Постановка на учет объектов нвос пошаговая инструкция

Раздел «1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»

Для заполнения раздела необходимо в древовидном меню нажать на раздел «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами». В правой части экрана отобразится форма с вопросом. В случае, если у Вас есть объект, оказывающий негативное воздействие на атмосферный воздух, нажмите кнопку «Да» и затем кнопку «Сохранить». Далее заполните подраздел «Объект негативного воздействия». Обратите внимание, что данном разделе идет речь только о стационарных источниках выбросов. Плата за передвижные источники выбросов не берется.

Следующим этапом переходим к заполнению сведений об объекте НВОС на котром у нас имеются стационарные источники  выбросов. Вообще в состав юридического лица может входить громадное количество объектов НВОС. При расчете платы привязка выбросов происходит именно к объекту НВОС. И так спускаемся по древовидному меню и заполняем сведения о наших объектах НВОС. В данном разделе можно выбрать объекты, зарегистрированные за юридическим лицом, или добавить новые (даже не стоящее на учете). При этом в систему заносится информация об объекте (номер и наименование объекта НВОС, ОКТМО места расположения объекта, присвоенная категория и адрес места нахождения).

Декларация о плате (добавления объекта)

Если объект НВОС не поставлен на учет, то в поле «Объект без регистрации (некатегорийный объект) нажмите на кнопку «Да». При этом автоматически проставиться галочка в поле «Объект без кода», а в поле «Код ОНВОС» автоматически отобразится нередактируемый системный номер объекта АА-0000-000000-П. При этом желательно помнить, что за не постановку объекта на учет предусмотрен значительный штраф до 100 тыс. руб.

Следующим этапом заполнения декларации о плате будет добавление разрешительных документов, полученных для данного объекта НВОС. Обратите внимание, что заполнение информации о имеющихся разрешительных документах осуществляется по периодам. Также здесь можно указать период полного отсутствия разорительных документов.

Декларация о плате (добавление разрешительных документов)

После заполнения информации о разрешительной документации переходим к заполоняю информации об источниках.

Следующий шаг в заполнении декларации о плате за НВОС – это заполнение данных по стационарным источникам расположенным на объекте НВОС и выбросам загрязняющих веществ (далее – ЗВ) на них.

В древовидном меню нажмите на подраздел с названием разрешительного документа. Под ним отобразятся подразделы «Стационарный источник» и «Корректировка размера платы».

Нажмите на подраздел «Стационарный источник». В отобразившейся форме имеется возможность добавить данные по источнику вручную или импортировать данные по источникам из реестра объектов НВОС (Если при постановке на учет объекта НВОС информация предоставлялась корректно, по источникам то кнопка импортирования данных сильно сократи время по заполнению информации по источникам).  Но нужно иметь в виду, что если вы не являетесь официальным сотрудником предприятия и не получили права доступа в личном кабинете юридического лица дополнительных прав импортировать данные у вас не получится.

Декларация о плате (информация об источнике)

Для заполнения информации об источнике лучше всего воспользоваться таблицей «Параметры выбросов …» из проекта инвентаризации выбросов или ПДВ (проект допустимых выбросов). В форму добавляется следующая информация по источнику: номер, наименование, код ОКТМО и код в ИСКИ. Последний код выдается в РПН и является не обязательным, так что его можно смело игнорировать. После заполнения информации по источникам необходимо добавить расчет суммы платы исходя из разрешенных и фактических выбросов по каждому ЗВ. Для этого в древовидном меню нажмите на источник, в открывшейся форме нажмите на кнопку «+Добавить расчет по стационарному источнику».

В появившейся форме заполняем все обязательные поля. В поле «Загрязняющее вещество» начните вводить наименование ЗВ и далее из выпадающего списка, предложенного Программой, выберите нужное. Поиск производится как по наименованию вещества так и по коду вещества.  В полях «Установленные выбросы(тонн) НДВ, ТН» и «Установленные выбросы(тонн) ВРВ» вводятся данные о разрешенных массах выброса в тоннах в соответствии с разрешительным документом по данному загрязняющему веществу (то есть заполняется соответственно норматив допустимого выброса или временно разрешенный выброс).

В поле «Фактический выброс загрязняющего вещества, всего (тонн)» вводится фактическую массу выброса данного загрязняющего вещества. Данные в поле «Фактический выброс загрязняющего вещества, НДВ, ТН (тонн)», «Фактический выброс загрязняющего вещества, в пределах ВРВ», «Фактический выброс загрязняющего вещества, сверх ВРВ, НДВ, ТН (тонн)»  проставляются автоматически. Обратите внимание, что если у вас разрешение действовало не целый год, то вам нужно самостоятельно пересчитать разрешенный объем выброса пропорционально времени действия разрешения.

В поле «Коэффициент к ставке платы за выброс в пределах ПДВ (Кнд) *» необходимо выбрать из списка требуемый коэффициент. Коэффициент Кнд, применяемый к ставке платы при выбросах загрязняющих веществ в пределах установленных НДВ, ТН (далее — коэффициент Кнд), равный 1. С 1 января 2020 года за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах ТН (технологических нормативов) после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, вместо коэффициента Кнд применяется коэффициент Кндт, равный 0, согласно пункту 5 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ. Для большинства предприятий выбираем коэффициент равный 1.

