1. Выделите основные тенденции политического развития СССР в 1945—1953 гг.
— Победа в Великой Отечественной войне укрепила морально-политическое единство общества и доказала прочность советского строя.
— Вся полнота власти оставалась у коммунистической партии, которая пользовалась доверием среди народа и становилась всё более массовой.
— Парад Победы на Красной площади в 1945 г. стал символом победы СССР и подтверждением авторитета Сталина как вождя.
— В 1946 г. был сформирован Совет министров, увеличилась личная ответственность министров за принимаемые решения.
— Вернулись к выборам на безальтернативной основе, провели выборы народных судей.
— Система жёсткого партийного контроля над государственным аппаратом, промышленностью и сельским хозяйством оставалась неизменной.
2. Перечислите политических деятелей, наиболее близких к Сталину в послевоенные годы. Как складывались их отношения с вождём; между собой? Кого из них вы считаете наиболее влиятельным в тот период? Почему?
— К. Ворошилов
— В. Молотов
— А. Микоян
— Н. Вознесенский
— А. Жданов
— Л. Берия
— Г. Маленков
— Н. Хрущёв
Сталин поддерживал близкие отношения с некоторыми из них, такими как К. Ворошилов и В. Молотов, которые занимали важные руководящие должности и были его долголетними союзниками. С другими, такими как А. Жданов и Н. Вознесенский, отношения были менее тесными, но они всё равно имели определенное влияние на Сталина и занимали высокие должности в партии и правительстве.
Отношения между самими политическими деятелями были сложными и сопровождались соперничеством. Возможно, наиболее влиятельным политическим деятелем в тот период был А. Жданов. Он занимал ключевые должности в партии и правительстве и имел значительное влияние на формирование идеологии и культурной политики СССР. Однако его влияние было временным, так как после его смерти в 1948 году соперники, такие как Г. Маленков, Л. Берия и Н. Хрущёв, начали приобретать большее влияние.
Можно сказать, что А. Жданов был наиболее влиятельным политическим деятелем в послевоенный период, но его влияние было временным и позже уступило место другим соперникам.
3. Как в послевоенный период складывались отношения между союзным Центром и национальными регионами? Выделите проблемы в этих взаимоотношениях. Как можно было их разрешить?
В послевоенный период отношения между союзным Центром и национальными регионами были сложными. Национальные регионы получали огромную финансовую помощь из союзного бюджета, но при этом существовали проблемы взаимоотношений. На некоторых территориях проявлялся национализм, который подавлялся, но местная культура и традиции поддерживались. Возможным решением проблемы было усиление диалога между Центром и национальными регионами, а также участие представителей регионов в принятии решений.
4. М. Ракоши, установившего режим личной власти в Венгрии в 1948 г., называли «лучшим учеником Сталина». Используя знания из курса всеобщей истории, сравните послевоенную политическую систему СССР с политическим режимом, установившимся в Венгрии во времена правления Ракоши. Выделите общие черты.
Оба режима были коммунистическими и стремились к укреплению власти коммунистической партии. Они также использовали репрессии и контроль над государственным аппаратом для поддержания своей власти. Однако, в СССР партия пользовалась большим доверием народа и была более массовой, в то время как в Венгрии режим М. Ракоши был более авторитарным и подавляющим.
5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система государственного управления СССР в послевоенный период». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Развёрнутый ответ по теме «Система государственного управления СССР в послевоенный период»:
I. Власть и политическая система СССР в послевоенный период
A. Коммунистическая партия СССР и ее роль во власти
B. Доверие народа и массовость партии
C. Жёсткий партийный контроль над государственным аппаратом
II. Политические деятели в послевоенные годы
A. Близкие к Сталину политические деятели
1. К. Ворошилов
2. В. Молотов
3. А. Микоян
4. Н. Вознесенский
B. Отношения между ними и Сталиным
1. Взаимоотношения с вождем
2. Взаимоотношения между собой
C. Наиболее влиятельный политический деятель в этот период
III. Отношения между союзным Центром и национальными регионами
A. Финансовая помощь и развитие регионов
B. Проблемы взаимоотношений
C. Возможные пути разрешения проблем
IV. Сравнение политической системы СССР и политического режима в Венгрии
A. Общие черты и цели режимов
B. Различия в массовости партии и авторитарности
C. Роль репрессий и контроля над государственным аппаратом
V. Заключение
A. Система государственного управления СССР в послевоенный период
B. Её особенности и взаимоотношения с национальными регионами
C. Сравнение с политическим режимом в Венгрии во времена М. Ракоши
Большое
влияние на политическую жизнь страны
оказывала борьба за власть внутри
верхушки в последние годы советского
руководства. Многое здесь зависело от
расположения вождя к тому или иному
Сталина партийному деятелю. В ноябре-декабре
1945 г., во время отдыха Сталина в Сочи,
произошли события, кото¬рые положили
конец дружественным отношениям вождя
со своим ближайшим соратником В.
Молотовым. Конфликт вырос из внешне
непримечательного обстоятельства:
сначала Сталин счел ошибкой публикацию
в советской печати без его согласия
речи Черчилля с «восхвалением России
и Стали¬на», поскольку расценил этот
факт как «угодничество и низ¬копоклонство
перед иностранными фигурами. Затем он
выразил остальным членам своей знаменитой
«пя¬терки» — В. Молотову, Л. Берия, Г.
Маленкову, А. Микояну — серьезное
недовольство в связи с появлением в
иностранной прессе сообщений об
ослаблении цензуры в Советском Союзе
и особой роли в этом деле Молотова.
Благо¬даря молотовскому решению об
ослаблении цензуры в запад¬ной печати
стали появляться острые публикации о
положении дел в СССР, в частности о
расстановке сил на советском политическом
Олимпе. Об этих публикациях, естественно,
спецслужбы доложили Сталину. Несмотря
на признание Молото¬вым своей ошибки
в деле ослабления цензуры, Сталин
расце¬нил эту акцию как покушение на
его личный авторитет и в ответ указал,
что «никто из нас не вправе распоряжаться
в деле изменения курса нашей политики»,
тогда как Молотов присвоил себе это
право потому, что западные пасквили
«вхо¬дят в план его работы… лишь бы
добиться популярности сре¬ди некоторых
иностранных корреспондентов». Сталин
стал выражать Молотову политическое
недоверия, после чего он автомати¬чески
переставал быть первым среди реальных
претендентов на роль сталинского
преемника. Как свидетельствует вся
предшествующая политическая дея¬тельность
Молотова, он не был рядовым членом
Политбюро, а играл ключевую роль в
сталинском окружении, поскольку именно
ему поручались наиболее деликатные
дипломатичес¬кие миссии (подготовка и
подписание договора о ненападе¬нии с
Германией в 1939 г., визит в Берлин в 1940 г.
и перего¬воры с Гитлером, важнейшие
встречи с руководителями союзных держав
в годы Отечественной войны). Его связыва¬ла
со Сталиным многолетняя дружба, он
работал в Политбю¬ро еще при Ленине,
что окружало его имя дополнительным
ореолом в среде партийной элиты. И хотя
после указанных событий Молотов продолжал
принимать участие в принятии политических
решений, сталинским доверием уже не
пользо¬вался.
В
декабре 1946 г. в связи с избранием Молотова
почетным членом Академии наук (с санкции
Политбюро), он отправля¬ет в адрес
Академии благодарственную телеграмму,
которая заканчивается словами «Ваш
Молотов». Что тоже не понравилось
Сталину.
Окончательную
точку в политических взаимоотношениях
двух этих личностей поставили события
1949 г. В январе были арестованы все
участники так называемого процесса
Еврейс¬кого антифашистского комитета,
обвиняемые в «антисоветс¬кой
националистической деятельности», а в
марте 1950 г. в роли обвиняемой по этому
делу фигурировала уже жена Мо¬лотова
— П. Жемчужина. При голосовании в ЦК
предложе¬ния об исключении ее из партии,
Молотов воздержался от голосования.
Такая позиция могла объясняться двумя
причинами. Во-первых, благородными
чувствами, не позволяв¬шими Молотову
предать жену. Последующее его поведение
опровергает данное предположение.
Следовательно, более близ¬ким к
действительности можно признать
следующее объяс-нение: как политик
советской формации Молотов мог зая¬вить
свою линию, идущую в разрез с мнением
вождя, только в том случае, если рассчитывал
при голосовании заручиться поддержкой
других членов ЦК. Этого не произошло.
Остав¬шись в одиночестве, он изменил
свою тактику и покаялся. Но Сталин уже
раскусил этот демарш Молотова и потому
расценил его поведение как особую
политическую линию с далеко идущими
целями, а не как личную обиду, основан¬ную
на проявлении человеческого чувства.
Молотов в специ¬альном заявлении признал
свой проступок «политически ошибочным»
и голосовал за решение ЦК. Молотов также
ка¬ялся в том, что «не удержал Жемчужину
от ложных шагов и связей с антисоветскими
еврейскими националистами, вроде
Михоэлса», являющегося одним из главных
деятелей ЕАК. Следовательно, покаяние
Молотова было вынужденным, мас¬кирующим
истинные цели его политики. Тогда-то
для поли¬тической дискредитации
Молотова, и чтобы показать его ис¬тинное
лицо, до сведения членов Политбюро, не
посвященных в события 1945 г., был доведен
материал переписки между членами
сталинской «пятерки» в ноябре-декабре
1945 г. «Об ошибках Молотова», а также и
его заявление в связи с ис¬ключением
из партии Жемчужиной и осознанием
собствен¬ной вины.
В
марте 1946 г. секретным постановлением
правительства было образовано Бюро
Совета Министров (председатель Л. Бе¬рия,
заместители — Н. Вознесенский, А. Косыгин).
Помимо должности заместителя председателя
Совмина СССР и поста руководителя
атомного проекта Берия было поручено
«на¬блюдение за работой» министерства
внутренних дел, госбезо¬пасности и
государственного контроля. Существенно
измени¬лась структура аппарата ЦК
партии: после упразднения
производственно-отраслевых отделов в
нем остались два уп¬равления (кадров,
агитации и пропаганды) и два отдела
(оргинструкторский, внешней политики).
На ключевом посту ока¬зался молодой
функционер А. Кузнецов. К нему от Г.
Маленкова перешло руководство управлением
кадров ЦК ВКП(б) и работой по распределению
кадров в партийных, советских и
хозяйственных организациях. Куз¬нецов
стал также членом секретариата ЦК; в
сентябре 1947 г. ему поручили курирование
министерства госбезопасности. В апреле
1946 г. были арестованы бывший министр
авиапро¬мышленности А. Шахурин,
командующий ВВС А. Новиков, что дало
основание в мае того же года вывести
Маленкова, который курировал
авиапромышленность в годы войны и ра¬нее
возглавлял управление кадров, из
секретариата ЦК.
Прочные
позиции в руководстве занимал А. Жданов
— од¬новременно член Политбюро, Оргбюро
и секретариата ЦК партии — трех высших
руководящих органов. Он занимался
преимущественно вопросами пропаганды
и идеологии. В ок¬тябре 1946 г. Политбюро
принимает следующее решение: «1. Поручить
комиссии по внешнеполитическим дедам
По¬литбюро (шестерка) заниматься впредь,
наряду с вопросами внешнеполитического
характера, также вопросами внутреннего
строительства, внутренней политики. 2.
Пополнить состав шестерки председателем
Госплана СССР тов. Вознесенским и впредь
шестерку именовать семеркой». Отныне
эта семер¬ка — И. Сталин, В. Молотов, Л.
Берия, А. Микоян, Г. Ма¬ленков, А, Жданов,
Н. Вознесенский — стала определять
внут¬реннюю и внешнюю политику страны
(при бесспорном лидерстве Сталина в
решении больших и «малых» вопросов этой
политики). За последующие шесть лет
протокольные заседания Политбюро
состоялись лишь дважды (решения
принимались методом устного опроса),
секретариат ЦК стал фактически отделом
кадров. Вся практическая работа по
уп¬равлению страной сосредоточилась
в Совмине СССР. В нем были созданы восемь
бюро, между которыми распределялось
боль¬шинство министерств и ведомств.
Их председатели — Г. Ма-ленков, Н.
Вознесенский, М. Сабуров, Л. Берия, А.
Микоян, Л. Каганович, А. Косыгин, К.
Ворошилов входили в Бюро Со¬вета
Министров. Теперь его возглавил Сталин,
первым его за¬местителем стал Молотов.
В последующие годы в высшем ру¬ководстве
происходила перестановка ключевых
фигур. Серьезным ущемлением прав
отдельных членов Бюро Совми¬на стал
перенос в Политбюро решения проблем,
связанных с министерствами иностранных
дел, внешней торговли, государственной
безопасности и вооруженных сил.
Летом
1948 г. резко ослабло влияние Жданова, но
укрепились позиции Маленкова. Вскоре
после смерти Жданова (ав¬густ 1948 г.)
началось преследование той части
партийно-го¬сударственного аппарата,
которая была связана с ним и, по
предположениям конкурентов, могла
реально претендовать на власть. Секретарю
ЦК ВКП(б) А. Кузнецову, председате¬лю
Совмина РСФСР М. Родионову и большому
числу партийных работников, в разное
время связанных с этими людьми, были
предъявлены обвинения во фракционности,
в попытке противопоставить ленинградскую
парторганизацию всей ВКП(б), в русском
шовинизме (за предложение создать Бюро
ЦК по РСФСР и Компартию РСФСР). Следствие
по этому так называемому ленинградскому
делу МТБ вело под личным контролем и
участии Маленкова. В октябре 1950 г. были
приговорены к расстрелу Вознесенский,
Кузнецов, Родионов, Попков, Капустин,
Лазутин.
Летом
1952 г. была осуждена группа лиц, связанных
с работой Еврейского антифашистского
комитета (С. Лозовский,
И.
Фефер, П. Маркиш, Л. Штерн и др.). Все они
обвинялись в проведении «шпионской и
националистической деятельно¬сти». В
январе 1953 г. ТАСС сообщило об аресте
«врачей-вредителей» из кремлевской
поликлиники.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1945–1953
Внутренняя политика. Восстановление и развитие народного хозяйства
Главной задачей внутренней политики СССР в 1945–50 было восстановление народного хозяйства. Оно началось ещё в 1943 и расширялось по мере изгнания оккупантов. После победы над Германией ГКО постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения; в июне 1945 принят закон о демобилизации армии; в августе Госплан СССР получил задание подготовить проект плана восстановления и развития народного хозяйства. Возобновлению нормального режима труда на предприятиях способствовали отмена обязательных сверхурочных работ, восстановление 8-часового рабочего дня и ежегодных оплачиваемых отпусков.
4.9.1945 упразднён ГКО. Функции управления страной сосредоточились в СНК. 10.2.1946 состоялись выборы в ВС СССР 2-го созыва. 15 марта принят закон о преобразовании СНК в Совет Министров СССР.
Разногласия, имевшие место в руководстве СССР при разработке плана 4-й пятилетки, определялись различием представлений о тенденциях послевоенного мирового развития. А. А. Жданов, Н. А. Вознесенский и др. считали, что с возвращением к миру в капиталистических странах наступит экономический кризис, усилятся противоречия между ними. Это сулило ослабление внешней угрозы и позволяло отказаться от форсированного развития тяжёлой промышленности. Г. М. Маленков, Л. П. Берия и др. не исключали, что буржуазная экономика способна справиться с внутренними противоречиями. С этой точки зрения отказ от форсированного развития оборонных отраслей и от командно-административных методов руководства исключался.
4-й пятилетний план на 1946–50 предусматривал восстановление разрушенного войной народного хозяйства, а также увеличение выпуска промышленной продукции по сравнению с довоенным уровнем на 48%, сельскохозяйственной – на 23%. Конверсия промышленности, сопровождавшаяся сокращением объёмов производства на 17%, завершилась в 1946. В окт. 1947 в экономике уже был превышен довоенный уровень, через 4 года и 3 мес выполнены плановые задания, и к концу пятилетки увеличился выпуск промышленной продукции на 73% по сравнению с 1940. За пятилетку введено в строй 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий.
Особое место отводилось оборонной промышленности, в первую очередь решению атомной проблемы. Импульс этой работе придало образование 20.8.1945 Специального комитета при ГКО по осуществлению сов. «уранового проекта». В комитет вошли государственные и партийные деятели во главе с Берией. Для рассмотрения научных и технических вопросов создавался Технический совет под председательством Б. Л. Ванникова. В совет вошли академик А. И. Алиханов (учёный секретарь), академики А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, В. Г. Хлопин, член-корреспондент АН СССР И. К. Кикоин, профессор Ю. Б. Харитон и др. Непосредственное руководство научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями, решавшими атомную проблему, осуществляло Первое главное управление (ПГУ) при СНК СССР (начальник Ванников), подчинённое Специальному комитету. В апр. 1946 в системе ПГУ организовано КБ-11 во главе с П. М. Зерновым и Харитоном, работавшее непосредственно над изготовлением атомной бомбы. Испытание бомбы проведено 29.8.1949 на Семипалатинском полигоне. 20.8.1953 официально сообщено об испытании в СССР и водородной бомбы. Ведущую роль в её создании сыграли академики И. Е. Тамм, А. Д. Сахаров, В. Л. Гинзбург, Я. Б. Зельдович.
Параллельно развёртывалось ракетостроение. 13.5.1946 был создан Специальный комитет по реактивной технике под председательством Маленкова. 18.10.1947 на полигоне Капустин Яр испытана ракета среднего радиуса действия, в разработке которой участвовал С. П. Королёв. В 1950 принята на вооружение баллистическая ракета Р-1, шли испытания ракет Р-2 с дальностью полёта 600 км и Р-3 с дальностью полёта до 3000 км. В сент. 1952 подписано постановление о создании в СССР атомной подводной лодки. Всё это требовало огромных затрат. В нач. 50-х гг. только прямые военные расходы СССР поглощали 25% годового бюджета страны. Президент Академии наук СССР А. П. Александров считал, что значительная доля трудностей, пережитых сов. народом в первые послевоенные годы, была связана с необходимостью мобилизации людских и материальных ресурсов для производства ядерного оружия.
Приоритетное развитие тяжёлой индустрии, распределение средств в её пользу привели к углублению разрыва в производстве продукции групп «А» и «Б». Планы по развитию лёгкой и пищевой промышленности не выполнялись. Тем не менее был начат выпуск сложных потребительских товаров – легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», радиоприёмников, телевизоров и т. д.
Аграрный сектор экономики вышел из войны ослабленным. В деревне почти на треть уменьшилось трудоспособное население. На протяжении нескольких лет на село не поставлялась новая техника. Поголовье лошадей в колхозах сократилось за годы войны более чем наполовину. Поскольку руководство страны решило начать восстановление хозяйства с тяжёлой промышленности, постольку интересы села были подчинены выполнению этой задачи. Помощь города селу была минимальной. Положение осложнилось тем, что первый послевоенный год оказался неблагоприятным по погодным условиям. Валовой сбор зерновых в 1946 был в 2,2 раза меньше, чем в 1940. Начавшийся голод привёл к гибели 770,7 тыс. чел. и вызвал массовый отток сельского населения в города. Острота продовольственной проблемы была снята хорошими урожаями в 1947 и 1948.
Неурожай и голод 1946 заставили руководство страны обратить внимание на положение в деревне. Был увеличен выпуск тракторов, с.-х. машин и удобрений, расширились работы по электрификации села. Это позволило к 1950 обновить материально-техническую базу производства. В колхозах и совхозах техники стало на 40–50% больше, чем до войны. Принятый правительством план развития сельской электрификации на 1948–50 позволил снабдить к концу пятилетки электроэнергией 15% колхозов (в 1940 – 4%), 80% МТС и 76% совхозов. Однако энергия использовалась гл. обр. для освещения.
На рубеже 40–50-х гг. проведено укрупнение мелких колхозов, число колхозов уменьшилось с 255 тыс. до 94 тыс. Новые коллективные хозяйства создавались в зап. областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. По официальным данным, в 1950 продукция земледелия всех категорий хозяйств составляла 97% от уровня 1940, показатели животноводства оказались выше довоенных, валовая продукция сельского хозяйства в целом составила 99% довоенного уровня. Однако планы повышения уровня потребления продовольственных товаров не были выполнены. В 1950 этот уровень удалось лишь приблизить к довоенному. На протяжении 1946–51 42–65% (в некоторых районах до 90%) совокупного дохода колхозникам приносило подсобное хозяйство, в то время как оплата по трудодням составляла 15–20%.
В 1947 отменена карточная система, введённая в годы войны, проведена денежная реформа, носившая в значительной степени конфискационный характер. Одновременно с денежной реформой объявлено о снижении розничных цен на продукты питания и промышленные потребительские товары. Розничные цены на товары массового потребления к 1950 были на 43% ниже уровня 1947. Жизненный уровень населения в целом оставался довольно низким, но имел тенденцию к повышению.
В нач. 50-х гг. экономика развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. При выполнении плана новой пятилетки (1951– 1955), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжёлой и оборонной индустрии. Выпуск товаров народного потребления отставал от плановых заданий и нужд населения. Сельское хозяйство не удовлетворяло потребностей населения в продуктах питания, а также потребностей лёгкой и пищевой промышленности в сырье.
Идеология
Основой нового этапа долговременной пропагандистской кампании по воспитанию народов СССР в духе патриотизма стали положения из выступления Сталина на приёме в честь командующих войсками Красной Армии 24.5.1945. Исторический оптимизм сов. человека власти стремились подкрепить не только героизмом свершений за сов. период истории, но и всей многовековой культурой страны. Прославления деятелей отечественной культуры, с именами которых связывались «великие вклады в мировую науку», начались на заключительном этапе войны и с новой силой продолжились после её окончания. В ходе идеологической кампании пропагандировалась концепция исторического приоритета нашей страны во всех важнейших областях науки, техники, культуры.
Во время 1-й послевоенной кампании по выборам в высшие органы власти в февр. 1946 Сталин подтвердил довоенный курс на построение полного социализма в ближайшие 15–20 лет.
В 1946–48 принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры. Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» подвергло критике творчество известных сов. писателей М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, названных представителями чуждого сов. народу безыдейного искусства. Постановление обличало «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада».
Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов и предоставление «сов. сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и морали». Постановления «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» давали уничижительные оценки творчеству ряда известных деятелей сов. культуры. Им вменялись в вину безыдейность творчества, «заискивание перед Западом», отсутствие патриотизма.
В 1947 для кампании по искоренению «низкопоклонства перед Западом» использовалось «дело» члена-корреспондента Академии медицинских наук Н. Г. Клюевой и её мужа профессора Г. И. Роскина, предложивших опубликовать в США параллельно с сов. изданием книгу «Биотерапия злокачественных опухолей». Старт кампании был дан «судом чести», проведённым в июне 1947 в Мин-ве здравоохранения СССР и вынесшим учёным общественный выговор. Парторганизациям страны направлено закрытое письмо ЦК с предложением создать «суды чести» по всем аналогичным «проступкам». Суды были созданы в научных и учебных заведениях, в гос. учреждениях по всей стране и действовали на протяжении двух лет.
В этот период из-за соперничества с быв. союзниками по антигитлеровской коалиции, прежде всего США, Сталин придавал большое значение борьбе с космополитизмом. Кампанию возглавляли Жданов и новые руководители Управления пропаганды и агитации ЦК партии – секретарь ЦК М. А. Суслов и редактор газ. «Правда» по отделу пропаганды Д. Т. Шепилов. К кон. 1948 она стала приобретать антисемитский характер. 28.11.1948 Политбюро ЦК ВКП(б) постановило закрыть Еврейский антифашистский комитет (в 1952 его руководители были расстреляны).
В идеологической жизни страны оставила след дискуссия, состоявшаяся в ноябре 1951. Она была связана с подготовкой учебника политической экономии. Сталин откликнулся на прошедшие дебаты «Замечаниями по экономическим вопросам, связанными с ноябрьской дискуссией 1951 г.». Их содержание вошло в книгу «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952), ставшую последней теоретической работой Сталина. В этом «теоретическом завещании» отвергалась рыночная экономика, обосновывались ещё большее огосударствление экономики страны, приоритетность развития тяжёлой промышленности, необходимость свёртывания кооперативно-колхозной собственности и превращения её в государственную, сокращение сферы товарного обращения. Книга содержала положения о неизбежности войн между капиталистическими странами.
В нояб. 1952 началось расследование сфабрикованного МГБ «дела кремлёвских врачей». 13.1.1953 в газетах опубликована информация ТАСС о раскрытии органами госбезопасности «террористической группы врачей, ставящих своей целью путём вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». После смерти Сталина арестованные врачи были освобождены.
В политическом процессе 1945–53 тесно переплетались два курса – на сохранение и развитие репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы. Первая тенденция выразилась в росте численности арестованных и осуждённых по обвинениям в «контрреволюционных преступлениях и антисоветской агитации». Через исправительно-трудовые лагеря с 1930 по 1953 прошло 11,8 млн. чел., через колонии – 6,5 млн. По данным КГБ (февр. 1990), в СССР с 1930 по 1953 по политическим статьям осуждены 3778234 чел., из которых 786098 чел. приговорены к расстрелу. Вторая тенденция в послевоенном политическом процессе проявилась в оживлении общественной жизни, возобновлении после долгого перерыва съездов общественных и общественно-политических организаций СССР. В 1949 состоялись 10-й съезд профсоюзов и 11-й съезд комсомола.
В 1946–47 велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал развитие демократических начал в жизни общества. В процессе обсуждения высказывались пожелания о децентрализации экономической жизни, о расширении хозяйственной самостоятельности местных организаций. Работа над проектами документов прекратилась в связи с ужесточением внутриполитического курса. На 19-м съезде партии в 1952 вновь поставлен вопрос о новой программе партии. Съезд, признав устаревшими многие положения действовавшей Программы, постановил руководствоваться при подготовке основного партийного документа положениями сталинской книги «Экономические проблемы социализма в СССР».
Внешняя политика
Относительная сплочённость держав-победительниц после войны наблюдалась недолго. Она проявилась при создании ООН на конференции в Сан-Франциско в июне 1945, во время Нюрнбергского процесса 1945–46, при подписании мирных договоров государств – победителей во 2-й мировой войне с быв. союзницами гитлеровской Германии: Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией. Однако по ряду др. важных вопросов согласовать позиции не удавалось из-за притязаний СССР и США. Обе сверхдержавы стремились к усилению своего влияния в мире.
1947 стал переломным в оформлении просоветского блока государств. Коммунистические правительства после освобождения от оккупантов были созданы лишь в Югославии и Албании. В Восточной Европе процесс установления коммунистических режимов шёл в 2 этапа. До сер. 1947 осн. моделью гос. устройства была «народная демократия», в основе которой лежала концепция «национальных путей к социализму», опиравшаяся на признание эволюционного движения к новому строю. С сер. 1947 Москва взяла курс на форсированное, с применением давления и репрессий, внедрение сов. модели в странах Восточной Европы. Политика США определялась стратегическими задачами – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния Советского Союза и коммунистической идеологии. Конкретным шагом к достижению этих целей стало оказание широкомасштабной экономической помощи странам Европы в соответствии с программой, обнародованной гос. секретарём США Дж. К. Маршаллом 5.6.1947 и вступившей в действие в апр. 1948. Той же цели было подчинено создание военно-политических союзов во главе с США, размещение у границ СССР сети американских военных баз, поддержка антисоциалистических сил внутри стран сов. блока. Начавшееся противостояние получило название «холодная война». Конфронтация отчётливо проявилась в связи с обсуждением плана Маршалла на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР в конце июня – начале июля 1947 в Париже. Открытое противостояние быв. союзников возникло летом 1948. Поводом послужил германский вопрос. Сов. правительство в соответствии с решениями, согласованными на Ялтинской и Потсдамской конференциях, пыталось не допустить раскола оккупированной Германии. Американцы, англичане, а затем и французы, объединив свои зоны оккупации в «Тризонию», повели дело к образованию отдельной Западной Германии. В связи с обострением отношений Контрольный совет в Германии в марте 1948 прекратил существование. 17 июня в «Тризонии» введена особая валюта, позднее распространившаяся и на Западный Берлин. Вслед за этим Советский Союз 24 июня закрыл железнодорожное и автотранспортное сообщение с Западным Берлином. Возник кризис, ускоривший образование 20.9.1949 Федеративной Республики Германии. В ответ на это 7.10.1949 в сов. зоне оккупации создана Германская Демократическая Республика.
В 1948 произошёл раскол в советско-югославских отношениях. Причиной стало негативное отношение Сталина к стремлению компартии Югославии занять руководящее положение на Балканах и объединить болгар и югославов в федерацию на условиях, ослаблявших позиции СССР в этом регионе.
После образования КНР (1.10.1949) установились дружественные отношения между советским и китайским руководством. В 1950 обеими странами подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. При поддержке СССР в КНР созданы первоклассные предприятия по производству военной техники. Китайские специалисты были ознакомлены с сов. достижениями в области ядерных технологий. СССР и Китай поддержали Северную Корею в войне против Южной Кореи (1950–53).
Изменения в политическом руководстве
К концу войны изменилась расстановка сил в Политбюро ЦК партии. В ходе войны и в первые послевоенные годы укрепились позиции в партийном и государственном аппарате т. н. «ленинградской группы» – А. А. Жданова и его выдвиженцев (Н. А. Вознесенского, А. А. Кузнецова, М. И. Родионова). Вместе с тем ослабевали позиции К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича, Г. М. Маленкова, В. М. Молотова, А. И. Микояна. Однако положение «ленинградцев» оказалось непрочным. Их стремление к укреплению статуса РСФСР (проект создания российской компартии, перевода в Ленинград правительства России) и предложение отказаться от форсированного развития оборонных отраслей экономики вызвали противодействие со стороны Маленкова и Берии. Проигрыш «ленинградцев» обозначился в 1948 с назначением Маленкова секретарём ЦК и завершился их уголовным преследованием (1949) после смерти Жданова. «Ленинградское дело» ещё больше ослабило позиции Молотова и Микояна, поддерживавших эту группу по ряду вопросов.
Вслед за этим укрепились позиции Маленкова и Берии, а также заместителя председателя Совмина Н. А. Булганина (в февр. 1948 стал членом Политбюро). Возросло влияние Н. С. Хрущёва (в дек. 1949 избран секретарём ЦК партии). К ноябрю 1951 положение Берии пошатнулось: близкие к нему лица подверглись преследованиям по обвинению в создании мингрельской националистической организации, ставившей целью отторжение Грузии от Советского Союза. В октябре 1952 Сталин выступил с резкой критикой Молотова и Микояна, обвиняя их в «нестойкости и капитулянтстве перед американским империализмом».
В ночь с 28.2 на 1.3.1953 Сталин перенёс инсульт. Незадолго до его смерти состоялось совместное заседание членов ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства. Председателем правительства избран Маленков, его первыми заместителями – Берия, Молотов, Булганин и Каганович. Председателем Президиума Верховного Совета стал Ворошилов. Министром внутренних дел назначен Берия. На пост министра иностранных дел выдвинут Молотов, министра Вооружённых сил – Булганин, министра внутренней и внешней торговли – Микоян. Все они, а также М. З. Сабуров и М. Г. Первухин вошли в состав Президиума ЦК, куда был включён и тяжело больной Сталин. Секретарями ЦК стали Хрущёв, С. Д. Игнатьев, П. Н. Поспелов, Н. Н. Шаталин. 5 марта Сталин умер. Постановление совещания было объявлено 7 марта.
«Говорят,
что победителей не судят, что их не следует критиковать, не следует проверять.
Это неверно. Победителей можно и нужно судить, можно и нужно критиковать, и
проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей…». Такие слова
содержала одна из послевоенных речей Сталина. И действительно, в 1945–1953
годах «критика» и «проверки» в СССР приобрели небывалый размах. О том, как
развивались события этого периода советской истории сегодня и пойдёт речь.
Вопросы занятия будут следующими:
демократический
импульс войны;
изменения
в политической системе;
ужесточение
политического режима;
национальная
политика.
Война
сильно повлияла на общественно-политические взгляды советского общества.
Чрезвычайные
условия военного времени заставляли людей нестандартно мыслить, действовать
независимо, брать на себя ответственность в критические моменты. Война оставила
просвет в «железном занавесе», который отгораживал СССР от «враждебного»
капиталистического мира с 1930-х годов.
Почти
10 миллионов советских солдат, принимавших участие в европейском походе Красной
Армии. Около пяти с половиной миллионов репатриантов сами увидели тот мир, о
пороках и «загнивании» которого говорила советская пропаганда. Жизнь на Западе
разительно отличались от советских реалий. Поэтому многие усомнились в
эффективности пути, по которому страна шла уже почти три десятилетия. Победа
вселила в людей надежду. Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов.
Интеллигенция – на ослабление политического давления. Население союзных
республик – на смягчение национальной политики.
Даже
в среде партийной номенклатуры зрело осознание необходимости перемен.
В
1946–1947 годах были проведены закрытые обсуждения проектов новой Конституции
СССР, Программы и Устава ВКП(б).
В
их ходе были высказаны идеи об упразднении специальных судов военного времени,
об освобождении партии от исполнения хозяйственных функций, о сокращении сроков
пребывания на руководящих партийных должностях, о проведении выборов на
альтернативной основе. Власть видела угрозу в подобных настроениях.
Существующее напряжение было решено ослабить при помощи мнимой демократизации,
усиления борьбы с «вольнодумством», укрепления позиций режима.
После
завершения войны, в сентябре 1945 года, было отменено чрезвычайное положение,
упразднён Государственный Комитет Обороны.
В
марте 1946 года Совет народных комиссаров СССР был реорганизован в Совет
Министров. Своё решение Сталин объяснил тем, что победа в войне – это
завершение переходного периода. Поэтому с понятиями «народный комиссар» и
«комиссариат» должно быть покончено. В 1946 году состоялись выборы в местные
Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР.
Их
итогом стало обновление депутатского корпуса, не менявшегося весь период войны.
В начале 1950-х годов более регулярными стали созывы сессий Советов.
Прошли
первые прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. Но, несмотря на
видимую демократизацию, власть по-прежнему принадлежала исключительно партии.
Деятельность
Советов зачастую была обычной формальностью. В октябре 1952 года, после
длившейся 13 лет паузы, прошёл 19 съезд партии. На нём было принято решение о
переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС).
Однако
ни смена названия правящей партии, ни внешние демократические перемены не
меняли политической системы советского государства. Наоборот, в послевоенные
годы сталинский режим заметно ужесточился. Набирала силу новая волна репрессий.
Главными причинами этого стали: «демократический импульс» войны и прорыв
«железного занавеса», угрожавшие системе власти. В послевоенные годы достигла
апогея система ГУЛАГа. К осуждённым середины 1930-х годов добавились миллионы
новых «врагов народа».
В
лагерях оказалось множество вернувшихся на родину советских военнопленных,
которых обвинили в пособничестве врагу, «социально чуждые элементы» из
Прибалтики, Западной Украины и Западной Беларуси, сотни тысяч немецких и
японских военнопленных. В 1948 году были создана система особых лагерей ГУЛАГа
для политзаключённых.
Из-за
тяжёлых условий содержания, в них часто вспыхивали восстания. Самыми
масштабными из них были Экибастузское 1952 года,
Воркутинское и Норильское 1953 года.
С
конца 1940-х гг. в лагеря были направлены тысячи рабочих и крестьян, не
выполнявших нормы или посягнувших на «социалистическую собственность».
По
различным данным, численность узников ГУЛАГа в 1953 году составляла около двух с
половиной миллионов человек.
Опасаясь
возросшего за годы войны авторитета военных, Сталин утвердил арест ряда высших
командиров. В опалу попал и «Маршал Победы» Георгий Константинович Жуков.
Репрессии
коснулись и партийного аппарата. В особенности управленцев, стремившихся к
большей самостоятельности от центра и проявлявших излишнюю инициативу. Арестам
подверглись многие партийные деятели Ленинграда. В большинстве своём выдвиженцы
умершего в 1948 году секретаря ЦК ВКП(б) Андрея Александровича Жданова.
Всего
по «ленинградскому делу» проходило около двух тысяч человек. 200 из них были
отданы под суд и после расстреляны. Среди жертв репрессий были:
Председатель
Госплана СССР Николай Алексеевич Вознесенский;
Секретарь
ЦК ВКП(б) Алексей Александрович Кузнецов;
Председатель
Совета министров РСФСР Михаил Иванович Родионов.
Интересно,
что в 1950 году, специально для «ленинградцев» в СССР была восстановлена
смертная казнь, отменённая в 1947 году. «Ленинградское дело» являлось
отражением внутрипартийной борьбы высшего руководства СССР. Его итоги должны
были стать предупреждением всем несогласным с мнением «вождя народов».
В
ноябре 1951 года был дан ход «мингрельскому делу», направленному против
Лаврентия Павловича Берии. Берия являлся мингрелом по национальности, отсюда и
такое название.
Выдвиженцы
Берии подверглись репрессиям за якобы «стремление ликвидировать советскую
власть в Грузии». С 1948 по 1952 годы продолжалось следствие по «делу
Еврейского антифашистского комитета». Созданный в годы войны ЕАК, из-за своей
высокой известности и зарубежных связей стал мешать Сталину. Кроме того,
представители комитета предлагали создать еврейскую автономию в Поволжье или
Крыму. Но эта инициатива шла вразрез с национальной политикой СССР и была
расценена как свидетельство заговора.
В
1948 году лидер антифашистского комитета Соломон Михоэлс был убит, как
предполагается сотрудниками государственной безопасности.
В
том же 1948 году ЕАК был распущен. Большинство его участников вскоре
подверглись репрессиям. Последним из крупных процессов стало «дело врачей»,
начатое в 1953 году.
Многих
видных советских врачей обвинили в заговоре и неправильном лечении высшего
партийного руководства, приведшем к смерти ряда советских лидеров.
Вместе
с другими переменами, война способствовала росту национальных движений среди
народов СССР. Более всего это проявилось на территориях, вошедших в состав
Советского Союза в 1939–1940 годах – в Прибалтике, Западной Украине и Западной
Беларуси, Бессарабии.
Коллективизация
и советизация, продолжившиеся в послевоенные годы, здесь были восприняты крайне
негативно. В ответ на сопротивление советское руководство организовало новую
волну репрессий. Вслед за переселёнными в годы войны поволжскими немцами,
крымскими татарами, чеченцами, ингушами, калмыками, карачаевцами, были
депортированы тысячи «неблагонадёжных» семей молдаван, белорусов, украинцев,
латышей, литовцев и эстонцев. В послевоенные годы было усилено давление на
национальную интеллигенцию союзных республик, на культуру и традиции малых
народов СССР.
Национальная
политика, проводимая советским руководством в послевоенные годы, в перспективе
вела к всплеску национализма у самых разных народов, входивших в состав СССР.
Подведём
итог.
Послевоенные
надежды населения СССР на перемены не оправдались. Все демократические
изменения были поверхностными.
После
войны политическая система СССР претерпела только внешние изменения.
В
1945–1953 годах сталинский режим был ещё более ужесточён. В первую очередь это
проявилось в ряде громких дел.
Национальная
политика советской власти, как и прежде, не допускала никакого инакомыслия.
Конец 1940-х – начало 1950 –х годов ознаменовались новой волной репрессий.
Изменения в политической системе в послевоенные годы
Характеристика послевоенного периода сталинизма:
-
Усиление личной власти Сталина как вождя победившего народа;
-
Надежды на послабления;
-
Политика довоенного образца: репрессии теперь изменили характер, в лагеря попадали не только политические заключенные, но и большие группы жителей западной части страны, где процветали партизанские силы;
-
Ужесточение системы, связанной с хищениями и административными нарушениями;
-
Массовое недовольство и даже критика.
Структура высших органов власти и управления
Победа в войне укрепила политическую систему, сложившуюся в предвоенные годы. По Конституции, политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся разных уровней – начиная с сельских и заканчивая Верховным Советом СССР, который считался высшим органов власти. В 1946 и в 1950 годах будут проведены выборы. Верховный Совет, призванный утверждать правительство, утверждает его в 1946 году, а также меняет названия для органов власти. Совет народных комиссаров становится Советом министров, наркоматы – министерствами, а наркомы – министрами. Именно так назывались органы власти в императорской России, и в первые годы власти от таких наименований демонстративно отказались – как и от многого другого, что считалось устаревшим. А сам факт возвращения этих названий сейчас рассматривается как символический шаг, отмечающий поворот в сторону традиции и обозначение некоей преемственности с прошлым: теперь оно не отвергается, как раньше. Тем не менее, внешние изменения не меняли устоявшуюся систему, и основная власть была сосредоточена в руках самого Сталина.
Единовластие Сталина
Формально, Сталин занимал должности председателя Совета Министров и секретаря ЦК ВКП (б), но фактически обладал практически неограниченной властью. Роль совещательных органов при нём выполняли группы приближённых, состав которых регулярно менялся, в зависимости от того, кому доверял вождь.
Перестановки и репрессии в высшем руководстве
В этот же период начинается новый виток репрессий, который отличался от того, что было в 1930-е годы. Репрессии перестали быть массовыми (как «Большой террор»), послевоенный период характеризуется небольшими точечными делами, направленными против отдельных категорий граждан (ленинградцев, евреев, руководства авиационной промышленностью, отдельных литературных деятелей).
Кроме того, репрессии 1945-1953 годов характеризуются:
-
Существованием жесткого идеологического контроля над творческой интеллигенцией (литература, театр и музыка, театры, кинематограф). Так, например, в 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), согласно которому начинаются гонения на композиторов (опера В. Мурадели «Великая дружба», произведения С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича).
-
Существованием жесткого контроля в науке. Так, в Советском Союзе лженаукой была объявлена генетика. Эта компания получила название «лысенковщина», по имени Т. Д. Лысенко – ученого, считавшего генетику «фашистской наукой».
«Ленинградское дело»: серия дел, которые были направлены против советских партийных руководителей.
Количество арестованных по делу составило от 2 до 10 тысяч. Под маховик репрессий попали крупные государственные деятели: председатель Госплана Н. А. Вознесенский, начальник Управления кадров ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов. Какое-то время Вознесенский и Кузнецов являлись предполагаемыми преемниками Сталина, что вызывало опасения старых соратников вождя, боявшихся новых ленинградских выдвиженцев. Возможно, именно эти опасения московского сталинского окружения, помноженные на подозрительность Сталина, стали главной причиной фабрикации уголовных дел.
Формальный повод для организации «Ленинградского дела» — проведение в городе в январе 1949 года Всероссийской оптовой ярмарки по реализации остатков залежавшихся товаров без разрешения Совета Министров СССР. В середине лета начались аресты. На обвиняемых оказывали физическое и психологическое давление, заставляли их признаваться в преступлениях.
В 1950 года начался процесс. Н. А. Вознесенский, А. А. Кузнецов и некоторые другие были расстреляны, остальные получили разные сроки заключения. В течение последующих двух лет были осуждены, приговорены к расстрелу и длительным срокам тюремного заключения около 200 партийных работников Ленинграда. Видную роль в Ленинградском деле сыграл Г. М. Маленков (лично устроил погром в Музеи истории блокады Ленинграда, например).
«Дело врачей»
В январе 1953 года арестовали группу врачей, целью которой было якобы сократить жизнь самых значительных деятелей советского государства, применяя неправильное лечение (так, им в вину вменяли смерть А. А. Жданова). 37 человек были арестованы, среди них большинство составляли евреи. Был арестован профессор В. Виноградов, который лечил Сталина.
КПСС – Коммунистическая Партия Советского Союза
В 1952 году название правящей партии меняется с ВКП (б) на КПСС. Партийный аппарат в центре и на местах управлял всеми сферами социально-экономической жизни общества. На руководящих должностях оказались молодые деятели, преданные лично Сталину. Партийный аппарат не подвергался массовым чисткам, но имели место отдельные показательные кампании («ленинградское дело» и «мингрельское дело») способствовали кадровой стабилизации, формированию устойчивого слоя номенклатурных работников, связанных общими интересами и взаимной поддержкой.
Итоги
В первые послевоенные годы политический режим в СССР ещё более ужесточился. Это выразилось в новых репрессиях и в борьбе с «национализмом» в союзных и автономных республиках, проявлявшимся в растущем интересе их народов к своей истории и культуре.
В рамках сталинской системы оставались противоречия, которые осознавали соратники Сталина, и после его смерти они попытались их как можно скорее реализовать.