Поручения как форма организации труда детей их характеристика возможные усложнения руководство поручениями

Поручения, как форма организации труда детей.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений,
главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.

Труд дeтeй в дeтскoм сaду мнoгooбрaзeн. Этo пoзвoляeт пoддeрживaть у детей интeрeс к дeятeльнoсти, oсущeствлять их всeстoрoннee вoспитaниe.

Рaзличaют чeтырe oснoвных видa дeтскoгo трудa: сaмooбслуживaниe, хoзяйствeннo-бытoвoй труд, труд в прирoдe и ручнoй труд. По форме организации деляться на трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

Пoручeния — нaибoлee прoстaя фoрмa oргaнизaции трудa дeтeй.  Пoручeния пo фoрмe oргaнизaции мoгут быть индивидуaльными, пoдгруппoвыми, oбщими; пo прoдoлжитeльнoсти — крaткoврeмeнными или длитeльными, пoстoянными или oднoрaзoвыми; пo сoдeржaнию — сooтвeтствoвaть видaм трудa.

Пoручeния — этo oбрaщeннaя к рeбeнку прoсьбa взрoслoгo выпoлнить кaкoe-либo трудoвoe дeйствиe. 

Пoсрeдствoм пoручeний мoжнo рeшaть зaдaчи нe тoлькo трудoвoгo вoспитaния, нo и нрaвствeннoгo, физичeскoгo, умствeннoгo и эстeтичeскoгo. Вeдь тoлькo в трудe рeбeнoк мoжeт всeстoрoннe рaзвивaться, рaскрывaть свoи вoзмoжнoсти и тaлaнты. Oчeнь вaжнo с мaлых лeт прививaть у рeбeнкa увaжeниe к труду взрoслых, вырaстить чeлoвeкa трудoлюбивoгo, скрoмнoгo и oтзывчивoгo, стрeмящeгoся принeсти свoим трудoм пoльзу, рaбoтaть нa блaгo oбщeствa.

 Поручения мы начинаем давать детям с возраста 1.5-2 лет ( посмотри какой куличик построил Вова, подними пожалуйста куклу и тд)  поручения носят индивидуальный , краткосрочный характер

В среднем возрасте поручения усложняются, число их значительно вырастает, так как постепенно опыт детей в выполнении поручений накапливается, умения становятся более прочными. Поручения становяться средством формирования привычки и постепенно переходят в дежурства.  В среднем возрасте большинство поручений носит коллективный характер ( уберите игрушки, подклеить книги, вымыть игрушки и тд).Это способствует развитию опыта сотрудничества, учит приходить на помощь друг другу в затруднительных ситуациях.

В старшем возрасте преобладает такая форма труда, как дежурства, но  мы все еще привлекаем детей к выполнению самых разных поручений, особое место занимают поручения, результата которых носит отсроченный характер( посев семян, посадка лука, принести из дома поделку, фото и тд) даются задания помочь пом воспитателя.

Необходимо привлекать всех детей к труду, не только более, но и менее отзывчивых, применяя индивидуальный подход и стимул.

Как же привлечь ребенка к выполнению поручений? Какие приемы использовать? Так вот мы хотим вас познакомить со следующими приемами, которые мы используем в группе:

  1. Использование песочных часов. Создаем игровую ситуацию: «Ребята, у нас есть волшебные песочные часы, как только я их переверну, все мы превратимся в волшебников, которые сделают нашу группу чистой!» И ребята с огромным удовольствием выполняют любые поручения
  2. Собственный пример. Дети всегда берут пример со взрослых, поэтому, начинаем какое –то дело сами и просим помочь ребят.
  3. Помощь помощнику воспитателя. Когда просишь ребенка помочь кому-то, он чувствует свою нужность и необходимость, привлекая детей к помощи,  мы воспитываем в нем отзывчивость, уважение к старшим.

Материал подготовили

воспитатели

старшей группы№ 20

 ГБОУ Школа 967

 Жучкова О. Н.

Гриднева Л. В.

