Приемы руководства осуществляемые воспитателем

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

a)     наглядные;

b)     практические;

c)      словесные.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы — имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышлениеи речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

—                   распознающего  характера,  с  помощью  которых  формируются  знания  о  свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.)

—                   за  изменением  и  преобразованием  объектов  (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает  знания  о  процессах,  объектах окружающего мира;

—                   репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливаетсясостояние объекта, по части — картина всего явления;

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателемследующих требований:

—                   ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

—                   планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

—                   учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

—                   высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Метод демонстрации включает различные приемы:

—                   Показ предметов — один  из  самых  распространенных  приемов  обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда,оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

—                   Показ образца —  один  из  приемов,  которым  пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок,аппликация, поделка;

—                   Показ способа действий — используется  на  занятиях  по  развитию  движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

—                   Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение представлений детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующихэтапов:

—                   предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

—                   после  просмотра  фильма  в  короткой  беседе  дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

—                   через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

—                   после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ — выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих   лиц)   с   детьми.   Дети   эмоционально   оценивают   происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли втеатр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

— упражнения;

— игровой метод;

— элементарные опыты;

— моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

— подражательного характера;

— конструктивного характера;

— творческого характера;

— игровые.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Рассказы воспитателя

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Рассказы детей

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем,   формировать   способности   детей   к   восприятию   и   пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения познавательной активности

—                   Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

—                   Сравнение

—                   Метод моделирования и конструирования

—                   Метод вопросов

—                   Метод повторения

—                   Решение логических задач

—                   Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности

—                   Игровые и воображаемые ситуации

—                   Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

—                   Игры-драматизации

—                   Сюрпризные моменты

—                   Элементы творчества и новизны

—                   Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и развития творчества

—                   Эмоциональная насыщенность окружения

—                   Мотивирование детской деятельности

—                   Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

—                   Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении — прошлое, настоящее и будущее)

—                   Игровые приемы

—                   Юмор и шутка

—                   Экспериментирование

—                   Проблемные ситуации и задачи

—                   Неясные знания (догадки)

—                   Предположения (гипотезы)

ЗАНЯТИЕ

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

— на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования;

— они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

— они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием — в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Использованы материалы сайта http://imk.ddu239.minsk.edu.by

Консультация для воспитателей

«Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

        При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

  • развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
  • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

        Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

        Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

        Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

        Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

        Этот метод включает в себя следующие компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

                — совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

        Ранний возраст. 

        Приемы прямого руководства. — эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

        — показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

        — совместные с воспитателем игровые действия

        — включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

        — демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

        — применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

        — подсказывающие вопросы

        Приемы косвенного руководства.

        — подбор игрушек с определенными свойствами

        — рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении

        — наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения

        — разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)

        — подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)

        — рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций

        — создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)

        — изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)

        — постановка педагогом проблемной ситуации

        Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собойпредметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

        Младший дошкольный возраст. 

        Приемы прямого руководства.

        Вторая младшая группа 

        Обучение способам игрового отражения действительности:

        — включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

        — обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

        Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

        — вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

        — поощрение

        -побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

        — помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

        Средняя группа 

        — включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

        — вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

        Приемы косвенного руководства.

        Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

        — внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

        — экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

        — создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

        — чтение художественных произведений, драматизация сказок

        — наблюдение за играми других детей

        -напоминания об интересных фактах из жизни.

        Организация предметно-игровой среды

        — сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

        — внесение в среду новой игрушки

        — изготовление детьми атрибутов для игры

        Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

        — ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

        — создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

        Организация воспитателем игр обучающего характера:

        — театрализованные игры

        — игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »

        — дидактические игры «Кому что нужно для работы»…

        Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

        — поощрение

                — привлечение в игру малоактивных детей.

        Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

        Старший дошкольный возраст. 

        Приемы прямого руководства.

        — Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

        Приемы косвенного руководства.

        — обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

        — привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

        Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

        — создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

        — расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

        — включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

        — пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

        Помощь взрослого:

        — вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

        — спланировать ход игры, последовательность действий

        — распределить роли, согласовать замысел,

        — помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

        — наблюдение за игрой детей,

        — направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

        — создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

        — создать игровую ситуацию,

        — индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

        Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

Различные методы и приемы работы с дошкольниками

по реализации ФГОС

(методичка для педагогов)

Воспитание и обучение в большинстве
случаев зависит от методов и приемов, используемых воспитателем, чтобы
объяснить детям что-либо, формировать у них умения и знания, развивать
способности в определенной области деятельности.

Метод обучения – это определенная система действий воспитателя, который
организовывает познавательную и практическую деятельности ребят. В свою очередь
прием обучения – это детали, части определенного метода. Методы и приемы
обучения дошкольников имеют свою специфику.

Обычно методы обучения классифицируют по источнику
получения знаний, навыков и умений. Дети-дошкольники обретают знания в
непосредственном восприятии предметов, а также из разговоров с воспитателем и в
практической деятельности, конечно.

В связи с этим выделяют такие методы обучения дошкольников:

1. наглядные;

2. словесные;

3. практические методы.

Методы
и приемы:

Практические: рисование, физкультминутка , импровизация, имитация , игровая беседа с элементами
движений, экспериментирование , проектная деятельность, решение проблемной
ситуации, игровые задания, моделирование, элементы драматизации творческие
задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры-драматизации

Наглядные: показ, рассматривание,
просмотр мультфильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи,
презентация

Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения,
составление рассказов,

объяснения, указания ,разговор, ситуативный разговор, напоминание , проблемные
ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы детей и
воспитателя, чтение

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Методы воспитания

– способы взаимосвязанной деятельности
взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

– совокупность путей, способов достижения
целей.

Приём обучения

– часть метода, отдельный шаг в реализации
метода.

В дошкольной педагогике принята
классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления
(наглядно-действенное и наглядно-образное) .

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1- Наблюдение – умение всматриваться в
явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их
причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные;
повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и
преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий
(предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных
программ) .

Наглядные пособия, используемые для
ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии;
репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки;
учебные фильмы.

Приемы

• показ способов

действий;

• показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если:
педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо
прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его
содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них
отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок,
рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

3- Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со
средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные
(предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации;
побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом
виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное
повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания
(подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты,
экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование
жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых,
непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между
ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания
моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре,
отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В
основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным
знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели,
графические модели.

Выбор и сочетание методов и
приемов обучения зависит от:

— содержанияобразовательной деятельности;

— возрастных особенностей детей (в младшем
дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в
среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в
старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

— формы организации деятельности (воспитатель
выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы)
;

— оснащенности педагогического процесса;

— личности воспитателя

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания

– система предметов, объектов, явлений,
которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И.
Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

1.Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения,
ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2.Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

3.Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный
мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект,
который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и
развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

— содержания материала;

— времени, отведенного на изучение того
или иного материала;

— объема и сложности материала;

— уровня подготовленности обучаемых,
сформированности у них учебных навыков;

— возрастных и индивидуальных особенностей
обучаемых;

— типа и структуры занятия;

— количества детей;

— интереса детей;

— взаимоотношений между педагогом и детьми
(сотрудничество или авторитарность) ;

— материально-технического обеспечения,
наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— особенностей личности педагога, его
квалификации.

Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

в младенческом возрасте

Возрастная категория (2 месяца — 1 год)

— непосредственное эмоциональное общение с
взрослым,

— манипулирование с предметами

— познавательно-исследовательские
действия,

— восприятие музыки, детских песен и
стихов,

— двигательная активность

— тактильно-двигательные игры

в раннем возрасте

Возрастная категория (1 год — 3 года)

— предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и пр.,

— общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого,

— самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

— восприятие смысла музыки, сказок,
стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года — 8 лет)

— игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую
игру, игру с правилами и другие виды игры,

— коммуникативная (общение и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

— познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

— восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице,

— конструирование из разного материала,
включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

— изобразительная (рисование, лепка,
аппликация,

— музыкальная (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры
на детских музыкальных инструментах)

— двигательная (овладение основными
движениями) форма активности ребенка.

