СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
1. Названия звуков
2. Названия октав
3. Размещение нот на нотоносце
4. Скрипичный ключ
5. Нотное обозначение длительности звуков
6. Размер 2/4
7. Восьмые в двухдольном такте
8. Запись песни со словами н без слов
9. Мажор и минор. Тоника
10. Гамма до мажор
11. Тоническое трезвучие
12. Вводные звуки
13. Полутон и тон
14. Диез, бемоль, бекар
15. Ключевые н неключевые знаки альтерации
16. Тональность соль мажор
17. Тональность фа мажор
18. Транспозиция
19. Пауза
20. Музыкальная фраза
21. Реприза
22. Басовый ключ
23. Тональность ля минор
24. Тональность мн мниор
25. Тональность ре минор
26. Размер 3/4
27. Размер 3/8
28. Затакт
29. Тональность ре мажор
30. Лига
31. Четверть с точкой в двухдольном размере
32. фермата
33. Интервалы
34. Главные ступени лада и их названия
35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада
36. размер 4/4
37. Три вида минорного лада
38. Тональность си минор
39. Большая и малая секунды
40. Секунды в мажорном ладу
41. Большая н малая терции..
42. Терцин в мажорном ладу
43. Мажорное и минорное трезвучия
44. Чистые квинты в мажорном ладу
45. Чистые кварты в мажорном ладу
46. Тональность си-бемоль мажор
47. Тональность соль минор
48. Тритоны в мажорном ладу
49. Секунды в гармоническом миноре
50. Терцни в гармоническом миноре
51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора
52. Названия ннжнего, среднего и верхнего звуков трезвучия
53. Шестнадцатые
54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми
55. Тональность ля мажор
56. Тональность фа-днез минор
57. Тональность мн-бемоль мажор
58. Тональность до мннор
59. Большие и малые сексты
60. Сексты в мажорном ладу
61. Обращения трезвучий
62. Большие и малые септимы
63. Септимы в мажорном «ладу
64. Обращения интервалов 125
65. Домннантсептаккорд 126
66. Тональность мн мажор 129
67. Тональность до-днез минор 131
68. Тональность ля-бемоль мажор. 133
69. Тональность фа минор 135
70. Размер 6/8 137
71. Триолн 139
72. Тональность сн мажор 141
73. Дубль-днез 142
74. Тональность соль-диез минор 143
75. Тональность ре-бемоль мажор 146
76. Тональность си-бемоль минор 147
77. Дубль-бемоль 149
78. Гармонический мажор 150
79. Таблица интервалов в пределах октавы 151
80. Переменный лад 154
81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу 156
82. Ладовое разрешение интервалов 158
83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий н их обращений 159
84. Вводные септаккорды 160
85. Таблицы мажорных и минорных тональностей 162
86. Тетрахорды 165
87. Энгармонически равные тональности 167
88. Буквенное дбоаначщше звуков и тональностей 169
89. Квинтовый круг мажорных тональностей 171
90. Общий квинтовый круг мажорных н параллельных минорных тональностей» 172
91. Одноименные тональности 175
92. Обращения доминантсептаккорда 177
93. Построение обращений доминантсептаккорда от данного звука 179
94. Синкопа 180
95. Кварты в гармоническом миноре 182
96. Квинты в гармоническом миноре 184
97. Соединения главных трезвучий 185
98. Последовательность аккордов из главных трезвучий 187
99. Сопровождение мелодии главными трезвучиями 189
100. Характерные интервалы гармонического минора 196
101. Энгармонически равные интервалы 198
102. Консонирующие и диссонирующие интервалы 200
103. Составные интервалы 202
104. Характерные интервалы и тритоны в гармоническом мажоре 203
105. Секвенции 204
106. Уменьшенное и увеличенное трезвучия 207
107. Построение аккордов от данного звука 209
108. Хроматическая гамма 210
109. Родственные тональности 214
110. Модуляции в родственные тональности 215
111. Каденции 217
112. Период 220
113. Лады народной музыки 223
114. Мелизмы 227
115. Обозначения динамических оттенков 231
116. Итальянские обозначения темпов и характера исполнения 232
Задания для повторения (для учащихся ДМШ с пятилетним сроком обучения) 235
Задания для повторения (основной курс) 252
Краткий словарь музыкальных терминов 272
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое «Практическое руководство по музыкальной грамоте» предназначается для учащихся детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования.
Все темы курса музыкальной грамоты в настоящем пособии излагаются по следующему принципу: вначале дается краткая теоретическая формулировка, за ней следуют нотная таблица или схема, которые сопровождаются нотными примерами; завершается каждая тема примерными заданиями. Иногда схема или таблица не приводятся и задания расположены после теоретической формулировки.
Подобное построение отдельных тем музыкальной грамоты предлагается впервые. Отличительной особенностью данного пособия является отсутствие обширных пояснений и максимальная наглядность.
Порядок изложения тем полностью соответствует установившейся (в отношении этого предмета) практике работы в музыкальных школах.
Как известно, музыкальная грамота и сольфеджио в детских музыкальных школах объединены в одну теоретическую дисциплину. Поэтому все нотные образцы, приведенные в «Практическом руководстве», взяты, главным образом, из вокальной литературы, подобраны в порядке возрастающей трудности и должны быть проработаны как примеры дош сольфеджирования. Дополнительным материалом к настоящему пособию являются сборники сольфеджио н музыкаль-
ных диктантов, из которых преподаватель сможет взять необходимые примеры.
Для повторения пройденного курса в конце «Практического руководства» даны контрольные задания в двух вариантах. Первый вариант (по сокращенному курсу музыкальной грамоты) предназначается, в основном, для обучающихся на отделениях народных и духовых инструментов, а также в вечерних школах общего музыкального образования. Второй вариант контрольных заданий рассчитан на тех учащихся, которые проходят курс музыкальной грамоты в полном объеме.
В качестве дополнения к настоящему изданию приложен словарь с краткими пояснениями музыкальных терминов, встречающихся в тексте данного пособия.
«Практическое руководство», наряду с аналогичными пособиями по музыкальной грамоте, имеет целью готовить учащихся к ■ прохождению курса элементарной теории музыки по общепринятым в настоящее время учебникам.
Г. Фридкин
1. НАЗВАНИЯ ЗВУКОВ
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ
Названия белых клавиш фортепьяно1.
1 Перед двумя чёрными клавишами находится белая клавиша до, перед тремя чёрными клавишами — белая клавиша фа.
Задания
1. Назвать подряд звуки вверх от до до следующего до.
2. Назвать подряд звуки вниз от до до следующего до.
3. Назвать подряд звуки вверх от ре до следующего ре.
4. Назвать подряд звуки вниз от ре до следующего ре.
5. Назвать подряд звуки вверх от ми до следующего ми.
6. Назвать подряд звуки вниз от ми до следующего ми.
7. Назвать подряд звуки вверх от фа до следующего фа.
8. Назвать подряд звуки вниз от фа до следующего фа.
9. Назвать подряд звуки вверх от соль до следующего соль.
10. Назвать подряд звуки вниз от соль до следующего соль.
11. Назвать подряд звуки вверх от ля до следующего ля
12. Назвать подряд звуки вниз от ля до следующего ля.
13. Назвать подряд звуки вверх от си до следующего си.
14. Назвать подряд звуки вниз от си до следующего си.
15. Назвать звуки вверх и вниз от до до следующего до через одно название.
16. Сделать то же от звуков: ре, ми, фа, соль, ля, си.
2. НАЗВАНИЯ ОКТАВ
Октавой называется группа звуков от до до каждого следующего до1.
1 Кроме этого определения, термин «октава» имеет в музыке и другое значение (ом. тему 33).
Октава, которая находится в середине фортепьянной клавиатуры, называется первой.
Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвёртая октава.
Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контр октава, субконтроктава.
Звуки одной октавы на фортепьяно:
Названия октав, которые находятся выше (правее) первой октавы:
з-
Задания
1. Сыграть на фортепьяно все звуки первой октавы.
2. Сыграть на фортепьяно все звуки малой октавы.
3. Сыграть на фортепьяно все звуки второй октавы.
4. Сыграть в малой октаве звуки: соль, ре, си, ми.
5. Сыграть в первой октаве звуки: соль, до, фа, ля.
6. Сыграть во второй октаве звуки: ми, до, фа, ре.
7. Найти на фортепьяно следующие звуки: фа малой октавы, до первой октавы, ми второй октавы, ля первой октавы, ре большой октавы, си малой октавы, соль первой октавы.
3. РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ
Ноты — это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счёт линий нотоносца ведется снизу вверх.
Ноты на линиях нотоносца:
Ноты в промежутках между линиями нотоносца:
Ноты на добавочных линиях снизу:
Ноты на добавочных линиях сверху:
Задания
1. Определить, на каких линиях или в каких промежутках размещены ноты:
2. Записать в нотную тетрадь следующие ноты: на четвёртой линии, на второй, на третьей, над второй, над четвёртой, под первой, над пятой, на первой добавочной снизу, на первой добавочной сверху.
4. СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ
Скрипичный ключ — это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.
Скрипичный ключ, или ключ соль, на нотоносце:
Нота соль первой октавы в скрипичном ключе:
Запись звуков первой октавы в скрипичном ключе:
Задание
В следующих песнях читать названия нот (без учёта длительностей):
Детская песенка «Василёк»
Русская народная песня «Как на зорьке»
5. НОТНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВ
Продолжительность звука обозначается различными видами нот.
Белая нота без палочки, или целая нота:
Белая нота с палочкой, или половинная нота:
Чёрная нота с палочкой, или четвертная нота:
Чёрная нота с палочкой и хвостиком, или восьмая нота:
Основное деление длительности звуков:
Направление палочек нот на нотоносце до третьей линии:
Направление палочек нот на нотоносце выше третьей линии:
Задание
В следующих песнях определить длительность каждой ноты:
В. Захаров. «Слава Советской державе»
6. РАЗМЕР 2/4
Размер 2/4 — это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Аккомпанемент — инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов.
Аккорд созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Акцент силовое выделение отдельного звука. В нотописи акцент отмечается особыми знаками.
Альт — 1. Низкий женский голос (в хоре); 2. Струнный смычковый инструмент, внешне похож на скрипку, но несколько больше её и ниже по звучанию.
Альтовый ключ — один из видов ключей до. Помещается на третьей линии нотоносца и обозначает, что на этой линии находится нота до первой октавы. В альтовом1 ключе пишутся ноты для смычкового альта.
Ансамбль — совместная игра или пение (например, дуэт, терцет или трио, квартет, квинтет и т. д.). Оркестр также является одним из видов ансамбля.
Аппликатура — наиболее удобный выбор пальцев при-игре на музыкальных инструментах. Обозначается цифрой над или под нотой.
Ария музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра, являющееся частью оперы, оратори» или кантаты.
Арпеджио — исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно одного звука за другим. Обозначается особым знаком, выставляемым перед аккордом.
Баритон 1. Средний мужской голос. Для баритона написаны, например, партии Руслана в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, Игоря в опере «Князь Игорь» А. Бородина, Онегина в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского.
2. Медный духовой инструмент, входящий в состав духового оркестра.
Бас — 1. Низкий мужской голос. Для баса написаны, например, партии Сусанина в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, Пимена в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, Гремина в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского.
2. Низкий голос в многоголосном музыкальном произведении.
Басовый ключ — знак, который обозначает, что нота фа малой октавы находится на четвёртой линии нотоносца.
Бекар (отказ) — знак, отменяющий действие диеза или бемоля.
Бемоль — знак, понижающий звук на полтона.
Вариации — инструментальное произведение, в основе которого лежит тема песенного, танцевального характера. Далее следует ряд повторений темы с различными изменениями и усложнениями.
Вводные звуки — звуки, окружающие тонику лада (VII и II ступени).
Вводи ыесептаккорды — септаккорды, построенные на VII ступени лада (вводном тоне). В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают малые (если септима малая) и уменьшённые (если септима уменьшённая).
Вводный тон — один из звуков соседних с тоникой лада, верхний вводный тон — II ступень, нижний вводный тон —VII ступень.
Вокальная музыка — музыка для пения. К вокальной музыке относятся песни, романсы, арии, хоровые произведения. В опере вокальная музыка занимает ведущее место.
Вольта — знак, указывающий на повторение части музыкального произведения с другим окончанием. Обозначается цифрами
Гамма — звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до её октавного повторения.
Гармонический интервал — интервал, звуки которого взяты одновременно.
Гармонический мажор — мажор с пониженной VI ступенью.
Гармонический минор — минор с повышенной VII ступенью.
Гармония — 1. Одно из выразительных средств музыки. Последования аккордов или голосов, которые сопровождают основную мелодию музыкального произведения. 2. Наука об аккордах и их связях.
Главные трезвучия — трезвучия, построенные на главных ступенях лада: тоническое трезвучие — на I ступени, доминантовое трезвучие — на V ступени и субдоминан-товое трезвучие — на IV ступени.
Группетто (мелизм) — мелодическая фигура из четырёх нот. Исполняется — верхний вспомогательный (находящийся на секунду выше основного звука), основной звук, нижний вспомогательный (находящийся на секунду ниже основного звука) и снова основной звук.
Группировка длительностей звуков в тактах — — распределение нот в группы в зависимости от размера такта.
Децима — интервал, который содержит десять ступеней (терция через октаву).
Диапазон — звуковой объем данного голоса или музыкального инструмента; определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуками данного голоса или инструмента.
Диатоническая гамма — гамма, в которой ни одна ступень не повторяется в изменённом посредством альтерации виде.
Диатонические интервалы — интервалы, которые возможны между основными ступенями диатонических ладов (чистые, большие, малые и тритоны).
Диатонические лады — лады без употребления альтерации, то есть без хроматического повышения или понижения ступеней (натуральный мажор и минор, а также лады, встречающиеся в народной музыке: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, пятиступенные лады).
Диатонический полутон — полутон, образуемый смежными звуками различных названий, например ми — фа, до — ре
Диатонический тон — тон, образуемый смежными звуками различных названий, например до — ре, фа — соль.
Диез (#) — знак, повышающий звук на полтона.
Динамические оттенки (нюансы) — изменения громкости звучания в процессе исполнения музыкального произведения.
Дирижер — руководитель оркестра, хора. Свои художественные намерения, указания темпа, оттенков исполнения дирижер передает движениями рук.
Диссонирующие интервалы — интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом.
Доминанта — пятая ступень лада.
Доминантовое трезвучие — трезвучие, построенное на V ступени лада.
Доминантсептаккорд — септаккорд, построенный на V ступени лада, состоит из мажорного трезвучия и малой септимы.
Дорийский лад — особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального минора VI повышенной ступенью, которая называется дорийской секстой.
Дубль-бемоль (bb — двойной бемоль) — знак, понижающий звук на два полутона (целый тон).
Дубль-диез (двойной диез) — знак, повышающий звук на два Полутона (целый тон).
Дуэт — 1. Ансамбль из двух исполнителей. 2. Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения двумя певцами или инструменталистами.
Затакт — неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение.
Звук — результат колебаний упругого тела (например, струны, столб воздуха). Звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Звукоряд — ряд звуков, расположенных по высоте. Встречаются звукоряды: отдельных ладов, инструментов или человеческих голосов, каких-либо музыкальных произведений или их отрывков.
Знаки альтерации — знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки на полтона или целый тон. Знаков альтерации — пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар.
Знаки сокращения нотного письма — знаки, посредством которых нотное письмо упрощается. Чаще всего встречаются: знак репризы, тремоло, мелизматические знаки и другие.
Имитация — подражание; проведение мелодической темы или отдельногоотрезка мелодии последовательно в двух или более голосах.
Инструментальная музыка — музыка для исполнения на музыкальных инструментах.
Интервал — сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний звук — его вершиной.
Каденция — заключение музыкальной мысли.
Каденция полная совершенная — окончание построения на тонической приме в мелодии.
Каденция полная несовершенная — окончание построения на тонической терции или квинте в мелодии.
Каденция половинная — остановка в середине построения на неустойчивом звуке лада, чаще всего на одном из звуков доминантового трезвучия.
Канон — вид полифонической музыки, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один после другого.
Кантата — музыкальное произведение для хора, солистов, оркестра, исполняемое в концертах. Состоит из хоровых номеров, арий, ансамблей.
Качественная (или тоновая) величина интервалов — количество заключенных в интервале тонов или полутонов.
Кварта — интервал, который содержит четыре ступени. Кварта называется чистой, если она состоит из двух с половиной тонов. Чистая кварта обозначается ч. 4.
Квартдецима — интервал, который содержит четырнадцать ступеней (септима через октаву).
Квартет — 1. Ансамбль из четырёх певцов или исполнителей на музыкальных инструментах. 2. Музыкальное произведение для такого ансамбля.
Квартсекстаккорд — второе обращение трезвучия, с квинтой вниз.
Квинта — интервал, который содержит пять ступеней. Квинта называется чистой, если она состоит из трёх с половиной тонов. Чистая квинта обозначается ч. 5.
Квинтдецима — интервал, который содержит пятнадцать ступеней (октава через октаву). Квинтдецима обозначается ч. 15.
Квинтовый круг — система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам.
Квинтоль — ритмическая фигура из пяти нот, вместо обычной группы из четырёх нот; обозначается цифрой 5 над или под нотами.
Квинтсекстаккорд — первое обращение септаккорда с терцией внизу, обозначается 65.
Клавир — переложение оперной или симфонической партитуры для исполнения на фортепьяно (или для пения с фортепьяно).
Ключ — знак, определяющий место записи какого-либо звука на нотоносце и в зависимости от него и всех остальных звуков.
Ключевые знаки — знаки альтерации, выставляемые рядом с ключом.
Кода — заключительная часть музыкального произведения (завершающая его в целом).
Количественная (или ступеневая) величина интервалов — количество охватываемых интервалом ступеней. В зависимости от количественной величины интервал получает своё название. Например, интервал, содержащий три ступени — терция.
Консонирующие интервалы — интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.
Консонансы совершенные — консонансы, в которых имеет место полное или значительное слияние звуков: чистая прима (унисон), чистая октава, чистая квинта и отчасти чистая кварта.
Консонансы несовершенные — консонансы, в которых имеет место незначительное слияние звуков: большая и малая терция, большая и малая секста.
Концерт — крупное произведение для какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра.
Лад — организация — музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой.
Ладовое разрешение интервалов — переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
Лидийский лад — особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального мажора IV повышенной ступенью, которая называется лидийской квартой.
Мажорный лад — лад, в котором устойчивые звуки, взятые вместе, образуют мажорное трезвучие.
Мажорное трезвучие — трезвучие, которое состоит из большой и малой терций или большой терции и чистой квинты.
Малый вводный септаккорд — септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажорного лада. Состоит из уменьшённого трезвучия и малой септимы или из двух малых терций и большой терции.
Мелизмы — мелодические фигуры, украшающие отдельные звуки мелодии.
Мелодический интервал — интервал, звуки которого взяты последовательно (один за другим).
Мелодический минор — минор, в котором повышаются VI и VII ступени.
Мелодия — музыкальная мысль, выраженная одноголосно, одноголосный напев.
Метр — равномерное чередование акцентов в музыке.
Метроном — прибор для точного определения темпа.
Меццо-сопрано — низкий женский голос. Для меццо-сопрано написаны партии Кармен в опере «Кармен» Ж. Бизе, Марфы в опере «Хованщина» М. Мусоргского и другие.
Миксолидийский лад — особый лад, который встречается в народной музыке. Отличается от натурального мажора VII пониженной ступенью, которая называется миксолидийской септимой.
Минорный лад — лад, в котором устойчивые звуки, взятые вместе, образуют минорное трезвучие.
Минорное трезв.учие — трезвучие, которое состоит из малой и большой терций или малой терции и чистой квинты.
Модуляция — переход из одной тональности в другую.
Мордент (мелизм) — мелодическая фигура из трёх нот. Исполняется: основной звук, над которым выставлен мордент, верхний вспомогательный (находящийся выше основного звука) и снова основной звук.
Музыкальный звукоряд — все звуки, применяемые в музыке, расположенные по высоте.
Натуральный мажор — мажор, в котором ступени не изменены. Строение натуральной мажорной гаммы: тон — -тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.
Натуральный минор — минор, в котором ступени не изменены. Натуральный минор имеет одинаковый звуковой состав с параллельным натуральным мажором.
Неключевые знаки альтерации — см. случайные знаки альтерации.
Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в тоническое трезвучие.
Нона — интервал, который содержит девять ступеней (секунда через октаву). Нона называется большой, если она состоит из семи тонов. Нона называется малой, если она состоит из шести с половиной тонов.
Нота — знак, при помощи которого записывается высота и длительность звука.
Нотный стан — пять горизонтальных параллельных линий, на которых размещаются ноты. Счёт линий ведётся снизу вверх.
Нотоносец — см. нотный стан.
Нюансы — см. динамические оттенки.
Обертоны — призвуки, сопровождающие основной звук. Все обертоны при звучании образуют натуральный звукоряд, звуки которого расположены в следующем порядке (от основного тона): чистая октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, две малых терции, три больших секунды и т. д. Первые шесть призвуков образуют мажорное (большое) трезвучие и имеют большое значение в образовании мажорно-минорной системы ладов.
Обращение интервалов — перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал,, который в сумме с первоначальным составляет октаву
Обращение септаккорда — вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного септаккорда.
Обращение трезвучий — вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия.
Одноименные тональности — мажорные и минорные тональности, которые имеют одинаковые тоники (например: до мажор и до минор, ре мажор и ре минор).
Октава — 1. Интервал, который содержит шесть тонов Чистая октава обозначается ч. 8. 2. Одна из групп звуков (от до до каждого следующего до), на которые разделяется весь музыкальный, звукоряд.
Октет — музыкальное произведение, написанное для восеми исполнителей.
Опера — один из важнейших музыкальных жанров, объ-единяюгций музыку и драму, а также и другие виды искусства (балет, живопись).
Оратория — музыкальное произведение для хора, оркестр»! и певцов-солистов (с определённым сюжетным содержанием), предназначенное для концертного исполнения.
Орган — клавишный духовой инструмент, самый большой по величине корпуса и звуковому объему из всех музыкальных инструментов.
Оркестр — коллектив исполнителей на музыкальных инструментах, организованный для совместного исполнения музыки.
Основные деления длительности звуков — деления длительности звуков на равные части, из которьт каждая более крупная длительность равна двум следующим более коротким (например, целая нота равна двум половинным, половинная — двум четвертям, четверть — двум восьмым, восьмая — двум шестнадцатым и т. д.).
«Особые виды ритмического деления — дробление длительностей на произвольное количество равных частей, не совпадающее с основным делением (например, четверть делится на три части, вместо деления на две, образуется триоль; от деления на пять частей, вместо деления на четыре, образуется квинтоль и т. д.).
Параллельные тональности — мажорные и минорные тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки. Параллельная минорная тональность отстоит на малую терцию вниз от мажорной.
Партитура — нотная запись всех голосов музыкального произведения (для оркестра, хора или ансамбля), где для каждого голоса или инструмента отведена отдельная нотная строка.
Партия — 1. Голос в партитуре, исполняемый одним из участников ансамбля (или несколькими участниками в унисон). 2. Один из главных тематических разделов сонатной формы.
Пауза — знак молчания.
Пентатоника — звукоряд, состоящий из пяти звуков. Характерный признак пентатоники — отсутствие полутонов и звуков, образующих тритоны (то есть без IV и VII .ступеней в натуральном мажоре и без II и VI ступеней в натуральном миноре).
Переменный лад — лад, в котором имеются две тоники Чаще всего тониками переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот. Встречаются и другие виды переменного лада.
(Перемени ыеразмеры — размеры, в которых изменяется количество долей на протяжении всего произведения или его части. Например, в русских народных песнях — «Сидел Ваня», «Ой да ты, калинушка».
Песн я — самый распространённый музыкальный жанр, объединяющий музыку и поэтический текст.
Полифония — 1. Многоголосная музыка с самостоятельным значением каждого голоса. 2. Наука о полифонических формах.
Полутон — наименьшее расстояние по высоте Между двумя звуками в двенадцатизвуковом темперированном строе.
Прелюдия — вступительная пьеса перед основным изложением музыкального произведения. Встречается как самостоятельный жанр небольших музыкальных произведений.
Прима — интервал, который содержит одну ступень; повторение одной и той же ступени. Прима называется чистой, если она имеет ноль тонов.
Простые интервалы — интервалы, не превышающие по величине октавы.
Простые размеры — двух- и трёхдольные размеры, имеющие две или три доли при одном акценте.
Пятиступенный лад — см. пентатоника.
Размер такта — цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной Записи; они определяют строение такта. Числитель дроби указывает на количество долей в такте, а знаменатель на длительность этих долей.
Регистр — часть звуков, объединённых каким-либо признаком, главным образом тембровым. В каждом голосе или инструменте условно различаются три регистра: высокий, средний и низкий.
Реприза — знак повторения какой-нибудь части музыкального произведения.
Речитатив — музыкальная декламация, представляющая нечто промежуточное между разговорной речью и пением, как бы речь нараспев.
Ритм — организованная последовательность длительности звуков в музыкальном произведении.
Родственные тональности — тональности, имеющие наибольшее число общих звуков. К родственным тональностям относятся: параллельная тональность, доминантовая тональность и её параллельная, субдоминантовая тональность и её параллельная.
Романс — музыкальное произведение для голоса с сопровождением. Романсы встречаются иногда как названия инструментальных пьес певучего, мелодического характера.
Рондо — пьеса, в основе которой лежит одна главная тема, несколько раз повторяющаяся. Между повторениями этой главной темы включаются другие темы (эпизоды).
Секвенция — повторение какого-либо мелодического или гармонического оборота от различных ступеней лада или на определенный интервал.
Секста — интервал, который содержит шесть ступеней. Секста называется большой, если она состоит из четырёх с половиной тонов. Секста называется малой, если она состоит из четырёх тонов. Большая секста обозначается б. 6, малая секста — м. 6.
Секстаккорд — первое обращение трезвучия с терцией внизу, обозначается цифрой 6.
Секстет — музыкальный ансамбль из шести исполнителей.
Секунда — интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой, если она состоит из одного тона. Секунда называется малой, если она состоит из полутона. Большая секунда обозначается б. 2, малая секунда — м. 2.
Секундаккорд — третье обращение септаккорда с септимой внизу, обозначается цифрой 2.
Септаккорд — аккорд, из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Септет — музыкальный ансамбль из семи исполнителей.
Септима — интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой, если она состоит из пяти с половиной тонов. Септима называется малой, если она состоит из пяти тонов. Большая септима обозначается б. 7, малая септима — м. 7.
Симфония — оркестровое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из четырёх).
В основе развития симфонии лежат принципы «сонатной формы».
Синкопа — перемещение тактового акцента с сильной доли на слабую.
Скерцо — музыкальное произведение, чаще всего оживлённого, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным музыкальным произведением или частью другого крупного произведения.
Скрипичный ключ — условный знак, который обозначает, что нота соль первой октавы находится на второй линии нотоносца.
Сложные размеры — размеры, образующиеся от слияния двух или нескольких одинаковых простых размеров
Случайные знаки альтерации — знаки альтерации, выставляемые непосредственно перед нотой.
Смешанные размеры — размеры, которые образуются от слияния двух или нескольких неодинаковых простых размеров.
Соло — исполнение произведения (или его части) одним певцом или музыкантом.
Сольфеджио — специальные занятия, способствующие развитию музыкального слуха.
Сомата — крупное инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых (обычно первая) имеет особую, сложную форму, называемую сонатным аллегро (см. сонатное аллегро).
Сонатное аллегро — форма музыкального произведения, состоящая из трёх основных-разделов: 1) экспозиция, то есть изложение тематического материала; 2) разработка, в которой происходит дальнейшее развитие тем, изложенных в экспозиции; 3) реприза, то есть повторное изложение главных тем с некоторыми изменениями.
Сонатина — соната небольшого размера и сравнительно нетрудная для исполнения.
Сопрано — высокий женский голос. Для сопрано написаны партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» и Лизы в опере «Пиковая дама» П. Чайковского.
Составные интервалы — интервалы шире октавы.
Стаккато — отрывистое исполнение звуков. Обозначается точками, поставленными над или под нотами.
Ступень — название каждого звука, входящего в музыкальный звукоряд, гамму, лад. Обозначается римской цифрой.
Субдоминанта — четвёртая ступень лада.
Субдоминантовое трезвучие — трезвучие, построенное на IV ступени лада.
Сюита — многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей разнообразных по содержанию и построенных по принципу контраста.
Такт — отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей.
Тактовая черта — вертикальная черта, отделяющая такты друг от друга. Тактовая черта ставится перед сильной долей такта.
Тембр — характер звучания, свойственный дагЛому голосу или инструменту.
Темперированный строй — строй, который делит каждую октаву на двенадцать равных частей — полутонов.
Темп — скорость исполнения музыки.
Тенор — высокий мужской голос. Для тенора написаны партии Ленского в опере «Евгений Онегин», Германа в опере «Пиковая дама» П. Чайковского.
Теноровый ключ — один из видов ключей до. Помещается на четвёртой линейке нотоносца и обозначает, что на этой линейке находится нота до первой октавы. В теноровом ключе пишутся ноты для виолончели, фагота, тромбона.
Тетрахорд — мелодическая последовательность из четырёх звуков, расположенных по секундам в объёме кварты. В гаммах I, II, III, IV ступени образуют первый или нижний тетрахорд, а V, VI VII, VIII ступени образуют второй или верхний тетрахорд.
Т ерцдецима — интервал, который содержит тринадцать ступеней (секста через октаву). Терцдецима называется большой, если она состоит из двенадцати с половиной тонов. Терцдецима называется малой, если она имеет двенадцать тонов. Большая терцдецима обозначается
б. 13, малая терцдецима — м. 13.
Терцет — музыкальное произведение для трёх исполнителей, обычно вокальное
Терция — интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой, если она состоит из двух тонов. Терция называется малой, если она имеет полтора тона. Большая терция обозначается б. 3, малая терция м. 3
Терцквартаккорд — второе обращение септаккорда с квинтой внизу, обозначается з .
Тональность — высота лада Каждая тональность отличается своими ключевыми знаками альтерации, определяющими состав звуков.
Тоника — первая ступень лада.
Тоническое трезвучие — трезвучие, построенное на первой ступени лада
Транспозиция — перенесение музыкального произведения или его части из одной тональности в другую.
Т резвучие — аккорд из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Трель (мелизм) — равномерное, быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков.
Тремоло — быстрое повторение одного и того же звука или последования из нескольких звуков.
Триоль — ритмическая фигура из трёх нот, вместо обычной группы из двух нот, обозначается цифрой 3 над или под нотами.
Тритон — название интервалов, содержащих три тона К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта
Увеличенноетрезвучие- — трезвучие, которое состоит из двух больших терций, крайние звуки образуют увеличенную квинту. Встречается в гармоническом миноре на III ступени и в гармоническом мажоре на VI ступени.
Увертюра — вступление (к опере, драме или иному какому-либо театральному произведению), сжато излагающее основную мысль всего произведения в целом. Существуют самостоятельные оркестровые увертюры обычно программного характера, например увертюры «1812 год», «Ромео и Джульетта» П. Чайковского.
Уменьшенный вводный септаккорд — септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора или гармонического минора. Состоит из уменьшённо-го трезвучия и уменьшенной септимы или из трёх малых терций.
Уменьшенное трезвучие — трезвучие, которое состоит из двух малых терций, крайние звуки образуют уменьшённую квинту. Встречается в натуральном мажоре на VII ступени и в гармоническом мажоре или миноре на II и VII ступенях.
Ундецима — интервал, который содержит одиннадцать ступеней (кварта через октаву). Ундецима называется чистой, если она состоит из десяти с половиной тонов Чистая ундецима обозначается
Унисон — точное совпадение двух звуков по высоте Интервал, имеющий «О» тонов, то есть обычно чистая прима
Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в тоническое трезвучие
Фактура — способ изложения выразительных средств музыки. Основные виды фактуры- вокальная, инструментальная, хоровая, оркестровая, фортепьянная и т. д
Фермата — знак, обозначающий произвольное увеличение длительности звука или паузы, которое зависит от характера произведения, намерений и вкуса исполнителя.
Финал — название последней заключительной части музыкального произведения.
Фортепьяно — общее название инструментов, звук кото рых извлекается ударом молоточков о струну при нажатии клавишей.
Форшлаг долгий — мелизм, который состоит из одного звука, исполняющегося перед основным звуком (всегда за его счёт). Длительность долгого форшлага обычно равна половине длительности основного звука.
Форшлаг короткий — мелизм, который состоит из одного или нескольких очень коротких звуков, исполняющихся перед основным звуком (всегда за его счёт)
Фразировка — отчётливое выделение музыкальных фраз при исполнении музыкальных произведений.
Фригийский лад — особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального минора II пониженной ступенью, которая называется фригийской секундой
Характерные интервалы гармонического мажора — увеличенные и уменьшённые интервалы, появившиеся в результате понижения VI ступени в гармоническом мажоре. К характерным интервалам гармонического мажора относятся: ув. 2 и её обращение — ум. 7, ув. 5 и её обращение — ум. 4, а также ув. 4 на VI ступени и ум. 5 на II ступени.
Характерные интервалы гармонического минора — увеличенные и уменьшённые интервалы, появившиеся в результате повышения VII ступени в гармоническом миноре. К характерным интервалам гармонического минора относятся: ув. 2 и её обращение — ум. 7, ув. 5 и её обращение — ум. 4, а также ув. 4 на IV ступени и ум. 5 на VII ступени.
Хор — 1. Большая группа певцов. Хоры бывают детские, женские, мужские и смешанные. 2. Музыкальное произведение для хорового исполнения.
Хроматические знак и — то же, что знаки альтерации.
Хроматическая гамма — гамма, состоящая из полутонов. Хроматическая гамма образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами.
Хроматический полутон — полутон, образуемый смежными звуками одного и того же названия.
Хроматический тон — тон, образуемый смежными звуками одного и того же названия.
Цезура — момент расчленения в музыке; короткая, еле заметная пауза между фразами. Цезура обозначается при помощи знаков
Целотонная гамма — шестиступенная гамма, построенная по целым тонам: В этом ладу все трезвучия, в том числе тоническое, являются увеличенными.
Элементарная теория музыки — учебная дисциплина, изучающая нотное письмо и основные элементы музыки: лады, звукоряды, интервалы, метр, ритм, аккорды и др.
Энгармонически равные звуки — звуки одинаковые по высоте, но различные по названию
Энгармонически равные интервалы — интервалы, одинаковые по звучанию и по количеству содержащихся в них тонов, но различные по названию и по количеству содержащихся в них ступеней.
Энгармонически равные тональности — тональности, одинаковые по звучанию, но различные по названию.
Практическое руководство по музыкальной грамоте, Фридкин Г., 1974.
Предлагаемое «Практическое руководство по музыкальной грамоте» предназначается для учащихся детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования. Все темы курса музыкальной грамоты в настоящем пособии излагаются по следующему принципу: вначале дается краткая теоретическая формулировка, за ней следуют нотная таблица или схема, которые сопровождаются нотными примерами; завершается каждая тема примерными заданиями.
ЗАПИСЬ ПЕСНИ СО СЛОВАМИ И БЕЗ СЛОВ.
Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром. Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практическое руководство по музыкальной грамоте, Фридкин Г., 1974 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги:
Фридкин :: учебник по музыке :: музыка :: музыкальная грамота
Следующие учебники и книги:
- Просветительская деятельность учителя музыки, учебно-методическое пособие, Протасова С.В., 2020
- Новая школа игры на фортепиано, Цыганова Г.Г., Королькова И.С., 2009
- Хрестоматия юного гитариста, 1-3 классы, Зубченко О.В.
- Свердловская рок-энциклопедия, «Ритм, который мы…», Карасюк Д., 2016
Предыдущие статьи:
- Музыкальная форма, Курс лекций, Фраёнов В.П., 2003
- Курс сольфеджио, Выпуск 3, Агажанов А., 1985
- Курс сольфеджио, Выпуск 2, Агажанов А., 1973
- Курс сольфеджио, Выпуск 1, Агажанов А., 1974
Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте (1962)
4.4/5 оценка (34 голосов)
- Размер файла: 6.83 MB
- Скачано раз: 15277
СКАЧАТЬ
Оставить комментарий
Вы комментируете как Гость.
Практическое руководство по музыкальной грамоте. Г. Фридкин
Все темы курса музыкальной грамоты в настоящем пособии излагаются по следующему принципу: вначале дается краткая теоретическая формулировка, за ней следуют нотная таблица или схема, которые сопровождаются нотными примерами; завершается каждая тема примерными заданиями.
Похожие учебники:
Пожаловаться
2004
Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио — Т. Вахромеева
2003
Основы музыкальной грамоты и сольфеджио — Зебряк Т.А.
2002
Начальная теория музыки — Дадиомов А.Е.
2005
История зарубежной музыки. XX век. Редактировал — Гаврилова Н.А.
8. Транспозиция
19. Пауза
20. Музыкальная фраза
21. Реприза
22. Басовый ключ
23. Тональность ля минор
24. Тональность ми минор
25. Тональность ре минор
26. Размер ?
27. Размер 3/8
28. Затакт
29. Тональность ре мажор
30. Лига
31. Четверть с точкой в двухдольном размере
32. Фермата
33. Интервалы
34. Главные ступени лада и их названия
35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада
36. Размер 4/4
37. Три вида минорного лада
38. Тональность си минор
39. Большая и малая секунды
40. Секунды в мажорном ладу
41. Большая и малая терции
42. Терции в мажорном ладу
43. Мажорное и минорное трезвучия
44. Чистые квинты в мажорном ладу
45. Чистые кварты в мажорном ладу
46. Тональность си-бемоль мажор
47. Тональность соль минор
48. Тритоны в мажорном ладу
49. Секунды в гармоническом миноре
50. Терции в гармоническом миноре
51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора
52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия
53. Шестнадцатые
54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми
55. Тональность ля мажор
56. Тональность фа-диез минор
57. Тональность ми бемоль мажор
58. Тональность до минор
59. Большие и малые сексты
60. Сексты в мажорном ладу
61. Обращения трезвучий
62. Большие и малые септимы
63. Септимы в мажорном ладу
64. Обращения интервалов
65. Доминантсептаккорд
66. Тональность ми мажор
67. Тональность до-диез минор
68. Тональность ля-бемоль мажор
69. Тональность фа минор
70. Размер 6/8
71. Триоли
72. Тональность си мажор
73. Дубль-диез
74. Тональность соль-диез минор
75. Тональность ре-бемоль мажор
76. Тональность си-бемоль минор
77. Дубль-бемоль
78. Гармонический мажор
79. Таблица интервалов в пределах октавы
80. Переменный лад
81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу
82. Ладовое разрешение интервалов
83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений
84. Вводные септаккорды
85. Таблицы мажорных и минорных тональностей
86. Тетрахорды
87. Энгармонически равные тональности
88. Буквенное обозначение звуков и тональностей
89. Квинтовый круг мажорных тональностей
90. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей
91. Одноименные тональности
92. Обращения доминантсептаккорда
93. Построение обращений доминантсептаккорда от данного звука
94. Синкопа
95. Кварты в гармоническом миноре
96. Квинты в гармоническом миноре
97. Соединения главных трезвучий
98. Последовательность аккордов из главных трезвучий
99. Сопровождение мелодии главными трезвучиями
100. Характерные интервалы гармонического минора
101. Энгармонически равные интервалы
102. Консонирующие и диссонирующие интервалы
103. Составные интервалы
104. Характерные интервалы и тритоны в гармоническом мажоре
105. Секвенции
106. Уменьшенное и увеличенное трезвучия
107. Построение аккордов от данного звука
108. Хроматическая гамма
109. Родственные тональности
110. Модуляции в родственные тональности
111. Каденции
112. Период
113. Лады народной музыки
114. Мелизмы
115. Обозначения динамических оттенков
116. Итальянские обозначения темпов и характера исполнения
Задания для повторения (для учащихся ДМШ с пятилетним сроком обучения)
Задания для повторения (основной курс)
Краткий словарь музыкальных терминов