Департамент
образования г. Москвы

Западный
административный округ

Государственное
бюджетное образовательное учреждение

Начальная
школа – детский сад № 1 «Сказка»

Выступление
на методическом объединении № 2 2011 – 2012 уч. года

Воспитателя
Бражник В.М.

На
тему: «Поручения как одна из форм труда дошкольников»

Москва,
2012

Выбор той или иной
формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель,
организовывающий трудовую деятельность;

4) содержания труда.

ТРУДОВОЕ
ПОРУЧЕНИЕ

— возложение на ребенка конкретного зада­ния, которое он должен выполнить один
или с кем-либо из своих сверстников. Поручить — значит обязать ребенка
выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом
для коллектива.

Особенности: они
всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение
результата, кон­кретно определена задача; это наиболее простая форма
организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значе­ние
имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность
воспитателю разграничить игру и труд; в них заключа­ется элемент требования, с
помощью которого малыш приучается дей­ствовать целенаправленно, осознавать, что
он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за
правиль­ностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к
порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие
возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям
повседневно, систематичес­ки приобщать детей к посильному труду, создают в
группе деловую атмосферу. Поручения многообразны по трудности (простые,
сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени
исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

Содер­жание: поручения
детям младших групп косят преимущественно ин­дивидуальный характер: по просьбе
воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить
на место, по­мочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с про­гулки,
раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д.;

В средней группе
детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам
мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать
доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть
их, вытереть полочку от пыли и др.; в старших группах воспитатель привлекает
детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности
дежурных, особое место занимают поручения — задания, результат которых отсрочен
во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома
открытку, картинку определенного содержания и др.), да­ются поручения
общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского
сада,)

ДЕЖУРСТВА — такая
форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу,
имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности:
это
более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей,
требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обяза­тельности
выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой,
более интересной для него работой или пере­ключиться на игру; дают возможность
формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое
отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение
помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

В практике работы
дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся
постепенно:

Дежурства по
столовой (2-ая мл. группа),

Дежурства по
подготовке к занятиям (средняя группа).

Дежурства по
уголку природы (старшая группа).

Содержание труда
дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в
программах воспитания в детском саду.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ
ТРУД

— общая трудовая деятельность, объединяю­щая сразу всех детей группы (уборка
групповой комнаты или участ­ка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или
фруктов, оформ­ление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия:

I. Объ­единять
всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы
в небольшом коллективе.

2. Организуя
коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько
звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается ка­кое-либо общее задание.

3 содержание общей
работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют
достаточно хорошо,

4. Трудом должны
быть охвачены все дети.

Способы
объеди­нения
детей в труде:

Труд рядом
используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает
возможность ребенку действовать в ‘индивидуальном темпе, а воспитателю — учесть
его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно ре­шаются задачи
формирования необходимых навыков, устойчивого вни­мания к делу, умение доводить
его до конца;

Общий труд — один из
видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим
заданием и обобщением результатов работы всех участни­ков;

Впервые может быть
организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах
труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать
се­бя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедить­ся в
отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого
отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания
самого процесса деятельности;

Совместный
труд
, его
особенностями являются:

А) наличие ряда
последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а
какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз
передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу
дальше; при этом дети ока­зываются в зависимости друг от друга;

Б) неодновременное
включе­ние детей в процесс деятельности;

в) каждая из
предложенных опе­раций имеет некоторую законченность; представляет большие воз­можности
для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Поручения:
Трудовые поручения ― наиболее простая форма организации труда детей. Особое
воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного
возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью
малышей. Они часто ,не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться
по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода
поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием
сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы (на окнах,
балконе, клумбе), покормить рыб, спросить, можно ли приходить на музыкальное
занятие, и др.
Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания,
которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить
― значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с
самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Особенности поручений:
Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности:
они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на
получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие
возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком
поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием
трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением
доводить работу до конца.

В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные
поручения (реже ― коллективные, маленьким подгруппам ― двум-трем детям). Отсюда
для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков.
Ведь научить одного-двух ребят легче, чем целую группу, при этом более удобен
контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней
нуждается, дополнительный показ, совет и т. п.
Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения
(индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные,
эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования навыков
предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (два-три
дня) отвечает за какое-то дело.

