В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют её самой главной.
Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Так кто же такой – классный руководитель?
Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).
Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).
Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).
Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.
Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.
Классный руководитель — кто это?
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют её самой главной.
Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Так кто же такой – классный руководитель?
Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).
Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).
Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).
Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.
Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.
Классное руководство
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Предложить статью
Определение 1
Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.
Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.
Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.
История развития классного руководства
Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.
Рассмотрим этапы становления классного руководства:
- Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
- Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
- Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.
«Классное руководство» 👇
Целевое назначение классного руководства
Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.
Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.
Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:
- Формирование классного коллектива;
- Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
- Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
- Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
- Создание системы воспитывающего обучения;
- Формирование основ здорового образа жизни;
- Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
- Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
- Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.
Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.
Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные направления классного руководства
Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:
- Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
- Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023
Похожие материалы по теме
Социальная работа
#Статья
Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк
Автор(ы):
Елена Александровна Булахова
Автор(ы):
Нина Петровна Добренко
Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен
Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая
Решение любого учебного вопроса за 300₽
Классное,
руководство — особая организационная
форма, традиционно возникшая и укрепившаяся
в российском школьном воспитании, не
потерявшая своего огромного предназначения
даже при социально-психологических
изменениях в системе общего образования.
Должностная
фигура классного руководителя возникает
в воспитательном процессе там и тогда,
где и когда рождается осознанная
потребность в индивидуальности как
культурно-социальной ценности, появляется
необходимость позаботиться об
индивидуальном развитии каждого ребенка
и посодействовать максимальному развитию
личностных особенностей и способностей
каждого растущего человека.
Классный
руководитель курирует стратегическую
задачу развития индивидуальности
школьника,
поскольку он является педагогом группы
и непосредственно может прослеживать
духовное развитие каждого ребенка.
Духовный мир школьника и есть область
профессиональной работы классного
руководителя.
Педагог
в роли классного руководителя обеспечивает
благоприятное преломление влияний
общешкольной воспитательной системы
на индивидуальность. Такое назначение
реализуется благодаря следующим
функциям:
-
индивидуализация
восприятия школьником средового
окружения (школьного, семейного,
социального); -
индивидуализация
деятельности школьника; -
оказание
педагогической помощи в разрешении
индивидуальных проблем жизни и
коррекционное влияние благодаря этому; -
индивидуализация
осмысления школьником жизни и положения
в мире своего индивидуального «Я»; -
диагностирование
индивидуального духовного развития
личности школьника.
Разумеется,
профессиональная работа протекает в
рамках групповой деятельности и лишь
благодаря организации групповой
деятельности как фактора
социально-психологического климата
оказывается возможным исполнение
указанных функций.
Содержанием
классного
руководства являются проблемы жизни.
Если сопоставить профессиональную
работу преподавателя группы и педагога
группы, то образно можно было бы сказать,
что преподаватель школьных дисциплин
вводит ребенка в мир современной науки,
а классный руководитель вводит ребенка
в жизнь на ее современном высоком уровне
культуры.
Содержательное
классное руководство слагается из
работы по организации жизнедеятельности
детей как постоянного разрешения
жизненных проблем. В такой постановке
вопроса нет ничего удивительного, ибо
человек на земле ежедневно и ежечасно
решает проблемы, в отличие от животных.
Дети могут не видеть проблемы там, где
она таится. Классный руководитель ставит
вопросы жизни, привносит в повседневную
реальность ценностный взгляд на
происходящее, научает детей видеть и
решать самостоятельно жизненные вопросы
своего существования в семье, обществе,
школе.
Роль
классного руководителя чрезвычайно
важная, так как увидеть проблему жизни
и тем более ее решение, не под силу
школьнику. За куклами, камешками,
велосипедами, тетрадями, отметками
проблема обнаруживается лишь тогда,
когда педагогу удается:
-
подняться
над конкретным фактом, обнаружить в
нем определенное явление жизни; -
разглядеть
за явлением жизни закономерность; -
из
закономерности жизни извлечь норму
человеческой жизни.
Профессиональными
задачами
классного руководства с этих обозначенных
позиций становятся обустройство
школьной жизнедеятельности группы,
организация предметной разнообразной
деятельности группы,
а также организация постоянного духовного
осмысления
жизни,
как общечеловеческой, социальной, так
и личной, индивидуальной. В процессе
выполнения этих задач классный
руководитель, прослеживая воспитательные
влияния на школьника всей совокупности
социально-психологических воздействий,
выделяет задачу индивидуальной
работы со
школьником как педагогический корректив
и педагогическая поддержка.
Раскроем
содержание выделенных задач.
