Iеннике Ф. Руководство къ живописи масляными красками. С.-Петербургъ: Типографiя В.А.Тиханова, 1909.- 206 с.
Notes
Библiотека «Русскiй Мусейонъ»
- Addeddate
- 2023-03-09 07:34:38
- Identifier
- iennike_arts
- Identifier-ark
- ark:/13960/s2vx2hw7hnd
- Ocr
- tesseract 5.3.0-3-g9920
- Ocr_detected_lang
- ru
- Ocr_detected_lang_conf
- 1.0000
- Ocr_detected_script
- Cyrillic
- Ocr_detected_script_conf
- 1.0000
- Ocr_module_version
- 0.0.19
- Ocr_parameters
- -l rus
- Ppi
- 200
- Scanner
- Internet Archive HTML5 Uploader 1.7.0
comment
Reviews
There are no reviews yet. Be the first one to
write a review.
Если ваша давняя мечта научиться рисовать как настоящий художник, но нет времени для того, чтобы идти в художественную школу, или денег, чтобы нанять репетитора, не отчаивайтесь! Вы можете самостоятельно заняться обучением дома в свободное и удобное для вас время. Главное – это тщательно подготовиться, потому что вашим учителем будете вы сами.
В первую очередь необходимо понять, какими именно знаниями вы должны овладеть. Решающее значение в самостоятельном обучении имеют правильно подобранные книги. В учебных заведениях для художников-живописцев преподают следующие дисциплины: рисунок, живопись, композиция, цветоведение, анатомия и перспектива. Если вы самостоятельно решили изучать курс рисования, то вам понадобится набор следующих учебников.
Рисунок
Основы учебного академического рисунка. Николай Ли.
Автор подает весь курс академического рисунка, последовательно раскрывая все материалы учебной программы художественного училища. Шаг за шагом вы легко освоите рисование простых геометрических тел (куб, цилиндр, сфера, конус, пирамида), которые лежат в основе конструкций любых более сложных предметов таких как греческие вазы, капители, предметы мебели, дома, человеческое тело. Из этой книги вы узнаете основы линейной перспективы, метод конструктивного построения в рисунке, понятие о пропорциях предметов и их значение в рисунке, а также знания пластической анатомии тела человека.
Рисунок. Наброски и зарисовки. В. К. Кузин
Выполнение набросков и зарисовок играет важную роль в развитии выразительности рисунка, цельности видения, умения передать пропорции и основные черты позы. Данная книга ознакомит вас с художественными возможностями линии и пятна, а также с различными материалами, которыми можно выполнять наброски. Здесь полно примеров набросков выдающихся художников. Кроме того, вы узнаете роль набросков в создании композиции, и освоите техники и схемы построения набросков и зарисовок.
Игра света и тени для художников. Бёрн Хогарт
Из этой книги вы узнаете о всевозможных типах освещения и влияние света на материальность. Вы получите обширное представление о том, что такое светотеневой рисунок на плоскости, и какую роль играет свет в моделировке формы. У вас будет представление о том, какие есть категории света и тени, и как влияет свет на выразительность композиции. А также поймете, чем отличаются друг от друга плоский рассеянный свет, лунный свет, скульптурный свет, пространственный свет, фрагментарный свет, ослепляющий свет, выразительный свет. В целом, в этой пособии вы обнаружите сотни определений света и получите более глубокое представление о его функции в рисунке.
Живопись
Техника акварельной живописи. П. П. Ревякин
Эта книга, выпущенная еще во времена СССР, является универсальным руководством по академической живописи. Она дает широкое представление о влиянии освещения на цвет и раскрывает такие основные понятия в живописи как собственный и отраженный свет, цветовая температура, светотень, локальный цвет предмета. Этот учебник познакомит вас с особенностями чувствительности нашего зрения к цвету и различными видами цветовых контрастов. Вы узнаете, какие материалы необходимы при работе с акварельными красками, а также особенности взаимодействия различных пигментов с бумагой. Здесь описана подробная методика работы классического способа моделировки формы предметов при помощи акварельных красок, а также дается понятие о перспективе и планах в живописи. Значительная часть книги посвящена написанию архитектурных сооружений, поэтому ее полезно будет прочитать даже архитекторам.
Основы живописи. Могилевцев В. А.
Эта книга рассчитана на профессиональное обучение портретной живописи. Здесь изложены базовые знания об академической живописи маслом в жанре портрета. Также здесь есть описание перечня необходимых материалов, этапы рисунка кистью на холсте, схема проработки деталей (глаза, нос, губы). А также здесь рассмотрены цветовые отношения и выразительные средства живописи. Книга разбита на 4 раздела: голова, портрет с руками, фигура, копирование. В каждом из разделов автор подробно описывает все этапы работы от замысла, создания эскиза до детализации и обобщения готового портрета. Кроме этой книги у Могилевцева есть еще две отличные книги “Основы рисунка” и “Наброски и учебный рисунок”, которые также заслуживают внимания и могут служить альтернативой вышеуказанным учебникам по рисунку.
