-4
раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время
паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая
продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших
группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов. В
младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо
другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах
подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял
ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал
товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам.
Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро
поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно
проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий
раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо
привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает
более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Использованная литература:

  1. Литвинова М.Ф., Подвижные игры и
    упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для
    работников дошкольных образовательных учреждений — М.: Линка — Пресс,
    2005.
  2. Прищепа С.С., Физическое развитие и
    здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ
    Сфера, 2009
  3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического
    воспитания и  развития дошкольников./ М.: 2001

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. 
     Методика проведения игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры. 
     Следующий этап — организация играющих, включающая их расположение и местоположение руководителя игры, объяснение игры, выделение водящих, распределение на команды и выбор капитанов, выбор помощников. Руководство процессом игры включает в себя наблюдение за ходом игры и поведением играющих, судейство, дозировку нагрузки, окончание игры. 
     Подведение итогов как методический этап: объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.
     Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.
     При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры — это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
     В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3-4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты. 

     Сбор детей на игру. Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять — всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.
     Выбор игры. Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.
       Не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить.
     Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.
     На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.
     Создание интереса к игре. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!» Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть…», или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» — говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.
     В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.
     Объяснение правил. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности — интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры — это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
     Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.
     Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Дети 6 лет очень активны, и все в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями.       Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.
     Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
     Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей, поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме. 
     Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.
     Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры — школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
— увеличивать дозировку  (повторность и общую продолжительность  игры);
— усложнить двигательное  содержание (воробушки из домика  не выбегают, а выпрыгивают);
— изменить размещение  играющих на площадке (ловишка  не сбоку, а в середине площадки);
— сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или  зрительный);
— провести игру  в нестандартных условиях (по  песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть,  обхватив ствол дерева руками  и ногами);
— усложнить правила  (в старшей группе пойманных  можно выручать; увеличить число  ловишек и т.д.)
     Изменения должны быть всегда обоснованы. К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах. 
      Ребенок старшей дошкольной группы уже должен уметь владеть основными движениями, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. Мускулатура относительно слаба, прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.
     Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.
     Функция внимания у дошкольников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы. 
     Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда им нужен отдых после физической нагрузки.
     Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива. Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, поэтому для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.
     Распределять подвижные игры рекомендуется следующим образом:
в подготовительной (заключительной) части можно включить игры с ритмичной ходьбой и  дополнительными гимнастическими  движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности  движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»); 
в основной части, после  выполнения основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. 
     В старшем дошкольном возрасте нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. 
     При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй — убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка — в сочетаниях. 

ТЕМА 3.4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ

Содержание

1.Значение подвижных игр для разностороннего развития детей.

2. Классификация подвижных игр, требования к их отбору.

3.Методика проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп.

4. Усложнение и вариативность с учетом подготовленности и интересов детей.

5.Белорусские народные подвижные игры и их место в системе физического воспитания детей.

1. Значение подвижных игр для разностороннего развития детей.

Подвижная игра – это эмоционально окрашенная, сознательная, активная деятельность детей, характеризующаяся решением двигательных задач и выполнением игровых правил. В дошкольном учреждении подвижная игра незаменимое средство физического воспитания. От игры дети получают удовольствие, испытывают «мышечную радость». Эмоциональный фон игры позволяет добиваться большой двигательной активности. Это способствует приобретению и совершенствованию разнообразных двигательных навыков, повышает тренированность участников, положительно сказывается на качественной и количественной сторонах двигательной деятельности. Подвижные игры активизируют функциональное развитие органов и систем организма, стимулируют совершенствование функций различных анализаторов, нервных процессов, содействуют сохранению баланса между процессами возбуждения и торможения. В подвижных играх заложены большие возможности личностного развития ребенка. При целенаправленном педагогическом воздействии подвижные игры, наряду с воспитанием двигательных способностей, стимулируют развитие способности к самовыражению, самостоятельности, творчеству, самоутверждению. Совместная игровая деятельность придает первоначальное направление ценностным ориентациям, которые в дальнейшей жизни часто оказываются устойчивыми и нередко предопределяют общую направленность личности. В современной разработке содержания и методики проведения подвижных игр большую роль сыграли работы ведущих российских педагогов Л.М. Коровиной, Т.И. Осокиной, М.В. Потехиной, Е.А.Тимофеевой, Э.Я., Степаненковой и др. Авторы показывают целесообразность обучения движениям детей в игре на этапе их совершенствования, раскрывают возможность ориентировки детей в пространстве с помощью подвижных игр, развивают творчество, выразительность и красоту движений. Методические подходы к подвижной игре нашли отражение в многочисленных статьях и пособиях авторов. В Республике Беларусь изданы сборники подвижных игр и игровых упражнений для детей, направленные на развитие двигательной активности, психомоторных способностей, физических и волевых качеств ребенка, обогащение его двигательного опыта (Лихадиевская Т.Г., Ивановская И.М. «Подвижные игры в детском саду» — Минск, 2002; Шишкина В.А, Дедулевич М.Н. «Подвижные игры для детей дошкольного возраста», Мозырь, 2016 и др.).

2.Классификация подвижных игр, требования к их отбору

Подвижные игры чрезвычайно богаты и разнообразны по своему содержанию. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Классификация осуществлялась по разным параметрам:

  • по принципу организации детей (игры одиночные и командные);

  • по возрастному принципу (игры для младшего, среднего, старшего

  • дошкольного возраста);

  • по видам движений (игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием,

  • лазаньем);

  • по двигательным способностям (игры, развивающие скоростно-силовые

  • способности, быстроту, выносливость, ловкость);

  • по степени интенсивности движений (игры большой, средней, малой

  • подвижности);

  • по особенностям содержания (подвижные игры с правилами: сюжетные и

  • бессюжетные; элементы спортивных игр: баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и др.);

  • по месту проведения игры (летние и зимние, в помещении и на открытом

  • воздухе).

Существуют различные классификации подвижных игр:

1.простые (элементарные) – игры с правилами и сложные (с элементами спортивных игр)

простые делятся на: сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет может быть образный («Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. п.) и условный («Пятнашки», «Ловишки»). Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета («Школа мяча», «Палочка-выручалочка»), все дети выполняют практически одинаковые движения, могут видоизменять правила

2. По степени подвижности: большой, средней и малой.

Эти игры обеспечивают разную физическую нагрузку. В игры малой подвижности включаются такие движения, как ходьба, ОРУ, элементы танцевальных движений. Эти игры хорошо использовать в качестве восстанавливающих после физических нагрузок. Игры средней подвижно­сти предусматривают помимо ходьбы включение кратковременных интенсивных движений — бега, прыжков, которые обычно выполняются попеременно. В играх большой подвижности преобладают интенсивные движения (с кратковременным отдыхом).

3. По виду основных движений: игры с бегом, с прыжками, с метанием и пр.

3. Методика проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп

При проведении игры выделяются следующие алгоритмы методики:

1) подготовка к игре: выбор места, подбор оборудования, инвентаря, атрибутов, разметка площадки и т. д.;

2) сбор на игру можно объявить зазывалочкой («Собирайся народ — кто в прятки идет»); привлечь внимание детей интересной игрушкой; показать картинку («Кто на картинке изображен? Кот и мышки. Давайте поиграем в эту игру»); загадать загадку. Сбор на игру длится не более 1,5-2 минут. От педагога требуется находчивость, особенно с малышами;

3) объяснение игры должно быть кратким, понятным, интересным, эмоциональным с учетом возраста детей, их подготовленности к игре. В младшей группе правила объясняются по ходу игры; воспитатель принимает на себя главную роль. В средней и старшей группах объяснение игры выделяется особо, но проводится кратко, конкретно, не более 2 минут;

4) распределение ролей имеет важное значение для создания интереса к игре. Водящий может назначаться педагогом, но при условии аргументации, понятной детям («У Иры сегодня день рождения, Сережа давно не был водящим» и др.). Можно роли распределять с помощью считалочки, «волшебной палочки». Дети могут сами выбирать водящего;

5) руководство игрой

в ходе игры необходимо обеспечить выполнение правил, физическую нагрузку, моторную плотность, усвоение движений. увеличение физической нагрузки может быть обеспечено увеличением расстояний, усложнением правил, включением дополнительных водящих. Продолжительность периодов бега в игре должна увеличиваться постепенно, после пика — снижаться. Моторная плотность в игре должна быть в пределах 50-60 %;

6) окончание игры должно предусматривать подведение итогов, в основном по выполнению правил. В младшей группе следует похвалить детей.

В младшей группе следует похвалить детей за старание, интерес.

В средней и старшей группе обязательно отметить выполнение правил, качество движений.

В особой похвале нуждаются робкие и застенчивые дети и те, у которых впервые виден результат. Не следует сравнивать детей друг с другом, постоянно выделять тех, чьи успехи всегда на виду. Критерии оценки эффективности подвижной игры: выполнение правил; оптимальность физической нагрузки, моторная плотность; интерес детей к игре, психологический комфорт. Игру следует прекращать чуть раньше, чем этого захотят дети.

Комплексное использование сюжетных и бессюжетных подвижных игр предусматривает умелое руководство ими. При организации подвижной игры особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическое предвидение. Создавая у ребенка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Большое внимание он уделяет правильному выбору игры: учитывает время и место ее проведения, количество играющих, имеющийся у них двигательный опыт. Педагогическая наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей.

В первой младшей группе проводятся игры с простым и доступным сюжетом «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Пузырь», «Найди свой домик» и др. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). С ними дети встречались в жизни или знакомились с помощью сказок, картинок. Движения в играх простые, часто они сопровождаются стихотворным текстом («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч» и др.). При этом все дети выполняют одни и те же движения одновременно. Управление развитием движений осуществляется здесь посредством сюжета, который полностью зависит от творчества воспитателя. В игре все дети выполняют одинаковые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально, в зависимости от своих двигательных возможностей. Одно и то же движение выполняется в разных ситуациях. Оживляют игру различные атрибуты: медальоны с изображениями животных, шапочки, «сказочные» домики. С их помощью дети легко входят в образ, подражают герою. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли в игре взрослый выполняет сам, делая это эмоционально и образно. Одновременно он выполняет и главную и второстепенную роль, но к концу года главную роль можно поручить наиболее активному ребенку. Использование различных атрибутов (мячи, флажки, ленточки, любимые игрушки, головные уборы с изображением знакомых героев) повышает интерес детей к игре. Игровые упражнения («Прыгнем через ручеек», «Забросим мяч в домик») дают детям возможность освоить некоторые сложные для них виды движений (метание, прыжки и др.). Наряду с косвенными используются здесь приемы прямого обучения. Педагогический работник показывает упражнение, следит за его выполнением, в случае необходимости предлагает повторить еще раз, поощряет детей за старание.

Во второй младшей группе подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразны (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.). Малышей необходимо учить играть. Существенным моментом, влияющим на ход игры, выступает объяснение воспитателя. Оно дается детям эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий лучшему перевоплощению ребенка в игровой образ.

Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя одновременно и главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям. Это повышает их двигательную активность. Одну и ту же игру повторяют без изменений 2-3 раза, затем в нее включаются новые правила и новые движения, изменяются условия проведения. Вариативное содержание знакомой игры усиливает ее воспитательную ценность. Постепенно педагогический работник приучает малышей выполнять в игре ответственные роли. Назначая на роль, старается соблюдать очередность. При выполнении детьми игрового упражнения взрослый объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, которые вызывают затруднения у большинства. В этом возрасте ребенок может повторить игровое упражнение лишь в общих чертах.

В среднем дошкольном возрасте в игры детей включаются не только те образы, которые дети непосредственно видят, но и те, с которыми они знакомятся с помощью сказок, рассказов взрослых, мультфильмов и картинок («Цветные автомобили», «Совушка», «Кони», «Птички и кошка», «Мыши в кладовой», «Перелет птиц» и др.). Усложняются условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, быстроте, выдержке. Правила в играх также усложняются – вводятся ограничения действий: бегать в определенном направлении, пойманным – отходить в сторону или выполнять назначенное педагогическим работником дополнительное движение. Проводятся игры с соревновательной направленностью, сначала индивидуального характера («Пробеги – подпрыгни», «Подбрось – поймай»), а затем и коллективного («Чья колонна быстрей построится?», «Мяч через сетку», «Переправа»). По-прежнему, оживляют игры различные атрибуты. Проводя сюжетную подвижную игру, воспитатель сообщает детям ее название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут затруднить играющих. Важно убедиться, что дети поняли условия игры, хорошо представляют ее двигательное содержание. Затем воспитатель распределяет роли среди играющих. Роль водящего вначале поручается активному, энергичному ребенку, который может с ней справиться, а затем всем остальным детям группы. Выбор ребенка на главную роль мотивируется педагогическим работником. В игре взрослый действует наравне со всеми играющими, дает указания на правильность выполнения движений, оценивает двигательное поведение детей, регулирует физическую нагрузку. При повторении знакомой игры создаются ее варианты: изменяются движения, которые выполняют дети, включаются правила, требующие выдержки самообладания, видоизменяется форма организации играющих. В игровых упражнениях создаются условия для достижения определенного результата. Игровым заданиям («Кто скорее», «Кто бросит дальше», «Чье звено быстрей построится») придается соревновательный характер. Такие задания стимулируют детей к быстрым движениям, приучают к ответственности за свои действия в коллективе, ведут к достижению общей цели. Подчиняясь правилам игр, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

В старшем дошкольном возрасте в подвижных играх детей используются более сложные движения, отличающиеся координированностью и точностью («Догони свою пару», «Два Мороза», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Охотники и утки», «Медведи и пчелы» и др.). Увеличивается количество игр, в которых нет образов («Быстро возьми, быстро положи», «Поймай и попади», «Не оступись»). Правила игр усложняются, они формируют у ребенка умения управлять своим поведением. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, ориентироваться в пространстве, проявлять смелость, решительность, выдержку, действовать в соответствии с интересами команды. Применяются все виды подвижных игр, в том числе игры-эстафеты с элементами соревнования.

При объяснении новой игры педагогический работник раскрывает ее содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов, уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-нибудь из детей повторить содержание. После этого, пользуясь пространственной терминологией (налево, направо, впереди, рядом), взрослый указывает местоположение играющих и распределяет роли. Назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка, показать на примере активного, как важно быть смелым), предлагает самим детям выбрать водящего, выбирает водящего «волшебной палочкой», считалочкой.

В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приемов повышает физическую нагрузку: увеличивает расстояние для пробегания, изменяет продолжительность интенсивных движений в играх с увертыванием, рационально использует текст игры (полностью текст воспроизводится только в начале игры, в дальнейшем он сокращается и дети произносят лишь слова, побуждающие к действию), назначает сразу 2-3 водящих (в этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры). При подведении итога игры педагог анализирует, как детям удалось достичь успеха, почему «ловишка» быстро поймал одних игроков, а другие ему не попались. К обсуждению итогов привлекаются дети. Это приучает их к анализу своих поступков. При повторном проведении игры дошкольники учатся самостоятельно создавать ее варианты: придумывают новые сюжеты, более сложные игровые задания и правила, создают различные комбинации движений.

В старшем дошкольном возрасте широко используются игры-эстафеты. Для участия в играх-эстафетах создаются две или три команды, равные по числу участников. Педагогический работник четко и последовательно объясняет содержание и правила игры, условия определения победителя. Прежде, чем начинать соревнование необходимо провести репетицию, для того, чтобы каждый понял, что от него требуется, и приспособился к игре. Вначале детям предлагаются простые эстафеты с разными видами движений (с бегом, с прыжками на двух ногах), затем парные и встречные. От простых эстафет они отличаются тем, что дети выполняют движения в парах. Однако не следует проводить только командные игры и игры-эстафеты. Не менее интересны для детей старшего дошкольного возраста и игры с увлекательным сюжетом.

4. Усложнение и вариативность с учетом подготовленности и интересов детей.

Подвижная игра-школа движений.

Чтобы поддерживать интерес детей к игре, ее нужно усложнять, не меняя замысел игры.

  • Увеличить дозировку.

  • Усложнить двигательное содержание (воробышки не выбегают из домика, а выпрыгивают).

  • Изменить размещение детей на площадке (не сбоку, а в середине).

  • Изменить место проведения, проводить в нестандартных условиях (в лесу).

  • Включить дополнительные эпизоды (подготовка вместе с детьми специальных атрибутов для игры),

  • включить дополнительные движения (спасаться от водящего, прыгая на одной ноге; попасть в домик, подлезая под скамейку и пр.).

  • изменить сигнал к началу движения (например, звуковой на зрительный).

  • Усложнить правила (в старшей группе «пойманных» можно выручать). Увеличить число ловишек и др.

  • Для поднятия статуса подвижной игры в образовательном процессе целесообразно использовать ее на занятиях умственного характера, во всех формах физкультурно-оздоровительной работы; полезно устраивать физкультурные досуги под девизом «Праздник подвижной игры».

  • Особое внимание следует уделить белорусским народным подвижным играм. Значительно повышается интерес к играм, когда они подбираются в комплексе и объединяются единым сюжетом.

5. Использование белорусских народных игр в физическом воспитании детей

В физическом воспитании детей белорусским народным играм уделяется особое внимание. Они увеличивают двигательную активность ребенка, помогают сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учат относиться к движению как к предмету игрового действия, раскрывают моторные характеристики собственного тела. Стихотворные тексты, включенные в игры, придают движениям эстетический характер, помогают детям впитать культурные традиции белорусского народа. Сочетание слов, музыки и действий делает белорусские народные игры драматизированными действиями, что вызывает у играющих интерес к игре, формирует произвольное двигательное поведение.

По своему содержанию белорусские народные игры разнообразны. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, характер игровых действий играющих. От содержания игры зависит своеобразие организации и характер выполнения детьми двигательных заданий, которые могут включать многократные беговые упражнения, с установкой на формирование ловкости, выносливости, силовых качеств, а также заданий с элементами речевой, конструктивной и других видов деятельности. Разное содержание игр задается разными воображаемыми ситуациями, смысловым объединением игровых предметов и действий. Так, одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия, выполняемые играющими в игре, соответствуют заданной роли и правилам игры. В других играх сюжет и роли отсутствуют играющим предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих играх сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений ребенка и их последовательность. В обучении и воспитании детей важны все виды белорусских народных игр.

При отборе белорусских народных игр целесообразно учитывать следующие требования:

  • наличие в игре игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели;

  • включенность каждого ребенка в игру;

  • предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

  • доступность для детей игровых заданий;

  • вариативность средств достижения цели.

Существует много способов включения белорусских народных игр в образовательную работу с детьми. В физическом воспитании задачи использования белорусских народных игр имеют свою специфику, которая определяется возрастными особенностями физического и психического развития воспитанников. Так, в младшем дошкольном возрасте они нацелены на:

развитие интереса детей к коллективным действиям, воспитание чувства дружбы;

формирование умений выполнять драматизированные действия игры, согласовывая их со словами текста;

воспитание интереса к белорусскому языку.

Решению поставленных задач способствуют такие игры, как: «Грушка”, “Маша”, “Іванка і Марылька”, “Міхасік”, “У ката”, “Лясь-лясь- уцякай!” и др.

В среднем дошкольном возрасте образовательные задачи имеют следующее содержание:

  1. знакомство детей с трудом и бытом белорусского народа;

  2. формирование умений переносить знакомые двигательные навыки в новую

  3. игровую ситуацию, соответствующую содержанию игры;

  4. развитие способности достигать в игре положительного результата;

  5. воспитание самостоятельности;

  6. развитие интереса к белорусскому языку, желания запоминать

  7. стихотворные тексты.

В физическом воспитании детей этого возраста используются игры: “Ішоў казел пад мастом”, “Гладышык”, “Рэпа”, “Садзі лянок!”, “У зайца”, “Лавіць куры”, “Лебедзі і лесавік” и др.

В старшем дошкольном возрасте содержание образовательных задач

совершенствуется. Они направлены на:

  1. развитие у детей способности понимать цель игры, инструкцию, направленную на точное выполнение правил игры и двигательных действий;

  2. разрабатывать план действий и пути его выполнения; выступать инициатором игры; проявлять правильную реакцию на успех и неудачу;

  3. формирование умений самостоятельно находить варианты выполнения запланированных задач;

  4. воспитание способности к волевым действиям (настойчивость, выдержка, решительность, целенаправленность);

  5. воспитание интереса к белорусскому языку, желание использовать его в общении.

Большое значение в решении поставленных задач имеют игры: “Каза”, “У рэдзьку”, “Фарбы”, “Гаспадыня і кот”, “Лыка”, “Гарачае месца”, “Кашка”, “Выртаўнік і недатыка”, “Хапанка”, “Рэшата” и др.

У всех детей дошкольного возраста огромная потребность в игре. Очень важно использовать белорусские народные игры для совершенствования двигательных умений и навыков, формирования личностных качеств ребенка.

Литература:

  1. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова. М., 2001.

  2. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие/ В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. 4-е изд., испр. М., 2000.

  3. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. 2-е изд. Минск, 2013.

  4. Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. Мозырь, 2014.

1.
История создания и основные направления
развития «Теории и методики физического
воспитания детей дошкольного возраста»
.

Предмет
теория и методика физического воспитания
детей разработан российским учёным
Кенеман А.В., издан первый учебник. Первые
исследования проведены А. И. Быковой в
1994 г. Она выделила круг задач, которые
должны определять содержание физ.
воспитания детей: оздоровительная и
воспитательная.

Е.Леви
– Гориневская

разработала методику «обучения детей
движениям», исследовала особенности
движений мальчиков и девочек, показала
возможность дифференцированного
обучения дошкольников движениям,
обращалось внимание на создание
гигиенических условий.

Т.И.
Осокина

в 1977г. Разработана программа физ.
воспитания ребёнка дошк-го возраста,
дополнила содержание задач физ-го
воспитания детей; доработана и сделана
более совершенной методика обучения
детей основным видам движений (ходьба,
метание, лазанье, бег, прыжки). Предложена
новая методика обучения детей спортивным
играм и упражнениям. Зимние виды: катание
на санках, лыжах, скольжение; летние
виды: езда на двухколёсном велосипеде,
плавание.

Тимофеева
– внесла вклад в методику организации
и проведения с детьми подвижных игр. Ею
разработана методика проведения
подвижных игр с детьми младшего дошк.
возраста (1988).

В
разработку содержания и методов
физического воспитания детей дошкольного
возраста большой вклад внесли крупные
советские ученые: Е. А. Аркин, Л. И.
Чулицкая, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И.
Быкова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и
др.

Многочисленные
исследования по закаливанию — Е. Г.
Леви-Гориневской, В. П. Спириной, Н. М.
Аксариной, З. С. Уваровой и др.

Белорусские
исследователи – З. И. Ермакова первая
защитила диссертацию в Белоруссии —
проблема: «Двигательная активность
детей дошкольного возраста». Л. В.
Карманова ввела в систему физ. воспитания
детей ежедневные физические занятия.
В. А. Шишкина раскрыв вопросы двигательной
активности детей – создала ряд
методических пособий: «За здоровьем в
детский сад», «Система физического
воспитания дошкольников», «Азбука
движения малыша».

1.
Выбор игры:


фактор: возраст, сезон, погодные условия,
тематика, содержание, температурный
режим.


место проведения: помещение, на свежем
воздухе.

– двигательная
задача: Прыжки с разбега («Волк во рву»).

2
компонент – подготовка к игре:

а)
подготовка педагога – сделать разметку,
выбрать цель, собрать детей на том месте,
где начинается игра, способ сбора детей,
выделить правила игры.

б)
подготовка детей –познакомить с новыми
понятиями; использовать чтение сказок,
худ.литер-ры.

в)
подготовка места – игрушки, атрибуты,
предметы – подбор.

г)
условия проведения – соблюдение
санитарно – гигиенических норм,
проветривание.

Сбор
детей на игру

– он занимает 1-2 мин.

В
младшем возрасте педагог сам собирает
детей;

В
среднем – «зазывалка»;

В
старшем – использование зазывалок
лидером группы.

Способ
создания интереса к игре.

В
мл.в. – худ. слово, чтение четверостишия,
потешки, песенки, показать игрушку
соответствующую содержанию игры,
атрибуты, сюжетный рассказ, наблюдение.

Средний
– те-же приёмы, можно включить загадку
по сюжету игры, краткая беседа по сюжету
игры.

Старший
– худ.слово, загадка, краткая беседа с
опорой на опыт детей (например, серый
кот –завелись мышки, что мне делать).

Объяснение
игры:

Мл.в.-
поэтапно, осуществляется по ходу игры.

Ср.
в.- частичное объяснение сути через
образный рассказ, остальное по ходу
игры.

Ст.
в.- предварительное объяснение от начала
до конца- а) кратко, чётко сформулировать
суть игры; б) последовательно объяснить
действия и все правила.

Руководство
игрой:

Мл.в.-
прямое, педагог участвует в игре от
начала до конца.

Ср.
в. – как прямое, так и косвенное – в
знакомых играх – играть учат самостоятельно,
новая подвижная игра-прямое руководство.

Ст.
в. – преобладает косвенное, исключение,
если новая, разучивание текста, нехватка
пары. Текст разучивается по ходу игры,
новые игры разучиваются на первой
прогулке.

Анализ
подвижной игры:

Мл.в.
— Только поощряем, в анализе подчеркнуть
движение, рефлексия – закрепление
названия.

Ср.
в. – звучит общая положительная оценка,
все молодцы, выделяем тех детей, кто
правильно выполнял движения и поддерживаем
тех, кто не очень выполнял движения.
Рефлексия – обязательна элемент
математики – присутствует.

Ст.в.
– элемент математики входит точно дать
характеристику выполнению правил,
двигательным действиям. Дать возможность
высказаться детям.

3. Система физического воспитания детей дошкольного возраста.

Система
физического воспитания представляет
собой единство цели, задач, средств,
форм и методов работы, направленных на
ук­репление здоровья и всестороннее
физическое развитие детей. Система
физического воспитания с учетом
возрастных и психологи­ческих
особенностей детей.

Целью физического
воспитания является формирова­ние у
детей основ ЗОЖ.

В
процессе физического воспитания
осуществляют­ся оздоровительные,
образовательные и воспитатель­ные
задачи.

Среди оздоровительных
задач
 особое
место занимает охрана жизни и укрепление
здоровья детей, их всесто­роннее
физическое развитие, совершенствование
функ­ций организма, повышение активности
и общей работо­способности.

Учитывая
специфику возраста, оздоровительные
задачи определяются в более конкретной
форме: помогать формированию изгиба
позвоночника, развитию сводов стопы;
способность развитию всех групп мышц;
совершенствованию деятельности
сердечнососудистой и дыхательной
систем, правильному функционированию
внутренних органов, развитию центральной
нервной системы, органов чувств.

Образовательные
задачи
 предусматривают
формирование у детей двигательных
умений и навыков, развитие физических
качеств; получение элементарных знаний
о своем организме;
роли физических упражнений в его
жизнедеятельности, способах укрепления
собственного здоровья.

Воспитательные
задачи
 направлены
на разносто­роннее развитие детей
(умственное, нравственное, эс­тетическое,
трудовое), формирование у них интереса
и потребности к систематическим занятиям
физически­ми упражнениями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стиральная машина korting kwmi 1480 w инструкция
  • Энтерофурил инструкция для детей при поносе капсулы 200 по применению
  • Общее руководство системой охраны труда в медицинской организации осуществляет
  • Эспол мазь инструкция по применению от чего помогает
  • Whirlpool awe 60710 инструкция стиральная машина