Познавательная деятельность ученика под руководством учителя называется

Структура учебно-познавательной деятельности 
учащихся.

Учебно-познавательная деятельность — ϶ᴛᴏ
деятельность учащегося по овладению знаниями и способами действий и
саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных учителем.

Она направлена не только на освоение знаний и умений,
но и на самого субъекта (учащегося) в плане совершенствования, развития его
личностных качеств, благодаря целенаправленному присвоению им общественного
опыта (нравственного, культурного, практического, творческого и т.д.)

Учебно-познавательной деятельности присущи следующие
характеристики:

1) она
направлена на овладение научными понятиями и общими способами действий;

2) она включает
разнообразные действия учащегося, в том числе перцептивные (наблюдение:
звуковое и зрительное восприятие учебного материала), умственные (анализ, сравнение,
классификация, обобщение и т.д.), практические (решение задач, эксперимент,
графические и расчетные работы , работа с компьютером и др.);

3) она ведет к
изменениям психических свойств (характера, способностей, памяти, мышления,
чувств, воли) и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих
действий.

Как
любая другая, учебно-познавательная деятельность характеризуется предметностью,
целенаправленностью и продуктивностью (результативностью). Она имеет определенную
структуру и содержание.

Предметом учебной деятельности является содержание учебного материала,
подлежащее усвоению. Сюда относятся: понятия, теории, законы, принципы, задачи,
алгоритмы, процессы, способы действий и т.д., включенные в учебные программы по
изучаемым дисциплинам (учебным предметам).

Цель учебной деятельности заключается в усвоении этих знаний, в
овладении обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам
обучающийся. Следует отметить, что цель учебной деятельности связана с целью
обучения.

 Мотивы учебной деятельности связаны с потребностями, интересами,
склонностями, ценностными ориентациями обучающегося.

К средствам учебной деятельности относятся: базовые знания и умения
обучающегося, устная и письменная речь, учебная литература, конспекты,
наглядные и методические пособия, компьютеры, лабораторное оборудование,
учебное телевидение и т.д.

Способы учебной деятельности — ϶ᴛᴏ приемы и методы, с помощью которых
осуществляется использование средств, с целью овладения знаниями. Сюда
относятся: прослушивание устного изложения учебного материала преподавателем
или одним из учащихся, чтение учебной литературы или конспекта͵ восприятие
информации по наглядным пособиям, работа с компьютером, выполнение лабораторной
работы, методы группового решения проблем и т.д.

Продукт учебной деятельности – новые знания и умения, усвоенные
учащимися в результате учебы. Продуктом также является внутреннее
новообразование психики и деятельности в мотивационном, смысловом, умственном и
нравственном планах.

В структуре учебно-познавательной деятельности
учащегося главным компонентом является учебная задача.
 Основное отличие учебной задачи от
других задач состоит, по сути, в том, что ее цель и результат состоит в
изменении самого субъекта (учащегося), а не в изменении предметов, с которыми
он взаимодействует.

В
деятельности по решению учебных задач бывают выделены следующие взаимосвязанные
компоненты: анализ и понимание задачи, «принятие» учебной задачи, актуализация
имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи;
практическое ее осуществление; контроль (самоконтроль) и оценка решения задачи;
осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной
задачи.

Τᴀᴋᴎᴍ
ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, структура учебно-познавательной деятельности включает следующие
структурные компоненты: предмет, цель, мотивы, средства, учебные действия и
способы их выполнения, продукт (результат). Учебно-познавательную деятельность
можно рассматривать как деятельность по решению учебных задач.

Познавательная деятельность учащихся в процессе усвоения знаний имеет одну очень важную особенность: учитель руководит учебным процессом, но даже при этом ученик овладевает учебным материалом в автономно режиме, осваивая познания, которые уже есть в научной среде. Важную роль в усвоении знаний имеет воспроизведение полученного материала, даже если это воспроизведение проводится в урезанном виде в ходе мыслительных операций.

Стадии учебно-познавательной деятельности

Выделяют три основные стадии запоминания изучаемого материала:

  • восприятие нового материала, усвоение теоретической познаний;
  • применение полученных знаний на практике во время выполнения тренировочных упражнений, развитие навыков и умений в процессе овладения новым материалом;
  • воспроизведение, углубление и закрепление знаний, совершенствование навыков и умений.

Учебно-познавательная деятельность – это совершенный цикл действий, направленных на получение знаний, который включает:

  • восприятие нового материала, его первичное и последующее запоминание;
  • выполнение упражнений, направленных на усвоение знаний и навыков;
  • возобновление активности, направленное на углубление и более прочное усвоение новых знаний.

Восприятие нового материала

Для начала охарактеризуем суть восприятия. Фактически, это процесс восприятия внешних характеристик и признаков предметов и явлений, которые подлежат изучению, посредством органов чувств ученика. Воспринятая информация обрабатывается в центральной нервной системе, что приводит к формированию низшей формы познания – представлений.