Известно, что трудовая деятельность детей младшего дошкольного возраста часто
переплетается с игрой и порой трудно проследить эту границу. Поручения помогут
воспитателю постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые
задания (что-то подать, подвинуть, поднять) не содержат игрового начала.
Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого малыш
приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание
взрослого. Когда ребенок осознает необходимость постоянно и систематически
трудиться (даже тогда, когда ему не хочется), он может выполнять определенные
обязанности. Для этого нужна специальная подготовка, которая позволит ребенку
освоить содержание дела, входящего в его обязанность. Такая подготовка
осуществляется воспитателем через разнообразные поручения.

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. В 6 лет дети уже могут
участвовать в трех видах дежурств. Это серьезный труд, требующим также
предварительной подготовки. И если ребенок, посещавший детский сад с младшей
группы, в старшей группе не умеет правильно дежурить, это сигнал к тому; что
воспитатель недостаточно и нецеленаправленно привлекал детей к выполнению
поручений па младших ступенях дошкольного детства.

Группировка поручений:

Учитывая
некоторые особенности поручений (количество действий, способ их выполнения,
время достижения результата), их можно сгруппировать. Это позволит лучше
увидеть воспитательные задачи, которые можно решать через различные по
содержанию трудовые поручения.

К первой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа
действия: подать, принести, отнести, отодвинуть, поднять. Они кратковременны,
эпизодичны, вызваны временной необходимостью: устранить быстро случившийся
беспорядок (что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили), т. е.
поручения, возникшие в силу жизненных обстоятельств. Задача, поставленная перед
ребенком, должна им решаться сразу.

Особенность таких поручений состоит в том, что, несмотря на простое,
элементарное содержание, они лишены игрового начала. Такие поручения дают детям
возможность быстро ориентироваться в окружающей обстановке, среди многих вещей
и предметов найти нужный. Они способствуют развитию сообразительности,
ловкости, исполнительности. Часто такого рода поручения сопровождают работу,
которую в основном выполняют взрослые. К примеру, воспитатель ремонтирует
книги. Дети по его просьбе приносят все необходимое для работы: бумагу, клей,
кисточки, ножницы и т. д. В процессе такого совместного труда дети постепенно
узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения этой работы, как обращаться
с ними, привыкают быть полезными взрослым в совместной работе, проявлять
элементарную предупредительность. При этом легко можно увидеть возможности
детей в выполнении такого поручения, стремление справиться с заданием, оказать
услугу.

Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов
действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, так как для их
выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности, дополнительные
предметы или оборудование для труда. Нужны и знания, и умения в обращении с
ними: где взять их, как по окончании убрать рабочее место, элементарно
спланировать свою деятельность. Сюда можно отнести поручения следующего
содержания: помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения,
цветник, огород.

В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети
достигают не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из
дома открытку, картинку определенного содержания, расческу, попросить папу
подточить цветные карандаши и т. п. Получение результата связано с приложением
некоторых усилий для запоминания временных понятий (утром, когда приходишь в
детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь
домой). Для детей 3―4 лет поручения такого содержания трудны, так как дети
забывают о них. Требуется особый контроль и дополнительные напоминания со
стороны взрослых о задании. Подобные поручения практикуют в старшей и
подготовительной к школе группах.

В особую группу следует выделить поручения, при выполнении которых нет видимого
результата. Такие поручения очень распространены в условиях повседневной жизни
детского сада: спросить повара, что сегодня на завтрак, есть ли корм для
обитателей живого уголка (птиц, кролика, хомяка), передать сведения о
количестве детей, пригласить методиста или заведующую детским садом на занятие,
позвать к телефону кого-либо из сотрудников, спросить, можно ли идти на
музыкальное занятие, и т. п. Эти поручения не требуют от детей особых усилий.
Здесь решаются задачи обучения ребят умению общаться со взрослыми, что-то
вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка
детского сада.

