Практическое руководство это учебник

Практическое руководство

Практическое руководство

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВОпрактическое издание, которое очень близко к практическому пособию и отличается от него большей директивностью (делай так!) и, как правило, более широкой темой.

ГОСТ 7.60—90 определяет П. р. как «практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение к.-л. производственными навыками», хотя при таком определении нельзя П. р. отличить от практического пособия, также рассчитанного на самостоятельное овладение материалом в отличие от пособия учебного.

Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс.
.
2003.

Смотреть что такое «Практическое руководство» в других словарях:

  • практическое руководство — Практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими либо производственными навыками. [ГОСТ 7.60 2003] практическое руководство Рекомендации, выпущенные государственным органом или организацией по стандартам, такой как ISO или… …   Справочник технического переводчика

  • практическое руководство — практическое руководство: Практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими либо производственными навыками. Источник: ГОСТ 7.60 2003: Система …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Практическое руководство — практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение к. л. производственными процессами или устройствами …   Реклама и полиграфия

  • практическое руководство — Rus: практическое руководство Deu: Anleitung für die Betriebspraxis Eng: guidance manual, practical guide Fra: manuel pratique, guide âne Практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими либо производственными навыками. ГОСТ …   Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

  • Практическое руководство для пастырей — – богословская наука, заменившая с 1864 г. 2 науки: пастырское богословие и каноническое право – и имеющая задачей выяснить нравственные начала и систематически изложить церковно гражданские постановления, которыми должен руководиться… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Практическое руководство для пастырей — богословская наука, заменившая собой, с 1867 г., две науки, входившие прежде в состав семинарского курса: пастырское богословие (см.) и каноническое право (см.). Она имеет задачей уяснить те нравственные начала и систематически изложить те… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — производственное издание, содержащее преимущественно материал описательно эмпирического характера и предназначенное для специалистов, желающих повысить свою квалификацию, и лиц, стремящихся самостоятельно овладеть какой либо профессией или… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ГОСТ Р 53647.1-2009: Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство — Терминология ГОСТ Р 53647.1 2009: Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство оригинал документа: 2.8 анализ воздействия на бизнес (business impact analysis): Процесс исследования функционирования бизнеса и последствий… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Руководство — производственно практическое издание детально инструктивного характера. См. также Практическое руководство …   Издательский словарь-справочник

  • руководство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? руководства, чему? руководству, (вижу) что? руководство, чем? руководством, о чём? о руководстве; мн. что? руководства, (нет) чего? руководств, чему? руководствам, (вижу) что? руководства,… …   Толковый словарь Дмитриева

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Практическое руководство

Определение понятия

Практическое руководство — это документ, предоставляющий информацию и инструкции по выполнению конкретных задач, которые могут быть связаны с различными областями жизни. Оно обычно содержит шаг за шагом инструкции, примеры и советы, чтобы помочь пользователям находиться на правильном пути и достигать желаемых результатов.

Цель практического руководства

Главная цель практического руководства — облегчить процесс выполнения задачи или достижения конкретной цели. Оно предоставляет пользователю необходимые знания, навыки и инструкции, чтобы успешно осуществить действия или преодолеть трудности, с которыми он может столкнуться.

Структура практического руководства

Практическое руководство может быть структурировано таким образом, чтобы пользователям было легко ориентироваться и найти нужную информацию. Обычно оно включает в себя следующие разделы:

  1. Введение: общее представление о теме руководства и объяснение, почему оно важно.

  2. Материалы: список необходимых материалов, инструментов или программ, которые понадобятся пользователям для выполнения задачи.

  3. Шаги: пошаговые инструкции, описывающие, как выполнить задачу или достичь цели. Каждый шаг должен быть понятно разъяснен и может содержать примеры или советы для лучшего понимания.

  4. Результат: описание ожидаемого результата или цели, которую пользователь должен достичь после выполнения всех шагов.

  5. Дополнительные ресурсы: ссылки на другие ресурсы, которые могут быть полезны для дальнейшего изучения или углубленного понимания темы.

Примеры использования практического руководства

Практическое руководство может быть использовано во многих областях, включая:

  • Технические навыки: например, практическое руководство по установке и настройке программного обеспечения или инструкции по сборке компьютера.

  • Ремонт и обслуживание: например, практическое руководство по ремонту автомобиля или инструкции по замене сломанных предметов в доме.

  • Кулинария: например, практическое руководство по приготовлению определенных блюд или инструкции по использованию особых приборов или устройств.

  • Управление проектами: например, практическое руководство по планированию, организации и выполнению проекта.

Заключение

Практическое руководство — это инструмент, который помогает пользователям достичь конкретной цели или успешно выполнить задачу. Оно предоставляет пошаговые инструкции и полезную информацию, которая может быть применена в различных областях жизни. Практическое руководство помогает пользователям развивать навыки, получать новые знания и справляться с трудностями на их пути.

С.А.Мухина,

И.И.Тарновская

Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела»

Москва

2002

ББК 53.5 М 94

Рецензенты: Струтынский А.В., д. м. н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внут­ ренних болезней лечебного факультета Российского государственного медицинс­ кого университета.

Коваленко Т.В., директор Московского медицинского колледжа №2.

Мухина З.В., главная медсестра клинического центра Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

М у х и н а С.А., Т а р н о в с к а я И.И.

М 94 Практическое руководство к предмету «Основы с е с т р и н с к о г о дела». Учебное пособие . — М.: Рсдник, 2002352 с.

ISBN 5-85895-038-4

Рекомендовано управлением научных и образовательных медицинских учреждений Мин­ здрава России в качестве учебника по предмету «Основы сестринского дела» для студентов медицинских училищ и колледжей. Представляет интерес для студентов факультетов ВСО и практикующего сестринского персонала.

©

С.А.

Мухина,

ISBN 5-85895-038-4

И.И.

Тарновская

©

И К

‘Родник», 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый читателю учебник «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» авторов С. А. Мухиной и И. И. Тарновской — это следующая после «Теоретических основ сестринского дела» книга, написанная известными авторами и адресованная сту­ дентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ.

Выход в свет данного практического руководства к базисному пред­ мету подготовки сестер является весьма актуальным и своевремен­ ным. Ценность учебника в том, что он полностью соответствует про­ грамме предмета «Основы сестринского дела» в рамках Государствен­ ного образовательного стандарта по специальности «Сестринское де­ ло», принятие которого позволило определить границы единого обра­ зовательного пространства подготовки медицинских сестер на всей территории Российской Федерации.

Учебник состоит из 16 глав, каждая из которых раскрывает наибо­ лее важные проблемы практической деятельности медицинских сес­ тер. Достоинством учебника является подробно разработанная глава «Инфекционный контроль», содержащая современные методы профи­ лактики внутрибольничной инфекции, интересные статистические дан­ ные, глоссарий,таблицы.

Новым является и введение такого раздела, как «Безопасность сре­ ды на рабочем месте медицинской сестры». Большое внимание уделя­ ют авторы вопросам ухода за тяжелыми больными.

Интересны для специалистов и главы «Уход за стомами», «Сер­ дечно-легочная реанимация», расширяющие рамки использования учеб­ ника. Материал представлен в большинстве случаев в виде кратких и четко сформулированных алгоритмов действий медицинской сестры.

Книга богато иллюстрирована, содержит большое количество ри­ сунков, схем и таблиц, повышающих наглядность учебного материала.

Современное содержание учебника, его высокий методический уро­ вень, хороший литературный язык позволяют рекомендовать его не только студентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ, но и студентам факультетов высшего сестринского образова­ ния, а также студентам первого курса лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов Российской Федерации.

Н. И. ВОЛОДИН

Заместитель

начальника

Управления

научных

и

образовательных учреждений Минздрава

РФ

Опыт важнее изучения,но без предварительного изучения часто будешь ошибаться.

Т. Билорот «Домашний уход за больными»

Много сказано и написано о том, что каждая жен­ щина может быть хорошей сиделкой. Я же, напро­ тив, полагаю, что основы ухода почти неизвестны, и этому нужно учиться.

Флоренс Найтингейл( 1859)

ВВЕДЕНИЕ

Практическое руководство составлено в соответствии с новым содержанием пред­ мета, предусмотренным государственным образовательным стандартом по специ ­ альности 0406 «Сестринское дело», 0407 «Лечебное дело», 0408 «Акушерское дело». Большинство рассматриваемых в учебнике технологий и процедур стандартизированы.

Авторы уделяют большое внимание актуальной проблеме отечественного здра­ воохранения — внутрибольничной инфекции, предлагая современный подход к ее про­ филактике: с п о с о б ы мытья рук (различные уровни), деконтаминации помещений ле­ чебных учреждений и оборудования . На цветных вкладках представлено моечное, де ­ зинфекционное, стерилизующее оборудование . Для осуществления инфекционного контроля показаны методы взятия биологического материала для бактериологичес­ кого и паразитологического исследования .

Впервые в учебнике подробно изложены меры, с п о с о б с т в у ю щ и е безопасности сестры на рабочем месте (профилактика травмы позвоночника, уменьшение воздей­ ствия токсичных веществ, облучения, инфекции).

Освещается уход за тяжелобольными: приготовление постели, размещение па­ циента, профилактика пролежней, помощь в одевании, кормлении, умывании и т. д.

Раскрыты психологические проблемы, возникающие у пациента в связи с невоз­ можностью удовлетворять физиологические потребности .

В соответствии с программой в учебнике подробно даны принципы ухода за пациентом со стомой, реабилитации, а также обучения по уходу за стомой в домашних условиях.

Все процедуры и технологии в учебнике изложены в виде алгоритмов, приближа ­ ющихся к современным стандартам сестринской практики.

Авторы будут благодарны организаторам сестринских служб, сестринскому пер ­ соналу лечебных учреждений, преподавателям сестринских образовательных учебных заведений, а также студентам сестринских факультетов медицинских училищ, коллед­ жей, вузов за отзывы и замечания по содержанию и форме учебника.

Глава 1

Инфекционный контроль

Студент должен знать:

— понятие «инфекционный контроль»;

элементы инфекционного процесса;

определение «внутрибольничная инфекция» (ВБИ);

масштаб проблемы ВБИ;

резервуары возбудителей ВБИ;

способы передачи ВБИ;

группы риска ВБИ;

общие меры предосторожности в связи с проблемой ВБИ;

уровни мытья рук;

понятия «деконтаминация», «очистка», «дезинфекция», «стерилизация»;

способы очистки инструментов;

преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов;

о потенциальном риске для здоровья сестры при неправильном приготовлении и использовании дезинфицирующих средств;

документы, регламентирующие режимы дезинфекции;

способы и режимы дезинфекции предметов ухода за больными, белья, инструментов;

средства дезинфекции;

способы и этапы предстерилизационной очистки;

способы контроля качества предстерилизационной очистки;

методы и режимы стерилизации;

методы контроля паровой и воздушной стерилизации;

принципы работы ЦСО;

меры предосторожности при работе с острыми и режущими ин­ струментами.

Студент должен уметь:

мыть руки до и после любой манипуляции (на социальном и ги­ гиеническом уровне);

надевать и снимать нестерильный халат;

надевать стерильные и снимать использованные перчатки;

надевать и снимать маску;

пользоваться дезинфицирующими средствами;

проводить предстерилизационную очистку инструментария;

проводить пробы для определения качества предстерилизацион­ ной очистки;

брать пробы биологического материала для бактериологическо­ го и паразитологического исследования.

5

ГЛОССАРИЙ

Понятие

Определение

Вирулентные микроорганизмы

Микроорганизмы, вызывающие заболевание

Генерализованная форма инфекции

Инфекция, распространяющаяся по всему

организму, поражая различные ткани и

органы

Госпитальный штамм микроорганизмов

Микроорганизмы, изменившие свою структуру

в ЛПУ и обладающие полирезистентностью

Дезинфекция

Процесс,уменьшающий количество

патогенных микроорганизмов (кроме

бактериальных спор) находящихся на живом

организме или коже, количество которых для

здоровья неопасно

Деконтаминация

Процесс удаления или уничтожения

микроорганизмов с целью обезвреживания

и защиты — очистка. дезинфекция,

стерилизация

Детергенты

Моющие средства

Интактная кожа

Кожа, не имеющая отклонений в структуре и

функции

Инвазивные процедуры

Манипуляции, при которых нарушается

целостность тканей, сосудов, полости

Контаминация

Обсеменение

Очистка

Процесс удаления с поверхности объекта

инородных тел (органических остатков,

микроорганизмов и т. д.)

Пирогенный

Повышающий температуру тела

Постоянные микроорганизмы

Живущие и размножающиеся в

поверхностных и глубоких слоях кожи

Резистентность

Устойчивость

Резидентный штамм микроорганизмов

Микроорганизмы, присутствующие в норме,

обязательные, пристеночные. В обычных

условиях заболеваний не вызывают

Реконтаминация

Повторное обсеменение

Стерилизация

Процесс уничтожения всех микроорганизмов,

включая бактериальные споры

Транзиторные микроорганизмы

Непостоянные, необязательные, просветные

микроорганизмы, появляющиеся вследствие

свежего контакта и имеющие ограниченный

срок жизни

Экспозиционная выдержка

Промежуток времени для наступления

дезинфекции (стерилизации)

6

1.1. Проблема внутрибольничной инфекции

Во всем мире внутрибольничные инфекции являются актуальной проблемой . Оте­ чественные и зарубежные исследователи свидетельствуют: внутрибольничная инфек­ ция (ВБИ) возникает как м и н и м у м у 5 — 1 2 % пациентов, поступающих в ЛПУ. Смерт­ ность от нее достигает 2 5 % , а у новорожденных ВБИ — основная причина смертности .

Встационарах различного профиля периодически возникают эпидемические вспышки.

КВБИ относят заболевания, возникающие:

у пациентов, инфицированных в стационаре;

у пациентов, получающих поликлиническую помощь (скорую, неотложную);

у медицинских работников, заразившихся при оказании п о м о щ и пациентам в стационаре, поликлинике, в условиях скорой (неотложной) п о м о щ и .

Ввозникновении, поддержании и распространении ВБИ важнейшую роль играет медицинский персонал ЛПУ. В данном учебнике отмечены факторы, увеличивающие рост ВБИ, которые непосредственно связаны с медицинским персоналом .

«1. Искусственно сформировался мощный механизм передачи возбудителей ин­ фекций, связанный с инвазивными вмешательствами, лечебными и диагностически ­ ми процедурами, использованием медицинской аппаратуры.

2. Активизировался естественный механизм передачи возбудителей инфекцион­ ных болезней, о с о б е н н о воздушно-капельный и контактно-бытовой в условиях тесно ­ го общения пациентов и медицинского персонала ЛПУ.

3. Ш и р о к о е использование для диагностики и лечения сложной техники приво­ дит к травмированию слизистых оболочек и кожного покрова, формируя «ворота» для возбудителей инфекции, поэтому требуются особые методы стерилизации . А они ча­ сто отсутствуют.

4. Медленная психологическая перестройка части клиницистов, по-прежнему рас­ сматривающих ВБИ (пневмония, пиелонефрит, воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, в т.ч. постинъекционные инфильтраты) как неинфекционную патологию. Это приводит к несвоевременным профилактическим и противоэпидеми ­ ческим мероприятиям.»

В структуре ВБИ ведущее место — 7 5 — 8 0 % , особенно в крупных городах, зани­ мают г н о й н о — с е п т и ч е с к и е и н ф е к ц и и (ГСИ). Основные пути ее передачи — контак­ тный и воздушно-капельный (аэрозольный). Факторы риска возникновения ГСИ:

увеличение с р е д и сотрудников числа носителей штаммов резидентного типа;

формирование госпитальных штаммов;

увеличение обсемененности воздуха, окружающих предметов и рук персонала;

диагностические и лечебные манипуляции;

несоблюдение правил размещения пациентов;

несоблюдение правил инфекционной безопасности при уходе за пациентами; др.

П о с т и н ъ е к ц и о н н а я г н о й н а я п а т о л о г и я п р и п р о в е д е н и и и н ъ е к ц и и

Место проведения инъекций

Случаи постинъекционных нагноений

абс.

%

Поликлиника

3306

53,3

Скорая помощь

993

16,0

Больница

1077

17,4

Родовспомогательное учреждение

84

1,4

Медсанчасть,здравпункт

314

5,0

Дом отдыха,санаторий

100

1,6

В домашних условиях (членами семьи)

332

5,3

Всего:

6206

5,3

7

Внутрибольничные инфекции в Российской Федерации за 1995-97 гг.*

8

*Основные показатели здравоохранения Российской Федерации за 1995-97 гг., МЗ РФ, Федеральный центр Госсанэпиднадзора, Москва, 1998

С р е ди заболеваний, относящихся к ВБИ, большинство связанно с медицинскими вмешательствами. В частности, это постинъекционные осложнения (инфильтраты, аб­ с ц е с с ы , флегмоны). Следует отметить, что многочисленные литературные данные не позволяют получить объективное представление о частоте ВБИ, развивающихся в результате диагностических и лечебных процедур, вакцинаций и профилактических осмотров .

Итак, у 69,3% госпитализированных пациентов с постинъекционными нагноениями, инъекция производилась медицинскими работниками поликлиник и скорой помощи.

Смертность пациентов с постинъекционной патологией составляет 2%, так как у 1,7% пациентов происходит генерализация инфекции.

Передаче ВИЧ и вирусов гепатита В, С, Д также способствуют инъекции. Так, серь­ езный первичный очаг ВИЧ был зарегистрирован в 1988 г. в Элисте и соседних горо ­ дах — 250 инфицированных. Сегодня, учитывая увеличение ВИЧ-инфицированных, в том числе с р е д и медицинского персонала, риск передачи ВИЧ во время диагности ­ ческих и лечебных процедур значительно возрастает.

В

и р у с н ы е г е п а т и т ы В, С, Д составляют 6 — 7% в о б щ е й структуре ВБИ. При

росте

заболеваемости гепатитом В в Российской Федерации (рис. 1.1) можно ожи ­

дать в ЛПУ увеличения риска инфицирования вирусом гепатита В.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ГЕПАТИТОМ В СРЕДИ

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПАЦИЕНТОВ ГЕПАТИТОМ В

ВРАЧЕЙ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (на 100 тыс.)

(на 100 тыс. населения) Российская Федерация и

Москва, 1996 г.

Москва, 1986-1996 гг.

Рис. 1.1

7 — 1 2 % — к и ш е ч н ы е и н ф е к ц и и , при этом 8 0 % случаев — сальмонелез. 7 — 9 % внутрибольничного сальмонеллеза выявлено у медицинского персонала ЛПУ.

Исследователи отмечают, что «медицинский персонал является основным резер­ вуаром инфекции, за счет которого обеспечивается циркуляция и сохранение возбу­ дителя, вызывающего формирование стойких очагов сальмонелеза в ЛПУ.»

Втаблице приводится динамика инфицирования внутрибольничными инфекция­ ми на т е р р и т о р и и РФ.

Передача патогенных микроорганизмов от пациента к пациенту происходит так­ же, как и от пациента к персоналу.

Вчастности, через руки персонала передаются: золотистый стафилококк, э п и — дермальный стафилококк, стрептококк А, энтерококк, эшерихии, клебсиелла, энтеро — бактер, протей, сальмонелла, синегнойная палочка, анаэробные бактерии, дрожжепо —

до б н ы й гриб рода кандида, простой герпес, вирус полиомиелита, вирус гепатита А. Учитывая количество микроорганизмов, следует помнить, что мытье рук — серьез­

ная мера профилактики ВБИ.

9

1.2. Профилактика ВБИ

При уходе за пациентами профилактика ВБИ возможна при соблюдении о б щ и х

ме р п р е д о с т о р о ж н о с т и :

мыть руки сразу после контакта с инфицированным материалом и пациентами (кровью и д р у г и м и биологическими жидкостями организма, инфицированным паци­ ентом или предметами ухода за ним);

по возможности не прикасаться к инфицированному материалу;

надевать перчатки при контакте с кровью, инфицированным материалом и био ­ логическими жидкостями;

мыть руки сразу после снятия перчаток;

немедленно убирать просыпанный или пролитый инфицированный материал;

дезинфицировать оборудование по уходу сразу после использования;

использованный перевязочный материал сжигать.

М ы т ь е р у к — важнейшая процедура, позволяющая предупредить ВБИ. Выделяют три уровня деконтаминации рук: социальный, гигиенический (дезин­

фекция), хирургический (в данном руководстве освещаются первые два уровня).

С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь : мытье не сильно загрязненных рук мылом с водой по­ зволяет удалить с кожи большинство транзиторных микроорганизмов.

Социальная обработка рук проводится:

перед приемом пищи;

после посещения туалета;

перед и после ухода за пациентом;

при загрязнении рук.

На рис. 1.2 показаны поверхности, которые часто пропускают во время мытья рук, поэтому они остаются, как правило, грязными.

После поверхностных контактов с пациентом (например, измерение АД) мытье рук не требуется .

Рис. 1.2. Участки, пропускаемые при мытье рук

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Like this post? Please share to your friends:
  • Руководство рпц что это
  • Южно уральская дирекция по тепловодоснабжению руководство
  • Как оформить пушкинскую карту через госуслуги для ребенка пошаговая инструкция
  • Наушники user manual инструкция на русском языке
  • Ошибка компиляции microsoft vbscript предполагается наличие окончания инструкции