Определение 1

Представление – это сохранение в сознании учащегося внешних образов предметов и явлений, воспринятых посредством органов чувств.

Низшей формой познаний представление является в связи с тем, что в нем не раскрывается суть изучаемых предметов и явлений, а лишь происходит фиксация наиболее характерных черт. Научное познание невозможно без познания сути предметов и явлений.

Разницу между научным познанием, восприятием и представлением понимали еще в древности. Об этом в своих трудах писал древнегреческий философ Аристотель. Он отмечал, в частности, что научное познание отличается от восприятия тем, что предмет научного познания – это общее и необходимое, а не случайное и единичное. От представления научное знание по мнению Аристотеля отличается тем, что суждение, сделанное на основе научного знания, всегда истинно.

Давайте теперь разберем, что означает понимание с позиции познавательного действия.

Определение 2

Осознавать – это значит понять, раскрыть смысл явления или предмета, постичь значение чего-либо.

Если говорить про осмысление с позиции познавательного действия, то можно дать этому термину следующее определение.

Определение 3

Осмысление – это мысленное понимание обстоятельств и следствий, связанных с изучаемым явлением или предметом, постижение сущности изучаемого, формирование на основании обстоятельств, следствий и сущности предметов и явлений различных теоретических обобщений.

Процесс осмысления включает в себя:

  • анализ полученной информации о признаках и свойствах изучаемых предметов и явлений;
  • сортировку свойств и признаков, логическое выделение наиболее общих и существенных для всего ряда подобных явлений или предметов характеристик;
  • формулирование теоретических выводов, понятий и определений;
  • проверку истинности сделанных выводов.

Запоминание изучаемого материала

Понимание и способность к воспроизведению — это не одно и то же. Часто бывает, что учащиеся понимают изложенный материал, когда его воспроизводит учитель или другой ученик, но сам ответить на вопросы темы не в состоянии. Все потому, что понимать изучаемый материал мало. Необходимо также сохранять в памяти факты и логические выводы, иметь возможность воспроизводить их свободно и связно.

Знать изучаемый материал – это значит уметь осознанно и в полном объеме воспроизводить его, выделять значимое и второстепенное, объяснять суть предметов и явлений, обосновывать правильность правил и других теоретических обобщений, доказывать справедливость теоретических выводов, отвечать на любые вопросы, которые прямо или косвенно относятся к изучаемому материалу, разделять материал на блоки, устанавливать связи изучаемого материала с тем, что было пройдено ранее, применять знания на практике, составлять схемы, планы, переносить усвоенные знания на разъяснение других фактов и явлений; отделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изучаемом материале, формулировать свое отношение к ним.

Чаще всего запоминание проводится при помощи возобновления изучаемого материала. Выделяют два вида повторения:

  • функциональное;
  • пассивное.

Суть функционального повторения в том, что ученик самостоятельно воссоздает следы ранее воспринятых представлений без восприятия впечатлений от внешнего мира. В отличие от него пассивное повторение предполагает восприятие той информации, которую он уже поспринимал раньше.

Эффект функционального повторения гораздо выше, чем пассивного. Способные дети отдают ему предпочтение на интуитивном уровне.

На практике использование функционального повторения реализуется следующим образом:

  • восприятие материала, например, чтение книги;
  • повторение полученной информации по памяти.

Существует несколько продуктивных методов повторения полученной информации:

  • повторение вслух или про себя;
  • составление плана-конспекта полученной информации;
  • ответы на вопросы учителя или учебного пособия;
  • тезисное изложение полученной информации.

Очень желательно, чтобы ребенок после прочтения раздела учебника перешел к воссозданию информации указанными выше способами.

Для запоминания важны временные рамки. С учетом времени выделяют два типа запоминания:

  • концентрированное, при котором запоминание объема информации производится сразу;
  • рассредоточенное, которое предполагает несколько этапов процесса усвоения материала.

Концентрированное запоминание затрагивает кратковременную память. Знания, полученные одномоментно, быстро забываются.

Рассредоточенное запоминание позволяет задействовать долговременную память. В связи с этим в процессе обучения этот тип запоминания является предпочтительным.

Выполнение упражнений является обязательным условием эффективного запоминания. Повторение фактов, выполнение практической работы, отработка навыков позволяет задействовать полученную информацию, связать новый материал с уже имеющимися знаниями и навыками. Значимость этого этапа обусловлена более глубоким осмыслением нового материала, развитием сообразительности, гибкости мышления, стимулирования творчества.

Завершающим этапом запоминания является обобщение и классификация материала для более полного усвоения знаний. Эта стадия является сложной и достаточно трудоемкой. Однако именно она обеспечивает прочное овладение знаниями и навыками.

Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников

Тюрина Валентина Валентиновна

Введение

Проблема учебно-познавательной деятельности является одной из приоритетных в педагогике. В качестве основы развития младших школьников в процессе обучения рассматривается их учебно-познавательная деятельность, которая принимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя. Учебно-познавательная деятельность младших школьников — это единство двух аспектов: учебного и познавательного, в котором учебная деятельность выступает как инструмент осуществления познания.

Учебно-познавательная деятельность начальной школы отвечает целям развивающего и воспитывающего обучения. Она выполняет функции привития младшим школьникам потребности и навыков самостоятельного пополнения знаний; развитие умений и навыков логических рассуждений; развитие познавательных способностей; формирование мировоззрения младших школьников.

Основные признаки учебно-познавательной деятельности:

-четкая формулировка цели, задач и доведение их до учащихся;

-выбор правильных методов обучения;

— смена видов деятельности;

— формирование познавательной самостоятельности;

— использование различных форм деятельности (индивидуальной, коллективной, групповой, работы в парах и т. д.);

— использование различных средств организации учебной деятельности;

— оперативная корректировка учебной деятельности, использование карточек контроля, карточек-помощников и т. д.

Теоретические основы организации учебно-познавательной деятельности

В результате анализа компонентов учебно-познавательной деятельности можно остановиться на трех, которые наиболее отражают суть учебно-познавательной деятельности младших школьников. Это — мотивационно — целевой, содержательно — операционный и контрольно-оценочный компоненты.

1. Мотивационно — целевой компонент предполагает создание условий для осуществления мотивации учения.

2. Содержательно-операционный компонент состоит из системы ведущих знаний и способов учения. При организации учебно-познавательной деятельности перед учителем стоит задача обеспечить успешное формирование интеллектуальных умений, связанных с переработкой усваиваемой информации. Поэтому в процессе урока нужно обучать их выявлению существенных признаков явлений и вычленению из них общего, умению обобщать, делать выводы.

Операционный компонент представляет собой способы деятельности, операции, действия, составляющие основу деятельности.

3.Контрольно-оценочный компонент — это оценка эффективности учебного труда. Поэтому учебно-познавательная деятельность должна быть направлена на формирование у них умений самооценки и самоконтроля.

Познавательный интерес надо признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится жизненно значимой деятельностью, в котором сам школьник кровно заинтересован.

2. Из опыта работы

Поэтому меня, как учителя начальных классов волнует проблема развития устойчивого интереса к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Я стараюсь формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Всегда помню, что ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Если ученики имеют возможность на каждом уроке решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Основной девиз моей работы — обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребенок — личность, каждому есть чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению.

Урок — живая клеточка образовательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. 45 минут — это кусочек жизни учителя и учащихся, который может быть прожит ярко, эмоционально и стать запоминающимся и наоборот, может пройти скучно и неинтересно.

С этой целью в своей работе стараюсь применять нестандартные формы уроков:

— уроки-фантазии;

-уроки-встречи;

-уроки-презентации;

-уроки-аукционы;

-уроки-соревнования;

-уроки-экскурсии;

-уроки-путешествия;

-театрализованные уроки и т.д.

Уже начиная с первого класса — помню, что детская фантазия является основой творчества, основой становления и развития личности, теоретического мышления на всех следующих этапах развития. И в первую очередь — в младшем школьном возрасте. В игровой деятельности рождаются новые виды умений и навыков, и очень важно реализовать эту возможность в работе с шестилетками. Для развития математических представлений, сенсорики использую игры — « Найди столько же», ««Геометрическое лото», « Соседи»; для лучшего ориентирования в окружающей среде — « Путешествие по городу», « Назови одним словом»; для развития речи — игры « Скажи наоборот», « Живые слова» и др

Часто в своей работе использую игры-соревнования. Это незаменимый прием, поскольку активизирует коллективное мышление, а коллективное мышление помогает каждому почувствовать свою одаренность, помогает думать, быть личностью, делать собственные открытия, высказывать и доказывать свою точку зрения.

Как сказал В. Сухомлинский «Учеба становится интересной, прежде всего тогда, когда ребенок выражает себя в интеллектуальной работе, видит результаты своего творчества, своих усилий». Считаю, что большую роль для развития творческих способностей играют ТРИЗ-технологии. Как показывает исследовательский опыт педагогов-тризовцев, ребенок, овладев мыслительными операциями, умеет и хочет учиться самостоятельно, обладает высокой познавательной активностью. Широко в своей педагогической деятельности применяю тризовские игры — « Хорошо- плохо», « Страна загадок», «Фантазирование», « Прятки слов», « Сказки наоборот», « Да-нет-ка», «Найди общее», « Слово-предмет», « Придумай слово», « Предложение- картинка», « Придумай сказку», « Цепочки слов», «Что было когда…» и т. д. Используя эти игры преследую основную цель — научить ребенка мыслить системно.

Память младшего школьника — важнейший психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Поэтому на каждом уроке стараюсь найти время для развития памяти. Провожу так называемые минутки развития памяти. Сюда входят игры « Прятки слов», « Кодирование слов», «Пары слов», « Тройки слов», а также заучивание скороговорок, пословиц, стишков и т. д.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности высокого уровня произвольного внимания. Развивая устойчивость внимания младшего школьника, учителю следует помнить, что в 1 и 2 классах устойчивость внимания выше при выполнении ими внешних действий и ниже при выполнении умственных. Именно с этой точки зрения чередую умственные занятия и занятия по составлению схем, таблиц, рисунков и т. д. Для развития произвольного внимания помогают игры «Слушай хлопки», « Запомни ритм», « Что изменилось?», « Найди ошибку», «Повтори так же» и др.

Речь — средство общения и форма существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. В развитии речи школьников мне также помогают ТРИЗ-технологии, о которых говорила раньше, игры « Кто последним скажет предложение?», «Буква-слово», « Описательный рассказ», «Опорные слова», « Описание по инструкции», « Загадочная встреча», отзывы о прочитанном и т. д.

Работая много лет в школе, убедилась, что увлекательное чтение — один из главных источников развития любознательности, и чем быстрее ученик полюбит этот предмет, научится хорошо читать, тем увлекательнее для него станет учение. В развитии навыков беглого чтения помогают зрительные диктанты, артикуляционная гимнастика, различные виды чтения: «жужжащее», « бинарное», « чтение в парах», « по цепочке», « чтение скороговоркой», « дирижер», « скачки», « хоровое», «эхо», « прятки», «буксир», выборочное чтение и т. д.

В основе каждого урока должно лежать правило: « Не забывай хвалить за минимальные успехи. Тогда и лень уйдет». Как хорошо сказал К.Д.Ушинский « Ребенок требует деятельности постоянно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Для активизации познавательной деятельности учащихся важное место занимает использование компьютера, мультимедийных установок. Материал на уроке может быть представлен в виде презентаций, компьютерных игр, которые содержат развивающий или познавательный материал, интерактивных программ, тестов и т.п.

Готовясь к уроку, помню, что чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать — это понятно. Но еще важнее — хотя бы один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. А если сделать несколько раз, развивается навык.

Практикую в своей работе проблемное изложение материала. Психологами доказано, что проблемная ситуация является главным средством активизации учебно-познавательной деятельности и управления процессом усвоения новых знаний. Творческую энергию у младшего школьника намного легче развивать, чем у взрослого. Самооценка ребенка, как правило, довольно высокая и его раскрепощенность, внутренняя свобода, отсутствие закомплексованности стереотипов. Это огромные плюсы для ребенка, которые обязаны опираться на проблемное обучение в начальной школе. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, добывать знания. Замечательно на эту тему сказал А.Дистервег: «Плохой учитель подает истину, хороший учит ее находить».

Занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не должны отправляться в самостоятельное плавание. Учитель должен ненавязчиво корректировать их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний. Назначение деятельности учителя — способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию на деятельность.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача учебного процесса.

Вопрос, задача, учебное задание, наглядность, применяемых с учетом принципа проблемности и в определенном сочетании, составляющих основу самостоятельной работы.

Центральная задача младшей школы — формирование « умения учиться». Существует система методов создания ситуации успеха на уроке.

3. Методы дифференцированного обучения

школьник обучение познавательный учебный

Необходимость дифференцированного подхода вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в своих силах.

В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп с определенной целью. Для каждой группы подбирается материал, который соответствует уровню обученности детей. Создаю подобные группы на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний. Разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

Индивидуальная учебно-познавательная деятельность — самостоятельное выполнение учащимися заданий под непосредственным или опосредованным руководством учителя. Индивидуальная учебно-познавательная деятельность может проходить в индивидуализированной, фронтальной и групповой формах. За основу выбора берется индивидуальный уровень подготовки каждого из учащихся.

Коллективная учебно-познавательная деятельность — это деятельность, при которой учащиеся взаимодействуют между собой для достижения общей цели. В данном случае действует принцип «Что одному не под силу, легко коллективу». Часть учащихся, к сожалению, нередко чувствует неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, использование коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие. Использую на уроках различные формы коллективной работы — работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), в группах, коллективная работа всего класса.

Целесообразное, тщательно спланированное применение различных форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников позволяет учителю максимально реализовать принцип индивидуализации обучения и дифференцированного подхода в обучении.

Исследовательская деятельность школьников позволяет учителю раскрывать и развивать способности детей, обогащать их внутренний мир, создает возможности для учащихся занять инициативную позицию в учебном процессе. Ведь исследование — это процесс поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности. Младший школьный возраст — это благоприятный период для вовлечения в учебно-исследовательскую деятельность. Ведь для учеников начальной школы характерны -любознательность, стремление к активной деятельности. Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, делают маленькие открытия.

Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребенка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Ведь учебная деятельность должна быть эмоционально окрашенной. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Ученики должны ощущать чувства радости, эмоционального удовлетворения своими успехами. Важно создание благоприятной атмосферы, в которой дети могут применять свои знания и умения на пользу другим и себе.

Успешность обучения зависит во многом и от личности учителя. Для правильной организации учебно-познавательной деятельности учитель должен пользоваться следующими правилами:

1. У учителя не должно быть любимчиков.

2. Обращаться к ребенку по имени.

3.Каждый урок должен содержать «изюминку», вызывать восторг, удивление.

4.Не винить детей в своих собственных просчетах и ошибках.

5.Поощрять в каждом ребенке смелость ума, умение отстаивать свою очку зрения, любознательность.

6.Хвалить за малейшие достижения и успехи. Девиз: « Хвалю исполнителя, критикую исполнение».

7.Придание значимости успехам ребенка.

8.Применять оптимистические гипотезы — « Вы — талантливые дети», « Я в тебя верю» и т. д.

9.Любить любого ребенка, независимо от его склонностей и способностей.

10.Создание на уроке атмосферы доверия и взаимопонимания.

11.Формировать у учеников уверенность в своих силах и уважение к себе и окружающим.

12. Подвести ученика к тому рубежу, у которого он сможет сделать сам вывод и испытать удовлетворение от успеха.

Заключение

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителя активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащиеся приобретают основные навыки полученных знаний и на основе этого научатся самостоятельно добывать знания.

Основными показателями правильной организации учебно-познавательной деятельности будут являться:

-достижения ребенка в учебной деятельности;

-признание коллективом;

-высокий уровень самостоятельности ученика;

— формирование устойчивой мотивации к изучению предметов;

-наличие творческого подхода при выполнении различных заданий;

-повышение уровня усвоения материала;

-формирование потребности в обучении;

-проявление любознательности;

-умение применять свои знания в практической деятельности;

-переживание учеником радости достижений;

-умение отстоять свою точку зрения;

-активное и успешное участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх

На учителе начальной школы лежит огромная ответственность правильно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, чтобы они смогли добиться успеха в учебе.

«Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни» (У.Глассер).

Литература

1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы — Учен. Зап. ЛГУ, 1959

2. Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе -М, 1959. -с.14-21

3. Ильин В.С. Проблема воспитания потребности в знаниях у школьников — Ростов-на Д, 1971

4. Кулагина Л.С. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика. -1994, — № 1-с.7-11

5. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности в обучении. -М: педагогика,1982.

6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя — М: просвещение, 1998

7. Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся// Начальная школа 1992,-№1-с.2-3

8. Кабанова Л.В. Учебные игры как средство повышения эффективности урока

9. Большукова И.Я.Развитие индивидуальности младшего школьника

10. Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников // Начальная школа 1992,- №11 — с.29

7

  1. Актуальность

Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Учебная деятельность младшего школьника «созревает в недрах игровой и лишь постепенно становится ведущей. В процессе ведущей деятельности младший школьник постепенно овладевает ее развернутой структурой: принятие цели – выбор средств ее достижения – действия по выполнению – контроль и оценка результатов». Поэтому в начальной школе необходимо создание надлежащих условий для формирования у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, содержанием которой являются теоретические знания и основанные на них умения и навыки. Полноценная учебная деятельность должна быть основой всестороннего развития младших школьников, ведь прочные умения и навыки формируются у детей только при наличии у них определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности.

Многие авторы придерживаются мнения, что в процессе учебной деятельности младшие школьники должны овладеть следующими ее основными компонентами:

  • Системами знаний и оперирование ими;

  • Системами обобщенных и частных приемов учебной работы;

  • Целеполаганием и мотивами в процессе овладения знаниями и приемами;

  • Системой обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью.

Учебную деятельность нельзя искусственно вычленять из системы других видов деятельности школьника. Она является моментом целостной жизни человека в школьный период его развития.

Цель: изучение и анализ эффективных условий организации учебно-познавательной деятельности на уроках в начальной школе.

  1. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках в начальной школе

    1. Характеристика понятия «учебно-познавательная деятельность»

Познавательная деятельность — это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.

Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности. [3, 330]

Содержанием познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления — школа, класс.

Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

При определении соотношения между содержанием понятий «учебная деятельность», «познавательная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность» многие авторы придерживаются мнения, что познавательная деятельность более широкое понятие, чем учебная деятельность, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия нового. Однако при этом содержание понятия «учебная деятельность» не является подмножеством содержания понятия «познавательная деятельность». С другой стороны, хотя для школьников познавательная деятельность протекает обычно в учебно-познавательном виде, понятие «учебная деятельность» шире понятия «учебно-познавательная деятельность» потому, что в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и тренировочного характера, связанные с отработкой умений и навыков (Ю.К. Бабанский, О.В. Епишева, В.И. Крупич).

Содержание понятия «учебно-познавательной деятельности» можно рассматривать как пересечение содержаний понятий «учебная деятельность» и «познавательная деятельность».

Данный подход позволяет рассматривать учебно-познавательную деятельность младших школьников как диалектическое единство двух аспектов: учебного и познавательного, в котором учебная деятельность выступает в качестве инструмента осуществления познания. [5, 91]

Ее особенностью является направленность структурных компонентов на осуществление целей, усвоение содержания и результатов обучения.

Изучение психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что учебно-познавательная деятельность школьников реализует свои функциональные возможности: вооружение знаниями, умениями, навыками; содействие воспитанию положительных качеств личности учащихся; развитие их познавательных сил, активности, самостоятельности, познавательного интереса; выявление и реализация потенциальных возможностей учащихся; приобщение к поисковой и творческой деятельности только через четкую ее организацию. [1, 130]

2.2 Организация учебно-познавательной деятельности

Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Основные компоненты организации учебно-познавательной деятельности младших школьников представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Основные компоненты организации учебно-познавательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Деятельность, способствующая пониманию, осознанию и принятию учащимися целей и задач обучения

1. Понимание, осознание, принятие поставленных целей, осознание мотивов деятельности

2. Информационная деятельность (ознакомление с новыми знаниями), формирование навыков учебно-познавательной деятельности

2. Приобретение новых знаний, формирование навыков учебной деятельности

3. Руководство процессом приобретения знаний, формирования навыков учебно-познавательной деятельности

3. Процесс чувственного познания, приобретения представлений и знаний для формирования понятий

4. Руководство процессом познания научной картины мира.

5. Руководство процессом перехода от теории к практике

4. Познание научной картины мира.

5. Приобретение навыков учебно-познавательной деятельности.

6. Организация практическо-творческих занятий, направленных на развитие компетенции

6. Практическое применение знаний, навыков учебно-познавательной деятельности в окружающем мире

7. Проверка и оценивание компетенции, полученной учащимися в учебно-познавательной деятельности.

7. Формирование навыков анализа и самоконтроля результатов, полученных в учебно-познавательной деятельности.

Следовательно, под организацией учебно-познавательной деятельности надо понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, отвечающую целям, мотивам и задачам и протекающую в определенном режиме. Термин «специальная упорядоченность» стоит рассматривать как совокупность форм протекания учебно-познавательной деятельности, целей, методов, средств, результатов обучения, которые определяет учитель в соответствии с требованиями к содержанию образования.

Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности обеспечивает сопряженность внешних условий, действий, с теми внутренними процессами, которые создают благоприятную «внутреннюю среду» (мотивации, активности мыслительных, эмоциональных, перспективных и других процессов, важных для познания), содействующих интенсивному развитию личности. От организации учебно-познавательной деятельности зависит общий тонус учения, дисциплина мысли, собранность, порядочность и четкость учащихся в самостоятельном учебном труде, взаимопомощь в учении.

В процессе изучения литературы выделены следующие первичные признаки организации учебно-познавательной деятельности обучаемых (по Г.И. Хозяинову):

1. Четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых;

2. Построение обучения как системы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия. Выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых по овладению учебным материалом;

3. Выбор методов учения в соответствии с поставленными задачами, содержанием и возможностями обучаемых;

4. Система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности;

5. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности;

6. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся;

7. Обучение приемам познавательной деятельности. Воспитание культуры труда обучающихся;

8. Разнообразие средств организации учебной деятельности;

9. Учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению;

10. Оперативная корректировка учебной деятельности.

Общая технология организации учебно-познавательной деятельности. Успешность организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью или, напротив, разрозненностью представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся. Важным условием успешности учебно-познавательной деятельности учащихся является и осознание ими цели предмета, и место того или иного урока в нем. При этом осознание целей изучаемого курса облегчается, если учитель обучает не только его содержанию, но и методам добывания фактов и их систематизации, описанию в системе понятий, ориентации в наглядных пособиях. [3, 215]

Особенности учебной деятельности:

1) при выполнении учебной деятельности у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта (Н.С. Талызина);

2) направленность на овладение способами деятельности еще в процессе ее конструирования (В.А. Сластенин);

3) специфические для учебной деятельности потребность и мотив: овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней (В.В. Давыдов);

4) сознательный характер учебной деятельности;

5) социальность учебной деятельности;

6) преобразовательный характер учебной деятельности;

7) учебная деятельность является выражением человеческой активности;

8) учащийся выступает не только в качестве субъекта, но и в качестве объекта учебной деятельности;

9) учебная деятельность имеет место лишь в том случае, если изменения в субъекте – не только результат деятельности, но и отвечают ее целям (Е.И. Машбиц);

10) эмоциональная окрашенность (М.Н. Скаткин).

Учебно-познавательная деятельность школьников имеет следующие правила развития:

1) учебно-познавательная деятельность проходит процесс возникновения, формирования и распада;

2) структурные компоненты учебно-познавательной деятельности могут менять свои функции, взаимопревращаясь друг в друга;

3) различные виды учебной и познавательной деятельности взаимосвязаны друг с другом;

4) возникновение деятельности происходит в форме развернутых взаимоотношений между учащимися и учителем, и лишь на основе этого формируется деятельность индивидуума;

5) является ведущей деятельностью младших школьников и имеет определенное содержание. [2, 200]

2.3. Оптимальные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся в начальной школе

Перед учителем стоит серьезная проблема — как оптимально включить каждого ребенка в мыслительную деятельность на уроке, так как личность развивается в процессе деятельности.

        Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных навыков ученика, навыков коллективного труда. Следовательно, можно говорить о возможности каждого ученика школы освоить образовательный стандарт по предмету, получить качественные результаты обучения.

        Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:

  • Фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;

  • Работа в постоянных парах (группах)– тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе;

  • Работа в парах (группах) сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме;

  • Индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. Эта форма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы.

Индивидуальная форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.

Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

— класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

— задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный.

При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Ученик вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешать конфликты.

Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать и доказывать. Могут быть предложены такие задания: заштриховать предметы одинаково (должен совпадать цвет и направление штриховки); устный счет в парах; обсуждения в парах (вопросы по прочитанному тексту); взаимопроверка правила (устный опрос); «словарный» и «графический» диктант для соседа.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга. Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности, квалификация учителя — всё это влияет на выбор той или иной формы организации деятельности учащихся. Сочетание различных форм многовариантно. Оно осуществляется либо последовательно, когда одна форма следует за другой, либо параллельно, когда сочетание протекает одновременно и формы работы входят одна в другую. Сочетание форм организации деятельности следует применять, идя от сочетания простых, к более сложным, учитывая возраст учащихся, специфику предмета. Для определения оптимального варианта организации деятельности необходимо знать, как влияет конкретная форма на эффективность учебной деятельности различных групп учащихся. «Такое сочетание форм учебной работы, при котором нейтрализуются недостатки одних и обеспечивается более высокая результативность других при минимальных затратах времени, является оптимальным». (Чередов И.М. «Методика планирования школьных форм организации обучения»). Выбор формы зависит от многих факторов, но в большей степени от этапа в процессе обучения.

Таким образом, есть четыре основные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: индивидуальная (самостоятельная работа учащихся), фронтальная, групповая и работа в парах. Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, поэтому, планируя урок, учитель должен подбирать сочетание форм так, чтобы усилить сильные и нейтрализовать слабые стороны каждой формы.

  1. Заключение

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Этого можно добиться с помощью методически грамотно организованной учебно-познавательной деятельности. [4, 135]

Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности способствует обеспечению успешного формирования системы знаний и овладению опытом репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.

  Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия уделять особое внимание самостоятельной работе учащихся, которая включает задания в соответствии с уровнем развития ученика.

Правильная организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт.

  1. Список использованной литературы

Нормативные документы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа/http://минобрнауки.рф/documents/922

Литература

  1. Матвеева, Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения [Текст] /Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.

  2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] / Г.М. Коджаспирова – М.: АКАДЕМИЯ, 2006 – 484с.

  3. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. Вопросы психологии обучения и воспитания [Текст] / Д.Б. Эльконин; под ред. Г.С. Костюка. – М., 1971.

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Лебедев, О.Е. Цели урока: компетентностный подход [Текст] / О.Е. Лебедев // Народное образование. – 2011. — № 9. – С. 203 – 211.

  6. Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования [Текст]: методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2010. – 64 с.

Автор статьи

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет

Стать автором

Сущность учебной деятельности учащихся

Определение 1

Учебная деятельность – это тип практической педагогической деятельности, целью которой выступает человек, который владеет необходимым объемом опыта предыдущих поколений, представленным в учебных программах совокупностью знаний и умения их использовать.

Учебная деятельность может осуществляться исключительно через соответствующее выполнение деятельности учителем и учеником.

В соответствии с уровнем достижения цели, учебную деятельность принято делить на два звена: учение и обучение.

Завершение учебной деятельности определяют данные дидактической диагностирующей деятельности.

В психологической науке учебная деятельность не отождествляется с учением. Дети могут учиться в самых разнообразных видах деятельности – игровой, трудовой, общественной и пр. Учебная деятельность:

  • обладает своим особым содержанием и строением;
  • в младшем школьном возрасте выступает как ведущая деятельность, которой и детерминируется процесс возникновения основных психологических новообразований данного возрастного этапа, а также определяет общее психическое развитие младшего школьника, формирование их целостной личности.

Понятие о формах и видах учебной деятельности учеников

Формы учебной деятельности – это способы организации деятельности учеников, которые отличают характеристики и взаимосвязи ребенка и окружающих людей.

Структура любой рабочей программы включает раздел «Тематическое планирование», которые требует отразить основные виды учебной деятельности учеников.

Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы:

  • наблюдение за внешними признаками, свойствами объекта познания, информация о которых может быть получена без вмешательства;
  • эксперимент рассматривает существенные, ведущие свойства и закономерности природных объектов, которые получают путем непосредственного вмешательства, воздействия на них;
  • работа с книгой предполагает изучение систематизированной информации, изложенной в учебной, научной и научно-популярной литературе;
  • систематизация знаний – структура существенных связей и отношений отдельных элементов системы научных знаний;
  • решение познавательных задач и проблем – изучение комплексной разнообразной информации познавательного характера;
  • построение графиков отражает ряд закономерных связей явлений, то есть свойств, процессов и характеристик.

«Виды учебной деятельности учащегося» 👇

Во время изучения материала по физике, химии, биологии и остальным школьным предметам, а также во внеурочное время, в момент выполнения домашней работы, можно рекомендовать следующие типы учебно-познавательной деятельности учеников:

виды деятельности со словесной или знаковой основой:

  • прослушивание объяснений педагога;
  • прослушивание и анализ выступлений своих одноклассников;
  • самостоятельная работа с учебной литературой;
  • работа с научно-популярной литературой;
  • отбор и сравнение материалов по нескольким источникам;
  • подготовка докладов и рефератов;
  • вывод и доказательство формул;
  • анализ формул;
  • программирование;
  • процесс решения текстовых количественных и качественных задач;
  • выполнение заданий по разграничению понятий;
  • систематизация учебных материалов;
  • редактирование программ.

Виды деятельности, основанные на восприятии элементов действительности:

  • наблюдение за проводимыми учителем демонстрациями;
  • просмотр различных учебных фильмов;
  • анализ предлагаемых таблиц, графиков и схем;
  • объяснение наблюдаемого явления;
  • процесс изучения устройства того или иного прибора в соответствии с предлагаемой моделью или чертежом;
  • анализ проблемной ситуации, предлагаемой учителем.

Виды деятельности с практической, то есть опытной основой:

  • работы по кинематическим схемам;
  • решение разнообразных экспериментальных задач;
  • работа с раздаточными материалами;
  • сбор и классификация коллекционных материалов;
  • сбор электрических цепей;
  • измерение разных величин;
  • постановка демонстрационных опытов по разным темам;
  • организация фронтальных опытов;
  • выполнение разнообразных фронтальных лабораторных работ;
  • выполнение работ по плану практикума;
  • сборка приборов из предлагаемых готовых конструкций и деталей;
  • изучение, попытки выявления и устранения неисправностей приборов;
  • выполнение заданий, направленных на усовершенствование приборов;
  • разработка новых вариантов опыта;
  • построение гипотез на основании анализа имеющегося объема данных;
  • разработка и проверка методики экспериментальных работ;
  • проведение исследовательских экспериментов;
  • моделирование и конструирование.

Выше приведен перечень только тех разновидностей учебной деятельности учащихся различных образовательных учреждений, которые можно встретить в образовательной практике нашей страны, и которые рекомендованы методистами. Данный список не исчерпывает всего многообразия разновидностей учебно-познавательной деятельности учеников. Задачей учителя или преподавателя является поиск, нахождение и разработка новые, все более эффективных видов деятельности учеников на учебных занятиях.

Необходимо отметить, что разделение всех приведенных выше видов учебно-познавательной деятельности на три основных группы – достаточно условное. Основа этого разделения представлена признаком – источником получения знаний, формирования умений и навыков.

В первой группе такой основной источник – слово, или знак, во второй группе – образ и зрительное ощущение, в третьей группе – практические действия.

Можно условно определить виды деятельности, относящиеся к первой группе, в качестве работы с текстом, вторая группа представлена наблюдением за разными объектами, третья группы основана на выполнении разного рода практических работ.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тербикс спрей инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Вебасто 12 вольт дизель инструкция по применению
  • Как платят за руководство на предприятии
  • Что будет с надбавкой за классное руководство
  • Холодильник бош kgn39vl17r инструкция по применению