Практическое руководство для медсестер

С.А.Мухина,

И.И.Тарновская

Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела»

Москва

2002

ББК 53.5 М 94

Рецензенты: Струтынский А.В., д. м. н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внут­ ренних болезней лечебного факультета Российского государственного медицинс­ кого университета.

Коваленко Т.В., директор Московского медицинского колледжа №2.

Мухина З.В., главная медсестра клинического центра Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

М у х и н а С.А., Т а р н о в с к а я И.И.

М 94 Практическое руководство к предмету «Основы с е с т р и н с к о г о дела». Учебное пособие . — М.: Рсдник, 2002352 с.

ISBN 5-85895-038-4

Рекомендовано управлением научных и образовательных медицинских учреждений Мин­ здрава России в качестве учебника по предмету «Основы сестринского дела» для студентов медицинских училищ и колледжей. Представляет интерес для студентов факультетов ВСО и практикующего сестринского персонала.

©

С.А.

Мухина,

ISBN 5-85895-038-4

И.И.

Тарновская

©

И К

‘Родник», 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый читателю учебник «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» авторов С. А. Мухиной и И. И. Тарновской — это следующая после «Теоретических основ сестринского дела» книга, написанная известными авторами и адресованная сту­ дентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ.

Выход в свет данного практического руководства к базисному пред­ мету подготовки сестер является весьма актуальным и своевремен­ ным. Ценность учебника в том, что он полностью соответствует про­ грамме предмета «Основы сестринского дела» в рамках Государствен­ ного образовательного стандарта по специальности «Сестринское де­ ло», принятие которого позволило определить границы единого обра­ зовательного пространства подготовки медицинских сестер на всей территории Российской Федерации.

Учебник состоит из 16 глав, каждая из которых раскрывает наибо­ лее важные проблемы практической деятельности медицинских сес­ тер. Достоинством учебника является подробно разработанная глава «Инфекционный контроль», содержащая современные методы профи­ лактики внутрибольничной инфекции, интересные статистические дан­ ные, глоссарий,таблицы.

Новым является и введение такого раздела, как «Безопасность сре­ ды на рабочем месте медицинской сестры». Большое внимание уделя­ ют авторы вопросам ухода за тяжелыми больными.

Интересны для специалистов и главы «Уход за стомами», «Сер­ дечно-легочная реанимация», расширяющие рамки использования учеб­ ника. Материал представлен в большинстве случаев в виде кратких и четко сформулированных алгоритмов действий медицинской сестры.

Книга богато иллюстрирована, содержит большое количество ри­ сунков, схем и таблиц, повышающих наглядность учебного материала.

Современное содержание учебника, его высокий методический уро­ вень, хороший литературный язык позволяют рекомендовать его не только студентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ, но и студентам факультетов высшего сестринского образова­ ния, а также студентам первого курса лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов Российской Федерации.

Н. И. ВОЛОДИН

Заместитель

начальника

Управления

научных

и

образовательных учреждений Минздрава

РФ

Опыт важнее изучения,но без предварительного изучения часто будешь ошибаться.

Т. Билорот «Домашний уход за больными»

Много сказано и написано о том, что каждая жен­ щина может быть хорошей сиделкой. Я же, напро­ тив, полагаю, что основы ухода почти неизвестны, и этому нужно учиться.

Флоренс Найтингейл( 1859)

ВВЕДЕНИЕ

Практическое руководство составлено в соответствии с новым содержанием пред­ мета, предусмотренным государственным образовательным стандартом по специ ­ альности 0406 «Сестринское дело», 0407 «Лечебное дело», 0408 «Акушерское дело». Большинство рассматриваемых в учебнике технологий и процедур стандартизированы.

Авторы уделяют большое внимание актуальной проблеме отечественного здра­ воохранения — внутрибольничной инфекции, предлагая современный подход к ее про­ филактике: с п о с о б ы мытья рук (различные уровни), деконтаминации помещений ле­ чебных учреждений и оборудования . На цветных вкладках представлено моечное, де ­ зинфекционное, стерилизующее оборудование . Для осуществления инфекционного контроля показаны методы взятия биологического материала для бактериологичес­ кого и паразитологического исследования .

Впервые в учебнике подробно изложены меры, с п о с о б с т в у ю щ и е безопасности сестры на рабочем месте (профилактика травмы позвоночника, уменьшение воздей­ ствия токсичных веществ, облучения, инфекции).

Освещается уход за тяжелобольными: приготовление постели, размещение па­ циента, профилактика пролежней, помощь в одевании, кормлении, умывании и т. д.

