Политическое руководство как организация политических отношений

Политическое руководство и политический менеджмент

Политическое (партийное) руководство. Среди определений понятия «политическое руководство» наиболее обобщенным можно считать предложенное украинским политологом С. Г. Рябовым. Политическое руководство — это руководство государством, деятельностью партий, общественных организаций, согласования деятельности социальных групп и институтов, всех членов общества.
Приведенное определение имеет достаточно общий характер и его можно конкретизировать следующим образом. Политическое руководство — это деятельность государственных органов и должностных лиц, которые занимают верховное, иерархически наивысшее место в структуре государства и концентрируют высокие полномочия по принятию государственных решений, высоких кадровых назначений, распределения финансовых и материальных общественных ресурсов, а также использование силовых и информационных структур государства [ 228, 25].

Сущность политического руководства обусловлена прежде специфическими особенностями политики как общественного явления:
политика — это борьба за власть и ее удержание;
политика — это самое эффективное средство (механизм) использования власти в интересах любого субъекта общественно-политического процесса;
политика — это соответствующая система ценностей, установок и норм, используемых в целях обеспечения власти.

Приведенные толкования позволяют сформировать конкретнее представление о политике как теоретико-прикладной феномен, ее особенности, отличия от государственного управления.
Политическое руководство довольно часто путают или отождествляют с государственным управлением, хотя государственное управление — это непосредственная деятельность тех государственных органов и должностных лиц, которые подчинены политическому руководству. Иначе говоря, политическое руководство как социальный феномен — понятие шире государственное управление. В. Токовенко отмечает, что политическое руководство — это государственное социальное управления общей компетенции, а государственное управление (администрирование) — государственное социальное управление специальной компетенции [228, 36].
Основные функции политического руководства на общегосударственном уровне:
• определение и выделение важнейших общественно-политических проблем и их приоритетности (в государстве это осуществляется на общенациональном, общегосударственном уровне);
• разработка и принятие общих политических решений (таких, что в идеале соответствуют интересам всех социальных групп общества, классов и т.д.);
• определение и выделение имеющихся общественных ресурсов для решения сложных социально-экономических и духовных проблем большинства граждан;
• образование различных, в том числе и временных, структур управления для реализации решений общегосударственного масштаба и характера;
• передача (делегирование) полномочий и ресурсов соответствующим структурам управления;
• контроль за деятельностью соответствующих структур государственного управления.
Аналогично (только в других масштабах и возможностях) осуществляется политическое руководство и на региональном уровне.

Общим для государственного управления и партийного руководства является то, что они влияют на решение общественно-политических проблем, на функционирование общества в целом, хотя способы, механизмы такого воздействия существенно различаются.
В. Вильсон, М. Вебер, Б. Гурне и другие ученые-обществоведы, общественные деятели различают политическое руководство и государственное управление, хотя многие, как отмечалось, такого разграничения не соблюдается. «Мы говорим о плохой политику, — пишет, в частности, А. Шабров, — если ее следствием является потеря управления обществом. Мы говорим об эффективном управлении, когда политическая жизнь теряет свою остроту и перестает привлекать повседневное внимание обывателя «[243, 9].

Имея много общего, государственное управление и партийное, политическое руководство является, впрочем, отличными видами управленческой деятельности.
Государственное управление в большей степени базируется на нормах, регламентациях и регламентах, инструкциях и положениях, осуществлении функций проверки, контроля.
Партийное руководство преимущественно рассматривается как руководство идейное, целостное, связанное с идейно-пропагандистским, воспитательным воздействием на граждан, на отдельные общественные группы, на общество в целом. И, что существенно, если государственное управление связано с более низкими ступенями власти, то партийное руководство касается именно высших ее ступеней.

Для стабильного поступательного развития страны необходимы следующие условия: сочетание и взаимное сбалансирование государственного управления и политического руководства, достигается многими составляющими: четкостью функционирования политической системы; установлением механизма взаимодействия и противовесов всех ветвей власти; развитием общественной инициативы и гражданского общества; эффективной кадровой политикой; совершенной управленческой культурой во всех звеньях управления и руководства государства.
Изложенное касается прежде государственного управления, а конкретнее — управление государственным сектором, поскольку именно здесь в последнее время ведутся дискуссии по общности и различия в системе государственного управления «администрирование» и «менеджмента», поиска новых, более эффективных моделей управления. В частности, в течение всего последнего десятилетия предпринимались попытки воплотить в госуправлении так называемый менеджериализм (К. Поллит, 1990), новое государственное управление (К. Худ, 1991), государственное управление, основанное на рыночных отношениях (Лен, Розенбаум, 1992) и т.д..

Политическое руководство осуществляется преимущественно политической элитой, от управленцев (бюрократии) отличается своими функциями — она непосредственно не решает тех или иных вопросов. На управление государством политическая элита влияет своей политической волей, разработкой кардинальных, стратегических направлений и вопросов функционирования, развития государства. Поэтому в психологическом восприятии обществом политическая элита стоит несколько выше, чем государственные управленцы, менеджеры. В практическом социальном бытии политическая элита всеми силами пытается усиливать, совершенствовать контроль над бюрократией, желая сделать ее максимально подвластной, управляемой. Известно, насколько управляемой является бюрократия именно в тоталитарных обществах. В частности, вспомним роль, статус КПСС и государственных органов в СССР.

Действенными путями политической элиты по управлению бюрократией есть постоянные «чистки» управленческого корпуса, его замена, сокращение, введение различных форм отчетности и т.п.. Именно благодаря им элита делает бюрократию действенным и послушным механизмом в своих руках.

Во многих странах, особенно в условиях определенной социальной нестабильности, формируется так называемая государственно-политическая элита. В Украине, например, она появилась в результате компромиссного слияния старой номенклатурной генерации политиков с политиками нового поколения — представителями национально-демократической оппозиции [195, 139].

Типология политической деятельности. Политическое руководство как один из главных видов деятельности

Многоплановые взаимоотношения человека — государства, государства и общества порождают богатство типологии политической деятельности. В литературе описаны типологии по различным основаниям.

