С 1 марта 2023 года вступают в силу значительные изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Появляются уточнения, дополнения и новые пункты как в основном тексте, так и в приложениях к Правилам. В статье подробно разбираем изменения, сравниваем их с действующими правилами и приводим подробный алгоритм составления инструкций о мерах пожарной безопасности с учетом всех нововведений.
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Какие документы изменились?
С 1 марта 2023 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 24.10.2022 № 1885, которое изменяет правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее — Правила). Основной пласт изменений начнет действовать с 1 марта 2023 года, кроме пункта 29 изменений — он вступает в силу 1 марта 2024 года.
Рассмотрим подробнее наиболее значимые изменения и разберем алгоритм составления инструкций с учетом этих изменений.
Новый пункт 2.1
Отдельного и пристального внимания заслуживает добавление нового пункта 2.1 Правил: «Руководитель организации обеспечивает эксплуатацию зданий, сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ „Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ и (или) проектной документации».
Здесь стоит обратить особое внимание на часть 4 статьи 4 указанного ФЗ. Формулировка в нем означает, что если объект построен до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и положения регламента ужесточают требования, по которым этот объект был построен, то при обеспечении пожарной безопасности могут применяться ранее действовавшие нормы.
Проектная документация
В ранее упомянутом Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» есть требования, которые обязывают проектировщиков вносить в проектную документацию пожарно-технические характеристики зданий, сооружений, строительных конструкций, инженерного оборудования и строительных материалов. Но как быть если такая документация на объектах отсутствует, здания построены давно и много раз менялся правообладатель? В таком случае правообладатель обязан эксплуатировать объект в строгом соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности, а при отступлении от норм или отсутствии требований — разрабатывать специальные технические условия или стандарт организации.
Инструкция о мерах пожарной безопасности
Обновления упростили порядок разработки инструкции о мерах пожарной безопасности (п. 2 Правил). Документ можно будет оформить в отношении группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу. Зачем это нужно?
Очень часто на предприятии на одном земельном участке по одному адресу расположено несколько зданий или сооружений, и различие между ними может быть в литерах или номерах строений. Если назначение и категории нескольких зданий одинаковые (например, склад готовой продукции — функциональное назначение Ф5.2, категория по пожарной и взрывопожарной опасности — В3), то в их отношении можно будет разработать одну инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это изменение позволит сократить количество документов по пожарной безопасности.
Появились дополнения и в содержание инструкции (п. 393 Правил). Теперь в инструкцию необходимо будет вносить перечень должностных лиц, являющихся дежурным персоналом (при их наличии). Что такое дежурный персонал на объекте? Большинство нормативных документов определяют его как персонал, находящийся на дежурстве в смене, который допущен к переключению или отключению оборудования. Это могут быть в том числе и сотрудники охраны, имеющие соответствующие допуски к оборудованию. Этот новый пункт инструкции позволит разграничивать ответственность и обязанности в случае возникновения пожара.
Алгоритм разработки инструкции о мерах пожарной безопасности
Разработке инструкций о мерах пожарной безопасности в Правилах посвящен раздел XVIII. Для удобства приведем пошаговый алгоритм разработки.
Шаг 1. Определить и уточнить специфику пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. Информацию указываем в общих положениях инструкции.
Напоминаем, что сейчас инструкция должна быть разработана на каждое здание и сооружение.
Шаг 2. Оформить второй раздел, в котором обязательно должны быть отражены следующие вопросы:
а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);
б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта, проведения огневых или иных пожароопасных работ;
е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, ветоши;
и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, открытии и блокировании в открытом состоянии вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);
л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты.
Шаг 3. В следующем разделе необходимо указать должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности. Это может быть руководитель или лица, назначенные руководителем соответствующим приказом или распоряжением. В их обязанности, которые могут быть закреплены в должностной инструкции или в иных локальных актах организации по пожарной безопасности, обязательно должны в числе прочих входить следующие вопросы, связанные с действиями в случае возникновения пожара:
а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты;
б) организация спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств;
в) проверка включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов,
устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия;
д) перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения;
е) прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
ж) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара;
з) осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;
и) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
к) организация одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
л) встреча подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
м) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
н) по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
о) организация привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
При создании системы пожарной безопасности не стоит забывать, что немаловажным аспектом является обучение лиц мерам пожарной безопасности. Все ответственные лица должны иметь образование или профессиональные компетенции в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ по пожарной безопасности.
