Понятие классное руководство это

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Стать автором

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Решение любого учебного вопроса за 300

Классный руководитель — кто это?

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподовательской деятельности, другие называют её самой главной.

Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Так кто же такой – классный руководитель?

Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Академия, 2001).

Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 5 за знания, 2006).

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни (Рожков М.И. Классному руководителю. – М., ВЛАДОС, 1999).

Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.

Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Оглавление

Введение        

1 Воспитательная работа классного руководителя        

2 Типы классного руководства        

3 Цель и задачи деятельности  классного руководителя        

4 Функции воспитательной работы классного руководителя        

Заключение        

Используемая литература        

Введение

Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога.

Основополагающее значение в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.  

1 Воспитательная работа классного руководителя

Классный  руководитель –  учитель, организующий  учебно  –  воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги  назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения – основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги – наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.

Должность классного руководителя  в школе была введена 16 мая 1934 года постановлением СНК СССР и ЦИК ВКПБ «О структуре начальной и средней  школы в СССР».

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался на эту должность директором.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим  коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически  грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

2 Типы классного руководства

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

– учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

 – классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель, лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);

– классный руководитель, выполняющий только  воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);

– в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютера (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютер может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя  при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

3 Цель и задачи деятельности  классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя – создание  условий  для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

        Задачи деятельности классного руководителя:

        – формирование и развитие коллектива класса;

        – создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

        – формирование здорового образа жизни;

        – организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

        – защита прав и интересов обучающихся;

        – организация системной работы с обучающимися в классе;

        – гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

        – формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

        – организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.

4 Функции воспитательной работы классного руководителя

        Классный руководитель выполняет несколько функций:

        – аналитико-прогнастическую;

        – организационно-координирующую;

        – коммуникативную;

        – контрольную.

        Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:

        – изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

        – изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов – с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);

        – анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;

        – анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

        Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе – в конце каждой четверти, в старшей – через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность – личную и учителей класса – надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.

        Организационно-координирующая функция предполагает:

        – установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

        – проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

        – организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);

        – работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов – с воспитателями группы продленного дня;

        – организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

        – организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

        – стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

        – индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;

        – ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

        Коммуникативная функция заключается:

        – в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;

        – в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной  степени  устраивающее обе стороны;

        – в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;

        – в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

        – в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

        Контрольные функции предполагают:

        – контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;

        – контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Заключение

Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим  главную роль в воспитании отводят классному руководителю.

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.  Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы школы.

Используемая литература

1 Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.

2 Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

3 Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.

4 Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000.

5 Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.

6 Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1979.

7 Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8 Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988.

9 Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.

10 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Классное,
руководство — особая организационная
форма, традиционно возникшая и укрепившаяся
в российском школьном воспитании, не
потерявшая своего огромного предназначения
даже при социально-психологических
изменениях в системе общего образования.

Должностная
фигура классного руководителя возникает
в воспитательном процессе там и тогда,
где и когда рождается осознанная
потребность в индивидуальности как
культурно-социальной ценности, появляется
необходимость позаботиться об
индивидуальном развитии каждого ребенка
и посодействовать максимальному развитию
личностных особенностей и способностей
каждого растущего человека.

Классный
руководитель курирует стратегическую
задачу развития индивидуальности
школьника,
поскольку он является педагогом группы
и непосредственно может прослеживать
духовное развитие каждого ребенка.
Духовный мир школьника и есть область
профессиональной работы классного
руководителя.

Педагог
в роли классного руководителя обеспечивает
благоприятное преломление влияний
общешкольной воспитательной системы
на индивидуальность. Такое назначение
реализуется благодаря следующим
функциям:

  • индивидуализация
    восприятия школьником средового
    окружения (школьного, семейного,
    социального);

  • индивидуализация
    деятельности школьника;

  • оказание
    педагогической помощи в разрешении
    индивидуальных проблем жизни и
    коррекционное влияние благодаря этому;

  • индивидуализация
    осмысления школьником жизни и положения
    в мире своего индивидуального «Я»;

  • диагностирование
    индивидуального духовного развития
    личности школьника.

