Политическая сфера общества руководство обществом

Элементами
политической системы общества являются:

  • государство и государственные органы;

  • политические партии;

  • общественные организации;

  • профсоюзы;

  • иные институты.

Все
элементы политической системы имеют
свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным
элементом политической системы общества
является государство — система органов,
осуществляющих государственную власть.

Основными
функциями государства являются:

  • представительная (представлять интересы
    различных поли­тических, социальных
    групп);

  • регулятивная — поддерживать порядок
    в обществе, управлять общественными
    процессами);

  • охранительная — охранять граждан как
    от внешней, так и от внутренней угрозы;

  • внешнеполитическая;

  • интеграционная.

Основной
вопрос политической жизни — вопрос о
власти.

6. Основными элементами духовной жизни общества являются:

  • духовная деятельность;

  • духовные ценности;

  • духовные потребности людей;

  • духовное потребление;

  • индивидуальное сознание;

  • общественное сознание.

Духовная
деятельность — деятельность сознания,
в процессе которой возникают мысли и
чувства, образы и представления о
человеке, материальном и духовном мире.

В
результате духовной деятельности
возникают духовные ценности, например,
моральные, религиозные устои, научные
теории, художественные произведения.

В
ходе духовной деятельности духовные
ценности распространяются и потребляются
(воспринимаются, усваиваются, людьми)
в соответствии с их духовными потребностями.

Общение
между людьми, взаимообмен духовными
ценностями называется духовными
отношениями.

Индивидуальное
сознание человека — восприятие им
отдельных сторон бытия.

Общественное
сознание — возникающая из общественной
практики людей, их производственной,
семейно-бытовой и иной деятельности
совокупность чувств, настроений, идей,
теорий, художественных и религиозных
образов, различных взглядов, отражающих
все разнообразие бытия.

Элементами
общественного сознания являются:

  • обыденное и теоретическое сознание;

  • общественная идеология и психология;

  • формы общественного сознания.

Обыденное
сознание — непосредственное восприятие
обществом и его членами окружающей
действительности.

Теоретическое
сознание — высшее обобщенное восприятие
бытия.

Общественная
психология — чувства, интересы,
стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции,
потребности и интересы людей и общества
в целом.

Общественная
идеология — система взглядов, установок,
принятых в обществе, отражающая интересы
социальных слоев, общественно-политический
строй.

Формами
общественного сознания являются:

  • политическое;

  • правовое;

  • моральное;

  • научное;

  • религиозное.

4.
Деятельностная определенность
социального. Деятельность как способ
существования общественного человека.

Де́ятельность
— процесс (процессы) активного
взаимодействия субъекта с объектом, во
время которого субъект удовлетворяет
какие-либо свои потребности, достигает
цели. Деятельностью можно назвать любую
активность человека, которой он сам
придает некоторый смысл. Деятельность
характеризует сознательную сторону
личности человека (в отличие от поведения).

Деятельность
можно разделить на этапы. Можно выделить
в качестве этапов:

  • процесс вовлечения в деятельность,

  • процесс целеполагания

  • процесс проектирования действий,

  • процесс осуществления действий,

  • процесс анализа результатов действий
    и сравнение их с поставленными целями.

Число
и содержание этапов, которые разные
исследователи выделяют в деятельности,
определяется исключительно задачами
и целями исследователя. Модели деятельности
в этом случае строятся из соображений
удобства, полезности и достаточности.

Первым
в советской психологии автором и
разработчиком разноуровневой концепции
организации поведения, Психологии
деятельности, психологии личности и
психологической теории развития субъекта
в деятельности и в общении, которая
развивалась позднее С. Л. Рубинштейном,
В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, был М.
Я. Басов.

Участники
Московского логического кружка и
Московского методологического кружка
(Г. П. Щедровицкий и другие) разработали
системомыследеятельностную методологию
(СМД-методологию) — категориальный
аппарат для исследований, организации
и управления системами мышления и
деятельности.

Соседние файлы в папке Гос Экзамен

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Политическая сфера

Власть. Роль политики в жизни общества

Власть –
способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать
решающее воздействие на поведение и деятельность людей.

Виды власти:

По источникам власти — политическая,
экономическая, духовно-информационная и др.

По субъектам власти — государственная,
партийная, семейная и др.

По функциям органов власти — законодательная,
исполнительная, судебная.

Государственная
власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти
выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в
качестве объекта власти – население страны.

Отличительные признаки государственной власти:

1)     
публичный характер, т.е. выступает от имени
общества;

2)     
суверенный характер;

3)     
ограниченность территорией, это базовое условие существования
государства.

Информация о суверенитете в дополнительных
материалах.

Политика – это
сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная   на
достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность связанная с
определением содержания задач и функций государства.

Назначение и роль
политики:                                                                                                                                 1)
организационная (создаёт для общества организационные
основания);                                                2) коммуникативная
(обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между
ними);                          3) воспитательная (влияет на внутренний мир
человека, приобщает личность к общественным делам);                                                                                                                                                                   4)
контролирующая (воздействует на людей, используя
власть);                                                                                    
5) интегративная (сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества).

Понятие и признаки государства

Государство –
организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану
его экономической и социальной структуры.

Признаки
государства:

1) территориальная организация власти;                                                                                     
                        2) публичный характер
власти;                                                                                                                         3)
суверенный характер власти;                                                                                                                             4)
принудительный характер власти;                                                                                                                   5)
исключительное право на сбор налогов и выпуск
денег;                                                                                          
6) наличие государственной символики;                                                                                                            7)
представление интересов общества в целом.

Функции государства

Внутренние:

1) защита конституционного строя;                                                                                                                    2)
обеспечение народовластия;                                                                                                                            3)
обеспечение правопорядка и законности;                                                                                                       4)
экономическая;                                                                                                                                                   5)
социальная;                                                                                                                                                          6)
консолидация общества и др.

Внешние:

1) участие в решении глобальных
проблем;                                                                                                     2)
обеспечение национальной безопасности;                                                                                                      3)
развитие взаимовыгодного сотрудничества;                                                                                                   4)
отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

Разделение властей

Разделение властей
– разграничение полномочий и автономность законодательной, исполнительной и
судебной властей, а также разделение власти между различными уровнями
управления в обществе.

Разделение властей
и их основные функции:

Законодательная (парламент) — представляет
интересы граждан, издаёт законы.

Исполнительная (правительство) — управляет
государственными делами.

Судебная (судьи всех уровней) — следит за
соблюдением законов.

Информация о принципе разделения властей в
дополнительных материалах.

Формы государства

Форма
государственно-территориального устройства – способ взаимосвязи территориальных
образований государства, закреплённый в конституции.

Формы
государственно-территориального устройства:

Унитарное государство — единое, неделимое,
составляющее одно целое государственное устройство.

Федерация — объединение нескольких
территориальных единиц в одно государство.

Конфедерация — союз абсолютно независимых
государств, объединившихся для проведения единой политики в общих целях.

Информация о
признаках форм государственно-территориального устройства в дополнительных
материалах.

Форма правления –
способ организации верховной государственной власти.

Монархия – форма
правления, при которой верховная власть в стране принадлежит полностью,
частично или формально единоличному наследственному правителю.

Виды монархий:

1) Абсолютная;

2) Ограниченная:

а. Дуалистическая;

б. Парламентская (конституционная).

Более подробно о видах монархий в
дополнительных материалах.

Республика – форма
правления, при которой источником власти признаётся народ и формирование высших
органов власти осуществляется путём выборов.

Виды республик:

Президентская — государство, в котором
правительство формируется всенародно выбранным президентом и ответственно перед
ним.

Парламентская — государство, в котором
правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

Смешанная — государство, в котором законода-
тельная и исполни- тельная власть поделены между президентом и парламентом.

Более подробно о видах республик в
дополнительных материалах.

Политический режим. Демократия

Политический режим
– совокупность методов, средств и приёмов осуществления в стране
государственной власти и управления.

Политические режимы:

  • Авторитарный;
  • Тоталитарный;
  • Демократический.

Авторитарный режим – политический режим, при
котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц
(правящей элитой) при минимальном участии населения, обычно сочетается с личной
диктатурой (Восточные деспотии, Чили в период правления  А. Пиночета).

Тоталитарный режим
(итальянский фашизм, немецкий национал-социализм:

1) Государство осуществляет тотальный (полный)
контроль всех сторон частной и общественной жизни;                                                                                                                                                                2)
господство одной партии;                                                                                                                              3)
оппозиция отрицается;                                                                                                                                      4)
права и свободы граждан лишь
декларируются;                                                                                            5)
закон защищает интересы не личности, а
государства;                                                                               6)
централизованная экономика, государственное планирование, жёсткая
производственная дисциплина;                                                                                                                                                            7)
существует единая обязательная официальная идеология.

Местное самоуправление

Местное
самоуправление – реализуемое на практике право населения, проживающего на
соответствующей территории, самостоятельно решать вопросы местного значения
путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через
выборные и другие органы местного самоуправления.

Муниципальное
образование:

— выборные представительные органы;

— органы местной администрации.

Информация о задачах органов местного
самоуправления в дополнительных материалах.

Участие граждан в политической жизни

Политическое
участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию
государственных решений, выбор  представителей в органы власти.

Основные формы политического участия граждан:

  • обращения и письма граждан к власти;
  • участие граждан в деятельности политических
    партий и движений;
  • участие граждан в выборах и референдумах;
  • прямые действия граждан (участие в митингах,
    демонстрациях и др.).

Политическая
культура – это совокупность политических знаний, отношений, ценностей,
убеждений людей.

Политическая
культура включает в себя:

  • Политические знания: знание общественного
    устройства, государственного строя и т.д.
  • Положительное отношение к политике,
    понимание её важной роли в жизни общества.
  • Умения политического действия: умение ясно и
    убедительно излагать свои взгляды, выслушивать и понимать другую точку
    зрения, защищать свои убеждения; умение самостоятельно ориентироваться в
    политической информации и др.

Высокий уровень
политической культуры граждан ведёт к активному включению их в
общественно-политическую жизнь.

Выборы, референдум

Выборы – особый
политический институт, связанный с организацией и способом проведения
голосования и определения его результатов, а также с распределением его
результатов.

Информация о принципах демократического
избирательного права в дополнительных материалах.

Референдум – форма
принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни
путём всеобщего голосования (одна из форм прямой демократии).

12 декабря 1993г. Состоялось всенародное
голосования (референдум) по конституции РФ.

Избирательные права
граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы
государственной   власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное
право:

Активное – право избирать.

Пассивное – право быть избранным.

В Российской
Федерации путём выборов избираются:

Президент РФ, депутаты Государственной Думы,
формируются законодательные органы субъектов РФ, выборные органы местного
самоуправления.

Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни

Политическая партия
– это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых
социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной
власти                             или участию в её осуществлении.

Признаки
политической партии:

1) политическая
программа;                                                                                                                                 2)
партийный устав;                                                                                                                                         3)
руководящие органы;                                                                                                                                         4)
разветвлённая сеть первичных местных
организаций;                                                                                 5)
активное участие в борьбе за власть.

Политическая
программа – совокупность положений, описывающих будущее устройство общества;
средства и механизмы решения социальных и экономических проблем общества.

Основные функции политических партий:

1)     
борьба за власть в государстве и влияние на
политику в государстве;

2)     
участие в осуществлении власти;

3)     
политическое воспитание;

4)     
формирование общественного мнения;

5)     
подготовка кадров политиков;

6)     
выражение интересов социальных групп.

Многопартийность –
деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за
голоса избирателей.

Информация о классификации политических партий
в дополнительных материалах.

Политическое
движение – общественное движение, преследующее политические цели,
поддерживаемые его участниками.

Отличительные признаки:

1)     
стремится не к завоеванию власти, а к воздействию
на власть в нужном для него направлении;

2)     
не имеет строгой организационной структуры;

3)     
ориентировано на выражение частных интересов;

4)     
не требует обязательного идеологического   
единения своих участников;

5)     
имеет широкую, достаточно пёструю социальную базу;

6)     
зависит от своего лидера.

Демократические движения современности:

  • за права и свободы человека;
  • антивоенные, антиядерные;
  • за землю и социальные права крестьян;
  • неприсоединения;
  • женские, молодёжные;
  • против расовой и социальной дискриминации;
  • экологические;
  • за новый экономический порядок
    (антиглобализм).

Гражданское общество и правовое государство

Гражданское
общество – сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного
влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем
организованная, внутренне упорядоченная сфера, где люди реализуют свои частные
интересы, объединяясь в группы и организации.

Функции
гражданского общества:

1)     
способствование формированию органов государства;

2)     
защита интересов граждан и их объединений;

3)     
обеспечение социализации и воспитания граждан.

Информация о структуре гражданского общества в
дополнительных материалах.

Правовое
государство – демократическое государство, организация и деятельность которого
основаны на праве и ограничены правом, где созданы условия для наиболее полного
обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

Признаки (принципы) правового государства:

1)     
Верховенство закона во всех  сферах жизни;

2)     
Реальное разделение властей;

3)     
Гарантированность и незыблемость прав и свобод
человека;

4)     
Взаимная ответственность государства и личности;

5)     
Политический и идеологический плюрализм.

Информация о признаках (принципах) правового
государства в дополнительных материалах.

Политическая сфера общества — это деятельность индивидов и социальных групп в связи с их отношением к государственной власти, политическим организациям и политическому режиму.

Общество нуждается в
управлении, управление требует власти.

Власть — это способность социальных общностей или личностей навязывать свою волю другим, влиять на других людей и контролировать их действия.

Обрати внимание!

В первобытном обществе власть опиралась на авторитет, традицию. В современном мире основой власти является закон.

При разделении общества на классы, с возникновением социальных
общностей с противоположными интересами власть становится политической — она, помимо авторитета, убеждения, опирается на принуждение, насилие.

Политика — во-первых, это борьба за власть, её захват, удержание и использование в определённых целях; во-вторых, это искусство управления обществом и государством.

С возникновением политики возникает политическая система (организация) общества.

Политическая система общества — это совокупность государственных и политических учреждений, политических отношений, политических и правовых норм.

Основным элементом политической системы общества является государство.

Государство — это организация верховной власти над обществом.

Государство имеет определённые признаки, например:

  • особая система органов и учреждений, которым принадлежит власть;
  • наличие определённой территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства;
  • наличие права, закрепляющего систему норм, санкционированных этим государством (законодательство);
  • взимание налогов и сборов.

Государство выполняет целый ряд функций, важнейшими из них являются следующие:

  • регулирование экономических и социальных отношений;
  • правовое регулирование;
  • охрана общественного порядка;
  • оборона страны;
  • защита интересов страны на международной арене.

Обрати внимание!

Таким образом, основная цель политической сферы — узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой. Также важной функцией политической власти является регулирование общественного производства, когда все его участники подчиняются представителю власти. При этом осуществляется контроль над взаимоотношениями между людьми в обществе. В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет в первую очередь права и свободы личности. На практике власть достигается часто с использованием силы. Такая власть служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых, население. Политическая сфера — это необходимое условие для принятия и осуществления законов, для поддержания мира и спокойствия в обществе.

Политическая сфера общества


Политическая сфера общества

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 363.

Обновлено 12 Ноября, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 363.

Обновлено 12 Ноября, 2021

Общество — это система, имеющая сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов. Его развитие связано с нормальным функционированием четырёх подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из них имеет свою область действия, включает специфические общественные отношения. Узнаем, что такое политическая сфера, что входит в её состав.

Понятие политической сферы

Политическая сфера в обществознании — это совокупность отношений, связанных с реализацией власти, обеспечением безопасности населения, особенностями государственного устройства.

Понятие власти подразумевает возможность влияния на окружающих независимо от их желаний и воли. Политическая власть — это способность реализовывать собственные взгляды на устройство государства, направления его развития.

Политическая система

Политическая сфера общества включает в себя политическую систему — совокупность организаций и институтов, использующих различные методы и средства для реализации властных отношений. Кратко познакомимся с её основными компонентами.

  • Государство — это основной политический институт, который способен распространять власть на всё население, проживающее на подвластной ему территории.
  • Политические партии и движения — это организации, состоящие из единомышленников, представляющих интересы разных слоёв населения. Они стремятся захватить власть для того, чтобы оказывать максимальное влияние на определение направлений развития страны.

Эмблемы политических партий РФ

Рис. 1. Эмблемы политических партий РФ.
  • Политические принципы и традиции — взгляды на применение власти, определение направлений развития, закреплённые в нормативно-правовых актах (законах, уставах). Они лежат в основе идеологии — системы политического мировоззрения.
  • Политическая культура — совокупность норм поведения, сложившаяся в обществе в результате исторического развития, выражающих отношение населения к участию в жизни страны.

Участие в выборах

Рис. 2. Участие в выборах.

Функции политической сферы

Политическая сфера выполняет ряд важных функций, направленных на регулирование общественных отношений в области политики:

  • вырабатывает законные способы борьбы за власть;
  • осуществляет защиту политической власти;
  • обеспечивает авторитет представителей органов власти среди членов общества;
  • осуществляет контроль над взаимодействием людей;
  • гарантирует права и свободы;
  • принимает и осуществляет законы;
  • сохраняет стабильность общества, обеспечивает его развитие.

Многие граждане сознательно отказываются принимать участие в политических выборах, ссылаясь на то, что их голос не имеет влияние на обстановку в стране. В данном случае речь идёт о политической активности личности. Это понятие означает выполнение определённых действий, посредством которых каждый член общества может влиять на ситуацию. Выделяется несколько типов политического участия. Рассмотрим наиболее типичные их примеры, которые стоит перечислить в докладе по обществознанию.

  • Политический активизм — активное донесение своих взглядов на дальнейшие пути развития государства посредством участия в выборах, митингах, референдумах, обсуждение их результатов в социальных сетях и СМИ.
  • Конформизм — позиция, состоящая в приспособлении к существующему режиму.
  • Индифферентизм — полное отстранение от участия в политике, безразличное отношение.
  • Клиентелизм — угодливое отношение к политическому лидеру.

Политический митинг

Рис. 3. Политический митинг.

Следует помнить, что каждый гражданин демократического государства способен оказать влияние на его развитие.

Заключение

Что мы узнали?

Политическая сфера включает в себя отношения, связанные с реализацией политической власти. Её структуру составляет государство, политические партии и движения, принципы и традиции, уровень политической культуры.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 363.


А какая ваша оценка?

                     Конспект по разделу ,, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА “

Политика – сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению      общих интересов с помощью политической власти.

                                                         ПОЛИТИКА

В узком смысле

В широком смысле

Стремление к участию во власти или оказания влияния на распределение власти

Все виды деятельности по самостоятельному руководству

определение направлений деятельности государства. (налоговая политика)

это разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, отдельных личностей в делах государства

Сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная
с реализацией общезначимых интересов

Политика — это борьба за влияние на государственные дела.

Политика — это определение направлений деятельности государства.

                                          Внешняя

                                               Внутренняя

Политика, которая:

а) имеет своим объектом мировое сообщество

б) влияет на международные отношения

в) определяет отношения государства с другими странами

г) является      важнейшим      направлением      в      деятельности государства,

Политика, которая:

а) имеет своим объектом общество

б) влияет на внутренние общественные отношения

в) определяет отношения внутри государства

г) является      важнейшим      направлением      в      деятельности государства,

В каких трёх измерениях рассматривается понятие «политика»? 

1. Как вид человеческой деятельности

2. Как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества

3. Как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и общностями.

                                                                      Подходы:

Элитарный

Население делится на управляющих и управляемых. Сущность управления обществом состоит в тщательном отборе членов правящей элиты.

Демократический

Большинство    людей    должны    иметь    доступ    к    важнейшим политическим инструментам и средствам. Сущность управления обществом состоит в определении целей развития общества.

Прагматический

 Политика — это искусство возможного. Политика — это определение направлений деятельности государства.

Идеалистический

Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое

Сущность управления обществом состоит в прогнозировании будущего.

Негативистский

Политика — это борьба за власть. Политика — это борьба за влияние на государственные дела.
«Бой бульдогов под ковром» ( Черчилль)

 «Там, где начинается политика, кончается мораль».

Сущность управления обществом состоит в контроле за всеми сферами общественной жизни

марксистско-ленинской подход:

«Политика   есть   прежде   всего   сфера   взаимодействия   между классами и определяется классовыми интересами».

Абсентеизм  — это уклонение от участия в выборах.

А. Объект политики

Б. Субъект политики

    Общественные институты

   Общественные институты

    предпринимательская деятельность

    права человека

Объект политики

Субъект политики

В широком смысле

В узком смысле

В широком смысле

В узком смысле

учреждение образования

Оказание влияния, руководства

профсоюз

 государство

права человека 

Политические оргпнизации

предпринимательская деятельность

Банк,

Партия

семейные отношения

Городская и сельская община

парламентская фракция

правление корпорации

областная Дума

Компромисс — политическое соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок.

Политическим процессом называется  цепь событий, изменяющих со временем властные отношения.

Исторический процесс — последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей

                                         Структура политической сферы.

Государственное управление

Деятельность различных движений и партий

Борьба за власть и её защита

Отношения людей по поводу власти

Политическая партия

Завоевание, удержание и использование государственной власти

Особая роль больших социальных групп

Интегративная функция

Разрешение конфликта

                      Политика как деятельность

Субъект политики – личность, социальные группы, политические организации, политическая элита.

Объект – общество в целом, все стороны его жизни.

Цель – реализация интересов субъектов политики. ( Главн. цель- участие во власти либо воздействие на власть)

Средства политической деятельности :

— мирные и насильственные

— организованные и агитационные,

— теоретические и дипломатические

Политические институты

1) Государство

2) Политические партии.

Функции политики (или социальное назначение) многообразны. Основными являются следующие:

•    выражение значимых интересов всех слоев общества;

•    объединение различных слоев населения;

•    социализация личности;

•    управление общественными процессами;

•    разработка перспективных целей и моделей развития общества.

Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Политическая власть – различные формы взаимодействия участников политики, связанные с борьбой за власть, с выработкой  и принятием государственных решений.

Политическая система – это механизм, через который осуществляется политическая власть в обществе, регулируются политические процессы и отношения.

                              Структура политической системы :

1. Политические институты – это государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, связанные с функционированием политической власти.

2. Политические нормы – это нормы , регулирующие отношения между классами. нациями и другими социальными группами, между личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использования государственной  власти.

3. Политические отношения – это отношения в процессе осуществления политической власти. участники политических отношений – властвующие и подвластные.

4. Политическое сознание и политическая культура – это знания, оценки, чувства, взгляды, идеи, теории, ценности, установки, убеждения, представления субъектов политики.

Политическая система — многофункциональный механизм, включающий государственные и негосударственные социальные институты, которые осуществляют политические функции.

                                  Подсистемы  (компоненты )  политической системы

            Подсистемы

                                                    Состав

Институциональная

( или организационная )

Государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления.

Нормативная

Политические принципы. правовые ( Конституция, законы)  и моральные нормы, политические традиции, уставы и программы политических объединений.

Функциональная

Формы и направления политической  деятельности, методы осуществления власти.

Коммуникативная

Формы взаимодействия партий, связи между субъектами политики, общение внутри политической системы, взаимодействие гражданских организаций с органами государства

Культурно-идеологическая

знания, ценностные ориентации, политическая идеология, политическая психология, поведенческие стандарты, характерные для политической деятельности.

      Функции политической системы

1. Руководящая роль по отношению ко всем другим системам( сферам), образующим в совокупности общество.

2. Целеполагание – т.е. определение целей и задач общественного развития, разработка политического курса власти.

3. Интегративная функция – сохранение целостности общества, предотвращение его распада, согласование многообразных интересов различных социальных групп.

4. Регулятивная функция— регламентация и упорядочение всех общественных отношений, выработка норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.

                           Государство в политической системе.

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом.

      Признаки государства :

1. Наличие публичной власти

2. Суверенитет

3. Территория и административно-территориальное деление;

4. Правовая система

5. Налоговые сборы.

6. Гражданство.

7. Правоохранительные органы.

8. Силовые структуры.

9. Государственные символы.

                         Функции государства

         Внутренние

              Внешние

1. регулирование общественных отношений

2. защита конституционного строя

3. выработка и проведение общей для страны политики в экономической, социальной, духовной сфере.

4. предотвращение и разрешение социальных конфликтов

1. оборона страны

2. взаимовыгодное сотрудничество с другими странами.

Внутренние функции—это направления деятельности государства по решению задач внутри государства.

Экономическая функция—выражающаяся  в формировании  и исполнении бюджета, определение стратегии экономического развития государства, обеспечение разных условий для функционирования различных форм собственности, стимулирование предпринимательской деятельности.

Социальная функция — выражающаяся  в  оказании социальных услуг членам общества, социальном обеспечении граждан.

Правовая функция—призванная обеспечить охрану правопорядка и соблюдения законности.

Политическая функция— управление государством 

Фискальная функция—сбор налогов, формирование госбюджета. 

Культурная  функция—направленная на подъем культурного и образовательного уровня граждан, создание условий их участия в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры.

Идеологическая —создание идеи объединяющей граждан.

Экологическая – природоохранная

Внешние функции—называются основными направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач. 

Внешнеэкономическая функция  – экономической сотрудничество с другими государствами.

Функция обороны и безопасности.

Внешнеполитическая функция—участие в межгосударственных организациях.

Гуманитарная функция—борьба за мир и мирное существование. 

Культурная функция – культурный обмен между странами на взаимовыгодной основе, научно—техническое сотрудничество.

                                                  ФОРМА ГОСУДАРСТВА

—  — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

форма правления

форма территориального устройства

политический режим

характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на

монархические и республиканские

отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства

представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы

                                                Форма правления

Монархия — это форма правления, при которой высшая власть сосредоточена в руках единоличного  правителя и передаётся по наследству.

 Признаки монархии:

 — высшая власть (власть монарха) передается по наследству;

 — осуществляется бессрочно;

 — не зависит от воли избирателей.

Республика форма правления,  при которой высшие органы власти выбираются.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — «запрет») на решения законодательного органа.

 В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.

 Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

                                                           ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

                     монархия

                      республика

Неограни-

ченная

(абсолют-

ная)

Ограни-

ченная

(парла-

ментс-

кая)

Ограни-

ченная

(дуалисти-

ческая)

Теократи-

ческая

Выборная

Президентс-

  кая

Парламентс-

кая

Смешан-

ная

Власть правителя никем и ничем не ограниченна.

Монарх царствует , но не правит

Двойствен-ная. Правят монарх и парламент

Светская и духовная власть в одном лице

монарх  избирает-

ся парла-

ментом, членами монаршей семьи или другим специаль-

ным органом.

президент формирует правительство и  оно ему подотчетно

парламент формирует правительство и  оно ему подотчетно

совместно президент и парламент формируют  правительст-во

Саудовская Аравия, Бруней.

Швеция, Дания, Великобритания, Япония, Испания, Норвегия

Иордания, Марокко.

Ватикан,

Саудовская Аравия, Бруней.

Малайзия, ОАЭ.(Объединённые Арабские Эмираты)

США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.

Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.)

Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Россия,  Австрия и др.)

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

I. Монархия

1. Неограниченная (абсолютная) — власть правителя никем и ничем не ограниченна.

   (Саудовская Аравия, Бруней )

2. Ограниченная (парламентская) — монарх царствует , но не правит. (Швеция, Дания, Великобритания, Япония, Испания, Норвегия )

3. Ограниченная (дуалистическая) — двойственная. Правят монарх и парламент. (Иордания, Марокко.)

4.  Теократическая — светская и духовная власть в одном лице.     (Ватикан,

Саудовская Аравия, Бруней )

5. Выборная — монарх  избирается парламентом, членами монаршей семьи или другим специальным органом. (Малайзия, ОАЭ.(Объединённые Арабские Эмираты)

II. Республика

1. Президентская — президент формирует правительство и  оно ему подотчетно. (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др. )

2. Парламентская — парламент формирует правительство и  оно ему подотчетно. (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др )

3. Смешанная — совместно президент и парламент формируют  правительство (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Россия,  Австрия и др.)

                                       Различия парламентской и президентской республик

Президентская

 Парламентская

  Смешанная

Президент (глава государства)  избирается населением

Президент ( глава государства)  избирается и контролируется парламентом

Президент ( глава государства) избирается населением.

Глава правительства — президент

Глава правительства – премьер –министр (ключевая роль в управлении).

Глава правительства – премьер-министр.

Правительство назначается президентом

Правительство формируется парламентом.

Правительство назначается президентом.

Правительство несёт ответственность перед президентом

Правительство несёт ответственность перед парламентом.

Правительство несёт ответственность перед парламентом и президентом.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

     С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

                       Формы государственного устройства:

1.  Унитарное  — это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. В нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии).

 Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т. п.. и децентрализованными — Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;

2.  Федеративное –это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.

В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов;

 3) Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических к прочих целей.

 Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

      Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество Независимых Государств). Она еще более аморфна и неопределенна, чем конфедерация.

      Ныне существующая конфедерация – Евросоюз.

                            Политический режим.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования  различают два полярных режима — демократический и антидемократический ( авторитарный, тоталитарный).

                                                      ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

   Демократический ( демократия)

                           Антидемократический

     Авторитарный

    ( авторитаризм)

   Тоталитарный

 ( тоталитаризм)

Демократический режим — государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

                    Признаки демократического режима:

 1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

 2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

 3)  существование гражданского общества с его развитой  структурой;

 4) реальное осуществление правового государства;

 5)  выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

 6) легитимность государственной власти;

 7) «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т, п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами;

  8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

 9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10)  провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

 12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

 13) гласность, свобода средств массовой информации от цензуры;

14)  реальное действие принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, прово­дить повседневную политику государства) и судебную (призван­ную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

                      Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами.

 Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

 Признаки авторитарного политического режима:

1)  в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) .  игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3)  роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать;

4)  суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;

5)  сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6)  в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;

8)  отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

9)  нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

 10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае

они разгоняются;

11)  права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);

12)  личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

13)  «силовые» структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях;

14)  роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не харизматический.

                                     Тоталитарный режим

Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть.

 Тоталитарный режим — характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).

           Признаки тоталитарного политического режима:

 1) государство стремится к глобальному господству над все­ми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

 2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании (государства чисто фашистского типа);

 3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4)  абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

 5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

 6) доминирующим методом управления становится наси­лие, принуждение, террор;

 7). господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;

8) . права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

9).  экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

 10). наличие одной официальной идеологии, фактическое устранение плюрализма;

11).  централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12).  бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13)  отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14).  государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

              ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

Гражданское общество  это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций( объединений) , выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества, при этом личность и организации граждан ограждены от прямого вмешательства государственной власти.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером

                 Признаки гражданского общества

1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

2. развитая демократия;

3. правовая защищённость граждан;

4. определённый уровень гражданской культуры;

5. высокий образовательный уровень населения;

6. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

7. самоуправление;

8. конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

9. свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

10. сильная социальная политика государства;

11. многоукладная экономика;

12. большой удельный вес в обществе среднего класса.

Правовое государство – государство, в котором :

а) высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина ;

 б) государственная власть связана ( ограничена ) правом.

          Признаки правового государства.

1. Верховенство права. ( Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакие государственные и общественные организации — никто не освобождается от обязанности  подчиняться закону)

2. Незыблемость прав и свобод человека. ( Государство обязано принимать законы , которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека).

3. Разделение властей  на законодательную, исполнительную и судебную, что способствует правовому ограничению государственной власти.

                    Политические партии. Избирательные  системы.

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. Она включает два взаимосвязанных компонента: избирательное право и избирательный процесс.

 избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов;

 избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.

Избирательное право является частью конституционного права и рассматривается в узком и широком смысле. Напомним, что в узком смысле избирательное право – это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти и местного самоуправления.

Избирательное право в широком смысле включает, помимо сказанного, избирательные законы (например, Законы РФ «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.; законодательство субъектов РФ), иные акты (например, инструкции и разъяснения).

Электорат – совокупность граждан, имеющих право участия в выборах.

Типы избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

В соответствии с мажоритарной избирательной системой вся территория страны разбивается на территориальные единицы – избирательные округа. От каждого округа избирается чаще всего только один депутат (одномандатные округа), но иногда два депутата и более (многомандатные округа). Принципиальную роль играют размеры избирательных округов. Они должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. В противном случае нарушается принцип равенства избирательных прав граждан. В самом деле, представьте, что в двух избирательных округах выбирается по одному депутату, но в первом округе насчитывается 60 тыс. избирателей, а во втором – 120 тыс. Следовательно, голоса избирателей в первом округе оказываются вдвое весомее, чем во втором.

 Ещё одна характерная черта мажоритарной системы – избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет.

 И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы – мажоритарная (от лат. majorite – большинство).

Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства (например, в Австралии) и относительного большинства (в США и Канаде).

 В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1% голосов. Во втором – побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников. Не случайно мажоритарную систему относительного большинства называют «системой первого пришедшего к финишу».

 При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Если, скажем, ни один из кандидатов не получает требуемого абсолютного числа голосов, то назначается второй тур выборов. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.

Пропорциональная избирательная система распространена в современном мире более широко. Она имеет много разновидностей, но суть её состоит в следующем. Территория страны чаще всего объявляется единым избирательным округом. Политические партии, их союзы (избирательные блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избирателям предлагается проголосовать только за один из таких списков. По существу, они голосуют не за личность от той или иной партии, а за собственно партии в масштабе всей страны. В итоге после подсчёта голосов партии, участвовавшие в выборах, получают число мест в представительные органы чётко пропорционально числу отданных за них голосов, Например, если первая партия собрала 40% всех голосов, вторая – 20%, а третья – 10%, то каждая из партий получит соответственно 40, 20 и 10% мест в парламенте. Иными словами, депутаты первой партии будут иметь численное превосходство в два и четыре раза по сравнению с другими партиями.

 Пропорциональная система обеспечивает более справедливое, чем мажоритарная, соотношение между полученными голосами и местами в парламенте. С её помощью в органах власти представлена реальная картина противоборства и расстановки политических сил.

Политическая партия — стабильная  политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

  По идеологическому признаку партии бывают :

— либеральные,

— консервативные,

—  социал-демократические,

—  коммунистические,

— фашистские и др.

Либеральные и консервативные партии отстаивают ценности свободы и достоинства личности, идею естественных, неотчуждаемых прав человека, его ответственность перед самим собой и обществом. Они выступают за активизацию крупного частного сектора, ограниченное вмешательство государства в экономическую жизнь, проведение социальной политики в пользу нетрудоспособных слоёв общества. Однако, в отличие от либеральных, консервативные партии подчёркивают свою приверженность традиционным ценностям. К ним относятся: закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, сильное иерархическое государство.

 Социал-демократические партии отстаивают ценности демократического социализма: свободу, солидарность, справедливость. В экономической сфере они выступают за плюрализм форм собственности, среди которых большое место наряду с частной занимает государственная собственность; в политической – за правовое государство, политический плюрализм, постепенно устранение классовых привилегий, консенсус при разрешении возникающих спорных вопросов; в социальной – за перераспределение доходов в пользу малоимущих, создание достойных человека условий жизни и труда.

 Одни коммунистические партии сегодня примыкают по своим идейно-теоретическим воззрениям к социал-демократам. Они отказались от идеи диктатуры пролетариата и ориентируются на эволюционный путь перехода к социализму. Другие – по-прежнему отстаивают идеи революционного переустройства общества, применения насилия к противникам революционных преобразований.

 Фашистские партии ориентированы на политическое и идейное принуждение человека во имя идеалов нации и государства. Фашистская политико-идеологическая доктрина включает идеи расового неравенства и превосходства одной нации над другими, тоталитарного государства, безграничной власти вождя, культа войны и насилия, пренебрежительного отношения к человеку.

По типу политической программы различают :

левые партии (коммунистические, социалистические), защищающие интересы социальных низов;

—  правые партии (либеральные, консервативные), защищающие интересы высшего класса;

центристские партии (социал-демократические), защищающие преимущественно средний класс.

 Подчеркнём, что в настоящее время многие партии стали утрачивать свой сугубо классовый характер и провозгласили себя «народными партиями» (или партиями «для всех»). Они стремятся разработать такую предвыборную программу, за которую бы проголосовало большинство избирателей.

 По организационному признаку партии подразделяются на :

— массовые и

—  кадровые.

Массовые партии – многочисленные объединения со сложной организационной структурой, постоянным членством.

Кадровые формируются вокруг группы лидеров и характеризуются аморфностью партийной организации, отсутствием фиксированного членства.

 По отношению к проводимой политике различают :  правящие партии и партии оппозиционные (от лат. oppositio – противопоставление).

 В настоящее время в демократических странах сложилось два типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная.

Двухпартийная система та, при которой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Причём одна обеспечивает себе большинство голосов избирателей и становится партией большинства в парламенте, а другая заседает в нём на правах партии меньшинства. Права меньшинства не только не уменьшаются, но, напротив, защищаются сложившимися традициями и нормативными документами. Например, во время проведения парламентских дебатов партия меньшинства может выступать по тому или иному вопросу, участвовать в голосовании и др. Двухпартийная система обычно базируется на мажоритарном избирательном законе. Классическим примером двухпартийной системы являются США, где из множества политических партий только две – республиканская и демократическая – попеременно побеждают на выборах.

 Многопартийная система складывается чаще всего под влиянием пропорциональной избирательной системы. Здесь за победу в выборах борются несколько (не менее трёх) однопорядковых по своему влиянию партий. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат. compromissum – соглашение, достигнутое путём уступок) и объединения. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и межпартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Последние иногда насчитывают 5-6 партий, которые, сложив голоса свои представителей в парламенте, обретают большинство.

 В России Президент назначает, как вы знаете, Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. При выборе кандидатуры он должен принимать во внимание партийный состав Думы, чтобы избежать конфронтации с ней и, как следствие, политического кризиса. Не случайно в президентских республиках наиболее острая предвыборная борьба ведётся именно за президентское кресло.

                                            ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политическая культура – это система политических взглядов. знаний и политических чувств, политических оценок, политических традиций, обычаев и норм, существующих в обществе.

Факторами формирования политической культуры являются:

  • Знания граждан о политической системе
  • Личное участие граждан в формировании политической системы

Компонентах политической культуры:

  • Знания, полученные индивидом о политике и политической системе.

От глубины и истинности политических знаний во многом зависит уровень политической культуры.

  • Эмоциональные ориентации.

Имеется ввиду политические восприятия, переживания, чувства, эмоции по отношению к политической деятельности, политическим лидерам и т.д.

  • Оценочные ориентации.

Умение оценить политические явления, суждения, мнения относительно политических объектов и субъектов.

  • Политическая практика.

Ее содержанием являются политические поступки, межгрупповые, межличностные политические отношения, политические речи, выступления и т.д.

Функции политической культуры.

1. Познавательная – это повышение политической информированности и компетенции.

2. Воспитательная— это стремление к политическому осмыслению социальных процессов, развитие гражданской ответственности, политической этики.

3. Регулятивная – это воздействие граждан на политический процесс – индивидуально и через институты власти и гражданского общества.

4. Защитная – это нацеливание на защиту экономической, социально-политической, духовной и экономической сфер общества.

5. Коммуникативная – это передача политической культуры общества через СМИ новым поколениям, обмен политической информацией.

6. Интегративная – это консолидация всех слоёв , классов и наций общества на основе доминирующих общегражданских ценностей, идей, традиций, норм и тпринципов политического общежития.

                               Типы политических культур, по Г.Алмонду и В.Вербе ( амер. политол.)

Патриархальный или тип общин

Подданнический или тип субъекта

Активистский, или тип участника

,,Культура гражданина “ или смешанный тип

Отсутствие интереса к политической жизни, политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных

Присутствует сильная приверженность к су-

ществующим в стране

политическим инсти-

тутам и режиму влас-

ти, низкая индивидуа

льная активность

Уделяет много внимания политике, гордится политической системой своей страны, стремится влиять на власть.

Участие в политике без энтузиазма, интерес к политическим новостям, неучастие в политических организациях.

Уровни политической культуры:

— Политическая культура общества

— Политическая культура социальной и национальной группы

— Политическая культура личности

                                                  МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Местное самоуправление – самостоятельная, под свою ответственность , деятельность населения по решению непосредственно или через органы самоуправления вопросы местного значения. ( это одна из форм народовластия)

Муниципальное право – это право местного самоуправления.

Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения . возникающие в процессе организации местного самоуправления.

                           Предметы ведения местного самоуправления

1. Отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления ( например, государственная регистрация актов гражданского состояния)

2. Вопросы местного значения

— Принятие и изменение уставов муниципальных образований

— Владение, пользование, распоряжение муниципальной  собственностью.

— Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

— Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений.

— Организация, содержание и развитие муниципальных  учреждений образования,  здравоохранения.

— Охрана общественного порядка.

— Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований.

— Другие вопросы местной жизни.

Решения органов местного самоуправления по вопросам своего ведения могут быть отменены только в судебном порядке.

             Различия между органами местного самоуправления и местной властью

                Местное самоуправление

                               Местная власть

Не входит в систему органов государственной власти ( самостоятельно, автономно)

Входит в систему  органов государственной власти.

Не контролируется государственной властью.

Подчиняется подконтрольна вышестоящим органам государственной власти

Существует на общественных началах.

Существует на деньги налогоплательщиков.

Органы выборные

В большинстве случаев назначаемая.

Органы имеют сроки полномочий.

Если назначаемая, то срок службы не установлен.

Относится к институтам гражданского общества.

Относится к государственным институтам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по правильному питанию
  • Оригинального руководства по рэйки доктора микао усуи
  • Шкаф купе бася с зеркалом инструкция по сборке
  • Эпиктет энхиридион краткое руководство к нравственной жизни купить
  • Инструкция по охране труда в тренажерном зале 2022