Раскрыты психологические проблемы, возникающие у пациента в связи с невоз­ можностью удовлетворять физиологические потребности .

В соответствии с программой в учебнике подробно даны принципы ухода за пациентом со стомой, реабилитации, а также обучения по уходу за стомой в домашних условиях.

Все процедуры и технологии в учебнике изложены в виде алгоритмов, приближа ­ ющихся к современным стандартам сестринской практики.

Авторы будут благодарны организаторам сестринских служб, сестринскому пер ­ соналу лечебных учреждений, преподавателям сестринских образовательных учебных заведений, а также студентам сестринских факультетов медицинских училищ, коллед­ жей, вузов за отзывы и замечания по содержанию и форме учебника.

Глава 1

Инфекционный контроль

Студент должен знать:

— понятие «инфекционный контроль»;

элементы инфекционного процесса;

определение «внутрибольничная инфекция» (ВБИ);

масштаб проблемы ВБИ;

резервуары возбудителей ВБИ;

способы передачи ВБИ;

группы риска ВБИ;

общие меры предосторожности в связи с проблемой ВБИ;

уровни мытья рук;

понятия «деконтаминация», «очистка», «дезинфекция», «стерилизация»;

способы очистки инструментов;

преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов;

о потенциальном риске для здоровья сестры при неправильном приготовлении и использовании дезинфицирующих средств;

документы, регламентирующие режимы дезинфекции;

способы и режимы дезинфекции предметов ухода за больными, белья, инструментов;

средства дезинфекции;

способы и этапы предстерилизационной очистки;

способы контроля качества предстерилизационной очистки;

методы и режимы стерилизации;

методы контроля паровой и воздушной стерилизации;

принципы работы ЦСО;

меры предосторожности при работе с острыми и режущими ин­ струментами.

Студент должен уметь:

мыть руки до и после любой манипуляции (на социальном и ги­ гиеническом уровне);

надевать и снимать нестерильный халат;

надевать стерильные и снимать использованные перчатки;

надевать и снимать маску;

пользоваться дезинфицирующими средствами;

проводить предстерилизационную очистку инструментария;

проводить пробы для определения качества предстерилизацион­ ной очистки;

брать пробы биологического материала для бактериологическо­ го и паразитологического исследования.

5

ГЛОССАРИЙ

Понятие

Определение

Вирулентные микроорганизмы

Микроорганизмы, вызывающие заболевание

Генерализованная форма инфекции

Инфекция, распространяющаяся по всему

организму, поражая различные ткани и

органы

Госпитальный штамм микроорганизмов

Микроорганизмы, изменившие свою структуру

в ЛПУ и обладающие полирезистентностью

Дезинфекция

Процесс,уменьшающий количество

патогенных микроорганизмов (кроме

бактериальных спор) находящихся на живом

организме или коже, количество которых для

здоровья неопасно

Деконтаминация

Процесс удаления или уничтожения

микроорганизмов с целью обезвреживания

и защиты — очистка. дезинфекция,

стерилизация

Детергенты

Моющие средства

Интактная кожа

Кожа, не имеющая отклонений в структуре и

функции

Инвазивные процедуры

Манипуляции, при которых нарушается

целостность тканей, сосудов, полости

Контаминация

Обсеменение

Очистка

Процесс удаления с поверхности объекта

инородных тел (органических остатков,

микроорганизмов и т. д.)

Пирогенный

Повышающий температуру тела

Постоянные микроорганизмы

Живущие и размножающиеся в

поверхностных и глубоких слоях кожи

Резистентность

Устойчивость

Резидентный штамм микроорганизмов

Микроорганизмы, присутствующие в норме,

обязательные, пристеночные. В обычных

условиях заболеваний не вызывают

Реконтаминация

Повторное обсеменение

Стерилизация

Процесс уничтожения всех микроорганизмов,

включая бактериальные споры

Транзиторные микроорганизмы

Непостоянные, необязательные, просветные

микроорганизмы, появляющиеся вследствие

свежего контакта и имеющие ограниченный

срок жизни

Экспозиционная выдержка

Промежуток времени для наступления

дезинфекции (стерилизации)

6

1.1. Проблема внутрибольничной инфекции

Во всем мире внутрибольничные инфекции являются актуальной проблемой . Оте­ чественные и зарубежные исследователи свидетельствуют: внутрибольничная инфек­ ция (ВБИ) возникает как м и н и м у м у 5 — 1 2 % пациентов, поступающих в ЛПУ. Смерт­ ность от нее достигает 2 5 % , а у новорожденных ВБИ — основная причина смертности .

Встационарах различного профиля периодически возникают эпидемические вспышки.

КВБИ относят заболевания, возникающие:

у пациентов, инфицированных в стационаре;

у пациентов, получающих поликлиническую помощь (скорую, неотложную);

у медицинских работников, заразившихся при оказании п о м о щ и пациентам в стационаре, поликлинике, в условиях скорой (неотложной) п о м о щ и .

Ввозникновении, поддержании и распространении ВБИ важнейшую роль играет медицинский персонал ЛПУ. В данном учебнике отмечены факторы, увеличивающие рост ВБИ, которые непосредственно связаны с медицинским персоналом .

«1. Искусственно сформировался мощный механизм передачи возбудителей ин­ фекций, связанный с инвазивными вмешательствами, лечебными и диагностически ­ ми процедурами, использованием медицинской аппаратуры.

2. Активизировался естественный механизм передачи возбудителей инфекцион­ ных болезней, о с о б е н н о воздушно-капельный и контактно-бытовой в условиях тесно ­ го общения пациентов и медицинского персонала ЛПУ.

3. Ш и р о к о е использование для диагностики и лечения сложной техники приво­ дит к травмированию слизистых оболочек и кожного покрова, формируя «ворота» для возбудителей инфекции, поэтому требуются особые методы стерилизации . А они ча­ сто отсутствуют.

4. Медленная психологическая перестройка части клиницистов, по-прежнему рас­ сматривающих ВБИ (пневмония, пиелонефрит, воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, в т.ч. постинъекционные инфильтраты) как неинфекционную патологию. Это приводит к несвоевременным профилактическим и противоэпидеми ­ ческим мероприятиям.»

В структуре ВБИ ведущее место — 7 5 — 8 0 % , особенно в крупных городах, зани­ мают г н о й н о — с е п т и ч е с к и е и н ф е к ц и и (ГСИ). Основные пути ее передачи — контак­ тный и воздушно-капельный (аэрозольный). Факторы риска возникновения ГСИ:

увеличение с р е д и сотрудников числа носителей штаммов резидентного типа;

формирование госпитальных штаммов;

увеличение обсемененности воздуха, окружающих предметов и рук персонала;

диагностические и лечебные манипуляции;

несоблюдение правил размещения пациентов;

несоблюдение правил инфекционной безопасности при уходе за пациентами; др.

П о с т и н ъ е к ц и о н н а я г н о й н а я п а т о л о г и я п р и п р о в е д е н и и и н ъ е к ц и и

Место проведения инъекций

Случаи постинъекционных нагноений

абс.

%

Поликлиника

3306

53,3

Скорая помощь

993

16,0

Больница

1077

17,4

Родовспомогательное учреждение

84

1,4

Медсанчасть,здравпункт

314

5,0

Дом отдыха,санаторий

100

1,6

В домашних условиях (членами семьи)

332

5,3

Всего:

6206

5,3

7

Внутрибольничные инфекции в Российской Федерации за 1995-97 гг.*

8

*Основные показатели здравоохранения Российской Федерации за 1995-97 гг., МЗ РФ, Федеральный центр Госсанэпиднадзора, Москва, 1998

С р е ди заболеваний, относящихся к ВБИ, большинство связанно с медицинскими вмешательствами. В частности, это постинъекционные осложнения (инфильтраты, аб­ с ц е с с ы , флегмоны). Следует отметить, что многочисленные литературные данные не позволяют получить объективное представление о частоте ВБИ, развивающихся в результате диагностических и лечебных процедур, вакцинаций и профилактических осмотров .

Итак, у 69,3% госпитализированных пациентов с постинъекционными нагноениями, инъекция производилась медицинскими работниками поликлиник и скорой помощи.

Смертность пациентов с постинъекционной патологией составляет 2%, так как у 1,7% пациентов происходит генерализация инфекции.

Передаче ВИЧ и вирусов гепатита В, С, Д также способствуют инъекции. Так, серь­ езный первичный очаг ВИЧ был зарегистрирован в 1988 г. в Элисте и соседних горо ­ дах — 250 инфицированных. Сегодня, учитывая увеличение ВИЧ-инфицированных, в том числе с р е д и медицинского персонала, риск передачи ВИЧ во время диагности ­ ческих и лечебных процедур значительно возрастает.

В

и р у с н ы е г е п а т и т ы В, С, Д составляют 6 — 7% в о б щ е й структуре ВБИ. При

росте

заболеваемости гепатитом В в Российской Федерации (рис. 1.1) можно ожи ­

дать в ЛПУ увеличения риска инфицирования вирусом гепатита В.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ГЕПАТИТОМ В СРЕДИ

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПАЦИЕНТОВ ГЕПАТИТОМ В

ВРАЧЕЙ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (на 100 тыс.)

(на 100 тыс. населения) Российская Федерация и

Москва, 1996 г.

Москва, 1986-1996 гг.

Рис. 1.1

7 — 1 2 % — к и ш е ч н ы е и н ф е к ц и и , при этом 8 0 % случаев — сальмонелез. 7 — 9 % внутрибольничного сальмонеллеза выявлено у медицинского персонала ЛПУ.

Исследователи отмечают, что «медицинский персонал является основным резер­ вуаром инфекции, за счет которого обеспечивается циркуляция и сохранение возбу­ дителя, вызывающего формирование стойких очагов сальмонелеза в ЛПУ.»

Втаблице приводится динамика инфицирования внутрибольничными инфекция­ ми на т е р р и т о р и и РФ.

Передача патогенных микроорганизмов от пациента к пациенту происходит так­ же, как и от пациента к персоналу.

Вчастности, через руки персонала передаются: золотистый стафилококк, э п и — дермальный стафилококк, стрептококк А, энтерококк, эшерихии, клебсиелла, энтеро — бактер, протей, сальмонелла, синегнойная палочка, анаэробные бактерии, дрожжепо —

до б н ы й гриб рода кандида, простой герпес, вирус полиомиелита, вирус гепатита А. Учитывая количество микроорганизмов, следует помнить, что мытье рук — серьез­

ная мера профилактики ВБИ.

9

1.2. Профилактика ВБИ

При уходе за пациентами профилактика ВБИ возможна при соблюдении о б щ и х

ме р п р е д о с т о р о ж н о с т и :

мыть руки сразу после контакта с инфицированным материалом и пациентами (кровью и д р у г и м и биологическими жидкостями организма, инфицированным паци­ ентом или предметами ухода за ним);

по возможности не прикасаться к инфицированному материалу;

надевать перчатки при контакте с кровью, инфицированным материалом и био ­ логическими жидкостями;

мыть руки сразу после снятия перчаток;

немедленно убирать просыпанный или пролитый инфицированный материал;

дезинфицировать оборудование по уходу сразу после использования;

использованный перевязочный материал сжигать.

М ы т ь е р у к — важнейшая процедура, позволяющая предупредить ВБИ. Выделяют три уровня деконтаминации рук: социальный, гигиенический (дезин­

фекция), хирургический (в данном руководстве освещаются первые два уровня).

С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь : мытье не сильно загрязненных рук мылом с водой по­ зволяет удалить с кожи большинство транзиторных микроорганизмов.

Социальная обработка рук проводится:

перед приемом пищи;

после посещения туалета;

перед и после ухода за пациентом;

при загрязнении рук.

На рис. 1.2 показаны поверхности, которые часто пропускают во время мытья рук, поэтому они остаются, как правило, грязными.

После поверхностных контактов с пациентом (например, измерение АД) мытье рук не требуется .

Рис. 1.2. Участки, пропускаемые при мытье рук

10

Соседние файлы в предмете Сестринское дело

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Елена Храмова: Справочник медсестры. Практическое руководство

Елена Храмова Справочник медсестры. Практическое руководство

  • Название:

    Справочник медсестры. Практическое руководство

  • Автор:

  • Издательство:

    Array Литагент «РИПОЛ»

  • Жанр:

  • Год:

    2010

  • Город:

    Москва

  • Язык:

    Русский

  • ISBN:

    978-5-386-02532-8

  • Рейтинг книги:

    4 / 5

  • Избранное:

    Добавить книгу в избранное

  • Ваша оценка:

    • 80
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

Справочник медсестры. Практическое руководство: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Справочник медсестры. Практическое руководство»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Книга «Справочник медсестры» включает основную информацию по вопросам сестринского дела. Авторы рассказывают историю становления сестринского дела как науки, рассуждают о морально-этических качествах медицинской сестры, ее профессиональной ответственности, правах пациента с учетом современного подхода к сестринской деятельности (читатели смогут узнать, что такое сестринский процесс). Отдельные разделы посвящены описанию, лечению, диагностике наиболее распространенных патологий и уходу за пациентом, помощи при неотложных состояниях. Кроме того, в книге приводятся описания основных медицинских манипуляций, выполняемых медсестрой. Издание может быть использовано в качестве учебного пособия для средних медицинских учебных заведений и как руководство по уходу за больными в домашних условиях.

Елена Храмова: другие книги автора

Кто написал Справочник медсестры. Практическое руководство? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Уважаемые правообладатели!

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Справочник медсестры. Практическое руководство — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Справочник медсестры. Практическое руководство», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Елена Юрьевна Храмова, Владимир Александрович Плисов

Справочник медсестры. Практическое руководство

Введение

В настоящее время в России насчитывается почти 1,5 млн медицинских работников среднего звена. Медицинская сестра – очень распространенная и востребованная профессия, предполагающая наличие определенных нравственных и психологических качеств у человека, ее избравшего, а также необходимой профессиональной подготовки.

В последние десятилетия подход к профессии медицинской сестры изменился во всем мире. В России первые изменения начались уже в конце 1980-х гг. Однако на практике медсестра еще долго оставалась «лицом со средним медицинским образованием, работающим под руководством врача или фельдшера».

В начале 1990-х гг. во многих европейских странах было внедрено высшее сестринское образование. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международный совет медсестер способствовали развитию сестринского дела как науки в России.

Уже с 1966 г. в Серии докладов ВОЗ № 347 говорилось о том, что медицинские сестры должны быть менее зависимыми в своих действиях, иметь более высокую квалификационную подготовку, кроме того, им необходимо развивать профессиональное мышление, которое позволило бы принимать самостоятельные решения на основе научных знаний.

В настоящее время постоянно расширяется спектр медицинских услуг, появляются лечебно-профилактические учреждения различных форм собственности, дневные стационары, развивается паллиативная медицина. К последней относятся хосписы, в которых оказывается медицинская помощь и осуществляется уход за пациентами с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями и умирающими. Оказывать помощь таким больным может медицинская сестра, обладающая аналитическим мышлением, способная составить и выполнить план обследования, сестринского ухода, проведения необходимых медицинских манипуляций в соответствии с технологиями их выполнения и при этом обосновывать свои действия науч но.

С 1994 г. в России существует многоуровневая система подготовки медицинских сестер в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В настоящее время в связи с развитием медицинского страхования возникли новые предпосылки для продолжения реформ в сестринском деле.

Многоуровневая система подготовки среднего медицинского персонала позволяет повысить качество медицинского обслуживания населения, снизить экономические затраты на подготовку медицинского персонала и др. Реформирование сестринского дела позволило изменить кадровую политику, использовать сестринские кадры более рационально. В результате в больницах вновь появились младшие медицинские сестры, осуществляющие основной уход за больными, а также новые виды медицинской помощи, например паллиативная медицина.

Реформа сестринского дела в России осуществляется на основании программы развития сестринского дела. Для подготовки специалистов новой формации создана многоуровневая система подготовки медперсонала со средним медицинским образованием, открываются институты высшего сестринского образования, в настоящее время во многих высших медицинских учебных заведениях нашей страны осуществляется последипломная подготовка специалистов высшего сестринского образования (интернатура, аспирантура и др.). Такая подготовка позволяет развивать сестринское дело как науку, делать новые научные разработки в области сестринского дела.

Для развития сестринского дела регулярно проводятся международные семинары, конференции. Специалисты сестринского дела входят в состав многих международных и российских общественных и профессиональных медицинских организаций.

Особое значение в последнее время приобрел вопрос статуса медицинской сестры. Сейчас уделяется большое внимание повышению престижности данной профессии, ее социальной значимости. Большое значение в этом имеет собственное самосознание медицинских сестер, поэтому в науке «Сестринское дело» выделяется понятие «философия сестринского дела». Именно формирование особого философского подхода помогает вывести мышление обучающихся по специальности «Сестринское дело» на более высокий уровень.

Современным медицинским сестрам нужно иметь научные знания, уметь анализировать, предвидеть последствия, планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения. Большое значение имеет умение налаживать профессиональные контакты с коллегами, пациентами и их родственниками, руководством.

Читать дальше

Похожие книги на «Справочник медсестры. Практическое руководство»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Справочник медсестры. Практическое руководство» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Обсуждение, отзывы о книге «Справочник медсестры. Практическое руководство» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство автомагнитола pioneer скачать
  • Как применять крем корега для зубных протезов видео инструкция
  • Анестезол мазь инструкция по применению цена отзывы
  • Руководство по управлению на клавиатуре
  • Мобио метабиотик инструкция по применению цена