Думается, что значительно конкретней и содержательней выглядит типология политической деятельности, обусловленная ее структурными элементами: особенностями объекта и субъекта, целей, средств, видов легитимности и форм организации.

Если основополагающим объектом политической деятельности выступает система политической власти, то и отношение к ней является самым широким основанием для типологии. В литературе отмечаются три основные группы деятельностей: в рамках политической системы; действие политической системы в отношении общественной среды; действие, исходящее от окружающей социальной среды, на политические институты власти.

В рамках каждой из названных групп можно выделить разнообразные виды деятельности, связанные со спецификой субъекта и по иным основаниям. Но прежде всего следует указать на такие обобщающие типы, как практическая и теоретическая деятельность, различающиеся по своим целям и средствам. Место и роль каждой из них, а также характер их взаимоотношений в политической жизни определяются прежде всего спецификой политического субъекта, его функциями в общественной системе. К примеру, коммунистическим и социал-демократическим партиям свойственна (хотя и в различной мере) функция теоретической деятельности, являющейся духовной базой для политической практики. Суть этой функции — в обосновании теоретико-идеологических доктрин и концепций, которые реализуются в их практической политике. Многие годы в советской литературе и пропаганде дело представлялось так, что будто бы лишь только коммунистические партии способны разрабатывать теорию. Отвергалась способность к такой работе современных лидеров западноевропейской социал-демократии. Факты же были иными. Компартии пребывали в плену догматического марксизма, что не позволяло им реализовывать теоретическую функцию в достаточной мере. Вместе с тем социал-демократы вовсе не отказывались от теоретические разработок. Читатель может убедиться в этом, ознакомившись с недавно изданным сборником статей и речей одного из самых видных лидеров социал-демократии В. Бранд-та под общим названием «Демократический социализм». Автор недвусмысленно выражает свое позитивное отношение к проблеме взаимосвязи теории и практики в политике. Теоретическая дискуссия должна быть спутницей политики. В. Брандт подчеркивает: «…для меня не существует пропасти между теорией и практикой. Напротив, имеется трудность — проводить теории, рассчитанные на эпохальные тенденции или, во всяком случае, на некоторую абстракцию, в более или менее свободную от противоречий причинную связь с повседневной практикой»9. В настоящее время советскому читателю стали известны многие глубокие по содержанию теоретические исследования лидеров современной социал-демократии, используемые ими для формирования своей политики. На одну из таких работ (Лафонтен О. Общество будущего) я ссылался.

Классифицируя виды деятельности по целям, отметим такие ее модели: конструктивно-позитивная (нацеленная на обеспечение функций системы), негативно-деструктивная (ориентированная на подрыв системы), стратегическая и оперативно-тактическая деятельность, направленные на разработку и осуществление политических программных установок и тактики действий. К этой же группе следует отнести реформаторскую и революционную деятельности, решающие задачи, связанные с модернизацией данной политической системы либо ее заменой новой системой.

Выше отмечалось многообразие конкретных субъектов политической деятельности, что определяет соответствующий срез ее типологии. В научном анализе немаловажно отличать деятельность государственных институтов от партийных и общественных организаций, национальных объединений от классовых, региональных от корпоративных и т. д. В наше время тотального кризиса эти, казалось бы, исключительно теоретические вопросы приобрели чрезвычайную практическую остроту. Освобождаясь от былого партийного монополизма, государство должно очертить рационально-приемлемые границы деятельности партий. Разрабатывая политику по урегулированию очагов национальных конфликтов, нельзя смешивать последние с социально-политическими конфликтами. А такая тенденция наблюдается.

Для научного анализа и практической политики имеет существенное значение рассмотрение специфики деятельности, связанной с типами ее легитимности. Речь идет о законной деятельности, основанной на формально-правовых началах (в отличие от незаконной), о деятельностях, базирующихся на традиционном, идеологическом и личностном типах легитимности. Без учета характера легитимности той или иной деятельности в сфере политики трудно соотнести ее с политическим режимом, понять и обосновать механизм осуществления.

Палитра видов политической активности широка в плане разнообразия форм ее организации и используемых методов. Ее образуют легальная и нелегальная, открытая и скрытая, организованная и стихийная, институционализированная и неинституциона-лизированная, добровольная и мобилизованная деятельности. В процессе каждой из них реализуются конкретные функции или дисфункции, охватывается политической активностью определенное поле в рамках политической системы или за ее пределами — в пространстве гражданского общества. Анализ указанных видов деятельности позволяет определить масштабы политизации общества, выявить реальный комплекс проблем, вызывающих политическую активность общества и его институтов, да и осмыслить многообразие механизмов влияния на политику. Правящим структурам, стремящимся к конструктивной и демократической политике, нет надобности пренебрегать возникающими в обществе новыми формами несогласия, явными или скрытыми до поры до времени параллельными центрами обсуждения социальных и политических проблем, их отношением к легитимным институтам власти. В условиях расслоения общества и становления класса предпринимателей, рвущегося в политику, возрастает необходимость в объективном изучении любых форм политической активности. Только знание реальной политической ситуации поможет направить эту активность в русло общих интересов.

Таким образом, диапазон типов и видов политической деятельности достаточно широк. Однако определенной политической системе присуща своя мера свободы выбора комплексов деятельностей, к примеру, разным политическим режимам свойственно неодинаковое соотношение насильственных и ненасильственных, институционализированных и неинститу-ционализированных видов деятельности.

Авторитарные и тоталитарные режимы делают удар на принудительные методы деятельности. Тог да как демократические режимы — на методы организации и нормативного регулирования.

Выбранный комплекс видов деятельности не ос тается постоянным, а дополняется и изменяется под влиянием конкретной ситуации, возникающих но вых задач, решаемых политическими институтами.

Все многообразие видов политической деятельности в конечном итоге сводится к политическому руководству или связано с ним.

Политика, — замечает американский политолог Д. Сар-тори, — есть взаимоотношение между правителями и управляемыми10. Конечно, такое определение не полно Тем не менее в нем схвачена одна из существенных сторон субъектно-объектного отношения в политике: руководящее воздействие субъекта. Политическое руководство составляет ядро управления в целом социальными процессами в современном об ществе. Вместе с тем неправомерно отождествлять политическое руководство с любым видом социального управления. В отличие от последнего политическое руководство — это организация деятельности и общественных отношений масс, социальных групп и слоев и направление ее в общее русло. Руководить политически означает руководить объединенной деятельностью сообществ людей, обеспечивать достижение общих целей и скоординированное функционирование, а также развитие общественной системы. Отсюда и основное содержание политического руководства: разработка, принятие и реализация решений, регулирующих деятельность как политического, так и гражданского общества в целом. Разумеется, руководящая деятельность различных уровней субъектов, принимающих политические решения, подчинена осуществлению своих функций. На высшем уровне руководящей системы (высшие органы государственной или партийной власти) формулируется общая стратегия, вырабатываются глобальные цели и приоритеты, определяются основные принципы и нормы функционирования как государства, так и общества в целом, осуществляется координация деятельности общественных подсистем в плане реализации единых целей и общих интересов. На нижестоящих уровнях решаются задачи двоякого рода: по осуществлению политических решений, выражающих интересы и цели отдельных социальных групп и институтов, включая согласование их с общими интересами и стратегическими целями.

Анализ структуры политической активности ее субъектов включает выяснение взаимосвязи деятельности политических институтов, учреждений и неорганизованного большинства членов гражданского общества. Это проблема политического участия.

Понятие «политическое участие» обозначает разнообразные виды индивидуальной или групповой непрофессиональной деятельности, связанной с по-, литикой, вписывающейся в функциональное отношение к существующей политической системе, способствующей ее укреплению. Важнейшим видом политического участия наукой признается участие в избирательном процессе. Наряду с ним в каждом обществе складывается свойственная ему совокупность форм участия. В специфических условиях авторитарного режима, существовавшего многие годы в СССР, сложились своеобразные виды участия: критические выступления на разного рода форумах, письма, обращенные в органы власти, использование средств массовой информации, наказы депутатам, встречи с ними, использование листовок «самиздата», санкционированные митинги, демонстрации, политические дискуссии, несанкционированные митинги, демонстрации, пикетирование предприятий и учреждений, забастовки, акции гражданского неповиновения, использование противозаконных средств воздействия на власти, в т. ч. насилия.

Существенно отличается от советского опыта набор форм политического участия в Великобритании — стране классической западной парламентской демократии. В числе индивидуальных форм — такие, как голосование, участие в политической кампании, обращения. Коллективные действия: участие в митингах, подпись под петицией, а также прямые действия — политические забастовки, демонстрации, бойкоты. Из всех форм британцы в основном ограничиваются голосованием. Во всеобщих выборах участвуют более 80%, а в местных — около 70%. С большим отрывом от участия в голосовании следует обращение к членам парламента, государственным служащим высокого ранга или в средства массовой информации. Еще меньше (3,5%>)_ принимают участие в деятельности партий и общественных движений11.

Далеко не во всех западных странах такой высокий уровень активности избирателей, как в Великобритании. В США, например, половина американцев не. участвуют в выборах. Некоторые авторы видят причины этого явления, называемого абсентеизмом, в юридических ограничениях. Другие в том, что часть избирателей воздерживаются от участия в голосовании, не ожидая от очередных выборов каких-либо изменений, а то и зачастую не желая таковых. Третьи отмечают отрицательное значение ограничений, вытекающих из установленного минимума времени проживания в штате для регистрации избирателя.

Такое ограничение бьет прежде всего по американцам, ищущим работу, по части негритянского населения и молодежи, не имеющих постоянного места жительства. В итоге — многолетняя тенденция снижения активности электората. Р. Рейган был избран на второй срок президентства 30% голосов лиц, имеющих право участия в выборах. Президентские выборы 1988 г. зафиксировали дальнейший рост абсентеизма. В них участвовало лишь 49% всех избирателей. Уровень участия американцев в избрании президента в 1988 г. оказался самым низким после 1924 г.

В литературе различаются две формы политического участия: прямое и опосредствованное. Прямое осуществляется в рамках локальных общностей: общин, коммун, трудовых коллективов. Второе (опосредствованное) — через своих представителей.

Участие дифференцируется по характеру стимулов: автономное и мобилизованное. Мобилизованное участие предполагает внешний источник инициативы, исходящей не от самих субъектов действия, а от небольшой группы членов общества: партийной элиты, партийно-государственного бюрократического аппарата и других заинтересованных групп. Задается извне и форма мобилизованного политического участия. Автономное участие побуждается стимулами, исходящими от самого общества, а формы участия возникают в результате естественного взаимодействия участников политического процесса. Мобилизованное политическое участие масс характерно для общественных систем с авторитарными и тоталитарными режимами. Тем не менее если не упрощать картину политической жизни, то следует признать, что между мобилизованным и автономным формами политического участия не может быть абсолютной грани. Во-первых, в любом демократическо-м обществе возникают, скажем, Чрезвычайные ситуации, требующие политической мобилизации масс. Во-вторых, мобилизованное участие при определенных условиях перерастает, хотя бы частично, в автономное. Примером служит тот же избирательный процесс, в котором сочетаются различные виды участия.

Следует сказать о функциях политического участия. В первую очередь это признание и перманентное подтверждение легитимности власти. Сам факт участия свидетельствует о согласии управляемых с властью управляющих. Чем шире такое участие, тем стабильнее политическая система. Демократия и есть та форма организации власти, которая предполагает парти-ципативное управление, то есть включающее добровольное участие граждан в социальном и политическом управлении.

Участие политическое, как форма активности, означает также участие: а) в формировании политики и контроле за ее осуществлением; б) в формировании и утверждении политической культуры; в) в контроле за поведением политических элит. Естественно, что все это становится возможным лишь в условиях демократической, политической системы.

Политическое руководство

Предмет
Конфликтология

Разместил

🤓 stas_titov_1998

👍 Проверено Автор24

деятельность в политической сфере по реализации стратегических и тактических планов, управлению текущими политическими процессами из одного центра. П. р. рассматривается также как группа лиц или система органов, которые наделены полномочиями разработки стратегии и тактики, организации текущей политической работы. П. р. подразделяется на: персональное (политический лидер), элитарно-корпоративное (политические элиты и социально-корпоративные группы) и институциональное (политические организации и учреждения, органы управления политических движений). На П. р. лежит ответственность за стабильность в обществе, степень его конфликтности, участие государства в международных и региональных конфликтах.

Научные статьи на тему «Политическое руководство»

Маркетинг в государственной власти

Первое направление — общественно-политические науки:

психология,
социология,
политология,
политическая
Научные истоки происхождения политического маркетинга
В структуре политического маркетинга как исследовательско-управленческой…
решений, принимаемых политическим или государственным руководством, целей, относят к выбору и методов…
Поэтому предлагаем выделять следующие элементы:

выбор целей, предполагает знание политическим руководством
средств и действий;
контроль, государственно-политическое руководство должно осуществлять с помощью

Автор24

Статья от экспертов

КНДР в условиях смены политического руководства

В статье рассмотрена специфика эволюции политической системы Корейской Народной Демократической Республики в условиях смены национального лидера. Проводится сравнительный анализ наследования власти Ким Чен Ира и его преемника Ким Чен Ына. Особое внимание уделено взаимозависимости внутренних политико-экономических процессов КНДР и международной обстановки.

Военно-политическая элита

, поскольку, несмотря на обеспечение и поддержание достаточно высокого престижа военного руководства,…
сложности субъектного состава военного руководства, обусловленной многоуровневой организацией военизированных…
лидеров (т.е. в зависимости от места конкретного лица в структурах военного руководства);
По времени…
(угрожаемый период) время;
По содержанию деятельности военачальников: руководство войсками, военными…
зависимости содержания и «стиля» военного руководства, в рамках которой принято выделять тоталитарную

Автор24

Статья от экспертов

Неоконфуцианство в оценке политического руководства современного Китая

Возвращение к неоконфуцианству было связано с концепцией развития Китая. Целью социализма с китайской спецификой в эконо-мическом плане являлось плавное введение элементов рыночной эко-номики, главным из которых было право на иные формы собственно-сти, кроме государственной, при одновременном осуществлении «четырех модернизаций»: сельского хозяйства, промышленности, государственной обороны и науки. Социализм с китайской спецификой — это достижение к 2000 г. уровня общества «Сяо Кан». Слово «Сяо Кан» означает один из идеа-лов раннего Конфуция. На русский язык его можно перевести как «об-щество малого благоденствия», или «общество со среднезажиточным уровнем жизни», при котором не существует резкого социального рас-слоения, и для нормальной жизни достаточно небольшого уровня дохо-дов, а рыночная экономика находится под контролем государства.

Еще термины по предмету «Конфликтология»

Издание «Социальный конфликт»

периодическое издание Калужского института социологии и консультирования. Выходит с 1994 г. До 2000 г. журнал издавался один раз в квартал, позже – 6 раз в год (С. Л. Прошанов, 2005). За прошедшие годы опубликовано множество статей по проблемам экспертизы, консультирования и практического регулирования социальных конфликтов, конфликтологической диагностики и образования.

Агрессия внутривидовая

вид агрессивного поведения животных, заключающийся в борьбе с представителем (представителями) своего вида. А. в. – источник наиболее интересного и важного вида зоосоциальных конфликтов – внутривидовых конфликтов. Основные причины А. в. связаны с борьбой за территорию, др. виды жизненных ресурсов (пищу, воду и т. п.), продолжение рода, иерархическое место в группе животных. А. в. чаще носит ритуализированный характер и серьезного вреда животным не наносит. Однако некоторые зооконфликты могут привести к гибели животного. А. в. отличается по содержанию и форме от агрессии межвидовой, которая связана с борьбой между животными, принадлежащими к разным видам (напр., львами и гиенами).

Агрессия враждебная

форма агрессивного поведения, состоящая в целенаправленно осознанном нанесении вреда другим.

  • Руководство

  • Руководство по эксплуатации

  • Тарифные руководства

  • Ответственность руководства

  • Руководство для заявителей

  • Руководство полетами

  • Общее руководство

  • Подход к руководству

  • Стиль руководства

  • Руководство и управление

  • Руководство (Guide)

  • Методы руководства

  • Кризис руководства

  • Руководство организации

  • Руководство по качеству

  • Руководство предприятия

  • Руководство Фраскати

  • Руководство пользователя

  • Заявления руководства

  • Диапазон руководства

Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек

Политическое руководство и политический менеджмент

2014-06-11

Политическое (партийное) руководство. Среди определений понятия «политическое руководство» наиболее обобщенным можно считать предложенное украинским политологом С. Г. Рябовым. Политическое руководство — это руководство государством, деятельностью партий, общественных организаций, согласования деятельности социальных групп и институтов, всех членов общества.
Приведенное определение имеет достаточно общий характер и его можно конкретизировать следующим образом. Политическое руководство — это деятельность государственных органов и должностных лиц, которые занимают верховное, иерархически наивысшее место в структуре государства и концентрируют высокие полномочия по принятию государственных решений, высоких кадровых назначений, распределения финансовых и материальных общественных ресурсов, а также использование силовых и информационных структур государства [ 228, 25].

Сущность политического руководства обусловлена прежде специфическими особенностями политики как общественного явления:
политика — это борьба за власть и ее удержание;
политика — это самое эффективное средство (механизм) использования власти в интересах любого субъекта общественно-политического процесса;
политика — это соответствующая система ценностей, установок и норм, используемых в целях обеспечения власти.

Приведенные толкования позволяют сформировать конкретнее представление о политике как теоретико-прикладной феномен, ее особенности, отличия от государственного управления.
Политическое руководство довольно часто путают или отождествляют с государственным управлением, хотя государственное управление — это непосредственная деятельность тех государственных органов и должностных лиц, которые подчинены политическому руководству. Иначе говоря, политическое руководство как социальный феномен — понятие шире государственное управление. В. Токовенко отмечает, что политическое руководство — это государственное социальное управления общей компетенции, а государственное управление (администрирование) — государственное социальное управление специальной компетенции [228, 36].
Основные функции политического руководства на общегосударственном уровне:
• определение и выделение важнейших общественно-политических проблем и их приоритетности (в государстве это осуществляется на общенациональном, общегосударственном уровне);
• разработка и принятие общих политических решений (таких, что в идеале соответствуют интересам всех социальных групп общества, классов и т.д.);
• определение и выделение имеющихся общественных ресурсов для решения сложных социально-экономических и духовных проблем большинства граждан;
• образование различных, в том числе и временных, структур управления для реализации решений общегосударственного масштаба и характера;
• передача (делегирование) полномочий и ресурсов соответствующим структурам управления;
• контроль за деятельностью соответствующих структур государственного управления.
Аналогично (только в других масштабах и возможностях) осуществляется политическое руководство и на региональном уровне.

Общим для государственного управления и партийного руководства является то, что они влияют на решение общественно-политических проблем, на функционирование общества в целом, хотя способы, механизмы такого воздействия существенно различаются.
В. Вильсон, М. Вебер, Б. Гурне и другие ученые-обществоведы, общественные деятели различают политическое руководство и государственное управление, хотя многие, как отмечалось, такого разграничения не соблюдается. «Мы говорим о плохой политику, — пишет, в частности, А. Шабров, — если ее следствием является потеря управления обществом. Мы говорим об эффективном управлении, когда политическая жизнь теряет свою остроту и перестает привлекать повседневное внимание обывателя «[243, 9].

Имея много общего, государственное управление и партийное, политическое руководство является, впрочем, отличными видами управленческой деятельности.
Государственное управление в большей степени базируется на нормах, регламентациях и регламентах, инструкциях и положениях, осуществлении функций проверки, контроля.
Партийное руководство преимущественно рассматривается как руководство идейное, целостное, связанное с идейно-пропагандистским, воспитательным воздействием на граждан, на отдельные общественные группы, на общество в целом. И, что существенно, если государственное управление связано с более низкими ступенями власти, то партийное руководство касается именно высших ее ступеней.

Для стабильного поступательного развития страны необходимы следующие условия: сочетание и взаимное сбалансирование государственного управления и политического руководства, достигается многими составляющими: четкостью функционирования политической системы; установлением механизма взаимодействия и противовесов всех ветвей власти; развитием общественной инициативы и гражданского общества; эффективной кадровой политикой; совершенной управленческой культурой во всех звеньях управления и руководства государства.
Изложенное касается прежде государственного управления, а конкретнее — управление государственным сектором, поскольку именно здесь в последнее время ведутся дискуссии по общности и различия в системе государственного управления «администрирование» и «менеджмента», поиска новых, более эффективных моделей управления. В частности, в течение всего последнего десятилетия предпринимались попытки воплотить в госуправлении так называемый менеджериализм (К. Поллит, 1990), новое государственное управление (К. Худ, 1991), государственное управление, основанное на рыночных отношениях (Лен, Розенбаум, 1992) и т.д..

Политическое руководство осуществляется преимущественно политической элитой, от управленцев (бюрократии) отличается своими функциями — она непосредственно не решает тех или иных вопросов. На управление государством политическая элита влияет своей политической волей, разработкой кардинальных, стратегических направлений и вопросов функционирования, развития государства. Поэтому в психологическом восприятии обществом политическая элита стоит несколько выше, чем государственные управленцы, менеджеры. В практическом социальном бытии политическая элита всеми силами пытается усиливать, совершенствовать контроль над бюрократией, желая сделать ее максимально подвластной, управляемой. Известно, насколько управляемой является бюрократия именно в тоталитарных обществах. В частности, вспомним роль, статус КПСС и государственных органов в СССР.

Действенными путями политической элиты по управлению бюрократией есть постоянные «чистки» управленческого корпуса, его замена, сокращение, введение различных форм отчетности и т.п.. Именно благодаря им элита делает бюрократию действенным и послушным механизмом в своих руках.

Во многих странах, особенно в условиях определенной социальной нестабильности, формируется так называемая государственно-политическая элита. В Украине, например, она появилась в результате компромиссного слияния старой номенклатурной генерации политиков с политиками нового поколения — представителями национально-демократической оппозиции [195, 139].

Типология политической деятельности. Политическое руководство как один из главных видов деятельности

Многоплановые взаимоотношения человека — государства, государства и общества порождают богатство типологии политической деятельности. В литературе описаны типологии по различным основаниям.

Думается, что значительно конкретней и содержательней выглядит типология политической деятельности, обусловленная ее структурными элементами: особенностями объекта и субъекта, целей, средств, видов легитимности и форм организации.

Если основополагающим объектом политической деятельности выступает система политической власти, то и отношение к ней является самым широким основанием для типологии. В литературе отмечаются три основные группы деятельностей: в рамках политической системы; действие политической системы в отношении общественной среды; действие, исходящее от окружающей социальной среды, на политические институты власти.

В рамках каждой из названных групп можно выделить разнообразные виды деятельности, связанные со спецификой субъекта и по иным основаниям. Но прежде всего следует указать на такие обобщающие типы, как практическая и теоретическая деятельность, различающиеся по своим целям и средствам. Место и роль каждой из них, а также характер их взаимоотношений в политической жизни определяются прежде всего спецификой политического субъекта, его функциями в общественной системе. К примеру, коммунистическим и социал-демократическим партиям свойственна (хотя и в различной мере) функция теоретической деятельности, являющейся духовной базой для политической практики. Суть этой функции — в обосновании теоретико-идеологических доктрин и концепций, которые реализуются в их практической политике. Многие годы в советской литературе и пропаганде дело представлялось так, что будто бы лишь только коммунистические партии способны разрабатывать теорию. Отвергалась способность к такой работе современных лидеров западноевропейской социал-демократии. Факты же были иными. Компартии пребывали в плену догматического марксизма, что не позволяло им реализовывать теоретическую функцию в достаточной мере. Вместе с тем социал-демократы вовсе не отказывались от теоретические разработок. Читатель может убедиться в этом, ознакомившись с недавно изданным сборником статей и речей одного из самых видных лидеров социал-демократии В. Бранд-та под общим названием «Демократический социализм». Автор недвусмысленно выражает свое позитивное отношение к проблеме взаимосвязи теории и практики в политике. Теоретическая дискуссия должна быть спутницей политики. В. Брандт подчеркивает: «…для меня не существует пропасти между теорией и практикой. Напротив, имеется трудность — проводить теории, рассчитанные на эпохальные тенденции или, во всяком случае, на некоторую абстракцию, в более или менее свободную от противоречий причинную связь с повседневной практикой»9. В настоящее время советскому читателю стали известны многие глубокие по содержанию теоретические исследования лидеров современной социал-демократии, используемые ими для формирования своей политики. На одну из таких работ (Лафонтен О. Общество будущего) я ссылался.

Классифицируя виды деятельности по целям, отметим такие ее модели: конструктивно-позитивная (нацеленная на обеспечение функций системы), негативно-деструктивная (ориентированная на подрыв системы), стратегическая и оперативно-тактическая деятельность, направленные на разработку и осуществление политических программных установок и тактики действий. К этой же группе следует отнести реформаторскую и революционную деятельности, решающие задачи, связанные с модернизацией данной политической системы либо ее заменой новой системой.

Выше отмечалось многообразие конкретных субъектов политической деятельности, что определяет соответствующий срез ее типологии. В научном анализе немаловажно отличать деятельность государственных институтов от партийных и общественных организаций, национальных объединений от классовых, региональных от корпоративных и т. д. В наше время тотального кризиса эти, казалось бы, исключительно теоретические вопросы приобрели чрезвычайную практическую остроту. Освобождаясь от былого партийного монополизма, государство должно очертить рационально-приемлемые границы деятельности партий. Разрабатывая политику по урегулированию очагов национальных конфликтов, нельзя смешивать последние с социально-политическими конфликтами. А такая тенденция наблюдается.

Для научного анализа и практической политики имеет существенное значение рассмотрение специфики деятельности, связанной с типами ее легитимности. Речь идет о законной деятельности, основанной на формально-правовых началах (в отличие от незаконной), о деятельностях, базирующихся на традиционном, идеологическом и личностном типах легитимности. Без учета характера легитимности той или иной деятельности в сфере политики трудно соотнести ее с политическим режимом, понять и обосновать механизм осуществления.

Палитра видов политической активности широка в плане разнообразия форм ее организации и используемых методов. Ее образуют легальная и нелегальная, открытая и скрытая, организованная и стихийная, институционализированная и неинституциона-лизированная, добровольная и мобилизованная деятельности. В процессе каждой из них реализуются конкретные функции или дисфункции, охватывается политической активностью определенное поле в рамках политической системы или за ее пределами — в пространстве гражданского общества. Анализ указанных видов деятельности позволяет определить масштабы политизации общества, выявить реальный комплекс проблем, вызывающих политическую активность общества и его институтов, да и осмыслить многообразие механизмов влияния на политику. Правящим структурам, стремящимся к конструктивной и демократической политике, нет надобности пренебрегать возникающими в обществе новыми формами несогласия, явными или скрытыми до поры до времени параллельными центрами обсуждения социальных и политических проблем, их отношением к легитимным институтам власти. В условиях расслоения общества и становления класса предпринимателей, рвущегося в политику, возрастает необходимость в объективном изучении любых форм политической активности. Только знание реальной политической ситуации поможет направить эту активность в русло общих интересов.

Таким образом, диапазон типов и видов политической деятельности достаточно широк. Однако определенной политической системе присуща своя мера свободы выбора комплексов деятельностей, к примеру, разным политическим режимам свойственно неодинаковое соотношение насильственных и ненасильственных, институционализированных и неинститу-ционализированных видов деятельности.

Авторитарные и тоталитарные режимы делают удар на принудительные методы деятельности. Тог да как демократические режимы — на методы организации и нормативного регулирования.

Выбранный комплекс видов деятельности не ос тается постоянным, а дополняется и изменяется под влиянием конкретной ситуации, возникающих но вых задач, решаемых политическими институтами.

Все многообразие видов политической деятельности в конечном итоге сводится к политическому руководству или связано с ним.

Политика, — замечает американский политолог Д. Сар-тори, — есть взаимоотношение между правителями и управляемыми10. Конечно, такое определение не полно Тем не менее в нем схвачена одна из существенных сторон субъектно-объектного отношения в политике: руководящее воздействие субъекта. Политическое руководство составляет ядро управления в целом социальными процессами в современном об ществе. Вместе с тем неправомерно отождествлять политическое руководство с любым видом социального управления. В отличие от последнего политическое руководство — это организация деятельности и общественных отношений масс, социальных групп и слоев и направление ее в общее русло. Руководить политически означает руководить объединенной деятельностью сообществ людей, обеспечивать достижение общих целей и скоординированное функционирование, а также развитие общественной системы. Отсюда и основное содержание политического руководства: разработка, принятие и реализация решений, регулирующих деятельность как политического, так и гражданского общества в целом. Разумеется, руководящая деятельность различных уровней субъектов, принимающих политические решения, подчинена осуществлению своих функций. На высшем уровне руководящей системы (высшие органы государственной или партийной власти) формулируется общая стратегия, вырабатываются глобальные цели и приоритеты, определяются основные принципы и нормы функционирования как государства, так и общества в целом, осуществляется координация деятельности общественных подсистем в плане реализации единых целей и общих интересов. На нижестоящих уровнях решаются задачи двоякого рода: по осуществлению политических решений, выражающих интересы и цели отдельных социальных групп и институтов, включая согласование их с общими интересами и стратегическими целями.

Анализ структуры политической активности ее субъектов включает выяснение взаимосвязи деятельности политических институтов, учреждений и неорганизованного большинства членов гражданского общества. Это проблема политического участия.

Понятие «политическое участие» обозначает разнообразные виды индивидуальной или групповой непрофессиональной деятельности, связанной с по-, литикой, вписывающейся в функциональное отношение к существующей политической системе, способствующей ее укреплению. Важнейшим видом политического участия наукой признается участие в избирательном процессе. Наряду с ним в каждом обществе складывается свойственная ему совокупность форм участия. В специфических условиях авторитарного режима, существовавшего многие годы в СССР, сложились своеобразные виды участия: критические выступления на разного рода форумах, письма, обращенные в органы власти, использование средств массовой информации, наказы депутатам, встречи с ними, использование листовок «самиздата», санкционированные митинги, демонстрации, политические дискуссии, несанкционированные митинги, демонстрации, пикетирование предприятий и учреждений, забастовки, акции гражданского неповиновения, использование противозаконных средств воздействия на власти, в т. ч. насилия.

Существенно отличается от советского опыта набор форм политического участия в Великобритании — стране классической западной парламентской демократии. В числе индивидуальных форм — такие, как голосование, участие в политической кампании, обращения. Коллективные действия: участие в митингах, подпись под петицией, а также прямые действия — политические забастовки, демонстрации, бойкоты. Из всех форм британцы в основном ограничиваются голосованием. Во всеобщих выборах участвуют более 80%, а в местных — около 70%. С большим отрывом от участия в голосовании следует обращение к членам парламента, государственным служащим высокого ранга или в средства массовой информации. Еще меньше (3,5%>)_ принимают участие в деятельности партий и общественных движений11.

Далеко не во всех западных странах такой высокий уровень активности избирателей, как в Великобритании. В США, например, половина американцев не. участвуют в выборах. Некоторые авторы видят причины этого явления, называемого абсентеизмом, в юридических ограничениях. Другие в том, что часть избирателей воздерживаются от участия в голосовании, не ожидая от очередных выборов каких-либо изменений, а то и зачастую не желая таковых. Третьи отмечают отрицательное значение ограничений, вытекающих из установленного минимума времени проживания в штате для регистрации избирателя.

Такое ограничение бьет прежде всего по американцам, ищущим работу, по части негритянского населения и молодежи, не имеющих постоянного места жительства. В итоге — многолетняя тенденция снижения активности электората. Р. Рейган был избран на второй срок президентства 30% голосов лиц, имеющих право участия в выборах. Президентские выборы 1988 г. зафиксировали дальнейший рост абсентеизма. В них участвовало лишь 49% всех избирателей. Уровень участия американцев в избрании президента в 1988 г. оказался самым низким после 1924 г.

В литературе различаются две формы политического участия: прямое и опосредствованное. Прямое осуществляется в рамках локальных общностей: общин, коммун, трудовых коллективов. Второе (опосредствованное) — через своих представителей.

Участие дифференцируется по характеру стимулов: автономное и мобилизованное. Мобилизованное участие предполагает внешний источник инициативы, исходящей не от самих субъектов действия, а от небольшой группы членов общества: партийной элиты, партийно-государственного бюрократического аппарата и других заинтересованных групп. Задается извне и форма мобилизованного политического участия. Автономное участие побуждается стимулами, исходящими от самого общества, а формы участия возникают в результате естественного взаимодействия участников политического процесса. Мобилизованное политическое участие масс характерно для общественных систем с авторитарными и тоталитарными режимами. Тем не менее если не упрощать картину политической жизни, то следует признать, что между мобилизованным и автономным формами политического участия не может быть абсолютной грани. Во-первых, в любом демократическо-м обществе возникают, скажем, Чрезвычайные ситуации, требующие политической мобилизации масс. Во-вторых, мобилизованное участие при определенных условиях перерастает, хотя бы частично, в автономное. Примером служит тот же избирательный процесс, в котором сочетаются различные виды участия.

Следует сказать о функциях политического участия. В первую очередь это признание и перманентное подтверждение легитимности власти. Сам факт участия свидетельствует о согласии управляемых с властью управляющих. Чем шире такое участие, тем стабильнее политическая система. Демократия и есть та форма организации власти, которая предполагает парти-ципативное управление, то есть включающее добровольное участие граждан в социальном и политическом управлении.

Участие политическое, как форма активности, означает также участие: а) в формировании политики и контроле за ее осуществлением; б) в формировании и утверждении политической культуры; в) в контроле за поведением политических элит. Естественно, что все это становится возможным лишь в условиях демократической, политической системы.

Руководство политическое

Руководство политическое
Руководство политическое

определение стратегического направления развития государства, политической системы общества и выбор средств осуществления основных задач и целей общегосу­дарственного и общегражданского значения, их важ­нейших принципов и путей достижения. В зависи­мости от уровня политико-властных отношений выделяют субъектов-руководителей федерального, регионального и местного уровней. Чем выше уро­вень политики, тем более важной является функция руководства и тем более ответственным обязан быть руководитель, выполняющий эту функцию. Это объясняется тем, что политический статус дан­ного руководителя очень высок и характер прини­маемых им решений затрагивает огромное число людей. Поэтому высокие должности должны зани­мать люди грамотные, умные и высокопрофессио­нальные. Элементы глупости, сквозящие в реше­ниях верхнего этажа руководства, традиционно передаются на нижние этажи, что также усилива­ет необходимость и потребность рекрутирования «наверх» наиболее талантливых людей.

Чем ниже уровень политического руководства. Тем в большей степени руководитель зависит от руководителей верхних этажей. Кроме того, он не только должен вписываться в программу стратегического развития страны, но и руководить ею на региональном, специфическом уровне. Иными словами, руководитель «среднего» уровня имеет дело как бы с двумя стратегическими программами: федеральной и региональной. Которые важно скоординировать и содержательно выразить индивидуально-региональную.

Поскольку политическая жизнь очень подвижна, то в стратегию руководства следует вовремя вносить соответствующие коррективы и оперативно менять тактические приемы ее достижения.

Шпак В.Ю.

Политология. Словарь. — М: РГУ.
.
2010.

Политология. Словарь. — РГУ.
В.Н. Коновалов.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Руководство политическое» в других словарях:

  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — – деятельность в политической сфере по реализации стратегических и тактических планов, управлению текущими политическими процессами из одного центра. П. р. рассматривается также как группа лиц или система органов, которые наделены полномочиями… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Новое политическое мышление — Новое политическое мышление  философия внешней политики СССР периода Перестройки. Содержание 1 Истоки «Нового политического мышления» …   Википедия

  • Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота — (ГлавПУР)  орган управления в Министерстве обороны СССР, руководящий партийно политической работой в Советских Вооруженных Силах. Работало на правах отдела ЦК КПСС. Содержание 1 История 1.1 Создание …   Википедия

  • Движение политическое — форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575 1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует по­нимать как внутреннее состояние объекта, как сво­его рода «муку материи». Это замечание… …   Политология. Словарь.

  • Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота — (ГЛАВПУ)         орган, руководящий партийно политической работой в Советских Вооруженных Силах. Работает на правах отдела ЦК КПСС. На ГЛАВПУ возлагается: руководство политическими органами, партийными и комсомольскими организациями в Вооруженных …   Большая советская энциклопедия

  • Государственное политическое управление при НКВД РСФСР — Государственное политическое управление Страна …   Википедия

  • Наш дом — Россия (Всероссийское общественно-политическое движение) — «Наш дом – Россия (Всероссийское общественно политическое движение)» Лидер: Виктор Черномырдин Дата основания: 12 мая 1995 Штаб квартира: 107078 Москва, пр т Ак. Сахарова, д.12 …   Википедия

  • Наш дом — Россия (Всероссийское общественно-политическое движение) — «Наш дом – Россия (Всероссийское общественно политическое движение)» Лидер: Виктор Черномырдин Дата основания: 12 мая 1995 Штаб квартира: 107078 Москва, пр т Ак. Сахарова, д.12 …   Википедия

  • Еврейское руководство — Манхигут Йегудит Лидер: Фейглин, Моше Дата основания: 2001 Штаб квартира …   Википедия

  • Главное политическое управление Военно-Морского Флота — ГЛÁВНОЕ ПОЛИТИ́ЧЕСКОЕ УПРАВЛÉНИЕ ВОÉННО МОРСКÓГО ФЛÓТА (ГлавПУ ВМФ), руководило парт. политич. работой в ВМФ; образовано 20 июля 1941 путём реорганизации Гл. управления политич. пропаганды ВМФ решением ЦК ВКП(б), работало на правах отдела ЦК… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Политическое руководство

Предмет
Конфликтология

Разместил

🤓 stas_titov_1998

👍 Проверено Автор24

деятельность в политической сфере по реализации стратегических и тактических планов, управлению текущими политическими процессами из одного центра. П. р. рассматривается также как группа лиц или система органов, которые наделены полномочиями разработки стратегии и тактики, организации текущей политической работы. П. р. подразделяется на: персональное (политический лидер), элитарно-корпоративное (политические элиты и социально-корпоративные группы) и институциональное (политические организации и учреждения, органы управления политических движений). На П. р. лежит ответственность за стабильность в обществе, степень его конфликтности, участие государства в международных и региональных конфликтах.

Научные статьи на тему «Политическое руководство»

Маркетинг в государственной власти

Первое направление — общественно-политические науки:

психология,
социология,
политология,
политическая
Научные истоки происхождения политического маркетинга
В структуре политического маркетинга как исследовательско-управленческой…
решений, принимаемых политическим или государственным руководством, целей, относят к выбору и методов…
Поэтому предлагаем выделять следующие элементы:

выбор целей, предполагает знание политическим руководством
средств и действий;
контроль, государственно-политическое руководство должно осуществлять с помощью

Автор24

Статья от экспертов

КНДР в условиях смены политического руководства

В статье рассмотрена специфика эволюции политической системы Корейской Народной Демократической Республики в условиях смены национального лидера. Проводится сравнительный анализ наследования власти Ким Чен Ира и его преемника Ким Чен Ына. Особое внимание уделено взаимозависимости внутренних политико-экономических процессов КНДР и международной обстановки.

Военно-политическая элита

, поскольку, несмотря на обеспечение и поддержание достаточно высокого престижа военного руководства,…
сложности субъектного состава военного руководства, обусловленной многоуровневой организацией военизированных…
лидеров (т.е. в зависимости от места конкретного лица в структурах военного руководства);
По времени…
(угрожаемый период) время;
По содержанию деятельности военачальников: руководство войсками, военными…
зависимости содержания и «стиля» военного руководства, в рамках которой принято выделять тоталитарную

Автор24

Статья от экспертов

Неоконфуцианство в оценке политического руководства современного Китая

Возвращение к неоконфуцианству было связано с концепцией развития Китая. Целью социализма с китайской спецификой в эконо-мическом плане являлось плавное введение элементов рыночной эко-номики, главным из которых было право на иные формы собственно-сти, кроме государственной, при одновременном осуществлении «четырех модернизаций»: сельского хозяйства, промышленности, государственной обороны и науки. Социализм с китайской спецификой — это достижение к 2000 г. уровня общества «Сяо Кан». Слово «Сяо Кан» означает один из идеа-лов раннего Конфуция. На русский язык его можно перевести как «об-щество малого благоденствия», или «общество со среднезажиточным уровнем жизни», при котором не существует резкого социального рас-слоения, и для нормальной жизни достаточно небольшого уровня дохо-дов, а рыночная экономика находится под контролем государства.

Еще термины по предмету «Конфликтология»

Агрессия вербальная

(от лат. aggressiо – нападение, verbalis – устный) – форма агрессивного поведения, в ходе которого для отреагирования собственных отрицательных эмоций используются негативные высказывания и соответствующие интонации и др. невербальные компоненты речи – как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань).

Контрреволюция

1) процесс, по направленности противоположный революции; 2) совокупность групп, сопротивляющихся, противодействующих революционным изменениям.

Социологический уровень

представляет собой системное исследование причин, социодинамики развертывания конфликтных взаимодействий, их типов, видов и форм проявления, способов разрешения, роли их в развитии общества, социальных групп и общностей.

  • Руководство

  • Тарифные руководства

  • Ответственность руководства

  • Руководство для заявителей

  • Руководство по эксплуатации

  • Руководство полетами

  • Общее руководство

  • Подход к руководству

  • Стиль руководства

  • Руководство и управление

  • Руководство (Guide)

  • Методы руководства

  • Кризис руководства

  • Руководство организации

  • Руководство по качеству

  • Руководство предприятия

  • Руководство Фраскати

  • Руководство пользователя

  • Заявления руководства

  • Диапазон руководства

Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по возвращению vpn в браузере opera на android
  • Порядок закрытия ооо в 2022 году пошаговая инструкция по применению
  • Электронная сигарета айкос инструкция по применению
  • Лозеваль для птиц инструкция по применению бройлеров
  • Покупка земли под ижс пошаговая инструкция