Превентивная кадровая политика проводится в случае когда руководство организации

Содержание страницы

  1. Определение кадровой политики
  2. Задачи кадровой политики
  3. Принципы классификации кадровой политики
  4. Разные типы масштабности кадровой политики
  5. Типы кадровой политики по уровню взаимодействия со средой

Кадры решают все – этот постулат является аксиомой не только в бизнесе. Как взаимодействовать с персоналом, чтобы работа шла эффективно, а качественный состав наемных сотрудников не ухудшался, своевременно обновляясь? Как построить стиль общения и управления? Предусмотрена ли законом какая-либо законодательная регламентация кадровой политики?

Рассмотрим самые распространенные стили взаимодействия руководства и/или собственников организации с наемными кадрами.

Определение кадровой политики

ВАЖНО! Образец Положения о кадровой политике от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Понятие политики предусматривает определенные особенности управления и взаимодействия. В данном случае, мы говорим о кадрах, то есть во внимание принимаются способы, принципы, методы, подходы, правила и т.п., которые отражают все виды прямого и косвенного влияния на наемный персонал. К ней имеют отношение абсолютно все мероприятия, связанные с кадрами:

  • стиль руководства;
  • составление коллективного договора;
  • формулировка правил внутреннего трудового распорядка;
  • принципы подбора кадров;
  • особенности штатного расписания;
  • аттестация и обучение персонала;
  • мотивационные и дисциплинирующие меры;
  • перспективы служебного продвижения и др.

Таким образом, кадровая политика – свод правил, которыми руководствуются представители организации во взаимодействии друг между другом и фирмой.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Даже если эти правила не задокументированы или вообще не сформулированы либо не осознаются, они, тем не менее, существуют в какой-либо форме и влияют на процесс кадрового взимодействия.

Задачи кадровой политики

Не просто осознаваемая, а грамотно спланированная тактика и стратегия управления кадрами на предприятии призвана решать ряд чисто практических задач:

  • баланс между сохранением и обновлением состава наемного персонала;
  • оптимальное соотношение «свежих» и опытных кадров, их состава с точки зрения численности и квалификации;
  • повышение эффективности кадров в зависимости от потребностей рынка и требований фирмы;
  • мониторинг и прогнозирование кадровых воздействий;
  • осуществление целенаправленного влияния на потенциал наемного персонала.

Рассмотрение кадровой политики с позиций системного подхода требует «движения» минимум по двум направлениям. Первое направление заключается в определении элементов, образующих систему «кадровая политика», второе направление раскрывает целевую ориентированность такой системы.
Посмотреть подробнее

Принципы классификации кадровой политики

  1. Степень осознания организацией в лице руководства способов воздействия на персонал и применения их для непосредственного воздействия определяет 4 типа кадровой политики по ее направленности и масштабности:
    • пассивная;
    • реактивная;
    • превентивная;
    • активная (можно выделить рациональную и авантюрную).
  2. Степень стремления обособиться от внешних кадровых влияний, ориентированности на собственные кадровые ресурсы или внешний потенциал позволяет разделить кадровую политику на:
    • открытую;
    • закрытую.

Как работодателю осуществлять кадровую политику и подбор кадров?

Разные типы масштабности кадровой политики

В зависимости от методов воздействия, кадровую политику разделяют на несколько типов.

Пассивная

Пассивная кадровая политика действует в таких бизнес-структурах, которые прикладывают минимум усилий для управления кадрами, пуская ситуацию «на самотек», ограничиваясь лишь карательными мерами или нивелированием отрицательных результатов действий персонала.

В таких фирмах руководство не успевает анализировать потребности в кадрах, прогнозировать влияние на персонал и планировать какие-либо кадровые мероприятия, поскольку вынуждено действовать в перманентном режиме «гашения» неожиданно вспыхивающих «пожаров», проанализировать причины которых уже нет возможности. Тактика значительно превышает стратегию. Естественно, что такая политика является наименее эффективной.

Реактивная

Реактивная кадровая политика отслеживает причины и следствия негативных моментов, связанных с персоналом. В рамках такого способа управления руководство волнуют такие возможные проблемы, как:

  • конфликтные ситуации в среде персонала;
  • недовольство условиями труда;
  • недостаток квалифицированных кадров в условиях потребности в них;
  • снижение мотивации работников и пр.

Проблемы нужно решать – на это и направлены усилия руководства. В рамках действия такой политики организация стремится разработать программы, направленные на анализ ситуаций с тем, чтобы не допустить их повторения, а также разрешить уже существующие конфликты к обоюдной пользе. Недостаток эффективности такого способа управления может обнаружиться при долгосрочном планировании.

Превентивная

Превентивная кадровая политика, напротив, направлена на будущий кадровый потенциал. Выбирая между «взглядом в прошлое» и прогнозированием будущей ситуации, кадровики, придерживающиеся такого стиля, выбирают последнее. Иногда невозможно одинаково совместить немедленное влияние на ситуации с персоналом с мероприятиями, направленными на формирование перспективы.

Организация предпочитает строить планы развития на более-менее долгий период, при этом ориентируясь и в текущих ситуациях с персоналом. Проблема с эффективностью такой политики в том, если потребуется разработка программы для реализации определенной кадровой цели.

Активная

Активная кадровая политика предусматривает не только прогнозирование, как средне-, так и долгосрочное, но и средства непосредственного воздействия на наличные кадровые ситуации. Кадровые службы фирмы, придерживающейся такой политики:

  • осуществляют постоянное отслеживание кадровых состояний;
  • разрабатывают программы на случай кризисов;
  • анализируют внешние и внутренние факторы, влияющие на персонал;
  • могут вносить в разработанные мероприятия соответствующие и своевременные коррективы;
  • формулируют задачи и методы развития качественного потенциала персонала.

В зависимости от того, насколько верно руководство оценивает основания, положенные в расчет при анализе и программировании, активную политику в отношении кадров можно проводить двумя способами.