Разумеется,
профессиональная работа протекает в
рамках групповой деятельности и лишь
благодаря организации групповой
деятельности как фактора
социально-психологического климата
оказывается возможным исполнение
указанных функций.

Содержанием
классного
руководства являются проблемы жизни.
Если сопоставить профессиональную
работу преподавателя группы и педагога
группы, то образно можно было бы сказать,
что преподаватель школьных дисциплин
вводит ребенка в мир современной науки,
а классный руководитель вводит ребенка
в жизнь на ее современном высоком уровне
культуры.

Содержательное
классное руководство слагается из
работы по организации жизнедеятельности
детей как постоянного разрешения
жизненных проблем. В такой постановке
вопроса нет ничего удивительного, ибо
человек на земле ежедневно и ежечасно
решает проблемы, в отличие от животных.
Дети могут не видеть проблемы там, где
она таится. Классный руководитель ставит
вопросы жизни, привносит в повседневную
реальность ценностный взгляд на
происходящее, научает детей видеть и
решать самостоятельно жизненные вопросы
своего существования в семье, обществе,
школе.

Роль
классного руководителя чрезвычайно
важная, так как увидеть проблему жизни
и тем более ее решение, не под силу
школьнику. За куклами, камешками,
велосипедами, тетрадями, отметками
проблема обнаруживается лишь тогда,
когда педагогу удается:

  • подняться
    над конкретным фактом, обнаружить в
    нем определенное явление жизни;

  • разглядеть
    за явлением жизни закономерность;

  • из
    закономерности жизни извлечь норму
    человеческой жизни.

Профессиональными
задачами
классного руководства с этих обозначенных
позиций становятся обустройство
школьной жизнедеятельности
группы,
организация предметной разнообразной
деятельности группы
,
а также организация постоянного духовного
осмысления
жизни
,
как общечеловеческой, социальной, так
и личной, индивидуальной. В процессе
выполнения этих задач классный
руководитель, прослеживая воспитательные
влияния на школьника всей совокупности
социально-психологических воздействий,
выделяет задачу индивидуальной
работы
со
школьником как педагогический корректив
и педагогическая поддержка.

Раскроем
содержание выделенных задач.

Обустройство
школьной жизнедеятельности обеспечивает
наилучшие условия пребывания ребенка
в школьном доме, поэтому необходимо
хорошо продумать расположение детей в
классном кабинете, проанализировать
оптимальный характер расписания занятий,
определить места для хранения одежды,
учебных принадлежностей и учебного
оборудования, продумать процедуру
школьного завтрака, расположения
туалетных комнат и правил пользования
ими, создать благоприятный для
психологического самочувствия интерьер
школьных помещений, утвердить высокие
требования культуры к школьному платью,
обуви и гигиене ухода за телом. Обо всем
этом заботится классный руководитель,
прослеживая жизнедеятельность каждого
ученика своей группы.

Предметная
разнообразная деятельность вовлекает
детей в круг разнообразных связей с
миром, поэтому классный руководитель
курирует учебно-познавательный процесс
группы, организует трудовую деятельность
детей по сохранению материальных
ценностей школы и преумножению их,
вовлекает детей в широкую физкультурную
деятельность и содействует участию в
спортивной деятельности, привлекает и
организует художественную деятельность
(восприятие художественных произведений
и художественная самодеятельность).
Несомненно, педагога заботит качественный
результат предметной деятельности,
однако результативность тесно связывается
с высокой мотивацией, поэтому в ходе
организации предметной деятельности
классный руководитель одинаково серьезно
беспокоится и о мере качественности
результата, и о характере ценностной
мотивации.