Использованная литература:

1. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс
лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.

2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика:
учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.

3. Приказ министерства образования науки Российской
Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»

Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресурсом образовательного учреждения являются люди. Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования главным условием перехода на стандарт называли кадровые условия.

Несомненно, педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Существующая практика становления и формирования педагога как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности педагога.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной компетентности педагогического работника.

Решение данной проблемы усугубляется рядом проблем: оплата труда, материально-техническое оснащение воспитательно-образовательного процесса, социально-психологический климат и т.д. Не случайно многие воспитатели испытывают в той или иной степени нервные срывы, стрессы, обусловленные личными проблемами и бытовыми трудностями, перегрузками в работе.

Такая ситуация делает проблематичным для воспитателя стремление к самосовершенствованию, самообразованию, повышению своего профессионального уровня.

Многие воспитатели считают, что им самим не хватает целеустремлённости и настойчивости в повышении своей профессионально-педагогической культуры. Некоторые из них не имеют навыков самообразовательной работы, не владеют приёмами переработки информации.

И если нет возможностей коренным образом изменить окружающие воспитателя обстоятельства, тогда необходимо в большей степени использовать его социально-психологические ресурсы и его профессионально-личностный потенциал.

Кроме того, замечено, что по мере накопления опыта, большинство воспитателей, значительно сужает сферу своих профессиональных интересов, всё более соотнося их только со своей конкретной деятельностью.

А чем уже круг интересов воспитателя, тем он более ограничен как профессионал.

Вот и получается парадоксальная ситуация, когда молодой воспитатель считает, что ему теоретические и методические знания ещё не нужны, а воспитатель со стажем, что уже не нужны.

Поэтому, только изменяя и формируя профессиональные потребности воспитателя, создавая условия для саморазвития личности, возможно, изменить некоторым образом содержание его самообразовательной работы, отношение к профессиональному росту и, в целом, отношение к труду.

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа, особая роль которой проявляется в активизации человеческого фактора – личности и творческой деятельности педагогов.

Организация методического сопровождения педагогического процесса в ДОУ

Для решения задач, при планировании методической работы на год опираюсь на следующие принципы:

  • Взаимодействие – участие всех педагогов в подготовке, обсуждении, принятии решения и его реализации;
  • Рефлексия – самооценка, самоанализ профессиональной деятельности;
  • Комплексность – всесторонний анализ деятельности педагога;
  • Объективность – оценки профессионального уровня педагога;
  • Оптимальность – определяет соответствие затраченных усилий, средств и времени качеству достигнутого профессионального мастерства;
  • Опережение – предполагает учет тенденций развития образовательной системы, прогнозирование возникающих проблем и своевременное их решение;
  • Перспективность – предусматривает направленность на решение актуальных и долгосрочных задач.

Кроме этого, старюсь учесть особенности педагогов: их активность или пассивность, какие задания они воспринимают позитивно, а какие категорически не принимают; как педагоги предпочитают решать поставленные задачи: самостоятельно или в мини-группах. Также значение имеют стаж, опыт работы, личностные качества, интересы и потребности педагогов. Вся эта информация поможет выбрать форму работы, методы и приемы активизации, добиться более высоких результатов на мероприятиях.

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, использую известные, широко вошедшие в практику формы .

Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и т.д.) так называемые традиционные формы повышения профессиональной компетентности педагогов.

Однако, как показывает практика, если объем слишком большой или педагоги не ориентируются в каких-то теоретических вопросах, скорее всего, интерес к мероприятию у них быстро пропадет. Избежать этого, а также активизировать деятельность педагогов позволяет применение инновационных форм и методов.