  1. Рациональная активная кадровая политика – в основе принимаемых мер лежат выводы, сделанные на основе осознаваемых кадровых механизмов, в результате постановки «диагноза» и обоснованного прогнозирования. Рациональный способ управления персоналом предусматривает не только возможность устанавливать необходимые принципы и правила воздействия на кадры, но и менять их при необходимости экстренного реагирования на изменившуюся ситуацию. При таком подходе любое направление деятельности всегда будет обеспечено необходимым количеством исполнителей, квалификация которых максимально ему соответствует. Сотрудник может рассчитывать на развитие и рост в долгосрочной перспективе.
  2. Авантюрная активная кадровая политика. Стремление влиять на кадры превышает обоснованные и осознаваемые сведения о сложившейся с ними ситуации. Диагностика состояния персонала не проводится или проводится недостаточно объективно, средств для долгосрочного прогнозирования в этой сфере нет или они не применяются. Однако, цели кадрового развития ставятся и программы для их реализации разрабатываются. Если они основаны на в целом правильном, хоть и интуитивном представлении о кадровой ситуации, такая программа может применяться достаточно эффективно. Сбой возможен, если вмешаются неожиданные факторы, спрогнозировать которые не представлялось возможным.
    Главная слабость этого типа управления – недостаточная гибкость при возникновении непредвиденных факторов, например, неожиданного изменения в рыночной ситуации, перемены в технологиях, появлении конкурентоспособной продукции и т.п.

Типы кадровой политики по уровню взаимодействия со средой

Открытая кадровая политика характеризуется предельной прозрачностью для персонала любого уровня. Личный опыт работы в конкретной организации не имеет решающего значения для потенциального построения своей карьеры, важна только квалификация. Человек может быть взят сразу на ту должность, которой соответствует его уровень, если в этом нуждается фирма, при этом ему не обязательно проходить путь «с самых низов». Особенности такого типа управления:

  • набор персонала в условиях высокой конкуренции (фирма «перекупает» лучших специалистов на нужные должности);
  • возможность быстрого включения в работу без длительного периода адаптации;
  • поддерживается индивидуальность и самостоятельность мышления сотрудников (в рамках требующейся квалификации);
  • фирма настроена на обеспечение обучения, подготовки или переподготовки персонала, часто во внешних центрах;
  • вертикальное продвижение проблематично, так как фирма ориентирована на набор персонала сугубо необходимой квалификации;
  • преобладает внешнее стимулирование как способ мотивировки персонала.

Закрытая кадровая политика предусматривает постепенный рост и внутреннее замещение кадров, то есть персонал «варится» внутри фирмы, постепенно повышая квалификацию, возрастая и аккумулируя основные ценности и принципы организации, «корпоративного духа». Специфика такой политики:

  • часто действует в условиях, когда возможности набора персонала ограничены, рабочей силы недостает;
  • адаптация проходит эффективно, поскольку всегда есть опытные «учителя» из среды работников с солидным стажем;
  • повышение квалификации проводится в большей степени на базе самой организации или ее внутренних подразделений, что обеспечивает единство подходов и традиций;
  • карьеру можно планировать, вертикальное продвижение происходит «снизу вверх» путем постепенного повышения сотрудников, приобретших определенный опыт и получивших необходимый для этого стаж;
  • мотивация осуществляется, в основном, за счет обеспечения базовых потребностей служащих: стабильности, своевременности финансового обеспечения, безопасность, социального признания и др.

Добавить в «Нужное»

Кадровая политика организации

Курс компании, основные её цели и задачи отражаются в её политике. Политика компании тесно связана с её миссией. Ясно, что, какие бы цели не ставила перед собой организация, она не сможет их реализовать без слаженной команды. Поэтому одно из важных направлений политики компании – кадровая политика.

Общие положения

В каждой компании есть устоявшиеся нормы и правила работы с персоналом. Например, какие правила приёма установлены в компании? Как руководство решает конфликты, возникающие внутри коллектива? Какие меры предпринимаются, чтобы предотвратить такие конфликты? Какие предпринимаются меры для развития персонала? И многие другие моменты отражает кадровая политика. Не всегда эти правила и нормы закреплены в документах. Не всегда эти правила четко сформулированы. Но они есть. И, конечно, по мере роста компании возникает необходимость чётко сформулировать цели и представления, определяющие направления работы с персоналом. Кадровая политика организации – основа системы управления персоналом.

Формирует эту политику руководство компании. А реализуется она через кадровую службу.

Виды

Кадровую политику принято делить на виды:

  • превентивная;
  • реактивная;
  • пассивная;
  • активная.

Кадровая политика, как уже было отмечено, есть в каждой компании. В некоторых она четко не сформулирована и никак не закреплена. У руководства нет понимания по стратегическому росту персонала, нет принятых и работающих систем и принципов взаимодействия. Такая политика называется пассивной. Кадровая политика в таких компаниях сводится к решению негативных ситуаций по мере их возникновения. Без прогнозов и разработки мер по их предотвращению.

При реактивной кадровой политике у кадровых служб есть некие средства диагностики сложившейся ситуации. Тогда осуществляется контроль за признаками негативного состояния в работе с персоналом и причинами развития возможного кризиса.

При реактивной кадровой политике руководство уже активно подключается к контролю за работой с персоналом: выявляет негативные симптомы в работе, анализирует их причины. Внимание уделяется и мониторингу квалификации персонала, его мотивации.

Кадровая служба таких компаний имеет средства диагностики ситуации и принятия экстренных мер. Однако ни руководство, ни кадровые службы не уделяют внимания прогнозированию и разработке программ по среднесрочному и долгосрочному прогнозированию.

Превентивной называют кадровую политику, когда руководство и кадровая служба достаточно хорошо и объективно проводят диагностику ситуаций с кадрами и имеют возможность проводить прогнозы. Компания осуществляет контроль за работой с персоналом, выявляет негативные состояния и возможные кризисные ситуации. То есть кадровая служба обладает инструментами диагностики и средствами прогнозирования. Кроме того, могут быть разработаны краткосрочные и долгосрочные прогнозы, заданы цели и задачи по развитию персонала. Но средств на развитие влияния на негативные ситуации у компании нет.

Если же руководство компании имеет возможность не только прогнозировать, но и воздействовать на ситуацию, вкладывая материальные средства, то такая ситуация говорит о наличии активной кадровой политики. Для нее также характерно то, что кадровая служба имеет возможность:

  • разрабатывать целевые кадровые программы;
  • осуществлять регулярный мониторинг ситуации;
  • корректировать реализацию программ в соответствии с изменяющимися условиями.

Разработка и утверждение

При формировании кадровой политики руководству компании рекомендуется опираться на следующие факторы:

  • трудовое законодательство;
  • сложившиеся деловые обычаи и корпоративные традиции;
  • финансовые возможности;
  • стратегию развития компании, её цели и миссию;
  • характеристики персонала (качественные и количественные);
  • ситуацию на рынке труда (уровень заработной платы на аналогичных специальностях, меры социальной поддержки, предоставляемые работникам другими компаниями, и др.).

На какие-то факторы компания может повлиять, на какие-то – нет. Это также должно быть учтено.

Основная цель и задача кадровой политики – обеспечение наиболее эффективного функционирования компании. Поэтому на первом этапе разработки кадровой политики необходимо провести диагностику уже сложившейся ситуации: найти уязвимые места в системе управления персоналом, выявить проблемы. На втором этапе проводится мониторинг персонала: определяется количественный и качественный его состав. Необходимо выявить, правильно ли расставлен персонал. Работник достигает наиболее эффективной работоспособности, когда его обязанности соответствуют его квалификации и способностям. Поэтому так важно вовремя принять меры по повышению в должности сотрудника (если его уровень выше, чем его обязанности) или по повышению квалификации (если он не справляется с обязанностями).

В завершение необходимо:

  • продумать план необходимых на основании проведенного анализа кадровых мероприятий;
  • разработать инструменты кадрового планирования;
  • выбирать наиболее подходящие для компании методы управления персоналом;
  • назначить ответственных исполнителей.

Оформляется разработанная кадровая политика как документ – локально-нормативный акт. Например, положение о кадровой политике компании. Утверждается документ приказом руководства.

Превентивная кадровая политика проводится в случае, когда руководство организации…

  • имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию
  • не имеет четко разработанной программы действий в отношении персонала
  • не имеет качественного диагноза и обоснованного развития ситуации, но стремиться влиять на нее
  • имеет обоснованные прогнозы развития ситуации

Помогли ответы? Ставь лайк 👍

Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 10 Ноябрь 2020 в 01:43
На вопрос ответил(а): Анастасия Степанова, 10 Ноябрь 2020 в 01:43

Тест на 5

C 2014 года Помогаем сдавать тесты!

Государственное автономное профессиональное образовательное  учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

Методическое пособие

по проведению итогового тестирования

по дисциплине «Менеджмент»

Цель: Проверка знаний студентов по дисциплине.

Вопросы теста определяются преподавателем, рассматриваются и утверждаются на заседании ПЦК.

Содержание

Тест выполнен по вариантам. Количество вариантов 4. В каждом варианте 30 вопросов.

Назначение работы

Контроль теоретических знаний студентов по дисциплине «Менеджмент»

Порядок проведения работы

        Работа рассчитана на 40 минут. Студентам раздаются варианты теста. Работа выполняется на отдельных листах, где проставляются ответы на вопросы. Оценивается  по  пятибалльной системе:

на «5» (отл.) допускается 5% ошибок,

на «4» (хор.) – 25%,

на «3» (удовл.) — 50%.

Студент, не справившийся с заданием получает оценку «2» (неудовл.).

Вариант  № 1.

Вопрос № 1

Менеджером можно считать:

        А) мастера производственного участка    

        Б) начальника отдела в организации    

        В) служащего банка

        Г) неформального лидера группы

Вопрос № 2

Исследователи, считавшие, что для повышения трудовой мотивации работников важны следующие факторы: разнообразие навыков, законченность выполняемых работником задач, значимость, важность, ответственность заданий, самостоятельность, предоставляемая исполнителю, обратная связь:

        А) А. Луначарский и А. Цюрупа

        Б) Ф. Герцберг, Хэкмен и Олдхем    

        В) М. Мескон и Ф. Хедоури

        Г) Г. Жуков и А. Македонский

        Д) М. Тухачевский и В. Блюхер

 Вопрос № 3

Методы анализа и оптимизации, которые применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях:

        А) индексные методы

        Б) параметрические методы

        В) методы цепных подстановок

        Г) экономико-математические методы          

 Вопрос № 4

Формы влияния менеджеров на подчиненных:

        А) убеждение, участие      

        Б) экспертное, законное

        В) формальное, неформальное

        Г) системное, ситуационное

 Вопрос № 5

Представители этой научной школы в качестве основного объекта исследования имели эффективное использование человеческих ресурсов:

        А) школы научного управления

        Б) школы человеческих отношений

        В) классической или административной школы

        Г)  школы поведенческих наук  

        Д) школы науки управления или количественный подход

 Вопрос № 6

 Практика управления возникла

А) в XX веке, в ходе индустриализации промышленности

Б) вместе с созданием Ф. Тейлором школы управления

В) вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена

Г) вместе с возникновением системного подхода

Вопрос № 7

Управленческое решение – это:

        А) акт субъекта управления, в котором поставлена цель, сформулированы задачи, предусмотрены исполнители, означены их права и обязанности, выделены ресурсы    

        Б) действие управляющего субъекта, направленные на стимулирование объекта управления в необходимом для производства направлении

        В) цикл действий руководителя организации по оптимизации ее целей

        Г) тип взаимодействия субъекта и объекта управления в конкретной ситуации

        Д) организация производственного процесса с участием коллектива организации

 Вопрос № 8

Какой вид власти будет наиболее приемлем в исследовательской группе из высококвалифицированных специалистов?

А) традиции

Б) харизмы

В) через страх

Г) эксперта

Вопрос №9

Оптимальный стиль управления персоналом:

        А) зависимости от результатов ситуационного анализа      

        Б) делегирующий

        В) авторитарный

        Г) демократический

 Вопрос № 10

Каждое управленческое решение должно быть:

        А) целевым, своевременным, обоснованным, законным, непротиворечивым, экономичным, понятным исполнителям      

        Б) соответствующим моральным принципам общения в системе «человек – человек»

        В) соответствующим корпоративному духу организации

        Г) обоснованным, законным, экономичным, понятным исполнителям, не вызывающим у них желания его саботировать

 Вопрос № 11

Основные правила риск-менеджмента      

        А) нельзя рисковать больше, чем это позволяет собственный капитал        

        Б) всегда просчитывай риск, но в любом случае рискуй

        В) всегда имей уверенность, что кто не рискует, тот не пьет шампанского

        Г) всегда верь в удачу и действуй по стратегии Наполеона «надо ввязаться в сражение, а там будет видно»

        Д) всегда исходи из уверенности, что риск – благородное дело

 Вопрос № 12

К организационным документам не относятся

А) штаты учреждений

Б) порядок и правила деятельности

В) уставы учреждений

Г) объявления о начале распродаж

 Вопрос № 13

Методы управления

        А) административные, экономические и социально-психологические    

        Б) сетевые и балансовые

        В) воспроизводственные и маркетинговые

        Г) законодательные и нормативные

 Вопрос № 14

Метод разрешения конфликтов требующий использование власти, подавления

        А) метод компромисса

        Б) метод уклонения

        В) метод решения проблемы

        Г) метод принуждения    

        Д) метод сглаживания

 Вопрос № 15

Невербальной информацию называют:

        А) бессловесную        

        Б) устную

        В) письменную

        Г) управленческую

        Д) словесную

 Вопрос № 16

К функциям стратегического уровня управления не относятся:

А) проектирование организации

Б) прогноз

В) учет запасов сырья

Г) анализ динамики рынка

 Вопрос № 17

Мотивация — это процесс управления выбором. Состояние мотивации является естественным и постоянным состоянием работника и он делает выбор между альтернативными формами поведения. Это утверждение есть содержание теории мотивации у:

        А) В. Врума.  

        Б) Б. Скиннера

        В) А. Маслоу

        Г) С. Адамса

 Вопрос № 18

Харизма-это:

        А) экспертная власть

        Б) власть, основанная на вознаграждении

        В) власть, основанная на принуждении

        Г) законная власть

        Д) власть примера    

 Вопрос № 19

Структура объекта – это  

        А) способ связи элементов системы    

        Б) отношения главных и второстепенных элементов объекта

        В) соподчиненность некоторых важнейших элементов объекта

        Г) количество взаимосвязанных и взаимозависимых элементов в объекте

        Д) совокупность относительно неделимых элементов системы

 Вопрос № 20

Содержанию какого понятия соответствует следующее определение — процесс целенаправленного воздействия на объект -это?

              А)  менеджмент

              Б)  управление  

              В)  функция менеджмента

              Г) метод менеджмента

Вопрос № 21

Сегодня существуют два варианта долгосрочной инновационной стратегии:

        А) инновационного прорыва и инерционно-рыночный    

        Б) инерционно-рыночный и сегментативный

        В) инновационного прорыва и рыночно цивилизационный

        Г) рыночно цивилизационный и европейский

        Д) континентальный и североамериканский

Вопрос № 22

Стиль деятельности менеджера предпочтительный для менеджера, чтобы достичь результатов в экстремальных условиях:

        А) авторитарный        

        Б) все стили управления

        В) либеральный

        Д) демократический

Вопрос № 23

Возможность неудачи, или вероятность успеха выбора того или иного управленческого решения, характеризующиеся наступлением ущерба или выгоды, ее мера, именуется:

        А) способность

        Б) качество

        В) возможность

        Г)  риск  

Вопрос № 24

Государство, являющееся родиной менеджмента:

        А) Германия

        Б) Россия

        В) США    

        Г) Англия

        Д) Франция

Вопрос № 25

При фотографии рабочего дня изучают:

        А) структуру затрат времени    

        Б) методы работы руководителя

        В) потери рабочего времени

        Г) способы выполнения задач

Вопрос № 26

К числу структурных методов разрешения конфликтов относятся:

        А) посредничество и переориентация внимания      

        Б) освобождение от лидеров конфликтующих сторон

        В) делегирование полномочий

        Г) система вознаграждений

Вопрос № 27

Реальное влияние при управлении по целям имеют руководители

А)  среднего уровням

Б)  низшего уровня

В)  высшего, среднего и низшего уровня

Г)  высшего уровня

Вопрос № 28

Что относится к категории «внутреннего вознаграждения»?

А)  зарплата

Б)  карьера

В)  сама работа

Г)  признание окружения

Вопрос № 29

Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в

А) отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами

Б)  наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром

В)  замкнутости элементов системы самих на себя

Г)  наличии взаимодействия с внешней средой

Вопрос № 30

Основным правилом при определении уровня зарплаты является:

А) определенный законом минимальный уровень

Б) определенная штатным расписанием ставка

В) уровень оплаты в фирмах конкурентах

Г) абсолютно точное и объектное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка

Вариант № 2

Вопрос № 1

Важным принципом использования ресурсов сети Интернет в менеджменте является…

        А) стоимость информационных ресурсов

        Б) широкий диапазон видов представления информации

        В) поиск возможных управленческих проблем

        Г) секретность информации    

 Вопрос № 2

Виды стратегии роста предприятия в теории стратегического менеджмента НЕ включают… рост

        А) Альтернативный    

        Б) Диверсификационный

        В) Интеграционный

        Г) интенсивный

 Вопрос № 3

Внешняя среда прямого воздействия организации в теории менеджмента НЕ включает…

        А) поставщиков ресурсов

        Б) государственное законодательство и правительственные акты

        В) специалистов службы сбыта

        Г) конкурентов

        Д) потребителей    

 Вопрос № 4

В практическом менеджменте под термином «лидерство» предполагают … лидерство

        А) Проектное

        Б) Деструктивное

        В) Программно-целевое

        Г) Неформальное    

 Вопрос № 5

В теории управленческих решений понятие «Критерий» — это…

        А) формализованное описание желаемого состояния объекта организационного управления

        Б) частный случай показателя, если на основе этого показателя делается вывод о различии объектов или наличии у них определённых свойств

        В) состояние управляемой системы, оцениваемое относительно поставленной цели

        Г) количественная или качественная величина, характеризующая объект управления

        Д) совокупность взаимосвязанных характеристик, принятых для описания объекта организационного управления и их установленные нормативные значения    

 Вопрос № 6

В теории управленческих решений понятие «Альтернатива» — это…

        А) Совокупность взаимосвязанных характеристик, принятых для описания объекта организационного управления и их установленные нормативные значения

        Б) Количественная или качественная величина, характеризующая объект управления

        В) Формализованное описание желаемого состояния объекта организованного управления

        Г) Возможный или один из возможных, практически осуществимый способ разрешения проблемы

        Д) Состояние управляемой системы, оцениваемое относительно поставленной цели    

 Вопрос № 7

Какие функции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц и подразделений?

А) планирование

Б)  организация

В)  общее руководство

Г)  мотивация

Д)  контроль

Вопрос № 8

Идеальный (бюрократический) тип организации по М.Веберу основан на…

        А) Неформальных отношениях    

        Б) На разработанных чётких правилах, инструкциях и стандарта, определяющих порядок работы и ответственность каждого члена организации

        В) На харизматической власти

        Г) На взглядах отдельных работников организации

Вопрос № 9

Из перечисленных требований к вырабатываемым сценариям обязательным не является требование…

        А) комплексности

        Б) целесообразности

        В) непротиворечивости    

        Г) логичности

 Вопрос № 10

Инновационный менеджмент —  это…

        А) Фундаментальное исследование    

        Б) Совокупность методов управления персоналом

        В) Совокупность методов и форм управления инновационной деятельностью

        Г) Самостоятельная наука

 Вопрос № 11

Информацию в организации руководители среднего звена получают с помощью…

        А) Личного участия в заседаниях

        Б) Личного эксперимента    

        В) Личного проведения тест-исследования

        Г) Личного контроля затрат на производство продукции

 Вопрос № 12

 К функциям оперативного уровня управления не относится:

А) регулирование

Б) учет

В) проектирование структуры организации

Г) контроль

Вопрос № 13

К методам выхода  организации на внешний  рынок в международном менеджменте НЕ относятся

        А) совместные операции

        Б) экспортные операции

        В) франчайзинг

        Г) аукционы, ярмарки    

 Вопрос № 14

К мотивам трудовой деятельности НЕ относятся мотивы…

        А) безопасности

        Б) подчинения

        В) приобретения

        Г) сопротивления    

 Вопрос № 15

Процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению личных целей или целей организации это:

А)  мотивация

Б) действие

В) координация

Г) организация 

Вопрос №16

Выполнение работы по принуждению или через экономические стимулы это:

А) мотивация по статусу

Б) внешняя мотивация

В) мотивация по результату

Г) внутренняя мотивация

 Вопрос №17

К принципам функции организации в теории менеджмента НЕ относятся

        А) надёжность

        Б) ритмичность

        В) универсальность

        Г) специализация    

 Вопрос №18

Критерием эффективности менеджмента  в организации НЕ является

        А) Соотношение прибыли и затрат на управление

        Б) Технико-экономические показатели

        В) Степень удовлетворённости сотрудников в результатах своей деятельности

        Г) Уровень заработной платы руководителя организации    

 Вопрос № 19

Лидерство в теории менеджмента можно определить как…

        А) победу в конфликте

        Б) условия функционирования организации

        В) способность оказывать влияние  на личность и группы людей    

        Г) размер заработной платы руководителя

  Вопрос № 20

Чем опасно чрезмерное число подчиненных?

А) потерей управляемости коллектива

Б) разрастанием бюрократического аппарата

В) дублирование усилий

Г) все перечисленное

 Вопрос № 21

Представители научной школы, впервые описавшие принцип управления — единоначалие:

        А) классической или административной школы    

        Б) школы науки управления или количественный подход

        В) школы научного управления

        Г) школы поведенческих наук

        Д) школы человеческих отношений

Вопрос № 22

Теорий первого уровня обобщения знаний использующая идеи благотворительности и спонсорства:

        А) «Социальной ответственности бизнеса»  

        Б) «Человеческих отношений»

        В) «Промышленной демократии»

        Г) «Революции менеджеров»

Вопрос № 23

Управление по целям (результатам) определяется:

        А) Целостной системой управления, ориентированной на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией.    

        Б) Системой управления, обеспечивающей достижение одного, конкретного результата фирмы (организации)

        В) Совокупностью принципов, методов, средств воздействия на деятельность людей для достижения целей

        Г) Достигнутыми результатами

Вопрос № 24

 Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?

А)  чем больше информация, тем лучше

Б)  избыток информации также вреден, как и ее недостаток

В)  получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя

Г) избыточный объем информации – залог успеха

 Вопрос № 25

Технология непрерывного производства обычно применяется при производстве такой продукции как

А) выпуск легковых автомобилей

Б) производство военной авиатехники

В) строительство судов уровня

Г) переработка нефти, выплавка чугуна

Вопрос № 26

Поведение, ориентированное на контроль – это

А) действия подчиненных направленные на то, что хочет увидеть руководство при проверке их деятельности

Б) ориентирование на заниженные цели

В) использование того, что контролеры не знают досконально деятельность подчиненных им сотрудников

Г) ориентирование на завышенные цели

Вопрос № 27

Что означает «принять решение»?

А) перебрать все возможные альтернативы

Б) перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы

В) отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы

Г) отдать распоряжение к реализации конкретного плана

Вопрос № 28

Ключевым фактором в любой модели управления являются:

А) люди

Б) средства производства

В) финансы

Г) структура управления

Вопрос № 29

Организация — это

А) группа людей, объединенная общей целью

Б) группа людей, владеющая средствами производства

В) группа людей, деятельность которых координируется

Г) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

Вопрос № 30

Система контроля в организации обычно состоит  из:

А) предварительного, текущего и заключительного

Б) текущего и заключительного

В) предварительного и заключительного

Г) только из текущего контроля

Вариант № 3

Вопрос №1

На этапе «Анализ ситуации» осуществляется…

        А) установление фактических значений показателей и анализ отклонений от нормативных значений

        Б) только установление фактических значений показателей

        В) только анализ отклонений от нормативных значений    

        Г) только назначение нормативных значений показателей

 Вопрос №2

Объединение в непротиворечивый процесс удовлетворения потребностей клиента в менеджменте организации обеспечивают цели…

        А) высшего руководства

        Б) организации (общие и специфические)

        В) ведущих конкурентов

        Г) поставщиков основных ресурсов    

 Вопрос №3

Одним из действий при управлении конфликтом в организации является…

        А) Напряжение

        Б) Отсутствие согласия    

        В) Различия в ценностях

        Г) Установление причины

 Вопрос №4

Показателем совершенствования управления деловой карьерой работников на результаты деятельности организации является…

        А) принятие мер поощрения  за выполняемую работу по резерву кадров

        Б) контроль реализации планов развития деловой карьерой

        В) контроль выполнения руководителями подразделений работы по управлению деловой карьерой

        Г) сокращение затрат на набор кадров    

 Вопрос №5

Превентивная кадровая политика проводится в случае, когда руководство организации

        А) Имеет обоснованные прогнозы развития ситуации

        Б) Не имеет чётко разработанной программы действий в отношении персонала

        В) Не имеет качественного диагноза и обоснованного развития ситуации, но стремится влиять на неё

        Г) Имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию    

     Вопрос №6

           Принцип планирования в современном менеджменте гласит…

        А) от нормативного управления к рациональному управлению    

        Б) от будущего к настоящему

        В) от управления финансами к управлению сбытом

        Г) от прошлого к будущему

 Вопрос №7

Принципы управления в теории менеджмента – это…

        А) Получение дополнительных конкурентных преимуществ на рынке

        Б) Оптимизация времени выполнения работ

        В) Дробления основных функция управления

        Г) Правила, нормы, предписания к действию    

 Вопрос №8

При организации рабочего места учитывается…

        А) производственная мощность, программа работ    

        Б) требования эргономики

        В) рабочие параметры организации

        Г) комплекс нормативно-технических документов

 Вопрос №9

При движении от оперативных решений к стратегическим возможность исправления неверно принятых решений

        А) Уменьшается

        Б) Увеличивается    

        В) Не изменяется

        Г) Ведёт себя непредсказуемо

 Вопрос №10

Разработчиком пирамиды иерархии основных потребителей является…

        А) Д. Макклелланд

        Б) А. Маслоу

        В) Ф. Герцберг

        Г) К. Альдерфер    

 Вопрос №11

Самоменеджмент – это

        А) Внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой    

        Б) Метод приобретения знаний на основе самостоятельных занятий

        В) Целенаправленное использование руководителем испытанных методов и практических приёмов работы в повседневной деятельности

        Г) Значимость, которой индивид наделяет себя в целом

 Вопрос №12

Социально-психологические методы менеджмента способствуют формированию в организации…

        А) инфраструктуры    

        Б) административного принуждения

        В) морально-психологического климата

        Г) иерархических отношений

 Вопрос №13

Стресс на рабочем месте требует…

        А) Устранения

        Б) Обращения к врачу

        В) Регулирования    

        Г) Поддерживания

 Вопрос №14

Сущность координации как общей функции управления заключается в …

        А) Своевременном принятии мер по обеспечению равномерного хода производства  

        Б) Обнаружении проблемы в процессе производства

        В) Удовлетворении потребностей клиентов

        Г) Максимизации прибыли

 Вопрос №15

Творчество менеджеров в процессе управления реализуется с помощью…

        А) Функций менеджмента

        Б) Диагностики проблемы

        В) Повышения качества продукции

        Г) Внедрения эффективной системы премирования    

 Вопрос №16

Успех организации определяется

        А) рациональным сочетанием рынка и государственного регулирования

        Б) ориентацией на человека и его возможности

        В) рациональной организацией  производства

        Г) способностью организации адаптироваться к изменениям внешней среды    

  Вопрос №17

Управляющий проектом – это…

        А) юридическое лицо, обеспечивающее финансовые, материальные и человеческие ресурсы для осуществления проекта    

        А) физическое лицо, которому делегируются все полномочия по руководству всеми работами проекта

        Б) физическое или юридическое лицо, обеспечивающее инвестиции проекта

        В) организационная структура, осуществляющая функции управления проектом

        Г) физическое или юридическое лицо, которое будет использовать результаты проекта

 Вопрос №18

Функцией подсистемы мотивации и стимулирования персоналом является…

        А) анализ сложившейся  оргструктуры  управления

        Б) управление занятостью персонала

        В) разработка кадровой политики организации

        Г) нормирование и тарификация трудового процесса    

 Вопрос №19

Характеристика менеджмента в организации НЕ включает…

        А) Установление целевых установок для конкурентов    

        Б) Управление внешней и внутренней средой

        В) Лидерство, мотивация, управление конфликтами

        Г) Использование методов управления

Вопрос № 20

В менеджменте, разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью выявления состояния объекта, поиска эффективных методов решения стоящей перед менеджером задачи и организации по ее решению, именуется:

        А) Анализ    

        Б) целеполагание

        В) задача

        Г) синтез

Вопрос № 21

Требования к экспертам, оценивающим мотивацию работников:

        А) профессиональная подготовленность, объективность, морально-волевые качества, наличие предварительной подготовки, заинтересованность в исследованиях        

        Б) профессиональная подготовленность, объективность, заинтересованность в кандидате

        В) хорошее состояние здоровья в момент исследования

        Г) наличие стабильного и высокого дохода, исключающая возможность подкупа

        Д) непредвзятость в суждениях, широкий кругозор, психологическая устойчивость

 Вопрос № 22

Функция, находящаяся в центре круга мотивационного самоменеджмента:

        А) постановка целей

        Б) работа с информацией    

        В) организация трудового процесса

        Г) планирование

        Д) самоконтроль

Вопрос № 23

Основным условием эффективности стратегического управления организацией является  

        А) потенциальная ориентация и готовность организации (материальная, финансовая, кадровая и др.) к заявленной стратегии ее развития              

        Б) желание менеджеров введения в организации инновационных методов развития

        В) наличие в ней корпоративной культуры

        Г) отсутствие конфликтных ситуаций на всех уровнях управления

        Д) присутствие в ней сотрудников, имеющих возможность лоббирования интересов организации во властных структурах

Вопрос № 24

Основное отличие линейно-штабной организационной структуры управления

        А) в полномочиях функциональных подразделений    

        Б) в функциях линейных руководителей

        В) в перегруженности главного менеджера

        Г) в количестве функциональных подразделений

Вопрос № 25

Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»?

А) быть общительным и уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу

Б)  иметь аналитический склад ума

В)  быть предельно объективным и полагаться на факты и логику

Г)  методичность в работе, прогнозирование будущего

 Вопрос № 26

Укажите, что характерно для японской компании «Сони» в отношениях между руководителями и подчиненными?

А)  по возможности желательно, чтобы человек всю свою жизнь остался на одном рабочем месте, где он приобретает определенный опыт, что соответственно повышает эффективность работы

Б)  отсутствие дифференцированного отношения к людям

В)  для успешной работы в компании важно, какое учебное заведение закончил сотрудник и с какими отметками

Г)  при всех положительных качествах свободы дискуссии в большой компании она нарушает режим работы

 Вопрос № 27

На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?

А) работа с людьми

Б) работа с людьми и информацией

В) работа с предметами и людьми

Г) работа с людьми, работа с людьми и информацией и работа с предметами и с людьми

 Вопрос № 28

Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха:

А) прибыль – люди – продукция

Б)  люди – продукция – прибыль

В) продукция – прибыль – люди

Г) люди – прибыль – продукция

 Вопрос № 29

Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте?

А) соответствие специализации

Б) справедливое вознаграждение

В) социальная адаптация

Г) перспектива роста

 Вопрос № 30

Любое предприятие независимо от его правовой формы обязано иметь

А) помещение, офис

Б) руководство

В) средства, оборудование

Г) штатных сотрудников

Вариант № 4

Вопрос №1

Понятие «менеджмент» преимущественно следует использовать:

        А) в естественных системах

        Б) в иерархических структурах

        В) в предпринимательских, корпоративных структурах  

        Г) во всех управленческих структурах

        Д) в социально-экономических системах

 Вопрос №2

Виды коммуникаций внутри организации

        А) межуровневые, горизонтальные, между руководителем и подчиненным, между руководителем и рабочей группой, неформальные коммуникации    

        Б) информационные коммуникации различных видов и уровней, имеющие отношение к производственным вопросам

        В) коммуникации между руководителями и подчиненными

        Г) межличностные коммуникации и неформальные связи

 Вопрос №3

Линейная модель коммуникации разработана:  

        А) Маршаллом

        Б) Маслоу

        В) Шумпетером

        Г) Портером-Лоуэром

        Д) Лассуэлом  

 Вопрос №4

 Какого человека следует выбирать в качестве нового сотрудника в большинстве случаев?

А) человека, который симпатичен руководителю своими личностными качествами

Б) человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности

В) кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе

Г) кандидата, который имеет большие потенциальные возможности

  Вопрос №5

В основополагающих принципах инновационного менеджмента ориентация на:

        А) комплекс научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий по трансформации идей в новый или принципиально усовершенствованный продукт или технологию    

        Б) использование новых технологий, соответствующих эпохе постиндустриальной экономики

        В) использование методов управления военного времени с жестким контролем государства

        Г) менеджмент, основой которого выступает либеральный стиль руководства

        Д) совершенствование традиционных методов управления в промышленности и в аграрном секторе национальной экономики

Вопрос №6

Организационная функция менеджмента не включает в себя:    

        А) распределение выделенного фонда оплаты среди работников  

        Б) создание подразделений для эффективной работы в запланированном направлении

        В) группировку задач в логические блоки

        Г) распределение работы среди персонала

        Д) координацию работы подразделений

  Вопрос №7

 Наиболее частым источником конфликтов при изменении правил и процедур работы является

А) ущемление чьих-либо интересов

Б) способ, каким руководство сообщает о новых правилах

В) нежелание людей изменять сложившийся характер работы

Г) неясность цели, которую преследуют эти изменения

Вопрос №8

Оценка ситуации зависит от следующих основных факторов:    

        А) внутренние, внешние, управляемые, неуправляемые, определенные, неопределенные  

        Б) внутренние, внешние, управляемые, неуправляемые

        В) внутренние и внешние

        Г) все факторы, которые известны или знакомы руководителю организации

        Д) спонтанно возникающие и предсказуемые

 Вопрос №9

Власть-это:

        А) специфическое воздействие на подчиненных

        Б) возможность влиять на других    

        В) совокупность способов воздействия на подчиненных

        Г) любое влияние на людей

 Вопрос №10

Понятие «принципы менеджмента» впервые ввел:

        А) Тейлор    

        Б) А. Файоль

        В) М. Фоллетт

        Г) А. Маслоу

        Д) П. Гетти

 Вопрос №11

Направления деятельности службы управления персоналом:

        А) экономическое, информационное

        Б) психолого-педагогическое, экономическое, информационное

        В) правовое, психолого-педагогическое

        Г) экономическое, информационное, психолого-педагогическое, экономическое, информационное, правовое    

 Вопрос №12

Критерии современной модели менеджмента:

        А) повышение квалификации кадров

        Б) подавление сильного конкурента

        В) контроль за деятельностью персонала

        Г) постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка и возможностей организации  

 Вопрос №13

Долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование:

        А) неразрывно связаны, представляют единую систему в стратегическом управлении организацией и являются необходимой основой инновационного менеджмента    

        Б) достаточно автономные области менеджмента и не влияют на инновационную политику организации

        В) менеджеры вполне могут обходиться без знания этапов и перспектив стратегического плана