Духовная
активность детей по осмыслению проблем
жизни протекает в контексте всей школьной
жизнедеятельности: когда составляется
план работы группы, когда оценивается
происходящее, разрешаются школьные
коллизии, когда обсуждается событие,
но также и в моменты специально
организованных групповых дискуссий,
на которых выделяется, формулируется
и анализируется какой-либо вопрос жизни.
(Такого рода занятия называются
воспитательными мероприятиями, иногда
их называют часами общения, порой они
значатся в системе школьного воспитания
как «классный час».)

Наблюдая
за деятельностью и поведением детей,
оценивая качество предметного результата
деятельности, педагог прослеживает
индивидуальное развитие каждого ребенка.
Педагогическое наблюдение — самый
верный, надежный и доступный способ
характеристики развития детей. Его,
этот способ, классный руководитель
дополняет серией специальных рабочих
диагностик, помогающих уточнить тенденции
духовного развития учеников. Выявление
таких характеристик и индивидуальное
влияние на школьника протекают как
единый акт профессиональной деятельности
классного руководителя. В систему
индивидуальных влияний входят
индивидуальные беседы с ребенком и его
родителями, особые задания и акцентированные
оценки происходящего в школе или
обществе, помощь школьнику в самооценке,
в составлении личных планов и определении
перспектив, а также психолого-педагогическая
поддержка.

Необходимо
выделить особую сторону работы классного
руководителя, связанную с тем, что ему
приходится постоянно взаимодействовать
со всеми преподавателями, работающими
во вверенной классному руководителю
группе. Своеобразная координации
педагогических влияний обусловлена
тем, что классный руководитель наиболее
близок к ученикам, он хорошо знает
обстоятельства их жизни, социальные
семейные особенности, знает и особенности
личностного и психологического плана
каждого ученика. Сложные этические
отношения возникают порой, когда классный
руководитель, исходя из интересов
ребенка, пытается корректировать работу
преподавателей. Поэтому классный
руководитель должен обладать тонким
искусством профессионального общения,
владеть методиками профессионального
взаимодействия.

Основная
документация и профессиональный
инструментарий классного руководителя
состоят из программы воспитания школьника
(возрастная модификация), плана
воспитательной работы с группой,
диагностических материалов и картотеки
персональных сведений об учениках и их
личностном развитии.

Должностная
роль классного руководителя предъявляет
к его личности некоторые особые
требования. Личностное развитие самого
педагога группы должно быть достаточно
высоким. Ключевыми образованиями,
допускающими успешность выполнения
данной роли, являются интерес к жизни,
интерес к человеку, интерес к культуре.
Благодаря этим личностным образованиям
классный руководитель с увлечением
станет исполнять возложенную на него
должностную роль. А благодаря
дополнительному профессиональному
образованию (философское, психологическое,
этическое, эстетическое и валеологическое
в их прикладном значении) классному
руководителю удается достичь реальных
воспитательных результатов.

В
настоящее время институт классного
руководства расширяется и видоизменяется:
появляются так называемые «освобожденные
классные руководители» (освобожденные
от преподавательской деятельности),
кураторы (педагог двух-трех старших
классов или одного младшего и одного
старшего класса), наставники, классные
дамы, воспитатели группы. Заметна
тенденция к изменению устойчивой
традиционной формы классного руководства
в практике воспитания школьника. Одно
остается неизменным — это необходимость
в профессиональной педагогической
поддержке индивидуальности школьника,
надобность в старшем компетентном друге
для подрастающих детей.

Вопросы
и задания для самоконтроля

  1. Перечислите
    общие условия, при которых педагог
    приобретает профессиональную свободу
    в использовании средств дм организации
    воспитательного процесса.

  2. Как
    связаны средства и формы воспитательных
    влияний педагога?

  3. Оглянитесь
    вокруг здесь и теперь: какие воспитательные
    средства вы видите?

  4. Приведите
    пример, когда одно и то же средство
    выполняет разные функции и когда
    оказывает прямо противоположное влияние
    при разных обстоятельствах.

  5. Как
    вы поняли термин «пленительность
    формы»? В чем назначение данной категории?

