При либеральном стиле руководства руководитель тест

ВЫ СТУДЕНТ ММУ (Московский Международный Университет) и ОБУЧАЕТЕСЬ ДИСТАНЦИОННО?
На ЭТОМ сайте, Вы найдете ответы на вопросы тестов ММУ.
Регистрируйтесь, пополняйте баланс и без проблем сдавайте тесты ММУ.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛЬЗОВАНИЯ САЙТОМ ЗДЕСЬ

Как посмотреть ответ ИНСТРУКЦИЯ 

У ВАС ДРУГОЙ ВУЗ, НЕ БЕДА…..
ПОСМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ САЙТЫ С ОТВЕТАМИ — СПИСОК
Если в списке нет Вашего вуза, вернитесь сюда и купите найденный Вами вопрос, иногда предметы полностью совпадают в разных вузах.

При либеральном стиле руководства руководитель:

Выберите один ответ.

a. ставит задачу, консультирует, стимулирует

b. создает видимость работы, формально выполняет обязанности

c. консультируется с подчиненные, использует их полезные предложения

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 4 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

ПРЕДМЕТ: Основы менеджмента (1/1)

КУПЛЕНО РАЗ: 585

/osnovy-menedzhmenta-1-1/24095-pri-liberalnom-stile-rukovodstva-rukovoditel

б) инновации
внедряются революционным путем;

+ в) умение
работать в команде (группе);

г) единоличный
стиль управления;

д) борьба
за лидерство.

99. Внешним фактором
прямого воздействия на организацию
является:

а) научно-технический
прогресс;

б) политические
изменения;

в) состояние
экономики;

+ г) закон
государственного регулирования.

100. Какие из
нижеуказанных видов деятельности не
относятся к общим функциям управления,
выполняемым руководителем:

а) планирование;

+ б) обмен
информацией;

в) организация;

г) распорядительство.

101. Какой из видов
разделения труда в управлении является
основной для выделения других:

а) технологическое;

б) иерархическое
(вертикальное);

+ в) функциональное;

г)
профессионально-квалификационное.

102. Какая из
предложенных ниже последовательностей
шагов, предпочтительней при принятии
управленческого решения:

а) анализ
альтернатив, выбор наилучшей из
альтернатив, согласование выбранной
альтернативы с коллективом;

б) анализ
альтернатив, обсуждение альтернатив в
коллективе, выбор альтернативы;

в) разработка
альтернатив, анализ альтернатив, выбор
наилучшей из альтернатив;

г) формулировка
проблемы, выбор приемлемой альтернативы,
обсуждение выбранной альтернативы;

+ д) формулировка
проблемы, разработка альтернатив, выбор
наилучшей из альтернатив.

103. При либеральном
стиле руководства:

а) работники
вольны сами принимать решения;

б) власть
сконцентрирована в руках единоличного
руководителя;

в) руководитель
стремится принимать решения, согласуя
их с мнениями и потребностями работников;

+ г) работники
не могут положиться на компетенцию
руководителя.

104. Процесс принятия
решений начинается с:

а) сбора
информации о ситуации;

б) анализа
внешней среды;

+ в) выявления
проблемы;

г) формулирования
целей;

д) определения
лица, ответственного за принятие решений.

105. Какое понятие
не включает такие элементы как
потребитель, конкуренты, правительственные
учреждения, поставщики, источники
трудовых ресурсов:

+ а) менеджмент;

+ б) внутренняя
среда;

в) внешняя среда;

г) нет правильного
ответа.

106. Группа людей,
деятельность которых координируется
для достижения общей цели, процесс
создания некоторой структуры или системы
называется:

а) устройство;

б) формирование;

+ в) организация;

г) объединение.

107. Общество, акции
которого распределяются не только среди
его учредителей или иного заранее
определенного круга лиц признается:

а) закрытым
акционерным обществом;

+ б) открытым
акционерным обществом;

в) дочернее
общество;

г) нет верного
ответа.

108. Процесс создания,
распространения и использования
новшества, которое способствует развитию
и повышению эффективности работы
организации в целях удовлетворения
определенных потребностей:

+ а) инновация;

б) производственный
процесс;

в) стратегическое
планирование;

г) нет верного
ответа.

109. Процесс побуждения
и выбор того или иного типа поведения
в зависимости воздействия мотивов,
стимулов и от ожидаемых результатов
это:

а) маркетинг;

б) менеджмент;

+ в) мотивация;

г) нет верного
ответа.

110. Устойчивая
манера поведения руководителя по
отношению к подчиненным, позволяющая,
оказывать на них влияние и побуждать
их к достижению целей организации это:

а) мотивация;

+ б) стиль руководства;

г) структура
управления;

д) нет верного
ответа.

111. Стиль, при
котором руководитель предпочитает
воздействовать на людей приказом:

а) либеральный;

б) демократический;

+ в) директивный;

г) комбинированный.

112. Стиль, при
котором отсутствует размах в деятельности,
безъинициативность и постоянное ожидание
указаний сверху, нежелание принимать
на себя ответственность:

+ а) либеральный;

б) демократический;

в) директивный;

г) нет верного
ответа.

113. Стиль, при
котором руководитель расположен к
делегированию полномочий, предоставляет
подчиненным принимать участие в
реализации фирменных идей это:

а) либеральный;

б) директивный;

+ в) демократический;

г) нет верного
ответа.

114. Цели и задачи
организации, общие условия труда,
личность сотрудника, личность руководителя,
размер группы, структура группы это:

а) основные элементы
культуры организации;

б) предмет оценки;

в) субъект оценки;

+ г) факторы,
определяющие стиль руководства.

115.
Относительная характеристика
результативность деятельности конкретной
управляющей системы, отражающейся в
различных показателях как объекта
управления, так и собственной управленческой
деятельности – это:

а)
управленческое решение;

б)
коммуникации;

+ в)
эффективность управления;

г) нет
верного ответа.

116.
Отношение количества единиц на выходе,
количеству единиц на входе – это:

+ а)
рентабельность;

б)
производительность;

в)
прибыль;

г) нет
верного ответа.

117. В экономической
теории различают следующие виды
эффективности:

+ а) экономическую;

+ б) социальную;

в) административную;

г) нет верного
ответа.

118. Эффективность
характеризующаяся отношением полученного
результата к затратам называется:

+ а) экономическая;

б) социальная;

в) экономико-социальная;

г) нет верного
ответа.

119. Выделите основные
требования управленческого решения:

+ а) направленность
на получение эффективных результатов;

б) управленческая
стандартизация;

+ в) обособленность
решения и его составляющих

г) правило, по
которому ведется управленческая игра
в организации.

120. «…» — соответствие
требованиям существующих правовых
актов:

а) оптимальность;

+ б) правомочность;

в) конкретность;

г) право.

121. «…» решение –
это решение, принимаемое с целью повлиять
на работу организации в целом:

а) массовое;

б) оптимальное;

+ в) глобальное;

г) радикальное.

122. Какие методы
входят в арсенал эвристических методов:

а) метод «Преимуществ»;

+ б) метод «Дельфы»;

+ в) метод «Омеги»;

+ г) метод «Мозгового
штурма».

123. Метод «Дельфы»
— это:

а) формирование
внутренней организации;

б) вертикальное
разделение труда;

в) разработка
управленческого решения;

+ г) многоуровневое
анкетирование.

124. Что относится
к экспертным оценкам, на основе которых
руководитель принимает решение;

а) работа подчиненных;

+ б) каждый эксперт
предлагает свое решение;

в) эффективность
производства;

г) на основе
большинства.

125. Что относится
к количественным методам решения
управленческих проблем:

а) предельная
организация деятельности;

+ б) динамическое
моделирование;

в) прогностическое
моделирование;
+ г) линейное моделирование.

126. В управленческое
решение необходимо заложить:

а) метод его
активации;

+ б) механизм его
исполнения;

в) метод его
выявления;
г) механизм его активации.

127. Итогом
управленческого решения является:

а) выбор одного
варианта из нескольких;

б) представление
особенности решения;

в) конечный подсчет
управленческих распоряжений и их
исполнение;

+ г) приведение
управляемой системы в заданное состояние
с намеченными целями.

128. Нетипичные
решения – это решения:

+ а) нестандартные;

б) аналоговые;

в) без аналоговые;

г) стандартные.

129. Целенаправленное
воздействие, необходимое для согласования
совместной деятельности людей называется:

+ а) управление;

б) мотивация;

в) влияние

г) управленческое
воздействие.

130. Физическое или
юридическое лицо, от которого исходит
властное воздействие называется:

+ а) субъектом
управления;

б) объектом
управления;

в) целью управления;

г) нет правильного
ответа.

131. Объектом
управления в теории управления является:

+ а) физическое
лицо;

+ б) юридическое
лицо;

+ в) социальные
системы;

+ г) социально-экономические
системы.

132. Перечислите
составляющие дисциплины теория
управления:

+ а) определение
целей развития организации;
+ б)
разработка механизмов реализации
целей;
+ в) принципы, методы управления;
+
г) координация всех членов организации
для достижения поставленной цели.

133. Выделите предмет
исследования теории управления:

+ а) управленческие
отношения;
+ б) методологические
приемы;
+ в) метод активного воздействия
на объект управления;
г) мотивация
персонала.

134. Перечислите
функции теории управления:

+ а) гносеологическая;

+ б) методологическая;
+
в) прикладная;
г) мотивационная.

135. Специфическая
разновидность трудового процесса,
которая характеризуется предметом
труда, средством труда, а также самим
трудом и его результатом называется:

ОТВЕТ: управленческая
деятельность.

136. Перечислите
формы управленческого труда:

+ а) эвристический;

+ б) административный;
+
в) операторный;

г) социальный.

137. Операторный
труд направлен на:

+ а) техническое
обеспечение производственных и
управленческих процессов необходимой
информацией;

б) текущую координацию
и оценку деятельности подчиненных;
в)
анализ и изучение проблем, стоящих перед
организацией;

г) влияние на
персонал, с целью достижения поставленной
цели.

138 Административный
труд руководителя осуществляется в
форме:

+ а) распоряжения;
+
б) контроля за подчиненными;
+ в) обмена
информацией;

+ г) указания.

139. Четвертая
управленческая революция датируется:

а) XVI
– XVII
вв.
+ б) XVII
– XVIII
вв.

в) XV
вв.

г) XX
в .

140. С чем связана
четвертая управленческая революция?

а) с зарождением
письменности;

б) с деятельностью
царя Хаммурапи;
+ в) с зарождением
капитализма;

г) с развитием
бюрократии.

141. Укажите верное
название пятой управленческой революции:

а) капиталистическая;

б) демократическая;

+ в) бюрократическая;

г) социалистическая.

142. Какую управленческую
революция называли бюрократической?

ОТВЕТ: 5;

ОТВЕТ: пятую.

143. В какой период
начала развиваться школа научного
управления?

+ а) конец XIX
– начало XX
в.;

б) начало XX
в.;

в) конец XIX
в.;

г) середина XVIII;

144. Какому ученому
принадлежит труд «12 принципов
производительности»?

а) Г. Форд;

+ б) Г. Эмерсон;

в) Г. Гант;

г) Ф. Тейлор.

145. В рамках данной
концепции было сформулировано понятие
организационной структуры фирмы:

+ а) административного
управления;

б) научного
управления;

в) человеческих
отношений;

г) экономического
управления.

146. Анри Файоль
является представителем:

а) школы научного
управления;

+ б) административной
(классической) школы;

в) школы человеческих
отношений;

г) школы психологии.

147. Концепция М.
Вебера носит название:

ОТВЕТ: рациональная
бюрократия;

ОТВЕТ: рациональной
бюрократии.

148. Э. Мэйо является
представителем:

а) административной
школы;

+ б) школа человеческих
отношений;

в) школы научного
управления;

г) школы психологии.

149. А. Маслоу
является автором теории:

+ а) пирамида
потребностей;

б) двухфакторной
теории;

в) теории «X»
и «Y»;

г) теории власти.

150. Автором теории
«X»
и «Y»
является:

а) А. Маслоу;

+ б) Д. МакГрегор;

в) Ф. Герцберг;

г) Л. Гилбрет.

151. В какой период
времени была утверждена новая парадигма
управления?

+ а) в конце ХХ в.;

б) в середине ХХ
в.;

в) в конце XIX
в.;

г) в середине XIX
в.

152. Функция управления
– это:

+ а) вид управленческой
деятельности, необходимый для
взаимодействия субъекта управления на
объект управления;

б) относительно
самостоятельные, специализированные
и обособленные виды управленческой
деятельности;

в) действия, которые
должны осуществляться в рамках конкретной
функции;

г) техническое
обеспечение производственных и
управленческих процессов необходимой
информацией.

153. Выделите основные
принципы планирования:

+ а) системность,
комплексность, нормативность;

+ б) количественность,
административность, вариантность;

в) сбалансированность,
автоматизация, техничность;

г) нет правильного
ответа.

154. Функция управления
подразумевает под собой:

+ а) установку целей
и задач;

+ б) разработку
стратегии;
+ в) определение ресурсов;

г) контроль.

155. Планирование
может быть:

+ а) краткосрочным;

+ б) среднесрочным;

+ в) долгосрочным;
г)
перспективным.

156. Выделите основные
задачи в функции организации:

+ а) формирование
структуры организации;

+ б) делегирование
полномочий;

в) информационное
обеспечение;
г) координация деятельности
сотрудников.

157. Выделите основные
методы управленческой мотивации:

+ а) метод экономической
мотивации;

+ б) метод социальной
мотивации;
+ в) метод властной мотивации;

г) метод
административной мотивации.

158. Выделите
составляющие «пирамиды потребностей»
А. Маслоу:

+ а) потребность в
причастности;
+ б) потребность в
самовыражении;

+ в) потребность в
безопасности;

+ г) потребность в
социуме.

159. Данная функция
управления устанавливает степень
соответствия принятых решений фактическому
состоянию системы управления, выявляет
отклонения и их причины:

а) организация;

+ б) контроль;

в) координация;

г) планирование.

160. Функция контроль
позволяет:

+ а) установить
степень соответствия принятых решений
фактическому состоянию системы управления

б) обеспечить
бесперебойность и согласованность в
работе всех звеньев организации

в) обеспечить
бесперебойность и непрерывность работы
организации;

г) осуществлять
мониторинг сложившейся в организации
ситуации и своевременно принимать
решения.

161. Выделите основные
принципы контроля:

+ а) стратегическая
направленность;

+ б) ориентация на
результат;

+ в) эффективность;

г) своевременность.

162. Выделите основной
инструмент функции контроля:

+ а) учет и анализ
хозяйственной деятельности;
б) изучение
специфики предприятия;

в) негласное
наблюдение за персоналом;

г) аудит внутренней
среды организации.

163. Выделите главную
задачу функции координации:

+ а) обеспечение
взаимодействия и согласованности в
работе всех звеньев;

б) взаимодействие
подразделений внутри организации;

в) влияние внутренних
факторов на развитие организации;

г) мотивация и
контроль за сотрудниками.

164. Внутренняя
среда организации – это:

+ а) части самой
организации, ситуационные факторы
внутри нее;

б) взаимодействие
подразделений внутри организации;

в) влияние внутренних
факторов на развитие организации;

г) внутренние
составляющие, которые влияют на ее
функционирование.

165. Выделите
составляющие внутренней среды:

+ а) структура
организации;

+ б) технология;

+ в) персонал;

г) поставщики.

166. Выделите
специализированные особенности
современной организации:

+ а) разделение
труда;

б) делегирование
полномочий;

в) персонал
осуществляет управление организацией;
г)
отсутствует контроль за деятельностью
персонала.

167.________ средство
преобразования сырья в искомые продукты
называется:

ОТВЕТ: технология.

168. Из каких
составляющих образуется организационная
культура:

+ а) философия
организации;

+ б) ценности
организации;

+ в) нормы поведения;
г)
стиль управления.

169. Кто является
носителем организационной культуры в
организации:

+ а) сотрудники;
б)
клиенты;

в) руководство;

г) конкуренты.

170. _________- внешнее
условие существования и развития
организации, включающее такие элементы,
как потребители, конкуренты, поставщики,
финансовые организации и источники
трудовых ресурсов называется:

ОТВЕТ: внешняя
среда;

ОТВЕТ: внешней
средой.

171. ________- факторы,
которые непосредственно влияют на
операции организации и испытывают на
себе прямое влияние операций организации
называют:

ОТВЕТ: средой
прямого воздействия;

ОТВЕТ: среда прямого
воздействия.

172. _________ — факторы,
которые могут не оказывать прямого
немедленного воздействия на операции,
на тем не менее сказываются на них
называются:

ОТВЕТ: среда
косвенного воздействия;
ОТВЕТ: средой
косвенного воздействия.

173. Какой фактор
относится к среде косвенного воздействия?

+ а) экономика;

б) трудовые ресурсы;

в) конкуренты;

г) персонал.

174. Какие факторы
относятся к среде прямого воздействия?

+ а) законы;

+ б) потребители;

в) научно-технический
прогресс;

г) миграция
населения.

175. _________ —
многочисленность факторов, на которые
организация обязана реагировать, а
также высокий уровень изменчивости
каждого фактора называется:

ОТВЕТ: подвижность
среды.

176. Выделите два
типа управления организацией:

+ а) механический;

б) автоматический;

+ в) органический;
г)
социальный.

177. ________ — совокупность
управленческих звеньев расположенных
в строгой соподчиненности и обеспечивающих
взаимосвязь между управляющей и
управляемой системами

ОТВЕТ: организационная
структура.

178. Совокупность
звеньев управления, занимающих
определенную ступень в системах
управления организацией называется:

а) звеном управления;

+ б) уровнем
управления;

в) управленческими
связями;
г) матричной структурой
управления.

179. Выдели факторы
управленческой структуры:

+ а) масштаб
организации;

+ б) особенности
технологии;
+ в) норма управляемости;

г) стиль управления.

180. Субструктура
формальной организации, созданная на
постоянно-временной основе для управления
проектами называется:

а) линейная структура
управления;

б) функциональная
структура управления;

в) адаптивная
структура управления;

+ г) матричная
структура управления.

181. Нахождение
определенного варианта действия и сам
процесс деятельности, а также ее конечный
результат называются:

+ а) решение;

б) выход из
сложившейся ситуации;

в) разрешение
проблемы;

г) консенсус.

182. Результат труда
руководителя, полученный в процессе
переработки информации, который является
основным предметом труда управленца
называется:

+ а) управленческое
решение;

б) стратегия
организации;

в) контроль;

г) разрешение
проблемы.

183. Выберите признак,
который характеризует управленческое
решение:

+ а) наличие цели
деятельности;

б) стратегия
организации;

в) управленческое
воздействие;

г) четко поставленные
задачи деятельности.

184. __________результат
выполнения заранее определенной
последовательности действий

ОТВЕТ: формальное
управленческое решение;

ОТВЕТ: формальным
управленческим решением.

185. Под эффективностью
управления понимается:

+ а) относительная
характеристика результативности
деятельности конкретной управляющей
системы,

б) специфический
вид деятельности по определению целей
организации и механизмов их достижения

в) целенаправленное
воздействие, необходимое для согласования
совместной деятельности;
г) формальная
подчиненность лиц на каждом уровне
управления.

186. Эффективность
управления отражает:

+ а) обеспечение
социально-экономического развития
организации;

б) развитие
организации;

в) стратегию
организации;

г) экономическую
прибыль организации.

187. Экономическая
эффективность является:

+ а) величиной
относительной;

б) величиной
постоянной;

в) величиной
временной;
г) динамичной величиной.

188. Отношение
количества единиц на входе к количеству
единиц на выходе называется:

+ а) производительностью;

б) технологией;

в) количеством
выпускаемой продукции;

г) спросом на
готовую продукцию.

189. Выделите
экономические показатели эффективности
управления:

+ а) стабильность;

+ б) способность
организации приспосабливаться к
изменениям внешней среды;

в) увеличение
себестоимости продукции;

г) себестоимость
и прибыль.

190. Под гармоничным
развитием личности работника, повышением
его квалификации и расширением его
гибкости и мобильности понимается:

+ а) социальная
эффективность управления;
б)
психологическая эффективность управления;

в) экономическая
эффективность управления;
г) обучение.

191. Выделите
показатели социальной эффективности:

+ а) мотивация
членов коллектива;

+ б) авторитет
руководителя;
+ в) самооценка коллектива;

г) размер организации.

192. Выделите основные
критерии экономической эффективности:

а) себестоимость;
+
б) прибыль;

в) рынок;

г) конкуренты.

193. Какие критерии
относятся к экономической эффективности:

+ а) продуктивность;

+ б) человеческие
ресурсы;

+ в) инновация;

г) покупатель.

194. Движущая сила
какого – либо процесса или явления
называется:

ОТВЕТ: фактор
эффективности;

ОТВЕТ: фактором
эффективности.

195. Выделите факторы
эффективности управления в российских
компаниях:

+ а) профессионализм
руководителя;
+ б) социальная
ответственность менеджера;

+ в) наличие развитой
инфраструктуры управления;

г) качественные
трудовые ресурсы.

196. Система способов
и приемов воздействия субъекта
управленческой деятельности на
управляемый объект для достижения
запланированного результата называется:

ОТВЕТ: методом
управления;

ОТВЕТ: метод
управления.

197. Способ воздействия
управляющей подсистемы на управляемую,
для достижения поставленных целей
называется:

+ а) метод управления;

б) организационная
форма;

в) мотивация;

г) управленческое
воздействие.

198. Какие методы
управления из предложенного являются
верными:

+ а) организационные;

+ б) административные;

+ в) экономические;

г) социальные.

199. Методы прямого
воздействия, носящие директивный,
обязательный характер называются:

а)
организационно-экономические;

+ б)
организационно-административные;

в) социально-психологические;

г) социально-экономические.

200.
Организационно-экономические методы
управления базируются на системе:

+ а) законодательных
актов государства;

+ б) оперативного
управления;

в) внутренней
номенклатуре;

г) социального
управления.

201. Данный метод
управления основан на возможности
использования экономических отношений,
элементов социально-экономической
системы в целях ее более эффективного
функционирования и развития:

а) административный;

+ б) экономический

в)
социально-психологический;
г)
социально-экономический.

202. Социально-психологические
методы управления основаны на:

а) возможности
использования межличностных отношений,

+ б) воздействии
на поведение личности и коллектива

в) межличностных
коммуникациях и социально-психологическом
климате в коллективе;

г) возможности
создания благоприятного морального
климата в коллективе.

203. К
социально-психологическим методам
управления относятся:

+ а) моральное
стимулирование;

б) материальное
стимулирование;

+ в) личный пример;

+ г) наказание.

204. Под полным
самоуправлением понимается:

+ а) система, не
имеющая над собой ни одного вышестоящего
органа управления;

б) власть отдана
в руки работников;

+ в) процесс
превращения всего трудового коллектива
из объекта управления в ее субъект;

г) система
единоличного управления коллективом.

205. Из предложенного
выделите основные формы демократии:

+ а) самоуправление;

+ б) внутренний
контроль;

+ в) соучастие в
управлении;

г) бюрократизм.

206. По мотивационному
критерию методы управления подразделяются
на:

+ а) материальные;

+ б) моральные;

+ в) экономические;

г) социальные.

207. По организационным
формам методы управления подразделяются
на:

+ а) единоличные;

+ б) коллегиальные;

+ в) коллективные;

г) управленческие.

208. По сфере
применения методы управления подразделяются
на:

+ а) локальные;

б) доступные;

+ в) общие;

г) закрытые.

209. Объектом
управления социально-психологического
метода управления является:

+ а) организация
труда и рабочих мест;

+ б) система подбора,
расстановки и переподготовки кадров;

+ в) система
стимулирования работников;

+ г) создание
благоприятного микроклимата в коллективе.

210. Важнейшей
задачей социально-психологического
метода управления является:

+ а) благоприятный
морально-психологический климат в
коллективе;

б) благоприятная
социально-экономическая обстановка в
коллективе;

в) внедрение
инноваций в процесс производства;

г) использование
научно-технического прогресса.

211. Совокупность
знаний о способах и средствах проведения
производственных процессов, а также
сами процессы, при которых происходит
качественное изменение обрабатываемого
объекта называется:

ОТВЕТ: технология
управления;

ОТВЕТ: технологией
управления.

212. Совокупность
последовательно применяемых приемов
и способов достижения целей деятельности
называется:

а) эффективность
управления;

б) средство
управления;

+ в) технология
управления;

г) метод управления.

213. Выделите основные
методы решения проблемной ситуации
управленческой технологии:

+ а) реагирование
на ситуацию;

+ б) исследование
состояний;

+ в) выбор процедур
преобразования;

г) определение
целей.

214. Основной целью
управленческой технологии является:

+ а) оптимизация
управленческого процесса и его
рационализации

б) алгоритмизация
управления сложным объектом;

в) подготовка
управленческих решений;

г) решение
поставленных задач.

215. Конечный
результат, выражающийся не только в
экономии и затратах, но и в обеспечении
устойчивости и выживаемости организации
в изменяющейся внешней среде называется:

ОТВЕТ: эффективность
технологии управления.

216. Выберите критерии
эффективного управления:

+ а) простота;

1.    Социальная эффективность инвестиций учитывает главным образом
a.    реализацию социальных программ развития предприятий
b.    социальные последствия осуществленных капиталовложений для предприятия, отрасли, региона (*ответ*)
c.    приток иностранных инвестиций для достижения каких-либо социальных целей
d.    возможные денежные доходы от понесенных затрат на инвестицию
2.    Какое мероприятие не обеспечивает роста уровня рентабельности
a.    снижение материалоемкости продукции
b.    снижение фондоотдачи (*ответ*)
c.    снижение фондоемкости
d.    увеличение объема производства
e.    сокращение сверхнормативных запасов оборотных средств
3.    Какой из показателей, характеризующих уровень использования оборудования, влияет на снижение уровня рентабельности
a.    сокращение среднегодовой стоимости парка основного технологического оборудования
b.    сокращение длительности времени ремонта
c.    увеличение среднего возраста оборудования (*ответ*)
d.    повышение доли производительного оборудования
e.    сокращение внутрисменных потерь рабочего времени
4.    Эффективность производственной деятельности предприятия определяется
a.    выпущенными акциями
b.    соотношением затрат и результатов (*ответ*)
c.    размером полученной прибыли
d.    точкой безубыточности
5.    Стратегия, которая разрабатывается функциональными отделами и службами фирмы называется
a.    инструментальной
b.    управленческой
c.    функциональной (*ответ*)
d.    деловой
6.     Поиск долгосрочных потребителей производимой продукции на основе анализа рынков, является частью ___________ планирования сбыта
a.    оперативного
b.    финансового
c.    стратегического (*ответ*)
d.    текущего
7.     Основной целью _________________ плана является отражение планируемого объема выручки, стоимости продаж, чистой прибыли и движения финансовых потоков
a.    маркетингового
b.    производственного
c.    финансового (*ответ*)
d.    промышленного
8.    Основными видами планов предприятия являются   
a.    стратегические, оперативные, бизнес-планы, инвестиционные планы (*ответ*)
b.    текущие планы
c.    стратегические и перспективные
d.    основные и дополнительные
9.     Ситуационный подход к управлению рассматривает
a.    сложную совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем
b.    использование различных методов управления в зависимости от конкретной ситуации (*ответ*)
c.    систему, основанную на разработке и реализации целей управления
d.    реализацию совокупности общих и специализированных функций управления
10.    Идея нормирования трудовой деятельности, основанного на хронометраже рабочих операций, принадлежит основам
a.    школы человеческих отношений
b.    школы научного управления (*ответ*)
c.    бихевиористской школы управления
d.    школы науки управления
11.     При либеральном стиле руководства
власть сконцентрирована в руках единоличного руководителя
руководитель стремится принимать решения, согласуя их с мнениями и потребностями работников (*ответ*)
работники не могут положиться на компетенцию руководителя
работники вольны сами принимать решения

2 590
0

Здравствуйте! Из этой статьи вы узнаете об особенностях различных стилей руководства в организациях, какие преимущества и недостатки они в себе таят и как распознать эти стили на этапе принятия руководителя в компанию.

Основные стили руководства в организациях

Руководство
— деятельность, направленная на постановку задач, координирование работы коллектива, анализ и поиск способов повышения эффективности труда.

Руководитель
— формальный, но не всегда фактический лидер. Его управленческие функции обусловлены назначением на должность или добровольным возложением на себя обязанностей при условии владения компанией.

Формирование стиля руководства обусловлено видом коллектива, срочностью задач, условиями выполнения. Большое значение имеет наработанный опыт, личностные качества, темперамент, вид нервной системы. На выбор влияют конкретные ситуации, профессиональная подготовка сотрудников, уровень мотивации.

Стили руководства коллективом
делятся на три основных вида:

Командный стиль характеризует единоличное принятие решений, строгое администрирование. Такой руководитель не нуждается во мнении подчинённых, навязывает свою волю, оказывает психологическое давление. Применяет угрозы, не воспринимает эмоции, его тон резкий, не терпящий возражений. С подчинёнными соблюдает дистанцию, боится квалифицированных работников, выражающих своё мнение.

2. Демократический
(договорный, экономический).

Коллегиальный стиль отличает совместная разработка плана действий, его реализация. Руководитель, применяющий кооперативное управление, прислушивается к мнению сотрудников, поддерживает дружескую обстановку в коллективе.

Конфликтные ситуации решаются переговорами и компромиссами. Демократический стиль руководства предполагает стремление группы сотрудников к выполнению поставленной задачи, распределение обязанностей в соответствии со способностями. Руководитель не контролирует производственный процесс, ему интересен конечный результат.

Такое управление повышает заинтересованность работников в выполнении поставленных задач, стимулирует к проявлению инициативы и творчества, развитию, повышению квалификации.

3. Либеральный
(попустительский, анархический).

Этот тип руководства отличает делегирование задач и части ответственности другим членам коллектива. Анархический управленец ставит задачи, создаёт условия для работы, определяет временные рамки. Последующая работа заключается в стороннем наблюдении, экспертных рекомендациях и оценке конечного продукта коллективного труда.

Попустительский стиль руководства приводит к захвату фактической власти заместителями, начальниками отделов. Руководитель мягок в общении, на контакт идёт по инициативе сотрудника, не обеспокоен соблюдением строгой дисциплины. Часто идёт на уговоры, не выполняет обещания, не может сказать твёрдое «нет».

При всех негативных качествах, либерал распознаёт уровень профессиональной подготовки каждого работника, поручает посильные задания. Это даёт положительные результаты.

Сотрудники думают, что только их творческий подход и самостоятельное принятие решений обеспечивает конечный результат. На самом деле итог предопределён грамотной организацией, распределением обязанностей руководителем.

Анализ показал, что выбор авторитарного, демократического или либерального стиля руководства не влияет на эффективность работы. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы. Обоснованность стиля определяется конкретным положением дел в организации.

При сложных производственных ситуациях, требующих принятия жёстких решений, взятия полной единоличной ответственности, приемлем авторитарный стиль руководства. А если производство стабильно и налажено, то сотрудники предпочтут руководителя-демократа.

Либеральный стиль руководства приемлем в коллективе высококлассных специалистов, не нуждающихся в контроле, опеке. Там каждый занимается своим делом, несёт ответственность за конечный результат поставленных задач.

Замещение устаревшего производства новыми технологиями, изменяющийся рынок труда, возросший уровень профессиональной подготовки диктует необходимость в повышении эффективности стиля руководства.

В преуспевающих европейских, азиатских фирмах практикуют новаторско-аналитический стиль
.
Менеджер высшего звена должен генерировать идеи, анализировать, внедрять их в производство, поддерживать хорошие взаимоотношения с коллективом, достойно реагировать на неудачи.

Другой стиль — соучаствующий, или партисипативный,
предполагает открытость отношений, вовлечение подчинённых в планирование, принятие совместных важных решений, проведение регулярных совещаний. Руководитель создаёт группы, наделённые правом принятия самостоятельных решений. Применяется в научных организациях новаторского типа, где все сотрудники имеют высокую квалификацию и творческий подход к делу.

Выбор стиля управления напрямую связан с личностью менеджера. Так, по характеру действий руководители делятся на пассивных и активных. Пассивные менеджеры относятся к либералам. По отношению к использованию власти их делят на унитаристов и плюралистов. Первый тип сосредотачивает власть в своих руках, использует авторитарный стиль руководства. Второй — объединяет своё мнение с чужим для достижения цели, практикует демократический стиль.

Характеристики стилей говорят о том, что на практике в чистом виде они неприменимы. Руководители в каждой конкретной ситуации проявляют себя по-разному.

На протяжении управленческой карьеры изучаются методики всех стилей и
в зависимости от обстоятельств
для выполнения задач в поставленные сроки
выбираются наиболее эффективные из них.

«Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Мутона

  • 1. (1;1.) Примитивное руководство или «отдых на работе» (объединенное управление)

Попустительский стиль руководства. Руководитель не вникает в суть проектов и холоден с сотрудниками. Он не будет стремится развивать компанию, а в случае возникновения трудностей обратится за помощью к вышестоящему начальнику.

  • 2. (1;9.) Социальное руководство (управление в духе загородного клуба)

Руководители это типа внимательны к сотрудникам, но посредственны в производственных вопросах. Такой руководитель заботится о нуждах подчиненных. Но при этом страдают производственные процессы. Стоит отметить, что в таком коллективе реже увольняются сотрудники.

  • 3. (9;1) Авторитарное руководство (власть — подчинение)

Руководители этого типа, в большей степени заинтересованы решением производственных вопросном и в меньшей атмосферой в коллективе.

Такой руководитель не допустит панибратства. Дисциплина в коллективе — вот, что важно для такого управленца.

  • 4. (5;5) Производственно — социальное управление (организационное управление)

Руководитель этого типа старается найти золотую середину между эффективной организацией рабочего процесса и доверительной атмосферой в коллективе. Последнее решение остается за ним, но он непременно спросит мнение своих подчиненных.

  • 5. (9;9) Командное руководство или руководство «лицом к лицу» (групповое управление)

Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. Данный тип управленца стремится приложить максимум усилий, как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают, является активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решения. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих, учесть изменения, влияющие на эффективность производства.

Сильные и слабые стороны каждого стиля руководства

Для грамотного управления коллективом, нужно проанализировать плюсы и минусы каждого управленческого стиля. На основе этих знаний, личностных качеств выбрать для себя наиболее приемлемый вариант, подходящий к конкретной ситуации.

Достоинства и недостатки стилей управления

Стиль
Сильные стороны
Слабые стороны
Авторитарный
Быстрая и чёткая постановка задач, принятие решений Подавление инициативы
Предсказуемость результатов Слабая мотивация
Высокая дисциплина Низкая самоотдача
Простота механизма управления, что помогает избежать серьёзных конфликтов Текучка кадров
Быстрота реагирования на изменение внешних условий Нездоровая обстановка в коллективе
Эффективность в налаживании работы, решении организационных задач новых предприятий Чрезмерный контроль
Демократический
Поднятие заинтересованности и мотивации сотрудников в результатах труда через участие в управлении Большие временные затраты на обсуждение и планирование
Атмосфера открытости и доверия Высокая эмоциональная самоотдача руководителя
Успешное решение нестандартных задач Сложности в согласовании интересов
Достижение целей малыми затратами Снижается управляемость сотрудниками
Либеральный
Творческий подход к решению задач сотрудниками Затянутость сроков
Развитие инициативы, самостоятельности Отсутствие дисциплины
Повышение ответственности персонала Безразличие руководителя к работникам
Дела компании решает большинство Низкий уровень контроля

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что руководство делится на 2 вида по ориентации:

  • на решение задач;
  • на коллектив.

Часто, менеджер интуитивно выбирает методы, которые ему ближе по восприятию мира, манере общения, воспитанию.

Стиль руководства и психологический климат в организации

Задачей управленца является создание здоровой психологической обстановки в коллективе. Эффективная, конструктивная работа сотрудников возможна при заинтересованности каждого в конечном результате труда при проявлении деловых, профессиональных качеств и способностей. Это достигается разработкой критериев оценки результативности и качества труда, психологической и материальной мотивацией.

Учёные обнаружили, что производительность труда напрямую связана со взаимодействием, совместимостью отдельных личностей трудовой группы.

Вне коллектива мотивация, несмотря на изначальный интерес, постепенно снижается, так как отсутствует соревновательный момент.

Психологический климат включает три основных составляющих:

  • восприятие руководителя, участие в управлении;
  • сплочённость членов коллектива, способы выхода из возможных конфликтов;
  • удовлетворённость вкладом в общее дело.

Руководитель единолично принимает решения, не приветствует инициативу, использует угрозы, дисциплинарные взыскания. Отдавая распоряжения, рассчитывает на беспрекословное выполнение приказов, доводит до сотрудников минимум информации. Осуществляется жёсткий контроль, навязывание своей воли.

Эти факторы создают неблагоприятную обстановку в коллективе. Персонал находится в постоянном эмоциональном напряжении, монотонно выполняет работу, боясь попасть под штрафные санкции, получить выговор. Нездоровый психологический климат приводит к конфликтам, текучести кадров.

Сгладить обстановку при авторитарном стиле управления помогает грамотный подбор сотрудников. Смешанные по полу коллективы имеют более культурный уровень, наличие работников разного возраста предполагает обмен опытом, сокращение сроков адаптации.

Намного привлекательнее для соискателей работы выглядит демократический стиль руководства. При нём сотрудники приобщаются к управлению, добровольно берут на себя ответственность. До каждого доносится информация о системе поощрения. Работник свободно высказывает мнение, конфликты обсуждаются коллективно. Руководитель воспринимает критику, под давлением аргументов способен отказаться от своего решения. Спрашивает за конечный результат, не контролирует по мелочам, любит договариваться.

Партнёрские взаимоотношения, не навязывание своей воли, формирование гордости за выполнение порученных задач мотивирует персонал, создаёт благоприятную обстановку, стимулирует на плодотворную работу.

При попустительском стиле вмешательство в дела сотрудников руководителя минимально. Либерал не считает нужным контролировать на промежуточных этапах, не участвует в решении важных вопросов, равнодушен к критике. Поощрения носят случайный, бессистемный характер. При вежливом, тактичном обращении, персонал чувствует равнодушие к нему руководителя.

Психологический климат в коллективе при таком стиле управления неблагополучный, так как у работников нет мотивации для повышения результативности труда.

Как выявить стиль руководства

Стиль управления кандидата можно выявить на стадии собеседования. Для этого применяют экспресс-тесты, кейс-интервью. Проводя опросы, делают заметки о речи, манере держаться, стиле общения, которые могут многое сказать о человеке.

Задания на выявление лидера

Тест 1

Определяет наличие, уверенность в правоте своего мнения. Предлагают рассчитать стоимость товара на основе нереальных данных или предложить правдоподобное условие задачи, но оспаривают правильный ответ. Настоящий лидер не будет сомневаться в правильности решения, постарается твёрдо отстоять своё мнение.

Тест 2

Просят кандидата донести до интервьюера рассказанную историю о компании. Наблюдают за стилем изложения. Лидер не будет повторять слово в слово, передаст информацию со своей точки зрения. Кроме перечисления фактов, руководитель выразит свои соображения об услышанном.

Тест 3

Предлагают соискателю сделать что-нибудь неординарное, нарушающее ход собеседования. Например, рассказать анекдот, спеть. По реакции на предложение делают вывод о готовности к неожиданному повороту событий, критической ситуации.

Компании с высокой корпоративной культурой проводят кейс-интервью.

Чаще, кандидату дают задания на поиск решения по выходу из проблемной ситуации. Ответы определяют креативность, конфликтность, стрессоустойчивость. В состоянии ли соискатель брать на себя ответственность или переадресует поиск решения другому лицу.

Зная характеристики стилей руководства, нетрудно определить, кем является будущий руководитель — унитаристом, сосредотачивающим единоличную власть, демократом, решающим проблемы совместно с коллективом, или либералом, перекладывающим ответственность на персонал.

Выявить управленческий стиль руководства помогают ответы на вопросы теста самодиагностики. Выберите один из трёх предложенных вариантов, пометьте галочкой.

Вопросы

  1. При принятии решений вы: а) советуетесь с подчинёнными; б) стараетесь переложить решение на других; в) берёте ответственность на себя.
  2. При решении организационных вопросов: а) оставляете за собой только общий контроль; б) не вмешиваетесь, предоставляя решение задачи коллективу; в) определяете действия сотрудников на каждом этапе.
  3. Как осуществляете контроль над подчинёнными: а) полагаетесь на самоконтроль; б) думаете, что контроль не нужен; в) отслеживаете действия каждого работника.
  4. В ситуации, требующей принятия срочных решений: а) советуетесь с персоналом; б) перекладываете ответственность на фактических лидеров коллектива; в) принимаете решение единолично.
  5. Взаимоотношения с коллективом: а) помогаете подчинённым; б) свободно общаетесь; в) общаетесь только по инициативе сотрудников.
  6. Отношение к критике: а) учитываете; б) никак не реагируете; в) не допускаете замечаний.
  7. Поддержание дисциплины: а) рассчитываете на самодисциплину; б) не оказываете давления на коллектив; в) требуете полного послушания.
  8. При трудностях в принятии решений: а) обращаетесь за советом; б) перекладываете решение на подчинённых; в) единолично решаете.
  9. Руководя коллективом: а) используете просьбу; б) не можете приказать; в) отдаёте распоряжения и ждёте беспрекословного выполнения.
  10. Оценка себя, как руководителя: а) требовательны, но справедливы; б) нетребовательны; в) строги, придирчивы.

Где: а) — демократический стиль; б) — либеральный; в) — директивный.

Подсчитайте количество галочек, соответствующее каждому варианту ответов. В чистом виде стили руководства встречаются редко. Чаще встречаются смешанные, со склонностью к демократическому. Например, если результат теста равен: а) — 6; б) -3; в) — 1, то ваш стиль демократическо-либеральный.

Немецкий психолог Михаэль Эйхбергер разработал типажи руководителей, по которым определяют стиль управления. Теория разделяет руководителей по полу, отношению к делу и коллективу:

1. Железная леди.

2. Деспот.

Авторитарный руководитель, за маской жёсткости и непримиримости скрывающий свои комплексы. Может прилюдно отчитать за незначительный проступок. В общении с ним не рекомендуется проявлять эмоции, отвечая на замечания.

3. Патриарх.

Принимает решения самостоятельно, ни с кем не советуясь. Несмотря на авторитарный стиль управления, пользуется уважением коллектива за профессионализм, заботу о людях.

4. Старшая сестра.

Любит совещания, дискуссии и коллективную работу. Подбирает сильную команду, оказывает покровительство подчинённым. Приветствует новаторские идеи и предложения. Придерживаясь демократического стиля руководства, не приемлет перекладывания ответственности одним работником на другого.

5. Борец-одиночка.

Либеральный управленец неохотно доводит информацию до рабочей группы. Не любит, когда его беспокоят по мелочам. Текущие дела предпочитает решать через секретаря.

Помогает определить преобладающий стиль руководства тест А. Журавлёва, состоящий из 27 характеристик руководителя, каждая из которых содержит по 5 вариантов. Методикой пользуются для самостоятельной диагностики и экспертной оценки. Второй вариант предполагает прохождение теста равным количеством (1– 5 человек) нижестоящего, вышестоящего и равностоящего звеньев руководителей. После получения результатов, ответы сравниваются.

Психолог, семейный терапевт, карьерный коуч. Член Федерации психологов-консультантов России и член профессиональной Гильдии психотерапии и тренинга.

Этот тест поможет вам быстро понять собственный стиль лидерства, а также стили лидерства в организации. Вы сможете сделать выводы о том, что стоит усилить, а что ослабить в вашем управлении сотрудниками. И, что самое важное, вы узнаете свои стили лидерства в команде, с учетом ее особенностей и уровня развития.

Стили лидерства в команде

Инструкция:

Пожалуйста, прочитайте приведенные ниже утверждения о стилях лидерства и руководства. Отметьте любым знаком (крестик, галочка и т.д.), согласны ли вы с утверждением. Если согласны, поставьте «Да
», если не согласны – «Нет
».

  1. За все действия своих сотрудников отвечает только руководитель
  2. Опыт коллектива всегда больше, чем опыт даже самого хорошего руководителя
  3. Важно растить лидеров среди своих подчиненных
  4. Руководитель не может передать коллективу часть контрольных функций
  5. Если подчиненный допустил ошибку, самое главное — вовремя его наказать
  6. Коллективная ответственность за проделанную работу повышает ее качество
  7. Руководитель должен передавать сотрудникам сформулированную миссию и ценности компании
  8. Руководитель должен не допускать сплоченности сотрудников, так как тогда он рискует быть зависимым от них
  9. Руководитель должен советоваться с сотрудниками, прежде чем принимать важные решения
  10. Инновации должны приходить от серьезных специалистов, ждать их от рядовых сотрудников не приходится
  11. Одна из главных функций руководителя – это тотальный контроль действий его подчиненных
  12. Регламентация работы сотрудников нужна только тогда, когда без этого обойтись нельзя
  13. Если решения согласованы с сотрудниками, то они выполняются лучше
  14. Большинство сотрудников думают только о своих личных интересах, компания их мало интересует
  15. Если руководитель передаст ответственность за результаты работы сотрудникам, то он перестанет быть руководителем
  16. Группа сотрудников всегда сделает все быстрее и лучше, чем отдельные ее члены
  17. Если в коллективе инициатива поддерживается руководителем, то инновации создают сами сотрудники
  18. Руководитель обязан жестко регламентировать и контролировать работу каждого сотрудника
  19. Карьера сотрудника должна зависеть от его лояльности руководителю
  20. Руководитель всегда знает лучше своих сотрудников, что нужно делать
  21. Сотрудники могут работать намного лучше, если им комфортно в коллективе
  22. Каждый сотрудник должен лично отвечать перед руководителем за исполнение своей работы
  23. Чем больше регламентирована работа сотрудников, тем спокойнее руководителю
  24. Мотивация сотрудников может быть только материальной и индивидуальной
  25. Руководитель должен доверять только себе и своему опыту
  26. Ценности и миссия компании приживаются только тогда, когда формулируются совместно с сотрудниками.
  27. Руководитель не должен отвечать за все сам, эффективнее разделить ответственность с командой
  28. Главное – личная преданность сотрудников руководителю, профессионализм приходит со временем сам
  29. Сотрудники в состоянии регламентировать свою работу самостоятельно
  30. Руководитель на то и руководитель, что принимает все решения сам
  31. Опыт сотрудников всегда ценен даже для самого опытного руководителя
  32. Сотрудники несут ответственность за все, что им было поручено
  33. Согласование принимаемых решений с сотрудниками снижает эффективность работы подразделения
  34. Карьера сотрудника должна определяться результатами его работы и желанием развиваться
  35. Сотрудники должны чувствовать себя ответственными за развитие компании
  36. Руководитель должен искать не виноватых, а причины совершенных ошибок

Ключ к тесту «Стиль лидерства»

За каждый ответ «да» или «нет» вы получаете 1 балл.

Максимальная сумма баллов по тесту составляет 36 баллов.

Индивидуальное лидерство:

Поставьте себе 1 балл, если вы ответили «да» на следующие вопросы:

1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 28, 30, 33.

Поставьте себе 1 балл, если вы ответили «нет» на следующие вопросы:

2, 3, 6, 9, 12, 13, 16, 17, 21, 26, 27, 29, 31, 32, 34, 35, 36.

Сложите полученные баллы.

Сумма баллов по шкале «Индивидуальное лидерство»
: _____________________

Командное лидерство:

Вычтите баллы, полученные по шкале «Индивидуальное лидерство», из максимальной суммы баллов (максимальная сумма баллов составляет 36).

Сумма баллов по шкале «Командное лидерство»
: _____________________

Чем выше сумма полученных вами баллов, тем ярче выражен стиль лидерства руководителя.

Шкалы:
директивный, коллегиальный, либеральный, директивно-коллегиальный, директивно-либеральный, коллегиально-либеральный, смешанный стиль управления

Назначение теста

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного, коллегиального или либерального.

Инструкция к тесту

Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике — по 5 вариантов ее проявления.

Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят, и отметьте их. Просим быть искренним.

Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.

Тест

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
1. централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;
2. руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
3. четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
4. ожидает указаний сверху или даже требует их;
5. централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:
1. в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
2. критические ситуации не изменяют его способов руководства;
3. в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
4. сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
5. в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
3. Контакты руководителя с подчиненными:
1. недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
2. регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
3. умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии:
4. старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;
5. общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:
1. в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
2. коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;
3. исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
4. продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;
5. в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.
5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
1. сам обращается за советом к подчиненным;
2. не допускает, чтобы подчиненные ему советовали и тем более возражали;
3. подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;
4. руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
5. если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
1. контролирует работу от случая к случаю;
2. всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;
3. контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
4. контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
5. нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:
1. его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;
2. решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;
3. в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
4. больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных. заданий;
5. когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
1. приказывает так, что хочется выполнять;
2. приказывать руководитель не умеет;
3. просьба руководителя не отличается от приказа;
4. приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
5. его приказы вызывают у подчиненных недовольство.
9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
1. на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;
2. критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
3. не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;
4. принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;
5. не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
1. сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
2. если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;
3. можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостающие знания;
4. когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;
5. если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11. Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:
1. складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;
2. ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;
3. всю ответственность возлагает только на себя;
4. нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них;
5. бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.
12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам:
1. старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;
2. добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
3. руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);
4. осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;
5. не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов
13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:
1. исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;
2. с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
3. отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
4. вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;
5. сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.
14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных:
1. для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;
2. всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;
3. часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;
4. часто делает подчиненным замечания и выговоры;
5. его замечания всегда справедливы.
15. Характер обращения руководителя с подчиненными:
1. всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;
2. по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;
3. в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;
4. создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;
5. характер обращения к подчиненным у него часто меняется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
1. руководитель привлекает к управлению членов коллектива;
2. нередко руководитель перекладывает свои функции на других;
3. управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
4. бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не руководитель, а другие члены коллектива.
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
1. руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;
2. не может влиять на дисциплину;
3. руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
4. дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;
5. руководитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.
18. Характер общения руководителя с исполнителями:
1. общается с подчиненными только по деловым вопросам;
2. заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;
3. часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
4. инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;
5. нередко руководителя трудно понять в общении с ними.
19. Характер принятия решений по руководству коллективно:
1. руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;
2. редко берется за выполнение сложного дела, скорее уходит от этого;
3. старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;
4. решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решения;
5. берется за решение в основном мелких вопросов.
20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:
1. в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
2. старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
3. в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
4. люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
5. в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21. Предоставление самостоятельности подчиненным:
1. способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;
2. иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
3. исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;
4. исполнители предоставлены самим себе;
5. предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.
22. Отношение руководителя к советам других:
1. регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытным работниками;
2. советуется с подчиненными только в сложной ситуации;
3. обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;
4. с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
5. советуется только с вышестоящими руководителями.
23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:
1. инициатива подчиненных руководителем не принимается;
2. считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
3. руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
4. он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
5. инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.
24. Характер требовательности руководителя:
1. его любимый лозунг: «Давай- давай!»;
2. он требователен, но одновременно и справедлив;
3. о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
4. пожалуй, он не очень требовательный человек;
5. руководитель требователен к себе и к другим.
25. Отношение руководителя к нововведениям:
1. наверное, он консервативен, потому что боится нового;
2. охотно поддерживает целесообразные нововведения;
3. поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;
4. у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);
5. нововведения проходят мимо руководителя.
26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:
1. в своей работе широко опирается на общественные организации;
2. многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;
3. екоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;
4. большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;
5. руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
27. Отношение руководителя к самому себе:
1. руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
2. никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
3. считает себя незаменимым в коллективе,
4. увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
5. руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква — стиль руководства.

Вариант а b c d e

1. Д-3 П-2 К-3 П-3 К-2
2. Д-3 К-2 П-1 К-3 П-3
3. П-1 К-2 Д-2 К-1; П-2 К-2
4. Д-1 К-2 П-2 П-1 К-2
5. К-3 Д-2 П-2 П-2; К-1 К-2
6. П-3 Д-3 К-3 Д-3 Д-2
7. Д-1 К-1 П-2 П-1; К-1 К-1
8. К-3 П-3 Д-2 П-2 Д-3
9. К-2 П-2 Д-2 Д-2; П-2 П-2
10. Д-2 К-2 П-1 Д-2; К-2 К-1; К-2
11. П-2 К-2 Д-2 Д-1; П-2 Д-2; П-1
12. К-1 Д-1 П-1 Д-2 Д-3
13. Д-2 К-2 П-2 К-1 Д-1; П-2
14. П-3 Д-3 К-3 Д-2 К-3
15. К-2 Д-2 П-2 Д-2 Д-2; П-2
16. К-2 Д-1; П-1 Д-1; П-2 П-3 —
17. Д-2 П-2 К-2 Д-2 П-3
18. Д-3 К-3 П-2; К-1 П-2; Д-1 П-1
19. Д-3 П-2 К-3 П-3 П-3
20. Д -1 К-1 П-1 К-2 Д-2
21. К-2 Д-2 Д-2 П-2 Д-2
22. К-2 Д-1; К-2 Д-2; К-1 К-2 Д-2
23. Д-2 П-2 К-2 П-2 П-3
24. Д-3 К-3 Д-2 П-3 К-2
25. П-1 К-1 Д-2 К-2 П-2
26. К-2 К-3 П-3 Д-3 К-3
27. П-1 К-2 Д1 К-2 Д-3

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попустительский) в соответствии с ключом к тесту.

Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых варьируется до 10 баллов.

Во-первых, определите доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:

. Д-1-1
директивный стиль (например, 10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);
. 1-К-1
коллегиальный стиль (например, 4-9-4, 3-8-4, 5-10-4);
. 1-1-Л
либеральный стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.).

Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:

. Д-К-1
: директивно-коллегиальный (например, 7-8-4.6-7-3 и т. д.);
. 1-К-Л
: коллегиально-либеральный (например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д.);
. Д-1-Л
: директивно-либеральный (например, 8-1-6, 8-3-8, 7-2-9);
. Д-К-Л
: смешанный (например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-6, 10-8-8).

При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:

Одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.) характерна для неопытных руководителей
;
. одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6, 6-6-4 и т. д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя
;
. одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип руководителя
.

Любое сочетание стилей приемлемо, если директивный имеет значение от 5 до 7 баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4, чем 3-9-4 или 3-8-3).

Исследования показали следующее соответствие профессионально важных качеств и стиля руководства:

Стиль руководства Профессиональные характеристики Профессиональная компетентность Организаторские качества

Директивный (Д-1-1) Низкая Средние
Коллегиальный (1-К-1) Высокая Высокие
Либеральный (1-1-Л) Низкая Низкие
Директивно-коллегиальный (Д-К-1) Низкая Средние
Директивно-либеральный (Д-1-Л) Низкая Высокие
Коллегиально-либеральный (1-К-Л) Низкая Низкие
Смешанный (Д-К-Л) Средняя Высокие

Стиль руководства Воспитание Морально-психологические качества коллектива (общение)

Директивный Низкое Низкое
Коллегиальный Высокое Высокое
Либеральный Низкое Среднее
Директивно-коллегиальный Среднее Среднее
Директивно-либеральный Среднее Среднее
Коллегиально-либеральный Высокое Высокое
Смешанный Высокое Высокое

Назначение теста

Специфика данной методики заключается в том, что она позволяет определить стили руководства не экспертным способом, а с помощью самооценки. Вторым ее отличием является то, что она позволяет выявить не только ведущий стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических стилей руководства.

Тест

1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.
3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.
4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.
5. Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел.
6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.
8. Когда я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения доказать что-либо.
9. Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых.
10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.
11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.
12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.
13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.
16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать — ни хорошего, ни плохого.
17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.
18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.
19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.
20. Мне часто не хватает времени для эффективной работы.
21. На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта.
22. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.
23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.
24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.
25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.
26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него.
27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, даже самое незначительное достижение.
28. Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей.
29. Мне приходится чаще просить, чем требовать.
30. От возбуждения я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.
31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно повысилась бы.
32. Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных.
33. Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особенно не контролируя их.
34. Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы.
35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями.
36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которые всегда зависят от меня.
37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.
38. Самое трудное для меня — это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.
39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.
40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.
41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.
42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.
44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.
45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.
46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.
47. Главное в руководстве — распределить обязанности.
48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера.
49. Подчиненные — безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать.
50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться.
51. Для более качественного руководства нужно поощрить наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.
52. Всегда признаю свои ошибки и выбираю боле правильное решение.
53. Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.
54. Нарушителя дисциплины строго наказываю.
55. В критике недостатков подчиненных я беспощаден.
56. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.
57. Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить.
58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.
59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.
60. Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Стиль управления Номера ответов-утверждений

Авторитарный
1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60
Либеральный
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59
Демократический
3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в таблицу-«ключ», можно определить степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стиля управления.

В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальная (0 — 7), средняя (8 — 13), высокая (14 — 20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей управления. На наш взгляд, более предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей управления, когда менеджер применяет гибкие методы работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления.

Для более полной характеристики индивидуального стиля управления и его последующего совершенствования можно руководствоваться данными, представленными в таблице.

Характеристика индивидуального стиля управления

Сумма утвердительных ответов Степень выраженности стиля управления

Авторитарный

0 — 7
Минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых навыках менеджера, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных.
8 — 13
Средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение руководить действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей.
14 — 20
Высокая: раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткость в требованиях, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерно резкую критику и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, пренебрежение общественным мнением.

Либеральный

0 — 7
Минимальная: неустойчивое желание работать с людьми, неумение ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенность и нечеткость в распределении обязанностей, импульсивность в критике недостатков подчиненных, слабая требовательность и ответственность.
8 — 13
Средняя: стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерная мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговорам.
14 — 20
Высокая: полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенная внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заигрывание, панибратство.

Демократический

0 — 7
Минимальная: слабое стремление быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытки направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторая неуверенность в своих распорядительных качествах.
8 — 13
Средняя: устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, использовать убеждение и принуждение, прислушиваться к мнениям персонала.
14 — 20
Высокая: умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу.

Источники

Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.323-326

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного, коллегиального или либерального. Рекомендуем использовать методику как для самооценки руководителей, так и для оценки 360 градусов в целях получения максимально объективной оценки.

Результат позволяет отнести стиль руководства руководителя к следующим типам:

Директивный
Коллегиальный
Либеральный
Директивно-коллегиальный
Директивно-либеральный
Коллегиально-либеральный
Смешанный


Вам будет предложено 27 вопросов, каждый из которых характеризует деятельность руководителя. К каждому из вопросов 5 вариантов ответов (вариантов проявления характеристики), Вам необходимо выбрать один или несколько вариантов, которые на Ваш взгляд наиболее точно соответствуют Вам или тому руководителю, которого Вы оцениваете.

Поля отмеченные * не являются обязательными к заполнению и служат для отображения индивидуальной информации в отчете к тесту.

Тестируемый*

Должность*

Название компании*

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Декстер инсектицид цена инструкция по применению
  • Тироксин берлин хеми инструкция по применению цена отзывы
  • Jura impressa c5 инструкция на русском промывание
  • Гамавит для собак инструкция по применению дозировка перорально
  • Rc1534849 01b инструкция по настройке билайн