Полный курс масляной живописи. Хеннес Руиссинг
В данной книге вы найдете описание материалов для живописи маслом, рецепты грунта, методы создания подрамника, обтяжки его холстом и проклейки грунтом. Автор демонстрирует все этапы работы: от наброска до создания готового живописного полотна. Из этой книги вы узнаете как работать с мастихином, чем отличаются пастозные и лессировочные краски, что такое воздушная перспектива и колорит. Здесь есть простые примеры для наработки техники письма маслом в основных жанрах. Кроме того автор дает понятие о цветовых контрастах и способах применения их в живописи, а также дает советы, как избежать многих ошибок при работе с красками начинающим художникам.
Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты. Кейт Фенвик.
Если вам больше по душе акварель, то эта книга позволит с легкостью освоить пейзажную живопись. Она содержит в себе множество иллюстрированных примеров. При помощи нее вы освоите технику написания деталей пейзажа, которые порой представляют сложность для начинающих – это вода, архитектурные детали, камни, одиночные деревья. Автор детально рассматривает способы написания различных атмосферных эффектов, архитектурных и горных пейзажей, учит различным приемам написания неба, леса, воды. Он раскрывает секреты своей палитры, демонстрирует возможности применения маскирующей жидкости, дает множество мелких практических советов.
Анатомия
Изображение человека. Готтфрид Баммес
Безусловно, самый лучший автор, которого можно найти для изучения пластической анатомии художнику. Баммес не только профессионально излагает анатомию фигуры человека, но и дает представление об изображении фигуры на плоскости. Самая лучшая его книга «Анатомия для художников», к сожалению, не переведена на русский язык. Поэтому всем, кто не владеет немецким языком, рекомендую ознакомиться с этими двумя книгами на русском языке «Образ человека» и «Изображение человека. Основы рисунка с натуры», которые являются компиляцией оригинальной книги на русском языке. Первая книга является подробным курсом анатомии и дает полное представление о строении, пропорциях человеческого тела, изображении статичной и динамичной человеческой фигуры. Вторая книга посвящена больше именно процессу рисования фигуры на плоскости и позволит вам освоить различные способы моделирования формы человеческого тела.
Цветоведение
Искусство цвета. Иоханнес Иттен
Данная книга представляет собой обширный труд о теории цвета. Она познакомит вас с физической природой цвета, расскажет об основах цветовой гармонии и даст полное представление о системе цвета. Вы узнаете не только о цветовом конструировании, всех типах цветового контраста, цветовой гармонии и теории цветовой выразительности, которые являются базой во многих учебниках по цветоведению, но и расширите свое представление о цвете боле глубокими познаниями. Автор углубляется в изучение семантики цвета, субъективного восприятия цвета, пространственного воздействия света на цвет. Кроме того, Иттен уделяет внимание теории цветовых впечатлений, что является особенно важным для художников-живописцев, которые интересуются реалистичной передачей объектов в световоздушной среде.
Композиция
Основы композиции. Н. М. Сокольникова.
Несмотря на то, что этот учебник рассчитан на учащихся 5-8 классов, на мой взгляд, это полезная книга как для начинающего, так и для опытного художника. Здесь в простой форме изложены основы композиции и очень удачно подобраны примеры, которые доступно передают логику композиционного размещения объектов на плоскости. Книжка знакомит читателя с элементарными правилами и средствами композиции, значением диагоналей в передаче движения, силовыми линиями формата, средствами выделения сюжетно-композиционного центра, правило золотого сечения, симметрии и асимметрии. В общем, здесь вы найдете все необходимое, что нужно учитывать при построении любой композиции, включая практические советы, которые легко усваиваются и применяются.
Вот с таким набором учебников, вы можете справиться с процессом обучения рисованию самостоятельно! Все эти книги можно легко скачать в интернете, но еще лучше будет приобрести их оригиналы для настольного чтения. Напоследок, еще один совет – старайтесь обращаться в первую очередь к методической литературе авторов-академиков и избегать поверхностных брошюр в мягкой обложке с броскими названиями, которые, как правило, не дают системных знаний.