  6. Вы
    хотите создать новую форму работы с
    детьми. С чего начнете?

  7. Как
    вы понимаете утверждение, что средства
    и формы нейтральны в своем воспитательном
    влиянии?

  8. Изберите
    одну из традиционных форм работы с
    группой детей, произвольно введите
    какое-либо средство — зафиксируйте
    создание модификации формы.

  9. Представьте
    некоторый общий проект программы
    действий классного руководителя в
    первые 10—12 дней работы с детьми.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

в общеобразовательной школе России учитель, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Классный руководитель

педагог, занимающийся организацией и проведением внеурочной воспитательной работы в общеобразовательной школе. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс. На средних и старших ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Классный руководитель

учитель-организатор, отвечающий за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического, демократического воспитания и активности участия в нем детей. Задача классного руководителя – координация деятельности, налаживание взаимодействий четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия).

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: создание благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности учащегося; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося в классе; внесение (при необходимости) корректив в систему воспитания учащегося; помощь в решении проблем, возникающих у учащихся при общении между собой, с учителями, родителями.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Классный руководитель

педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс. На средних и старших ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Обязанность классного руководителя введена также в средних профессиональных учебных заведениях. В школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции классного руководителя осуществляет воспитатель. Классный руководитель совместно с другими учителями и родителями обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Классный руководитель

это должность, выполняемая учителем, параллельно со своей основной преподавательской работой. В его обязанности входит повседневная организация учебно-воспитательной работы с учащимися класса или учебной группы в училище и создание условий для внеучебной деятельности учащихся. Одной из главных функций классного руководителя является гармонизация развития учащихся на основе диагностики их развития и коррекции сознания и поведения. В профессиональных училищах параллельно с классным руководителем воспитательную работу с группой ведет мастер производственного обучения. В последнее время пересматриваются функции классного руководителя и появляются новые названия для этой должности, например, наставник, воспитатель, классная дама, тьютор. Наблюдается тенденция к введению освобожденного классного руководства без проведения педагогом учебной работы.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

в Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности К.р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На средних и старших ступенях обучения К.р. назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность К.р. введена также в средних профессиональных учебных заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции К.р. осуществляет воспитатель. В России до 1917 в средних учебных заведениях функции К.р. в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских — классные дамы (должность введена Уставом 1871), осуществлявшие гл.о. надзор за поведением учащихся. С 1918 воспитательная работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Институт классного наставничества фактически был ликвидирован, в школы внедрялось самоуправление ученическое. Однако в середине 20-х гг. кризис детского самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся. В 1931 Наркомпросом РСФСР утверждена инструкция о групповодах, организующих учебно-воспитательную работу. В 1934 с переименованием групп в классы утверждена должность К.р. К.р. совместно с другими учителями и родителями обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создает условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. К.р. планирует работу, как правило, на учебную четверть (реже полугодие) в соответствии с общешкольным планом учебно-воспитательной работы, планами К.р. параллельных классов, детских общественных организаций и др. К.р. привлекает к работе других учителей и воспитателей, родителей и общественность. Деятельность К.р. планируется с учетом как непосредственных воспитательных действий самого педагога, так и его организационно- педагогических и исследовательских задач. К.р. систематически изучает уровень воспитанности учащихся, развития межличностных отношений в классе, анализирует влияние семьи, микро- среды и др. и на основе полученных данных выбирает формы и методы воспитательной работы. В школе создается методическое объединение К.р., осн. задачами которого являются повышение их квалификации, содействие самообразованию, обмен опытом и др. — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

профессионал-педагог, посредник между обществом и учащимися в освоении культуры, накопленной человеком, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося и осуществляющий индивидуальный корректив разностороннего развития каждой личности.
Классное руководство осуществляется в единой системе учебно-воспитательной работы учебного заведения. Деятельность К.р. является одним из решающих элементов организуемого в учебном заведении воспитательного процесса.
Основное назначение К.р. обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество – максимальное развитие каждой личности, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.К.р. осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося, содействует созданию самых благоприятных условий для формирования его личности, вносит необходимые педагогические коррективы в систему его воспитания.
К.р., учитывая индивидуальность своей группы, организует необходимые воспитательные воздействия для создания благоприятной микросреды и высокого психологического климата в группе, а также координирует усилия всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности его воспитанников.
Основными задачами К.р. являются:
создание классного коллектива как воспитательной среды, обеспечивающей социализацию каждого учащегося;
организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-целостные отношения;
коррекция индивидуального развития учащихся группы, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей учащегося и их формированию совместно с семьей.
Основными функциями К.р. являются: аналитическая:
изучение индивидуальности учащегося;
анализ и изучение характера развивающего коллектива и личности; анализ и оценка семейного воспитания каждого учащегося;
анализ и оценка уровня воспитанности индивидуума и коллектива; организационно-координирующая:
организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся; установление связи учебного заведения и семьи;
индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности;
коммуникативная:
регулирование межличностных отношений между учащимися;
установление оптимальных взаимоотношений учитель–учащийся, содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
оказание помощи учащимся в установлении отношений с людьми.
К.р. использует разнообразные формы работы: дискуссионные, игровые, состязательные, творческий труд, художественное творчество, ролевой тренинг, психологические (позволяющие учащемуся осознать самого себя).
Количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания отдельного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.
К.р. на протяжении своей работы рекомендуется создавать картотеку воспитательных мероприятий. Ее наличие значительно облегчит работу К.р.
К.р. как административное лицо имеет право: контролировать посещаемость учебных занятий учениками его группы; контролировать успеваемость каждого учащегося; координировать работу преподавателей, мастеров, оказывающих воспитательное влияниена его учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции; приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение; определять свободно-индивидуальный режим работы с учащимися; вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности; выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку.
К.р. как административное лицо обязан: организовывать учебно-воспитательный процесс в группе; вовлекать учащихся в систематическую деятельность общеучилищного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами; фиксировать психологические и педагогические отклонения в развитии учащихся и находить активные способы педагогической коррекции; оказывать помощь учащемуся в решении его острых проблем; вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы: личные дела учащихся, классный журнал, план воспитательной работы, план самообразования, личный дневник учащихся и зачетки; работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей.
Основными критериями оценки работы К.р. является мера повышения уровня воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое, половое и гигиеническое, а также мировоззренческое развитие.
Критерием оценки служит и мера развития классного коллектива, педагогическое мастерство К.р. и его активная жизненная позиция в жизни школы.
Лит.: Капустин Н.П. Функциональные обязанности классного руководителя // Классный руководитель. 1997. № 2.
М.Б. Яковлева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

в общеобразоват. школе Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитат. работы. В нач. классах обязанности К. р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На ср. и ст. ступенях обучения К. р. назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность К. р. введена также в ср. спец. уч. заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, проф.-тех. уч-щах функции К. р. осуществляет воспитатель.
До 1917 в ср. уч. заведениях функции К. р. в муж. гимназиях выполняли классные наставники, в женских — классные дамы (должность введена Уставом 1871), осуществлявшие гл. обр. надзор за поведением учащихся. С 1918 воспитат. работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Создавались воспитат. комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодежи полит. сознания. Для внеурочной и внеклассной работы с каждой уч. группой выделялись отд. учителя, но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, разл. отчетностью и не имели времени вести полноценную воспитат. работу. Самоустранение их от задач воспитания или же прямой диктат по отношению к дет. коллективу привели к ликвидации института классного наставничества. Началась кампания по внедрению в школу ученич. самоуправления. Однако в сер. 20-х гг. кризис дет. самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им пед. помощи. В 1931 утверждена Нарком-просом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входила работа с отд. учащимися или с их группой, с родителями, др. учителями по проблемам организации уч.-воспитат. работы. В 1934 с переименованием групп в классы утверждена должность К. р. В 1947 МП РСФСР утвердило «Положение о классном руководителе», согласно к-рому задачей К. р. являлась организация учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения уч.-воспит. задач, поставленных перед школой. В обязанности К. р. входила работа с активом, пионерской и коме, организациями класса, изучение «Правил для учащихся», наблюдение за успеваемостью. В «Инструктивно-метод. указаниях» 40-х гг. по улучшению работы К. р. подчеркивалась необходимость тщательного изучения каждого ученика путем посещения уроков, наблюдения за учащимися во внеурочное время.
В 50-х — 1-й пол. 60-х гг. велись поиски новых подходов к воспитанию ребенка, появились публикации из опыта работы К. р. С 1970 осн. обязанности К. р. определялись Уставом средней общеобразовательной школы. Положение о К. р. 1971 продолжило линию, выработанную в 30-е гг. — ориентация на коллектив учащихся. В осн. задачи К. р. «входило воспитание у учащихся идейной убежденности, обществ. сознания и готовности к активному участию в обществ. жизни; воспитание учащихся в духе ком-мунистич. морали; трудовое воспитание учащихся, подготовка их к жизни, к сознат. выбору профессии; борьба за высокое качество успеваемости, глубокое усвоение основ наук, развитие познават. активности; содействие эстетич. и физич. воспитанию, укреплению здоровья детей.
Движение педагогов за реформирование «системы образования, развернувшееся в кон. 80-х гг., вновь привлекло внимание к проблеме воспитания учащихся и роли К. р. в ее решении. С 1989 в ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобожденный классный руководитель (воспитатель)», в ходе к-ро-го определились приоритетные направления в деятельности К. р. В центре его внимания находится личность воспитанника, его защита и развитие. Коллектив уч-ся (класс) должен стать благоприятной средой для каждого ученика. Содержание воспитат. работы составляют целевые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Организуя работу по этим направлениям, К. р. совместно с др. учителями и родителями обеспечивает физич., нравств. развитие личности школьника, создает условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
К. р. планирует работу, как правило, на уч. четверть (реже полугодие) в соответствии с общешк. планом уч.-воспитат. работы, планами К. р. параллельных классов, дет. обществ. организаций и др.
К. р. привлекает к работе др. учителей и воспитателей, советы содействия семье и школе на предприятиях и в организациях, родителей и общественность по месту жительства учащихся. Деятельность К. р. планируется с учетом как не-посредств. воспитат. действий самого педагога, так и его организац.-пед. и исследоват. задач. К. р, призван рационально распределить и скоординировать воспитат. усилия учителей-предметников и др. в интересах поддержания воспитат. процесса в классе и достижения его эффективности. К. р. систематически изучает уровень воспитанности учащихся, развития коллективистских отношений в классе, анализирует влияние семьи, микросреды и др. и на основе полученных данных выбирает формы и методы воспитат. ра боты. Важнейшая задача К. р. — развитие ученического самоуправления. В школе создается метод. объединение К. р., осн. задачами к-рого являются повышение их квалификации, содействие самообразованию, обмен опытом и др. Пед. изд-ва выпускают лит-ру в помощь К. р., в т. ч. серии «Библиотека К. р.».
Лит.: Болдырев Н. И., Классный руководитель, M.; III у p к о в a H. E., Вы стали классным руководителем, М., 1986; Бондаренко Л. И., X p a n у и о— в и ч И. В., Классный руководитель. Биб-лпографич. указатель, Л., 1981; P у д а е в а И. М., Система работы классного руководителя. Рекомендат. библиографич. указатель, М., 1982. Б. В. Першуткин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Отодепин ушные капли инструкция по применению цена
  • Бизнес руководство по развитию
  • С чего начать руководство фирмой
  • Серная мазь инструкция по применению от прыщей
  • Как сажать рассаду огурцов дома пошаговая инструкция с фото