Обустройство
школьной жизнедеятельности обеспечивает
наилучшие условия пребывания ребенка
в школьном доме, поэтому необходимо
хорошо продумать расположение детей в
классном кабинете, проанализировать
оптимальный характер расписания занятий,
определить места для хранения одежды,
учебных принадлежностей и учебного
оборудования, продумать процедуру
школьного завтрака, расположения
туалетных комнат и правил пользования
ими, создать благоприятный для
психологического самочувствия интерьер
школьных помещений, утвердить высокие
требования культуры к школьному платью,
обуви и гигиене ухода за телом. Обо всем
этом заботится классный руководитель,
прослеживая жизнедеятельность каждого
ученика своей группы.
Предметная
разнообразная деятельность вовлекает
детей в круг разнообразных связей с
миром, поэтому классный руководитель
курирует учебно-познавательный процесс
группы, организует трудовую деятельность
детей по сохранению материальных
ценностей школы и преумножению их,
вовлекает детей в широкую физкультурную
деятельность и содействует участию в
спортивной деятельности, привлекает и
организует художественную деятельность
(восприятие художественных произведений
и художественная самодеятельность).
Несомненно, педагога заботит качественный
результат предметной деятельности,
однако результативность тесно связывается
с высокой мотивацией, поэтому в ходе
организации предметной деятельности
классный руководитель одинаково серьезно
беспокоится и о мере качественности
результата, и о характере ценностной
мотивации.
Духовная
активность детей по осмыслению проблем
жизни протекает в контексте всей школьной
жизнедеятельности: когда составляется
план работы группы, когда оценивается
происходящее, разрешаются школьные
коллизии, когда обсуждается событие,
но также и в моменты специально
организованных групповых дискуссий,
на которых выделяется, формулируется
и анализируется какой-либо вопрос жизни.
(Такого рода занятия называются
воспитательными мероприятиями, иногда
их называют часами общения, порой они
значатся в системе школьного воспитания
как «классный час».)
Наблюдая
за деятельностью и поведением детей,
оценивая качество предметного результата
деятельности, педагог прослеживает
индивидуальное развитие каждого ребенка.
Педагогическое наблюдение — самый
верный, надежный и доступный способ
характеристики развития детей. Его,
этот способ, классный руководитель
дополняет серией специальных рабочих
диагностик, помогающих уточнить тенденции
духовного развития учеников. Выявление
таких характеристик и индивидуальное
влияние на школьника протекают как
единый акт профессиональной деятельности
классного руководителя. В систему
индивидуальных влияний входят
индивидуальные беседы с ребенком и его
родителями, особые задания и акцентированные
оценки происходящего в школе или
обществе, помощь школьнику в самооценке,
в составлении личных планов и определении
перспектив, а также психолого-педагогическая
поддержка.
Необходимо
выделить особую сторону работы классного
руководителя, связанную с тем, что ему
приходится постоянно взаимодействовать
со всеми преподавателями, работающими
во вверенной классному руководителю
группе. Своеобразная координации
педагогических влияний обусловлена
тем, что классный руководитель наиболее
близок к ученикам, он хорошо знает
обстоятельства их жизни, социальные
семейные особенности, знает и особенности
личностного и психологического плана
каждого ученика. Сложные этические
отношения возникают порой, когда классный
руководитель, исходя из интересов
ребенка, пытается корректировать работу
преподавателей. Поэтому классный
руководитель должен обладать тонким
искусством профессионального общения,
владеть методиками профессионального
взаимодействия.
Основная
документация и профессиональный
инструментарий классного руководителя
состоят из программы воспитания школьника
(возрастная модификация), плана
воспитательной работы с группой,
диагностических материалов и картотеки
персональных сведений об учениках и их
личностном развитии.
Должностная
роль классного руководителя предъявляет
к его личности некоторые особые
требования. Личностное развитие самого
педагога группы должно быть достаточно
высоким. Ключевыми образованиями,
допускающими успешность выполнения
данной роли, являются интерес к жизни,
интерес к человеку, интерес к культуре.
Благодаря этим личностным образованиям
классный руководитель с увлечением
станет исполнять возложенную на него
должностную роль. А благодаря
дополнительному профессиональному
образованию (философское, психологическое,
этическое, эстетическое и валеологическое
в их прикладном значении) классному
руководителю удается достичь реальных
воспитательных результатов.
В
настоящее время институт классного
руководства расширяется и видоизменяется:
появляются так называемые «освобожденные
классные руководители» (освобожденные
от преподавательской деятельности),
кураторы (педагог двух-трех старших
классов или одного младшего и одного
старшего класса), наставники, классные
дамы, воспитатели группы. Заметна
тенденция к изменению устойчивой
традиционной формы классного руководства
в практике воспитания школьника. Одно
остается неизменным — это необходимость
в профессиональной педагогической
поддержке индивидуальности школьника,
надобность в старшем компетентном друге
для подрастающих детей.