Превью: Depositphotos
Читайте также:
Основы рисования: как построить удачную композицию для рисунка
Основы рисунка: Рисуем с натуры женское тело
Основы рисования: правила цветовой палитры в живописи
-
ВСЕ
-
Рисование
-
Советы художника
-
История искусств
-
Живопись
-
Рисунок
-
Цветоведение
-
Поэтапное рисование
-
Вдохновение
-
О художниках
-
Ученики
-
Композиция
-
Абстракция
-
Книги
-
Фильмы
Книги по технологии масляной живописи (классика).
21.04.2020 11:42
У многих начинающих художников дома лежит заветная коробка масляных красок, до которой никак не доходят руки, а кое-кто уже пробовал рисовать маслом на мастер-классе, но так и не понял, как это делать правильно.
Технология масляной живописи сложна и требует внимательности и точности соблюдения всех деталей. Что с чем смешивать, чтобы писать маслом, какие краски использовать, как и чем разводить масляные краски, как готовить холст для живописи, принципы смешения масляных красок в таблице — всё это стоит изучать и технично применять. Разумеется, профессиональные художники этому специально учатся, практикуют, сначала под руководством учителя живописи, а потом и самостоятельно. Да и хранение масляных картин и влияние самого химического состава красок на сохранность живописной работы имеет значение. Об этом задумываются даже те, кто в первый раз взял в руки масляные краски.
Существует множество книг по технике и технологии живописи маслом. Конечно, рисовать по книгам не научишься, но изучить важные аспекты и технологические особенности — очень даже желательно. Сделаю обзор лучших учебников масляной живописи, раскрывающих и описывающих основы технологии письма маслом.
1). Д.И.Киплик “Техника живописи”. 1999.
Одно из лучших пособий по живописи, написанное профессором Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге и выдержавшее множество переизданий. Книга написана более 70 лет назад и местами устарела, но фундаментальная основа, обязательный минимум технологических знаний живописца в ней есть и представлен полно, понятно и ёмко, без воды и с опорой на исследования мастеров прошлого. Здесь собрана самая важная информация о составе масляных красок, различии красочных пигментов, воздействии на них света и воздуха, температуры и влажности, их связующих веществах.
Хорошо описаны в книге кроющие способности красок: какие лессировочные, полулессировочные и укрывистые, а также разнице в светостойкости пигментов, что особенно важно для сохранности картины. Отдельные главы книги посвящены видам масляных красок: минеральным натуральным, минеральным искусственным, натуральным органическим и искусственным органическим, что удобно для изучения вязкости масляных красок, их степени ядовитости или цветовой группе.
Очень подробно в этом труде описаны основные химические процессы при смешивании различных масляных красок друг с другом, даны чёткие рекомендации для смесей красок одной и разных групп (видов). Хорошо описаны отдельные красочные пигменты в соответствии с их группами: белила, охры, марсы и т.д..
Отдельный раздел книги посвящён рисунку, акварели, темпере и пастели.
Тщательно проанализированы и описаны в книге масла, лаки и разбавители для живописи маслом, их различия и особенности, даны подробные рекомендации, как смешать их для работы с красками наилучшим образом в нужной пропорции (кстати, хорошо описано, почему подсолнечное масло пригодно для живописи, но не удобно).
Здесь прекрасно описано использование ускорителей высыхания масляных красок и способы замедления высыхания красочного слоя. Хорошо показаны дефекты масляной живописи и способы их не допустить или исправить (трещины, прожухлости и т.д.). Словом, это классическое пособие, отвечающее на основные вопросы о том, как рисовать маслом на серьёзном профессиональном уровне, актуальное всегда.
“Средние и темные охры (Осге brun, Rehbraun, Brown ochre) обязаны своим цветом большому содержанию в них окислов железа, а также присутствию в их составе некоторого количества марганцовых соединений, которые вместе с тем, способствуют лучшему высыханию их с маслом. Краски эти, подобно прочим охрам, отличаются большой прочностью, но в масляной живописи нередко наблюдается потемнение их. Это явление объясняется главным образом следующими причинами: 1) поглощением охрами большого количества масла при приготовлении из них масляных красок; 2) присутствием в красках большого количества посторонних и особенно битуминозных веществ.
Эти последние, растворяясь в масле, располагаются на поверхности живописи и, таким образом, темнят ее. Сырые желтые охры натурального происхождения подвергаются для производства коричневых и красных оттенков прокаливанию (обжигу). Таким образом получают ряд красок, носящих различное наименование, а именно: венецианской, помпейской, пуццуоли и т. д. Цвет красок зависит от высоты температуры обжига и чистоты сырого продукта; чем чище последний, тем ярче цвет выходящей краски. Из темных охр таким же образом получаются коричневые охры. Лучших качеств краски выходят из сырого материала, не содержащего извести и органических примесей. При прокалке натуральные охры теряют в своем составе химическую воду, меняются в цвете, но сохраняют свои положительные живописные свойства”.
“Отрицательным результатом продолжительного вылеживания масляных красок в тюбах являются также те изменения в веществе красок, которые происходят при этом. Так, краски, относящиеся к категории вполне прочных, каковы: английская красная, капут-мортуум, все жженые охры и другие краски железного происхождения, при недостаточной нейтральности масла могут быть при долгом хранении красок последним частично изменяемы. Извлеченное из таких залежавшихся красок связующее вещество не имеет уже первоначального вида, а принимает желтый или коричневый цвет, так как содержит в себе железо в растворенном коллоидальном состоянии.
Краски в таком состоянии не являются уже по своим качествам безупречными, так как они способны темнить живопись. Затвердевшие в тюбах масляные краски нужно считать погибшими для художника. Извлекать их из тюбов и снова растирать с маслом, как делают это иногда художники, ни в коем случае нельзя рекомендовать. При излишне тонком измельчении многие краски теряют в цвете и кроющей силе и, кроме того, становятся подобными асфальту, так как коллоидально тонкое измельчение делает их способными подыматься на поверхность живописи, изменяя тон ее. Некоторые из красок, а именно крапп-лаки, при слишком тонком измельчении их с маслом приобретают способность легко растрескиваться”.
2). А. В. Виннер “Масляная живопись и её материалы”. 1950.
Отличный справочник для художников, осваивающих масляную технику живописи. Материал в книге чётко структурирован, разделён на 6 основных частей: 1 — обзор основ под масляную живопись и грунтов; 2 — свойства и особенности масла для живописи и его видов; 3 — исследование белых, жёлтых и красных масляных красок, их пигментов, светостойкости и прочего; 4 — анализ синих, зелёных, коричневых и чёрных пигментов масляных красок, их прочности и особенностей; 5 — разбор разнообразных лаков и их применения в живописи маслом; 6 — связующие вещества, разбавители для масла и способы изготовления масляных красок.
В книге особое внимание уделено научно-историческому подходу к масляной живописи — описаны способы работы и технологические особенности начиная с эпохи Возрождения, способы обучения живописи маслом, особенности живописных материалов прошлого. Прекрасно разобраны и описаны в книге основные пигменты, используемые в классической палитре художников — характерные цвета, их названия, свойства, способы применения в живописи, особенности смесей и просыхания.
Особенно мне импонирует описание применения художниками XVI -XVII веков имприматуры (цветного грунта) для получения определённых живописных эффектов и подробное исследование качества и химического состава грунтовки. Очень тактично и метко автор использует конкретные произведения искусства известных авторов в качестве иллюстрации к своим словам: особенности живописи Ван Дейка, Рокотова, Тициана, Тропинина невероятно интересны и вдохновляют на дальнейшее изучение технологии живописи маслом и индивидуальные технологические живописные эксперименты.
Подробно, поэтапно в книге описана работа с грунтами для масляной живописи: изготовление, подбор качественного холста, послойное нанесение, постобработка. Особое внимание уделено исследованию удельного веса масел для живописи и цветовых пигментов, что помогает самостоятельно вычислять наиболее удачные смеси красок. Словом, эта книга достаточно обширная, мощная по глубине исследования, структурно чёткая и грамотная, но при этом не скучная и, разумеется, полезная.
Все материалы книги, исследования и выводы сделаны на основе работы Центральных государственных реставрационных мастерских, практических и лабораторных, недаром книга вышла в печать впервые под редакцией И.Э.Грабаря. Рекомендую её как профессиональным художникам, так и художникам-самоучкам.
“Цинковые белила, обладая светоустойчивостью и прочностью, имеют ряд существенных недостатков. Красочный слой цинковых белил, а также смешанных с ними красок не обладает достаточной эластичностью и отличается значительной хрупкостью и склонностью к растрескиванию, причём сцепление красочного слоя цинковых белил с поверхностью грунта очень незначительно, что вызывает частые осыпания живописной поверхности. Незначительные колебания влажности воздуха, являющиеся причиной ослабления натяжения холста картины, резко отражаются на прочности живописного слоя, содержащего цинковые белила, и вследствие неэластичности и хрупкости их вызывают появление трещин и осыпания.
Многочисленные случаи осыпания красочного слоя, наблюдаемые нами в ряде картин XIX в., являются следствием употребления художником цинковых белил. Помимо этих существенных недостатков, цинковые белила обладают слабой кроющей силой, а в смеси с маслом через некоторое время утрачивают часть своей и так небольшой кроющей силы и становятся прозрачными. Эта усиливающаяся со временем прозрачность слоя цинковых белил появляется вследствие образования, под действие жирных кислот масла на пигмент, цинкового мыла. При смешении цинковых белил с хорошо уплотнённым солнечным жаром и кислородом воздуха маслами прозрачность красочного слоя цинковых белил несколько уменьшается.
В смесях с некоторыми красками: ауреолин, светлый кадмий, парижская лазурь, индиго и многими органическими красителями, цинковые белила оказывают значительное влияние на устойчивость этих красителей. По наблюдениям Эйбнера и Тойбера, цинковые белила понижают светоустойчивость этих красителей, ускоряя и усиливая действие световых лучей на них. Причиной этого является влияние теплоты и связанной с ней конденсации водяных паров.
В живописи цинковые белила употребляли в Западной Европе ещё в начале XVII в.; из 2 частей цинковых белил и 1 части свинцовых, хорошо смешанных и стёртых, приготовляли в то время белую краску, называемую белой лунной, лунными белилами или белилами из лунного камня”.
3). Макс Дёрнер “Художественные материалы и их применение в живописи”. 2016г. (русское издание, 1 том).
Эта книга — общемировой бестселлер по теме технологии масляной живописи. Профессор Дёрнер, основатель НИИ техники живописи и реставрации, который, кстати, до сих пор существует и активно работает, создал фундаментальный труд о живописной технике, технологии художественных материалов, отличное практическое руководство для художников и теоретический документ одновременно.
На русский язык на сегодняшний день переведён только 1 том из 3, книга объёмна и насыщенна, а главное, проста и ясна. 1 том трилогии состоит из 3 частей: 1) грунты, пигменты, связующие, масляная живопись; 2) темпера, пастель, акварель, стенопись, техника живописи старых мастеров; реставрация и консервация памятников искусства.
Вместе с автором читатель-художник проходит весь путь создания картины, одновременно изучая особенности технологического процесса живописи маслом: от выбора холста до свойств отдельных пигментов и их смесей. Мне кажется, это особенно важно, ведь книга является отличным руководством по масляной живописи для студентов художественных колледжей и Вузов. Здесь есть и обзор тканей для основы картины (переплетение, свойства, состав и прочее), и виды грунтов и способы их применения, а также ошибки художников при приготовлении, нанесении и просушке грунтов разного качества. Много внимания автор уделяет сохранности картин и уходу за ними, отдельно выписывает, как ухаживать за картиной на холсте, на дереве, фанере, картоне и т.д..
Подробно и понятно автор описывает основные пигменты для масляных красок, группируя их по цвету: белые, жёлтые, красные, синие, зелёные, коричневые, чёрные. Что характерно, в этой книге, помимо русских названий красок, приводятся ещё названия их на английском и немецком языках — это очень удобно, потому что некоторые одинаковые краски называются по-разному в разных странах.
Очень подробно в книге разобраны масла и способы их обработки, сиккативы (ускорители высыхания масляных красок), эфирные (летучие) масла — разбавители, терпентины (живица), смолы, воски — всё это важные составные части красок и сложных разбавителей масла.
Отдельный раздел посвящён техникам масляной живописи — от традиционных алла прима и лессировок до комбинированных способов многослойной живописи маслом. О палитре и кистях тоже информация есть. По-моему, это одно из самых убедительных и полных пособий по масляной живописи из существующих, что подтверждает 6 переизданий книги, написанной в 1921 году.
“ЖИВОПИСЬ, ПОСТРОЕННАЯ НА ЦВЕТОВЫХ КОНТРАСТАХ. В этой манере всё изображение строится на сильных цветовых контрастах, когда цвета одинаковой насыщенности наносят кистью или мастихином, а потом им же снимают вновь — до тех пор, пока не возникнет впечатление очень тонких локальных оттенков цвета. Затем насыщенные цвета “преломляют” — перекрывают противоположными: взаимодополнительными или серыми оттенками. Перекрытие (но не интенсивное смешивание) начинают самыми открытыми оттенками контрастного цвета и постепенно приводят всё к гармонии.
Начинающих живописцев нередко поражает, как быстро и сколь незначительными средствами можно добиться того, что самые тёплые цвета превращаются в холодные, а самые насыщенные угасают. Если колорит становится вялым, необходимо вновь поднять интенсивность цвета, положить самые холодные и самые тёплые оттенки, создать сильный цветовой контраст и снова широкой проработкой подчеркнуть или погасить пятна цвета. Работая таким образом, следует постоянно сравнивать между собой качества цвета — выдерживать большие отношения. В такой манере можно удивительно быстро создать эффектное и сильное по цвету изображение”.
“Нанесённая на живописную поверхность масляная краска непрерывно изменяется: даёт некоторую усадку, становится более прозрачной, желтеет, с ней происходят и другие, менее заметные изменения. В общем, происходит то, что можно назвать “срастанием” живописных слоёв, которое до некоторой степени даже гармонизирует их составляющие. Со временем наступает потемнение, живопись приобретает “галерейный” тон. Мне часто вспоминается высказывание одного из знаменитых мастеров о том, что масляной живописи требуется 60-80 лет, чтобы по-настоящему высохнуть. Это подтверждают и исследования последнего времени.
По уже упоминавшемуся предложению Оствальда, чтобы избежать нежелательных последствий старения масел, следует использовать сильно тянущий грунт, поглощающий из связующего большую часть масла, которое потом следует восполнять скипидарными лаками. Неприятностей при этом было бы не избежать: как на оптических свойствах красочного слоя, так и на его дальнейшей сохранности. При этом были бы утрачены все воздушные оттенки, а волокна холста из-за окисления их просочившимся маслом быстро стали бы ломкими.
Современная живопись часто и сильно искажается вследствие почернения, которое во много раз хуже золотистого оттенка пожелтевших масел. Причиной почернения чаще всего является чрезмерное применение органических растворителей — эфирных масел, бальзамов (копайского, например), — их сильные растворяющие свойства, а также технически неверное построение красочного слоя. Так художники нередко работают лессировками в нижних слоях, используют слишком много связующего, накладывают или втирают один в другой взаимодополнительные цвета, которые гасят друг друга. Особенно склонны к почернению “замученные” краски”.
Учебников по технике и технологии масляной живописи огромное количество: старых и современных, кратких и полноценных, практических или теоретических. Но есть классические труды о масляной живописи, её особенностях и применении масляных красок. Я кратко описала их в статье. По ссылкам можно скачать некоторые учебники масляной живописи, чтобы пользоваться ими постоянно, сверяться с таблицами смесей для качественно исполненных картин и учебных этюдов. Пусть ваша живопись будет крепкой, интересной и грамотной технологически и технически и сохранится на долгие годы!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже
-
Назад -
Вперед
Что читать начинающему художнику? Учебные пособия по академическому рисунку
Основы рисунка. Учебное пособие. Могилевцев В.
Первое и единственное за последние 30 лет официальное издание, выпущенное Институтом им. И. Е. Репина по академическому рисунку и удостоенное серебряной медали Академии Художеств.
Немногословное, хорошо иллюстрированное таблицами, фотографиями с анатомических слепков, схемами, рисунками старых мастеров, учебное пособие передает систему академического рисования и наглядно показывает этапы ведения работ. 15-летний опыт профессионального обучения преподавателя кафедры рисунка ГАИЖСА, доцента В. А. Могилевцева, изложен с учетом традиций русской классической школы, и на практических заданиях, этап за этапом, передает суть – основы рисунка – в простой и наглядной форме.
Это дает возможность не только понять и изучить современные академические требования к учебному рисунку, но и задает верное направление для самостоятельных занятий.
«Рисунок по представлению”, Осмоловская О.В., Мусатов А.А.
Осмоловская О.В., Мусатов А.А. «Рисунок по представлению. (В теории и упражнениях. От геометрии к архитектуре».
Учебное пособие » «Рисунок по представлению— первый том из двухтомного издания. Второй том — «Архитектурный рисунок гипсовой головы». Обе эти книги охватывают практически все аспекты начальной подготовки архитектора по рисунку. Пособие предназначено для всех, кто начинает осваивать архитектурный рисунок – прежде всего для абитуриентов и студентов младших курсов архитектурных вузов. Пособие разработано на базе программ и методик кафедры «Рисунок» МАрхИ и содержит теоретические основы архитектурного рисунка, а также практические задания. Последовательное выполнение заданий позволит учащемуся овладеть техникой архитектурного рисунка и приобрести основные навыки как в изображении отдельных геометрических тел, так и составленных из них композиций.
«Рисунок» учебное пособие для вузов. Тихонов С.В., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б.
Приводится методика конструктивно-структурного рисунка, занимающего важное место в обучении и воспитании архитектора. Конструктивно-структурный рисунок рассматривается как основная часть реалистического рисунка. Материал изложен с расчетом на всестороннее осмысленное отношение к рисунку в процессе восприятия, изучения и изображения натуры, а также в момент творческого поиска архитектурного решения. Основное внимание уделено закономерностям построения и восприятия форм предметов, рисунку с натуры, а также архитектурному рисунку. Для студентов архитектурных вузов и факультетов.