Инновация (англ. innovation) – новшество, нововведение. Использование инноваций предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. Доказано, что педагоги усваивают не более 20-30% информации – когда слушают лекции; до 50% – когда самостоятельно работают с профессиональной литературой; до 70% – когда выступают сами (при проговаривании); до 90% – когда лично участвуют в изучаемой деятельности.

Использование инновационных интерактивных методов работы позволяет организовать процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Семинары-практикумы

Одной из часто используемой форм методической работы – семинар-практикум, считаю её очень интересной и ценной, ведь семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру. Семинары-практикумы организовывала по различным темам, например, семинар-практикум с использованием видеоматериалов «Типичные ошибки воспитателя при организации взаимодействия с детьми» мотивировал педагогов на рефлексию собственной профессиональной деятельности. Семинар-практикум «Мнемотехника как технология успешного развития памяти и речи» помог расширить знания педагогов о технологии «мнемотехника», познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами; дать рекомендации по использованию мнемотаблиц в практической работе.

Например, семинар-практикум по теме «Мнемотехника как технология успешного развития памяти и речи» (Приложение 1).

Деловая игра

Деловая игра – одна из активных форм работы с педагогами, в ходе игры можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу педагогов, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений. Педагоги нашего ДОУ с удовольствием включаются в её работу. Варианты организации деловой игры – как часть педагогического совета, методического объединения либо самостоятельная методическая форма. Например, «Речевое развитие детей дошкольного возраста» (Приложение 2)

Педагогическая гостиная

Эта форма организации взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивала обстановку свободного и непринуждённого общения, её содержание способствует положительной мотивации на использование получения знаний в практической деятельности. Ее подготовка проходит в тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов и специалистов ДОУ, оформлении, подготовки раздаточного материала. В ходе самой гостиной гости чувствуют себя не как пассивные слушатели, а как активные участники диалога. Работа в такой гостиной очень интересна, педагоги высказывают свою точку зрения по обсуждающим вопросам, участвуют в разработке методических рекомендаций. Например, педагогический совет в форме педагогической (экологической) гостиной «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС».

Мастер-класс

Мастер-класс – оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время мастер-класса, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества

Главный принцип мастер-классов – «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Педагоги с интересом включаются в работу, представляя коллегам свой профессиональный опыт. Мастер-класс «Педагогическая идея: презентация современной образовательной технологии» позволил педагогам нашего ДОУ проявить свои творческие способности и креативность и одновременно изучить современные образовательные технологии. Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста» позволили педагогам освоить некоторые нетрадиционные техники, практически включиться в выполнении творческой работы. Мастер-класс «Развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста по средствам подвижных игр» позволил педагогам познакомиться с некоторыми новыми играми и упражнениями, пополнить методическую копилку.

Таким образом, на мой взгляд, подготовка и проведение мастер-классов являются хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействуют раскрытию личного потенциала и роста мастерства.

Несмотря на разнообразие существующих форм организации работы, при выборе стараюсь учитывать интересы и пожелания воспитателей. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как семинары-практикумы, групповые дискуссии, мозговая атака, деловая игра дают наибольший результат. Например, я говорю о том, что есть проблема, для решения которой необходима помощь, и предлагаю подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Результатом данной работы является подведение итога, разработка рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

Следует отметить ещё одну эффективную инновационную технологию в работе с педагогическим коллективом: использование ИКТ: презентации, слайды. В нашем ДОУ мультимедийные презентации используем не только для презентации опыта работы воспитателей, в процессе образовательной деятельности с детьми («Обучение рассказыванию по картинкам», «обучение рассказыванию», «Геометрические фигуры», «Цвет», «Художники детям», «Времена года» и др.), но и при работе с родителями на родительских собраниях.

Несмотря на тщательное продумывание формы организации методической работы, особое внимание при подготовке занимают методы и приемы, способствующие активизации мыслительной деятельности педагогов, актуализации их опыта. Их довольно много, все зависит от тематики и характера мероприятия, планирую заранее или включаю их по ходу, если возникает такая необходимость. Интерактивные методы и приемы использую на разных этапах методического мероприятия. На первом этапе для того, чтобы замотивировать педагогов, заинтересовать их, вызвать желание овладеть первичными знаниями по проблеме. На следующем этапе, чтобы сформировать новые профессиональные знания, умения, навыки, это могут быть игры, творческие задания, просмотр видеоматериала, обсуждение спорного вопроса, решение педагогических ситуаций.

Вот некоторые из них:

Упражнение «Что помогает мне в работе»

Задание: закончите фразу: «Мне как профессиональному педагогу помогает в работе то, что …», отразите (укажите) ваши сильные стороны как личности и как профессионала.

  • Легко ли было говорить о своих качествах?
  • Как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях?

Работа с перфокартами

  • Очень интересны и ценны, на мой взгляд, перфокарты. Я часто включаю их в начало мероприятия по любой теме для актуализации знаний и опыта коллег.
  • Кроме этого использую карточки с вопросами, тестовыми заданиями, экспресс-вопросы, вопрос-ответ,
  • Небольшие карточки с вопросами или тестовыми заданиями применяла в работе методических объединений с педагогами групп раннего возраста

Экспресс-вопросы

Вопросы быстро задаются по очереди, ответы должны быть также моментальными и краткими, например:

  • Зачем белке длинный и пушистый хвост?
  • Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
  • Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?
  • Почему в зимний период на окнах появляются узоры?
  • Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?
  • Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?
  • Как летом без барометра можно узнать о приближении ненастья?
  • Почему опадают листья?
  • Дым столбом какую погоду предвещает?
  • Лягушки расквакались к чему?

6. Вопрос — ответ

(О весне)

  1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
  2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

Блиц – турнир “Подумай и ответь” .

Тема «Как растения и животные предсказывают погоду» .

Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  • Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде) .
  • Уж на дороге греется – (перед дождем) .
  • Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают) .
  • Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели) .
  • Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге) .
  • Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам) .
  • Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя) .
  • Из березы течет много сока – (к дождливому лету) .
  • С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде) .
  • Цветы перед дождем – (пахнут сильнее) .

Может быть, кто ни будь из вас напомнит другие приметы?

Решение педагогических ситуаций

1. Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.

Как в данном случае поступить воспитателю?

Что делать, если:

  • ребенок опрокидывает поднос из-за своей неуклюжести.
  • Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание?

2. Перед дневным сном воспитатель делает установку детям (5-6 лет): за каждое замечание ваш сон я буду удлинять на 10 минут. Если замечаний будет много, то спать, будете до прихода ваших мам. Дети уснули быстро.

  • Как вы оцениваете действие воспитателя?
  • На чем основано получение желаемого результата?
  • Ваш совет воспитателю?

Игры и игровые упражнения

Игровое упражнение «Мастерская удивительной ладошки»

Уважаемые педагоги, обведите свою ладонь с раскрытыми пальцами карандашом. У вас получились похожие рисунки. Давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок.

Игра «Ассоциация»

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к себе, с чем или с кем вы себя ассоциируете (стихия, представитель флоры или фауны, предмет неживой природы).

Дидактический синквейн

  1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка – фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Аукцион. Торги педагогическими идеями

Перед продажей каждого лота, вниманию участников аукциона автором пособия или игры будет предложено небольшое теоретическое выступление, раскрывающее особенности и специфику каждого из предложенных видов игр, пособий.

Активно используются в работе и крооссворды на любые темы по любой методике

Таким образом , применение в работе с педагогами инновационных форм и методов способствует повышению интереса к профессиональной деятельности; формированию культуры общения, независимого мышления.

Считаю, что для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов и приемов, ведь старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, аналитик, готовый работать в инновационном режиме, владеющий новыми технологиями. Важно хорошо узнать каждого педагога, и выбрать те формы и методы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.

«Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте».

В дошкольном детстве все занятия с детьми и большинство мероприятий строятся на игровых методах. Такой подход, как известно, основывается на сензитивном виде деятельности ребёнка – игре. Значимость игры трудно переоценить. Игра учит, развлекает, позволяет легче пережить трудности, «отыграть» травмирующие ситуации, осознать многие моменты и события, позволяет почувствовать что-то, увидеть ситуацию со стороны. Если ребёнок не играет – это один из самых тревожных сигналов, указывающих на то, что с ним что-то не так: заболел, сильно переживает или подавлен, развивается дисгармонично. Наблюдая детскую игру, можно многое узнать. Об интересах и потребностях, о стилях общения и воспитания ребёнка, отношении к нему близких взрослых, об ожиданиях от окружающего, специфики времени, культуре и традициях общества в целом и т.д. Не напрасно одним из диагностических критериев среди специалистов является игра. А в современном мире игру используют при работе и со взрослыми.

Установка контакта между детьми – дошкольниками тоже, как правило, сразу после знакомства переходит в игру. Так дети, знающие много игр и умеющие их организовать, вовлечь, способные придумать и поддержать игру и игровые действия, почти всегда пользуются большой популярностью не только среди сверстников, но и среди старших и тем более, младших.

Споры взрослых, особенно педагогов , о том, нужно ли учить детей играть, то затихают, то вспыхивают с новой силой. Дело в том, что за последние десятилетия намечена тенденция особенностей развития и физических состояний детей и подростков, выраженная в увеличении и разно плановости психологических и психических трудностей, поведенческих и эмоционально-деструктивных расстройств, заставляющих специалистов снова и снова искать причины и связывать их со следствиями. Переход к цифровизации и роста повсеместного использования технических средств сыграл в этом не последнюю роль. Между тем, практика показывает, что непосредственное общение межу детьми, детьми и взрослыми, в том числе в игре, требует особой внимательности со стороны взрослого, осторожности в выборе темы, подборе методов и направлений.

Самостоятельная игра детей важна, но участие взрослого не только значительно обогащает сам процесс, иногда являясь непременным условием сохранности игры как процесса, но и может способствовать развитию социально – коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер ребёнка, а так же психических функций в целом.

Ориентируясь на возрастные особенности детей, включение в игру детей взрослого различается. В таблице приведены основные приёмы и методы руководства детской игрой, приведённые в ознакомительных целях, что бы помочь педагогу в выборе и использовании для конкретной возрастной категории.

Таблица 1. Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте.

Методы возраст

2-3года

3-4 года

4-5 лет

5-6лет

6-7 лет

Прямые

Внесение игрушки, поручение Совместная игра, показ, диалог, вопросы, эмоциональность

Распределение участия, включение

Распределение участия, включение

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации, изменение сюжета, задачи, привнесения

,

косвенные

Обстановка, атрибуты, совместное наблюдение, рассматривание, подключение, проблемная ситуация, игровая обстановка

Внесение игрушки, поручение, экскурсия, наблюдение, включение педагога, обучение, поощрение, вопросы

Внесение игрушки, поручение Похвала, поддержка, наблюдения, рассказы, факты из жизни, проблемные ситуации

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки,

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки

комплексные

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Таблица 2. Циклограмма организации разных видов игр детей в режиме дня.

Режим.моменты

Виды игр

1

1.пол.дня

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, словесные

2

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, проблемно-поисковые

3

2 пол.дня

Театрализованные, коммуникативные

4

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, развлекательные

Литература:

1.Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном

учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. — М.: Просвещение,

2006. — 112 с

2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного

возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия»,

2005. — 320 с.

3. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации

жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. — М.: Юрайт, 2010. — 288 с.

4. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика

наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. — СПб., 2008. — 126 с.

5. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. — М.:

Просвещение, 2001. — 136 с

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491981-metody-i-priemy-rukovodstva-igroj-doshkolniko

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Амбарная дверь своими руками пошаговая инструкция
  • Розы из атласных лент своими руками пошаговая инструкция с фото
  • Состав руководства пожарной охраны
  • Инструкция к зарядному устройству power bank
  • Персонал при руководстве это