Дети старшого дошкольного возраста (5―7 лет) такого рода поручения выполняют
без труда. Для более младших они сложны и по своеобразию задач, и потому, что в
них результат труда для ребенка не выступает наглядно; ему порой просто не
понятны подобные поручения. Но это не значит, что в работе с детьми младшего
дошкольного возраста надо их избегать. Давая такое задание ребенку и получая
отказ выполнить его, воспитатель должен прежде всего вылепить причину, почему
малыш отказывается (стесняется, не знает того человека, к кому посылают, плохо
ориентируется в помещении детского сада, малообщителен и т.п.), по возможности
помочь ему. Целесообразно вначале давать такие поручения более смелым,
общительным детям, при этом пояснить, куда пойти, что попросить, повторить
задание и рассказать, как его надо выполнить. Следует напомнить правила: прежде
чем обратиться, к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, спросить
вежливо, поблагодарить, перед уходом попрощаться.

Таким образом, зная воспитательные возможности различных по содержанию
поручений, их нагрузку, учитывая при этом .возможности каждого ребенка, воспитатель
может целенаправленно организовать их выполнение, учить детей тому, что они еще
не умеют делать: у одного формировать трудовые умения, другого учить
тщательности, аккуратности в процессе деятельности, третьего научить правильно
относиться к работе и т. д.

Содержание последних двух групп поручений несколько сложнее первых, поэтому они
чаще

используются в старшей и подготовительной к школе
группах детского сада. Успешному выполнению их в младших группах помогают
взрослые.

Сотрудничество педагогов и родителей
в течении длительного времени может принести плодотворные результаты в развитии
ребенка.

В своей группе воспитываем у детей
положительное отношение к труду, желание трудиться.
• Учим выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
• Формируем ответственное отношение к порученному заданию (умение и
желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
• Разъясняем детям значимость их труда. Поощряем инициативу в оказании
помощи.

Самообслуживание:

  • Совершенствуем умение
    самостоятельно одеваться, раздеваться; приучаем аккуратно складывать и
    вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок — чистить,
    просушивать.
  • Воспитываем у детей стремление
    быть аккуратными и опрятными.

Хозяйственно-бытовой
труд:

  • Приучаем детей самостоятельно
    поддерживать порядок в комнате.
  • Учим детей самостоятельно
    расставлять чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницу,
    раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе:

  • Продолжаем учить детей
    поливать растения, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в
    кормушки (при участии взрослого).
  • Привлекаем детей к подкормке
    зимующих птиц.

Введение

Трудолюбие и способность к труду не
даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая
огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К.
Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто
затрагивали данную тему.

Великий русский педагог К. Д.
Ушинский утверждал что, «материальные плоды трудов составляют человеческое
достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит
источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и
счастья».

Об этом писал и В. А.Сухомлинский:
«труд становится великим воспитателем, когда входит в духовную жизнь
воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и
любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает
все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское
чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь
человека».

«Труд — всегда был основой для
человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть
одним из самых основных элементов», — считал А. С. Макаренко.

Труд — важнейшее средство воспитания,
начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка,
складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в
детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать
пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с
любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества
личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является
необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.
Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью,
организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это
то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему
самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет
оставаться актуальной.

Место труда в режиме дня

Только правильно и рационально
организованная и носящая позитивный характер трудовая деятельность, даст
положительные результаты и сформирует у дошкольников трудовые умения и навыки,
и, следовательно, будет способствовать трудовому воспитанию.

Для рациональной организации трудовой
деятельности в группах необходимо создать условия. Определить место хранения
оборудования.

Труд по уходу за растениями в уголке
природы организуется утром. Уборка группы, стирка кукольного белья проводится
вечером после дневного сна. В это же время организуется работа по поделке
атрибутов.

Индивидуальные поручения, в которые
входят разные виды труда, организуются в течение всего дня. Воспитатель в
каждом отдельном случае выбирает наиболее удобное время для их выполнения.

Утром, а также после прогулки все
дети убирают свою одежду, и то, как они это делают, не должно остаться вне поля
зрения воспитателя.

На прогулке дети выполняют
соответствующую возрасту работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят
и убирают игровой материал.

После обеда все старшие дети
принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их. После
игр убирают игрушки.

Таким образом, дети в течение всего
времени вовлечены в трудовую деятельность. Для формирования у дошкольников
положительного отношения к труду необходимо четкое планирование трудовой
деятельности (график дежурств, план коллективной трудовой деятельности, план
индивидуальной работы с детьми).

Содержание труда реализуется в разных
формах организации:

— поручения (отдельным детям,
небольшим группам),

— дежурства (по столовой, занятиям,
уголку природы), поочерёдное выполнение детьми обязанностей,

Поручения как форма
организации труда детей.

 Их характеристика,
возможные усложнения. Руководство поручениями.

Поручения – это задания, просьба,
которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их
возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные
задачи. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой
деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми
младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и
систематической деятельностью. Исследованию данной формы были посвящены научные
труды В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974).

Поручения всегда исходят от
взрослого.

• В поручениях определяется
конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как
сделать).

• Поручения создают возможность для
индивидуальной работы с детьми.

• В процессе выполнения поручений
удобно осуществлять контроль за наличием трудовых умений и навыков, отношениям
ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Поручения широко используются во всех
возрастных группах детского сада, но особенно поручения важны в период от 3 до
5 лет.

Поручения  используются для:

— обучения трудовым навыкам, умениям;

— формирования у детей уверенности в
своих силах и способностях;

— удовлетворения потребности в
общении со взрослыми;

— подготовки к другим формам труда;

— воспитывают желание трудиться.

Поручения могут быть:

• по форме организации
(индивидуальные, подгрупповые, общие);

• по продолжительности;
(кратковременные, эпизодические, длительные);

• по содержанию соответствовать видам
труда;

• по трудности (простые, сложные).

В практике работы с детьми особенно
распространены индивидуальные поручения (реже — коллективные, подгрупповые —
двум-трем детям). Научить одного — двух ребят легче, чем целую группу; более
удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в
ней нуждается, дополнительный показ, совет и т.п.

Особые возможности для формирования
навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок два-три дня отвечает
за какое-то дело. В поручениях заключен элемент требования, с помощью которого
ребенок, особенно младшего возраста, приучается действовать целенаправленно,
осознавать, что он выполняет задание взрослого. Через разнообразные поручения
ребенок приучается выполнять определенные обязанности.

В практике воспитания поручения чаще
организуются в первую половину дня (до завтрака) или во вторую половину (после
дневного сна). Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются
большие возможности систематически привлекать большое количество детей к
выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с
различным хозяйственно-бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского
сада (собрать игрушки перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования
и т.д.).

Возрастная ступень, на которой
поручения особенно распространены — это средняя группа, где большее число
поручений носит индивидуальный характер, и приходятся на первую половину дня
(полить комнатные растение, подмести часть участка, собрать мусор в ведро, и
т.д.).

В старших группах поручения
продолжают играть большую роль, однако важное значение начинают приобретать
обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в
обязанности дежурных. Особое место занимают поручения, носящие общественный
характер (помочь малышам, дворнику и т.д.).

Чтобы поручения оказывали
воспитательное воздействие, они всегда должны содержать конкретную цель и
воспитательную задачу, например, закрепить непрочные трудовые навыки,
познакомить с новым содержанием труда. Иногда поручения даются с целью отвлечь
ребенка от нежелательного занятия.

Интерес детей к выполнению поручений
обусловлен их содержанием. К первой группе можно отнести поручения, связанные с
выполнением одного способа действия (подать, принести, отнести, поднять и
т.д.). Они кратковременны, эпизодичны.

Вторую группу составляют поручения,
которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций
(помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения,
цветник, огород).

В третью группу войдут поручения,
связанные с результатами, которых дети достигают не сразу (посеять, посадить,
постирать, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д.). Подобные
поручения практикуют в старших группах.

В особую группу выделяются поручения,
при выполнении которых нет видимого результата (спросить повара, что сегодня на
завтрак, пригласить методиста на занятие и т.д.). Такие поручения решают задачи
обучения детей умению общаться с взрослыми, уметь ориентироваться в помещении
детского сада.

В разных возрастных группах
руководство поручениями имеет свои особенности. С детьми 3-5 лет воспитатель
использует в большей степени индивидуальный подход, напоминание, совместную
работу с детьми. Наблюдения показывают, что большинство детей от 3 до 5 лет при
выполнении поручений ориентируются на требования педагога. Чтобы воспитать
разумное послушание и исполнительность малышей, воспитатель становится
непосредственным участником деятельности ребенка. В совместной деятельности
воспитатель имеет возможность осуществлять контроль незаметно. Опыт совместной
работы с детьми 3-5 лет показывает, как велика роль обучающего воздействия при
выполнении поручений. При этом воспитатель пользуется приемами показа и
объяснения. Иначе малейшая трудность — и ребенок бросает порученное дело.

Когда дети овладевают трудовыми
умениями и навыками, активная роль воспитателя необходима. Однако по мере
накопления опыта самостоятельного выполнений задания целесообразно перейти к
словесному напоминанию (подсказать, как действовать) или активизировать детей
вопросами.

Постепенно воспитатель может
переключать детей на индивидуальные поручения не одному, а сразу нескольким
детям, показывая приемы работы одновременно всем детям. Добиваясь
положительного результата, воспитателю важно использовать оценку содержания
деятельности ребенка (чаще всего положительную, доброжелательную оценку), чтобы
вызвать у детей интерес к выполнению поручения.

В младшей и средней группах особенно
важно замечать детскую инициативу (увидел, что валяется игрушка — подними,
положи на место и т.д.). Детям 3-5 лет воспитатель предлагает внимательно
посмотреть и самим найти, что нужно сделать. В оценке труда следует широко
использовать игровые приемы.

Участие всех детей данных групп в
выполнении поручений является важной подготовкой к участию в дежурствах.

В старших группах вводятся
поручения-задания (принести всем коробки и т.д.), поручения, связанные с
длительными наблюдениями. Чаще всего поручения носят общественный характер. При
руководстве поручениями педагог широко использует приемы оценки (своей) и
самооценки (детей), напоминание, требование, усиливается роль контроля.

Чтобы равномерно привлекать всех
детей к выполнению поручений, воспитатель должна вести контроль.

Итак, поручения позволяют решать
различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дежурство как форма
организации труда детей.

 Их характеристика. Руководство
трудом дежурных

Дежурство – форма организации труда
детей, предполагающая труд  одного или нескольких детей в интересах всей
группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная
направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о
других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного,
заботливого отношения к людям и природе. Дети поочередно включаются в разные
виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение
и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное
значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных
дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность
перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы
для всех.

Впервые тема дежурства была
исследована З.Н. Борисовой (1953). Этим автором были разработаны содержание
этой формы труда и методика руководства деятельностью детей.

В дошкольной практике уже стали
традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям
(если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей
материалами и инструментами). Во втором полугодии (в конце) второй младшей
группы или вначале средней группы, вводится дежурство по столовой, т.к. оно
наиболее доступно и понятно детям.

Дежурство по подготовке к занятиям
требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй
половины года. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, кап
дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на
столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда
работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство по уголку природы
организуется со старшей группы, т.к. оно требует большого объема знаний о
природе. Дежурные дети в течение дня должны нести ответственность за живые
объекты в группе. Воспитателю нужно помогать детям распределять обязанности на
весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме
того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с
рыбками, и с растениями. Ведь они живые (на биологическом уровне) и для них
важны внимание и ласковые слова. Так у детей будут формироваться потребность
заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

В условиях дошкольного учреждения
дежурства имеют свои особенности:

• способствуют систематичности
включения детей в труд;

• требуют от ребенка большей
самостоятельности;

• необходимы знания
последовательности и объема работы;

• имеют общественную значимость для
всего коллектива;

• задания даются в обобщенном виде.

Если дежурство вводится впервые, то
непосредственно перед его введением следует провести специальное обучающее
занятие.

Необходимо оформить уголок дежурства.
Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости
от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать
ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки,
кармашки и т.п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки,
колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, корм
для рыб и т.д.

Продолжительность дежурств бывает
разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце
дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были
допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими.

Имеет свои особенности и подбор
дежурных:

• объединение детей по одинаковому
отношению к труду;

• объединение по принципу «кто с кем
хочет» или сидит вместе»;

• объединение по признаку подвижности
(подвижный с малоподвижным);

•  объединение по алфавиту (в
подготовительной группе).

Непосредственно перед дежурством
следует напомнить обязанности дежурных или спросить эти обязанности у детей
(чтобы они их вспомнили).

Требования к дежурству:

1. Труд дежурных не должен заменять
труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной
целью.

2. В течение дня ребенок может
участвовать в одном виде дежурства.

3. В течение года все дети поочередно
должны быть охвачены дежурством.

4. Назначение дежурных проводится
ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня. Отдельные
воспитатели практикуют в подготовительной группе дежурство детей на всю неделю
с последующим отчетом за работу.

5.В процессе дежурства соблюдать
санитарно-гигиенические условия.

6. Обязанности дежурных усложняются
постепенно.

7. В средней группе организация
дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом — отдельный
дежурный; в старших группах дежурные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и
обязанности распределяют между собой самостоятельно.

Руководя трудовой деятельностью детей,
воспитатель одновременно формирует у них прилежание и ответственность,
стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь
товарищам, внимание к ним. Таким образом, в его деятельности можно выделить две
основные стороны: руководство процессом продуктивной деятельности детей,
решение задач обучения и формирование представления о значимости труда, о
нормах отношения к деятельности, имеющей социальную значимость.

Например, тщательно протирая полки,
расстилая скатерти на столы, расчищая дорожки так, чтобы на них не осталось ни
камешка, ни прутика, дети не только приобретают навыки трудовой деятельности,
но и осознают, что именно так поступают все трудолюбивые люди.

Следя за качеством работы,
последовательностью ее выполнения, воспитатель подчеркивает, что любое задание
надо обязательно доводить до конца. Он разъясняет, что каждая вещь — это
результат труда, и потому ее надо беречь, а беречь — это значит заботиться о
чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место.

Таким образом, деятельность педагога
обращена не только на обучение детей навыкам, но и на сообщение им знаний об
отношении к труду, к участникам совместной деятельности, на формирование опыта
поступков, соответствующих разъясняемым нормам.

Итак, несмотря на кажущийся
незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании
детей. Дежурства помогают в доступных конкретных делах формировать у детей
желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим
товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, замечать, в
чем необходима помощь взрослым.

Заключение

Трудовое воспитание является одной из
важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В дошкольном
образовательном учреждении трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей
с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Правильно организованный и посильный
труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи,
дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности,
способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо
выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный
труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и
выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети
приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и
животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком,
узнают о материалах и их свойствах.

В процессе ознакомления с трудом
взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду,
бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную
помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые
навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость,
бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной
работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Для того чтобы дети трудились с
удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу.
Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно
учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать
индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда. В
дошкольном образовательном учреждении должна, проводится специально
организованная работа с родителями, им необходимо объяснять, какую огромную
роль играет труд в воспитании дошкольников, как важно совместными усилиями
создать все необходимые условия, при которых труд действительно стал бы
средством нравственного воспитания детей.

Литература:

1. Буре Р.С., Година Г.Н.
Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н Година. — М.: Просвещение, 1983.

2 Воспитание дошкольника
в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой, Р. С. Буре. — М., 1991.

3. Дошкольная педагогика
/ Под ред. В.И. Ядышко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.

4. Дошкольная педагогика:
учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.
— 10-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.

5. Нравственное и
трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. — М.: Академия,
2002.

Трудовые
поручения
– наиболее
простая форма организации труда
деятельности детей. Поручение
– задания, которые воспитатель
эпизодически дает одному или нескольким
детям, учитывая их возрастные и
индивидуальные способности, наличие
опыта и воспитательные задачи.
Виды поручений
:
кратковременные\длительные;
индивидуальные\общие; простые\сложные.
Особенности поручения:
всегда идут от взрослого; в них заключена
четкая направленность на получение
результата; предоставляют широкие
возможности для индивидуальных
возможностей детей. В практике поручения
организуются до завтрака и во время
второй половины дня, но после сна. Для
младшего дошкольного возраста

– поручения даются индивидуальные и
несложные, т.к. ребенок нуждается в
индивидуальном обучении и постоянном
контроле за деятельность. Поручения
можно задавать в пределах групповой
комнате, не одному, а сразу 2-3 детям, но
каждому своё. Для
среднего дошкольного возраста

– поручения ответственнее, связанное
с обращением к другому лицу, робких и
скромных объединяют с со смелыми и
активными. Для старшего
дошкольного возраста —

сложные поручения. Обязанности: к ним
можно отнести дежурство – это форма
организации труда детей, предрасполагающая
обязательное выполнение работы,
направленная на обслуживание коллектива.
3 вида дежурств: по столовой, подготовки
к занятиям, в уголке природы.

12. Формы организации труда детей дошкольного возраста: коллективный труд детей.

В
организации трудового процесса выделяют
3
этапа
:

1.
Распределение работы между участниками
ее планирования.

2.
Процесс выполнения задания.

3.
Обсуждения результатов трудовой
деятельности.

Каждый
из этих этапов имеет свои задачи, решение
которых требует своеобразных методов
руководства.

1
этап
.
Распределение, план. Руководство.

Необходимо:
— определение время проведения труда;
-формы организации детей; — условия для
работы; -определись задачи работы.

Воспитатель
должен
:
уметь мотивировать цель, чтобы дети
могли находиться в необходимости
деятельности.

До
начала работы необходимо провести
беседы с детьми.

Воспитатель
должен обучать детей планированию –
это обучение идет поэтапно: 1. Планирование
по примеру воспитателя (воспитатель
намечает последовательность работы,
способы выражения мыслей вслух).

2.
планирование по вопросам (важно
придерживаться определённой системой
в постановке вопросов).

3.
планирование рассказом.

4.
планирование по предложению воспитателя

Планированию
нужно учить, перескакивать через этапы
нельзя!

2
этап
.
Степень участия взрослого в труде детей
зависит от уровня самостоятельности
детей в построении трудового процесса:
-педагог соучастник деятельности;
-педагог контролёр; -педагог помощник
деятельности.

3
этап.

Руководство трудовой деятельности.

В
практике часто оценивается результат,
а не деятельность, а нужно оценивать в
труде детей: 1. Отношение к работе. 2.
Детские взаимоотношения в труде. 3.
Отношение к материалам и инструментам.
4. Организаторские и рабочие навыки,
достижения. 5. Степень самостоятельности
в трудовом процессе. 6. Оценка полученного
результата его качество, значимость.

Оценка
каждого трудового процесса не обязательно
должна состоять из 6 пунктов, педагог
должен исходить из поставленной задачи.

С
помощью коллективного труда может быть
организована посадка лука, овса, уход
за растениями в уголке природы, стирка
кукольного белья, мытье игрушек. Вначале
воспитатель сам работает вместе с
детьми, показывает, поясняет, сам
распределяет обязанности. Чтобы все
дети закончили свою работу одновременно,
воспитатель подключает детей к оказанию
взаимопомощи.

Коллективный
труд может быть и общим и совместным,
но с обязательным включением ситуаций,
предполагающих взаимопомощь, поддержку,
общую от­ветственность за результат.
Общий труд — это труд, который
выполняют несколько (или все) детей по
еди­ной цели. Форма организации —
объединения в подгруппы и индивидуальный
труд. Совместный труд — труд по
подгруппам. В каждой подгруппе свое
дело, ре­зультат труда одного ребенка
зависит от другого. Участие всех детей
необяза­тельно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Восстание под руководством булавина лидеры
  • Тренажер для пресса руководство
  • Хлебопечка clatronic bba 2605 инструкция на русском языке
  • Aiwa bmz k1 инструкция на русском
  • Руководство млм это