В поле «Коэффициент к ставке платы за выброс в пределах ВСВ (Квр) *» указывается коэффициент, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах ВРВ (временно разрешенный выброс) загрязняющих веществ на период реализации плана или программы, равный 25.

В поле «Коэффициент к ставке платы за выброс сверх лимит (Кср / Кпр) *» указывается коэффициент, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100 (коэффициент Кпр). Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить  плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 1 января 2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25 (коэффициент Кср) (Подробней о коэффициентах).

В поле «Дополнительный коэффициент (Кот) *» в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2 ( коэффициент Кот), применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1.

В поле «Поправочный коэффициент (Кинд) *» указывается поправочный коэффициент Кинд = 1,08 (коэффициент на 2021 год), применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2020 № 1393 «О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Для загрязняющего вещества «Пыль каменного угля» автоматически проставляется Кинд = 1, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Сумма платы в полях «Сумма платы за (руб.) ПВД», «Сумма платы за (руб.) в пределах ВСВ», «Сумма платы за (руб.) сверхлимит», «Сумма платы, всего (руб.)» считаются автоматически.

Декларация о плате (расчет по воздуху)

Таким образом необходимо занести в систему информацию по всем объектам НВОС имеющимся у юридического лица, в них указать информацию по всем периодам действия разрешительной документации (периоды действия разрешении, КЭР, ДВОС, а периоды без разрешений), в каждом периоде добавляется информация по всем стационарным источникам выбросов, а уже в каждом источнике указывается информация по загрязняющим веществам и объемам выбросов. Структура расчета довольно тяжелая, но ничего не поделаешь, нужно набраться терпения. Массу выброса рассчитывается пропорционально количеству дней действия конкретного разрешающего документа.

Для удаления расчета по загрязняющему веществу необходимо в форме расчета нажать на пиктограмму ведерка в верхнем правом углу экрана.

Еще раз напомню, что информацию по источникам мы берем из тома инвентаризации выбросов или проекта ПДВ, разрешенные выбросы из КЭР (объекты I, II категории), декларации о воздействии (объекты II категории), отчету по ПЭК (объекты III категории), ну и если у вас еще остались действующие разрешения и лимиты то из них. Фактический выброс мы берем из расчетов, проводимых при составлении отчета 2ТП–воздух. Если 2ТП-воздух вы не сдавали, то придется эти расчеты сделать.  Для этого открываем инвентаризацию и по каждому стационарному источнику пересчитываем фактический выброс исходя из фактических расходов сырья за отчетный год или фактического времени работы оборудования. Вполне достаточно сделать это по прямой пропорции фактического и нормативного времени работы оборудования (или по фактическому и проектному расходу сырья) и не забывайте хранить данные расчеты, чтобы при проверке не делать этого повторно.

Если в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности на этом источнике были проведены мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ, то из суммы платы вычитаются затраты на реализацию этих мероприятий, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов загрязняющих веществ).

Для внесения сведений о корректировке суммы платы в древовидном меню нажмите на раздел «Корректировка размера платы», в открывшейся форме нажмите на кнопку «+ Добавить корректировка размера платы».

В открывшейся форме заполните все обязательные поля.  В поле «Загрязняющее вещество» будут доступны для выбора только те ЗВ, по которым был внесен расчет. В поле «Сумма мероприятий по снижению выбросов *» необходимо ввести сумму корректировки.

В поле «Сумма с учетом корректировки *» значение рассчитается автоматически: сумма платы в поле «Сумма платы, всего (руб.) *» минус сумма, указанная в поле «Сумма мероприятий по снижению выбросов *»

Декларация о плате 12

Заполнение информации об объекте размещения отходов

Для открытия полей заполнения информации об объекте размещения необходимо в древовидном меню перейти на раздел 3,  нажать кнопку присутствует и сохранить.

Давайте начнем заполнять раздел с того, что прочитаем определение «объекта размещения отходов». Согласно федеральному закону №89-фз объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

При этом под размещением понимается захоронение или хранение сроком более 11 месяцев. Также все объекты размещения отходов должны быть внесены в государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающею среду (ГРОРО).

Я это говорю к тому, что обычные места накопления и контейнерные площадки не являются объектами размещения.

И так если у вас все же есть именно объект размещения, то переходим в открывшуюся форму и начинам заполнять его характеристики. 

Заполнение информации об ОРО

В поле «Наименование» указываем наименование объекта. Желательно это сделать в соответствии с информацией, которую вы указывали при внесении данных по объекту размещения отходов в ГРОРО.

Номер в ГРОРО можно посмотреть в реестре или на сайте «Банк данных об отходах».

Далее переходим к заполнению информацию о расположении объекта. В частности, указывается информация о фактическом адресе, ОКТМО, и координатах площадки объекта.

Координаты как и предыдущих разделах задаются путем переноса маркера, мышкой или прямым указанием координат угловых точек объекта.

После заполнения всех полей нажимаем кнопку «Сохранить».

Далее переходим к заполнению накопленных отходов. В древовидном разделе переходим к следующему разделу «Количество и состав отходов» и нажимаем кнопку «+ Добавить отход».

Информация о размещенный отходах

В открывшейся форме выбираем код и наименование отхода и фактическую массу размещенных отходов в тоннах.

Если у вас накапливается разнообразные отходы, повторяем процедуру по добавлению отходов пока не добавим информацию по всем.

Заполнение раздела «Разрешительные документы» заявки на постановку объекта НВОС на учет.

В данном разделе добавляется информация об имеющихся разрешительных документах.

Для добавления документа нажимаем «+ Добавить разрешительный документ» и переходим к заполнению полей открывшейся формы.

Добавление разрешительных документов

В данной форме все просто.  Указываем вид документа, его реквизиты, срок действия и подгружаем его скан.  После заполнения формы жмем сохранить.

Таким образом добавляем все действующие разрешительные документы.

Если по объекту есть заключение Государственной экологической экспертизы, то добавляем по ней информацию в следующем разделе «Заключение ГЭЭ».

Для заполнения конкретной информации по государственной экологической экспертизе с начало нужно поставить галочку на против пункта «Заключение ГЭЭ имеется».

Информация по ГЭЭ

Данная форма также не нуждается пояснениях.  Заполняем реквизиты документа, срок действия и подкрепляем скан.

Заполнение раздела «Меры по обеспечению охраны окружающей среды» заявки на постановку объекта НВОС на учет.

В данном разделе приводится информация по наличию на объекте средств по обеспечению охраны окружающей среды.

Меры по охране окружающей среды.

Первый раздел «Программа ПЭК».  Данный документ должен присутствовать на всех объектах I-III категории в обязательном порядке. Информацию, которую необходимо заполнить в данном разделе можно посмотреть на титульном листе программы ПЭК.  По сути это наименование документа, даты действия и кем утвержден.

Информация о ПЭК

Следующие пункты относятся уже к специализированным предприятиям или объектам I категории. В разделе «Мероприятие по снижению негативного воздействия на окружающую среду» указываются наименования мероприятия, сроки действия и капитальные затраты на мероприятие. Для заполнения данного раздела воспользуйтесь утвержденным на предприятии «Планом мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающею среду».

В разделе «Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды» приводится информация о проведении мониторинга на объекте. В данном разделе нужно просто выбрать в рамках каких документов ведется мониторинг и какой. Если мониторинг у вас ведется просто выберете наиболее подходящий вариант и нажмите сохранить.

Если на вашем объекте имеются технические средства по обезвреживанию выбросов, то вам необходимо заполнить раздел «Техническое средство по обезвреживанию выбросов». По сути идет речь о  системах пылегазоочистки.

Средства обезвреживания выбросов

Данную информацию можно почерпнуть из паспорта на очистное устройство (паспорт ГОУ).

При наличии на объекте оборудования по учету выбросов необходимо заполнить раздел «Техническое средство измерения и учета выбросов».  В разделе необходимо заполнить информацию по наименованию устройства, марке и годе установки.

При наличии на территории объекта очистных сооружения по очистке сточных вод, дополнительно нужно заполнить раздел «Техническое средство по обезвреживанию сбросов».  Раздел очень похож на точно такой же, но по очистке выбросов. Все данные по заполнению раздела можно взять из паспорта очистных сооружений или из рабочей документации на строительство очистных сооружений.

При наличии счетчиков учета сброса сточных вод заполняем раздел «Техническое средство измерения и учета сбросов». В разделе добавляем информацию по модели, марке и дате установки счетчиков воды.

Если ваш объект относится к категории спецорганизации и на территории имеется оборудование по обезвреживанию размещению отходов, то нужно заполнить раздел «Техническое средство по обезвреживанию и размещению отходов».  В разделе заполняется информация о типе, марке оборудования, и мощностях переработки.

ДРУЗЬЯ ДРУЗЬЯ

Если данного экскурса Вам мало или вы сильно ограничены во времени и желании разбираться с данным вопросом, пишите нам на адрес mirecologa@yandex.ru.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

  • Новости

  • Положение территориального органа

  • Руководство

  • Структура

  • Кадровое обеспечение

    • Порядок поступления и требования к кандидатам

    • Вакансии и конкурсы

  • Противодействие коррупции

    • Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции

    • Антикоррупционная экспертиза

    • Методические материалы

    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения

    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)

    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация

    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

  • Государственные услуги

    • Выдача разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

    • Выдача разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации

    • Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности

    • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории

    • Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня

    • Выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты

    • Выдача заключений (разрешительных документов) на вывоз информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных и минерального сырья

    • Выдача комплексного экологического разрешения

    • Выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз с таможенной территории евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья, а также редких и находящихся под угрозой исчезн

    • Согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации

    • Установление нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)

    • Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

    • Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности

    • Выдача заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения

    • Выдача удостоверений общественного инспектора по охране окружающей среды

    • Выдача удостоверений общественного инспектора в области обращения с животными

    • Выдача разрешений на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения

    • Согласование планов снижения сбросов в централизованные системы водоотведения

    • Согласование планов предупреждений и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

    • Выдача разрешения на временные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)

    • Выдача разрешения на временные сбросы

  • Природопользователям

    • Поднадзорные объекты

    • Проверки и профилактика

    • Ведение ГРОРО

    • Администрирование

    • Статистическая отчетность

    • Правоприменительная практика

    • Отчеты природопользователя

  • Реестр материалов общественных обсуждений

  • Реестр выданных заключений государственной экологической экспертизы
  • Реестр экспертов

  • Рассмотрение обращений

  • Бесплатная юридическая помощь

  • Реквизиты

  • Контакты

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно ч. 1 ст. 69.2 Закон № 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС в зависимости от уровня воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.

Государственная услуга по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору предоставляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (далее – Административный регламент № 104). 

Реестр объектов: https://onvos.rpn.gov.ru/login 

Реквизиты нормативных правовых актов

·                     Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

·                     Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»;

·                     Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

·                     Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»;

·                     Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.08.2022 № 532 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;

·                     Приказ Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Порядок предоставления услуги 

Документами, необходимыми для предоставления государственной услуги (далее — заявительные документы), являются:

а) заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет, оформленная в соответствии с приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью», содержащая сведения, необходимые для внесения в федеральный государственный реестр, предусмотренные пунктом 21 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830):

б) заявление, документы и сведения для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, и документы, подтверждающие необходимость актуализации;

в) заявление, документы и сведения для корректировки сведений об объекте НВОС, исправление ошибок;

г) заявление о снятии объекта НВОС с государственного учета и документы, подтверждающие необходимость снятия объекта НВОС с государственного учета.

д) заявление о снятии объекта НВОС с государственного учета и документы, подтверждающие необходимость снятия объекта НВОС с государственного учета при наличии в государственном реестре учетных сведений об одном и том же объекте 2 раза и более.

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность на двух и более объектах НВОС, заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет направляется заявителем в отношении каждого объекта НВОС отдельно.

В случае если объект НВОС расположен в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, заявитель направляет заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет в один из уполномоченных органов согласно их компетенции по месту размещения такого объекта НВОС.

Для актуализации учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре объектов НВОС, заявитель направляет заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС и документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, в тот уполномоченный орган, в котором указанный объект НВОС поставлен на государственный учет.

Документами, подтверждающими необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, являются представленные заявителем сведения:

а) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (местонахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

б) об изменении места нахождения объекта НВОС;

в) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

г) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Для снятия объекта НВОС с государственного учета заявитель направляет заявление о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте НВОС для снятия объекта НВОС с государственного учета и документы, подтверждающие необходимость снятия объекта НВОС с государственного учета, в тот территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти, в котором указанный объект НВОС поставлен на государственный учет.

Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС, является акт о его консервации или ликвидации.

Заявительные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://lk.rpn.gov.ru/ с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

В соответствии с п. 11 Административного регламента № 104 результатом предоставления государственной услуги является:

— при постановке объекта НВОС на государственный учет — выдача заявителю свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет в соответствии с выбранным заявителем способом получения свидетельства либо перенаправление сведений об объекте НВОС в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае если объект НВОС подлежит региональному экологическому надзору) либо направление заявителю уведомления об отказе в постановке объекта НВОС на государственный учет.

— при актуализации сведений об объекте НВОС — выдача заявителю свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС в соответствии с выбранным заявителем способом получения свидетельства либо перенаправление сведений об объекте НВОС в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае если объект НВОС подлежит региональному экологическому надзору) либо направление заявителю уведомления об отказе в актуализации сведений об объекте НВОС.

— при снятии объекта НВОС с государственного учета — выдача заявителю свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета в соответствии с выбранным заявителем способом получения свидетельства либо извещение заявителя об отказе в снятии объекта НВОС с государственного учета.

Дополнительно сообщаем, согласно п. 22 Правил № 830 свидетельство о постановке объекта на государственный учет, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, свидетельство о снятии объекта с государственного учета выдаются территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, в форме выписки из государственного реестра, на которую должен быть нанесен двухмерный штриховой код (QR-код), содержащий в кодированном виде адрес страницы в сети «Интернет» с размещенными на ней сведениями о соответствующем объекте.

Сроки предоставления услуги

В соответствии с Правилами № 830 предоставление государственной услуги осуществляется в следующие сроки:

постановка объекта НВОС на государственный учет, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги, осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет;

актуализация сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный государственный реестр объектов НВОС (далее — федеральный государственный реестр), осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации учетных сведений об объекте;

снятие объекта НВОС с государственного учета, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги, осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте НВОС для снятия с государственного учета объекта НВОС;

корректировка сведений об объекте НВОС в течение 15 рабочих дней;

исправление допущенных описок, опечаток и арифметических ошибок в течение 5 рабочих дней.

Размер госпошлины

Согласно п. 15 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются без взимания платы.

Получение услуги в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ):

Контактные данные 

Контактные данные специалистов  для связи:

Начальник отдела правового, кадрового и информационно-аналитического обеспечения –Решев Борис Львович 8(4932)93-81-62;

Заместитель начальника отдела правового, кадрового и информационно-аналитического обеспечения — Баркова Елена Алексеевна — 8(4922)25-01-27.

Приложение:

— Административный регламент по предоставление государственной услуги

— Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830

— Форма заявки, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.08.2022 № 532.

Нормативные правовые акты:

ИНФОРМАЦИЯ О ПОРЯДКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ПОСТАНОВКИ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ

Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 N 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2016 N 40808)

Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 (ред. от 27.09.2016) «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2016 N 40963)

Приказ Росприроднадзора от 06.02.2020 N 104 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2020 N 57808)

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Частые вопросы:

В какие сроки предоставляется государственная услуга?

Сроки предоставления государственной услуги установлены пунктом 12 Административного регламента: а) постановка объекта НВОС на государственный учет, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 10 дней со дня поступления заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет. В случае если при рассмотрении заявки установлено, что объект не соответствует Критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (далее – Критерии ФГЭН), и подлежит внесению в региональный государственный реестр, заявительные документы в электронной форме с использованием средств государственного реестра направляются ответственным специалистом в течение 5 рабочих дней с даты регистрации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение регионального государственного реестра, с уведомлением заявителя о переадресации (пункт 64 Административного регламента); б) актуализация сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный государственный реестр объектов НВОС, снятие объекта НВОС с государственного учета, выдача дубликата свидетельства, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 10 рабочих дней со дня поступления соответствующих заявлений и документов. В случае если при рассмотрении заявительных документов установлено, что объект не соответствует Критериям ФГЭН и подлежит внесению в региональный государственный реестр, заявительные документы в электронной форме с использованием средств государственного реестра направляются ответственным специалистом в течение 5 рабочих дней с даты регистрации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение регионального государственного реестра, с уведомлением заявителя о переадресации (пункт 73 Административного регламента); в) отказ в постановке объекта НВОС на государственный учет, отказ в актуализации сведений об объекте НВОС, отказ в снятии объекта НВОС с государственного учета, отказ в выдаче дубликата свидетельства, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги – не более 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган соответствующих заявки, заявления и документов.

Как подать документы для получения государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору?

 Согласно пункту 20 Административного регламента заявительные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://lk.fsrpn.ru с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – ЕСИА).

Как получить дубликат свидетельства?

В соответствии с пунктом 19 Административного регламента для получения дубликата свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, дубликата свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС или дубликата свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета заявитель направляет заявление о выдаче дубликата свидетельства с указанием причины необходимости такой выдачи в тот территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти, в котором указанный объект НВОС поставлен на государственный учет.

Как поставить на государственный учет объект НВОС, расположенный на территори нескольких субъектов Российской Федерации?

Согласно пункту 19 Правил и пункту 15 Административного регламента в случае, если объект НВОС расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку в один из территориальных органов Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.

Как поставить на государственный учет строительные площадки?

Строительная площадка, на которой осуществляется деятельность по строительству объекта капитального строительства, подпадает под приведенное в статье 1 Закона № 7-ФЗ определение объекта НВОС. В ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, строительные площадки могут рассматриваться в качестве объекта НВОС и подлежат постановке на государственный учет с присвоением соответствующей категории в зависимости от уровня негативного воздействия такого объекта на окружающую среду. Основанием для постановки объекта негативного воздействия на государственный учет является заявка о постановке на государственный учет (далее – Заявка), форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. При этом необходимо учитывать, что датой начала эксплуатации для строительной площадки будет считаться дата выдачи разрешения на строительство либо дата утверждения проектной документации. При изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, сведения об объектах НВОС подлежат актуализации согласно абзацу четвертому пункта 6 статьи 69.2 Закона №7-ФЗ. К указанным случаям могут относиться, в том числе, начало выполнения строительных работ, влекущее за собой увеличение источников загрязнения окружающей среды, а также завершение таких работ. Актуализировать сведения об объекте НВОС в рассматриваемом случае должны юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на данных объектах НВОС.

Как присваивается категория объекту НВОС?

В заявке указывается декларируемая категория объекта НВОС. При этом статьей 4.2. Закона № 7-ФЗ установлено, что присвоение категории объекту НВОС осуществляется при его постановке на государственный учет. В Правилах создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее – Правила) не предусмотрено, что объекту НВОС присваивается именно та категория, которая была задекларирована в заявке. При этом на основании пункта 24 Правил в случае, если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду. Если территориальный орган Росприроднадзора в ходе рассмотрения информации о хозяйственной деятельности, указанной в заявке, пришел к выводу, что объект НВОС не соответствует декларируемой категории, то объекту присваивается та категория, которая соответствует его хозяйственной деятельности и уровню негативного воздействия.

Каким способом можно получить результат предоставления государственной услуги?

В соответствии с пунктами 68, 77 и 85 Административного регламента получение заявителем результата предоставления государственной услуги осуществляется в зависимости от способа, указанного в заявительных документах: лично на руки; посредством почтового отправления; в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кому необходимо ставить на государственный учет объекты НВОС?

Согласно статье 69.2 Закона № 7-ФЗ и пункта 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808), объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, либо их уполномоченными представителями, действующими на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.

Кто должен ставить на глсударственный учет объекты НВОС, расположенные на территории лицензионных участков?

Объекты, предназначенные для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа, подлежат постановке на государственный учет лицами, которым право пользования соответствующим участком недр предоставлено лицензией на пользование недрами. Таким объектам присваивается I категория негативного воздействия. При изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, сведения об объектах НВОС подлежат актуализации согласно абзацу четвертому пункта 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. К указанным случаям могут относиться, в том числе, начало работы мобильных буровых установок, начало работ по испытанию скважин, сервисному обслуживанию скважин, а также завершение таких работ. Актуализировать сведения об объекте НВОС в данном случае должны юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на данных объектах НВОС I категории, то есть пользователи недр. Таким образом, в целях обеспечения всесторонней, объективной и обоснованной проектными решениями оценки характера и объемов негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности, связанной с пользованием участками недр, идентификацию, постановку на государственный учет, актуализацию сведений, а также снятие с государственного учета объектов НВОС следует производить пользователю недр.

Нужно ли ставить на государственный учет морские и речные суда (суда служебно-вспомогательного флота)?

Согласно определениям основных понятий, применяемым в тексте Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ: судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания; морская плавучая платформа – судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр. Суда (за исключением морских плавучих платформ) относятся к транспортным средствам. Статьей 1 Закона № 7-ФЗ установлены следующие определения для понятий источников загрязнения окружающей среды: стационарный источник загрязнения окружающей среды – источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижной источник загрязнения окружающей среды – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды. Постановка на государственный учет передвижных источников загрязнения окружающей среды, которыми являются суда (за исключением морских плавучих платформ) действующим законодательством не предусмотрена, так как передвижные источники учитываются в составе основного объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Нужно ли ставить на государственный учет открытые стоянки, гаражи и подобные территории?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 96-ФЗ технические нормативы выбросов загрязняющих веществ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Согласно разъяснениям Минприроды Российской Федерации от 02.04.2018 № 01-20-27/8793 при отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не будет. Выбросы от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха. Таким образом, открытые стоянки, а также гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС.

Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (Далее – объект НВОС)?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Таким образом, при наличии совокупности объектов существуют 2 альтернативных признака единого объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих), которые следует учитывать при его идентификации: — единое назначение; — неразрывная физическая или технологическая связанность. Неразрывная технологическая связанность совокупности объектов заключается в невозможности осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС.

Экология

Постановка объектов НВОС на государственный экологический учёт обязательная и сродни с постановкой на учёт в налоговой, только выполняется после — в течение 6 месяцев с даты начала эксплуатации вашего предприятия или сразу как начинается строительство вашего объекта. Постановка бывает федерального или регионального уровня надзора в зависимости от вида или параметров вида деятельности. Подробнее об этом всем читайте в полной статье.

11 июля 2023

Кому необходима постановка объектов НВОС

Постановка объектов НВОС на учёт обязательная процедура для всех без исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанность введена Федеральным законом от 21.07.2014г №291-ФЗ.

Государственный учёт с ведением соответствующего реестра ведёт Росприроднадзор, на основании п.5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22.07.2004 N 370.

От категории объекта НВОС зависит какие отчёты необходимо будет сдавать и какую проектную документацию разрабатывать (остались еще проекты и отчёты что не зависят от категории, но таких мало).  

Об уровнях надзора, о том, кто их осуществляет и как его определить будет описано ниже, сначала предлагаем разобраться что же является объектом НВОС и что будет если не выполнить или выполнить постановку не вовремя.

Штраф за невыполнение постановки на учёт объекта НВОС

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по постановке объектов НВОС на государственный учёт предусмотрена административная ответственность по ст.8.46 КоАП РФ. При этом, если сведения в реестре не актуальные, то применяется эта же статья административного кодекса. Теперь про сами штрафы:

Должностные лица

Юридические лица

ИП

от 5 000 до 20 000 руб.

от 30 000 до 100 000 руб

такая же как юридических лиц

Что является объектом НВОС

Для начала приведём термин из ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

Объект, оказывающий НВОС — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков».

Всего бывает четыре категории объектов НВОС:

примечание

I категория

II категория

III категория

IV категория

Если объект соответствует сразу нескольким критериям, то присваивается наибольший уровень НВОС

объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий

объекты, оказывающие умеренное НВОС

объекты, оказывающие незначительное НВОС

объекты, оказывающие минимальное НВОС

Категория влияет на периодичность плановых экологических проверок

Проверки

1 раз в год

2 раза в год

3 раза в год

проверкам не подлежит

Категория влияет на пакет базовой разрешительной документации

(приводим данные очень укрупненно):

Комплексное экологическое разрешение

да

нет, но при применении НДТ — да

нет

нет

Декларация о воздействии на окружающую среду

нет

да

нет

нет

Нормативы допустимых выбросов, сбросов

да, при наличии в составе веществ I и II класса опасности

да

да, при наличии в составе веществ I и II класса опасности

нет

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение

да

да

нет

нет

Технологические нормативы

да

нет

нет

нет

Программа повышения экологической эффективности

да

нет

нет

Нет

План мероприятий по охране окружающей среды

нет

да

да

нет

Отчетность о выбросах

загрязняющих

веществ в атмосферный воздух

нет

нет

да

нет

Отчетность об образовании,

использовании, обезвреживании,

о размещении отходов

нет

нет

да

нет

Программа производственного экологического контроля и отчет по ней

да

да

да

нет

Установление санитарно-защитной зоны

да, при превышении 1 ПДК/ПДУ за контуром объекта

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

да

да

да

нет

Примеры из практики

Теперь давайте разбираться на практике, с ситуациями, которые часто вызывают вопросы:

  • если вы арендуете офисное/торговое/складское/прочее пространство и сам объект недвижимости вам не принадлежит, то обязанность ставить на учёт объект НВОС возникает именно у Вас, но не весь, а ту часть, что занимаете. При этом, при переезде с этого объекта необходимо выполнить актуализацию с смене адреса и прочих характеристик. При прекращении деятельности необходимо обращаться за консервацией объекта НВОС, а при закрытии вашего юридического лица или ИП необходимо выполнить снятие объекта НВОС с учёта. Об этом мы еще будем говорить чуть позже в рамках этой статьи.
    В этом случае объект — это само офисное/торговое/складское/прочее пространство
  • если вы сдаете в аренду землю/здания/строения/сооружения, то обязанность ставить их на учёт возникает у арендодателя, за исключением случаев если вы и сами ведете деятельность на этом объекте, то ставите объект на учёт согласно «масштаба» своего присутствия на нём.
  • если вы строите объект, но не являетесь его владельцем и работы ведете по строительной документации, полученной на собственника, то на учёт ставить этот строительный объект именно Вам (есть такое разъясняющее письмо). Правильный срок для постановки в этом случае до начала работ.
    В этом случае объект — это строительная площадка, со всеми проводимыми на ней работами.
  • если у вас несколько земельных участков с разным назначением, например на одном производство, на другом котельная, а на третьем цех выдува тары, но все они работают на нужды производства, т.е. неразрывно связаны, то постановка на учёт идет по объединенному контуру всех земельных участков.

Таких примеров из нашей практики можно приводить много, если у Вас не стандартный случай или нет желания разбираться в тонкостях и искать разъяснения и практику обращайтесь к специалистам ПЭК за выполнением работ.

Как поставить объект НВОС на учёт

Мы придерживаемся следующего алгоритма в этой работе:

  1. Необходимо правильно определить категорию объекта НВОС по Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 №2398. Ошибки приведут либо к не верной постановке (что очень неприятно на практике и проблематично в дальнейшем исправить, даже при очевидной ошибке), либо к отказу по заявке.
  2. Правильно определить уровень надзора и учесть при этом все объекты НВОС компании. Ошибки в этой части особенно критичны. В этой работе мы используем специальные критерии установленные Постановлением Правительства РФ.
  3. Авторизоваться в личном кабине природопользователя через учетную запись ГОСУСЛУГ.
  4. Заполнить заявку о постановке объекта НВОС на государственный учёт в нужный гос.орган всеми данными, либо загрузить готовую в систему (у нас профессиональные программы в которых мы формируем необходимые файлы для загрузки, получая таким образом, двухступенчатый контроль).
  5. Подписать заявку усиленной ЭЦП и мониторить результат.
  6. Получить выписку с присвоенной категорией объекту НВОС.

Срок рассмотрения заявок составляет 10 дней.

Заполнение заявки самый трудоемкий этап работ, в котором можно очень много где ошибиться. Самостоятельно сделать это сложно, но количество попыток и отказов по ним не ограничено, так что это возможно).

Актуализация данных об объекте НВОС

Самое важное, что необходимо знать об актуализации это в связи с чем ее необходимо производить и то, что если этого не сделать можно оказаться оштрафованными.

Исчерпывающий список причин для проведения актуализации приведен в п.6 ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ:

1) документальные причины:

  • для юридических лиц: замена, реорганизация, изменение наименования, юридического адреса;
  • для ИП: изменение ФИО, места жительства, реквизитов документа удостоверяющего личность.

2) фактические причины:

  • изменение фактического адреса (переезд);
  • изменение характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • изменение характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Дополнительно заявку придется актуализировать:

— когда изменятся критерии отнесения объектов НВОС;

— если в реестре объект задублировался;

— если объект НВОС потерял единство назначения или неразрывную связанность.

Срок рассмотрения заявок по актуализации сведений – 10 рабочих дней.

Код постановки при актуализации остается прежним.

На практике когда при постановке допущены ошибки, чтобы провести актуализацию просто нет подходящей причины и тогда начинаются то что называется «танцы с бубнами», но и с такими задачами мы многократно справлялись.

Снятие объекта НВОС с учёта

Снятие объекта НВОС с учёта производится либо в случае консервации, либо в случае ликвидации, согласно п.11 ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ.

Это самая быстрая из рассмотренных в рамках данной статьи процедур и производится в течение 5 рабочих дней со дня подачи документов.

Нами наработана практика снятия и консервации объектов НВОС, поэтому если возникнет такая необходимость специалисты ПЭК возьмутся за её выполнение.

Что такое объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)?

Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, «Об охране окружающей среды», объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду -это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Простыми словами, это строение, сооружение, для производственной или иной хозяйственной деятельности, на территории которого осуществляются работы, услуги, процессы, которые приводят к выделению в окружающую среду выбросов или сбросов.

Например, котельная, столовая, очистные сооружения, цех сварки или обработки металла и т. д.
О постановке на учет кафе или ресторана можно узнать в нашей статье  «Постановка на государственный учет кафе и ресторанов как объектов негативного воздействия на окружающую среду»


Кто ведет учет объектов негативного воздействия?

Учет объектов негативного воздействия ведет орган исполнительной власти в области контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды.
Существует региональный и федеральный реестр объектов негативного воздействия н окружающую среду.

Соответственно, на федеральном уровне, реестр ведет территориальный отдел Росприроднадзора, а на региональном уровне- это региональные министерства экологии, управления, департаменты.


Как поставить объект НВОС на учет?

Постановка объектов НВОС на учет осуществляется государственным органом на основании заявки о постановке объекта на государственный учет в срок, не превышающий 10-ти дней с момента направления подписанной заявки в государственный орган по средствам усиленной электронной цифровой подписи, либо на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации.

Заявка готовится в личном кабинете природопользователя.

Организация, которая планирует регистрацию объекта НВОС в реестре, должна быть зарегистрирована на портале госуслуг, а затем в личном кабинете природопользователя.

Программно-техническое обеспечение ведения учета объектов НВОС размещено на сайте: Росприроднадзор | ПТО «УОНВОС» (rpn.gov.ru)

Подробные инструкции здесь: РПН (rpn.gov.ru)


Результат постановки объекта на учет НВОС

Результатом могут быть как свидетельство о постановке объекта на учет так и уведомление об отказе в постановке объекта на учет.
Если у проверяющего возникли вопросы или замечания.

Свидетельство о постановке на учет содержит уникальный номер объекта и категорию объекта негативного воздействия на окружающую среду.


А сколько всего категорий существует?

Всего существует 4 категории объектов негативного воздействия на окружающую среду.

1-самые опасные объекты, 4-практически неопасные.

До 1 января 2021 года действовали Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Р Ф от 28.09.2015 № 1029.

С 1 января 2021 года действуют новые критерии отнесения объектов НВОС на учет, утвержденные Постановлением Правительства Р Ф от 31.12.2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В зависимости от категории, к юридическом лицу предъявляются требования по разработке документации и получению разрешений.
Подробнее с документами для объектов 1,2,3 и 4 категорий Вы можете ознакомиться на нашем сайте.


Какие документы требуются для оформления заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет?

Перечень будет зависеть от вида объекта, но основные документы, которые требуются приведены ниже:


1) Выписка из ЕГРЮЛ.
2) Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
3) Копия свидетельства о постановке на налоговый учет юридического лица в налоговом органе.
4) Карточка предприятия с кодами статистики.
5) Краткие сведения о предприятии (виды деятельности, технология производства, перечень участков предприятия).
6) Проект ПДВ, Нормативы ПДВ, разрешение на выброс, план график-контроля на источниках выбросов.
7) Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
8) Акт ввода объекта /цехов/участков в эксплуатацию (или сведения о сроках проведения строительных работ).
9) Справка о временном режим работы, количество рабочих дней в году.
10) Отчет 2-ТП отходы (при наличии).
11) Наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги, проектная мощность (с кодами общероссийского классификатора единиц измерения, общероссийского классификатора продукции, общероссийского классификатора услуг населению).
12) Копия кадастрового/ых паспорта/-ов с координатами угловых точек объекта.
13) Копия договора о водоснабжении и водоотведении (если водоснабжение осуществляется по договору аренды, предоставить договор аренды помещения).
14) Указать объем оборотного водоснабжения (если имеется).
15) Копиv договоров на энергоснабжение, теплоснабжение, поставку газа (при наличии).
16) Копии протоколов лабораторных и инструментальных исследований на источниках выбросов (при наличии).
17) Копии протоколов по сточной воде.
18) Паспорт, технологический регламент, руководство по эксплуатации очистных сооружений;
19) Справка о том, что ДГУ является аварийной и по причине отсутствия в 2020 году аварийных ситуаций не эксплуатировалась.
20) Перечень установок по очистке газа и пыли, копии их паспортов и технической документации.
21) Перечень станочного парка предприятия по участкам с указанием марок, производимых на них операций.
22) Справка о расходе сырья и материалов за предыдущий год за подписью директора
23) Справка о чистом времени работы, типах, основных характеристиках установленного оборудования, заверенные главным инженером (главным механиком) предприятия.
24) Справка о расходе сырья и материалов за предыдущий год за подписью директора.
25) Справка о наличии/отсутствии автотранспортных средств на балансе предприятия. Если есть автотранспорт на балансе, то: — группа транспортных средств (легковой, грузовой, автобус и т. д.).
26) Копии договоров по передаче отходов, с приложением документов, подтверждающих фактическую передачу отходов в отчетном периоде (справки, акты приема — передачи, счета — фактуры), копию договора на размещения отходов.
27) Данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I — IV класса опасности, (Акты выполненных работ, талоны, счета-фактуры на вывоз отходов и т. д.).
28) Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ (при наличии).
29) Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ (при наличии).
30) Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию и безопасному размещению отходов I-V класса опасности (при наличии).
31) Сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду (наименование программы/плана мероприятий, плановые сроки реализации мероприятий, капитальные затраты, направление мероприятий (снижение выбросов/сбросов/образования отходов)).
32) Карта-схема объекта с экспликацией.
33) Отчет по ПЭК, приказ о назначении ответственных за ООС на предприятии.
34)Проект/-ы НДС, разрешение/-ия на сброс, решение о предоставлении водного объекта в пользование .
35) Программа повышения экологической эффективности. план мероприятий по охране окружающей среды .
36) Программа регулярных наблюдений за водным объектов и его водоохранной зоной / программа контроля качества сточной воды и питьевой воды вод (при наличии).
37) Лицензии на добычу питьевой воды (при наличии).


Если у Вас нет какого-либо документа по экологии, то мы поможем с его получением.
Мы оперативно проведем обследование объекта, составим перечень исходной документации, поможем со сбором документов, разработаем недостающие документы и обоснования и оформим заявку о постановке на государственный учет.


Могу ли я сам подготовить заявку и получить свидетельство?

Конечно, если Вы профессиональный эколог и поставили на учет не один десяток объектов.
Как правило, уже при заполнении заявки возникают первые нюансы, о которых может знать только опытный специалист.
А иногда, к нам обращаются клиенты, которые получили по 5−6 отказов при постановке. Поэтому подумайте, стоит ли Вашего времени и нервов это мероприятие.
И если решите, что не стоит, просто позвоните или напишите нам.
Мы сделаем всю работу за Вас.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сменить прописку через госуслуги пошаговая инструкция 2022
  • Как сделать шенгенскую визу через госуслуги самостоятельно пошаговая инструкция
  • Кофеварка рожковая garlyn l70 видео инструкция
  • Барьер обратный осмос 5 ступеней инструкция
  • Квадрокоптер jjrc h68 инструкция на русском