Вопросы
и задания для самоконтроля
-
Перечислите
общие условия, при которых педагог
приобретает профессиональную свободу
в использовании средств дм организации
воспитательного процесса. -
Как
связаны средства и формы воспитательных
влияний педагога? -
Оглянитесь
вокруг здесь и теперь: какие воспитательные
средства вы видите? -
Приведите
пример, когда одно и то же средство
выполняет разные функции и когда
оказывает прямо противоположное влияние
при разных обстоятельствах. -
Как
вы поняли термин «пленительность
формы»? В чем назначение данной категории? -
Вы
хотите создать новую форму работы с
детьми. С чего начнете? -
Как
вы понимаете утверждение, что средства
и формы нейтральны в своем воспитательном
влиянии? -
Изберите
одну из традиционных форм работы с
группой детей, произвольно введите
какое-либо средство — зафиксируйте
создание модификации формы. -
Представьте
некоторый общий проект программы
действий классного руководителя в
первые 10—12 дней работы с детьми.
Классное руководство.
Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель — это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.
В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Российской Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую литературу.
Классное руководство осуществляется как педагогическая функция, обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене — первичном ученическом коллективе.
В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу однообразных дел, широкого процесса воспитания личности — к обучению.
Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных, распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных, творческих и др.
Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих перед школой.
План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету.
Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования и определенных Законом РФ «Об образовании». Цель его работы с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников.
Задачи классного руководства:
Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания.
Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:
гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя — развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы), обеспечение прав и свобод обучающихся;
коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических работников;
системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех участников воспитательного процесса;
природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных условий его жизнедеятельности.
Основные направления классного руководства:
Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная работа с обучающимися; формирование классного коллектива.
Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в коллективе.
В процессе своей деятельности классный руководитель:
получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников, их успеваемости и поведении;
по мере необходимости обращается за методической и организационно-педагогической помощью к руководству образовательного учреждения, методическим объединениям, работающим в нем;
выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных обучающихся;
по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием обучающихся класса;
систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся;
контролирует ведение дневников;
проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и родительские собрания;
содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы);
при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с ними;
повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования воспитательного процесса;
планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного учреждения для классных руководителей;
ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной группы) в целом;
осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;
работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым проблемам учащихся;
ведет индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями;
осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства, контактных телефонах;
осуществляет организационную поддержку досуга школьников.
Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:
познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;
художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника;
спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;
общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности;
ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;
свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.
Полномочия классного руководителя:
получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
контролировать успеваемость каждого ученика;
координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, «малые педсоветы»;
выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;
оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса, объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание учащимся за допущенные проступки;
входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были исчерпаны все другие меры педагогического воздействия;
вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием;
проводить собрания родителей класса;
приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу;
по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;
определять программы индивидуальной работы с детьми;
по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;
выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку.
Требования к подготовке классного руководителя и общие условия его работы
Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:
знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов; педагогической этике;
знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы;
знание возрастной физиологии, школьной гигиены;
знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации свободного времени школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);
знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики;
знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции о правах ребенка; основ трудового законодательства;
способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю;
организаторские умения и навыки;
коммуникативные способности;
высокая духовная культура.
Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие условия:материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной деятельности;
организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения образования, методической службы;
мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства, использования методов и мер морального и материального поощрения и др.).
Круг обязанностей классного руководителя1. Организация деятельности классного коллектива.
• Ведение журнала.
• Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного.
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой.
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
• Забота о внешнем виде воспитанников.
• Организация питания. 2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.
• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу.
• Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей, работающих в классе, раз в четверть).
• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника.
• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.).
• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция).
3. Организация внеучебной жизни классного коллектива.
• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их коррекция, регулирование взаимоотношений.
• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением.
• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.
• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям деятельность, воспитание доброты и милосердия.
• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через походы.
• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.
• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор, огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц обязательно).
4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.
• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника.
• Организация нравственного воспитания.
• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры.
• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков.
• Привитие санитарно-гигиенических навыков.
5. Работа с родителями.
• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье.
• Индивидуальная работа с родителями.
• Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности классного коллектива.
• Влияние на общение ребят с родителями.
Критерии оценки деятельности классного руководителя.
Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания.