Практическое руководство
- Практическое руководство
-
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — практическое издание, которое очень близко к практическому пособию и отличается от него большей директивностью (делай так!) и, как правило, более широкой темой.
ГОСТ 7.60—90 определяет П. р. как «практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение к.-л. производственными навыками», хотя при таком определении нельзя П. р. отличить от практического пособия, также рассчитанного на самостоятельное овладение материалом в отличие от пособия учебного.
Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс.
.
2003.
Смотреть что такое «Практическое руководство» в других словарях:
-
практическое руководство — Практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими либо производственными навыками. [ГОСТ 7.60 2003] практическое руководство Рекомендации, выпущенные государственным органом или организацией по стандартам, такой как ISO или… … Справочник технического переводчика
-
практическое руководство — практическое руководство: Практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими либо производственными навыками. Источник: ГОСТ 7.60 2003: Система … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Практическое руководство — практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение к. л. производственными процессами или устройствами … Реклама и полиграфия
-
практическое руководство — Rus: практическое руководство Deu: Anleitung für die Betriebspraxis Eng: guidance manual, practical guide Fra: manuel pratique, guide âne Практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими либо производственными навыками. ГОСТ … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
-
Практическое руководство для пастырей — – богословская наука, заменившая с 1864 г. 2 науки: пастырское богословие и каноническое право – и имеющая задачей выяснить нравственные начала и систематически изложить церковно гражданские постановления, которыми должен руководиться… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
-
Практическое руководство для пастырей — богословская наука, заменившая собой, с 1867 г., две науки, входившие прежде в состав семинарского курса: пастырское богословие (см.) и каноническое право (см.). Она имеет задачей уяснить те нравственные начала и систематически изложить те… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — производственное издание, содержащее преимущественно материал описательно эмпирического характера и предназначенное для специалистов, желающих повысить свою квалификацию, и лиц, стремящихся самостоятельно овладеть какой либо профессией или… … Профессиональное образование. Словарь
-
ГОСТ Р 53647.1-2009: Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство — Терминология ГОСТ Р 53647.1 2009: Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство оригинал документа: 2.8 анализ воздействия на бизнес (business impact analysis): Процесс исследования функционирования бизнеса и последствий… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Руководство — производственно практическое издание детально инструктивного характера. См. также Практическое руководство … Издательский словарь-справочник
-
руководство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? руководства, чему? руководству, (вижу) что? руководство, чем? руководством, о чём? о руководстве; мн. что? руководства, (нет) чего? руководств, чему? руководствам, (вижу) что? руководства,… … Толковый словарь Дмитриева
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
Практическое руководство
Определение понятия
Практическое руководство — это документ, предоставляющий информацию и инструкции по выполнению конкретных задач, которые могут быть связаны с различными областями жизни. Оно обычно содержит шаг за шагом инструкции, примеры и советы, чтобы помочь пользователям находиться на правильном пути и достигать желаемых результатов.
Цель практического руководства
Главная цель практического руководства — облегчить процесс выполнения задачи или достижения конкретной цели. Оно предоставляет пользователю необходимые знания, навыки и инструкции, чтобы успешно осуществить действия или преодолеть трудности, с которыми он может столкнуться.
Структура практического руководства
Практическое руководство может быть структурировано таким образом, чтобы пользователям было легко ориентироваться и найти нужную информацию. Обычно оно включает в себя следующие разделы:
-
Введение: общее представление о теме руководства и объяснение, почему оно важно.
-
Материалы: список необходимых материалов, инструментов или программ, которые понадобятся пользователям для выполнения задачи.
-
Шаги: пошаговые инструкции, описывающие, как выполнить задачу или достичь цели. Каждый шаг должен быть понятно разъяснен и может содержать примеры или советы для лучшего понимания.
-
Результат: описание ожидаемого результата или цели, которую пользователь должен достичь после выполнения всех шагов.
-
Дополнительные ресурсы: ссылки на другие ресурсы, которые могут быть полезны для дальнейшего изучения или углубленного понимания темы.
Примеры использования практического руководства
Практическое руководство может быть использовано во многих областях, включая:
-
Технические навыки: например, практическое руководство по установке и настройке программного обеспечения или инструкции по сборке компьютера.
-
Ремонт и обслуживание: например, практическое руководство по ремонту автомобиля или инструкции по замене сломанных предметов в доме.
-
Кулинария: например, практическое руководство по приготовлению определенных блюд или инструкции по использованию особых приборов или устройств.
-
Управление проектами: например, практическое руководство по планированию, организации и выполнению проекта.
Заключение
Практическое руководство — это инструмент, который помогает пользователям достичь конкретной цели или успешно выполнить задачу. Оно предоставляет пошаговые инструкции и полезную информацию, которая может быть применена в различных областях жизни. Практическое руководство помогает пользователям развивать навыки, получать новые знания и справляться с трудностями на их пути.
С.А.Мухина,
И.И.Тарновская
Практическое руководство к предмету
«Основы сестринского дела»
Москва
2002
ББК 53.5 М 94
Рецензенты: Струтынский А.В., д. м. н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внут ренних болезней лечебного факультета Российского государственного медицинс кого университета.
Коваленко Т.В., директор Московского медицинского колледжа №2.
Мухина З.В., главная медсестра клинического центра Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.
М у х и н а С.А., Т а р н о в с к а я И.И.
М 94 Практическое руководство к предмету «Основы с е с т р и н с к о г о дела». Учебное пособие . — М.: Рсдник, 2002352 с.
ISBN 5-85895-038-4
Рекомендовано управлением научных и образовательных медицинских учреждений Мин здрава России в качестве учебника по предмету «Основы сестринского дела» для студентов медицинских училищ и колледжей. Представляет интерес для студентов факультетов ВСО и практикующего сестринского персонала.
© |
С.А. |
Мухина, |
||
ISBN 5-85895-038-4 |
И.И. |
Тарновская |
||
© |
И К |
‘Родник», 2002 |
||
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемый читателю учебник «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» авторов С. А. Мухиной и И. И. Тарновской — это следующая после «Теоретических основ сестринского дела» книга, написанная известными авторами и адресованная сту дентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ.
Выход в свет данного практического руководства к базисному пред мету подготовки сестер является весьма актуальным и своевремен ным. Ценность учебника в том, что он полностью соответствует про грамме предмета «Основы сестринского дела» в рамках Государствен ного образовательного стандарта по специальности «Сестринское де ло», принятие которого позволило определить границы единого обра зовательного пространства подготовки медицинских сестер на всей территории Российской Федерации.
Учебник состоит из 16 глав, каждая из которых раскрывает наибо лее важные проблемы практической деятельности медицинских сес тер. Достоинством учебника является подробно разработанная глава «Инфекционный контроль», содержащая современные методы профи лактики внутрибольничной инфекции, интересные статистические дан ные, глоссарий,таблицы.
Новым является и введение такого раздела, как «Безопасность сре ды на рабочем месте медицинской сестры». Большое внимание уделя ют авторы вопросам ухода за тяжелыми больными.
Интересны для специалистов и главы «Уход за стомами», «Сер дечно-легочная реанимация», расширяющие рамки использования учеб ника. Материал представлен в большинстве случаев в виде кратких и четко сформулированных алгоритмов действий медицинской сестры.
Книга богато иллюстрирована, содержит большое количество ри сунков, схем и таблиц, повышающих наглядность учебного материала.
Современное содержание учебника, его высокий методический уро вень, хороший литературный язык позволяют рекомендовать его не только студентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ, но и студентам факультетов высшего сестринского образова ния, а также студентам первого курса лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов Российской Федерации.
Н. И. ВОЛОДИН
Заместитель |
начальника |
Управления |
научных |
||
и |
образовательных учреждений Минздрава |
РФ |
Опыт важнее изучения,но без предварительного изучения часто будешь ошибаться.
Т. Билорот «Домашний уход за больными»
Много сказано и написано о том, что каждая жен щина может быть хорошей сиделкой. Я же, напро тив, полагаю, что основы ухода почти неизвестны, и этому нужно учиться.
Флоренс Найтингейл( 1859)
ВВЕДЕНИЕ
Практическое руководство составлено в соответствии с новым содержанием пред мета, предусмотренным государственным образовательным стандартом по специ альности 0406 «Сестринское дело», 0407 «Лечебное дело», 0408 «Акушерское дело». Большинство рассматриваемых в учебнике технологий и процедур стандартизированы.
Авторы уделяют большое внимание актуальной проблеме отечественного здра воохранения — внутрибольничной инфекции, предлагая современный подход к ее про филактике: с п о с о б ы мытья рук (различные уровни), деконтаминации помещений ле чебных учреждений и оборудования . На цветных вкладках представлено моечное, де зинфекционное, стерилизующее оборудование . Для осуществления инфекционного контроля показаны методы взятия биологического материала для бактериологичес кого и паразитологического исследования .
Впервые в учебнике подробно изложены меры, с п о с о б с т в у ю щ и е безопасности сестры на рабочем месте (профилактика травмы позвоночника, уменьшение воздей ствия токсичных веществ, облучения, инфекции).
Освещается уход за тяжелобольными: приготовление постели, размещение па циента, профилактика пролежней, помощь в одевании, кормлении, умывании и т. д.
Раскрыты психологические проблемы, возникающие у пациента в связи с невоз можностью удовлетворять физиологические потребности .
В соответствии с программой в учебнике подробно даны принципы ухода за пациентом со стомой, реабилитации, а также обучения по уходу за стомой в домашних условиях.
Все процедуры и технологии в учебнике изложены в виде алгоритмов, приближа ющихся к современным стандартам сестринской практики.
Авторы будут благодарны организаторам сестринских служб, сестринскому пер соналу лечебных учреждений, преподавателям сестринских образовательных учебных заведений, а также студентам сестринских факультетов медицинских училищ, коллед жей, вузов за отзывы и замечания по содержанию и форме учебника.
Глава 1
Инфекционный контроль
Студент должен знать:
— понятие «инфекционный контроль»;
—элементы инфекционного процесса;
—определение «внутрибольничная инфекция» (ВБИ);
—масштаб проблемы ВБИ;
—резервуары возбудителей ВБИ;
—способы передачи ВБИ;
—группы риска ВБИ;
—общие меры предосторожности в связи с проблемой ВБИ;
—уровни мытья рук;
—понятия «деконтаминация», «очистка», «дезинфекция», «стерилизация»;
—способы очистки инструментов;
—преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов;
—о потенциальном риске для здоровья сестры при неправильном приготовлении и использовании дезинфицирующих средств;
—документы, регламентирующие режимы дезинфекции;
—способы и режимы дезинфекции предметов ухода за больными, белья, инструментов;
—средства дезинфекции;
—способы и этапы предстерилизационной очистки;
—способы контроля качества предстерилизационной очистки;
—методы и режимы стерилизации;
—методы контроля паровой и воздушной стерилизации;
—принципы работы ЦСО;
—меры предосторожности при работе с острыми и режущими ин струментами.
Студент должен уметь:
—мыть руки до и после любой манипуляции (на социальном и ги гиеническом уровне);
—надевать и снимать нестерильный халат;
—надевать стерильные и снимать использованные перчатки;
—надевать и снимать маску;
—пользоваться дезинфицирующими средствами;
—проводить предстерилизационную очистку инструментария;
—проводить пробы для определения качества предстерилизацион ной очистки;
—брать пробы биологического материала для бактериологическо го и паразитологического исследования.
5
ГЛОССАРИЙ
Понятие |
Определение |
Вирулентные микроорганизмы |
Микроорганизмы, вызывающие заболевание |
Генерализованная форма инфекции |
Инфекция, распространяющаяся по всему |
организму, поражая различные ткани и |
|
органы |
|
Госпитальный штамм микроорганизмов |
Микроорганизмы, изменившие свою структуру |
в ЛПУ и обладающие полирезистентностью |
|
Дезинфекция |
Процесс,уменьшающий количество |
патогенных микроорганизмов (кроме |
|
бактериальных спор) находящихся на живом |
|
организме или коже, количество которых для |
|
здоровья неопасно |
|
Деконтаминация |
Процесс удаления или уничтожения |
микроорганизмов с целью обезвреживания |
|
и защиты — очистка. дезинфекция, |
|
стерилизация |
|
Детергенты |
Моющие средства |
Интактная кожа |
Кожа, не имеющая отклонений в структуре и |
функции |
|
Инвазивные процедуры |
Манипуляции, при которых нарушается |
целостность тканей, сосудов, полости |
|
Контаминация |
Обсеменение |
Очистка |
Процесс удаления с поверхности объекта |
инородных тел (органических остатков, |
|
микроорганизмов и т. д.) |
|
Пирогенный |
Повышающий температуру тела |
Постоянные микроорганизмы |
Живущие и размножающиеся в |
поверхностных и глубоких слоях кожи |
|
Резистентность |
Устойчивость |
Резидентный штамм микроорганизмов |
Микроорганизмы, присутствующие в норме, |
обязательные, пристеночные. В обычных |
|
условиях заболеваний не вызывают |
|
Реконтаминация |
Повторное обсеменение |
Стерилизация |
Процесс уничтожения всех микроорганизмов, |
включая бактериальные споры |
|
Транзиторные микроорганизмы |
Непостоянные, необязательные, просветные |
микроорганизмы, появляющиеся вследствие |
|
свежего контакта и имеющие ограниченный |
|
срок жизни |
|
Экспозиционная выдержка |
Промежуток времени для наступления |
дезинфекции (стерилизации) |
|
6
1.1. Проблема внутрибольничной инфекции
Во всем мире внутрибольничные инфекции являются актуальной проблемой . Оте чественные и зарубежные исследователи свидетельствуют: внутрибольничная инфек ция (ВБИ) возникает как м и н и м у м у 5 — 1 2 % пациентов, поступающих в ЛПУ. Смерт ность от нее достигает 2 5 % , а у новорожденных ВБИ — основная причина смертности .
Встационарах различного профиля периодически возникают эпидемические вспышки.
КВБИ относят заболевания, возникающие:
•у пациентов, инфицированных в стационаре;
•у пациентов, получающих поликлиническую помощь (скорую, неотложную);
•у медицинских работников, заразившихся при оказании п о м о щ и пациентам в стационаре, поликлинике, в условиях скорой (неотложной) п о м о щ и .
Ввозникновении, поддержании и распространении ВБИ важнейшую роль играет медицинский персонал ЛПУ. В данном учебнике отмечены факторы, увеличивающие рост ВБИ, которые непосредственно связаны с медицинским персоналом .
«1. Искусственно сформировался мощный механизм передачи возбудителей ин фекций, связанный с инвазивными вмешательствами, лечебными и диагностически ми процедурами, использованием медицинской аппаратуры.
2. Активизировался естественный механизм передачи возбудителей инфекцион ных болезней, о с о б е н н о воздушно-капельный и контактно-бытовой в условиях тесно го общения пациентов и медицинского персонала ЛПУ.
3. Ш и р о к о е использование для диагностики и лечения сложной техники приво дит к травмированию слизистых оболочек и кожного покрова, формируя «ворота» для возбудителей инфекции, поэтому требуются особые методы стерилизации . А они ча сто отсутствуют.
4. Медленная психологическая перестройка части клиницистов, по-прежнему рас сматривающих ВБИ (пневмония, пиелонефрит, воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, в т.ч. постинъекционные инфильтраты) как неинфекционную патологию. Это приводит к несвоевременным профилактическим и противоэпидеми ческим мероприятиям.»
В структуре ВБИ ведущее место — 7 5 — 8 0 % , особенно в крупных городах, зани мают г н о й н о — с е п т и ч е с к и е и н ф е к ц и и (ГСИ). Основные пути ее передачи — контак тный и воздушно-капельный (аэрозольный). Факторы риска возникновения ГСИ:
•увеличение с р е д и сотрудников числа носителей штаммов резидентного типа;
•формирование госпитальных штаммов;
•увеличение обсемененности воздуха, окружающих предметов и рук персонала;
•диагностические и лечебные манипуляции;
•несоблюдение правил размещения пациентов;
•несоблюдение правил инфекционной безопасности при уходе за пациентами; др.
П о с т и н ъ е к ц и о н н а я г н о й н а я п а т о л о г и я п р и п р о в е д е н и и и н ъ е к ц и и
Место проведения инъекций |
Случаи постинъекционных нагноений |
|
абс. |
% |
|
Поликлиника |
3306 |
53,3 |
Скорая помощь |
993 |
16,0 |
Больница |
1077 |
17,4 |
Родовспомогательное учреждение |
84 |
1,4 |
Медсанчасть,здравпункт |
314 |
5,0 |
Дом отдыха,санаторий |
100 |
1,6 |
В домашних условиях (членами семьи) |
332 |
5,3 |
Всего: |
6206 |
5,3 |
7
Внутрибольничные инфекции в Российской Федерации за 1995-97 гг.*
8
*Основные показатели здравоохранения Российской Федерации за 1995-97 гг., МЗ РФ, Федеральный центр Госсанэпиднадзора, Москва, 1998
С р е ди заболеваний, относящихся к ВБИ, большинство связанно с медицинскими вмешательствами. В частности, это постинъекционные осложнения (инфильтраты, аб с ц е с с ы , флегмоны). Следует отметить, что многочисленные литературные данные не позволяют получить объективное представление о частоте ВБИ, развивающихся в результате диагностических и лечебных процедур, вакцинаций и профилактических осмотров .
Итак, у 69,3% госпитализированных пациентов с постинъекционными нагноениями, инъекция производилась медицинскими работниками поликлиник и скорой помощи.
Смертность пациентов с постинъекционной патологией составляет 2%, так как у 1,7% пациентов происходит генерализация инфекции.
Передаче ВИЧ и вирусов гепатита В, С, Д также способствуют инъекции. Так, серь езный первичный очаг ВИЧ был зарегистрирован в 1988 г. в Элисте и соседних горо дах — 250 инфицированных. Сегодня, учитывая увеличение ВИЧ-инфицированных, в том числе с р е д и медицинского персонала, риск передачи ВИЧ во время диагности ческих и лечебных процедур значительно возрастает.
В |
и р у с н ы е г е п а т и т ы В, С, Д составляют 6 — 7% в о б щ е й структуре ВБИ. При |
росте |
заболеваемости гепатитом В в Российской Федерации (рис. 1.1) можно ожи |
дать в ЛПУ увеличения риска инфицирования вирусом гепатита В.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ГЕПАТИТОМ В СРЕДИ |
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПАЦИЕНТОВ ГЕПАТИТОМ В |
ВРАЧЕЙ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (на 100 тыс.) |
(на 100 тыс. населения) Российская Федерация и |
Москва, 1996 г. |
Москва, 1986-1996 гг. |
Рис. 1.1
7 — 1 2 % — к и ш е ч н ы е и н ф е к ц и и , при этом 8 0 % случаев — сальмонелез. 7 — 9 % внутрибольничного сальмонеллеза выявлено у медицинского персонала ЛПУ.
Исследователи отмечают, что «медицинский персонал является основным резер вуаром инфекции, за счет которого обеспечивается циркуляция и сохранение возбу дителя, вызывающего формирование стойких очагов сальмонелеза в ЛПУ.»
Втаблице приводится динамика инфицирования внутрибольничными инфекция ми на т е р р и т о р и и РФ.
Передача патогенных микроорганизмов от пациента к пациенту происходит так же, как и от пациента к персоналу.
Вчастности, через руки персонала передаются: золотистый стафилококк, э п и — дермальный стафилококк, стрептококк А, энтерококк, эшерихии, клебсиелла, энтеро — бактер, протей, сальмонелла, синегнойная палочка, анаэробные бактерии, дрожжепо —
до б н ы й гриб рода кандида, простой герпес, вирус полиомиелита, вирус гепатита А. Учитывая количество микроорганизмов, следует помнить, что мытье рук — серьез
ная мера профилактики ВБИ.
9
1.2. Профилактика ВБИ
При уходе за пациентами профилактика ВБИ возможна при соблюдении о б щ и х
ме р п р е д о с т о р о ж н о с т и :
•мыть руки сразу после контакта с инфицированным материалом и пациентами (кровью и д р у г и м и биологическими жидкостями организма, инфицированным паци ентом или предметами ухода за ним);
•по возможности не прикасаться к инфицированному материалу;
•надевать перчатки при контакте с кровью, инфицированным материалом и био логическими жидкостями;
•мыть руки сразу после снятия перчаток;
•немедленно убирать просыпанный или пролитый инфицированный материал;
•дезинфицировать оборудование по уходу сразу после использования;
•использованный перевязочный материал сжигать.
М ы т ь е р у к — важнейшая процедура, позволяющая предупредить ВБИ. Выделяют три уровня деконтаминации рук: социальный, гигиенический (дезин
фекция), хирургический (в данном руководстве освещаются первые два уровня).
С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь : мытье не сильно загрязненных рук мылом с водой по зволяет удалить с кожи большинство транзиторных микроорганизмов.
Социальная обработка рук проводится:
•перед приемом пищи;
•после посещения туалета;
•перед и после ухода за пациентом;
•при загрязнении рук.
На рис. 1.2 показаны поверхности, которые часто пропускают во время мытья рук, поэтому они остаются, как правило, грязными.
После поверхностных контактов с пациентом (например, измерение АД) мытье рук не требуется .
Рис. 1.2. Участки, пропускаемые при мытье рук
10
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #