Правила для руководства ума декарт скачать бесплатно

Электронная книга

Сочинения

книга Сочинения 28.02.15

Особенность философского творчества Рене Декарта состоит в том, что в нем сформулированы новые материалистические и идеалистические положения. Сам Декарт в итоге склонился в сторону идеализма, но своими работами он придал борьбе материализма и идеализма живой импульс.

Произведение Сочинения полностью

"Лик вечерней луны". Хайку

Сборник

«Лик вечерней луны». Хайку

философский

японская поэзия

Великий японский поэт Мацуо Басё справедливо считается создателем популярного ныне на весь мир поэтического жанра хайку. Его усилиями трехстишия из чисто игровой, полушуточной поэзии постепенно превратились в высокое поэтическое искусство, проникнутое духом дзен-буддийской философии. В настоящем издании, помимо многочисленных стихотворений, представлена так называемая «проза-хайбун», неповторимый сплав поэзии и прозы, яркий пример соединения двух культурных традиций — китайской и японской.

120 дней Содома, или Школа разврата (The 120 Days of Sodom, or the School of Libertinage: Les 120 journées de Sodome ou l'école du libertinage)

завершён

120 дней Содома, или Школа разврата

The 120 Days of Sodom, or the School of Libertinage

реализм

философский

эротика

Самые откровенные, шокирующие, порочные фантазии в романе величайшего знатока эротики Маркиза де Сада. Философия разрушения, превознесение порока, все виды изнасилований и наказаний — в «120 дней Содома, или Школа разврата», написанных в Бастилии. Рукопись была спрятана де Садом в стене камеры и случайно обнаружена только в 1900-м году. По мотивам книги снята драма Пазолини «Сало, или 120 дней Содома» — о последних днях итальянского фашизма.

1830. Маия. 16 число

1830. Маия. 16 число

1

драма

философский

религия

сентиментальный

Юный М.Ю. Лермонтов активно увлекался творчеством французских романтиков, поэтому его ранние стихотворения похожи на лирические исповеди или записи из личного дневника. Молодой поэт искусно играет абсолютно разными мотивами: от общественно-политических до философских и интимных. Стихотворение «1830. Майя. 16 число» является образцом ранней лирики М.Ю. Лермонтова. Основу сюжета составляет тема смерти, в контексте которой поэт развивает и усиливает мотивы поэтического творчества, судьбы Родины и предназначения человека. Главный герой лирично размышляет о смерти, о судьбе певца, о разрушениях на земле родной, и все эти раздумья в произведении плавно гармонично переплетаются, перетекая из одного…

1984 и эссе разных лет

Сборник

1Q84 Книга 2. Июль-сентябрь.

1Q84 Книга 2. Июль-сентябрь.

мистика

детектив

драма

антиутопия

философский

религия

любовь

Роман «1Q84» — международный литературный бестселлер, десятки миллионов копий которого разошлись по всему миру. Это сложное, подчас сюрреалистическое, повествование, в котором смещаются представления о времени и пространстве, где перекликаются повествования двух героев, мужчины и женщины, которые ищут друг друга. Мураками, подобно волшебнику, перескажет вам сон, но сделает это так, что вы почувствуете, что этот сон снится вам лично. Молодая женщина Аоамэ, оказавшись в параллельной реальности 1Q84 года, живет на конспиративной квартире, где готовится к главной миссии, ради которой она здесь находится, и надеется на саму желанную встречу в своей жизни. (с) MrsGonzo для LibreBook

21 урок для XXI века

21 урок для XXI века

6

научно-популярный

философский

«21 урок для XXI века» – это двадцать одна глава о проблемах сегодняшнего дня, касающихся всех и каждого. Технологии возникают быстрее, чем мы успеваем в них разобраться. Хакерство становится оружием, а мир разделен сильнее, чем когда-либо. Как вести себя среди огромного количества ежедневных дезориентирующих изменений? Профессор Харари, опираясь на идеи своих предыдущих книг, старается распутать для нас клубок из политических, технологических, социальных и экзистенциальных проблем. Он предлагает мудрые и оригинальные способы подготовиться к будущему, столь отличному от мира, в котором мы сейчас живем. Как сохранить свободу выбора в эпоху Большого Брата? Как бороться с угрозой терроризма? Чему…

22:04 (10:04)

22:04

10:04

реализм

драма

ирония

психологический

философский

любовь

Начинающий писатель, чей первый роман вызвал восторженные отзывы критиков, но мало радовал продажами, получил шестизначный аванс на новый роман, при условии, что он постарается больше угодить читателям, чем профессионалам. Практически вместе с этим радостным событием, он узнает, что страдает тяжелым наследственным заболеванием, которое может привести к смертельному исходу в течение года. Как сговорившись, его лучшая подруга решила родить от него ребенка, воспользовавшись услугами экстракорпоральных технологий. В Нью-Йорке, с его частыми ураганами и социальными волнениями, он должен просчитать свою возможную смерть и перспективы отцовства в городе, который вот-вот зальет водой. (с) MrsGonzo для…

2312

2312

приключения

научная фантастика

социальный

фантастика

психологический

философский

политика

любовь

Научные достижения и новые технологии открыли для будущего всего человечества самые невероятные перспективы. Земля перестала быть для него единственным домом. Новые места обитания охватили всю солнечную систему: планеты, спутники и даже астероиды между ними. Каждое – чудо инженерной техники, некоторые – Настоящее произведение искусства. Но в этом, 2312 году, роковая последовательность событий заставит человечество отстаивать свое прошлое, настоящее и будущее. Первое из этих событий происходит на Меркурии, в городе Терминатор, инженерном чуде беспрецедентного масштаба. Неожиданная смерть той, которая обладала способностью предвидеть. Для Суон Эр Хун ее смерть изменит всю жизнь. Всю свою жизнь…

451 градус по Фаренгейту (Fahrenheit 451)

451 градус по Фаренгейту

2

Fahrenheit 451

социальный

психологический

фантастика

антиутопия

философский

Всемирно известный роман Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” — литературный шедевр двадцатого века, мрачный роман о мрачном будущем, ужасающе пророческий в своих предостережениях. Гай Монтэг — пожарный. Но его работа никак не связанна с тушением пожаров. Напротив, он их воспламеняет. Вместе со своим подразделением он сжигает книги, этот источник всех распрей и несчастий, а заодно с книгами сжигает и дома тех, кто осмеливается хранить их у себя, вопреки тотальному запрету правительства. [сами дома из несгораемого материала] Но единственный разговор со странной девушкой Клариссой что-то кардинально меняет в сознании и душе пожарника. Мощная поэтическая проза Брэдбери в сочетании с невероятной…

9 глав о кино и т.д...

Сборник

9 глав о кино и т.д…

автобиографический

философский

Настоящее издание в своем роде обобщение режиссерской практики Андрея Кончаловского, описание мастером его художественного метода. Естественно, с примерами работы над конкретными фильмами, драматическими и оперными спектаклями, а помимо того – и с размышлениями о месте и роли киноискусства (как и искусства вообще) в контексте времени. Сборник включает материалы устных выступлений и публикаций режиссера, примерно с середины 1970-х годов вплоть до текущего времени. Сюда относятся лекции Кончаловского для слушателей Высших сценарных и режиссерских курсов, мастер-классы, иные публичные выступления. В сборник входят также материалы интервью, отдельные статьи, фрагменты эссе, главы из мемуарных книг…

95 тезисов (95 theses)

Сборник

95 тезисов

1

95 theses

философский

религия

Книга, предлагаемая читателям, должна способствовать лучшему пониманию учения Мартина Лютера (1483-1546) и Реформации, нежели это наблюдается до сих пор в отечественном образовании и науке. Состав и последовательность работ Лютера, вошедших в настоящий сборник, были обусловлены, прежде всего, их несомненной важностью для выяснения цели и движущих сил реформации средневековой Церкви. Однако, как показывает опыт Германии, знакомство с произведениями немецкого реформатора — условие необходимое, но еще недостаточное для выяснения исторического и культурного значения Реформации. Для этого, очевидно, требуется знакомство с учениями, возникшими позже на ее почве. Отобранные для этой цели произведения…

Cantos

Сборник

Cantos

философский

Двуязычное собрание «Стихотворений и избранных Cantos» Эзры Паунда, в которое вошли все лирические стихотворения, поэмы и переложения Паунда, а также более 25 Cantos, — издание уникальное. Эзра Паунд был одним из влиятельнейших поэтов и критиков XX века. Однако его творчество еще не известно русскоязычному читателю. В силу ряда исторических, идеологических и политических причин до сих пор стихи основоположника американского и европейского модернизма публиковались на русском языке лишь в антологиях и в периодических изданиях, за исключением одной маленькой книги стихотворений, уже давно ставшей библиографической редкостью. В данное собрание отобраны все лучшие переводы из числа опубликованных,…

Contione - встреча

Contione — встреча

драма

психологический

философский

женская проза

сентиментальный

Мы все зависим от случайностей. И трудно поверить в то, что именно она, случайность, неуверенной рукой рисует траекторию моей жизни. Я не хотел признаваться в этом даже себе. Я не хотел признавать себя пораженным и отдавать победу ей, но, теперь, когда я узнал, что она вольна повелевать нами и играть в злые или добрые игры в зависимости от своего настроения, теперь я хочу предостеречь всех от глупой, поверхностной самоуверенности и самонадеянного счастья, такого неверного и обманчивого.

Ecce Homo. Как становятся сами собою (Ecce homo: Wie man wird, was man ist)

Ecce Homo. Как становятся сами собою

147

Ecce homo: Wie man wird, was man ist

философский

Ecce Homo. Как становятся сами собою (нем. «Ecce homo: Wie man wird, was man ist») — набор разрозненных заметок, отрывков, написанных Ф.Ницше, по его словам, в период с 15 октября по 14 ноября 1888 года.

Generation «П»

Generation «П»

6

контркультура

сатира

драма

социальный

философский

Этот роман успел стать культовым для поколения 1990-х, чья жизнь пришлась на самые тяжелые переломные моменты новой России. Пестрая картина русской жизни во всей своей абсурдности, вечные русские вопросы, мучительный поиск путей и смыслов. Новые русские и обычные советские люди, братки и руководители высшего звена, люмпены и идейные – все перемешались, во времена, когда их еще не разделяли высокие заборы и видеокамеры. Гуманитарий и литератор Вавилен Татарский, в этом качестве новому времени не нужен. В мучительных поисках своего места, он поступает на службу в рекламное агентство. Обнаруженный талант сочинять рекламные слоганы обеспечил Татарскому головокружительную карьеру. (с) MrsGonzo для…

Рассуждение о методе

философский

«Я мыслю, следовательно, я существую» лат.: cogito ergo sum Философский трактат, опубликованный Рене Декартом в 1637 году в Лейдене. Считается переломной работой, ознаменовавшей переход от философии Ренессанса и начавшей эпоху философии Нового времени и современное научное познание. В одном томе с этой работой в качестве приложений к ней были опубликованы «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия», которые были призваны продемонстрировать идею метода на примере конкретных наук. Трактат состоит из шести частей: Соображения, касающиеся наук. Основные правила метода. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие Души, или основания метафизики.…

Рассуждение о методе

6

Я мыслю. Интеллект — это страсть

научно-популярный

исторический

философский

психология

Рене Декарт и Бенедикт Спиноза – два величайших мыслителя Нового времени; про них говорили, что они освободили философию от оков средневековья и поставили вопросы, которые навсегда останутся главными. Декарт напрямую связывал существование человека со способностью к мышлению («я мыслю, следовательно, существую»), он же утверждал, что «интеллект – это страсть». Границы мира и познания, место и роль человека в мире, этические нормы, такие как добро и зло, любовь и ненависть, презрение и самоуничижение, совесть, – всё это с необычайной глубиной исследуется в работах Декарта и Спинозы, представленных в данной книге.

Я мыслю. Интеллект — это страсть

Р. Декарт Правила для руководства ума Перевод м.А. Гарнцева

Правило 1

Целью научных занятий должно быть
направление ума таким образом, чтобы
он мог выносить твердые истинные суждения
обо всех тех вещах, которые ему встречаются.

Таково обыкновение людей, что всякий
раз, когда они замечают какое-либо
сходство между двумя вещами, они в своих
суждениях приписывают обеим даже в том,
чем эти вещи различаются, то, что, как
они узнали, является истинным для одной
из них. Так, неудачно сравнивая науки,
которые целиком заключаются в познании,
присущем духу, с искусствами, которые
требуют некоторого телесного упражнения
и расположения, и видя, что один человек
не в состоянии разом обучиться всем
искусствам, но легче становится лучшим
мастером тот, кто упражняется лишь в
одном из них (ведь одни и те же руки не
могут приспособиться к возделыванию
земли и игре на кифаре или ко многим
различным занятиям подобного рода столь
же легко, как к одному из них), они думали
то же самое и о науках и, отличая их друг
от друга сообразно различию их предметов,
полагали, что надо изучать каждую науку
в отдельности, отбросив все прочие. В
этом они безусловно обманывались. Ведь,
поскольку все науки являются не чем
иным, как человеческой мудростью, которая
всегда пребывает одной и той же, на какие
бы различные предметы она ни была
направлена, и поскольку она перенимает
от них различие не большее, чем свет
солнца — от разнообразия вещей, которые
он освещает, не нужно полагать умам
какие-либо границы, ибо познание одной
истины не удаляет нас от открытия другой,
как это делает упражнение в одном
искусстве, но, скорее, тому способствует.
И право, мне кажется удивительным, что
многие люди дотошнейшим образом исследуют
свойства растений, движения звезд,
превращения металлов и предметы
дисциплин, подобных этим, но при всем
том почти никто не думает о здравом
смысле или об этой всеобщей мудрости,
тогда как все другие вещи в конце концов
следует ценить не столько ради них
самих, сколько потому, что они что-то
прибавляют к этой мудрости. И оттого не
без основания мы выставляем это правило
норным среди всех, ибо ничто так не
отклоняет нас от прямого пути разыскания
истины, как если мы направляем наши
занятия не к этой общей цели, а к каким-либо
частным. Я говорю не о дурных и достойных
осуждения целях, каковыми являются
пустая слава или бесчестная нажива:
ведь очевидно, что приукрашенные доводы
и обманы, приноровленные к способностям
толпы, открывают к этим целям путь
гораздо более короткий, чем тот, который
может потребоваться для прочного
познания истинного. Но я разумею именно
благородные и достойные похвалы цели,
так как они часто вводят нас в заблуждение
более изощренно, как, например, когда
мы изучаем науки, полезные для житейских
удобств или доставляющие то наслаждение,
которое находят в созерцании истинного
и которое является почти единственным
в этой жизни полным и не омраченным
никакими печалями счастьем. Конечно,
мы можем ожидать от наук этих законных
плодов, но, если мы во время занятий
помышляем о них, они часто становятся
причиной того, что многие вещи, которые
необходимы для познания других вещей,
мы упускаем или потому, что они на первый
взгляд кажутся малополезными, или
потому, что они кажутся малоинтересными.
И надо поверить в то, что все науки
связаны между собой настолько, что
гораздо легче изучать их все сразу, чем
отделяя одну от других. Итак, если
кто-либо всерьез хочет исследовать
истину вещей, он не должен выбирать
какую-то отдельную науку: ведь все они
связаны между собой и друг от друга
зависимы; но пусть он думает только о
приумножении естественного света
разума, не для того, чтобы разрешить то
или иное школьное затруднение, но для
того, чтобы в любых случаях жизни разум
(intellectus) предписывал воле, что следует
избрать, и вскоре он удивится, что сделал
успехи гораздо большие, чем те, кто
занимался частными науками, и не только
достиг всего того, к чему другие стремятся,
но и превзошел то, на что они могут
надеяться.

Соседние файлы в папке Декарт

  • #
  • #
  • #
  • #

Автор: Декарт Рене

Жанр: Философия

В настоящий том входят произведения французского философа XVII в., представляющие достаточно полную картину его воззрений на мир, познание, человека: «Правила для руководства ума» (в новом переводе), «Мир, или Трактат о свете», «Рассуждение о методе», «Первоначала философии» и др. Включенная в том избранная переписка (впервые публикуемая на русском языке) способствует лучшему уяснению взглядов мыслителя. Впервые на русском языке публикуется работа «Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года…».

Читать книгу онлайн бесплатно

Скачать книгу бесплатно:

  • Скачать в формате FB2(642 КБ)
  • Скачать в формате EPUB(842 КБ)
  • Скачать в формате RTF (DOC)(495 КБ)
  • Скачать в формате HTML(652 КБ)
  • Скачать в формате TXT(485 КБ)

Какой формат выбрать?

80из 100antonrai

Вообще-то я собирался начать «разбираться с Декартом» с «Первоначал философии», но это оказалось не таким простым делом (как и следовало предполагать), а потому начну с чего-то более простого, а именно с «Правил по руководству ума». А ведь именно в этом незаконченном трактате Декарт и предписывает метод рассуждения, который кратко можно сформулировать так: рассуждать следует, двигаясь от самого простого к более сложному (тот же метод в сжатом варианте описывается Декартом и в «Рассуждении о методе»). Декарт советует выстраивать цепочку рассуждений в виде пронумерованного ряда, в котором всякое 1. является чем-то самоочевидным, всякое 2. вытекает из 1. только с очевидностью, всякое 3. вытекает с очевидностью из 2., и так далее. Отсюда Декарт различает интуицию ума как способность усматривать нечто самоочевидное, и дедукцию, как способность вывода очевидных следствий из самоочевидных положений. Употребляется им и слово индукция, под индукцией же он понимает просто энумерацию, то есть выстраивание дедуктивных выводов в последовательный ряд, из которого бы не выпадало ни одно промежуточное звено. Декарт убежден, что если следовать такому методу, то самые сложные философские положения, которые до сих пор возникали словно бы из ниоткуда (по прихоти рассуждающего философа), станут ясны. Ведь до сих пор философы словно бы сразу формулировали некое предположительное суждение под номером 17. и нам было совершенно непонятно, как воспринять это сформулированное положение и стоит ли ему вообще доверять. Вместе с тем, если бы философ действительно должным образом рассуждал «по пунктам», двигаясь только от самоочевидного и только к очевидному (а это претит многим философам, потому как чем сложнее-темнее вывод, тем философ и умнее), то от всякого 17. можно было бы перейти к 16., от 16. перейти к 15. и так дойти до самой единицы, а начальный пункт рассуждения должен быть самоочевиден. Отсюда все знание приобретает характер очевидности – знание превращается в лестницу, по которой не страшно подниматься к самым облакам, ведь ни одна ступенька этой индуктивно-дедуктивной лестницы не пропущена, и не провалится под вашими ногами – если вы интуитивно верно ступили на первую ступень, конечно, но для этого не требуется ничего кроме естественного света разума, коим Бог не обделил ни одно разумное существо. Нетрудно догадаться, что фактически Декарт предписывает философскому мышлению требование математической точности (движение от аксиом к теоремам; от одних вполне доказанных положений к другим положениям, которые следует доказать на основе уже доказанного), которое в настоящий момент может показаться изначально несколько наивным. Но это нам сейчас нетрудно «догадаться и показаться», а ведь Декарт формулировал эти правила году этак в 1628-ом – само понятие точной науки еще только формируется (еще и Ньютон-то не родился, хотя вот-вот родится), и как раз-таки Декарт его активно и формирует, предполагая, что и философия должна быть наукой точной. Но пока что и сама математика является словно бы некоей магией, доступной лишь для высших адептов – Декарт как раз и ставит вопрос о том, что математика еще только должна быть построена таким образом, чтобы все запутанное выводилось строго из понятного (тем самым и распутываясь), и главное, чтобы все начиналось с самого начала, то есть с самоочевидных положений, с аксиом то бишь. То есть математика и сама еще должна быть выстроена и преподаваться с математической точностью. Что ж, этого в итоге достичь удалось, во всяком случае в советское время математику нам в школе преподавали вполне ясно (как сейчас – не знаю). Так же сформировалась и точная наука, в основе которой и лежит математическая точность. Со Словом все сложнее и интереснее, ведь Слово не Число. При этом Слово по самой своей природе словно бы и стремится к превращению в Число и противится этому – ведь требование ясности (словесный аналог математической точности – а нужен этот аналог как раз для того, чтобы внести дополнительную неясность в и без того не вполне точные рассуждения) при пользовании Словом остается одним из фундаментальных для любого человека, который хочет донести хоть какую-то мысль хоть до кого-то (всякому дельному мыслителю хочется, чтобы выраженная словами мысль в конечном счете приобрела вид «дважды два четыре»), но при этом Слово всегда укутано туманом неоднозначности. Но и с Числом все сложно и интересно – ведь и точные науки, как представляется на настоящий момент, в конечном счете оказались не настолько точными, а сама математика стала уже настолько высшей, что опять-таки доступна лишь неким математическим небожителям. А понимают ли они друг друга, я и сказать не берусь. Не получается ли, что Число, в свою очередь, в своем развитии словно бы стремится к некоей изначальной неясности (неоднозначности), которая всегда сопутствует значению любого Слова. Что же: Слово пытается превратиться в Число, а Число – в Слово? Похоже на то. Не буквально, конечно, но символически. Число, развиваясь, словно бы растрачивает свою изначальную точность; Слово, же, напротив, развиваясь, пытается уточнить само себя. При этом в качестве предела для уточнения Слова, по-видимому (не могу сказать – очевидно, язык не поворачивается) выступает не некая точка изначальной точности Числа, но некая точка, за которой Число в своем развитии перестает быть очевидно точным, – там где однозначность становится все более туманной, постепенно теряя название однозначности; соответственно и для Числа в качестве предела выступает не некая точка изначальной неоднозначности всякого Слова, но та точка, за которой эта неоднозначность может считаться определенным образом проясненной. Говоря по-другому, скорее философски, нежели математически, а следовательно и более подходящим для настоящих рассуждений языком: философия перестает быть философией в тот момент, когда Слово становится слишком ясным (философия прекращается там, где нечто можно утверждать наверняка); математика же перестает быть математикой тогда, когда Число становится слишком неясным. Впрочем, я не готов отстаивать это предположение с пеной у рта, хотя бы уже по причине недостаточно ясных знаний о точных науках. Так что пусть это предположение будет моим предположением под номером 17., для которого я не в состоянии выстроить предписываемый Декартом индуктивный ряд. Да и:напомним, что никогда не следует смешивать вообще никакие предположения с нашими суждениями об истине вещей. (Рене Декарт. «Правила для руководства ума»)Кстати, тоже хороший пример довольно сомнительного предположения:)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Segnetics pixel инструкция по эксплуатации на русском
  • Для чего нужна мазь флуцинар инструкция по применению
  • Starline а39 инструкция по эксплуатации сигнализация с автозапуском
  • Фарма просто руководство
  • Folding drone hd dual camera инструкция на русском