Полномочия подразделению внутреннего аудита в компании предоставляются руководством

Тест по внутреннему аудиту

1. Полномочия подразделению внутреннего аудита в компании предоставляются:

а) руководством и советом директоров;

б) советом директоров и финансовым контролером;

в) комитетом по аудиту и финансовым директором;

г) высшим руководством и Стандартами.

2. Основной причиной создания функции внутреннего аудита является:

а) освобождение чрезмерно загруженного работой руководства от ответственности за реализацию эффективных процедур контроля;

б) оценка и повышение эффективности процедур контроля;

в) обеспечение достоверности и целостности финансовой и управленческой отчетности организации;

г) обеспечение сохранности ресурсов, доверенных организации.

3. Анализируя различия между двумя компаниями, директор по аудиту компании «A» обращает внимание на то, что в компании «A» существует официальный корпоративный кодекс этики, а в компании «Б» – нет. Кодекс этики определяет корпоративные правила поведения сотрудников при заключении договоров с поставщиками и подрядчиками, а также является руководством к действию для сотрудников компании во многих других ситуациях.

Какое из перечисленных ниже утверждений в отношении наличия кодекса этик и в компании «A» может считаться логически обоснованным?

I. В компании «A» существуют более высокие этические нормы поведения, чем в компании «Б».

II. Компания «A» определила объективные критерии, которые могут использоваться для оценки действий отдельных сотрудников.

III. Отсутствие в компании «Б» официального кодекса корпоративной этики не позволит провести в данной компании успешную проверку соблюдения этических норм поведения.

а) II и III.

б) I и II.

в) Только III.

г) Только II.

4. Руководитель внутреннего аудита представляет высшему руководству и совету директоров ежегодный сводный отчет о выполненных заданиях, основной целью составления которого является:

а) обсудить административные вопросы деятельности службы внутреннего аудита;

б) информировать руководство о планируемом объеме аудиторских проверок на будущий год;

в) привлечь внимание к количеству недостатков, выявленных внутренними аудиторами;

г) пояснить, в какой степени службе внутреннего аудита удалось выполнить график работ по заданиям.

5. Обмен отчетами по заданию и заключениями для руководства между внутренними и внешними аудиторами:

а) является нарушением кодекса этики;

б) соответствует обязанностям руководителя внутреннего аудита по координации деятельности внешних и внутренних аудиторов;

в) не соответствует принципу независимости, предусмотренному Стандартами аудита;

г) не предусмотрен Стандартами аудита.

6. Какой из перечисленных пунктов отражает различия в политиках, действующих в крупной и в относительно небольшой службе внутреннего аудита?

Политики крупной службы аудита должны:

а) определять области проведения аудита и статус подразделения внутреннего аудита;

б) включать в себя перечень всех видов деятельности, осуществляемых подразделением внутреннего аудита;

в) быть достаточно подробными;

г) определять полномочия по выполнению аудиторских заданий.

7. Обязанности внутреннего аудитора в области обеспечения соответствия законодательству не включают в себя:

а) создание системы, которая обеспечивает соблюдение внутренних политик, стратегий, планов, процедур и действующего законодательства;

б) обсуждение с руководством и советом директоров случаев несоблюдения законодательства и внутренних политик и процедур;

в) составление мнения о соответствии проверяемого направления деятельности установленным требованиям;

г) составление мнения о результативности систем и их соответствия установленным требованиям.

8. Бюджеты – это необходимый компонент процесса принятия финансовых решений, так как они помогают обеспечить:

а) способы использования всех ресурсов компании;

б) рациональное распределение ресурсов;

в) способы проверки управленческих решений;

г) автоматический механизм исправления ошибок.

9. Что из указанного относится к стилю лидерства, при котором лидер и его последователи приходят к решению на основе консенсуса?

а) Благожелательно-авторитарное лидерство.

б) Консультативное лидерство.

в) Лидерство с участием персонала.

г) Автократичный стиль лидерства.

10. Какое из нижеуказанных действий считается элементом мошенничества, в отношении которого внутренний аудитор должен быть всегда настороже?

а) Регулярные независимые проверки и ревизии.

б) Дублирование платежей.

в) Проверка процесса утверждения.

г) Средства резервного копирования.

11. Какая из нижеперечисленных формулировок представляет собой цель аудиторского задания?

а) Определение достаточности запасов товарно-материальных ценностей для выполнения планируемого объема продаж.

б) Включение в аудиторский отчет информации о случаях отсутствия запасов на складе.

в) Наблюдение за проведением инвентаризации.

г) Поиск наличия устаревших материальных запасов посредством расчета оборота товарно-материальных запасов по продуктовым линиям.

12. В качестве способа контроля проектов и во избежание превышения времени, запланированного на выполнение задания, решения по пересмотру бюджета времени по аудиторским заданиям обычно принимаются:

а) при выявлении существенного нарушения;

б) когда неопытные сотрудники отдела аудита назначаются на выполнение задания;

в) сразу после завершения предварительного обследования;

г) сразу после проведения дополнительного детального тестирования, необходимого для подтверждения выявленных недостатков.

ОТВЕТЫ

1. Полномочия подразделению внутреннего аудита предоставляются:

а) руководтвом и советом директоров.

2. Основной причиной создания функции внутреннего аудита является:

б) оценка и повышение эффективности процедур контроля.

3. Анализируя различия между двумя компаниями, директор по аудиту компании «A» обращает внимание на то, что в компании «A» существует официальный корпоративный кодекс этики, а в компании «Б» – нет. Кодекс этики определяет корпоративные правила поведения сотрудников при заключении договоров с поставщиками и подрядчиками, а также является руководством к действию для сотрудников компании во многих других ситуациях. Какое из перечисленных ниже утверждений в отношении наличия кодекса этики в компании «A» может считаться логически обоснованным?

г) Только II. Компания «A» определила объективные критерии, которые могут использоваться для оценки действий отдельных сотрудников.

4. Руководитель внутреннего аудита представляет высшему руководству и совету директоров ежегодный сводный отчет о выполненных заданиях, основной целью составления которого является:

г) пояснить, в какой степени службе внутреннего аудита удалось выполнить график работ по заданиям.

5. Обмен отчетами по заданию и заключениями для руководства между внутренними и внешними аудиторами:

б) соответствует обязанностям руководителя внутреннего аудита по координации деятельности внешних и внутренних аудиторов.

6. Какой из перечисленных пунктов отражает различия в политиках, действующих в крупной и в относительно небольшой службе внутреннего аудитa? Политики крупной службы аудита должны:

в) быть достаточно подробными.

7. Обязанности внутреннего аудитора в области обеспечения соответствия законодательству не включают в себя:

а) создание системы, которая обеспечивает соблюдение внутренних политик, стратегий, планов, процедур и действующего законодательства.

8. Бюджеты – это необходимый компонент процесса принятия финансовых решений, так как они помогают обеспечить:

б) рациональное распределение ресурсов.

9. Что из указанного относится к стилю лидерства, при котором лидер и его последователи приходят к решению на основе консенсуса?

в) Лидерство с участием персонала.

10. Какое из нижеуказанных действий считается элементом мошенничества, в отношении которого внутренний аудитор должен быть всегда настороже?

б) Дублирование платежей.

11. Какая из нижеперечисленных формулировок представляет собой цель аудиторского задания?

а) Определение достаточности запасов товарно-материальных ценностей для выполнения планируемого объема продаж.

12. В качестве способа контроля проектов и во избежание превышения времени, запланированного на выполнение задания, решения по пересмотру бюджета времени по аудиторским заданиям обычно принимаются:

в) сразу после завершения предварительного обследования.

Полномочия внутреннего аудита

2.6 Руководитель внутреннего аудита уполномочен:

— иметь прямой доступ к председателю комитета по аудиту и единоличному исполнительному органу;

— запрашивать и получать у исполнительных органов компании любую информацию и материалы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

— знакомиться с текущими и перспективными планами деятельности, отчетами о выполнении планов и программ, проектами решений и решениями совета директоров и исполнительных органов компании;

— доводить до сведения совета директоров (комитета по аудиту) и исполнительных органов компании предложения по улучшению существующих систем, процессов, стандартов, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;

— привлекать в порядке, установленном внутренними нормативными документами компании, работников компании и сторонних экспертов для выполнения проверок и других заданий;

— принимать участие на правах слушателя в совещаниях и заседаниях рабочих органов компании (комитетов, комиссий, рабочих групп и др.).

2.7 Внутренние аудиторы уполномочены:

— в установленном в компании порядке запрашивать и получать беспрепятственный доступ к любым активам, документам, бухгалтерским записям и другой информации (в т.ч. в электронной форме) о деятельности компании, необходимой для выполнения своих должностных обязанностей, делать копии соответствующих документов и осуществлять фото и видеофиксацию фактов хозяйственной жизни компании;

— в рамках выполнения проверок проводить интервью с исполнительными органами и работниками компании;

— пользоваться в установленном порядке информационными ресурсами и программным обеспечением подразделений для целей внутреннего аудита;

— изучать и оценивать любые документы, запрашиваемые в ходе выполнения проверки, и направлять эти документы и/или соответствующую информацию руководителю внутреннего аудита;

— запрашивать и получать необходимую помощь работников подразделений, в которых проводится проверка, а также помощь работников других подразделений/бизнес-функций компании;

— осуществлять иные действия, необходимые для достижения целей проверки.

2.8 Во избежание случаев возникновения конфликта интересов (когда возникает угроза независимости деятельности внутреннего аудита и объективности мнения аудитора) руководитель внутреннего аудита и внутренние аудиторы должны воздерживаться от:

— проверки тех областей деятельности, за которые они несли ответственность в течение года, предшествующего проверке;

— принятия участия в проверках и иных заданиях в случае наличия конкурирующего профессионального или личного интереса (наличия финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в деятельности проверяемых объектов аудита);

— участия в какой-либо деятельности, которая могла бы нанести ущерб их беспристрастности или восприниматься как наносящая такой ущерб;

— руководства работниками других подразделений, за исключением случаев, когда эти работники назначены участвовать в выполнении проверки.

2.9 Руководитель внутреннего аудита и внутренние аудиторы не имеют права:

— не раскрывать все известные им существенные факты, которые в случае сокрытия могут исказить данные аудиторского отчета;

— использовать или разглашать конфиденциальную информацию без соответствующих на то полномочий, за исключением тех случаев, когда разглашение такой информации предусмотрено требованиями законодательства;

— принимать в подарок что-либо, что может нанести ущерб профессиональному мнению внутреннего аудитора или восприниматься как наносящее такой ущерб.

2.10 Внутренние аудиторы информируют руководителя внутреннего аудита о любых ограничениях их полномочий и возникающих конфликтах интересов. Руководитель внутреннего аудита информирует совет директоров (комитет по аудиту) о соответствующих ограничениях и возможных последствиях таких ограничений.

Алексей Сонин, дипломированный внутренний аудитор,


Председатель Совета российского Института внутренних аудиторов (ИВА),
член Экспертного совета при ФСФР РФ

Службы внутреннего аудита российских компаний относительно молоды. Но независимо от того, как долго существует в компании внутренний аудит, задачей первостепенной важности, от решения которой во многом будет зависеть эффективность работы внутренних аудиторов, является формирование правильной структуры подчиненности данного подразделения.

О независимости службы внутреннего аудита

Независимость и объективность — качества, отличающие службу внутреннего аудита от других подразделений. Под независимостью понимается организационная независимость, которая в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании. Объективность подразумевает такое личностное качество внутреннего аудитора, как беспристрастность в оценках и выводах. При этом независимость внутреннего аудита важна не сама по себе, а как первоочередная предпосылка объективности, поскольку степень организационной независимости службы внутреннего аудита оказывает непосредственное влияние на объективность внутренних аудиторов. 
Абсолютная независимость внутреннего аудита вряд ли достижима, поскольку внутренние аудиторы являются сотрудниками компании и их профессиональный и карьерный рост зависит от руководства компании. Говоря о независимости, мы имеем в виду создание такой структурной подчиненности, при которой менеджмент компании не будет оказывать непосредственное давление на внутренних аудиторов. 
Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) в своих «Концептуальных основах управления рисками организаций» подчеркивает, что «подразделение внутреннего аудита организуется таким образом, чтобы обеспечивалась его объективность в оценке деятельности организации и неограниченный доступ к высшему руководству и аудиторскому комитету совета директоров, а уровень подчинения главного аудитора в рамках организации должен позволять подразделению внутреннего аудита эффективно выполнять свои функции»1. 
Выполнению этой задачи в наибольшей степени отвечает функциональное подчинение службы внутреннего аудита совету директоров (комитету по аудиту) компании. «Для того чтобы внутренний аудит мог выполнять свои обязанности, руководитель внутреннего аудита должен быть подотчетен руководителю соответствующего уровня в организации. […] В идеальном случае руководитель внутреннего аудита должен быть в функциональном подчинении у совета директоров (наблюдательного совета) и в административном подчинении у генерального директора организации»2. 
Если в компании нет совета директоров или аналогичного органа, службу внутреннего аудита следует подчинить и функционально, и административно высшему исполнительному органу компании. 
Как показал недавний опрос крупных российских компаний, проведенный совместно российским Институтом внутренних аудиторов (ИВА) и российским отделением Ассоциации аудита и контроля информационных систем (ISACA) в 2005 г.3 , в последнее время наблюдается заметный рост числа компаний, в которых внутренний аудит функционально подотчетен совету директоров или комитету по аудиту. Около 45% руководителей служб внутреннего аудита (СВА) предприятий, принявших участие в опросе, функционально подчиняются комитету по аудиту или непосредственно совету директоров. Безусловно, следует принимать во внимание специфику предприятий-респондентов: большая часть из них уделяет серьезное внимание внедрению передовых подходов в области корпоративного управления, многие представлены на иностранных и российских фондовых биржах или планируют размещение ценных бумаг на бирже в недалеком будущем.

Кому подчиняться?

Заметим, что вопрос подчиненности руководителя службы внутреннего аудита как способа обеспечения независимости внутреннего аудита является одним из наиболее дискуссионных в практике деятельности как российских, так и иностранных внутренних аудиторов. На вопрос «кому должен подчиняться внутренний аудит, чтобы быть максимально эффективным?» нет универсального ответа. Ответ определяется сочетанием многих факторов, среди которых выделим профессионализм совета директоров и компетентность менеджмента, характер взаимоотношений и степень взаимодействия совета директоров и исполнительных органов компании, уровень развития корпоративной культуры в компании. 
Немаловажным является и то, какие задачи решает в компании внутренний аудит. Если его основной задачей является осуществление контрольно-ревизионной деятельности, то логичным представляется подчинение высшему исполнительному руководству компании, поскольку в данном случае служба внутреннего аудита есть инструмент контроля над деятельностью менеджмента со стороны высшего исполнительного руководства. 
В случае если внутренний аудит рассматривается как компонент системы корпоративного управления, позволяющий совету директоров (комитету по аудиту) эффективно выполнять свои обязанности, оправданным видится подчинение внутреннего аудита именно совету директоров (комитету по аудиту). Совет директоров (комитета по аудиту) способствует обеспечению максимальной степени независимости внутреннего аудита от менеджмента компании. Со своей стороны внутренний аудит (наряду с внешним аудитором) позволяет совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании. Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны, поскольку роль объективного источника информации для совета директоров (комитета по аудиту) внутренний аудит сможет выполнять лишь при условии максимальной независимости от исполнительного руководства (включая вопросы назначения на должность, вознаграждения, оценки работы руководителя и сотрудников службы внутреннего аудита и т. п.). 
В качестве справочных приведены данные о функциональной подчиненности/подотчетности СВА по результатам ряда исследований, проводившихся среди крупных российских и иностранных компаний частного сектора (см. таблицу).

Функциональная подчиненность/подотчетности СВА в иностранных (исследования NACD и IIA) и российских (исследования ИВА-РИД и ИВА-ISACA) компаниях

Национальная ассоциация корпоративных директоров США (NACD), 2000 Международный Институт внутренних аудиторов(IIA), 2003 ИВА-РИД, 2003 ИВА-ISACA, 2005
Совету директоров (комитету по аудиту) 29% 53% 37% 46%
Генеральному директору 26% 22% 48% 27%
Финансовому директору 38% 19% 15% 19%
Другое 7% 6% 8%

Когда подчинение совету директоров «не работает»?

Является ли подчинение службы внутреннего аудита совету директоров гарантией ее независимости и способствует ли оно максимизации ее полезности для компании? 
Многое зависит от роли, состава и профессионального уровня членов совета директоров. Подчинение внутреннего аудита совету директоров оправданно в том случае, если, во-первых, совет директоров является самостоятельным органом, а не номинальным проводником идей и предложений исполнительного руководства организации; во-вторых, в состав совета директоров входят независимые директора; в-третьих, члены совета директоров осознают роль и значение внутреннего аудита в компании. 
Однако, как показывает практика российских компаний, даже при выполнении всех этих условий подчинение службы внутреннего аудита совету директоров, к сожалению, не всегда приводит к положительным результатам. Во-первых, в некоторых случаях исполнительное руководство начинает считать внутренних аудиторов «засланными казачками», «глазами и ушами совета директоров» и не склонно выстраивать с ними эффективные рабочие отношения, что многократно усложняет работу внутреннего аудита и, безусловно, не может не сказываться на конечных результатах его деятельности. Во-вторых, есть риск, что, будучи подотчетной совету директоров, а не исполнительному руководству, служба внутреннего аудита начнет играть самодостаточную роль и станет, по сути, «бесконтрольной». Ведь совет директоров (комитет по аудиту) не может осуществлять текущий контроль (мониторинг) действий СВА. И здесь многое будет зависеть от руководителя службы внутреннего аудита компании.

Значимость фигуры руководителя СВА

На сегодняшний день во внутреннем аудите наблюдается дефицит высокопрофессиональных руководящих кадров. При этом, говоря о профессионализме, мы имеем в виду не только профессиональные знания, но и соответствующую «закалку». В случае ее отсутствия есть риск, что руководитель СВА, находясь между «молотом» исполнительного руководства и «наковальней» совета директоров, может прийти к заключению, что благорасположение менеджмента важнее абстрактных выгод от независимости. Следствием этого будет являться потеря фундаментального качества внутреннего аудита — объективности. 
Обратным случаем является ситуация, когда служба внутреннего аудита, находясь «под зонтиком» совета директоров, начинает работать в «клубном» режиме, выполняя не самые сложные задания и снимая сливки, т. е. занимаясь вопросами, лежащими на поверхности и не требующими большого объема аналитической работы и порой нелегких обсуждений с менеджментом. При этом желание исполнительного руководства понять, чем занимается СВА и каков результат выполнения поставленных перед ней задач, воспринимаются не иначе, как попытка оказать влияние на деятельность внутренних аудиторов. 
Поэтому так важно, чтобы руководитель службы внутреннего аудита являлся фигурой соответствующего калибра и смог завоевать доверие совета директоров и уважение менеджмента компании. Правильный выбор позволит также снять вопрос о текущем контроле за деятельностью СВА. Контроль будет осуществляться на уровне периодических отчетов руководителя СВА перед советом директоров (комитетом по аудиту) и высшим исполнительным руководством, а также в рамках участия руководителя СВА в заседаниях совета директоров (комитета по аудиту).

Учитывать специфику

В вопросе подчиненности службы внутреннего аудита следует также учитывать специфику организации. Так, во многих компаниях с существенной долей государственного участия в состав советов директоров не входят независимые директора. (Представитель государства в совете директоров, по определению, не может считаться независимым директором.) Как признают сами компании, независимые директора могут быть приглашены в советы директоров лишь в случае соответствующего решения Правительства РФ. Но даже если в состав совета директоров избираются независимые директора, их реальное влияние на деятельность совета невелико. В большинстве случаев представители государства в совете директоров голосуют единым блоком в соответствии с директивами, полученными от своих ведомств. Высшее должностное лицо (президент, генеральный директор) может назначаться напрямую главным акционером (государством), что, с одной стороны, повышает ответственность высшего должностного лица перед главным акционером, а с другой — усиливает отстраненность совета директоров от контроля за деятельностью исполнительного руководства. Кроме того, представители государства в советах директоров часто являются высокопоставленными чиновниками федерального или регионального уровней, что может привести к излишней политизированности их позиции. 
Перечисленные факторы не способствуют эффективному взаимодействию совета директоров и службы внутреннего аудита в компании с существенной долей государственного участия. В самом неблагоприятном случае внутренний аудит может превратиться в некий инструмент политического воздействия, используемый отдельными членами или советом директоров в целом. 
Или, например, представим достаточно распространенную ситуацию, когда владелец компании фактически управляет ею, совмещая функции собственника и менеджера. Если при этом создан совет директоров, он играет чисто консультативную роль. Оптимальной в этом случае представляется подотчетность службы внутреннего аудита владельцу компании, а не совету директоров.

Заключение

Какие выводы можно сделать? 
Во-первых, вопрос подчиненности службы внутреннего аудита должен решаться с учетом специфики конкретной компании. Во-вторых, для того чтобы внутренний аудит стал неотъемлемым звеном хорошего корпоративного управления, необходимо, чтобы функционирование самих советов директоров отвечало современным требованиям. В-третьих, советам директоров (комитетам по аудиту) следует со всей тщательностью подходить к вопросу выбора (назначения) руководителя столь значимой для компании службы, как внутренний аудит. 
И еще одно наблюдение из практики работы комитетов по аудиту как российских, так и иностранных компаний. Во многих случаях успех их деятельности в итоге оказывается под вопросом по причине того, что в составе комитетов не было людей, обладающих качествами и навыками, абсолютно необходимыми для эффективного выполнения обязанностей члена комитета по аудиту. К ним относятся способность комплексно смотреть на ситуацию, умение и (что крайне важно) желание задавать «неудобные» вопросы и выслушивать разные точки зрения, нацеленность на поиск решений. Именно такие качества и навыки вырабатываются во внутренних аудиторах, не говоря об их практической подготовленности в вопросах финансового учета, внутреннего контроля, анализа рисков. Вот почему внутренний аудит является прекрасной кузницей кадров для советов директоров и комитетов по аудиту, а в их составе все чаще трудятся профессионалы, имеющие за плечами богатый опыт работы внутренними аудиторами.


  1. Enterprise Risk Management Integrated Framework, COSO, 2004.
  2. Practice Advisories, The Institute of Internal Auditors, 2004.
  3. Обзор текущего состояния внутреннего аудита в России. М.: Российский Институт внутренних аудиторов, российский филиал Ассоциации аудита и контроля информационных систем при технической поддержке компании ПрайсвотерхаусКуперс , 2005.

ТЕСТ ПО ВНУТРЕННЕМУ АУДИТУ.

1. Полномочия подразделению внутреннего
аудита в компании предоставляются:

а) руководством и советом директоров;

б) советом директоров и финансовым
контролером;

в) комитетом по аудиту и финансовым
директором;

г) высшим руководством и Стандартами.

2. Основной причиной создания функции
внутреннего аудита является:

а) освобождение чрезмерно загруженного
работой руководства от ответственности за реализацию эффективных процедур
контроля;

б) оценка и повышение эффективности процедур
контроля;

в) обеспечение достоверности и
целостности финансовой и управленческой отчетности организации;

г) обеспечение сохранности ресурсов,
доверенных организации.

3. Анализируя различия между двумя
компаниями, директор по аудиту компании «A» обращает внимание на то, что в
компании «A» существует официальный корпоративный кодекс этики, а в компании
«Б» – нет. Кодекс этики определяет корпоративные правила поведения сотрудников
при заключении договоров с поставщиками и подрядчиками, а также является
руководством к действию для сотрудников компании во многих других ситуациях.

Какое из перечисленных ниже утверждений
в отношении наличия кодекса этик и в компании «A» может считаться логически
обоснованным?

I. В компании «A» существуют более
высокие этические нормы поведения, чем в компании «Б».

II. Компания «A» определила объективные
критерии, которые могут использоваться для оценки действий отдельных
сотрудников.

III. Отсутствие в компании «Б»
официального кодекса корпоративной этики не позволит провести в данной компании
успешную проверку соблюдения этических норм поведения.

а) II и III.

б) I и II.

в) Только III.

г) Только II.

4. Руководитель внутреннего аудита
представляет высшему руководству и совету директоров ежегодный сводный отчет о выполненных
заданиях, основной целью составления которого является:

а) обсудить административные вопросы
деятельности службы внутреннего аудита;

б) информировать руководство о
планируемом объеме аудиторских проверок на будущий год;

в) привлечь внимание к количеству
недостатков, выявленных внутренними аудиторами;

г) пояснить, в какой степени службе
внутреннего аудита удалось выполнить график работ по заданиям.

5. Обмен отчетами по заданию и
заключениями для руководства между внутренними и внешними аудиторами:

а) является нарушением кодекса этики;

б) соответствует обязанностям
руководителя внутреннего аудита по координации деятельности внешних и
внутренних аудиторов;

в) не соответствует принципу
независимости, предусмотренному Стандартами аудита;

г) не предусмотрен Стандартами аудита.

6. Какой из перечисленных пунктов
отражает различия в политиках, действующих в крупной и в относительно небольшой
службе внутреннего аудита?

Политики крупной службы аудита должны:

а) определять области проведения аудита
и статус подразделения внутреннего аудита;

б) включать в себя перечень всех видов
деятельности, осуществляемых подразделением внутреннего аудита;

в) быть достаточно подробными;

г) определять полномочия по выполнению
аудиторских заданий.

7. Обязанности внутреннего аудитора в
области обеспечения соответствия законодательству не включают в себя:

а) создание системы, которая
обеспечивает соблюдение внутренних политик, стратегий, планов, процедур и
действующего законодательства;

б) обсуждение с руководством и советом
директоров случаев несоблюдения законодательства и внутренних политик и
процедур;

в) составление мнения о соответствии
проверяемого направления деятельности установленным требованиям;

г) составление мнения о результативности
систем и их соответствия установленным требованиям.

8. Бюджеты – это необходимый компонент
процесса принятия финансовых решений, так как они помогают обеспечить:

а) способы использования всех ресурсов
компании;

б) рациональное распределение ресурсов;

в) способы проверки управленческих
решений;

г) автоматический механизм исправления
ошибок.

9. Что из указанного относится к стилю
лидерства, при котором лидер и его последователи приходят к решению на основе
консенсуса?

а) Благожелательно-авторитарное
лидерство.

б) Консультативное лидерство.

в) Лидерство с участием персонала.

г) Автократичный стиль лидерства.

10. Какое из нижеуказанных действий
считается элементом мошенничества, в отношении которого внутренний аудитор
должен быть всегда настороже?

а) Регулярные независимые проверки и
ревизии.

б) Дублирование платежей.

в) Проверка процесса утверждения.

г) Средства резервного копирования.

11. Какая из нижеперечисленных
формулировок представляет собой цель аудиторского задания?

а) Определение достаточности запасов
товарно-материальных ценностей для выполнения планируемого объема продаж.

б) Включение в аудиторский отчет
информации о случаях отсутствия запасов на складе.

в) Наблюдение за проведением
инвентаризации.

г) Поиск наличия устаревших материальных
запасов посредством расчета оборота товарно-материальных запасов по продуктовым
линиям.

12. В качестве способа контроля проектов
и во избежание превышения времени, запланированного на выполнение задания,
решения по пересмотру бюджета времени по аудиторским заданиям обычно
принимаются:

а) при выявлении существенного
нарушения;

б) когда неопытные сотрудники отдела
аудита назначаются на выполнение задания;

в) сразу после завершения
предварительного обследования;

г) сразу после проведения
дополнительного детального тестирования, необходимого для подтверждения
выявленных недостатков.

ОТВЕТЫ

1. Полномочия подразделению внутреннего
аудита предоставляются:

а) руководтвом и советом директоров.

2. Основной причиной создания функции
внутреннего аудита является:

б) оценка и повышение эффективности
процедур контроля.

3. Анализируя различия между двумя
компаниями, директор по аудиту компании «A» обращает внимание на то, что в
компании «A» существует официальный корпоративный кодекс этики, а в компании «Б»
– нет. Кодекс этики определяет корпоративные правила поведения сотрудников при
заключении договоров с поставщиками и подрядчиками, а также является
руководством к действию для сотрудников компании во многих других ситуациях.
Какое из перечисленных ниже утверждений в отношении наличия кодекса этики в
компании «A» может считаться логически обоснованным?

г) Только II. Компания «A» определила
объективные критерии, которые могут использоваться для оценки действий
отдельных сотрудников.

4. Руководитель внутреннего аудита
представляет высшему руководству и совету директоров ежегодный сводный отчет о
выполненных заданиях, основной целью составления которого является:

г) пояснить, в какой степени службе
внутреннего аудита удалось выполнить график работ по заданиям.

5. Обмен отчетами по заданию и
заключениями для руководства между внутренними и внешними аудиторами:

б) соответствует обязанностям
руководителя внутреннего аудита по координации деятельности внешних и
внутренних аудиторов.

6. Какой из перечисленных пунктов
отражает различия в политиках, действующих в крупной и в относительно небольшой
службе внутреннего аудитa? Политики крупной службы аудита должны:

в) быть достаточно подробными.

7. Обязанности внутреннего аудитора в
области обеспечения соответствия законодательству не включают в себя:

а) создание системы, которая
обеспечивает соблюдение внутренних политик, стратегий, планов, процедур и
действующего законодательства.

8. Бюджеты – это необходимый компонент
процесса принятия финансовых решений, так как они помогают обеспечить:

б) рациональное распределение ресурсов.

9. Что из указанного относится к стилю
лидерства, при котором лидер и его последователи приходят к решению на основе
консенсуса?

в) Лидерство с участием персонала.

10. Какое из нижеуказанных действий
считается элементом мошенничества, в отношении которого внутренний аудитор
должен быть всегда настороже?

б) Дублирование платежей.

11. Какая из нижеперечисленных
формулировок представляет собой цель аудиторского задания?

а) Определение достаточности запасов
товарно-материальных ценностей для выполнения планируемого объема продаж.

12. В качестве способа контроля проектов
и во избежание превышения времени, запланированного на выполнение задания,
решения по пересмотру бюджета времени по аудиторским заданиям обычно
принимаются:

в) сразу после завершения
предварительного обследования.

1

1

Что такое аудит?

общественный контроль

финансовый контроль

независимый, вневедомственный финансовый конт­роль

2

2

Аудиторская деятельность — это:

деятельность специализированных организаций, на­правленная на
установление достоверности данных бухгалтерского учета

предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению
независимых проверок бухгалтерской отчетности

деятельность контролирующих служб по проверке бухгалтерского
учета и отчетности.

3

3

Аудируемые лица – это:

только индивидуальные предприниматели

только организации

организации и индивидуальные предприниматели

4

4

Какова основная цель аудиторской проверки?

выявить нарушения при ведении бухгалтерского учета

дать аудиторское заключение

подтвердить достоверность финансовой (бухгалтерской)отчетнос­ти

5

5

Цель ауди­та бухгалтерской отчетности:

формирование и выражение мнения аудиторской организации о
достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех
существенных аспектах

контроль правильности расчета и уплаты налогов

подтверждение правильности расчета на­логооблагаемых баз

6

6

Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности:

во всех существующих и возможных аспектах

во всех относящихся к отчетности деталях

во всех существенных отношениях.

7

7

Основной целью аудита не является:

проверка соблюдения экономическим субъектом действующего
законодательства

извлечение прибыли от осуществления аудиторской деятельности

установление достоверности бухгалтерской (финан­совой)
отчетности

8

8

Под достоверностью отчетности понимается:

соответствие данных финансовой отчетности реальным результатам
хозяйственной деятельности организации

степень точности данных финансовой отчетности, позволяющая её
пользователям сформировать мнение о результатах хозяйственной деятельности,
финансо­вом и имущественном положении организации и принимать на этой основе
решения

Соответствие данных баланса и приложений

9

9

Задача аудитора:

обнаружить и предотвратить ошибки

оказать помощь руководству в подготовке финансо­вой отчетности

проверить бухгалтерскую отчетность и выразить мне­ние об ее
достоверности

1

1

Что такое аудит?

общественный контроль

финансовый контроль

независимый, вневедомственный финансовый конт­роль

2

2

Аудиторская деятельность — это:

деятельность специализированных организаций, на­правленная на
установление достоверности данных бухгалтерского учета

предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению
независимых проверок бухгалтерской отчетности

деятельность контролирующих служб по проверке бухгалтерского
учета и отчетности.

3

3

Аудируемые лица – это:

только индивидуальные предприниматели

только организации

организации и индивидуальные предприниматели

4

4

Какова основная цель аудиторской проверки?

выявить нарушения при ведении бухгалтерского учета

дать аудиторское заключение

подтвердить достоверность финансовой (бухгалтерской)отчетнос­ти

5

5

Цель ауди­та бухгалтерской отчетности:

формирование и выражение мнения аудиторской организации о
достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех
существенных аспектах

контроль правильности расчета и уплаты налогов

подтверждение правильности расчета на­логооблагаемых баз

6

6

Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности:

во всех существующих и возможных аспектах

во всех относящихся к отчетности деталях

во всех существенных отношениях.

7

7

Основной целью аудита не является:

проверка соблюдения экономическим субъектом действующего
законодательства

извлечение прибыли от осуществления аудиторской деятельности

установление достоверности бухгалтерской (финан­совой)
отчетности

8

8

Под достоверностью отчетности понимается:

соответствие данных финансовой отчетности реальным результатам
хозяйственной деятельности организации

степень точности данных финансовой отчетности, позволяющая её
пользователям сформировать мнение о результатах хозяйственной деятельности,
финансо­вом и имущественном положении организации и принимать на этой основе
решения

Соответствие данных баланса и приложений

9

9

Задача аудитора:

обнаружить и предотвратить ошибки

оказать помощь руководству в подготовке финансо­вой отчетности

проверить бухгалтерскую отчетность и выразить мне­ние об ее
достоверности

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Caffitaly кофемашина инструкция как приготовить кофе
  • Основные мероприятия советского руководства
  • Инженер по договорной работе должностная инструкция
  • Хлорэксель в гранулах инструкция по применению
  • Мануал двигателя 1az fse