Шаг. 4. Утвердить инструкцию руководителем организации и ознакомить работников с положениями инструкции.
Общий раздел правил
Появились новые и обновились существовавшие ранее пункты общего раздела Правил. Изменения смягчили ряд требований, а также уточнили порядок применения некоторых пунктов. Рассмотрим основные из них.
- Изменения в пункте 16 «Б» позволят организовать мастерские и хранение на чердаках, в технических, подвальных, подземных и цокольных этажах, подпольях, вентиляционных камерах и других технических помещениях в случаях, если это установлено нормативными документами по пожарной безопасности. Ранее запрет на хранение был категоричным, теперь можно будет разработать специальные технические условия или стандарт организации, на которые можно будет опираться при создании системы пожарной безопасности на объекте. Изменение частично смягчает требование и помогает ответственным лицам правильно организовать рабочее пространство, ведь очень часто на объектах бывает так, что хранить, например, расходные материалы или сложить инструменты и инвентарь негде.
- В подпункте «Г» пункта 16 появилось уточнение о запрете установки решеток на окнах подвалов. Действующая редакция трактовалась двояко, пункт перефразировали — теперь решетки запрещено устанавливать только на окнах подвалов и на приямках у окон подвалов.
- В подпункте «К» пункта 16 — снова про хранение: с марта 2023 года хранить под лестничными маршами и площадками запрещается только вещи, мебель, оборудование и другие предметы, выполненные из горючих материалов. Соответственно, подтверждать негорючесть материалов, если это не очевидно, придется соответствующими документами — паспортами, сертификатами и прочей специальной документацией.
- Появились долгожданные уточнения по ведению журнала эксплуатации систем противопожарной защиты. Новый пункт 17.1 уточнил порядок ведения журнала — его допускается вести в электронном виде, форма определяется руководителем организации.
- К требованиям по содержанию путей эвакуации и эвакуационных выходов также появились уточнения. В пункте 26 приведен перечень дверей эвакуационных выходов, на которых запоры должны обеспечивать их свободное открывание изнутри без ключа — это выходы из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений. Ранее эта норма применялась ко всем дверям, ведущим на пути эвакуации или наружу, или в безопасную зону.
- В соответствии с обновленным пунктами 27 и 28 на путях эвакуации можно будет размещать сидячие места для ожидания и технологическое, выставочное и другое оборудование при обеспечении геометрических параметров эвакуационных путей, установленных требованиями пожарной безопасности.
- Часто возникают закономерные споры об ответственности за техническое обслуживание инженерных систем и оборудования. Новое постановление уточняет, что обслуживание наружного водоснабжения руководитель организации обеспечивает только если этот вопрос находится в его зоне эксплуатационной ответственности (п. 48 Правил).
- Значительные изменения внесены и в пункт 63 Правил, в котором отражены вопросы обеспечения пожарной безопасности при выжигании сухой травянистой растительности. Новые требования предписывают обеспечить ширину минерализованной полосы, которая отделяет территорию от участка для выжигания, не менее 1,4 метра (в действующих нормах — 1,5), а абзацы 7 и 9 этого пункта утрачивают силу.
Напомним, что запоры, обеспечивающие свободное открывание дверей изнутри без ключа — это засовы, щеколды, вставки в замочные скважины, замки «антипаника» и прочие подобные устройства, которые по смыслу нормы можно быстро открыть, не задерживаясь на поиск ключа и отпирание замка.
Ширина коридоров и иных путей эвакуации, по которым одновременно могут эвакуироваться 50 и более человек должна составлять не менее 1,2 метра, в остальных случаях не менее 1 метра. То есть замер должен производится в свету — от края оборудования до противоположной стены или оборудования, стоящего напротив.
При оформлении договора аренды стоит помнить, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Важно правильно и подробно описать в договоре аренды все аспекты, обозначить зону ответственности каждой из сторон — это поможет не только организовать систему пожарной безопасности объекта на высоком уровне, но грамотно распределять финансовые средства.
Пожароопасные работы и первичные средства пожаротушения
Смягчаются требования к порядку проведения пожароопасных работ.
За местом проведения огневых работ после их окончания необходимо будет наблюдать в течение 2 часов (вместо 4), при этом для наблюдения допускается использовать систему видеонаблюдения.
Утрачивает силу пункт 411 о правилах, применяемых к бочкам для хранения воды и ящикам для песка. Также отменяется требование проверять покрывала для изоляции очага пожара один раз в год и вносить соответствующую информацию в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Коснулись изменения и норм обеспечения огнетушителями, обновленные пункты содержат более мягкие требования, а значит на действующих объектах переоснащение не потребуется.
Обеспечение пожарной безопасности на территориях населенных пунктов и в зданиях для проживания людей
Изменились требования, изложенные в п. 70 Правил в части ширины противопожарной преграды — ширина минерализованной полосы, отделяющей лес от используемой прилегающей к нему территории, увеличена с 0,5 метра до 1,4 метра. Также этот пункт дополнен абзацем о необходимости создания или обновления минерализованных полос шириной не менее 10 метров в населенных пунктах, подверженных лесным пожарам.
Отдельного внимания заслуживает требование, которое изложено в пункте 71: один из его абзацев содержит порядок обеспечения беспрепятственного проезда подразделений пожарной охраны через въезды, оборудованные воротами, шлагбаумами или ограждениями. Сейчас при установке этих устройств необходимо обеспечить один из вариантов:
- круглосуточное дежурство дежурного персонала в месте их установки;
- оборудовать аудио- и видеосвязью с диспетчерским пунктом;
- обеспечить их открывание по сигналу срабатывания пожарной сигнализации.
С марта 2023 года в части аудио- и видеосвязи можно выбрать только один вид связи.
За последние годы произошло большое количество пожаров в домах и квартирах, где проживают многодетные семьи, в том числе и неблагополучные. К сожалению, в результате этих пожаров погибли и продолжают погибать дети. МЧС России достаточно продолжительное время совместно с органами социальной защиты на безвозмездной основе ведет работу по установке автономных дымовых пожарных извещателей в такие дома и квартиры. Новые требования, которые будут регламентированы пунктом 85_1, закрепили обязательную установку автономных дымовых пожарных извещателей в комнатах квартир и жилых домов, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, если в них не установлены системы пожарной сигнализации, предусмотренные проектом дома. Безусловно, требование очень нужное и важное — обнаружение пожара на ранних стадиях поможет избежать гибели людей и значительного ущерба для имущества.
Испытание на пожароопасность. Часть 1-1. Руководство по оценке пожароопасности электротехнических изделий. Общие руководящие указания. Поправка 1
Статус:
Отменен
Дата введения в действие: 01.01.2000
- Библиография
Обозначение |
IEC 60695-1-1(1999)/Cor.1(2000) |
---|---|
Обозначение |
IEC 60695-1-1(1999)/Cor.1(2000) |
Заглавие на русском языке |
Испытание на пожароопасность. Часть 1-1. Руководство по оценке пожароопасности электротехнических изделий. Общие руководящие указания. Поправка 1 |
Заглавие на русском языке |
Испытание на пожароопасность. Часть 1-1. Руководство по оценке пожароопасности электротехнических изделий. Общие руководящие указания. Поправка 1 |
Заглавие на английском языке |
Fire hazard testing. Part 1-1. Guidance for assessing the fire hazard of electrotechnical products. General guidelines. Corrigendum 1 |
Заглавие на английском языке |
Fire hazard testing. Part 1-1. Guidance for assessing the fire hazard of electrotechnical products. General guidelines. Corrigendum 1 |
МКС |
13.220.40; 29.020 |
МКС |
13.220.40; 29.020 |
Ключевые слова |
испытания материалов на огнестойкость |
Ключевые слова |
испытания материалов на огнестойкость |
Вид стандарта |
ST |
Вид стандарта |
ST |
Обозначение заменяемого в части |
IEC 60695-1-1(1999) |
Обозначение заменяемого в части |
IEC 60695-1-1(1999) |
Дата опубликования |
01.01.2000 |
Дата опубликования |
01.01.2000 |
Язык оригинала |
английский;французский |
Язык оригинала |
английский;французский |
Количество страниц оригинала |
1 |
Количество страниц оригинала |
1 |
Количество страниц перевода |
3 |
Количество страниц перевода |
3 |
ТК – разработчик стандарта |
TC 89 |
ТК – разработчик стандарта |
TC 89 |
Номер издания |
3.0 |
Номер издания |
3.0 |
Статус |
Отменен |
Статус |
Отменен |
02 марта 2016 года Совет ICАО принял
поправку 1 к Международным стандартам и Рекомендуемой практике Приложения 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. «Управление безопасностью полетов».
Совет установил 11 июля 2016 года в качестве даты вступления ее в силу.
Планируется, что применяться данная поправка будет с 07 ноября 2019 года.
11
Поправка 1 к Приложению 19 ИКАО
Поправка предусматривает уточнение следую-
щих положений:
a)Совершенствование положений ГосПБП, объеди- ненной с критическими элементами государственной си-стемы контроля за обеспечением безопасности поле-тов. Согласно рекомендации Второй Конференции по безопасности полетов, предлагаемая поправка обеспе-чивает очевидность восьми критических элементов ГосПБП и подчеркивает их роль как основы ГосПБП;
b)совершенствование положений ГосПБП;
c)расширение сферы применения СУБП на органи- зации, отвечающие за разработку и/или изготовление двигателей и воздушных винтов;
d)обновление положений, касающихся защиты дан- ных и информации о безопасности12 полетов и соответст-вующих источников.
Поправка 1 к Приложению 19 ИКАО
Кроме того, до июля 2017 года планируется публикация 4-го издания Руководства по управлению безопасностью полетов (РУБП) (Doc. 9859) и обновление вопросов протокола, касающихся управления безопасностью полетов, Универсальной программы проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов (УППКБП), первоначально опубликованных в ноябре 2014 года.
Начало деятельности по мониторингу с исполь- зованием вопросов протокола, касающихся управ- ления безопасностью полетов, отложено до января 2018 года.
13
Меры государств по реализации Поправки 1 к Приложению 19 ИКАО
Основные меры, которые должны предпринять государства для реализации предложенной по- правки к Приложению 19:
определение нормотворческого процесса, необходи-мого для переноса данных поправок в национальные законодательные акты и нормативные положения с уче-том даты начала применения и, при необходимости, согласование с другими соответствующими государст-венными органами;
подготовка проекта изменения национальных законо-дательных актов и нормативных положений и методов обеспечения соответствия;
создание национального плана внедрения, учитыва- ющего ожидаемую дату опубликования измененных национальных законодательных актов и нормативных положений, а также время и ресурсы, необходимые для подтверждения соответствия требованиям14 каждой затронутой организации;
Меры государств по реализации Поправки 1 к Приложению 19 ИКАО
официальное принятие национальных законодатель-ных актов и нормативных положений и/или методов обеспечения соответствия требованиям (отраслевые рекомендации);
разработка или обновление государственной про- граммы по безопасности полетов (ГосПБП) для отра- жения измененных положений ИКАО, включая согласо- вание с другими государственными ведомствами и ад- министративными процессами по мере необходимости;
представление, при необходимости, информации о различиях с положениями ИКАО;
разработка или пересмотр инструктивного(ых) мате-риала(ов) и контрольного(ых) перечня(ей) для техни-ческого персонала, выполняющего связанные с безо-пасностью полетов функции;
15
Меры государств по реализации Поправки 1 к Приложению 19 ИКАО
обучение технического персонала, выполняющего связанные с безопасностью полетов функции, примене- нию новых положений;
обновление системы управления безопасностью по- летов (СУБП) поставщиков обслуживания и эксплуа- тантов приемлемым для государства образом для обеспечения соответствия требованиям измененных законодательных актов и нормативных положений; и
разработка плана внедрения организациями, |
|
отвеча-ющими за разработку типа и/или изготовление |
|
двига-телей и воздушных винтов, системы СУБП, |
|
приемлемой для государства разработчика или |
|
изготовителя и |
соответствующей требованиям |
измененных законода-тельных актов и нормативных |
|
положений. |
16 |
Расследование авиационных событий
Приложение 13 «Расследование авиационных проис- |
||||
шествий и инцидентов». |
||||
Dос |
6920 |
Руководство |
по |
расследованию |
авиационных происшествий (заменено Doc 9756). |
||||
Doc 9156 Руководство по представлению данных об |
||||
авиационных происшествиях/инцидентах (Руководство |
||||
ADREP). |
||||
Doc 9422 |
Руководство |
по |
предотвращению |
|
авиацион-ных происшествий |
||||
Doc 9753 Доклад Специализированного совещания |
||||
(1999) по расследованию и предотвращению авиацион- |
||||
ных происшествий (AIG) (AIG/99). Монреаль, 14-24 |
||||
сентября 1999 г. |
||||
Doc 9756 |
Руководство |
по |
расследованию |
|
авиационных происшествий и инцидентов. Часть I. |
||||
Организация и планирование. |
по |
расследованию |
||
Doc 9756 |
Руководство |
|||
авиационных происшествий и |
инцидентов. Часть II. |
|||
Процедуры и контрольные карты. |
17 |
|||
Расследование авиационных событий
Doc 9756 |
Руководство |
по |
расследованию |
авиационных происшествий и инцидентов. Часть III. |
|||
Расследование. |
по |
расследованию |
|
Doc 9756 |
Руководство |
||
авиационных происшествий и инцидентов. Часть IV. |
|||
Представление отчетов. |
|||
Doc 9914 Доклад Специализированного совещания |
|||
(2008) по расследованию и предотвращению авиацион- |
|||
ных происшествий (AIG). Монреаль, 13-18 октября 2008 |
|||
г. Doc 9946 Руководство по региональной организации |
|||
по расследованию авиационных происшествий и инци- |
|||
дентов. |
Руководство |
по |
расследованию |
Doc 9962 |
|||
авиационных происшествий и инцидентов: политика и |
|||
процедуры. |
|||
Doc 8984 Руководство по авиационной медицине. |
|||
Doc 9683 |
Руководство по |
обучению в области |
|
челове-ческого фактора. |
18 |
Cir 240 Сборник материалов «Человеческий фактор»,
№7. Изучение роли человеческого фактора при авиа-
Государственная программа по безопасности полетов
Государственная программа по безопасно-сти полетов (ГосПБП). Единый комплекс пра-вил и видов деятельности, нацеленных на по-вышение безопасности полетов.
Международные стандарты и Рекомендуемая прак-тика. Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. Управление безопасностью полетов (издание первое, июль 2013 г.).
Государственная программа по безопасности полетов. Комплекс правил и мероприятий, направ- ленных на повышение уровня безопасности полетов.
19
Руководство по управлению безопасностью полетов,
третье изд., 2013 г. (Doc 9859 AN/474).
Государственная программа по безопасности полетов (ГосПБП)
1. Каждое государство принимает ГосПБП для управления
безопасностью полетов в государстве в целях достижения
приемлемого уровня эффективности обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.
ГосПБП включает следующие компоненты:
a) государственную политику и цели обеспечения безопас-
ности полетов;
b) управление рисками для безопасности полетов на госу-
дарственном уровне;
c) обеспечение безопасности полетов на государственном уровне;
d) популяризацию вопросов безопасности полетов на госу- дарственном уровне.
2. Подлежащий достижению приемлемый уровень эф-
фективности обеспечения безопасности полетов уста- |
|
навливается государством. |
|
3. Каждое государство в рамках своей ГосПБП требует |
|
внедрения СУБП находящимися под его контролем постав- |
|
щиками обслуживания. |
20 |