В предлагаемой книге рассматриваются теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты. Книга содержит полный объем основных учебных заданий по рисунку, расположенных в строгой последовательности усложнения задач; рассматривает основы композиции, перспективы, пропорции, законы светотени и пластической анатомии, дает представление о форме, объеме и конструкции. Особое внимание автор уделяет методике конструктивно-структурного изображения предметов, а также конструктивно-анатомическому анализу сложной живой формы, основанному на закономерностях их строения. Основные принципы учебного рисунка с натуры, приведенные в книге, способствуют формированию и развитию объемно-пространственных представлений и совершенствованию графических навыков у заинтересованных читателей.
Учебник предназначен для студентов художественных и архитектурных вузов и факультетов, а также для учащихся профессиональных учебных заведений художественного профиля и рекомендуется в качестве теоретического, методического и практического руководства для преподавателей и учителей художественных школ и училищ.
Основы учебного академического рисунка — необходимый материал для любого начинающего художника. В книге Николая Ли представлен великолепный материал, настоящий клад для любого художника или того, кто только еще собирается им стать. Начиная от простых геометрических форм, авторы переходят к анатомии человека — вершине изобразительного искусства.
“Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии”. Хейл Р.Б. Рисунок.
Это увлекательное пособие по рисунку, основанное на изучении шедевров старых мастеров, поможет вам развить свои творческие способности, одолеть технические трудности и освоить необходимые навыки для самостоятельной творческой работы. Книга написана всемирно известным автором и рассчитана на широкий круг читателей.
Об авторе: Роберт Беверли Хейл (1901-1985) — один из выдающихся американских специалистов в области пластической анатомии. Преподавал курс живописи в Куперовском обществе Нью-Йорка, был куратором отдела американской живописи и скульптуры в музее «Метрополитен», читал курс лекций по рисунку в университете Колумбии, а также в Академии изобразительных искусств в Пенсильвании. Его незабываемые лекции посещали как любители, так и профессиональные рисовальщики.
Из Предисловия автора: «Я считаю, что если вы хотите научиться рисовать человеческую фигуру, то следует пойти в ученики к самому лучшему рисовальщику, человеку, который достиг в своём искусстве совершенства. Однако трудность заключается в том, что мастеров, обладающих превосходными качествами в данной области, в наше время не существует. Однако мы можем изучать оригиналы и репродукции с рисунков большинства старых мастеров. Наброски и рисунки великих мастеров, представленные здесь, сопровождают мои объяснения по тексту, поэтому они не организованы ни по стилям, ни хронологически, главная их функция — иллюстрировать книгу. Иллюстрации подобраны таким образом, чтобы показать максимальное количество частей тела в разнообразных ракурсах.»
Оригинал издания на английском языке: Robert Beverly Hale — Drawing Lessons From the Great Masters
В.С. Шаров. Академическое обучение изобразительному искусству.
Что это за книга: «Академическое обучение изобразительному искусству» — учебное пособие по рисованию, подготовленное художником, действующим педагогом, преподавателем одного из старейших учебных заведений страны — Астраханского художественного училища им. П.А. Власова — Владимиром Стефановичем Шаровым. Материал для этого издания собирался Владимиром Шаровым в течение многих лет. В результате его кропотливой работы появился этот фундаментальный труд.
Как устроена книга: Настоящая книга включает в себя теорию и практику сразу по четырем дисциплинам академической школы: рисунку, живописи, станковой композиции и пленэру, что очень удобно для начинающих художников. Основные разделы пособия разбиты по годам и семестрам четырехлетней программы обучения.
Кому адресована эта книга: В первую очередь, издание адресовано студентам художественных училищ, лицеев и других учебных заведений среднего звена художественной школы и их педагогам. Также книга будет интересна студентам соответствующих отделений педагогических вузов и всем, кто хочет постичь основы изобразительной грамоты.
Важное: В издании, помимо важных теоретических обоснований вопросов обучения рисунку, живописи и композиции, дается детальный анализ выполнения программных заданий с I по IV курс художественного училища. Также данное пособие отличает большое количество иллюстративных примеров как с ученическими работами, так и с произведения мастеров мировой живописи.
2-е издание.
“Академический рисунок. Мифы и реальность”. Залегина Е.
Умение рисовать — это навык или особый талант? Как правильно рисовать и как правильно учиться, когда все учебники кажутся скучными, а научные трактаты очень сложно читать? В какой-то момент произошел перелом в системе преподавания одной из самых творческих дисциплин, и она превратилась в абсолютно заумную, полную странных правил и окутанную загадочными мифами. Что из этого ложь, а что — правда? Талантливая художница, преподаватель-методист и арт-блогер Елизавета Залегина считает, что изобразительную грамоту можно изучить и принять к сведению как любую другую — просто и легко. Да так, чтобы рисование не превращалось в череду преодолений, а стало еще одним языком для выражения мыслей и пластических идей любого, кто захочет этой грамотой овладеть. Неважно, чему и как вас учили до этого, — Елизавета развенчает основные мифы, касающиеся академического рисунка, и развеет ваши страхи. С чего начать? Что главное в рисунке? Действительно ли «обрубовка» необходима? Зачем рисовать объемные фигуры? На самом деле все гораздо проще, чем может показаться при пролистывании некоторых академических учебников. В этой книге приведены примеры мастеров прошлого и настоящего и наглядно показано, что мы можем у них перенять, и где можем упростить задачу и даже усовершенствовать старинные техники. Для кого: Для тех, кто хочет научиться рисовать Для тех, кто хочет начать учиться рисовать по- новому.
“Рисунок. Человеческое тело. Анатомия, морфология, пластика”. Джованни Чиварди
Изображение фигуры человека — базисный элемент классического образования художника. Владение техникой рисунка и глубокое понимание природы человеческого тела необходимы для обретения собственного стиля. Внимательное наблюдение за различными позами, фиксирование малейших деталей в работе мышц и скелета помогут отточить восприятие, научиться выразительно передавать пластику и фактуру тела. Книга содержит специально объединенные по тематике рисунки с натуры, сопровождаемые точным описанием хода работы. В каждом разделе приведены разъяснения по теории рисунка, даны основополагающие теоретические понятия, а также рекомендации для практических занятий. Книга будет полезна и студентам, изучающим рисунок, и зрелым мастерам, интересующимися разнообразными художественными школами.
“Аналитический рисунок. Учебное пособие”. Т. Шулика
Учебное пособие «Аналитический рисунок» предназначено, в первую очередь, для подготовки абитуриентов к одноименному вступительному творческому испытанию по направлению «Дизайн архитектурной среды».
В учебном пособии предлагается методика обучения аналитическому рисунку, способствующая приобретению необходимых теоретических знаний и практических навыков. Материалы, подготовленные ведущими преподавателями Московского архитектурного института (государственной академии), знакомят с элементами пластического языка и основами композиции, навыками аналитического видения натуры и проектного мышления, помогают развивать творческий потенциал и композиционные умения.
Пособие иллюстрировано цветными и черно-белыми изображениями: работами абитуриентов и студентов кафедры Дизайны архитектурной среды МАРХИ и произведениями мировой художественной культуры.
“Рисунок и перспектива. Теория и практика. “ Учебное пособие. Маргарита Макарова
Во всех художественных вузах учебным планом предусмотрено изучение одного из главных предметов изобразительного цикла — «Рисунок». От качества овладения знаниями и навыками этого предмета зависит усвоение обучающимися содержания других предметов художественной специальности — это живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, архитектурное и художественное проектирование и пр.
Теоретическая основа и практическая грамотность выполнения рисунка во многом зависят от знания другого важного предмета — «Перспектива». Без их взаимосвязи и взаимодействия трудно выполнить грамотно реалистический рисунок.
В связи с этим студентам художественных специальностей предлагается учебное пособие «Рисунок и перспектива». Его содержанием предусмотрено целенаправленное овладение знаниями и навыками выполнения рисунка на основе законов перспективы. Вместе с тем пособием могут пользоваться учащиеся художественных училищ и детских художественных школ, а также те, кто занимается…
Спасибо и удачного вам обучения!
Здравствуйте!
Благодарим вас за то, что вы стали пользователем Школы Рисования. Это простая и увлекательная платформа, созданная для того, чтобы помочь вам и многим ученикам по всему миру научиться рисовать.
Учитесь рисовать любым удобным для вас способом.
Бесплатные учебные пособия и книги можно скачать бесплатно перейдя по этой ссылке.
https://drive.google.com/drive/folders/1MezpA01S9WjcGiooz8SfCJpB_LivQB7K?usp=sharing
Учитесь вместе s друзьями. Делитесь нашими учебными пособиями с друзьями и коллегами или сохраняйте материалы для вашей библиотеки.
Спасибо и удачного вам обучения!
GHENADIE SONTU FINE ART
Поддержи проект!
Одна «чашка кофе» поможет существовать проекту целый месяц! Если вам нравится рисование, и наши статьи оказались вам полезны, поддержите нашу школу рисования!
Paypal:
paypal.me/ghenadiesontu
Яндекс.Деньги:
4100116350573968
Обучение искусству рисования
Редакция Лабиринта советует
Начинающим художникам. Простые упражнения и важные советы
Творчество, которое приносит достойный доход.
Уникальный авторский самоучитель по рисованию
Секреты букв. Леттеринг от азов и до невероятной красоты
Теоретическая база, необходимая любому художнику
Все в жанре «Обучение искусству рисования»