        Г) связаны между собой, но не связаны с инновациями в сфере менеджмента

        Д) инновационные технологии зависят скорее от таланта менеджера, чем от плановых индикаторов

 Вопрос №14

Представители научной школы, ратовавшие за повышение заботы руководителей о подчиненных:

        А) школы научного управления

        Б) школы поведенческих наук

        В) школы науки управления или количественный подход

        Г) школы человеческих отношений  

        Д) административной школы

 Вопрос №15

Организационная структура позволяющая наилучшим образом учитывать особенности производимых или реализуемых товаров:

        А) Продуктовая  

        Б) региональная

        В) матричная

        Г) линейно-функциональная

        Д) потребительская

 Вопрос №16

Управленческая школа в отличие от классической и поведенческой школ характеризуется:

        А) упор на принятие решения    

        Б) строгий отбор персонала

        В) высокая мотивация

        Г) ограничение инициативы у персонала

Вопрос №17

Пример влияния через разумную веру – это отношение

А) рабочего с мастером

Б) крестьянина и помещика

В) пациента с лечащим врачом

Г) подсудимого и судьи

 Вопрос №18

Выберите ответ, характеризующий общие функции управления:

        А) нормирование, планирование, организация, координация, регулирование, контроль, учет, анализ.  

        Б) культуроохранная

        В) основные внешние и внутренние функции управления

        Г) главная, полезная, дублируемая функции управления

 Вопрос №19

Фактор, оказывающий наибольшее влияние на нормы управляемости  руководителей низового уровня:

        А) обеспеченность оргтехникой

        Б) специфика деятельности предприятия    

        В) уровень квалификации кадров

        Г) масштабы деятельности предприятия

 Вопрос №20

Конфликт, при котором два руководителя предъявляют к одному работнику противоречивые требования

        А) между личностью и группой

        Б) межличностным

        В) между личностью и группой внутриличностным      

        Г) между обоими руководителями

Вопрос № 21

Инвестиционные риски – это риски:

        А) утраты значительной части средств производства

        Б) потери интеллектуальной собственности, имущества организации

        В) появления конфликтной ситуации на уровне менеджмента высшего звена

        Г) снижения эффективности материального производства

        Д) упущенной выгоды, снижения доходности, прямых финансовых потерь    

Вопрос № 22

На процесс принятия решения на соответствующем уровне оказывают влияние следующие факторы:

        А) организационная структура, распределение полномочий в организации, участие работников в принятии решения, личные качества руководителя, уровень риска, время и окружение, информационные и поведенческие ограничения      

        Б) организационная структура, участие работников в принятии решения, уровень риска, время и окружение, морально-психологический климат в конкурирующей организации

        В) организационная структура, распределение полномочий в организации, участие работников в принятии решения, личные качества руководителя, уровень риска, наличие непротиворечивой информации

        Г) участие работников в принятии решения, личные качества руководителя, время и окружение, наличие информации

        Д) участие работников в принятии решения, личные качества руководителя, его семейное положение, время и окружение, информационные и поведенческие ограничения

Вопрос № 23

Межличностный метод разрешения конфликтов являющийся наиболее эффективным:

        А) метод уклонения

        Б) метод принуждения

        В) метод решения проблемы    

        Г) метод сглаживания

        Д) метод компромисса

Вопрос № 24

В управленческом прогнозировании метод экспертных оценок это:

        А) Процедура, позволяющая группе, работающих в одной области, иметь свое суждение о проблеме      

        Б) Процедура, позволяющая специалистам проработать формы систематизации для ясного представления мнений о проблеме

        В) Процедура, позволяющая группе экспертов, работающих не в одной области, но взаимосвязанных областях деятельности, приходить к согласию

        Г) Процедура, позволяющая группе экспертов, работающих в одной области, приходить к согласию

Вопрос № 25

Основополагающая функция менеджмента:

        А) планирование        

        Б) освобождение от лидеров конфликтующих сторон

        В) делегирование полномочий

        Г) система вознаграждений

 Вопрос № 26

Основные функции управления

А) планирование, контроль

Б) планирование, организация, мотивация, контроль

В) организация, мотивация

Г) организация, мотивация, контроль

Вопрос № 27

Менеджмент – это наука, изучающая

А) рыночные отношения

Б) управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и материальными ресурсами

В) способы финансирования системы здравоохранения

Г) структуру рынка

Вопрос № 28

Какими основными чертами должен обладать такой архетип управляющего как «лидер»?

А) способность определить место сбоя и принять корректирующие меры

Б) умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях

В) быть общительным

Г) умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала

Вопрос № 29

 Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является

А) бюджет

Б) заключение аудиторской организации

В) баланс

Г) финансовый отчет за прошедший период времени

 Вопрос № 30

Тактика — это

А) долгосрочная стратегия

Б) краткосрочная стратегия

В) среднесрочный план, результаты проявляются через 3-4 года

Г) среднесрочный план, результаты проявляются через 1-2 года

Ключи  к тестовым заданиям по дисциплине

«Менеджмент»

I

II

III

IV

1

А, Б

Г

В

В

2

Б

А

Г

А

3

Г

Д

Б

Д

4

А

Г

Г

Б

5

Г

Д

Г

А

6

В

Д

А

А

7

А

В

Г

Б

8

Г

А

А

А

9

А

В

Б

Б

10

А

А

Г

А

11

А

Б

А

Г

12

Г

В

А

Г

13

А

Г

В

А

14

Г

Г

А

Г

15

А

А

Г

А

16

В

Б

Г

А

17

А

Г

А

В

18

Д

Г

Г

А

19

А

В

А

Б

20

Б

А

А

В

21

А

А

А

Д

22

А

А

Б

А

23

Г

А

А

В

24

В

Б

А

А

25

А

Г

В

А

26

А

А

Б

Б

27

Г

Г

Г

Б

28

В

А

Б

Г

29

Г

Г

В

А

30

Г

А

Б

Б

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Период крестьянской войны под руководством пугачева датируется
  • Метрикур инструкция по применению в ветеринарии для крс
  • Росграница официальный сайт руководство
  • С чего начать руководство школой
  • Уск гамма плюс руководство по эксплуатации