Президент Российской Федерации:
а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;
б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;
б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;
д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;
е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;
е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <19>;
е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;
е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;
е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
———————————
<19> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).
Президент Российской Федерации
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также
лицо,
избранное на эту должность.
Президент Российской Федерации является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют
непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по
мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается
над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы
Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод
человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской
Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.
С 7 мая 2012 года президентом Российской Федерации является Владимир Владимирович Путин.
Должность
занимает
Владимир Путин
с 7 мая
2012 года
Должность | |
---|---|
Возглавляет: | Российскую Федерацию |
Форма обращения: | Господин президент |
Резиденция: | Сенатский дворец, Москва (Россия) |
Назначается: |
по результатам прямых выборов |
Срок полномочий: | не более 2 сроков по 6 лет |
Зарплата: |
773,4 тыс. руб./мес (октябрь 2019 г.) |
Предшествующая: | Председатель Верховного Совета РСФСР |
Появилась | 24 апреля 1991 года |
Первый | Борис Ельцин |
Сайт | kremlin.ru |
Срок полномочий
Президент РСФСР, избранный в соответствии с Конституцией РСФСР 1978 года на 5 лет, осуществлял свои
полномочия в 1991—1993 годах.
С принятием Конституции РФ 1993 года срок полномочий был сокращён до 4 лет, что практиковалось в
1993—2008 годах.
Срок 6 лет, установленный в 2008 году, стал применяеться в отношении президентов, избранных после
принятия соответствующих поправок (то есть начиная с выборов 2012 года).
Президент имел право исполнять должность не более двух сроков подряд в 1991—2020 годах; с 2020 года — не
более двух сроков.
Прававой статус
Президент Российской Федерации — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим
голосованием граждан Российской Федерации.
Правовой статус президента Российской Федерации закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117,
125, 128, 134 Конституции Российской Федерации.
Наряду с полномочиями главы государства президент Российской Федерации имеет право председательствовать
на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации может давать поручения
правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.
В отличие от конституции Пятой французской республики, где политику государства определяет и проводит
правительство, а президент почти всегда председательствует на его заседаниях, президент Российской
Федерации самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и
внешней политики государства» (статья 80 Конституции Российской Федерации) и «руководит внешней
политикой» (статья 86 Конституции Российской Федерации). Правительство же «осуществляет исполнительную
власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и
проводит политику, определённую президентом в его указах.
Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для
исполнения в Российской Федерации и являются подзаконными актами. Однако президент может отменять
постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Формально, правительство — «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами
направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является
«фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется
как аппаратно-управленческая деятельность).
Ввиду такой двухступенчатости исполнительной власти термин «глава исполнительной власти» в Конституции
Российской Федерации (как и Франции) отсутствует (председатель правительства не является таковым, так
как властными полномочиями обладают президент и правительство):
«На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента
Правительство Российской Федерации издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Если
акты правительства противоречат Конституции, федеральным законам Российской Федерации или указам
президента, то они могут быть отменены президентом. » (статья 115 Конституции РФ). Но согласно статье 90
указы президента не могут противоречить федеральным законам, которые в свою очередь, согласно 109
статье, после отклонения президентом, при вторичном рассмотрении Государственной Думой и Советом
Федерации и повторном принятии его более двумя третями голосов, подлежит подписанию им в течение 1
недели.
«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления
деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).
«Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации»
(статья 117 Конституции РФ).
Таким образом, выборы президента Российской Федерации с его программой можно назвать «выборами
исполнительной власти» федерального уровня.
По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной
инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном
бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к
Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики
государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие
определённых законов).
Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного и
Верховного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении,
назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил,
назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от
понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22
Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что
неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной
ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.).
Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого
Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления
<…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.
Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной охране», в отличие от прочих лиц,
замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «президент
Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны».
Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий
президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.
Порядок вступления в должность
Первый президент России был избран в 1991 году сроком на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок
полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений
Конституции президент Ельцин осуществлял полномочия полный срок, на который он был избран (то есть до
1996 года). В соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 года, начиная с
выборов 2012 года, президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок.
При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу (статья 82
Конституции РФ):
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и
свободы
человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и
независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов
Государственной думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.
Полномочия президента Российской Федерации
На основании четвёртой главы Конституции Российской Федерации президент России осуществляет
следующие
полномочия:
-
вносит на утверждение в Государственную думу кандидатуру председателя Правительства Российской
Федерации, назначает утверждённого Государственной думой председателя Правительства, освобождает
председателя Правительства Российской Федерации от должности; -
осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, имеет право
председательствовать
на его заседаниях; -
утверждает по предложению председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных
органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов
исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет
президент
Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет правительство
Российской Федерации; - принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
-
принимает отставку председателя Правительства Российской Федерации, заместителей председателя
Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных
органов
исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет президент Российской
Федерации; -
представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя
Центрального
банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя
Центрального
банка от занимаемой должности; -
назначает на должность заместителей председателя Правительства Российской Федерации и
федеральных
министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (кроме ведающих вопросами
обороны,
безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных
ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности), и освобождает
их
от должности; -
назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности
руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров),
ведающих
вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел,
предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной
безопасности; -
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности председателей,
заместителей
председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда; назначает председателей,
заместителей
председателей и судей других федеральных судов; вносит в Совет Федерации представление о
прекращении
в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий председателей, заместителей
председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда Российской Федерации, кассационных
и
апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а
также
в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о
невозможности осуществления судьей своих полномочий; -
назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности
Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, прокуроров субъектов Российской
Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам
субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных
прокуроров,
для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом; - назначает и освобождает «представителей Российской Федерации в Совете Федерации»;
-
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной
палаты и
половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной думе кандидатуры
для
назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа
аудиторов
Счетной палаты; -
в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти,
определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и
приоритетных
направлений социально-экономического развития государства формирует Государственный совет
Российской
Федерации, статус которого определяется федеральным законом; -
в целях содействия в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и
безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия
в
стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной
целостности,
предотвращения внутренних и внешних угроз формирует и возглавляет Совет безопасности Российской
Федерации, статус которого определяется федеральным законом; - утверждает военную доктрину Российской Федерации;
-
формирует администрацию президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих
полномочий; - назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;
- назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил Российской Федерации;
-
назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных
государствах
и международных организациях. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть
произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат
Федерального собрания; - назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
- распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
- назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
- вносит законопроекты в Государственную думу;
-
подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения.
Если
президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то
Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают
данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой
редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и
депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и
обнародованию; -
обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней политики государства; -
может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской
Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В
случае
недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение
соответствующего суда; -
вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации; - издаёт указы и распоряжения;
- может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
- ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
- подписывает ратификационные грамоты;
- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
-
в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент
Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях
военное
положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе; - решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
-
награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания
Российской
Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; - осуществляет помилование.
В процессе осуществления своих полномочий президент Российской Федерации издаёт указы и
распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы
и
распоряжения президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской
Федерации и
федеральным законам.
Регалии (символы) президента Российской Федерации
Статьёй 7 Закона РСФСР от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента РСФСР»
определялось, что президент РСФСР имеет круглую печать с изображением герба РСФСР и надписью
«Президент
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»; в ст. 9 того же закона указывалось,
что
в месте официального пребывания президента РСФСР и вице-президента РСФСР поднимается Государственный
флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
После отмены данного закона указами президента Российской Федерации № 319 от 15 февраля 1994 года «О
штандарте (флаге) Президента Российской Федерации», № 1138 от 5 августа 1996 года «Об официальных
символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного
Президента
Российской Федерации», и № 906 от 27 июля 1999 года «Об утверждении описания символа президентской
власти — Знака Президента Российской Федерации» символами президента были утверждены президентский
штандарт, президентский знак и специальный экземпляр Конституции России.
После указа и. о. президента Российской Федерации № 832 от 6 мая 2000 года «О внесении изменений и
дополнения в некоторые указы президента Российской Федерации» специальный экземпляр Конституции
утратил
официальный статус символа президента России.
Список президентов РФ
Фото Президентов Российской Федерации
Николаевич Ельцин
(1 и 2 президентские сроки)
Анатольевич Медведев
(3 и 4 президентские сроки)
Президент Российской Федерации:
а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;
б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;
б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;
д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;
е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;
е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;
е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;
е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;
е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
———————————
<15> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).
Наталья Николаевна Чувелева
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
преподавательский стаж — 20 лет
Предложить статью
Основные полномочия Президента РФ
Замечание 1
Полномочия Президента РФ – это особые полномочия, которыми наделяется Президент страны Конституцией РФ. Президент РФ в соответствии с Конституцией страны (ст. 80) является ее гарантом, главой государства, гарантом прав и свобод гражданина и человека. В установленном порядке Президент осуществляет меры по охране суверенитета страны, ее государственной целостности и независимости, обеспечивает сопряженное взаимодействие разных органов государственной власти.
Президент в сфере политических отношений осуществляет такие полномочия, как: определяет главные направления внешней и внутренней политики России; представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и внутри страны.
Основные полномочия Президента РФ:
- назначение Председателя Правительства России, ее членов с согласия Государственной Думы, направление политики Правительства, принятие решения об его отставке;
- представление кандидатуры на должность Председателя Центрального Банка, которую рассматривает Государственная Дума, постановление перед Думой вопроса об освобождении от занимаемой должности Председателя;
- представление кандидатур Совету Федерации для назначения на должности судей Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, кандидатуры Генерального прокурора, внесение в Совет предложений об освобождении его от должности;
- внесение предложений о назначении судей для федеральных судов;
- утверждение военной доктрины Российской Федерации;
- формирование Совета Безопасности и руководство этим Советом;
- формирование Администрации Президента;
- назначение (освобождение) от должности полномочных представителей Президента России, высшего командования Вооруженных Сил.
Президент имеет право, в случае необходимости, ввести чрезвычайное или военное положение как по всей территории страны, так и в отдельных субъектах или регионах.
«Полномочия Президента РФ» 👇
В полномочия Президента входит:
- назначение (отзыв) из иностранных государств, международных организаций дипломатических представителей России;
- назначение даты выборов в Государственную Думу, роспуск Думы в законодательном порядке согласно Конституции;
- назначение даты проведения референдума в установленном порядке федеральным конституционным законом;
- подписание федеральных законов и их обнародование;
- внесение в Государственную Думу законопроектов;
- обращение с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию об основных направлениях внешней и внутренней политики страны, о ситуации и положении, сложившейся в государстве;
- предоставление политического убежища и решение вопросов о гражданстве России;
- решение вопросов о помиловании;
- предоставление государственных наград, присвоение почетных званий, высших специальных и высших воинских званий РФ;
- осуществление руководством внешней политики государства, обеспечение международных отношениях с главами различных иностранных государств;
- подписание международных договоров и ведение переговоров;
- принятие отзывных и верительных грамот аккредитуемых дипломатических представителей, подписание ратификационных грамот.
Для того, чтобы обеспечить согласованное взаимодействие и деятельность органов государственной власти, Президент вправе использовать соответствующие согласительные процедуры, а также передать спорное дело для рассмотрения в судебные органы.
Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
В сфере исполнительной власти Президент выступает, как субъект административного права и обладает исключительными полномочиями. Наибольший объем полномочий закреплен в сфере, связанной с функционированием исполнительной власти. По Конституции Президент не является главой исполнительной власти. Но специфика его полномочий такова, что их соотношение и связь объективно делают неизбежным прямое и косвенное воздействие Президента на деятельность Российского Правительства.
Президент имеет право занимать должность председателя на заседаниях Правительства, принимать решения об его отставке. В отдельных случаях (предусмотренных Конституцией) Президент может отменить распоряжения и постановления Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед новым Президентом РФ.
В сфере взаимоотношений с органами исполнительной власти Президент РФ имеет полномочия на применение согласительных процедур для устранения разногласий, возникающих между органами государственной власти РФ и органами госвласти субъектов Федерации, непосредственно между органами власти разных субъектов РФ.
Президент может приостановить действие актов, принятых органами исполнительной власти, если они противоречат федеральным законам, конституционным нормам, международным обязательствам или при нарушении законных прав, интересов и свобод человека до соответствующего решения суда.
Президент обеспечивает слаженное и взаимосвязанное взаимодействие и функционирование Правительства РФ и разных органов государственной власти. Президент осуществляет руководство деятельностью федеральной исполнительной власти, в ведомстве которой находятся вопросы: внутренних дел, безопасности, обороны, иностранных дел, ликвидации последствий стихийных бедствий, предотвращения чрезвычайных ситуаций. По представлению Председателя Правительства Президент утверждает о них разные положения и назначает руководителей.
Замечание 2
Президент осуществляет соответствующие полномочия Председателя Совета Безопасности и Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами России.
Распоряжения и указы Президента обязательны для исполнения на территории всей страны, они не должны противоречить ее Конституции, Федеральному конституционному закону, федеральным законам.
По согласованию с соответствующими органами законодательной власти, Президент назначает на должность губернаторов (глав исполнительной власти) субъектов Федерации.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
https://ria.ru/20210719/administratsiya-1741490611.html
Администрация президента России
Администрация президента России — РИА Новости, 19.07.2021
Администрация президента России
Администрация президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность президента России и осуществляющим контроль за… РИА Новости, 19.07.2021
2021-07-19T02:02
2021-07-19T02:02
2021-07-19T02:02
справки
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152012/58/1520125859_0:206:2001:1331_1920x0_80_0_0_222afd1b1e4d1ad8f9c74f2cb4354f24.jpg
Администрация президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность президента России и осуществляющим контроль за исполнением решений президента РФ. Администрация президента была впервые сформирована 19 июля 1991 года в соответствии с указом президента РСФСР Бориса Ельцина. Она создавалась как рабочий аппарат для обеспечения деятельности президента РСФСР и контроля за исполнением принятых им решений. В тот период он являлся главой исполнительной власти и непосредственно руководил Советом Министров, ведомствами и местными органами государственной власти с многообразием их функций управления, надзора и контроля. Администрация быстро структурировалась. Если первоначально она состояла из 13 подразделений, то с выходом положения об администрации к середине 1993 года в ее состав уже входило 26 управлений и отделов. В декабре того же года была принята Конституция Российской Федерации и администрация президента получила конституционный ранг, что отражено в статье 83, которая гласит, что «президент формирует администрацию президента Российской Федерации». Указ № 490 от 6 апреля 2004 года определил администрацию президента как государственный орган, формируемый в соответствии с Конституцией, и тем самым определил новую концепцию ее властных полномочий. Она была нацелена на согласованное функционирование всех структурных органов, руководство которыми осуществляется непосредственно президентом. С изменением правового статуса администрации в системе государственных органов власти ее роль и значение резко возросли, внутренние вертикальные и горизонтальные связи между структурными подразделениями и должностными лицами стали более четкими и функционально упорядоченными.Ее статус и структура за прошедшие годы неоднократно менялись, однако главные цели и назначение всегда оставались неизменными – обеспечить эффективную деятельность главы государства. Согласно «Положению об администрации президента Российской Федерации» (2004), в целях обеспечения деятельности президента Российской Федерации администрация президента РФ осуществляет следующие функции:– организация подготовки законопроектов для внесения их президентом России в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы;– организация подготовки заключений, поправок к законопроектам, принятым Госдумой РФ;– подготовка предложений о подписании президентом Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов либо об их отклонении;– подготовка, согласование и представление президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений (перечней поручений) и обращений президента России;– обеспечение обнародования федеральных конституционных законов и федеральных законов, выпуск указов и распоряжений президента России, а также иных документов, подписанных президентом;– осуществление контроля за исполнением федеральных конституционных законов и федеральных законов (в части, касающейся полномочий президента России, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений, других решений президента РФ;– обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных конституционных законов и федеральных законов, указов и распоряжений президента РФ;– организационное обеспечение реализации президентом России его конституционных полномочий по осуществлению помилования, по решению вопросов гражданства Российской Федерации;– подготовка проектов обращений президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;– подготовка материалов для ежегодных посланий президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;– подготовка предложений президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов;– содействие развитию местного самоуправления, совершенствованию общих принципов организации местного самоуправления;– обеспечение взаимодействия президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, торгово-промышленными палатами, организациями предпринимателей и иными организациями;– подготовка предложений президенту РФ по определению основных направлений государственной молодежной политики и государственной политики в области патриотического воспитания;– обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;– обеспечение взаимодействия президента России с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;– обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при президенте;– содействие президенту Российской Федерации в реализации его полномочий по кадровым вопросам, в области противодействия коррупции;– содействие развитию цифровой инфраструктуры, применению информационно-коммуникационных технологий в государственном и муниципальном управлении;– учет и анализ обращений граждан, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц, представление соответствующих докладов президенту;– сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;– подготовка, согласование и представление президенту Российской Федерации аналитических докладов, справок и иных необходимых документов.В состав администрации входят: руководитель администрации президента Российской Федерации; его заместители; пресс-секретарь президента Российской Федерации; помощники президента; руководитель протокола президента России; полномочные представители президента РФ в федеральных округах, в Совете Федерации, Государственной Думе и в Конституционном Суде Российской Федерации; уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка; советники президента; специальные представители президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, по развитию торгово-экономических отношений с Украиной; старшие референты, референты президента России и иные должностные лица администрации; управления президента Российской Федерации; иные самостоятельные подразделения администрации. Президент осуществляет общее руководство своей администрацией. Непосредственно управляет работой администрации ее глава – руководитель администрации. С 2016 года эту должность занимает Антон Вайно. Администрация президента работает в Москве, в нескольких зданиях на территории Кремля, на Старой площади и улице Ильинка.В администрацию президента можно написать, позвонить или прийти на прием.Материал подготовлен на основе информации открытых источников
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152012/58/1520125859_42:0:1817:1331_1920x0_80_0_0_7fa280dbdfc0556e9a049c70cb544c2c.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, россия
Администрация президента России
Администрация президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность президента России и осуществляющим контроль за исполнением решений президента РФ.
Администрация президента была впервые сформирована 19 июля 1991 года в соответствии с указом президента РСФСР Бориса Ельцина.
Она создавалась как рабочий аппарат для обеспечения деятельности президента РСФСР и контроля за исполнением принятых им решений. В тот период он являлся главой исполнительной власти и непосредственно руководил Советом Министров, ведомствами и местными органами государственной власти с многообразием их функций управления, надзора и контроля. Администрация быстро структурировалась. Если первоначально она состояла из 13 подразделений, то с выходом положения об администрации к середине 1993 года в ее состав уже входило 26 управлений и отделов. В декабре того же года была принята Конституция Российской Федерации и администрация президента получила конституционный ранг, что отражено в статье 83, которая гласит, что «президент формирует администрацию президента Российской Федерации».
Указ № 490 от 6 апреля 2004 года определил администрацию президента как государственный орган, формируемый в соответствии с Конституцией, и тем самым определил новую концепцию ее властных полномочий. Она была нацелена на согласованное функционирование всех структурных органов, руководство которыми осуществляется непосредственно президентом. С изменением правового статуса администрации в системе государственных органов власти ее роль и значение резко возросли, внутренние вертикальные и горизонтальные связи между структурными подразделениями и должностными лицами стали более четкими и функционально упорядоченными.
Ее статус и структура за прошедшие годы неоднократно менялись, однако главные цели и назначение всегда оставались неизменными – обеспечить эффективную деятельность главы государства.
Согласно «Положению об администрации президента Российской Федерации» (2004), в целях обеспечения деятельности президента Российской Федерации администрация президента РФ осуществляет следующие функции:
– организация подготовки законопроектов для внесения их президентом России в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы;
– организация подготовки заключений, поправок к законопроектам, принятым Госдумой РФ;
– подготовка предложений о подписании президентом Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов либо об их отклонении;
– подготовка, согласование и представление президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений (перечней поручений) и обращений президента России;
– обеспечение обнародования федеральных конституционных законов и федеральных законов, выпуск указов и распоряжений президента России, а также иных документов, подписанных президентом;
– осуществление контроля за исполнением федеральных конституционных законов и федеральных законов (в части, касающейся полномочий президента России, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений, других решений президента РФ;
– обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных конституционных законов и федеральных законов, указов и распоряжений президента РФ;
– организационное обеспечение реализации президентом России его конституционных полномочий по осуществлению помилования, по решению вопросов гражданства Российской Федерации;
– подготовка проектов обращений президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;
– подготовка материалов для ежегодных посланий президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;
– подготовка предложений президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов;
– содействие развитию местного самоуправления, совершенствованию общих принципов организации местного самоуправления;
– обеспечение взаимодействия президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, торгово-промышленными палатами, организациями предпринимателей и иными организациями;
– подготовка предложений президенту РФ по определению основных направлений государственной молодежной политики и государственной политики в области патриотического воспитания;
– обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;
– обеспечение взаимодействия президента России с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
– обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при президенте;
– содействие президенту Российской Федерации в реализации его полномочий по кадровым вопросам, в области противодействия коррупции;
– содействие развитию цифровой инфраструктуры, применению информационно-коммуникационных технологий в государственном и муниципальном управлении;
– учет и анализ обращений граждан, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц, представление соответствующих докладов президенту;
– сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;
– подготовка, согласование и представление президенту Российской Федерации аналитических докладов, справок и иных необходимых документов.
В состав администрации входят: руководитель администрации президента Российской Федерации; его заместители; пресс-секретарь президента Российской Федерации; помощники президента; руководитель протокола президента России; полномочные представители президента РФ в федеральных округах, в Совете Федерации, Государственной Думе и в Конституционном Суде Российской Федерации; уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка; советники президента; специальные представители президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, по развитию торгово-экономических отношений с Украиной; старшие референты, референты президента России и иные должностные лица администрации; управления президента Российской Федерации; иные самостоятельные подразделения администрации.
Президент осуществляет общее руководство своей администрацией.
Непосредственно управляет работой администрации ее глава – руководитель администрации. С 2016 года эту должность занимает Антон Вайно.
Администрация президента работает в Москве, в нескольких зданиях на территории Кремля, на Старой площади и улице Ильинка.
В администрацию президента можно написать, позвонить или прийти на прием.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников