Потенциал классного руководства в воспитании школьников

Педагогический совет.

                                                  Доклад

 «Потенциал классного руководителя в воспитании социально –
активной личности учащегося»

  Успех приходит, когда

возможность встречается с
готовность

ЗИГ ЗИГЛАР

    
Для современной педагогической науки проблема
формирования социальной активности подрастающего поколения является особо
значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Именно
социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое
формируется в деятельности.

Остановлюсь
на двух понятиях.

   Социально — активная личность — это
отношение к другому человеку как к само-ценности; способность к самоотдаче
;       

   Потенциал возможности,
которые используются для решения достижения поставленных целей;
 

Классному
руководителю с его потенциалом принадлежит ведущая роль в формировании и
развитии социальной активности ученика.

   Какими возможностями и талантами я
обладаю, что помогает мне быть успешной и передать свой опыт моим подопечным и
ориентировать их на успех!

ü экспрессивность

ü  харизматичность

ü демократический стиль общения

ü умение объединить учеников одной целью

ü лидерские способности

ü креативность

ü социальная активность

ü трудолюбие

ü профессиональная увлеченность  музыкой

 А вера в будущее, наличие мечты и чётких
целей, позитивное отношение к происходящему, любовь к своей деятельности, нестандартное
мышление, честность по отношению к себе и другим, такими качествами должен
обладать классный руководитель, который является примером для подражания со
стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

    Как сказал В.А. Сухомлинский:
«Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело
педагог, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и
талантливые…».

  
 Правильная мотивация – залог успеха. И в отношении детей это правило
тоже действует. Но с мотивированными детьми работать легко, а вот с детьми,
которые не хотят ничего и нигде не участвуют сложнее. Используя свой потенциал,
я создаю условия, чтобы  ребята были не равнодушными к происходящим событиям и
хотели принимать участие в решении социальных проблем.

ü
 Помогаю. Зачастую дети не желают
делать что-то из-за страха ошибиться или не добиться цели

ü
Заинтересовываю. Задействовать в мотивации его
предпочтения.

ü
Поощряю. Поощрение должно быть
доброжелательным, идти от сердца, от души.

ü
Хвалю. Но похвала должна быть обоснованной.

Наиболее распространенные и выделяемые формы социальной
активности: участие в различных культурно-досуговых мероприятиях; участие в
жизни своего города; работа волонтером, проведение благотворительных акций;
организация мероприятий в рамках школы.

        В своей педагогической деятельности я
активно использую возможности развития социальной компетентности через участие
в акциях. Мною выбрано три направления: патриотическое, экологическое и
социально-правовое.

Почему
форма социальных акций была выбрана мною для реализации воспитательных задач? Социальная
акция
– это хороший способ помочь ребёнку получить опыт сопричастности и
научиться творить добро.

Такая социальная активность позволяет ребятам почувствовать  свою
значимость и необходимость участия в социальных проектах.

В
привычных условиях они действуют осознанно и целенаправленно, понимают и
оценивают результаты и последствия своих действий, легче адаптируются к смене
условий. Дети понимают сущность своего «я» и осознают себя частью природы,
частью социума, частью окружающего мира, частью культуры.
А я хочу быть для
своих ребят мотиватором и вдохновителем.

   « Личность
воспитывается личностью»     

                                                      
  Шалва Александрович Амонашвили

Тема моего доклада «Способы реализации воспитательного потенциала классного руководства»

В своем докладе мне бы хотелось выделить основные формы и методы в воспитательной деятельности классного руководителя, на примере нашей школы. А также в рамках новой воспитательной программы дать рекомендации по формам и видам деятельности, которые может педагог дополнительно использовать в своей работе.

Уникальность нашей школы состоит в том, что на классе работают два педагога, а значит, у нас в 2 раза больше возможностей влиять на личностное развитие ребенка. Большую часть школьного времени ребенок проводит именно в классе, и было бы неправильно не использовать этот факт в воспитательных целях. При этом важно помнить, что воспитание — это не просто хорошо проведенные классные часы или часы общения. В работе классного руководителя и воспитателя есть важные нюансы, которые нужно учитывать.

Главное — это создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни

Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Воспитательный потенциал классного руководства реализуется в нашей школе в первую очередь через работу с классом.

Вместе с детьми педагоги принимают участие в общешкольных мероприятиях, оказывают необходимую помощь детям в их подготовке, проведении и анализе; Формированию классных коллективов способствуют в первую очередь

  • внутри классные коллективные творческие дела;

  • игры и тренинги на сплочение коллектива;

  • совместные традиционные праздники, например, «День рождения класса», «Посвящение в первоклассники»;

  • волонтерские акции;

Буквально 2-3 года назад актуальными были однодневные и многодневные экскурсии, организуемые школой и родителями, выезды за город на 2-3 недели с целью оздоровления без отрыва от процесса обучения. В нынешних условиях классные руководители и воспитатели готовы использовать, внедрять в свою работу новые формы с использованием информационной среды дистанционного обучения на платформах, где дети активно принимают участие в дистанционных олимпиадах и марафонах, квестах, соревнуются порой целыми классами, параллелями, на уровне школы и города.

Организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися позволяют с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и дать им возможность самореализоваться, а с другой, – установить доверительные отношения с одноклассниками.

Педагоги нашей школы проводят разнообразные классные часы, часы общения: тематические (для расширения кругозора), игровые (способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющие решать спорные вопросы. Актуальными сегодня являются здоровосберегающие часы общения.

Новые рекомендации

В новой примерной программе воспитательной работы говорится о том, что часто классные часы проводятся после уроков, когда дети устали. К сожалению, очень часто классный час ничем не отличается от урока, а ведь он может стать событием для ребенка. Пусть маленьким, но событием. Ребенок должен уходить с классного часа с ожиданием, любопытством и мыслями, вроде таких: «А что будет на следующем классном часе?»

Соответственно, каждый должен быть если не участником, то активным зрителем или экспертом.

Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса в нашей школе проводится через

— наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни

— изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями – предметниками, медицинскими работниками школы;

— использование опросников;

— проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед;

— выработка совместно с детьми законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения в классе, в школе, посредствам изучения устава школы, фиксированием в специальных журналах классного руководителя, папках по ТБ.

проводится индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио.

В новой программе воспитательной работы рекомендуется не просто накапливать личностные достижения, но и в начале каждого года планировать их, а в конце года – вместе анализировать свои успехи и неудачи.

При необходимости педагоги школы проводят коррекцию поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями. У каждого педагога в классе есть журнал индивидуальной работы с классом, где фиксируются и отслеживаются периодически проблемные моменты или наоборот, что проблема решена. Фиксируются беседы с родителями: даты, цели визита, рекомендации.

Проводится работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Положительным является то, что в этом направлении проводится систематическая работа, есть алгоритмы действий для педагогов

Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, работающими в нем. Идеально, когда наши взгляды по поводу целей воспитания и обучения совпадают.

Формы и виды нашей работы — это посещение учебных занятий, регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, мини педсоветы по проблемам класса, когда вырабатывается единая позиция по поводу воспитания. Такие встречи держат педагогов, родителей и детей в тонусе.

Рекомендация в НОВой программе:

  • Для оперативности использовать современные гаджеты посредством мессенджеров, чаты, позволяющие, оперативно доводить важную информацию до учителей предметников (создать чат).

  • Нам рекомендуют обратить внимание на стиль классного руководства. Многие педагоги предпочитают авторитарный стиль. Конечно, авторитарный стиль может избавить классного руководителя от многих проблем с дисциплиной. Однако работа классного руководителя должна строиться на демократических, доверительных принципах, где главным условием установления доверительных отношений между педагогом и его классом является уважение к личности ребенка. Классный руководитель, которому дети доверяют, многое может сделать для личностного развития ребенка.

Как же классному руководителю завоевать доверие своих учеников?

Вот несколько простых правил.

  • Будьте честны в отношении к своей работе, к детям и к коллегам. Дети чувствительны к фальши, поэтому доверие на ней не построишь.

  • Следует быть сдержаннее в своих публичных заявлениях. Классный руководитель бывает расстроен или даже зол из-за плохого поведения детей, жалоб на его класс, замечаний в его адрес со стороны руководства. В этом случае не стоит делать скоропалительных эмоциональных заявлений вроде «Мне придется вызвать родителей в школу» или «Больше я с вами ни на какую экскурсию не поеду». Потому что, если вы этого не сделаете (а чаще всего так и бывает), то дети будут знать, что ваши заявления – пустые слова.

  • Стоит быть в курсе того, чем живут ваши дети, какие у них интересы, какую музыку они слушают, в какие игры они играют. Работая в школе, учитель имеет дело с разными поколениями детей. В чем-то они абсолютно схожи, а в чем-то отличаются друг от друга. Конечно, личные интересы педагога могут быть весьма далеки от детских, но он должен понимать, с какими именно детьми он работает. Это поможет ему в понимании того, чем можно увлечь детей, как найти с ними «общий язык», из какой деятельности лучше извлечь воспитательный потенциал. Классный руководитель должен отстаивать интересы детей своего класса в конфликтных ситуациях. Это, разумеется, не означает реализацию принципа «мой ребенок всегда прав». Это означает, что в тех или иных конфликтах детей с ребятами из других классов, с учителями, с посторонними людьми, классный руководитель не должен оставлять детей наедине с возникшей у них проблемой. Ведь именно он владеет полной информацией о ребенке, о его семье, об учителях, которые преподают в классе. Ему легче быть объективным в решении таких конфликтов. Именно он должен проанализировать ситуацию, учесть мнение каждого участника конфликта и помочь детям найти из него выход

Также нам рекомендуется , например, в процессе создания проектов и внеурочной деятельности использовать различные ресурсы Интернета, которые позволяют, во-первых, найти необходимую информацию быстро, во-вторых, наладить общение участников проекта (через социальные сети, электронную почту, скайп и т.п.) для создания проектных команд, для планирования и отслеживания хода осуществления проекта. Это актуально и для организации другой внеурочной деятельности учащихся класса. (Кьюар QR-кодирование, активно используемое сегодня в музеях, в театрах, на выставках, может быть применимо и в работе классного руководителя с детьми.

Для ребят разработаны «живые» квесты – игровые задания, которые закодированы с

помощью (кьюар) QR-кода и предполагают использование личных мобильных устройств учащихся. Задания носят самый разнообразный характер. Например: разработать и

сделать макет, принять участие в диспуте с Google-опросом; создать маршрут пешеходной экскурсии по новостройкам родного города на английском языке; провести кулинарное шоу. Для выполнения этих и других заданий используются возможности различных гаджетов и компьютерных программ.

Классный руководитель может использовать в воспитательных целях и

создаваемый им вместе с детьми сайт класса или страничку класса в виртуальных

социальных сетях. Здесь могут быть представлены не только общие сведения о

классе, но и в режиме онлайн вестись обсуждения волнующих учеников проблем,

происходить общение классного руководителя с родителями школьников,

размещаться планы ближайших дел или отчеты об их проведении, создаваться

история класса, загружаться творческие работы классного руководителя, учащихся

или родителей, организовываться конкурсы, проводиться анкетирование детей и

родителей.

Общение в сетевых сообществах способствуют воспитанию у учащихся толерантности и критичности по отношению к чужому мнению, развитию навыков совместной виртуальной деятельности.

Правда, при этом не следует забывать и о проблемах, связанных с такими явлениями как троллинг (Распространение информации, вызывающей гнев или стыд), кибербуллинг (травля в сети), киберхарассмЕнт( травля детей в сети) Противостоять этим явлениям школьники часто не могут и не умеют в независимости от их возраста. Поэтому и классному руководителю, и родителям важно много внимания уделять безопасности использования информационных технологий и беседам об этом с детьми.

Подводя итог, заметим, что классный руководитель имеет дело с постоянно

развивающимися личностями своих детей. А потому он и сам должен постоянно

развиваться, работать над совершенствованием самого себя. Собственное развитие

стимулирует работу мысли и не дает педагогу находиться в стагнации.

Стагнация (лат. stagnatio — неподвижность, от stagnum — стоячая вода) — состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода времени.

Использование воспитательных традиций нашей школы и рекомендуемые новаторские подходы создадут в будущем неповторимую атмосферу нашей образовательной организации и позволят держать марку нашей школы и преумножать успехи в воспитании.

Спасибо за внимание

1.

Реализация воспитательного
потенциала
классного руководства в
современной школе
педсовет

2.

«Ближе всего к ученикам — их классные
руководители. Такая постоянная
каждодневная работа, связанная с
обучением, воспитанием детей, — это
огромная ответственность, и она,
конечно, требует … особой
поддержки»
(Из ежегодного Послания Президента
Российской Федерации
Федеральному Собранию
Российской Федерации от 15 января 2020 г.)

3.

4.

Правовые основы
1. Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы
субъектов Российской Федерации;
2. Семейный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной
политики»;

5.

Правовые основы
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года#
N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
10. Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования», от 17 декабря 2010 N 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования», от 17 мая 2012 г. N 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования»;
11. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 «Об
утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени
отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность».

6.

Под воспитанием понимается
деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации
обучающегося на основе
социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и
государства.

7.

Принципы:
— Опора на духовно-нравственные ценности народов Российской
Федерации, исторические и национально-культурные традиции;
— Организация социально открытого пространства духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
— Нравственный пример педагогического работника;
— Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
— Социальная востребованность воспитания;
— Поддержка единства, целостности, преемственности и
непрерывности воспитания;
— Признание определяющей роли семьи ребёнка и соблюдение прав
родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся;
— Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов
каждого ребёнка, в том числе гарантий доступности ресурсов
системы образования;
— Кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания
(семьи, общества, государства, образовательных и научных
организаций).

8.

Приоритетные задачи деятельности
педагогических работников
— создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе
путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков
общения обучающихся, детско-взрослого общения;
— формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного
развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских
традиционных духовных ценностей и практической готовности им
следовать;
— формирование внутренней позиции личности обучающегося по
отношению к негативным явлениям окружающей социальной
действительности;
— формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, включая
неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности,
событий и итогов второй мировой войны;
— формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал
в условиях современного общества за счёт активной жизненной и
социальной позиции, использования возможностей волонтёрского
движения, детских общественных движений, творческих и научных
сообществ

9.

Условия успешного решения обозначенных
задач
— выбор эффективных педагогических форм и методов;
— реализация процессов духовно-нравственного воспитания и
социализации обучающихся с использованием ресурсов
социально-педагогического партнёрства;
— взаимодействие с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся, повышение их
педагогической компетентности;
— обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
каждого ребёнка в области образования посредством
взаимодействия с членами педагогического коллектива
общеобразовательной организации, органами социальной
защиты, охраны правопорядка и т.д.;
— участие в организации комплексной поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.

10.

Специфика осуществления
классного руководства состоит в
том, что воспитательные цели и
задачи реализуются
соответствующим
педагогическим работником как в
отношении каждого
обучающегося, так и в отношении
класса как микросоциума.

11.

Семья
обучающихся
Внешние
партнеры
Классный
руководитель
Администраци
я
Другие
педработн
ики

12.

Инвариантная часть
охватывает минимальный
необходимый состав действий
по решению базовых –
традиционных и актуальных задач
воспитания и социализации
школьников независимо
от контекстных условий работы
школы.

13.

Формы и технологии работы с
обучающимися и родителями
• Индивидуальные:
• беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.
• Групповые:
• творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления,
проекты, ролевые игры, дебаты и др.
• Коллективные:
• классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный
туризм, слёты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.

14.

Эффективность
процесса деятельности
Комплексность
Адресность
Инновационность
Системность

15.

Три уровня
конечных результатов
Сформированность знаний,
представлений о системе ценностей
гражданина России
Сформированность позитивной
внутренней позиции личности
обучающихся в отношении системы
ценностей гражданина России
Наличие опыта деятельности на
основе системы ценностей
гражданина России

16.

К сентябрю 2021 года в состав ООП каждого
уровня образования школа должна включить
новую программу воспитания. Совет Федерации
одобрил поправки в Закон об образовании в РФ,
которые предложил президент. Изменения
касаются вопросов воспитания школьников
и образовательной программы. Теперь рабочая
программа воспитания – обязательная часть ООП
(п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020
№ 304-ФЗ).
Разработать новые программы нужно
к 1 сентября 2021 года.

17.

Модуль
«Классное руководство»
Работа с классным коллективом:
Участие класса в общешкольных ключевых
делах.
Организация интересных и полезных дел
в классе.
Проведение классных часов.
Сплочение коллектива.
Выработка законов класса.

18.

Модуль
«Классное руководство»
Индивидуальная работа с учащимися:
Изучение личностных особенностей
школьников.
Поддержка ребенка в решении проблем.
Индивидуальная работа по заполнению
портфолио.
Коррекция поведения ребенка.

19.

Модуль
«Классное руководство»
Работа с учителями, преподающими в классе:
Консультации классного руководителя
с учителями-предметниками.
Проведение мини-педсоветов.
Привлечение учителей к участию
во внутриклассных делах.
Привлечение учителей к участию
в родительских собраниях.

20.

Модуль
«Классное руководство»
Работа с родителями учащихся или их законными
представителями:
Регулярное информирование родителей об успехах
и проблемах детей.
Помощь родителям в регулировании их отношений
с администрацией и учителями.
Организация родительских собраний.
Организация работы родительских комитетов
классов.
Привлечение родителей к участию в делах класса.
Организация классных семейных праздников.

21.

Спасибо за
внимание!

Свою деятельность классного руководителя я строю на основе рабочей программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

При   планировании   воспитательной   деятельности   обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные   условия   их   жизни,   специфику   семейных   обстоятельств. Считаю,   что   воспитание   только   тогда эффективно,   когда   происходит  совокупность   применения   методов:   убеждения,   примера,   соревнования, поощрения. Воспитательная работа проходит в системе.

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского, доктора педагогических наук:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек. 2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание  без уважения – подавление.

4. Мерой   воспитанности   является   интеллигентность   –   антипод   хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников,  9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным. 10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы я считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Я провожу различные виды классных часов: беседа, дискуссии, проект, викторина, спектакли и др.

Для реализации воспитательного плана работы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, в течение года были проведены мероприятия, например: субботники на территории школы и в классе, участвовали в сборе макулатуры, проводились мероприятия ко Дню Защитника Отечества, Международному женскому дню, уроки мужества, этические беседы на различные темы и др.

Для того, чтобы мероприятия были интересны учащимся даю возможность самим проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения и реализовывать их в интересах класса. Так, дети с удовольствием самостоятельно готовили поздравления друг другу, конкурсы и викторины к 23 февраля и 8 марта, их нужно было лишь организовать и направить. При сборе макулатуры обучающиеся самостоятельно определили количество, принесенной бумаги (5кг), что меня порадовало. В итоге класс занял призовое место.

В данный момент готовимся к постановке отрывка из сказки на английском языке, чтобы принять участие в школьном конкурсе «Театральная весна».

В начале года работали над проектом «Здоровый образ жизни – залог здоровья» (проблемно-реферативная форма работы). В процессе работы над проектом учащиеся собирали доказательства того, что здоровье человека напрямую зависит от того образа жизни, который он ведет, для формирования у подрастающего поколения правильного представления о здоровье и красоте. Цель проекта: формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, изучить способы сохранения и укрепления здоровья. Задачи проекта: 1. Ознакомиться с научной литературой о здоровье, здоровом образе жизни.2. Популяризация преимущества здорового образа жизни. В начале и по окончании проекта провели анкетирование.  Результат: Повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования.

Также в начале года был сформирован актив класса. Выбран староста класса, которая занимается организационными вопросами, оказывает помощь классному руководителю, привлекая других учащихся. Дети активно сотрудничают с Советом школы, участвуют в общешкольных мероприятиях. В своем классе на переменах самостоятельно организуют спокойные игры.

Серьезный участок деятельности классного руководителя – организация трудового и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, а также включать их общественно-полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств, стремления приносить пользу обществу, себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Я привлекаю учащихся к дежурству по классу, для этого составлен ежедневный график дежурств. Каждый знает в какой день дежурит и какие у него обязанности. Генеральная уборка класса  — полезное совместное трудовое дело.

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Использую в работе как групповые (родительские   собрания),   так   и   индивидуальные   (беседы,   консультации)   формы   работы   с   семьей.

Стилю общения с родителями придаю большое значение. Принципы  общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Строю отношения с родителями на основе взаимоуважения.  И эта работа вряд ли была бы успешна без поддержки администрации и учителей-предметников, работающих в классе. Наши воспитательные действия должны быть едины и дополнять друг друга. Поэтому стараюсь быть в курсе проблем, возникающих между учителями и учащимися класса. Это еще одно условие для личностного развития ребенка.

Оценивая результаты воспитательной работы, следует обращать внимание на качественные изменения, происходящие с воспитанниками, а также на изменения в системе отношений. Также, в силу специфики результативности воспитательной деятельности необходимо иметь в виду, что возможно «последействие», отсроченное во времени. На данный момент, в классе установилась более дружелюбная и спокойная атмосфера. Происходит меньше инцидентов по сравнению с началом года, но работу  по формированию сплоченного коллектива необходимо продолжать.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к обучающимся.

Тема конференции: «Воспитательный
потенциал учителя и классного
руководителя»
Воспитательный потенциал деятельности учителя реализуется, на
уроке, и это вполне закономерно, так как большая часть совместно
проведенного педагогами и школьниками времени приходится
именно на уроки. А потому использование воспитательных
возможностей урока – непременное условие успешности
воспитательной деятельности педагога. Каким же образом можно
использовать воспитательные возможности урока?
Первый и самый простой способ – педагог предъявляет детям
некую воспитывающую информацию, предлагая им совместно
обсудить ее и выработать по отношению к ней свою позицию.
Знающему свой предмет учителю найти такую информацию не
составит особого труда. От информации о химическом составе
популярных напитков и продуктов «фаст-фуда» до информации о
переплетениях судьбы литературных и исторических персонажей –
все это может быть использовано на уроке в воспитательных
целях.
Второй способ – акцентирование внимания на нравственных
проблемах, связанных с теми или иными научными открытиями,
изучаемыми в школе. На физике, например, можно поговорить о
двойственном значении для человечества открытия способа
расщепления атомного ядра. На биологии можно затронуть
проблему генной инженерии и, в частности, рассмотреть
этический аспект клонирования. На уроке химии можно
акцентировать внимание школьников на экологических
последствиях открытия дешевых способов изготовления
синтетических материалов и опасности превращения Земли в
свалку использованных одноразовых товаров и упаковки. На
географии можно проанализировать последствия Великих
географических открытий для народов Старого и Нового света. Что
дало миру изобретение лука, пороха, самолета, реактивного
двигателя – улучшение условий жизни человека или новые жертвы? Эти и многие другие проблемы могут быть обсуждены на
уроках истории.
Третий способ – использование воспитательного потенциала
учебника. Причем это не обязательно должно сводиться к тому,
чтобы читать на уроке какие-то фрагменты текста или отвечать на
расположенные в конце параграфа вопросы проблемного
характера. Хорошо, конечно, если авторы предусмотрели такие
фрагменты и такие вопросы. Но ведь и далеко не самый лучший
учебник может стать потенциально воспитывающим – все зависит
от того, как на него посмотреть.
Вот простой пример.
 Возьмите в руки учебник истории Отечества для 6-7 классов,
написанный Б.А.Рыбаковым и А.А.Преображенским, и
предложите школьникам посмотреть на него не глазами
учеников, а глазами граждан современной России – русских и
татар, то есть тех, для кого, собственно, и написан этот
учебник. Задание к уроку «Для кого написан учебник истории
Отечества?» (лучше, если это будет один из итоговых уроков
по курсу) может быть примерно таким: прочитайте
параграфы, посвященные взаимоотношениям Руси и Золотой
Орды в XIII – XY веках; попробуйте взглянуть на текст
учебника одновременно и глазами русских школьников, и
глазами татарских школьников; одинаково ли уважительно
авторы учебника относятся к своим читателям – русским и
татарским детям? дайте свою оценку учебнику и подтвердите
ее доказательствами, аргументами, цитатами. Вокруг этих
нестандартных вопросов к учебнику педагог может
развернуть с детьми серьезный разговор о проблемах войн и
их последствий, о судьбе современной России, патриотизме и
толерантности.
Четвертый способ – использование воспитательного потенциала
различных форм взаимодействия школьников на уроке. Самым
большим воспитывающим потенциалом здесь обладают учебные
дискуссии и учебные игры.
Дискуссии позволяют подростку соотнести собственное
отношение к дискутируемому вопросу с отношениями к нему других детей. Дискуссии могут способствовать и коррекции этих
отношений – ведь для школьников мнение сверстников часто
становится источником изменения их взглядов. Благодаря
дискуссиям ,школьники приобретают опыт поведения в ситуации,
разнообразия взглядов, учатся учитывать иные точки зрения,
координировать их со своим собственным мнением.
Вот несколько проблем, которые могли бы стать темами дискуссий на уроках.
Ф и з и к а — Патриот ли А.Д.Сахаров? Может ли быть наука преступной? Что
было бы, если А.Эйнштейн не эмигрировал из нацистской Германии?
Б и о л о г и я — Человек – царь природы? Использование животных для
опытов: научная необходимость или жестокость людей? Носить шубы из
натурального меха безнравственно!?
Г е о г р а ф и я — Плюсы и минусы открытий Х.Колумба. Последствия
процессов глобализации в современной экономике. Является ли
экономический рост безусловным благом для людей?
Л и т е р а т у р а — Булгаковский Иешуа никогда не будет и не должен быть
героем нашего времени. Согласны ли вы со словами И.Карамазова «Если Бога
нет, значит все позволено»? «С первой минуты нашего общественного
существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна
полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна
великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего
выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только
обманчивую внешность и бесполезную роскошь» Прав ли П.Я. Чаадаев?
О б щ е с т в о з н а н и е — Маргиналы и люмпены: общественное отношение и
государственная политика. Вы разделяете феминистскую идеологию? Что
значит «свобода» и легко ли быть свободным человеком?
И с т о р и я — Реформы Петра I – шаг к цивилизованному обществу или
насилие над страной? Пакт Молотова – Риббентропа: политическая
необходимость или преступный сговор? Существует ли фашизм в
современной России?
Для успешной организации дискуссии на уроке педагогу
необходимо соблюсти несколько важных условий. Во-первых,
надо создать на уроке атмосферу взаимопринятия, уважения
самых разных мнений, какими бы странными они ни казались. Во-
вторых, не следует навязывать свое, «единственно правильное»,
мнение – в этом случае существует опасность превращения
откровенного разговора в рапорты детей по принципу «чего
изволите?». В-третьих, проводя дискуссию, важно не столько
организовать поочередное высказывание детьми своего мнения,
сколько «заострять» внимание школьников на наиболее
интересных суждениях, выделять проблемные моменты, просить
учеников отнестись к высказываниям других. В-четвертых,
педагогу можно и самому иногда включаться в дискуссию, проблематизируя школьников, выдвигая заведомо спорные и
сомнительные аргументы, провоцируя тем самым их
дискуссионную активность. В-пятых, надо запастись набором
вопросов по теме дискуссии. «Вбрасывая» их для общего
обсуждения, можно добиться обнаружения каких-то новых граней
проблемы и тем самым также дать новый импульс учебному
диалогу.
Теперь об игре. Игры, используемые на уроке, обладают
некоторыми особенностями. Во-первых, они обязательно
«привязываются» к учебным программам, а, кроме того, они всегда
ограничиваются временными рамками урока. Однако при всем при
этом эти ограничения не должны восприниматься как серьезное
препятствие для организации воспитывающих учебных игр.
Придумать и провести их не так уж и сложно. Остановимся на
одном примере.
Урок обществознания, тема – «Выборы». Чтобы показать
школьникам, как проходят выборы, что такое избирательный
участок и как осуществляется голосование, многие учителя
прибегают к имитационной игре. Классный кабинет превращается
в избирательный участок, соответственно расставляются столы,
сооружается урна для голосования, заранее готовятся бюллетени с
именами кандидатов на должность мэра города, школьники
имитируют действия избирательной комиссии, наблюдателей и
пришедших голосовать граждан. Выходит добротная обучающая
игра. Превратить эту игру еще и в воспитывающую совсем
несложно.
1. Учитель не просто придумывает имена кандидатов, а тщательно
составляет их предвыборные программы. Например, программа
одного из них может быть составлена как популистская, которая
притягивает к себе привлекательными, но невыполнимыми
обещаниями. В программе другого за патриотическими лозунгами
и демонстрацией озабоченности падением нравов в городе скрыты
авторитарность, ксенофобия и национализм. Программа третьего
кандидата строится на идее создания благоприятных условий для
проживания в городе представителей самых разных социальных
групп – имущественных, этнических, конфессиональных и т.п. 2. За неделю до урока учитель знакомит детей с игровой
ситуацией: «Представьте, что вы избиратели. На пост мэра вашего
города баллотируются три кандидата…», а затем предлагает
школьникам ознакомиться с предвыборными программами.
Предложение сделать свой выбор между этими программами
ставит подростка в рефлексивную позицию относительно своих
взглядов на затрагиваемые в этих программах социальные
проблемы.
3. Во время самой игры, непосредственно перед голосованием,
можно обыграть спор нескольких избирателей, которые описывают
политические достоинства приглянувшихся им кандидатов. После
голосования в классе проводится обсуждение. Учитель предлагает
школьникам обосновать сделанный ими выбор, объяснить причины
отказа от других альтернатив, представить возможные
последствия прихода к власти того или иного кандидата.
Итак, способов сделать урок воспитывающим – немало. Но вот
насколько широко те или иные способы будут применяться в
работе педагогов, зависит только от позиции самих этих
педагогов.
Воспитательный потенциал деятельности
классного руководителя
Существует распространенное мнение, что основной формой
работы классного руководителя является классный час .Классный
час – действительно одна из самых распространенных в наших
школах форм организации воспитательного процесса. Сегодня
трудно найти педагога, который бы не знал, что это такое.
Сегодня трудно найти школьника, который бы ни разу не принял
участие в классном часе. Педагогическая практика наработала
колоссальный опыт организации и проведения классных часов. И
хотя эта форма воспитания кажется вполне незатейливой,
обращаться с ней нужно чрезвычайно осторожно. Классные часы в
силу их распространенности и повального увлечения ими таят в
себе немалые опасности для воспитания. Что же это за опасности?
Опасность первая. Классные часы в массовой практике стали
очень удобной формой воспитания, и существует реальная опасность сведения всего воспитательного процесса только к
классным часам. Такая тенденция, к сожалению, наблюдается во
многих школах. Причина, наверное, в том, что больших
умственных, физических и материальных затрат классные часы не
требуют, контролировать их проведение со стороны
администрации школы легко, и массовость воспитания вроде бы
обеспечена. Как следствие – педагоги все меньше утруждают себя
извлечением воспитательного потенциала из обычных уроков , все
меньше уделяют времени играм, походам, спектаклям, дискуссиям
и другим видам совместной с детьми деятельности. Опасность
вторая. Принуждение школьников к посещению классных часов –
а это имеет место быть сплошь и рядом – грозит превращением
воспитания в антивоспитание. Конечно, существует вероятность
того, что кто-то из таких школьников позже скажет: «Вот здорово!
Спасибо! Если бы не этот классный час, я бы…». Но у большей
части подростков вынужденное «просиживание штанов» на
классном часе вызовет, скорее, пассивный протест и молчаливое
неприятие всего его воспитывающего содержания – каким бы
замечательным оно не было. Опасность третья. Такой же
обратный эффект имеют и некоторые используемые педагогами
формы проведения классного часа. Например, детям раздают
правильные слова и они отрепетированно, с трепетной дрожью в
голосе, но внутренне безучастно рассказывают своим зевающим
одноклассникам о разумном, добром и вечном. И тогда получается
в лучшем случае – красивое шоу, в худшем – скучность и пошлость.
Другой пример – постоянное морализирование классного
руководителя: «Сегодня, дети, мы вновь поговорим с вами о том,
что нужно быть добрее и духовнее!». В младших классах это,
наверное, еще пройдет, но дальше… Интересно было бы
подсчитать, сколько детей перестает использовать в своей
повседневной речи красивые высокопарные слова, сколько детей
начинает стесняться своих хороших манер – и все только потому,
что этим их «перекормили» в школе.
На наш взгляд, исправить положение может понимание классного
часа как приватного разговора классного руководителя со своим
классом, необходимость в котором созревает естественным путем.
Следовательно, классный час не поддается жесткому планированию и программированию, не может быть объектом
административной проверки и не является обязательным для
посещения всеми членами класса. Основа воспитывающего
классного часа – заинтересованный разговор педагога и детей,
который способствует развитию ценностных отношений
школьников к окружающему их миру, к другим людям, к самим
себе. Тренинги, дискуссии, игры, познавательные тесты,
сопровождающие такой разговор, могут сделать его более
оживленным и интересным для ребенка. Вариантов проведения
классных часов может быть множество.
Это могут быть, например, часы общения, направленные на
познание ребенком себя и своих одноклассников – серия таких
классных часов разработана И.С.Парфеновой.
Вот некоторые темы предлагаемых ею классных часов:
Взаимодействие в группе. Понимание и доверие. Умеете ли вы
слушать? Личное пространство человека, или Почему мы не любим
ездить в набитом транспорте. Как нас воспринимают люди?
Некоторые факты из языка телодвижений. Так ли легко
познакомиться? Как правильно дарить подарки?
Это могут быть заседания киноклуба – часы просмотра и
обсуждения кинофильмов. На заседаниях этого киноклуба
организуется не только квалифицированное обсуждение
эстетических достоинств фильмов, но и откровенный обмен
мнениями по поводу нравственных и философских проблем,
затронутых в них. В некоторых заседаниях принимают участие и
родители учеников.
Вот тематика некоторых заседаний киноклуба: Ненависть, месть,
жестокость – к/ф «Иваново детство», Родина большая и малая – к/ф
«Мимино». Идеалы и иллюзии. Мир через “розовые очки” – к/ф
«Иллюзионист». Во имя любви – к/ф «Ромео и Джульетта» или
«Обыкновенное чудо». Власть над людьми и власть над собой – к/ф
«Макбет». Корысть, выгода, расчет, альтруизм,
самопожертвование – к/ф «Летят журавли». В заботах о счастье
других мы находим свое собственное – к/ф «День сурка».
Это могут быть беседы о проблемах, которые часто по тем или
иным причинам не обсуждаются в семьях школьников. Например, для старшеклассников был разработан цикл бесед под общим
названием «Лики любви» (В.И.Петрушин, Н.В. Петрушина). Вот
некоторые из их тем: Сколько ликов у любви? Или: Уроки Эриха
Фромма . Как сделать выбор? Или: А я милого узнаю по походке,
Беседа третья. Как понравиться? Как не попасть в ненужные
ловушки? Или: Силки и капканы добрачных отношений. Насколько
вы будете совместимы? Или: С кем садиться в семейную ладью?
Такие разные браки. Как избежать мелей и рифов в семейной
жизни? Или: Искусство быть капитаном семейного корабля. Что
делать с нашей ревностью? Или: Черное чудовище в груди. Куда
уходит любовь?
Классный час – далеко не единственная форма реализации
воспитательного потенциала деятельности классного
руководителя. Продуктивной в этом плане является идея
организации внеучебной жизни класса (а лучше – нескольких
классов) в виде долговременной игры.
Игра обладает огромным воспитательным потенциалом. Она
порождает особую реальность, выделяющуюся из повседневности
особым, нелинейно протекающим игровым временем; особой,
значимой для субъекта системой норм и ценностей, отраженных в
игровых правилах; особой, чрезвычайно сплоченной игровой
общностью. Игра создает среди ее участников особое напряжение,
делающее данную реальность притягательной для ребенка,
значимой и наполненной ценностными смыслами.
Что же придает игре ее особый воспитательный потенциал? Во-
первых, благодаря способности игры зачаровывать и приковывать
к себе детей складывается довольно быстро. А это немаловажно
для воспитания, которое в отечественных школах носит
преимущественно коллективный характер.
Во-вторых, ролевые игры, которые отражают мир взрослых и
моделируют свойственные ему отношения, восполняя тем самым
недоступные подростку стороны человеческой
жизнедеятельности, весьма привлекательны для подростков. Они
предлагают подростку практику новых отношений, чувств взамен
существующих в повседневной жизни (Д.Б.Эльконин). В-третьих, игра способствует развитию личности ребенка,
поскольку поведение в роли задается не только самой ролью, но и
личностными качествами игрока, а моделируемые в игре
отношения, по словам С.А.Шмакова, переносятся на
совершенствование дальнейшей практической деятельности. В
игре, таким образом, может происходить коренное изменение
позиции ребенка в отношении к окружающему миру. В ней
заложен «механизм возможной смены позиции и координации
своей точки зрения с другими возможными точками зрения»
(Б.Д.Эльконин).
В-четвертых, в игре педагог может моделировать самые
различные социальные ситуации, может задавать произвольные
параметры игрового пространства: сюжет, действующие лица,
характер их взаимоотношений, контекст игрового действия, время,
место и другие условия, – насыщая тем самым это пространство
смыслами, имеющими воспитательную ценность.
В-пятых, игра способна погрузить школьника в проблемы
современного мира, показать сложность человеческих отношений
в мире взрослых, дать прочувствовать это посредством вхождения
в игровую роль. Возможность примерить на себя различные роли
позволяет школьнику посмотреть на привычную реальность
глазами других людей, с других точек зрения. Игра дает
школьнику и возможность координировать свои взгляды на мир с
взглядами своих сверстников – а это, в свою очередь, может
повлиять на утверждение, корректировку или полное изменение
собственной позиции по тем или иным затрагиваемым в игре
социальным проблемам.
Если игра одинаково увлекает и педагогов и детей, она может
быть положена в основу всей внеучебной жизни школьников, и
тогда класс или параллель классов может превратиться в какой-
либо игровой мир.
Особое место в работе классного руководителя
занимает индивидуальная работа с детьми. Эта работа
приобретает подлинно воспитывающий характер, если она
инициирует процессы самовоспитания школьника. В начале учебного года каждый школьник может принять участие
в увлекательной компьютерной самодиагностике. Специальные
вопросы, направленные на самопознание ребенка, помогут ему
оценить свой интеллект (то есть умение собирать и использовать
информацию, вычленять и решать проблему, мыслить творчески,
выражать свои мысли письменно и т.д.), успеваемость (ее средний
балл), физическое развитие (складывающееся из спортивных
успехов, личных рекордов, оценки по физической культуре и т.д.),
умение общаться (коммуникабельность, гибкость, уступчивость,
терпимость к мнению окружающих, умение работать в группе,
ответственность), лидерские качества (практичность,
реалистичность, решительность, умение рисковать, понимание
норм поведения, способность учить других). Результаты
компьютерного теста преобразуют в график, наглядно
показывающий школьнику его сильные и слабые места – это и есть
«Профиль компетентности». На его основе ребенку предлагают
приступить к планированию своего собственного развития, то есть
включиться в процесс самовоспитания.
На специальном классном чаще школьнику предлагают
проанализировать свой «Профиль компетентности», обратив
особое внимание на те качества, которые развиты слабо. В
соответствии с этим он приступает к формулированию своих
краткосрочных и долгосрочных задач на предстоящий учебный
год. В качестве помощи ему может быть предложено на выбор
около двух десятков вариантов таких задач. После выполнения
данной работы школьник ранжирует свои задачи по приоритетам и
вписывает их в свой дневничок. Далее он получает список
общешкольных и внутриклассных дел, занятий системы
дополнительного образования и группы продленного дня,
всевозможных игр, дискуссий, соревнований, а также
сопровождающий этот список перечень качеств, которые можно
развить в себе, участвуя в названных делах. Консультируясь с
педагогом, ребенок выбирает для себя те дела, в которых он хотел
бы принять участие, и те поручения, выполнение которых может
повлиять на изменение «западающего» качества. Все дела и все
поручения записываются в дневничок – получается своеобразный
годовой план саморазвития. Возможен и другой вариант: школьник со своим более старшим
или младшим товарищем образует «шефскую пару», в которой и
происходит его дальнейшее самовоспитание. Шефские пары
формируются (естественно, по желанию самих учеников) из
школьников подшефных и шефских классов: например, 5а – 9а; 5б
– 9б и т.д. То есть младший подросток имеет консультантом
старшеклассника. Смысл образования таких пар – помощь друг
другу в саморазвитии.
например.
Саша (шеф) стремится развить в себе лидерские качества. Его
подшефный – Ваня – имеет некоторые затруднения в
интеллектуальной сфере. Саша, еженедельно помогая Ване
готовить выступление по теме «Новости компьютерного мира» на
информационном классном часе, развивает у Вани умение
собирать и использовать информацию, а сам в это время развивает
в себе способности учить, оказывать влияние, отвечать за
деятельность других людей.
Другой важной стороной индивидуальной работы классного
руководителя со школьниками является индивидуальное
собеседование с ребенком, испытывающим те или иные
проблемы, связанные с его воспитанностью.
Рекомендуемую методику проведения такой беседы разработал
Д.В.Григорьев. В основе ее – понимание качественного
собеседования как гибкого сочетания программирования и
импровизации. С точки зрения автора, собеседование может
разворачиваться двумя путями.
Первое. Педагог, проводящий диагностику, предлагает школьнику
печатный вариант некоторых тестовых ситуаций (все они описаны
и опубликованы автором), а тот делает свой выбор по каждой
ситуации, после чего педагог, опираясь на эти результаты,
выстраивает диагностическую беседу со школьником, уточняет
необходимые моменты, разворачивает проблематизацию и т.д.
Второе. Педагог в рамках устной беседы со школьником приводит
ему те или иные тестовые ситуации, перечисляет варианты
ответов, подросток делает свой выбор, после чего педагог заносит его в диагностическую карту и решает, каким образом, в каком
направлении продолжать собеседование.
Каждая тестовая ситуация сопровождается четкой
интерпретацией выбора, сделанного школьником, а также
указаниями на возможное развитие темы беседы в соответствии с
тем или иным вариантом ответа. Это своего рода наставления к
импровизации. В этих наставлениях довольно часто звучит
понятие проблематизации. Проблематизация здесь – специальная
работа педагога по выявлению противоречий в содержании
высказываний школьников, способах их рассуждений с целью
построения проблемной ситуации как личной для ребенка.
Другими словами, проблематизация – это усомнение.
Проблематизирующие действия педагога должны помочь
подростку выйти в осмысленную позицию по отношению к
собственному пониманию (почему, как, с помощью чего я что-то
понял?) и осознать то, что пока не понято (что и почему я не
понял?).
В индивидуальном собеседовании задача педагога – получить как
можно более целостное представление о личности того, с кем он
общается. Именно это представление поможет классному
руководителю выстраивать дальнейшую стратегию воспитания
данного школьника и будет способствовать более полной
реализации воспитательного потенциала деятельности педагога.
Воспитательный потенциал деятельности
педагога дополнительного образования
Педагог в современной школе довольно часто является не только
учителем и классным руководителем. Зачастую он выступает еще
и в роли педагога дополнительного образования. Это далеко не
всегда обусловлено причинами исключительно финансового
характера (как это может показаться на первый взгляд), здесь
действуют и собственно профессиональные причины. Дело в том,
что сфера дополнительного образования позволяет значительно
усилить воспитывающее влияние педагога на ребенка. Свобода
выбора деятельности, повышенная мотивация, меньшая
формализация работы, межвозрастной характер общения детей в
объединении дополнительного образования – все это является благоприятной почвой, как для самореализации школьников, так и
для организации педагогом эффективного воспитательного
процесса.
В рамках школьного дополнительного образования может
действовать огромное множество детско-взрослых объединений
(кружков, секций, студий, клубов и т.п.) самой разной
направленности (познавательной, творческой, спортивной,
туристско-краеведческой, экологической, военно-патриотической,
трудовой и т.п.). В каждом из этих объединений могут создаваться
свои специфические условия для воспитания школьников, анализ
которых занял бы довольно много времени. Поэтому я попытаюсь
проанализировать воспитательные возможности деятельности
педагога дополнительного образования на примере организации
работы туристско-краеведческого объединения. Обращение
именно к этому примеру, на наш взгляд, ценно тем, что туристско-
краеведческая деятельность интегрирует в себе и познание, и
труд, и спорт, и творчество школьников и в этом смысле вполне
может быть рассмотрена в качестве образца, иллюстрирующего
возможности сферы дополнительного образования.
Прежде, чем приступить к рассмотрению проблемы использования
воспитательного потенциала детского туризма, заметим, что речь
здесь пойдет о самодеятельном пешеходном туризме – непростом,
трудоемком, но бесконечно интересном и полезном способе
организации детского досуга. Такой туризм: приучает детей
переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения;
сдерживает проявления инфантилизма, эгоизма и капризности;
способствует развитию самостоятельности и формирует навыки
самообслуживающего труда; учит брать на себя и нести
ответственность за общее дело и других людей; учит бережному
отношению к родной природе и родной культуре; учит
рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Как и в любом другом объединении дополнительного
образования, в туристском объединении существуют свои
неписаные нормы, имеющие в плане воспитания довольно большое
значение. Введение и поддержание педагогом корпоративных
норм в объединении дополнительного образования – один из главнейших способов реализации воспитательного потенциала его
профессиональной деятельности.
—-Классный руководитель, вступая в прямое или опосредованное
взаимодействие с детьми на уроке или вне урока – в свободном
общении, игре, трудовой, художественной и другой деятельности
– имеет реальную возможность организовывать процесс
воспитания, удерживая целостность воспитательной деятельности
в своем сознании и действиях. Так в теории. Но сегодня мы
довольно часто сталкиваемся с имитацией воспитательной
деятельности, за которой, по сути, кроется отказ педагога от
воспитания. Что делать?
Многим управленцам выход из этой ситуации видится в
необходимости обязать классного руководителя к воспитанию, для
чего разработать его подробные функциональные обязанности в
сфере воспитания и контролировать их выполнение. Идея
нормирования воспитательной деятельности классного
руководителя не нова. Только за последнее время в
педагогической печати опубликовано несколько моделей его
функциональных обязанностей. В том или ином виде почти в
каждой современной школе расписаны функции классных
руководителей. Но вот парадокс: функциональные обязанности
есть, а спроси любого педагога – все говорят о
неудовлетворительном состоянии школьного воспитания. Почему
так происходит?
Может быть, обязанности плохо, неточно сформулированы?
Провели ряд наблюдений и исследований и выявили, что
совершенствование перечня и описания функциональных
обязанностей педагогов как воспитателей не приводит к
изменению качества воспитательного процесса. И снова вопрос:
почему?
Можно предположить, что здесь срабатывает принцип неравной
ответственности. Многие педагоги считают, что если на них
функции воспитания не распространяются (не все же учителя в
школе – классные руководители), то и заниматься им не нужно.
Педагогический коллектив исподволь начинает делиться на
воспитателей и не-воспитателей. Первые постепенно осознают
тяжесть своего «воза» и начинают, открыто или искусно
маскируясь, от него потихоньку избавляться. В один прекрасный
момент от воспитания в школе остается только «мероприятийная»
форма без содержания. Может быть, выход в том, что функциональные обязанности
воспитателя должны быть у каждого педагога? Но в этом случае
даже при тщательной организации процесса распределения
обязанностей происходит столкновение с другими «рифами»
педагогической реальности. С одной стороны, проявляется эффект
принуждения. Когда человеку говорят, что он должен нечто
делать, но при этом серьезным образом не мотивируют и не
стимулируют его к этому, он воспринимает это как принуждение к
деятельности и либо бунтует, либо имитирует деятельность. С
другой стороны, даже если педагог осознает и личностно
принимает важность возложенного на него долга воспитания,
вырабатывает у себя «воспитательный императив», то
воспитывает-то он «по необходимости», а не «по свободе». Такой
педагог распространяет свой долг на детей, они это чувствуют и,
не желая жить в мире тотальной необходимости, платят педагогу
«свободой от» него.
————Таким образом, острейшую проблему
качества воспитательной деятельности классного
руководителя можно решить только путем
«выращивания» его профессиональной позиции
воспитателя. Только тогда классный руководитель
будет осмысленно и ответственно ставить перед
собой воспитательные цели, а также самостоятельно
выбирать пути и средства их достижения.
Создание благоприятных условий для развития
такой позиции у классных руководителей – задача
системы повышения квалификации. О чем бы мы ни
говорили – об организации методической работы в
школе, о деятельности методических центров, о
курсах в институтах повышении квалификации и
профессиональной переподготовки педагогов,– везде
речь должна идти именно о развитии у классных
руководителей профессиональной позиции
воспитателя.
В школе местом формирования такой позиции может
стать педагогическая команда класса –
добровольное и неформальное объединение
педагогов, преподающих в одном классе. Это реальный институт педагогического самоуправления,
где учителя собираются и действуют не по приказам
и распоряжениям администрации, а по собственной
воле, где у них есть возможность почувствовать себя
субъектами образования, а не заложниками
школьной структуры.
—————————————————————————————————————
—————————————
———Цель воспитания – максимальное развитие
личности. Естественно, возможности воспитания не
безграничны, оно не универсально и не всеохватно.
Ребенок развивается в процессе обучения, в ходе
социализации, которая происходит под влиянием
всего миропорядка, через общественные институты,
экономику, политику, средства массовой
коммуникации, а также через семью, среду
молодежного общения; он совершенствуется под
влиянием самовоспитания и саморазвития. В этом
безбрежном море влияний есть часть, происходящая
целенаправленно, под педагогическим управлением.
Это и есть воспитание, оно-то и призвано помочь
личности не быть поглощённой этим морем, найти в
нём своё лицо, своё отношение с миром, людьми и
самим собой.
Я думаю, современной школе нужен труд, дающий
возможность проявиться интересам детей и
педагогов, их созидательным силам и стремлением,
помогающим развить интеллектуальные,
коммуникативные, эстетические, социальные
потребности.
Единство процессов обучения и воспитания не
означает что они не имеют своих специфических
особенностей. Известно, например, что А. С.
Макаренко писал: «Я считаю, что воспитательная область — область чистого воспитания — есть в
некоторых случаях отдельная область, отличная от
методики преподавания».
Прежде всего обучение, если оно правильно
организовано, способствует воспитанию культуры
умственного труда. В процессе его учащиеся
овладевают умениями и навыками учебной работы и
совершенствуют их, учатся поддерживать разумный
режим труда и отдыха и, как отмечено выше,
развивают свое мышление, память, творческие
способности.
Я думаю, что не меньше внимания требуется от
учителя, когда речь идет об осмыслении учащимися
морального и эстетического содержания изучаемого
материала как условии формирования у них
нравственных и эстетических взглядов и убеждений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конфигуратор проксима руководство пользователя
  • Фамотидин инструкция по применению уколы в вену
  • Грамицидин таблетки инструкция по применению таблетки для рассасывания детям
  • Apixabanum таблетки инструкция по применению цена
  • Процесс руководства сюжетно ролевой игрой