Руководство и управление играми с правилами в разных возрастных группах
В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и проводится взрослым главным образом на обучающих занятиях.
Однако для того, чтобы игра с правилами служила целям общего развития дошкольников, она должна быть своевременно освоена детьми во всем комплексе ее специфических признаков, перейти из ранга деятельности, организуемой педагогом, в самостоятельную деятельность детей.
Изучение особенностей становления игры с правилами, определение условий, облегчающих ее освоение в дошкольном возрасте, необходимы для разработки путей систематического руководства самостоятельной деятельностью детей, сочетания различных ее видов, обеспечивающих наиболее полное развитие ребенка.
Игры с правилами подразделяются на два вида: дидактические (основной задачей является умственное развитие ребенка, обогащение его знаниями) и подвижные (основная задача — совершенствование движений, развитие двигательной активности). Однако нельзя рассматривать подвижные игры только как метод физического воспитания, а дидактические — только как умственного развития. В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля; во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка в целом.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Например, в игре «Раскроем тайну волшебных колпачков» (старшая группа) воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь. Игровая задача — узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребёнок получает поощрительный значок. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая под находящейся под ним игрушке (например, матрёшке), даёт образец её описания. Если играющий ребёнок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: «А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова ещё мало рассказал о том, что колпачок прятал.»
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия.
В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.
При распределении детей на группы или при наличие ролей игровые действия различны.
Различен и объём игровых действий. В младших группах — это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в уже отобранном темпе решают игровую задачу.
Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.
Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.
Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.
Результат дидактической игры — показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.
Педагогическая ценность дидактических игр
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Руководство и управление дидактическими играми
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.
Например, дидактическая задача «научить детей различать кольца по величине» реализуется через игровое задание «собери башенку правильно». У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие — проверить правильность собирания башенки — предлагает детям самим это сделать.
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (от 4-х до 6-ти лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижения результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоцианальное настроение, непренуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам
Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.
Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнения игровых правил.
Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки- всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.
При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда, педагог рассказывает о каком- либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.
Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.
В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени — большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые — полезные и увлекательные.
Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение, усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал[1].
Настольные игры-пособия
К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры («Где что растет», «Когда это бывает», «Кому это нужно»и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д.
(«Летающие колпачки», «Попади в цель», «Гусёк» и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.
Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи ( яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).
Для детей старших групп интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта («Кто на чём ездит, плавает, летает»), действуют герои сказок («Сказки Пушкина», «Смелые и ловкие», и др.) Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, в игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности («Настольный кольцеброс», «Настольные кегли», «Волчок» и др.)
Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение — повеселить, позабавить детей, порадовать их . Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия ,или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку), «Кто скорее соберёт картинку» (на координацию движений) и др.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов:
Бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно[2].
Руководство и управление подвижными играми
Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.
Подбор игр
Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, как правило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. Как известно, легче подчиниться правилам, скрытым внутри роли, поэтому в младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движение по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна-две роли («Солнышко и дождик» — одна роль, «Кот и мыши» — две роли и т.д.). В младших группах можно применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: «Кто тихо пробежит» (дети по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сидит воспитатель с закрытыми глазами; если он услышит тяжелый бег, то открывает глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры), «Кто легко спрыгнет», «Кто подлезет и не заденет» и т.д.
В средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями, но и с бросанием («Мяч через сетку», «Лови, бросай, упасть не давай» и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. В играх соревновательного характера даются задания на быстроту выполнения движения («Кто быстрее добежит до флажка», «Кто самый ловкий» и т.д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные на беге или подлезании («Самолеты», «Цветные автомобили» и др.). В средней группе можно также использовать народные подвижные игры, включающие простые основные движения.
В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов[3].
Знакомство с новой игрой
Детей младшего дошкольного возраста целесообразнее знакомить с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры, игровых операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению.
Например, знакомя детей с игрой «Солнышко и дождик», воспитатель говорит: «Солнышко. Пойдем погуляем на улицу. Попробуйте догнать меня! А теперь потянули руки к солнышку, вверх. Туча налетела. Дождь! Побежали все домой». При повторном проведении игры взрослый отчетливо произносит сигнал «Солнышко», разнообразит действия детей между сигналами, а после слова «Дождь» постепенно исключает подсказывающие указания.
Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры через их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, сразу же после рассказа о содержании игры следует задать несколько вопросов. Например, в игре «Цветные автомобили»: «Когда можно выезжать из гаража? А по какому слову возвращаться в гараж? Помните: если автомобили столкнутся, то их нужно направлять в мастерскую для ремонта. Ехать дальше нельзя». Если игра включает произнесение текста, особенно в виде диалога, его лучше разучить заранее; четверостишие запоминается быстро при совместном проговаривании во время игры.
При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.
Создание условий для игры
В младших группах пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее — начинается игра («Воробушки и кот») или натягивают веревку, детей располагают около нее («Наседка и цыплята»). При проведении игры с детьми среднего и старшего возраста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.
Распределение ролей
Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача — не попасться водящему. Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет он сам.
В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.
В средней группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.
В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей: «Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?». И т.д.
Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель берет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым значительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.
Руководство в ходе игры
В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.
Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.
Подведение итогов
Воспитатель или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двигательной задачи.
Проведение игр соревновательного характера
Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием к коллективному соревнованию.
В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо — при одинаковом результате — обоим («Кто быстрее добежит до флажка», «Подбрось, поймай, не дай упасть на диван» и т.д.).
Затем можно переходить к командным играм, в которых победа команды определяется суммой очков, полученных ее членами. Игра рассчитана на то, что каждый ребенок может внести вклад в победу, равный вкладу другого ребенка; достаточно только выполнить установленное задание. Такой тип игр строится на выполнении всеми детьми по очереди одного основного движения в одинаковых условиях; при этом каждый ребенок действует изолированно. В этих играх отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно оформлены.
Такие игры можно строить на выполнении разных движений. Если ребенку не удаются метание, прыжки, он может успешно действовать в играх на сохранение равновесия, с подлезанием и т.д. Таким образом будут созданы условия для того, чтобы каждый в той или иной игре вкусил радость победы. Разделить детей на команды может сам педагог; при этом он стремится создать примерно равные по уровню физической подготовленности команды. Можно привлечь к их составлению капитанов, которые назначаются или выбираются и по очереди отбирают себе играющих (выбирает одного ребенка первый капитан, а затем таким же правом пользуется другой и т.д.).
Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, «вырвать» победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков.
В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения («Перемени предмет», «Взятие крепости», «Чья команда больше выбьет фигур» и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.
Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т.д.)[3].
Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту детской игры, крайне важно серьезно подойти к организации и содержанию игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.
Руководство и управление играми с правилами во всех возрастных группах рассчитаны в основном на решение умственных задач воспитания и развития, а не на формирование новых более высоких способов деятельности.
Для того чтобы дети играли самостоятельно, без излишней опеки воспитателя, могли сами регулировать возникающие у них затруднения и разногласия, необходимы несложные понятные правила. Ко многим существующим играм даны готовые правила, но они часто не охватывают игры в целом, имеют существенные упущения. Анализируя имеющуюся литературу по игре, можно сказать, что одним из важных структурных компонентов является правило.
Для того чтобы обеспечить условия для самостоятельной детской игры с правилами, воспитателю необходимы знания о строении игр, сложности или простоте их правил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Игра с правилами в детском саду М. Академический Проект, 4-е изд.2002
- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Мозаика-Синтез, 2014
- Пичугина Н.О., Ассаулова С.В., Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика: Феникс, 2002
- Степанкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений// электронная версия
-
Руководство процессом игры
Игру следует
начинать организованно и без задержек
по условному сигналу (команда, свисток,
хлопок, взмах флажком, последнее слово
речетатива и т.д.). Рекомендуется подавать
различные сигналы, заранее сообщив о
нем детям и убедившись, что все игроки
поняли содержание игры и заняли
соответствующие места.
Руководитель с
самого начала игры внимательно следит
за ее ходом и за поведением отдельных
игроков, направляя их действия для
правильного развития игры. Кроме этого
в руководство игрой входит: исправлять
ошибки, добиваться сознательной
дисциплины, страховать наиболее сложные
действия в игре, добиваться проявления
положительных эмоций и исключить
проявление отрицательных.
Судейство.
Каждая
игра требует объективного беспристрастного
судейства. Руководитель игры является
и судьей. Задачи судьи:
-
внимательно
следить за соблюдением правил игры и
привлекать к ответственности нарушителей; -
не допускать
грубую игру, результатом которой
является ухудшение техники игры,
нетоварищеские поступки, чрезмерный
азарт; -
судья может
пользоваться мерами поощрения за
качество выполнения (назначение
дополнительных очков, предоставление
некоторых преимуществ, выделение лучших
игроков на роль капитана, судьи-помощника
и т.д.); -
судья должен
отчетливо и своевременно подавать
сигнал, корректно делать замечания и
не вступать в споры с играющими.
К судейству
рекомендуется привлекать поочередно
всех занимающихся. Это содействует
воспитанию организаторов игры.
Дозирование
нагрузки в игре.
Ответственной задачей для преподавателя
является определение правильной
дозировки в игре. Под воздействием
сильного эмоционального возбуждения
играющие легко переоценивают свои силы,
не дают себе отчета в действительной
степени наступившего утомления. Поэтому
преподаватель не может полагаться на
самочувствие игроков. Он должен учесть
возрастные особенности занимающихся,
их подготовленность и состояние здоровья,
размер площадки, вес и объем инвентаря,
температуру воздуха, число играющих и
многое другое.
Для решения этой
задачи можно использовать следующие
приемы:
— изменить
продолжительность и количество
повторений;
— увеличить или
уменьшить размеры площадки;
— усложнить или
упростить правила игры;
— использовать
инвентарь большего или меньшего веса
и размера;
— изменить количество
играющих и водящих.
Окончание игры.
Очень важно заканчивать игру своевременно
и организованно. Окончание игры чаще
всего зависит от ее содержания (согласно
правилам или в связи с окончанием
установленного времени). В продолжительных
играх руководитель сам определяет
окончание игры по первым признакам
утомления (неточность выполнения,
нарушение правил, рассеянное внимание,
снижение интереса). Руководитель должен
предупредить об окончании игры: «играем
еще один раз», «играем до смены водящего»,
«играем последнюю минуту».
-
Подведение итогов игры
По окончании игры
руководитель должен, построив игроков
в исходное положение, объявить ее
результаты. Для этого он создает спокойную
обстановку, если нужно, собирает сведения
у помощников и счетчиков очков и громко
объявляет результаты. Ни в коем случае
нельзя допускать пререканий игроков с
судьей. Решение судьи обязательно для
всех. Объявлять результаты игры надо
лаконично, никому не делая скидок, чтобы
приучать детей к правильной оценке
своих действий и поступков.
После объявлении
результатов необходимо разобрать игру,
указав на ошибки, допущенные участниками
в технических приемах и тактике.
Необходимо отмечать играющих, которые
соблюдали правила игры и проявляли
творческую инициативу. При разборе
лучше усваиваются правила, уточняются
детали игры, улаживаются конфликты.
Разбор помогает руководителю уяснить,
насколько усвоена игра, что игравшим
понравилось и над чем надо работать в
дальнейшем.
Критерии оценки
умений и навыков играющих:
5 – точное соблюдение
правил игры, целесообразное применение
различных двигательных действий,
согласованные действия в команде,
достижение высоких результатов в игре,
проявление творческой двигательной
активности;
4 – небольшие
отклонения от целесообразного
использования двигательных действий,
пассивность во взаимодействиях играющих,
нарушение второстепенных правил игры;
3 – нецелесообразное
применение двигательных действий,
которые нарушают, искажают ход игры или
не соответствуют требованиям этики
игры, несогласованность взаимодействий
играющих: преимущественно игра на себя,
незнание или нарушение основных правил.
Вопросы для
самоконтроля:
-
Задачи руководителя
и этапы подготовки к игре. -
Требования к
конспекту игры. -
Способы выделения
водящих. -
Способы разделения
на команды. -
Судейство и
дозировка в игре. -
Подведение итогов
игры.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Руководство
подвижной игрой
Несмотря на то, что дети очень любят играть в
подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую,
самостоятельно. Это характерно для всего периода младшего дошкольного детства.
Подвижные игры с малышами всегда организует
воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.
При проведении подвижной игры необходимо
помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Одной из
таких задач является развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны
соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ
выполнения движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования
к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача — приучать детей
действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое
внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения
сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.
Выполнение этих задач зависит от того, как
педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их. Одним из важнейших
условий при этом является общение детей со взрослым и между собой.
Для развития личности ребенка третьего года
жизни еще сохраняется та огромная роль постоянных контактов ребенка со
взрослыми, которая так ярко проявляется на предшествующих этапах развития. В
раннем возрасте все разнообразие возникающих отношений может быть реализовано
лишь в совместной деятельности со взрослыми. К 2-3 годам отношения между
взрослым и ребенком развиваются, изменяются, усложняются. Взрослый становится
уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство
осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа,
объяснений и указаний.
В освоении детьми новых движений, в развитии
самостоятельной двигательной активности ребенка воспитателю принадлежит ведущая
роль.
Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не
только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником
(птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые
проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют,
показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон
воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В таких
случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога,
выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.
Подвижные игры, подготовка к ним имеют большое
значение для развития общения детей: выполнение движений, заданий старшими
является примером для малышей, важным условием их активизации; в то же время
старшие привыкают помогать малышам, заботиться о них. Дети 2,5-3 лет очень
отзывчивы и с большей готовностью оказывают помощь маленьким. Но эта
отзывчивость проявляется в том случае, если воспитатель вовремя тактично укажет
ребенку, что нужно помочь товарищу, напомнит, как нужно себя вести.
При организации подвижных игр, как в первой,
так и во второй младшей группах в начале учебного года можно наблюдать, как некоторые
дети не хотят принимать участия в общей игре. Чаще всего это дети, которые
недавно пришли в детский сад и еще недостаточно освоились в коллективе. Они
стоят в сторонке, смотрят, как играют другие, и при этом эмоционально выражают
свое отношение к происходящему: улыбаются, хлопают в ладоши, подпрыгивают, стоя
на месте. Воспитатель не должен требовать обязательного участия всех детей в
игре с первых дней; постепенно освоившись, они сами будут включаться в игры и с
удовольствием играть. Но есть дети застенчивые, они и хотели бы поиграть, но
побаиваются. Таким надо помочь, взять за руку, предложить вместе побегать,
спрятаться, подбодрить их. При внимательном и чутком отношении воспитателя
такие дети через несколько дней становятся активными участниками подвижных игр.
Ответственным моментом, влияющим на ход игры,
является объяснение ее воспитателем. Объяснять малышам игру надо эмоционально,
выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей.
Например, о зайчиках, птичках нужно говорить нежно, ласково, а о медведе,
который пугает зайчиков, — низким голосом, несколько грубее. При объяснении
необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют
свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями
нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу
текста, если она служит сигналом к смене движений.
Объяснение сюжетных игр детям младшего
дошкольного возраста должно быть коротким образным рассказом и вызывать у ребенка
яркие представления о тех персонажах, которых он будет изображать в игре. Такое
эмоционально-образное преподнесение содержания, сюжета игры, лишенное
дидактизма, свойственного объяснению при прямом обучении, в упражнениях, и
отвечающее конкретному характеру мышления и восприятия детей, проходит очень
непринужденно и помогает малышу лучше представить игровую ситуацию, войти в
образ и более выразительно воспроизводить характерные для этого образа
движения.
Объяснение подвижной игры детям младшего
дошкольного возраста часто совпадает по времени (идет почти параллельно) с
началом и развертыванием самой игры. Например, воспитатель говорит, что сейчас
все будут играть в игру «Птички в гнездышках», и тут же предлагает
детям занять гнездышки (заранее нарисованные кружки или поставленные
скамеечки). Затем, продолжая объяснение, он говорит, что по сигналу
«Солнышко!»
все птички вылетят из гнездышек и будут
летать, при этом он показывает, как они будут летать, и предлагает
детям-птичкам полетать вместе с ним. Через некоторое время воспитатель
объявляет: «Дождик пошел, все птички прячутся в гнездышки», — и
поясняет, что все должны убежать и стать в свои кружки. Дети постарше, из
второй младшей группы, объяснение некоторых простых игр могут выслушать от начала
до конца, но в ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет
движения, добивается большей точности выполнения движений и правил.
При объяснении игры воспитатель использует
довольно большое количество слов, различные интонации, что значительно обогащает
речь детей. Дети, даже самые маленькие, не принимающие активного участия в
игре, всегда с большим вниманием прислушиваются к словам воспитателя.
Игровые упражнения также сопровождаются
пояснениями, приговариванием от начала до конца. Такие пояснения, своеобразное
подсказывание по ходу действия, помогают ребенку достичь определенного
результата в выполнении движения. Например, руководя действиями детей в игровом
упражнении «С кочки на кочку» (I вариант), воспитатель говорит:
«Теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля, не бойся,
ручеек неглубокий». «Осторожно, Коля, не спеши, — предупреждает
воспитатель, — не то попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец! Сейчас ты
хорошо идешь, прямо на кочки ступаешь. А теперь сделай шаг пошире, чтобы попасть
на бережок». Попутно воспитатель разговаривает и с другими детьми,
подготавливая их к выполнению задания, «Олечка, а ты хочешь перейти через
ручеек?» — спрашивает он. Девочка смущенно улыбается и ничего не отвечает.
Кто-то из ребят говорит, что она боится. Воспитатель ободряет ребенка: «Мы
с Олей вместе пойдем через ручеек, возьмемся за руки, вот нам и не будет
страшно. Да?»
Постоянное словесное общение со взрослыми
доставляет детям радость и приносит большую пользу развитию их речи,
воображения.
Важным условием, вызывающим у малышей интерес
к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его
заинтересованности. Воспитателю часто приходится совмещать руководство игрой с
выполнением ответственной роли, так как дети даже второй младшей группы не.
могут еще хорошо справляться с этими обязанностями, хотя и проявляют к ним
большой интерес. Малышей не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи,
например, медведем, делает им замечания по выполнению движений, напоминает
правила игры. Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают
его как активного участника игры.
Дети 2-3 лет стараются подражать воспитателю в
выполнении движений.
Однако малыши еще недостаточно владеют своим
телом и не могут точно выполнить движение, предложенное воспитателем. Например,
идя по мостику (по доске или между параллельными линиями), дети наступают мимо
его краев, не обращая на это внимания. Не следует настойчиво указывать ребенку
на его ошибки, не дав ему освоиться с новым движением.
Воспитатель должен быть очень тактичным с
малышами. Предъявляя им определенные требования и добиваясь их выполнения, он
не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие
недостатки ребенка. Нельзя, например, без конца напоминать ребенку, что он не
выполнил того или иного задания, потому что он неловкий, трусливый, неумелый.
Маленькие дети обижаются на такие замечания, у них пропадает желание
участвовать в коллективных играх, упражнениях. Для совершенствования движений
детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ,
пояснения, указания, игровые образы. Например, в игре «Мой веселый звонкий
мяч» воспитатель предлагает детям подпрыгивать повыше, как мячики, может
показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягко приземлиться, поощряет малышей,
хорошо выполняющих движение.
Активное, заинтересованное участие педагога в
игре доставляет малышам большую радость, создает хорошую эмоциональную
атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия.
В процессе подвижной игры воспитатель следит
за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это
очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей,
или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом
случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.
Как подготовиться к игре
Подготовка к игре состоит из нескольких важных
моментов. Одним из них является предварительное ознакомление воспитателя с
содержанием подвижных игр, причем необходимо знать игры не только своей группы,
но и смежных возрастных групп, особенно предшествующей данному возрасту.
Хорошее знание практического материала
позволит педагогу легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными
особенностями детей, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости
от условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды,
воспитательных задач и т. п.
Второй момент — это подготовка к проведению
уже конкретной игры. Здесь необходимо прежде всего знать, в каких условиях
будет проводиться игра: на участке или в помещении, в групповой комнате или в
зале, с каким количеством детей. Это поможет воспитателю заранее продумать, как
разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно
двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить
текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование
отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с неизвестными им
персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее
освоить игровые действия.
Третий момент подготовка непосредственно перед
игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где
будет проходить игра: в групповой комнате или зале надо провести влажную
уборку, открыть фрамуги, форточки или окна.
При проведении подвижных игр на свежем воздухе
площадку следует освободить от посторонних предметов, подмести, и если
возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли! Не
следует ограничиваться только групповой площадкой. Можно использовать и
прилегающие непосредственно к ней участки, дорожку вокруг здания детского сада.
Важное значение имеет одежда и обувь играющих.
Костюм и обувь не должны стеснять движений, поэтому перед игрой надо по
возможности облегчить одежду детей, предложить им снять лишние теплые вещи,
переобуть их в тапочки, если игра проводится в помещении. Переодевать детей
полностью в физкультурную форму нецелесообразно, так как это займет больше
времени, чем сама игра.
При проведении подвижных игр на участке в
холодные периоды года надо следить за тем, чтобы дети не были излишне тепло
укутаны: во время игры это стесняет движения и быстрее приводит к перегреванию,
что может вызвать простудные заболевания.
Непосредственно перед игрой воспитатель
подготавливает необходимое количество пособий (флажков, кубиков, погремушек и
т. п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно ими пользоваться,
размечает места для играющих (домики, гнездышки для птичек, норки для мышек,
место, где сидит кот или располагается гараж для автомобиля, и пр.).
Маленьких детей, особенно третьего года жизни,
необходимо предварительно ознакомить с теми предметами и движениями, которые
будут использованы в игре. Надо дать им возможность рассмотреть пособия,
игрушки, попробовать действовать с ними, приподнять, поиграть, с тем, чтобы при
выполнении упражнений или во время игры дети не отвлекались от их главной цели.
Такая подготовка обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к
выполнению задания, помогает более быстрому усвоению им основного смысла и
правил игры или игрового упражнения.
Для детей четвертого года жизни также очень
важно ознакомление с обстановкой, в которой будет проходить игра. Иногда бывает
необходимо заранее познакомить детей с персонажами игры и их движениями,
которым они будут подражать. Предварительная подготовка детей к выполнению
заданий в игре или игровых упражнениях может проводиться в течение нескольких
дней или накануне игры.
Непосредственно перед началом игры малышей
можно привлечь к расстановке игрушек и пособий. Такое активное участие в
подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению игровых заданий. Так,
например, перед проведением игр «Поезд», «Птички в гнездышках»,
«Воробушки и автомобиль» воспитатель не всегда может расставить
стулья предварительно. Он обращается к детям с предложением поиграть и начинает
ставить стулья так, как это нужно для игры; поясняя им, что это вагончики или
гнездышки, он просит детей постарше принести стулья. Малыши, подражая старшим,
тоже идут за стульями. Воспитатель должен подбадривать малышей, помогать им
ставить стулья ровно, а также напомнить тем, кто постарше, чтобы они помогли
маленьким принести и поставить стулья и сесть на них.
Когда все продумано и подготовлено заранее,
воспитатель может провести игру с большей пользой для детей, обращая все свое
внимание при руководстве игрой на выполнение поставленных ею задач.
Индивидуальный подход к детям при проведении
игр
Индивидуальный подход к каждому ребенку во
время игр и упражнений является непременным условием правильного руководства
деятельностью детей. Сюжеты, правила и организация предложенных игр несложны, к
тому же они вполне допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями
и желаниями каждого ребенка. Например, в ходе игры дети должны проползти на
четвереньках определенное расстояние до указанного места, где лежит погремушка,
флажок и т. п. По пути к игрушке надо проползти под деревянной дугой. Некоторые
малыши, увлеченные игровым заданием, не могут сразу проползти все расстояние, и
они, после того как проползут под дугой, встают и идут или бегут к игрушке,
которую надо поднять над головой и показать остальным. Не следует требовать от
ребенка, особенно на первых порах, обязательно проползти все расстояние.
Главное — вовлечь детей в активную и полезную для них деятельность, и эта цель
достигнута: дети упражняются в ползании, подчиняясь при выполнении задания
определенному правилу.
Подвижность детей младшего дошкольного
возраста чрезвычайно разнообразна, но многие из них не обладают еще
необходимыми двигательными навыками и умениями, движения их ограничены и
однообразны. Они не умеют организовывать свою самостоятельную деятельность, не
умеют пользоваться разными игрушками. Воспитатель должен постоянно иметь в виду
таких детей, побуждать их к активности, подбирать для них специальные задания и
поручения. Некоторые дети в возрасте 2 лет с интересом наблюдают за играющими,
переживают их удачи и неудачи, но сами предпочитают не включаться в игру. На
вопрос воспитателя: «Нравится вам, как дети играют?» — отвечают
утвердительно, а на предложение пойти поиграть вместе со всеми отвечают
категорическим отказом. Воспитатель старается подобрать каждому такому ребенку
интересное задание, упражнение, которое он захотел бы выполнить самостоятельно
на виду у всех детей. Только после долгой индивидуальной работы удается
привлечь ребенка к совместным играм.
В то же время в любой группе детского сада
всегда есть чересчур активные дети, у которых наблюдается частая смена видов
двигательной деятельности. Ребенок не сидит на месте ни минуты: он то бежит за
мячом, то берет его в руки и тут же бросает на пол, то залезает на стул, а
потом начинает бегать по комнате без всякой цели. Такие беспорядочные,
нецелесообразные действия чрезмерно возбуждают ребенка. Он быстро устает,
становится капризным и непослушным. Беспокойное поведение одного ребенка
зачастую передается и другим детям. Подражая ему, они тоже вовлекаются в
беспорядочную шумную деятельность. В таких случаях воспитателю целесообразно
переключить внимание детей на более спокойное занятие, игру. Можно предложить,
например, кому-нибудь из детей пройти по узкой доске, лежащей на полу, пронести
на ладони вытянутой вперед руки маленький резиновый мячик. Малыши быстро
отзываются на интересное для них предложение и переключаются на выполнение
организованного воспитателем игрового задания — одни как исполнители, другие
как зрители.
Но не надо думать, что педагог должен
беспрерывно вмешиваться в деятельность детей. Ребенок второго и третьего года
жизни испытывает свои способности и возможности в каждом новом, доступном ему
движении. Повторение такого движения, являясь для него своеобразной игрой,
доставляет ему большое удовольствие.
Для ребенка этого возраста характерно, что его
деятельность зачастую определяют окружающие его предметы. Обнаружив, например,
что стул или ящик с кубиками можно передвигать с места на место, малыш сейчас
же начинает толкать этот стул или ящик, радуясь тому, что он двигается.
Подобные проявления вполне естественны для младших дошкольников, и не следует
их постоянно пресекать. Надо следить лишь за тем, чтоб интерес к таким
однообразным действиям не овладел ребенком на слишком большой срок.
Хотя у детей третьего года жизни и развиваются
интенсивно навыки общения со сверстниками, ребенок этого возраста, как правило,
любит играть один, не ищет себе партнера, а двигательные задания с
удовольствием выполняет вдвоем с воспитателем. Педагог должен время от времени
заниматься индивидуально с каждым ребенком, развивая его движения. Особенно это
важно для детей застенчивых.
После 2,5 лет все более возрастает
самостоятельность ребенка в выполнении игровых заданий. Его начинает занимать
результат своих действий. «Я сам» — это выражение прочно входит в
словарь малыша. Там, где это безопасно, надо дать ему возможность проявить свои
силы, излишне не опекать его, приучать к преодолению трудностей.
Дети 3 лет с удовольствием включаются в
организованные воспитателем подвижные игры, но и в этом возрасте у них имеются
значительные индивидуальные различия в проявлении двигательной активности как в
самостоятельной, так и в организованной деятельности. Активность детей в
подвижных играх зависит в большой мере от уровня общей и физической
подготовленности, а также от степени адаптации ребенка к условиям жизни в
детском саду.
Дети, недавно пришедшие в детский сад из
семьи, как правило, и в этом возрасте часто робки, не умеют действовать в
коллективе сверстников, отличаются более низкой физической подготовленностью.
Поведение таких детей в подвижных играх на первых порах характеризуется тем,
что они начинают движение не одновременно со всеми, в ходе игры часто
останавливаются, присматриваются к тому, что и как делают другие. Малыши боятся
быть пойманными, поэтому стараются не отходить далеко от условного домика,
гнездышка, держатся напряженно, настороженно, боясь пропустить сигнал, часто
возвращаются в домик, не дождавшись сигнала. Движения их неловки,
некоординированны. Отмеченные особенности поведения говорят о недостаточном
жизненном опыте детей, в том числе и двигательном. Естественно, что их
двигательная активность в подвижных играх гораздо ниже, чем у детей, посещавших
ранее детские учреждения. Однако это характерно для них лишь в первые месяцы,
пока они осваиваются в коллективе, привыкают к режиму детского сада, набираются
сил и двигательного опыта. Постепенно, по мере адаптации, во второй половине
учебного года двигательная активность детей, пришедших из семьи, повышается и
выравнивается с двигательной активностью других детей. К этим детям в начале
года при проведении подвижных игр воспитатель должен проявлять больше внимания,
побуждать их к активной деятельности, подбадривать. Педагог привлекает детей,
более опытных, к тому, чтобы они помогали малышам, затрудняющимся в выполнении
заданий, были бы внимательны к ним во время игры, старались бы не толкать их,
оказывали им помощь в нахождении своего места, в выполнении правил и т. п.
В этом возрасте отмечается и обратное явление.
У некоторых детей двигательная активность в подвижных играх в начале года
довольно высока, а к концу года наблюдается некоторое ее снижение. Это
происходит с детьми несколько более старшими по возрасту и более
подготовленными. Такие дети очень активны в начале года, охотно откликаются на
предложение воспитателя поиграть, играют с интересом. Во второй половине года,
когда они владеют более сложными движениями, умеют кататься на велосипеде, сами
организовывают игры, не всегда охотно откликаются на предложение поиграть в
подвижную игру.
Воспитателю следует учитывать интересы детей.
Участие в игре без интереса не вызывает у малышей достаточной активности,
инициативы, а, наоборот, ведет к их снижению. Дети, включившиеся в игру по
настоянию воспитателя, часто отвлекаются, смотрят на оставленные ими игрушки;
движения их в этих случаях вялы, не энергичны, они безразличны к сюжету,
правилам, ходу игры и при первой же возможности стараются выйти из нее. При
таких условиях подвижная игра, конечно, не может оказать должного влияния ни на
развитие двигательной сферы ребенка, ни на его воспитание. Двигательную
активность детей, не участвующих в общей игре, можно компенсировать за счет
организации малогрупповых игр и игровых упражнений в другое, более удобное для
этого время.
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Стать автором
Подвижная игра является разновидностью игровой деятельности, в которой наиболее ярко проявляется функциональная значимость движений. Содержание таких игр основывается на конкретной сюжетной линии, соответствующих игровых действиях, включающих двигательную активность, и правилах прохождения игрового процесса. Сюжетная линия подвижных игр определяет их целевое назначение и характер развития игрового конфликта.
Применение подвижных игр в воспитательном процессе ориентировано на обеспечение физического развития ребенка, его моторных функций, формирование навыков коллективного взаимодействия, устранение проблем с коммуникацией, развитие координации и пространственной ориентации. Это обуславливает необходимость рациональной организации игровой деятельности. От руководства педагога игровым процессом зависит успех развития игрового действия и развития ребенка в целом.
Планирование организации подвижных игр дошкольников
Организация игровой деятельности в детском саду целесообразно начинать с составления планов. Планы могут включать организацию нескольких игр, разнообразных по содержанию и целевому назначению, либо ориентироваться на организацию игрового процесса по отдельной подвижной игре, с описанием ее сложности, функциональной роли, расписывания каждого движения игры и упражнения.
Схема плана организации подвижной игры имеет следующую структуру:
- Название игры или комплекса подвижных игр, используемых на занятии;
- Возрастная группа, в которой планируется осуществлять игровой процесс;
- Целевое назначение игры;
- Стадии обучения детей различным играм и игровым действиям;
- Применяемое в игре оборудование, предметы, игрушки;
- Порядок проведения игрового действия. Здесь предполагается разработать схему проведения игры, определить ее краткое содержание, сюжетную линию, указать количество повторений игровых действий, определить правила игры и сформировать организационно-методические указания по ее прохождению.
«Руководство подвижными играми дошкольников» 👇
Планирование игры обязательно должно ориентироваться на время года, в которое игра будет реализована, погодные и температурные условия игрового пространства, одежды детей, возможности применения того или иного игрового оборудования.
Подвижные игры различаются по своему характеру и направленности. Их можно сочетать с различными занятиями, упражнениями и иными играми, применяемые в организации режима дня дошкольников. Кроме того, при планировании игровой деятельности, следует учитывать временной период, в котором она будет реализована. Например, если игра планируется осуществляться в конце дня или в той его части, которая близка ко времени сна, то следует выбирать более спокойные и менее подвижные игры.
Замечание 1
При выборе той или иной подвижной игры, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и наличие того материала, оборудования, который может быть применен в игре.
Чтобы подвижные игры приносили больший воспитательный и обучающий эффект необходимо планировать и проведение таким образом, чтобы они повторялись и постепенно усложнялись. Чтобы усложнить игровое действие можно поменять правила игры, добавить новые движения, изменить их темп. Кроме того, новые элементы игры позволяют развить заинтересованность детей, сформировать их активность, стремление к проявлению инициативы, креативности, что в итоги развивает навыки самостоятельности. Главное, при планировании организации подвижных игр, учитывать включение творческого компонента.
Правила руководства подвижными детскими играми
Чтобы руководство подвижной игрой имело положительный результат и не представляло трудностей для педагога, разработаны специальные правила его реализации. К ним относятся:
- При организации подвижной игры и ее отдельных действий, можно применять только те движения, которые ребенок может выполнить, причем технически правильно и без особых трудностей. Если ребенок не умеет выполнять движения, составляющие основу той или иной подвижной игры, то прежде чем ввести ее в практику, необходимо провести занятия по обучению требуемому движению.
- Организация игрового процесса требует тщательной предварительной подготовки. Должно быть подготовлено содержание игры, определена его сюжетная линия. В некоторых ситуациях требуется предварительное заучивание стихотворного текста, сопровождаемое игровое действие. На предварительном этапе, педагогу необходимо ознакомиться со знаниями детей, их двигательными навыками, способностями и возможностями.
- Стимулирование игрового интереса детей. Педагогу необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию желания ребенка принять участие в игре и поддерживать это желание. Детей нужно увлечь игровым процессом различными методами и средствами.
- Пояснение смыслового значения игры зависит от возрастных особенностей детской группы. В младшем дошкольном возрасте, правила игры и ее значение объясняется по ходу игрового действия. Как правило, педагог начинает повествование, предысторию, которая постепенно завлекает детей, и они вступают в игровое действие. В более старшем возрасте, в средней дошкольной группе, педагог рассказывает заранее о смысле игры, ее правилах и знакомит детей с игровыми действиями.
- Не допускается предварительное распределение игровых ролей. Игра не должна иметь форму принуждения и содержать инструкции по применению. Ребенка нужно грамотно привлечь к игре, направить и сформировать желание выбора необходимой игровой роли.
Замечание 2
При этом, роли не должны распределяться так, чтобы ребенок ощущал принуждение и был не согласен с выбором. Для этого, распределять роли можно случайным образом – считалочкой, вытягиванием жребия или же мотивировать детей к выбору определенной роли.
Проведение подвижных игр требует учета основных учебно-воспитательных задач. Игры ориентированы на развитие и совершенствование двигательных навыков детей, приучению их коллективному взаимодействию и соблюдению основных игровых правил. Это помогает воспитывать дисциплинированность детей, их организованность, развивает сдержанность и терпение.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах
Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.
Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре.
Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ):
В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:
Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Выбор игры
- Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
- Принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
- Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
- Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Сбор детей на игру
Собрать детей на игру можно разными приемами:
- В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
- С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
- Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Создание интереса к игре
Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»
План объяснения игры
- название игры ,
- цель игры ,
- ход игры,
- роль играющих и расположение их на площадке,
- правила игры,
- объяснение игры нужно сопровождать показом.
Организация играющих, объяснение игры
- Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
- В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.
Выбор водящих
Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.
Выделить водящих можно разными способами:
- по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
- способ выбора по жребию (считалка)
- по выбору играющих (коллективное желание детей, обычно выбирают наиболее достойных.)
- по результатам предыдущих игр
Распределение на команды:
- по усмотрению воспитателя,
- путем расчета на 1-2,
- путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
- по назначению капитанов.
Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.
Проведение игры и руководство ею
Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).
Воспитатель:
- подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
- делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
- подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
- следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
- регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..
Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.
Окончание игры
Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»
В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.
Подведение итогов п/игры
• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.
• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).
• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.
• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.
• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).
• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.
Источник: ped-kopilka.ru